Содержание

Введение
Глава 1. Состояние проблемы исследования на современном этапе
1.1. Физическая подготовка и ее разновидности
1.2. Система планирования тренировки и оценивания степени развития физических (двигательных) качеств
1.3. Особенности физической подготовки велосипедистов
1.4. Организация тренировочных циклов в велосипедном спорте
Глава 2. Цель, задачи, организация исследования
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Организация и методы исследования
Глава 3. Результаты исследования и их анализ
3.1. Исследование динамики показателей функциональной (физической) подготовленности велогонщиков при различных вариантах планирования подготовительного периода годичного цикла
Выводы
Список использованных источников

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Введение

Физическая подготовленность спортсмена является важнейшей, определяющей стороной, фундаментом спортивного мастерства.

Хорошая физическая подготовленность велосипедиста позволяет ему успешно выдерживать тренировочные и соревновательные нагрузки, разнообразить технику и тактику. При этом у спортсмена появляется уверенность в своих силах, возрастает уровень притязаний.

Степень проявления физических способностей в тренировочной и соревновательной деятельности во многом зависит от рационально организованного процесса физической подготовки в процессе длительной тренировки.

В настоящее время не существует единого мнения, общепринятого взгляда на планирование периодических циклов физической подготовки спортсменов.

На практике многие тренеры еще недостаточно используют данные научных исследований о том, как оптимизировать процесс физической подготовки с помощью применения рационально построенных циклов тренировки, что обуславливает актуальность данной работы.

Все указанное определяет актуальность настоящего исследования.

Гипотеза исследования: предполагалось, что тренировочный процесс по велоспорту детей 14-15 лет, построенный с применением рационально организованных периодов подготовки в рамках годичного цикла, будет способствовать повышению их уровня общефизической подготовленности.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс велогонщиков 14-15 лет.

Предмет исследования: физическая подготовка велогонщиков 14-15 лет и ее эффективность.

Целью настоящего исследования было исследование особенностей и повышение эффективности физической подготовки велогонщиков 14-15 лет в годичном цикле тренировки.

Практическая значимость: положения данного исследования могут быть применены в практике тренировки в велогонках при работе со спортсменами 14-15 лет.

Глава 1. Состояние проблемы исследования на современном этапе

1.1. Физическая подготовка и ее разновидности

В основе формирования и совершенствования двигательных способностей лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной специализации организма (Вврхошанский Ю.В., 1988).

В процессе систематической тренировки происходит постепенная адаптация организма к предъявляемым ему требованиям, что сопряжено с морфологической и функциональной перестройкой различных органов и систем, совершенствованием регуляторных механизмов, расширением диапазона адаптационно-компенсаторных реакций (Граевская Н.Д., 1975). В результате, формируется комплекс структурно-функциональных изменений, обеспечивающих долговременную адаптацию к действию данного раздражителя.

Каждый организм представляет собой динамическое сочетание устойчивости и изменчивости, в котором последняя служит адаптивным реакциям и, следовательно, защите его наследственно закрепленных жизненно важных констант. В развитие этих положений показано (Судаков К.В., 1984), что постоянство распространяется лишь на ограниченную часть наиболее значимых физиологических показателей. Живой организм осуществляет активный поиск оптимального и наиболее устойчивого состояния, что выражается в адаптации (Фурдуй Ф.И., 1985).

Различают четыре основные стадии адаптации к физическим нагрузкам: «срочная» адаптация; переходная, стадия долговременной адаптации; стадия «устойчивой» адаптации и стадия «изнашивания» системы, ответственной за адаптацию (Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г., 1988).

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

В спорте под влиянием повторных и продолжительных тренировочных воздействий, протекающих зачастую в экстремальных условиях, возникает адаптированная перестройка функций и форм, которая, в свою очередь раздвигает границы функционирования и существования организма. В результате (специфической) адаптации организма к условиям спортивной деятельности создается фенотип, представляющий собой сформированный средой вариант (Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г., 1976).

Сдвиги, происходящие в организме в процессе адаптации, касаются всех уровней организма от субклеточно-молекулярного до целостного организма. При этом значительную роль в формировании адаптивных особенностей (признаков) играет специализированная тренировка.

Систематические тренировки оказывают существенное влияние в аспекте реализации генетического потенциала, но это происходит только в пределах, обусловленных генотипом

Взаимодействие социального и биологического фактора в формировании двигательных способностей спортсмена носит характер постоянно корректируемой, в процессе становления спортивного мастерства, программы.

В результате спортивных тренировок, направленных на усовершенствование физических, функциональных, координационных и психических кондиций спортсмена, происходит систематическое «наложение» воздействий среды на генетически обусловленную программу развития его способностей. При этом важнейшее значения имеет соответствие направленности управляющих воздействий наследственно обусловленной предрасположенности спортсмена. Следовательно, достижение наивысших результатов обусловлено тем, насколько эффективно удастся реализовать потенциальные, запрограммированные в геноме, индивидуальные возможности спортсмена в процессе его спортивного совершенствования.

Таким образом, достижение высоких спортивных результатов, с одной стороны, ограничено генотипом, а с другой стимулируется условиями воспитания и подготовки.

Физическая подготовка, наряду с технической, тактической и психологической является важнейшим компонентом в подготовке спортсменов, а на начальном этапе спортивной деятельности, именно физическая подготовка является приоритетным направлением тренировки. Обычно различают общую и специальную физическую подготовку. В.Н. Платонов (1987) выделяет три вида физической подготовки:

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

  • общую физическую,
  • специальную физическую,
  • вспомогательную физическую подготовку

Общая физическая подготовка представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого оринтировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых разных видах деятельности (Матвеев Л.П.,1991).

Вспомогательная физическая подготовка ориентирована на создание специальной основы, необходимой для выполнения больших объемов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств (Платонов В.Н.,1987).

Задача специальной физической подготовки, заключается в интенсификации режима работы организма спортсмена специализированными средствами. В масштабе многолетней тренировки это связано с активизацией процесса морфофункциональной специализации т.е. избирательно направленной адаптацией организма к специфическому двигательному режиму, присущему спортивной деятельности, а также с повышением моторного потенциала спортсмена и рабочей эффективности движений как необходимого условия для совершенствования технико-тактического мастерства.

В масштабе годичного цикла специальной физической подготовки, она, кроме всего прочего, должна способствовать планомерному выведению возможностей организма на тот уровень специальной работоспособности, который необходим для успешного выступления в соревнованиях (Верхошанский Ю.В.,1988).

Средства спортивной тренировки разделяются по направленности воздействия. При этом можно выделить средства, преимущественно связанные с совершенствованием различных сторон подготовленности — технической, тактической и т. п., а также направленные на развитие отдельных двигательных качеств.

К средствам общей физической подготовки относят упражнения, направленные на приобретение и улучшение общей физической подготовленности спортсменов, т.е. на развитие физических способностей, которые хотя и не являются специальными для избранного вида спорта, но необходимы с точки зрения всестороннего повышения функциональных возможностей организма, атлетического развития.

К средствам специальной физической подготовки относят соревновательные и специальные подготовительные упражнения, непосредственно направленные на развитие физических качеств и овладение техникой в соответствии со спецификой избранного вида спорта (Курамшин Ю.Ф.,2003)

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

По степени соответствия режиму работы организма при выполнении соревновательного упражнения выделяют три группы средств специальной физической подготовки:

Специфические- различные формы (варианты) выполнения основного соревновательного упражнения с задачей приспособления организма к режиму его работы в условиях соревнований.

Специализированные- адекватные соревновательным условиям и функциональным параметрам режима работы организма, играющие основную роль в развитии процесса его морфофункциональной специализации.

Неспецефические — формально не соответствующие соревновательному упражнению по двигательной организации, но способствующие развитию функциональных возможностей организма в требуемом направлении; их задача заключается в усилении тренирующего эффекта специализированных средств за счет дополнительного избирательного воздействия на те или иные физиологические системы и функции организма.(Верхошанский Ю.В.,1988)

Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.

Задачи СФП:

. Развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта.

. Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта.

. Воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

. Формирование телосложения спортсменов с учетом требований конкретной спортивной дисциплины. Показатели телосложения (рост, вес, конституция и т.д.) у спортсменов, как правило, отличаются между собой. Поэтому в процессе СФП следует направленно воздействовать на те компоненты телосложения, от которых зависит успех в избранном виде спорта и которые можно целенаправленно изменять с помощью средств и методов спортивной тренировки.

Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке спортсмена зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и др. (Курамшин Ю.Ф., 2003).

Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, которая также может быть общей или специальной.

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной         производительности, в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями, в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.

Важное значение в любом виде спорта играет функциональная подготовленность.

Можно выделить несколько зон работы спортсменов и соответствующие им сдвиги в организме.

зона. Компенсаторные, аэробные нагрузки на уровне порога аэробного обмена, применяемые в качестве активного отдыха после высокоинтенсивной работы. Такие нагрузки способствуют более быстрому восстановлению организма спортсмена. ЧСС до 130 уд/мин, лактат до 2 ммоль/л.

зона. Нагрузки аэробного характера, поддерживающие достигнутый уровень общей выносливости. ЧСС 130-150 уд/мин, лактат 2-4 ммоль/л.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

зона. Нагрузки смешанного характера, развивающие специальную выносливость, расширяющие адаптационные возможности организма спортсмена. Работа выполняется на уровне порога анаэробного обмена. Нагрузки в этой зоне позволяют совершенствовать кардио-респираторную систему, повышают как аэробную, так и анаэробную производительность. ЧСС 160-180 уд/мин, лактат 4-7 ммоль/л.

зона. Нагрузки смешанного характера, расширяющие
функциональные возможности спортсмена, создающие условия для экономичной работы. Нагрузки, которые выполняются в большей степени за счет аэробного энергообеспечения, повышают экономичность деятельности. Работа в этой зоне способствует развитию специальной выносливости. Нагрузки выполняются на уровне максимального потребления кисло
рода и критической скорости. ЧСС 180-200 уд/мин, лактат
7-10 ммоль/л.

зона. Специфические нагрузки, близкие к соревновательным. Нагрузки выполняются преимущественно за счет гликолитического обеспечения, развивают анаэробные возможности. ЧСС свыше 200 уд/мин, лактат 11-20 ммоль/л.

Нагрузки, развивающие скоростно-силовые возможности. Работа в этой зоне выполняется преимущественно за счет креатин-фосфатного механизма энергообеспечения. Время работы до 15 с (величины ЧСС и лактата не учитываются) (Фарфель В.С., 1979).

При хорошем функциональном состоянии нет особой необходимости выходить на предельную частоту пульса 190-200 уд/мин многократно, следует остановиться на уровне 170-175 уд/мин и не допускать резкого снижения частоты пульса.

Использование тренировочных нагрузок различных зон мощности при тренировке спортсменов должно подчиняться определенным правилам. Многие из них можно выразить при помощи «пирамид» нагрузок, т.е. соотношений нагрузок в различных зонах мощности по принципу пирамиды. Так пирамида энергетической тренировки строится на аэробном фундаменте. После закладки аэробного фундамента возводится анаэробная лактатная ступень пирамиды и, наконец, анаэробная алактатная ступень. В результате достигается высокий энергетический потенциал тренирующегося спортсмена.

Учитывая принцип обратимости тренировочных воздействий, переход на каждую очередную ступень пирамиды требует продолжения использования в тренировке, разумеется, в меньшем объеме, средств предыдущей ступени для поддержания уровня достигнутых на этой ступени адаптационных изменений (Яхонтов Е.Р., 2004).

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Формирование аэробного фундамента есть ни что иное, как повышение уровня кардиореспираторной выносливости (общая физическая подготовка), в то время как анаэробная лактатная (повышение скоростной выносливости) и анаэробная алактатная (повышение скорости) тренировка содержит компоненты, относимые к специальной физической подготовке. Понятно, также, что чем более солидный фундамент закладывается в основание, тем более высокую пирамиду можно построить.

Морфологически, формирование аэробного фундамента вызывает преимущественно саркоплазматическую рабочую гипертрофию мышц, а анаэробная лактатная и анаэробная алактатная тренировки — смешанную саркоплазматическую и миофибриллярную гипертрофию.

В основании другой пирамиды — пирамиды силовой тренировки лежит развитие силовой выносливости, после чего акценты переносятся на развитие максимальной силы и взрывной силы. В данном случае речь идет о принципе постепенного увеличения нагрузки. Благодаря такому распределению тренировочных акцентов достигается высокий силовой потенциал тренирующегося спортсмена. Вновь, как и при построении пирамиды энергетической тренировки, на более ранних ступенях силовой тренировки развиваются компоненты общей, а на верхней ступени — специальной физической подготовки (Яхонтов Е.Р., 2004).

Необходимость построения двух видов тренировочных пирамид в относительно короткое время ставит вопрос об эффективности сочетания упражнений разной физиологической направленности. Такой подход получил название перекрестной тренировки, которую определяют как «тренировку ряда различных компонентов подготовленности (таких, как выносливость, сила, гибкость) в одно и то же время» (Уилмор Дж., 1997).

Хотя исследования физиологов и показывают, что при сочетании силовой тренировки с тренировкой, направленной на повышение аэробной выносливости прирост мышечной силы и мощности оказывается несколько меньшим, чем вследствие лишь силовой тренировки, для баскетбола такое сочетание вполне приемлемо. Повышение же уровня аэробных возможностей не становится менее эффективным при одновременном совершенствовании аэробной выносливости и силы. Важно напомнить, что если спортсмен пропускает какие-либо ступени тренировочной пирамиды или нарушает предписываемую ею последовательность тренировочных акцентов, результат будет менее успешным и может привести к травмам (Яхонтов Е.Р., 2004).

Сам образ тренировочной пирамиды помогает представить поэтапное развитие тренировочного процесса во времени. На первых двух ступенях тренировочной пирамиды тренировка с отягощениями занимает, как правило, три дня в неделю, через день. Энергетическая тренировка требует пяти или шести дней в неделю. Очевидно, что в некоторые дни придется совмещать ту и другую тренировку (Яхонтов Е.Р., 2004).

1.2. Система планирования тренировки и оценивания степени развития физических (двигательных) качеств

В настоящее время планирование тренировочного процесса выглядит прежде всего как создание системы планов, рассчитанных на различные периоды, в которых должен быть реализован комплекс взаимосвязанных факторов. План тренировки-всегда серьезный научный документ, опирающийся на исходный уровень объекта планирования и предусматривающий возможные перспективы (ближние, средние и дальние).

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Ближним перспективам соответствуют оперативные планы, тренировки, средним — текущие и дальним — перспективные тренировочные планы. Эти три группы планов следует дифференцировать, выделив несколько разновидностей: 1) план одного занятия, содержащий перспективное изложение учебно-тренировочного материала; 2) план тренировочного дня, содержащий учебно-тренировочные задания на 2, 3, иногда на 4 занятия; 3) план тренировочного микроцикла, охватывающий от 1-3 тренировочных дней до недели, иногда более недели, 4) план предсоревновательного мезоцикла, состоящий из нескольких микроциклов и охватывающий период от 15 дней до 1,5 месяца; 5) план тренировочного макроцикла, охватывающий период от 7 до 28 недель; 6) план тренировочного года, состоящий из 2-3 макроциклов и охватывающий период в 12 месяцев; 7) план четырехлетнего тренировочного цикла, охватывающий олимпийский или спартакиадный циклы; 8) многолетний план тренировки, охватывающий всю спортивную биографию спортсменов.

Очевидно, что элементарной структурной единицей тренировочного процесса является занятие. Из отдельных занятий складывается тренировочный день, сочетание последних порождает микроцикл, а объединение нескольких микроциклов создает новый, относительно самостоятельный и цельный фрагмент тренировочного процесса-мезоцикл. Объединение нескольких мезоциклов порождает еще более крупную и относительно законченную структуру-макроцикл, в конце которого борцы принимают участие в одном из главных соревнований года. В свою очередь, тренировочный год состоит из двух-трех макроциклов; олимпийский или спартакиадный цикл состоит из четырех годичных циклов. Многолетний тренировочный процесс вбирает в себя весь путь спортсменов-от момента начала занятий до момента прекращения спортивной деятельности.

Важную задачу представляет собой планирование одного тренировочного занятия. По степени разнообразия решаемых задач, а следовательно, по разнообразию тренировочных программ (заданий) следует различать два типа: с избирательной (преимущественной) и комплексной направленностью (Платонов В. Н., 1980). Их основное различие сводится к количеству решаемых задач. В занятиях избирательной направленности решается, как правило, какая-либо одна задача, а в комплексных занятиях применяются тренировочные программы, позволяющие решить 2-3 задачи и более. Комплексные занятия в спорте применяются относительно редко. Встречаются два их варианта: 1) с последовательным решением 2-3 различных задач, для чего занятие соответственно делится на две-три части; 2) с параллельным решением обычно двух задач в занятии.

При проведении комплексных занятий возникают два методических вопроса: 1) какую последовательность в применении тренировочных заданий признать рациональной; 2) как определить рациональное соотношение между величинами различных тренировочных заданий.

Занятия избирательного типа в практике спорта наиболее применительны. Они позволяют сконцентрировать внимание на решении главной задачи, что в большей мере содействует конструктивным адаптационным процессам в организме спортсмена (Платонов В. Н., 1980). Определяются три варианта таких занятий: 1) с использованием на протяжении определенного этапа ограниченного числа однообразных, широко рекомендуемых, привычных и стабильных тренировочных заданий; 2) с варьированием тренировочных заданий на разных этапах тренировки; 3) с использованием обширного комплекса различных однонаправленных тренировочных заданий, применяемых в режиме нескольких методов тренировки.

Исходя из содержания тренировочных программ, можно выделить основные и регулировочные тренировочные дни. Цель первых сводится к повышению специальной работоспособности, а вторых — к ее восстановлению за счет одновременного повышения общей работоспособности спортсменов.

После занятий средней нагрузочности восстановление организма практически завершается через несколько часов (Платонов В. Н., 1980), тогда как для восстановления после занятий с предельными нагрузками требуется гораздо больше времени. Поэтому В.Н. Платонов (1980) считает, что после занятий со средней нагрузкой, например скоростно-силового характера, можно проводить аналогичное занятие со средней, значительной и большой нагрузкой, тогда как вслед за нагрузочным занятием скоростной направленности планировать второе такое занятие нежелательно.

В частности, для реализации феномена Сеченова весьма полезны относительно контрастные тренировочные программы. При этом контрастность заданий должна оцениваться не только с психологических, но и физиологических позиций.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Очень важно соблюсти именно относительную контрастность заданий, так как полная контрастность тренировочной программы правомерна в основных и регулировочных тренировочных днях.

Для управления спортивной тренировкой должны быть определены, как указывалось выше, — системы организма спортсмена, в наибольшей степени лимитирующие достижение высокого спортивного результата в любом виде спорта. Для некоторых упражнений (например, для всех длительных циклических локомоций) такие системы определены, для многих же скоростно-силовых видов спорта либо еще не определены, либо ведущими называются столько систем, что воздействовать на них одновременно не представляется возможным.

Управление тренировочным процессом предусматривает умение оценивать деятельность этих систем. В этом случае мы сталкиваемся с измерением и оценкой параметров, подлежащих управлению. Пока, по-видимому, это один из самых слабо разработанных вопросов теории спорта. Во-первых, измерения проводятся с помощью аппаратуры, серийный выпуск которой не налажен. В отличие от физиологов и врачей, располагающих самой современной инструментальной техникой, педагог до сего времени вооружен лишь секундомером, рулеткой и динамометром. Во-вторых, оценка состояния различных систем организма спортсмена проводится с помощью контрольных упражнений или тестов.

Управление тренировочным процессом предполагает знание величины переноса между различными системами организма, а также и внутри одной системы. По этому вопросу известно достаточно много, но все эти известные факты должны быть строго классифицированы в соответствии с двумя типами связей: параметрическими и непараметрическими.

Управление спортивной тренировкой возможно, если известны конечные характеристики системы, подлежащей управлению. Пока наши знания в этом отношении весьма неполны.

Необходимое условие управления — умение оценивать величину регулирующего воздействия, то есть дозу тренировочной нагрузки.

Все схемы управления тренировочным процессом, опубликованные в литературе, имеют блоки с индексами «состояние спортсмена», «срочный тренировочный эффект» и т. п. По-видимому, в системе управления связи, ведущие от блоков к тренеру, являются важнейшими. Если тренер не будет получать необходимого минимума информации о состоянии спортсмена-говорить, об управлении тренировочным процессом бесполезно. Поэтому основное внимание необходимо уделить именно этому звену системы управления. Отметим, что эти вопросы, связанные с проблемой педагогического контроля, уже четверть века подробно исследуются в работах Н. Г. Озолина (1969).

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Педагогический контроль должен являться составной частью контроля вообще и дополняться другими видами контроля (медицинским, физиологическим и т. п.).

1.3. Особенности физической подготовки велосипедистов

Основным требованием по воспитанию физических качеств в возрасте 14-15 лет является обеспечение связи с формированием и совершенствованием двигательных навыков.

В практике физического воспитания школьников используют два основных пути развития физических качеств.

Первый сводится к попутному стимулированию этих качеств, проявляющихся в процессе формирования новых двигательных умений и навыков.

Второй путь характеризуется специальной организацией процесса развития физических качеств. (Шитикова Л.Ф.,1986).

Для велосипедистов основными физическими качествами, необходимыми для достижения высоких спортивных результатов, являются: быстрота, сила, специальная и общая выносливость, координационные способности (ловкость).

Физическая подготовка велосипедистов подразделяется на общую, вспомогательную и специальную. Каждому виду физической, подготовки соответствуют специфические средства подготовки (Полищук Д.А., 1986).

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Под общей физической подготовкой велосипедиста подразумевают разностороннее гармоничное развитие двигательных способностей, которые хотя и не являются следствием процесса спортивного совершенствования в избранием виде спорта, а обеспечиваются неспецифическими средствами, но и создают предпосылки для дальнейшего роста результатов. Поэтому планирование общей физической подготовки должно осуществляться с учетом конкретных требований соответствующей дистанции, избранной в качестве спортивной специализации. По этой причине недопустимо применение методики физической подготовки, обеспечивающей рост физических качеств и функциональных свойств, которые не только не способствуют повышению эффективности соревновательной деятельности, но и могут ограничивать дальнейшее развитие значимых для велосипедистов специальных физических качеств.

Вспомогательная физическая подготовка состоит в создании у спортсменов возможностей для освоения необходимых объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, характерных для велосипедного спорта. Этот вид подготовки предполагает выполнение работы, направленной на улучшение состояния здоровья и улучшение скорейшего восстановления систем организма после физических нагрузок.

Под специальной физической подготовкой следует понимать совершенствование тех специальных двигательных качеств и функциональных возможностей организма, которые находятся в соответствии с требованиями соревновательной деятельности в том виде гонок, который избран в качестве спортивной специализации.

Независимо от вида гонок спортсмену необходимо комплексно проявлять различные физические качества, но в различных соотношениях. Так, например, специализирующимся в гонках преследования в тренировочных занятиях на шоссе и треке основное внимание следует уделять воспитанию общей и специальной выносливости (Бахвалов В.А., 1965). С целью совершенствования скоростных возможностей в гонках преследования необходимо широко применять средства и методы спринтерской тренировки, сочетая их с участием в соревнованиях по спринтерской программе. Для воспитания силовых качеств следует использовать разнообразные средства (езду на повышенных передачах, ускорения в гору, занятия со штангой и т. д.). Высокий уровень выносливости необходимо поддерживать и в соревновательном периоде велосипедистам, специализирующимся в гонках преследования (Москвин С.В., 1972), используя для этого средства шоссейной подготовки и участие в соревнованиях на шоссе.

Велосипедистам-шоссейникам наряду с воспитанием выносливости значительную часть времени необходимо уделять совершенствованию скоростных и силовых возможностей. Низкие показатели скоростно-силовых качеств даже при наличии высокого уровня развития качеств выносливости и быстроты становятся одной из причин неудачного выступления наших спортсменов на чемпионатах мира (Капитонов В.А., Ердаков С.В., 1977).

При подготовке спринтеров в зависимости от периодов тренировки следует развивать силу, общую и специальную выносливость в подготовительном периоде; скоростные и скоростно-силовые способности и ловкость — в соревновательном.

