Содержание

Введение
Глава 1. теоретические основы современной модели организации обучения
1.1. теоретические основы исследуемой проблемы
1.2. анализ научной литературы по исследуемой проблематике
Выводы по 1 главе
Глава 2. эмпирическое исследование патриотического воспитания детей младшего школьного возраста
2.1. организация исследования патриотического воспитания детей в образовательном учреждении
2.2. анализ результатов исследования
2.3. разработка программы патриотического воспитания детей
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованных источников

Введение

Практический интерес к данному вопросу на сегодняшний день диктуется необходимостью осознания сущности гражданско-патриотического воспитания в школе в условиях современности рассматривается как эффективный механизм образовательной политики государства в соответствии с переменами, которые происходят в социуме и требованиями, предъявляемыми новой социально-политической ситуацией.

Патриотизм и культура межэтнических отношений играют важную роль в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности во все периоды ее становления. Детский возраст для системы патриотического воспитания наиболее восприимчив, т. к. это период утверждения себя, осознания себя в социуме, активного развития социальных интересов и определения жизненных идеалов. Но реализация патриотического воспитания исключительно и даже с преобладанием помощи знаниевого подхода неэффективна и чаще всего невозможна. Меняется время, меняется социум, обязано меняться в школе содержание, формы и методы патриотического воспитания, которые должны соответствовать современным социально-педагогическим реалиям. Возникает необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Исключительно через активное вовлечение в социально-значимую деятельность и осознанное участие в ней, посредством изменения школьного климата, развитие самоуправления можно достичь успехов в этом направлении.

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р (далее – Стратегия развития воспитания в РФ) главенствующей задачей  Российской Федерации в сфере образования, обучения и воспитания подрастающего поколения является развитие высокодуховной личности, разделяющей традиционные духовные ценности общества, владеющей наиболее важными знаниями и умениями, способной претворить в жизнь свой потенциал в условиях современного социума, готовой к мирному созиданию и при необходимости защите Отчизны, как бы высокопарно это не звучало.

Актуальность вопроса определяется:

  • расширением негативной сферы общественного пространства, оказывающей отрицательное влияние на сознание и чувства россиян;
  • генезисом современных социокультурных и экономических реалий, происходящих из процесса формирования рыночной экономики;
  • рассогласованием деятельности основных социальных институтов, складывавшегося в течение многих десятков лет механизма социализации поколений, сопряженного с разрушением и девальвацией системы классических ценностей, преемственности поколений и обострением общественных противоречий в социуме;
  • ростом нигилизма, снижением уровня образования и культуры подрастающего поколения;
  • идеологией реформ, сопровождающихся деструкциями в работе с молодежью;
  • вестернизацией общественного сознания, внедрением далеких для отечественного менталитета, в основном проамериканских, ценностей, которые вытесняют собственные традиции, культуру и историю.

Проблеме патриотического воспитания уделено достаточно много внимания в научной литературе. Фундаментом теории и практики патриотического воспитания являются труды выдающихся общественных деятелей и педагогов прошлого (В.Г.Белинского, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н.Толстого и др.). Различные идеи патриотического воспитания отражены в трудах И.А. Агаповой, А.В. Беляева, М.П. Бузского, А.Н. Вырщикова, Н.Д. Никандрова, С.Е. Матушкина и др.

Различные аспекты социально-культурной деятельности изучаются в работах Т.И. Баклановой, Е.И.Григорьевой, А.Д. Жаркова, Т.Г.Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и др.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательных учреждениях.

Объект исследования – патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования –  процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

— направленности содержания социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях на патриотическое воспитание детей;

— учёта возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в процессе патриотического воспитания;

— разработки и внедрения технологий социально-культурной деятельности, направленных на патриотическое воспитание детей.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
  2. Провести эмпирическое исследование по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в образовательных учреждениях.
  3. Разработать программу и рекомендации по развитию патриотического воспитания детей.

Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение; эмпирические – наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент.

База исследования: Государственное образовательное учреждение гимназия №17 г. Рязань.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы современной модели организации обучения

1.1. Теоретические основы исследуемой проблемы

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения имеет богатую многодисциплинарную историографическую традицию. К ее познанию неоднократно обращались представители философии, социологии, политологии, культурологии, истории, педагогики, психологии в разные периоды общественного развития. Поиски решения проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения в отечественной философии и   педагогике   активизируются   в   XVIII-XIX   столетиях (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев и др.). Однако широкое обсуждение проблемы патриота и гражданина относится к более поздней эпохе – второй половине XIX века. Наиболее значимыми являются идеи К.Д. Ушинского, разработавшего теоретические основы идеи народности в воспитании с учетом особенностей русского менталитета, развития национального самосознания, а также последователя его идей, выдающегося педагога-гуманиста второй половины XIX века Я.М. Неверова, внесшего огромный вклад в обучение и воспитание школьников Северного Кавказа [25, c.37-38].

Научное рассмотрение исследуемой проблемы   обусловлено наличием противоречий:

  • между потребностью общества в повышении уровня патриотического воспитания старшеклассников и недостаточной разработанностью педагогических условий, методов и методик современного школьного воспитания, способствующих решению данной задачи;
  • между необходимостью осмысления возможностей использования педагогического потенциала региональной среды как средства патриотического воспитания старшеклассников с целью приращения педагогических идей и не разработанностью технологии организации данного процесса;
  • между потенциальными возможностями школьного образования для патриотического воспитания старшеклассников средствами педагогического потенциала региональной среды и фрагментарными подходами к данной проблеме, проявляющимися в мероприятийном подходе к решению этой задачи;
  • между большим количеством воспитательных технологий и их недостаточной апробацией в системе патриотического воспитания старшеклассников;
  • между потребностями старшеклассников в социально-значимой деятельности по патриотическому воспитанию и отсутствием реальных условий для включения их в эту деятельность

Идеи философов эпохи Возрождения нашли свое продолжение у французских материалистов XVIII века, немецких философов и педагогов конца XVIII – начала XIX вв. Именно французские просветители Д. Дидро, Жан-Жак Руссо («Эмиль, или о воспитании»), беспощадно критикуя устои феодализма, обратили особое внимание на проблемы воспитания подрастающего поколения, в частности, на воспитание патриотизма и любви к своей родине. Просветители были убеждены в том, что покончить с феодальным угнетением, несправедливостью и другими общественными бедами можно путем распространения просвещения – научных знаний, всеобщего образования и правильного воспитания [5, с. 54].

Так, в работе К.А. Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» прослеживается негативное отношение мыслителя к церкви и ее влиянии на дело воспитания молодого поколения. В этой работе содержатся прогрессивные мысли, заключающиеся в стремлении к благу всего общества и объединяющие идею личного блага и «благо нации». Аналогичные мысли содержатся в трудах немецкого педагога- демократа Адольфа Дистервега, четко выразившего свою позицию во    фразе

«Человек – мое имя, немец – мое прозвище». В своей работе «Руководство к образованию немецких учителей» А. Дистервег одним из правил выделил следующее наставление: «Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования» [10. с.54].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что у зарубежных педагогов и просветителей четко прослеживается такое проявление патриотизма и культуры межнациональных отношений, как любовь ко всем людям, независимо от национальной принадлежности.

Что касается истории педагогической мысли в России, то наиболее полное определение доминантного понятия «патриотическое воспитание» содержится в работах В.И. Мареева, рассматривающего его как «интегрирующий фактор воспитания в целом, как системообразующее направление, в рамках которого взаимодействуют все компоненты воспитательной деятельности» [94, с.57]. Ученый считает, что данное понятие следует рассматривать в значении общественного воспитания в целом, поскольку оно включает составные элементы всех других видов воспитания: духовно-нравственное, гражданское, экологическое, физическое и др [29, с.58]. В.С. Горбунов в своем исследовании вслед за В.И.Мареевым определяет место патриотического воспитания школьников, рассматривая его как интегрирующий фактор в становлении гражданского общества. По мнению ученого, патриотическое воспитание является непрерывным процессом овладения школьниками интеллектуальной, правовой и политической культурой общества, способствующей социализации личности в новых социокультурных условиях, позволяет формировать желание и умение жить для Родины, для людей, отдавать для этого свои знания, труд, творчество на благо Родины и людей [5, с.20]. Нам эта позиция наиболее близка.

Что касается структурных компонентов исследуемого феномена, то следует отметить многообразие подходов. Приведем некоторые из них. В. И. Мареевым выявлены следующие структурные компоненты патриотического воспитания:

1)  уровень сознания;

2)  уровень отношений;

3) уровень деятельности [24, с. 59].

Исследователь Н.П. Башкатова в структуре патриотического воспитания выделяет семь компонентов: культурно-исторический, социально-политический, военно-исторический, правовой, военно- технический, психологический и физический, которые неразрывно связаны друг с другом [12, с. 10]. В соответствии с данной классификацией акцентируем внимание на трех компонентах: культурно-историческом, социально-политическом и военно-историческом.

По мнению С.Д. Полякова, целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания [18, с. 58].

Если взять за основу классификацию С.Д. Полякова. В структуре патриотического воспитания выделены три компонента: когнитивный, оценочно-эмоциональный и мотивационно- поведенческий. Когнитивный компонент включает знания, представления в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения; оценочно- эмоциональный предполагает эмоциональные проявления у старшеклассников в процессе осуществления деятельности в данном направлении; мотивационно-поведенческий предполагает наличие мотивации у старшеклассников, побуждающей осуществлять деятельность в области патриотического воспитания; а также содержит систему навыков и умений.  Конкретными признаками проявления исследуемых личностных образований у старшеклассников явились знания о патриотизме, патриотическом воспитании в разные периоды отечественной истории, ценностные ориентации старших школьников, доминирующие мотивы к изучению данной проблемы, умения применять знания на практике (в проектах, творческих работах), характер эмоциональных проявлений.

Таким образом, в отечественной педагогической науке и практике на протяжении нескольких столетий шел интенсивный поиск в определении содержательных характеристик структурных компонентов и направлений патриотического воспитания учащихся. Доминантное понятие исследования раскрывается через термины «патриотизм», «Отечество» «Родина». Патриотическое воспитание старшеклассников в школе становится ценностным базовым стержнем, наполняющим смыслом жизнь и деятельность учащихся и являющимся мощным фактором стимулирования их на достижение личностных и социально значимых целей.

Достижение целей гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.

В школе планирование и организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся.

В настоящее время ведется поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации учащихся, воспитания гражданских и патриотических чувств.

1.2. Анализ научной литературы по исследуемой проблематике

Анализ научной литературы по исследуемой проблематике выявил негативное отношение со стороны ряда исследователей конца XIX – начала XX века к проблеме патриотического воспитания. О.В. Лебедева выявила три важнейших довода противников патриотического воспитания. Первый довод сводится к тому, что истинный патриотизм заключается в стремлении народа занять почетное место среди других народов в роли носителя и созидателя общечеловеческих ценностей. Другой довод воспитания любви к Родине основывается на суждении, что чувство патриотизма не прививается, а зарождается, само собой. Третий довод обозначен как интимный характер патриотических чувств и их принудительное развитие, патриотизм требует глубины переживаний, которые не всегда можно демонстрировать [8, с. 77-79]. Ученый придерживается такой точки зрения, что учащимся необходимо прививать интерес к истории своей страны, но она должна носить активный характер, проявляющийся в желании приносить пользу «использовать свое призвание так, чтобы способствовать процветанию Родины, заботясь о повышении ее материального благосостояния и совершенствования государственного устройства» [8, с. 82].

К сторонникам данной точки зрения условно следует причислить и автора учебного пособия «Теория и методика воспитания» (Л.И. Маленкова), в котором патриотическое воспитание, как направление воспитания в современной школе, отсутствует [2].

В числе пятнадцати направлений воспитания (духовное, нравственное, политическое, половое, правовое, трудовое, умственное, физическое, художественное, экологическое, экономическое, эстетическое, этическое, социальное, свободное), обозначенных в педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, не значится патриотическое [6, с. 23-24].

Справедливо в данном контексте утверждение Е.В. Бондаревской, отмечающей, что «запущенность» в сфере патриотического воспитания усугубляется кризисным состоянием педагогической теории. Главные приметы кризиса: неопределенность культурно-воспитательного идеала; необоснованность общей цели воспитания; несобранность гуманистических ценностей в единую целостную воспитательную систему; необоснованность типа воспитания, соответствующего типу современного общества и культуры; неразработанность стратегии воспитания, адекватной общей технологии социального развития [1, с. 17].

Второе направление, как отмечается выше, связано с позитивной ориентацией педагогов на патриотическое воспитание учащихся (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.). Это направление имеет давние традиции. Суть педагогических воззрений ученых и мыслителей прошлого и настоящего сводится к тому, что воспитание подрастающего поколения должно опираться на объединяющую идею по отношению к патриотическому воспитанию граждан. Если нет единого общегосударственного патриотизма, то это чревато негативными последствиями для существования Отечества. Поэтому обязательным условием развития России является формирование общенационального, общественно-патриотического сознания на основе общегосударственных ценностей с учетом российского менталитета. При этом мы считаем ценной мысль О.В. Лебедевой, что основой воспитания патриотизма должен стать анализ как положительных сторон действительности, так и отрицательных [4, с. 80].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров последнего десятилетия XX века оказали негативное влияние на общественное сознание россиян. С развалом Советского Союза прекратила свое существование действовавшая в то время законодательная база патриотического воспитания граждан. Образовавшийся вакуум стал быстро заполняться, с одной стороны, широким потоком западных «духовных ценностей», культивирующих самые низменные человеческие чувства: вседозволенность, ниспровержение высокой морали, уважительности, превозношение насилия, жестокости, с другой стороны, стало происходить искажение исторических фактов, традиций российской культуры. Все это приводит к снижению позитивного воспитательного воздействия на сознание подрастающего поколения культуры, искусства и образования как важнейших институтов формирования патриотизма.

Направления      патриотического воспитания школьников правоустанавливаются соответствующими государственными документами. В статье, подготовленной нами, подробно проанализированы этапы формирования и развития законодательной базы в исследуемом направлении [17]. Как показывает анализ, в период 90-х годов XX века государственные институты занимают позицию сторонних наблюдателей. Этот период мы характеризуем как стихийный в аспекте разработки законодательной базы по патриотическому воспитанию учащихся в условиях демократизации.

Следует отметить, что лишь в начале XXI века происходят позитивные изменения. Так, в 2001 году Правительство Российской Федерации утверждает первую Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», выстраивая государственную политику нового государства в данном направлении [11].

В настоящее время создан комплекс стратегических документов и нормативных актов, включающих совокупность законов, издаваемых высшим органом государственной власти, и подзаконных нормативных актов, определяющих порядок и условия непрерывности процесса по формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Нормативно-правовая база становления и  развития системы патриотического воспитания представляется по юридической силе документов: законов, постановлений, решений, а также в зависимости от органов, принимающих те или иные нормативные правовые акты, в числе которых Конституция Российской Федерации (1993 г.); Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года (2000 г.); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013 г.); Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (1993 г.); Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (1995 г.); Федеральный  закон «О воинской обязанности и военной службе» (1998 г.); Указ Президента Российской Федерации «О Боевом знамени воинской части» (2006 г.); Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения дней воинской славы России и мероприятий, посвященных памятным датам России» (2006 г.); Концепция долгосрочного развития России до 2020 года (2008 г.); Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (2008 г.); Стратегия государственной молодежной  политики  в  Российской  Федерации на период до 2016 (2006 г.); Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (2001 г.); Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.); Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2001, 2005, 2010 гг.); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.); Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (2013 г.); Федеральные целевые программы «Молодежь России» (1997, 2000, 2005, 2010 гг.); Программа Федерального архивного агентства (Росархива) по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы (2010 г.);

Эти нормативные документы определили не только основные направления реализации государственной политики в стране по патриотическому воспитанию молодежи, но и механизм реализации правовых, социально- экономических и организационных условий в системе образования страны.

Анализ показывает, что работа по совершенствованию нормативно- правовой базы патриотического воспитания граждан продолжается и в настоящее время. Внесены изменения и дополнения в перечень объектов для включения в реестр музеев, составляющих национальное достояние России, разработаны положения об общественных музеях, о проведении всероссийских военно-спортивных игр и ряд других. Принят ряд актов и документов по координации и реализации планов совместной деятельности органов военного управления с федеральными и региональными    органами исполнительной власти по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке ее к военной службе.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что проблема патриотического воспитания граждан Российской Федерации стала приоритетным направлением государственной политики в начале XXI века.  В этот период принят ряд государственных программ и нормативных актов в области патриотического воспитания граждан, в которых определен комплекс ценностей и ценностных ориентаций, наиболее актуальных для данного направления воспитания молодежи, механизм информационного взаимодействия всех субъектов воспитания.

Выводы по 1 главе:

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.  Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле, воспринимаемые в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека.

Уже в детском саду дети через фольклор и живопись знакомятся с жизнью и историей своего народа. В белорусском фольклоре сочетается слово, музыкальный ритм напевность.  Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.  Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная разнообразная деятельность.

Проведенный анализ педагогической, социологической, философской, психологической литературы, а также нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме, позволил уточнить основные используемые в исследовании понятия и сделать следующие выводы:

Установлено, что в педагогической теории и практике нет однозначного толкования феномена «патриотическое воспитание» подрастающего поколения, что в значительной степени определяется многогранностью и многоаспектностью проблемы. На разных исторических стадиях социально-педагогический феномен наполняется специфическим содержанием на основе исторически выработанных духовных ценностей, взаимосвязей человека с обществом.

Итак, историко-педагогический анализ исследования проблемы патриотического воспитания показал, что взгляды ученых на его содержательные характеристики соответствовали социальной и культурной среде общества. В условиях новой общественно-политической ситуации в научно-исследовательской литературе рассматриваются важнейшие стороны данной проблемы, определяется его содержание и направления деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Глава 2. Эмпирическое исследование патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

2.1. Организация исследования патриотического воспитания детей в образовательном учреждении

Эмпирическое исследование патриотического воспитания детей в образовательном учреждении проводилось на базе ГБОУ гимназии №17 города Рязань.

В нём приняли участие 63 человека, в том числе 10 педагогов и 53 учащихся. Исследование включило в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

На констатирующем этапе эмпирического исследования мы провели беседы с педагогами с целью выявления уровня патриотического воспитания детей в гимназии. Из беседы с заместителем директора по воспитательной работе было выяснено, что целенаправленная работа по патриотическому воспитанию в гимназии носит достаточно глубокий характер.  Дети изучают историю города Рязань, посещают музеи, места боевой славы, встречаются с ветеранами Великой Отечественной Войны, участвуют в акциях и митингах, посвящённых празднованию памятных дат, участвуют в организации концертов.

Беседы с педагогами показали, что, несмотря на то, что в школе проводятся различные программы по патриотическому воспитанию детей, уровень патриотической воспитанности остается достаточно низким.

Нами было проведено наблюдение, которое подтвердило результаты бесед с педагогами. Наблюдение показало, что учащиеся без особого желания посещают школьный музей, не проявляются заинтересованности при просмотре военно-патриотических фильмов, многие не хотят участвовать в мероприятиях патриотической направленности.

На констатирующем этапе эмпирического исследования мы провели анкетирование с целью выявления начального уровня патриотического воспитания детей (анкета дана в Приложении 1). Нами было опрошено 20 учащихся 4-го «А» и 4-го «Б» классов. При разработке анкеты мы опирались на критерии патриотической воспитанности, выделенные Масловой Т.М.:

— мотивационно-потребностный;

— когнитивно-интеллектуальный;

— эмоционально-чувственный;

— поведенческо-волевой [3].

Анкета состояла из 11 вопросов, которые были направлены на выявление мотивационно-потребностного, когнитивно-интеллектуального эмоционально-чувственного и поведенческо-волевого компонентов патриотической воспитанности.

Учащимся предлагалось три варианта ответов: «да», «нет» или «затрудняюсь ответа». Последний вопрос был открытым. За каждый вариант ответа начислялось определенное количество баллов. С 4 по 8 вопросы за ответы: «да» — 2 балла; «затрудняюсь ответить» — 1 балл; «нет» — 0 баллов. В 9, 10 вопросах за ответы: «да» — 0 баллов; «затрудняюсь ответить» — 1 балл; «нет» — 2 балла. При многовариантных вопросах за правильный ответ учащийся получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Результаты подсчитывались и вычислялась сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Максимальное количество баллов – 12. Затем результат переводился в проценты, по которым определялся уровень патриотической воспитанности детей:

  • 85-100% – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей Родины;
  • 55-84% –  средний: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе;
  • 35-54% — ниже среднего: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; интересуется историей Родины, но по заданию учителя;
  • 0-34% – низкий: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей Родины не интересуется [3].

2.2. Анализ результатов исследования

Как показало анкетирование, большинство учащихся имеют уровень патриотического воспитания низкий и ниже среднего, примерно треть респондентов имеет средний уровень и только 8% опрошенных детей имеет высокий уровень патриотической воспитанности.

Таблица 2.1. Результаты диагностики начального уровня патриотического воспитания учащихся

Для проведения педагогического эксперимента мы выбрали 2 группы учащихся четвёртых классов в количестве 20 человек. В экспериментальную группу вошли 11 учащихся, в контрольную – 9. В экспериментальную и контрольную группы вошли дети из группы продлённого дня, поэтому количество этих детей было меньше, чем при проведённом анкетировании. Уровень патриотического воспитания контрольной и экспериментальной групп был приблизительно одинаковый.

Результаты диагностики начального уровня патриотического воспитания учащихся контрольной группы представлены в таблице 2.2 и диаграмме 2.2.

Таблица 2.2. Результаты диагностики начального уровня патриотического воспитания учащихся контрольной группы

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся контрольной группы показала, что четыре респондента имеют средний уровень патриотической воспитанности, три – высокий уровень и два учащихся —  низкий уровень патриотического воспитания.

В сумме контрольная группа набрала 69 баллов из 108 возможных, т.е. средний уровень патриотической воспитанности составил   63, 9%.

Результаты диагностики начального уровня патриотической воспитанности учащихся экспериментальной группы представлены в таблице 2.3 и диаграмме 2.3.

Таблица 2.3. Результаты диагностики начального уровня патриотической воспитанности учащихся экспериментальной группы

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся экспериментальной группы показала, что два респондента имеют высокий уровень патриотического воспитания; пять – средний; по два учащихся – ниже среднего и низкий уровень патриотического воспитания.

В сумме экспериментальная группа набрала 83 балла из 132 возможных. Средний уровень патриотической воспитанности у детей данной группы составил 62,8%.

Таким образом, начальная диагностика показала, что результаты в обеих группах оказались примерно одинаковыми. Большинство учащихся обеих групп имеют средний и низкий уровни патриотического воспитания. Поэтому актуальность нашего исследования подтвердилась. Необходимо осуществлять социально-культурную деятельность, направленную на воспитание детей, любящих свою Родину, свой город и знающих его историю, традиции и культуру.

2.3. Разработка программы патриотического воспитания детей

Гражданско-патриотическое воспитание в школе является составной частью воспитательного процесса. Оно представляет собой систематическую и целенаправленную работу общеобразовательных организаций (далее – ОО) по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и прав, и обязанностей защитить интересы Родины, которые диктуются Конституцией.

Цель патриотического воспитания подростков – формирование и развитие у них высокой социальной активности, активной гражданской позиции, нравственности, становление граждан, ориентированных на позитивные ценности и качества, способных конструктивно проявить их в созидательном процессе в интересах общества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данная цель пронизывает весь педагогический процесс, охватывает все структуры, объединяя учебную и внеурочную деятельность школьников, все многообразие деятельности.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • установление в обществе, в сознании и эмоциях граждан общественно-значимых патриотических ценностей, убеждений, уважения к культурному и историческому традициям и наследию, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
  • формирование и обеспечение реализации возможностей для эффективного привлечения граждан к решению социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем социума;
  • воспитание граждан в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации прав человека, декларируемых Конституцией и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
  • формирование и развитие у граждан России чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь;
  • привлечение традиционных для России религиозных конфессий для создания у граждан потребности служения Отечеству, ее защиты как высшего нравственного долга;
  • создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противостояние антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, подлогу и фальсификации истории Отечества;
  • формирование расовой, национальной, религиозной толерантности, развитие дружеских отношений между народами.

Принципы и направления гражданско-патриотического воспитания в школе

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания подростков относятся:

  • научность;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность;
  • преемственность и непрерывность в развитии подростков;
  • направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
  • многообразие форм, методов и средств воспитания.

С принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»1 общественные институты, образовательные организации получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу. Направления патриотического воспитания в ОО сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе.

Согласно стратегии развития воспитания в РФ гражданско-патриотическое воспитание в школе и формирование российской идентичности предусматривают:

  • создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
  • формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в т. ч. военно-патриотического воспитания;
  • повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
  • развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Система ценностей гражданско-патриотического воспитания в школе условно может быть разделена на главные сферы:

  • духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);
  • нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);
  • историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);
  • государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).

Они взаимосвязаны и взаимодополняемы. Основное содержание деятельности, осуществляемой по ним, сфокусировано на формировании у обучающихся исторической памяти, уважения к героической и драматической истории страны, высокой культуре, духовности, любви к России, на конкретном наполнении патриотической идеи, особенно в связи с ценностями и интересами общества, государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному служению Отечеству и защите в случае необходимости, суверенитета, государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.

Рекомендации:

1) воспитательная работа патриотической направленности в образовательных учреждениях не должна носить разовый и формальный характер;

2) необходимо опираться на хорошо зарекомендованные ранее способы и методы патриотического воспитания, и в то же время внедрять новые эффективные технологии социально-культурной сферы;

3) процесс патриотического воспитания должен соответствовать возрастным особенностям детей.

Необходимо, чтобы все звенья образовательной системы были включены в систему патриотического воспитания, чтобы оно проходило через все образовательные ступени, нарастая по глубине и содержанию, формировало личность школьника как гражданина своего Отечества, осознающего неразрывную связь с Родиной.

Разрабатывая программу патриотического воспитания, мы ставили перед собой следующие задачи:

1) провести ряд экскурсий по историческому центру нашего города;

2) провести внеклассные мероприятия, формирующие гордость за историческое прошлое нашей страны, интерес к культуре России;

3) подвести итоги, сделать выводы по проведенным мероприятиям.

Программа патриотического воспитания детей включила экскурсии и внеклассные занятия патриотической направленности.

Представляем план программы по патриотическому воспитанию детей (таблица 2.4 – 2.5).

Таблица 2.4. Личность, семья

Таблица 2.5. Малая и большая Родина

К концу занятий дети должны ознакомиться со знаменитыми российскими олимпийцами, почувствовать чувство гордости за спортивные успехи соотечественников.

После применения плана-программы, нами будет проведен контрольный этап эмпирического исследования, в котором будет выявлена динамика развития чувства патриотизма у детей экспериментальной группы после апробации, разработанной нами программы; сравнение результатов повторной диагностики уровня патриотического воспитания учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Повторная диагностика будет осуществляется по той же методике, что и первоначальная. Учащимся будет предложено ответить на вопросы анкеты.

Выводы по 2 главе:

Эмпирическое исследование по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности осуществлялось на базе ГБОУ гимназии №17 города Рязань. В нём приняли участие 10 педагогов и 53 учащихся младшего школьного возраста. Эмпирическое исследование включило в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для диагностики уровня патриотического воспитания детей были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (11 учащихся составили экспериментальную группу, 9 – контрольную).

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся контрольной группы показала, что четыре респондента имеют средний уровень патриотической воспитанности, три – высокий уровень и два учащихся – низкий уровень патриотического воспитания.   В сумме контрольная группа набрала 69 баллов из 108 возможных, т.е. средний уровень патриотической воспитанности составил 63, 9%.

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся экспериментальной группы показала, что два респондента имеют высокий уровень патриотического воспитания, пять – средний, по два учащихся – уровни ниже среднего и низкий.       В сумме экспериментальная группа набрала 83 балла из 132 возможных. Средний уровень патриотической воспитанности у детей данной группы составил 62,8%.

Далее нами была разработана программа и даны рекомендации. Программа патриотического воспитания детей включает экскурсии и внеклассные мероприятия патриотической направленности.

Заключение

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдался генезис представлений о патриотизме; трактовка термина «патриотизм» характеризуется многовариантностью и неоднозначностью; содержательная направленность этого понятия определялась господствующей идеологией, военной опасностью и состоянием международной обстановки; в основе всех определений патриотизма лежит одна из высших духовных ценностей человека — любовь к Родине и Отечеству, хотя содержание этих смыслообразующих понятий менялось в соответствии с конкретными историческими условиями и сменой общественных формаций; независимо от государственного строя в качестве первоочередного субъекта патриотизма выступает личность, задачей которой является осознание своей исторической, духовной, национальной принадлежности.

Исследование показывает, что в современных условиях многие положения патриотического воспитания прошлого могут оказать неоценимую помощь в формировании истинного патриотизма в современной школе.

Проведенный анализ педагогической, социологической, философской, психологической литературы, а также нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме, позволил уточнить основные используемые в исследовании понятия и сделать следующие выводы:

Установлено, что в педагогической теории и практике нет однозначного толкования феномена «патриотическое воспитание» подрастающего поколения, что в значительной степени определяется многогранностью и многоаспектностью проблемы. На разных исторических стадиях социально-педагогический феномен наполняется специфическим содержанием на основе исторически выработанных духовных ценностей, взаимосвязей человека с обществом.

Итак, историко-педагогический анализ исследования проблемы патриотического воспитания показал, что взгляды ученых на его содержательные характеристики соответствовали социальной и культурной среде общества. В условиях новой общественно-политической ситуации в научно-исследовательской литературе рассматриваются важнейшие стороны данной проблемы, определяется его содержание и направления деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Эмпирическое исследование по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности осуществлялось на базе ГБОУ гимназии №17 города Рязань. В нём приняли участие 10 педагогов и 53 учащихся младшего школьного возраста. Эмпирическое исследование включило в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для диагностики уровня патриотического воспитания детей были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (11 учащихся составили экспериментальную группу, 9 – контрольную).

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся контрольной группы показала, что четыре респондента имеют средний уровень патриотической воспитанности, три – высокий уровень и два учащихся – низкий уровень патриотического воспитания.   В сумме контрольная группа набрала 69 баллов из 108 возможных, т.е. средний уровень патриотической воспитанности составил 63, 9%.

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся экспериментальной группы показала, что два респондента имеют высокий уровень патриотического воспитания, пять – средний, по два учащихся – уровни ниже среднего и низкий.       В сумме экспериментальная группа набрала 83 балла из 132 возможных. Средний уровень патриотической воспитанности у детей данной группы составил 62,8%.

Далее нами была разработана программа и даны рекомендации. Программа патриотического воспитания детей включает экскурсии и внеклассные мероприятия патриотической направленности.

Список использованных источников

1. Агапова И.А., Давыдова М А. Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. — М.: ВАКО, 2006,-368 с.
2. Бондаревская Е.В. Воспитательный потенциал базового учебного курса «Духовно-нравственная культура» [Текст]. / Е.В. Бондаревская // Развитие личности в образовательных системах Юга России, центральной Азии и Казахстана: материалы докладов XXVIII международных психолого-педагогических чтений. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – ч.1. – с. 16-27.
3. Беглова С.В. С.О. Бачурина, Е.А. Власова. Быть патриотом и гражданином своей страны // Народное образование. 2012 № 9 С 70-74
4. Берестовская С.Э. К вопросу о воспитании патриотизма: анализ уоков конкурса педагогических достижений // Воспитание школьников, 2012 С. 35-41
5. Богуславский М.В. С чего начинается Родина // Народное образование, Победа, 2012, № 9 С. 45
6. Быков А. К.Формирование патриотического воспитания /// Педагогика. —2010. — № 9.
7. Вежевич Т.Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников [Текст]. / Т.Е. Вежевич: автореф. дисс…док. пед. наук. – Улан-Удэ, 2011. – 47 с.
8. Вне урока. Блог учителя истории и обществознания, депутата Барнаульской Городской Думы Ермоленко Марины Владимировны. [Электронный ресурс]. 2011. URL: http://www.istorik-ermolenko.ru/ (дата обращения: 16.10.2016).
9. Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога /Е.А.Воронова. -Ростов н /Д: Феникс, 2009. -404 с
10. Галанин Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС // Воспитание школьников. – 2002.
11. Главацкий М.Е. Одна на всех победа. — М., учебная книга-2005-246 с
12. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания/ В.С. Кукушин. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 508
13. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Текст]. // Вестник образования 2012 — № 1 – с.23-30.
14. Иванов В.С., Проворова Е.В. Характеристика социально- педагогических условий эффективности патриотического воспитания учащейся молодежи в образовательном учреждении малого города [Текст]. // Вестник университета, 2011. — № 24. – с. 29-30.
15. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание – верноподданское или гражданское? // Педагогика. – 2003
16. Особенности патриотического воспитания средствами праздничной культуры [Электронный ресурс] // Персональный сайт учителя и администратора Ярошенко Галины Павловны. URL: http://yaroshenkogp.jimdo.com/2013/02/25/тема-особенности-патриотического-воспитания-средствами-праздничной-культуры/ (дата обращения: 15.10.2016).
17. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях [Текст]. // Вестник образования России, 2013.- № 12 – с.28-54.
18. Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1994. – С.485.
19. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным// Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века/ Вступ. ст. Д.С. Лихачёва; Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачёва. – М., 1986. – С. 16-107.
20. Попова А.И. Воспитание патриота России // Начальная школа. – 2007.
21. Пушкарева И.А. Идея патриотизма в советские и русские педагогики / Все для классного руководителя. М – Пилотный выпуск, 2011
22. Российская Федерация. Законы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы » – М, 2010.
23. Русских В.Г. Проблема воспитания гражданина и патриота в России XIX в [Текст]. // История школы и педагогики, 2011. — № 3. – с. 87-96.
24. Савин Ю.В Учить школьников на традициях патриотизма // Дидакт. – 2002.
25. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – 816 с. – (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
26. Кленчев А.Н. Содержание и методы патриотического воспитания в школе на этапе 1960-1980 гг [Текст]. // Научные исследования в образовании, 2013. — №3. – с. 15-19.
27. Чаленко О.Е. Краеведческий компонент в системе патриотического воспитания учащихся [Текст]. // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение, 2012. — № 5 (25) – с. 82-89
28. Чаленко О.Е. Модель патриотического воспитания старшеклассников на основе педагогического потенциала региональной среды [Текст]. // Мир науки, культуры, образования. – 2014. — № 4 (47) – с.144-147
29. Щуркова Н.Е., Мухина М.И., Желаннова А.В. Новое воспитание в новой школе [Текст]. /Под общ. ред. Н.Е. Щурковой. – М.: АРКТИ, 2012. – 264 с.