Содержание

Введение
Глава 1. Музыкальность в деятельности хореографа
1.1. Проблемы музыкальности и ее развитие
1.2. Особенности восприятия музыки в хореографии
Глава 2. Развитие музыкальности в процессе обучения хореографии в детской школе искусств
2.1.Этапы развития музыкальности на уроках ритмики, классики и народного танца
2.2. Раскрытие музыкальности в концертно-исполнительской практике
Заключение
Список использованных источников
Введение

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности. Танцевальное искусство — массовое искусство. Оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимает участие в работе хореографических кружков, балетных студий. Благодаря систематическому хореографическому воспитанию и образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.

Музыка и танец тесно связаны друг с другом. Наряду с танцем музыка является одним из факторов эстетического воздействия на детей. Простая, доступная музыка будит фантазию, увлекает, помогает преодолевать трудности. Музыка может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни, благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства. Она имеет возможность передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Ясная мелодия, четкий ритмический рисунок — вот необходимые качества танцевальной музыки для детей.

Музыка в области преподавания танца занимает одно из центральных мест. Хореография, как искусство коллективное, сплачивает детей, развивает чувство требовательности, принципиальности, ответственности – ведь в танце проявляется характер и духовные качества личности. Танец, на ряду, с музыкой развивает эмоциональную сферу ребенка. Если научные предметы сообщают ему знания о мире, то музыкально-танцевальное искусство вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными в танце явлениями объективного мира.

Развитие музыкальности осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Всегда  необходимо  учитывать способности к ведущим видам деятельности, оказывающим влияние на развитие личности, принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс воспитания на развитие его музыкальных способностей, склонностей, интересов. Таким образом, чтобы обучение было развивающим, необходимо осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

Музыкальность значима как  в эстетическом, так и нравственном воспитании, в том числе и в развитии психологической культуры человека.  Вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть формой эмоционально-творческого познания.

Вне музыкальности невозможно добиться проявления подлинно художественного хореографического творчества. Изложенное определило актуальность темы исследования: «Особенности развития музыкальности учащихся хореографического отделения в детской школе искусств».

Объект исследования: особенности развития музыкальности у детей школьного возраста.

Предмет исследовании: процесс развития музыкальности учащихся детской школы искусств в ходе обучения хореографии.

          Цель исследования: совершенствование процесса эстетического развития детей.

Задачи исследования:

  1. исследовать проблемы музыкальности и ее развития;
  2. выявить особенности восприятия музыки в хореографии;
  3. проследить этапы развития музыкальности на уроках ритмики, классики и народного танца;
  4. проанализировать раскрытие музыкальности в концертно-исполнительской практике.

Методологическую основу исследования составили труды П.Мишеля, Б.В. Асафьева, Б.М. Теплова, С.И.Науменко, Ю.А.Цагарелли, З.Х.Муштари, И. В. Кадобновой и Г. С. Кравченко.

В ходе исследования использовались методы наблюдения за детьми в ходе занятий хореографией, анализ литературы по заявленной теме, обобщение результатов исследования.

Структура работы состоит из двух глав, введения и заключения.

В первой главе исследуются проблемы музыкальности и ее развития, а также выявляются особенности восприятия музыки в хореографии.

Вторая глава посвящена вопросам развития музыкальности на уроках ритмики, классики и народного танца, в том числе анализируется раскрытие музыкальности в концертно-исполнительской практике.

В Заключении представлены выводы по результатам предпринятого исследования.

Глава 1. Музыкальность в деятельности хореографа

1.1. Проблемы музыкальности и ее развитие

На наш взгляд, важнейшим условием успешной деятельности хореографа является наличие у него музыкальности. Музыкальность – это свойство человека тонко чувствовать и понимать музыку. Без нее немыслима работа ни одного работника, связанного с хореографией: будь то артист балета или балетмейстер-постановщик, репетитор или педагог. Музыкальность – это одно из первых и непременных условий и требований при занятиях хореографией.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполняла эту важную функцию, необходимо развивать в человеке общую музыкальность. Признаками музыкальности являются:

  1. способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.
  2. способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков
  3. проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, каждый человек по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для подвижных зайцев, бодро марширующих ребят, и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.

С развитием общей музыкальности появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Музыкальность – это способность тонкого понимания, чувствования музыки. Без подлинной музыкальности нельзя овладеть подлинной танцевальностью. Музыкальность танцовщика слагается из трех взаимосвязанных между собой компонентов:

  1. умение сознательно воспринимать тему-мелодию;
  2. умение выявить наиболее значимые, выразительные интонации музыкальной темы;
  3. развитое чувство ритма;
  4. способность верно согласовать свои движения с музыкой.

Главный признак музыкальности — способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать. Выразителями определенного содержания являются звуковысотные и ритмические движения, эмоционально воздействующие на слушателя. Следовательно, необходимо единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Отсутствие музыкальности у человека проявляется в том, что музыка переживается им просто как звуки, ничего решительно не выражающие. Чем больше человек слышит в звуках, чем более яркий эмоциональный отклик эти звуки вызывают, тем он более музыкален.

Первоначально в зарубежной экспериментальной музыкальной психологии возник вопрос о сущности музыкальности: следует ли понимать музыкальность как единое, целостное свойство личности или как группу отдельных способностей. Многие придерживаются позиции, высказанной в 1920г., что музыкальность  — это врожденное свойство, включающее способность эстетически наслаждаться музыкой, переноситься в ее настроение, глубоко понимать форму, строение фразы, тонко чувствовать стиль.

Таким образом, музыкальные способности, музыкальность, рассматривают, главным образом, с точки зрения характеристик чувствительности.

П.Мишель решающим фактором музыкальности считал специфическое взаимодействие музыкальных способностей, к числу которых он отнес способность дифференцировать и запоминать музыку, музыкальное мышление и музыкальную фантазию, специфически тонкий музыкальный вкус.

Музыкальность — сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей. Академик Б.В. Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал у одних детей хорошую музыкальную память, у других — отзывчивость на музыку, у третьих — наличие абсолютного слуха, сопровождающееся отсутствием восприимчивости более сложных художественных образов и, наоборот, у четвертых — неразвитый слух, сочетающийся порой с глубоким и серьезным интересом к музыке.

Наиболее развернутая характеристика музыкальных способностей дана Б.М. Тепловым. Будучи музыкантом и талантливым ученым он своим фундаментальным трудом «Психология музыкальных способностей», где предложена оригинальная концепция музыкальной одаренности и музыкальности и до сих пор являющаяся методологической базой большей части отечественных музыкально-психологических исследований, показал разнообразные динамичные взаимосвязи между музыкой и переживаниями человека, между деятельностью и способностями, которые при этом развиваются. Им сделан анализ своеобразия музыкальности у детей. Музыкальность, по мнению Б.М. Теплова, — это, тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности.

Основные идеи Б.М.Теплова во взгляде на сущность музыкальности состоят в следующем:

  1. Проблема музыкальности – прежде всего качественная, а не количественная. То есть не отдельные музыкальные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного занятия музыкой, а лишь их своеобразное сочетание, которое характеризует данную личность. Поэтому анализ музыкальности должен идти по пути вычленения отдельных музыкальных способностей и установления взаимоотношения между ними.
  2. Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга (только в результате научного анализа они различаются как отдельные способности), поэтому не может быть одной способности при полном отсутствии других.
  3. Успешность деятельности может достигаться психологически различными путями. То есть, возможна широкая компенсация одних способностей другими.

В понимании Б.М.Теплова, музыкальность –  качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит успешность занятий музыкальной деятельностью. Он выдвинул категорию музыкальной одаренности, включающую как общие моменты, присущие многим видам деятельности, так и специальные, необходимые для занятия именно музыкальной деятельностью.

Человек, даже очень одаренный в музыкальном отношении от природы, все равно не рождается с какими-либо определенными и совершенными музыкальными вкусами. Его дальнейшее понимание музыки будет соответствовать тем воспитывающим факторам и оценкам, с которыми он столкнется в процессе обучения. Это легко проследить на музыкальном развитии детей.

Музыкальность слагается как бы из трех взаимосвязанных компонентов. Первый – способность согласовывать свои действия с музыкальным ритмом. Каждое музыкальное произведение имеет свой ритм, средствами измерения и сознания которого являются метр – строение музыкального такта, и темп – степень скорости исполнения и характер движения музыкального произведения. Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы музыкальный ритм воспринимался учащимися не как простой, механически точный счет долей времени, а как выразительный компонент танца.

Вначале учащиеся должны освоить простейшие музыкальные ритмы размером 2/4,4/4, а затем более сложные 3/4, 6/8 и т.д. Второй компонент музыкальности – это умение учащихся сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему-мелодию. Она должна восприниматься учащимися не отвлеченно и параллельно, а художественно, как единое целое.

Третий компонент музыкальности – умение учащихся вслушиваться в интонации музыкальной темы, стремясь верно и творчески увлеченно воплотить их звучание в танце.

Ядро структуры музыкальности, согласно концепции Б.М.Теплова, составляют следующие компоненты:

  1. ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
  2. способность к слуховому представливанию – способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
  3. музыкально-ритмическое чувство – способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Без указанных основных музыкальных способностей, по мнению Б.М.Теплова, любая музыкальная деятельность невозможна в принципе. Не основными являются тембровый, динамический, гармонический и абсолютный виды музыкального слуха, а также психомоторика.

Современники же напротив, рассматривают музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в пять больших групп:

  1. музыкальные ощущения и восприятие;
  2. музыкальное действование;
  3. музыкальная память и музыкальное воображение;
  4. музыкальный интеллект;
  5. музыкальное чувствование.

С.И.Науменко представляет музыкальность как комплекс специальных и общих способностей человека, рассматривая ее как индивидуально-личностное свойство. Таким образом, структура музыкальности у нее представлена:

  1. музыкальным слухом (ритмический, гармонический, звуковысотный, мелодический);
  2. творческим воображением;
  3. эмоциональностью;
  4. чувством целого (переживание музыкальной формы как динамического процесса).

Кроме того, Ю.А.Цагарелли и З.Х.Муштари, рассматривая структуру музыкальности, считают необходимым включить в ее состав познавательные музыкальные способности, такие, как музыкальное мышление, музыкальное воображение.

Важно также отметить, что современное понимание музыкальных способностей сохранило в основе точку зрения Б.М.Теплова, но вместе с тем претерпело значительное развитие. Б.М.Теплов определил музыкальность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью, где воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения, и способствует творческим проявлениям в самостоятельной деятельности, является неотъемлемой частью. Именно поэтому особое внимание уделяется музыкальному воспитанию — наиважнейшему процессу развития музыкальности не только как способности понять, но и глубоко пережить, почувствовать музыку, как если бы она была создана самим слушающим. Только тогда музыка надолго останется в эмоциональной памяти ребенка, сказываясь на его мироощущении и поведении. Только при таком глубоком восприятии искусство, в данном случае музыка, раскрывает свою художественно-эстетическую ценность, осуществляет свои подлинные задачи. Только устремленность к такому развитию музыкальности позволяет нам смотреть на музыкальное воспитание как на процесс глубоко важный и нужный для наших детей. В этом процессе надо не только дать им полезные музыкальные навыки и знания; прежде всего, необходимо развить как раз все то, что не поддается включению в программу и экзаменационные требования, а развивается медленно и с трудом.

При такой целевой установке движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку. Метод этот имеет трудности, связанные с тем, что музыкальные руководители обычно связаны с различными системами движения: танца бытового, народного, балетного; ритмической, пластической, художественной гимнастики разных видов.

Каждый день жизни выдвигает новые задачи в деле эстетического воспитания подрастающего поколения. Решение этих задач способствует всестороннему развитию учащихся и вносит обновление в хореографическую работу с детьми.

Когда педагог убеждается в достаточной музыкальной образованности своих учеников, он может более смело менять ритмы, мелодии.
Очень полезно давать ученикам сочинять танцевальные или учебные комбинации на заданную музыку. Это заставляет ученика глубже проникнуть в музыку, вскрыть суть ее музыкального содержания, эмоциональной нагрузки.

Воспитывая в учащихся музыкальные качества, педагог должен сам бережно и грамотно обращаться с музыкой. Ни в коем случае не рекомендуется обрывать неоконченную музыкальную фразу посередине, кроить и перекраивать различные музыкальные отрывки, соединять в одной комбинации разные музыкальные произведения, даже одного и того же композитора. Комбинация должна начинаться и оканчиваться вместе с тем или иным музыкальным произведением или его фрагментом.

Воспитание музыкальности у учеников, развитие их эстетических взглядов на музыку, музыкальной и общей культуры имеют принципиально важное значение в формировании будущих артистов балета, постановщиков и т.д.

Воспитание – фактор, который является порой более сильным в становлении человека, чем даже какие-либо природные задатки. Способности – тот фундамент, на котором строится воспитание, но не они являются всецело определяющими тех результатов, которые достигаются в процессе воспитания.

1.2. Особенности восприятия музыки в хореографии

В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки. Но чтобы интерпретировать музыку выразительным танцевальным действием, прежде всего надо уметь ее воспринять. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным восприятием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое музыку и движение.

Восприятие музыки — сложного многоуровневого явления — представляет для школьников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой — с возрастными особенностями ребенка.

На начальном этапе развития музыкального восприятия, ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие танца — одна из самых активных форм приобщения к хореографии, потому что при этом активизируются внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли.
Дети очень любят выражать свои впечатления от музыки, танца в рисунках, стихах, рассказах.

Для глубокого и тонкого восприятия, сопереживания, понимания музыки нужно уметь следить за агогическими оттенками: ускорениями и замедлениями темпа. Это умение можно развивать при помощи движений в темпе пульсации основных долей, или тактовых акцентов, или фразировки.

Задачи, которые ставятся перед детьми в процессе движения под музыку, заключаются в следующем:

  1. Побудить детей к восприятию ритмической выразительности в музыке и передачи ее в движениях.
  2. Приобщить детей к элементарным музыкально-ритмическим движениям:

— двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (весело плясать радостную, плясовую, энергично маршировать под ритмичный марш и т.д.);

— менять движения под тихую и громкую музыку (например, на тихую музыку пляшут пальчики, на громкую — ладошки);

— различать разные по характеру части в музыке и менять движения в соответствии с разнохарактерной музыкой.

  1. Приобщить к элементарным танцевальным движениям.
  2. Побудить детей к первоначальным музыкально-творческим проявлениям.

Дети не только ощущают метроритмические акценты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения. Так, в хороводе; «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело калина» дети делают четыре хлопка и три прихлопа. Это уже ритмический рисунок.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-плас-тическая проработка музыкального материала, что является важным фактором для детей школьного возраста в силу их психофизиологических особенностей: во-первых, восприятие музыки у детей имеет ярко-выраженный моторный характер. Чем младше ребёнок, тем непосредственнее двигательно он воспринимает музыку, т. к. движение позволяет воспринять музыкальное произведение полнее, интенсивнее; во-вторых, двигательная природа свойственна воображению школьников (Л.С.Выготский). Многие игры детей являются продуктом двигательного воображения, которым часто присущи пантомимические и танцевальные движения. В сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях ребёнок создает художественный образ действующих персонажей, прежде всего посредством движений собственного тела. Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие её ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма

В зависимости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется. При глубоком восприятии музыкального искусства через движение, а ритмика дает эту возможность, волшебный мир музыки полностью раскрывает свою высочайшую художественно-эстетическую ценность. Для уроков ритмики, пластики, аэробики и хореографии лучше всего использовать произведения русских классиков и западноевропейских композиторов XVII — XIX вв., а также танцы разных народов, пьесы в современных ритмах.

Музыкально-ритмическое чувство должно, прежде всего, проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения, или — говоря другими словами — что восприятие музыки имеет активный, слухо-моторный характер.

Основной задачей обучения танцу является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование художественного вкуса и интересов. Дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка органически связаны. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ. Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный смысл.

Мелодия — основа музыкально-двигательного образа. Дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. В танцах музыка помогает детям следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли. Для того, чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо воспитывать у них необходимые качества движения, дать им ряд танцевальных навыков.

Способность внимательно и верно воспринимать музыку, увлекаться ее содержанием необходимо воспитывать с первого года обучения, как только ученики твердо встанут на ноги, хорошо усвоят исполнительские приемы экзерсиса. Очень важно, чтобы в основе каждого урока, каждого учебного задания лежало осмысленное восприятие музыки.

Большое значение для способности тонко, четко, точно и правильно воспринимать музыку, уметь слушать ее, подчинить ее ритму и внутреннему характеру свое тело или замысел имеют чисто природные способности ученика. Это музыкальный слух и музыкальный ритм. Большое значение имеет тренировка этих качеств, воспитание необходимых музыкальных навыков и вкусов. И слух, и ритм можно воспитать у человека, если правильно и серьезно к этому отнестись.

Восприятие музыки — это творческий процесс, при котором, каждый человек становится сотворцом, переосмысливая смыслы музыки. В данном случае сотворчество имеет деятельную природу. Оно заключается в поиске субъективного двигательного отклика, который возможен лишь в виде импровизационного движения.

Во время импровизируемого движения ребенок не переводит музыку на язык пластики, не пытается ее объяснить — он в ней просто живет несколько минут ее реального звучания — так как может прожить эту музыку здесь и сейчас. Это есть телесно-интуитивное переживание целостного музыкального образа.

Движение доставляет детям ни с чем несравнимую радость. Педагог, который хочет учить танцам на основе принципа удовольствия, не может не учитывать серьезно данный факт. Танцы народов мира и свободные импровизации на музыку к ним являются яркой и очень привлекательной частью работы. Танец обогащает слух детей разнообразием интонаций музыки народов мира, способствует развитию культуры движений.

Вначале, чтобы познакомить детей с музыкой, предлагают им попробовать самим придумать движения для нового танца, т.е. импровизировать. Из движений детей составляют несложный танец с последующим его исполнением. Затем показывают свой вариант. Для детей обычно используют облегченные стилизованные варианты танцев.

Ограниченность возможностей детей в использовании движений и рисунков компенсируется элементарной театрализацией и красочной атрибутикой. Так, бразильскую самбу дети танцуют с маракасами, китайский танец с бумажными фонариками, а африканский – со звенящими браслетами на руках и ногах. Можно предложить детям импровизировать аккомпанементы на шумовых и ударных инструментах параллельно со звучащей фонограммой. Ученики вполне могут составить небольшой ансамбль и заменить фонограмму несложного танца живым его звучанием.

Так постепенно дети становятся уверенны и в музыке, и в движении, радуются тому, что любят одно и другое. Методика должна пробуждать в детях импульс к творческим действиям.

Природа фантазирования под музыку, по-видимому, коренится в противоречии между естественным желанием человека услышать в музыке её жизненное содержание и неумением этого делать. Поэтому развитие восприятия музыки обязано опираться на все более полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного мышления учащихся. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский плане, тем больше становится возможность возникновения у них правомерных личных жизненных ассоциаций. В итоге процесс восприятия музыки будет более полнокровным, действующим.

Восприятие ребенком музыки гораздо полнее, если опирается на практические действия. Отмечено, что любое восприятие музыки сопровождается у детей двигательными проявлениями (раскачивания головой, корпусом; движения руками, ногами и др.). Поэтому некоторые движения — хлопки, танцевально-ритмические движения и др. успешно используются в качестве приемов, стимулирующих осознанное восприятие детьми характера мелодии, средств музыкальной выразительности.

К практическим методам относятся: упражнение и показ.

Упражнение — многократное повторение действия с целью его лучшего усвоения, формирования умения, навыка. Упражнения обычно сочетаются с объяснением, показом.

Показом считается демонстрация педагогом исполнительских приемов  музыкально-ритмических движений. С помощью показа педагог демонстрирует детям правильные приемы в движении.

Необходимо стремиться к расширению и углублению у школьников целостного музыкального восприятия, сформировывать энтузиазм к жизни через увлеченность музыкой. Музыка обязана быть уроком высокого Искусства, уроком человековедения. Любой учитель знает, как принципиально и в то же время, как тяжело приготовить ребят к восприятию музыки. Практика указывает, что наилучшие результаты достигаются тогда, когда подготовительный этап к восприятию музыки отвечает важнейшим требованиям самого восприятия, когда он проходит так же живо, образно, творчески.

Ребенок, издерганный родителями, воспитателями и другими взрослыми, приходит на занятия с нехорошим настроением. Для этого ему нужно «разрядиться». И лишь разрядившись успокоиться и заняться реальным делом. Но у детей есть выход из такового положения. И этот выход обязан организовать взрослый. В этом случае можно использовать ритмическую компанию человеческого тела. Ритмическая организация — это ловкость, скоординированность, удобство. При этих условиях легче обучаться. К примеру, дать такие задания: изобразить телом, как падают листочки, мыть пол, следя, что происходит с тряпкой, как она изгибается, как её выжимают, как с нее капает вода и т.д., а потом изобразит половую тряпку.

На уроках хореографии с детьми обширно употребляется пантомима, т.е. дается детям задание изобразить какую-то жизненную ситуацию (взять нитку и иголку и пришивать пуговицу и др.). Пантомима увлекательна и полезна детям любого возраста, в особенности тем, у кого проблемы с воображением. Эта система обучения помогает детям глубже проникать в «тайники» музыки и в ее восприятие.

Формирование у детей школьного возраста восприятия музыкальных образов и возможности передать их посредством движения танца является основной задачей занятий хореографией. Музыкальные образы составляются в результате одновременного взаимодействия различных средств музыкальной выразительности. Выразительная мелодическая линия, ладовая окраска, временные соотношения, гармония, другие нюансы – всё это необычайно важно для выявления эмоционального характера движений. Но основное, решающее, что может быть выражено с помощью танца – это развитие и смена музыкальных образов, структура музыкального произведения, темповые, динамические, метроритмические изменения. С помощью музыкально-ритмических движений происходит развитие эмоционального восприятия музыки и формируется чувство ритма. Восприятие и воздействие музыки тесно связаны с эмоциональной сферой человека. Восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается, переходя в процесс осмысления.

На восприятие музыки в хореографии оказывают значительное влияние индивидуальные характеристики личности. Такие как: психическое и эмоциональное состояние, степень новизны музыкального стиля, индивидуальные предпочтения, степень музыкальной грамотности. Темперамент ученика так же способен оказывать некоторое влияние на процесс восприятия. Отечественные исследователи видят в музыке способность побуждать, регулировать поведение человека, и отводят ей воспитательную, стимулирующую роль.

Отметим, что музыкальность ребенка зависит от специфики взаимосвязи ее структурных компонентов, степени и качества их развития. Поэтому одной из педагогических задач, обеспечивающей оптимальное формирование музыкальности на начальном этапе, является установление типа музыкальности у ребенка. Эмоциональное выслушивание музыки и перевод ее в движения собственного тела служат импульсом для развития музыкальности учащихся детской школы искусств.

Воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения и способствует творческим проявлениям в самостоятельной деятельности, другими словами, музыкальное воспитание – это не только процесс развития музыкальности, способности понять, но и глубоко пережить, прочувствовать музыку.

Характеризуя эстетическое и музыкальное воспитание и развитие, нужно обязательно обратить внимание на целостность их особенностей. Так как музыкальное развитие – это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Развитие происходит в следующих направлениях:

  1. в области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более разнообразным эмоциональным реакциям;
  2. в области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различий музыкальных звуков к целостному, осознанному восприятию музыки;
  3. в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;
  4. в области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию – к самостоятельным, выразительным и творческим проявлениям в музыкально-ритмическом движении.

Главной особенностью восприятия музыки в хореографии является активность, которая выражается в определенном действии. Умение слушать и понимать музыку, разбираться в основных ее формах и средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты — всему этому учит хореография. Прежде всего, музыкальное восприятие обогащает элементы хореографии, в частности, пластики, поскольку отражение разнообразных жизненных образов и впечатлений в доступной и интересной форме музыкального движения — один из наиболее адекватных школьному возрасту видов музыкальной деятельности. В нем развивается весь комплекс музыкальных способностей, главным образом, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальное мышление.

Известно, как велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, как важно переживать ее в движении. Необходимо помнить, что именно в дружественном союзе музыки и танца зарождаются творческие способности учащихся. Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка.

Глава 2. Развитие музыкальности в процессе обучения хореографии в детской школе искусств

2.1. Этапы развития музыкальности на уроках ритмики, классики и народного танца

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале.

Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной классической и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве.

Первое знакомство с танцем происходит на занятии с помощью танцевальных упражнений, музыкальных игр и танцевальных композиций. Разумеется, во время работы идет интуитивное восприятие материала и особенно сложных требований к учащимся. Педагог тщательно отбирает музыкальные произведения для танцевальных композиций, которые должны быть доступны и понятны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок и квадратную форму.

Объединяющим началом музыкально-двигательного комплекса на современном этапе является ритмика, впитывающая в себя все части работы и дающая многочисленные способы проработки всех отделов музыкально-двигательного воспитания.

Ритмика исходит из законов движения человеческого тела в пространстве. Базируется она на законах музыкального ритма. Для достижения положительных результатов движение должно быть организовано, точно дозировано в распределении времени, пространства и силы. Таким организатором является музыкальный ритм. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых приобретают соответствующий характер.

Первоклассники обычно приходят на первый урок ритмики полные интереса и ожидания.  Многие из них уже не раз встречались с музыкой – все они, конечно, охотно прыгали, скакали, бегали, как это свойственно всем детям. Но далеко не все из них учились соединять музыку с движением, что могло бы им дать и новое ощущение музыки, и новое качество движения.                                                                                                                                                С самого начала работы дети должны приобрести первые необходимые музыкально двигательные навыки: они привыкают внимательно слушать музыку во время движения – начинать или оканчивать движение, сменять одно движение другим. Все эти «команды» дает музыка; без внимания к ней  музыкальное движение невозможно и неинтересно.

Что дают занятия ритмикой? Ритмика — (от греч. rhythmos — порядок движения) — это передача музыки через движения, это эмоциональный отклик на музыку. Ритмика — это выполнение простых танцевальных упражнений под музыку. Она доступна детям, начиная с раннего возраста. Ритмика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, разученные на уроке, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка. Профессор Крестовников в «Очерках о физиологии физических упражнений», писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода. Тем самым, ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Для этого они используют разнообразные выразительные средства – движения и мимику. К.Станиславский считал, что артисту надо учиться играть у ребенка. Основная цель на занятиях ритмики – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка. Ритмическое движение под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.

Рассмотрим некоторые задачи воспитания и обучения на занятиях ритмикой: учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности; развивать чувство ритма: учить ребят ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая ее в движениях; развивать художественно-творческие способности, которые у детей школьного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построений хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности.

Таким образом, занятия ритмикой можно разбить на этапы, первым из которых: добиться, чтобы ритмика движений элементарно совпадала с пульсом музыки. С этим справляются многие. А следующий этап – чувство интонационной краски, чувство оттенков музыки. Не все это слышат.
Например, иногда педагог видит интересную хореографию, но понимает, что если взять другую музыку, то ничего не изменится. Для него важно, чтобы музыка и движения были словно специально созданы друг для друга.

Основополагающими дисциплинами в хореографии являются классический и народно-сценический танец. Изучение классического танца обычно начинается с разучивания классического экзерсиса, именно он занимает основную часть урока (экзерсис у палки, на середине зала и allegro). Изучение народно-сценического танца так же начинается с изучения экзерсиса у палки и на середине зала. Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется в соответствии с программными требованиями хореографа. Экзерсис у палки состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования. На первом-втором году обучения дети занимаются общедоступной хореографией. В этот момент вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса, головы, рук, развивается мускулатура ног. В процессе этих занятий они получают знания о ритмической организации, размерах, музыкальных образах, которые они воплощают в танцах, этюдах.

На первом году обучения классическому танцу детям даются основные начальные представления о нем. На начальном этапе это делается на знакомом или не сложном музыкальном материале, чтобы учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал. Это можно проследить на конкретных примерах: марш под музыку используется на уроке для развития чувства ритма и согласованности движений с музыкой. В начале упражнения идут в едином темпе, а по мере усвоения — в разных темпах: с ускорением или замедлением, с паузами, с различной ритмической организацией.

Рассмотрим основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением на уроках классического и народно-сценического экзерсиса.

Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства, уметь точно исполнять preparation во время вступления. В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Поэтому материал дается в целостном виде, а не раздробленно. Педагог-хореограф показывает движения под музыкальное сопровождение (первый этап – одно-два занятия).

Второй этап – формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи: умение исполнять движения в соответствии с характером музыки, углубленное восприятие и передача настроения музыки в движении, координация слуха и характера движений. На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий. Этот этап продолжается длительное время. Идет тщательная подборка музыкального материала для каждого движения классического и народно-сценического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер).

Третий этап – образование и закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным. Автоматизируется способ выполнения задания. Учащиеся сознательно решают поставленные пред ними задачи, опираясь на приобретенные навыки слушания и танца. В процессе систематической работы, учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. Они проникаются содержанием произведения, красотой формы, образов. У детей развивается интерес и любовь к музыке. Через музыкальные образы дети познают прекрасное в окружающей действительности.

В процессе работы необходимо уделить первоначальное внимание знакомству с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза, на не сложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются небольшие и несложные для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске, благодаря чему дети, прослушав данный музыкальный фрагмент, могли бы создать мини-этюд, или воплотить конкретный образ под конкретно заданную музыку. На следующем этапе обучения дети вновь на уроках сталкиваются с этими танцами или движениями, но уже на более сложном музыкальном материале.

Музыкальное сопровождение уроков танца должны быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Музыкальные фрагменты для классического экзерсиса, должны обладать следующими свойствами:

1. Квадратность. На начальном этапе очень важно, чтобы произведение можно было разбить на квадраты. Это значит, что одно движение делается 4 раза: крестом–вперед, в сторону, назад, в сторону. Квадрат состоит из тактов в размере 2/4 или 4/4. В дальнейшем, по мере обретения танцевальной техники, темп ускоряется, но квадратность остается. Составляется, например, комбинация из двух движений по квадрату – это равно фразе из восьми тактов: одно движение – 1 такт, или три движения по квадрату равны 12 тактам. На третьем году обучения классикой это свойство уже не имеет такого значения, как на первом, году, так как дети выучивают упражнения в чистом виде, а создаваемые комбинации становятся более сложными, и в них движения могут изменяться не по квадрату. Здесь берутся более сложные размеры: ¾, 6/8 и т.д., и используется более быстрый темп.

2. Определенный ритмический рисунок и темп. Для исполнения таких движений, как Adagio, tendus, Rond de jambe, par terre, ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп. Он должен быть медленным и мелодия должна быть лирической, так как движения исполняются плавно и медленно. Для исполнения движения battements tendus — необходим четкий ритмический рисунок, а также присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет в быстром темпе восьмыми нотами, в музыкальных фрагментах должны присутствовать шестнадцатые и восьмые длительности (размер 2/4 или 4/4 при медленном исполнении).

3. Наличие затактов. Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме того, он определяет темп всего упражнения. На начальном этапе, когда движение разучивается и исполняется на сильную долю, затакт не играет решающей роли, так как движения на этом этапе исполняются в медленном темпе по квадратам на сильную долю (battements tendus, battements tendus jetes, battements frappe). В дальнейшем же это качество играет немаловажную роль. Любой затакт, помимо того, что определяет темп упражнения, делает музыкальный фрагмент более четким, активизирует упражнения, акцентируя слабую долю. Затакт может быть использован во всех упражнениям, так как с него легче начать исполнять движение.

4. Темповые и метрические особенности. Размер 2/4 может употребляться для различных упражнений. Но темп исполнения и сама техника всегда различны. Battements tendus, battements tendus jetes, battements frappes могут исполняться в размере 2/4 в темпах allegro, moderato. А упражнения battements fondues, plie, passé par terre — в размере 2/4 в темпах adagio, lento. Rond de jamb par terre может исполняться в размере ¾, то есть, одно движение на 1 такт. Таким образом, темп замедляется до adagio (или одно движение -полный круг — на 4 такта. То же самое происходит и с размером 4/4. Темп в этом размере может на различных движениях варьироваться от lento до andanteno.

5. Метро-ритмические особенности. На начальном этапе мелкие длительности могут исполняться в 2 раза дольше, но при этом характер мелодии не должен искажаться. По мере выучивания движений темп ускоряется. На начальном этапе, когда идет разучивание движения, концертмейстер играет в медленном темпе, по мере выучивания темп ускоряется. То же самое происходит с preparation и при внесении в комбинацию поз.

Если музыкальный фрагмент шел в медленном темпе, то это не играет существенной роли, особенно если поза присоединяется в конце. Если же она в середине, то раздвигается музыкальный квадрат. Если музыкальный фрагмент был быстрым, то в момент позы он должен перейти на плавную лирическую мелодию в медленном темпе. Когда любое упражнение закончено, сход с начальной позицией происходит на 2 дополнительных заключительных аккорда. Следует оговорить, что все основные упражнения классического экзерсиса у палки исполняются так же и на середине зала (но в более упрощенном варианте); в дальнейшем к ним прибавляется allegro.

Занятия классическими танцами позволяют ребенку войти в мир музыки и танца и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.

Частью хореографической системы является народно-характерный танец — огромный, достаточно самостоятельный раздел хореографического танцевального искусства. По своей структуре он во многом схож с классическим танцем, главное же отличие заключается в том, что в народно-характерном танце акцент делается, прежде всего, на музыкальную и эмоциональную выразительность исполнения, а не на чёткость и отточенность техники, как в классическом танце, хотя это тоже, бесспорно, важно. Данная особенность объясняется тем, что изучение любого народного танца — это, прежде всего, постижение музыкальных, двигательных, эмоциональных и культурных характеристик народа в их совокупности. Именно взаимосвязь этих характеристик является залогом эмоциональной яркости, выразительности и неповторимости каждого народного танца.

Народно-сценический танец является одним из главных предметов специального цикла  хореографических дисциплин, расширяя и обогащая исполнительские возможности обучающегося. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа.

Проходя курс народно-сценического танца, обучающиеся овладевают разнообразием стилей  и манерой исполнения танцев различных народов, развивают готовность в любую минуту и с одинаковым успехом исполнить всякий танец, будь то испанский, чечётка, украинский гопак или занимательная итальянская тарантелла. Важнейшей задачей всего курса обучения является воспитание эмоциональной выразительности исполнения, точная передача национального стиля и манеры народного танца. В процессе обучения в детской школе искусств, необходимо чутко улавливать индивидуальные особенности танцев, в связи с тем, что у каждого народа своя координация движений, своя музыка, свои акценты, паузы и темперамент.

В предварительных замечаниях к программе на начальном этапе специально обращается внимание на то, что нередко применяемый на занятиях прием хлопания в ладоши необходимо использовать не только для развития ритмического чувства как такового (ритмическая точность хлопка), но и обязательно для развития музыкальности. В данном случае преподаватель показывает особую манеру движений, присущую народным танцам. Например, в «Камаринской» или «Калинке» у мальчиков будут уместны удалые хлопки в ладоши с поворотом корпуса, у девочек — лукавые, задорные покачивания головой. В «Арагонской хоте» те же простые движения, окрашеныe характерным испанским колоритом музыки, будут выглядеть совершенно иначе, особенно если к ним добавить пощелкивание пальцев, имитирующее звучание кастаньет  [12].

Совмещение музыкального счета с танцевальными движениями происходит без музыкального сопровождения и делится на два этапа. Первоначально преподаватель медленно исполняет элементы танца вместе с ребятами, ведя при этом музыкальный счет. Затем темп постепенно возрастает до необходимого. Педагог обращает внимание детей к музыке, и оно обостряется предварительным прослушиванием и обсуждениями музыки нового танца.

Разъяснив детям содержание упражнения и его структуру, педагог предупреждает детей, чтобы они приготовились к движению с началом музыки, а затем предоставляет им выполнять задание так, как они его поняли, как им подскажет музыка. Преподаватель дает возможность привыкнуть к последовательности движений и совмещенному с ними счету. После чего танцоры начинают самостоятельно исполнять танец под фонограмму уже без помощи взрослого. Самостоятельное исполнение детьми танцевальных вариаций возможно, когда они хорошо отработаны путем многократных повторений.

Наиболее успешным приемом обучения народному танцу является игра. Игра преследует цель научить ребенка слушать и слышать музыку, располагать исполняемый модуль строго в соответствии с музыкой. Как пример можно рассмотреть игру “Перекличка”: девочки делятся на две линии и стоят лицом друг к другу. Девочки одной линии исполняют под музыку определенный модуль один раз, в это время девочки второй линии слушают музыку. Они вступают и исполняют этот модуль  на счет “и два” музыкального сопровождения первого такта. В это время девочки первой линии должны внимательно слушать музыку. Им необходимо вступить на счет “и раз” второго такта, т.е. идет перекличка линий.

На первоначальном этапе исполнение движений на каждую четверть музыкального сопровождения не получается. Можно более широко раздвинуть исполнение модуля в музыке, т.е. на “и раз” первого такта  исполняет одна группа, а на счет “и раз” второго такта вступают другие. Такое широкое расположение позволяет детям, с одной стороны, следить на какой ноге вес тела, слушать музыку и успеть сообразить в каком месте им необходимо вступить в соответствии с музыкой. При последующем проучивании дети делают движения уже на каждую четверть музыкального сопровождения.

Главной задачей на данном этапе остаётся доставление детям радости от музыки, движений и музыкальных игр. Крайне важно в этот период развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, желание двигаться в соответствии с музыкой. Способствовать запоминанию движений, связанных с музыкой. Дети чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище) сказываются на двигательных возможностях, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.

Второй прием в обучении танцу — усложнение материала из урока в урок. Примером усложнения может служить перепляс. Девочки в двух линиях стоят лицом друг к другу. Первая линия  исполняет определенный модуль, повторяя его три раза подряд. Вторая линия девочек в это время слушает и отвечает первой линии другим модулем. Затем проводится дальнейшее усложнение. Построение девочек аналогичное.

Усложняется первый модуль. Он начинается не из затакта, а  на счет “раз” первого такта с удара ногой об пол. Девочки первой линии исполняют его три раза подряд. Вторая линия девочек отвечает, исполняя второй модуль четыре раза подряд.

Другим приемом является ускорение темпа произведения. Движение начинается с медленного темпа музыкального сопровождения и постепенно в течение 2-5 минут доводится до быстрого и очень быстрого. Темп движения определяет лидер. Тот, кто продержится дольше всех в исполнении данного модуля — победил. Из игры дети выбывают постепенно, но каждый старается продержаться подольше.

Приемов проучивания, как и самих модулей очень много. Девочек можно делить и на четыре группы и использовать сразу четыре модуля. Можно на четырех группах использовать и один модуль, но усложнять его для каждой группы.

Использование модульно-блочной системы формирует навыки исполнения лексики народного танца. Поэтапная, модульно-блочная система выработки навыков хорошо развивает возможности учащихся запоминать и воспроизводить практически любые комбинации из лексики мужского и женского танца. С ее помощью можно проучивать лексику танца любой национальности. Она способствует развитию музыкальности и ритмичности учащихся, развивает тонкую и точную моторную реакцию ребенка, развивает память, великолепную координацию и устойчивость — качеств, необходимых исполнителю народного сценического танца. В течение короткого срока приводит к хорошим результатам.

2.2. Раскрытие музыкальности в концертно-исполнительской практике

Углублению восприятия музыки детьми, совершенствованию их музыкальных способностей, умений и навыков служат концерты и праздники, организуемые в детской школе искусств. Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Поэтому одну из важнейших задач, стоящих перед руководителем детской хореографической группы, мы видим в создании некоего стимула, направляющего эту энергию учеников в нужное русло. Таким стимулом, как правило, является выступление на сцене — это волнующее и маняще-тревожное ощущение первых успехов и аплодисментов, восхищения зрителей. Чтобы заслужить их, нужно очень много работать — а этого так не хочется в детском возрасте!

Концертно-испонительская практика необходима учащимся и педагогам. В процессе выступлений они ощущают востребованность своей работы в обществе, возможность влиять на окружающих и приобщать их к музыкальной культуре. На концертах преподаватели наблюдают за проявлением и развитием у учащихся исполнительских качеств, необходимых на конечном этапе работы над хореографическим произведением. Очень важно привлечь к участию в концертах возможно большее количество детей. Выступление в качестве солиста или участника ансамбля, концерт даёт возможность каждому ученику внести свой вклад в хореографию и проявить свои способности. Вместе с тем, большое количество участников концерта обеспечивает аудиторию, основу которой составляют родные и друзья юных танцоров. Целью и задачей концертно-исполнительской практики является:

  1. Создание культурной среды, культурного пространства вокруг ребёнка.
  2. Формирование нравственного идеала учащихся в процессе художественно – творческой деятельности.
  3. Создание условий для самовосприятия, самореализации и самоутверждения ребёнка.
  4. Установление позитивных взаимоотношений ребёнка с окружающими.
  5. Развитие эмоциональной сферы ребёнка, формирование художественного вкуса.

Концерт является основой и конечной формой творческой самореализации учащихся. Выступление на сцене позволяет каждому ребёнку пережить чувство радости от достигнутого, т.е. пережить успех, признание зрителей. Успех на сцене придаёт силы, уверенность в себе, возможность преодолеть любые препятствия, создаёт основу для формирования высокой самооценки, проявления неординарности и индивидуальности ребёнка, без которой становление здоровой психики невозможно.

Концертно-исполнительской деятельность не только снимает детские комплексы, делает его раскованней, но и помогает ощутить атмосферу культуры, оценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, получить целостное представление о мире.

Организация и проведение выступлений – учащихся ответственный период в творческой жизни коллектива. Каждое исполнение в концерте является в своем роде единственным и неповторимым. Особенно важное значение имеет первое выступление. Удачное — рождает веру в свои силы, неудачное — приносит огорчение. Концертная практика богата примерами, когда только самообладание помогало с честью выходить из различных сложных ситуаций.

Сцена — верное средство для освобождения от комплексов. Дети общаются, весело проводят время и могут выплеснуть свою энергию. Так что плюсы очевидны: в первую очередь, они отражаются на здоровье.
Ну и самое главное, они раскрепощаются, не боятся себя показать в обществе. Потому что в большинстве случаев дети закомплексованы. А здесь они актеры и воспринимают зрителей и всех других людей, которых встречают в жизни, как друзей.

Радость и восторг испытывают самые маленькие учащиеся, когда они первый раз танцуют на сцене. Им помогает ярко выразить все свои эмоции музыкальное сопровождение.

Движения ритмичного и музыкального ребенка отличаются своеобразной выразительностью, значительно более высокой и тонкой, чем у немузыкального ребенка. Музыкальность в этом смысле есть способность быть в движении на сцене таким же разнообразным, как это бывает при подлинно: художественном исполнении музыкального произведения.
Когда дети обладают способностью верно чувствовать музыкальную темпоритмическую окраску танца, тогда они создают единый ансамбль, поскольку все исполнители действуют как бы в одном ключе, а потому они связаны между собой.

Музыкальность в движении на сцене есть своеобразное выражение физической пластичности учащихся. Она должна проявляться в танцах всех направлений, либо это народный, классический или современный. Естественно, что музыкальному ребенку неизмеримо легче найти верный ритм движения, чем ребенку, не обладающему музыкальностью. Подлинная музыкальность в движении непроизвольно создает верный темпо-ритм движения, потому что начинает творить сама природа учащегося. Если эта природа правильно воспитана и если танцевальная композиция идет в правильном русле, то верные переживания обязательно появятся. Ученик должен обладать подлинной ритмичностью, так как без нее не может быть музыкальности движения тела.

В концертно-исполнительской практике уже давно установилось представление о музыкальности как главном свойстве специфической одаренности. В истолковании этой категории можно выделить ряд направлений: понимание ее как единого и неизменного свойства подход к ней как к совокупности ряда частных способностей.

Музыкальность — это качественно выраженное исполнение танцоров танцевальных движений в рамках законов музыки и танца.

В глубине нашего сознания танцевальные движения так прекрасны, чувства ритма и музыкальности так обострены, что нам необходимо самостоятельно сделать все возможное, чтобы в кратчайшие сроки раскрыть свой талант, пластично обыграть его, поделиться им, передать его другим людям.

Без существования хорошей технической базы невозможно достижение высоких результатов, т.к. техника является тем фундаментом, тем языком, посредством которых танцор доносит свои мысли и содержание музыки. Можно с уверенностью сказать, что сейчас этому вопросу уделяется огромное внимание в целях совершенствования или поддержания хорошей физической формы. Техническое совершенство необходимо для свободы самовыражения танцоров, для более полного и яркого прочтения и раскрытия музыкальной идеи.

Построение композиции по определенной форме, диктуемое музыкой, в т.ч. по восьмеркам или по акцентам, определенно является элементом музыкальности — точнее музыкальной грамотности [20].

Мимика, жестикуляция и характер исполнения фигур также являются неотъемлемыми составляющими, помогающими раскрывать суть танца. Но это имеет отношение скорее к эмоциональному проявлению музыкальности танцора.

Эти кирпичики музыкальности имеют огромное значение для раскрытия внутреннего содержания музыкальной ткани.

Рассматривая этапы развития музыкальности на уроках ритмики , классики и народного танца можно сделать вывод. Учащиеся необходимо не только уметь слушать музыку и проникаться ее содержанием, но и любить ее, понимать, чувствовать, увлекаться ею. Поэтому на занятиях особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоциональной связи музыки и танца. Музыка — это искусство, в котором идеи, чувства и переживания выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. В танце же идеи, чувства и переживания выражаются тоже ритмически и интонационно. Но — при помощи организованной пластики сценического движения, т.е. хореографической композиции, позы и актерского жеста.

Без подлинной музыкальности нельзя овладеть подлинной танцевальностью, ибо содержание музыкального произведения и сценического действия — едины, неделимы. В результате их слияния должен родиться художественный образ театрального танца. Одна из первых задач на этом пути — воспитание у учащихся способности верно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом. Малейшее нарушение музыкального ритма всегда лишает танец действенной и художественной точности выражения. Таким образом, ритм не должен восприниматься учащимися, как простой механически точный отсчет долей времени, а как выразительный компонент танца.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что последовательная, систематическая работа над музыкально-ритмического воспитанием детей с использованием информатизационного подхода на уроках ритмики, классики и народного танца развивает гармоничную личность, учит эмоционально-динамическому осмыслению музыки и движений, открывает для ребенка богатый мир добра, света и красоты.

Концерно-исполнительская практика — воспитывает танцевальную и эстетическую культуру, укрепляет навык осмысленного отношения к танцу, поддерживает чувство коллективизма и дружбу среди учащихся, решает одну из главных творческих задач хореографа — создание оригинального тематически разнообразного танцевального репертуара, придает чувство удовлетворения при достижении желаемых результатов.

Приобщение всех детей к искусству, прежде всего к концертно-исполнительской практике, является важным звеном в воспитательной системе детской школы искусств. Наблюдая за танцующими учениками понимаешь, что успех работы решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание. По выражению лиц танцующих детей, яснее всего видно, что дают детям музыка и движение. И становится понятно, насколько важны уроки ритмики и танца для детей. Взгляд. Плечи. Поворот головы. Легкость, зрелость и простота. Как будто танцоры знают про этот культурный код. Зал застывает. Легко и доступно читать ему эту милую хореографическую пьесу. Вроде, все ясно: нет добра и зла, есть чудесные исполнители, их танцевальный сленг нам ясен — при известном напряжении и мы смогли бы так же. Кто-то ошибся, не вовремя вступил. Все вместе смеются. В это время за кулисами исчезает волнение. Движение плавно идет нам в глаза. Глаза туманятся от понимания. Мы со сценой говорим на одном языке. Когда-то шепчем. Немного кричим, от монолога идем к диалогу и вновь к монологу. Только теперь на сцене китайский дракон. Его сменяет возрожденческое что-то: менуэт, наверное. Классическое соло. Жанровые картинки. Ненавязчивое движение детей и взрослых, без усилия, без ощущения чудовищной ответственности сцены.. Тщательно подобранная музыка на грани жанра отрывает нас от шаблона. Такт, поглощение фигурой ансамбля мелкого неумения отдельного солиста. Мысль, поза, силуэт, композиционная находка. Бедность материала диктует богатство форм. А танец жив, вот он, перед нами.

Заключение

В результате проделанной исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполняла эту важную функцию, необходимо развивать в человеке общую музыкальность. Музыкальность значима как в эстетическом, так и нравственном воспитании, в том числе и в развитии психологической культуры человека. Вызывая полноценное переживание музыкальных образов, она укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть формой эмоционально-творческого познания.

Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве. Однако главное заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Поэтому к понятию музыкальность относят педагоги понимание музыки, умение двигаться, заниматься музыкальным творчеством. При такой целевой установке движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности — методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку. Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Основной задачей обучения танцу является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

При глубоком восприятии музыкального искусства через движение, а ритмика дает эту возможность, волшебный мир музыки полностью раскрывает свою высочайшую художественно-эстетическую ценность. Учащиеся, какого бы возраста они ни были, должны всегда помнить, что ритмика — это умение слушать и «пропевать» музыку в движении. На уроках ритмики, удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы способствуют гармоническому развитию личности. Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык.

Занимаясь классическим танцем, дети одновременно знакомятся с музыкой русских и зарубежных композиторов. Определенные темп, метр и ритмический рисунок мелодии помогают исполнению танцевальных комбинаций и вместе с тем приучают обучающихся понимать соответствие между характером музыки и характером движения.

В изящных или задорных движениях народного танца каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер. Учащиеся, соприкасаясь с танцевальным искусством, постепенно приобщаются к миру прекрасного. Через танец у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные способности, прививается хороший эстетический вкус. Приобретая знания и навыки в области танца, ученики начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движение и их последовательность — это развивает внимание и память, но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческие возможности.

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас.

Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя. С первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, а сам процесс занятий хореографией приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

Таким образом, можно сделать основной вывод — музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. И чтобы это получилось, надо стараться подбирать очень красивую, богатую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах композиторского творчества.

Список использованных источников

1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст]: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
2. Музыкальное воспитание в школе, вып. 17 [Текст]: Сборник статей / Сост. О. Апраксина. — М.:, Музыка, 1986. — 79 с., нот.
3. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе. эстетического и нравственного воспитание. [Текст] / М.С. Боголюбская. -М., 1986.-93 с
4. Музыка и движение [Текст]: (Упражнения, игры и пляски для детей 3 — 4 лет). Из опыта работы муз. Руководителей дет. Садов/ Сост. С. И Бекина, Т.П.Ломова, Е. Н. Соковнина. — М.: Просвещние,1981 — 158 с., нот.
5. Васина-Гроссман В.А.Первая книжка о музыке.[Текст] Изд. 5-е. М.: Музыка, 1988 106 с.ISBN 5-7140-0304-7
6. Вагина В.А. Эстетическое воспитание младших школьников. [Текст] /
В.А.Вагина// Народное образование Якутии, 1995. — 4. -69 с..
7. Далькроз Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций. Перевод К. Гнесиной // 2-е изд. Журнала «Театр и искусство». 1914. -120с.
8. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников.[Текст]: пособие для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада. (Из опыта работы ). — М.: Просвещение, 1985. — 160 с., нот.
9. Елисеева А.В. Путешествие в мир музыки. Учебно-методическое пособие к урокам музыки (1-3 класс) — Саратов «Лицей», 1998. — 100 с.ISBN 5-8053-0027-3.
10. Зись А.Я. Виды искусства. М., Знания, 1979, 128 с. Нар. ун-т (Фак. Литературы и искусства.
11. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. [Текст] — М.: «Смысл» — 2001г.- 264 с.
12. И. В. Кадобнова и Г. С. Кравченко [Текст]: методическое пособие «Музыка в начальной школе» (М., 1980)
13. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. [Текст] / Сост. В.И.Викторов. — М.: Просвещение, 1981. -192с.
14. Кленов Арк.С. Там где музыка живет [Текст] — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1986. — 151 с., ил.
15. Метлов Н.А. Музыка — детям [Текст]: Пособие для воспитателей и муз. Руководителя дет.сада / Сот. С. [Текст]: И. Чешева, А. П. Николаичева. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с., нот.
16. Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене [Текст]: (Советы балетмейстера) М., Профиздат, 1976. 64 с. (Б-чка общественного руководителя худож. самодеятельности).
17. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца [Текст]: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1985. — 223 с., ил.
18. С. Сагитов, «Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов художественной самодеятельности» [Текст] — М., Музыка, 1972. — 49 с.
19. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей[Текст] /Б. М. Теплов. — М.: Наука, 2003. — 28 л. — (Памятники психолог. мысли). — ISBN 5-02-006277-4 (в пер.)
20. Черноиваненко М.Н., Дмитриева Л.Г[Текст].Методика музыкального воспитанияв школе. — М.: «Музыка» — 1973г. — 240 с.
21. Широков, В. В. Выразительные движения младших школьников под музыку [Текст] / В. В. Широков. Балашов : БГПИ, 1991.
22. Музыка и ты [Текст]: Альманах для школьников. Вып. 9. — М.: Сов. Композитор, 1990. — 80 с.: ил. Молодежи о музыке. ISSN 0204-221..
23. Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей [Текст] / Г.С.Франио. — М. : Советский композитор, 1989. — 104 с.
24. Урок классического танца. [Текст]/ Методическое пособие. Шаповалова Р.Р., Коваленко Н.С. ИздательствООО» Ставропольбланкиздат»
Обл. мягк., 44 стр.