Скоростные способности

Под скоростными способностями (быстротой) понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Быстрота имеет решающее значение в спринтерских гонках, так как характеризует способность спортсмена к езде с максимально возможной скоростью, а также при финишировании в индивидуальных гонках на шоссе, гонках по очкам на треке. Основными предпосылками для развития быстроты являются подвижность нервных процессов спортсмена, способность мышц к расслаблению, эффективность использования спортивной техники, интенсивность волевого усилия и биохимические механизмы, обеспечивающие движение скоростного характера (Полищук Д.А., 1986).

Проявления скоростных способностей относительно независимы друг от друга и могут выражаться следующими характеристиками:

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

латентным временем простой и сложной двигательной реакции;

скоростью одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);

частотой движений.

Сочетание этих характеристик позволяет оценить все проявления скоростных способностей в спортивной деятельности. Так, результат в спринтерской гонке в значительной степени зависит от времени реакции в ответ на действия противника и максимально возможного темпа педалирования. Наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов, в велосипедном спорте — педалирования, а не элементарных проявлений скоростных способностей. Однако скорость педалирования зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин — величины передачи, длины применяемых шатунов, техники педалирования и др. Поэтому при детальном анализе быстроты весьма показательны будут ее элементарные формы (Полищук Д.А., 1986).

Силовые способности

Сила человека — это способность преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных усилий.

Понятие «силовые способности» применяется для конкретизации силы как одного из физических качеств спортсменов. Силовые проявления необходимы во всех видах велосипедного спорта, но в разных соотношениях. Силовые проявления порой не обнаруживают между собой связи или даже отрицательно соотносятся друг с другом, что побуждает к необходимости дифференциации силовых способностей (Зациорский В.М., 1970; Верхошанский Ю.В., 1970).

Собственно-силовые способности проявляются при медленных движениях с большими внешними сопротивлениями, в велосипедном спорте — при старте с места на короткие дистанции, а также в начальной части рывка с низкой скорости. Эти силовые способности могут выражаться в максимальной силе, развиваемой велосипедистом при максимальном произвольном мышечном усилии. Однако значение таких силовых способностей невелико (Полищук Д.А., 1986).

Скоростно-силовые способности обнаруживаются в тех двигательных действиях, где наряду с силой требуется проявление скоростных способностей. Они могут быть охарактеризованы как способность спортсмена преодолевать значительные сопротивления с высокой скоростью мышечного сокращения. Скоростно-силовые способности составляют основу физической подготовленности велосипедистов, особенно специализирующихся в спринтерских гонках и гонке на время на 1000 м с места.

Силовая выносливость представляет собой способность организма велосипедиста противостоять утомлению при длительной силовой работе. Силовая выносливость характеризуется сочетанием относительно высоких силовых способностей со значительной выносливостью. Она определяет достижения прежде всего в гонках на шоссе, проводимых на горных дорогах, в командной гонке при сильном встречном ветре, т. е. во всех тех случаях, когда требуется преодоление больших внешних сопротивлений в течение длительного времени. Мерой силовой выносливости может служить предельное (до выраженного снижения работоспособности) время специальной работы с сопротивлением, величина которого подобрана применительно к особенностям вида гонок, либо наибольшее количество силовой работы, которую гонщик может выполнить за определенное время. В естественных условиях тренировки мерой силовой выносливости могут служить контрольные соревнования, проводимые на длинных горных подъемах.

Координационные способности.

Координационные способности спортсмена определяются наличием предпосылок правильно выполнять двигательные действия, быстро обучаться новым движениям или способностью преобразовывать выработанные формы движений соответственно требованиям меняющихся условий спортивной деятельности. Суть координационных способностей составляют управляющие функции центральной нервной системы и особенно деятельность преддверно-улиткового органа и двигательного анализатора. Чем выше способность спортсмена к анализу двигательных действий, тем легче усваиваются новые двигательные акты.

Ведущие элементы координации движений в циклических видах спорта экспериментально выявлялись в целостной системе пространственных и временных взаимосвязей. Установлено, что основные элементы, характеризующие координационные способности в циклических видах спорта, играют ту же роль, что в скоростно-силовых и ациклических видах спорта. Именно они определяют особенности структуры движения, его темп и ритм соответственно дистанциям и эффективность использования таких физических качеств, как сила и быстрота. Координационная сложность двигательных действий характеризуется способностью к оперативной переработке информации, поступающей от экстеро- и интеро-рецепторов, согласованностью и последовательностью, т. е. целесообразностью выполняемых двигательных действий. Если движение соответствует своим пространственным, временным и силовым характеристикам, т. е. выполнено достаточно точно в соответствии с модельными параметрами, считается, что двигательная задача выполнена (Полищук Д.А., 1986).

Для оценки координационных способностей применяют различные методы. О степени развития этих способностей у велосипедистов можно судить по состоянию технического мастерства езды на велосипеде и технике педалирования, по совершенствованию функций анализаторов при систематическом усложнении задач спортивной тренировки, наличии двигательных навыков и умений. Способность целесообразно изменять направление движения велосипеда на предельной скорости в гонках имеет решающее значение, так как, например, в спринте, индивидуальной гонке с общего старта соперники преднамеренно создают ситуации, которые вынуждают противника изменять движение либо переключаться с одних координированных действий на другие.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Информация о выполнении двигательных действий велосипедиста поступает от рецепторов двигательного анализатора и дополняется сигналами зрительного, кожного анализаторов и преддверно-улиткового органа и др. Это обеспечивает комплексность ощущений движений и взаимодействий спортсмена с окружающей средой (Братковский В.К., 1978).

Исходя из этого, в параметрах координационной структуры движений велосипедистов можно выделить ряд основных биодинамических составляющих педалирования, которые проявляют высокую устойчивость к сбивающим воздействиям.

Другая часть показателей весьма изменчива. Например, при развивающемся утомлении и снижающейся работоспособности необходимый момент вращения педалей поддерживается за счет изменения составляющих элементов техники. Такие изменения у спортсменов высокой квалификации имеют компенсаторную направленность, что рассматривается как проявление целесообразных перестроек в системе движений, а не их распад (Ратов И.П., 1970; Моногаров В.Д., Братковский В.К., 1974).

Выносливость.

Различают общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью понимают способность велосипедиста к выполнению работы невысокой интенсивности в течение длительного времени без снижения ее эффективности. Общая выносливость представляет собой совокупность функциональных свойств организма спортсмена, составляющих основу проявлений выносливости в разнообразных видах деятельности. Общая выносливость — это не только свойство организма, связанное с активацией аэробного механизма энергообеспечения (как часто считают), она представляет собой совокупность нескольких факторов различных видов выносливости.

Специальная выносливость — это способность спортсмена противостоять утомлению в условиях специфических тренировочных и соревновательных нагрузок при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма, необходимой для достижения высоких спортивных результатов в избранном виде соревновательной деятельности (Матвеев Л.П., 1977). Специальная выносливость велосипедистов, специализирующихся в разных видах гонок, существенно отличается друг от друга. Так, специальная выносливость гонщика, специализирующегося в гонке на время на 1000 м с места, принципиально отличается от специальной выносливости шоссейника, прежде всего, промежутком времени, необходимым для прохождения дистанции. Эти виды специальной выносливости обеспечиваются и различными источниками энергообразования.

Все виды выносливости взаимно связаны между собой и определяются уровнем развития механизмов энергообеспечения. Следует различать алактатный анаэробный, лактатный анаэробный и аэробный механизмы энергообеспечения. Первые два механизма носят название анаэробных, так как образование энергии происходит без участия кислорода, последний — аэробный — при участии вдыхаемого с воздухом кислорода.

Начальные периоды интенсивной работы или непродолжительные- до 6-10 с упражнения максимальной интенсивности — полностью обеспечиваются энергией за счет алактатного анаэробного механизма энергообеспечения. Интенсивная работа длительностью до 2-3 мин выполняется преимущественно за счет энергии лактатного механизма энергообеспечения. При выполнении интенсивной работы большой продолжительности происходит увеличение вклада аэробных механизмов, так как емкость анаэробных процессов в известной мере снижается. Это вовсе не значит, что во время длительных интенсивных нагрузок, имеющих место в гонках на шоссе и треке, роль анаэробных механизмов невелика. При такой работе вовлекаются как аэробные, так и анаэробные источники энергии, а при выполнении рывков, ускорений, преодолении подъемов, финишировании и др. анаэробные источники ограничивают эффективность выполнения такой работы (Полищук Д.А., 1986).

В целом роль каждого механизма энергообеспечения при физической нагрузке зависит как от особенностей, которыми характеризуются различные механизмы, так и от мощности и продолжительности работы, между которыми существует обратная зависимость — чем тяжелее работа, тем меньше времени ее может выполнять человек.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

У велосипедистов принято различать несколько видов специальной выносливости, которые в зависимости от длины дистанции имеют особую структуру. Специальная выносливость — многокомпонентное физическое качество, основанное на различных физиологических и психических процессах. Но независимо от особенностей специальной выносливости, характерных для определенных дисциплин велосипедного спорта, уровень ее определяется следующими факторами: мощностью и емкостью энергообразования; экономичностью работы и эффективностью использования функционального потенциала; специфичностью приспособительных реакций; совершенством двигательных навыков и вегетативных реакций (Полищук Д.А., 1986).

1.4 Организация тренировочных циклов в велосипедном спорте

Разработка так называемой общей теории спорта сыграла двоякую роль в развитии методических основ его отдельных видов, в том числе — велоспорта.

К числу ее положительных сторон можно отнести: развитие способности тренера мыслить в рамках общих закономерностей при формировании программы частного характера; обособление и обозначение основных понятий, что устраняет путаницу в терминологии; формулирование общих принципов, методов и средств спортивной тренировки; попытки разработать общие основы периодичности тренировочных и соревновательных нагрузок; формирование у специалистов, ответственных за подготовку олимпийских команд страны по всем видам спорта, четкого методического и организационного представления об основных особенностях спортивной тренировки, подготовки спортсменов и т. д.

Вместе с тем обнажились также сомнительные и откровенно негативные стороны. Некоторые специалисты приняли общую теорию как глобальное и универсальное руководство для формирования конкретных программ подготовки в том или ином виде спорта, игнорируя или не замечая серьезных изъянов. Недостатков оказалось очень много, ведь отдельные разделы теории спорта в ряде случаев были сформулированы на основании общих (причем подчас сомнительных и даже ошибочных) заключений без глубокой экспериментальной проверки. Использование общих закономерностей универсальной теории построения тренировки очень понравилось многим тренерам и спортивным специалистам, ибо при этом упрощался сложный процесс программирования тренировки (Ердаков С.В., 1990).

Действительно, можно рассуждать следующим образом: если есть закономерности, то их следует использовать в готовом виде, несколько «подправив» отдельные разделы в соответствии со спецификой «своего» вида спорта.

Именно так и поступили некоторые специалисты в период «раздвоения» структуры тренировки. Одна ветвь связана с реализацией общетеоретических разработок применительно к практике шоссейного велосипедного спорта, а вторая — сопряжена с формированием оригинального методического направления.

Оба теоретических направления проявляются в практике тренировочного процесса велосипедистов разной квалификации, в них вплетаются и климатические особенности нашей огромной страны. Чтобы по достоинству оценить значение обоих теоретических направлений, необходимо рассмотреть их основные компоненты.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

К их числу в первом направлении следует отнести: значительную долю ОФП в объеме годичной нагрузки; фундаментальное значение длительного, до 6 месяцев, подготовительного периода; относительно короткий период поддержания спортивной формы; наличие большой волны нагрузки на стыке переходного и подготовительного периодов; постоянные волны объема и интенсивности в основном с противофазной структурой «пиков» нагрузки; использование феномена «запаздывающей трансформации» и принципа «маятника» при подготовке к ответственным стартам (Ердаков С.В., 1990).

Периодизация нагрузок в этом случае связывается с фазами становления, поддержания и временной утраты спортивной формы, которая удерживается (либо непрерывно, либо с интервалами, разделенными восстановительно-поддерживающими мезоциклами) 3-4 месяца в году. Если же есть возможность более длительного сохранения формы, то ее не следует использовать (Ердаков С.В., 1990).

Планирование тренировочного процесса в различных периодах макроцикла у велосипедистов высокой квалификации должно предусматривать преимущественное использование средств, способствующих совершенствованию тех или иных компонентов специальной подготовленности.

На первом этапе подготовительного периода могут преобладать средства, способствующие повышению мощности системы энергообеспечения, а на втором этапе подготовительного и в соревновательном периодах подготовка должна быть в основном ориентирована на совершенствование экономичности и других факторов, связанных со способностью использования функциональных возможностей.

Наряду с совершенствованием экономичности деятельности системы энергообеспечения необходимо научить велосипедистов эффективно и полно использовать имеющиеся двигательный и функциональный потенциалы в специфических условиях велосипедных гонок.

Различные виды гонок на шоссе и треке требуют как совершенствования высокой степени устойчивости двигательных навыков и функциональных реакций в длительных гонках (например, командных гонках на шоссе), так и значительной вариативности этих же двигательных навыков и функциональных проявлений в тех видах гонок, где гонка протекает в постоянно меняющемся темпе (например, индивидуальная гонка на шоссе, гонка по очкам на треке, спринтерская гонка) (Ердаков С.В., 1990).

Объем ОФП в годичном цикле тренировки у велосипедистов-шоссейников значительно меньший, чем у представителей родственных видов спорта.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Ориентировочно можно считать, что объем соревновательной деятельности велосипедистов-шоссейников, выраженный в относительных единицах, в 20-30 раз превышает соответствующий объем у спортсменов, специализирующихся в других циклических видах спорта. Из всех спортсменов только велосипедисты преодолевают такой огромный объем соревновательной нагрузки (Ердаков С.В., 1990).

В прошлом делались попытки увеличения объема соревновательной деятельности во многих видах спорта. Однако они не всегда были удачными. Если даже удавалось добиться успеха, то число соревнований в том или ином виде спорта никогда не достигало уровня велосипедного спорта. Можно утверждать, что если, например, бегуны или гребцы заимствуют опыт велосипедистов и увеличат объем соревновательных нагрузок с 1-1,5 %, как это свойственно им в настоящее время, до 35-40 %, то это не приведет к положительным результатам.

В недалеком прошлом у советских велосипедистов объем соревновательных нагрузок был практически таким же, как и в других циклических видах спорта. И в тот период результаты лучших советских гонщиков за редким исключением были весьма скромными. Наши спортсмены восторгались достижениями итальянцев, французов, голландцев и бельгийцев, прежде казавшимися нам недосягаемыми. На основе теоретических разработок Л.М. Шелешнева, В.А. Капитонова и С.В. Ердакова велосипедисты высокой квалификации значительно увеличили число соревнований.

В случае двух тренировок в день в подавляющем большинстве случаев в первом тренировочном занятии преобладает комплексная направленность, а задаваемая тренировочная нагрузка имеет четко выраженный развивающий характер.

Второе тренировочное занятие проводится на фоне незавершенных восстановительных процессов после первого занятия, что очень важно для повышения уровня выносливости. Поэтому объем и интенсивность тренировки ниже, чем в первом занятии. Спортсмены выполняют тренировочные нагрузки поддерживающего и восстанавливающего характера.

Если спортсменам предстоит участие в ответственных соревнованиях, проводимых во второй половине дня, то за несколько дней до старта по возможности моделируется обстановка соревнований, и основную тренировочную нагрузку гонщики выполняют на втором занятии.

Моделирование соревновательной обстановки проводится лишь при участии велосипедистов в ответственных соревнованиях. Если предстоящие соревнования не имеют большого значения, то в текущем тренировочном процессе нагрузка в течение тренировочного дня распределяется как обычно.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

В промежутке между двумя тренировочными занятиями, а также через 2-3 ч после второй тренировки проводятся сеансы специальных восстановительных процедур.

Спортсмены не всегда имеют возможность тренироваться в указанные периоды времени. Если в течение длительного времени тренироваться один раз в день — только утром или только вечером либо два раза в день — утром и вечером, то суточный ритм функций изменяется таким образом, что «пики» работоспособности будут совпадать со временем проведения тренировочных занятий (Платонов В.Н., 1984).

Планирование тренировки в подготовительный период.

Основное назначение подготовительного периода в велосипедном спорте — постепенное повышение работоспособности велосипедиста до уровня, обеспечивающего возможность достижения высоких спортивных результатов в основных соревнованиях.

В табл. 1.1. приводится ориентировочное распределение основных параметров тренировочной и соревновательной нагрузок для велосипедистов, способных преодолеть за год до 36 000 км при 90-110 стартах.

По основному содержанию подготовки в подготовительном периоде следует выделить базовый этап (4 недели) и этап накопления потенциала (3 недели)

На этапе базовой подготовки спортсменам планируются все виды нагрузок, включая соревнования. Несколько преобладают, однако, нагрузки умеренной мощности (восстановительный и умеренный объемы) по сравнению с нагрузками высокой мощности (интенсивный, силовой и соревновательный объемы).

В начале базового этапа преобладают одноразовые тренировочные занятия, проводимые чаще всего в первой половине дня. По два-три раза в течение недельного цикла проводятся занятия, включающие исключительно нагрузки по общей физической подготовке (Ердаков С.В., 1990).

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Общий объем нагрузки в течение этапа базовой подготовки постепенно повышается, но в дальнейшем стабилизируется. В подавляющем большинстве случаев в течение дня выполняются как умеренные, так и интенсивные нагрузки. При анализе рис. 3 продолжительность компонентов нагрузки рассчитывается следующим образом.

Например, третий день второй недели включает: общее время тренировочного занятия (t) 182 мин; нагрузку при ЧСС свыше 180 уд/мин (t1) 24 мин; нагрузку при ЧСС 150-180 уд/мин (t2) 56 мин; нагрузку при ЧСС 130-150 уд/мин (t3> 45 мин); нагрузка при ЧСС до 130 уд/мин (t4) 55 мин.

Используются два следующих варианта распределения нагрузки.

Для первого характерно равномерное распределение нагрузки с умеренной величиной перепада объемов. Соревнования и «ударные» тренировочные нагрузки не предусматриваются. Типичное содержание таких микроциклов представлено в табл. 1.2. Так, например, на долю упражнений высокой мощности, включающих интенсивный и силовой объемы, в разные дни микроцикла отводится от 20 до 40 км. Нагрузки низкой и умеренной интенсивности составляют от 70 (первый день) до 130 км. В те дни, когда планируется относительно небольшой объем специфической нагрузки, к ней добавляются серии упражнений общеподготовительного характера.

Примечание. Цифрами 1 и 2 обозначены тренировочные занятия, проводимые в первой и второй половине дня.

Второй вариант характерен проведением либо соревнования, либо тренировочного занятия с повышенной нагрузкой в один из дней недельного цикла (табл. 1.3.) на этапе накопления потенциала. В пятый день недельного цикла намечено соревнование с длиной дистанции 160 км. Такие нагрузки должны быть достаточно жесткими, но предельных проявлений работоспособности спортсменов добиваться не следует.

В день, предшествующий повышенной нагрузке, нужно воздержаться от проведения занятий во второй половине дня. На следующий день после жесткого задания в тренировочных занятиях, проводимых как в первой, так и во второй половине дня, значительно уменьшается объем интенсивных упражнений.

К концу этапа базовой подготовки опытные гонщики достигают примерно 97-98 % от работоспособности предыдущего сезона. По данным медико-биологических обследований, у гонщиков, имеющих 6-8-летний тренировочный стаж, за этот период практически полностью восстанавливаются основные критерии аэробной производительности. Однако критерии экономизации и анаэробной производительности еще не достигают высшего уровня прошлогоднего сезона (Ердаков С.В., 1990).

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Следует особо подчеркнуть важную особенность этапа базовой подготовки.

В практике циклических видов спорта, как правило, объемы тренировочных нагрузок с начала подготовительного периода возрастают постепенно. Постепенное увеличение нагрузки в первые 2-3 недели подготовительного периода логично, хотя и не всегда обязательно. Нельзя согласиться с исключением в этот период интенсивных тренировочных нагрузок, мощность которых превышает порог анаэробного обмена.

На этапе накопления потенциала гонщики выполняют большой объем нагрузки со всеми ее компонентами. Кроме этого, на данном этапе по сравнению с этапом базовой подготовки заметно уменьшаются нагрузки умеренной интенсивности, но увеличивается соревновательный объем; снижается доля упражнений, выполняемых в равномерном темпе, но повышается объем рваных нагрузок; сокращается число жестких тренировочных занятий, но увеличивается число стартов; ОФП практически полностью исключается из программы тренировочных занятий, но остается в арсенале средств, используемых на утренней зарядке; тренировочные и соревновательные трассы становятся все более разнообразными: увеличивается перепад высот, повышается крутизна подъемов и спусков; в тренировочные занятия все шире включаются задания, моделирующие сложные тактические варианты.

При хорошо спланированном тренировочном процессе и при отсутствии травм к концу подготовительного периода велосипедисты достигают высокого уровня тренированности (Ердаков С.В., 1990).

Анализ литературных источников позволил установить, что в теории и методике спортивной тренировки считается рациональной такая организация годичного цикла подготовки, которая заключается в однотипности различных периодов подготовки, волнообразности нагрузки интенсивности средств физической подготовки, что имеет определяющее значение для успешности, как собственно физической подготовки, так и спортивной тренировки в целом.

Кроме того, факторами, определяющими периодизацию тренировочного процесса в велогонках является календарь соревнований и закономерности приобретения и поддержания спортивной формы. Считается, что при планировании циклов тренировки спортсменов рациональным является выделение в тренировочном цикле подготовительного (предсоревновательного), соревновательного и переходного периодов, причем наибольшие физические нагрузки приходятся на предсоревновательный период, что делает особенно важным планирование физической подготовки на этом этапе.

Кроме того, было выяснено, что для успешности физической подготовки, особенно на начальных этапах спортивного совершенствования, объемы применяемых средств общефизической подготовки должны быть достаточно большими, что не всегда наблюдается на практике, т.к. тренеры часто форсируют специальную подготовку для достижения скорейших спортивных результатов.

На основании изложенного, была выдвинута частная гипотеза исследования: предполагалось, что рационализация физической подготовки в годичном цикле тренировки велогонщиков 14-15 лет должна производиться по следующим направлениям: варьирование нагрузки по величине в рамках предсоревновательного периода годичного цикла (как наиболее нагрузочного в этом цикле), и увеличение доли средств общефизической подготовки в общем объеме тренировочной нагрузки.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Глава 2. Цель, задачи, методы, организация исследования

2.1 Цель и задачи исследования

Цель исследования: исследование особенностей и повышение эффективности физической подготовки велогонщиков 14-15 лет в годичном цикле тренировки.

Задачи исследования:

Исследовать теоретические основы физической подготовки и особенности планирования тренировочных циклов подготовки спортсменов-велогонщиков.

Исследовать эффективность влияния различных видов организации циклов физической подготовки в годичном цикле на функциональное состояние (работоспособность) велогонщиков 14-15 лет.

Сформулировать выводы.

2.2 Организация и методы исследования тренировка велогонщик спорт физический

Исследование было организовано на базе велосипедного клуба и проходило с сентября 2006 по январь 2007 г. В нем принимали спортсмены начального периода подготовки возраста 14-15 лет в количестве 20 человек.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе проводился сбор и анализ теоретического материала, подготовка педагогического исследования.

На втором этапе было начато проведение педагогического эксперимента, который проходил следующим образом.

Были сформированы две тренировочные группы по 10 человек в каждой — экспериментальная и контрольная и оценен начальный уровень их готовности.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Затем, в течение месяца контрольная группа занималась по традиционной методике, а в экспериментальной была применена экспериментальная методика построения подготовительного периода годичного цикла с увеличением доли ОФП и изменением динамики нагрузки в предсоревновательном периоде с помощью варьирования объемов нагрузок недельных микроциклов.

Таблица 2.1. Особенности организации подготовительного периода в контрольной и экспериментальной тренировочных группах по объемам нагрузок в подготовительном периоде

Таблица 2.2. Особенности соотношения различных средств подготовки в контрольной и экспериментальной тренировочных группах в подготовительном периоде

Таким образом, тренировочный процесс в двух группах отличался объемом общей и специальной физической подготовки и способами варьирования тренировочных нагрузок в тренировочных мезоциклах предсоревновательного периода годичного цикла. В экспериментальной группе варьирование нагрузок имело более выраженный характер.

Мы предполагали, что рациональное планирование предсоревновательного периода годичного тренировочного цикла, позволит повысить уровень функциональной готовности спортсменов, а следовательно — уровень их физической подготовленности.

На заключительном этапе исследования, полученные данные были обобщены, обработаны и проанализированы, а также — сделаны выводы.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

Анализ литературных источников.

Педагогическое наблюдение.

Педагогический эксперимент.

Диагностика функционального состояния.

Математическая статистика.

Метод анализа литературных источников

Данный метод применялся для выявления сущности планирования тренировочных циклов подготовки и их особенностей в велоспорте.

Метод педагогического наблюдения

Данный метод применялся для изучения структуры организации тренировочного процесса.

Педагогический эксперимент

Данный метод применялся для определения эффективности применения различных вариантов организации предсоревновательного периода годичного цикла в контрольной и экспериментальной группах. Таким образом, была проверена гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования.

Диагностика функционального состояния

Для диагностики функционального состояния мы определяли во первых работоспособность спортсменов по тесту PWC 170 (по М.Ф. Сауткину, 1984), а во вторых — самооценку функционального состояния по методике Ю.Я. Киселева (1982) «Градусник».

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

. Для тестирования работоспособности. был отобран следующий тест — один из вариантов расчета PWC170 — способ, предложенный М. Ф. Сауткиным (1984). Спортсменам предлагается выполнить две физические нагрузки. Первая предусматривает восхождение в течение трех минут на ступеньку, высотой h=30 см и с частотой 20 шагов в минуту. После окончания работы в течение 10 с необходимо зафиксировать суммарный пульс. Затем спортсменам предоставляется пассивный отдых в течение трех минут. Вторая нагрузка также предусматривает восхождение на ступеньку, высотой 30 см, но с более высокой частотой — до 30 шагов в минуту.

Индекс PWC170 рассчитывается по формуле:==К х Масса тела (кгм/мин),)

где К — относительный коэффициент, который определяется по таблице на пересечении величин ЧСС после первой и второй физической нагрузок (по М.Ф. Сауткину, 1984) (см. Приложение).

. Самооценка осуществлялась в упрощенной модификации методики «градусник» (Киселев Ю.Я., 1982) по десятибалльной шкале, по которой занимающимся самим предлагалось оценить свое самочувствие и желание тренироваться причем, крайние оценки «1» соответствовали — максимально плохому самочувствию и отсутствию желания тренироваться «10» — максимально хорошему и выраженному желанию тренироваться.

Математическая статистика

Метод математической статистики применялся для получения выводов о значимости различий между показателями, зарегистрированными до и после тренировочного занятия. Для этого был применен метод сравнения двух выборочных средних для связанных выборок (показателей до и после занятия) с определением t-критерия Стьюдента и сравнением его с табличным значением (для групп, численностью 10 человек и уровня значимости р=0,05 tтабличное=2,26.

Глава 3. Результаты исследования и их анализ

3.1 Исследование динамики показателей функциональной (физической) подготовленности велогонщиков при различных вариантах планирования подготовительного периода годичного цикла

В процессе исследования, как указывалось, нами был проведен формирующий педагогический эксперимент, в котором принимали участие две группы спортсменов-велогонщиков. Исследовалась динамика показателей функционального состояния при различных вариантах планирования предсоревновательного периода годичного цикла. Функциональное состояние обследовалось несколько раз. Результаты в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Результаты тестирования уровня функционального состояния спортсменов-велогонщиков в экспериментальной группе за 3 месяца подготовительного периода

Таким образом, динамика показателей функционального состояния а следовательно и — работоспособность повышается в течении всего предсоревновательного периода, а показатель самочувствия несколько снижается, что можно объяснить максимальными нагрузками в это время. В контрольной группе были получены сходные результаты — таблица 3.2.

Таблица 3.2. Результаты тестирования уровня функционального состояния спортсменов-велогонщиков в контрольной группе за 3 месяца подготовительного периода

Результаты статистической обработки полученных данных представлены в таблицах 3.3.

Таблица 3.3. Достоверность изменений показателей функционального состояния в экспериментальной группе

Таблица 3.4. Достоверность изменений показателей функционального состояния в контрольной группе

Результаты статистической обработки говорят о том, что рост обоих показателей функционального состояния в экспериментальной группе более значительный. В контрольной группе различия достоверны лишь по показателю самооценки функционального состояния, а различия по тесту PWC170 недостоверны (t-критерий Стьюдента меньше критического значения). Таким образом, можно утверждать, что в экспериментальной группе в функциональное состояние улучшилось более значительно. Это можно объяснить более рациональным планированием нагрузки в подготовительном периоде годичного тренировочного цикла.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Обобщая результаты работы в целом, можно сказать, что ее смысл заключался в исследовании вначале сущности планирования предсоревновательного этапа годичного цикла в велогонках. Затем, на основе выявленной структуры тренировочных мезоциклов на подготовительном этапе, в эту структуру нами были внесены изменения, касающиеся доли средств ОФП и варьирования нагрузок по величине.

Доля средств ОФ подготовки была увеличена в экспериментальной группе, а вариации нагрузок внутри мезоциклов по величине стали более значительными. В контрольной группе в тренировочный процесс изменений не вносилось. Достоверное (р=0,05) увеличение показателя работоспособности, а также показателя функционального состояния, говорит о том, что экспериментальная методика оказалась эффективной для развития функциональных характеристик спортсменов-велогонщиков 14-15 лет, а следовательно — уровня их физической подготовленности.

А поскольку оптимизация функционального состояния спортсменов является одной из основной целью предсоревновательного периода, который является определяющим в физической подготовке спортсмена, можно считать, что нам удалось повысить эффективность физической подготовки в годичном цикле спортсменов-велогонщиков 14-15 лет, то есть, выдвинутая нами гипотеза была подтверждена, а цель исследования можно считать достигнутой.

Выводы

Выявлено, что рациональная организация годичного цикла подготовки, сущность которой заключается в достаточной доле средств общефизической подготовки, однотипности различных периодов подготовки, волнообразности нагрузки физической подготовки (особенно в предсоревновательный период), имеет для успешности в повышении уровня физической подготовленности и спортивной подготовки в целом определяющее значение.

Установлено, что факторами, определяющими периодизацию тренировочного процесса в велогонках является календарь соревнований и закономерности приобретения и поддержания спортивной формы.

Установлено, что при планировании годичного цикла спортсменов-велогонщиков 14-15 лет рациональным является выделение в нем подготовительного (предсоревновательного), соревновательного и переходного периодов, причем наибольшие физические нагрузки приходятся на предсоревновательный период, что делает особенно важным планирование физической подготовки в этом периоде.

Выявлено, что увеличение доли средств общефизической подготовки (за счет специальной) и увеличение степени вариации нагрузок по величине в предсоревновательном периоде подготовки годичного цикла позволяет достичь достоверного (р=0,05) повышения показателей функционального состояния спортсменов-велогонщиков 14-15 лет, что говорит об оптимизации уровня их физической подготовленности в целом и позволяет считать рациональным такой вариант методики их физической подготовки в годичном цикле.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Практические рекомендации

Рекомендуется при планировании циклов подготовки спортсменов-велогонщиков учитывать перспективы многолетней подготовки, закономерности совершенствования различных качеств и способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих уровень достижений в данном виде спорта; а также по возможности — индивидуальные морфофункциональные особенности спортсменов, их адаптационные ресурсы, а также спортивный календарь, планирующееся количество соревнований,

Для таких спортсменов в тренировочном году необходимо выделять 3 периода или же 5 периодов, в каждом из которых или 2 или 3 мезоцикла.

Рекомендуется использовать способы варьирования тренировочных нагрузок в предсоревновательном периоде подготовки.

Рекомендуется использовать следующую последовательность и величину нагрузки в околомесячных циклах (мезоциклах) предсоревновательного периода.

При использовании такого рационального планирования мезоциклов предсоревновательного периода подготовки, можно эффективно повысить уровень функциональной готовности спортсменов.

Список использованных источников

1. Абсалямов Т.М. Планирование, контроль и управление подготовкой спортсменов высокого класса в циклических видах спорта: Плавание, гребля на байдарках и каноэ, велоспорт // Научные труды 1996 года/ВНИИФК. — М., 1997. — С. 4-27.
2. Архипов Е.М. Велосипедный спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 142 с.
3. Бахвалов В.А., Романин А.И. Психологическая подготовка велогонщика. — М.: Физкультура и спорт, 1983.- 64 с.
4. Бесерриль Р.К. Комплексная оценка специальной работоспособности юных велосипедистов в процессе многолетней подготовки // Теория и практика физ. культуры. — 1995. — N 7. — С. 55-57.
5. Благуш П.К теории тестирования двигательных способностей /Пер. с болг. — М.: Физкультура и спорт, 1982. -166 с.
6. Булатов П.П., Кавецкий А.В. Подготовка высококвалифицированных велосипедисток к спринтерским гонкам на треке в годичном цикле тренировки // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: материалы — Минск, 2004. — С. 26-27.
7. Вайцеховский С.М. Книга тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1971. -312 с.
8. Велосипедный спорт / Под ред. Е.М. Архипова. -М.: Физкультура и спорт, 1967. -400 с.
9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов М.: Физкультура и спорт, 1988.-С.214-257
10. Виноградов Г.П. Теория спортивной тренировки: Учебное пособие. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.-СПб: 1999.с.52-53
11. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. -М.: Физкультура и спорт, 1983, -176 с.
12. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. -М.: Физкультура и спорт, 1980. -136 с.
13. Горкин. М.Я., Качаровская О.В., Евгеньева Л.Я. Большие нагрузки в спорте. -К.: Здоров’я, 1973,-.84 с.
14. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. -М. : Физкультура и спорт, 1981.-144 с.
15. Граевская Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему М. Медицина, 1975-210с.
16. Григорьев В.И. ред. Современные проблемы подготовки высококвалифицированных спортсменов. //Республиканский сборник научных трудов СПб, 1994- 240с.
17. Гужаловский А.А. Основы воспитания физических способностей. Воспитание скоростно-силовых спосбностей /В кн. Основы теории и методики физической культуры. / Под ред. А.А. Гужаловского -М. Физкультура и спорт, 1986. с.71-102
18. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена -М.: Физкультура и спорт. , 1967-140с.
19. Ердаков С.В. Тренировка велосипедистов-шоссейников. /С.В. Ердаков, В.А. Капитонов, В.В. Михайлов -М.: Физкультура и спорт, 1990 — 175с.
20. Жмарев Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера. — К.: Здоров’я, 1980 -142 с.
21. Жуков Е.К., Захарьянц Ю.З. Физиологический журнал СССР., т 45 №9, 1950 с.23.
22. Заииорский В.М. Физические качества спортсмена. -М.: Физкультура и спорт, 1970, -200 с.
23. Захаров А.А. Модель поэтапного построения процесса многолетней подготовки велосипедистов в условиях профессионализации спорта // Современный олимпийский спорт и спорт для всех — М., 2003. — Т. 3. — с. 168-169.
24. Захаров А.А. Велосипедный спорт: анализ прошлого и прицелы на будущее // Теория и практика физ. культуры: Тренер : Журнал в журнале. — 2003. — N 1. — С. 28-31.
25. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. -М.: Физкультура и спорт, 1979. -152 с.
26. Зациорский В.М. — О величине и системе нагрузок в спортивной тренировке // Теория и практика физической культуры, №3, 1961, С.21.
27. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. — М.: Физкультура и спорт, 1956.-206 с.
28. Иванов Ю.И. Зависимость увеличения мышечной силы от величины статического напряжения. //Материалы итоговой научной сессии института за 1966., ВНИИФК, 1967. -С. 160-165
29. Калинский М.И., Пшендин А.И. Рациональное питание спортсменов. -К.: Здоров’я, 1985.-126 с.
30. Киселев, Ю.Я. Психологические проблемы передсоревновательной подготовки спортсменов // Педагогические аспекты предсоревновательной подготовки спортсменов Сборник научных трудов -Л.: Изд-во ЛНИИФКа, 1982 -С.30-42
31. Ковылин М.М. Воспитание специальной выносливости велосипедистов 14-16 лет с использованием средств, формирующих устойчивость к дефициту кислорода : автореф. дис. … канд. пед. наук — М., 1997. — 23 с.
32. Коста Г. Гонки на треке /Пер. с итал. -М.: Физкультура и спорт, 1966.-134 с.
33. Красников А.А. Тактика в велосипедном спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1968. -136 с.
34. Крылатых Ю.Г., Минаков С.М. Подготовка юных велосипедистов. — М.: Физкультура и спорт, 1982. -192 с.
35. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. -М.: Сов. Россия, 1975 -208 с.
36. Курамшин Ю.В., Двейрина О.А., Аксенов В.П. Подготовка спортсмена в процессе тренировки // В кн. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под.ред. проф. Ю.В. Курамшина.-М.: Советский спорт, 2003- 356-389с.
37. Масальгин И.А. Математико-статистические методы в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1974. -152 с.
38. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. -М.: Физкультура и спорт, 1977. -280 с.
39. Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки -М.: Физкультура и спорт., 1965-243 с.
40. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры -М.: Физкультура и спорт.,1991 с.185-207
41. Меерсон Ф.3. Адаптация, стресс, профилактика. -М.: Наука, 1981. -225 с.
42. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам М.: Медицина, 1988-120с.
43. Минаков Н.А., Минаков С.М. Тренировка велосипедистов. -М.: Физкультура и спорт, 1975. -144 с.
44. Минченко В.Г. Структура и особенности построения многолетней подготовки велосипедистов // Теория и практика физ. культуры. — 1998. — N 2. — С. 5-8.
45. Начинская С.В. Математическая статистика в спорте. -К.: Здоров’я, 1978. -136 с.
46. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. -М.: Физкультура и спорт, 1970. -479 с.
47. Петровский В.В. Организация спортивной тренировки. -К.: Здоров’я, 1978. -96 с.
48. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. -К.: Здоров’я, 1980.-336 с.
49. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. -К.: Вища шк. Головное изд-во, 1984.-352 с.
50. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов -М. Физкультура и спорт.1987 с.89-175
51. Полищук Д.А. Велосипедный спорт — Киев: Олимпийская лит., 1997. — 343 с.
52. Полищук Д.А. Силовые способности велосипедистов — необходимое условие использования повышенных передаточных соотношений //Современный олимпийский спорт и спорт для всех : — М., 2003. — Т. 3. — С. 218-219.
53. Родиченко В.С. Спортивные соревнования: информация, управление. -М. : Физкультура и спорт, 1979. -152 с.
54. Сауткин М.Ф. Медико-биологические основы физического развития школьников и студентов -М.: Физкультура и спорт., 1984-140с.
55. Седов А.В. Техника велосипедиста. -М.: Физкультура и спорт, 1972. -142 с.
56. Слободян А.П. Теория и методика спортивной тренировки -Краснодар,1995 с.30-98
57. Специальная выносливость спортсмена / Под ред. -М.Я. Набатннковой. -М.: Физкультура и спорт, 1972.-150 с.
58. Судаков К.В. Общая теория функциональных систем -М.: Медицина,1984-250с.
59. Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г. Телосложение и спорт -М.: Физкультура и спорт. , 1976-180с.
60. Уилмор Дж.Х. Физиология спорта и двигательной активности / пер. с англ. — Киев: Олимп. лит., 1997. — 503 с.
61. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов / Под ред. В.А. Запорожанова, В.Н. Платонова. -К.: Здоров’я, 1985. — 192 с.
62. Фарфель В.С. Физиология спорта. -М.: Физкультура и спорт, 1979-340с.
63. Филатов А.Т. Эмоционально-волевая подготовка велосипедистов. -К. : Здоров’я, 1975. -88 с.
64. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1974. -232 с.
65. Фурдуй Ф.И. Комбинированное воздействие на организм экстремальных факторов Кишинев: Шитница, 1985-170с.
66. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие-М.: Издательский центр «Академия», 2001-480 с.
67. Шапошникова В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1984.-158 с.
68. Шитикова Л.Ф. Физическая культура в школьном возрасте. В кн. Основы теории и методики физической культуры. / Под ред. А.А. Гужаловского. -М.: Физкультура и спорт,1986.с.219-283
69. Юнкер Д., Микейн Д.. Вейсброд Г. Велосипедный спорт /Пер. с нем. -М.: Физкультура и спорт, 1982. -118 с.
70. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка спортсменов. С-ПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта -СПб., 2004-77с.