Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Археологический эксперимент»

Актуальность темы. В современном мире эксперименты играют далеко не последнюю роль в археологии и иных науках. Число всевозможных экспериментов значительно возрастает с техническим прогрессом, так как современные технологии открывают перед учеными новые возможности. С приходом экспериментальной археологии, исчезает множество догадок и темных пятен в исследовании материальной культуры древнего человека.

Содержание

Введение

Глава 1. История эксперимента в археологии

Глава 2. Принципы, методы исследования и междисциплинарные связи в экспериментальной археологии

Глава 3. Возможности экспериментальной археологии на конкретных примерах

Заключение

Список используемых источников и литературы

Введение

Актуальность темы. В современном мире эксперименты играют далеко не последнюю роль в археологии и иных науках. Число всевозможных экспериментов значительно возрастает с техническим прогрессом, так как современные технологии открывают перед учеными новые возможности. С приходом экспериментальной археологии, исчезает множество догадок и темных пятен в исследовании материальной культуры древнего человека. Эксперимент в археологии, как и в любой другой исторической дисциплине, является сложным механизмом реконструкции прошлой исторической действительности. Специфика подавляющего большинства научных изысканий заключается в том, что исследователи оперируют ограниченными «осколками» культуры, сохранившимися до настоящего времени. Которые, как правило, представляют собой материальные остатки жизнедеятельности человека, основываясь на которых исследователь старается «реконструировать» все сферы бытования культурного сообщества.

В этом смысле эксперимент — это своеобразная попытка увидеть, по меньшей мере, часть общей картины реалий древности посредством реконструкции её отдельных фрагментов, недостающих в общей «мозаике» источника. Таким образом, эксперимент можно назвать инструментом, проверяющим авторскую исследовательскую версию реконструкции археологического источника. Современный этап экспериментальной археологии требует комплексного подхода к самой процедуре экспериментирования, включающего в себя ряд методов, начиная с субъективного видения модели и заканчивая одним из уровней экспериментального тестирования. Поэтому реконструкция и моделирование древних производств является одной из актуальных проблем, вызывающих особый интерес исследователей самой разной специализации. Таким образом, реконструкция объекта может стать более информативной, чем сам объект.

В настоящее время археологический материал исследуется с применением большого количества естественно-научных методов: спектральный, атомно-эмиссионный, рентгено-флуоресцентный анализы, позволяющие определить состав металла; метод радиоуглеродного датирования (С14); дендрохронология; трасология; всевозможные почвоведческие анализы, позволяющие определить насыщенность культурного слоя органическими остатками, не сохранившимися до настоящего времени; данные антропологии, палеоботаники и палеозоологии и т.д. существенно расширили возможности современной археологии, по сравнению с предыдущими десятилетиями. Однако не один из вышеперечисленных методов не позволяет с полной уверенностью говорить о том, каким образом был выполнен тот или иной артефакт, какие технологии использовал древний человек для того, чтобы сделать металлические, каменное или костяное орудие. Ответ на данный вопрос позволяет дать только совокупность методов, главным среди которых можно назвать эксперимент.

Цель исследования — узнать, что же из себя представляет археологический эксперимент, перечислить основные методы экспериментальной археологии.

В соответствии с поставленной целью в данной курсовой работе решаются следующие задачи:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1.Проследить историю экспериментальной археологии.

2.Определить, какими принципами, методами исследования и междисциплинарными связями пользуется экспериментальная археология.

.Показать возможности археологического эксперимента на конкретных примерах.

.Провести собственный эксперимент на основе знаний полученных в ходе данного исследования.

Предмет исследования — археологические эксперименты с середины ХХ века и по наши дни.

Степень изученности темы: различные аспекты применения эксперимента в археологии рассматривались различными исследователями, такими как: Р. Малиновой и Я. Малина, М. Наймарка М., В.Ф. Генинга, В.А. Васильева, Б. Фагана и К. ДеКорса. Однако, каждый автор ограничивался определенным уровнем вовлечения того или иного эксперимента в познавательную деятельность, тогда как данная работа посвящена всей совокупности эксперимента в археологической науке. На общероссийском уровне данная тема прослеживается в научных сборниках, таких как: Труды всероссийского археологического съезда, Уральское археологическое совещание и Урало-поволжская археологическая конференция студентов и молодых ученых. Как правило, в большинстве научных работ рассматриваются отдельные аспекты проблематики экспериментальной археологии, и все эксперименты строятся на данных археологии, полученных в ходе изучения тех или иных объектов и рассматриваются по отдельности друг от друга.

Новизна исследования заключается в том, что сделанные в ходе работы выводы могут стать основой для разрешения ряда актуальных вопросов, возникающих в процессе исследования материальных источников. Данное исследование поможет следующему поколению экспериментаторов не начинать с нуля, а использовать уже полученные выводы в качестве основы. Эта работа может стать хорошим пособием как для студентов, так и для школьников, имеющих страсть к исторической науке и археологии. Впервые обобщаются методика и требования предъявляемые к экспериментам археологии. В будущем, результаты данной работы может быть использована при составления учебного пособия, а также использоваться как основа для проведения самостоятельных археологических экспериментов. Данная дипломная работа может лечь в основу монографии, направленной на популяризацию экспериментальной археологии.

Практическая значимость работы. Была проведена практическая работа по экспериментальной археологии. Эксперименты проводились в различных условиях с полным, подробным описанием проводимых работ. Полученные в ходе исследовательской деятельности результаты могут стать основанием для дальнейших научных работ. Данная работа, должна помочь будущим экспериментаторам определиться с чего начать свою работу. Показать, что подготовка к эксперименту, а именно изучение теоретической части занимает не менее важное место, чем практическая. Эти две части должны гармонично взаимодействовать друг с другом, чтобы получить более подробную информацию, которая позволит экспериментатору сделать достоверные выводы о своем исследовании.

Структура: исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, и списка использованной литературы в количестве 19 источников. Общий объем работы составляет 63 страницы.

экспериментальная археология эксперимент археологический

Глава 1. История эксперимента в археологии

Экспериментальная археология, это одна из составляющих частей археологической науки, исследующая прошлое опытным путем. Основной метод этой области — эксперимент, подразумевающий проверку гипотезы на практике. Он, как и остальные научные методы, имеет свою историю, подробно описанную Р. Малиновой и Я. Малина в своей монографии «Прыжок в прошлое».

Прежде чем он, — пишет Малинова об эксперименте, — стал одним из основных методов науки, с помощью которого она проверяет различные гипотезы, люди пользовались им в простой форме метода проб и ошибок в повседневной практике. Впервые его применили древнейшие предки Homo sapiens, которые около трех миллионов лет назад начали историю эволюции человека. С помощью простейших осколков камня, деревянных палок и костей они добывали себе пищу, выкапывая съедобные растения или убивая мелких животных. Они учились на собственных неудачах и успехах, накапливали опыт и передавали его своим потомкам, используя язык жестов и звуков.

Благодаря усилиям этих пионеров их преемник, Homo erectus, обрел способность мыслить более абстрактно. Да и память у него работала лучше. Он хорошо ориентировался в окружающей природе, знал повадки животных. С течением времени, вооруженный более совершенными каменными орудиями и деревянными копьями, он становится сильнее более крупных и ловких, чем он, диких животных. На основании накопленного опыта и растущего «словаря» охотники могла уже заранее проанализировать возможную ситуацию и найти самый удачный вариант решения, то есть они могли планировать свои действия. Общение с помощью зачатков речи играло при этом очень большую роль.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Три миллиона лет прошло, прежде чем человек благодаря накопленному опыту и наблюдениям за миром природы вырастил из зерна колос и приручил первое дикое животное. Это событие произошло всего десять тысяч лет назад, и с него началась новая эпоха — период позднего каменного века. Люди научились таким образом производить продукты питания в необходимом им количестве и меньше, чем охотник и собиратель, зависеть от прихоти случая. Путем усовершенствования орудий труда и способов обработки земли человек облегчил свой труд и добился больших урожаев. В результате у людей появилось и свободное время, которое особенно энергичные индивидуумы использовали для целенаправленного экспериментирования. Количество новых изобретений быстро росло.

Следующей вехой в процессе экспериментирования, после появления речи, стало появление письменности. Достигнутый уровень можно было точно зафиксировать, передать следующим поколениям и развивать дальше. Эксперименты стали постоянной, сознательной составной частью не только производственной деятельности. С их помощью созданы были зачатки новых наук древних цивилизаций. Этот факт мы можем подтвердить, обратившись к древним письменным источникам. Например, в раннем древнеегипетском руководстве по производству твердой бронзы приводится оптимальное соотношение ее составных частей — 88 % меди и 12 % олова. Можно предполагать, что это соотношение получено было в результате многочисленных экспериментов. Таким образом, эксперимент перестал быть примитивным, так как стал количественным.

Неизвестный автор V века оставил остроумные замечания, которые свидетельствуют, что он глубоко понимал древность экспериментирования. «Полагаю, что наш современный способ жизни, — писал он, — результат открытий и доработок на протяжении длительного времени. Много страданий пришлось на долю людей, живших диким, звериным способом, питавшихся сырой, тяжелой, простой пищей… Большая часть их, конечно, погибала, так как они были слишком слабы физически, выживали только сильнейшие… Поэтому, мне кажется, люди в древности искали такую пищу, которая бы соответствовала их телосложению. Так они открыли современный режим питания… Экспериментируя с пищей, они варили или пекли, смешивали и месили, добавляя к тяжелой пище и более легкую до тех пор, пока не приспособили ее к силе и строению человека».

В средние века зависимость познания от догм Библии не оставляла места для эксперимента и экспериментирования.

Новая вспышка развития эксперимента наступает в период итальянского Возрождения. С переосмыслением философского наследия античности происходит оживление философской мысли. Для ученого эпохи Возрождения был характерен широкий диапазон интересов. Леонардо да Винчи был художником, скульптором, инженером, архитектором, физиком, биологом и философом. Между прочим, именно он первым заметил, что каждое кольцо на срезе ствола дерева означает год его жизни. На этом основан один из важнейших методов датировки в современной археологии — так называемая дендрохронология.

В это же время Тарталья и Кардано создают основы современной математики. Природоведение, медицину и химию создают Сальвиани, Белон, Альдрованди и Мальпиги. Анатомию разрабатывают Везалий и Фаллопий, физику и астрономию — Галилей, Торричелли, Леонардо и Коперник. Основой развития этих наук становится эксперимент. Его страстный защитник и теоретик, английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) пишет известные слова: «Нет иного способа на пути к человеческому познанию, кроме эксперимента».

Одновременно разрабатываются элементарные основы археологии — науки о прошлом человечества, основанной на изучении вещественных остатков. Ученые обращают внимание на каменные, керамические и другие находки, которые люди средневековья вообще не замечали. Среди этих исследователей на первом месте стоит имя М. Меркати (1541-1593). Меркати прежде всего был естествоиспытателем и в качестве старшего куратора ботанических садов Ватикана создал коллекцию минералов, окаменелостей, и среди них каменных орудий, которые тогда считались произведениями природы. Понять их действительное назначение Меркати помогли некоторые обстоятельства. Широкая образованность дала ему знание произведений древних мыслителей — Гесиода, Плиния, Лукреция и Феста. Эти авторы еще во времена античности знали, что люди в разные периоды пользовались сначала каменными, затем бронзовыми и, наконец, железными орудиями. Кроме того, будучи глубоко религиозным ватиканским чиновником, он многое почерпнул и из сборника древнейшей устной традиции, и из Ветхого завета, которые содержат сведения о каменных и бронзовых орудиях и рассказ об изобретении железа филистимлянами. Большое влияние на взгляды Меркати оказала и постоянно пополнявшаяся коллекция изделий из Азии и Америки, присылаемых в Ватикан итальянскими, испанскими и португальскими мореплавателями и исследователями. Мореплаватели эпохи Великих географических открытий встретили во время своих путешествий людей, еще живших в каменном веке. Их орудия легко поддавались сравнению с аналогичными европейскими находками. И вот подобные наблюдения и находки, древняя традиция и современная этнография позволили Меркати сделать вывод, что каменные орудия принадлежали нашим древнейшим предкам. И вот при такой ситуации в археологии в научный спор впервые вступает эксперимент. Немецкий ученый Андреас Альберт Роде (1682-1724) сам создал кремневый топор, чтобы доказать, что каменные орудия произведены человеком. Коллега же его Якоб фон Меллен (1659-1743) поручил гончарам исследовать технику обработки поверхности древней керамики из Северной Германии.

Эксперименты проводились и в полевых археологических исследованиях. Англичанин Джон Лейланд (1506-1552), а после него и другие установили путем наблюдения, а потом и с помощью опытов, что состав, цвет и высота растений могут указать на давние следы деятельности человека на земле. Более мощная и сочная растительность появляется, например, над углубленными жилищами, заполненными органическими остатками, а там, где прежде были стены, растения мельче и реже и т.д. Коулт Хор (1758-1838) искал в графстве Уилтшир полые подземные объекты, ударяя палкой о землю, то есть в сущности примитивным сейсмозондированием.

Итак, мы уже подошли к началу XIX века. Количество находок росло буквально с каждым днем. В их беспорядочное нагромождение, вначале возникшее в музеях, генеральный порядок внес датский ученый Кристиан Юргенсен Томсен (1788-1865). В 1819 году в музее Копенгагена он распределил археологические находки по трем разделам, соответствующим трем эпохам или векам: каменному, бронзовому и железному (так называемая система трех веков или периодов). С тех пор из археологии исчезает хаос, и она постепенно становится на путь истинной науки. Томсен по праву считается ее основателем. Эксперимент также обретает в археологии право на существование. Сам Томсен применял его в исследовании лур, огромных металлических музыкальных инструментов эпохи бронзы.

С середины XIX века внимание экспериментаторов сосредоточилось на производстве и применении каменных орудий. В 1874 году археологи на своем съезде в Копенгагене имели возможность увидеть деревянную постройку, срубленную исключительно каменными орудиями. Британский генерал-лейтенант викторианской эпохи, а позже видный археолог Огастес Лейн-Фокс (Питт-Реверс) исследовал виды выветривания и возникновения завалов на месте древнейших поселений. Он на собственном опыте познал процесс работы древних горняков по добыче кремня.

Противники системы трех эпох Томсена были окончательно повержены в 70-х годах XIX века. Их утверждения о том, что каменные орудия не могли быть просверлены до изобретения металла, опровергли Отто Тишлер и его коллеги, доказав, что с помощью деревянного сверла и песка, подсыпаемого под него, кремень поддается сверлению. С помощью эксперимента опровергнут был и другой тезис, согласно которому гравировка на орудиях из бронзы была выполнена более твердыми стальными инструментами. Экспериментаторы ее осуществили с помощью камня.

Таким образом, эксперименты становятся постоянными спутниками археологов на их сложном и трудном пути познания жизни, работы, искусства и мышления людей, которые оставили после себя только немые, чаще всего разбитые или полуистлевшие предметы, незначительные следы своей деятельности и немногочисленные отрывки письменных документов. При помощи эксперимента можно разрешить множество интересующих нас загадок. Например, каким инструментом, способом, и при каких обстоятельствах было изготовлено то или иное орудие. Более того, можно даже проследить то, каким образом был изготовлен инструмент, которым пользовался человек, когда производил сей артефакт.

Археологи и специалисты смежных наук используют эксперименты при поисках археологических памятников в полевых условиях (поиск), при раскопках и извлечении на поверхность, защите находок от разрушения и вредного воздействия среды (консервация), при анализе состава находок, описании их форм, способа производства, применения и датировки. И наконец, эксперименты помогают составить из этих осколков познания общую картину человеческой истории.

Для лучшей наглядности нужно систематизировать основные уроки и правила экспериментальной археологии:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

)При проведении эксперимента, исследователи могут только предполагать насколько точно удалось реконструировать процессы, протекавшие в древности. В большинстве случаев нельзя твердо и безошибочно установить, какая из возможных и доступных исследователю методик применялась в древности.

) Результат эксперимента неопределенен во времени и пространстве. Доказав, что какой-то процесс в каком-то месте в прошлом осуществлялся определенным образом, мы не вправе категорически утверждать, что так происходило всегда и везде.

) Экспериментальная работа, проводимая археологами, как правило, имеет четко установленные задачи и ожидаемые результаты. Но при этом нельзя быть уверенным в том, что применяемый метод может дать только положительный результат.

Для получения максимальной объективности необходимо применение нескольких методов, позволяющих рассматривать ту или иную проблему с различных ракурсов, что исключит вероятность погрешности, или снизит ее до минимума.

) Во время эксперимента применяется материал, похожий на тот, который применял древний человек. Наши методы также должны были бы соответствовать тем, которыми владело древне общество.

) Если же мы исследуем трудоемкость строительства крупных объектов — городищ, пирамид, крепостей и т.д., то нет необходимости вести работы в том же масштабе, в каком они велись в древности. Уменьшение масштаба, использование «типового» фрагмента работ позволяет получить необходимые результаты, но возможны существенные погрешности.

) Проводя опыты, необходимо точно описывать наши действия, использованный материал и полученные результаты, в противном случае объективное сравнение с итогами других экспериментов будет невозможно.

А теперь попробуем разобраться, для чего же нужна экспериментальная археология? Экспериментальная археология отвечает на различные вопросы, связанные с производством материальной культуры прошлого, и использование различных артефактов в быту. Полевые исследования позволяет взглянуть на события прошлых эпох сквозь призму взглядов их современников. Экспериментальная археология, это один из способов разрешить споры, возникающие между историками и археологами, в ходе построения ими исторических концепций, различных теорий и догадок. Следует повториться, что эксперимент, это проверка гипотезы на практике. Иными словами, если кто-то из ученых предлагает свою концепцию какой-либо проблемы, то она будет нуждаться в проверке фактов. Чаще всего, это полевые исследования, и изучения материала полученного в ходе практики. А иногда археолог сталкивается с тем, что не может сходу определить назначение находки. Это так называемые «артефакты». Здесь и важна роль эксперимента, так как чтобы разобраться в предназначении неопределенной находки, нужно изготовить ее точную копию, затем попытаться ее использовать для решения различных задач, какие могли возникнуть у человека того времени, к которому отнесут артефакт. Если сформулировать еще более точно, то работа экспериментальной археологии здесь заключается в том, чтобы сперва датировать артефакт, определить способ его производства, и установить для чего он мог понадобиться в древности. При этом следует полностью реконструировать процесс, от создания архаичного инструментария, подбора материалов для реплики (максимально приближенным к оригиналу), и как можно подробнее записать все в дневник исследования. Об этом же и говорит еще один исследователь, Кристофер ДеКорс, описавший критерии для экспериментальной археологии:

«Экспериментальная археология редко может дать окончательные ответы (Ингорсолл и другие — Ingorsoll and others, 1977). Она всего лишь позволяет взглянуть на методы и технику, которые, возможно, использовались в доисторические времена, поскольку многие виды деятельности, скажем в доисторическом земледелии, не оставили после себя материальных следов в археологическом материале. Но некоторые общие правила можно применить ко всей экспериментальной археологии. Во-первых, используемые в эксперименте материалы должны быть именно такими, которые были доступны в этом месте тому сообществу, которое изучают. Во-вторых, методы должны соответствовать технологическим возможностям древнего сообщества. Очевидно, что современные технологии нельзя использовать в опытах. Эксперименты с доисторическим плугом должны проводиться с соответственно изготовленным лемехом, с тщательным сохранением текстуры древесины, формы и методов обработки режущих краев и других деталей. Если плуг волочь трактором, то эффективность опытов будет искажена; таким образом, для точности эксперимента потребуется пара подготовленных волов. Результаты опыта должны быть такими, чтобы их можно было воспроизвести, и сам опыт должен состоять из тестов, которые приведут к предложенным заключениям. »

Итак, как следует из вышеизложенного, экспериментальная археология имеет за собой не малую историю становления ее как вспомогательной отрасли археологической науки. Показано, как роль эксперимента обретала вес с течением времени. Экспериментаторам предстояло пережить осознание самих себя, гонения со стороны не понимающих их соплеменников, затем жесткую цензуру церкви, и неприятие экспериментов в последующей эпохе, когда власть церкви над наукой только ослабевала, и морально-нравственные устои того времени только начинали свое падение, давая возможность «светлым головам» взять инициативу в свои руки. Видно, как менялось отношение к эксперименту в зависимости от эпохи. Прослеживается эволюция методов и приемов, к которым приходится прибегать экспериментаторам, благодаря которым возникали новые заключения и выводы их исследований. Все это давало почву для вырождения эксперимента в основной инструмент исследователя. Иными словами, экспериментальная археология хоть и является лишь отраслью, но имеет под собой пласт фундаментальных знаний как самостоятельная наука.

Глава 2. Принципы, методы исследования и междисциплинарные связи в экспериментальной археологии

Принципы. Экспериментальная археология предполагает использование общеисторических принципов исследования, таких как принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. Он выражает коренные особенности исторического познания, порождаемые своеобразием ее объекта — исторической действительности. К такому пониманию подводит уже рассмотренная ранее проблема соотношения исторической науки и естествознания. Следует различать термин «историзм», теоретическую постановку проблемы и накопление историческим познанием в ходе его развития свойств, приемов и признаков мышления, формирующих научную основу понимания принципа историзма. Конечно, постановка проблемы историзма, как и в других случаях выдвижения методологических проблем и принципов, не была целенаправленной логикой развития мышления. Отношение к принципу историзма и его понимание были и остаются различными. Речь идет об обосновании наиболее рациональной позиции по данной проблеме в соответствии с современным этапом развития общества и уровнем исторического познания. Принцип историзма резюмирует представления о характере своеобычае явлений общественной среды. Развитие этих представлений стало важной составной частью исторического познания в целом, причем это не было областью абстрактного теоретического анализа, оторванного от практики конкретно-исторического исследования. Более того, она является основой формирования признаков и черт мышления, составляющих содержание развивавшихся представлений об историзме и подводящих к современному его значению и смыслу. (Н.И. Смоленский. Теория и методология истории. Москва: Изд-во Академия, 2007. Ст.142) При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Принцип объективности, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальное положение дел. Принцип системности, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. Что касается методологии, то для археологического исследования наиболее важным является сравнительно-типологический метод, предназначенный, для организации археологического материала, суть которого в выделении и исследовании типов древних артефактов. Типом в археологии большинство исследователей считают объективно существовавшую совокупность вещей, которые сходны по назначению, материалу и форме, но могут различаться между собой в менее существенных деталях. Всякий тип определяется устойчивым сочетанием существенных признаков. Общественная жизнь во всех ее проявлениях — непрерывный динамический процесс. Он представляет собой не простое последовательное течение событий, а смену одних качественных состояний другими, имеет свои существенно отличные стадии. Выделение этих стадий также является важной задачей в познании общественно-исторического развития.

Типологизация объектов и явлений общественной жизни — сложный познавательный процесс, который требует соблюдения ряда методологических принципов. Центральным является вопрос о тех основах, исходя из которых выделяют типы качественно определенных объектов и явлений. Диалектико-материалистическое решение этого вопроса предполагает в основе выделения типов учет сущностных свойств изучаемой объективной реальности.

Таким образом, выявление качественной определенности рассматриваемой совокупности объектов и явлений необходимо для выделения образующих эту совокупность типов, а знание сущностное¬ содержательной природы типов — непременное условие определения тех основных признаков, которые присущи этим типам и которые могут быть основой для конкретного типологического анализа, т.е. для раскрытия типологической структуры исследуемой реальности. На основе типологии может прослеживаться эволюция ископаемых предметов во времени и в пространстве. При этом выявляется усложнение или упрощение, совершенствование или угнетение каких-либо типоопределяющих признаков, которое может происходить под влиянием функциональных, идеологических или эстетических факторов. Это может приводить к перерастанию одного типа в другой, что моделируется исследователями с помощью эволюционных рядов. Типологический метод применим ко всем видам археологических памятников — от отдельных предметов до поселений и погребений.

Так же важным для археологического исследования является метод перекрёстной датировки — это обоснование одновременности двух культурных групп или археологических культур в случае выявления контактов между их создателями, что доказывается наличием вещей одних и тех же типов в памятниках обеих этих групп. Большое значение в ходе работы было уделено методу эксперимента, позволяющему, в той или иной степени подтвердить данные археологии и прийти к более объективному мнению, касательно той или иной проблемы.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В последние десятилетия, в ходе освоения экспериментальных методов, большую популярность приобрели методы этно-археологического сравнения и математического моделирования. Они усиливают доказательную базу эксперимента, но в силу специфики перевода специализированных терминов на язык историко-археологических интерпретаций возникают некоторые сложности в восприятии материала. Например, привлечение этнографических данных привносит в археологию и археологический эксперимент элементы «живой» культуры, как правило, не всегда соотносящиеся даже с модернизированным источником. Привлечение математических методов дает возможность точно просчитать параметры объекта эксперимента, но при этом модель лишается обязательной источниковой атрибутации и становится идеально обобщенной моделью источника.

Такова суть основных принципов и методов исторического исследования. Понятно, что ни один из них не является универсальным и абсолютным. Наибольший эффект может быть достигнут при их комплексном использовании. При этом применение любых методов должно быть правильным, для чего необходимо строго соблюдать методологические принципы и требования, ибо неумелое обращение с методами исторического исследования может привести к ошибкам.

Так как археолог в своей работе по большому счёту изучает следы антропогенного воздействия на природные материалы, то ему необходимо также пользоваться многочисленными методами естественных наук. Таких как: физика, химия, математика, и многие другие. В общем все, из чего можно получить полезные для исследования данные. Без них невозможно будет воссоздать полную картину далекого прошлого, о котором не сохранилось иных источников информации. С техническим прогрессом методов исследования у археологов заметно прибавилось. Теперь есть не только описательный и сравнительный, но и многие другие. Во многом, это благодаря связи археологии с другими дисциплинами, которые могут существенно дополнить материал, который археолог получает в ходе полевой практики. Как правило, это все происходит уже в лаборатории, когда из полевого археолога, исследователь превращается в кабинетного.

Трассология. На большинстве предметов остаются характерные следы инструмента, с помощью которого их изготовляли. На основании этих признаков С.А. Семенов, который является одновременно и изобретателем этого метода, уже в 40-е годы нашего столетия начал разрабатывать методику расшифровки следов инструментов на вещах. По таким следам можно было выяснить, как эти вещи (предметы) были изготовлены, использовались, применялись. Он установил, что некоторые следы имеют форму бороздок (или, как он говорил, трасс), которые зачастую можно увидеть только под микроскопом при многократном увеличении. Это следы ударов, вмятин, сглаживания и полировки.

Однако Семенов еще не мог считать свое открытие доказанным. С помощью созданного им трассологического метода он уже мог определить характер, форму и направление следов, но все еще не знал их происхождения. Это Семенов установил только с помощью эксперимента. Например, на острие каменных орудий позднего палеолита нашел рабочие следы в форме бороздок, которые были на некоторых орудиях расположены перпендикулярно острию, а на других — под косым углом. Как мы уже знаем, по мнению Брентьеса, люди эпохи неолита использовали эти орудия для обработки земли. С.А. Семенов попробовал проверить это на практике. Увы! Острие через несколько минут притупилось под воздействием твердых осколков кремня, находившихся в почве, и покрылось многочисленными выбоинами, и эти следы ничем не напоминали бороздок на древних орудиях.

Еще один хороший пример трассологического исследования привел Е.Ю. Гиря, в своем докладе «Экспериментально-трассологические исследования ножей костёнковского типа»:

«Резюме. Эксперимент

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

611

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке