Концепция идеи национального самоопределения в наше время получила большое распространение: помимо того, что данная идея декларирована в Международных Пактах о правах человека, которые были приняты в 1966 году, она так же содержится в некоторых декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, а так же в нормативно-правовых актах международных неправительственных организаций. К идее национального самоопределения часто обращаются в ходе национальных конфликтов и различных движений за независимость.

Введение

Концепция идеи национального самоопределения в наше время получила большое распространение: помимо того, что данная идея декларирована в Международных Пактах о правах человека, которые были приняты в 1966 году, она так же содержится в некоторых декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, а так же в нормативно-правовых актах международных неправительственных организаций. К идее национального самоопределения часто обращаются в ходе национальных конфликтов и различных движений за независимость. Можно согласиться с мнением И.П Сампиева, что «пройдя путь более чем в два века, идея национального самоопределения имеет довольно высокий статус».

Тем не менее, идея национального самоопределения в наше время имеет разные толкования и при ее детальном анализе появляются вопросы касательно содержания теоретической структуры, а так же о возможности ее воплощения на практике.

Первый из них — вопрос понимания термина «народ», который имеет различные толкования в зависимости от ситуации, в которой он используется. Можно ли считать справедливым утверждение о том, что народ имеет право на самоопределение исключительно после того, как кто-либо посторонний определит, что он таковым и является? Как совмещается «право» одного народа с абсолютно аналогичным «правом» другого (пример: «право» какой-либо этнической группы, компактно проживающей на определенной территории с «правом» населения государства в целом)?

Во-вторых, может ли какое-либо множество (этническая группа или население, проживающее на конкретной территории) быть рассмотрено в качестве субъекта международного права?

В-третьих, исходя из положений, содержащихся в Пактах о правах человека (Ст. 1, п. 1) и в других нормативно-правовых актах ООН, «право на самоопределение» представляет из себя возможность действий, которые могут быть осуществлены в одностороннем порядке, направленных на определение политического положения отдельных сообществ («народов») и территорий вне какого-либо контекста права и без каких-то ограничений. Имеет ли возможность данная идея быть основой правового подхода, а так же считаться алгоритмом, с помощью которого разрешаются межнациональные конфликты?

В-четвертых, каким образом осуществляются коллективные права народов и права конкретной личности? Имеется ли возможность при принятии и исполнении коллективных прав гарантировать исполнение и соблюдение личных?

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

М.Н. Марченко считает, что «ответы на эти и другие вопросы можно получить, только принимая во внимание культурную относительность концепции самоопределения народов, то есть исходя из того факта, что эта идея, подобно всем другим социальным идеям, возникла и развивалась в конкретных исторических обстоятельствах и в определенном интеллектуальном и культурном контексте. Прослеживая историю идеи, необходимо проводить различие между текстами, в частности правовыми документами, и их интерпретациями на практике».

Цель данной работы: выявление проблем, которые связаны с реализацией права нации на самоопределение.

Задачи:

1.исторический анализ развития принципа национального самоопределения

2.анализ содержания права нации на самоопределение и его соотношение с другим основополагающим принципом международного права — принципом территориальной целостности.

3.изучение вопроса правосубъектности наций и народов, борющихся за свою независимость.

4.рассмотрение правовой основы реализации исследуемого права;

5.определение способов реализации права нации на самоопределение;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

6.описание видов конфликтов, которые могут быть спровоцированы в связи с реализацией данного права на примере конкретно произошедших конфликтов;

Объектом исследования выступают право наций на самоопределение и нации и народы, борющиеся за независимость.

Предметом исследования является действующее российское и зарубежное (преимущественно зарубежное) законодательство, которое регулирует процесс реализации законного права наций (народов) на самоопределение в контексте современного мира.

Методологическую базу исследования составляют общедиалектические методы: сравнение, наблюдение, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование, а так же частноправовые методы: сравнительно-правовой и формально — юридический.

1. Теоретические предпосылки анализа права наций на самоопределение. Анализ правосубъектности наций и народов, борющихся за независимость

1.1Возникновение идеи национального самоопределения и ее развитие

«Рождение» идеи самоопределения наций произошло в эпоху Просвещения, и связывается с именами таких деятелей, как Д. Локк, Г. Гроций, де Ваттель, Руссо. Общественное сознание передовых стран Европы пришло к выводу об отрицании абсолютизма (эта идея стала основой Великой Французской революции), предпринимала попытки теоретического обоснования «суверенитета народа» с помощью теории «естественного права.

В тексте первой Конституции Франции, которая была принята 3 сентября 1791 г., указывалось, что «все люди свободны и равны от рождения», а так же то, что целью каждого государства является обеспечение «естественных и неотъемлемых прав человека», а так же то, что «источник суверенитета зиждется, по существу, в нации». Другими словами, в первой Конституции Франции были заложены основы идеи национального самоопределения исходя из прав человека, которые даны ему от рождения. При этом предполагалось, что права и свободы присущи исключительно личности, которая принадлежит к конкретной нации.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

И.М. Сампиев пишет что, «такой же точки зрения придерживались основатели США, боровшиеся за независимость североамериканских колоний от Англии; они несколько раньше, чем в Европе, закрепили идею самоопределения в своей Декларации независимости, провозгласив право народа изменять или уничтожать форму правления, если та стала гибельной для обеспечения неотчуждаемых прав, дарованных Создателем. К числу основных они причисляли право на жизнь, свободу и стремление к счастью».

В 90-х годах XX века идею народного суверенитета начали истолковывать как право людей, населяющих конкретные территории решать, под управлением какого государства они хотели бы существовать. Дабы обосновать аннексию Авиньона, Бельгии и области Рейна, схожий идеологический подход использовало и правительство революционной Франции.

К середине XX века к идее «народной свободы» стали обращаться различные движения — как национальные, так и революционные. Ярким примером могут служить борцы за независимость Польши, Греции, испанских колоний в Америке, а так же силы, выступавшие за объединение Германии. В последних случаях эту идею использовали в форме иррдентизма — объединения ранее разрозненных территорий, на которых жили представители одного народа, объединение их в одно единое государство.

Тезис о необходимом объединении в единое государство территорий, население которых использует один язык, о проведении границ государства исходя из лингвистического признака получил название «принцип национальности». Данную доктрину, например, использовала Пруссия и Германская Конфедерация в решении Шлезвигского вопроса. Данная доктрина признана идейной основой объединения Тосканы, Сицилии, Неаполя, Умбрии, а позже — Венеции, Рима, а так же других земель, вошедших в состав Итальянского Королевства. Итальянские патриоты объединили принцип национальности с идеей суверенитета народа, а так же право народа самому вершить свою дальнейшую судьбу.

Как пишет отмечает Э.Л Кузьмин, «в середине XIX века получили признание такие процедуры «народного волеизъявления» относительно статуса территорий, как плебисциты и решения представительных, преимущественно выборных, конференций. По результатам плебисцитов произошло присоединение Ниццы и Савойи к Франции в 1860 году, Ионических островов к Греции в 1862 году. Конечно, эти плебисциты были далеки от совершенства, так как идея «всеобщего избирательного права» еще не победила и к участию в голосовании допускался лишь ограниченный различными цензами круг лиц».

Тем не менее, идея о праве населения выбирать статус своей территории была еще далека от того, чтобы заменить куда более ранюю концепцию — право сильного. Руководствуясь именно этим правом, Пруссия аннексировала Шлезвиг в 1687 году.

Само понятие «национальное самоопределение» впервые прозвучало на конгрессе в Берлине в 1878 году. Примерно в то же время в оборот вошел и термин «право наций на самоопределение». Данная концепция получила широкое признание, заняв свое место в програмных положениях разлиных движений — как социалистических, так и либеральных. На II Конгрессе Интернационала в 1896 году «право наций на самоопределение» получило официальное закрепление.

