Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Анализ социальной активности молодежи (на примере МО г. Сокол)»

Сформированные в разные периоды времени представления об активной личности, значительно различаются. В разные годы были приняты попытки как в целом осуществить анализ понятия социальной активности, так и определить ее мотивационный, ценностный и целевой компоненты, необходимые для понимания направленности, форм и способов проявления молодежью активности в различных сферах жизнедеятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

.        ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

.1 Понятие «социальная активность» и ее сущность

.2 Способы и виды формирования социальной активности

.3 Социальная активность молодежи в современном российском обществе

. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ Г. СОКОЛА)

.1 Программа исследования

.2 Результаты социологического опроса

.3 Результаты опроса экспертов

. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

.1 Практические рекомендации по повышению уровня социальной активности молодежи

.2 Социальная эффективность мероприятий

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы высока, поскольку существует множество проблем, которые связанны с формированием и развитием социальной активности молодежи, являющейся предметом исследований на протяжении многих лет. социальная активность молодежь

Сформированные в разные периоды времени представления об активной личности, значительно различаются. В разные годы были приняты попытки как в целом осуществить анализ понятия социальной активности, так и определить ее мотивационный, ценностный и целевой компоненты, необходимые для понимания направленности, форм и способов проявления молодежью активности в различных сферах жизнедеятельности.

На данном этапе развития в российском обществе, как социальная группа, молодежь имеет двойственный статус. С одной стороны, она характеризуется как политически равнодушная и социально незрелая, а с другой стороны ее считают общественным преобразователем.

Цель работы: Провести анализ социальной активности молодежи.

Задачи:

.        Проанализировать основные формы социальной активности.

.        Изучить понятие и сущность социальной активности.

.        Провести анализ социальной активности молодежи в городе Сокол.

.        Разработать рекомендации для повышения уровня социальной активности молодежи.

Гипотезы:

. Молодежь не играет значительной роли в общественной жизни г. Сокол:

.1. «Молодые люди плохо осведомлены об общественной жизни города»

.2. «Общество не испытывает доверия к молодежным организациям».

.3.     «Молодежь считает бесполезным заниматься общественной деятельностью».

.        Молодежь города Сокол занимает активную гражданскую позицию и активно принимает участие в жизни города.

Объект исследования — молодежь г. Сокола.

Предмет — социальная активность молодежи.

Методологической и информационной основой исследования явились научные статьи, монографии, а так же использовались интернет ресурсы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и предложенные механизмы совершенствования социальной активности молодежи могут быть использованы как инструментарий для дальнейшего анализа проблем развития городского округа. Разработанные рекомендации могут быть востребованы в практической деятельности, как города, так и в целом региона, а также для дальнейшей практической разработки проблемы.

Поставленные цели и задачи обусловили структуру данной выпускной квалификационной работы. Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

.1 Понятие социальная активность и ее сущность

Понятие «социальная активность» имеет ярко выраженный общественный характер, поэтому только человек может рассматриваться в данном аспекте. Ведь именно человек существует в социуме, следует его стандартам, установкам, подчиняется его правилам, а это значит, что его активность ведет к развитию, преобразованию и прогрессу общества.

Социальная активность в такой науке как социология, есть общая сумма всех форм общечеловеческой деятельности, специально направленной на разрешение имеющихся задач общества.

Также в обществе наравне с социальной активностью проявляется и социальная пассивность, которая проявляется в отрешенности человека от общепринятых норм и задач, это можно заметить в уменьшении социальной удовлетворенности, в безразличии к проблемам общества, в потребительском стиле досуга. Осуществление роста социальной активности в обществе происходит не автоматически, а целенаправленно.

Социальную активность следует изучать как интегрированное личностное свойство, которое состоит из двух аспектов:

.        Социальный аспект — накопление социальных умений, знаний и опыта социально значимой деятельности.

.        Личностный аспект — он отражается в интересах, потребностях, мотивах, эмоциональных переживаниях, самоанализе, в надежном, положительном отношении к социальной действительности.

Социальность личности реализуется через ее активность, направленную в разные области общественной деятельности, в процессе которой происходит ее формирование.

Л.А. Лиферов отводит внимание следующим компонентам социальной активности:

·        социальная направленность — говорит о потребностях, интересах, мотивах, ценностных ориентациях, мировоззрении, а так же дисциплинированности и др.;

·        направленность интересов и устремлений личности, к ним добавляется активная деятельность по исполнению этой направленности во время практики [25].

М.А. Румянцева делит социальную активность на три компонента, которые представляют собой социальные знания, умения, опыт социально значимой деятельности, эмоционально-ценностные переживания, самоанализ, ее интересы, потребности и мотивы [25].

Социальной активностью личности является потребность индивида поддерживать и не изменять основы своей жизни согласно своему мировоззрению и ценностным ориентациям. Так же «социальная активность — это показатель причастности индивида к системе коллективных отношений, степень его взаимодействия со всеми видами коллективной деятельности».

Социальная активность рассматривается как особое качество, как способность действовать сознательно, как способность не только адаптироваться к внешней реальности, но и изменить ее, т. е. приспособить среду к своим интересам, при таком взаимодействии с окружающей средой меняется и сама личность.

В основе социальной активности заложены потребности личности, а все прочие группы, которые раскрывают механизмы ее создания, такие как цели, принципы, тенденции, причины, мотивы и другие, исходят из интересов и выражаются в них.

В.З. Коган дает следующее определение социальной активности — это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно социально психологические качества, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности [11].

Понятие «социальная активность» можно рассмотреть в широком и узком смыслах. В широком смысле данное понятие трактуется как свойство, показывающее степень социальности личности, т.е. ее стремление действовать в интересах общества. В узком же смысле под термином социальная активность понимается качество личности, которое выражает ее отношения с определенной социальной общностью.

Так же социальную активность можно рассмотреть в двух формах, как положительную и отрицательную. Положительная форма активности проявляется как осознанная направленность на изменение обстоятельств, других людей и отдельного человека на благо общества, в качестве ответственного за преобразование обстоятельств. Но также в человеческом обществе есть личности, являющиеся социально-опасными, которые по сути антисоциальны, т.е. лишены чувства ответственности за людей. Такое влияния на общество относится к отрицательной социальной активности.

Понятием, близким по значения к социальной активности, является социальная инициатива. Многие авторы в своих работах под социальной инициативой рассматривают деятельность, которая направлена на изменение социокультурной среды в интересах гармонизации социокультурного поля [16].

Социальная активность молодежи предполагает у нее собственную позицию, относящуюся к различным событиям, связанным с жизнью общества, также рвение принимать участие в общественных процессах, которые в дальнейшем находят свое предназначение в социально полезной и значимой деятельности. Исходя из этого, активность — это способность к саморазвитию, самосовершенствованию.

Социальная активность молодежи зависит от коллективов, в которых они учатся, овладевают жизненным опытом. В тех коллективах, где встречается невысокая степень дисциплинированности и ответственности, этот процесс может протекать медленно. Успех развития социальной активности молодежи обуславливается такими личными качествами как самостоятельность, добродетельность, коммуникабельность, их сочетание и приводит человека к рассмотрению его как социально активную личность [23].

Социальная активность личности предусматривает решительное отношение к действительности, и означает устойчивое требование по-своему обдумывать происходящее в мире, а так же желание сделать жизнь лучше.

Как правило, активная личность достигает преимущественно больших жизненных успехов и занимает более высокий социальный статус, чем пассивная.

Социальная активность как духовное качество состоит из ряда признаков, исходя из которых, определяется уровень ее развития: внутренние признаки, такие как социальные мотивы деятельности и внешние — инициатива, активность, самостоятельность и творчество.

Сущность социальной активности состоит из творческого понимания мира, которое воплощается в положительной деятельности.

Социальную активность сравнивают с творчеством, т.к. она точно так же стремится внести свой личный вклад в развитие общественной жизни. Для динамичного творческого подхода к жизни требуется решимость, но так же одной решимости мало. Представление активной, творческой личности предполагает такие качества, как высокая культура, нравственность, знания.

Всё это помогает раскрыть социальную активность, как осознанную, творческую позицию молодежи в дальнейшем, по отношению к общественной жизни, а так же как полную самореализацию личности.

Сущностные характеристики социальной активности:

само детерминированность (проявление свободы воли), основа социальной активности необходимости индивида, внутреннее, разумное намерение, значимое для личности;

причастность к социальному взаимодействию (социальная активность — это итог осмысления индивидом взаимосвязи с обществом и проектирование способа взаимодействия с ним, который позволяет раскрыть свои возможности; она выражается в особой форме — социальной продуктивной деятельности, коммуникации, освоении);

просоциальность (установка на реконструирование носителя активности в социально положительном течении в пользу общества и личности, следуя социальным мерам, принципам, законам и духовным ценностям).

Социальная активность — это само детерминированное кооперирование личности с обществом, которое направлено на положительные перемены себя и общественной среды в согласии с интересами и личности и общества [21].

Не существует общей позиции в осмыслении социальной активности и ее сущности. Но ученые, исследующие данную проблему, находят точки соприкосновения в одном: сущность социальной активности может рассматриваться только в соотношении активности с деятельностью. Исходя из этого, выделяются, как правило, три группы соотношения этих терминов:

социальная активность приравнивается к деятельности;

категория «социальная активность» обширнее категории «деятельность»;

категория «социальная активность» уже категории «деятельность» [2].

Возникновение социальной активности происходит в процессе присоединения личности к деятельности, благодаря которой производится завладение общественного опыта в его всевозможных проявлениях.

Благодаря социальной активности осуществляются ценностные ориентации и социальные цели субъекта, так же его интересы и требования, которые связаны с публичными отношениями, стремящиеся изменить своей деятельностью окружающий мир, а вместе с ним и самого себя.

Молодежная активность предполагает непосредственное освоение социальных навыков, где так же важно, какую ответственность человек несет за свои действия [12].

В данном разделе происходит ознакомление с понятием «социальная активность» и ее сущностью. Следующий раздел направлен на изучение способов и видов формирования социальной активности молодежи.

.2 Способы и виды формирования социальной активности

Социальную активность принято рассматривать как сложившееся качество личности, как черту ее характера. Она находит свое проявление в таких качествах как:

настойчивость;

самостоятельность;

выносливость;

сила воли;

ответственность;

предприимчивость.

Социальная активность есть обобщенное свойство личности, которое отражается на разных видах человеческой деятельности: познавательной, социальной, трудовой и т. д.

Ее действие зависит от ряда причин:

объективность (уровень и характер развития этой деятельности, потребность общества в этом виде деятельности и др.);

субъективность (предыдущий опыт, общие и особые способности, потребности индивида, степень осознания ее личной и общественной необходимости деятельности и т.д.).

Социальная активность важна для личности и формируется в процессе социализации, посредством освоения социальных ролей. Процесс социализации происходит во взаимодействии с различными факторами, влияя, в частности, на развитие всего человека и социальной активности.

Основой содержания проявления социальной активности индивида является социальная роль, основное содержание которой есть понимание социальных норм, определение желаемого поведения и отношений, которые рождают виды социальной активности.

Рассмотрение понятия «социальная активность личности» помогает определить его как целостное социальное качество индивида, так же наличие нужных знаний и навыков, берущих свое начало в активной деятельности; комплекс социально значимых действий, направленных на глубокое, сознательное взаимодействие с социальной средой; ценности и понимания социальной реальности.

Развитие данного качества происходит в различных социально значимых мероприятиях, которые обеспечивают глубокое и полное саморазвитие.

Анализ сути и специфики социальной активности нуждается в рассмотрении факторов ее развития. Изучение факторов социальной активности личности не рекомендуется исследовать вне контекста факторов формирования всего человека. Под факторами понимаются движущие силы определенного феномена или процесса, которое определяет его содержание, основное течение; значимое положение в каком-либо процессе, явлении.

Факторы развития деятельности личности разделяются на внутренние и внешние. Внутренние факторы социальной активности, содержат требования, интересы, умения, доводы, потенциал определенного индивида. Так же, на социальную активность, так или иначе, оказывают влияние особенности темперамента, черт характера, плохой жизненный опыт, стеснительность, слабость, состояние здоровья и т. д. Внешние факторы социальной активности (социальная среда) более широко отражаются в типологии В.Ф. Бехтерева. Он выявил такую классификацию факторов [4]:

природные факторы;

определение общих социальных факторов, макро факторов (общественно-политических, экономических, духовных положений общества и государства);

переходные, мезофакторы (культурно-этнические условия, областные особенности, вид поселения);

определенные факторы социальной среды, микро-факторы (семья, учреждения, общество, сверстники, команда).

Важно отметить, что, человек, не являющийся социально активным, растворяется в обществе.

Социальная активность рассматривается только в сочетании с конкретными видами деятельности, поэтому структура и виды социальной активности будут различны для каждой деятельности субъекта.

Традиционно виды социальной активности разделяют на:

трудовые;

социально — политические;

когнитивные.

Социальная деятельность осуществляется в форме общественно полезных действий, которые оказываются под действием мотивов и импульсов в их основу заложены важные нужды для общества. Человек или социальная группа — это субъект социальной активности.

Активное социальное положение раскрывается через отношения человека с социальной средой. Это происходит посредством знания, деятельности и коммуникации.

Социальная активность индивида отражается во внутренних побуждениях к действию, а так же в его потребностях.

Отличительные черты социальной активности:

) не безразличие к влияниям окружающей среды;

) присутствие качеств, проявляющихся в способности к саморегулированию, самоорганизации, самовыживанию, само воспроизводству, саморазвитию образованию т. д.;

) направленность воздействия на окружающую среду, преодолевающая внешние разрушительные силы;

) раскрытие собственности в концепции «многообещающей деятельности»

) выбор поведения характера системы в изменчивой внешней среде.

Можно рассмотреть базовые виды социальной активности молодежи.

. Когнитивная активность.

Она ориентирована на получение конкретных знаний и умений, обязательных для реализации целей. Происхождение когнитивной активности есть надобность в знаниях, умениях, самовыражении, уважении в социуме и финансовой обеспеченности. Чтобы определить уровень когнитивной активности молодых людей, нужно определить важность, независимость и осмысление ими своей деятельности. Это могут быть объективные показатели факта активности и мера ее интенсивности, а также субъективные показатели значимости деятельности для индивида.

Следовательно, уровень когнитивной активности имеет следующие виды:

Высший уровень — его основная задача — приобретение знаний и умений.

Средний уровень — на этом уровне приобретение знаний не является приоритетной задачей. Индивид положительно расположен к когнитивной деятельности, понимает ее значимость для реализации жизненно важных целей. Появляются планы на непрерывное образование (аспирантура, второе высшее образование и т. д.).

Низший уровень — знание не главная ценность, а подростку известно только о необходимости его получения. Самый важный документ — об образовании.

Пассивность — отрицательное отношение к когнитивной активности. Образование является препятствием или не влияет на достижение других целей.

. Социально-политическая активность.

Выделяют такие объективные признаки общественно-политической деятельности как:

сотрудничество с социальными и государственными ассоциациями;

участие в выборах и т. д.

Субъективные показатели включают:

связь с социально-государственной деятельностью;

понимание ценности и важности своей социально-государственной деятельности и т. д.

Уровень общественно-политической активности можно описать таким способом:

Высокий уровень — индивид постоянно занимается деятельностью приносящей пользу обществу, находится в добровольных ассоциациях. Осознавая важность общественно-политической деятельности, разделяя цели ассоциаций, в которых состоит.

Средний и низкий уровни социально-политической активности (в зависимости от меры тяжести) — участие в общественных мероприятиях нерегулярное, на совещаниях добровольных организаций бывает лишь по необходимости. Особой активностью не отличается. Стремится к достижению своих собственных целей, независимо от их согласованности с целями группы.

Пассивность — не осуществляет общественно значимой деятельности, в добровольных ассоциациях участия не принимает, а если принимает, то только в случае надобности. Считает, что ничего не может изменить в политической жизни.

. Трудовая активность.

Может быть обращена, не только на достижение конкретного навыка в профессиональной области, но и на то, чтобы заработать деньги независимо от вида деятельности и будущих мотивов.

Ее внимание сосредоточено только на извлечении прибыли, она не говорит об интересе человека к трудовому процессу, она может быть ограничена внешними положениями и не иметь внутренней побуждения к действию. Существуют следующие объективные факторы трудовой деятельности:

эффективность труда;

мудрое потребление рабочего времени;

качество работы;

степень навыков и профессионализации;

причастность к мероприятиям по трудоустройству и т. д.

Субъективные показатели включают:

удовлетворение осуществляемой работой;

причины трудовой деятельности;

соотношение с активностью группы;

оценка повышения квалификации и образования и т. д.

Трудовая деятельность имеет следующие уровни:

Высокий уровень — особое значение имеет развитие труда. Отношение к работе позитивное, планомерная активность.

Средний уровень — интерес к занятости, но более важным является итог труда.

Низкий уровень — основывается на результатах работы, в максимальной степени вознаграждения. Персонал совершенно безразличен по отношению к работе и работает без инициативы.

Пассивность — отрицательное отношение работников к работе, не проявляют инициативы по работе.

В данном разделе речь идет о способах и видах формирования социальной активности. Следующий раздел направлен на изучение социальной активности молодежи на современном этапе развития общества.

.3 Социальная активность молодежи в современном российском обществе

Отличительной чертой социальной активности является трансформация взглядов и идей в действия общества. Социальная деятельность общества напрямую подчиняется его руководителю. Он оказывает сильное воздействие на взгляды и идеи общества на определенном этапе времени. Так же влияет на уровень социальной активности общества в целом. Выражение социальной активности возникает, вследствие осознания человеком его общественной значимости и действует совместно с социальными и личными мотивами.

Современная жизнь ставит молодежи задачи, которые требуют активного участия в общественных отношениях, во взаимодействии с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. Молодежная инициатива, стремление к самостоятельному участию в обществе и государстве, удовлетворение различных социальных потребностей и интересов приводят к появлению добровольчества и других видов социальной активности.

Социальная активность молодежи в современном российском обществе является достаточно низкой. Лишь небольшая доля граждан участвует в различных формах социальной активности. Люди думают, что их общественная деятельность не имеет смысла. Социальная активность носит ложную форму. Это связано с тем, что большее количество населения уверено в том, что все уже решено и осталось лишь сделать видимость принятия решения. Из этого следует низкий уровень социальной активности.

В современном российском обществе лишь небольшое число людей можно причислить к активистам, так как интерес людей к социально активной деятельности варьируется в пределах 6 — 8% [9].

Вопрос об укреплении молодежного потенциала для определения задач совершенствования в современном российском обществе является одним из неотложных и социально значимых, так как молодежь предстает особой, имеющей ряд специальных черт, социально-демографической группой, благодаря которой будет развиваться будущее любой страны.

Особую роль в молодежных проблемах играет проблема общественно-политической активности молодежи, исходя из типов, видов и форм реализации, которой обуславливается равновесие между необходимостью общества в неизменности и в то же время постоянным его обновлением.

Молодежный «активизм» в целом и общественно-политическая деятельность молодежи в частности реализуются в современном мире в разных формах, что требует теоретического понимания этого явления. В современной науке, чаще всего молодежный «активизм» анализируется при изучении общественных объединений [20].

О. И. Шкаратан видит особенность российского общества в том, что социальные требования измеряются не столько потенциалом социальной активности, сколько возможностями самосовершенствования, обеспечивающего первичное включение индивида в социальные отношения [24].

Один из стимулирующих факторов социальной активности молодежи это обеспечение того, чтобы участие в ней давало результаты, то есть, для молодых людей важна уверенность в эффективности общественных работ.

Также в процессе реализации социально активных действий для личности важно не только удовлетворение социальных потребностей, но и осуществление действий, ведущих к социальным изменениям, которые обеспечат создание благоприятных условий для реализации определенных интересов, как группы, так и личности [19].

Другими словами, социальная деятельность может осуществляться на двух уровнях:

социальная активность «вершин» направлена на укрепление достигнутых позиций и предотвращение любой нежелательной социальной реконструкции;

социальная активность «низов» — осуществление происходит на микроуровне и может носить как характер поддерживающий, так и протестующий относительно преобладающей ситуации в обществе.

На данном этапе развития в российском обществе, как социальная группа, молодежь имеет двойственный статус:

с одной стороны, она характеризуется как политически равнодушная и социально незрелая;

с другой стороны ее считают общественным преобразователем [18].

Молодежь в российском обществе не ассоциативна, не видит смысла общественной деятельности, не проявляет интерес к тому, что выходит за рамки их собственной жизни. Слабо вовлечена в экологические движения, не обеспокоена проблемами самосохранения и общественного неравенства, в отличие от зарубежной молодежи; так же молодежь, в современном российском обществе, не принимает участие в борьбе с социальными заболеваниями [13].

Однако тенденции развития молодежных движений таковы, что в последние годы молодые люди осознают важность их роли в процессе становления и развития общества. Самоорганизация и самосовершенствование этих молодых людей происходит посредством деятельности молодежных ассоциаций, продвижения социальных проектов и предложений, а так же разнообразных видов молодежного самоуправления.

Сейчас все большее число молодежи состоит в различных студенческих и молодежных объединениях, которые основываются на благотворительной деятельности и многих других, полезных и значимых видах работ. Это позволяет как нельзя лучше выразить себя, так же продемонстрировать на практике свою силу и навыки, а главное — быть полезным для общества.

На данном этапе развития общества действует множество различных молодежных ассоциаций и организаций, которые занимают важную позицию в формировании социальной активности молодежи. Современные молодежные общественные организации являются социальными группами, где участники самостоятельно объединяются для преследования единой цели, которая отвечает их социальным и личностным потребностям и интересам.

В России непрерывно увеличивается число молодежных общественных объединений.

Молодежные организации дают возможность удовлетворить, как личные потребности, так и интересы большинства людей, также поддерживают развитие их социальной активности, опыта, положения.

Сотрудничество молодежи с общественными организациями влияет на формирование социальной активности, что способствует личностному росту молодежи и общества в целом.

Также для развития социальной активности молодые люди занимаются волонтерской деятельностью. Этот вид деятельности является одной из разновидностей молодежных объединений, и на современном этапе развития общества является достаточно популярным среди молодежи.

Благодаря своей активности, решительности, творческого подхода к ситуациям и доброй воли молодые добровольцы могут решать довольно значительные общественно значимые проблемы, что, в свою очередь, способствует развитию общества.

Участие молодежи в добровольных движениях помогает им развивать такие качества, как гуманность, человечность, доброжелательность, сопереживание, терпимость и многие другие качества, необходимые для современного общества [6].

Но так же можно сказать, что сейчас молодежь слабо ориентируются на институциональные формы социальной активности (в рамках организаций и ассоциаций) и ее основными каналами сегодня выступает частная индивидуальная инициатива или деятельность неофициальных групп.

При этом мотивы участия молодежи в общественно полезной деятельности, находятся в пределах от открытого желания помочь (благотворительности) до достижения рациональных и прагматических целей самореализации и социальной мобильности (улучшение финансового положения, расширение социальной сети, или получение навыков).

. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ Г. СОКОЛА)

.1 Программа исследования

Проблема формирования социальной активности молодежи, как особой возрастной категории исследована недостаточно. В то же время изученность теоретических основ категории «социальная активность» и особенностей воспитания молодежи, а также наличие опыта практической деятельности в формировании социальной активности молодежи создают базу для проведения целостного исследования в данной предметной области.

Возрастные рамки, относящие людей к молодёжи, разные в разных странах. В основном, высшая возрастная граница молодёжи — 25-36 лет, средняя — 16-24 лет, а низшая — 13-15 лет [9].

Цель работы: Провести анализ социальной активности молодежи г. Сокола.

Задачи:

.        Провести анкетирование молодежи.

.        Провести опрос экспертов в области социальной активности.

.        Анализировать социальную активность молодежи.

.        Выяснить, как молодежь относится к общественной деятельности.

.        Интерпретировать полученные данные.

Гипотезы:

. Молодежь не играет значительной роли в общественной жизни г. Сокол:

.1. «Молодые люди плохо осведомлены об общественной жизни города»

.2. «Общество не испытывает доверия к молодежным организациям».

.3.     «Молодежь считает бесполезным заниматься общественной деятельностью».

.        Молодежь города Сокол занимает активную гражданскую позицию и активно принимает участие в жизни города.

Объект исследования — молодежь г. Сокола.

Предмет — социальная активность молодежи.

Методологической и информационной основой исследования явились научные статьи, монографии, а так же использовались интернет ресурсы.

Анкетирование молодежи включает в себя опрос 200 респондентов.

Исходя из анкетирования, получены данные об уровне социальной активности молодежи в городе Сокол.

Опрос экспертов включает в себя 11 человек, которые занимают активную гражданскую позицию и являются примером для молодежи в сфере социальной активности.

Данные, полученные в ходе опроса, являются достоверными, т.к. они достигнуты использованием известных, проверенных практикой теоретических и эмпирических методов исследования.

Также на начальном этапе было проведено пилотажное исследование, в ходе которого изменялись и дополнялись, как вопросы анкеты, так и сами варианты ответов.

2.2 Результаты социологического опроса

В городе Сокол, по статистическим данным, насчитывается 14 тысяч молодых людей, что составляет 38% от всего населения города.

В сфере жизни молодежи отражены проблемы, с которыми сталкивается общество. Молодежь — одна из демографических групп, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в защите своих прав и гарантий.

Речь идет о наиболее деятельной, выносливой, наделенной высоким интеллектуальным потенциалом и профессиональными навыками части общества, для которой проводятся реформы, и которая в ближайшем будущем будет определять ход этих реформ.

В опросе принимало участие 200 человек, где 46% это мужчины и 54% — женщины, в соответствии с генеральной совокупностью. Так как анкетирование предназначено для изучения социальной активности молодежи, возраст респондентов варьируется от 14 до 35 лет.

В наше время существует множество разнообразных увлечений. Для каждого человека предоставлено огромное количество вариантов того, чем он смог бы заполнять своё свободное время. Его можно провести, окунувшись в любимое увлечение, а можно прогуляться или пойти в одно из своих любимых мест. Свободное время респондентов представлено в таблице 1.

Таблица 1 — Рейтинг свободного времени респондентов

 

Каждый человек имеет определенные представления о своих жизненных целях и приоритетах. Исходя из этого, респондентам было предложено выбрать суждение соответствующее их приоритетам, жизненным установкам.

Рисунок 1 — Оценка жизненных целей и установок

Анализируя рисунок 1, можно увидеть, что для наибольшего количества респондентов важно их собственное благополучие и благополучие их семьи, но так же они не могут оставаться равнодушными к проблемам своего города.

Какими качествами должен обладать социально активный человек? По мнению опрошенных, в нем должны воплощаться присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Так же он должен иметь такие личностные качества, как ответственность, доброта, коммуникабельность, инициативность, целеустремленность, отзывчивость, должен быть харизматичным и обладать лидерскими способностями.

Молодые люди должны учиться принимать участие в социальных процессах, общественной активности должны учить с ранних лет так же, как, например, этикету. Исходя из ответов, получены следующие результаты:

Рисунок 2 — Оценка важности принятия участия в жизни города

Как показывает рисунок 2, большинство молодежи в городе Сокол, считает, что важно принимать участие в жизни города, а так же в обсуждении и решении его проблем — 87% опрошенных. И лишь небольшая доля, считает, что занимать активную гражданскую позицию не так уж и важно — 13%. Проанализировав данные, людям был задан вопрос, а принимают ли они участие в общественной жизни города, на что данные распределились следующим образом:

Рисунок 3 — Принимаете ли Вы участие в общественной жизни города?

Положительно ответили на этот вопрос 76% опрошенных, и 24% дали ответ «Нет». Из этого можно сделать вывод, что большее количество молодежи является социально активной.

Социальная активность жителей города проявляется в создании различных общественных формирований, развитии добровольчества и появлении общественных инициатив.

Из числа опрошенных 92% знают о существовании различных молодежных организаций в городе Сокол, следовательно, лишь 8% не слышали об их существовании.

В городе Сокол, в Администрации Сокольского муниципального района, работает отдел управления культуры, спорта, молодежной политики и туризма, который тесно сотрудничает с большинством молодежных организаций. Среди таких организаций можно выделить следующие:

бюджетное учреждение по работе с детьми и молодежью Сокольского муниципального района районный центр «Молодежные инициативные группы»;

волонтерский отряд «Навигатор»;

поискового — спасательный отряд «ЮКСПАС»;

волонтерский отряд, созданный на базе педагогического колледжа «Парус» и другие.

Молодежные организации активны в разных областях: охрана окружающей среды, здравоохранение, социальная интеграция, занятость молодежи, спорт и другие. Одна из важнейших целей молодежной организации — создание среды, где люди могут усовершенствовать свои знания и умения в определенной области. Развивать свою индивидуальность и обретать друзей и единомышленников. Участие в молодежной организации дает возможность присоединиться к таким областям, как проектирование, общение и презентация, защита интересов и т. д. Эти навыки будут полезны для всех людей.

Существуют различные мотивы нахождения в молодежных организациях. Это может быть заинтересованность в жизни и развитии города, кто — то не равнодушен к судьбам других людей, кому — то необходимы новые знакомства. Респонденты отметили следующие мотивы социальной активности:

Рисунок 4 — Рейтинг мотивов нахождения в молодежных организациях

Также респондентами отмечались и такие мотивы как:

Необходимость в признании.

Поскольку люди хотят, чтобы их работа или их способность высоко оценивались другими.

Необходимость в достижении.

Людям нравится чувствовать, что они достигли чего-то важного.

Необходимость в самоконтроле.

Многие люди хотят чувствовать себя независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и действия.

Необходимость в саморазвитии.

Это постоянная работа над собой, самосовершенствование и развитие личных качеств. Люди склонны развивать, расширять и обогащать свой опыт, знания и улучшать свой жизненный статус.

Привлечение молодых людей к активному участию в социальном проектировании, является важной задачей в современном обществе. Данные, процессы, позволяют молодежи совершенствоваться, помогают развитию творческих способностей, способствуют освоению навыков работы в команде, помогают открыть новые перспективы. Кроме того, это реальная возможность воплощения в жизнь лучших социально значимых проектов, разработанных для повышения качества жизни.

Рисунок 5 — Опыт реализации социальных инициатив

Как можно заметить из рисунка 4, большинство опрошенных, а именно 39%, не имеют опыта в реализации социальных инициатив, но хотели бы попробовать. И лишь 29% имели опыт в реализации и даже привлекали единомышленников.

Таблица 2 — Реализации социальных инициатив среди мужчин и женщин

 

Исходя из таблицы 2, можно сделать вывод, что мужчины чаще проявляют желание для реализации каких-либо социальных инициатив, чем женщины.

Респонденты, с большей вероятностью, оцениваю свои достижения, как «удовлетворительно» — 43%, «хорошо» свои достижения оценивают 27%, твердое «отлично» — 15%, и лишь маленькая доля респондентов (5%), не удовлетворены качествами своих достижений.

Среди наиболее важных видов источников информации можно выделить:

печатные издания (газеты, журналы);

наружная реклама;

неофициальные (социальные сети, блоги и т.д.);

официальные (сайты органов власти, новостные сайты и т.д.);

радио;

телевидение.

Таблица 3 — Часто используемые источники информации

 

Из таблицы 3 видно, что большинство опрошенных (36%) прибегает к неофициальным источникам информации, таким как: социальные сети, блоги и т.д., довольно низкая доля приходится на наружную рекламу — 10%, телевидение — 5% и радио — 3%.

В каждом городе встречается ряд проблем. Анализируя проблемы города Сокола, можно сделать следующий вывод, большинство опрошенных не устраивает состояние улиц и дорог города, так считают 48% респондентов, так же были отмечены и такие проблемы как:

наркотики и преступность — 13%;

экология города — 14%;

отсутствие зеленых насаждений в городе — 12%;

состояние дворовых территорий — 9%;

отсутствие условий для занятий спортом — 5%;

недостаток культурных мероприятий для молодёжи — 5%;

плохая работа общественного транспорта — 3%.

Социальная деятельность является общим достоянием личности и проявляется по-разному в разных видах деятельности индивида: когнитивной, социальной, трудовой и т. д. Ее проявление зависит, прежде всего, от двух причин:

объективной (уровень и характер развития этой деятельности, так же потребность общества в этом виде деятельности и т. д.)

субъективной (предыдущий опыт, общие и особые способности, потребности личности, степень осознания ее личной и общественной необходимости деятельности и т. д.).

Таблица 4 — Причины проявления социальной активности

 

Социальная активность наиболее тесно связана с умственными и физическими проявлениями. Она определяет их развитие в дальнейшем. Существуют определенные положения, от которых зависит социальная активность человека. Его характеристики можно обобщить тремя словами: идеология, необходимость и воля.

Проводя мероприятия в разных формах социальной активности, решая проблемы, человек ощущает важность, полезность, испытывает удовлетворение от своей деятельности, что дает ему право быть гражданином, чувствовать себя способным влиять на происходящее «здесь и сейчас». Существуют разные формы проявления социальной активности.

Рисунок 6 — Формы проявления социальной активности

Анализируя рисунок 6, можно заметить, что наиболее частой формой активности среди молодежи в городе Сокол используется волонтерская деятельность — 28%. Так же, важно отметить, что 14% опрошенных не используют не один вид деятельности, а просто действуют сами по себе.

Таблица 5 — Поддержка молодежной активности со стороны властей

 

Безусловно, власти города должны поддерживать молодежные организации и инициативы, чтобы они развивались, вовлекали большее количество молодежи, для того, чтобы результат деятельности был более значимым. Среди респондентов оказались и те, кто считает, что власти не должны вмешиваться в деятельность молодежи так как, ее уровень должен быть естественным и избыточная молодежная активность может привести к разрушению сложившегося социального порядка.

Поддержка со стороны влиятельных организаций и людей придает некий стимул. Молодежь, ощущая эту поддержку, понимает, что все, что она делает совместно с какой — либо организацией не напрасно.

Поддержка может быть абсолютно любой. Например, это могут быть просто благодарственные письма за успехи организации или приглашение для участия в решении каких — то глобальных для города вопросах. Проведение разного рода тренингов со специалистами или некий обмен знаниями с представителями таких же организаций в других городах.

Как можно заметить, из рисунка 7, для представителей социально активной молодежи важно организовывать городские молодежные дискуссионные клубы (50%), чтобы молодые активисты могли проявлять себя и учиться отстаивать свою точку зрения. Не остается без внимания и поощрение социально активной молодежи — 31%, это тоже своего рода поддержка со стороны государства, она может проявляться разными способами, например, бесплатные билеты в кино, театр, проведение каких либо экскурсий и др.

Рисунок 7 — Способы поддержки социальной активности молодежи

2.3    Результаты опроса экспертов

В опросе приняло участие 11 респондентов, являющихся руководителями молодежных организаций и просто занимающихся в сфере общественной деятельности, из них 54% женщин и 46% мужчин.

Абсолютно все респонденты считают, что важно привлекать молодежь к активному участию в жизни города.

В городе Соколе социальная активность молодежи достаточно развита, молодые люди активно принимают участие в жизни своего города и с радостью помогают в проведении каких либо мероприятий на городском и областном уровне.

Рисунок 8 — Оценка активности молодежи в городе Сокол

Эксперты в области молодежной активности считают, что социально активная личность должна обладать такими качествами, как целеустремленность, доброта, отзывчивость, активность, инициативность, а так же человек должен быть готовым всегда оказывать помощь нуждающимся людям.

Абсолютно все эксперты положительно относятся к тем молодым людям, которые активно занимаются общественной деятельностью и являются участниками каких либо молодежных организаций.

Основным источником формирования социальной активности молодёжи в городе Сокол, по мнению экспертов, является общество — 18% и, непосредственно, сам человек — 72%.

Таблица 6 — Рейтинг готовности молодежи принимать участие в мероприятиях городского масштаба

 

Исходя из таблицы 6, можно сделать следующий вывод, большинство респондентов, а именно 46%, оценивают готовность молодежи принимать участие в мероприятиях городского масштаба на 5 баллов, 27% опрошенных оцениваю эту ситуацию в 4 балла, следовательно, 18% и 9% приходится на 3 и 2 балла.

Безусловно, все эксперты считают, что необходимо поддерживать молодежные инициативы, чтобы они развивались, вовлекали большее количество молодежи и имели более значимый результат деятельности (90%), а также, нужно поддерживать молодежную активность, чтобы она не переросла в инструмент реализации чьих-либо личных интересов (10%).

Таблица 7 — Рейтинг поддержания интереса у молодежи к социально-активной деятельности

 

Самым популярным способом поддержания интереса у молодежи к общественной деятельности, среди экспертов, является привлечение молодёжи (её представителей, лидеров) к обсуждению актуальных проблем города на открытых заседаниях тех или иных муниципальных органов власти — 81% от числа опрошенных. Так же немаловажным является и приглашение представителей органов власти, депутатов и других влиятельных людей на встречи с молодежью, ее доля составляет 18%.

Среди проблем молодежи города Сокола эксперты выделяют следующие:

·        у молодежи не хватает времени заниматься общественной деятельностью;

·        молодежь не имеет достаточного представления об общественной деятельности;

·        власти города не спешат привлекать молодежь к активному участию в жизни города.

На вопрос, способно ли сегодня молодое поколение стать фактором позитивного преобразования города Сокол, мнения экспертов разделилось следующим образом:

Рисунок 9 — Молодое поколение как фактор позитивного преобразования города Сокола

Из рисунка видно, что большинство респондентов — 73% считают, что, безусловно, молодое поколение города Сокола способно стать фактором его позитивного преобразования. И лишь 9%, а именно 1 человек, склоняется к ответу «скорее нет», объясняя это тем, что у молодых людей нет уверенности в завтрашнем дне и нет веры в будущее.

Факторы, сдерживающие позитивный, преобразовательный, социокультурный и гражданский потенциал молодежи представлены в таблице 8.

Таблица 8 — Факторы, сдерживающие позитивный, преобразовательный, социокультурный и гражданский потенциал молодежи

 

Из этого следует, что молодежь убеждена в том, что систему изменить нельзя, а так же идет усиленная мода на западные ценности, такие как потребительство, индивидуализм и так далее.

Социальная активность зависит от множества факторов. В обществе их существует огромное множество. Чаще всего, респонденты выделяют такие как:

·        отношение к общественным идеям и идеалам — 82%

·        отношение к структурам гражданского общества — 9%

·        соответствующие ценности ориентиры и установки на проявление гражданской активности — 9%.

Таким образом, исходя из результатов опроса экспертов, можно сделать следующие выводы:

Готовность молодежи принимать участие в мероприятиях городского масштаба можно оценить в твердые 5 баллов, а это значит, что активность молодежи, по мнению экспертов, в городе Сокол находится на достаточном уровне, но всегда есть к чему стремиться.

Можно с уверенностью сказать, что власти города готовы поддерживать, и поддерживают молодежь, занимающуюся общественной деятельностью различными способами. Привлекают ее (молодежь) к обсуждению актуальных проблем города на открытые заседания тех или иных муниципальных органов власти, не обходится и без использования местных газет, радио, телевидение для освещения молодежных инициатив, а так же поощрения социально активной молодежи. Планируется создание молодежных дискуссионных клубов и проведение тренингов с лидерами молодежных организаций.

. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

.1 Практические рекомендации по повышению уровня социальной активности молодежи

Наиболее эффективно проблема привлечения молодежи к социальной активности решается посредством деятельности специальных ресурсных организаций. Это профессиональная организация, работающая в сфере развития и поддержки добровольчества, цель которой улучшение социально полезной занятости добровольцев и эффективного использования добровольческих ресурсов для решения важных общественных проблем, а так же для развития местных сообществ.

Важным аспектом улучшения социальной активности молодежи является вовлечение ее в непосредственную целенаправленную социально-полезную деятельность, в ходе которой они могут видеть положительные результаты своих действий.

Это достигается, прежде всего, за счет подключения молодежи к деятельности инициаторов, идентифицирующих определенные ценности, идеалы, практики, то есть участие в текущей деятельности. Популярная методика КТД И. П. Иванова (коллективное творческое дело) — коммуникативный метод, основанный на общественных интересах, творческой деятельности и участия молодых граждан в общественной жизни на местном и региональном уровне [10].

Проявление социальной активности может быть совершенно разным, главное — чтобы молодежь имела право выражать свое мнение в процессе принятия решений, затрагивающих ее интересы.

Эффективной технологией развития социальной активности молодежи является организация органами государственной и муниципальной власти конкурсов социальных проектов и программ мероприятий, осуществляемых молодежью в различных областях социально значимой и социально полезной деятельности.

Преимущества конкурентных технологий:

Возможность выявления целевых групп среди общественных объединений или частных лиц, заинтересованных в решении конкретных проблем;

Ориентация потенциальных и реальных участников на решение определенных социальных или других проблем;

Самостоятельное определение участниками конкурса оптимальных методов и средств достижения целей;

Организация контроля над использованием ресурсов, направляемых правительством и муниципальными органами для поддержки победителей конкурсов.

Не менее широко известная технология развития социальной активности молодежи — это коллективная деятельность государственных и муниципальных органов власти, учебных заведений по привлечению добровольцев и регулирование их участия в решении неотложных задач социального развития местных обществ. Во многих отношениях эффективность добровольной деятельности молодежи зависит от ее организации. Важную роль в информационной обеспеченности играет процесс вовлечения добровольцев к решению проблем социального развития.

Важную роль в развитии социальной активности студентов играет такая технология, как развитие коммуникативного пространства, которое реализуется через собрания, фестивали, встречи, лагеря и другие мероприятия для молодежи. Эти действия способствуют расширению контактов молодых людей из разных университетов региона и страны, обмену опытом их деятельности, совместному сотворчеству.

Эта технология позволяет решать следующие задачи:

Сохранять и развивать традиции общественного движения;

Проводить общественное обсуждение государственных, региональных, местных и других программ поддержки развития молодежи;

Определить роль и место молодых людей в осуществлении государственной политики, решении экономических задач и т. д.;

Определить наиболее оптимальные механизмы взаимодействия;

Прививать молодежи понимание важности их участия в различных формах общественной деятельности.

Так же для представителей социально активной молодежи важно организовывать городские молодежные дискуссионные клубы, чтобы молодые активисты могли проявлять себя и учиться отстаивать свою точку зрения.

Для повышения уровня социальной активности необходимо использовать местные газеты, радио, телевидение для освещения молодежных инициатив. Это будет придавать молодым людям стимул для участия в жизни города.

Для достижения реального участия молодежи в общественной жизни нужно обеспечить молодых людей определенным набором инструментов. Это включает в себя разработку системы подготовки молодежи к участию в жизни общества, поддержание ее, оказание поддержки молодежным проектам и признание стремления молодых людей полностью отдаться службе обществу и добровольной работе.

Необходимо приглашать представителей органов власти, депутатов и других влиятельных людей на встречи с молодежью.

— Вовлечение молодежи в жизнь общества с помощью информационных и коммуникационных технологий <http://un.by/>.

Информационные и коммуникационные технологии могут предложить новые средства для информирования и привлечения молодежи к общественной жизни. Они используются в качестве обмена разной информацией, и привносят вклад, благодаря возможности интерактивного общения, вовлечению молодежи в жизнь общества. В связи с этим, местные и региональные власти должны применять эти технологии в своей информационной политике и политике в отношении участия молодежи в жизни общества. При условии, что доступ к ним будет гарантирован всем молодым людям, особенно в том, что имеет отношение к местам доступа и ознакомления с этими новыми инструментами.

Расширение участия молодежи в работе СМИ <http://un.by/>.

Молодежь является не только потребителем средств массовой информации, но и сама может активно проявлять себя в этой области, таким образом, развивая потенциал самореализации и принимая участие в подготовке информации, которая публикуется средствами массовой информации. Их подход к тем или иным вопросам позволяет им давать своим сверстникам более доступную информацию. Более того, участие молодежи в работе средств массовой информации позволяет ей понять, как создавать информацию и приобретать важные практические навыки.

Исходя из этого, местные и региональные власти должны поддерживать создание и деятельность средств массовой информации (радио, телевидение, печатная и электронная пресса и т. д.), подготовленные молодыми людьми и для молодежи, а также соответствующие учебные программы.

Поощрение молодежи к безвозмездному труду и служению обществу <http://un.by/>.

Важно оказывать поддержку и поощрять участие молодежи в добровольной деятельности. Тогда, как молодые люди подвергаются все большему давлению, когда каждый из них должен преуспеть в школе и на работе, важно разрабатывать и признавать безвозмездную работу. Поэтому местные и региональные власти должны:

·        оказывать поддержку при создании добровольных центров и разрабатывать инициативы, которые направлены на поддержку и продвижение участия молодых людей в безвозмездной деятельности;

·        вместе с молодежью, волонтерскими организациями, образовательными учреждениями и работодателями разработать систему признания и формального подтверждения безвозмездной деятельности в рамках системы формального образования и на рабочем месте.

Молодые люди со своими перспективами и желаниями имеют много идей, которые могут быть реализованы в проекты и конкретные действия на местном уровне в интересах всего населения. При правильной поддержке эти проекты, их успехи, а также недостатки, могут помочь молодым людям развить чувство ответственности и независимости, становясь активными гражданами общества. Поэтому местные и региональные власти должны помогать осуществлению таких проектов, независимо от их размеров, а также вовлекать в участие экспертов и предоставлять финансовую, материальную и техническую помощь.

— Развитие молодежных организаций <http://un.by/>.

Отличительной чертой молодежных организаций является то, что они в основном направлены на отражение взглядов и удовлетворение нужд и интересов молодежи. В таких организациях молодежь может узнать и увидеть на практике возможности и проблемы, которые связанны с принятием решений и практической работой, вместе со своими сверстниками. Это могут быть структурированные организации и неофициальные объединения молодых людей. Важно, чтобы у молодых людей была возможность и выбор, если они пожелают присоединиться к молодежной организации. Молодые люди также должны иметь право на поддержку и создание собственных организаций.

Участие молодежи в неправительственных организациях (НПО) и политических партиях <http://un.by/>.

Динамичный, независимый и активный неправительственный сектор является важным элементом любого действительно демократического общества. Крайне важно, чтобы другие секторы гражданского общества, такие, как политические партии, были активными и сильными на местном и региональном уровнях. Участие в демократической жизни любой страны, региона или города — это нечто большее, чем голосование раз в несколько лет. Вот почему так важно участвовать в НПО и политических партиях, поскольку они позволяют на регулярной основе привлекать граждан к процессу принятия решений и практической деятельности, а также оказывать на них влияние. Поэтому важно поощрять и поддерживать участие молодежи в общественной жизни по месту жительства.

Мероприятия для повышения социальной активности молодежи в городе Сокол представлены в таблице 9.

Таблица 9 — Мероприятия

 

Мероприятие по повышению социальной активности молодежи г. Сокола — «Активист». Данное мероприятие направлено на учащихся 9-11 классов. В городе Сокол 6 действующих школ, если посчитать, то это 26 классов, входящих в рамки 9-11 классов, в каждом классе приблизительно по 25 человек, то есть, в представленном мероприятии будет задействовано 650 человек, что составляет 5% от числа всей молодежи.

День самоуправления в учебных заведениях. Направлено на 10-11 классы. Следовательно, в мероприятии примут участие 400 молодых людей со всех школ, это составляет 3% от числа всей молодежи.

Акция: «Сделаем город красивее!» и «Сделай свой подарок городу!». Направлена на всю молодежь. Предполагается, что в мероприятии будет участвовать 50% молодежи, которую составляют активисты, добровольцы, участники каких либо организаций.

Молодёжный дискуссионный клуб, будет действовать на территории города Сокола, на базе всех учебных заведений. Участниками дискуссионного клуба могут быть физические лица, обучающиеся, работающие, разделяющие цели и задачи Молодёжного дискуссионного клуба. Предполагается, что в мероприятии будут участвовать 10-11 классы, ученики 1-4 курсов, а для остальных желающих создан сайт, на котором можно также обсудить все важные вопросы. Предположительно мероприятие охватит 1000 человек, что составляет 7% от числа молодежи.

Акция «Помощь детским домам». Предположительно, в акции примут участие 9000 тысяч человек, что составляет 64% от числа всей молодежи Сокольского района. Данное мероприятие направлено на молодежные объединения. В таких организациях в городе Сокол задействована, или хотя бы просто принимала участие в различных акциях и мероприятиях, почти вся молодежь в возрасте от 14 до 30 лет.

Таблица 10 — Затраты на предполагаемые мероприятия

 

Исходя из таблицы 9, можно сделать вывод, что на реализацию представленных мероприятий понадобится 40500 рублей в месяц, что не так уж и много для города.

. 2 Социальная эффективность мероприятий

В ходе реализации предлагаемых мер рассчитать экономический и социальный эффект в цифрах невозможно, можно только разработать показатели, по которым по истечению некоторого срока действия программы можно оценить воздействие, которое она окажет на поведение молодежи и реализацию молодежной активности.

Главным результатом после внедрения и реализации этих мероприятий должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие области.

В ходе реализации направления по повышению информированности населения и доступности информации возрастет мотивация молодежи в принятии активного участия в улучшении качества жизни населения и города в целом. Эти мероприятия позволят изменить взгляды и жизненные приоритеты молодого населения города, а так же развить чувство значимости и причастности к его развитию. Благодаря этому, количество зарегистрированных и незарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием сократится. Молодежь будет вовлечена в развитие города и района, что повлечет за собой расширение его потенциала и потенциала молодежи. Повышение активности молодежи повлечет за собой значительные изменения в области культуры, образования и других важных аспектах.

При реализации этих мероприятий будет существенно улучшена ситуация развития молодежной инициативы. Добровольческая работа дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях социального взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в его дальнейшей жизнедеятельности. Она позволяет молодёжи выразить свою гражданскую позицию не просто декларированием взглядов, но активной социально значимой и социально полезной деятельностью и является показателем степени его социальной и гражданской зрелости.

Благодаря проводимым мероприятиям социально активная молодежь воплощает в себе сильные личностные качества, высокую социальную адаптацию, что позволяют ей стремительно двигаться вверх по социальной лестнице, обеспечивает успех при условии необычного видения действительности, которые воплощаются в социальных инновационных проектах.

Предполагается, что все поставленные в работе цели будут достигнуты, а задачи решены.

Предлагаемые мероприятия должны дать положительный результат и быть эффективными, потому что такие мероприятия не проводились в Сокольском районе.

Реализация данных мероприятий будет способствовать:

вовлечению молодежи в активную общественную жизнь;

содействию и созданию условий для социального и духовного развития молодежи, воспитания чувства патриотизма, гражданской активности и самосознания для повышения духовного, материального благополучия молодежи;

формированию доверительного отношения молодежи к органам государственной власти;

формированию у молодежи опыта организации и проведения общественных мероприятий;

созданию креативной среды для процесса повышения социальной активности молодёжи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Молодежь по своей природе стремится к справедливости и доброте, стремление изменить мир, чтобы сделать его лучше, характерно для молодых людей во всем мире, необходимо поддержать их в этих начинаниях, благодаря чему общество получит от молодого поколения настоящего гражданина, достойного своей страны.

Для молодого поколения важно быть уверенным в эффективности общественной работы, оно отличается рационализмом и избирательностью, т. е. молодежь требует обоснование социальной активности, тогда как для старших возрастных групп рационализация участия в общественной деятельности не является существенной, а социальные действия обосновываются моральными или идеологическими ценностями.

Склонность молодежи к индивидуальным и непостоянным формам общественного участия в значительной степени препятствует росту организованно гражданской активности. Однако во многих отношениях эти предпочтения в отношении общественного участия связаны с низким уровнем информированности молодых людей о социальной активности институтов.

Вовлечение молодежи в общественную деятельность не может быть успешным без активной информационной поддержки различных общественных инициатив. Активное население несет большую ответственность, эти люди определяют будущее всей страны, и от них зависит, каким оно будет.

В теоретической части рассмотрены༌: «социальная активность» и ее сущность, способы и виды формирования социальной активности, социальная активность молодежи в современном российском обществе.

Для анализа социальной активности молодежи было проведено анкетирование молодежи и опрос экспертов. Анкетирование молодежи включает в себя опрос 200 респондентов. Исходя из анкетирования, получены данные об уровне социальной активности молодежи в городе Сокол. Опрос экспертов включает в себя 11 человек, которые занимают активную гражданскую позицию и являются примером для молодежи в сфере социальной активности.

В ходе анализа свое подтверждение нашла гипотеза 2: Молодежь города Сокол занимает активную гражданскую позицию и активно принимает участие в жизни города.

Не подтвердились следующие гипотезы:

. Молодежь не играет значительной роли в общественной жизни г. Сокол:

.1. «Молодые люди плохо осведомлены об общественной жизни города»

.2. «Общество не испытывает доверия к молодежным организациям».

.3.     «Молодежь считает бесполезным заниматься общественной деятельностью».

Так как социально активная молодежь играет значительную роль в жизни города. Также множество молодежных объединений постоянно на слуху у жителей города. Многие организации и нуждающиеся люди обращаются за помощью именно к молодым активистам. Из этого можно сделать вывод, что общество испытывает доверие к молодежным организациям. Можно с уверенностью сказать, что власти города готовы поддерживать, и поддерживают молодежь, занимающуюся общественной деятельностью различными способами. Привлекают ее (молодежь) к обсуждению актуальных проблем города на открытые заседания тех или иных муниципальных органов власти, не обходится и без использования местных газет, радио, телевидение для освещения молодежных инициатив, а так же поощрения социально активной молодежи.

Для повышения социальной активности молодежи в городе Сокол предлагаются следующие мероприятия:

. Мероприятие по повышению социальной активности молодежи г. Сокола — «Активист»

Проводить мероприятие рекомендуется с учащимися 9-11 классов школ.

. Акция: «Сделай свой подарок городу!»

Рассчитана на тех, кто хочет изменить жизнь в своем городе. На тех, кто не бросит мимо урны мусор, кто посадил в своей жизни хотя бы одно дерево или хочет это сделать, кому не безразлично состояние своих подъездов и дворов, кто способен сделать хорошее дело для своего города.

. Образование молодёжного дискуссионного клуба (МДК) в г. Сокол.

Участие в Молодёжном дискуссионном клубе является добровольным. Участниками могут быть граждане в возрасте от 18 до 35 лет, обучающиеся, работающие, ведущие собственные деловые и общественные проекты, разделяющие цели и задачи Молодёжного дискуссионного клуба.

Данные мероприятия направлены на:

повышение уровня социальной активности молодежи;

содействие и создание условий для социального и духовного развития молодежи;

воспитания чувства патриотизма, гражданской активности и самосознания;

на повышение духовного, материального благополучия молодежи.

воспитание у молодежи интереса к активной гражданской позиции в жизни;

формирование доверительного отношения молодежи к органам государственной власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Алексеева, А.Е. Новые подходы и технологии в работе с молодежью / А. Е. Алексеева. — Москва: Фонд социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА», 2010. — 128 с.

.        Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений/ Г. М. Андреева. — Москва: Аспект Пресс, 2008. — 364 с.

.        Бахаровская, Е.В. Индикаторы оценки социальной активности студенческой молодёжи / Бахаровская Е.В. // (Вестник ЗабГУ). — №11 (102). — Чита: ЗабГУ, 2013. — С. 60-65.

.        Бехтерев, В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: учебное пособие / В. Ф. Бехтерев. — Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т, 1996. — 140с.

.        Богачев, А.А. Волонтерство как форма социальной активности молодежи / А.А. Богачев. — Урал.гос. пед. ун-т, Екатеринбург. — в 2-х ч. : Ч. 2, 2010. -63с.

.        Воробьев, Ю.Л. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности / Ю.Л. Воробьев, Б. Н. Королев. — Москва: МГСУ «Союз» Т. 1, 2003. — 500с.

.        Горшков, М.К. Готово ли российское общество к модернизации? / М.К. Горшков, Р. Крумм, Н.Е. Тихонова. — Москва: «Весь Мир», 2010. — 344 с.

.        Горшков, М.К. Молодежь России: Социологический портрет / М. К. Горшков, Ф.Э. Шереги. — Москва: «Союз», 2010, 591 с.

.        Девятловский, Д.Н. Социальная работа с молодежью / Д.Н. Девятловский. — Красноярск: СибГТУ, 2013 — 128 с.

.        Иванов, И.П. Методика коллективных творческих дел (КТД) [Электронный ресурс] / И.П. Иванов. — Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=92679.

.        Коган, В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема / В.З. Коган. — Москва: Аспект Про, 1970. — 22 с.

.        Королькова, С. Ю. Социальная активность молодежи / С.Ю. Королькова // Молодой ученый. — 2015. — №12.2. — С. 39-40.

.        Кротов, Д. В. Социальный капитал российской молодежи / Д.В. Кротов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 251с.

.        Купрейченко, А.Б. Проблема определения и оценки социальной активности / Психология индивидуальности. Материалы IV Всероссийской научной конференции // А.Б. Купрейченко. — Москва: Логос, 2012. — 352с.

.        Молодов, О.Б. Гражданское участие и общественный контроль: региональный аспект [Электронный ресурс] / О.Б. Молодов // Социальное пространство. — 2015. — № 2. — Режим доступа: http://sa.vscc.ac.ru/article/1705.

.        Никитина, Л.Е. Прогнозирование развития воспитательной ситуации / Л.Е. Никитина // Педагогика. — 2006. — №10. с. 28-36.

.        Петрушин, Ю.А. История молодежного движения в России / Ю.А. Петрушин. — Иркутск: ИГУ, 2012. — 103 с.

.        Соколова, Е. С. Социальная активность современной российской молодежи / Е.С. Соколова // Проблемы педагогики и психологии. — 2011.- №1.- 198с.

.        Страдзе, А.Э. Социальная активность в российском обществе: структурно-деятельностное измерение / А.Э. Страдзе. — Ростов-на-Дону, 2013. — 56 с.

.        Тихонов, В.Г. Социально — политическая активность российской студенческой молодежи: методологические проблемы социологического исследования. [Электронный ресурс] / В.Г. Тихонов. — Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/7/s%D0%BEci%D0%BEl%D0%BEgiy%D0%B0/tihonov.pdf.

.        Харланова, Е. М. Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс] / Е.М. Харланова. — 2011. — №4. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-aktivnost-studentov-suschnost-ponyatiya-1.

.        Чернышев, А.С. Психологическая школа молодежных лидеров / А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, Ю.Л. Лобков, С. В. Сарычев. — Москва: Логос, 2005. — 275с.

.        Шалимова, Д. В. Формирование социальной активности будущих специалистов в воспитательной среде вуза: канд. пед. наук / Д. В. Шалимова. — Кемерово: Красный квадрат, 2010. — 230с.

.        Шкаратан, О.И. Социология неравенства: теория и реальность / О.И. Шкаратан. — Москва: Логос, 2012. — 498 с.

.        Якуба, Е. А. Социальная активность специалиста: истоки и механизм формирования (социологический анализ) / Е.А. Якуба. — Харьков: Высш. школа, 1983. — 132с.

.        «Итоги Всероссийской переписи населения» [Электронный ресурс] — Режим электронного доступа: http://vologda-portal.ru/.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(рекомендуемое)

Анкета на тему «Социально — активная деятельность молодежи»

Здравствуйте!

Приглашаем Вас принять участие в социологическом исследовании на тему «Социально-активная деятельность молодежи г. Сокола»! Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты, поставив галочку напротив выбранного варианта, или обведя его кружком.

Анкетирование анонимное, информация будет использована в научных целях и только в обобщенном виде!

1.      Укажите, пожалуйста, к какой группе молодежи Вас можно отнести:

а) Школьник б) Студент в) Рабочий

г) Другое, напишите____________________________________________________________

2.      Чем Вы чаще всего занимаетесь в свободное время (можно отметить несколько вариантов)

а) смотрю телевизор

б) провожу время в сети Интернет

в) занимаюсь спортом

г) читаю книги

д) гуляю с друзьями

е) посещаю секции, кружки, молодежные организации

ж) посещаю концерты, фестивали

з) провожу время в магазинах

и) провожу время с семьей

к) ничем не занимаюсь

л) у меня нет свободного времени

м) другое, напишите__________________________________________________________

3. Каждый человек имеет определенные представления о своих жизненных целях и приоритетах. Как бы Вы оценили свои жизненные цели? Какое из приведенных ниже суждений соответствует Вашим приоритетам, жизненным установкам:

а) Для меня важно, прежде всего, мое собственное благополучие и благополучие моей семьи, а всё остальное — второстепенно.

б) Я отношусь к тем людям, для которых интересы общества и государства важнее личных. Я хочу приносить пользу своей Родине.

в) Для меня важно и мое собственное благополучие, и благополучие моей семьи, но я не хочу быть равнодушным и к проблемам своего государства и общества.

г) Другое, напишите________________________________________________________

4.      Какого человека, на Ваш взгляд, можно отнести к социально-активным людям? Какими личностными качествами он должен обладать? Пожалуйста, напишите______________________________________________________________

5.      Важно ли, на Ваш взгляд, принимать участие в жизни своего города, в обсуждении и решении его проблем?

а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить

6.      Как Вы относитесь к тем молодым людям, которые принимают участие в общественной жизни?

а) Положительно б) Отрицательно в) Нейтрально

7.      Принимаете ли Вы участие в общественной жизни города?

а) Да

8.      Знаете ли Вы о существовании молодежных организаций в г. Сокол?

а) Да

б) Нет

9.      Являетесь ли Вы членом (участником) какой-нибудь молодежной организации?

а) Да

б) Нет

10.    Если Вы являетесь членом (участником) какой-нибудь молодежной организации, то каковы мотивы Вашего нахождения в молодежной организации? (можно отметить несколько вариантов)

а) Мне это интересно

б) Люблю помогать людям

в) Новые знакомства

г) Заинтересованность в развитии города

д) Помогает развиваться в разных сферах деятельности

е) В будущем пригодится

ж) Другое, напишите_________________________________________________________

11.    Имеете ли Вы опыт реализации каких-либо социальных инициатив?

а) Нет, не имею б) Нет, но хотел бы в) Да, реализовывал ее сам

г) Да, для реализации привлек единомышленников

12.    Если Вы участвуете в общественной жизни города, то какую оценку Вы бы выставили своим достижениям?

а) Неудовлетворительно

б) Удовлетворительно

в) Хорошо

г) Отлично

д) Затрудняюсь оценить

13.    Из каких источников Вы получаете информацию о жизни города, о его проблемах?

а) Друзья/родственники

б) Печатные издания (газеты, журналы)

в) Наружная реклама

г) Неофициальные (социальные сети, блоги и т.д.)

д) Официальные (сайты органов власти, новостные сайты и т.д.)

е) Радио

ж) Телевидение

14.    Какие проблемы города Сокола, на Ваш взгляд, являются сегодня самыми актуальными, требующими незамедлительного решения:

а) Плохая работа общественного транспорта

б) Экология города

в) Отсутствие зеленых насаждений в городе

г) Состояние улиц города, его дорог

д) Состояние дворовых территорий

е) Отсутствие условий для занятий спортом

ж) Недостаток культурно-развлекательных мероприятий для молодёжи

з) Наркотики

и) Преступность

к) Другое, напишите____________________________________________________

15.    Если молодёжь г. Сокол проявляет свою социальную активность, то какие причины, на Ваш взгляд, её вызывают?

а) Неудовлетворенность условиями своей жизни

б) Желание что-то изменить к лучшему в своем родном городе

в) Оказать помощь людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию

г) Получение знаний/опыта в определенных видах деятельности

д) Возможность самореализации

е) Другое, напишите_______________________________________________________

16. Назовите, пожалуйста, формы социальной активности, которые Вы и Ваши друзья используете для реализации Ваших интересов и целей?

а) Молодежные некоммерческие организации

б) Молодежные интернет-сообщества

в) Участие в акциях протеста

г) Молодежные конкурсы

д) Молодежные политические движения

е) Волонтерская деятельность

ж) Не использую

з) Другое, напишите______________________________________________________

17. Как Вы считаете, должны ли власти города поддерживать молодежную активность?

а) Да, необходимо поддерживать молодежные инициативы, чтобы они развивались, вовлекали большее количество молодежи и имели более значимый результат деятельности

б) Да, так как социальная активность позволяет решить многие проблемы молодежи

в) Да, так как через молодежную активность реализуется муниципальная и государственная политика

г) Да, должна, чтобы молодежная активность не переросла в инструмент реализации чьих-либо личных интересов

д) Нет, ее уровень должен быть естественным, не надо вмешиваться

е) Нет, избыточная молодежная активность может привести к разрушению сложившегося социального порядка

ж) Затрудняюсь ответить

18. Что нужно делать для поддержания интереса у молодежи к социально-активной деятельности? (отметьте несколько вариантов ответа или напишите свой)

а) Привлекать молодёжь (её представителей, лидеров) к обсуждению актуальных проблем города на открытые заседания тех или иных муниципальных органов власти

б) Организовать городской молодежный дискуссионный клуб

в) Использовать местные газеты, радио, телевидение для освещения молодежных инициатив

г) Приглашать представителей органов власти, депутатов и других влиятельных людей на встречи с молодежью

д) Устраивать разного рода поездки для молодежи, в рамках социальных программ

е) Поощрять социально-активную молодежь

ж) Проводить тренинги с лидерами молодёжных организаций

з) Другое, напишите____________________________________________________

В заключение укажите некоторые сведения о себе. Они необходимы для социологического анализа изучаемой проблемы.

19. Ваш пол: а) Мужской б) Женский

20. Укажите Ваш возраст:_________(полных лет)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(рекомендуемое)

Анкета на тему «Социально — активная деятельность молодежи»

Здравствуйте!

Приглашаем Вас принять участие в социологическом исследовании на тему «Социально-активная деятельность молодежи г. Сокола»! Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты, поставив галочку напротив выбранного варианта, или обведя его кружком.

Анкетирование анонимное, информация будет использована в научных целях и только в обобщенном виде!

1.      Как Вы считаете, важно ли привлекать молодежь к активному участию в жизни города?

а) Да

б) Нет

2.      Как Вы можете оценить социальную активность молодежи в городе Соколе?

а) Отлично

б) Хорошо

в) Удовлетворительно

г) Неудовлетворительно

д) Очень плохо

3.      Какого человека, на Ваш взгляд, можно отнести к социально-активным людям? Какими личностными качествами он должен обладать? Пожалуйста, напишите_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.      Как Вы относитесь к тем молодым людям, которые принимают участие в общественной жизни?

а) Положительно

б) Отрицательно

в) Нейтрально

5.      Как Вы считаете, что является основным источником формирования социальной активности молодёжив городе Сокол

а) Общество

б) Сам человек

г) Власть

д) Другое______________________________________________________________________

6.      Как Вы можете оценить готовность молодежи принимать участие в мероприятиях городского масштаба?

1 2 3 4 5

7.      Как Вы считаете, должны ли власти города поддерживать молодежную активность?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

а) Да, необходимо поддерживать молодежные инициативы, чтобы они развивались, вовлекали большее количество молодежи и имели более значимый результат деятельности

б) Да, так как социальная активность позволяет решить многие проблемы молодежи

в) Да, так как через молодежную активность реализуется муниципальная и государственная политика

г) Да, должна, чтобы молодежная активность не переросла в инструмент реализации чьих-либо личных интересов

д) Нет, ее уровень должен быть естественным, не надо вмешиваться

е) Нет, избыточная молодежная активность может привести к разрушению сложившегося социального порядка

ж) Затрудняюсь ответить

8.      Что нужно делать для поддержания интереса у молодежи к социально-активной деятельности? (отметьте несколько вариантов ответа или напишите свой)

а) Привлекать молодёжь (её представителей, лидеров) к обсуждению актуальных проблем города на открытые заседания тех или иных муниципальных органов власти

б) Организовать городской молодежный дискуссионный клуб

в) Использовать местные газеты, радио, телевидение для освещения молодежных инициатив

г) Приглашать представителей органов власти, депутатов и других влиятельных людей на встречи с молодежью

д) Устраивать разного рода поездки для молодежи, в рамках социальных программ

е) Поощрять социально-активную молодежь

ж) Проводить тренинги с лидерами молодёжных организаций

з) Другое, напишите____________________________________________________

9.      Какие проблемы молодежи города Сокола, на Ваш взгляд, являются сегодня самыми актуальными, требующими незамедлительного решения (пожалуйста, напишите)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.    Способно ли сегодня молодое поколение стать фактором позитивного преобразования города Сокол?

а) Да б) Скорее да в) Скорее нет г) Нет д) Затрудняюсь ответить

. На Ваш взгляд, какие факторы могут сдерживать позитивный, преобразовательный, социокультурный и гражданский потенциал молодежи?(отметьте несколько вариантов ответа или напишите свой)

а) Модель школьного образования, не предполагающая воспитания ответственности, творческих качеств

б) Мода на западные ценности (потребительство, индивидуализм и т.д.)

в) Отсутствие работоспособных социальных лифтов

г) Отсутствие уверенности в завтрашнем дне, веры в будущее

д) Не востребованность молодежи в целом обществом

е) Необходимость решать собственные проблемы

ж) Убежденность в том, что систему поменять нельзя

з) Другое_______________________________________________________________________

12. Отчего зависит социальная активность молодежи?

а) От представлений молодого поколения о гражданском обществе

б) От отношения к общественным идеям и идеалам

в) От соответствующих ценностных ориентиров и установок на проявление гражданской активности

г) От отношения к структурам гражданского общества.

13. Ваш пол

а) Мужской

б) Женский

. Род занятий___________________________________________________________________

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2301

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке