Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Анализ игровой зависимости в молодежной среде»

В информационном обществе компьютерные технологии прочно вошли в повседневную жизнь. Компьютерные сети и игры стали новой ступенью социальной реальности. Любая информация теперь стала доступна в сети Интернет. Несмотря на все свои положительные стороны глобальная компьютеризация принесла в нашу жизнь и отрицательные аспекты. Главной из таких серьёзных проблем является компьютерная зависимость.

Написание диплома за 10 дней

Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические основы изучения игровой зависимости в молодежной среде

1.1 Исторический аспект постановки проблемы игровой зависимости

1.2 Сущность понятия «кибернетическая лудомания» и критерии игровой зависимости

1.3 Причины и последствия игровой зависимости

1.4 Формирование кибернетической лудомании

2. Социологический анализ игровой зависимости в молодёжной среде на примере г. Вологда

2.1 Программа социологического исследования игровой зависимости молодёжи

2.2 Результаты социологического опроса

2.3 Анализ результатов интервью с геймерами

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

3. Рекомендации по решению проблемы

3.1 Состояние мер по предотвращению кибернетической лудомании в современной России

3.2 Практические рекомендации по профилактике зависимости от компьютерных игр в городе Вологде

3.3 Социально-экономическая эффективность предлагаемых мероприятий

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Введение

В информационном обществе компьютерные технологии прочно вошли в повседневную жизнь. Компьютерные сети и игры стали новой ступенью социальной реальности. Любая информация теперь стала доступна в сети Интернет. Несмотря на все свои положительные стороны глобальная компьютеризация принесла в нашу жизнь и отрицательные аспекты. Главной из таких серьёзных проблем является компьютерная зависимость. А в частности — зависимость от компьютерных и видеоигр. Эта проблема всё чаще возникает в современном обществе. А что тревожит гораздо больше это то, что этой зависимостью страдает всё больше людей, относящихся к молодёжи.

Актуальность исследования игровой зависимости определяется:

Во-первых, растущим числом пользователей сети интернет и «геймеров»;

Во-вторых, тем, что это увлечение оказывает пагубное влияние на самого индивида и на общество в целом;

В-третьих, проблема игровой зависимости ещё только начинает изучаться. Отсутствует полная и объективная социологическая информация по данной теме.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Проблема. В современном обществе технический прогресс уже невозможно остановить. Хотим мы того или нет, компьютер прочно вошёл в нашу жизнь. А значит в ней появились те угрозы, которые он неизбежно несёт. Одной из самых страшных на сегодняшний день является игровая зависимость. Красочные виртуальные миры буквально засасывают в себя людей и не отпускают. Зависимость от компьютерных игр поражает всё большее число людей. Данная проблема является очень серьёзной для нашего общества. Она требует тщательного изучения и выявления новых решений для её устранения.

Степень научной разработанности темы дипломной работы.

В настоящее время основное внимание исследователей при изучении различных аспектов игровой зависимости сосредоточено на выявлении причин игровой зависимости (Жуков М.В., Выгонский С. И.) и последствий игровой зависимости для индивида (М.С. Иванов, А.Е. Войскунский).

Имеется также ряд работ, в которых анализируются стадии формирования игровой зависимости у молодёжи (Иванов М. С.).

Целью данной работы является проведение социологического анализа игровой зависимости в молодёжной среде.

Для достижения цели требуется выполнить следующие задачи:

. Выявить исторические аспекты постановки проблемы игровой зависимости.

. Определить понятия и критерии игровой зависимости.

. Выявить причины и последствия игровой зависимости.

. Определить, как формируется игровая зависимость.

. Провести социологический анализ игровой зависимости в молодёжной среде в г. Вологде.

. Предложить рекомендации по решению данной проблемы.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Объект — молодёжь города Вологда.

Предмет — игровая зависимость в молодёжной среде.

Гипотеза исследования:

. Игровая зависимость формируется в раннем школьном возрасте

. Чаще всего игровой зависимостью страдают люди, у которых нет постоянного занятия, хобби и много свободного времени.

Для решения задач и достижения поставленной цели использованы методы:

а) анкетный опрос;

б) интервью;

в) экономически — статистический анализ;

г) теоретический анализ социологической, психологической и медицинской литературы по теме исследования;

д) анализ документов.

Научная значимость работы. В ходе работы были выявлены новые научные факты — данные по числу зависимых от компьютерных игр. Также в ходе работы были адаптированы методы социологии, которые раньше не использовались для изучения игровой зависимости.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Практическая значимость дипломной работы. Результаты работы могут быть использованы в дальнейшем для профилактики игровой зависимости у молодёжи.

Структура дипломной работы — введение, три главы, заключение, ссылки на источники литературы, приложения.

В первой главе рассматриваются исторические аспекты постановки проблемы игровой зависимости, сущность понятия «кибернетическая лудомания» и критерии игровой зависимости, причины и последствия игровой зависимости, формирование кибернетической лудомании.

Во второй главе проводится исследование игровой зависимости в молодёжной среде в городе Вологде.

В третьей главе рассматриваются состояние мер по предотвращению кибернетической лудомании в современной России; даются практические рекомендации по профилактике зависимости от компьютерных игр в городе Вологде; просчитывается социально-экономическая эффективность предлагаемых мероприятий.

игровая зависимость молодежная лудомания кибернетическая
1. Теоретико-методологические основы изучения игровой зависимости в молодежной среде
1.1 Исторический аспект постановки проблемы игровой зависимости

Зависимость от компьютерных игр является частью такого феномена как компьютерная зависимость. Поэтому прежде чем говорить об игромании следует рассмотреть, что такое компьютерная и Интернет-зависимость в целом.

Впервые компьютерную зависимость начали рассматривать американские учёные в 80-х годах ХХ века. Тогда под этим термином понималось патологическое пристрастие индивида к проведению времени за компьютером. Помимо компьютерной зависимости, выделяют так же другие близкие виды аддикций (зависимостей): Интернет-зависимость и игромания, которые также связаны с проведением длительных промежутков времени за компьютером.

Такое расстройство, как Интернет-зависимость впервые было объяснено американским психиатром Айвеном (Иваном) Голдбергом в 1995 году. Сам термин был введён в 1996 году. Данное понятие описывает неоправданно долгое, патологическое времяпрепровождение в Интернете. Голдберг выделил два основных симптома этой аддикции:

. Пользование Интернетом наносит вред физическому и психическому здоровью, межличностному, экономическому и социальному статусу;

. Пользование Интернетом вызывает стрессовое состояние или дистресс [9].

В 1994 году психиатр Кимберли Янг разработала и выложила в сети тест-опросник на выявление зависимости от Интернета и получила, что у большинства ответивших на него была выявлена Интернет-зависимость [5].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В 1997-1999 гг. были созданы первые исследовательские и консультативно-психотерапевтические службы по данной проблематике. В это же время появляются первые монографии (К. Янг, Д. Гринфилд, А. Голдберг и др.). К концу 1998 года данный вид аддикции был фактически признан как отрасль исследования и сфера оказания практической психологической помощи людям, столкнувшимся с данной проблемой [17].

Игромания же является одним из видов аддиткивного поведения связанного с компьютером. Игромания — патологическая зависимость от компьютерных игр. Изучается она гораздо меньше чем компьютерная или Интернет-зависимость.

Новый термин — «Кибернетическая лудомания» официально начал употребляться в мировой медицинской практике с 2005 года. Он относится к людям, которые имеют тяжёлую зависимость от компьютерных игр, что сказывается на их физическом и психическом здоровье и их образе жизни [22].

Эта новая аддикция затрагивает молодую часть населения, преимущественно подростков и молодых взрослых в возрасте до 35 лет. Эта новая болезнь распространяется по всему миру с очень большой скоростью благодаря повсеместной компьютеризации. Очень много сообщений в прессе о вреде проведения за компьютерными играми очень большого количества времени.
1.2 Сущность понятия «кибернетическая лудомания» и критерии игровой зависимости

Из-за того, что компьютер стал неотъемлемой частью жизни почти каждого человека и из-за того, что люди, в основном молодые, всё больше времени проводят за компьютерными играми, всё чаще начинает проявляться такая болезнь как игромания.

Прежде всего следует рассмотреть само понятие «кибернетическая лудомания» (игромания, зависимость от компьютерных игр).

Кибернетическая лудомания — это форма психологической зависимости, которая проявляется в навязчивом увлечении компьютерными и видеоиграми [15].

Этот термин был заимствован у врачей-психиатров на основании того, что у многих индивидов при слишком долгом и частом времяпрепровождении за компьютерными играми фиксируются социальные и психические отклонения схожие с теми, что бывают у людей при различных формах зависимости или аддикции [2]. Например, увеличение времени, проводимого за компьютерными играми, уныние при отсутствии возможности зайти в видеоигру, обман или утаивание количества времени, проведённого в виртуальном пространстве, вялые процессы функционирования в реальном мире. Кроме того, чрезмерное увлечение компьютерными играми ведёт к социальной изоляции, депрессии, неудачам в учёбе, финансовому неблагополучию. В тяжёлых случаях зависимости это может привести не просто к ухудшению физического здоровья, но и разрушению личности индивида.

При кибернетической лудомании действуют схожие механизмы что и при других аддикциях, поэтому эта болезнь является не менее серьёзной, чем другие известные расстройства подобного типа: наркомания или алкоголизм.

Современные исследователи доказали, что одним из важных факторов появления игромании являются свойства характера индивида. Как правило, зависимому от игры человеку присущи следующие качества: ранимость, повышенная обидчивость, высокая тревожность, заниженная самооценка, склонность к депрессии, низкая стрессоустойчивость, неспособность разрешать конфликтные ситуации. Молодёжь, страдающая игровой зависимостью, часто не умеют грамотно выстраивать отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе. Они бегут в виртуальное пространство от решения жизненных трудностей, что постепенно и формирует зависимость от компьютерных игр [3].

Для многих молодых людей уход в виртуальное пространство является одним из способов приспособления к современному миру. У таких личностей часто наблюдаются трудности в выражении своих эмоций. Они не могут наладить контакты с близкими и сверстниками, что вызывает у них дискомфорт, поэтому они стараются избегать этого и ищут более безопасный, опосредованный способ взаимодействия с окружающей их средой. В данном случае таким способом взаимодействия является компьютер. К тому же, виртуальное пространство служит также средством самозащиты: здесь у такого человека редко бывает плохое настроение, не возникает чувства боли, никто не унизит и не обидит его.

Вместе с тем, как и при других подобных расстройствах, люди, страдающие игроманией, испытывают недостаток внимания, чувство одиночества. Они не всегда получают помощь и взаимопонимание со стороны близких людей. В связи с этим, они часто испытывают чувство тревоги и эмоциональное напряжение. Именно поэтому такому человеку необходимы прежде всего поддержка близких и грамотное психологическое сопровождение, чтобы справится со своей зависимостью. Некоторые учёные часто фиксируют проявления игровой зависимости в школьные годы, а ее пик на первых курсах вуза, когда особенно необходима самостоятельность в принятии решений, стрессоустойчивость и самодисциплина [13].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Именно поэтому, понятие «кибернетическая лудомания» часто относят к психологическим понятиям.

Другие исследователи видят причины игромании в особенностях воспитания и отношений в семье. Здесь может быть, как гиперопека, так и завышенные требования, из-за которых может формироваться «комплекс неудачника». Так же проблемы могут быть и в нарушении общения и взаимоотношений в семье.

Из всех видов компьютерной зависимости сильнее всего индивид подвержен игромании. Это обуславливается особенностями самих видеоигр: динамичностью сюжета повествования, оригинальностью, непрерывностью самого процесса. Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в виртуальной реальности, в существующем только для него сложном и многогранном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет человеку, страдающему игровой зависимостью прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни.

Кибернетическая лудомания иногда может также возникать, как следствие других заболеваний, например, депрессии. В таких случаях требуется срочное вмешательство психиатра или психотерапевта, и, возможно, применение лекарственная терапия. Несмотря на то, что игровая зависимость на первый взгляд кажется довольно безобидной, она опасна тем, что развивается гораздо быстрее чем любая другая аддикция (курение, алкогольная зависимость, наркомания). Учёными выявлено, что для становления игровой зависимости в среднем требуется от полугода до года времени.

Таким образом, основными критериями, определяющими кибернетическую лудоманию, можно считать следующие:

. Нежелание отвлечься от компьютерной игры. При вынужденном отвлечении появляется раздражение.

. Неспособность вовремя остановиться при игре.

. Трата больших денежных средств на постоянное обновление устройства компьютера, видеоигры, в том числе покупка внутриигровых предметов за реальные деньги.

. Откладывание домашних дел, обязанностей, учебы, работы, забывание о встречах и договоренностях в ходе процесса игры.

. Пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за игрой. Процесс приёма пищи проходит случайно, нерегулярно, в основном не отрываясь от компьютера. Злоупотребление кофе, энергетиками и другими подобными психостимуляторами.

. Ощущение эмоционального подъема во время процесса игры.

. Обсуждение компьютерной и игровой тематики со всеми окружающими [11].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Физические же аспекты игромании характеризуются общим истощением всего организма или хронической усталостью. Как было замечено выше, люди с игровой зависимостью часто пренебрегают сном и отдыхом. Эйфория и возбуждённость, вызванные играми, способны замаскировать усталость, что приводит к ещё большему утомлению организма. Из-за этого могут формироваться различные нарушения психики и поведения [7].

Из-за того, что игроманы пренебрежительно относятся к приёму пищи, у них могут развиваться различные заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, язва).

Также длительное пребывание за компьютером пагубно влияет на опорно-двигательную систему и зрение человека. На фоне игровой зависимости часто возникают искривления позвоночника, миопия, дальнозоркость, глаукома, синдром «сухого глаза».

Про игроманию детей и подростков следует поговорить отдельно. Точки зрения исследователей о влиянии компьютера на развитие детей очень противоречивы. Также неоднозначны и данные, полученные в ходе психологических исследованиях о влиянии компьютера на психическое развитие, становление личности детей и взрослых.

В ходе различных исследований было выявлено, что использование компьютера в обучении положительно влияет на умственное развитие, расширяет возможности для развития и даёт доступ к большим объёмам не информации. Но стоит забывать и о другой стороне влияния компьютера на детей и подростков.

Существует множество негативных последствий для детей и подростков, приобщившихся к виртуальному пространству. Это могут быть проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, потеря эмоциональной чувствительности, болезни глаз, опорно-двигательной системы и многое другое. Самой большой проблемой можно считать уход в виртуальный мир, замена реальной жизни виртуальной.

Поскольку для игромании свойственно стремление уйти от повседневной жизни, то на этом фоне у детей и подростков может наблюдаться торможение в работе психики, а в серьёзных случаях может наступить прекращение индивидуально-личностного развития [14].

Всё вышесказанное приводит к тому, что ребёнок или подросток просто уходит от проблем повседневной жизни в другую, виртуальную реальность. Из-за того, что детская психика ещё достаточно незрелая, ребёнок не способен эффективно сопротивляться игровой зависимости. Дети и подростки ещё не имеют необходимых психологических механизмов защиты. Поэтому их психика подвергается серьёзному давлению, что может привести к появлению приступов панического ужаса, тревоги, агрессии, раздражения, ночных кошмаров, навязчивых неврозных состояний. Постепенно у детей и подростков, которые много времени проводят за компьютерными играми, нарушается режим дня, что ведёт к потере чувства времени и нарушению сна.

Таким образом, можно сделать вывод, что кибернетическая лудомания, как одна из форм аддикций, характеризуется определенным поведением и обладает характерными признаками. Особенно подвержена игромании молодёжь в силу своих возрастных особенностей.
1.3 Причины и последствия игровой зависимости

В ходе анализа литературы по теме исследования было выявлено, что чаще всего игровой зависимости подвержена молодёжь.

Кроме возрастных особенностей распространению этой зависимости способствует повсеместная компьютеризация и лёгкий доступ к Интернету. При этом в группу риска чаще попадают юноши, в силу большей развитости чем у девушек, таких черт характера, как конкурентность, соревновательность, стремление к первенству и из-за большей тяги к технике.

Игромания может возникнуть как у подростков, так и в более раннем возрасте. Например, в младших классах в силу возраста психика ребёнка считается ещё недостаточно окрепшей, чтобы в полной мере противостоять различным зависимостям. Кроме того, в этом возрасте психика больше всего подвержена привыканию при длительном воздействии на неё.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Доказано, что в основе формирования патологической зависимости от компьютера лежит нарушение психических механизмов восприятия мира.

Под влиянием компьютерных игр зачастую может сформироваться аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением человека уйти от реальной жизни в виртуальный мир. Происходит процесс, в ходе которого человек перестаёт решать важные для себя проблемы, тем самым останавливаясь в развитии. Увлекаясь компьютерными играми, индивид гораздо меньше интересуется своей повседневной жизнью, всё больше стремясь уйти в виртуальный мир [26].

Наиболее привлекательными для молодёжи и опасными по своему воздействию на психику являются ролевые компьютерные игры. Они больше всего способны сформировать устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям психического состояния человека [20].

Все эти игры рассчитаны на молодёжь. Они созданы более старшим поколением, без учёта возрастных психологических особенностей, для получения финансовой выгоды. Игры подобного плана сильно влияют на формирование личности в период активной социализации и усвоения социальных ролей. Индивид видит мир главами компьютерного персонажа. Благодаря новейшим технологиям: реалистичной компьютерной графике, очкам виртуальной реальности, красочным звуковым эффектам, игры способны на время заменить реальный мир. Через какое-то время человек утрачивает связь с реальностью и переносит себя в виртуальный мир, где он испытывает яркие впечатления. Пройти игру для него становится практически смыслом существования.

Ещё более быстрыми темпами вызывают привыкание онлайн-игры, где индивид играет уже с живыми людьми. В онлайновой ролевой игре человек создаёт своего персонажа, то есть самого себя, полностью идентифицируя себя реального со своим придуманным героем.

Здесь игроки действуют уже по собственным придуманным правилам. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и большого количества участников подталкивают человека создавать собственные правила поведения, принимать решения, которые не имеют отношения к реальной жизни.

В большей степени к игромании склонны люди, не умеющие правильно выстраивать межличностные отношения и не имеющие никаких серьёзных увлечений. Они находят отдушину в виртуальном мире. Для них успехи в компьютерной игре — это самоутверждение.

Иры позволяют индивидам абстрагироваться от проблем в реальном мире. Но это происходит лишь в самом процессе игры. Для таких людей реальный мир не особо интересен и полон опасностей. Именно поэтому они пытаются выстроить свою жизнь в другом, виртуальном мире, где всё возможно, всё дозволено, и где они сами устанавливают свои собственные правила [18].

Привлекательность виртуального мира заключается в следующем:

. Наличие собственного мира, в который нет никому доступа кроме самого игрока.

. Отсутствие ответственности за свои действия.

. Анонимность.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

. Невозможность проверить информацию, которую предоставляет о себе игрок.

. Возможность соединения в образе героя всех тех желаемых, вымышленных качеств, которыми не обладает человек в реальной жизни.

Реалистичность происходящих в игре процессов и полное абстрагирование от реального мира, возможность исправить любую ошибку путем многократных перепрохождения, возможность самостоятельно принимать любые решения в рамках игры, вне зависимости от последствий — формирует ощущение контроля над вымышленной действительностью.

Наиболее выражено негативное влияние на такие социальные качества, как дружелюбие, открытость, желание общаться с людьми, сострадание. При запущенной форме игровой зависимости человек может быть полностью социально дезадаптированным. Так же может проявляться повышенная агрессивность и асоциальное поведение.

В основе большинства компьютерных игр заложены насилие, безнаказанность, вседозволенность. Подростки с неустоявшейся психикой теряют чувство реальности и начинают переносить сюжеты и действия игр на реальную жизнь, что склоняет их в сторону ассоциативного поведения.

Во время формирования ценностных ориентаций из-за игровой зависимости такие понятия как, добро и зло, милосердие и жестокость, дружба и предательство, любовь и ненависть, могут сформироваться однобоко или быть искажены в понимании индивида. У такого человека можно наблюдать эмоциональную холодность, замкнутость, не способность к сопереживанию, психологический инфантилизм [8].

Так же не следует забывать о том, что игромания пагубно сказывается на здоровье человека. От долгого пребывания за компьютером появляются болезни глаз из-за постоянно напряжения глазных мышц. Длительное пребывание в сидячем положении может вызвать такие болезни как, сколиоз, грыжу межпозвоночного диска, радикулит, снижение гибкости позвоночника. Продолжительное время игры также влияет на кисти и предплечья. Болезни развиваются из-за продолжительного напряжения суставов и мышц при долгом использовании клавиатуры, мышки или геймпада.
1.4 Формирование кибернетической лудомании

Наибольшее распространения получили три вида деятельности с применением компьютера: коммуникативная (общение), развлекательная (игры), познавательная (получение информации). Все эти виды деятельности могут привести к формированию соответствующих типов аддикций.

Несмотря на то, что людей, страдающих игровой зависимостью, с каждым годом становится всё больше, для большинства это отклонение не воспринимают всерьёз. Игроманы почти не обращаются за профессиональной психологической помощью, а окружающие относятся к этому явлению достаточно спокойно.

Тем не менее следует понимать, что кибернетическая лудомания — это серьёзная аддикция, которая имеет чётко выраженные этапы становления [12]:

. Появляется «точка кристаллизации» в связи с тем, что человек переживает положительные эмоции или, устраняются негативные эмоции при определённом действии. Индивид понимает, что при помощи игры он может сравнительно легко изменить своё психическое состояние.

. Устанавливается зависимый ритм. Он выражается в определённой периодичности обращений к средству зависимости. У многих зависимых от компьютерных игр вырабатывается определённый режим игры.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

. Формирование аддикции как составляющей части личности. На этом этапе к игре прибегают только тогда, когда человек испытывает жизненные трудности. Идёт внутренняя борьба между естественным и зависимым стилями жизни. Постепенно зависимый стиль вытесняет естественный и становится частью личности. В этот период при повышенном контроле есть возможность взять под контроль свою зависимость.

. Если на третьем этапе не удалось взять аддикцию под контроль, то наступает этап полного доминирования зависимого поведения. Игромания полностью определяет стиль жизни человека, его отношения с окружающими. Индивид полностью погружается в игру, отдаляется от реального мира. На этом этапе игра становится стилем жизни и главной её ценностью.

Формирование игровой зависимости происходит не мгновенно. На это требуется примерно от полугода до года увлечения компьютерными играм. Можно выделить несколько стадий формирования кибернетической лудомании [13].

. Стадия лёгкой увлечённости. После того как человек впервые погрузился в какую-либо видеоигру, ему понравился сюжет, ему понравилась графика, геймпей, музыка, он начинает соотносить себя с главным героем. Индивид начинает сравнивать два мира: реальный и виртуальный, и из них он отдаёт предпочтение второму. Человек получает удовольствие, играя в видеоигры. В них он находит положительные эмоции или забывает отрицательные. Многими учёными подтверждено, что человек стремиться постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые вызывают у него эти эмоции. Из этого следует, что стремление к игре постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но человек не всегда способен это осознать.

Специфика данной стадии. Игра здесь носит скорее ситуационный характер, нежели систематический. Пока ещё не сформировалась устойчивая потребность в игре. Сам процесс игры не является значимой ценностью для индивида.

. Стадия увлечённости. Переход на эту стадию осуществляется, когда у человека появляется потребность играть в видеоигры. Стремление к игре здесь это мотивация, которая опосредована потребностью от реальной жизни и принятия роли. Именно на этой стадии времяпрепровождения за компьютерными играми приобретает систематический характер.

. Стадия зависимости. На этой стадии происходят серьёзные изменения в ценностно-смысловой сфере. Наблюдаются изменения самосознания и самооценки. Компьютерные игры полностью вытесняют реальный мир, делая человека их рабом.

Выделяется две формы, в которых может проявляться аддикция: социализированную и индивидуализированную [8].

При социализированной форме игроман поддерживает социальные контакты с окружающими, пусть даже это такие же игроки, как и он сам. Такие индивиды предпочитают играть совместно по сети Интернет в онлайн-игры, объединяться в игровые сообщества. Здесь игровая мотивация носит в основном соревновательный характер. Такая форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику индивида, чем индивидуализированная. Различия заключаются в том, что человек не закрывается от общества и продолжает вести более или менее социальный образ жизни.

При индивидуализированной форме аддикции нарушается не только нормальное человеческое мировоззрение, но и взаимодействие с реальным миром. Происходит нарушение функций психики, и вместо настоящего окружающего мира возникает отражение мира виртуального. Для таких индивидов компьютерные игры являются наркотиками. Они часто и очень подолгу играют, их потребности не исчезают с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Если человек по какой-то причине не может провести время за игрой, у него начинается состояние близкое к своего рода ломке. Он испытывает отрицательные эмоции, становится раздражительным, агрессивным, впадает в депрессию.

. Стадия привязанности. Это конечная, завершающая стадия кибернетической лудомании. Для неё характерно затухание интереса к играм у человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления. Здесь человек старается держать дистанцию с компьютером, но в тоже время полностью побороть своё желание, снова окунуться в виртуальное пространство, он не в силах. Данная стадия может длиться очень длительное время, всё зависит от скорости угасания зависимости. Если индивиду удалось остановить формирование зависимости на одной из предыдущих стадий, то потребность в компьютерных играх исчезает быстрее. Но если этого не произошло, то данная стадия будет носить затяжной характер. Во время этого процесса важно учитывать уровень снижения неконтролируемой тяги от общего её показателя. Чем он больше, тем быстрее будет угасать пристрастие к играм. Нужно учесть, что возможен новый всплеск игровой активности индивида вследствие появления новых компьютерных игр. Следует внимательно следить за игроманом, чтобы у него снова не появилась прежняя тяга к играм.
2. Социологический анализ игровой зависимости в молодёжной среде на примере г. Вологда
2.1 Программа социологического исследования игровой зависимости молодёжи

Проблема игровой зависимости молодёжи как никогда остро стоит в современном компьютеризированном обществе. Она является достаточно новой и ещё до конца не изучена.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Возрастные рамки людей, относящихся к молодёжи, в разных странах: нижняя граница 13-15 лет, средняя граница — 16-24 лет, верхняя — 25-36 лет. В Российской Федерации молодёжью принято считать граждан от 14 до 35 лет.

Цель работы: провести анализ игровой зависимости молодёжи и выявить её причины.

Задачи:

. Провести анкетирование молодёжи в городе Вологда.

. Проведение интервью с геймерами

. Проанализировать результаты исследования.

. Выявить причины игромании.

. Интерпретировать полученные результаты.

Гипотезы:

. Игровая зависимость формируется в раннем школьном возрасте

. Чаще всего игровой зависимостью страдают люди, у которых нет постоянного занятия, хобби и много свободного времени.

Объект исследования — молодёжь города Вологды

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Предмет — игровая зависимость

Методологической и информационной основой исследования являются научные статьи, монографии, научная литература, а также использование Интернет источников.

В интервью поучаствовали 5 человек.

В ходе анкетирования было опрошено 300 респондентов.

Для того, чтобы получить достоверные данные использовалась случайная выборка, в соответствие с генеральной совокупностью.

Количественная обработка данных производилась в программе MS Office Excel.

Логический анализ основных понятий:

Кибернетическая лудомания (игромания, зависимость от компьютерных игр) — форма зависимости, проявление которой характеризуется навязчивым увлечением компьютерными играми.

Аддикция — ощущаемая индивидом навязчивая потребность в определённой деятельности [10].

Геймер — индивид, увлекающийся компьютерными играми [21].

Молодёжь — социально-демографическая группа, в которую входят люди от 14 до 35 лет [19].
2.2 Результаты социологического опроса

Молодёжь — это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. К молодёжи причисляют людей в возрасте 14-35 лет.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В целях социологического анализа игровой зависимости молодёжи в город Вологде был проведен анкетный опрос школьников, студентов и работающей молодёжи. Инструментом сбора информации является разработанная для сбора информации анкета (Приложение 1).

Выборочная совокупность составила 300 человек. Люди, отрицательно ответившие на первый вопрос, автоматически признавались не имеющими зависимость от компьютерных игр. Поскольку 17 человек ответили отрицательно на первый вопрос, они не заполняли всю анкету целиком, а отвечали только на вопросы 1, 5, 25, 26, 27, 28, 29, 30.

В исследовании приняли участие 84 школьника, 121 студент Вологодского Государственного Университета и 95 человек работающего населения в возрасте до 35 лет.

В век повсеместной компьютеризации практический каждый человек хотя бы раз в своей жизни иг

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1718

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке