Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Адыги в социокультурном пространстве РФ»

Актуальность темы «Адыги в социокультурном пространстве РФ» обусловлена социокультурной, политической, экономической, духовной ситуацией, сложившейся на сегодняшний день в нашей стране. Тот путь становления и развития, который прошла адыгская идентификация как этническое, а затем государственное образование, нуждается во всестороннем анализе.

Содержание

Введение

Глава 1. Социокультурное пространство как научное понятие

1.1 Основные концепции социокультурного пространства (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.)

1.2 Социокультурное пространство как результат развития этноса. Глава 2. Историческая судьба адыгов от истоков до сегодняшнего дня

.1 Основные этапы этногенеза адыгов

.2 Интеграция адыгов в состав России: её причины и последствия

Глава 3. Место адыгов в социально-культурном пространстве современной Российской Федерации

3.1 Сохранение традиционной культуры: обычаев, обрядов, менталитета, представлений и ценностей, форм материальной и духовной культуры

3.2 Религия адыгов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Актуальность темы «Адыги в социокультурном пространстве РФ» обусловлена социокультурной, политической, экономической, духовной ситуацией, сложившейся на сегодняшний день в нашей стране. Тот путь становления и развития, который прошла адыгская идентификация как этническое, а затем государственное образование, нуждается во всестороннем анализе. Данный анализ призван показать системные закономерности, которые позволили адыгам интегрироваться в политическое и социокультурное пространство России и достичь высоких результатов, механизмы плодотворного сотрудничества и обогащения при сохранении собственных ресурсов, традиционной культуры и менталитета. Это очень важно, учитывая многонациональность, поликультурность, поликонфессиональность Российской Федерации, где необходимо укреплять связи разных народов, развивать диалог культур. Сегодняшняя Адыгея — республика в составе РФ на Северном Кавказе.

Объект исследования в данной работе — адыгский этнос в составе РФ, предмет — роль и значение адыгов в социокультурном пространстве России.

Цель — провести системный анализ социокультурной ситуации развития адыгов как этно- и государственного образования в историческом аспекте и до сегодняшнего дня. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

проанализировать социокультурное пространство как научное понятие и результат развития этноса, а также основные концепции социокультурного пространства (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.);

изучить этапы истории адыгов и понять их закономерности;

проработать научную литературу по проблеме исследования;

определить место адыгов в социально-культурном пространстве современной Российской Федерации;

проанализировать сохранение традиционной культуры (обычаев, обрядов, менталитета, представлений и ценностей, форм материальной и духовной культуры);

прийти к выводам о вкладе адыгов в развитие социально-культурных процессов российского общества.

Использованные методы исследования — теоретический и исторический анализ, статистическая обработка данных, классификация, систематизация, обобщение.

Степень разработанности темы. По истории и культуре адыгов существует обширная научная литература. Мы опирались на труды таких видных зарубежных и отечественных авторов, как Тойнби А. Дж. (Постижение истории), Лавров Л.И. (Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев), Плахов Р.В. (Культурологическая концепция О. Шпенглера в аспекте аналитики социокультурных трансформаций) и др. Новаторство данного исследования заключается в том, что в нём использован системный подход к социокультурному анализу адыгов в составе РФ на основе актуальных данных.

Теоретическая и практическая значимость работы: данное исследование может послужить образцом социокультурного анализа других этнических образований в составе нашей страны, а также основой для дальнейших разработок в виде статей, магистерских или кандидатских диссертаций, выступлений на конференциях, проведения различных занятий в школах, вузах, музейной работы и т.д.

Структура работы: исследование состоит из Ведения, трех глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложений. Список использованной литературы включает наименований.

1. Социокультурное пространство как научное понятие

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

.1 Основные концепции социокультурного пространства (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.)

В понятии «социокультурное пространство» не связанные между собой исторические периоды развития человеческой цивилизации образуют собой единое пространственно-временное поле. Оно возникло вместе с появлением концепций мировой истории человечества. Исследованием данного понятия занимались антропологи и этнографы, социологи, филологи, историки, философы, искусствоведы.

Исследователь Е.Н. Ненахова изучает историю научного обоснования термина «социокультурное пространство» и приводит такие научно- исторические факты: «Представители культурно-исторической школы диффузионизма — Ф. Ратцель, Ф. Гребнер, В. Шмидт, Л. Фробениус — развивали идеи распространения культур, формирования культурных кругов и зон в некоем пространственном измерении. В трудах А. Тойнби существовало понятие «культурного поля», но позже британский историк приходит к осмыслению социокультурного пространства» [1, с. 173].

На основании работ О. Шпенглера, А.Е. Чучин-Русова, А.Дж. Тойнби, А.С. Панарина Е.Н. Ненахова определяет социокультурное как процесс и результат развертывания культуры в пространстве и времени и во взаимосвязи с социальными параметрами, это цивилизационная целостность с широкими пространственно-временными рамками, которые включают все сложнейшие процессы генезиса, функционирования и распространения, протекающие не случайно и хаотично, а подчиненные конкретной логике и детерминирующиеся определенными параметрами [1, с. 173].

Н.Л. Селиванова излагает три подхода к определению социокультурного пространства:

.Социокультурное пространство — это педагогически целесообразно организованная среда, которая окружает определенного ребенка или множество детей школы, класса, дома, микрорайона, двора, города, села, области.

2.Социокультурное пространство — это часть среды, где господствует конкретный педагогически сформированный образ жизни.

3.Социокультурное пространство — это динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая усилиями социальных субъектов различного уровня и являющаяся интегрированным условием личностного развития индивида [2, с. 11-12].

Немецкий историк и философ, основоположник современной философии культуры Освальд Шпенглер в своём произведении «Закат Европы» выдвинул концепцию культуры, которая оказала огромное влияние на общественную мысль современного мира.

На основании анализа работ Шпенглера в целом и характеристики культуры, представленной в них, можно с уверенностью утверждать, что в его концепции представлена концепция социокультурных трансформаций. Ученый понимает под ней период качественных изменений, при котором культура переходит на новый виток своего развития [3, с. 12].

С точки зрения О. Шпенглера, культура — это сложившаяся в веках историко-культурная целостность, внутреннее единство мышления, которое запечатлено в формах политической, экономической, религиозной, духовной, художественной, практической жизни. Основной способ изучения Шпенглером социокультурного пространства — анализ указанного стилистического единства форм. Движение истории и её логика — это развитие и закономерные превращения обобщённых культурно-исторических форм. Заметим, что здесь же Шпенглер использует термин «культура» и в другом смысле: единая культура того же исторического целого до той границы, которая в пределах этого тысячелетия отделяет её от «цивилизации» — позднего этапа развития, перерождения культуры, резкого надлома всех творческих сил и перехода к переработке уже использованного историей материала. Цивилизация знаменует собой завершение развития, когда за жизнью наступает смерть [3, с. 13].

С позиции Шпенглера, если судьба культуры напрямую связана с развитием и ростом, то она обязательно движется к финалу. Это неминуемая судьба культурно-исторического типа. О. Шпенглер определяет длительность цикла развития культуры примерно в тысячу-полторы тысячи лет [3, с. 14].

Таким образом, анализ О. Шпенглер сводит рассмотрение социокультурного пространства к теории социокультурных трансформаций.

Теория культуролога и историка Арнольда Тойнби имеет общее с концепцией О. Шпенглера. Однако в отличие от Шпенглера Тойнби не придерживался мнения, что цивилизация является периодом деградации и упадка, неминуемым концом развития культуры. С точки зрения Тойнби, цивилизация — это особый социокультурный феномен, социокультурное пространство, более масштабное в пространстве и времени, чем национальное государство. Такая локальная цивилизация существует, пока она может давать ответы на вызовы истории. Как только в социокультурном пространстве не находится иного аргумента, помимо оружия, оно гибнет.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В ходе развития и роста цивилизации осуществляется переход к более тонким формам культуры и религии, более сложным становится процесс внутреннего самовыражения и самоопределения [4, с. 289].

С позиции Тойнби, монополизм какого-то одного фактора в генезисе цивилизаций (географического, расового) отсутствует. Он подчеркивает роль их специфической совокупности: наличие в обществе творческого меньшинства и среды, не полностью благоприятной, но и не очень враждебной. Общества, в которых данные факторы сочетаются, становятся цивилизациями, другие же задерживаются на доцивилизационном уровне.

Если говорить о дискурсе «вызов — ответ», то это выглядит следующим образом: среда бросает вызов обществу, оно через свое творческое меньшинство решает проблему, это решение и является ответом на вызов.

Упадок цивилизации, с точки зрения Тойнби, также не связан с бездействием или действием какого-либо конкретного фактора. Нападение извне, расовое вырождение и технологический упадок — это все является симптомами, а не причинами упадка. В реальности же цивилизации постоянно не находят ответы на вызовы истории, они надламываются изнутри. Такой надлом может быть выражен в ослаблении добровольного подражания со стороны меньшинства, упадке творческих сил меньшинства и в результате утрате социального единства, то есть разрушении социокультурного пространства. Упадок имеет три фазы: надлом, разложение и исчезновение. От начала до конца может пройти долгое время, даже века или тысячелетия, однако повернуть вспять этот процесс нельзя [4, с. 301]. адыгский социокультурный этнический кавказ

С точки зрения Тойнби, человечество находится в условиях цивилизации только 2% от всего времени своего существования. История постоянно испытывает людей, бросая им вызовы. Распад цивилизации, который сопровождается войнами, реакцией, революциями — это движением в тупик. Однако, безусловно, имеется возможность этого избежать при условии, что люди будут действовать согласованно с позиции общепринятой морали, достигнут взаимопонимания.

На наш взгляд, важным в теории Тойнби является умозаключение о том, что не существует и не может существовать единственного пранарода, который стол бы у истоков культурного развития. Разница между народами заключается исключительно в способе ответа на вызовы истории. Сам же народ в основной своей массе не имеет способностей к творчеству, и, соответственно, не может дать ответ. Большинство людей могут только подражать творческому меньшинству, однако пока работает хотя бы данная схема, развивается и цивилизация. Вступая в спор со Шпенглером, Тойнби утверждает, что существуют общие схемы и законы развития. Знание истории культуры дает возможность осуществить грамотный и свободный выбор относительно будущего.

Заметим, что многие культурологи выступали с критикой по поводу концепции Тойнби. Они обвиняли ученого в чрезмерном схематизме, в игнорировании таких исторических феноменов, как войны между обществами или классовая борьба, в произвольной классификации цивилизаций.

Отечественный исследователь Питирим Сорокин выдвинул свою оригинальную теорию социологии культуры. Он считал, что истинная причина и условие закономерного развития мира социума или общества — существование мира ценностей, значений чистых культурных систем. Личность является носителем системы ценностей и, соответственно, представляет собой и определенный тип культуры.

С точки зрения Сорокина, каждый тип культуры определяется культурными системами общества, социальной системой и лично самим индивидом, носителем культурных значений. Тип культуры раскрывается в представлениях людей о природе и существе их потребностей, о природе существующего реального мира и о возможных методах их удовлетворения. Такие представления определяют и три главных типа культуры: чувственный, идеалистический, идеациональный.

Чувственный тип культуры основывается на чувственном человеческом восприятии мира. Человек в этом случае является главным определителем моциокультурных процессов. Позиция Сорокина такова: современная чувственная культура находится под знаком неизбежного кризиса и краха. Для идеалистического типа культуры свойственно господство интуитивных форм познания мира. Идеациональный тип культуры Сорокин понимает как господство рационального мышления. Такой тип характеризует разные народы в конкретные периоды их развития.

Этот тип культуры, по мнению ученого, наиболее характерен для западноевропейских стран [5, с. 197].

Исследователь полагает, что, если для современного мира культуры свойственны господство материализма и увлечение наукой, то в будущем человечеству необходимо отойти от указанных ценностей и создать новый тип социокультурных процессов, которые будут основаны на ценностях творческого альтруизма и религии.

Таким образом, творчество Питирима Сорокина оказало существенное влияние на работы других культурологов, поскольку оно обратило их внимание на изучение истоков древних культур Африки и Азии. Исследуя социокультурное пространство определенного общества, культурологи имеют возможность получить данные о воздействии ценностей на различные стороны социокультурной жизни, например, науку, искусство, церковь, религию, право, законодательство, социальную структуру и т.д.

1.2 Социокультурное пространство как результат развития этноса

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Термин «социокультурное пространство» понимается разными учеными по-разному. Рассмотрим некоторые точки зрения.

Социокультурное пространство — это некое не просто географическое, а освоенное обществом пространство распространения определенного ареала культуры. Суть социокультурного подхода к нему в этом случае определяется концепцией Питирима Сорокина, с точки зрения которого структура социокультурного взаимодействия имеет три неразрывные составляющие:

4.Человек — субъект взаимодействия.

5.Общество — совокупность взаимодействующих лиц с социокультурными отношениями и процессами.

6.Культура — совокупность ценностей, значений и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, социализирующих, объективирующих и раскрывающих эти значения [5, с. 218].

Взаимосвязь пространства и культуры, которая опосредуется деятельностью субъектов, порождает особую реальность, обозначаемую понятием «социально-культурная деятельность».

Среди множества точек зрения можно выделить два основных подхода к определению сущности пространства. Так, в соответствии с первым подходом предполагается наличие конкретно обозначенных границ, как внутренних, так и внешних, которые могут изменяться с течением времени. Здесь имеется ввиду географическое пространство, формируемое различными факторами, например, требованиями административно- территориального устройства государства, и имеющее зафиксированные границы. В рамках второго подхода предполагается установление политического, экономического, правового, культурно-национального пространства, которое имеет не границы территорий, а границы правовых, экономических, политических, культурно-национальных интересов.

Предметно-пространственная среда окружает индивида в течение всей его жизнедеятельности. Взаимодействия человека и окружающих его предметов косвенно либо прямо опосредованы пространством. С точки зрения А.В. Бабаевой, внутреннее отражение такого взаимодействия имеет характер пространственных образов, в них определенным образом фиксируются и хранятся базовые категории культуры [6, с. 26].

Явления культуры и артефакты существуют в пространстве, в котором осуществляется также движение культурных смыслов. Индивид погружен в культурное пространство, которое его окружает. Именно это культурное пространство во многом создает человека. Через пространственные формы восприятия индивид активно осваивает и преобразует мир. В процессе освоения пространства, как утверждает Н.А. Симбирцева, человек осваивает роли и нормы. Индивид формируется в качестве личности, которая адекватна обществу, посредством приобретения опыта в ежедневной жизни и получением информации о различных сторонах общественной жизни [7, с. 184].

Таким образом, именно через пространственные представления выстраивается общее мировоззрение, на основе которого в дальнейшем вырастает общая картина мира. Любая эпоха формирует свое культурное пространство. Наполнение же его духовным содержанием осуществляет человек.

Заметим, что проблема культурного пространства носит междисциплинарный характер, поскольку культурное пространство имеет очень тесную связь с экономическими, географическими, региональными, политическими и этническими особенностями территории, на которой проживает определенное население — носитель конкретной культуры или нескольких культур.

Теснее всего с понятием «культурное пространство» связана категория культуры. Изучение этой категории является достаточно сложным, потому что дать ему единое всеохватывающее определение очень трудно. Как об активном обращении ученых к проблемам культуры, так и об объективной многогранности и сложности указанного явления свидетельствует многочисленность ее толкований. Мы считаем, что при изучении темы «социокультурное пространство» наиболее подходящей является информационно-семиотическая модель культуры. В рамках этого подхода культура понимается как мир артефактов, то есть продуктов человеческой деятельности; мир кодов или знаков, посредством которых в человеческом социуме накапливается, сохраняется и передается на протяжении времени и пространства социальная информация; мир смыслов, которые вкладываются человеком в его действия и творения. Информация является продуктом отражения в сознании объективного мира в целом либо его элементарных единиц. Она обладает идеальным свойством передавать смысл, познанного, его содержание. Знак становится материальным носителем смысла информации.

Язык является самой распространенной знаковой, или семиотической, системой. В смыслах выражается индивидуальность, уникальность, неповторимость человека. Личность берет смыслы из культуры и наделяет ими свою жизнь. Смыслы существуют как фрагмент идеального мира, так и как коммуникации и действия. А.В. Соколов определяет сущность социальной коммуникации как «движение смыслов в социальном пространстве и времени» [8, с. 19]. Однако смыслы принадлежат не материальной, а идеальной реальности. Именно поэтому их движение нельзя проследить «в земной атмосфере» или измерить сверхточным хронометром. Они фиксируются не материальными, а идеальными «инструментами». Такими «идеальными инструментами» являются понятия «социальное время» и «социальное пространство».

Социальное пространство понимается как система социальных отношений между людьми, интуитивно ощущаемая ими [8, с. 26]. Распространение смыслов в социальном пространстве означает восприятие их индивидами, которые находятся в неких социальных отношениях с коммуникантом. А.В. Соколов под социальным временем понимает интуитивное ощущение социальной жизни, которое переживается современниками и зависит от интенсивности социальных изменений. Смыслы, движущиеся в социальном пространстве и времени от коммуниканта, т.е. отправителя сообщения, к реципиенту, т.е. получателю сообщения, представляют собой, с точки зрения исследователя, стимулы, знания и эмоции. Для начала социальной коммуникации человеку необходимо осуществить свои смыслы, воплотить их в содержание коммуникационного сообщения.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В тексте отражается актуальное переживание мира, его действительное состояние, атрибутивное человеку и не противопоставленное ему. Бытие в тексте дается как участие в мире. Поскольку текст становится материальным эквивалентом человеческой сущности, следовательно, устанавливается эквивалентность между культурой, человеком и социальностью. Общественные отношения, формирующие человека в процессе социализации, переходят через акт опредмечивания в предметный мир культуры.

С точки зрения И.В. Колинько, социокультурное пространство является важным аспектом формирования модели мира, который обладает характеристиками структурности и протяженности, взаимодействия и сосуществования, смысловой наполняемости структурной организации и координации элементов культуры. Понятие «социокультурное пространство»

это связка понятий. Именно это превращает анализируемую категорию в универсальную общесоциологическую категорию и включает в себя педагогическое, экономическое, физическое, политическое, туристическое и другие пространства [10].

Социокультурное пространство — это пространство распространения взглядов и идей, традиций и языков, норм и верований. Освоение человеком пространства для выживания принесло определенное понимание сторон света, осмысление места, понимание близкого и далекого. Социокультурное пространство обладает особой конфигурацией и территориальной протяженностью.

В нем очерчены контуры периферии и культурных центров, провинции и столицы, сельские и городские поселения [11]. Определенную специфику имеет и «геометрия» социокультурного пространства. Его характеризуют как внешние контуры, так и то, что расположено внутри духовного мира личности. «Пульсация» этого внутреннего духовного пространства личности чаще всего определяет основные векторы ее самореализации в разных сферах жизнедеятельности.

При анализе особенностей социокультурного пространства Б.Г. Мосалев замечает, что в этом пространстве живут и взаимодействуют между собой различные культурные образцы, традиции, ценности, культурные смыслы, инновации. «Пространственный аспект культурного многообразия предстает в масштабах человечества, общества, нации, региона, различных социальных общностей» [12, с. 24]. О.В. Естрина и Н.В. Дулина определяют социокультурное пространство как специфическую пространственно — временную целостность, являющуюся результатом генезиса и функционирования культуры во взаимосвязи с социальными параметрами [13, с. 14]. А. В. Соколов определяет социокультурное пространство как материально-пространственное образование, дислоцированное в природном географическом пространстве в качестве среды жизнедеятельности, формируемое культурными потоками, исходящими из всех социокультурных институтов и включающее также социально неорганизованную культурную деятельность людей [8, с. 23].

Социокультурное пространство достаточно сложно структурировано. В нем присутствуют не только нормативно-правовые информационные ресурсы, отражающие цели и интересы государственных властных структур в формировании культурной политики, но и информационные ресурсы, отражающие бытование всех подсистем культуры, в том числе неинституциональных. К ним относятся: пространство макро-и микросоциумов; информационно-знаковое пространство; культурные ценности, возникающие в результате целенаправленной деятельности по освоению различных пластов культуры; различные субкультуры; социальные институты культуры (библиотеки, музеи, театры, иные культурно-досуговые учреждения); кадровый потенциал; материально-техническая инфраструктура учреждений культуры и искусства. Все это является результатом развития этноса.

Глава 2. Историческая судьба адыгов от истоков до сегодняшнего дня

.1 Основные этапы этногенеза адыгов

Адыги рассредоточились по всему миру,но основная часть живет на территории Российской Федерации. Они являются древнейшими жителями Кавказа. Адыгея, Карачаево-Черкесская республика и республика Кабардино-Балкария являются густо населенными регионами данного этноса. Начальные этапы адыгского этногенеза мало изучены, по этой причине существуют большие трудности с определением происхождения адыгов.

Благодаря римским, древнегреческим и восточным письменным источникам, мы узнаем, что формирование адыгской народности берет начало с l тысячелетия до н.э. С эпохи раннего железа развивается синдо-меотская культура.

Они являлись коренными жителями Прикубанья и Закубанья. По мнению Страбона меоты, тореаты, синды, ситтакены, дандарии, тарпеты, обидиакены, досхи- это все родственные племена [14, c. 45]. Меотов считают отдаленными предками адыгов, и эта связь подтверждается в географических названиях и археологических памятниках. Даже спустя два тысячелетия мы можем встретить древние названия рек, местностей, на адыгском языке, например: река Кубань Псатий, Псат в которых содержатся корень пс- («вода»). Многие античные авторы утверждают, что меоты заселяли полность ю бассейн реки Кубань.

Кочевые племена скифов занимали Территорию с севера от реки Дон. Владения сарматов, сираков, аорсов расположились до Кавказских гор, они жили южнее от скифов, занимались земледелием и животноводством.

Меоты и целый ряд смешанных племен обитали вдоль берегов Азовского мо ря. Так же часть меотов на Таманском полуострове жили с греками-колонистами. По соседству с ними находились синды. Скилакс Кориандийский представляет свои порядок расселения этих племен:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

1.Савроматы — по берегам Таны.

2.Меоты — на берегах Азовского моря.

3.Синды — занимали почти весь Таманский полуостров и берег Черного моря до Анапы.

4.Керкеты — от нынешней Анапы до Геленджика.

5.Ахеяне — вдоль морского берега на юго-восток от современного Геленджика.

6.Гениохи — граничили с Диоскурией.

7.Колхи — между Гениохами и рекой Фазом [15, c. 24].

Меотские племена занимались коневодством, скотоводством, земледелием, рыболовством.

Синды являлись более обособленным народом из всех племен меотов. У них было свое государство, был свои царь, чеканили свою монету и строили города. В область синдов входили греческие-города колонии: Патус, Кепы, Фанагория и другие. Поддерживали тесные торговые связи с греческими городами, что приводило к культурному взаимодействию. Синды переняли у греков технику градостроительства (Семибратнее городище). У синдов Боспоряне так же переняли технику боя, одежду и виды вооружений. Под влиянием греков с V века до н.э. в Нижней Кубани существовало Синдское рабовладельческое государство, одно из первых государств на территории бывшего СССР [15, c. 26].

У разных средневековых и античных писателей предки адыгов называются по разному и местности в которых они проживали соответственно тоже имеют разные названия, например: зихи — Зихия, синхи — Синхия, джигеты — Джигетия и т.д. Зихи входили в состав меотских племен, они населяли причерноморские области. Во II в до н.э. зихский вождь Стахемфак объявил свои народ подданным римского императора, заручившись поддержкой Рима стали расширять территорию своих земель. Так со временем они расширили свои владения благодаря войне с готами (остатки могущественного Готского союза) до территории современного Геленджика. Продолжая воевать за земли в VIII в. в их состав вошли и территории сагинов, включая дельту Кубани [15, c. 30]. Меотские племена жившие от Тамани до реки Джубги стали объединятся, что послужило созданию союза племен причерноморских адыгов. Но объединить все племена не удалось и возникли еще два племенных союза Касожский и Абазгский. Уже к Х в. касоги и зихи становятся известными в письменных источниках под единым именем — черкесы.

Несмотря на объединение всех племен, все же сохранилось множество этнических подразделений. Ниже мы рассмотрим подробно каждое племя.

Шапсуги — делились на две группы: Большая и Малая Шапсугия. Большая Шапсугия граничила на западе с натухайцами по реке Адагу и Главному Кавказскому хребту. На востоке и юго-востоке она граничила с владениями бжедугов и абадзехов. В свою очередь, малая шапсугия была расположена по южному склону кавказского хребта.

На северо-западе она граничила с натухайцами по реке Джугбе, а на востоке ее владения соприкасались с Абадзехской землей по линии главного кавказского хребта. В VIII в. шапсуги считались самым многочисленным адыгским племенем, они делились на восемь обществ. В общины входили 40,100 и более дворов. У них не было князей, но были старейшины. В языке шапсугов различают три основных говора: шапсугский, хакучинский и темиргоево-шапсугский.

Натухайцы — жили на территории от нижнего течения Кубани на севере до реки Джубги на юге. Владения натухайцев представляли собой треугольник основанием которого служила река Кубань, вершиной река Джубга, в этом же треугольнике, кроме основного племени от Цемесской бухты до реки Пшад жили и шапсуги, называемые «шапсугскими натухайцами». У натухайцев отсутстовали княья,однако имелись знатные роды. Нравы обычаи и язык были такие же как и у шапсугов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Хегаки — в начале VIII в. занимали большую область в причерноморье и приазовье. Но к концу столетия от них сохранилось небольшая группа под Анапой в соседстве с натухайцами. Эпидемия чумы, нападение соседей и миграция большинства хегаков на восток к темиргоевцам сильно сократили численность этого племени. В дальнейшем они постепенно слились с натухайцами. малоизвестные племена к концу VIII в. так же смешались с натухайцами.

Абадзехи — занимали большую территорию в Кавказских горах от бассейна реки Афипс до бассейна реки Лаба. В источниках абадзехи делились на дальних и ближних. У них так же не было князей, но имелась патриархально-родовая знать (дворяне-орки). Говорили они на особом диалекте, который в настоящее время ассимилируется с темиргоевским наречием.

Убыхи- жили на Черноморском побережье, между реками Хоста и Шахэ. На юго-востоке их земли граничили с территорией абхазских племен джигетов (садзов) и ахчипсоу, населявших современный Гагринский район и часть Сочинского района. На северо-западе владения убыхов граничили с шапсугскими. «На севере Кавказский хребет отделял их земли от территории абадзехов. У убыхов имелась довольно многочисленная патриархально- родовая знать. Знатными фамилиями считались Бсрзен и Дишаи» [16, c. 35].

Махоши — жили у подножия Кавказских гор. Территория которую они занимали простиралась на запад до земли абадзеховпо течению реки Фарс. Старшими представителямизнати были Богорусковы.

Адеми — в 1711 г. Их насчитывалось более 2000, однако в конце XVIII в. большая часть адеми ушла на восток и поселилась среди темиргоевцев, с которыми позже слилась. Подчинялись адеми князьям Болотоковым.

Хакучи — граничили с убыхами и Малой Шапсугией. Некоторые авторы считают, что хакучи образовались от абреков соседних племен: абадзехов, шапсугов, убыхов и др. Бжедуги, шапсуги и натухаевцы называли их агой, а темиргоевцы хакучи.

Темиргоевцы — одно из самых сильных и могущественных адыгских племен. на территории темиргоевцев расселялись такие малочисленные группы адыгов как егерукаевцы, махоши и мамхеги, находившиеся при этом в политической зависимости от темиргоевцев. Возросла их численность за счет включения в их состав хатукаевцев, адами, хегаков и т.д.

Хатукаецы — считались одним из племенных подразделений темиргоевцев. Они жили между рр.Пшиш и Белой, и от Кубани до владений абадзехов. На западе они граничили с бжедугами, на востоке — с темиргоевцами, на юге — с абадзехами. В XVIII в, они жили к западу от Кара- Кубани, на реке Убин, Су, Афипс до кубанских плавней, ограниченные с юга рекою Ямансу, между владениями черноморских казаков и шапсугов, В 1802 г. они переселились к темиргоевцам. Ответвлением хатукаевцев, по мнению некоторых авторов, являлось племя хатко (хетук), известное у татар под именем «адали» или «адеми».

Жане — некогда могущественное адыгское племя, Автор XVII в. Э.Челеби говорит, что они жили выше последних абхазских племен котасы по берегу Черного моря между рр.Пш- ада и Цемез. На карте Кавказа Хаджи Халфа (XVII в.) земли жанэ находятся на правом берегу нижнего течения Кубани, возле рукава Каракубань, за Таманью и Атчу (Ачуев). Продвижение царских войск на Северо-Западный Кавказ привело к заметному стеснению адыгов, В 1778 г. жанеевцы под натиском России покинули Прикубанские степи и перешли на левый берег рек Кубани. В дальнейшем вследствие беспрерывных столкновений с соседями-татарами произошло значительное сокращение территории и численности народа жанэ, и в

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

969

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке