Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Задачи и методы трудового воспитания
1.2. Виды труда в дошкольном образовательном учреждении
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РУЧНОГО ТРУДА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Занятие ручным трудом для формирования технических навыков у детей
2.2. Взаимосвязь занятий по конструированию с ручным трудом
Заключение
Список используемой литературы.

Введение

Актуальность исследования в области детской психологии имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания. Оформление детской психологии как самостоятельной области знания началось в середине XIX под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований.

Выготский Лев Семенович (1896-1934) – отечественный психолог, разрабатывал различные проблемы детской психологии. Зона ближайшего развития – понятие, введенное Л.С. Выготским для характеристики связи обучения и психического развития. Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Наличие зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием. Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка зону ближайшего развития, на те психологические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. Зона ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития [8, с.18].

Развитие деятельности оказывает решающее влияние на формирование психики. В процессе деятельности происходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания окружающей действительности, усвоение общественного опыта. Изменение деятельности ребенка приводит к развитию его психики, что, в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего формирования деятельности: игровой, продуктивной, элементов трудовой. Вначале игра носит процессуальный характер, близкий к предметным действиям. Позднее возникает сюжетно-ролевая игра, которая и становится ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для него общественно значимыми сами предметные и орудийные действия, требует нового уровня овладения ими. В старшем дошкольном возрасте к самообслуживанию прибавляется посильный бытовой труд. Появление элементов трудовой деятельности связано с выработкой весьма сложных по своей структуре навыков.

Детская психология решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения: у них формируются фундаментальные способности и качества личности.

Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей. Психическое развитие ребенка – процесс, включающий моменты «самодвижения», возникновения и преодоления противоречий, закономерного перехода от одной качественной ступени к другой. Выделение качественного своеобразия различных ступеней развития и определение их возрастных границ являются задачей возрастной периодизации. Главное значение для характеристики ступеней развития ребенка имеют не количество усвоенных знаний и умений или особенности отдельных психических процессов, а специфическая для каждого возраста внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему, а также своеобразие тех способов, при помощи которых ребенок открывает, познает новые стороны окружающего мира.

Цель – определить и предложить условия правильного трудового воспитания ребенка.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Объект исследования – трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Предмет исследования — формы и методы организации ручного труда в дошкольном учреждении.

Гипотеза: разнообразные формы и методы организации ручного труда в ДОУ способствуют трудовому воспитанию дошкольников.

Задачи:

  1. Проанализировать научные теоретические положения по трудовой деятельности.
  2. Разработать практические рекомендации по улучшению развития трудовой мотивации деятельности детей.

Методы исследования:

  • теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы;
  • изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, беседу;
  • теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ опыта с детьми и научное обобщение материалов исследования.

База исследования – Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №55» г. Салават.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Задачи и методы трудового воспитания

Основы трудолюбия, закладываются в семье. Трудовым воспитанием занимаются родители, бабушка и дедушка (в многопоколенной семье), немаловажным может быть и вклад старших братьев и сестер.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В детском саду ответственными за воспитание детей, в том числе трудовое, являются педагоги каждой возрастной группы. Детский сад – это первое звено системы образования, учреждение общественного дошкольного воспитания детей, которому принадлежит организующая направляющая      роль [36, с.23].

В программе начальной школы большое место отводится труду учащихся. Наша школа всегда была трудовой, а в наше время, в период реформы система народного образования, к обучению и воспитанию предъявляются более высокие требования. Это касается не только школьников, но и детей 5-6 лет. Не малое внимание уделяется психологической и практической подготовки старших дошкольников к школе – учебе и физическому труду.

Учителя, работающие с первоклассниками, отмечают необходимость в преемственности в трудовом воспитании дошкольников и младших школьников. Без устойчивой привычке к труду в дошкольном возрасте, которая должна быть сформирована, первокласснику сложно войти в учебную, трудовую жизнь класса. К сожалению, некоторые родители, только отдав ребенка в школу, начинают осознавать эту истину, а исполнение допущенных ими ошибок в воспитании, которыми учителю приходится заниматься, идет медленно.

Зато с детьми, которые в дошкольном возрасте были приучены к самообслуживанию, другим видам посильного труда, учителям легче работать. Они высоко ценят заинтересованность учеников младших классов в делах школы, охотное участие в них. Педагоги считают весьма полезным полученные до школы ребятами знания и практические умения по уходу за домашними животными, работу по дому,  по хозяйству. Эти дети охотнее и быстрее овладевают умением самостоятельно выполнять учебные занятия в школе и дома, умеют обслужить себя, обращаются с учебными принадлежностями; они организованнее, ответственнее, более приспособлен к жизни в коллективе.

Прав был замечательный педагог В.А. Сухомлинский, подчеркивая, что «трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно, и прекрасно….. Нет и быть, не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать» [32, с.125].

Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы тем самым решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка. Трудовое, нравственное воспитание подрастающего поколения, формирования активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями семьи и общества.

Задачи трудового воспитания старших дошкольников, осуществляемого в детском саду и семье, едины. Некоторые незначительные различия объясняются тем, что условия жизни и воспитания ребенка в группе детского сада и дома имеют свою специфику.

В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, повседневном общении [37, с.58].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В коллективе ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например, дежурства, еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и его помощником)

В семье ребенок старшего дошкольного возраста окружен братьями и сестрами (если они вообще есть), которые старше его или моложе, поэтому родители должны давать сыну, дочери трудовую нагрузку, соответствующую их возрасту и индивидуальным особенностям, для чего выделять в режиме дня определенное время; приобщать ребенка к совместной работе с другими членами семьи, то есть к посильной деятельности в семейном коллективе.

Задачи трудового воспитания  старших дошкольников в семье следующие:

воспитание интереса к труду взрослых и уважение к человеку – труженику (на примерах доступных пониманию детей профессий, а также на примерах из жизни близких людей);

формирование знаний, представлений о трудовой деятельности – её цели, планирования, — общественного значения необходимо добиваться хороших результатов;

воспитание желания и умения трудиться, устойчивые привычки к труду;

формирование нравственно ценных мотивов труда на общественной направленности;

совершенствование имеющихся трудовых навыков и формирования новых, воспитание самостоятельности при выполнении различных поручений и несложных постоянных обязанностей, стремления ответственно к ним относиться;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

формирование старательности, добросовестности, привычка доводить дело до конца;

воспитание культуры труда (умения подобрать необходимые инструменты и материалы, бережного с ними обращения, правильной подготовки рабочего места);

обучение организации труда (с чего начать работу, каковы ее главные этапы, как, чем закончить дело, какой способ наиболее рациональный для достижения поставленной цели, как себя проконтролировать);

воспитание настойчивости, целеустремленности, способности к преодолению трудностей для достижения поставленной цели (цель может определяться самим ребенком или родителями);

развитие находчивости, инициативы коллективизма в совместной работе с другими (родителями, братом, сестрой);

воспитание бережного отношения к результатам труда (например, после уборки комнаты не разбрасывать игрушки, беречь вещи, сделанные членами семьи, самим ребенком и т.п.);

формирование потребности оказания помощи родным соседям (особенно престарелым, младшим) по собственной инициативе, а не только по просьбе взрослых [14, с.62].

Важное условие трудового воспитания – не перегружать детей физически, но и не облегчать труд, не сводить его к игре.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Как добиться того, чтобы трудовое воспитание детей в семье проходило наиболее успешно?

Прежде всего, как уже говорилось, это общая атмосфера в семье, положительный пример взрослых ее членов, наличие у ребенка постоянных обязанностей, вовлечения ребенка в совместный труд и т.д. Но взрослые, занимающиеся воспитанием трудолюбия, должны знать и о специфических способах трудового обучения и воспитания [36, с.93].

Назовем основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами детского труда [21, с.45].

— определить цель труда (если ребенок сам ставит цель – что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);

— помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;

— учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек);

— показывать и объяснять, как лучше это сделать, советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность;

— пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

— выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;

— вспоминать вместе с ребенком основные «трудовые правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим);

— поощрять старательность, интерес к делу стремление преодолеть трудности, добываясь намеченной цели;

— систематически проверять вместе с ребенком ход, результаты работы и оценивать ее, уделяя особое внимание проявленному ребенком терпение, самостоятельности и инициативы, настойчивости в достижении цели;

— подключать ребенка к своему труду, подавать пример добросовестному отношению к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);

— организовать совместную работу со старшими и младшими членами семьи, вместе обсудить мотив и предполагаемый результат намеченного дела, определить долю работы каждого, посоветовать, как помочь младшему брату или сестре, напомнить правила поведения и взаимоотношения во время общего труда (личная старательность, добросовестность, дружелюбие в отношении с партнерами), использовать поощрения, научить ребенка выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело;

— пробуждать инициативу и находчивость (задавая вопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивая на самостоятельное принятие решений);

— поставить ребенка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеть приготовить подарок к завтрашнему дню);

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

— читать художественное произведение посвященное людям труда, рассматривать с ними иллюстрации, обращать внимание ребенка на то, как трудятся люди (на прогулке, в магазине и т.д.).

Взрослый должен учитывать разные задачи трудового воспитания требуют и определенной специфики используемых методов. Например при обучении ребенка трудовым навыкам необходимо показывать трудовые действия, объяснить способ их выполнения (порой неоднократно), систематически упражнять ребенка. В результате дети начинают обобщать трудовые действия, используют приобретенные умения, навыки, опыт в разных видах труда, а это ценно не только для физического, но и для умственного развития [3, с.37].

Формируя мотивы труда (для чего, кому он нужен, приятен, полезен), взрослые не могут не заметить их неразрывные связи с нравственными установками ребенка: ребенок гораздо лучше понимает, зачем это надо сделать, если взрослый пробуждает в нем добрые, гуманные чувства.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно влияя одновременно и на чувства ребенка и на его сознание, заботиться о том что бы он систематически, а не от случая к случаю упражнялся, выполняя различные трудовые действия и стремился как можно лучше выполнять задуманное.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого опытного и авторитетного человека, о том на сколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Взрослый допускает большую ошибку, если перехваливает или предъявляет ему необоснованно высокие требования. Между тем ребенок обязательно должен испытать удовлетворение, от своего труда и от оценки взрослого. Кроме того, он, как правило, прекрасно осознает несправедливость повышенной оценки (он то знает, что не очень старался и что результат его труда не заслуживает его). А другой будет очень огорчен, может даже потерять веру в свои силы, если мама или папа не отметят его желание хорошо работать, его старательности, а увидят только промахи, недостатки, будет критиковать.

Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу, но не самого ребенка (хороший он или плохой). Причем чем больше возможностей ребенка для получения благоприятного результата, тем объективнее, строже должна быть оценка чтобы он зазнался. А неумелого, но старательного, добросовестного можно чуть — чуть перехвалить, любой его успех заметить и отметит (например, помогая бабушке готовить ужин, достал по своей инициативе две доски – для лука и мяса, приготовил ножи поострее).

Больше всего ребята прислушиваются к оценке самого авторитетного для них человека, учитывая это взрослые должны быть едины в своих оценках.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Оценка должна помочь ребенку понять, что именно хорошего он сделал, почему и в чем ошибся, как исправить оплошность в данном случае или в следующий раз. Подобный подход помогает сформировать у детей старшего дошкольного возраста самооценку и самоконтроль, умение правильно относиться к своим ошибкам, а так же самостоятельность, инициативу.

Оценивая труд, надо учитывать индивидуальность ребенка. Особенно важно необходим такт в общении с легко возбудимыми, ранимыми, застенчивыми детьми [8, с.25].

1.2. Виды труда в дошкольном образовательном учреждении

Содержание труда дошкольников неодинаковы по своим педагогическим возможностям: значение их меняется на том или ином возрастном этапе [13, с.84].

Учитывая все-таки, что игра для дошкольника — основной вид деятельности, что вся его жизнь связана с игрой, возможно, соединять трудовые действия ребенка с игрой, если он, включая игровые элементы, не нарушает правила трудовой деятельности. Например, убирая участок, дети воображают себя дворниками, грузчиками, водителями машин [20, с.67].

Надо побуждать детей к тому, чтобы они по собственной инициативе принимались за труд, обеспечивающий игру: изготовление игрушек и оборудования, их ремонт.

Организуя трудовую деятельность, следует помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным, результативным, посильным. Дети должны понимать общественную пользу труда; понимание общественных мотивов труда побуждает даже непривлекательные виды труда выполнять охотно. В детском саду дети выполняют различные виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд.

Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, одевание, снимание и надевание одежды в определенном порядке, расстегивание и застегиванием пуговиц, складывание одежды. В самообслуживании перед ребенком становится конкретная  цель, достижение  которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы совместной деятельности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно идти заниматься. Обслуживая себя. Ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания и еды.

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию, огромное значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию и близкого к нему бытовому труду. Одна из форм организации самообслуживания старших дошкольников – включение их в обучение детей более младших групп элементарным умениям. Так, семилетки помогают малышам овладевать некоторыми правилами самообслуживания. Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувства ответственности, дают возможность ребятам ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Хозяйственно – бытовой труд осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Воспитатель, опираясь на большое стремление малышей к активности, самостоятельной деятельности, на их желание подрожать взрослым.

Задача воспитателя – поддерживать и поощрять настроение «я сам!», а также научить детей целенаправленному действию. Наиболее приемлемой здесь оказывается индивидуальная форма организации труда. Ребенок, контактируя с воспитателем, учится выполнять определенные действия, затем ряд операций. Поощряя малыша к труду, важно чтобы он видел и цель действия, и результат работы (няня вымыла пол, стены, двери,. они стали чистыми). Они усваивают, что взрослые в детском саду и дома заботятся о детях им надо помогать.

С возрастом содержание бытового труда расширяется. В основном за счет увеличения количества процессов этого труда. Так в средней группе дети поддерживают порядок в групповой комнате и на участке, принимают участие в их уборке: протирают тряпочкой стулья, строительный материал; моют игрушки, стирают кукольную одежду и т. п. В течение года детям поручают раскладывать чистые салфетки, вешать полотенца, осенью на участке сгребать опавшие листья, зимой расчищать дорожки от снега. Расширение количества процессов хозяйственно-бытового труда создает возможность для систематического вовлечения всех детей группы в работу, воспитывая у них привычки ежедневного труда, воспитывая такие качества личности как, самостоятельность, проявление заботы друг о друге, оказание услуги взрослым, стремление сделать для них, что-то приятное.

В старшем возрасте содержание хозяйственно-бытового труда расширяется: во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убирать посуду; по окончанию занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки, стаканы, стирают тряпки, используемые при наклеивании и рисовании, вытирают столы после работы; принимают участие в ежедневной уборке групповой комнаты (протирают мебель, моют игрушки, и пр.) Дети должны делать это аккуратно и старательно.

В подготовительной к школе группе хозяйственно-бытовой труд осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объема дел. К процессам сервировки стола добавляются такие, как украшение столов цветами, раздача первого и второго блюда. Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами. Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий: работать быстро, ловко, аккуратно, легко, умело обращаться с предметами.

Таким образом,  в процессе хозяйственно-бытового труда, решаются задачи развития не только трудовой деятельности, но и воспитания личности дошкольника.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как и в другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Например, дети узнают, что влага — источник питания, дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и развития животных и растений (появление всходов, облиствление, цветение, плодоношение), в процессе труда усваивают закономерности и связи (последовательные, временные, причинные), существующие в жизни природы.

Ребенка младшего дошкольного возраста приручают к выполнению простейших поручений взрослых: с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, черепашку, поливать комнатные растения, протирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных: в уголке природы поливают растения, протирают крупные плотные листья, рыхлят землю, кормят животных, меняют им воду; на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы (при вскопке очищают почву от камней и палок, систематически поливают грядки, клумбы, рыхлят землю, собирают овощи). При этом у детей  воспитывают настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы.

Старших дошкольников необходимо приучать работать   во все времена года. Осенью на своем участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковиц растений, сгребать листья, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников; принимать посильное участие в заготовке овощей и фруктов на зиму дома. Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы, выращивать для них корм.

Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, саду, в цветнике. Рыхлить землю, поливать, пропалывать, прореживать, подвязывать растения,  собирать урожай. Уметь правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой.

Важно формировать привычку работать по собственному желанию, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы, воспитывать участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы, умение сговариваться, распределять обязанности для выполнения заданий, дружно работать, помогая товарищу, добиваться качественного выполнения дела.

Ручной труд.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Содержание ручного труда тесно примыкает к конструированию. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов. Бумагу: можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно: пилить, строгать, резать, сверлить, сбивать гвоздями, склеивать.

Работа с природным материалом – листьями, желудями, шишками, берестой, корой и др., — дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых формах природного материала знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.

Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. Увлечь детей в мир творчества, помочь развить  фантазию, воображение, усидчивость, мелкую моторику, технические навыки с различными материалами – цель ручного труда.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Фантазии воспитателей и детей нет придела здесь и оригами, и фитодизайн и шитье, и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы, марионетки и т. д.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РУЧНОГО ТРУДА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Занятие ручным трудом для формирования технических навыков у детей

В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: работа с тканью, древесиной, виды ручного труда, навыками которого ребенок овладел в семье, например, элементы ткачества. Любой из видов ручного труда содержит в себе одинаковые возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, прилежания, стремления к качественному выполнению задуманного.  Перед воспитателем, руководящим ручным трудом, всегда стоят две задачи: вызвать интерес к изготовлению предметов своими руками, прилагая усилия, проявляя фантазию, творчество, и в то же время предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить интереса к труду, использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению. Возможность изготовить предмет, имеющий практическую значимость, своими руками, привлекает детей. Эта особенность ручного труда становится сильным мотивом, побуждающим ребенка к овладению необходимыми трудовыми навыками, к настойчивости в процессе деятельности. Выбирая методы организации труда и его содержание, важно и необходимо учитывать его воспитательное значение и его целесообразность: степень сложности, объем труда. Многие дети с удовольствием будут сидеть над кропотливой работой, но им нужны двигательные паузы, и об этом нельзя забывать. Организуя ручной труд в группе, воспитатель должна учитывать соответствие его содержания возможностям детей. Труд должен быть интересным для них и приводить к результату, имеющему практическое значение, позволять достичь результата без переутомления, не оказывать отрицательного влияния на двигательный режим, на организацию других видов деятельности (игр, занятий по интересам).

Чтобы вызвать интерес к ручному труду, нужно увлечь их работой по изготовлению разных вещей: сказочных персонажей, белья для кукол. Дети при этом должны почувствовать интерес педагога к изготовлению предметов своими руками. Например, поставить несколько изделий из разных материалов – рыбку из еловой шишки, клоуна из желудей, грибочки из скорлупы грецкого ореха. Полезно организовать выставку поделок в уголке для родителей, к этому привлечь детей, вместе обсудить, чьи работы надо поставить [25, с.72].

Чтобы побуждать детей к творчеству, надо вместе с ними рассматривать обрезки дерева, составлять композиции, вызывать у детей желание пофантазировать, самим придумывать бузующие предметы. Немаловажно проявлять заботу о том, чтобы у детей всегда было достаточное количество материала, заготовок, полуфабрикатов, образцов. Необходимо создать такие условия, при которых бы труд с древесиной, бросовым и природным материалом был связан со всей жизнью детей, и больше всего – с игрой.

Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором по-настоящему раскрываются трудовые взаимоотношения. Вот почему важно учитывать этот фактор, использовать его для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений в процессе труда. Включение детей в труд взрослых на практике реализуется двумя путями: во время наблюдений, когда даются сведения о работе тружеников ближайшего окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми. Тот факт, что разнообразная работа взрослых постоянно протекает на глазах у детей, оказывает положительное влияние на их воспитание, у них формируются представления об этом труде, его общественной значимости, уважение к труженикам. Одновременно необходимо вызывать у детей желание трудиться, работать так же старательно и ответственно, как это делают взрослые. Если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности, принять, хотя бы небольшое участие в труде взрослых, эмоциональность наблюдения повышается, так как в процессе труда они лучше познают суть тех или иных явлений. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети с особым воодушевлением будут выполнять и в детском саду небольшие обязанности, трудовые поручения. Задача воспитателя состоит в том, чтобы организовать участие детей в труде взрослых. Это можно осуществить, только нужно уметь найти формы и способы включения детей в посильный для них труд. Детям выполнение несложных поручений в ходе наблюдения труда взрослых вполне доступно и вместе с тем ценно, так как готовит к трудовой деятельности.

Дети наблюдают осенью за уборкой участка, воспитатель отмечает полезность этого труда для окружающих. Дети изъявляют желание принять участие в уборке. Им дают маленькие корзинки, они собирают в них листья и относят в указанное место. Каждому хочется положить в свою корзину листьев побольше, чтобы скорее и лучше убрать участок. Дети стараются соблюдать порядок в группе и на участке, не сорят.

Воспитательный смысл включения детей в труд вместе со взрослыми состоит в том, что, выполняя то или иное дело, они конкретнее ощущают рабочее усилие, каждый видит себя помощником взрослого, начинает понимать значимость и своего труда. При этом нельзя забывать основное условие – содержание труда должно соответствовать их возрастным возможностям.

Чем старше дети, тем более усиливается руководящая роль воспитателя при организации их трудовой деятельности. Содержание труда становится сложнее, в нем принимает участие все большее число ребят, и педагогу приходится одновременно обучать их трудовым навыкам, навыкам культуры трудовой деятельности и взаимоотношений, воспитывать бережное отношение к материалам, инструментам, оборудованию, направлять усилия ребят на достижения целей. С другой стороны, подражая, дети становятся более умелыми, деловитыми, бережливыми, и педагог получает возможность не только организовывать их трудовую деятельность, направлять ее, но и самому все активнее участвовать в совместном труде с ними. При правильном распределении трудовых операций все будут достаточно активно участвовать в деятельности, и дети могут легко перенимать пример трудового поведения взрослого, проявляя самостоятельность. Такая форма организации совместной деятельности на равных началах – и взрослого, и детей используется всякий раз, когда педагог уверен, что у ребят имеется достаточный багаж знаний, трудовых умений, опыта.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Старшие дошкольники принимают участие в изготовлении дидактических материалов: делают формы, выкройки для конструирования поделок из бумаги, наглядный материал для занятий по счету – фигурки, счетные карточки. Дети занимаются ремонтом коробок из-под настольно-печатных игр. Наиболее сложным в этом процессе оказывается сшивание углов коробок, поэтому эту работу воспитательница берет на себя. Дети должны затем оклеить углы бумагой, чтобы придать коробке аккуратный вид.

Воспитатель может вместе с детьми починить одежду для кукол, подклеить книги, выполнять и другие виды работ: поменять воду в аквариуме, пересадить комнатные растения, перенести песок в песочный дворик, навести порядок на веранде, на физкультурной площадке. В любом детском саду имеются благоприятные условия, позволяющие естественно осуществлять труд детей со взрослыми. В весенне-летний период организуется совместная трудовая деятельность воспитателя с детьми на огороде: несколько детей старшего дошкольного возраста пропалывали грядку с редисом. Внимательно рассматривали растения, если затруднялись отличить сурепку от редиса, спрашивали. Воспитатель выполняла более сложную работу – прореживала рассаду.

Такая работа, как прополка, рыхление, полив, для детей старшей группы вполне доступна, так как они имеют достаточно крепкие трудовые навыки.

Создание и содержание приподнятой, радостной атмосферы совместного труда способствует проявлению у детей радости, удовлетворение результатами труда. Необходимо чаще рассказывать детям о пользе, которую они приносят взрослым, участвуя с ними в общем труде. Постепенно дети будут осознавать, как можно помогать окружающим, приносить радость, заботиться о них. Совместный труд взрослого и детей является одной из действенных форм организации трудового воспитания детей позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и людям труда.

Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации труда детей. Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки, щётки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, жёлудей, брусков дерева и т.д. Всё оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – всё это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.

Оборудование в групповой комнате и на участке размещается таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудования по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте, отведённом для ручного труда, — пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно-бытового труда – щёточки и совки для уборки мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой – ближе к буфетной и пр.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется, введу его длительность, объём, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет — 20-30 минут. Наиболее трудоёмкие виды труда – сгребание снега, вскапывание земли – требуют особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащённое дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях он переключает ребёнка на другую деятельность. Для того, чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут; одни – вскапывает землю, другие рыхлят её граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведённое для будущего строительства место [35, с.39].

Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивание пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми, на корточках и т.п.). Следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особенно ценным является труд на воздухе.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Воспитательный эффект труда повышается, когда дети проявляют интерес к нему. Это во многом определяется трудовой атмосферой дошкольного учреждения и семьи.

В этой связи большое значение имеет организация совместной деятельности взрослых и детей. Работая рядом с воспитателем, няней, с кем кто из близких, дети чувствуют себя помощниками в нужном и полезном деле. Хорошо, если взрослый в процессе совместного труда разъясняет значение трудовых действий, выражает своё отношение к делу, работает ловко, в хорошем темпе.

Содержание детского труда должно быть значимым для группы, всего детского сада. Тогда и отношение к нему будет более ответственным.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нём участвуют все дети. Каждый ребёнок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течении года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

В детском саду должны быть созданы максимальные условия для поддержания интереса детей к ручному труду, что способствует воспитанию настойчивости, аккуратности, бережливости, начал коллективизма [19, с.63].

2.2. Взаимосвязь занятий по конструированию с ручным трудом

В «Программе воспитания в детском саду» ручной труд выделяется как самостоятельный вид деятельности со старшей группы. Программные задачи по ручному труду прямо требуют от воспитателей организовать работу так, чтобы умения и навыки, полученные на занятиях по конструированию, использовались при последующем изготовлении различных поделок для игры, подарков, сувениров. Но на практике воспитатели затрудняются в осуществлении взаимосвязи между занятиями по конструированию и бумаги, природного и бросового материала и ручным трудом детей, где бы полученные умения и навыки закреплялись. В практике нередко бывает так: где есть увлеченный человек, там есть и систематический ручной труд, где его нет, работа проводится от случая к случаю [23, с.56].

Чтобы обеспечить систематическую работу с различными материалами, создать взаимосвязь между занятиями по конструированию из различных материалов (бумаги, природного и бросового материалов) и ручным трудом вне занятий, необходимо, прежде всего, четкое различие характерных особенностей двух видов деятельности: учебной и трудовой.

Программа детского сада четко и правильно показывает специфику цели, стоящей перед педагогом на занятиях по конструированию и в ручном труде. Цель занятий по конструированию  — формировать навыки, необходимые для создания поделки из различных материалов, умения анализировать образец, выкройку, рисунок, фотографию, дать знания о путях изготовления поделок и способах работы с различными материалами с учетом их свойств. Эта задача перед детьми старшего дошкольного возраста может быть поставлена прямо: «Мы сегодня научимся», «Мы будем учиться» и т.п. В ручном труде роль педагога другая: приучать детей использовать, творчески применять навыки и знания, полученные на занятии [25, с.48].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Анализ планов воспитательной работы, большого количества занятий по конструированию и трудовых процессов показал, что педагоги не всегда четко вычленяют специфику цели и мотива в занятии и ручном труде, а это приводит к снижению воспитательных возможностей того и другого. Чаще всего в занятии педагог ставит перед детьми цель сделать что – то для малышей, для мамы, т. е. выдвигает общественно значимый мотив или сообщает содержание занятия, не раскрывая его значимости («Дети, сегодня мы с вами будем делать вот такую игрушку»). Вместе с тем очень редко ставиться цель научить их делать  какую – либо вещь, что наиболее целесообразно на занятии. Занятия ограничивают возможности формирования как познавательных, так и действенных общественных мотивов, даже если педагог выдвигает их перед детьми. Ведь он лишь называет мотив, тогда как вся последующая система приемов его воздействия направлена на вооружение навыками, способами действий т. п.

В практике ручной труд, как правило, не связан с занятиями по конструированию. Очень часто детям вне занятий предлагается работа с материалом, свойства и способы работы с которым им малоизвестны или неизвестны совсем, так как еще не было соответствующего занятия. А это приводит к тому, что, руководя таким трудом, педагог много объясняет, показывает и в начале и в ходе работы детей. По сути дела такой труд отличается от занятий лишь тем, что в нем принимают участие не сразу все дети. По сути дела такой труд отличается лишь тем, что в нем принимают участие не сразу все дети. Характерные особенности трудовой деятельности четко не выступают, а значит, и не могут быть использованы в полной мере в воспитательных целях.

Содержание ручного труда, предложенное программой, очень близко к содержанию занятий по конструированию из бумаги, природного и бросового материалов (различного вида и назначения коробочки, кукольная мебель и другие игрушки и сувениры).

Этим обуславливается необходимость закрепления практических навыков и способов работы с различными материалами, которые даются на занятиях, в условиях дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности детей.

Как же была поставлена эта работа в нашем опыте? На занятиях по конструированию воспитатель, прежде всего, ставил перед детьми задачу учебного характера – научиться работать с предлагаемым материалом. Он раскрыл свойства материала и его особенности, особенности работы с ним, способы крепления его с другими материалами, формировал навыки работы.

И вторая задача, решаемая на занятии, — заинтересовать детей данным видом материала, вызвать желание заняться работой с ним в свободное время. Ставя перед детьми цель, научиться хорошо, делать, педагог старался создать ближайшую перспективу, раскрывая, где, когда и какие вещи можно сделать из этого материала.

После занятия воспитатель реализовал другую задачу – организуя определенным образом трудовую деятельность детей, закреплять навыки работы, формировать общественные мотивы, развивать инициативу, творческий подход к делу.

Прежде всего, важно было позаботиться о том, чтобы в трудовом уголке всегда имелся в достаточном количестве материал, с которым дети учились работать на занятии. Воспитатель продумывал, как наиболее педагогически целесообразно объединить их в подгруппы, обеспечивая участие в труде каждого ребенка, использовал и специальные приемы, побуждающие к трудовой деятельности.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Для того чтобы вызвать у детей желание заняться ручным трудом в свободное время, воспитатель еще после объяснения хода работы, перед тем как приступить к ее выполнению, спрашивал их: «Когда вы научитесь делать эту вещь (называл конкретно), для кого вы ее сделаете?» Дети высказывали возможные варианты: для малышей, своему брату или сестре, для мамы, для игры в группе и т.д. Затем в ходе их самостоятельной трудовой деятельности воспитатель напоминал о выдвинутых ими мотивах, поддерживал желание отдать поделку тем, кому дети ее предназначали. В последующем интересовался, как отнеслись к подарку те, кому он был вручен.

В целях формирования действенных общественных мотивов педагог широко использовал прием «заказов». Например, после дневного сна входит воспитатель младшей группы и говорит: «Дети я видела, какие красивые коробочки для занятий вы научились делать. Нашим ребятам тоже нужны такие, но они еще малы и не сумеют их сделать. Хорошо было бы, если бы вы нам помогли!». Дети сразу соглашаются помочь, и «заказ» выполнялся в течение нескольких дней. Как правило, они сами относили работы в младшие группы. Мы придавали большое значение тому, что каждый ребенок видит, как относятся к продукту его труда те, кому он предназначен. В дальнейшем это служило стимулом для участия в трудовой деятельности, полезной для других. Дети всегда возвращались из группы малышей очень довольные, заявляя: «Мы им еще сделаем подарки!»

Дети выполняли работу по ручному труду, близкую по содержанию с занятием. Для того кто плохо усваивал материал на занятии, практическое повторение было полезно и необходимо для закрепления навыков и способов действий. А для тех, кто овладел навыками работы с материалом на занятии, всегда ставилась задача, требующая творческих размышлений. Например, на занятии дети учились читать элементарный чертеж на бумаге и делать по нему сказочный домик (пунктирная линия  — сгиб, прямая линия — разрез). После занятия воспитатель помещал в уголок труда чертежи, по которым можно сделать домик другой конструкции или даже другую вещь, и затем украсить рисунком, аппликацией.

Занятия по конструированию и ручной труд, связанные одинаковыми или близким по содержанию, потребовали четкой мотивации каждого из них: на занятиях формировались мотивы учебной деятельности и ставились учебные цели: «Мы научимся», «Будем учиться делать», а в трудовой деятельности, особенно при организации преднамеренных педагогических  ситуаций «заказов», создавались условия для формирования общественных мотивов.

Исследования советских педагогов и психологов показывают, что каждый из видов деятельности оказывает свое определенное специфическое влияние на личность. Это «обязывает так строить педагогический процесс, чтобы характерные особенности этих видов деятельности были в достаточной мере развиты и использованы в воспитательных целях». Предложенная нами система обучения и формирования навыков по ручному труду, прежде всего, обеспечила регулярное участие каждого ребенка в труде (1-2 раза в неделю). Значительно расширилась сфера самостоятельности и самодеятельности: наряду с играющими детьми появились группки работающих. Если в начале года дети слабо проявляли самостоятельность в постановке трудовой задачи, то в конце года почти все они ставили трудовую цель и охотно выполняли работу по изготовлению предметов, предназначенных для других [38, с.92].

При организации работы мы опирались на перспективный план, в котором предусмотрели в каждом занятии усложнение технических и конструктивных навыков в работе с каждым видом материала (природный, бросовый, бумага), обеспечивая тем самым развивающий характер занятий. В подборе поделок мы использовали рекомендации Э.К. Гульянц, И.Я. Базик, Л.В. Куцакова, З.В. Лиштван  [9, с. 56], [10, с.32], [14, с.48], по формированию представлений о типичных способах работы с каждым видом материала и навыков работы с ним.

В ручном труде  вне занятия планировали применения тех конструктивных и технических навыков, которые были получены на занятиях, но это не исключало возможности участия детей в работе, требующей новых или малоизвестных навыков. Если такая работа возникала по инициативе детей и диктовалась потребностями их жизни, воспитатель поддерживал и помогал им.

В каждом трудовом процессе предусматривалось усложнение предлагаемой детям работы (по сравнению с предложенной на занятии) в зависимости от усвоения программного материала.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Программа детского сада предусматривает в старшей группе по конструированию 1 занятие в неделю. Примерно половину из них мы отвели для занятия с бумагой, природным и бросовым материалами, чередуя с занятиями по конструированию из строительных материалов.

Заключение

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Содержание ручного труда тесно примыкает к конструированию. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов. Бумагу: можно складывать, резать, склеивать. Работа с природным материалом – листьями, желудями, шишками, берестой, корой и др., — дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых формах природного материала знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.

Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. Увлечь детей в мир творчества, помочь развить  фантазию, воображение, усидчивость, мелкую моторику, технические навыки с различными материалами – цель ручного труда.

Фантазии воспитателей и детей нет придела здесь и оригами,  и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы, марионетки и т. д.

Содержание ручного труда, предложенное программой, очень близко к содержанию занятий по конструированию из бумаги, природного и бросового материалов (различного вида и назначения коробочки, кукольная мебель и другие игрушки и сувениры).

Этим обуславливается необходимость закрепления практических навыков и способов работы с различными материалами, которые даются на занятиях, в условиях дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности детей.

В ручном труде  вне занятия планировали применения тех конструктивных и технических навыков, которые были получены на занятиях, но это не исключало возможности участия детей в работе, требующей новых или малоизвестных навыков. Если такая работа возникала по инициативе детей и диктовалась потребностями их жизни, воспитатель поддерживал и помогал им.

 

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Список использованных источников

  1. Андреева В. А. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе // Дошкольное воспитание. 2009. № 11. – С. 30 – 34.
  2. Артамонова О.Ю. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2005. № 4 – С. 16 — 18
  3. Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе. – М.: Просвещение, 2006. – 134 c.
  4. Биличенко Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
  5. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М.: 2003. – 130 с.
  6. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – М.: Айресс-Пресс, 2009. – 128 с.
  7. Воспитание дошкольника в труде / Под. ред. В. Г. Нечаевой. – М.: 2003. – 108 с.
  8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: «Союз». 2006. — 124 с.
  9. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. Изд. 2-е. – М.: 1984. — 132 с.
  10. Гульянц Э.К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. – М.: 1984. — 215 с.
  11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов педагогических ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
  12. Козлова С.А., Дедовских Н.К. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 89 с.
  13. Комарова Т.В. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48 с.
  14. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276 с.
  15. Курпатов А.Н. Дети. Психология. – М.: ОЛМАМЕДИА Групп. 2010. – 480 с.
  16. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. — Балашов, Николаев, 2005. — 76 с.
  17. Ларионова Г.Б. Должностные инструкции сотрудников ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 131 с.
  18. Лиштван З.В. Конструирование. – М.: 1981. – 202 с.
  19. Логинова В.И. Трудовое воспитание детей. – Л.:1999. — 315 с.
  1. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 278 с.
  2. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: структура, содержание, перспективное планирование работы. – М.: АРКТИ, 2002. – 78 с.
  3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: методические рекомендации. – М.: Просвещение, 1991. – 115 с.
  4. Нечаева В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – 140 с.
  5. Нисканен Л.Г., Шаграева О.А., Родина Е.В. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка – Синтез, 2011. – 336 с.
  7. Парамонова Л.А. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: 2004. – 67 с.
  8. Психология детей дошкольного возраста. Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М.: 1964. – 332 с.
  9. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Дону, 2001. — 265 с.
  10. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.Н. Реана. — СПб: Прайм-Евро-знак, 2001. – 26 с.
  11. Соломенникова О.А. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников, дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003. – 214 с.
  12. Сластенин В.А., Исаев Н.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, в 2-х частях, часть I / под редакцией В.А. Сластенина. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 288 с.
  13. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М.: 2009. – 125 с.
  14. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Под ред. Ерофеевой Т.И. – М.: Академия, 2009. – 344 с.
  15. Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. – М.: Эксмо, 2009. – 64 с.
  16. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста. Бурят. гос. ун-т. — Улан-Удэ, 2001. – 41 с.
  17. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: 2005. — 192 с.
  18. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы. Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1984. — 204 с.
  19. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: 2000. – 69 с.
  20. Фадина Г.В. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях — Балашов, 2004. – 64 с.