Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Гражданско-патриотическое воспитание школьников: истории и современности»

Практический интерес к данному вопросу на сегодняшний день диктуется необходимостью осознания сущности гражданско-патриотического воспитания в школе в условиях современности рассматривается как эффективный механизм образовательной политики государства в соответствии с переменами, которые происходят в социуме и требованиями, предъявляемыми новой социально-политической ситуацией.

Содержание

Введение
Глава 1. теоретические основы современной модели организации обучения
1.1. теоретические основы исследуемой проблемы
1.2. анализ научной литературы по исследуемой проблематике
Выводы по 1 главе
Глава 2. эмпирическое исследование патриотического воспитания детей младшего школьного возраста
2.1. организация исследования патриотического воспитания детей в образовательном учреждении
2.2. анализ результатов исследования
2.3. разработка программы патриотического воспитания детей
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованных источников

Введение

Практический интерес к данному вопросу на сегодняшний день диктуется необходимостью осознания сущности гражданско-патриотического воспитания в школе в условиях современности рассматривается как эффективный механизм образовательной политики государства в соответствии с переменами, которые происходят в социуме и требованиями, предъявляемыми новой социально-политической ситуацией.

Патриотизм и культура межэтнических отношений играют важную роль в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности во все периоды ее становления. Детский возраст для системы патриотического воспитания наиболее восприимчив, т. к. это период утверждения себя, осознания себя в социуме, активного развития социальных интересов и определения жизненных идеалов. Но реализация патриотического воспитания исключительно и даже с преобладанием помощи знаниевого подхода неэффективна и чаще всего невозможна. Меняется время, меняется социум, обязано меняться в школе содержание, формы и методы патриотического воспитания, которые должны соответствовать современным социально-педагогическим реалиям. Возникает необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Исключительно через активное вовлечение в социально-значимую деятельность и осознанное участие в ней, посредством изменения школьного климата, развитие самоуправления можно достичь успехов в этом направлении.

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р (далее – Стратегия развития воспитания в РФ) главенствующей задачей  Российской Федерации в сфере образования, обучения и воспитания подрастающего поколения является развитие высокодуховной личности, разделяющей традиционные духовные ценности общества, владеющей наиболее важными знаниями и умениями, способной претворить в жизнь свой потенциал в условиях современного социума, готовой к мирному созиданию и при необходимости защите Отчизны, как бы высокопарно это не звучало.

Актуальность вопроса определяется:

  • расширением негативной сферы общественного пространства, оказывающей отрицательное влияние на сознание и чувства россиян;
  • генезисом современных социокультурных и экономических реалий, происходящих из процесса формирования рыночной экономики;
  • рассогласованием деятельности основных социальных институтов, складывавшегося в течение многих десятков лет механизма социализации поколений, сопряженного с разрушением и девальвацией системы классических ценностей, преемственности поколений и обострением общественных противоречий в социуме;
  • ростом нигилизма, снижением уровня образования и культуры подрастающего поколения;
  • идеологией реформ, сопровождающихся деструкциями в работе с молодежью;
  • вестернизацией общественного сознания, внедрением далеких для отечественного менталитета, в основном проамериканских, ценностей, которые вытесняют собственные традиции, культуру и историю.

Проблеме патриотического воспитания уделено достаточно много внимания в научной литературе. Фундаментом теории и практики патриотического воспитания являются труды выдающихся общественных деятелей и педагогов прошлого (В.Г.Белинского, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н.Толстого и др.). Различные идеи патриотического воспитания отражены в трудах И.А. Агаповой, А.В. Беляева, М.П. Бузского, А.Н. Вырщикова, Н.Д. Никандрова, С.Е. Матушкина и др.

Различные аспекты социально-культурной деятельности изучаются в работах Т.И. Баклановой, Е.И.Григорьевой, А.Д. Жаркова, Т.Г.Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и др.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательных учреждениях.

Объект исследования – патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования –  процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

— направленности содержания социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях на патриотическое воспитание детей;

— учёта возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в процессе патриотического воспитания;

— разработки и внедрения технологий социально-культурной деятельности, направленных на патриотическое воспитание детей.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
  2. Провести эмпирическое исследование по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в образовательных учреждениях.
  3. Разработать программу и рекомендации по развитию патриотического воспитания детей.

Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение; эмпирические – наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент.

База исследования: Государственное образовательное учреждение гимназия №17 г. Рязань.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы современной модели организации обучения

1.1. Теоретические основы исследуемой проблемы

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения имеет богатую многодисциплинарную историографическую традицию. К ее познанию неоднократно обращались представители философии, социологии, политологии, культурологии, истории, педагогики, психологии в разные периоды общественного развития. Поиски решения проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения в отечественной философии и   педагогике   активизируются   в   XVIII-XIX   столетиях (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев и др.). Однако широкое обсуждение проблемы патриота и гражданина относится к более поздней эпохе – второй половине XIX века. Наиболее значимыми являются идеи К.Д. Ушинского, разработавшего теоретические основы идеи народности в воспитании с учетом особенностей русского менталитета, развития национального самосознания, а также последователя его идей, выдающегося педагога-гуманиста второй половины XIX века Я.М. Неверова, внесшего огромный вклад в обучение и воспитание школьников Северного Кавказа [25, c.37-38].

Научное рассмотрение исследуемой проблемы   обусловлено наличием противоречий:

  • между потребностью общества в повышении уровня патриотического воспитания старшеклассников и недостаточной разработанностью педагогических условий, методов и методик современного школьного воспитания, способствующих решению данной задачи;
  • между необходимостью осмысления возможностей использования педагогического потенциала региональной среды как средства патриотического воспитания старшеклассников с целью приращения педагогических идей и не разработанностью технологии организации данного процесса;
  • между потенциальными возможностями школьного образования для патриотического воспитания старшеклассников средствами педагогического потенциала региональной среды и фрагментарными подходами к данной проблеме, проявляющимися в мероприятийном подходе к решению этой задачи;
  • между большим количеством воспитательных технологий и их недостаточной апробацией в системе патриотического воспитания старшеклассников;
  • между потребностями старшеклассников в социально-значимой деятельности по патриотическому воспитанию и отсутствием реальных условий для включения их в эту деятельность

Идеи философов эпохи Возрождения нашли свое продолжение у французских материалистов XVIII века, немецких философов и педагогов конца XVIII – начала XIX вв. Именно французские просветители Д. Дидро, Жан-Жак Руссо («Эмиль, или о воспитании»), беспощадно критикуя устои феодализма, обратили особое внимание на проблемы воспитания подрастающего поколения, в частности, на воспитание патриотизма и любви к своей родине. Просветители были убеждены в том, что покончить с феодальным угнетением, несправедливостью и другими общественными бедами можно путем распространения просвещения – научных знаний, всеобщего образования и правильного воспитания [5, с. 54].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Так, в работе К.А. Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» прослеживается негативное отношение мыслителя к церкви и ее влиянии на дело воспитания молодого поколения. В этой работе содержатся прогрессивные мысли, заключающиеся в стремлении к благу всего общества и объединяющие идею личного блага и «благо нации». Аналогичные мысли содержатся в трудах немецкого педагога- демократа Адольфа Дистервега, четко выразившего свою позицию во    фразе

«Человек – мое имя, немец – мое прозвище». В своей работе «Руководство к образованию немецких учителей» А. Дистервег одним из правил выделил следующее наставление: «Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования» [10. с.54].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что у зарубежных педагогов и просветителей четко прослеживается такое проявление патриотизма и культуры межнациональных отношений, как любовь ко всем людям, независимо от национальной принадлежности.

Что касается истории педагогической мысли в России, то наиболее полное определение доминантного понятия «патриотическое воспитание» содержится в работах В.И. Мареева, рассматривающего его как «интегрирующий фактор воспитания в целом, как системообразующее направление, в рамках которого взаимодействуют все компоненты воспитательной деятельности» [94, с.57]. Ученый считает, что данное понятие следует рассматривать в значении общественного воспитания в целом, поскольку оно включает составные элементы всех других видов воспитания: духовно-нравственное, гражданское, экологическое, физическое и др [29, с.58]. В.С. Горбунов в своем исследовании вслед за В.И.Мареевым определяет место патриотического воспитания школьников, рассматривая его как интегрирующий фактор в становлении гражданского общества. По мнению ученого, патриотическое воспитание является непрерывным процессом овладения школьниками интеллектуальной, правовой и политической культурой общества, способствующей социализации личности в новых социокультурных условиях, позволяет формировать желание и умение жить для Родины, для людей, отдавать для этого свои знания, труд, творчество на благо Родины и людей [5, с.20]. Нам эта позиция наиболее близка.

Что касается структурных компонентов исследуемого феномена, то следует отметить многообразие подходов. Приведем некоторые из них. В. И. Мареевым выявлены следующие структурные компоненты патриотического воспитания:

1)  уровень сознания;

2)  уровень отношений;

3) уровень деятельности [24, с. 59].

Исследователь Н.П. Башкатова в структуре патриотического воспитания выделяет семь компонентов: культурно-исторический, социально-политический, военно-исторический, правовой, военно- технический, психологический и физический, которые неразрывно связаны друг с другом [12, с. 10]. В соответствии с данной классификацией акцентируем внимание на трех компонентах: культурно-историческом, социально-политическом и военно-историческом.

По мнению С.Д. Полякова, целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания [18, с. 58].

Если взять за основу классификацию С.Д. Полякова. В структуре патриотического воспитания выделены три компонента: когнитивный, оценочно-эмоциональный и мотивационно- поведенческий. Когнитивный компонент включает знания, представления в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения; оценочно- эмоциональный предполагает эмоциональные проявления у старшеклассников в процессе осуществления деятельности в данном направлении; мотивационно-поведенческий предполагает наличие мотивации у старшеклассников, побуждающей осуществлять деятельность в области патриотического воспитания; а также содержит систему навыков и умений.  Конкретными признаками проявления исследуемых личностных образований у старшеклассников явились знания о патриотизме, патриотическом воспитании в разные периоды отечественной истории, ценностные ориентации старших школьников, доминирующие мотивы к изучению данной проблемы, умения применять знания на практике (в проектах, творческих работах), характер эмоциональных проявлений.

Таким образом, в отечественной педагогической науке и практике на протяжении нескольких столетий шел интенсивный поиск в определении содержательных характеристик структурных компонентов и направлений патриотического воспитания учащихся. Доминантное понятие исследования раскрывается через термины «патриотизм», «Отечество» «Родина». Патриотическое воспитание старшеклассников в школе становится ценностным базовым стержнем, наполняющим смыслом жизнь и деятельность учащихся и являющимся мощным фактором стимулирования их на достижение личностных и социально значимых целей.

Достижение целей гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.

В школе планирование и организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В настоящее время ведется поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации учащихся, воспитания гражданских и патриотических чувств.

1.2. Анализ научной литературы по исследуемой проблематике

Анализ научной литературы по исследуемой проблематике выявил негативное отношение со стороны ряда исследователей конца XIX – начала XX века к проблеме патриотического воспитания. О.В. Лебедева выявила три важнейших довода противников патриотического воспитания. Первый довод сводится к тому, что истинный патриотизм заключается в стремлении народа занять почетное место среди других народов в роли носителя и созидателя общечеловеческих ценностей. Другой довод воспитания любви к Родине основывается на суждении, что чувство патриотизма не прививается, а зарождается, само собой. Третий довод обозначен как интимный характер патриотических чувств и их принудительное развитие, патриотизм требует глубины переживаний, которые не всегда можно демонстрировать [8, с. 77-79]. Ученый придерживается такой точки зрения, что учащимся необходимо прививать интерес к истории своей страны, но она должна носить активный характер, проявляющийся в желании приносить пользу «использовать свое призвание так, чтобы способствовать процветанию Родины, заботясь о повышении ее материального благосостояния и совершенствования государственного устройства» [8, с. 82].

К сторонникам данной точки зрения условно следует причислить и автора учебного пособия «Теория и методика воспитания» (Л.И. Маленкова), в котором патриотическое воспитание, как направление воспитания в современной школе, отсутствует [2].

В числе пятнадцати направлений воспитания (духовное, нравственное, политическое, половое, правовое, трудовое, умственное, физическое, художественное, экологическое, экономическое, эстетическое, этическое, социальное, свободное), обозначенных в педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, не значится патриотическое [6, с. 23-24].

Справедливо в данном контексте утверждение Е.В. Бондаревской, отмечающей, что «запущенность» в сфере патриотического воспитания усугубляется кризисным состоянием педагогической теории. Главные приметы кризиса: неопределенность культурно-воспитательного идеала; необоснованность общей цели воспитания; несобранность гуманистических ценностей в единую целостную воспитательную систему; необоснованность типа воспитания, соответствующего типу современного общества и культуры; неразработанность стратегии воспитания, адекватной общей технологии социального развития [1, с. 17].

Второе направление, как отмечается выше, связано с позитивной ориентацией педагогов на патриотическое воспитание учащихся (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.). Это направление имеет давние традиции. Суть педагогических воззрений ученых и мыслителей прошлого и настоящего сводится к тому, что воспитание подрастающего поколения должно опираться на объединяющую идею по отношению к патриотическому воспитанию граждан. Если нет единого общегосударственного патриотизма, то это чревато негативными последствиями для существования Отечества. Поэтому обязательным условием развития России является формирование общенационального, общественно-патриотического сознания на основе общегосударственных ценностей с учетом российского менталитета. При этом мы считаем ценной мысль О.В. Лебедевой, что основой воспитания патриотизма должен стать анализ как положительных сторон действительности, так и отрицательных [4, с. 80].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров последнего десятилетия XX века оказали негативное влияние на общественное сознание россиян. С развалом Советского Союза прекратила свое существование действовавшая в то время законодательная база патриотического воспитания граждан. Образовавшийся вакуум стал быстро заполняться, с одной стороны, широким потоком западных «духовных ценностей», культивирующих самые низменные человеческие чувства: вседозволенность, ниспровержение высокой морали, уважительности, превозношение насилия, жестокости, с другой стороны, стало происходить искажение исторических фактов, традиций российской культуры. Все это приводит к снижению позитивного воспитательного воздействия на сознание подрастающего поколения культуры, искусства и образования как важнейших институтов формирования патриотизма.

Направления      патриотического воспитания школьников правоустанавливаются соответствующими государственными документами. В статье, подготовленной нами, подробно проанализированы этапы формирования и развития законодательной базы в исследуемом направлении [17]. Как показывает анализ, в период 90-х годов XX века государственные институты занимают позицию сторонних наблюдателей. Этот период мы характеризуем как стихийный в аспекте разработки законодательной базы по патриотическому воспитанию учащихся в условиях демократизации.

Следует отметить, что лишь в начале XXI века происходят позитивные изменения. Так, в 2001 году Правительство Российской Федерации утверждает первую Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», выстраивая государственную политику нового государства в данном направлении [11].

В настоящее время создан комплекс стратегических документов и нормативных актов, включающих совокупность законов, издаваемых высшим органом государственной власти, и подзаконных нормативных актов, определяющих порядок и условия непрерывности процесса по формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Нормативно-правовая база становления и  развития системы патриотического воспитания представляется по юридической силе документов: законов, постановлений, решений, а также в зависимости от органов, принимающих те или иные нормативные правовые акты, в числе которых Конституция Российской Федерации (1993 г.); Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года (2000 г.); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013 г.); Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (1993 г.); Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (1995 г.); Федеральный  закон «О воинской обязанности и военной службе» (1998 г.); Указ Президента Российской Федерации «О Боевом знамени воинской части» (2006 г.); Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения дней воинской славы России и мероприятий, посвященных памятным датам России» (2006 г.); Концепция долгосрочного развития России до 2020 года (2008 г.); Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (2008 г.); Стратегия государственной молодежной  политики  в  Российской  Федерации на период до 2016 (2006 г.); Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (2001 г.); Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.); Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2001, 2005, 2010 гг.); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.); Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (2013 г.); Федеральные целевые программы «Молодежь России» (1997, 2000, 2005, 2010 гг.); Программа Федерального архивного агентства (Росархива) по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы (2010 г.);

Эти нормативные документы определили не только основные направления реализации государственной политики в стране по патриотическому воспитанию молодежи, но и механизм реализации правовых, социально- экономических и организационных условий в системе образования страны.

Анализ показывает, что работа по совершенствованию нормативно- правовой базы патриотического воспитания граждан продолжается и в настоящее время. Внесены изменения и дополнения в перечень объектов для включения в реестр музеев, составляющих национальное достояние России, разработаны положения об общественных музеях, о проведении всероссийских военно-спортивных игр и ряд других. Принят ряд актов и документов по координации и реализации планов совместной деятельности органов военного управления с федеральными и региональными    органами исполнительной власти по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке ее к военной службе.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что проблема патриотического воспитания граждан Российской Федерации стала приоритетным направлением государственной политики в начале XXI века.  В этот период принят ряд государственных программ и нормативных актов в области патриотического воспитания граждан, в которых определен комплекс ценностей и ценностных ориентаций, наиболее актуальных для данного направления воспитания молодежи, механизм информационного взаимодействия всех субъектов воспитания.

Выводы по 1 главе:

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.  Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле, воспринимаемые в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Уже в детском саду дети через фольклор и живопись знакомятся с жизнью и историей своего народа. В белорусском фольклоре сочетается слово, музыкальный ритм напевность.  Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.  Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная разнообразная деятельность.

Проведенный анализ педагогической, социологической, философской, психологической литературы, а также нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме, позволил уточнить основные используемые в исследовании понятия и сделать следующие выводы:

Установлено, что в педагогической теории и практике нет однозначного толкования феномена «патриотическое воспитание» подрастающего поколения, что в значительной степени определяется многогранностью и многоаспектностью проблемы. На разных исторических стадиях социально-педагогический феномен наполняется специфическим содержанием на основе исторически выработанных духовных ценностей, взаимосвязей человека с обществом.

Итак, историко-педагогический анализ исследования проблемы патриотического воспитания показал, что взгляды ученых на его содержательные характеристики соответствовали социальной и культурной среде общества. В условиях новой общественно-политической ситуации в научно-исследовательской литературе рассматриваются важнейшие стороны данной проблемы, определяется его содержание и направления деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Глава 2. Эмпирическое исследование патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

2.1. Организация исследования патриотического воспитания детей в образовательном учреждении

Эмпирическое исследование патриотического воспитания детей в образовательном учреждении проводилось на базе ГБОУ гимназии №17 города Рязань.

В нём приняли участие 63 человека, в том числе 10 педагогов и 53 учащихся. Исследование включило в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

На констатирующем этапе эмпирического исследования мы провели беседы с педагогами с целью выявления уровня патриотического воспитания детей в гимназии. Из беседы с заместителем директора по воспитательной работе было выяснено, что целенаправленная работа по патриотическому воспитанию в гимназии носит достаточно глубокий характер.  Дети изучают историю города Рязань, посещают музеи, места боевой славы, встречаются с ветеранами Великой Отечественной Войны, участвуют в акциях и митингах, посвящённых празднованию памятных дат, участвуют в организации концертов.

Беседы с педагогами показали, что, несмотря на то, что в школе проводятся различные программы по патриотическому воспитанию детей, уровень патриотической воспитанности остается достаточно низким.

Нами было проведено наблюдение, которое подтвердило результаты бесед с педагогами. Наблюдение показало, что учащиеся без особого желания посещают школьный музей, не проявляются заинтересованности при просмотре военно-патриотических фильмов, многие не хотят участвовать в мероприятиях патриотической направленности.

На констатирующем этапе эмпирического исследования мы провели анкетирование с целью выявления начального уровня патриотического воспитания детей (анкета дана в Приложении 1). Нами было опрошено 20 учащихся 4-го «А» и 4-го «Б» классов. При разработке анкеты мы опирались на критерии патриотической воспитанности, выделенные Масловой Т.М.:

— мотивационно-потребностный;

— когнитивно-интеллектуальный;

— эмоционально-чувственный;

— поведенческо-волевой [3].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Анкета состояла из 11 вопросов, которые были направлены на выявление мотивационно-потребностного, когнитивно-интеллектуального эмоционально-чувственного и поведенческо-волевого компонентов патриотической воспитанности.

Учащимся предлагалось три варианта ответов: «да», «нет» или «затрудняюсь ответа». Последний вопрос был открытым. За каждый вариант ответа начислялось определенное количество баллов. С 4 по 8 вопросы за ответы: «да» — 2 балла; «затрудняюсь ответить» — 1 балл; «нет» — 0 баллов. В 9, 10 вопросах за ответы: «да» — 0 баллов; «затрудняюсь ответить» — 1 балл; «нет» — 2 балла. При многовариантных вопросах за правильный ответ учащийся получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Результаты подсчитывались и вычислялась сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Максимальное количество баллов – 12. Затем результат переводился в проценты, по которым определялся уровень патриотической воспитанности детей:

  • 85-100% – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей Родины;
  • 55-84% –  средний: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе;
  • 35-54% — ниже среднего: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; интересуется историей Родины, но по заданию учителя;
  • 0-34% – низкий: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей Родины не интересуется [3].

2.2. Анализ результатов исследования

Как показало анкетирование, большинство учащихся имеют уровень патриотического воспитания низкий и ниже среднего, примерно треть респондентов имеет средний уровень и только 8% опрошенных детей имеет высокий уровень патриотической воспитанности.

Таблица 2.1. Результаты диагностики начального уровня патриотического воспитания учащихся

Для проведения педагогического эксперимента мы выбрали 2 группы учащихся четвёртых классов в количестве 20 человек. В экспериментальную группу вошли 11 учащихся, в контрольную – 9. В экспериментальную и контрольную группы вошли дети из группы продлённого дня, поэтому количество этих детей было меньше, чем при проведённом анкетировании. Уровень патриотического воспитания контрольной и экспериментальной групп был приблизительно одинаковый.

Результаты диагностики начального уровня патриотического воспитания учащихся контрольной группы представлены в таблице 2.2 и диаграмме 2.2.

Таблица 2.2. Результаты диагностики начального уровня патриотического воспитания учащихся контрольной группы

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся контрольной группы показала, что четыре респондента имеют средний уровень патриотической воспитанности, три – высокий уровень и два учащихся —  низкий уровень патриотического воспитания.

В сумме контрольная группа набрала 69 баллов из 108 возможных, т.е. средний уровень патриотической воспитанности составил   63, 9%.

Результаты диагностики начального уровня патриотической воспитанности учащихся экспериментальной группы представлены в таблице 2.3 и диаграмме 2.3.

Таблица 2.3. Результаты диагностики начального уровня патриотической воспитанности учащихся экспериментальной группы

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся экспериментальной группы показала, что два респондента имеют высокий уровень патриотического воспитания; пять – средний; по два учащихся – ниже среднего и низкий уровень патриотического воспитания.

В сумме экспериментальная группа набрала 83 балла из 132 возможных. Средний уровень патриотической воспитанности у детей данной группы составил 62,8%.

Таким образом, начальная диагностика показала, что результаты в обеих группах оказались примерно одинаковыми. Большинство учащихся обеих групп имеют средний и низкий уровни патриотического воспитания. Поэтому актуальность нашего исследования подтвердилась. Необходимо осуществлять социально-культурную деятельность, направленную на воспитание детей, любящих свою Родину, свой город и знающих его историю, традиции и культуру.

2.3. Разработка программы патриотического воспитания детей

Гражданско-патриотическое воспитание в школе является составной частью воспитательного процесса. Оно представляет собой систематическую и целенаправленную работу общеобразовательных организаций (далее – ОО) по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и прав, и обязанностей защитить интересы Родины, которые диктуются Конституцией.

Цель патриотического воспитания подростков – формирование и развитие у них высокой социальной активности, активной гражданской позиции, нравственности, становление граждан, ориентированных на позитивные ценности и качества, способных конструктивно проявить их в созидательном процессе в интересах общества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данная цель пронизывает весь педагогический процесс, охватывает все структуры, объединяя учебную и внеурочную деятельность школьников, все многообразие деятельности.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

  • установление в обществе, в сознании и эмоциях граждан общественно-значимых патриотических ценностей, убеждений, уважения к культурному и историческому традициям и наследию, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
  • формирование и обеспечение реализации возможностей для эффективного привлечения граждан к решению социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем социума;
  • воспитание граждан в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации прав человека, декларируемых Конституцией и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
  • формирование и развитие у граждан России чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь;
  • привлечение традиционных для России религиозных конфессий для создания у граждан потребности служения Отечеству, ее защиты как высшего нравственного долга;
  • создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противостояние антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, подлогу и фальсификации истории Отечества;
  • формирование расовой, национальной, религиозной толерантности, развитие дружеских отношений между народами.

Принципы и направления гражданско-патриотического воспитания в школе

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания подростков относятся:

  • научность;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность;
  • преемственность и непрерывность в развитии подростков;
  • направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
  • многообразие форм, методов и средств воспитания.

С принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»1 общественные институты, образовательные организации получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу. Направления патриотического воспитания в ОО сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе.

Согласно стратегии развития воспитания в РФ гражданско-патриотическое воспитание в школе и формирование российской идентичности предусматривают:

  • создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
  • формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в т. ч. военно-патриотического воспитания;
  • повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
  • развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Система ценностей гражданско-патриотического воспитания в школе условно может быть разделена на главные сферы:

  • духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);
  • нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);
  • историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);
  • государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).

Они взаимосвязаны и взаимодополняемы. Основное содержание деятельности, осуществляемой по ним, сфокусировано на формировании у обучающихся исторической памяти, уважения к героической и драматической истории страны, высокой культуре, духовности, любви к России, на конкретном наполнении патриотической идеи, особенно в связи с ценностями и интересами общества, государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному служению Отечеству и защите в случае необходимости, суверенитета, государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.

Рекомендации:

1) воспитательная работа патриотической направленности в образовательных учреждениях не должна носить разовый и формальный характер;

2) необходимо опираться на хорошо зарекомендованные ранее способы и методы патриотического воспитания, и в то же время внедрять новые эффективные технологии социально-культурной сферы;

3) процесс патриотического воспитания должен соответствовать возрастным особенностям детей.

Необходимо, чтобы все звенья образовательной системы были включены в систему патриотического воспитания, чтобы оно проходило через все образовательные ступени, нарастая по глубине и содержанию, формировало личность школьника как гражданина своего Отечества, осознающего неразрывную связь с Родиной.

Разрабатывая программу патриотического воспитания, мы ставили перед собой следующие задачи:

1) провести ряд экскурсий по историческому центру нашего города;

2) провести внеклассные мероприятия, формирующие гордость за историческое прошлое нашей страны, интерес к культуре России;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

3) подвести итоги, сделать выводы по проведенным мероприятиям.

Программа патриотического воспитания детей включила экскурсии и внеклассные занятия патриотической направленности.

Представляем план программы по патриотическому воспитанию детей (таблица 2.4 – 2.5).

Таблица 2.4. Личность, семья

Таблица 2.5. Малая и большая Родина

К концу занятий дети должны ознакомиться со знаменитыми российскими олимпийцами, почувствовать чувство гордости за спортивные успехи соотечественников.

После применения плана-программы, нами будет проведен контрольный этап эмпирического исследования, в котором будет выявлена динамика развития чувства патриотизма у детей экспериментальной группы после апробации, разработанной нами программы; сравнение результатов повторной диагностики уровня патриотического воспитания учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Повторная диагностика будет осуществляется по той же методике, что и первоначальная. Учащимся будет предложено ответить на вопросы анкеты.

Выводы по 2 главе:

Эмпирическое исследование по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности осуществлялось на базе ГБОУ гимназии №17 города Рязань. В нём приняли участие 10 педагогов и 53 учащихся младшего школьного возраста. Эмпирическое исследование включило в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Для диагностики уровня патриотического воспитания детей были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (11 учащихся составили экспериментальную группу, 9 – контрольную).

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся контрольной группы показала, что четыре респондента имеют средний уровень патриотической воспитанности, три – высокий уровень и два учащихся – низкий уровень патриотического воспитания.   В сумме контрольная группа набрала 69 баллов из 108 возможных, т.е. средний уровень патриотической воспитанности составил 63, 9%.

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся экспериментальной группы показала, что два респондента имеют высокий уровень патриотического воспитания, пять – средний, по два учащихся – уровни ниже среднего и низкий.       В сумме экспериментальная группа набрала 83 балла из 132 возможных. Средний уровень патриотической воспитанности у детей данной группы составил 62,8%.

Далее нами была разработана программа и даны рекомендации. Программа патриотического воспитания детей включает экскурсии и внеклассные мероприятия патриотической направленности.

Заключение

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдался генезис представлений о патриотизме; трактовка термина «патриотизм» характеризуется многовариантностью и неоднозначностью; содержательная направленность этого понятия определялась господствующей идеологией, военной опасностью и состоянием международной обстановки; в основе всех определений патриотизма лежит одна из высших духовных ценностей человека — любовь к Родине и Отечеству, хотя содержание этих смыслообразующих понятий менялось в соответствии с конкретными историческими условиями и сменой общественных формаций; независимо от государственного строя в качестве первоочередного субъекта патриотизма выступает личность, задачей которой является осознание своей исторической, духовной, национальной принадлежности.

Исследование показывает, что в современных условиях многие положения патриотического воспитания прошлого могут оказать неоценимую помощь в формировании истинного патриотизма в современной школе.

Проведенный анализ педагогической, социологической, философской, психологической литературы, а также нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме, позволил уточнить основные используемые в исследовании понятия и сделать следующие выводы:

Установлено, что в педагогической теории и практике нет однозначного толкования феномена «патриотическое воспитание» подрастающего поколения, что в значительной степени определяется многогранностью и многоаспектностью проблемы. На разных исторических стадиях социально-педагогический феномен наполняется специфическим содержанием на основе исторически выработанных духовных ценностей, взаимосвязей человека с обществом.

Итак, историко-педагогический анализ исследования проблемы патриотического воспитания показал, что взгляды ученых на его содержательные характеристики соответствовали социальной и культурной среде общества. В условиях новой общественно-политической ситуации в научно-исследовательской литературе рассматриваются важнейшие стороны данной проблемы, определяется его содержание и направления деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Эмпирическое исследование по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности осуществлялось на базе ГБОУ гимназии №17 города Рязань. В нём приняли участие 10 педагогов и 53 учащихся младшего школьного возраста. Эмпирическое исследование включило в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для диагностики уровня патриотического воспитания детей были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (11 учащихся составили экспериментальную группу, 9 – контрольную).

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся контрольной группы показала, что четыре респондента имеют средний уровень патриотической воспитанности, три – высокий уровень и два учащихся – низкий уровень патриотического воспитания.   В сумме контрольная группа набрала 69 баллов из 108 возможных, т.е. средний уровень патриотической воспитанности составил 63, 9%.

Диагностика начального уровня патриотической воспитанности у учащихся экспериментальной группы показала, что два респондента имеют высокий уровень патриотического воспитания, пять – средний, по два учащихся – уровни ниже среднего и низкий.       В сумме экспериментальная группа набрала 83 балла из 132 возможных. Средний уровень патриотической воспитанности у детей данной группы составил 62,8%.

Далее нами была разработана программа и даны рекомендации. Программа патриотического воспитания детей включает экскурсии и внеклассные мероприятия патриотической направленности.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список использованных источников

1. Агапова И.А., Давыдова М А. Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. — М.: ВАКО, 2006,-368 с.
2. Бондаревская Е.В. Воспитательный потенциал базового учебного курса «Духовно-нравственная культура» [Текст]. / Е.В. Бондаревская // Развитие личности в образовательных системах Юга России, центральной Азии и Казахстана: материалы докладов XXVIII международных психолого-педагогических чтений. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – ч.1. – с. 16-27.
3. Беглова С.В. С.О. Бачурина, Е.А. Власова. Быть патриотом и гражданином своей страны // Народное образование. 2012 № 9 С 70-74
4. Берестовская С.Э. К вопросу о воспитании патриотизма: анализ уоков конкурса педагогических достижений // Воспитание школьников, 2012 С. 35-41
5. Богуславский М.В. С чего начинается Родина // Народное образование, Победа, 2012, № 9 С. 45
6. Быков А. К.Формирование патриотического воспитания /// Педагогика. —2010. — № 9.
7. Вежевич Т.Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников [Текст]. / Т.Е. Вежевич: автореф. дисс…док. пед. наук. – Улан-Удэ, 2011. – 47 с.
8. Вне урока. Блог учителя истории и обществознания, депутата Барнаульской Городской Думы Ермоленко Марины Владимировны. [Электронный ресурс]. 2011. URL: http://www.istorik-ermolenko.ru/ (дата обращения: 16.10.2016).
9. Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога /Е.А.Воронова. -Ростов н /Д: Феникс, 2009. -404 с
10. Галанин Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС // Воспитание школьников. – 2002.
11. Главацкий М.Е. Одна на всех победа. — М., учебная книга-2005-246 с
12. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания/ В.С. Кукушин. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 508
13. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Текст]. // Вестник образования 2012 — № 1 – с.23-30.
14. Иванов В.С., Проворова Е.В. Характеристика социально- педагогических условий эффективности патриотического воспитания учащейся молодежи в образовательном учреждении малого города [Текст]. // Вестник университета, 2011. — № 24. – с. 29-30.
15. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание – верноподданское или гражданское? // Педагогика. – 2003
16. Особенности патриотического воспитания средствами праздничной культуры [Электронный ресурс] // Персональный сайт учителя и администратора Ярошенко Галины Павловны. URL: http://yaroshenkogp.jimdo.com/2013/02/25/тема-особенности-патриотического-воспитания-средствами-праздничной-культуры/ (дата обращения: 15.10.2016).
17. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях [Текст]. // Вестник образования России, 2013.- № 12 – с.28-54.
18. Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1994. – С.485.
19. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным// Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века/ Вступ. ст. Д.С. Лихачёва; Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачёва. – М., 1986. – С. 16-107.
20. Попова А.И. Воспитание патриота России // Начальная школа. – 2007.
21. Пушкарева И.А. Идея патриотизма в советские и русские педагогики / Все для классного руководителя. М – Пилотный выпуск, 2011
22. Российская Федерация. Законы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы » – М, 2010.
23. Русских В.Г. Проблема воспитания гражданина и патриота в России XIX в [Текст]. // История школы и педагогики, 2011. — № 3. – с. 87-96.
24. Савин Ю.В Учить школьников на традициях патриотизма // Дидакт. – 2002.
25. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – 816 с. – (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
26. Кленчев А.Н. Содержание и методы патриотического воспитания в школе на этапе 1960-1980 гг [Текст]. // Научные исследования в образовании, 2013. — №3. – с. 15-19.
27. Чаленко О.Е. Краеведческий компонент в системе патриотического воспитания учащихся [Текст]. // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение, 2012. — № 5 (25) – с. 82-89
28. Чаленко О.Е. Модель патриотического воспитания старшеклассников на основе педагогического потенциала региональной среды [Текст]. // Мир науки, культуры, образования. – 2014. — № 4 (47) – с.144-147
29. Щуркова Н.Е., Мухина М.И., Желаннова А.В. Новое воспитание в новой школе [Текст]. /Под общ. ред. Н.Е. Щурковой. – М.: АРКТИ, 2012. – 264 с.

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

9358

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке