Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Чайное дело и чайные традиции Викторианской Англии»

Для любого региона и периода можно выделить тот или иной элемент культуры, в наибольшей степени подчеркивающий ее уникальность. Для Британской империи одним из таких элементов стала чайная традиция. Известное, ставшее уже отчасти крылатым, словосочетание , безусловно, подтверждает тезис об устойчивости и важности традиционного чаепития для англичан.

Оглавление

Введение

Глава I. Чайная культура как исторический феномен

1.1 Исторические истоки возникновения чайной традиции

1.2 Чайная традиция в Англии (от истоков до начала викторианской эпохи)

Глава II. Чай как символ викторианской эпохи

2.1 «Гончие псы океана». Чайные гонки как символ предпринимательской конкуренции

2.2 «5 O’Clock». Традиции викторианского чаепития

Введение

В современном мире, с его проницаемыми границами, тенденцией к глобализации и длительным историческим опытом цивилизационного диалога между западными и восточными странами, наблюдаются определенные проявления синтеза культур. Сегодня можно встретить различные примеры присутствия элементов европейской культуры в России и Азиатской регионе или увидеть определенный «восточный колорит» в странах Запада. В то же время происходит постепенное угасание самобытной традиционной культуры.

Чайная традиция времен Викторианской эпохи в Англии уже была первым прообразом синтеза культурных систем. В ней сочеталось европейское, индийское и китайское начало.

Изучение истории чайного дела в Англии XIX в. представляется актуальным, прежде всего, в научном плане. Выбор подобной проблематики предоставляет возможность выявления алгоритма формирования диалога культур на конкретном историческом примере, позволяет раскрыть символическое значение чайной традиции для формирования викторианской культуры и английского менталитета.

Чайная традиция является важной составляющей культы Англии викторианской эпохи.

Объектом дипломного исследования является предпринимательская и повседневная культура викторианской Англии. выступает процесс формирования английского чайного дела и чайной традиции как значимых символов викторианской эпохи. исследования охватывают период Викторианской эпохи, связанный с правлением королевы Виктории (1837 — 1901 гг.), однако нам приходилось углубляться в предшествовавшие эпохи, чтобы рассмотреть этапы и особенности развития чайной культуры в мире, которая оказала влияние на чайную традицию и чайное дело в Англии. дипломного исследования является изучение истории чайного дела и чайной традиции в Англии викторианской эпохи как неотъемлемой части культуры указанного периода. : выявить исторические истоки возникновения чайной традиции в Англии до начала викторианской эпохи в контексте диалога восточной и западной культур; рассмотреть историю чайного дела и чайной традиции в Англии как части викторианской культуры; проследить отражение чайной традиции в английской живописи и художественной литературе XIX в. представлена источниками двух типов: письменными и визуальными (изобразительными). .1 Данная публикация является обобщенным и систематизированным сборником документов по финансовому обороту в Англии. Для нас особое значение имеют данные по экспорту и импорту чая, которое проводилось Ост-Индской компанией.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

К статистическим документам так же относятся данные по кораблестроению в Англии2. Особую группу среди использованных нами письменных источников составили произведения художественной литературы, в которых нашли отражение детали повседневной жизни, этика и мораль викторианской эпохи. Из обширного массива доступных нам в качестве исторического источника были выбраны произведения Бронте Э. («Агнес Грей». «Незнакомка из Уайлдфелл-холла». Романы), Бронте Ш. («Джейн Эйр»; Шерли»; «Городок»), Диккенса Ч. («Посмертные записки Пиквикского клуба»), Де Квинси Т. («Исповедь англичанина, любителя опиума»), Кристи А. («Восточный экспресс», «Десять негритят», «Отель «Бертрам», «Убийство в доме викария»), Скотта В. («Сент-Ронанские воды»), Форстера Э.М. («Куда боятся ступать ангелы»), Хэзлитта У. («Застольные беседы»).

При обращении к материалам художественной литературы важно помнить о том, что анализировать исторические факты нужно с учетом субъективности авторской позиции. Важно понимать, что факты, отраженные в художественном произведении, могут быть гиперболизированы или наоборот отражены с использованием художественного приема литоты (приуменьшения). В вопросе о том, насколько объективно использовать художественную литературу в качестве исторического источника, ученые до сих пор не сформировали единого мнения, и дискуссия продолжается. По словам Л.Н. Гумилева: «…Каждое великое и даже малое произведение литературы может быть историческим источником, но не в смысле буквального восприятия его фабулы, а само по себе, как факт, знаменующий идеи и мотивы эпохи»4. Мы согласны с данной позицией.

Группа визуальных источников представлена художественными полотнами живописцев XIX в. Прежде всего, это работы художника Джеймса Тиссо, француза, который работал в Англии и большинство его работ связаны именно с этой страной. Ему принадлежит целый ряд работ, посвященных чайной тематике.5 Так же следует упомянуть произведения таких художников, как Альберт Линч, Альфред Оливер, Николас Верколье. Альберт Линч, также известный в кругу профессионалов, как Альберт Линс, перуанский художник ирландского происхождения, работавший во Франции, Бельгии и Англии, оставил множество работ, связанных по тематике с чайной культурой Викторианской эпохи.

Методологической основой работы над поставленной проблемой стало использование индуктивного метода исследования каузальных связей чайной традиции как определенной культурной системы Викторианской Англии.6 Для работы с художественными источниками предполагается использование принципа культурологического анализа, а именно семиотический метод.

Научная литература по исследуемой проблематике представлена тремя группами работ: 1) аналитическая литература по истории викторианской повседневности; 2) литература по истории чайного дела и чайной культуры; 3) литература о чайной церемонии как знаково- символической многоуровневой системы. чайный традиция викторианский живопись М.Н. Шведов. Автор ставит вопрос о том, что современная китайская культура интерпретирует чайную традицию не в том виде, в котором она исконно там зарождалась в силу влияния западного мировоззрения13.

Третий блок литературы характеризуется такими трудами, как: Мерзлякова Е. О. .14 Авторы рассматривают чай, как определенный культурный концепт свойственный для культуры Англии на протяжении обширного пласта истории. Важно отметить, что с точки зрения Мерзляковой Е.О. чай в Британии стал частью культуры далеко не сразу после факта, его появления в данной стране, а только спустя несколько десятилетий для каждого рядового англичанина станет важным и почетным пить чай в определенное время дня. . Советский историк собрал огромное количество материала по вопросу взаимоотношения России и Англии того периода на уровне культурного взаимодействия.15 Отчасти схожим дополняющим труд Ерофеева является сборник исторического материала под авторством А.А. Орлова. Важно заметить, что оба историка не дублируются в используемых материалах и обе работы важны для дипломного исследования. А.А. Орлов использует материалы военной мемуаристки вице-адмирала Д.Н. Сенявина, записки Ф.В. Булгарина, материалы по авантюристу Р.М.Медоксу и др.16 Весьма интересно, что преимущественно в труде Ерофеева используются материалы по воспоминаниям писателей, публицистов и т.д. Орлов делает акцент больше на военных мемуарах и малоизвестных фактах.

Можно констатировать, что чай является культурным феноменом, который находится в области интересов как профессионалов-ученых, так и просто любителей — ценителей и гурманов данного напитка. Например, определенный интерес дял нашего исследования представляет статья Мюге Акгюна. Авто рассматривает появление чайной традиции в России, Японии, Англии, Индии, Турции и Казахстане.17 Мюге отмечает, что Китай — это родина чая, но сами китайцы предпочитают исключительно сорта зеленого чая, а черный чай изначально изготавливался ими исключительно на продажу для Запада (в том числе, и для Англии).

Интерес представляет работа Ермачковой Е.П., в которой рассматривается история чайной торговли между Китаем и Россией, такие важные чайные торговые артерии, как Великий чайный путь и Сибирский трактат18. Достаточно обширный блок материалов по истории чайной культуры и чайного дела в Великобритании представлен в ресурсах Интернета19

Литература о чайной церемонии как знаково-символичной многоуровневой системе представлена самым сложным теоретическим материалом, при этом данный аспект проблемы остается самым малоизученным. Этот блок работ состоит из двух частей. Во-первых, это

публикации, посвященные анализу чайной традиции как особой знаковой системы культуры. Во-вторых, это работы, посвященные представлениям о чайной традиции в различных областях искусства и литературы.

К работам из первой категории относятся такие статьи, как .20 Работа Е.О. Мерзляковой представляет особый интерес, так как чай в ней рассматривается не как традиция, а как концепт. Чай как слово-символ (термин авторский) анализируется как глубинный стержневой феномен культуры людей определенной эпохи и региона. В статье особое внимание уделяется Англии. .21

Глава I. Чайная культура как исторический феномен

1.1 Исторические истоки возникновения чайной традиции

Анализ истоков возникновения чая и чайной традиции следует начинать, обратившись к Азиатскому региону. Весьма интереса мифологическая версия возникновения данного напитка. В Японии известнее чайная легенда о 28-летнем буддийском патриархе Бодхидхарме, в 527 году прибывшем в Гуаньчжоу из Южной Индии. Девять лет просидел он в медитации лицом к стене в монастыре Шаолинь на горе Сунь-шань, получив за это прозвище «шрама-на, созерцающий стену», а впоследствии создал учение Чань-буддиз-ма из элементов махаянской доктрины и даосской натурфилософии. По этой легенде Бодхидхарма в гневе вырвал и выбросил свои веки, помимо его воли закрывшиеся в минуту дремоты. Из них-то и вырос чайный куст, отвар листьев которого, размером в веко, помогал монахам бороться со сном во время молитвенных бдений. Чайный ритуал и впрямь впервые появился именно в чаньских монастырях.22 Мифологическая концепция происхождения чайного напитка лишь подтверждает, что истоки его лежат в Японии и имеют религиозный контекст, то есть интерес к данному напитку был исключительно . (в японской традиции — чья, чха, цха, тья и т.д.).23 (Ча Цзинь) под авторством Лу Юя. Там мы найдем упоминания о том, что чайный напиток был сорван, заварен и выпит богом.

Соответственно и создатель и изобретатель рецепта приготовление — небесный бог.27 Японская и Китайская традиция имели определенный мифологический контекст в рамках употребления чая. Например, даосизм — религиозное течение, которое предполагает, что каждый человек должен постичь путь Дао. Чай является одним из методов достижения Дао.28 Конечно же сам рецепт приготовления чайного напитка сильно разница и то, что современный человек знает в виде зеленого чая, черного и других сортов по сути отличались изначально не в контексте растения, а в виде разного рецепта приготовления. Одна из версий гласит, что исконно китайцы готовили чай следующим образом: изготовляли порошок из сухих чайных листьев, затем порошок заливали кипятком и оставляли для того, чтобы отвар натянулся, а после венчиком его взбивали для образования пены.29 Азиатскому региону известно два сорта и принципа приготовления — зеленый и черный чай, все остальное это эволюция культурной традиции в различных регионах. (см приложение №1) Конечно же сразу надо сказать, что представления современного человека о напитке немного расплывчаты, так как по сути пакетированный чай появляется только в 1950 году и ранее сам процесс приготовления был более длительным чем сейчас и вполне оправдано назывался — церемонией.30 Для Европы данный напиток становится известен в XVII веке, а именно во Франции в 1636 году, в Англии в 1650, в Росси с 1636 года, когда наш посол Василий Старков впервые привез чайные листья от монгольского Алтын-хана в Москву, но крупной торговли тогда не существовало и .31 Достаточно логично, что знакомство с напитком происходит в период, когда Великие географические открытия дали определенный результат и страны стали чаще контактировать друг с другом. . Хотя, как, часто встречается в материалах чай подавали не в 5 вечера, а в 4.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Весьма интересная история о том, как чай доставлялся в Англию, и не только туда. Как известно, торговые корабли Ост-индской компании не могли возить исключительно чай в трюмах, потому что веса чая не хватало для оснастки корпуса корабля на воде, и он был слишком легкий. Данная проблема решалась очень просто — фарфоровые чашки грузились вместе с листьями напитка для утяжеления веса при доставке груза в Европу.33 Доставка грузов вполне логично проводилась обычно именно Ост-индской компанией (далее ОИК) и торговый флот не формировался по принципу паровых кораблей и преимущественно всегда был парусный. Корабли, на удивление, чаще арендовались, но не строились, а если и проводилась собственная застройка, то тут следует вспомнить отрывок из фильма Шерлок Холмс ( Sherlock Holmes, 2009, реж. Гай Ричи), где главный герой попадает в передрягу на верфи. Примерно по такому же принципу происходила застройка именно парусных кораблей ОИК, как правило в Лондоне (см. приложение № 2, № 3). Плавательный план был достаточно строгий исходя из опасности пиратства и погодных условий. Типичный рейс в Ост-Индию

начинался в марте−апреле. Из Англии на Восток брали промышленные товары, предметы снабжения, военные припасы и пассажиров — обычно новых служащих или военных. Корабль, обычно в составе конвоя, проходил до Канарских островов. Дальше эскорта не было, и ост-индцы, в зависимости от того, каким колониям они доставляли груз, огибали Мыс Доброй Надежды и расходились своими путями. Если не было сюрпризов, весь переход занимал 3−4 месяца. По условиям погоды требовалось завершить это колено до начала зимних штормов в Индийском океане. В зависимости от условий на месте корабль мог менять маршрут, выполняя запросы местных чиновников Компании. Когда открылось китайское колено пути, некоторые стали продолжать путь из Индии в Китай.

Торговля чаем связана тесно с политикой. До конца 18 века чай поставлялся в Англию исключительно из Китая, но с наступлением обостренных отношений в рамках двух Опиумных войн поставки стали не такими регулярными и появляется интерес к Индии, как к месту добычи чайных листьев. Промышленное производство в Индии развивалась очень медленно в виду того, что технологии заложенный в Китае были хороши для холодного климата и губительны для растения выращенных в низинах.

Британцы не спешили признавать местные растения и их промысловое значение. Тем не менее, когда в 1833 году договор о поставках из Китая был расторгнут, предприниматели родом из Великобритании стали приверженцами чая с земель Индии, тем самым признав качество и коммерческое составляющее чая Ассам (штат на востоке Индии). Именно данный сорт чая считался в кругах европейской аристократии. К слову говоря, он по сей день пользуется популярностью в Англии и имеет прежнее название — Ассамская разновидность (цейлонский чай). . Таким образом, мы можем выделить периоды в истории развития чайной культуры:

1.Истоки чайной культуры. Конечно же, точную дату указать проблематично, но мы остановимся на том, что родиной напитка является Китай, Япония о нем уже узнала в дальнейшем в ходе торговых отношений. Примерная дата появления напитка в обиходе: IV век — в Китае, в Японии — в VIII веке. Мифологические версии появления напитка в народе подтверждают версию о том, что чай изначально был сугубо религиозным составляющим, который был свойственен, как буддистам, так и даосам. Период постепенного нарастания чайной традиции в народе. К XII веку в Азиатском регионе чай употреблялся на постоянной основе, но не терял своего сакрального значения. Важно отметить, что применение чайных листьев и порошка, полученного из них было крайне обширно. Функции чая в истории Китая были чрезвычайно разнообразны. Его использовали как целебный напиток, снимающий усталость, освежающий дыхание, укрепляющий волю и зрение; применяли как мазь против ревматизма; даосы включали его в состав элексира бессмертия, чаньцы заменяли им виноградное вино на празднике Истинной середины 5-го числа 5-й луны и пили его с лепестками хризантем в осенний праздник Двойной девятки (9-го числа 9-й луны). Известны подушки из спитого чая, масло для волос, выжимаемое из чайных семян, существует и много других способов употребления этого растения. Так, например, японский дзэнец Эйсай (1141-1215), основатель школы Риндзай (кит. Линьцзи), рекомендовал юному сегуну Минамото Санэтомо (1192-1219) порошковый чай, как средство от похмелья. Вскоре чай стал проникать в мир поэтической и философской танской символики, в которой синтезированы конфуцианские, даосские и буддийские представления.

3.Период постепенного распространения чайной культуры за пределы Азиатского региона. Датировка XVII века характеризуется постепенным выходом известности данного напитка в Европу и Россию. Весьма интересно, что это происходит почти одновременно и вероятнее всего связано с Великими географическими открытиями и выходом из изоляции Китая. XVIII-XIX вв. характеризуются переориентацией чайной промышленности с Китайского региона на Индийский. Открытие Суэцкого канала в 1869 году и опиумные войны вызвали переориентацию инвестиций, которые шли из Европы, в чайную промышленность Британской Индии. Современный этап чайной культуры, который характеризуется синкретизмом и объединением множества континентов. На данный момент чайный напиток известен на всех континентах мира.

Безусловно, появление чайной традиции в Англии связано с аристократическим началом, однако следует углубиться в вопрос о том, что же тогда пили англичане до появления напитка из Китая. В Великобритании до появления чая были известны эль и пиво. Известность данных алкогольных напитков достаточно просто объяснима. Питьевую воду брали из реки Темзы, и качество её отставляло желать лучшего, в ней было много бактерий. В процессе брожения, которое происходит при производстве эля, бактерии погибали. Английский эль — слабый алкогольный напиток и его употребляли повсеместно вместо воды. Появились пабы. Пабы считались чисто мужским заведением. Опять же следует вспомнить о положении женщины в XVI-XVII вв. в Англии и Европе в целом. Вполне логично, что самый известный напиток был сугубо мужской и употреблялся в пабах. Соответственно ранее мы не встречаем какой-то абсолютно женский напиток.

В конце XVIII века на английских улицах появились чайные. В те времена было мало мест, куда могла пойти женщина из приличного общества: в пабы им ходить не разрешалось, а в чайных царило женское общество. Эти заведения даже начали вытеснять кофейни с английских улиц.

Ситуация с растпространением алкоголизма в стране действительно была не из лучших, и чай стал благородной альтернативой. Однако, вспомним, что эль и пиво употребляли даже бедняки, а чай был светским напитком. Хотя, как показывает тенденция, внедрение чайной культуры изменило менталитет англичанина. Возможно это было связано с тем, что чай появляется на волне урбанизации, индустриализации и расширения прав девушек, хотя думается, что скорее повлияла сама церемония питья чая, нежели напиток. От алкоголизма в Англии умирало действительно много людей и статистика была выше среднего по Европе. В 1885 г. наивысший процент смертности наблюдался среди содержателей питейных заведений и продавцов спиртных напитков: в возрасте от 25 до 45 лет смертность между ними равняется 18,02 % (pro mille), а в возрасте от 45 до 65 лет — 33,68 %, между тем как в Англии высота смертности вообще равняется в возрасте от 25 до 45 лет — 10,12 %, а от 45 до 65 лет — 27 %.

Обычно алкогольные напитки не продавали на улице в свободном доступе, поэтому паб был единственным местом, куда мужчина мог пойти скоротать вечерок за кружкой эля. Однако следует учесть человеческий фактор, и тут англичане все же нашли выход. Спиртное на улицах все же продавали, но это скорее была дань традициям. Зимой торговали горячим вином из бузины. Согласно народным поверьям, бузина отпугивает нечистую силу, так что пить вино не только приятно, но и душеспасительно. Некоторые хитрецы торговали мятным лимонадом, причем с собой носили два бочонка. В одном была подслащенная и приправленная мятой водица, в другой — спиртное. Запах перечной мяты перебивал запах алкоголя, так что можно было торговать прямо на глазах у полиции.40 Специфика жизни начала XIX века была таковой, что мужчине вполне нормально было идти в паб после трудовой деятельности. В зависимости от происхождения и социального класса кто-то шел в трактир, а кто-то в клубы, где можно было окунуться в жизнь . Английский паб был местом досуга, где мужчины проводили большую часть времени. В Англии вокруг пабов концентрировалась своя досуговая атмосфера, в прямом смысле слова кипела жизнь. Пивные дома стали популярны после 1830 года, когда пивные напитки сильно подешевели. Следует заметить, что, например, за столетие в Лондоне употреблялось около 30 галлонов только пива. Конечно цифра на первый взгляд небольшая по современным меркам, но не стоит забывать, что количество населения тогда действительно было другим.41 Специфика такого повального алкоголизма заключалась именно в качестве питьевой воды.

По сути ее нельзя было употреблять в чистом виде и пригодна для питья она была только после процесса брожения (изготовление алкоголя) или же кипячения. Однако, чай еще стоил очень больших денег и был доступен далеко не всем. Цена на чайный напиток была большая в силу пошлин, которые ставились на импорт, хотя, как мы понимаем, везли даже из Британский Индии, которая являлась колонией метрополии. Сельское хозяйство самой Англии базировалось на выращивании овса, пшеницы, ячменя, то есть всего, что было пригодно для изготовления алкоголя. Чай был доступен только высоким социальным слоям общества и даже если бедняки и пили чай, то конечно же его качество или вкусовые свойства сильно отличались от современного понимания. До масштабного внедрения чайной традиции в культуру Англии существовала строгая дифференциация досуговой сферы по гендерному принципу. Мужчины заседали в пабах, куда строго настрого запрещалось заходить женщине, а дамы проводили время в кофейнях, где царила исключительно женская атмосфера.

Первоначально чай считался предметом роскоши и его употребляли только в придворных кругах и аристократических домах Англии. В XVII века недалеко от банка Англии в районе лондонского Сити открылся первый так называемый кофейный дом, в котором подавали не только кофе, но и чай. Кофе начали импортировать в Англию раньше, чем там появился чай. Идея использовать уже существующие кофейни для организации чаепитий, внедряя чайную культуру в жизнь английского общества, принадлежит основателю старейшей английской чаеторговой фирмы Томасу Твайнингу.42 Именно он открыл в своей кофейне первую чайную лавку, в которой подавали чай очень высокого качества. Постепенно подобные заведения превратились в своеобразные центры деловых и торговых новостей, где можно было прочитать газету, обсудить политические события, обратить внимание на новый сорт чая.

Увлечение британцев парковым искусством привело к появлению еще одного удивительного заведения, культивирующего чайную церемонию: чайного сада. (см. приложение № 4) Чайные сады представляли собой живописнейшие парки с роскошными цветниками, обширными лужайками, небольшими речушками и прудами. Именно здесь, в изящных легких павильонах, на специальных прилавках, предлагался публике чай.

Важен вопрос того насколько разнилась культура чаепития в социальных слоях английского общества. Пиво и эль были зачастую напитками бедняков. Чай же вошел в свет как светский напиток. А.В. Фишер, который работал на одном из английских заводов времен Викторианской эпохи, пишет следующее: .44 . Перевод Парпиевой Н.) Вероятнее всего чай был каштаново-коричневого цвета исходя из того, что в английской традиции его всегда заваривали крепким, как это было указано ранее. И в силу крепости добавлялось много сахара. Молоко было обязательным атрибутом чайной церемонии. Напомним, что момент появления чайной культуры в Англии часто связывают с именем Анны Бедфордской, седьмой жены герцога Бедфордского. Около пяти часов вечера у герцогини появлялось легкое чувство слабости (sinking feeling), и, чтобы вернуть себе силы, она просила подать чай. Викторианская Англия с готовностью переняла привычку Анны выпить чаю с легкой закуской около пяти часов, в промежутке между ранним ленчем и поздним обедом. Чай стал настолько важным для британцев, что даже в современной Англии считается крайне невежливым, если работодатель отказывает работнику в перерыве на чай (tea-break). Современные британские социологи провели опрос и выявили то, что чай является символом сплочения нации и способствует укреплению коллектива.

Укрепление чайной культуры было связано не столько с именем Анны Бедфордской, сколько с самой королевой Викторией, которая после коронации первым делом попросила чашечку чая и свежую «Таймс». Она же написала известное сочинение «Tea Moralities», оказавшее сильнейшее влияние на чайный этикет.

Европа не перенимала аксиологию чайной культуры Китая или Японии. Англия стала базой, где элемент культуры в виде чайной традиции приобрел новый вид. Синтеза культуры тут не наблюдается и даже более того мы можем говорить, что британцы видоизменили отношение к чаю. Открытие Суэцкого канала, Опиумные войны и многое другое приводили к изменению торговых путей между Азий и Англией. Индия, откуда в викторианскую эпоху британцы начали вывозить чай, не являлась родиной чайной традиции, но она стала альтернативной платформой выращивания и поставки данного напитка в Европу.

На протяжении XIX в. чайная церемония приобрела в Англии оформленные черты. Выступая как альтернатива алкоголю чай стал спасительным напитком для англичан, а традиция чаепития превратилась в часть национального менталитета.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Глава II. Чай как символ викторианской эпохи

2.1 «Гончие псы океана». Чайные гонки как символ предпринимательской конкуренции

Конечно же, появление чайного напитка в Европе не могло остаться незамеченным, и в XIX веке усиливается товарооборот чайной продукции между Китаем и Англией. Изначально монопольное право на торговлю чаем имела только Ост-индская торговая компания. Непростые отношения между и Британией строились уже с XVII века, но тогда и сам процесс товарооборота был достаточно непрост и чай доставляли в Европу только с юга Китая. Такая система выстраивалась на протяжении XVII и XVIII веков и к началу XIX века превратилась в глубоко укоренившуюся традицию. Лишь два порта на всем огромном китайском побережье были открыты для кораблей «заморских дьяволов» — Макао (португальская «колония», где сосуществовали две администрации: европейская и китайская; причем последняя, контролировавшая коренное население, а значит, и рабочую силу, была весьма влиятельна) и Кантон.

В Кантоне осуществлялась сама торговля, но она, как и нахождение там европейцев, была обставлена множеством запретов и административных рогаток. Европейские купцы имели право оставаться в Кантоне лишь на протяжении торгового сезона (с октября по март), в остальные месяцы они должны были закрывать свои фактории и переселяться в Макао. Вход в сам город был для них закрыт — европейцам выделили небольшой участок на берегу реки за городской стеной размером приблизительно в два футбольных поля. На нем ютились 13 торговых факторий со складами и всей «инфраструктурой» этой мини-колонии: лавками, мелкими мастерскими, питейными заведениями50.

Китай с приходом династии Цин с 1757 года стал проводить политику самоизоляции, что сказалось и на самом алгоритме торговых операций. Напрямую представители Ост-индской торговой компании не могли контактировать с правительством Китая, и все договоренности шли только через гильдию купцов, так называемый Кохонг, который был приближен к императору (от искаженного китайского Гунхан — Государственный торговый дом), и кто-то из ее членов должен был выступать поручителем за каждую европейскую торговую компанию и за каждого частного купца.

Чай — не единственный товар, который составлял товарооборот между странами. Ввозить в Китай удавалось (и то в небольших количествах) сырье

хлопок-сырец из Индии, свинец из Англии, олово из Малакки — да еще предметы роскоши: меха и ласточкины гнезда для приготовления знаменитого китайского супа (их поставляли из Юго-Восточной Азии). В XVIII веке популярность приобрели европейские часы и заводные механические игрушки. Но все это не могло обеспечить сколько-нибудь заметный оборот. Вывозили же европейцы из Китая существенно больше, чем ввозили: фарфор, ткани, предметы традиционных искусств и ремесел (в XVIII веке Европу охватила мода на все китайское — редко в каком доме, если он не принадлежал совсем уж бедняку, не было китайской ширмы или лаковой шкатулки). Но чай пользовался особой популярностью, в дальнейшем именно чай Англия вывозила даже за серебро. Однако, понимая невыгодность данной операции в Ост-индской компании нашли иной выход из сложившейся ситуации.

Для начала следует заметить, что, как только чай стал перевозиться на более или менее постоянной основе (примерно с середины XVIII века) и в Китае, и в Англии смогли сделать на этом хорошие деньги. Со стороны Азии торговая гильдия Кохонг завышала цены на товар, тем самым увеличивая прибыль страны и императора, а со стороны европейцев появился новый торговый принцип — реэкспорт товара. Стремясь оказать помощь Компании, парламент принял закон, снижавший пошлины на ввозимый Ост-Индской компанией чай для реэкспорта в североамериканские колонии. Эта мера позволяла Компании не только снижать экспортную цену чая и увеличивать объем продаж, но и реализовывать сбыт своего товара через собственных агентов, а не через обычных для американских колоний американо- британских посредников51.

Ранее упоминалось, что чай в Англии сменил алкоголь, который был основным напитком, употребляемым англичанами. Когда популярность агкоголя начала снижаться, правительство перестало получать налоговые сборы с торговли алкоголем. Для баланса был введен налог на чай, который составлял 100% стоимости товара. В связи с таким шагом правительства в Британии появляется контрабанда чаем (которая, кстати говоря, поддерживалась и торговой компанией, и в дальнейшем будет поддерживаться частными чайными клиперами). Легче всего было подделать зеленый чай, который чаще всего смешивали с другими растениями или продавались уже заваривавшиеся или отсыревшие листья. Вполне логично, что высшее общество предпочитало только черный чай52.

Монополия Ост-Индской компании на торговлю чаем просуществовала 119 лет: с 1715 года по 1834 год. В обмен на чай и другие товары англичане стали постепенно поставлять в страну опиум. Изначально в виде контрабанды, т.к. официальной торговли опиумом между Китаем и Англией не было. Да, и сама Ост-Индская компания не взяла бы на себя такую ответственность. Ведь обороты были действительно колоссальных размеров: если во второй половине XVIII века крупнейшим рынком сбыта производимого Ост-Индской компанией опиума был малайский остров Пенанг, а на рубеже XIX века — Ява, то к 1820 году свыше 90% ее опиумного экспорта, то есть более 5000 ящиков в год, приходилось на Китай. К 1829 году этот объем почти утроился, а еще через четыре года достиг 20 000 — более 1000 тонн53. В 1820-е гг. началась отмена торговой монополии Ост- Индской компании. Сразу упала цена на индийские товары в Англии. Но китайский чай стоил все еще слишком дорого. По данным 1824 г. выяснилось, что англичане ежегодно переплачивали за чай около 2 млн ф. ст. В 1833 г. эта последняя монополия была уничтожена, и любой купец мог свободно торговать с Китаем. Торговая деятельность Ост-Индской компании вообще была прекращена. В итоге быстро рос ввоз чая в Англию. В 1832 г. он составлял 29,5 млн фунтов, в 1853 г. — превысил 70 млн фунтов. Полностью политика свободной торговли победила в 1840-е гг. Премьер- министр Роберт Пиль добился коренной реформы таможенного тарифа. Были отменены почти все пошлины на сырье для промышленности (на хлопок, шерсть, лен, шелк-сырец), сильно понижены пошлины на импортные промышленные товары, уничтожены все экспортные пошлины. В 1849 г. был отменен Навигационный акт. Так прекратилось монопольное положение английского мореплавания, и его конкурентам были предоставлены те же права. С 1850 по 1860 г. иностранное судоходство в британских портах сильно выросло — с 5 млн до 10,5 млн тонн. В 1849 г. был введен свободный ввоз импортного хлеба.

В 1850-е гг. были проведены реформы Уильяма Гладстона и уничтожены последние остатки протекционной системы. С этого времени в таможенном тарифе сохранялись немногочисленные фискальные пошлины. Остались пошлины на чай, кофе, какао, южные фрукты, пряности, табак.

Опиум смог сбалансировать некорректный торговый баланс между Западом и Востоком, однако весьма странно, если бы сама Ост-индская компания занималась такими огромными поставками опиума в Китай. Схема торговли была сложной, но достаточно выгодной для самих англичан. Ост- Индская компания отдала локальную торговлю между Индией и Китаем на откуп частным купцам, сохранив за собой лишь монополию на поставки чая из Кантона напрямую в Англию и на производство опиума в Индии. Готовый продукт компания доставляла в Калькутту, здесь он продавался на открытых аукционах, а дальше компания не несла за товар никакой ответственности.

Непосредственной его доставкой в Китай занимались агентские компании, базировавшиеся в Макао и Кантоне. Поскольку опиум в Калькутту поступал более или менее круглый год, этим компаниям нужно было обеспечить столь же ритмичную его доставку потребителю. Зависеть от попутных сезонных муссонов, дувших в Индийском океане и Южно- Китайском море, они никак не могли. В результате был создан принципиально новый тип судов — опиумные клиперы, которые обладали способностью двигаться практически навстречу сильнейшим муссонам.

Но все затраты окупались многократно. Ведь себестоимость одного ящика опиума в Индии составляла около 150 фунтов стерлингов, в Кантоне же его цена в 1820-е годы достигала 520 фунтов. А один клипер средних размеров вмещал до 300 ящиков. На нынешние цены один рейс приносил до 4 миллионов долларов чистой прибыли. Рейсов же судно за год совершало два-три, и у крупных агентских компаний в море одновременно могли

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

находиться десяток и более клиперов55. Так и формировалась первая частная торговая система товарооборота между Китаем и Англией. Ост-индская компания не сдала монополию, она просто пользовалась агентской сетью, которая в буквальном смысле слова помогала поддерживать свои интересы в рамках перевозки чайного продукта на родину. Сама схема торговли сделала необходимым создание судна нового типа — клипер, который смог бы преодолевать расстояние необходимое для доставки груза за короткий промежуток времени. Прежде всего, это связано с тем, что опиум, как и чай быстро портился от сырости.

Примером такой компании, которая занималась посредничеством в схеме чайно-опиумной торговли является «Джардин, Мэтисон и К°», самый крупный агентский дом из тех, что участвовали в китайской опиумно-чайной торговле, успешно функционирует и сегодня. В настоящее время она является видным игроком на восточноазиатских рынках и одним из крупнейших импортеров китайского чая в Европу, а также инвестором, которому принадлежит, в частности, известная мировая сеть отелей «Мандарин Ориентал». О торговле опиумом компания предпочитает не вспоминать, хотя и не отрицает свою прошлую к ней причастность56.

Россия также, как и Англия вывозила чай большими партиями. Однако, в силу географической близости нашим соотечественникам не приходилось искать таких сложных схем, как европейцам, да и торговли опиумом между странами не было. Но при этом, интересно заметить, русская и английская фактория в Китае были дружны. Например, свидетельство о том, что экспедиция Ф. Крузенштерна в Кантоне предложила совместно с англичанами обсуждать ценовую политику на чай, что указывает на тесное торговое сотрудничество между странами57. Однако, Россия была при этом недовольна в целом тем, что Китай поддается на такую провокационную торговую политику со стороны европейцев и в рамках общей политики династия Цин закрыла порты для торговли. Достаточно быстро Англия заняла лидирующие позиции на торговых портах Китая и негласно стала главной в сфере распределения товара. И Россия, и Англия вывозили не только чай, но и связанные с ним атрибуты. Главным из них являлся фарфор, а точнее фарфоровая посуда. Только на момент первой Опиумной войны (1840 — 1842 гг.) британцы стали самостоятельно изготавливать посуду из фарфора для чаепития.

Торговая гонка за чай велась не только в пределах англо-китайского чайного узла. Само понятие клипер, то есть быстроходный корабль появилось не в Англии, а в Америке. Как ранее было отмечено Ост-индская компания самостоятельно устанавливала тарифы на реэкспорт чая в Америку и соответственно могла их повышать и понижать в угоду себе. Данный товар стоил очень дорого, особенно с учетом географического пути поставок в Бостон. Проблема была еще в том, что цена на товар устанавливалась не только на бумаге, но и самим торговым судном. То есть тот корабль, что первый приходил в порт мог ставить определенную цену, а все кто пришли за ним под нее подстраиваются, так как вероятность того, что их товар хуже (отсырел) достаточно велика.

Протестуя против непомерных налогов на покупку чая, которые Ост- Индийская компания обязала выплачивать жителей Нового Света за возможность насладиться напитком, американцы просто выбросили 342 ящика чая, прибывшего на 3 судах, в воды бостонского порта. Бостонское чаепитие (так впоследствии решили называть эту смелую акцию) произошло 16 декабря 1773 и явилось первой акцией Американской революции.

Столетие спустя американцы вновь смогли взять реванш над англичанами, продолжавшими поставки чая в Новый Свет. Дело в том, что первый корабль устанавливал цену на груз для всех других кораблей, пришедших в порт после него. Таким образом, было важно прийти в порт первым. Суда Ост-Индийской компанией славились своей надежностью и неповоротливостью. Американцы построили судно, которое легко маневрировало, было много уже стандартных кораблей, его парусная часть была значительна по сравнению с остовом. Новое судно получило название — клипер59.

Эпоха расцвета этих кораблей пришлась на 40-50-е годы XIX века. Первые клиперы были хорошо узнаваемы и приводили в восторг своей конструкцией, которая отличалась от других кораблей. Первые постройки клиперов принадлежали именно американцам, да и сама идея сокращения пути доставки чая тоже им. В 1833 году на воду был спущен крупный трехмачтовый балтиморский клипер «Энн Мак-Ким». Он и стал непосредственным предшественником классических клиперов. Первые корабли строились именно в верфях Балтимора, только после того, как англичане в 1849 году увидели американский клипер с звучным названием решили перенять идею для застройки самостоятельно. Данное судно дошло из Гонконга за 3 месяца до Лондона и данный результат не мог поразить британцев, ведь их суда затрачивали годы для доставки груза и состояние чая существенно различалось. Общая логика постройки судна сводилась к одному простому принципу: длина в шесть раз больше ширины корпуса. Это были узкие шхуны с обтекаемым корпусом и большим количеством парусов.

Водоизмещение новых судов колебалось от 10000 до 40000 тонн. Скорость достигалась большим количеством парусов. Клипер средней руки имел основные паруса: нижний, нижний и верхний марсели, верхний и нижний брамсели, плюс королевский, небесный и лунный паруса (лунный еще называли «небоскребом»). Но еще были дополнительные боковые паруса — добавочные лисели и стаксели, крепящиеся при попутном ветре60. Например, легендарный корабль имел 29 парусов и считается одним из самых быстрых в XX веке (из Китая до Лондона доплывал за 69 дней)61. Секрет мастеров, которые работали над клиперами в Балтиморе все равно остался отчасти не раскрытым сразу. Хотя понятие промышленный шпионаж в те времена отсутствовало. Существенные преобразования произошли в вопросах механической оснастки судов. Дело в том, что команда матросов, управляющих клипером, численно сократилась, а парусов стало больше. Суда оснастили лебедками, помпами с механизмом и рулевыми приводами. В результате кропотливой работы корабельных дел мастеров со стапелей сходили быстрые, легкие и достаточно прочные суда.

Несмотря на фактическое отсутствие логики промышленного шпионажа в то время, можно сказать, что англичане в буквальном смысле своровали конструкцию американского клипера для постройки своего собственного. Известный был зафрахтован в верфи в Блэкуолле, во время этой стоянки с него сняли мерку. И уже в 1851 году Британия спустила на воду свои собственные клипера «Сторнэуэй» и «Кризелайт». В 1852 году с верфи Грина в Блэкуолле сходит построенный по чертежам, разработанным с «Ориенталя» клипер «Челленджер»63. «Гончие псы океана» — такое прозвище получили клиперы на Британских островах — доставляли грузы из Китая за три-четыре месяца. Количественно ещё долгое время американский клиперный флот превосходил английский и в течение ещё нескольких лет на долю американских судов доставалась большая прибыль (англичанам приходилось фрахтовать американские суда)64. С каждым годом число таких кораблей росло и в дальнейшем гончие псы породили даже некий тотализатор и была весьма интересно кто успеет первым. Помимо факта ставки цены на чай от судна, которое приплывало первым еще имело денежное вознаграждение. Так, в 1866 г. ставка фрахта за тонну привезенного чая равнялась семи фунтам стерлингов, а судно, прибывшее первым, получало дополнительную премию в размере 10 шиллингов с каждой тонны привезенного груза. Капитан, первым поставивший свое судно под разгрузку, получал премию 100 фунтов стерлингов65.

Начиная с 1859 года, когда из китайских портов вышло одновременно 11 клиперов, чайные гонки стали проводиться регулярно. Самая яркая из них прошла в 1866 году. Между 26 и 28 мая 1866 года с рейда города Фучжоу (Китай) стартовали 16 клиперов. После длинного пути 5 сентября клипера

«Тайпин» и «Ариэль» с разницей в 10 минут в устье Темзы приняли на борт лоцманов. По этому поводу была большая шумиха в прессе, и владельцы

«Тайпина», получив премию, разделили её с владельцами «Ариэля». А капитан «Тайпина» свою личную премию разделил с капитаном «Ариэля».

Многие из этих судов стали легендарными и с каждым из них связано много историй и в свое время они казались чем-то невероятным. Например, клипер имел настолько много парусов, что с данным кораблем связаны даже определенные легенды, в основе которых, скоре всего, лежали конкретные факты: Через недели после отплытия из Шанхая «Катти Сарк» в буре потеряла руль и капитан Моуди удерживал клипер по ветру во время бури с помощью плавучего якоря, пока на борту мастерили запасной руль. Работа длилась восемь суток, поскольку яростный шторм не прекращался. Судовой плотник собрал брусья, скрепил их скобами, которые сам выковал. Кузницу разбили на палубе, по которой гуляли волны. Один раз опрокинулся горн, и сын капитана, который раздувал мехи, едва успел отскочить в сторону, увертываясь от раскалённых углей. На следующий день кузнецу чуть не снесло голову раскалённым железным брусом. Имя этого человека — Генри Гендерсон — осталось в анналах британского мореплавания. В результате этого Катти Сарк прибыла в Лондон на неделю позже «Фермопил» — 18 октября, затратив на путешествие 122 дня. Тем не менее, клипер навсегда вошёл в историю благодаря тому, что после аварии капитан не сдался, а принял решение продолжить гонку, соорудив импровизированный руль в открытом море (вместо того чтобы сойти с дистанции на ремонт в порт), и при этом отстал всего на одну неделю.

2. Поговаривали, что в течение всего рейса капитан-гонщик никогда не расставался с заряженным пистолетом. Так оно и было. Кое-кто из непосвященных объясняет это тем, что измученный работой с парусами экипаж мог взбунтоваться в любую минуту… Но это совсем не так. Если внезапно налетал шквал, и капитан видел, что его команда не успеет убрать лишние паруса, он доставал пистолет и стрелял в самый напряженный — галсовый — угол паруса, после чего последний разлетался в клочья. Ну, а какие паруса надо расстрелять, один или два, капитан знал. Лучше пожертвовать одним или несколькими парусами, чем остаться без рангоута68. На корабли даже делали ставки в букмекерских контрах, и этот бизнес процветал до открытия Суэцкого канала в 1869 году, что положило конец соревнованиям парусников; на смену им пришли пароходы. Единственный клипер, который еще 8 раз сплавал за чаем, а затем перешел на торговлю австралийской шерстью, был «Катти Сарк».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Судов было много, но только некоторые из них действительно бывали фаворитами гонки и славились в определенных кругах. Статистика гонок выглядит следующим образом:

пропал без вести и судьба судна и команды до сих пор неизвестна. После открытия Суэцкого канала эпоха парусных клиперов стала заканчиваться и их сменили аналоги с пароходным принципом движения. Они были более вместительны и быстроходны. Единственным дошедшим до нас в том первоначальном виде, в котором он был, остается клипер «Катти

Сарк» — один из наиболее известных и единственный сохранившийся до XXI века чайный клипер. Построенный в 1869 году, с середины XX века он является кораблём-музеем и находится в сухом доке в Гринвиче (Великобритания). Его изображение использовано в качестве эмблемы английского виски — «Cutty Sark». Судно серьёзно пострадало во время пожара 21 мая 2007 года; его повторное открытие после реставрации состоялось в апреле 2012 года.

Рассмотрение истории чайных гонок позволяет утверждать, что торговля чаем породила настоящий прорыв в кораблестроении и в развитии частной торговли. Маршруты, которые преодолевались на этих судах за короткие сроки, поражали воображение (см. приложение № 5). Чайные и опиумные клиперы были самыми вместительными и быстроходными в мире, вплоть до появления пароходов.

2.2 «5 O’Clock». Традиции викторианского чаепития

Чаепитие — это особый ритуал для англичан викторианской эпохи. Сам чай впервые в страну попал задолго до становления чаепития как культурной традиции. Как упоминалось выше, ее развитию способствовала Анна Бедфордская, которая испытывала голод к 5 вечера, а до обеда, который подавали обычно в 8-9 вечера еще было далеко. Тогда она распорядилась сервировать для нее чай с хлебом, маслом, кексами и печеньем. Вскоре эта традиция вошла в моду среди привилегированного класса и стала неотделимой частью викторианской Британии.

Сам напиток стал отчасти символом эпохи, но еще большим знаковым культурным символом стало чаепитие (tea-party). Сам концепт для англичанина мог представляться в нескольких формах: Чай, как лекарственное средство; Чай, как знак гостеприимства и хорошего отношения; Чай, как возможность пообщаться; Чай, как способ провести время; Чай, как способ отметить событие; Чай, как дижестив или часть приема пищи.69 Сама королева Виктория придавала особое значение данному напитку и поддерживала культурное начинание чаепития в стране. С именем королевы Виктории связано появление черного индийского и цейлонского чая в жизни английского общества. Сложные отношения между Китаем и Англией привели к сокращению поставок китайского чая, и королева Виктория подписала указ о создании британской чайной компании Assam Tea Company в северной индийской провинции Ассам, которая в это время была британской колонией. Королева Виктория написала своеобразную энциклопедию чайного этикета — «Tea Moralities» («Чайный этикет»), описывающую весь процесс заварки чая, сервировки стола, а также особые нормы поведения во время чайной церемонии, которые впоследствии составили основу традиций делового европейского общения.

То есть мы видим, что сам процесс чаепития был строго регламентирован и имел более глубоко значение, чем в современном мире. К слову говоря, на данный момент обязательным в Великобритании остался только один прием чая — . Хоть в целом и ранее они пили чай примерно 6-7 раз в день строго регламентировано было только 3 приема данного напитка: «утренний чай» (high tea), «послеполуденный чай» (afternoon tea),

Даже сами приглашения на чаепития в разные времена года были совершенно разного характера. Например, в теплое время года приглашения носили формальный характер: (Миссис Томпсон с большим удовольствием принимает приглашение миссис Джонс на послеобеденный чай во вторник в 4 часа. Перевод Парпиевой Н.). (Дорогая миссис Сандерсон, у нас есть друзья, которые завтра придут к нам с чаем. Вы тоже дадите нам удовольствие Вашей компании? Мы надеемся, что вы не разочаруете нас. Перевод Наргиза П.)71. В Англии каждая хозяйка дома должна была знать специфику чаепития и этикета. На вопрос, почему именно хозяйка, то есть девушка должна была знать все эти тонкости, достаточно легко дать ответ. Мужчина, как правило, не занимался рассылкой предложений и организацией приема. Это была обязанность хозяйки дома, хранительницы очага.

После рассылки приглашений каждая хозяйка должна была провести организацию встречи так, чтобы все приглашенные чувствовали себя, как дома. Ощущение дискомфорта и не доброжелательности не в коем случае не должно было возникнуть у гостей. Встреча предполагала не только сам процесс чаепития, но и светскую беседу. Беседа — это особая составляющая данного ритуала. По сути, светская беседа — это скрытый мотив и цель приглашения, а чай это приятное сопровождение к беседе. Чай и светская беседа — это два столпа, на которых зиждется чайный ритуал. Для правильной беседы хозяйке надо было рассадить приглашенных особым образом, так что бы каждый мог не чувствовал себя ущемленным и мог учувствовать в диалоге. Светская беседа, как и само чаепитие, имела ряд правил:

Øправильный выбор темы; тон беседе и тему для начала разговора предлагала хозяйка дома. Она всегда была осведомлена о последних новостях и исторических событиях, по крайней мере, последних 5 лет, что позволяло расширить тематику беседы; на церемонии гости знакомились с «меню разговора» (располагалось у тарелки каждого приглашенного), которое включало 2-3 интересных темы. Искусство заключалось в том, чтобы выбрать из списка тему таким образом, чтобы никто не догадался об этом, и ваш выбор восприняли бы как вашу собственную идею; каждый гость должен был сидеть так, чтобы ему можно было легко перейти на личную беседу с рядом сидящим, именно для этого так важна была правильная посадка гостей;

Øправила этикета оговаривали темы, которых следовало избегать в ходе разговора, а именно: темы, о которых гости не осведомлены (даже если хозяйка была хорошо знакома с предметом разговора), обсуждение отдельных людей (рекомендовалось говорить об идеях и фактах, а не обсуждать отдельных персон). Долгие рассказы о себе, своих детях и родственниках, хвастовство, клевета и критика поступков других людей считались дурным тоном; для успешного ведения беседы, согласно правилам, необходимыми считались три фактора: чувство такта, хорошая память и достойное образование72. Важным считался и сам тон ведения беседы. Тембр и характер речи сильно мог сказаться на общем фоне беседы, соответственно предпочитали спокойный мягкий голос с оттенком доброжелательности. Диалог должен был так строится, что в нем могли учувствовать все приглашенные гости, но нельзя было говорить что-то лишнее. То есть свое мнение и какую-либо личную информацию лучше было оставлять при себе и не пытаться оказывать воздействие на кого-либо, так как это считалось очень грубым тоном. Высоко ценился интеллектуальный, не оскорбительный юмор и в нем видели украшение всей чайной церемонии в рамках светской беседы. Еще Д.А. Милютин будучи в Лондоне отметил, сколь высокого здесь ценят интеллектуальный юмор, даже при общении на улицах города73.

Для молодых людей, юношей первый визит на подобную чайную церемонию был первым опытом серьезных светских мероприятий. Это было своего рода, как некий выход в люди. Для молодого человека считалось большим мастерством поддерживать беседу с пожилыми дамами, которые имеют много опыта и явно не станут объектами флирта и кокетничества74. Более того в подобной церемонии строго настрого считалось непристойным, если в ходе церемонии кто-то смог унизить женское достоинство или усомнится в женских навыках в чем-либо. Принижать интеллектуальный уровень дам по сравнению с джентльменами не следовало. Молодым девушкам на своем первом чаепитии было позволено помогать хозяйке дома разливать гостям чай и подавать угощения. В присутствии молодых людей они вели себя скромно, не флиртовали, не говорили о политике. Девушка не вступала в беседу до тех пор, пока не получала позволения старших75.

Вся церемония должна была выражать определенную ауру комфорта и уюта. В связи с этим и блюда к чаю, и сам сервиз, и обстановка вокруг тоже регламентировались. Даже существовал специальный дресс-код для чайной церемонии, правда, королева Виктория его отменила, дабы бедные слои населения, которые тоже проводили иногда эти церемонии, не чувствовали себя ущемленными76.

В английской чайной церемонии всегда имелось несколько важных деталей, которые неукоснительно соблюдались:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

·Посуда из единого сервиза — чайные пары, чайник для чая, кувшин для кипятка, молочник, тарелочки для десерта, вилки, ножи и чайные ложечки, ситечко с подставкой, сахарница (с рафинадом), щипцы, а также шерстяной чехол для заварника (tea-cosy). Чайный столик, который мог располагаться в гостиной у камина либо в саду, если погода позволяла; Классические скатерти, белые либо синие, без узоров. Каждый гость выбирал себе сорт чая, после чего начиналось заваривание. Заварочный чайник ополаскивали горячей водой, высыпали заварку в количестве 1 ложки на каждого гостя. Заварка настаивалась около пяти минут, после чего сразу же разливалась в чашки, а в чайник доливался кипяток. После второго заваривания чайник накрывался чехольчиком. Англичане пьют исключительно горячий чай.

Весьма интересное описание чайной церемонии можно встретить в зарубежных источниках:

Etiquette when attending a tea party Greeting/handshakesitting down — put purse on lap or behind you against chair backplacement — unfold napkin on your lap, if you must leave temporarily place napkin on chair./lemon — sugar is placed in cup first, then thinly sliced lemon and never milk and lemon together. Milk goes in after tea — much debate over it, but according to Washington School of Protocol, milk goes in last. The habit of putting milk in tea came from the French. (Tea superstition)correct order when eating on a tea tray is to eat savories first, scones next and sweets last. We have changed our order somewhat. We like guests to eat the scones first while they are hot, then move to savories, then sweets.- split horizontally with knife, curd and cream is placed on plate.the knife to put cream/curd on each bite. Eat with fingers neatly. 77. (Приветствие / рукопожатие После того, как вы садитесь, положите кошелек на колени или за спину)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

989

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке