Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Благотворительная деятельность представителей старообрядчества»

Тема старообрядческой благотворительности имеет большое значение для изучения предпринимательской деятельности конца XIX — начала XX века в целом и старообрядчества как явление в частности, поскольку успехи купцов-староверов тесно связаны с нравственными критериями предпринимателя-старообрядца.

Содержание

Введение

1. Государственная политика в отношении старообрядцев в XIX — начале ХХ века

1.1    Правовое положение старообрядцев в Российской империи

1.2 Особенности управления производством и капиталами в среде старообрядчества в XIX — начале XX века

2. Социокультурная деятельность староверов

2.1 Формирование предпринимательских династий

.2 Благотворительная деятельность старообрядцев в XIX — начале XX века

.3 Представители старообрядческих династий в роли меценатов конца XIX — начала XX века

Заключение

Источники и литературы
Введение

Тема старообрядческой благотворительности имеет большое значение для изучения предпринимательской деятельности конца XIX — начала XX века в целом и старообрядчества как явление в частности, поскольку успехи купцов-староверов тесно связаны с нравственными критериями предпринимателя-старообрядца. В настоящее время проблема изучения старообрядческой благотворительности, её происхождение, причины и мотивы, побудившие богатое купеческое сословие жертвовать огромные суммы денег на нужды неимущих, привлекают пристальное внимание исследователей. К углублённому изучению данной проблемы специалистов побуждает возрождение предпринимательской деятельности, проблема ответственности бизнеса перед обществом, а также появление после крушения Советского Союза института частной собственности, пришедшего на смену собственности общественной, социалистической, которая являлась гарантом и защитой человека на жизненном пути.

Актуальность темы определяется недостаточной изученностью проблемы благотворительности представителей старообрядчества, важностью благотворения в повседневной жизни староверов, а также большой значимостью для современного общества нравственного, ответственного подхода к нуждам социально незащищённых слоёв населения.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Проблемы современной России — расслоение общества, обнищание значительной массы населения, стагнация экономики — подталкивают исследователей обратить внимание на изучение опыта предшествующих поколений в области предпринимательства, благотворительности, ответственности «больших денег» за судьбу своего народа, своего Отечества. Всё это уже было в истории нашей страны, этот опыт уникален. Подъём промышленного производства в конце XIX века состоялся благодаря существованию старообрядческой экономики, которая дала России две трети предпринимателей-миллионеров.

Обращаясь к изучению прошлого русского старообрядчества, мы пытаемся решить для себя важнейшую задачу поиска новых (это, как правило, хорошо забытых старых) ценностей, основ национальной идентичности. Старообрядцы сохранили для нас, по образному выражению Кириллова И.А., «дух русской народности».

Предприниматели из старообрядческой среды (даже перешедшие в единоверие и официальное православие) жертвовали свои капиталы на благотворительность и меценатство, следуя евангельской формуле: «Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил». Очень важно было оставить после себя добрую память, доброе имя. И память эта живёт и по сей день в построенных и действующих фабриках, заводах, больницах, храмах, музеях; живёт в памяти благодарных потомков. Только немногие знают, что основными благотворителями и меценатами в конце XIX — начале XX века были в большинстве своём купцы-предприниматели — выходцы из старообрядческой среды. Именно благодаря им были созданы не только многие фабрики, больницы, школы, но и сотни музеев — в краевых, губернских, уездных городах России.

Исторический анализ темы благотворительности представителей старообрядчества представлен отечественной историографией дореволюционного, советского и российского периодов.

В дореволюционный период история старообрядческой благотворительности не становилась объектом специального изучения. Изучалась история раскола, рассматривались проблемы численности старообрядцев, состав раскола, представленный множеством согласий, к раскольникам приписывались представители разных сект. Исследования старообрядчества до середины XIX века проводились лишь с обличительными целями, были не объективны и оскорбительны для приверженцев старой веры. Проводя миссионерскую деятельность, представители русской православной церкви не пытались понять и принять отличную от официальной точку зрения, называя раскольников упрямцами и невеждами. Интерес к изучению старообрядчества в России появился в середине XIX века, что было связано с 200-летней годовщиной русского религиозного раскола. Стало появляться много старообрядческих изданий за границей, в России — произведений о расколе. Старообрядчество привлекало народников, которые рассчитывали на него, как на мощное протестное движение, направленное против самодержавия, и немало сделали для популяризации старообрядческого движения. Старообрядчество изучал философ и историк Афанасий Прокофьевич Щапов, пытался вовлечь старообрядцев в борьбу с самодержавием революционер Василий Иванович Кельсиев, ставший историком раскола. Изучением староверия занимались представители народничества Василий Васильевич Андреев, Александр Степанович Пругавин.

В своём очерке «Раскол и его значение в народной русской истории» историк и преподаватель Василий Васильевич Андреев указывает на главную причину народного протеста — крепостное право, в этом он является последовательным сторонников А.П. Щапова. Василий Васильевич делит историю раскола на три периода: «раскол как религиозная секта до Петра I; как политическая оппозиция — до Екатерины II; как промышленная и торговая община — с периода правления Екатерины II». Он справедливо отмечает, что в истории раскола, чем сильнее гонения на старообрядцев, тем ожесточённее их сопротивление, и наоборот. Именно раскол «всюду прививал русскую народность и содействовал как обрусению окраин государства, так и приобретению Россиею новых областей».

Здесь с ним совершенно солидарен старообрядческий публицист и экономист Иван Акимович Кириллов. В своём произведении «Правда старой веры» он подчёркивает, что старообрядчество всегда стремилось к сохранению старины, русской национальной культуры, родного быта. К старообрядцам примыкали люди независимые, «крепкие духом», таким образом шло развитие «национального русского типа». Автор указывает на старую веру, как на источник возрождения русского народа.

Очерки и статьи историка, этнографа и публициста Пругавина Александра Степановича, вошедшие в книгу «Старообрядчество во второй половине XIX века», составлены по данным местных архивов. Автор рассматривает проблемы численности староверов и особенности различных сект, подчёркивая, что, «можно даже сказать, у нас совсем не было никакой статистики раскола, так как сведения полиции о числе сектантов говорили одно, сведения духовного ведомства — другое, сведения статистических комитетов — третье». В книге исследуются истинные причины роста численности старообрядцев, состоящие в привлекательности приверженцев старой веры, их высокой нравственности и помощи ближнему, несмотря на гонения и преследования со стороны светской и церковной властей. Автор задаётся вопросом, который не разрешила перепись населения 1897 года и на который никто в государстве ответа не знает, так сколько же раскольников 2 миллиона или 20?

Историк раскола, этнограф и писатель Кельсиев Василий Иванович издавал в Лондоне журнал для читателей, приверженцев старообрядчества, «Общее вече». Он собрал и издал официальные документы, относящиеся к расколу: «Сборник правительственных сведений о раскольниках». Относился к расколу как к «значительному явлению в великорусской жизни», объясняя его как протест против правительства и церкви на введение «новых обычаев, не требуемых народом». Постоянное стремление русских людей к свободе, независимости Кельсиев объясняет древнерусскими традициями принятия решений вечевым собранием, поэтому существовали в истории Руси удельные княжества, казацкая вольница, и теперь это приняло форму раскола. Кельсиев соглашается с тем, что требования старообрядцев о свободе совести и свободе вероисповедания справедливы и разумны, и видит «в самом существовании раскола великий залог будущего развития России».

В предисловии ко второму выпуску «Сборника правительственных сведений о раскольниках» Кельсиева нам интересны отрывки из секретных записок статистической экспедиции 1852 года. Важный вывод, который делает автор, состоит в том, что «православный, принадлежащий к синодской церкви, не считает своей веры годной к спасению души», «именно в низших классах существует наклонность к старообрядчеству и вообще к расколу», в высших же — появляются мысли о реформе церкви. Дух этих реформ носится в воздухе, ибо в русском народе «богословский вопрос стоит на первом плане». Четвёртый выпуск «Сборника правительственных сведений о раскольниках» открывает нам тонкости секретной экспедиции в Ярославскую и Костромскую губернии: сбор сведений о народонаселении и секретные поручения относительно «счисления раскольников» порой были невозможны в уездах, где «прихожане были заражены расколом», а «духовенство и полицейские служители зависят от раскольников». Раскол содержит часть священников и полицейских, кто-то из представителей духовной и светской власти сами либо их родственники состоят в расколе. Таким образом получается, что раскол существует двух видов — открытый и тайный.

После Октябрьской революции 1917 года в отечественной историографии проблема старообрядческой благотворительности, как и изучение старообрядчества в целом, была затруднена в силу идеологических причин. История старообрядчества в советский период изучалась мало, уступив место истории становления рабочего класса и крестьянства. В стране социализма не принято было говорить о благотворительности, поскольку само государство заботилось о своих гражданах, а капиталист-эксплуататор не мог быть благотворителем в принципе. Чувство сострадания, милосердия было позволительно лишь в период тяжких испытаний, а в мирное время строители коммунизма должны были быть стойкими и твёрдыми, являясь примером для подражания. Проводимые исследования в основном были связаны с сохранением русского наследия, сохранением старины на Севере и в восточных регионах Советского Союза. Мало упоминаний о старообрядчестве было связано с атеистическим воспитанием подрастающего поколения и негласным запретом советских и партийных органов на пропаганду религии. Отношение к старообрядцам было насмешливым, показывалось его «угасание под влиянием социального и научно-технического прогресса». Старообрядчество характеризовалось как консервативное религиозное течение невежд и фанатиков, приспосабливающихся к существованию в современной жизни (Катунский А.Е. Старообрядчество. — М.: Политиздат, 1972. — 120 с.).

Видный советский историк-религиовед Миловидов Владимир Фёдорович в работе «Старообрядчество в прошлом и настоящем»10 анализирует процесс эволюции старообрядчества, как современные староверы живут в условиях нового общества, в условиях кризиса старой веры, которая, устояв в борьбе с официальной церковью, не выдержала борьбы с атеизмом.

Особняком стоит работа русского историка, эмигрировавшего и работавшего за рубежом, Сергея Александровича Зеньковского «Русское старообрядчество», изданная в Мюнхене в 1970 году, в которой он провёл уникальное исследование о русском расколе. В своём труде Сергей Александрович представляет целостную картину возникновения и развития старообрядческого движения, даёт анализ особенностям мировоззрения старовера, рассматривает старообрядчество как живой, развивающийся элемент национальной русской культуры. Автор в своём труде старается избежать употребления слова раскол, поскольку оно стало несправедливым и оскорбительным в отношении старообрядчества. «Раскол не был отколом от церкви значительной части ее духовенства и мирян, а подлинным внутренним разрывом в самой церкви, значительно обеднившим русское православие, в котором были виноваты не одна, а обе стороны: и упорные и отказывавшиеся видеть последствия своей настойчивости насадители нового обряда, и слишком ретивые и, к сожалению, часто тоже очень упрямые и односторонние защитники старого».

Книга воспоминаний Павла Афанасьевича Бурышкина «Москва купеческая» была написана им в эмиграции. Выходец из купеческой семьи, предприниматель, издатель и благотворитель описал жизнь московского купечества изнутри. Многие выходцы из старообрядчества уже вели светский образ жизни, отдыхали в Европе, обставляли свои шикарные дома самыми изысканными новинками, прожигали жизнь и отцовские капиталы. Другая часть продолжала упорно трудиться, приумножая капиталы, иногда, конечно, зарабатывая их на спекуляциях, но, каясь и отмаливая грехи, делала крупные пожертвования на благотворительность, занималась поддержкой представителей науки, культуры и искусства.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

За последние годы появилось немало работ, благодаря которым русское староверие вышло из тени исторического забвения. Мировоззрение старообрядцев по-прежнему хранит традиционализм, который является залогом сохранения самобытной национальной культуры. Сегодня старообрядцы активно включаются в диалог о выборе Россией национальной идеи, исторического пути развития нашего Отечества.

Произведение «История русского старообрядчества» историка-религиоведа Урушева Дмитрия Александровича, которое по праву считается уникальным учебным пособием по истории Церкви, написанное доступным языком и с большим знанием вопроса. Вспоминает автор и о «золотом веке» в истории старообрядчества, о том кратком периоде с 1905 по 1917 годы, которым немало гордятся староверы сегодня. За двенадцать лет свободной жизни старообрядчество сумело наверстать упущенное за 250 лет существования раскола: строились новые храмы, издавались старообрядческие газеты и журналы, открывались учебные заведения.

Труд «Повседневная жизнь старообрядцев» ещё одного нашего современника, философа и писателя, Кожурина Кирилла Яковлевича, показывает жизнь старообрядчества XIX — XX веков, которая заключается в ежедневном трудовом подвиге, аскетическом образе жизни, сохранении бесценного духовного опыта, безусловной любви и преданности своему Отечеству и всему русскому. Широкое распространение грамотности среди представителей старообрядчества выгодно отличала их от остального населения Российской империи. Но закрытость общества староверов, которое помогло им сохранить и пронести через века древнюю православную веру, сослужило и плохую службу в виде распространения множества мифов и тайн. Даже в наше время немногие знают, что знаменитые купеческие династии Морозовых, Коноваловых, Рябушинских, Гучковых и многих других были выходцами из старообрядческой среды. Именно приверженность старой вере, менталитет купца-старообрядца, образ жизни дали толчок такому уникальному явлению русской жизни, которого не наблюдалось больше нигде в мире, как в таких масштабах проведённая благотворительность и меценатство в конце XIX — начале XX века.

В работе «Культура русского старообрядчества XVII — XX вв.» автор анализирует основные достижения старообрядческой иконописи, музыкальной культуры, книжности, благотворительности и меценатства. Показывает образ не отсталых невежд, неграмотных упрямцев и фанатиков, который сложился под влиянием официальной пропаганды (сначала миссионерской в царской России, а затем советской), а людей, благодаря которым удалось сохранить такие чудеса отечественной культуры, как древнерусская иконопись и знаменное пение, многие традиционные народные промыслы.

Монография историка Боханова Александра Николаевича «Коллекционеры и меценаты в России» повествует о жизни русских предпринимателей «из числа старых купеческих семей», их благотворительной и меценатской деятельности: Бахрушиных, Третьяковых, Щукиных, Морозовых и других. Их деды и прадеды были выходцами из крестьянских или крепостных семей, отцы стали купцами и промышленниками, а дети, воспитанные в эпоху гонений императора Николая II, получив хорошее образование, преумножили состояния своих семей и уже коллекционировали произведения искусства, строили дома-дворцы, чтобы разместить в них свои коллекции, и открывать людям мир прекрасного, проводя экскурсии и организуя выставки художников, занимаясь изданием книг. Они покровительствовали талантливым актёрам, художникам, певцам, музыкантам, писателям, жаловали свои капиталы на те предприятия, которые не приносили никакой прибыли, способствуя прогрессу просвещения и культуры. В своей работе автор, не указывая принадлежности купеческих предпринимателей к старообрядческой среде, подчёркивает их «активную благотворительную, меценатскую и коллекционерскую деятельность», которая была направлена на пользу и во благо простого народа, тогда как большая часть аристократической филантропической деятельности была «недоступна «широкой публике» и предназначалась для узкого круга». Александр Николаевич говорит о том сложном противоречивом положении, в котором находился предприниматель во второй половине XIX века. С одной стороны, он являлся носителями прогресса, устанавливая на своих предприятиях самое передовое технологическое оборудование; просветителем широких народных масс, открывая при своих фабриках и заводах школы, библиотеки, профессиональные училища, отправляя своих специалистов на стажировки за границу; благотворителем, обустраивая фабричные территории, создавая инфраструктуру заводских и фабричных посёлков и городков, подводя в казармы рабочих водопровод, отопление, выделяя деньги на содержание детских яслей. С другой стороны, он, безусловно, являлся эксплуататором наёмного рабочего труда, «новым рабовладельцем», заставлявшим трудиться на себя армию неимущих рабочих и обогащавшимся за их счёт».

Историк Наталья Георгиевна Думова в своей работе «Московские меценаты» описывает нелёгкие и очень интересные судьбы представителей богатейших промышленных и торговых династий, большинство из которых принадлежит к старообрядческой среде. В книге рассказывается о семейных традициях, образе жизни, менталитете предпринимателя-благотворителя. У каждого из них свой характер: есть среди них взрывные и взбалмошные, терпеливые и основательные, тонкие ценители прекрасного и бездарные транжиры отцовских капиталов. Большинство из них покинули Родину после Октябрьской революции 1917 года, оставив своему народу все свои фабрики и заводы, больницы и институты, музеи и галереи, театры и библиотеки, своё богатство и свои бесценные коллекции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что история благотворительности представителей старообрядчества ХIХ — начала ХХ века остаётся малоизученной. В последние годы отечественные историки всё активнее обращаются к изучению такого уникального явления русской жизни как староверие. Проходят специально посвящённые этой проблеме конференции, по результатам которых издаются сборники материалов, появляются публикации, посвящённые истории отдельных купеческих династий, биографиям отдельных предпринимателей. Но изучение на более глубоком уровне истории благотворительности старообрядческих династий, менталитета предпринимателя-старовера, его образа жизни, общественной деятельности ещё только начинается.

Целью исследования является анализ процессов, протекавших в старообрядческом обществе на протяжении XIX — начала XX века и выяснение взаимосвязи этих процессов с деятельностью предпринимателей-старообрядцев в области благотворения и меценатства.

В ходе достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

1.       Определить правовое положение старообрядцев в Российском государстве.

2.            Выявить особенности управления производством и капиталами в старообрядческой среде.

3.       Охарактеризовать процесс формирования предпринимательских династий купцов-старообрядцев.

4.       Проанализировать благотворительную деятельность старообрядчества.

5.       Показать представителей старообрядческих династий в роли благотворителей-меценатов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Хронологические рамки исследования охватывают XIX — начало XX века, целостный в культурном и историческом отношении период, содержание которого определяется формированием и расцветом благотворительной деятельности предпринимателей-старообрядцев.

Территориальные рамки исследования ограничены границами Российской империи в изучаемый период времени.

Методологическую основу исследования составляют основные принципы научного исследования исторического познания: принцип историзма, принцип объективности. Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в их развитии (в их истории), в соответствии с конкретно-историческими обстоятельствами, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Принцип объективности предполагает беспристрастное исследование, опору на факты в их настоящем смысле, не искаженные и не подогнанные под схему.

Источниковую базу дипломной работы можно разделить на несколько групп: официальные документы государственных органов власти, статистические сборники и справочные издания, источники личного происхождения, публицистика и периодическая печать.

Документы законодательного характера.

В соответствии со спецификой тематики основным источником для разработки темы являются законодательные и нормативно-правовые акты. Исследование проводилось с использованием Полного собрания законов Российской империи, правительственных распоряжений и положений, отчётов чиновников Министерства внутренних дел, касающихся правового положения раскольников и состояния раскола.

Статистические и справочно-информационные материалы.

Следующей группой материалов, которые использовались в исследовании, являются статистические сведения, отражающие вопросы «счисления раскольников», совершаемые до принятия Манифеста о свободе вероисповедания 1905 года. Они дают возможность понять, насколько трудным, практически невозможным в силу закрытости старообрядческого общества, был изучаемый вопрос, и с какими проблемами столкнулись исследователи раскола. Правительство в этом вопросе глубоко заблуждалось, когда смешивало два абсолютно разных течения — старообрядчество и сектантство.

Источники личного происхождения.

К этой группе относятся мемуары, воспоминания участников событий конца XIX — начала XX века, которые дают возможность окунуться в атмосферу той эпохи. В них содержится материал для изучения характера, поступков, мотивов, которые двигали благотворителями и меценатами в их деятельности. В мемуарах есть ценные наблюдения о быте купцов- старообрядцев, их образе жизни, характеристика их нравственных отношений.

Публицистика и материалы периодической печати.

К работе активно привлекались материалы периодической печати о проблемах и нуждах старообрядчества, опубликованные в периодических изданиях староверов в самом начале XX века, когда они получили возможность издавать свои газеты и журналы. Эти материалы стали важным источником в понимании всей значимости собственных периодических изданий для старообрядчества. Это такие журналы, как «Старообрядцы»,

«Москва в её прошлом и настоящем» и другие. В них рассказывается о ежедневной жизни староверов, их насущных проблемах. В материалах публицистики представлена точка зрения российских исследователей и представителей общественности к старообрядческой проблематике.

В целом комплекс источников позволяет полно и с достаточной степенью объективности осветить тему исследования и решить поставленные задачи.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Структура выпускаемой квалификационной работы определена в соответствии с проблематикой исследования, состоянием историографии и поставленными задачами. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, поделённых на параграфы, заключения, списка источников и использованной литературы.   1.

Государственная политика в отношении старообрядцев в XIX -начале ХХ века

.1 Правовое положение старообрядцев в Российской империи

Во второй половине XVII столетия в Московском царстве в результате церковной реформы, проведённой патриархом Никоном при поддержке Великого князя Алексея Михайловича, произошёл раскол общества, последствия которого для русского народа были поистине трагически.

Единая раньше церковь раскололась на сторонников нововведений, исправлений обрядов и книг в соответствии с греческими нормами (их стали называть никониане) и приверженцев прежних православных традиций и обрядов (их стали именовать старообрядцами, староверами или раскольниками). старообрядческий меценат купец

До никоновского раскола русское православие было господствующим вероисповеданием на Руси. Православная вера, принятая от Византии, пришедшая из древних христианских источников, сохранилась на Руси, несмотря на то, что православными греками была подписала Флорентийская уния с католиками (1439 г.), и могучая Византия пала под натиском османов (1453 г.). Старообрядцы остались верны этой древней православной вере, пронесли через столетия истинную русскую духовность, нравственность, религиозность. Об этом говорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, исследователь древнерусской литературы и русской культуры, в своих многочисленных интервью: «Своим упорством, своей приверженностью к старой Вере старообрядцы сохранили древнюю русскую культуру: древнюю письменность, древние книги, древнее чтение, обряды древние. В старообрядцах замечательно то, что ради идеи, вовсе для них материально невыгодной, они шли буквально на костёр. Они предпочитали сжигать себя, но не соглашаться на идейные уступки. Это поразительное явление в истории культуры человечества — такая нравственная стойкость!»

Положение старообрядцев на протяжении нескольких столетий было тяжелейшим: периоды милости со стороны властей сменялись периодами суровых испытаний, гонений, скитаний и неисчислимых жертв. На церковном соборе 1666-1667 годов старообрядцы за нежелание принять нововведения были преданы анафеме, незамедлительно начались преследования. Были казнены и замучены защитники старообрядчества — инок Авраамий, боярыня Морозова, княгиня Урусова, выслан в Пустозёрск и посажен на цепь, а затем сожжён протопоп Аввакум.

Начались гонения и притеснения старообрядцев по всей стране. В 1668- 1676 годах произошёл Соловецкий бунт. Монахи отказались принять новые книги и оказали сопротивление царскому войску, которое было послано для подчинения непокорных. Восемь лет Соловецкий монастырь был неприступен и пал лишь от предательства монаха Феоктиста, который указал стрельцам потаённый ход в обитель. Расправа над оставшимися в живых монахами была жестокой.

Период открытых гонений на старообрядцев со стороны государства приходится на 1680-е годы — период правления царевны Софьи. В 1685 году она издаёт печально знаменитые «Двенадцать статей», согласно которым за малейшие провинности, даже укрывательство беглых старообрядцев, люди наказывались жесточайшим образом. Пытки, казни, ссылки, экспроприация имущества старообрядцев — плата за верность своим идеям. В ответ старообрядцы покидали родные дома, скрываясь в дремучих лесах, убегали на окраины государства и за его границы. Но и на новом месте защитники старых обрядов не находили покоя, их поселения разрушали до основания отправленные за ними вслед царские войска, иногда даже сжигали непокорных. Тогда старообрядцы начали сами себя жечь в своих домах, в церквях, целыми семьями со стариками и малыми детьми, целыми поселениями, принимая добровольно смерть, как христианский подвиг.

-1760-е годы стали периодом более лояльного отношения к защитникам старых обрядов со стороны государства. Пётр I прекратил гонения на старообрядцев, отменив «Двенадцать статей царевны Софьи». Царским указом от 8 февраля 1716 года Пётр I приказал переписать старообрядцев по всей империи.22 Им разрешалось легализовать себя при условии уплаты ими двойного подушного налога, также они обязаны были оплачивать налог на бороды. Запрещалось ношение длинной (истинно русской) одежды, усиливался контроль за регистрацией и выплатой двойного налога, провинившихся штрафовали, ссылали на каторгу. Старообрядцам запрещалось богослужение и совершение треб, что считалось совращением в раскол и за что полагалась, как и прежде, смертная казнь. Но в этот период у старообрядцев впервые появилась возможность к существованию и реализации своих творческих способностей.

Либеральная политика Екатерины II существенно облегчила положение старообрядчества, прекратились их преследования. Своим указом 1761 года Екатерина приглашала вернуться на Родину старообрядцев, бежавших за границу, предлагая им для освоения южные степи Новороссии, Нижнее Поволжье, Сибирь, видя в них экономически активное население. Самым важным последствием екатерининских распоряжений было «водворение раскольников в городах, не исключая и столичных, тогда как прежде они не имели на это права».

Позднее старообрядцы были уравнены в правах с остальным населением, освобождены от двойной подушной подати, получили возможность занимать общественные должности. Указом о терпимости всех вероисповеданий от 17 июня 1773 года духовным властям запрещалось вмешиваться в дела других конфессий. Старообрядцам разрешено было иметь священников, но строить только часовни (храмы без алтарей), что означало невозможность совершения главного христианского богослужения — литургии. Поэтому литургию старообрядцам по-прежнему приходилось служить тайно, часто по ночам.

Император Павел I, как глубоко верующий человек, чтил Святую Церковь, много сделал для её процветания и восстановления Русской церкви.

марта 1798 года императором был подписан указ «О дозволении старообрядцам строить церкви», согласно которому заметно облегчилось положение старообрядцев. Им обещали вернуть конфискованные книги. По инициативе императора была создана Единоверческая старообрядческая церковь, которая должна была способствовать преодолению раскола. Единоверие признавало старые обряды равно спасительными. В марте 1801 гола император Павел был убит, и дело восстановления Русской церкви было остановлено.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Во время либерального правления Александра I идея единоверия была дискредитирована тем, что в единоверческие приходы присылали священников, далёких от истинной православной веры, а в единоверческие храмы стали загонять насильно. Происходит планомерное жёсткое давление как со стороны государства, так и со стороны господствующей Церкви. Повсеместной распространяется практика доносительства местным властям о жизни старообрядцев: о том, что они построили часовню, обратили крестьян в старообрядчество, вступили в брак с православными господствующей церкви. Столичная власть, духовная и светская, не допускала уступок старообрядцам со стороны местных чиновников. В этот период участились случаи перехода к старообрядцам не только рядовых прихожан, но и православных священников, которые не могли смириться с несправедливостью гонений на братьев по вере и осуждали корыстолюбивых епископов.

Правление Николая I было самым тяжёлым временем для приверженцев древней православной веры. Создание единоверческой церкви не смогло примирить старообрядцев с официальной церковью. Сторонники старой веры начали преследоваться как государственные преступники, их насильно загоняли в единоверие. Храмы старообрядцев передавались единоверческой церкви, участились суды над старообрядцами. Широко распространяется создание правительством секретно — совещательных комитеты в тех губерниях, где было больше всего раскольников. Первый секретно- совещательный комитет по делам раскольников был учреждён в Петербурге в 1825 году ещё при императоре Александре I. Совещания комитетов хранились в тайне. С 1838 по 1856 годы такие комитеты были созданы более, чем в двадцати губернских городах.24 В состав комитетов входили чиновники и духовные лица, которые контролировали старообрядческие общины, вели слежку за её членами.

Ещё на Соборе 1832 года на Рогожском кладбище в Москве старообрядцами было принято решение отыскать архиерея за пределами государства, так как на территории Российской империи они были лишены этой возможности. Русские староверы были более бесправны в своей стране, чем сторонники других конфессий. В 1846 году первым иерархом старообрядческой церкви стал митрополит Боснийский и Сараевский Амвросий (Попович). Епископская кафедра была образована в буковинском селе Белая Криница на территории Австрийской империи, правительство которой считалось более веротерпимым. Император Николай I пришёл в ярость и стал более активно проводить политику борьбы с расколом под лозунгом искоренения агентов иностранного влияния на российской территории.

В 1846-1847 годах были приняты законы, запрещавшие «староо

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

501

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке