Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Аксиологический аспект современного немецкого политического дискурса»

Во второй половине XX — начале ХХI века невозможно не заметить стремительного развития средств массовой информации. Помимо печати, радио, телевидения появляются и новейшие компьютерные информационные технологии. Мировое информационное пространство становится глобальным и это оказывает огромное влияние на производство и распространение слова и медиалингвистику.

Содержание

Введение

Глава 1. Языковые средства выражения оценки в публицистических текстах

§1.1 Язык СМИ в функционально-стилистическом аспекте

§1.2 Воздействие масс-медиа на языковые процессы

§1.3 Дискурс предвыборных кампаний как разновидность политического дискурса

§1.4 Выражение оценки в средствах массовой информации

Краткие выводы

Глава 2. Анализ лексических средств оценки в освещении дискурса предвыборной кампании США 2016 г.

§2.1 Лексические средства оценки первичной номинации

§2.2 Лексические средства оценки вторичной номинации

§2.3 Многокомпонентные лексические средства оценки

Краткие выводы

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Во второй половине XX — начале ХХI века невозможно не заметить стремительного развития средств массовой информации. Помимо печати, радио, телевидения появляются и новейшие компьютерные информационные технологии. Мировое информационное пространство становится глобальным и это оказывает огромное влияние на производство и распространение слова и медиалингвистику. Данные процессы требуют разработки новых способов практического исследования языка СМИ.

Как известно, медиатексты являются одной из самых распространённых сфер современного употребления языка. Новые корпусы текстов создаются и передаются по различным каналам СМИ. Несомненно, огромный вклад в постоянный рост массива медиаречи вносит коммуникация в мировой сети Интернет.

Аксиологический аспект современного немецкого политического дискурса в целом, и дискурса предвыборной кампании, в частности, тесно связан с категорией оценки, отражающей аксиологические категории или оценочные модальности: понятия, используемые для характеристики объекта с точки зрения определенной системы ценностей. Оценка в СМИ выражается с помощью комплекса вербальных, в первую очередь, лексических и стилистических средств.

Предвыборная кампания в США 2016 года — тема «номер один» в немецких СМИ, ее широкое освещение и оценивание кандидатур будущих президентов отражает внешнеполитический курс ФРГ. Поэтому лексические единицы с ярко выраженной оценочной семантикой (напр.: der umstrittene Kandidat, der gefährliche Kandidat, Provokation, die ganze Welt entsetzen) являются средством, формирующим и регулирующим политические установки немецкого читателя, манипулирующим его мнением.

Цель работы: провести анализ немецкой оценочной лексики разных семантических и структурных типов, используемой при освещении предвыборной кампании США 2016 в немецких масс-медийных текстах. В рамках достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

. Осуществить выборку немецких медийных материалов, освещающих события предвыборной кампании в США за указанный период и относящихся к заявленному в теме дискурсу.

. Выявить и проанализировать лексические и стилистические средства положительной и отрицательной оценки в медиатексте, которые могут употребляться: лексемы, с четко неодобрительной коннотацией значения; паронимические совпадения; лексемы с мелиоративной оценкой; окказионализмы; единицы вторичной номинации (метафора); фразеологизмы; аллюзия; метонимический перенос (синекдоха); стилистические средства: ирония, гипербола, уравнивающие контекстуальные сравнения.

. Провести анализ аксиологических категорий «хорошо» -«нейтрально» — «плохо», используемых в дискурсе предвыборной кампании, выраженных лексическими средствами, используемыми немецкими СМИ при освещении предвыборных кампаний кандидатов. Овладеть компетенциями анализа современного медиадискурса и его оценочных вербальных средств в ходе исследования, выявления и эвалюации лексических и стилистических средств, влияющих на формирование общественного мнения, создание портрета политика.

Материалом для работы послужили статьи с немецких сайтов www.spiegel.de, #»justify»>В качестве методов исследований были использованы:

метод сплошной выборки;

метод многоуровневого анализа дискурса (DIMEAN);

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

метод семного анализа;

метод словообразовательного анализа;

метод стилистического анализа.

Для исследовательской части материалы по дискурсу предвыборной кампании были взяты из Интернета, поскольку язык статей Интернета во многом отличается от языка статей печатных изданий. В основном были выбраны новостные статьи. Важнейшим отличием является то, что объем статьи электронного издания меньше, чем печатного. Это объясняется тем, что человек, который заходит на интернет-сайт с целью узнать основные новости, обычно желает вкратце узнать всё самое важное и интересное, а значит и оценка, которая создается в рамках такой статьи, должна быть передана ясными и убедительными языковыми средствами.

Теоретической базой исследования послужили работы Е.М.Вольф, О.И.Москальской, М.П.Брандес, Т. Шиппан, Е.И. Шейгал, И.И. Чернышевой, М,Д. Степановой, Т.Г. Добросклонской, Г.Я.Солганика.

Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Библиографии и Приложения. Общий объем составляет 81 страница. В Приложении приводятся примеры статей о двух кандидатах — источники материала в работе.

Глава 1. Языковые средства выражения оценки в публицистических текстах.

§1.1 Язык СМИ в функционально-стилистическом аспекте

Выбор источника примеров в работе обоснован следующими факторами. Язык Интернета представляет собой многоуровневую мультимедийную систему, впитавшую в себя достижения всех традиционных СМИ. Язык СМИ является универсальной знаковой системой, с помощью которой формируется картина окружающего мира как в индивидуальном, так и в массовом сознании.

Согласно Т.Г. Добросклонской, к языку СМИ относятся тексты, которые создаются и распространяются средствами массовой информации. Это внутриязыковая система, характеризующаяся определенным набором лингвостилистических свойств и признаков. Данная система предполагает наличие вербальных и аудиовизуальных компонентов, которые являются особенными для каждого из средств массовой информации.

Согласно Е.И. Шейгал, СМИ являются основной средой обитания политической коммуникации, которая рассчитана на широкий круг адресатов. В другой работе, а именно в статье «Язык СМИ и политика в семиотическом аспекте» Е.И. Шейгал приводит высказывание В. 3. Демьянкова, в котором он сравнивает политический дискурс СМИ с рестораном быстрого питания Макдональдсом, опираясь на то, что такой дискурс должен перевариваться аудиторией с такой же быстротой, как и фастфуд. Эффект дискурса должен также проявляться быстро, чтобы была возможность манипулировать сознанием людей.

Согласно М.Н. Володиной, сознанием читателя масс-медийных источников можно манипулировать, если регулярно использовать негативный или позитивный контекст. При таком воздействии адресату внедряется соответствующее отношение к фактам, людям и событиям, их негативная оценка. Т. Г. Добросклонская разделяет подобную точку зрения, говоря, что восприятие человеком окружающего мира отчетливо зависит от того, каким этот мир представлен в средствах массовой информации. Язык СМИ быстрее всего отражает социально — идеологические изменения в обществе, передает идеологическую модальность, формирует новые понятия, которые отражают концептуальные различия в национально — культурных и политических медиадискурсах.

Говоря о характере воздействия предвыборного политического дискурса на потенциальных избирателей, А.А. Федосеев выделяет два основных вида: скрытое и явное. При скрытом воздействии субъект действует на объект тайно с целью манипулирования сознанием. Такая манипуляция успешна только при условии, что она останется незаметной. Действуя открыто, субъект показывает свои истинные цели, а объект в праве свободно осуществить свой выбор. В нашей работе выявлено, что преобладает явная манипуляция сознанием читателя, с использованием прагматических и лексических средств языкового воздействия.

В статье Солганика Г.Я. «О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ)» говорится о том, что о чем бы ни писал автор, он все равно проявляет себя как человек социальный. Соответственно, в каждом сообщении может содержаться как открытая защита или опровержение каких-либо положений с использованием средств интеллектуального или эмоционального воздействия, так и сдержанное рассуждение, анализ.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Согласно Е.И. Шейгал, именно СМИ являются ареной, на которой заочно происходит противостояние кандидатов, возрастающее по мере приближения президентских выборов. По мнению В.З. Демьянкова, общественное предназначение политического дискурса состоит в том, чтобы внушить гражданам необходимость «политически правильных» действий и оценок и побудить их таким образом к действию и «верному» выбору. Следовательно, одной из главных функций языка СМИ при освещении предвыборных кампаний является создание портрета политика.

Статус языка СМИ как самостоятельного явления закрепляется в 90-е гг. ХХ века. Тогда же появляются исследования, в которых он рассматривается как отдельная языковая подсистема и изучается с точки зрения всестороннего комплексного подхода.

В языке СМИ существует функционально-стилевая разнородность, и это отражает универсальность тематики, подвижность текста в смысле его взаимодействия со всеми прочими сферами речеупотребления. Важнейшей особенностью языка СМИ составляют конструктивное единство и функционально-стилистическое разнообразие.

Исследованием сферы речеупотребления языка масс медиа занимается медиалингвистика. Существует такое понятие, как особая концепция медиатекста, которая присутствует практически во всех исследованиях медиаречи. Ее суть состоит в том, что при переносе в сферу масс медиа ключевое определение текста как «объединённой смысловой связью последовательности знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и целостность», получает значительно более широкий смысл.

Новости представляют собой тексты, в которых наиболее полно реализуется одна из самых главных функций языка, а именно сообщение, и очень важная функция массовой коммуникации — информативная.

Важной составляющей языка современных средств массовой информации является информационно-аналитический жанр. Аналитические обзоры событий, политический комментарий, тексты, выражающие мнение и оценку, представляют собой обязательный компонент продукции любого СМИ, например, подзаголовок из статьи Mensch Hillary, содержащей лексические средства оценки (выделенные курсивом лексемы): Wie sie es macht, macht sie’s verkehrt: Hillary Clinton soll im US-Wahlkampf Gefühle zeigen — aber bloß nicht zu viele. Sie soll perfekt sein, aber nicht zu glatt. Sie soll dem Motzer Trump die Stirn bieten — aber nicht zu laut werden. Wie unfair.

Информационно-аналитические тексты в наиболее полной степени реализуют интерпретационную или идеологическую функцию массовой коммуникации. Соответственно, роль элементов морфосинтаксиса, способствующих реализации функции воздействия, «работая» на создание аналитической части, комментария, на выражение мнения и оценки возрастает. Наличие оценочного компонента является неотделимой частью подобных текстов.

Лингвистические способы выражения мнения и оценки в разнообразны. Это могут быть как прямые эксплицитные способы, так и имплицитные.

Следовательно, существует целый ряд лексических средств:

слова и словосочетания с оценочным значением: Imagewerte, unbeliebtesten Kandidaten

с отрицательными или положительными коннотациями: , homophob, sexistisch, fremdenfeindlich oder islamfeindlich, auf seine Art ehrlich

идеологически-модальная лексика:

Er ist ein Rassist, sie ist eine Lügnerin

стилистические приемы: сравнения, метафоры, анафоры, аллюзии и пр.:

es sei ihre Lieblingsbeschäftigung, sich in ihren Clinton-Kokon zurückzuziehen

особое синтаксическое построение фразы: порядок слов, вопросы, повторяющиеся синтаксические конструкции, экскламативы:

Sie muss mindestens doppelt so viel erklären wie ein Mann in derselben Rolle, wird doppelt so kritisch bewertet, anhand doppelt so vieler Kriterien. — синтаксический и лексический параллелизм.

Среди названных средств стоит выделить идеологически-модальную лексику, то есть слова и словосочетания, обладающие определенными политико-оценочными коннотациями. Метафора позволяет создать в медиатекстах яркие, часто культуроспецифичные образы, соединяет в себе реализацию функции воздействия на уровне языка с реализацией интерпретационной функции массовой коммуникации. Сравнения и метафоры также являются средствами передачи отношения автора к предмету сообщения. Вопросительные и восклицательные предложения (экскламативы) усиливают эффект воздействия, способствуя выражению мнения и оценки, например:

Für viele Amerikaner war es schon schwer, einen Schwarzen zu wählen, und jetzt soll eine Frau kommen?

Механизм функционирования СМИ предполагает помимо отражения окружающей действительности ее интерпретацию, комментарий, оценку, способствующую созданию определенного идеологического фона. В результате многократного повторения тех или иных медиа интерпретаций происходит создание устойчивых образов, которые, в свою очередь, могут содержать как позитивный, так и негативный оценочный компонент.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Интерпретационные свойства медиа текстов являют собой основу для выделения категории идеологической модальности, которая придает тексту определенную идеологическую окраску.

Тексты массовой информации являются на сегодняшний день одной из самых распространенных форм существования языка. Их способность отражать окружающую действительность, формировать идеологический фон и организовывать информационное пространство оказывает непосредственное влияние на состояние культурно-информационной cреды.

Согласно И.В Анненковой, медиатексты представляют собой ярко выраженные прозаические тексты. Направление содержания этого текста — дискурса определяет риторическая модальность. Центром любого текста является автор — посредник между «элитой» и «массами», именно на основе его риторической позиции, мировоззрения в сознании масс формируется та или иная картина мира. Соответственно, она не может быть объективной и целостной.

Согласно Д.В. Шапочкину , политический дискурс наиболее сильно влияет на общественное сознание. Он направлен на формирование картины лучшего устройства мира, что ярко демонстрируют его подтип «дискурс предвыборной кампании» в виде предвыборных текстов кандидатов. Рассмотрим его подробнее.

§1.2 Воздействие масс-медиа на языковые процессы

Согласно Т.Г.Добросклонской, при оценке воздействия современных масс-медиа на языковые процессы, можно выделить три уровня анализа: геолингвистический, интерлингвистический, интралингвистический.

Геолингвистический уровень предполагает анализ воздействия СМИ на состояние и развитие общей лингвокультурной ситуации в мире и в регионах. Здесь важны такие показатели, как, например, передел языковых сфер влияния и т.п. В нашей работе это информирование и влияние на немецкоязычную аудиторию через СМИ. А Германия, в свою очередь, является ключевым государством при формировании общеевропейской внешней политики. Предвыборная кампания в США массивно освещается в немецких СМИ. В ходе кампании был выбран явный фаворит, который, однако, проиграл — Хилари Клинтон. Оценки, связанные с ее предвыборной кампанией и кампанией ее соперника Дональда Трампа, ярко выражает поляризацию.

На интерлингвистическом уровне исследуются вопросы взаимодействия и взаимовлияния языков, рассматриваются механизмы и способы заимствований, функциональные стили и сферы речеупотребления, которые наиболее подвержены влиянию других языков. В нашей работе ключевым компонентом воздействия является лозунг Трампа MAGA на английском: Make Amerika Great Again, транслируемого и обсуждаемого в немецких СМИ.

В нашей работе важен анализ средства создания образа кандидата в президенты США за счет употребления стилистически не нейтральной лексики.

§1.3 Дискурс предвыборных кампаний как разновидность политического дискурса

К определению термина «политический дискурс» существует два подхода: в широком смысле это все речевые акты, используемые в политических дискуссиях, а также правила публичной политики, проверенных опытом. Исходя из данного определения, политический дискурс включает такие формы общения, в которых к сфере политики относится хотя бы одно из составляющих: субъект, адресат, содержание сообщения.

При узком подходе к определению этого термина его определяют как разновидность дискурса, целью которого является завоевание, сохранение и осуществление политической власти. Дискурс определяется Г. Штраусом, У. Хассом, Г. Харрасом как совокупность устных, письменных, монологических или диалогических речевых и текстовых продуктов, которые в совокупности являются когерентными.

В параграфе будут рассмотрены жанры политического дискурса, его функции и свойства, отдельно представлены функции дискурса предвыборных кампаний.

Классификацию жанров политического дискурса можно найти в работе Е.И Шейгал. Автор выделяет два варианта дифференциации:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

) по субъектно-адресным отношениям;

) по характеру ведущей интенции.

Наибольший интерес представляют собой речи лидеров партий и их сторонников. Обращения используются для того, чтобы вызвать ту или иную эмоцию у избирателей, речь содержит элементы аналитики.

В античный период рождаются поединки ораторов, которые стали прототипом современных дебатов и теледебатов. Цель дебатов — победа над соперником в глазах аудитории.

Тексты рекламных роликов партий и кандидатов в президенты представляют собой монолог лидера партии. Особую распространенность получили рисованные видеоролики. Они дешевы в производстве и привлекают внимание аудитории.

Для следующей группы — щитов и растяжек на улицах городов характерна вербальная краткость при ярком визуальном сочетании текста и фона.

Информационные заметки, интервью, репортажи. Подобные материал необходимы для PR-кампаний, так как именно они помогают создать иллюзию объективности восприятия партии или политика в глазах массовой аудитории.

На сегодняшний день речи политиков очень невыразительны, политические партии не имеют своей уникальной политической позиции и убедительных аргументов. Предвыборные речи в основном лишь пестрят идентичными обещаниями, что ослабляет силу риторического воздействия на аудиторию. Самым распространенным методом является так называемая «приманочная речь», которая может быть сокращена до слогана. Аргументы к логосу в ней либо неубедительны, либо отсутствуют вообще, так как основными являются аргументы к пафосу.

В этом аспекте можно оценить и лозунги (крылатое слово)- соединения, маркирующие дискурс. Согласно В. Беш, А. Беттен, О. Райхман и С. Зондерегер, лозунги обыкновенно партийны и остаются биполярными лексическими структурами. Пример: лозунг Дональда Трампа: «Make Amerika Great Again».

Согласно Н.В. Воржцовой, в политическом дискурсе можно увидеть разнообразие жанров, классификация которых осуществляется по следующим критериям:

Официальность/неофициальность политической коммуникации (пресс-конференции, законы, указы, публичные политические дискуссии/ разговоры, слухи);

Субъектно-адресные отношения (общественно-институциональная коммуникация, коммуникация институт-гражданин,коммуникация между агентами в институтах);

Событийная локализация (отнесенность дискурса к тому или иному событию);

Функциональность (ритуальные: инаугурация, ориентационные: указы, агональные: предвыборные дебаты).

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В работе А.А. Филинского в качестве основной функции политического дискурса определяется его использование в качестве инструмента политической власти, т.е. борьбы за власть, овладения властью, ее сохранения и т.д. Прецентдентные тексты являются основой политического дискурса, в котором выражены идеологемы и структуры, которые относятся к категории интертекста.

А.А. Филинский выделяет следующие свойства политического дискурса:

Конвенциональность семантических форм (клише, идиомы, термины).

Это способствует упрощению схем интерпретации политических реалий.

Приведем примеры из нашего материала: kam nicht aus dem Nichts. Es hat Warnsignale gegeben.

Und obwohl auch Trump wie fast alle Populisten die Macht der großen Banken kritisiert..

Институциональность является непременным атрибутом политической

коммуникации, так как политические субъекты — представители различного рода институтов. Примером могут служить следующие высказывания журналистов о Хиллари Клинтон:

Die Demokratin tritt am 8. November gegen den Republikaner im Rennen um das Weiße Haus an.

Kaum jemand ist besser qualifiziert für das Präsidentenamt als die ehemalige Senatorin von New York, Außenministerin und First Lady.

Идеологичность — свойство, основанное на связи политики и

идеологии. Идеология — это система социальных представлений, групповых знаний, верований и мнений, основанная на групповых ценностях, нормах и интересах.

Trump saß die ganze Zeit, verbreitete Unwahrheiten und machte Propaganda für Wladimir Putin.

В работе А.А. Филинского представлены также функции дискурса предвыборных кампаний. Для нашей работы важно, выявить лексические средства, осуществляющие реализацию функций дискурса, например:

манипулятивная — трансформация дискурсивной реальности или создание новых различных дискурсивных практик (например, гиперболизации, эвфимизации или элиминирования информации).

Из нашего материала можно привести следующие примеры:

Trump ist ein Alpha-Tier, er schlägt sich auf die Brust, ballt die Fäuste.(о Д. Трампе)

ориентирующая:Herausforderin (о Х. Клинтон)

функция социального контроля:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Kandidatin für das weltoffene Amerika.(о Х. Клинтон)

функция легитимизации власти:

Kaum jemand ist besser qualifiziert für das Präsidentenamt als die ehemalige Senatorin von New York, Außenministerin und First Lady(о Х. Клинтон)

функция воспроизводства власти: linton lieferte in ihren Antworten mehr Details als der Republikaner Trump. Clinton würde damit den Kurs Obamas fortsetzen. (о Х. Клинтон)

функция социальной солидаризации и дифференциации: aktuellen Umfragen liegt Hillary Clinton eindeutig vorne. (о Х. Клинтон)

агональная функция:haben die Wahl zwischen Testosteron und Östrogen, zwischen Krawall und Kooperation. (об обоих кандидатах)Demokratin ihren republikanischen Rivalen vorerst hinter sich gelassen hat.(об обоих кандидатах)

Даже первичный анализ функций помогает сориентироваться в дискурсе предвыборной кампании: в немецких СМИ именно Х. Клинтон представляла собой желаемого кандидата, через ее кандидатуру репрезентированы следующие функции:

ориентирующая;

функция социального контроля;

функция легитимизации власти;

функция воспроизводства власти;

функция социальной солидаризации.

Основной задачей лингвистического анализа политического дискурса является выявление механизмов сложных взаимоотношений между властью, познанием, речью и поведением.

Т. ван Дейк определяет критическую лингвистику и критический анализ дискурса как «единую перспективу при осуществлении языкового, семиотического и дискурсивного анализа».

Критический анализ дискурса занимается структурными отношениями власти и контроля, изучением социального неравенства, выраженного в языке и дискурсе. Язык является средством доминирования и социальной силы и служит для законодательного закрепления отношений организованной власти.

Согласно О. Л. Михалевой, политическое соперничество подразумевает наличие трех составляющих политической коммуникации: говорящий (адресант), слушающий/соперник (прямой адресат) и народ (адресат-наблюдатель). При этом организующим механизмом Е. И. Шейгал называет базовую семиотическую триаду, которая состоит из: ориентации (формулирование и разъяснение политической позиции), интеграции (поиск и сплочение сторнников) и агональности (борьба с соперником).

Наша работа посвящена анализу оценочной лексики предвыборной кампании в США, важному ее компоненту. Согласно О. В. Гайковой , выборы президента Соединенных Штатов являются устоявшимся ритуалом, который состоит из определенной последовательности действий. Соответственно, предвыборная кампания состоит из трех основных пунктов:

«театральное действие»: «актеры-политики» и «зрители-избиратели»;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

«спортивная борьба», кандидаты на пост президента являются своего рода «спортсменами», играющими за свою политическую партию, а избиратели в данном случае «болельщики» или «фанаты»;

«политическая торговля»: «продавцы-избиратели» и «покупатели-кандидаты».

По этой причине выбор вербальных средств оценки безусловно важен.

§1.4 Выражение оценки в средствах массовой информации

Оценка в СМИ может создаваться с помощью обширного спектра средств: вербальных, визуальных, аудитивных. Языковые средства создания оценки относятся к вербальным средствам, оценочная лексика является доминирующим элементом при формировании общественного мнения в публицистических текстах масс-медиа. Елена Михайловна Вольф приводит следующую классификацию частнооценочных значений, предложенную Ниной Давидовной Артюновой:

Сенсорные оценки:

сенсорно-вкусовые (вкусный, приятный);

психологические: эмоциональные (радостный) и интеллектуальные (интересный, банальный).

Сублимированные или абсолютные оценки:

эстетические (красивый, прекрасный);

этические (добрый, порочный).

Рационалистические оценки:

утилитарные (полезный, вредный);

телеологические (эффективный, удачный).

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Из материала исследовательской части берутся следующие примеры:

интеллектуальные: zu einstudiert;

эстетические: Hosenanzug;

этические: ehrlich; Lügnerin, korrupt;

утилитарные: schwammig formuliert;

нормативные: der Richtige für den Job;

телеологические: verstörend.

По своей природе язык СМИ является оценочным. Елена Михайловна Вольф выделяет два фактора оценки: субъективный и объективный. Соответственно, каждое суждение предполагает как субъект суждения, от которого исходит оценка, так и объект, к которому она относится. Для субъективного аспекта автор выделяет такие характерные глаголы, как «scheinen», «halten», «gelten». Если объективный компонент ориентируется на собственные свойства предметов или явлений, на основе которых выносится оценка, то субъективный компонент предполагает положительную или отрицательную оценку.

Оценка может быть высказана как от одного определенного лица, так и от «общего мнения». В оценке особое место занимает субъект «автор текста», позиция которого хорошо заметна в высказываниях с глаголами «казаться», «слыть» и т.д., где он отделяется от оценки, принадлежащей одному из актантов или «общему мнению». При этом «Общее мнение» выступает, прежде всего, в неопределенно-личных конструкциях (местоимение «man») и в конструкциях с формами безличного пассива.

Es sind schlicht Momente, in denen man das Gefühl bekommt, es sei ihre Lieblingsbeschäftigung, sich in ihren Clinton-Kokon zurückzuziehen und vor den Augen der Nation ein Rollenspiel aufzuführen.

В работе «Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность» под редакцией А. В. Бондарко можно найти классификацию основных типов модальных значений. К нашей работе относится следующий пункт: эмоциональная и качественная оценка содержания высказывания, выражаемая лексически (ср. ehrlich, korrupt, Lügnerin, Rassist), просодически (восклицательными предложениями), а также с помощью междометий.

Модальные слова, такие как vielleicht, eventuell, sicherlich служат для того, чтобы выразить градус уверенности высказывания и разграничить область между абсолютной уверенностью и невозможностью. Термин «модальные слова» распространён довольно широко среди таких авторов, как В. Г. Адмони, Г. Хельбиг и Й. Буша, Е. Хенштель и Х. Вейдт.

Таким образом, можно сказать, что оценка в различных публицистических текстах может быть выражена лексико-стилистическими и грамматическими средствами.

Краткие выводы

Обзор существующей литературы и подходов к изучению оценочных средств показал следующие результаты. Язык СМИ является наиболее часто используемым средством формирования картины окружающего мира в индивидуальном и массовом сознании реципиента. С помощью различных приемов возможна скрытая или явная манипуляция сознанием читателя. Политический дискурс предназначен для того, чтобы побудить граждан совершить «политически правильное» действие и сделать «верный» выбор, при этом лингвистические способы выражения мнения и оценки могут также быть выражены эксплицитно или имплицитно. Воздействие масс-медиа на языковые процессы изучается на трех уровнях:

геолингвистическом — рассматривается воздействие СМИ на мировую и региональную лингвокультурную ситуацию;

интерлингвистическом — изучаются взаимодействие и взаимовлияние языков, различные способы заимствований, функциональные стили, сферы речеупотребления;

интралингвистическом — исследуются тенденции к размыванию стилевых границ, распространению разговорного стиля, ошибочном речеупотреблении, снижение речевой нормы за счет употребления сниженной и ненормативной лексики.

Дискурс предвыборных кампаний является разновидность политического дискурса. К определению термина «политический дискурс» существует несколько подходов. Изучением политического дискурса занимаются многие исследователи. В нашей работе рассмотрены две классификации жанров политического дискурса, его свойства. Также важную роль играют функции дискурса предвыборных кампаний и составляющие политической коммуникации.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Оценка в СМИ имеет два фактора — субъективный и объективный. Частнооценочные значения классифицированы Н. Д. Арутюновой, основные типы модальных значений можно найти в работах А. В. Бондарко.

Глава 2. Анализ лексических средств оценки в освещении дискурса предвыборной кампании США 2016 г.

Ход исследования выявил многогранность выбора лексических средств оценки, используемых в немецкоязычных СМИ при освещении дискурса предвыборной кампании США 2016 г. Среди лексических средств были выделены следующие группы:

§2.1 Лексические средства оценки первичной номинации

Лексические средства создания оценки могут быть как средствами первичной номинации (яркие, оценочные лексемы разной частеречной принадлежности, которые, согласно своему значению или коннотации, уже содержат сему оценки в основном значении), так и средствами вторичной номинации (лексемы, развившие оценочное значение в результате семантической деривации или идиоматизации).

Для анализа оценочной лексики в нашей работе комплексно используется классификация частнооценочных значений Н. Д. Арутюновой, классификация метафоры Г. Н. Скляревской, и, как основная, новая многоуровневая модель дискурсивного анализа DIMEAN. Данная модель разработана Й. Шпицмюллером и И. Х. Варнке и подразумевает многоуровневый анализ лингвистического дискурса, в том числе, и лексических единиц разной структуры.

Политический дискурс на сегодняшний день связан со многими сферами жизни. С его помощью осуществляется манипуляция сознанием общества и изменение состава политической элиты в конкретной стране. Для достижения данных целей необходимо, среди прочего, использование определенных языковых средств при освещении политических процессов, в частности, предвыборных кампаний.

Модель DIMEAN позволяет провести анализ дискурса на разных уровнях участия языковых средств: транстекстуальный уровень, уровень акторов и интратекстуальный уровень. В нашей работе особое внимание уделено лексическим составляющим политического дискурса, используемым в качестве оценочных средств, а именно: метафоре, риторическим фигурам и тропам, именам собственным, именам нарицательным, ключевым словам.

Согласно утверждениям Й. Шпицмюллера и И. Х. Варнке, слова — это не только основные элементы нашего освоения и формирования мира, но и базовые компоненты различных выражений. Следовательно, они являются важной составляющей лингвистического анализа дискурса.

Лексические сочетания, состоящие из одного или нескольких слов, являются определяющими семантики текста и предопределяющими элементами анализа интратекстуального дискурса. Авторы выделяют несколько классов, сосредотачивая внимание на существительных, которые в основном относятся к средствам первичной номинации. В освещении дискурса предвыборной кампании в США 2016 эти лексемы частотны. Мы назовем их первичными номинациями с оценочным потенциалом: propria: имена собственные в дискурсивном анализе понимаются как многообразие выражения транстекстуальных контекстов. Это относится как к антропонимам, так и к топонимам. Эти примеры, однако, нечасты. Само имя кандидата

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

928

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке