Введение
Научный текст предназначен «для своих» — специалистов в конкретной научной области. Научный стиль речи отличается специфичностью и сложностью. Это связано, во-первых, с наличием в научных текстах таких языковых особенностей, которые зависят от специфики научной области, а во-вторых, с тем, что научный текст призван продемонстрировать читателю логику мышления автора в ходе решения им научной задачи. Последнее, в свою очередь, определяет сложность не только лексической составляющей научного текста, но и сложность его синтаксиса, абстрагированность и обобщенность изложения.
Потребность в научном знании есть и у неспециалистов, к которым относится бо́льшая часть аудитории массовых изданий. В связи с этим особую злободневность приобретает проблема популяризации научного знания как для узкой аудитории — студентов, молодых ученых и исследователей смежных областей знания, так и для широкого круга читателей с целью повышения уровня образованности общества и дальнейшего его мотивирования к самообразованию. Именно поэтому появляется потребность в изучении возможностей «перевода» того или иного научного знания на язык общедоступных понятий. Такую задачу решает особое направление в журналистской профессиональной деятельности — научная журналистика.
Несмотря на сохранение своего первоначального назначения, научная журналистика претерпела многочисленные изменения практически всех своих составляющих. Так, например, с ростом интереса общественности к результатам деятельности ученых появляется новое направление — более облегченная версия научной журналистики, реализующаяся в научно-популярных изданиях. Вместе с тем, в силу развития технологий, задействованных в работе современных СМИ, особую роль играет визуальное сопровождение журналистского текста, а также ориентация автора на читателя, зачастую далекого от науки. В связи с этим, важное место занимают языковые средства, способные облегчить восприятие излагаемой автором информации. Кроме того, важно понять, какое место занимает научная и научно-популярная журналистика в системе современной российской медиасферы.
Поскольку исторически популяризация науки тесно связана с историей журналистики, сегодня именно СМИ являются основным вспомогательным элементом в процессе распространения научного знания. Как известно, становление научной журналистики начинается с 1755 года под влиянием деятельности членов Российской Академии наук, которая не только стала центром научного развития России, но и послужила отправной точкой для развития творческой мысли российской интеллигенции. Научная журналистика занимала особое положение в системе направлений деятельности Академии наук. В частности, Академия издавала три журнала: «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (1755-1765); «Академические известия» (1779-1781); «Новые ежемесячные сочинения» (1786-1796). Основное предназначение данных изданий — популяризация науки среди русских читателей.
Особое место в процессе популяризации и пропаганды науки занимает П.Л. Капица, лауреат Нобелевской премии по физике и основатель Института физических проблем. Проводя анализ научного творчества, советский физик не только внес большой вклад в область истории науки как таковой, но и определил, что творческая составляющая любой научной работы невозможна без участия широкой культурной аудитории. В одном из своих исследований П.Л. Капица приводит в пример деятельность ученых Англии, которые в своих разработках опирались на интересы потенциальной аудитории, гарантирующей определенного рода отклик.
В настоящее время большое внимание уделяется анализу научно-популярной журналистики через призму истории развития отечественных СМИ. Так, например, Л.П. Громова и М.И. Маевская в работе «Научно-популярная журналистика в России ХVIII-XIX вв.: вехи становления» освещают типологическое и жанровое развитие отечественной журналистики, специализирующейся на популяризации науки.
Наряду с проблемой «перевода» языка науки на общепонятный перед журналистом встает проблема правильной интерпретации полученной информации. К сожалению, с ростом популярности научной тематики в системе современных СМИ качество публикуемых материалов снижается: автор зачастую либо неясно себе представляет то, о чем пишет, либо попросту не задумывается о точности и ясности в силу своей слабой осведомленности в освещаемом вопросе.
Актуальность нашего исследования заключается в необходимости повышения уровня профессионализма журналистов, пишущих о научной сфере, поскольку для удовлетворения запросов аудитории СМИ особенно важным становится получение информации от надежных источников, в чьей компетенции и осведомленности в поднимаемой теме нельзя усомниться.
Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что, несмотря на большое количество работ, посвященных научной и научно-популярной журналистике, а также учебных пособий, направленных на повышение языковой грамотности журналиста, вопрос о наиболее эффективных способах изложения научного знания остается важным для практики. Работа вводит в научный оборот новый эмпирический материал, который может быть использован для практических занятий.
Целью нашего исследования является выявление и анализ алгоритмов построения журналистского текста, представляющего читателю научное знание.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
.определить место научной и научно-популярной журналистики в системе современных российских медиа;
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
.проанализировать используемые журналистами способы получения информации с точки зрения их релевантности для читательской аудитории;
.изучить жанровые, стилистические и языковые особенности построения журналистских текстов о научных достижениях в специализированной прессе и в общественно-политических изданиях;
.проанализировать способы актуализации информации научного характера для массовой аудитории;
.выявить наиболее эффективные способы речевой репрезентации научного знания в медиатекстах.
В качестве объекта исследования выступают аналитические и информационные журналистские тексты, посвященные проблемам науки и публикуемые на страницах как научно-популярных, так и общественно-политических изданий, ориентированных на различные группы целевой аудитории. Предметом исследования являются особенности репрезентации научной информации.
Теоретическую базу исследования составили труды, посвященные журналистским видам деятельности. В частности, книга «Основы творческой деятельности журналиста» под редакцией С.Г. Корконосенко, в которой рассматривается жанровая специфика журналистики, рассматривает методы получения информации. Поскольку научное знание относится к категории культурных ценностей, актуальной для нас является работа И.В. Ерофеевой «Аксиология медиатекста в российской культуре», где автор рассматривает средства и особенности репрезентации национальных ценностей в медиатексте. Рассматривая стилистический аспект научного текста, мы опирались на классический учебник М.Н. Кожиной, Л.Р. Дускаевой и В.А. Салимовского «Стилистика русского языка», в котором авторы дают основные понятия, категории и описывают основные направления исследований стилистики современного русского языка. С принципами работы с узкоспециальными терминами и проблемами их классификации мы знакомились в исследовательской работе С.В. Гринев-Гриневича «Терминоведение».
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику решения исследовательских задач. Работа состоит из двух глав. Первая имеет теоретический характер, в ней раскрывается вопрос о положении научно-популярной прессы в системе российских медиа; анализируются способы получения и обработки информации о научном знании, а также языковые особенности научно-познавательного медиатекста как вспомогательного элемента в процессе адаптации научного знания. Вторая глава посвящена анализу журналистских материалов о научных достижениях; здесь определяется полезность и доступность публикуемой информации; предлагаются наиболее эффективные стратегии по решению проблемы репрезентации общественно важной информации в области науки, анализируются особенности современного российского медиарынка, специализирующегося на распространении научно-популярной информации.
В заключении приводятся итоги исследования и формулируются основные выводы по результатам проведенной работы.
Список литературы включает 38 наименований. В Приложении (сброшюровано в отдельный том) представлены журналистские материалы, вошедшие в эмпирическую базу исследования.
1. Место научно-популярной журналистики в системе современных СМИ
.1 Массмедиа и научно-популярное знание
Научно-популярная литература — самый широко распространенный вид информации о научном знании, способствующий процессу самообразования общества и вместе с тем развитию культуры. Особое место в процессе адаптации научного знания для широкой аудитории занимает развитие самой русской журналистики.
Российская журналистика сферы научного знания начала развиваться одновременно с появлением науки, и решающим «толчком» в ее развитии стало открытие Петром I 27 декабря 1725 года Академии наук в Петербурге. Основная цель создания Академии, по мнению Петра, − научно-исследовательская работа, а также «систематическое чтение академиками публичных лекций, издание учебников, научно-популярных книг и журналов». Так, Академия, среди прочих изданий, выпускала три узконаправленных журнала: «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (1755-1765); «Академические известия» (1779-1781); «Новые ежемесячные сочинения» (1786-1796). Именно эти издания легли в основу популяризаторской деятельности Петербургской Академии наук. Как позже отметил А.Н. Неустроев: «Ежемесячные сочинения» с жадностью читались русскою публикою, несмотря на то, что изящная словесность занимала в них не видное место сравнительно с другими родами литературы: тем виднее в них философия, медицина, история и этнография России, камеральные, политические, естественные и другие науки».
Интересно, что непонятные простому обывателю термины не влияли на стремление общества к постижению научных сведений о математике, физике, геологии, пусть и поверхностных. Исследователи отмечают вклад «Санкт-Петербургских ведомостей» в процесс формирования жанра научно популярной статьи. В частности, научное знание становится в центре интересов «Примечаний» (1728-1742), издания, выходившего в качестве приложения к «Ведомостям»: в ходе работы редакции были определены основные методы подачи материала — способы представления и интерпретации терминологии. Являясь первым русским журналом, «Примечания» ставят на первый план распространение знаний и информации научного характера. Таким образом, утверждают исследователи, журналистика в России началась с изданий научно-популярного характера.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
С развитием общества и появлением новых научных достижений развивалась и научная журналистика: появляются новые имена — В.И. Даль, Н.Е. Жуковский, А.Г. Столетов и др., — усложняется система научного познание и, следовательно, для журналистского сообщества становится актуальным поиск новых способов адаптации научного знания для неосведомленного читателя. Так, например, в 1802 году появляется «Технологический журнал», в котором печатались тексты представителей различных научных сообществ, пользующихся большой популярностью в тот период времени. Несмотря на то, что издание имело специальный характер, это была попытка более наглядного и широкого способа распространения научного знания и обмена научной информацией.
Наряду с вопросом распространения информации о достижениях научного сообщества становится актуальным вопрос о положении научной и научно-популярной журналистики в системе отечественных СМИ, и прежде чем обратиться к этому вопросу, нужно выявить принципиальные отличия в деятельности журналиста общественно-политического издания и сотрудника научно-популярного СМИ. Так, социолог Р. Абрамов в статье «Профессионализация научной журналистики в России: сообщество, знание, медиа» говорит о трансформации мира профессий: появляются занятия, которые находятся на так называемом пересечении интересов, экспертной власти и различием статусов различных профессиональных групп. Р. Абрамов определяет деятельность научного журналиста как яркий пример этого явления: «Во-первых, она связана с научным знанием и принципами его транслирования, во-вторых, она включена в нормативное и практическое поле журналистики как профессии, в-третьих, научные журналисты выполняют функции посредников между научным сообществом и широкой общественностью».
Здесь актуальной становится проблема идентификации статуса научного журналиста: с одной стороны, редакции научно-популярной прессы заинтересованы в привлечении ученых в качестве авторов в силу необходимости определенного уровня осведомленности в той или иной научной области, а с другой стороны — журналистская деятельность подразумевает наличие набора особых профессиональных навыков и знаний, и здесь возникает противоречие.
Как отмечалось выше, перед научным журналистом при подготовке материала к публикации появляется проблема доступной интерпретации полученной информации: большое количество узкоспециализированных терминов и обилие информации, непонятной для массовой аудитории, порождают необходимость поиска языковых средств и стилистических приемов, способствующих упрощению повествования. Так, в одном из своих материалов на страницах «Огонька» Дмитрий Губин приводит в пример деятельность зарубежных коллег: «Один из колоссальных пробелов нынешнего российского знания — это прошедший мимо нас пласт современных западных исследований в области общественных и естественных дисциплин. Граница его отмечена 1962-м, когда американский ученый Томас Кун написал книгу «Структура научных революций», введшую в оборот понятие парадигмы, то есть упрощающей, но объясняющей концепции. С тех пор все книги, касайся они генетики или политики, футурологии или психологии, экономики или струнного устройства вселенной, описывают не явление, а парадигмы».
Действительно, в силу особенностей менталитета и отношения к науке в целом, отношения между журналистом и представителем научного сообщества в России и Европе кардинально отличаются: человек, пишущий о науке на Западе — представитель элитной журналистики, и его работа оплачивается выше. Второе отличие — отношение корреспондента к собственной работе и заинтересованность в повышении квалификации не только у сотрудника, но и у работодателя: редакторы большинства изданий понимают, что чем выше уровень знаний их подчиненных, тем полезнее их тексты, и следовательно — тем более востребованы их издания. В Российской медийной практике, к сожалению, нет необходимой заинтересованности сотрудника и руководителя редакции в повышении качества публикуемых материалов.
Сегодня научно-популярные материалы занимают далеко не первое место в рейтинге публикаций российских медиа, что связано как с отсутствием должного внимания государства к научной сфере и, следовательно — с падением интереса общества к тем или иным научным достижениям, так и с серьезной трудоемкостью и интеллектуальной затратностью в процессе сбора и обработки информации при подготовке журналистского материала исследуемого типа. «Научно-популярные журналы становятся «маргиналами» в издательском бизнесе, а возможность их распространения ограничивается все той же скудостью финансирования, несмотря на наличие потенциальных читателей».
Еще один фактор, оказывающий негативное влияние на развитие научно-популярной журналистики — господство рыночного принципа «предложение рождает спрос, а спрос — предложение». Результат — информационный рынок заполняется контентом без учета его реальной полезности и значимости для общества. А. А. Тертычный определяет следующие причины развала системы научной популяризации в России:
.профессия ученого перестает считаться престижной;
.отсутствие заинтересованности государства в проектах по научной популяризации;
.снижение уровня покупательской способности населения;
.отсутствие рекламных кампаний;
.снижение уровня образования аудитории и подмена ценностных представлений об окружающей действительности;
.отсутствие медиа-холдингов научно-популярных СМИ, способных к сплоченному взаимодействию в процессе научной популяризации.
Таким образом, актуальным является не только вопрос анализа своеобразия журналистской деятельности в аспекте репрезентации научного знания, но и само осмысление функций научно-познавательной журналистики. Кроме того, становится необходимым поиск оптимальной стратегии для мотивации читательской аудитории к самообразованию, к изучению достижений современной науки и определению ее роли в общественно-политическом и социокультурном контексте эпохи. Именно этим вопросам посвящен анализ собранного нами эмпирического материала (гл. 2 настоящей ВКР).
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
.2 Способы взаимодействия журналиста с научным сообществом в ходе получения информации
Приступая к работе над материалом научно-популярного характера, журналист изучает предмет будущего медиатекста, обращаясь к первоисточникам: научным публикациям, материалам научных мероприятий, к непосредственной деятельности ученых (например — в эксперименте, в НИИ и пр.). На следующем этапе работы журналиста появляется необходимость обратиться к экспертному мнению, к представителю научного сообщества.
В зависимости от того, в каком жанре готовится тот или иной материал, журналист использует определенные пути взаимодействия с экспертами с целью подкрепления собственного понимания сути вопроса, собственных суждений, оценок, а также с целью предоставления читателю более точной информации.
Исследователи определяют жанры журналистики как «устойчивые формы журналистских произведений». Необходимость жанровой классификации журналистских текстов обусловлена стремлением к удобству журналистской работы: при подготовке той или иной публикации автору достаточно выбрать наиболее подходящую форму для своего материала. Кроме того, привычные жанровые формы упрощают восприятие адресатом излагаемой информации: идентифицировав жанр, читатель может сразу понять, какой тип информации ему будет предложен.
Литературовед Виктор Шкловский определял жанр как «установленный обычай», этикет порядка «осмотра мира», как негласный договор между авторами и читателями о том, в какой системе расположены подвергнутые анализу явления. При этом, по мнению ученого, каждый жанр связан с определенным типом «жизненного материала» и каждый жанр предназначен для решения определенной информационной задачи.
Для решения той или иной информационной задачи журналист выбирает определенные пути взаимодействия с экспертами, ориентируясь на жанровую специфику будущего текста.
В рамках информационных жанров журналистики (заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, блиц-опрос, информационное интервью) становится возможным получить информацию от экспертного сообщества двумя способами.
Первый способ — непосредственное общение с представителями экспертного сообщества. Сюда относят следующее:
.Брифинги — короткие совещания, на которых происходит ознакомление работников СМИ с позицией организаторов встречи (чаще всего это представители властных структур) относительно того или иного вопроса.
Так, например, археолог Дмитрий Кубанкин провел брифинг в Саратовском областном музее краеведения по результатам общения с Владимиром Путиным с целью получения грантовой поддержки фестиваля «Укек. Один день из жизни средневекового города», после чего информационное агентство «Регион 64» опубликовало информационную заметку, в которой через цитирование научного сотрудника была продемонстрирована связь визита президента с продолжением развития культурного центра Саратовской области, а также возобновлению археологических раскопок: «На краеведческие музеи возложено очень много функций. Будет налажен диалог − будет развитие. Когда ОНФ проводит свои заседания, там говорят: критикуешь − предлагай. Очень важна грантовая поддержка».
.Презентации — торжественные встречи представителей государственных, общественных или каких-либо других структур и организаций как с представителями СМИ, так и с общественностью для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности и т.д.
Такой вид получения информации является наиболее эффективным в том случае, когда освещаемое событие или явление имеет практическую направленность, поскольку именно во время презентации у корреспондента есть возможность увидеть объект информационного повода собственными глазами, что способствует более детальной передаче полученных данных.
Примером использования результатов презентации в качестве основного источника получения информации выступает информационная заметка «Самолет на солнечных батареях перелетел с Гавайев в Калифорнию», опубликованная на информационном портале «Lenta.ru». Корреспондентом были освещены не только детали проведения мероприятия, но и дополнительная информация: «Управляют Solar Impulse пилоты Андре Боршберг и Бертран Пикар, попеременно сменяя друг друга. Пилот в ходе перелета делает в течение суток десять 20-минутных перерывов для сна».
.Пресс-конференции — встречи представителей государственных и общественных органов, деятелей науки, культуры с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы.
Так, издание «Газета.RU» провела пресс-конференцию, приуроченную к оглашению результатов научной премии «Breakthrough Prize in Fundamental Physics» на площадке «Rambler & Co». Информационный портал занимался не только активным освещением информации о номинантах премии, принимающих участие в пресс-конференции, но и параллельно вел онлайн-трансляцию мероприятия.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Второй способ взаимодействия сотрудников средств массовой информации в рамках подготовки материала информационного жанра — через невербальный канал коммуникации. Сюда относят:
.пресс-релизы — сводки сообщений для прессы о существенных фактах, подготовленные пресс-службами организаций или компаний;
.информационные бюллетени, издаваемые корпоративными информационными агентствами;
.экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в редакции от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений, иногда — непосредственно от участников событий.
При работе над аналитическими жанрами журналистики, тексты которых «являются реализацией рационально-теоретического отображения предмета, заинтересовавшего журналиста», также возможно применение этих способов получения информации, однако на первом месте для журналиста оказываются методы познавательной деятельности, включающие в себя две микрогруппы: традиционные для журналистики и нетрадициюнные. Под традиционными методами понимается проработка документов, беседа или наблюдение. К нетрадиционным относят методы, разработанные в социологии, психологии, этике и в других конкретных науках: опрос, фокус-группа, статистика, контент-анализ и эксперимент.
1.3 Особенности актуализации научного знания для аудитории
Социологические опросы и рост научно-популярных изданий показывают, что в российском обществе растет интерес к научным открытиям. Печатные СМИ активно освещают проблемы, связанные с вопросами научного характера, особенно такими, которые обещают человеку изменить привычный уклад его жизни.
Однако в силу размытости концепции целевой аудитории смысловая нагрузка и прагматическая направленность журналистского текста в общественно-политическом издании значительно видоизменяется по сравнению с узкоспециализированной прессой: информация о тех или иных научных достижениях подается в форме сенсации, зачастую простым (достаточно примитивным) способом — путем использования интригующих заголовков — «Обнаружены артефакты, рассказывающие о пристрастии буддистов к алкоголю», «Хорек вывел из строя большой адронный коллайдер» и др.
Поскольку одной из основных функций научно-популярного медиатекста является просветительская функция, журналист становится средством трансляции того или иного знания об окружающей действительности и, следовательно, его цель — донести новую информацию, вне зависимости от уровня сложности, таким образом, чтобы она была принята и усвоена каждым представителем целевой аудитории издания.
Таким образом, основная задача журналиста заключается в том, чтобы «найти такие образы и формы освещения научных фактов, которые объяснят массовому читателю сущность научного открытия».
Говоря о процессах речевой презентации научного знания и его актуализации современными СМИ, Л.П. Лобанова разграничивает языковое и научное знания: «Те знания, которыми человек овладевает по мере того, как он овладевает языком, незаметно переходят в науку, в то знание, которое является сферой ученых. Вместе с тем, то, что еще недавно было особым достоянием какой-либо науки, т.е. научным знанием, скоро переходит в общенациональный язык и становится просто языковым знанием, т. е. знанием данной языковой общности в ее языке и играющим опять-таки существенную роль во всякой научной деятельности».
Учитывая наличие воспитательной функции в журналистских текстах, становится возможным проведение параллели между журналистикой и педагогической деятельностью. Поскольку полноценное развитие личности включает в себя целенаправленную учебно-воспитательскую работу обучающего, а также самообразование самого обучающегося и влияние на этот процесс системы определенных социальных условий, в рамках которых происходит образование, можно утверждать, что «обучение и воспитание по своей сущности есть системно-синергетический процесс».
Следует отметить, что журналист, выступающий в качестве педагога, не принимает участия в формировании личности; он лишь создает необходимые условия для включения читателя в процесс самообразования и самосовершенствования. Так, например, результаты исследований И. Б. Ханиной и ряда других ученых позволяют определить процесс обучения как инструмент построения смысловых систем, основанных на субъективном опыте и активно изменяющих и перестраивающих его.
Вместе с тем, получая информацию об опыте других людей, присваивая себе этот опыт, человек превращает его в собственный потенциал, что делает возможным последующее саморазвитие.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Для иллюстрации эксплицитной оценки приведем в пример отрывок из биографического очерка Александра Никонова «Феномен Хокинга»: «Теперь понятно, почему я усомнился в везении Хокинга, умудрившегося дожить в таком состоянии до такого возраста? По мне, так лучше смерть». Приводя в качестве аргумента собственные эмоции, автор выражает прямое отношение к персонажу своего материала. Наряду с передачей ярко выраженной позиции авторского «Я» А. Никонов использует в своем тексте элементы имплицитной оценки: «При этом в большинстве случаев, по мнению Хокинга, планеты заселены бактериальными организмами, а в меньшинстве жизнь прогрессирует до разумности, до хокингов, обдумывающих бытие. Но и этого «меньшинства» − триллионы». Таким образом, превращая фамилию физика из имени собственного в нарицательное («… до хокингов, обдумывающих бытие»), журналист демонстрирует собственное ироничное отношение к герою публикации и подкрепляет свою позицию указанием того, что таких, как Хокинг — «триллионы».
Поскольку элементы подтекстовой информации могут быть использованы также и в передаче эксплицитной оценки, необходимо выявить набор приемов, участвующих в переводе эксплицитной информации в разряд импликатур. К этим приемам Е.М. Рожкова относит:
.использование языковых средств в нестандартных позициях;
.использование языковых средств, ведущее к речевой компрессии;
.использование языковых средств, ведущее к коммуникативной избыточности.
Каждое современное СМИ, вне зависимости от его типологических характеристик, оказывает воздействие на процесс актуализации общественно важной информации. При этом каждая компания использует для достижения этой цели собственные техники и стратегии. Поскольку печатные издания до сих пор представляют собой важный источник информации, появление на полосе материала, посвященного тому или иному вопросу, особенно на страницах популярной прессы, влечет за собой рост интереса к данной проблеме.
Говоря о возможностях актуализации информации, Г.А. Акопов указывает на роль телевидения, поскольку печатные СМИ формируют исключительно вербальный образ проблемы, в то время как телевидению доступны каналы распространения информации, относящейся и к визуальному образу проблемы, что повышает эффективность. Добавим к этому, что сегодня электронные версии печатных изданий, размещенных на сетевых платформах, позволяют публикацию и аудиовизуальных материалов.
Актуализация общественно важной информации напрямую зависит от количества времени и объема внимания, уделяемого этой информации в СМИ: чем чаще поднимается тот или иной вопрос, тем более мощное впечатление складывается о его значимости у читательской аудитории.
Так, американский политолог Дж. Браун представил основные методы, используемые СМИ в процессе актуализации информации:
.намеренное утаивание фактов;
.акцентирование внимания на той или иной информации с целью завоевания доверия аудитории.
Г.А. Акопов дополняет этот список следующими методами:
.дублирование информации из номера в номер;
.обращение к авторитетам и представителям экспертного сообщества.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Таким образом, актуализация общественно важной информации для читателя представляет собой сложный процесс, включающий как использование приемов манипулирования массовой аудиторией, так и стилистические приемы, направленные на достижение «многослойности» публикуемого материала, что обеспечивает повышение внимания к журналистскому тексту.
.4 Языковые особенности научно-популярного медиатекста как элемент адаптации научного знания
При создании журналистского текста одной из основных целей автора является получение обратной связи с аудиторией. Благодаря постоянному развитию технологий, сегодня коммуникативный процесс между журналистом и читателем начинается непосредственно с публикации материала: практически каждое сетевое СМИ — информационный портал, электронная версия печатного издания, информационное агентство — обладает возможностью комментирования пользователями опубликованных текстов. Кроме того, остаются широко используемыми в качестве публикаций писем в редакцию: на страницах издания происходит диалог между читателем и автором того или иного материала. Каким бы ни был способ получения ответной реакции журналистским сообществом от аудитории, процесс такого взаимодействия всегда имеет одну цель — привлечение внимания общественности и удовлетворение интересов целевой аудитории.
Эта цель достигается разными способами, но самым эффективным можно считать доступность изложения информации, которая заключается в выборе определенных языковых и стилистических средств: легкость восприятия текстового материала зависит не только от того, насколько подробно автор передает полученную информацию, но и от того, насколько удачно он ее интерпретирует для массовой аудитории.
Изучая специфику лингвомедийных технологий, современные исследователи определяют журналистские и рекламные тексты как территорию особого языка СМИ. Так, Т.Г. Добросклонская объединила исследования подобного рода в новое языковедческое направление «медиалингвистика», что подразумевает формирование системного научного подхода к изучению языка средств массовой информации. Основной категорией в этой системе становится медиатекст.
Исследователи фиксируют перестройку медиасферы, вызванную изменениями политической, культурной и социальной жизни российского общества; в ходе исследования преобразований медиастилистики появляются новые решения ранее выявленных проблем, а также ставятся вопросы о соотношении экстралингвистической и лингвистической составляющей медиатекста в зависимости от его речевых свойств, которые принимают участие в процессе усиления воздействия на читателя.
В результате подобных исследований Л.Р. Дускаева выявила, что «развертывание» медиатекста осуществляется в процессе взаимодействия смысловых позиций автора и адресата и указала на три способа такого взаимодействия:
) с целью предупреждения возможного недопонимания каких-либо фрагментов содержания текста