В XX веке происходит распад крупных многонациональных государств. В их числе Австро-Венгрия, Османская Империя, СССР, Югославия. И если в 1900 году колониальные территории имели площадь 73 млн. км², то к концу века на карте практически не осталось колоний.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В период I Мировой Войны враждующие государства часто пытались распространить идею о национальном самоопределении народов, среди национальных групп, которые проживали на территориях противника. Например, о необходимости решения польского вопроса говорили еще в 1914 послы Австро-Венгрии, предлагая польскому народу суверенитет в границах Австро-Венгрии. О решении польского вопроса так же говорил и князь Николай Николаевич, главнокомандующий русской армии, говоря о польском самоопределение внутри Российской Империи.

Как пишет Э.Л Кузьмин, «принцип национального самоопределения как возможной нормы послевоенного устройства впервые был выдвинут странами Антанты и США. По поручению английского премьер-министра Ллойд-Джорджа эксперты Foreign Office подготовили предложения по послевоенному урегулированию, предусматривая применение этого принципа, хотя и в отношении только германских колоний. Кроме того, с начала 1918 года союзники взяли курс на расчленение Австро-Венгерской империи и создание на ее территории государств, находящихся в сфере влияния Англии, Франции, США и других стран коалиции».

Опираясь на положения американской Конституции глава Соединенных Штатов Америки Вудро Вилсон к концу I Мировой войны, а так же в ходе переговоров выступил как поборник принципа самоопределения наций. Дополняя и развивая свою концепцию, в мае 1916 года Президент США Вудро Вилсон высказался только о праве народов самостоятельно выбирать правительство, при котором народам будет лучше жить. Предлагалась идея так называемого «внутреннего самоопределения народов».

В дальнейшем Вудро Вилсон вывел принцип и «внешнего самоопределения». Исходя из этого принципа, любой народ может выбрать ту форму суверенитета, которую считает нужным. К тому же, сильная острота противоречий, обострившаяся после I Мировой войны на Европейском Континенте натолкнули президента США на мысль о необходимости «соединения» принципа самоопределения с национальным принципом. Потому самоопределение все больше приобретало этнический окрас. Вместе с этим Вудро Вилсон выдвинул принцип о невмешательстве во внутренние государственные дела извне.

Как пишет И.М Сампиев, «в январе 1918 года В. Вилсон выступает с программой мирного послевоенного урегулирования, которая стала известна как «14 положений Вилсона». В ней он отмечал, что основным субъектом власти является народ, имеющий право на самоопределение. Но положения 11 и 13 предусматривали появление Сербского и Польского государств, имеющих выходы к морям, то есть предполагалось, что они получат территории с инонациональным населением. В дальнейшем, когда дело коснулось конкретных народов, Вудро Вилсон подошел к праву на самоопределение очень избирательно, предложив применить право «сецессии» исключительно к народам Четверного Союза».

Ситуация на мировой арене сильно поменялась, когда в Российской Империи прошла революционная волна, после которой Россия даровала независимость Польше и Финляндии. Новое правительство в первую очередь пыталось реализовать идею заключения безоговорочного мира без аннексий и контрибуций, выдвинув идею национального самоопределения как основу будущего государственного устройства.

Еще в XIX веке суверенным считалось государство, которое имело политическое признание и статус которого основывался на «праве давности и включении его по обычаю». Однако эта доктрина носила очень расплывчатый и неопределенный характер, так как критерии типа «политическое признание» противоборствующие стороны могли трактовать по своему усмотрению».

К первой половине XX века, когда международная система права стала более структурированной, вопрос о признании государств стал довольно актуальным. Разрешением этой проблемы занялись на международном съезде в Монтэвидео, который прошел в 1933 году. На этом съезде была принята Конвенция, в содержании которой было дано правовое определение государства, в дефиницию которой были включены следующие критерии:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

а) постоянное население;

б) определенная территория;

в) наличие правительства;

г) способность государства вступать во взаимодействие с другими государствами;

На основании вышеизложенного анализа можно сделать следующие выводы:

Во-первых, в 90-х годах XIX века идея народного суверенитета стала истолковываться как право населения определенных территорий решать, под властью какого государства они хотели бы жить.

Во-втоых, еще в XIX веке суверенным считалось государство, которое имело политическое признание и статус которого основывался на «праве давности и включении его по обычаю».

В-третьих, актуальным вопрос о признании государств стал в ХХ веке, когда международная правовая система приобрела более стройный и логический порядок.

1.2Принцип самоопределения наций и народов; его соотношение с принципом территориальной целостности государств

Принцип самоопределения народов (наций) — один из основополагающих принципов международного права, чье становление пришлось на конец XIX — начало XX вв.

Уважение права любого народа самостоятельно избирать пути и способы дальнейшего развития, а так же право на самоопределение является одним из основополагающих начал международных отношений. Перед появлением принципа самоопределения народов ему предшествовал принцип национальности, содержание которого предполагало самоопределение исключительно по национальному признаку. В истории современного международного права принцип самоопределения народов и наций в качестве основополагающего принципа получил свое развитие после принятия Устава Организации Объединенных Наций.

Принцип самоопределения народов и наций получил нормативное закрепление и в других нормативно-правовых актах Организации Объединенных Наций, например, в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Пактах о правах человека 1966 г., Декларации о принципах международного права 1970 г. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ отмечена особая важность права народов на самоопределение, право на самостоятельное распоряжение и выбор дальнейшего пути саморазвития.

В Резолюции 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН прямо указала, что «дальнейшее существование колониализма препятствует развитию международного экономического сотрудничества, задерживает социальное, культурное и экономическое развитие зависимых народов и идет вразрез с идеалом Организации Объединенных Наций, заключающимся во всеобщем мире».

В резолюции XV от 14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций четко указала, что « дальнейшее существование колониализма препятствует развитию международного экономического сотрудничества, задерживает социальное, культурное и экономическое развитие зависимых народов и идет вразрез с идеалом Организации Объединенных Наций, заключающимся во всеобщем мире».

В других нормативно-правовых актах Организации Объединенных Наций выражается основополагающее в нормативном плане принципа самоопределения. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. сказано: «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».

Право наций и народов на самоопределение не исчезает в случае, когда нация уже образовала новое самостоятельное государство или уже вошла в состав федерации государств, ибо субъектом права на самоопределение могут являться как зависимые, так и суверенные нации и народы. Так, с приходом момента достижения национальной самостоятельности право на самоопределение только меняет свою содержательную составляющую и это находит отражение в соответствующей международной правовой норме. Без неукоснительного соблюдения принципа национального самоопределения народов выполнение большинства приоритетных задач, которые стоят перед Организацией Объединенных Наций будет сильно затруднено. К примеру, не представляется возможным содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав и основных свобод человека без расовых, половых, языковых и религиозных различий, если данный принцип игнорируется. Без неукоснительного соблюдения данного принципа не представляется возможным и поддержание отношений мирного существования между государствами. Любое государство, исходя из содержания Декларации Организации Объединенных Наций от 1970 г. должно воздерживаться от каких-либо действий насильственного характера, которые могут помешать народам реализовывать их право на самоопределение. Важной составной частью данного принципа является право народов (наций) запрашивать и получать какую-либо помощь от других субъектов международного права, если их праву на самоопределение начинает что-либо угрожать. Данное положение находит отражение в принципах и целях Устава Организации Объединенных Наций.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Принцип национального самоопределения, как это указывается в литературе, заключает в себе именно право, а не обязанность народов и наций, и самым тесным образом связывается именно со свободой политического самоопределения.

Принцип территориальной целостности государства впервые был утвержден в Уставе Организации Объединенных Наций от 1945 г., однако развитие данного принципа продолжается и в наши дни. Четкой формулировки этого принципа на данный момент не существует. В некоторых источниках данный принцип упоминается под названием принципа «территориальной целостности», в некоторых под наименованием принципа «территориальной независимости». Данные понятия близки друг другу по смыслу, но их правовое содержание не является полностью идентичным. Понятие «территориальная неприкосновенность» является более широким по смыслу понятием. К примеру, несанкционированное появление иностранного воздушного судна в воздушном пространстве государства является нарушением его территориальной неприкосновенности, но целостность государства в данном случае нарушена не нарушается.

Значение данного принципа в современный период развития международного права и мира в целом велико с позиции стабильности, которую данный принцип обеспечивает в области международных государственных отношений — он обеспечивает защиту территории государства от любых посягательств. В соответствии с ч.3 ст.4 Конституции РФ «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

В содержании Декларации о принципах международного права от 1970 г. отражен исчерпывающий список составных частей принципа территориальной целостности (неприкосновенности). В содержании данного нормативно- правового акта так же указано, что любое государство обязано воздерживаться от любых действий, которые направлены на полное или частичное нарушение национального единства и государственной целостности других государств.

В условиях реализации мирных отношений государств, являющихся друг для друга сопредельными довольно часто возникает проблема защиты территории государства от возможной опасности нанесения ущерба, которое может произойти из-за границы, иными словами — возможной опасности ухудшения положения данной территории как в целом, так и в части отдельных компонентов. Территория — это один из основных признаков государства, является обязательным, так как именно на территории данной страны будут действовать внутренние законы государства, на ней будет проживать население государства. На этой же территории будут расположены народные ресурсы и народное достояние. Территориальные размеры государства определены государственной границей, исходя из принципов международного права.

Посягательство на территорию государства уже очень долгое время рассматривается и понимается в международном праве как акт агрессии, проявленный к одному субъекту права другим его субъектом (в данном случае: страна).

Государственная территория, вне зависимости от того, является ли государство унитарным или федеративным по своему устройству, едина и неразделима, ибо государство в своем содержании является воплощением единого волеизъявление народа, представляет интересы всего населения, а так же всю его территорию. Международное право в нынешнем его положении идет по пути запрещения любых действий, совершенных с целью нарушения территориальной целостности государства.

В соответствии с содержанием Заключительного акта ОБСЕ, государства- участники обязаны уважать целостность территорий любого другого государства-участника. В следствии этого страны-участники воздерживаются от совершения каких-либо действий, направленных против целостности территории другого государства, его политической независимости. Подобные действия являются не совместимыми с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Государства-участники обязываются в равной степени воздерживаться и от действий, направленных на превращение территории другого государства в объект военной оккупации, а так же любых других мер прямого и косвенного характера (равно как и угрозы их осуществления, если она реальна) , так как это нарушает принципы международного права. Любая оккупация, равно как и приобретение подобного рода, в международном праве является незаконным.

Принцип территориальной целостности является регулятором принципа национального самоопределения, существенно ограничивая права наций (народов) на самоопределение, особенно, в случае, когда нация (народ) выбрала в качестве формы самоопределения создание национального государства. Но подобное ограничение следует признавать законной мерой регулирования международных отношений.

Исходя из написанного выше, можно сформулировать ряд выводов.

Во-первых, с принятием Устава ООН право нации на самоопределение окончательно завершило свое юридическое становление как основополагающий принцип, входящий в состав международного права. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. сделало содержание этого принципа более развернутым и конкретным. В наиболее полной мере его содержание отражено в Декларации о принципах международного права от 1970 г., где говорится, что любой народ имеет право на самостоятельное самоопределение своего политического статуса, а так же может осуществлять свое экономическое, культурное и социальное развитие без какого-либо вмешательства извне. При этом, любое другое государство обязано уважать данное право в соответствии с положениями, указанными в Уставе Организации Объединенных Наций.

Во-вторых, четкой формулировки принципа территориальной целостности на данный момент не существует. В некоторых источниках данный принцип упоминается под названием принципа «территориальной целостности», в некоторых под наименованием принципа «территориальной независимости». Данные понятия близки друг другу по смыслу, но их правовое содержание не является полностью идентичным.

.3 Правовая основа реализации права наций на самоопределение

Как указывалось выше, право на самоопределение — есть общее право всех без исключения народов. «Все народы имеют право на самоопределение» — указано в ст. 1. Международных Пактов о правах человека.

В первую очередь, проанализируем нормативно-правовые акты, которые гарантируют свободу нации на самоопределение.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

И.В. Тиунчик, исследуя историю формирования права наций (народов) на самоопределение заметил, что принцип самоопределения был создан как политико-правовой принцип. Акцент в нем был смещен в сторону политической целесообразности в рамках соблюдения и реализации прав человека — в «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (от 4 июля 1776 г.). В ее содержании говорилось о священном праве, которое даровано народу Создателем. Это право выражается в том, что любой народ вправе изменять или отвергать форму правления, которая попирает основные права человека. Данные положения так же находят отражение в «Билле о правах», который был принят 17 сентября 1787 г.. На конференции Объединенных Наций, проведенной в феврале 1945 г., к было предложено включить в Устав Организации Объединенных Наций (на тот момент создаваемой) принцип права наций на самоопределение. Данное предложение поддержали представители всех мировых держав, входящих в Антигитлеровскую коалицию — Соединенные Штаты Америки, Китай, Великобритания. Диктовалась данная мера скорым окончанием II Мировой Войны и необходимостью установления нового мирового порядка. Право национального самоопределения впервые из политически декларируемого перешло в разряд основных принципов международных правоотношений.

В содержании «Всеобщей декларации прав человека» от 1948 года, которая была принята Организацией Объединенных Наций, впервые было заострено внимание на вопросе положения о равноправии народов в возможности реализации своих национальных интересов в форме административного управления: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». Во время проведения VII заседания Генеральной Ассамблеи участники приняли резолюцию 637 (VII) «Право народов на самоопределение», в содержании которой особо указывалось, что право наций на самоопределение является условием для реализации прав человека в полном объеме. Происходит переход идеи национального самоопределения от «принципа» к «праву».

В содержании Декларации о предоставлении независимости колониальным странам (Резолюция 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 14.12.1960 г.) сказано: «Сознавая необходимость создания условий устойчивости и благосостояния, и мирных, и дружественных отношений, на основе уважения принципов равноправия и самоопределения всех народов… заявляем, что все народы имеют право на самоопределение: в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие». Однако, в ст. 6 указываются ограничения данной возможности — «любая попытка, которая направлена на то, чтобы разрушить национальное единство и целостность территории государства в части или полностью, является несовместимой с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций», то есть в тот момент происходит правовое закрепление права для любых народов свободно совершать действия по определению и установлению своего политического статуса, а так же осуществлению своего самостоятельного экономического и социально- культурного развития, свободу в распоряжении своими естественными богатствами и ресурсами.

В содержании ст. 1 «Международного пакта о гражданских и политических правах» от 1966 г. указано: «Любой народ имеет право на самоопределение. В силу данного права народ может устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать собственное экономическое, социальное и культурное развитие…».

Выше упомянутая декларация о принципах международного права 1970 г.14 конкретизирует принцип равноправия и самоопределения народов, раскрывает его содержание и определяет : формами осуществления права на самоопределение являются создание суверенного государства, присоединение к государству или объединение с ним, а так же установление любого другого государственного статуса, который был свободно избран народом. Исходя из формулировки данного принципа в Заключительном акте СБСЕ «любой народ всегда имеет право абсолютно свободно определять свой внешний и внутренний политический статус и свое экономическое, политическое и социально-культурное развитие без какого-либо вмешательства извне».

октября 1979 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 2625 (XXV), в содержании которой указывается, что самоопределение не обязательно должно происходить в форме создания независимого государства. В содержании Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств сказано: ««Обеспечить в государствах- участниках действенную защиту национальных меньшинств и прав и свобод лиц, которые принадлежат к этим меньшинствам, в рамках верховенства права…».

Анализируя международные правовые документы можно сделать вывод, что при реализации права на самоопределение обязательно стоит учитывать вопрос территориальной государственной целостности. При этом, в нормативно-правовых документах содержится ряд условий, соблюдение которых ограничивает данное право, не допуская возможного разделения государственной территории, нарушения территориальной целостности политического единства государства.

В содержании Венской Декларации и Программе действий, которые были приняты Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г. дается уточнение: «Исходя из содержания Декларации о принципах международного права…, вышесказанное не должно быть истолковано как разрешение или поощрение любых действий, которые нарушают или подрывают территориальную целостность государства в части или в полной мере…»18, что означает, что не всякая форма борьбы за самоопределение является допустимой. Народ, борющийся за самоопределение должен согласовывать свои действия с нормами международного права, дабы эти действия не нарушали ни один из основных принципов. Стоит так же заметить, что народ имеет возможность самоопределения только на своей законной территории, ибо самоопределение на чужой земле трактуется как нарушение прав и свобод коренных жителей, проживающих на данной территории. Иными словами, выступать в качестве субъектов права на самоопределение в форме создания любой формы государственности могут только коренное население. Данное положение находит отражение в Уставе Организации Объединенных Наций: «Коренной народ в зависимости от его численного состава обладает данным правом, другим же группам национальных меньшинств право на самоопределение в форме отделения предоставлено быть не может».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Право наций и народов на самоопределение находит отражение и в содержании резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, которая называется «Всеобщая реализация права народов на самоопределение» от 1994 г., в которой указано, что соблюдение данного права «являет собой коренное условие для эффективного обеспечения и соблюдения прав человека».

Подведем итоги.

1.Право нации на самоопределение — один из основных принципов международного права, означающий право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять свое экономическое и культурное развитие.

2.Права наций на самоопределение неразрывно связано с таким принципом, как территориальная целостность государства, поэтому необходимо при исследовании первого также подробно изучить и второе.

3.Принцип территориальной целостности следует понимать, как принцип международного публичного права, согласно которому границы государства воспринимаются как нерушимые, территория является неприкосновенной от посягательств со стороны других государств, а также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории.

4.Правовой основой реализации вышеуказанных прав является множество документов, в основном международного характера, но так же рассмотрена региональная правовая база.

.4 Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость. Территориальный и национальный подход к понимаю понятий «нация» и «народ». Национальный суверенитет

Международное право в его нынешнем виде содержит в себе нормы, которые закрепляют права народов и наций на самоопределение. Принцип национального и народного самоопределения играл важную роль в послевоенное время, когда после II Мировой войны бывшие колониальные народы стали создавать собственные национальные государства.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Исходя из содержания Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г., «все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие». Право наций и народов на самоопределение может быть раскрыто через его национальный суверенитет. Это означает, что любой народ имеет законное право на совершение самостоятельных действий, направленных на получение государственности, а так же его последующее независимое существование, свободу в выборе государственного развития.

И, соответственно, если любая народность имеет право на самоопределение, все государства обязаны уважать данное право. Эта обязанность так же включает в себя признание государствами таких правоотношений, субъектом которых выступает отдельно взятый народ (нация). Следовательно, неотделимое от народа право на самоопределение, которое связано с его национальным суверенитетом — есть основание для его международной правосубъектности.

Особенно ярко такое явление, как народная правосубъектность, было выражено в послевоенный период, после окончания II Мировой войны. В наше время, когда практически все бывшие колонии реализовали свое право на самоопределение и добились независимости (в мире осталось все около 20 колоний, которые находятся под управлением 6 стран : это Виргинские острова, Бермуды, Новая Каледония, Токелау, Гибралтар, а так же восточный Тимор — данные территории в 1976 году были присоединены к Индонезии, ранее являлись колониями Португалии. Организация Объединенных Наций по- прежнему не признает данное присоединение и считает его незаконным), значение данного принципа подчеркнуто правом любого народа, который построил свою государственность, определять свой внутренний и внешний политический статус и путь социального, культурного, исторического развития без какого-либо постороннего вмешательства, произведенного извне.

В том случае, когда речь заходит о независимости конкретного народа в рамках уже существующего самостоятельного государства, вопрос о независимости решается исходя из конкретно существующих обстоятельств в контексте главных принципов международного права, связанных между собой. Реализация независимости отдельного народа в рамках суверенного мультинационального государства ни в коему случае не должна быть причиной нарушения прав и свобод других народов, проживающих на территории данной страны.

Исходя из этого, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 марта 1992 г. говорится, что не отрицая право народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека.

Таким образом, говоря о национальном самоопределении, нужно разделять самоопределение народов, не имеющих государственность от самоопределения народов, которые государственность уже достигли. Так, в первом случае национальный суверенитет народа пока еще не обеспечен суверенитетом государства, когда как во втором случае определенная народность уже реализовала свое право на самоопределение, и, национальный суверенитет, в отличии от первого случая, находит защиту в лице государства — самостоятельного субъекта международного права. Явление национального самоопределения внутри многонациональной страны не означает обязательного территориального отделения и создания нового государства. Такое самоопределение может быть связано с повышением общего уровня самостоятельности народа, без угрозы территориальной целостности для страны, на территории которой проживает данный народ.

Субъектом международного права чаще всего является народ (нация), который находится в зависимости от мeтрополии, но борется за свое самоопределение, преследующий своей целью создание нового государства путем реализации своего права на независимость. Подобные народы, (нации) имеют право иметь международные права и обязанности, а так же возможность их самостоятельно реализовывать, однако данные способности имеют специфические особенности, которые отличают международную правосубъектность наций от правосубъектности государств. Народ (нация), участвующий в борьбе за создание независимого государства, может выступать участником международных правоотношений только по вопросам, которые касаются реализации его права на независимость, и в связи с этим имеет основные права, в том числе, и право на заключение с государствами, международными организациями, а так же с другими народами, которые учавствуют в реализации своего национального суверенитета различных международных договоров, а так же имеет возможность присоединения к многосторонним международным соглашениям.

Представителями народа, при заключении международного договора или при ситуации, когда народ присоединяется к международному соглашению, выступают представительные органы. Эти органы создаются в ходе непосредственной реализации права на самоопределение : фронт национального освобождения, временное правительство, руководители политической партии, которая имеет поддержку большинства.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Народ (нация), находящийся под колониальным гнетом и преследующий цель получить независимость от метрополии, может выражать свое право на изъявление воли в любой форме, включая право на заключение с другими суверенными государствами международных отношений, которые регулируются нормами дипломатического и консульского права, а так же право на участие в деятельности международных организаций. Основополагающими правами так же является право народа (нации) на международную правовую защиту, а так же получение поддержки от других образований, являющихся субъектами международного права.

Народы (нации) — самостоятельные субъекты международного права. Их международно-правовой статус был официально закреплен только после окончания II Мировой Войны, и хотя в нормативно-правовых актах принято отождествлять понятие «нация» и «народ», приписывая им одинаковый статус и наделяя оба термина одинаковой юридической силой, существует две концепции понимания данного понятия.

Существуют две самых распространенных концепции понимания понятия «нация»: территориальная (она же получила название «западная») и этническая (незападная).

Исходя из содержания территориальной концепции, нация — общность людей, имеющих свою историческую территорию, аналогичные мифы и предания, историческую память, общую культуру поведения, единую экономическую систему, один язык, а так же аналогичные права и обязанности для всех членов данной общности. Основополагающим признаком, признанным данной концепцией, является территориальная государственная целостность или же стремление к таковому. В территориальной концепции понятия «нация» и «народ» являются тождественными.

Поддерживающие этническую концепцию понимания считают, что между понятиями «народ» и «нация» существуют различия и назвать их полностью тождественными нельзя. Так же они считают, что термин «нация» толкуется в двух значениях: Нация в первом варианте толкования — историческая общность людей с общими культурными особенностями развития, имеющие определенную психологию поведения, единую территорию и культуру, а так же язык, или же второй вариант толкования — как совокупность граждан определенного государства, тогда как понятие «народа» истолковывается как население определенной страны или отдельного региона, включая в себя все национальные, социальные группы, проживающие на данной территории. По мнению сторонников этнической концепции, народ, так же как и нация — есть полиэтническое явление. Однако, суть понятий, по их мнению, кроется не в этничности, а в социальности конкретной группы людей, проживающих на определенной территории. Понятие «народ», по их мнению, фиксирует и учитывает особенности географического расселения людей на конкретной территории определенного государства (пример: «народ Украины», «народ Крыма», «народы Севера»), раскрывая термин «народ», как совокупность любых этнических социальных групп.

В то же время, второй лагерь сторонников этнической концепции нации считают, что понятие «нация» может быть употреблен только в одном, первом значении. Общую совокупность граждан какой-либо стороны, как и в первом случае, обозначают понятием «народ». Например, данная точка зрения находит себя в содержании Декларации «О Государственном суверенитете Украины» от 16.07.1990 г, где отмечается, что «граждане Республики всех национальностей составляют народ Украины». Однако, Устав ООН и многие другие международные акты рассматривают категории «народ» и «нация» как идентичные понятия, наделяя их тождественным юридическим смыслом.

Понятие «национальный суверенитет» означает полновластие нации, ее политическую свободу, право и реальную возможность самостоятельного определения направлений своей дальнейшей национальной жизни, в том числе и политическое самоопределение до реализации обособления от старого государства и образования нового, самостоятельного государства.

На территории многонациональных государств, которые образованы путем добровольного соединения наций, суверенитет, который осуществляется этим сложноустроенным государством, конечно, не может являться суверенитетом только одной нации. В зависимости от выбранного способа, который выбирают сами нации для реализации своего права на самоопределение — как путем объединения в союзные государства, так и путем федерации, существующей на основе автономии или конфедерации, государственный суверенитет, который осуществляется этим многонациональным государством, естественно, имеет своей целью гарантировать суверенитет каждой нации, входящей в состав данного государственного объединения.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В первом случае гарантии суверенитета достигаются способом обеспечения суверенных прав субъекта данного союза, который уступил часть своих прав многонациональному государству. Во втором — с помощью охраны автономии национальных государств.

Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.

Но в любом из рассмотренных вариантов многонациональное государство в лице высших органов государственной власти — есть носитель суверенитета не какой-то определенной нации, а общего суверенитета, который принадлежит многонациональному государству и выражает как общие интересы всех наций, входящих в государственное объединение, так и специальные интересы каждой из них. Основная суть заключается в том, чтобы многонациональное государство, вне зависимости от своей формы, могло обеспечить реальный суверенитет для каждой нации, которая входит в ее состав.

Право наций на самоопределение является коллективной мерой возможного поведения, а значит, является потенциальной возможностью, которая может как иметь, так и не иметь возможности для реализации.

При наличии соответствующих условий, а именно : свободы и условий реализаций и появляется национальный суверенитет, т.е действительная возможность реализовать свое право на самоопределение. Организационные типы национальной государственности : национальное компактно населенные территории; б) специальным способом организованные органы государственной власти, а так же органы местного самоуправления, которые позволяют учитывать интересы нации. Содержание заключается в следующем:

а) обеспечение приоритета развития титульной нации;

б) обеспечение равноправия, а так же организация равных возможностей для других национальностей, проживающих на данной территории. Национальная группа — это часть нации, которая по каким-либо историческим обстоятельствам территориально обособлена, и в результате подобного обособления характеризуется языковым своеобразием, отличным самосознанием, культурой и психологией поведения.

В мононациональном государстве субъекты нации и субъектный состав народного суверенитета совпадает, однако на практике субъектный состав равен диалектической сумме субъектов всех национальных суверенитетов на конкретно взятой территории. Способы реализации народного суверенитета и суверенитета национального имеют существенные различия как в плане формы реализации, так и в плане дифференции в целях. Народный суверенитет ставит целью непосредственное осуществление власти, а цель национального суверенитета — саморазвитие нации (власть в этом случае используется в роли обеспечителя подобного явления).

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

К настоящему моменту большое значение приобрел другой аспект права наций на самоопределение. В настоящее время речь идет о саморазвитии нации, которая уже определила свой политический статус. В сложившихся условиях принцип права наций на самоопределение должен согласовываться с другими существующими принципами международного права, в первую очередь — с принципом государственного суверенитет и невмешательства в дела государства извне. Другими словами — на данном этапе развития общества и международного права, следует говорить не о праве всех наций на международную правосубъектность, а о праве наций, которые уже получили государственный статус, саморазвиваться без вмешательства в их внутренние дела внешних раздражителей, пришедших извне.

Исходя из всего вышенаписанного, можно сформулировать некоторые выводы.

Первый вывод: Нация, которая борется за свою независимость, вступает в правовые отношения с государством, которое контролирует территорию, на которой они проживают, контактирует с другими государствами и другими нациями, различными международными организациями. Учавствуя в данных международных правовых отношениях, она, таким образом, приобретает дополнительные права и дополнительную защиту.

Второй вывод: В понятие «правосубъектности» нации (народа) борющегося за независимость включается данный спектр прав : а) право на самостоятельное волеизъявление ;

б) право на международную правовую защиту, а так же помощь со стороны других образований, признанных субъектами международного права.

в) право на участие в деятельности международных организаций

г) право на участие в правотворческой деятельности, связанной с созданием норм международного права

д) право на самостоятельное выполнение принятых на себя международных обязательств.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Третий вывод: существует 2 подхода к пониманию термина «нация» и «народ» — территориальный и этнический. Территориальный подход характеризуется тем, что понимает термины «нация» и «народ», как тождественные, этнический — различает данные понятия. Не смотря на двойственность в вопросе о тождественности данных понятий, Устав ООН и многие другие международные нормативно-правовые акты рассматривают термины «народ» и «нация» как тождественные понятия, наделяя их тождественным юридическим смыслом.

Четвертый вывод: суверенитет нации, которая борется за свою независимость характеризуют тем, что он независим от признания его субъектом международного права со стороны других государств. Права нации, которая борется за свою независимость находяся под охраной норм международного права. Нация, выражаясь от своего имени, может применять различные формы воздействия по отношению к нарушителям ее суверенитета, в том числе — принудительные меры.

2. Проблематика реализации права наций на самоопределение

2.1Реализация права наций на самоопределение. Проблемы реализации права наций и народов на самоопределение в контексте современного федерализма

Не смотря на кажущуюся нормативную урегулированность вопроса о реализации права наций (народов) на самоопределение, на практике, при реализации данного права все еще возникает множество противоречий. В числе основных причин можно назвать существование различных нормативных неточностей, которые содержаться в формулировках содержания международного права.

Принцип равноправия и самоопределения народов исходит не из обязательности отделения и образования однонациональных государств, а из желательности сохранения крупных, уже существующих государств, о чем говорит Г.Б. Старушенко. На практике применение норм международного права прицнип целостности государственной территорий практически всегда занимает доминирующее положение над принципом самоопределения, если речь заходит об сецессии (отделении). На эту особенность обратили внимание и польские ученые В. Чаплинский и А. Вырозумская, отметив, что «право на самоопределение не может принадлежать национальным меньшинствам и не обосновывает право на сецессию. В практике принцип самоопределения был подчинен принципу территориальной целостности».

Исходя из этого, можно сделать вывод, что на данный момент тенденция реализация права на национальное самоопределение такова: самоопределение происходит в границах государства, в которых находится народ, а так же в формах, которые предусмотрены конкретными положениями норм внутригосударственного права (пример: национально-культурные автономии; территориальные автономии).

Самой распространенной формой реализации прав национальных меньшинств в составе многонационального государства является национально- культурная автономия. Именно она и позволяет гражданам, которые принадлежат к разным национальным группам (сюда входят и малочисленные народы, и дисперсионно расселенные коренные народы) сохранять и развивать свою самобытность, которая выражается в сохранении языка, социальных и культурных норм. Данные положения находят отображение в содержании Венской Декларации ООН и программы действий от 1993 г.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Однако, реализовать право на национальное самоопределение можно и за пределами границ государства. Об этом указывала Н.А.Балаян25 в своей статье. Исходя из содержания данной статьи, есть два возможных варианта реализации права наций (народов) на самоопределение. Первый способ : возможность создания независимого государства может быть предусмотрена в содержании нормативно-правовых актов государства. Например, в конституции СССР и СФРЮ наделяли субъектов федерации правом на сепарацию и последующее создание нового государства. Но конкретного порядка для реализации этого права в содержании нормативно-правовых актов отражен не был. Этот факт, во многом, определил его декларативность. Потому, если какое-то государство решит, что ему необходимо даровать возможность для народов выйти из состава государства и создать новое, будет вполне логично поместить в содержание законов и непосредственный механизм реализации этого права. То же касается и конституционного закрепления.

Данные меры предоставляют государству право обеспечивать и ему присущие интересы. К примеру, если государством будет выбран референдум в качестве формы народного волеизъявления, оно сможет установить искусственно завышенные требования к количественному вопросу (к явке на данный референдум) для признания его официально состоявшимся, а так же установить квалифицированное большинство голосов для того, чтобы принять то или же иное решение.

Еще одной формой реализации права наций (народов) на самоопределение Н.А Балаян называет всенародные плебисциты. В случае выхода из состава государства, полной сецессии и создания нового государства, плебисцит организуется непосредственно на самоопределяющейся территории. В случае необеспечения возможности волеизъявления каждого гражданина или же в случае ограничения данной возможности (может осуществляться различными путями, включая в себя насилие над волей избирателей, фальсификацию итогов голосования) , это будет расценено как грубое нарушение принципа равноправия и самоопределения народов, основополагающих принципов международного права.

Здесь надо отметить, что подобная возможность предусмотрена нормами международного права для любого народа, ибо как указано в Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 1991 г., «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка… и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства».

И.Т. Нуриева говорит о том, что практически все действия, которые направлены на самоопределение народа, могут быть ничем иным, как угрозой территориальной целостности, а так же национальной и региональной безопасности. Даже внутреннее самоопределение (пример : образование территориальной автономии) может создать предпосылки нарушения государственной целостности. Исходя из ее точки зрения, наличие правового регламента этого процесса не является препятствием для начатого самоопределения, а лишь придает ему более организованную и менее конфликтную форму. Но с другой стороны, принцип целостности территории в некоторых случаях не может служить препятствием для национального самоопределения. Политические реалии и политическая практика могут и не укладываться в нормы международного и внутреннего государственного права. Это говорит о том, что на данный момент существуют определенные пробелы, касающиеся этого вопроса, которые требуют разработки политических и правовых механизмов, а так же условий национального самоопределения.

О проблеме реализации права нации на самоопределение говорит И.М. Сампиев, рассматривая этот вопрос на примере федерализма Российской Федерации. По его мнению, в условиях федерализма в Российской Федерации, имеется полное обеспечение демократической регуляции социума с помощью распределения публичной власти, которое закреплено в Конституции РФ. Постсоветский путь федерализма имеет свою специфику, которая вызвана рядом историко-политических факторов.

И.М Сампиев определяет ряд противоречий, которые присущи федерализму РФ: ««между административными и этнонациональными принципами субъектного состава; между симметрией и асимметрией статусов субъектов Российской Федерации, между конституционным и договорным типом формирования государства; между предметами ведения Российской Федерации и полномочиями уровней власти» и т.д. Вопрос о самоопределении народов, входящих в состав РФ обуславливается конституционными правовыми принципами единства системы институтов гос. Власти, разделением полномочий между федеральным центром и субъектами федерации, а так же соблюдением принципа равноправия всех граждан, который гарантирован гл. 2 Конституции Российской Федерации. Статьи 68 и 69 так же гарантируют право использовать как язык нации, которая является титульной, так же и языки коренных малых народов. Это дает возможность рассмотреть вопрос национального самоопределения в рамках федеративного государства, основываясь на положении международно-правовых принципов соблюдения и защиты прав народностей, данных им Конституцией, в то числе : защиту прав в области сохранения культурных и языковых особенностей.

Помимо этого, И.М Сампиев говорит о трех уровнях реализации права народов на самоопределение на территории Российской Федерации: уровень национального государственного самоопределения народов, уровень национальных территориальных автономий , а так же национальных культурных автономий как способы национального самоопределения. «Процесс правовой институционализации права народов Российской Федерации на самоопределение преодолел два этапа — концептуализацию (1996-2000 гг.) и институционально-правовую легитимацию (с 2000 г. по настоящее время). На первом этапе происходило становление доктринальных подходов к сфере политического и правового регулирования межнациональных отношений. Второй — нормативной верификацией правового поля государства в соответствии с требованиями и критериями Конституции Российской Федерации и международными правовыми обязательствами в сфере национальной и этнической дискриминации, реализации прав национальных меньшинств».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Вопросом модернизации федерализма в РФ, а так же вопросом механизма реализации прав в рамках создания стратегии развития Российской Федерации до 2020 года занимались ученые в НИУ ВШЭ на базе «площадки Группы № 12». Большая часть исследователей, принявших участие в обсуждениях дали негативную оценку функционирования федерализма в РФ. Исследователи выявили ряд негативных тенденций. Первая тенденция заключается в неспособности региональных управляющих эффективно управлять территориями. В качестве причин указывается потери профессиональная деградация, а так же смещение трудовой мотивации в сторону приоритета личного обогащения. Вторая тенденция заключается в том, что для реализации личных и узконаправленных интересов начали активное формирование региональные кланы, которые состоят из представителей власти, привилегированной части бизнеса, а так же представителей силовых структур.

Выход из этой кризисной ситуации исследователи НИУ ВШЭ видят в реализации двух сценариев:

2.обязательной активизации процессов демократизации, в том числе с немедленным возвратом к выборам губернаторов, с восстановлением автономии каждого из уровней власти, широкой децентрализацией полномочий и финансов;

3.административной децентрализации и восстановлении прежних установленных правил с постепенным возвратом к демократическим механизмам на всех уровнях власти.

В соответствии с изложенным выше можно сделать вывод, что реализация закрепленного права на национальное самоопределение, так же как и выбор способа самоопределения, имеет прямую зависимость от качественных характеристик и общего уровня развития социальной общности, которая требует самоопределения.

Право наций и народов на самоопределение является неотчуждаемым правом, связанным с принятием самостоятельного решения касательно своего будущего развития. Данный принцип ставит во главу равноправное и свободное развитие для абсолютно всех народов, ставит их в равное правовое положение. Необходимость его воплощения, как правило, неизбежно возникает в глубине социального существования народностей того или иного государства. Это необходимо учитывать при процессе реализации как внутренней, так и внешней политической стратегии в мультинациональном государстве, ибо неисторический и поверхностный подход, а так же недальновидная национальная политика, которая не справляется с задачей осуществления прав и свобод национальных меньшинств, проживающих на определенной территории государства, в большинстве случаев влекут за собой негативные последствия, которые выражаются в качестве этнополитических конфликтов.

В этом случае необходимо иметь четкое понимание, что же являют собой этнополитические конфликты. Основой для образования этнополитических конфликтов служат этнические (национальные) конфликты. Ряд определений, существующих в юридической литературе, будет приведен ниже.

Тишков В.А. характеризует их как любую форму «гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

А.Н Ямсков дает определение этнического конфликта через описание коллективных действий: «Этнический конфликт — это динамически меняющаяся социально-политическая ситуация, которая порождена неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп, которая проявляется в качестве хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:

а) начавшейся этноизбирательной эмиграции из региона…;

б) создание политических организаций, декларирующих необходимость изменений существующего положения в интересах указанной этнической группы…;

в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы…»

З.В. Сикевич в своем определении этнического конфликта смещает акценты с поведенческой составляющей к анализу пересечений национальных и политических пространств: «Под этническим конфликтом мы понимаем социальную ситуацию, обусловленную несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающегося в стремлении этнической группы (групп) изменить этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении».

Если же обращаться к литературе в поиске определений этнополитического конфликта, то можно найти следующие трактовки. В.А. Тишков дает следующее объяснение: «Этнополитический конфликт — это конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности».

При обращении к литературе в целях поиска трактовки термина этнополитического конфликта, можно обнаружить следующие определения. В.А. Тишков дает такую трактовку: «Этнополитический конфликт — это конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности».

Э.Н. Ожиганов дает характеристику этнополитическому конфликту как спору, в котором, по крайней мере, одна из сторон, опираясь на национальный принцип социальной солидарности, начинает рассматривать возможность или демонстрирует желание и готовность применения вооруженной силы для реализации своих интересов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Р.Г. Абдулатипов дает определение этнополитического конфликта как агрессивного столкновения различий, интересов и противоречий, взглядов, прежде всего в восприятии, интерпретации и участии в социально- экономических и политических процессах; их отражение в сфере этнонациональных отношений, использование разногласий и различий в данной сфере для решения политических задач.

Е.В. Савва трактует сущность этнополитического конфликта, как специальную форму выражения социального конфликта, которая включает в себя этническую мотивацию (в любом виде: этнического превосходства, угнетения, угрозы потери этнической идентичности) и в которой оказываются задействованными политические институты.

Обратим внимание на разные примеры споров, которые возникают на почве разногласий касательно статуса нации, а так же вопросов, касающихся дальнейшей формы их существования. Типологию подобных конфликтов разработал Р.М. Тимошев и представил ее в своей статье «Право нации на самоопределение и современные межнациональные конфликты». В своей работе он выделил четыре разновидности конфликта :

1.конфликты, которые возникают по причине уделения недостаточного внимания к вопросу особенностей территориального расселения национальных меньшинств;

2.конфликты, которые разжигаются этносом-меньшинством (имеющие государственность или нет) с целью создания нового государства;

3.конфликты, которые начаты этническим меньшинством с целью отделения от государства из-за существующего или ожидаемого доминирования со стороны этноса, который является преобладающим;

.конфликты, причиной которых является желание нации не только образовать собственную государственность, но и присоединиться к другому государству.

Первый тип конфликтов, указанный в данном перечне — это конфликты, которые возникают там, где национальные административные образования имеют границы, которые не учитывают особенности зон проживания малых народностей, которые сложились в результате их исторического развития. Сепарация (разделение) народностей, а так же присоединение их более-менее значительных групп к другим национальным государственным образованиям как этнического меньшинства — это серьезная предпосылка для начала межнационального конфликта.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В данном случае можно привести пример Приднестровского конфликта. Исследованием данного конфликта занимались В.А. Колосов и Д.В. Заяц, которые считают, что различные исторические обстоятельства предопределили то, что в Приднестровье оказалась сосредоточена значительная часть русскоязычного населения. По указу Г.И. Котовского в 1924 году в составе Украинской ССР была образована Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика. Столицей МАССР стал украинский город Балта, который перешел в состав МАССР в числе сопряженных (соседних) территорий для увеличения ее территориальной протяженности. Через 5 лет функции столицы перенял на себя Тирасполь, продержав их до 1940 г.. В этом году МАССР соединилась с частью Бессарабии. Это соединение послужило началом существования союзной Молдавской ССР. После данного события в Приднестровье переехало множество русских и украинских переселенцев с целью оказания помощи в становлении местной промышленности, ибо экономическая ситуация в остальной части Молдавии (Бессарабии) после румынской оккупации 1918-1940 г была довольно плачевной: базируясь в основном на аграрном устройстве, она являлась самой отсталой из всех провинций Румынии. Следствием волны переселений русскоязычного населения в Приднестровье стала постепенная и преимущественная русификация данного района Молдавии. Русификация, в свою очередь, и стала основной причиной для созыва Второго Чрезвычайного Съезда депутатов со всех уровней Приднестровья и провозглашения 2 сентября 1990 года Приднестровскую Молдавскую Республику на основе результатов всенародного референдума.

В случае конфликта второго типа «главную роль играют этносы- меньшинства, у которых либо имеется своя государственность в лице суверенных соседних государств, либо у которых вообще отсутствует какая- либо государственность. Они разжигают конфликт с целью отстаивания своего права на создание независимого государства, при чем их действия отличаются особым упорством и настойчивостью, они непримиримы при достижении своей цели». Р.М. Тимошев указывает в качестве примеров следующие государства и соответствующие им национальные меньшинства: Сербия и хорватские и боснийские сербы, Албания и косовские албанцы, Россия и русскоговорящее население Приднестровья, Северная Осетия в составе России и южные осетины, Армения и армяне Нагорного Карабаха, Азербайджан и Нахиванские Азербайджанцы.

Третий тип: конфликты, «возникающие тогда, когда этнические меньшинства, даже имеющие свою государственность в составе иного государства, испытывают скрытое или явное, актуальное или ожидаемое в будущем неравноправие со стороны доминирующего этноса и его государственной машины. В данном случае, необходимость свободного развития нации в новых экономических условиях толкает меньшинства на реализацию своего права на самоопределение, как средства устранения препятствий этому развитию».

Ярким примером конфликта третьего типа является грузино-абхазский конфликт. В нем, абхазская сторона, которая не имела никакой иной внешней государственности, кроме как автономной республики в составе Грузинской ССР, не поделенной на национальные части границами государства, выступала за свою независимость. Причиной данных событий послужило усиление призывов грузинских националистических групп в 1980-х годах, декларирующих отделения от Советского Союза и последующему изменению юридического статуса грузинских автономий. Руководство Абхазского правительства, напротив, открыто декларивало желание остаться в составе СССР.

В связи с опасением поднятия новой волны демонстрационных и национальных движений с грузинской стороны, абхазская сторона задумывается о выходе из состава Грузии, считая это наиболее целесообразным действием, не смотря на то, что на то время абхазская народность являлась национальным меньшинством в республике. После распада СССР часть политических конфликтов в Грузии приобрела форуму открытого вооруженного противостояния, как между Грузией и ее автономиями, так и внутри самой Грузии. 21 февраля 1992 года Военный совет Грузии принимает решение об отмене конституции ССР и восстановлении конституции Грузинской демократической республики от 1921 года, которая, по сути, отменяла автономность Абхазии. В ответ на это 23 июля 1992 года Верховный Совет республики восстанавливает действие Конституции Абхазской ССР, из содержания которой вытекает то, что Абхазия является суверенным государством. Руководство Грузии принимает решение о вводе вооруженной регулярной армии на территорию Абхазии. Это послужило началом вооруженного конфликта 1992-1993 гг., в ходе которого военную победу одержали Вооружённые силы Абхазии. Республика фактически становится независимым государством, но юридически остается территорией Грузии. Данная ситуация послужила причиной появления противоречий между двумя принципами международного права, которыми руководствовались стороны конфликта : между принципом права нации на самоопределение (ему следовала сторона Абхазии), и принципом целостности государственной территории, которым руководствовалась грузинская сторона конфликта.

Четвертый тип конфликта: «это такой тип конфликта, при котором самоопределение наций состоит не только в отделении этносов от центральной власти и образовании суверенных национальных государств, но и в праве добровольно присоединяться к другим государствам, объединяться с ними, создавать союзы государств и т.д., то есть самостоятельно решать свою судьбу. Поэтому-то одной из особенностей современных национальных движений, является, по сути, одновременная актуализация двух тенденций в национальном вопросе: стремление к обособлению и стремление к объединению».

К подобным конфликтам можно отнести проблему о юридическом статусе Южной Осетии и Абхазии. Стоит отметить, что процесс признания новых государств ведет к пересмотру мировых и государственных границ, которые были установлены ранее. То есть, принятие Российской Федерацией решения о включении Абхазии и Южной Осетии в свой состав могло бы стать причиной появления осложнений в отношениях с Западом. Однако, это решение соответствует объективной исторической тенденции к объединению, а без нее невозможно решить национальный вопрос в данных регионах, не представляется возможным и предотвратить попытки вооруженного решения данного вопроса.

На данном этапе развития общества проблема права наций и народов на самоопределение все еще остается актуальной и проблемной, ибо определенного механизма реализации данного права все еще не существует. Не смотря на это, в современном мире мы имеем дело с многочисленными требованиями самоопределения национальных меньшинств. Решение данной проблемы видится в выработке Международными организациями реально работающих механизмов реализации права наций и народов на самоопределение.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Подведем итоги.

1.Способами осуществления права наций и народов на самоопределение являются : создание суверенного государства, присоединение или объединение с государством, установление политического статуса, который был свободно избран народом (к примеру, установление национальной культурной автономии, территориальной автономии).

2.Существуют различные типы конфликтов, которые возникают на почве разногласий по поводу статуса нации и форме его существования: 1. конфликты, которые возникают по причине уделения недостаточного внимания особенностям территориального расселения национальных меньшинств; 2. конфликты, которые разжигаются национальным меньшинством (имеющие государственность или нет) с целью создания независимого государства; 3. конфликты, которые разжигаются этническим меньшинством с целью отделения от государства ввиду существующего или ожидаемого доминирования со стороны преобладающего нации, являющеся подавляющей;

4.конфликты, причиной которых является желание нации не только образовать государственность, но и присоединиться к другому государству.

Заключение

самоопределение нация международный законодательство

Подводя итог, стоит еще раз отметить, что принцип самоопределения народов (наций) — один из основополагающих принципов международного права.

При анализе международных нормативно-правовых актов, которые затрагивают вопрос самоопределения народов и принцип целостности государственной территории, становится заметно некоторое противоречие: абсолютно везде указывается, что свобода самоопределения является первостепенным принципом международного права, однако, в тоже время везде утверждена непоколебимость территориальных пределов государства, а так же запрещается злоупотребление любыми свободами, которые угрожают нанести ущерб принципу равноправия между субъектами международных отношений. В этом заключено главное противоречие, делающее реализацию исследуемого права очень проблемной, а порой и просто невозможной.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Анализируя международные правовые документы можно сделать вывод, что при реализации права на самоопределение обязательно стоит учитывать вопрос территориальной государственной целостности. При этом, в нормативно-правовых документах содержится ряд условий, соблюдение которых ограничивает данное право, не допуская возможного разделения государственной территории, нарушения территориальной целостности политического единства государства.

Несмотря на множество разработок отечественных и зарубежных исследователей-правоведов и политологов касательно общего содержания института самоопределения, требуется более подробное освещение основополагающих подходов, касающихся ключевых вопросов национального самоопределения. Детальное научное исследование данной проблематики может создать предпосылки для решения проблем идентификации субъекта данного права, поможет выявить пределы пользования данным правом.

Принципы национального самоопределения и территориальной целостности все так же подвергаются сомнению в плане эффективного применения на практике. Продолжается процесс уточнения их содержания, представление о субъектах, которые выступают участникам данных отношений, так же претерпевают изменения. На данный момент в международной практике нет единства по данному вопроса. Присутствие единой позиции по вопросу права наций на самоопределение позволила бы куда более рационально проводить разработку принципа права наций на самоопределение в дальнейшем, и, возможно, помогло бы решить вопрос касательно соотношения этих принципов в международной практике, помогло бы избежать возникновения новых конфликтов, вызванных реализацией данного права.

Литература

1.Абдулатипов Р.Г. Этнополитология // СПб. Питер. — 2004. — С. 87-89.

2.Амелина Я. Международное признание Абхазии и Южной Осетии как фактор (де)стабилизации на Кавказе / Центральная Азия и Кавказ. 2008. № 3-4 (57-58). — С. 235-243.

3.Барсегов Ю.Г. Самоопределение и территориальная целостность. М. -1993. — С. 39-44.

4.Балаян Н.А. Новые подходы к соотношению принципов территориальной целостности и равноправия и самоопределения народов// Журнал Lex Russica/ М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)». 2006. — №1. — С. 93-94.

5.Варламова Н.В. Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между социальными общностями — М.: История государства и права. — 2009. — № 115. — 250с.

6.Ведомости Съезда Народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. — № 46. — Ст. 2615.

7.Действующее международное право. Т.1 М.: Московский независимый институт международного права, — 1996. — С. 89-95.

8.Денисова Г.С. Социальная субъектность этноса (концептуальный подход). — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского государственного педагогического университета, — 1997. — 89с.

9.Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. — Ростов-на-Дону: Феникс, — 1997. — С. 12-13.

10.Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право. // Учебник для вузов. — М.: НОРМА-ИНФРА.М. — 1999. — С. 130-133.

11.Козлов А.Е. Право на самоопределение как принцип международного права и конституционное право человека // Права человека и межнациональные отношения. — М.: НОРМА-ИНФРА.М, — 1994. — 390с.

12.Колосов В.А., Молдавия и Приднестровье: национальное строительство, территориальные идентичности, перспективы разрешения конфликта // Вестник Евразии. — 2001. — № 1. — 30с.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

13.Косолапов Н.А. Политико-психологический анализ социально- территориальных систем. — М.: Аспект-пресс. — 1994. — 20с.

14.Лукашук И.И. Международное право (общая часть). М. — 2001. — С. 34-33.

15.Международные акты о правах человека: сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М. — 2002. — 38 с.

16.Международный пакт о гражданский и политических правах от 16 декабря 1966 года. Ст. 1. // Бюллетень Верховного Суда РФ. -1994. — № 12.

17.Михайлов В.А., Михайлова Н.В. Причины и природа грузино-абхазского конфликта. Политологический анализ. // Образование и общество. — 2009. — № 5. — 13с.

18.Нуриева И.Т. Территориальная целостность как основополагающий принцип суверенитета независимого государства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2010. — № 4. — 41с.

19.Общая и прикладная политология // Учебное пособие под редакцией Жукова В.И., Краснова Б.И. М.: Союз. — 1997. — 25с.

20.Ожиганов Э.Н. Баланс власти и этнополитические конфликты / Этничность и власть в полиэтнических государствах// М. — 1994. — 89с.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

21.Права человека // Сборник международных документов. — М.: Право. — 1998. — 12с.

22.Российский ежегодник международного права 1993-1994 // Право: теория и практика. — 2003. № 6. — 7с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

267

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке