Оглавление

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации малого бизнеса и систем его управления

.1 Особенности ведения малого бизнеса в России

.2 Методика и методы исследования малого бизнеса и систем его управления

Глава 2. Современный малый бизнес в России: состояние и перспективы развития

.1 Анализ состояния сферы малого бизнеса в России

.2 Современное состояние и особенности системы управления предприятия малого бизнеса (г. Тула)

.3 Проблемы развития ООО «Комсервис» (г. Тула) и его системы управления

Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствования системы управления ООО «Комсервис»

.1 Меры по повышению рыночной эффективности ООО «Комсервис» и систем его управления

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

.2 Расчет ожидаемого результата от мер по повышению рыночной эффективности предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Данная дипломная работа посвящена весьма актуальной тематике — развитию малого предпринимательства и систем его управления. В отличие от большого количества подобных работ, в этой акцент сделан на рассмотрения всего спектра проблематики с позиции конкретного предприятия, а также предложен шаги по повышению его эффективности на рынке.

Значимость данной тематики, как научная, так и практическая, весьма велика. Практическая значимость сферы малого предпринимательства определяется тем, что на малый бизнес возлагаются большие надежды по части стимулирования экономического роста в стране. В некоторых регионах и городах страны, не имеющих явных природных богатств, именно на малый бизнес считается локомотивом экономического развития. Так или иначе, малый бизнес, если и нее создает мощного макроэкономического эффекта, то имеет важное социально значение: он предлагает много (пускай и не очень высоко оплачиваемых) рабочих мест и обеспечивает широкие слои населения широкой номенклатурой товаров и услуг.

Научная значимость данной проблематики определяется ее практической значимостью, а также запросом со стороны органов государственного управления на анализ данной сферы и разработку механизмов ее стимулирования.

Следует отметить, что тематика малого предпринимательства весьма популярна в научной и экспертной литературе и поэтому хорошо проработана. Публикации по этой проблеме прослеживаются на протяжении последних лет двадцати. Они охватывают весь спектр сферы малого предпринимательства, и, кроме экономического аспекта, рассматривают ее во всех возможных областях (правовой, организационной, государственного управления). Так же данная тема весьма популярна и в экспертных кругах.

Целью написания данной дипломной работы является раскрытие особенностей управления малым предприятием на конкретном примере. В рамках данной цели выделены следующие задачи: раскрыть особенности ведения малого бизнеса в России; определить степень разработанности данной тематики в научно и профессиональной литературе; сформировать методическую и методологическую базу исследования; провести анализ экономического состояния Тульской области, рассмотреть проблемы малого бизнеса и управления ним на примере отдельного предприятия; предложить меры по улучшению систем управления предприятием и оценить их эффективность.

В процессе написания дипломной работы был использован целый ряд методов исследования. Для выявления степени разработанности темы и ее научной значимости был использован литературный метод; для сбора и обработки информации про состояние сферы малого бизнеса и особенностей ее функционирования на примере отдельного предприятия были использованы статистические методы; для обработки всего массива полученной информации и ее интерпретации был использован целый ряд методов — системный (для поиска связей между отдельными элементами), структурный (для обобщения всего массива информации и выявления иерархии между субъектами данной сферы).

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Информационной базой исследования стали научные публикации (монографии, статьи в регулярных научных изданиях, сборники трудов) по проблематике систем управления, развитию малого бизнеса в России, статистическая информация касательно экономического состояния г. Тула и Тульской области, информация касательно деятельности предприятия малого бизнеса, а также данные из открытых источников касательно сферы малого предпринимательства.

Глава 1. Теоретические основы организации малого бизнеса и систем его управления
1.1 Особенности ведения малого бизнеса в России

Так сложилось исторически, что наша страна не ассоциируется с малыми предприятиями. Основа экспорта России — крупные промышленные объединения. Именно крупнейшие компании и финансовые учреждения (довольно часто с существенным государственным участием) генерируют основную часть ВВП. Но, не смотря на это, развитие малых и средних предприятий так же очень важно. В российской экономике малые и средние предприятия выполняют целый ряд функций [5, с. 88].

С слову, функции сферы малого предпринимательства довольно схожи в различных странах. Особенностью же России было то, что долгое время в нашей стране не существовало малого предпринимательства как такового. Вернее, оно было, но на нелегальном положении. Иметься виду советский период истории. Для формирования малого бизнеса в стране необходима существенная социальная база. Очень часто малый бизнес основывается на семейной традиции. То есть каждое малое предприятие, это, довольно часто, семейная инициатива (либо же частное начинание отдельного человека). В советской России же частная инициатива, как и частное предпринимательство, искоренялось на протяжении нескольких поколений. Именно поэтому, на наш взгляд, российский средний и малый бизнес все еще не играет той роли, которую он играет в ближайших странах (даже в Восточной Европе).

Для развития малого и среднего предпринимательства в стране необходима хорошая частная инициатива. Как показывает опыт, на «пустом месте» она не возникнет. Необходима многолетняя традиция, соответствующее отношение к предпринимательству в обществе. В нашей же стране малое и среднее предпринимательство, по сути, было уголовно преследуемым занятием. Это так же сыграло роль в том, что на данный момент далеко не все россияне относиться к малым и средним предпринимателям благосклонно. Увы, все еще силен социальный стереотип, согласно которому малых предпринимателей называют «спекулянтами» [5, с. 91].

Для того, чтобы рассмотреть всю проблематику развития малого бизнеса, его природу, роль в экономике, целесообразно рассмотреть мировой опыт. Так, во всем мире, начиная с середины прошлого века, доля малых и средних предприятий в экономике возрастала. Естественно, наиболее динамично малый, средний бизнес развивался в ведущих капиталистических (как тогда было принято их называть) странах. При этом в крупной стране количество малых предприятий, которые открываются ежегодно, может исчисляться сонями тысяч. В то же время, и закрываются такие предприятия тоже сотнями тысяч: это одно из свойств данной сферы — очень небольшой строк существования фирм и компаний (которые можно назвать малым или средним бизнесом). Вполне естественно, что средний строк работы малого предприятия (фактический) составляет всего 5-7 лет. В России данная тенденция вполне повторяется. Однако, ввиду довольно сложной бюрократической процедуры, которая сопровождает закрытие предприятия, количество таковых ежегодно не велико (таблица 1.1.).

Таблица 1.1. Численность малых предприятий в России в 2016 г.

 

Именно поэтому в России, когда владелец малого предприятия не видит смысла в том, чтобы оно продолжало работу, он просто перестает им закрываться. И после такое предприятие начинает существовать как «мертвая душа» [8, с. 50].

Так же весьма интересна тенденция изменения численности малых предприятий в России (рис. 1.1.). Как мы видим, она год от года возрастает, хотя и не очень большими темпами. С оглядкой на то, что численность граждан России, которые занимаются предпринимательством, не увеличивается, можно сделать вывод, что предприниматели, переставая заниматься бизнесом, просто не закрывают свои прежние предприятия.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Рисунок 1.1. Динамика численности малых предприятий в России (тыс. единиц).

Причинами такой тенденции в предпринимательской сфере, на наш взгляд, является несколько процессов [8, с. 51].

Во-первых, на особенности функционирования предпринимательской сферы существенное влияние оказывает научно-технический прогресс. Иметься ввиду, в первую очередь, уровень развития компьютерной техники. Это развитие позволяет существенно удешевить и ускорить сам процесс регистрации нового предприятия, а также скорость подготовки отчетности по нему. К тому же тотальное распространение интернета и автоматизации бизнес процессов принципиально расширяет круг видов деятельности, которыми может заниматься один человек (или же небольшая группа лиц). К тому же современные условия ведения бизнеса позволяют «зайти на рынок» с минимальными издержками. То есть для новичков, которые только начинают свой путь на этом поприще, нету необходимости иметь тот стартовый капитал, который был в запасе у предшествующего поколения.

Во-вторых, произошло резкое усложнение всех социально-экономических и общественных процессов. Так же, как и усложнение общественных потребностей. С одной стороны, потребности современного общества на столько сложны, на столько быстро меняются, что только частное предпринимательство способно их удовлетворить. С другой стороны, скорость изменений общественных предпочтений, огромный динамизм всего происходящего — это огромный вызов для предпринимательской среды. Именно новые запросы общества — это то, что всегда способствовало развитию сферы малого предпринимательства [11, с. 53].

В-третьих, развитию малого среднего предпринимательства в стране всегда способствует личная свобода. Так, чем меньше в стране уровень бюрократии, давления государственного аппарата на частный сектор, тем выше активность малых предпринимателей. Ввиду этого можно утверждать, что в России постепенно степень личной свободы возрастает, так же, как и возрастает предпринимательская активность населения и его вовлеченность в предпринимательскую деятельность.

Если коротко говорить о нормативно-правовой базе, на основе который в нашей стране развивается малый и средний бизнес, то следует отметить следующее. Внимание государства к проблемам малого и среднего бизнеса возникло сразу же после начала проведения рыночных реформ в стране. Однако до понимания того, каким именно должен быть такой бизнес, государственные деятели шли довольно долго. Вначале в государственной политике доминировало несколько противоречивых взгляда на эту проблему. С одной стороны, в малых предпринимателях видели «продолжателей дела» спекулянтов из советских времен. С другой, — государственные служащие не хотели видеть в малом бизнесе его отличий от крупного. К ним пытались выдвигать те же требования, что и крупным предприятиям. Однако, эти подходы себя не оправдали. Со временем, все-таки пришло понимаете того, что ведение малого бизнеса в нашей стране отличается от прочих направлений предпринимательской деятельности. Вначале, были созданные специализированные органы, которые занимались именно проблемами малого и среднего предпринимательства. К концу 1990-х появилось первое специализированное законодательство, направленное именно на регулирование этой сферы. Позже, государственные органы начали систематически работать над улучшением правового поля, которое регулирование предпринимательской деятельности. К таковым можно отнести в «Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» и Указе президента № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. [11, с. 55].

На данный момент достигнуто определенное «взаимопонимание» между представителями малого и среднего предпринимательства, и представителями властных органов, которые «курируют» это направление. Теперь для государственной экономической политики малый бизнес — это, в первую очередь, мобильный и рискованный бизнес, направленный на удовлетворение самых необходимых потребностей общества. В перечне товаров и услуг, которые производит экономика, весьма существенное место занимают такие, для которых масштабное производство не возможно технически или попросту не рентабельно. В таком случае данные ниши заполняет малый бизнес. Именно мелкие предприниматели и их предприятия способны удовлетворить спрос на целый перечень бытовых потребностей и запросов общества.

Оценка современного состояния российской сферы малого предпринимательства — это весьма дискуссионный вопрос. Точек зрения на нее несколько. В первую очередь следует отметить, что и среди экспертной среды, и среди профессионалов существуют круг «скептиков», которые видят положение малого предпринимательства в стране плачевным. С их точки зрения, деловая среда совершенно не подходит для ведения бизнеса. Довольно часто можно встретить мнение, что состояние деловой среды в России следует описывать термином «катастрофа». Но все же большинство экспертов, которые работают в данном направлении, склонны считать, что институциональная среда в нашей стране приемлема для веления предпринимательской деятельности. Хотя, по общему мнению, ей, все-таки, присущи некоторые недостатки: чрезмерное количество нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность как малого предпринимательства, так и тех сфер, в которых наиболее часто работают малые предприниматели. К тому же, нельзя отрицать и того, что свою роль играет и коррупция, которая, все-таки, наносит существенный вред предпринимательской деятельности в нашей стране.

С точки зрения самого малого предпринимателя, ведения бизнеса в нашей стране в принципе несет в себе ряд рисков и проблем. К последним модно отнести следующие [14, с. 247]:

) имеет место несовершенство нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Нормативная база, с помощью которой осуществляется регулирование малого и среднего предпринимательства, довольно часто содержит существенные противоречия;

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

) малый и средний бизнес испытывает систематические трудности с тем, чтобы вовлекать в свою деятельность новые ресурсы. Говоря простым языком, малый средний бизнес постоянно требует новых ресурсов для своего развития, в том числе новых площадей, нового имущества, и т.д. В то же время, местные органы власти крайне неохотно идут на сотрудничество с малыми предпринимателями. Они не пред расположены к тому, чтобы оказывать им какое-либо содействие;

) к тому же, так или иначе, но для начала нового дела необходимо наличие стартового капитала. Для предпринимателя важно то, что, кроме как банковского кредита, других ресурсов для привлечения дополнительного капитала, у предпринимателя нет. Однако, не смотря ни на какие проблемы стимулирования предпринимательской деятельности, фактический доступ предпринимателей к получению таковых кредитов существенно ограничен. Суть в том, что малые предприниматели находятся изначально в более дискриминационном положении, чем их «коллеги» из более крупных компаний. Суть такой проблемы в том, что малые предприятия, как правило, не имеют вообще истории кредитования в банках. Так же малым предпринимателям иногда довольно сложно предоставить банку подходящий залог для займа. Отсутствие личного контакта — это то, что так же очень существенно тормозит развитие партнерских отношений между банками и их потенциальными клиентами [14, с. 275].

Если говорить цифрами, то про особенности кредитования предпринимательства в России можно сказать следующее. На 2015 г. на долю малых и средних предприятий приходилось всего лишь 24% всего объема кредитов, выданных предпринимателям. Соответственно, все основные средства получают крупные компании. Правда, на протяжении последнего времени была развернута государственная кампания, наплавленная на привлечение залоговых средств для финансирования малого бизнеса. Но и даже в ее рамках частный предприниматель может рассчитывать лишь на ограниченную ссуду. Характерно, что притом, что размер таковой ссуды может быть весьма внушительным, проблемы в целом они не решают. Их объем в принципе не способен удовлетворить спрос на кредитные ресурсы.

Такая ситуация с кредитованием малого и среднего бизнеса (а вернее, с ее отсутствием), стала причиной того, что в России затруднен «выход» на рынок новых участников. Это, в свою очередь, серьезно снижает уровень конкуренции в этой сфере. Говоря простым языком, если кто-либо захочет начать свой собственный бизнес «с нуля», ему просто не с чего начинать, — в большинстве кредитные ставки в банках так велики, что большинство направлений предпринимательской деятельности в принципе не способны обеспечить необходимую прибыльность. Именно поэтому начало собственного бизнеса в России — это, как правило, вопрос семейный. Так, довольно часто для начала нового предприятия привлекаются средства родственников, или же продается что-либо из семейного имущества [9, с. 57].

Весьма интересны данные ВЦИОМ по поводу того, насколько готовы жители России участвовать в предпринимательской деятельности. В рамках данного исследования общественного мнения была сделана попытка выявить, в какой степени жители России стремиться обзавестись собственным бизнесом. Итак, данные опроса показали следующее. Только 4% населения нашей страны имеет собственный бизнес. При этом 82% даже не пытались таковой бизнес начать. То есть в нашей стране показатель населения, вовлеченного в предпринимательскую деятельность, существенно ниже, чем можно наблюдать в странах Европейского Союза, например. Так, приемлемый показатель деловой активности обществе таких стран превышает 10%.

Весьма интересно распределился образовательный уровень тех, кто уже занимается предпринимательской деятельностью. Среди них люди с законченным высшим образованием составляют лишь 18%. Важно отметить, что обязательным началом предпринимательской деятельности абсолютное большинство считает наличие собственного стартового капитала. Подобная убежденность, с одной стороны, во многом соответствует реальности. С другой же, она «блокирует» инициативность граждан. В такой психологической атмосфере в обществе, при которой существует массовое предубеждение по поводу того, что из себя представляет предпринимательская деятельность, очень непросто убедить кого-нибудь, что заняться бизнесом действительно стоит [9, с. 59].

Еще одна проблема, которая существенно сдерживает развитие предпринимательства в нашей стране (к слову, сугубо российская проблема), состоит в том, что в нашей стране очень низкая мобильность кадров. Практика показывает, что при запуске нового проекта критически важно набрать максимально компетентную программу. При этом часто приходиться приглашать специалистов с самых дальних уголков. В России же потенциальные участники новых проектов не хотят выезжать из собственного города для того, чтобы начать новую карьеру. В конечном счете, эта черта оказывается очень существенной, — из-за нее сформировать конкурентоспособную команду оказывается подчас невозможно.

Часто можно встретить то мнение, что малый и средний бизнес в нашей стране представлен преимущественно торговыми точками. Конечно, в подавляющем большинстве случаев это не так. Отечественный малый бизнес уже успешно освоил сферу услуг, информационные технологии. Но в определенном смысле эта критика справедлива. Отчасти по тому, что малые и средние предприятия в нашей стране так и не освоили производственную сферу. Среди отечественный малых и средних предприятий мало таких, которые могли бы представить инновационную продукцию собственной разработки и выпуска. Отчасти это можно объяснить особенностями истории экономического развития нашей страны. Так сложилось, что с началом рыночных реформ в нашей стране, из-за крушения государственной экономики, «высвободилось» очень большое количество рыночных ниш, которые, со временем, были заняты малыми и средними предприятиями. Они находиться в этих нишах и по сей день. В отличие от тех же стран Европейского Союза, где подобные ниши, как правило, занимают средние предприятия (к примеру, транспортные перевозки). Этот недостаток является весьма существенным, особенно с оглядкой на то, что в Европейском Союзе при упоминании малого и среднего предприятия в первую очередь иметься ввиду их инновационная, производственная составляющая. Малые и средние предприятия должны, по идее, быть самыми передовыми по части внедрения новинок в производство.

1.2 Методика и методы исследования малого бизнеса и систем его управления

Существует большое количество методик исследования малого бизнеса. Как правило, они основаны на похожих подходах к определению эффективности ведения бизнеса — полученной прибыли, например. Некоторые опираются на формальные показатели эффективности ведения бизнеса, — количеству сотрудников, годовому обороту, и т.д. В данной работе нами рассмотрен усредненный подход к определению эффективности ведения бизнеса, который предусматривает, в первую очередь, анализ формальных показателей деятельности [1, с. 403].

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Так, самым популярными показателями, которые используются при анализе эффективности предприятия, его деятельности, являются: численность сотрудников, которые трудиться в данной компании; оборот компании (иногда так ж используется показатель уставного капитала компании), а также объем полученной компанией прибыли.

Основной методологической проблемой при изучении малого предприятия является, в первую очередь, преодоление определенного предрассудка. Принято считать, что малое предприятие — это, в первую очередь, простейшая коммерческая конструкция, которая не предусматривает ничего сколько-нибудь существенного в своей работе. Однако, на самом деле, любое коммерческое предприятие является сложной экономической системой, на чью работу влияет множество факторов т условий. Их перечень можно перечислять довольно долго, но наиболее важные факторы для развития предприятия — это человеческий фактор и внешняя институциональная среда. Последняя определяет, в какой именно степени макроэкономические условия влияют на работу конкретного предпринимателя. Очевидно, что при падающем рынке, при отсутствии качественного экономического роста очень проблематично, для каждого предприятия, добиться позитивных экономических показателей.

Основой разработки каждого научного исследования является методология, т. е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. Предпринимателям, как и всем людям творческих профессий, необходимо владеть методологией исследований и решения практических задач. Главное, чтобы в своей практической повседневной деятельности (при принятии решений, при организации маркетинговой, поисковой, конструкторско-технологической и других видов деятельности) они опирались на научные законы, методы, принципы, положения и факты [1, с. 409].

Очень интересный подход к исследованию перспектив развития предприятия на основе определения стратегического потенциала предприятия, базирующийся на исследовании и оценки потенциальных конкурентных преимуществ предприятия на основе экспертных оценок, предложила О. В. Иванова в статье «Методика расчета стратегического потенциала промышленного предприятия». Под термином «конкурентное преимущество» понимается наличие и использование выдающихся компетенций предприятия, развитие которых в будущем позволит не только сохранить достигнутые конкурентные преимущества, но и обеспечить более высокий, чем у конкурентов уровень рентабельности и финансовой стабильности.

К сожалению, данный подход не полностью подходит для исследования малого инновационного предпринимательства, так как конкурентное преимущество, как и стратегический потенциал малого инновационного предприятия, не на всех этапах развития малого инновационного предпринимательства поддается оценке с помощью разработанных индикаторов. Для выявления конкурентных преимуществ и оценки конкурентоспособности малого инновационного предприятия, как и для определения стратегического потенциала малого инновационного предприятия необходимы несколько иные критерии, которые можно будет применить на любом этапе развития малого инновационного предпринимательства.

Существует множество научных статей, которые также рассматривают различные факторы, которые участвуют в создании у малого инновационного предприятия конкурентного преимущества, а также сложное взаимодействие между внутренними, в том числе организационными факторами и внешними факторами [4, с. 308].

Например, ТулугуроваЕ.В. и Товстига Дж. предлагают исследовать развитие малого инновационного предпринимательства на основе исследования конкурентоспособности малого инновационного предприятия с использованием внутренних факторов: человеческого капитала (компетентность, интеллектуальная подвижность, позиция), результатов деятельности малого предприятия и структурного капитала (отношения, организация, обновление и развитие) и внешних факторов (социально-политические, технологические, экономические). Тулугурова Е. В. и Товстига Дж. в статье «Влияние внутренних и внешних факторов на конкурентоспособность малого инновационного предприятия» обосновывают преимущественное исследование внутренних факторов деятельности малого инновационного предприятия перед внешними факторами тем, что внешние экономико-политические условия не всегда могут оказать и оказывают более серьезное влияние на деятельность малого инновационного предприятия, чем внутренние факторы.

Главной особенностью внутренних факторов, подчеркивается в статье, является то, что малое инновационное предприятие может влиять на них непосредственно, в отличие от факторов внешнего окружения. В процессе исследования деятельности малого инновационного предприятия большое значение исследователи уделяют анализу не только материальных активов, но и оценке изменения нематериальных активов в виде знаний, технологических навыков, опыта, и стратегических способностей для создания новых процессов и новых продуктов или услуг [4, с. 317].

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

предпринимательство управление рыночный конкурент

Глава 2. Современный малый бизнес в России: состояние и перспективы развития

2.1 Анализ состояния сферы малого бизнеса в России

Малое предпринимательство как субъект экономики существует и развивается в России на протяжении уже нескольких десятилетий. Точкой отсчета в развитии российского предпринимательства принято считать начало 90-х годов XX века. Зарождаться малый бизнес начал в форме обществ с ограниченной ответственностью, которые стали правопреемниками ранее действовавших кооперативов. Затем толчком к развитию малого предпринимательства становится массовая приватизация государственных предприятий в России. В это же период (середина 90-х годов) начинает формироваться правовое поле, регламентирующее деятельность субъектов малого бизнеса [13, с. 73].

В частности, были определены критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу, определены направления государственной поддержки данного сектора экономики, режимы налогообложения и многое другое. За достаточно короткую историю своего развития российское предпринимательство претерпело множество изменений, которые отмечены как спадом, так и его ростом. Тем не менее, несмотря на все трудности, уровень развития малого бизнеса можно признать одним из ключевых показателей российской экономики, что обусловлено возможностью его быстрого приспособления к изменяющимся условиям рынка, низким уровнем затрат, а также высокой степенью инновационной активности.

В настоящее время правительство РФ оказывает большую поддержку развитию малого бизнеса как рыночного института, который позволяет обеспечить решение ряда экономических и социальных задач. Основными из них являются формирование конкурентоспособного климата в экономике страны, наполнение рынка товарами и услугами, трудоустройство населения, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Поддержка развития данного сектора экономики рассматривается на данном этапе в качестве одного из основных направлений государственной политики. Следствием этого является неуклонный рост общего количества малых предприятий в РФ за последние годы, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений и содержания большого числа работников.

По данным Федеральной службы государственной статистики общее количество малых предприятий, включая микро предприятия и средние предприятия, в 2015 году составило 2210,1 тыс. единиц (рисунок 1.1.).

Рисунок 1.1. Количество действующих малых предприятий в РФ (тыс. единиц).

Анализ темпов роста общего числа зарегистрированных малых предприятий отличается достаточной стабильностью. За рассматриваемые три года темп роста количества малых предприятий составил 5%. Если рассматривать динамику предприятий данного сектора экономики по видам экономической деятельности, то можно констатировать следующее. Наибольший удельный вес числа малых предприятий приходится на оптовую и розничную торговлю (38,7% малые и средние предприятия в 2014 году).

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

На втором месте операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. Затем следует строительство, транспорт, услуги связи и сельское хозяйство [13, с. 74].

Следует также отметить то, что наряду с проблемами финансирования у отечественного предпринимательства центральное место занимает проблема недостаточного соответствия состояния производственных мощностей настоящим потребностям рынка. Недостаточное развитие, отставание от темпов технологического прогресса негативно сказываются на развитии предприятия в целом. Причиной подобного состояния чаще всего называют недостаточные вложения в инновационное развитие. Таким образом, на сегодня становиться очевидным потребность изыскания инвестиций на обновление основных фондов.

Такие пропорции обусловлены тем, что большее количество людей занято именно в сфере торговли, и соответственно, наибольший удельный вес количества малых предприятий сосредоточен именно в этой сфере, о чем было сказано выше.

Рисунок 1.2. Направления деятельности малых предприятий в России (по годовому обороту, в % от общей суммы, 2014 г.)

Также следует отметить, что в последнее время существенно увеличились доходы по услугам связи и транспорта: 1262,8 млрд. руб. в 2014 году против 1062,8 млрд. руб. в 2012 году, что составило 19% темпов роста. В частности, сегодня активно развивается сфера деятельности предоставления доступа в Интернет и прочих информационных и телекоммуникационных услуг, которые имеют достаточно высокий спрос на рынке.

Динамику основных показателей деятельности субъектов малого бизнеса можно наблюдать и по отдельным федеральным округам. Следует отметить, что наибольшее число зарегистрированных малых предприятий сосредоточено в Центральном федеральном округе (27,3%), их оборот составил 36,6%. Это можно объяснить, прежде всего, достаточно высокой плотностью трудоспособного населения, в основном за счет его миграции в крупные города, а также максимальной близостью к федеральному центру управления. Второе место по этим показателям занимает Приволжский федеральный округ и завершает список Северокавказский федеральный округ (2,5% по количеству предприятий и 2,9% по обороту). Данная тенденция развития обусловлена уровнем жизни населения, его доходностью, низкой степенью экономической активности, национальной принадлежностью и этническими особенностями.

Опираясь на проведенный анализ основных показателей деятельности малых и средних предприятий на основе данных Федеральной службы государственной статистики, можно заключить, что уровень развития малого бизнеса в России на современном этапе все еще значительно отстает от экономически развитых стран. Этот факт объясняется тем, что в таких странах рассматриваемый сектор экономики играет очень важную роль в экономических и социальных вопросах. Особое внимание государственной власти экономически развитых стран к поддержке и развитию малого и среднего бизнеса обеспечивает производство около 50% валового национального продукта. В ряде развитых странах доля малых и средних фирм составляет от 80 до 90% в общем числе предприятий. Для России аналогичный показатель составляет 9-10%, что и дает возможность сделать вывод об имеющихся больших резервах роста малого и среднего бизнеса, огромного интеллектуального потенциала [15, с. 27].

Малый бизнес — это, по сути, типичный сектор рыночной экономики, который составляет основу современной рыночной инфраструктуры, поскольку именно он обеспечивает конкурентную среду в экономике. Небольшие размеры малых предприятий могут обеспечить технологическую, производственную и организационно-управленческую эластичность, что, в свою очередь, позволит эффективно реагировать на изменение конъюнктуры рынка, осуществлять эффективную инновационную деятельность.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Таким образом, государственная поддержка российского предпринимательства на современном этапе рассматривается как одна из основных задач развития экономики. Следствием этого процесса должно стать намеренное создание экономических и правовых условий, толчок для развития предпринимательства, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях [15, с. 46].

В настоящее время приоритетными направлениями реализации государственного проекта поддержки российского предпринимательства являются: 1) увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике; 2) — формирование инновационной структуры малого и среднего бизнеса.Одной из главных проблем развития малого и среднего бизнеса по итогам ежемесячного мониторинга состояния бизнеса, проводимого общественной Торгово-промышленной палатой РФ, является спад спроса на продукцию. В результате первоочередной задачей определено обеспечение спроса на продукцию, производимую малыми и средними предприятиями, через государственный заказ. Целью в этой сфере является увеличить более чем в 2 раза (до 35%) доли государственного заказа, заказа естественных монополий и государственных корпораций. Государство должно стать стратегическим партнером малого и среднего предпринимательства, который сможет гарантировать ему справедливые и экономически привлекательные условия хозяйствования, доступ на рынок капитала, помощь в инвестировании, защиту от недобросовестной конкуренции в области производства и сбыта. Поиск новых сотрудников является серьезной проблемой для экономических субъектов. Возможным решением этой проблемы может стать организация риск-менеджмента в отношении кадровых рисков. Однако организовать управление кадровыми рисками на малом предприятии сложнее, чем на крупном. Проблема тем более актуальна, что в небольшой организации результат деятельности напрямую зависит от каждого конкретного сотрудника.

2.2 Современное состояние и особенности системы управления предприятия малого бизнеса (г. Тула)

Малый бизнес, управление ним различаются по целому ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов следует отметить размер предприятия, численность и состав работающих, форму собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и др. Наибольшее влияние на определение конкретной организации управления оказывает предприятия, а точнее численность персонала. В зависимости от численности работающих на предприятии имеет свою специфику и менеджмент. В специализированной литературе, в этой связи выделяют три уровня управления:

Неорганизованное управление — соответствует малым предприятиям с численностью работающих до 20 человек. В них отсутствует специальное управленческое подразделение, само управление ведется на элементарном уровне. Организованное управление — характерно для предприятий с численностью работающих от 21 до 100 человек. В них имеется специальное управленческое подразделение, способное организованно управлять хозяйством. Научно обоснованное организованное управление — соответствует предприятиям с численностью работающих более 100 человек. На таких предприятиях имеются хорошо организованные управленческие подразделения, каждое из которых обладает более высокой технологией управления в своей области [7, с. 45].

Как показывает практика функционирования малых предприятий в России, в небольшом магазине, парикмахерской или автомастерской нет необходимости иметь специалиста-менеджера. Обычно функции управления в маленьких фирмах берет на себя ее владелец, т.е. происходит совмещение должностей. Однако это не всегда оправдано, поскольку отказ от делегирования полномочий влечет за собой дефицит времени на управленческую деятельность и в конечном итоге отрицательно сказывается на результатах работы. Руководитель фирмы должен не только заниматься текущими делами, но и смотреть вперед, видеть перспективы развития своего предприятия. Следовательно, главная задача менеджера (руководителя фирмы) заключается в том, чтобы с учетом всех факторов конкретного предприятия определить оптимальную систему управления в целях достижения успеха.

Главным критерием современной системы управления является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех. Организация управления предполагает решение следующих вопросов: 1) создание структуры предприятия; 2) распределение полномочий.

Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. При этом, как правило, глава фирмы сам занимается финансами, снабжением, сбытом, ценами, рекламой [10, с. 50].

По мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника фирмы), агента по снабжению, агента по сбыту, бухгалтера. Но даже при такой простой организационной структуре многие малые фирмы сталкиваются со сложными проблемами. Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм — нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они для выживания и эффективного функционирования в условиях жесткой конкуренции рано или поздно вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Таким образом, главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его приспособляемости к меняющимся условиям хозяйствования.

Особенности менеджмента в малом бизнесе обусловлены преимущественно неформальным исполнением власти. Взаимоотношения менеджера и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер. Практика выработала определенные требования к личности менеджера малого бизнеса: 1) Менеджер всегда на виду, его авторитет зависит от его профессиональных и личных качеств; 2) Менеджер должен обладать большой гибкостью в работе, уметь предвидеть события и приспосабливать деятельность фирмы к меняющимся условиям; 3) Менеджер должен обладать способностью формировать и развивать эффективные рабочие группы; 4) Менеджер должен воспринимать своих подчиненных как группу, а не как отдельных личностей, и поддерживать общение с ними как с группой; 5) Задача менеджера — не формализовать отношения в коллективе, а учитывать их в своей работе, поддерживать атмосферу творческого взаимодействия; 6) Менеджер должен обладать высокой способностью влиять на окружающих; 7) Менеджер должен уметь обучать и развивать подчиненных: 8) Менеджер несет ответственность за результаты работы и атмосферу в коллективе.

Именно тип менеджера-организатора является предпочтительным для предприятий малого бизнеса, управления небольшим коллективом, где взаимоотношения руководителей и подчиненных носят непосредственный и открытый характер. В малом бизнесе предпочтительнее тот стиль управления, который осуществляется преимущественно на неформальной основе, нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе, ориентированной на достижение результатов.

Финансовый менеджмент в малом бизнесе в силу специфических особенностей становления и развития малых предприятий несколько отличается от практики управления финансами крупных предприятий. Это выражается в следующем:

) В небольшой фирме все функции финансового менеджера ложатся, как правило, на одного сотрудника (обычно это руководитель — хозяин данного предприятия). И именно он принимает решения по привлечению и использованию финансовых ресурсов, по установлению цены на производимую/продаваемую продукцию и распределению полученной прибыли. Как правило, этот сотрудник не имеет специального финансового, а зачастую и экономического, образования и вырабатывает политику поведения на рынке исходя из приобретенного опыта работы в данной сфере, собственного предпринимательского чутья и факта наличия денежных средств на счете.

) Финансовый менеджмент направлен на максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли. Малые фирмы, созданные в форме АО, имеют право выпускать акции, но в силу определенных трудностей этой процедуры, как правило, не делают этого. Следовательно, финансовый менеджмент на малых предприятиях, в первую очередь, направлен на максимизацию прибыли, доходов владельцев, на достижение безубыточности производства.

) На крупных предприятиях обычно разрабатывается финансовая политика или общая стратегия деятельности предприятия, включающая комплекс стратегических и тактических целей развития компании, на основе которых разрабатывается маркетинговая, ценовая, инвестиционная, кредитная и др. политика.

В небольших компаниях, как правило, отсутствуют документы, фиксирующие стратегические цели и тактические задачи развития данного предприятия. Малая фирма обычно создается по частной инициативе ее собственника для реализации его внутренних возможностей, и вся деятельность компании подчинена его личным интересам.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

) Одним из приоритетных направлений финансового менеджмента в современных условиях хозяйствования является оптимизация налогообложения. На крупных предприятиях все чаще привлекают специалистов для определения наиболее низкого уровня налоговых обязательств и разработки мер по законному снижению налоговых платежей.

Малые предприятия не могут привлечь дорогостоящего специалиста по вопросам налогообложения и поэтому используют, как правило, незаконные способы ухода от налогов: ведение двойной бухгалтерии, выписка фиктивных счетов и т.д.

) Финансовый итог предпринимательства характеризуется в первую очередь прибылью, которую получает предприниматель. Чтобы ее получить, надо производить и продавать только то, что требуется рынку. Следовательно, для эффективного функционирования предприятию не обойтись без маркетинга, который представляет собой комплексную и целенаправленную деятельность в области производства и рынка, обеспечивающую удовлетворение потребностей как потребителей, так и производителя.

На малых предприятиях, как правило, не уделяется должного внимания маркетингу в силу отсутствия: 1) понимания важности разработки маркетинговой политики и 2) “лишних” денежных средств, необходимых для изучения рынка, покупателей, конкурентов или оплаты соответствующих специалистов. Маркетинговая политика на малом предприятии обычно сводится к следующему: продавать тот товар (услугу), который пользуется спросом и до тех пор, пока он приносит прибыль. Другими словами, предприниматель при принятии маркетинговых решений основывается не на данных опросов и точных расчетах эффективности продажи того или иного продукта, а на собственном видении фактической ситуации на рынке, опыте и интуитивном восприятии событий.

В то же время следует отметить, что малые предприятия в этом смысле находятся в гораздо более выигрышном положении, нежели крупные: работают с узким кругом потребителей, лучше знают своих клиентов, имеют больше возможностей личного общения персонала с клиентами, быстрее реагируют на изменение потребностей и конъюнктуры рынка.

Общие сведения об ООО «Комсервис»

Общество с ограниченной ответственностью «Комсервис» было создано в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, а также Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», и другими правовыми актами. Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Ком-сервис», сокращенное фирменное наименование на русском языке: ООО «Комсервис». Общество является коммерческой организацией.

Местонахождение общества: 301940, Российская Федерация, Тульская область, Куркинский район, пгт. Куркино, ул. Октябрьская, дом №23, офис 1.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Общество является юридическим лицом по законодательству РФ, может иметь в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам всеми своими актами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет самостоятельный баланс, вправе укрывать счета в банках на территории РЫ и за ее пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Общество также вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуальной идентификации.

Учредительным документом Общества является Устав.

Предметом деятельности общества является:

) предоставление всех видов коммунальных услуг.

) строительство: подготовка строительного участка, строительство зданий и сооружений, монтаж инженерного оборудования, производство отделочных работ, аренда строительных машин и оборудования;

) производство санитарно-технических работ.

Цели и предмет деятельности общества

Общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели предпринимательской деятельности извлечение прибыли.

Общество обладает общей гражданской правоспособностью. Оно вправе иметь гражданские права и исполнять гражданские обязанности для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Отдельными видами детальности, перечень которых определяется Законом, Общество в праве заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности. Если условия предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то Общество в течение срока действия лицензии не вправе осуществлять иные виды деятельности, кроме предусмотренных лицензией и им сопутствующих.

Предметом деятельности Общества является:

) Сбор, очистка и распределение воды;

) удаление и обработка сточных вод;

) производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов;

) предоставление всех видов коммунальных услуг;

) хранение и складирование;

) строительство фундаментов и бурение водяных скважин;

) производство санитарно-технических работ;

) подготовка строительного участка;

) операции с недвижимом имуществом, аренда и предоставление услуг, деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией жилого фонда, сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда, надзору за состоянием жилого фонда.

2.3 Проблемы развития ООО «Комсервис» (г. Тула) и его системы управления

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

В первую очередь, следует рассмотреть те проблемы развития, с которыми сталкивается «Комсервис». Их можно условно разделить на три больше группы: 1) типичные проблемы, с которым сталкиваться большинство предприятий коммунального сервиса; 2) специфические проблемы, свойственные именно этому предприятию; 3) проблемы развития предприятия, обусловленные несовершенством его системы управления.

Итак, к первой группе проблем развития, с которым сталкивается ООО «Комсервис», следует отнести следующие. Так, все еще актуальной остаётся проблема несовершенства законодательной базы. Не всегда предусмотренные федеральным и местным законодательством нормы можно применить на практике. Особенно актуальным остаётся вопрос начисления объективных тарифов за жилищно-коммунальные услуги.

Так же общей проблемой для всех подобных предприятий является проблема старения основных фондов. Не смотря на активную работу по реконструкции ветхого жилья, а также по расселению аварийных домов, капитальному ремонту зданий, доля старого жилья, которое обслуживает ООО «Комсервис», все еще остаётся очень высокой. Особенно трудоемки в эксплуатации жилые дома, которые были сооружены в 60-70-хх годах прошлого века. Проблема в том, что они не были предусмотрены для столь длительной эксплуатации, и теперь их содержание, в пересчете на 1 м 2, обходиться значительно дороже, чем содержание того же метража, но в новых домах. Это, в свою очередь, порождает специфический социальный конфликт. Он состоит в том, что плата за эксплуатацию квартиры в новом доме обходиться значительно дешевле, чем эксплуатация квартиры аналогичного метража, но в «хрущевке». Это при том, что в последнем случае в таком доме живут, как правило, менее обеспеченные люди, которым, в пересчете на их доход, приходиться платить еще больше.

Так же общей для всех подобных компаний является проблема недобросовестной конкуренции в данной отрасли. После проведения реформы ЖКХ, когда сами жители домов (объединений совладельцев многоквартирных домов) получили право самостоятельно выбирать компанию, которая будет эксплуатировать их дом, направление и характер конкуренции в данной отрасли существенно поменялся. Так, на кондоминиумы, которые обслуживает ООО «Комсервис», регулярно «выходят» с конкурентными предложениями конкурирующие структуры. Их тактика состоит в том, чтобы на начальном этапе предложить обслуживание домов по заранее заниженным тарифам, которые не соответствуют себестоимости работ. В том случае, когда их тактика сработает, предложение меняется на рыночное, и тогда, кога договор на обслуживание дома заключен, начинается поэтапное повышения тарифа до установленного уровня. Для того, чтобы нейтрализовать такую танкетку, представителям ООО «Комсервис» приходиться вести регулярную разъяснительную работу среди представителей домов, которые уже находиться на обслуживании у данного предприятия.

Еще одной проблемой, которая присуща всем предприятиям, которые работают в данной сфере, является работа по установленным тарифам на жилищно-коммунальные услуги. Согласно действующему законодательству, часть тарифов устанавливается естественными монополистами в рамках, указанных компетентными государственными органами (например, тарифы на потребляемую электроэнергию). Часть тарифов устанавливается местной властью (например, непосредственно тарифы на обслуживание многоквартирных домов), — устанавливаться Тульской городской думой. И еще часть расходов, которые несет ООО «Комсервис», регулируются рынком (расценки на горюче-смазочные материалы, заработная плата сотрудникам). Суть проблемы состоит в том, что усыновлённые городской думой тарифы не всегда корректно учитывают рентабельность предприятия. Таким образом получается, что коммунальное предприятие должно обслуживать дома по заранее установленным тарифам, при этом покупая большинство материалов и услуг так же по фиксированным ценам. В такой ситуации у предприятия остаётся очень мало «места для маневра». То есть, чтобы повысить свою рентабельность, предприятие может экономить буквально на нескольких статьях расходов. Такими статьями расходов могут быть либо снижение заработной паты сотрудникам, либо экономия на обновлении техники, либо экономия за счет снижения рентабельности. При этом экономия на фонде заработной платы быстро и существенно скажется на конкурентоспособности предприятия в целом, — текучка кадров очень существенно ее снижает. Снижение же темпов обновления основных фондов предприятия не будет иметь ощутимых последствий в ближайшей будущем, но может самым решительным образом сказаться через 5-7 лет. Отказ от регулярного обновления техники, закупки новых машин существенно снижает рентабельность предприятия в целом, а также понижает эффективность труда и повышает количество поломок и случаев отказа техники.

К специфическим проблемам развития ООО «Комсервис» можно отнести следующие.

Хотя об этом и было сказано, но все же. На балансе предприятия находиться очень большая доля старых домов. При этом их обслуживание осуществляется почти по тем же тарифам, что и новых домов. Таким образом, для существенного повышения своей рентабельности предприятие должно произвести реструктуризацию фонда, находящегося у него на балансе. Похожей проблемой является большая доля устаревшей техники в парке предприятия. По ка что данная проблема не ощущается так остро, но в будущем предприятие столкнется с необходимостью замены устаревшей техники.

В том, что касается конкуренции. Перед предприятием на данный момент стоит два наиболее существенных вопроса — борьба за кадры и борьба за новых клиентов. При этом в первом случае речь идет как о привлечении молодежи в свой штат, так и о борьбе с текучкой кадров. Во втором же случае проблема больше состоит в том, чтобы брать на баланс новые дома. Но, поскольку темпы введения нового жилья в Туле не велики, то новых домов на рынке появляется не много.

К проблемам развития ООО «Комсервис», которые связанны с несовершенством его системы управления, можно отнести целый перечень различных направлений.

К наиболее очевидным следует отнести оптимизацию численности персонала компании. Не смотря на то, что это болезненный процесс, очевидно, что необходимо сократить штат — за счет тех, кто непосредственно не задействован в технологическом процессе. Таковыми могут быть, в первую очередь, управляющие среднего звена и административный персонал. В первом случае их полномочия можно делегировать ниже стоящим сотрудникам. Во втором случае оптимизации численности можно достичь за счет автоматизации процессов, передачи части функций на субподряд.

Так же проблемой развития ООО «Комсервис», связанной непосредственно с изъянами в управленческой структуре, являясь нерациональное распределение времени между сотрудниками. В первую очередь речь идет о том, что рабочее время сотрудников, задействованных непосредственно в производственном процессе, организовано не наилучшим образом. При этом много рабочего времени уходит на «простой».

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Еще одной проблемой системы управления предприятием является не налаженная система повышения квалификации сотрудников. При чем как административной части, так и той, которая задействована непосредственно в производственном процессе.

Так же следует упомянуть и то, что среди коллектива сотрудников существуют проблемы с коррупцией. Не будем вдаваться в подробности того, как в частной компании сотрудники, злоупотребляя своим служебным положением, могут получить неправомерную выгоду. Однако можем отметить, что такие возможности есть, в частности, не взятие платы за фактически оказанную услугу, или же манипуляции со стоимостью последних.

В целом же можно утверждать, что системные проблемы ООО «Комсервис» отсутствуют. Предприятие стабильно, год от года, показывают хорошую рентабельность, и поэтому, в говоря о проблемах развития, их следует упоминать именно в конструктивном ключе. Все-таки гораздо более существенной преградой для развития являются внешние риски. Об этом уже говорилось высшее, но можно коротко резюмировать. Разница в тех тарифах, по которым предприятие должно обслуживать дома, и теми тарифами, по которым оно закупает расходные материалы, не такая уж и большая. На фоне существенной конкуренции за ценных сотрудников поддерживать стабильный уровень рентабельности не так то просто.

Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствования системы управления ООО «Комсервис»
3.1 Меры по повышению рыночной эффективности ООО «Комсервис» и систем его управления

Перечень мер, с помощью которых можно существенно поднять рыночную эффективность сервисного коммунального предприятия, достаточно широк. При этом конкретная рыночная ситуация в определенном городе существенно сужает «доступнее варианты». В случае с ООО «Комсервис», такими ограничениями выступают: 1) небольшой и медленно растущий рынок города Тула; 2) высокая степень конкуренции в данном сегменте, которая так же снижает возможность «маневра» в данной ситуации и ограничивает потенциальную прибыль; 3) социально ориентированная политика городской думы Тулы.

Таким образом, направлений, в которых ООО «Комсервис» может повышать свою рыночную эффективность, не так уж и много. Большая часть из них является вполне универсальными правилами, которые подошли бы для каждого подобного предприятия. Тем не менее, имеет смысл их перечислить. Итак, общими принципами эффективности управления, которые имеет смысл соблюдать при повышении рыночной эффективности данного предприятия, следующие: 1) постепенный пересмотр взаимоотношений между сервисной компанией и жильцами домов, которые эта компания обслуживает; 2) постепенное внедрение полностью рыночного механизма во взаимоотношениях между жильцами домов, которые эксплуатирует компания; 3) внедрение партнерских взаимоотношений между жильцами домов (люди должны понять, что предоставление коммунальных услуг осуществляется на рыночной основе. Если они хотят экономить, то это возможно или за сет внедрения новых, энергосберегающих технологий, либо за счет ограничения потребления).

Для выстраивания более эффективной модели поведения на этом рынке, для ООО «Комсервис» необходимо имплементировать в систему своих взаимоотношений с собственниками квартир более рациональные отношения, которые бы в более полной мере баланс функций.

Суть предлагаемых мер подразумевает, что последствия от их внедрения должны иметь обоюдный эффект. Специфика рынка коммунальных услуг заключается в том, что и поставщик коммунальных услуг, и их потребитель, «привязаны» друг к другу. Дома стоят, обслуживаться и эксплуатируются десятками лет, и, в отличии от других рынков, в данном случае поставщик коммунальных услуг и их потребитель находиться в специфической взаимосвязи. Так, обслуживающая компания заинтересована не столько в том, чтобы в текущем календарном году максимизировать свою прибыль. В этом контексте вполне достаточно будет и того, чтобы поддерживать определенный, приемлемый уровень рентабельности. При чем, что существенно, таковой уровень может быть «приемлемым» по всем домам, которые обслуживаться данной компанией. То есть некоторые дома можно какое-то время обслуживать и в убыток себе. Целью же является поддержание такого уровня комфорта в доме, который обслуживает компания, что бы квартиры в нем не дешевели.

Таким образом, предлагаемые нами меры по повышению рыночной эффективности ООО «Кмосервис» можно разделить на следующие направления:

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

) самая очевидная мера по повышению рыночной эффективности компании — это оптимизация работы с клиентами. Так, необходимо наладить постоянный контакт с жителями домов. Имеет смысл при помощи интернет платформы (или собственной, или же использовать действующие социальные сети) находиться в постоянной связи с жителями домов, что бы максимально оперативно реагировать на их обращения по поводу качества услуг. Так же можно создать информационную систему, при помощи которой жильцы домов, которые обслуживает это предприятие, могли бы получить весь перечень информации, который мог бы быть им интересен.

) компании необходимо выстроить более действенную стратегию взаимоотношений с конкурентами. Она должна основываться на нескольких принципах. Естественно, что для поддержания текущего уровня рентабельности (и для его поднятия в будущем) компании необходимо постоянно расширять площадь жилого фонда, которые она обслуживает — то есть вступать в борьбу за то, чтобы брать на баланс новые жилые дома. При этом для противодействия потенциальным конкурентам ООО «Комсервис» необходимо делать ставку не на минимизацию тарифов на обслуживание жил. площади, а на предложение, которое подразумевает максимальное качество предоставляемых услуг. В качестве же мер контр конкуренции можно предложить проведение иридиевых компаний, которые бы формировали у клиентов понимание того, что именно эта компания предлагает оптимальное соотношение качества предоставляемых услуг и их цены.

) еще одна мера повышения рыночной эффективности компании — это выработка стратегии в области оптимизации ее бизнес- процессов. Для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность, компания должна провести мотаную работу в контексте коммерческой оптимизации собственных активов. Необходимо изыскать скрытые резервы для повышения рентабельности действующих процессов (как административных, так и произвдственных).

) и, безусловно основная (в контексте выполняемой работы) мера по повышению рыночной эффективности ООО «Комсервис» — оптимизация системы управления. Какие именно проблемы испытывает данная компания в контексте системы управления, уже писалось выше. Так что тут имеет смысл подробнее остановиться на рыночном эффекте от ее оптимизации. Безусловно, основным видоизменением данной системы должно стать снижение численности ее сотрудников, а также «ступеней управления». Так же необходимо более интенсивно использовать возможности, которые предоставляет информатизация. Дистанционное управление, ограничение личного контакта должны стать важными принципами ее оптимизации.

3.2 Расчет ожидаемого результата от мер по повышению рыночной эффективности предприятия

Рассчитать эффект от предложенных мер (по повышению рыночной эффективности) можно в нескольких «отношениях»: в сугубо коммерческом, в контексте укрепления рыночной позиции предприятия, и в контексте роста социального капитала предприятия, укрепления его позитивного имиджа в глазах общественности и собственного коллектива.

Таким образом, рассмотрим предложенные нами меры именно в этом контексте.

Главное направление по повышению рыночной эффективности, предложенное нами, состоит в выстраивании новых отношений со своими клиентами. Результатом предложенных нами мер должны стать следующие последствия. Главное, что ООО «Комсервис» должно добиться в результате построения новых отношений с клиентами — это формирование у общественности г. Тула устойчивого мнения, что именно данная компания — это наиболее подходящий поставщик коммунальных услуг на рынке города, в предложении которого — самое оптимальное соотношение цены и качества. К тому же, для этой компании необходимо добиться формирования лояльной общины в каждом доме, который она обсуживает. Наиболее видимым результатом успешной политики по отношению к клиентам у «Комсервиса» должно быть лидерство в информационном пространстве города. При чем речь идет те только и не столько в формировании позитивного образа компании в средствах массовой информации. Основное, что подразумевается под термином «информационное присутствие» — в интернет пространстве. Как уже говорилось, основную роль при этом должна сыграть информационная платформа, разработанная специально для клиентов «Комсервиса».

То, что касается мер по противодействию конкурентам. Очевидно, что непосредственного коммерческого эффекта они не дадут. Более того, само по себе противостояние с конкурентами — очень затратное мероприятие. Тем не менее, эффект от такой борьбы можно проследить. Рынок коммунальных услуг устроен таким образом, что быстрое исчезновения уксусников с него не возможно: все компании, которые оказывают коммунальные услуги населению, связанны со своими клиентами долгосрочными контрактами. Но, с другой стороны, постепенное «выдавливание» конкурентов с рынка вполне возможно. Происходить это будет следующим образом. По мере того, как ООО «Комсервис» буде увеличивать жилищную прощать, которую он обслуживает, у его основных конкурентов, соответственно, постепенно будет снижаться клиентская база. В какой-то момент она становиться на столько маленькой, что уже не позволяет получать прибыль. То есть компания, которая оказывает коммунальные услуги, должна иметь определенный минимум площади для того, чтобы показывать рентабельность. Если площадь не достаточна, то на каждом квадратном метре жилого фонда такая компания начинает получать убыток. Именно к такому результату должна стремиться политика данного предприятия в отношении конкурентов.

Теперь то, что касается эффективности внедрения новой бизнес модели для ООО «Комсервис». Естественно, как частное предприятие, которое нацелено на получение прибыли, данная компания не может быть убыточной. Поэтому, как результат внедрение данной модели в действие, можно ожидать обеспечение рентабельности данного предприятия в долгосрочном периоде. При этом наиболее значимым видимым результатом работы должна стать реорганизация производственного процесса в направлении уменьшения его себестоимости. Так, как уже отмечалось, у данного предприятия есть не так уж и много возможностей касательно того, как именно можно оптимизировать издержки. Пересмотр смет на предоставление основных услуг (на предмет снижения их себестоимости) а так же оптимизация штатного расписания — вот те не многие направления, которые могут дать соответственный эффект. К примеру, результатом такой оптимизации может быть пересмотр рабочих бригад, которые непосредственно выезжают для оказания услуг населению, расходных материалов, которые они используют, тип транспорта, которым пользуются, и т.д.

Так же результатом имплементации новой бизнес модели для компании должна стать оптимизация жилого фонда, который в данный момент находиться на балансе компании. Речь идет о том, что не каждый дом способен приносить прибыль компании, которая его эксплуатирует. Речь идет о старых домах (а именно, как уже говорилось, о домах, которые были построены в «хрущевское» время). В таких случаях, раньше или позже, но ООО «Комсервис» должно прийти к тому, что необходимо отказаться от обслуживания частных домов. Или, по крайней мере, провести их капитальный ремонт, реконструкцию с целью снижения текущих издержек на содержание.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

В конечном счете, внедрение более прогрессивной бизнес модели способно существенным образом повлиять на рыночную позицию данного предприятия. Это может оказаться полезным в том случае, когда будет необходимо поднять рыночную стоимость, — в случае продажи компании, или объединения с другим участником рынка.

Теперь касательно того, как именно может проявить себя улучшение системы управления данным предприятием.

Важным критерием при этом является такое понятие, как социальная ответственность. Она подразумевает то (в данном конкретном случае с ООО «Комсервис»), что компания как бы берет на себя ответственность за обустройство и поддержание в подобающем виде определённую часть города. Для предприятия, которое работает в таком направлении, как предоставление коммунальных услуг, обслуживание жилого фонда, репутация в глазах общества — самый важный капитал. Именно лояльность жителей к данной компании представляет собой «задел», благодаря которому возможно развивать клиентскую базу, — «брать» на обслуживание дополнительные площади.

Опираясь на выше изложенные данные, которые раскрывает проблематику ведения малого бизнеса в России, проблем управления ним, а также особенностей организации работы в ООО «Комсервис», можно сказать следующее.

Сфера малого и среднего бизнеса в нашей стране имеет историю развития, отличную от развития крупных предприятий. Так, если крупные промышленные предприятия в нашей стране существовали всегда (в смысле, на протяжении довольно длительного времени, — всю современную историю), то на мелкое предпринимательство очень долгое время действовал запрет. История советской власти нанесла мелкому предпринимательству, в первую очередь как социальному, культурному явлению, сильнейший удар. На протяжении нескольких поколений в нашей стране предпринимательства не существовало как явления.

Именно это обстоятельство, на наш взгляд, и определило во многом современное положение малого и среднего предпринимательства в нашей стране. Оно (малое и среднее предпринимательство) очень существенно уступает по уровню своего развития, влияния на экономическую жизнь крупному. На данный момент Россия — это страна, большую часть ВВП которой (так же, как и внешне торгового баланса) формируют крупные предприятия (под час с очень существенным государственным участием)

Малые и средние предприятия развились лишь в некоторых «секторах» экономики нашей страны. Возникнув, как форма организации торговли, малые предприятия до сих пор остаются основной организационной формой в этой сфере. Так же очень ощутимо присутствие малых предприятий в таких сферах, как предоставление бытовых услуг населению, и жилищно-коммунальное хозяйство. Собственно, и ООО «Комсервис» можно охарактеризовать как среднее предприятие, которое действует в жилищно-коммунальной сфере.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Современное состояние сферы малого бизнеса в России оценить сложно. С сугубо формальной точки зрения, данная сфера довольно динамично развивается. Так, ежегодно возрастает численность малых и средних предприятий. С другой стороны, следует отметить, что во многом эту практику можно объяснить тем, что не функционирующие предприятия попросту не закрывают. При этом статистика указывает, что, все-таки, на протяжении всего периода проведения реформ в нашей стране, ежегодно численность подобных предприятий возрастает. В целом же, точек зрения на то, как определить современное значение данной сферы для нашей страны, довольно много.

Таким образом, можно очертить три принципиальные позиции, которых придерживаться, когда хотят дать оценку современному состоянию сферы малого и среднего бизнеса. Первая заключается в том, что данная сфера в России совершенно не приспособлена для того, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью вообще. Деловой климат в нашей стране не способствует созидательной деятельности вообще. Вторя точка зрения состоит в том, что данная сфера — малого и среднего бизнеса — «замерла». Количество фактически действующих предприятий меняется мало, как и численность людней, которые заниматься бизнесом. К тому же, предприятия малого и среднего бизнеса действую преимущественно в одних и тех же сферах деятельности. Таким образом, можно говорить о своеобразной «консервации» этой сферы. Траться точка зрения состоит в том, что малые и средние предприятия в России — важная и динамичная часть ее экономики. Собственно, именно такой позиции придерживаемся и мы. По своему вкладу в долю ВВП, а, особенно, по числу занятых работников, данный сектор является полноценной составляющей российской экономики.

Малое и среднее предпринимательство в городе Тула, особенности его развития, в целом, соответствуют общероссийским тенденциям. И по своему вкладу в областной валовый региональный продукт, и по своей структуре предпринимательская сфера в целом соответствует общероссийской модели. В основном, она представлена торговыми предприятиями, а также точками предоставления бытовых услуг населению и заведениями общественного питания.

ООО «Комсервис» можно назвать типичным представителем данной сферы. Это частное, среднее по размерам (согласно общепринятой классификации) предприятие, находящиеся в пригороде г. Тула, фактически обслуживает жилую площадь по всему городу. Начав свою историю как типичное частное малое предприятие, которое специализируется на предоставлении коммунальных услуг и обслуживании жилого фонда, данное предприятие на данный момент стало одним из лидеров данного рынка в городе.

В рамках написания данной работы нами был проведен анализ не только сферы коммунальных услуг г. Тулы, но и самого ООО «Комсервис». По его результатам был сделан ряд выводов касательно того, каким именно образом можно оптимизировать деятельность данного предприятия. Так, нами были выделены наиболее существенные проблемы данного предприятия, а также пути их решения и эффект их имплементации. При этом особенный акцент был сделан на проблемах построения оптимальной системы управления данным предприятием.

Повышение рыночной эффективности предприятия должно осуществляться в таких направлениях: выстраивание рациональных отношений с клиентами компании; оптимизация внутренних производственных процессов в самом ООО «Комсервис»; повышение уровня конкурентоспособности предприятия, повышение рентабельности предприятия и его рыночной эффективности.

Собственно, основными недостатками системы управления предприятием является ее нерациональная организация, в первую очередь из-за того, что на предприятии очень большая доля сотрудников, которые непосредственно не задействованы в производственном процессе. Оптимизация системы управления должна происходит в направлении сокращения сотрудников, в первую очередь, за счет сокрушения управленческого звена.

Список использованной литературы

1. Бутова Э.Ю. Проблемы развития алого бизнеса в России. — М.: Litres, 2016. — 503 с.

. Волохова И.С. Тарифное регулирование сферы жилищно-коммунального хозяйства / И.С. Волохова. — М.: «Основа». — 310 с.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

. Вишневская Н.Г. Проблемы обеспечения квалифицированными кадрами жилищно-коммунальной сферы региона / Н.Г. Вишневская // Вестник УГУЭС. Серия Наука, образование, экономика, №1 (7), 2014. — С. 48-52.

. Газалиев М.Т., Осипов В.И. Особенности налогообложения малого бизнеса. — М.: Litres, 2016. -405 с.

. Ганченко Д.Н. Инвестиции в сферу ЖКУ: политика, активность и привлекательность / Д.Н. Ганченко // Вестник Кемеровского государственного университета, №1 (57), 2014. — С. 87-92.

. Гладилин В.А., Султанов Е.З. Ключевые аспекты и проблемы взаимодействия малого бизнеса и местного самоуправления туристско-рекреационной сфере в РФ и регионе // Экономика и предпринимательство, 2016, №1 (1). — С. 239-241.

. Гоманова Т.К., Лукьянова З.А. Малый бизнес в период депрессивного состояния экономики России // Актуальные финансовые исследования: теория, методология и практика (Сборник научных статей), 2016. — С. 43-48.

. Кириллова А.Н. Манухина О.А. Система управления градообслуживающей сферой города / А.Н. Кириллова, О.А. Манухина // Недвижимость, экономика, управление, №3, 2015. — С. 48-53.

. Кравец В.А. Инвестиционный климат и развитие бизнеса в России // Российской предпринимательство, 2016, №2. — С. 57-62.

. Крюкова Е.Л., Лемьева И.В. Тенденции развития государственно-частного партнерства / Е.Л. Крюкова, И.В. Лемьева // Государственно-частное партнерство, №3, 2016. — С. 47-52.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

. Лещенко М.И. Недостаточная разработка механизмов управления привлечения инвестиций, нехватки финансовых средств / М.И. Лещенко // Вестник Томского университета. Серия Экономика, №17, 2014. — С. 52-58.

. Ромашкин Т.В., Фимушкина А.А. Государственная поддержка малого бизнеса: миф или реальность? // Известия Саратовского университета (Серия: Экономика), 2016, №2. — С. 89-95.

. Слиняков Ю.В. Проблемы развития и управлении сферой жилищно-коммунальных услуг при адаптации их к рыночным условиям / Ю.В. Слиняков // Вестник государственного университета управления, №3, 2014. — С. 71-74.

. Ускова Т.Р., Барабанов А.И. Жилищно-коммунальное хозяйство муниципалитета / Т.Р. Ускова, А.И. Барабанов. — М.: Litres, 2016. — 430 с.

. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде / А.Ю. Чепуренко — М.: Издательский дом Международного университета, 2016. — 324 с.

. Шевчук Д.В. Источники финансирования Бизнеса. — М.: Litres, 2016. — 497 с.

. Шилкина О.А. Проблемы финансирования модернизации объектов коммунальной инфраструктуры / О.А. Шилкина // Финансы и кредит, №13 (637), 2015. — С. 135-139.

. Статистические данные по малому предпринимательству (Электронный ресурс). Режим доступа: http://rcsme.ru/ru/statistics