Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Борьба с преступностью несовершеннолетних в РСФСР в 1917–1941 гг.»

Проблема детской преступности и массовой беспризорности сегодня является одной из наиболее важных в жизни социума. «Дети улиц» лишены возможности получения образования, воспитания, необходимого ухода, заботы и внимания со стороны взрослых. Беспризорники составляют основной контингент детского преступного мира, их настоящее и будущее тесно связано с проституцией, мошенничеством, хулиганством.

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема детской преступности и массовой беспризорности сегодня является одной из наиболее важных в жизни социума. «Дети улиц» лишены возможности получения образования, воспитания, необходимого ухода, заботы и внимания со стороны взрослых. Беспризорники составляют основной контингент детского преступного мира, их настоящее и будущее тесно связано с проституцией, мошенничеством, хулиганством.

Криминализация беспризорной среды является необратимым процессом, поэтому решение ее требует скорейшего решения. По данным официальной статистики МВД РФ, подростки, не достигшие 14 лет, ежегодно совершают порядка 100 тысяч преступлений. По данным на 2 октября 2015 г. детская преступность увеличилась на 5% 1.

Статистика фиксации преступлений несовершеннолетних дает следующие данные: 40% несовершеннолетних осуждены за кражи; 13%

за разбой; 14% — за грабеж; 5% — за убийство. В 2016 г. в колониях для несовершеннолетних отбывали сроки наказания 12,7 тыс. человек.

Проблема детской беспризорности и преступности была актуальной и болезненной и для советского общества 1920-1930-х гг. В1921 г. число беспризорных детей в РСФСР насчитывало 4,5 млн., к 1922 г. увеличилось до 7 миллионов. «Стаж», т.е. время пребывания без призора, большинства «детей улиц» составлял 3 — 5 лет, что позволяло говорить о среде беспризорных как криминализированной.

Если в 1920-е гг. с малолетними правонарушителями пытались договориться, вызывая их на заседания Комиссии по делам несовершеннолетних, оказывая материальную помощь, устраивая в детские учреждения, на учебу и работу, то в 1930-е гг. ситуация кардинально изменилась.

Общее количество несовершеннолетних в возрасте от 12 до 16 лет, осужденных за совершение преступлений в 1935 г. составляло 6725 человек, а в 1938 г. — 20 166 человек. Наиболее распространенным видом правонарушений в 1920-1930-е гг., как и сегодня, являлась кража.

апреля 1935 г. ВЦИК и СНК приняли закон о привлечении к уголовной ответственности с применением всех мер наказания вплоть до расстрела несовершеннолетних, начиная с 12 лет. В том же году была ликвидирована Комиссия по делам несовершеннолетних. На смену перевоспитанию пришли суровые меры трудовой дисциплины в спецучреждениях для трудновоспитуемых и колониях НКВД.

Закон 7 апреля 1935 г. до сих пор имеет негативный общественный резонанс, в большинстве работ отечественных и зарубежных авторов ему даются исключительно негативные характеристики. Однако строгость мер по отношению к малолетним правонарущителям, позволившая сократить уровень детской беспризорности и преступности, оказалась востребована и в настоящее время. В 2009 г. на обсуждение Государственной думы Федерального собрания РФ выносился законопроект о привлечении к уголовной ответственности детей с 12 лет

Степень изученности темы исследования. В историографии проблемы исследования можно выделить три этапа: первый — 1920-е — 1930-е гг.; второй — 1940-е — первая половина 1980-х гг.; третий — вторая половина 1980-х гг. — по настоящее время.

Первый из выделенных нами этапов может быть отнесен к классической парадигме: авторов интересует сама проблема и способы ее разрешения, работы отличаются практической направленностью и высокой степенью реагирования. Для авторов данных работ важнее исторических обобщений был обмен опытом, педагогическими находками, творческий поиск. Среди них мы можем назвать исследования М.Н. Гернета, М.И. Левитиной, П.И. Люблинского, Г.Ю. Маннса и других. Данная литература дает представление об основных проблемах того периода, отражает реальную картину ликвидации беспризорности в стране.

Особо стоит выделить опубликованный в 1922 г. сборник статей «Детская дефективность, преступность и беспризорность». В нем содержатся выступления педагогов и медиков, показывающие необходимость организации в общегосударственном масштабе подготовки кадров. Активно поднимались вопросы выпуска воспитанников из стен детских учреждений и их дальнейшее трудоустройство, организация и специфика работы учреждений для детей с ограниченными возможностями.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В начале 1930-х гг. вышла в свет книга Б.С. Утевского «Борьба с детской беспризорностью», в которой описаны достижения советской власти в сокращении численности беспризорных, основные формы и методы данного направления социальной политики, содержится вывод о полной ликвидации массовой уличной беспризорности детей10.

Нельзя оставить без внимания работы педагогических и общественно-политических деятелей, в которых они в той или иной степени касались проблем воспитания бывших беспризорников. Интерес представляют работы А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, П.П. Блонского, в которых отстаиваются позиции трудового, политехнического образования в детских домах, объединения обучения с производственным трудом, подчеркивается роль общества, коллектива в воспитании всесторонне развитой личности.

В работах П.П. Блонского, В.Н. Шульгина, С.Т. Шацкого и Н.Н. Иорданского, раскрыты теоретические основы воспитания беспризорных детей. Идеи данных педагогов легли в основу концепции воспитания нового человека, отвечавшего требованиям социалистического строя, и нашли широкое отражение в организации учебно-воспитательной работы в детских домах в 1920-1930-х гг. Описание направлений и форм воспитательной работы в детских учреждениях интернатного типа продолжалось в течение следующих десятилетий и нашло отражение в работах многих теоретиков и историков педагогики, в том числе Ф.Ф. Королева и Н.К. Гончарова. Их работы посвящены теории детского коммунистического движения, политехнического воспитания, значению роли коллектива в становлении коммунистической личности.

Переходя к следующему этапу необходимо отметить, что за исключением работ педагогического содержания, вплоть до конца 1970-х гг., историография рассматриваемой проблемы представлена достаточно слабо, главным образом из-за закрытости архивной источниковой базы и идеологического диктата государства. Педагогические энциклопедии, изданные в течение в 1960-х гг., содержат только положительные оценки роли советов в борьбе с беспризорностью.

Во второй половине 1970-х гг. ситуация в освещении вопроса борьбы с детской беспризорностью в некоторой степени изменилась. После долгого перерыва вновь появляются труды, посвященные проблеме беспризорности, что было связано с постепенным устранением, особенно в конце 1980-х — начале 1990-х гг., многочисленных идеологических и политических препятствий для научной работы, и, беспрецедентным для СССР, открытием доступа и рассекречиванием фондов партийных архивов.

В 1976 г. была опубликована работа А.А. Виноградовой, в которой рассматривается система воспитательной деятельности в детском доме, эволюция ее направлений, форм и содержания. Ф.А. Соколова в книге «Родной дом» показывает особенности жизни детей в детских учреждениях, недостаточный уровень материально-технического оснащения, формальное отношение воспитательного состава к своим подопечным, изменение социальных характеристик и причин детской беспризорности в течение XXв.

Историки получили возможность оценивать события прошлого с точки зрения реальных противоречий того времени. Интерес к проблеме беспризорности усилился в связи с тем, что с началом перестройки беспризорность постепенно превратилась в одну из важнейших социальных проблем. В исторической литературе третьего периода прослеживается стремление комплексного анализа политики советского государства по отношению к беспризорникам, усиливается внимание к теоретическим обобщениям, выводам, четко формируется понятийный аппарат.

В конце 1980-х гг. вышло в свет несколько работ, содержащих рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, описывающие опыт работы воспитательного состава данных учреждений. Содержание данных публикаций помогает осмыслить эволюцию системы социальной защиты детей и видов детских учреждений, изменение форм и методов воспитания и обучения, способов социализации беспризорников.

В монографиях А.М. Нечаевой всестороннее освещение получили вопросы организации социальной охраны детей-сирот, как в Советском государстве, так и в современной России, показана специфика деятельности отдельных государственных учреждений, занимающихся искоренением беспризорности. Аспекты педагогической деятельности с беспризорными детьми затрагиваются в работе М.Н. Дудиной, которая отмечает, что среди целей воспитания 1920-х гг. провозглашалось «формирование умения изменять себя, свои идеалы и свое поведение, подчинять себя стремлениям общества».

В 2000 г. было предпринято несколько попыток научного анализа политики советского государства, направленной на искоренение детской беспризорности. Главными проблемами исследования стали система государственных учреждений, занимающихся выявлением, распределением и дальнейшей социализацией беспризорных детей, эффективность ее деятельности, гуманность применяемых методов.

В статье А.Ю. Рожкова «Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие» обозначено, что проблема беспризорности в первое советское десятилетие не была решена, а «исчезнув с центральных улиц крупных городов, беспризорщина переместилась в глубь страны, болезнь была загнана вовнутрь». Особый интерес представляет публикация М.Р. Зезиной «Система социальной защиты детей-сирот в СССР», в которой рассмотрен опыт государства по оказанию помощи беспризорным детям в течение XX в., описаны функции и структура учреждений и ведомств, занимавшихся различными категориями детей, представлены подходы к организации внесемейного воспитания. Автор обращает внимание на то, что «государственная система социальной защиты детей-сирот, сложившаяся в СССР к началу Великой

Отечественной войны, была ориентирована не на предупреждение сиротства, а преимущественно на борьбу с его отрицательными последствиями.

К теме сокращения детской беспризорности обратился А.Н. Кривоносов в своей статье «Исторический опыт борьбы с беспризорностью». В публикации показана динамика численности детской беспризорности в течение всего XX в., создание и реформирование системы государственных учреждений, занимающихся данной проблемой. В статье «К вопросу о беспризорных в 1920-е гг.» Л.Ю. Анисимовой предпринята попытка теоретического осмысления отношения государства, общественности и исследователей к беспризорнику 1920-х гг. как социальной личности, представлены распространенные в отечественной историографии различные подходы к определению причин беспризорности.

Социально-педагогический аспект борьбы с детской беспризорностью и преступностью был поднят в работах Е.И. Холостова, Р.И. Зинуровой.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В последнее время стали появляться работы, рассматривающие искоренение беспризорности в 1920-1930-х гг. на региональном уровне. Среди них статья Е.И. Ивановой и Т.А. Катциной «Положение беспризорных детей в Енисейской губернии в 1920-е гг.», в которой на основе документальных материалов региональных архивов представлен обзор состояния детских учреждений Енисейской губернии и их численность, показана неоднозначность и специфика плановых мероприятий, направленных на решение проблемы детской беспризорности. Н.В. Рябинина в своей монографии описывает опыт искоренения детской беспризорности на основе материалов губерний Верхнего Поволжья 1920-х гг., показывает определяющее влияние беспризорности на формирование преступности несовершеннолетних.

Предметом изучения В.Е. Виноградова-Бондаренко стало воспитание беспризорных детей на Украине в 1920-е гг., содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы в учреждениях охраны детства. В работе проведен сравнительный анализ причин и характера детской беспризорности в 20-х и 90-х гг. XX в. Также необходимо отметить диссертационное исследование Е.Н. Афанасовой, в котором на материалах Иркутской области рассматривается опыт ликвидации беспризорности, комплектования детских учреждений. Автором впервые проводится комплексный анализ патронирования, на основе которого были сделаны выводы о возможности его применения в современной социальной политике государства. Проблемам становления и развития социальной защиты детства в 20-30-е гг. ХХ столетия посвящена диссертационное исследование А.А. Гребенкиной.

В связи с тем, что детская беспризорность до сих пор сохраняется и выступает в качестве одного из главных источников преступности несовершеннолетних, в последнее время появляется большой массив публикаций социологического характера. Определенная часть данных работ освещает профилактические мероприятия, направленные на предупреждение появления и распространения детской беспризорности. Другие исследования показывают положение детей — сирот в современной России, процесс их социальной адаптации в системе общественных отношений, связь кризиса института семьи и распространения беспризорности. Монографии и публикации дают общую характеристику состояния детской беспризорности, характеризуют ее численность, социальный состав, особенности государственной политики. В статьях различных периодических изданий распространение получило рассмотрение детской беспризорности и безнадзорности как одного из факторов национальной безопасности России.

Кроме исторического и социологического осмысления проблемы исследования на современном этапе, необходимо выделить публикации психолого-педагогической направленности, в которых раскрываются вопросы бегства детей из семьи, интеграции беспризорных и преступников в систему современных общественных отношений, феноменология детского нищенствования.

Обстоятельный анализ борьбы с детской беспризорностью и преступностью дан в работах А.А. Славко. Автором создана база данных «Беспризорник», не имеющая аналогов в современной историографии. Основанные на солидном источниковом материале, извлеченном из центральных и местных архивов, публикации автора воссоздают меры по борьбе с детской беспризорностью и преступностью, деятельность общественных организаций, таких как «Лига спасения детей» и «Друг детей», развитие и функционирование колоний для несовершеннолетних.

Важными для понимания степени изученности проблемы на современном этапе являются работы Т.М. Смирновой. Последняя монография автора «Дети страны Советов: От государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917-1940 гг.» представляет собой комплексное исследование проблемы детства в первое двадцатилетие советской власти.

Диссертация Е.Ю. Шутковой в контексте настоящей работы явилась базовой в осмыслении проблематики темы. Исследование основано на обширном источниковом материале, что позволило автору детализовать практики борьбы с преступностью несовершеннолетних в 1920-1930-е гг.

Диссертационное исследование А.А. Карасевой посвящено изучению системы функционирования сети детских домов в РСФСР в 1920-1930-е гг. В первой главе работа дается обстоятельный анализ практик борьбы с детской беспризорностью и преступностью на материалах федеральных и муниципальных архивов и периодической печати.

В целом историографический анализ показывает, что при всем многообразии научной литературы по истории сокращения детской беспризорности и преступности, при всем накопленном несколькими поколениями ученых знаний, необходимость продолжения исследований очевидна.

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности и недостаточной изученности рассматриваемой темы в отечественной историографии, целью настоящей работы стало исследование системы функционирования детских домов в 1930-е гг. на территории РСФСР.

Достижение указанной цели реализуется в ходе выполнения ряда конкретных задач:

-исследовать специфику состава беспризорных детей в 1920-1930-е гг.;

-выявить причины беспризорности;

-охарактеризовать и оценить мероприятия советского руководства по ее ликвидации.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В качестве объекта исследования выступает социальная политика по вопросам охраны детства в 1930-е гг.

Предмет исследования — система функционирования детских домов в СССР в 1930-е гг.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1917-1941 гг. Нижняя граница исследования обусловлена началом кардинальных социально-политических преобразований в стране, начатых в 1917 г., вызвавших всплеск детской беспризорности и преступности. К 1941 г., верхней хронологической границе исследования, проблема была практически решена, но начавшаяся Великая Отечественная война вновь актуализировала проблему сиротства и детской неустроенности.

Территориальные рамки работы ограничены территорией РСФСР, специфика социальной работы в которой представляет несомненный научный интерес.

Методологическую основу исследования составили основополагающие принципы исторической науки — объективность и историзм, предполагающие необходимость глубокого анализа событий и фактов, их объективную оценку для формирования более адекватной картины прошлой реальности, рассмотрение познаваемого объекта не как статичное застывшее явление, а в движении и развитии, тесной взаимосвязи с внешними условиями.

В целях формирования целостной и комплексной картины сокращения детской беспризорности и преступности, иллюстрации функциональной взаимосвязи различных организационных форм, был использован историко-системный метод.

Применение историко-сравнительного метода открыло возможности для отслеживания эволюции системы борьбы с беспризорностью и преступностью несовершеннолетних.

Проблемно-хронологический принцип положен в основу работы. Использование проблемно-хронологического принципа позволило выстроить в хронологическом порядке содержание каждого из параграфов, что дало возможность показать динамику развития избранных подсистем.

Источниковая основа исследования. При подготовке работы мы обратились к материалам фонда Наркомата просвещения РСФСР (Ф. А — 2306) и Детской комиссии при ВЦИК (Ф. 5207) Государственного архива Российской Федерации. Опубликованные материалы представлены, в основном, письменными источниками, среди которых центральное место занимают законодательные акты и делопроизводственная документация. В их числе «Сборник постановлений ЦК ВКП(б)»; «Народное образование в СССР»; «Декреты и постановления ЦК»; «Постановления Народного Комиссариата государственного призрения»; «Дети ГУЛАГа».39Данные документы позволяют проследить работу государства в системе детских учреждений временного содержания и детских учреждений направленных на исправление малолетних правонарушителей. Освещается также деятельность детских домов и исправительных колоний; повседневная жизнь детей, пионерские и комсомольские движения.

Особую роль в данном исследовании играет периодическая печать, представленная газетными и журнальными статьями 1920-1930-х гг. таких изданий как «Советская юстиция», «На путях к новой школе», «Народное просвещение».

Научная новизна исследования определяется обобщением накопленных материалов документальных и научных публикаций по вопросам борьбы с детской преступностью и беспризорностью.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее в научной работе, а также в повседневной практике социальных служб, комиссий по делам несовершеннолетних.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

1. Детская беспризорность как основной источник криминализации несовершеннолетних (1920-1930-е гг.)

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

1.1Причины беспризорности. Социально-психологический портрет беспризорного

Прежде всего, необходимо определиться с понятийным аппаратам, так как значение понятий беспризорность, беспризорный в рассматриваемый период отличалось от современного понимания. Обратимся к определению Наркомата просвещения: «беспризорными признаются несовершеннолетние, лишенные надлежащего надзора, попечения или приюта со стороны родителей или лиц, их заменяющих, или опекунов, и находящихся в условиях, могущих иметь пагубное влияние на их нравственность и здоровье» 40.

Обращение к историографии причин беспризорности дает нам основание выделить три блока таковых:

1)это социально-государственные причины:

·войны — Первая мировая и Гражданская;

·голод

2)государственная трудовая политика

·«добровольный» труд взрослых в выходные дни;

·всеобщая трудовая повинность, обязательная для всех граждан в возрасте от 16 до 50 лет;

·рост безработицы (в 1918 г. на бирже труда было зарегистрировано 1 512 455 чел.)

3)разлад в семье

4)неблагополучие детских учреждений.

А.А. Славко на основе изучения 555 анкет беспризорных выявил процентное соотношение причин перехода в беспризорное состояние:

неудовлетворительное состояние детских домов — 7,8%; отсутствие отца — 6,3%;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

отсутствие матери — 3,5%; голод — 3,7%;

1-2% — по собственному желанию.

Такая ситуация характерна только для 20-х годов. Иным будет соотношение для более позднего периода. Таковы результаты обследования, проведенного сотрудниками Даниловского центрального детского приемника-распределителя в 1930 г.:

Причины ухода из семьиЧисло детейПроцентное соотношениеСмерть родителей158543,1Жестокое обращение: Отца Матери Отчима Мачехи621,7601,6501,4912,5Алкоголизм родителей300,8Разлад в семье501,4Эксплуатация со120,3стороны семьиБедность42011,4Нежелание работать в сельском хозяйстве260,7Желание учиться591,6Стремление городежитьв952,6Раскулачены родители230,6Выгнаны из семьи812,2Нежелание деревнежитьв80,2Отдали в детский дом: за плохое поведение290,8по бедности641,9Влияние товарищей1905,2Влияние улицы1153,1Развод родителей30,1Желание путешествовать541,5Обижали родные1373,7Взят милициейзакражу310,81

Как видно из данных таблицы, роль сиротства в мотивации беспризорного в 1930-е гг. постепенно падает, на первое место выходят причины, связанные с положением в семье: разлад, развод родителей, жесткое обращение, бедность и т.п. (см. таблицу).

Определяющее влияние семьи на мотивацию беспризорного признает и С.С. Моложавый, который в своем исследовании выделяет 4 типа семьи:

1)стойкая, старая семья, которая «сдавливает» активность ребенка и препятствует уходу его из семьи;

2)разлагающаяся семья, в которой дети лишены внимания родителей;

3)буржуазная и мещанская семья, способствующая расцвету больных индивидуалистических, сексуальных, фантастических черт у ребенка, которые влекут ребенка на улицу;

4)пролетарская, которая уберегает от эгоцентризма и от больной фантастики.

Как видно из приведенных ниже данных, именно последняя выступала в качестве основного «поставщика» беспризорных:

Социальное происхождениеЧисленностьПроцентное соотношениеРабочих304241%Крестьян3 67349%Интеллигенция2734%Кустари2183%Торговцы921%Неизвестно1692%Всего:7467100%

По возрасту дети распределялись следующим образом:

Возрастные категорииПроцентное соотношениеДошкольников4%8 — 11 лет13%12 — 15 лет80%16 лет3%Всего:100%

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Таким образом, мы видим, что пик беспризорности падает на переходный возраст, связанный с обострением у ребенка восприимчивости к окружающему миру, жестокому обращению. Дошкольники, как правило, устраивались в детские учреждения или отдавались на воспитание в частные семьи. Маленьким детям отдавалось предпочтение при усыновлении. Из семьи, как правило, бегут мальчики (90%), «наиболее болезненно воспринимающие действительность» 45

Естественно, что у таких детей в подобных условиях существовали проблемы с развитием в сравнении со сверстниками. Они легко выделялись среди большинства других детей, которые имели семьи. Внешний вид ребенка-беспризорника значительно отличался, от внешнего вида обычных детей. Обычно беспризорник был грязный, в старой одежде или лохмотьях, часто босиком, с хитрыми, но жалостливыми глазами. Чаще всего эти дети не выглядели на свой возраст, так, по данным обследования детского городка, дети в возрасте от семи лет курили по 25-30 папирос в день, а так же выпивали по 1-2 бутылки самогона, часто сомнительного происхождения. 46

Во многом на взгляды этих детей влияли неблагоприятные условия семьи и улиц, в их взглядах и привычках содержалось всё то, что запрещается и не принимается обществом. Их жизнь — это бродяжничество и воровство, они не имели каких-либо культурных привычек, а так же были склонны к азарту и наркомании. Преступления, совершаемые беспризорными детьми, чаще всего происходили по неосознанности и неумению жить по-другому

С детства у подростков отсутствовали социальные навыки поведения в обществе, они не могли применять известные всем правила поведения в обществе, в какой-либо ситуации.

Преступниками становились в результате несоответсвующего воспитания и условиям жизни в конкретной среде. Из-за отсутствия дома, беспризорники жили где придется, а их пропитание — это различные остатки и отходы, оставленные другими людьми, лишь изредка краденая еда, плюс большое количество спиртного, табака и различных наркотических веществ, вызывавшие у них различные болезни: гастрит — 20%; гиповитаминоз — 10%; гепатит, венерические заболевания; наркомания и другие, так же приблизительно по 10%.

Процесс заботы над детьми в 1920-е гг. был беспорядочен и противоречив. Борьба с безспризорностью превращается из социального в политическое явление.

Оказываясь в детском доме, дети не могли отвечать взрослым на сложные вопросы. Даже зная правильный ответ на вопрос, такие дети соглашались с мнением взрослого и принимали, не смотря на то, что ответ являлся неверным. У них практически полностью отсутствовало представление о будущем, а на вопросы о своём прошлом, дети из детских домов не отвечали.

В основном они имели незначительную привязанность к воспитателям, но были открыты для общения со сверстниками. Дети младшей категории не имели устойчивости к давлению со стороны, не могли владеть собой. В общении друг с другом присутствовал только позитив. Не могли брать ответственность на себя за решение конфликта.

Представить приблизительный портрет беспризорника того времени, а так же понять специфику работы с ними, возможно, благодаря фильму Генадия Ивановича Полока «Республика ШКИД». В этой картине показано советское государство 1920-х гг., где после войн и разрухи осталось огромное количество беспризорников. По всей стране создаются различные педагогические интернаты, направленные на перевоспитание трудных детей, одним из таких заведений и является «Школа имени Достоевского» — «ШКИД».

Данная картина снята по автобиографической повести Леонида Пантилеева и Григория Белых. В этом фильме полностью описана повседневная жизнь детдомовцем, их социализация, формирование новой личности. Из грязных, злых оборванцев, благодаря оказанному им вниманию и индивидуальному подходу эти ребята изменились до неузнаваемости и стали полноценными, воспитанными людьми, которые боролись за справедливость и благополучие СССР.

Портрет беспризорного будет неполным, если мы не остановимся и на его характерных психологических чертах. С.С. Моложавый рекомендовал рассматривать поведение беспризорного только в коллективе, так как он — коллективист по натуре. Однако наиболее объективным, на наш взгляд, является индивидуальный подход, так как на поведение беспризорного, складывание его психологического типа влияет прежде всего длительность пребывания на улице — «стаж» беспризорности. В группу детей без асоциальных наклонностей входили те, кто недавно остался без попечения родителей и еще не успел приобрести криминальные черты поведения. Эти дети составляли меньшинство беспризорной массы. Рожков по образу жизни называет их «кусочниками» и «певцами» . Вторую группу составляют дети, стаж беспризорности которых не свыше 1 года, они сбиваются в небольшие шайки и промышляют воровством и разбоем. И уже 3 группу составляют отъявленные рецидивисты-жулики, длительное время (свыше 1 года) ведущие самостоятельную жизнь на улице.

1.2 Мероприятия советской власти по борьбе с детской беспризорностью в 1920-1930-е гг.

Последствиями Октябрьской революции и Гражданской войны в России были не только хозяйственная и экономическая разруха, но и массовая детская беспризорность (7 млн. беспризорников в 1922 г. 52). Растущие темпы роста детской беспризорности и безнадзорности грозили социальной катастрофой, одним из способов избежать которой, стало создание разветвленной системы государственных и общественных организаций, занятых «на фронте» борьбы с беспризорностью.

Еще в феврале 1917 года было образовано Министерство социальной помощи, в составе которого действовало управление помощи беспризорным и нуждающимся детям. В 1918 году его функции перешли к Наркомату социального призрения (с апреля 1918 г. — Наркомат социального обеспечения), на который, в числе прочих, возлагались обязанности по охране материнства и детства и помощи несовершеннолетним. Первым наркомом стала А.М. Коллонтай. В 1919 году начал функционировать Совет по защите детей, куда входили представители различных наркоматов. Совет занимался материальной помощью нуждающимся детям, эвакуацией их в хлебородные районы.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Наряду с государственной, действовала и частная инициатива. С осени 1918 года действовала общественная Лига спасения детей, которой в течение года была создана 14 детских колоний, детских санаториев, детских садов и клубов в Москве. Сотрудники Лиги устраивали в больницы, воспитывали и обучали ремеслу беспризорных детей.

В 1921 г. была учреждена Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК в составе председателя, назначаемого Президиумом ВЦИК, представителей от наркомата просвещения, продовольствия, рабоче — крестьянской инспекции здравоохранения, ВЧК, профсоюзов, На Комиссию возлагались задачи по охране жизни и здоровья детей, особенно беспризорных, наблюдение за исполнением на местах постановлений центрального правительства в отношении детей, а также собственная законодательная инициатива по этому вопросу. В составе комисси были выделены 14 подотделов для наиболее продуктивной работы: 1) по снабжению детей предметами широкого потребления; 2) по постройкеи ремонту мебели для детучреждений; 3) по снабжению неорганизованных (семейных — А.К.) детей; 4) улучшению питания детей Петрограда; 5) по выработке порядка питания детей от 1 года до 3 лет; 6) по выработке порядка питания детей от 3 до 7 лет; 7) по разверстке 100 тыс. пайков для детей-колонистов; 8) согласованию цифр численности детей; 9) по производству ремонта детколоний; 10) реализации нарядов на мануфактуру для детей за 1920 г.; 11) по разработке вопроса о закупке Наркоматом просвещения ненормированных продуктов; 12) ликвидации Совета по защите детей; 13) снабжению обувью и 14) финансированию детучреждений. Приведенный перечень подотделов ярко иллюстрирует ту масштабную работу, которую осуществляла Деткомиссия ВЦИК по охране материнства и детства. Первоначально Комиссия на местах действовала через губернские исполкомы, позднее были созданы местные детские комиссии. Бюджет детской комиссии составляли доходы от отчислений госорганов — Моссельпрома, Госиздата, Главсоцстраха, поступления от комиссии по фонду им. В.И. Ленина, отчисления от прибыльных предприятий Комиссии, вещевых лотерей, немалую часть составляли добровольные пожертвования. Комиссией осуществлялась обширная программа помощи детским учреждениям, был создан фонд охраны материнства и детства, организована приемная, куда обращались семьи, впавшие в нужду, адресный стол для розыска пропавших детей.

В 1922 г. для борьбы с детской беспризорностью была создана детская социальная инспекция при отделе правовой защиты детей Наркомпроса. В задачи инспекции входило систематическое изъятие беспризорных с улицы, борьба с хулиганскими действиями несовершеннолетних на улицах и в общественных местах, помощь детям, находящимся в тяжелых материально-бытовых условиях, контроль за постановкой работы в детских домах. С целью борьбы с беспризорностью район детской социнспекции был разделен на улицы, к которой прикреплялся каждый инспектор с группой общественности в 15-20 человек. Социальная инспекция следила также за выполнением постановлений правительства в отношении несовершеннолетних (запрет продажи спиртных напитков), сотрудники обходили неблагополучные семьи, семьи, в которых воспитывались приемные дети. Кроме того, при школах, жактах, общежитиях создавались посты охраны детства, которые способствовали разнообразию досуга детей, занимались их лечением, защитой прав и интересов.

Однако основная масса работы приходилась на местные отделы народного образования (ОНО), при которых были созданы отделы социально-правово

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

598

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке