Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Деятельность службы по связям с общественностью в Департаменте культуры и туризма Вологодской области»

В настоящее время информационная среда играет значительную роль во всех происходящих в обществе процессах. В сфере государственного управления она имеет не менее важную роль.

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты организации службы по связям с общественностью

.1 Функции и задачи связей с общественностью в органах государственной власти

.2 Роль и место служб по связям с общественностью в органах государственной власти

.3 Проектирование службы по связям с общественностью в органах государственной власти

.4 Нормативно-правовое обеспечение управленческой деятельности

. Анализ деятельности по связям с общественностью в департаменте культуры и туризма вологодской области

.1 Характеристика Департамента культуры и туризма Вологодской области

.2 Анализ взаимодействия Департамента культуры и туризма Вологодской области со СМИ

.3 Оценка эффективности работы по связям с общественностью в Департаменте культуры и туризма Вологодской области

. Совершенствование деятельности по связям с общественностью в департаменте культуры и туризма вологодской области

.1 Организация службы по связям с общественностью

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

.2 Совершенствование имиджа Департамента культуры и туризма Вологодской области

.3 Применение современных инструментов для оценки эффективности взаимодействия со СМИ

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время информационная среда играет значительную роль во всех происходящих в обществе процессах. В сфере государственного управления она имеет не менее важную роль.

Необходимость организации службы по связям с общественностью обусловлена множеством причин.

Во -первых, современные условия жизни общества, состояние рыночной экономики, демократичность, политический строй привели к кардинальному изменению существующих взаимоотношений между обществом и властью.

Кроме того, информационная сфера является наиболее важным объектом государственного управления. Без информационного сопровождения невозможны процессы, которые существуют на сегодняшний день в сфере государственного управления. Государственное управление основывается на стадиях сбора, передачи и обработки информации. Для эффективного функционирования государственного механизма необходима своевременная аналитическая, статистическая, прогнозная информация. Индикатором социально-значимой информации применительно к деятельности органов власти выступают связи с общественностью.

Так же, благодаря службам связям с общественностью происходит анализ, наблюдение и направление правильных информационных потоков к конкретному субъекту власти или органу. При непосредственной опоре на связи с общественностью, органы власти могут наиболее эффективно использоваться информационные и коммуникативные возможности, чтобы сформировать социально приемлемое мнение относительно своей деятельности. Также с помощью служб по связям с общественностью, государственный аппарат может подвергать свои действия корректировке.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических аспектов организации службы по связям с общественностью и разработка мероприятий, направленных на совершенствование деятельности службы по связям с общественностью в Департаменте культуры и туризма Вологодской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

раскрыть теоретические аспекты деятельности по связям с общественностью в органах государственной власти;

исследовать направления проектирования службы по связям с общественностью в органах государственной власти;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

— провести исследование деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области в области связи с общественностью;

— разработать мероприятия, направленные на совершенствование деятельности службы по связям с общественностью в Департаменте культуры и туризма Вологодской области.

Объектом исследования выбран Департамент культуры и туризма Вологодской области.

Предметом исследования является исследование деятельности службы по связям с общественностью в Департаменте культуры и туризма Вологодской области

В исследовании использованы различные научные методы, в том числе: методы дедукции и индукции (систематизация и обобщение данных, а также применение теоретических выводок к реальной и конкретной ситуации и пр.), сравнительный метод, методы логического, структурного и статистического анализа, анализ документов (учебников, монографий, периодических изданий, финансово-экономической документации и др.).

Разработанные рекомендации и в целом выводы выпускной квалификационной работы могут быть применимы в деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области в аспекте организации службы по связям с общественностью.

1. Теоретические аспекты организации службы по связям с общественностью

 

.1 Функции и задачи связей с общественностью в органах государственной власти

Постоянный диалог власти и гражданского общества, представителей органов власти становится насущной задачей и необходимостью в системе государственного и муниципального управления. В настоящее время практически не осталось органа государственной власти федерального уровня или местного самоуправления, где не было бы службы по связям с общественностью и рекламы. В отдельных случаях задачи связи с общественностью и рекламы обеспечивают отдельные специалисты.

Паблик Рилейшнс (Public Relations) — деятельность, направленная на формирование положительного отношения к органам власти посредством организации специальных мероприятий, которые способны: улучшить взаимопонимание между органами власти и населением; создать положительный имидж органов власти; осветить социальные и общественно-полезные проекты органов власти [18].

Паблик Рилейшнс (Public Relations) представляет собой отношения с общественностью, систему связей органов власти с общественностью, прессой, выборными учреждениями и общественными организациями [2].Relations (PR) предназначается для выполнения роли эффективной организации муниципального и государственного управления. Благодаря данной структуре механизм принятия планово-управленческих решений оптимизируется и действует адекватно поставленным условиям [8].

Основные черты PR:

широкий охват потребительской аудитории;

достоверность;

ориентированность на долговременную перспективу;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

многообразие применяемых форм;

— относительно невысокая средняя стоимость одного контакта с целевой аудиторией [11].

PR-деятельность в настоящее время сегодня в структурах всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, динамично развивается в муниципальных органах. Спецификой государственных структур, как и их служб по связям с общественностью, является то, что они призваны отражать интересы страны в целом, всех граждан или значительной их части, создавая, по крайней мере, в общественном мнении тождество интересов власти и общества. Значительный спектр целевых аудиторий одновременно определяет и, преимущества и проблемы работы органов власти [10].

Благодаря PR создается бюрократическая структура открытого вида, которая позитивно воспринимается всем обществом, что является предпосылкой для доверительного отношения к работе органов власти. Данная ситуация является началом гармонизации между властью и обществом, что необходимо для стабильного развития государства.

Связи с общественностью в системе государственного управления — это целенаправленное взаимодействие структур государственного аппарата (органов, организаций, учреждений) с гражданами и общественными институтами, которое можно определить как реализуемую ими информационно-коммуникативную функцию публичной власти и управления, позволяющую оценивать отношения различных кругов общественности к тем или иным решениям и действиям, идентифицировать провозглашаемую и реально проводимую политику, соотносить реализуемые программы с общественными интересами, формировать массовые представления по каким-либо проблемам для обретения общественного понимания, поддержки принятия и выполнения соответствующих мер [22].

При этом связи с общественностью в деятельности государственных структур имеют ряд специфических черт:

— организации обладают необходимым набором средств для успешной PR-деятельности: материально-технической базой, административным и организационным опытом проведения любых PR-акций, исторически сложившимся опытом работы с обществом и общественными организациями;

PR играет особую роль для самих государственных структур, т.к. качественно разрабатываемая индивидуальная, высокопрофессиональная программа, становится востребованной обществом, что не может не сказаться на создании благоприятного имиджа власти [1].

Связи с общественностью в органах государственной власти базируются на соблюдении основных принципов:

принцип открытости, который является основой демократического строя и управления. В органах государственной власти присутствует гласность, тем самым, общество находится в курсе основных событий. Прозрачность деятельности органов государственной власти, в настоящее время в РФ является одним из главных индикатором отношения и доверия общества к системе государственного управления;

принцип законности. Соблюдение закона является важнейшим фактором, который распространяется на всех людей без исключения. Связи с общественностью в органах власти должны соблюдать принцип законности относительно предоставления имеющейся информации;

принцип оперативности. Данный принцип отражает тот момент, что решения органов государственного управления должны быть переданы населению в максимально быстрые сроки. Особенно остро данный принцип касается чрезвычайных ситуаций;

принцип конструктивности. Этим принципом утверждается непрерывная отлаженная деятельность связей с общественностью по реализации информационной и имиджевой политики органа государственной власти. Принцип констуктивности также предполагает использование коммуникационных каналов гибким способом в сочетании с креативными формами деятельности, новаторскими и традиционными методами;

принцип системности. Благодаря принципу системности внимание может сосредотачиваться на основных направлениях деятельности. Это плановая и целенаправленная работа, которая основывается на информации, полученной от обратной связи;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

принцип взаимного уважения является отражением равных отношений, между всеми субъектами, которые находятся в поле связей с общественностью в органах государственной власти [9].

Главными целями PR в органах власти являются:

организация и реализация информационной политики организации;

организация и реализация имиджевой политики организации [4].

Для решения данных целей, связи с общественностью в органах государственной власти решают следующие задачи:

— развитие эффективного взаимодействия со средствами массовой информации (СМИ) по вопросам информационного освещения мероприятий по реализации государственной политики;

организация медиасреды, способствующей реализации государственной политики;

обеспечение информационно ˗ пропагандистского сопровождения деятельности;

развитие и использование ведомственных информационных ресурсов в сети Интернет, организация широкого свободного доступа к информационным ресурсам граждан РФ;

мониторинг СМИ с целью выработки действенных мер по информационному развитию деятельности органов государственной власти;

обеспечение разработки концепций, стратегий, планов и иных документов планирования в установленной сфере деятельности;

решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации [16].

Для достижения целей PR используются различные средства и приемы, поэтому деятельность PR-отдела можно разделить на несколько направлений:

работа со СМИ: в рамках этого направления PR-деятельности проводятся пресс-конференции, брифинги, пресс-туры, рассылаются пресс-релизы, написание различных PR-текстов, подготовка руководства к интервью, формирование журналистского пула;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

организация мероприятий событийного характера;

выпуск печатной продукции PR: ежегодные официальные отчеты о деятельности органов власти, пропагандистский проспект;

РR в интернете: организация собственной веб-страницы организации, рассылка пресс-релизов по электронной почте, передача информационных материалов через списки рассылки, издание собственных электронных газет, организация интернет-конференций по вопросам, интересующим коммуникатора;

другие средства PR: презентации, дни открытых дверей и т.п. [20].как важный компонент управленческой деятельности имеет не только систему целей и задач, но и комплекс функций, необходимых для достижения поставленных целей и решения задач (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 — Основные функции связей с общественностью

Рассмотрим функции связей с общественностью, представленные на рисунке 1.2, более подробно.

. Информационная функция направлена на выработку информационной политики, ее стратегии и тактики. Она включает анализ конкретных ситуаций, оценку общественного мнения, подготовку массива аналитических данных для принятия эффективных решений.

. Организационно-технологическая функция предполагает совокупные меры и действия по проведению и организации активных акций, PR-кампаний, деловых встреч, выставок, конференций с использованием СМИ.

. Консультативно-методическая функция предполагает проведение консультаций по налаживанию отношений с общественностью, разработку концептуальных моделей сотрудничества и социального партнерства, программ и кампаний PR.

. Функция престижа имеет целью успешное позиционирование органов власти в результате информационно-разъяснительной работы, рассчитанной не только на партнеров, но и на сотрудников самой организации (для поддержания социально-психологического климата внутри компании, соблюдения служебной этики, фирменного стиля).

. Барьерная функция предполагает комплекс мер по преодолению препятствий, возможными конфликтами.

. Предрекламная функция использует механизмы психологического воздействия для успешной популяризации органов власти.

. Гуманистическая функция предназначена для формирования социальной ответственности, корпоративной культуры, установления атмосферы взаимопонимания и согласия внутри органов власти. [6].

Кроме того, определяют три основные функции, которые выполняет PR:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

) проверка взглядов и поведения общественности с целью удовлетворения нужд и интересов организации, от имени которой проводится PR-кампания;

) достижение взаимовыгодных связей между всеми объединенными с организацией группами общественности, содействуя продуктивному взаимодействию с ними;

) реагирование на общественность [7].

Таким образом, связь с общественностью в органах власти представляет собой специфическую управленческую деятельность, которая состоит в управлении состоянием общественного мнения. Основной целью данного вида деятельности является создание благоприятных условий между обществом и государственными органами.

Хотелось бы отметить, что информационная сфера становится одним из важнейших объектов государственного управления, а ее не только актуальной, но и приоритетной задачей государственного управления. Информационная политика в отношении гражданского общества, реализуется через деятельность PR-служб органов государственной власти.

1.2 Роль и место служб по связям с общественностью в органах государственной власти

служба представляет собой автономное подразделение субъекта PR, обеспечивающее реализацию его информационной политики со средствами массовой информации. Это специальная система, созданная для управления социальной информацией [5].служба является специализированной, организованной профессионалами деятельностью управления. Это управление общественным мнением в конкретно взятой сфере [12].

Также, PR-службу органов государственной власти определяют, как взаимодействие государственных и негосударственных учреждений, общества и организаций, которое основывается на доверительной основе и взаимной выгоде в информации, где основной целью является учет и реализация интересов общества [2].

Благодаря связям с общественностью, органы власти могут формировать свой положительный имидж, который необходим для налаживания партнерских отношений с гражданами. Это связано с тем, что именно связи с общественностью связывается с задачами по созданию и реализации имиджа [9].

СМИ рассматривают PR-службу, как официального представителя государства. Это своеобразный посредник во взаимоотношениях с различными органами власти. Все средства массовой информации заинтересованы в плодотворном сотрудничестве с PR-службами. Это связывается с тем, что именно PR-службы представляют собой официальный источник нужной информации, которая составляет по своей важности государственное значение [14].

Так же, PR-службу можно рассматривать как субъект общественных отношений, продуцирующий, перерабатывающий и распространяющий информацию, то есть те знания, нормы, ценности, которые необходимы и достаточны для достижения цели управления [11].

На сегодняшний день лидирующее положение в системе медиарилейшнз занимают PR-службы государственных органов исполнительной, представительной и судебной власти. У государственных PR-служб есть свой ресурс: это государственные СМИ, так как власть обязана информировать население о своей деятельности.

У современных служб по связям с общественностью существуют достаточно стандартные направления деятельности:

содействие становлению гражданского общества при совместном поддержании, установлении, расширении контактов с гражданами и организациями;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

участие в демократизации государственного управления;

анализ и мониторинг общественной реакции на актуальные действия и принимаемые решение от органов власти и должностных лиц;

формирование позитивного имиджа органов государственной власти и должностных лиц;

своевременное информирование и разъяснение общественности о существе принимаемых решений органом (учреждением) государственной власти;

прогнозирование происходящих и перспективных социально-политических процессов и обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками [21].

Данные направления могут подвергаться модификации в зависимости от того уровня, который существует на данный момент между органами власти. [11].

Основные цели деятельности PR-службы представлены на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 — Цели PR-службы

Главной задачей PR-службы является создание благоприятной внешней информационной среды развития деятельности организации.

В задачи российских служб по связям с общественностью, в них входят:

информирование граждан о деятельности государственных структур;

обеспечение активного участия граждан в государственных программах (например, участие в выборах) и поддержки ими регулирующих программ (например, борьба с курением, с наркоманией, перепись населения);

стимулирование поддержки гражданами социально-значимых программ общественных движений;

создание благоприятного имиджа государственных структур;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

предоставление информационных материалов, содержащих сведения о мнении общественности, а также информирование о реакции общественности на проводимые акции и различные мероприятия;

поддержка доверия общественности к органам власти;

улучшение взаимоотношений между органами власти и общественностью [22].

Кроме того, PR-служба органов государственной власти призвана решать ряд задач (рисунок1.3):

Рисунок 1.3- Задачи PR-службы

Максимальное достижение информированности населения о ценностях страны, культуре, достижениях в области науки и интеллектуальных способностей, за рубежом ставится в равные позиции с формированием позитивного отношения в целом к государству.

Роль служб по связям с общественностью в системе органов государственной власти сопряжена с характером и особенностью деятельности последних. В зависимости от статуса конкретной государственной структуры эти роли могут быть значительно расширены (например, федеральный орган) или сужены (например, муниципальное образование).

Процесс государственного управления основывается на стадиях сбора, передачи и обработки информации. Обеспечение органов государственной власти статистической, прогнозной, аналитической информацией является непременным условием нормального функционирования государственного механизма, в то время как недостаток или избыток информации, ее недостоверность, необъективность и несвоевременность могут привести к принятию неоптимальных решений и непредсказуемым негативным, а порой и катастрофическим последствиям [12].

Очевидно, что стратегическим ресурсом, основополагающим вектором в определении и разработке направлений в управленческой деятельности для государственной власти является социально-значимая информация.И службы по связям общественностью в этом плане выступают индикатором социально-значимой информации применительно к деятельности органов власти. И эта роль в условиях развития информационного общества несоизмеримо и постепенно возрастает.

Современные средства связи, получения, обработки и распространения информации сформировали качественно новые возможности функционирования индивида и общества в условиях необратимой глобализации человечества. При этом все сопутствующим процессам данной глобализации (экономическим, политическим) тон задает именно информационная глобализация. Она дает импульс (желательный или нежеланный, но необратимый) импульс объединения существующих, в том числе и национально-государственных информационных систем в единую глобальную информационную инфраструктуру [18].

Оптимизация информационных процессов, усиление роли коммуникативных факторов и целенаправленных управленческих воздействий повышает поступательность эволюции общества и человека. Не подлежит сомнению ведущая роль информации в организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, значение информации как самой эффективной формы создания, закрепления и распространения знаний и представлений и роль информации как эффективного инструмента управления [15].

Непосредственная работа с информацией на профессиональном уровне привлекает все большее число людей, а сама информация выступает источником интенсификации и гармонизации общественного развития. По своей сути: все управленческие процессы представляют собой процесс поиска, фиксации, анализа, оценки, использования и распространения информации, связанной с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности социума.

Взаимодействие между людьми, обменивающимися различными видами социальной информации, происходит в процессе коммуникации. И в этом заключается еще одна необходимость и роль функционирования служб по связямс общественностью в органах власти — координатор коммуникационных связей субъекта власти [7].

Именно службыпо связям с общественностью отслеживают, анализируют и направляют в необходимое русло принятия и коррекции управленческих решений определенные коммуникативные и информационные потоки, имеющие отношение к конкретному органу (учреждению) власти или интересующие данный субъект власти. Так как службы по связямс общественностью органа (учреждения) государственной власти в силу естественной профессиональной парадигмы наиболее близки к обществу, его проблемам и интересам.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Опираясь на службы по связямс общественностью, органы власти более эффективно используют коммуникативные и информационные возможности для формирования необходимого или приемлемого общественного мнения о своей деятельности, а также при необходимости могут организовать соответствующий мониторинг общественного мнения для коррекции своей деятельности с учетом имеющегося мнения, путем установления обратной связи с населением [4].

Еще одной важной составляющей необходимости и значения создания и развития служб по связямс общественностью в органах власти является формирование с их активной помощью и имеющимися возможностями положительного имиджа конкретного органа (учреждения) власти, а в общем формате — положительного имиджа органов власти и имиджа государственного управления в целом. Так как никакая другая внутренняя структура органа (учреждения) власти ни в корпоративной, ни во внешней политике своей деятельности не связана с задачами создания и реализации имиджевой политики так, как связи с общественностью [12].

В рамках местного уровня управления PR-служба, прежде всего, призвана выполнять следующие задачи: одной стороны, регулярно представлять информацию внешней среде о деятельности органов муниципальной власти, их планах, проблемах и успехах; с другой стороны, информировать руководство о существующей и возможной реакции общественности на проводимую или намечаемую политику властей [6].

Кроме функции управления, связи с общественностью в органах местного самоуправления выполняют коммуникативную функцию, которая органично связана с функцией информационной. Информация о потребностях и интересах местного населения является неотъемлемым компонентом информационной системы местного управления, обеспечивая эффективное решение вопросов местной жизни. Не менее важно информировать местных жителей о принятых и проектируемых местными органами решениях, о стоящих перед ними проблемах [5].

В последнее время эту функция реализуется через специально созданный сайт организации, где публикуются актуальные материалы, решения и планы органов власти, которые затрагивают интересы и чаяния граждан, проживающих на данной территории. Реагирование на высказанные в адрес органов власти критических замечаний. Подготовка по этому поводу выступлений, пресс-конференций и сообщений в средствах массовой информации, в электронных СМИ, на сайте организации.

Все большую популярность приобретает участие органов власти в тематических форумах, ведение блогов отдельными руководителями (начиная с президента, глав регионов и местных органов власти), активная пропаганда PR — специалистами различных сторон деятельности органов власти в социальных сетях Twitter, Fasebook, YouTube.

При реализации информационной функции принципиально важная роль отводится обратной связи, то есть тем информационным сигналам, которые адресуются органам власти из внешней среды (письма населения, прием граждан, реакция СМИ). Обратная связь не просто свидетельствует о том, что сигнал получен, но и несет данные, воспроизводящие интересы и требования партнера по взаимодействию, в известной мере преобразовывает, корректирует исходный сигнал и тем самым нередко ставит перед властью как субъектом информации задачу, как минимум, необходимой корректировки ее управленческих решений и действий.

Коммуникационный потенциал государственной власти заключается не только в наличии эффективных информационных каналов, с помощью которых власть может объяснять обществу свои решения, но и в установлении обратной связи с обществом, которая позволяет слышать запросы различных социальных групп, анализировать и корректировать государственную информационную политику [17].

Одним из основных критериев оценки населением эффективности деятельности органов исполнительной власти является мнение граждан, их удовлетворенность различными аспектами деятельности должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Таким образом, главная рольслужб по связям с общественностью в органах государственной власти заключается в непосредственной реализации принципов демократического управления — в деятельности органа власти в условиях гласности, прозрачности, открытости. Желание и умение на практике использовать искусство Public Relations служит созданию прозрачной модели бюрократической структуры, ее открытости, доступности и отзывчивости, благожелательно и позитивно воспринимаемой обществом, тем самым создавая доверие к работе органов власти и обеспечивая им общественную поддержку.

 

.3 Проектирование службы по связям с общественностью в органах государственной власти

Органы государственной власти зачастую сталкиваются с такими проблемами, как их информационная закрытость, необходимость разъяснения обществу проводимой политики, сформировавшийся в обществе имидж высших государственных чиновников как неэффективных руководителей, а также недоверие к государственной власти в целом. Разрешить эти проблемы позволяют службы по связям с общественностью, пресс-службы, информационно-аналитические службы и другие аналогичные подразделения. Как правило, среди основных целей создания таких подразделений можно назвать:

обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе;

обеспечение связей с гражданами и их объединениями;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

содействие сотрудничеству с гражданами, их объединениями в разработке и реализации программ и решений;

содействие реализации законодательства;

содействие становлению институтов гражданского общества[14].

PR-структуры в органах власти имеют ряд особенностей их формирования:

) легитимность и строгая регламентированность службы;

) достаточно высокий статус, приближенность к первому лицу, лидеру;

) ориентированность на укрепление авторитета действующего лидера и его сторонников [21].

Формирование служб по связям с общественностью, включает в себя:

построение (совершенствование) организационной структуры управления служб по связям с общественностью;

подбор квалифицированных специалистов в связях с общественностью;

распределение задач, прав и ответственности в системе управления связей с общественностью;

создание условий для эффективной работы сотрудников (организация рабочих мест, предоставление необходимой информации и др.);

организация эффективного взаимодействия служб по связям с общественностью со всеми остальными службами органов власти.

Для того чтобы организовать текущую работу, службы по связям с общественностью органов власти обычно проходят четыре основных этапа:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

анализ обстановки, необходимые исследования и постановка основной задачи;

разработка программы и сметы планируемых мероприятий;

осуществление намеченных программ, расширение круга общения;

исследование результатов, оценка и возможная доработка [10].

Организационное устройство PR-служб в органах государственной власти определяют функциональные особенности данной деятельности. На практике, чаще всего структуры, которым в государственных органах вменяется заниматься связями с общественностью, состоят из четырех подразделений:

. Информационно-аналитический отдел.

. Отдел по информационным коммуникациям.

. Отдел по работе с политическими партиями и общественными организациями.

. Организационно-правовой отдел [22].

Структура службы связей с общественностью строится в зависимости от целей и сочетает в себе линейные и функциональные схемы управления. В любой организации служба по связям с общественностью нацелена на обеспечение долговременных внутренних и внешних связей и создание благоприятного образа организации и ее руководителя. В ней работают специалисты, владеющие PR-технологиями и хорошо ориентирующиеся в сфере деятельности организации. В ряде организаций службы по связям с общественностью представлены пресс-секретарем, который занимается работой со СМИ и налаживанием контактов в аналогичных отраслях деятельности и ликвидацией кризисных ситуаций как внутри, так и вне своей организаций.

Также структура отдела связей с общественностью может быть представлена целым рядом специалистов: начальником отдела; специалистом, занимающимся разработкой организации; имиджмейкером, специалистом по работе со СМИ; менеджером по медиа-планированию, журналистом, специалистом по написанию речей (спичрайтером); менеджером по специальным проектам; продюсером, специалистом по исследованиям (социологическим и маркетинговым); специалистом по Интернет-работе, секретарем и художником-дизайнером [7].

Штат отдела по связям с общественностью комплектуется в зависимости от масштабов организации. В небольших организациях один специалист может выполнять функции сразу двух или трех специалистов. Так, специалист по работе со СМИ может одновременно быть журналистом и специалистом по созданию и распространению оперативной информации.

В государственных организациях работа PR-специалистов имеет свою специфику. Если в частном секторе они адресуются к достаточно узким группам, выступающим в роли потребителей определенной продукции или услуг, то в государственных организациях поле их профессиональной деятельности резко расширяется — в идеале необходимо охватить вниманием все группы общества [20].

Типичная структура службы по связям с общественностью в органе государственной власти представлена на рисунке 1.4.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Пресс-служба — одно из важнейших подразделений службы по связям с общественностью, нацеленное на решение информационной политики организации. Решаемые задачи:

позиционирование (популяризация) организации в имиджевом аспекте;

организация и проведение пресс-конференций и брифингов;

организация и распространение проблемно-аналитических материалов по актуальным вопросам деятельности организации и др.Отдел по связям с общественностью и работе с гражданами и организациями всецело направлен на решение задач имиджевой политики организации. Решаемые им задачи:

ведение адресных программ относительно партнеров (физических лиц и организаций, входящих в орбиту интересов организации);

работа с гражданами и др.[12].

<#»904738.files/image005.gif»>

Рисунок 2.1 — Основные задачи Департамента культуры и туризма Вологодской области

Для выполнения поставленных задач Департамент осуществляет ряд функций (полномочий):

.В сфере культуры и искусства:

осуществляет поддержку государственных музеев;

принимает решения об управлении музейными экспонатами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности области;

осуществляет поддержку не государственной части Музейного фонда Российской Федерации и не государственных музеев на территории Вологодской области и др.

. В сфере туризма:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

реализует государственную политику в сфере туризма на территории области;

разрабатывает и реализует государственные программы в сфере туризма и туристской индустрии;

разрабатывает, утверждает и реализует ведомственные целевые программы в сфере туризма и туристской индустрии;

создает благоприятные условия для инвестиций в туристскую индустрию области и др.

.В сфере архивного дела:

организует хранение, комплектацию, учет и использование архивных документов в государственных и муниципальных архивах области;

ведет государственный учет документов Архивного фонда области;

ведет Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда области, принимает решение об отнесении документов к категории особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах области и др.

Кроме того, для реализации установленных полномочий Департамент:

принимает правовые акты затрагиваюшие вопросы, относящиеся к полномочиям Департамента. Правовые акты Департамента, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения на территории области;

осуществляет подготовку и согласование проектов правовых актов области по вопросам деятельности Департамента;

осуществляет мониторинг законодательства по вопросам, относящимся к полномочиям Департамента, обеспечивает своевременную подготовку проектов правовых актов области, принятие правовых актов Департамента в целях надлежащего правового регулирования и др.;

осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов областного бюджета, главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств областного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и др.

Подведомственные организации Департамента культуры и туризма Вологодской области представлены на рисунке 2.2.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Рисунок 2.2 -Подведомственные учреждения Департамента культуры и туризма Вологодской области

В настоящее время Департаменту культуры и туризма подведомственны 22 учреждения культуры и туризма.

Департамент в своей деятельности подотчетен и подконтролен Губернатору области, Правительству области. Деятельность Департамента координирует заместитель Губернатора области в соответствии с распределением обязанностей между членами Правительства области (далее — заместитель Губернатора области).

Структура управления Департаментом культуры и туризма Вологодской области представлена на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 — Структура управления Департаментом культуры и туризма Вологодской области

Структура управления Департамента культуры и туризма Вологодской области является линейной. Департамент возглавляет начальник Департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Губернатором области в установленном порядке.

На начальника Департамента возложены следующие функции:

организация деятельности Департамента по реализации возложенных на Департамент задач, полномочий (функций);

осуществление руководства деятельностью Департамента;

издание в пределах своих полномочий правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента и др.

К полномочиям Управления государственной политики в сфере культуры и искусства относятся:

организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек Вологодской области;

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей Вологодской области услугами организаций культуры и искусства;

взаимодействие с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, ведомственными учреждениями культуры, общественными объединениями и иными организациями. и др.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Управление развития туризма и музейной деятельности выполняет следующие функции:

— обеспечивает работу муниципальных музеев на территории Вологодской области.

развивает и координирует общественные, международные и межмуниципальные связи Вологодской области.

осуществляет развитие внутреннего и въездного туризма на территории области.

осуществляет деятельность, направленную на развитие туристских кластеров, находящихся на территории области и др.

На финансово-экономическое управление возложены следующие полномочия:

осуществление составления проекта бюджета Департамента культуры и туризма Вологодской области;

организация исполнение бюджета Департамента культуры и туризма Вологодской области и др.

Управление правовой организационно-кадровой работы осуществляет следующие функции:

— проведение в подведомственных учреждениях плавновой аттестации кадров, квалификационные характеристики которых предусматривают наличие категорий, в пределах компетенции Управления;

анализ функций кадровых подразделений;

выбор наиболее приемлииого варианта разделения функций кадровой службы между ее подразделениями и др.

На данный момент на территории Вологодской области основными направлениями деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области являются:

— обеспечение информационно-библиотечного обслуживания населения;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

музейная деятельность;

профессиональное искусство;

образование в сфере культуры и искусства. Работа с одаренными детьми, подростками, молодежью;

сохранение традиционной народной культуры и поддержка творческой самодеятельности;

поддержка народных художественных промыслов;

развитие туризма и туристской индустрии;

развитие архивного дела, сохранение документального наследия области.

Таким образом, объектом исследования выпускной квалификационной работы является Департамент культуры и туризма Вологодской области. Департамент является органом исполнительной государственной власти Вологодской области в сфере культуры и туризма, архивного дела и специально уполномоченным в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры.

2.2 Анализ взаимодействия Департамента культуры и туризма Вологодской области со СМИ

Департамент культуры и туризма Вологодской области в качестве одного из важнейших направлений работы рассматривается информационное обеспечение своей деятельности.

Освещение в средствах массовой информации (СМИ) результатов работы Департамента ведется на плановой, системной основе и строится на принципах гласности, законности, объективности, оперативности.

В первую очередь данный вид деятельности направлен на повышение культуры населения. Также он позволяет показать общественности роль Департамента культуры и туризма Вологодской области в сфере культуры и туризма, архивного дела, в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры.

Департаментом культуры и туризма реализовывается Федеральный Закон от 09.02.2009 года №8- ФЗ «Об обеспеченности доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Управление государственной политики в сфере культуры и туризма и Управление развития туризма и музейной деятельности совместно осуществляют и проводят следующие мероприятия в сфере PR, представленные на рисунке 2.4.

Одним из основных источников информации для журналистов является сайт Департаменту культуры и туризма Вологодской области depcult35.ru, интернет-портал «Культура в Вологодской области» cultinfo.ru, интернет-портал о туризме Вологодской области vologdatourinfo.ru, официальные сайты государственных и муниципальных учреждений, официальные сайты негосударственных учреждений, оказывающих услуги в сфере культуры и туризма, официальных сайтов региональных отделений творческих союзов и общественных организаций.

В настоящее время официальный сайт Департамента содержит подраздел «Интернет-приемная», который позволяет организовывать интерактивное электронное взаимодействие с гражданами, организациями и СМИ.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Департаментом обеспечивается ведение аккаунтов в социальных сетях (ВКонтакте) и блогосфере (Twitter).

Информация о культуре региона представлена на интернет-портале «Культура в Вологодской области» cultinfo.ru. В 2015 году завершена модернизация и дизайн регионального портала: обновлен дизайн, внедрена адаптивная верстка, обеспечивающая корректное отображение сайта на различных устройствах, актуализирован контент, создана версии для слабовидящих.

Интернет-портал о туризме Вологодской области vologdatourinfo.ru консолидирует информацию об участниках туристского рынка области, предоставляет информацию о значимых мероприятиях в сфере туризма, объединяет информационные электронные системы и базы данных субъектов инвестиционной, туристской деятельности и объектов сферы туризма и индустрии гостеприимства области.

В 2015 году проведена работа по модернизации сайта проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза» dom-dm.ru: новая версия представлена в мультипликационной технике. Одновременно с началом работы новой версии сайта планируется запустить мобильное приложение по проекту.

Перечень государственных услуг, предоставляемых Департаментом и подведомственными учреждениями, представлен по адресу: gosuslugi. ru/pgu/ stateStructure/3500000010000000059.html.

Проект Информационно-аналитического центра культуры «Интерактивная карта учреждений культуры Вологодской области», реализованный в 2014 году, занял 3 место в номинации «IT в культуре и туризме» в финале III Всероссийского конкурса проектов региональной информатизации «ПРОФ-IT», состоявшегося в июле 2015 года в Ханты-Мансийске. На конкурс были представлены 170 проектов региональной и муниципальной информатизации, реализуемых в субъектах Российской Федерации.

Также, информированность населения о результатах деятельности Департамента обеспечивается путем взаимодействия Департамента с управлением информационной политики Правительства области, представителями местных СМИ, в т.ч. газет «Красный Север», «Премьер», телеканалов «Русский Север», ГТРК «Вологда», «ТВ-7», а также областных радиостанций.

Структура публикаций газеты «Красный Север» за период 2013-2015 г.г. представлена в таблице 2.1

Таблица 2.1 — Структура публикаций газеты «Красный Север»

 

По данным таблицы 2.1 видно, что, тематика сообщений охватывает вопросы как регионального развития и деятельности органов местного самоуправления, так и узкие направления городской жизни, такие как ЖКХ или здравоохранение, при этом доля публикаций о культуре и искусстве Вологодской области в газете «Красный Север» за период 2013-2015 г.г. составляет всего от 3,8-3,89%.

В 2015 г. во всех средствах массовой информации Вологодской области, включая официальную страницу Департамента и сайт Департамента опубликовано 1261 информационное сообщение, интервью, тематических программ с участием сотрудников Департамента, методических материалов и документов о деятельности Департамента, динамика данных показателей представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2- Оценка взаимодействия Департамента культуры и туризма Вологодской области со СМИ

 

Согласно данным таблицы 2.2 можно сделать вывод, что за период 2013-2015 г.г. количество публикуемой информации во всех СМИ увеличилась на 50,12%, основное увеличение материалов наблюдается на странице Департамента, ленте новостей пресс-службы Губернатора и сайтах информационных агентств (77,38%).

Публикации о культуре и туризме, искусстве и архивной деятельности Вологодской области помогают привлечь посетителей в государственные учреждения. Так, анализ доходов Департамента культуры и туризма Вологодской области за период 2013-2015 г.г. представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3 — Анализ доходов Департамента культуры и туризма Вологодской области

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

 

За период 2013-2015 г.г. доход от деятельности Департамента культуры и туризма увеличился на 19,47%, наибольший доход приносит БУК ВО «Культурно-просветительский центр «Дом Деда Мороза» (от 44,8-60,46 млн.руб.)

2.3 Оценка эффективности работы по связям с общественностью в Департаменте культуры и туризма Вологодской области

В Департаменте культуры и туризма Вологодской области вопросами по взаимодействию со СМИ и общественностью занимается главный специалист Управления государственной политики в сфере культуры и туризма, который ведет мониторинг СМИ. Референт начальника Департамента отвечает за конференции, пресс-релизы и совещания. К этому взаимодействию подключено и Управление развития туризма и музейной деятельности, которое занимается рассмотрением обращений и приемом граждан. Важно отметить, что такая децентрализация функций не способствует слаженной и продуктивной работе.

В целях обеспечения доступа к информации о деятельности Департамента приказом Департамента от 30.04.2014 № 32 «Об организации телефонной «горячей линии» Департамента культуры и туризма Вологодской области» утверждены Порядок организации телефонной «горячей линии» и График работы телефонной «горячей линии».

Таблица 2.3 — Анализ количества посещений интернет -ресурсов, интернет-приемной и «горячей линии» Департамента культуры и туризма Вологодской области

 

Анализ количества посещений интернет — ресурсов, интернет-приемной и «горячей линии» Департамента культуры и туризма Вологодской области за период 2013-2015 г.г. представлен в таблице 2.3.

За период 2013-2015 г.г. наблюдается увеличение количества посещений интернет-сайта Департамента на 45,95% и увеличение количества обращений в интернет-приемную Департамента на 38,89%. При этом количество обращений на «горячую линию» Департамента сократилось в 3 раза.

Таким образом, в настоящее время информированность населения о состоянии культуры, туризма и архивного дела Вологодской области осуществляется посредством Интернет-ресурсов, находящихся в свободном доступе в сети Интернет.

Управлением государственной политики в сфере культуры и туризма совместно с Управлением развития туризма и музейной деятельности в 2015 г. был проведен опрос населения на территории региона с целью выявления открытости и доступности Департаментом культуры и туризма по Вологодской области.

Опрос был проведен среди 1520 жителей региона в возрасте от 18 до 70 лет по средствам интернет-анкетирования. Результаты опроса показали низкий уровень обращений населения в Департамент культуры и туризма по Вологодской области: 59% опрошенных вологжан никогда не обращались в Департамент, 21% — обращались редко, 18% — иногда и лишь 2% — часто (рисунок 2.5).

При взаимодействии с органами исполнительной власти каждый второй респондент лично обращался к специализированному источнику информации или средству связи; каждый пятый реализовывал это взаимодействие в устной форме путем личного посещения чиновников (20,2%); примерно каждый седьмой — посредством письменного обращения (14,8%), 8,7% — путем обращения в средства массовой информации (рисунок 2.6).

Основные цели обращения населения к представителям властных структур распределены следующим образом: 91,4% — просьба о помощи или жалобы, 4,9% — выражение своего мнения по какому-либо вопросу, 3,7% — выражение благодарности (рисунок 2.6).

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Вместе с тем, процент граждан, удовлетворенных решением своих проблем посредством Департамента независимо от канала и цели обращения, не позволяет говорить о высокой эффективности действий последних: решить проблему полностью смог каждый четвертый респондент; примерно такая же часть опрошенных не получила желаемого результата; каждый второй обратившийся имел частичное решение вопроса. Можно предположить, что представители власти уделяют немало внимания работе с населением, однако эффективность такой деятельности может быть значительно выше.

Особый интерес для исследования представляет уровень информационной открытости Департамента культуры и туризма Вологодской области для населения, а также уровень осведомленности (информированности) последнего о деятельности органов власти. Информационной открытостью Департамента культуры и туризма Вологодской области для населения полностью удовлетворены только 3% респондентов, 17% — удовлетворены в полной мере, 35% — «скорее нет, чем да». Настораживает тот факт, что «не удовлетворены» и «затруднились ответить» 45% опрошенных жителей (рисунок 2.8).

Рисунок 2.8 — Распределение ответов граждан на вопрос о степени удовлетворенности информационной открытостью Департамента культуры и туризма Вологодской области

По поводу осведомленности о деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области высказалось неоднозначно (рисунок 2.9).

Рисунок 2.9 — Распределение ответов респондентов на вопрос о степени информированности населения о деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области

Так, 58% респондентов либо не информированы, либо информированы незначительно. Полностью информированными оказались лишь 2% граждан. Столь низкий показатель можно объяснить, помимо прочего, пассивностью, индифферентностью граждан, поскольку для того, чтобы быть информированным, нужно обладать интересом (любопытством) и намерением получить информацию, при том, что разновидность источников получения таковой неизменно возрастает.

При всей открытости и доступности Департамента в рамках проекта «Команда Губернатора: Ваша оценка» за 2015 г. Департамент культуры и туризма Вологодской области получил оценку в 3,61.

Информационная открытость Департамента культуры и туризма Вологодской области является важнейшим показателем эффективности деятельности Департамента при взаимодействии со СМИ и населением региона.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

. Работа по взаимодействию Департамента при взаимодействии со СМИ возложена на главного специалиста Управления государственной политики в сфере культуры и туризма, референта начальника Департамента и Управление развития туризма и музейной деятельности. Важно отметить, что такая децентрализация функций не способствует слаженной и продуктивной работе.

. Информационной открытостью Департамента культуры и туризма Вологодской области для населения полностью удовлетворены только 3% населения (согласно данным проведенного опроса в рамках исследования) Настораживает тот факт, что «не удовлетворены» и «затруднились ответить» 45% опрошенных жителей.

. Показатель осведомленности граждан о деятельности Департамента культуры и тузима Вологодской области в 2015 г., согласно данным проведенного опроса, составил всего 2%. Так же в рамках проекта «Команда Губернатора: Ваша оценка» за 2015 г. Департамент получил только 3,61 балла из 5 возможных.

Все вышеперечисленное обуславливает необходимость совершенствования работы Департамента культуры и туризма Вологодской области при взаимодействии со СМИ.

3. Совершенствование деятельности по связям с общественностью в департаменте культуры и туризма вологодской области

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

 

.1 Организация службы по связям с общественностью

После проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время население Вологодской области в основном не информировано о деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области. Для большей открытости и доступности услуг Департамента, Департаменту культуры и туризма Вологодской области предлагается создать службу по связям с общественностью (рисунок 3.1).

Вышеперечисленные подразделения и перечень их задач, на наш взгляд, являются оптимальной формой организации PR-деятельности практически в любой государственной структуре.

При этом сфера решаемых вопросов службы по связям с общественностью в Департаменте культуры и туризма Вологодской области будут следующие:

информирование о деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области;

взаимодействие Департамента культуры и туризма Вологодской области с общественными организациями;

координация и общее планирование деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью на территории Вологодской области.

Основными задачами управления службы по связям с общественностью Департамента культуры и туризма Вологодской области будут являются:

обеспечение информирования жителей региона и организаций о деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области о культурном развитии Вологодской области и доведения иной официальной информации;

обеспечение официального опубликования (обнародования) правовых актов;

информационное обеспечение деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области официальной информации, которая в соответствии с действующим законодательством подлежит опубликованию (обнародованию);

развитие официального сайта Департамента культуры и туризма Вологодской области в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет»;

осуществление информационного обеспечения деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

организация взаимодействия культуры и туризма Вологодской области со средствами массовой информации и др.

При подборе кандидатов на вакансии в службу по связям с общественностью рекомендуется придерживаться требований, представленных в таблице 3.1. Все специалисты службы по связям с общественностью подотчетны Начальнику управления службы по связям с общественностью, работа специалистов регламентируется должностными инструкциями и планами работы на месяц, цели и задачи которым разрабатывает их руководитель. Оценку эффективности службы по связям с общественностью нужно проводить ежемесячно, только на основании оценки результатов деятельности начисляется ежегодная или ежеквартальная премия (или то и другое).

Таблица 3.1 — Требования, предъявляемые к специалистам службы по связям с общественностью

 

Для привлечения специалистов в службу по связям с общественностью Департамента культуры и туризма Вологодской области предлагается разместить информацию о вакансиях на официальном сайте Департамента в отделе «Вакансии» и в банк вакансий «Работа в России» на сайт https://trudvsem.ru/.

В службу по связям с общественностью планируется принять на работу 7 сотрудников.

Рассчитаем расходы на создание службы по связям с общественностью:

заработная плата (с учетом премий) Начальника Управления службы по связям с общественностью составит 32000 руб.;

заработная плата (с учетом премирования) специалистов службы по связям с общественностью составит 26000 руб.

Таким образом, годовой фонд оплаты службы по связям с общественностью составит 188000 руб.

Тогда сумма налоговых отчислений будет равна 56400 руб. (188000·30%).

Предполагается, что служба по связям с общественностью будет располагаться по адресу г. Вологда, Советский проспект, 6, в настоящее время там есть свободные помещения. Кроме того, для эффективной работы службы необходимо следующее оборудование персональные компьютеры; факсы, принтер, сканеры; телефонные аппараты; столы, стулья, шкафы и др.

Стоимость необходимого оборудования представлена в таблице 3.2.

Таблица 3.2 — Стоимость оборудования для работы службы по связям с общественностью

 

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Общая сумма затрат на оборудование составляет 313000 руб.

Наглядно годовая сумма затрат на создание службы по связям с общественностью представлена на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 — Годовая сумма затрат на создание службы по связям с общественностью, руб. /год

По данным рисунка 3.2 видно, что общая сумма затрат на создание службы по связям с общественностью составляет 555000 руб.

Основной эффект от создания службы по связям с общественностью в Департаменте культуры и туризма Вологодской области заключается в увеличении количества публикаций в СМИ о развитии и культуры, искусства и туризма, о деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области не только в регионе, но в России и за рубежом.

В настоящее время основным источников прибыли в деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области, кроме организаций культуры и искусства, является развитие туристического кластера, так согласно данным годового отчета Департамента культуры и туризма Вологодской области в 2015 г. сумма налоговых поступлений, зачисляемых в бюджет области, от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей составила 212,3 млн. руб.

Увеличение данного показателя, благодаря деятельности службы по связям с общественностью, даже на 1% позволит получит прибыль в размере 2123 тыс.руб.

Экономический эффект составит:

-555 = 1568 тыс.руб.

Таким образом, создание службы по связям с общественностью в Департаменте культуры и туризма Вологодской области позволит сформировать благоприятный имидж Вологодской области не только на территории региона, но и в области, активизируя всесторонние обмены в сферах культуры, искусства и туризма.

3.2 Совершенствование имиджа Департамента культуры и туризма Вологодской области

определение ожиданий и требований целевой аудитории;

внедрение необходимых характеристик в формируемый имидж;

продвижение сформированного имиджа с помощью средств массовой коммуникации; постоянная корректировка основных параметров имиджа в соответствии с изменяющимися потребностями целевой аудитории.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В процессе формирования имиджа органов государственной власти определение наиболее эффективных методов, приемов и способов внедрения имиджа в массовое сознание является особо значимой задачей при разработке имиджевой стратегии.

Открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти -один из важнейших показателей эффективности их функционирования, необходимый элемент осуществления постоянной и качественной связи между гражданским обществом, СМИ и органами власти.

Поэтому Департаменту культуры и туризма Вологодской области предлагается разработать программу улучшения имиджа, средствами информирования СМИ о деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области.

Для успешной реализации программ улучшения имиджа Департамента необходимо, прежде всего, участие граждан в реализации проекта и их заинтересованность в получении информации.

Внедрение идеей информационного общества лучше представлять целевой общественности с помощью сообщений-историй, привлекающих особое внимание СМИ, а в качестве канала передачи сообщений как можно больше задействовать Интернет и социальные медиа.

Основными ожидаемыми результатами улучшения имиджа Департамента станут обеспечение населения региона посредством СМИ качественной и достоверной информацией о деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области, о событиях в сфере культуры и туризма, происходящих на территории региона. В ходе реализации мероприятий планируется организовать размещение информации, направленной на привлечение внимания населения района к актуальным местным проблемам и на формирование положительного имиджа как социально-ориентированного района, комфортного для жизни и ведения предпринимательской деятельности.

Кроме того, основные целевые группы, на которые должна быть направлена информационная политика Департамента культуры и туризма Вологодской области, представлена на рисунке 3.3

Рисунок 3.3 — Целевые группы, на которые должна быть направлена информационная политика Департамента культуры и туризма Вологодской области, %

Таким образом, согласно данным рисунка 3.3, информационная политика Департамента культуры и туризма Вологодской области направлена, прежде всего, на работу со СМИ (69,8%), общественные организации (67,4%), молодежные общественные организации (44,2%).

Формирование позитивного имиджа Департамента культуры и туризма Вологодской области является необходимым условием эффективного функционирования и развития культуры и туризма в регионе в целом.

Задачи улучшения имиджа Департамента:

) повышение уровня и качества информированности населения Вологодской области средствами СМИ о событиях в сфере культуры, искусства и др. путем размещения рекламы, создания системы регулярных публичных отчетов Департамента, а также отчетов по системе on-line на Интернет-ресурсах;

) внедрение новых эффективных и высокотехнологичных (интерактивных) информационных проектов, повышающих степень интереса населения и бизнеса к проблематике в сфере культуры, туризма по социально-значимым темам, в СМИ, на Интернет-ресурсах, и социальных сетях. Использование современных Интернет-порталов и сайтов в подведомственных учреждениях и организациях;

) освещение деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области в региональных, муниципальных печатных и электронных средствах массовой информации;

4) изготовление и распространение полиграфической продукции о значимых вопросах в деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Для решения поставленных задач в рамках улучшения имиджа Департамента культуры и туризма предусматривается реализация следующих основных мероприятий:

— проведение методических и учебных семинаров (встреч), приемов, творческих конкурсов, выставок, средств массовой информации, юбилеев подведомственных СМИ;

информирование населения региона об основных событиях культурной жизни посредством размещения рекламы на наружных информационных носителях, в печатных и электронных СМИ;

— внедрение новых эффективных и высокотехнологичных (интерактивных) информационных проектов, повышающих степень интереса населения и бизнеса к проблематике в сфере культуры и туризма, в СМИ, на Интернет-ресурсах, в социальных сетях и блогосфере и сайтов подведомственных учреждений и организаций;

размещение материалов о деятельности структур Департамента культуры и туризма Вологодской области и информирования жителей области в печатных средствах массовой информации;

изготовление и распространение полиграфической продукции о культуре, туризме, искусстве и др.

Для улучшения имиджа Департамента культуры и туризма Вологодской области будет использоваться сочетание «имиджевой» рекламы с рекламой PLC — технологии, затраты на использование рекламных средств представлены в таблице 3.3

Таблица 3.3 — Затраты на использование рекламных средств для улучшения имиджа Департамента культуры и туризма Вологодской области

 

Таким образом, общие затраты на рекламу составят 167,6 тыс. руб.

Кроме того, для улучшения имиджа Департаменту культуры и туризма Вологодской области предлагается использовать бесплатные инструменты PR:

1. Пресс-релизы. Пресс-релиз принято считать основным инструментом связей с общественностью. Пресс-релиз — это относительно короткое (около одной страницы) сообщение для журналистов, содержащее важную, интересную новость. Чем интереснее новость, тем выше будет процент публикаций.

. Статьи на партнерских ресурсах. В настоящее время информационные сайты культуры, туризма, музейной деятельности РФ публикуют тематические интервью, обзорные, аналитические статьи, исследования в сфере культуры и туризма регионов РФ.

. Тематическая рассылка. Рассылка должна содержать полезную, актуальную для населения и СМИ информацию: например, обзоры самых важных событий в сфере культуры за неделю, авторские статьи, подборки интересных материалов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

. Конкурсы и специальные мероприятия. Департаментом культуры и туризма Вологодской области могут проводится мероприятия в сфере культуры, музейной деятельности среди школьников образовательных учреждений, победителям могут вручаться билеты в кино, театр и др. Однако, конкурсы и мероприятия должны сопровождаться рассылкой пресс-релизов и размещением информации на партнёрских ресурсах.

В результате совершенствования имиджа Департамента культуры и туризма Вологодской области ожидается:

— рост числа позитивных и информационно-нейтральных материалов о деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области в областных печатных и электронных СМИ — на 10 % ежегодно;

— рост количества тематических информационных кампаний, охваченных рекламой в печатных и электронных СМИ, на рекламных носителях наружной рекламы на территории Вологодской области до 5 в год по сравнению с показателями 2015 года;

рост суммарной аудитории всех информационных проектов Департамента культуры и туризма Вологодской области в сети Интернет на 10% ежегодно;

рост среднемесячного охвата целевой аудитории населения области печатными и электронными СМИ более чем на 15 % ежегодно по сравнению с 2015 годом;

рост охвата населения печатной продукцией о культурной жизни региона, о развитии внутреннего туризма в более чем на 15 % ежегодно по сравнению с 2015 годом;

информационной открытостью Департамента культуры и туризма Вологодской области для населения полностью удовлетворены не менее 50% населения.

Публикации о культуре и туризме, искусстве и архивной деятельности Вологодской области помогают привлечь посетителей в государственные учреждения. Так, общий доход от учреждений культуры, согласно данным таблицы 2.3, составил в 2015 г. 172,38 млн.руб. Повышение данного показателя на 1 % посредством улучшения имиджа Департамента позволит получить прибыль в размере 1723,8 тыс.руб.

Тогда, общий экономический эффект составит: 1723,8-167,6 = 1556,2 тыс.руб.

Таким образом, совершенствование имиджа Департамента культуры и туризма Вологодской области позволит улучшить информированность региона о событиях в сфере культуры, искусства, музейной деятельности, экономический эффект составит 1593,8 тыс.руб.

3.3 Применение современных инструментов для оценки эффективности взаимодействия со СМИ

Согласно данным проведенного исследования за период 2013-2015 г.г. количество публикуемой информации во всех СМИ увеличилась на 50,12%, основное увеличение материалов наблюдается на странице Департамента, ленте новостей пресс-службы Губернатора и сайтах информационных агентств (77,38%), однако при этом в Департаменте культуры и туризма Вологодской области не ведется анализ эффективности деятельности Департамента при взаимодействии со СМИ, поэтому для оценки эффективного взаимодействия со СМИ Департаменту культуры и туризма предлагается использование следующих современных инструментов:

. Информационный аудит — анализ материалов средств массовой информации и Интернета в целях составления медиа-портрета организации или человека. Раньше ПР-специалист осуществлял ручной мониторинг (пресс-клиппинг), делая подшивку материалов из печатных СМИ. В настоящее время пресс-клиппинг уступил место электронному запросу. Материалы подлежат структуризации и дорабатываются.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

С помощью анализа информационного пространства (в т.ч. социальных площадок в Интернет) и контент-анализа публикаций СМИ, можно разработать конкретные рекомендации на будущее.

Преимуществ информационного аудита:

оценка эффективности коммуникаций организации;

оценка эффективности проведения PR-кампании (пресс-мероприятия);

контент-анализ (по качественным и количественным характеристикам) материалов в СМИ.

В качестве одного из методов информационного аудита используется мониторинг, позволяющий отслеживать медиа-активности организации — присутствия позитивной и негативной информации о организации в СМИ и обзор новостей рынка с целью понимания тенденций, изменений и т.д.

По объекту выделяются:

его роль (главная или второстепенная);

наличие фото объекта;

конфликтность сообщения;

рубрика сообщения;

объем сообщения;

характер упоминаемости объекта (позитив, негатив, нейтральный).

Исходя из итогов информационного аудита, разрабатывается стратегия информационного присутствия в медиаполе, составляется план ее реализации.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В рамках данного исследования нами проведен контент-аналитическое исследование с целью анализа медиапортрета Департамента культуры и туризма Вологодской области как органа исполнительной власти в поддержке и развитии культуры и искусства области, поддержке туризма и туристской индустрии области, управление архивным делом на территории области в информационном пространстве региональных масс-медиа.

В задачи исследования входил информационный аудит областных медиаканалов на наличие упоминаний тех или иных тегов, связанных с культурной жизнью области (архитектура, памятники, кино, литература, музыка, музеи и выставки, театр, массовые праздники), и выявление оценочных маркеров культурных событий.

В качестве объектов информационного аудита выступили 2 телевизионных канала — ГТРК «Вологда» и «ТВ-7», а также два печатных издания — газеты «Красный север» и «Премьер».

Предметом мониторинга выступали новостные сюжеты, в которых упоминалась культурная жизнь Вологодской области. Аудит проводился за 2015 г. Каждая новость, относящаяся к сфере культуры, туризма и архивного дела оценивалась по модальности заданных в ней настроений: положительных, негативных, критических, нейтральных или описательных. Общее количество сообщений о культуре за указанный период достигло 240.

Сообщения о выставках чаще всего идут вместе с информацией о месте их проведения — различных музеях Вологодской области, что свидетельствует об эффективности работы их РR -отделов.

Многие из проводимых уличных культурных акций содержат элементы традиционной культуры Вологодской области — дни культуры, славянской письменности, т. е. мероприятия, организованные в рамках реализации государственной национальной политики.

Незначительную часть упоминаемых в СМИ массовых праздников составляют благотворительные мероприятия, связанные с искусством (концерты, выставки и прочие акции). Просматривая модальность высказываний, можно сделать вывод, что в целом культура в Вологодской области оценивается в масс-медиа позитивно (рисунок 3.4).

Рисунок 3.4 — Модальность высказывания сообщений о Департаменте культуры и туризма Вологодской области

Таким образом, количество сообщений с положительной модальностью (130 упоминаний) всего лишь на 25 сообщений больше, чем сообщений с нейтральной модальностью (105 упоминаний), отрицательную модальность имеет только 2% сообщений (5 упоминаний).

По большей части субъектами новостных высказываний являются сами работники культуры: актеры, художники, режиссеры, искусствоведы. Нередко авторами являются журналисты.

Объем информационного присутствия объектов культуры и туризма и качество отражения в СМИ Вологодской области можно представить на основании примера статьи газеты «Красный Север» от 03.02.2016 г. «Департамент культуры и туризма Вологодской области», размещенной на сайте газеты: #»904738.files/image013.gif»>)·(55000·0,8·3)= 13,2 (оптимистическая оценка);

. Т = 21000

соответствует экспертной оценке реального тиража;

Кц = 0,6; Кч = 2

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Криэ = ()·(21000·0,6·2)= 2,52 (пессимистическая оценка).

Оценка газеты «Речь», выглядит следующим образом:

. Т = 7800 соответствует официальному тиражу; Кц = 0,6; Кч = 2

К риэ = ()·(7800·0,6·2)= 0,94 (оптимистическая оценка);

. Т = 5400 соответствует экспертной оценке реального тиража; Кц = 0,4; Кч = 1

Криэ = ()·(5400·0,4·1)= 0,22 (пессимистическая оценка).

Данный анализ оценки рекламно-информационной эффективности печатных изданий целесообразно учитывать при разработке планов работ с печатными СМИ.

Проведенный экспертный опрос деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области (таблица 3.5) позволяет сделать следующие выводы.

Таблица 3.5 — Анализ деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области после проведенных мероприятий

 

По результатам экспертного опроса после проведенных мероприятий деятельность Департамента культуры и туризма Вологодской области является эффективной, так как информированность населения посредством СМИ о состоянии культуры, искусства и туризма формирует благоприятный имидж Департамента не только внутри региона, но и в РФ, активизируя всесторонние обмены в сферах культуры, искусства и туризма.

Заключение

Связи с общественностью в органах власти представляет собой специфическую управленческую деятельность, которая состоит в управлении состоянием общественного мнения. Основной целью данного вида деятельности является создание благоприятных условий между обществом и государственными органами.

Главная роль служб по связям с общественностью в органах государственной власти заключается в непосредственной реализации принципов демократического управления — в деятельности органа власти в условиях гласности, прозрачности, открытости.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

. Работа по взаимодействию Департамента культуры и туризма Вологодской области со СМИ возложена на главного специалиста Управления государственной политики в сфере культуры и туризма, референта начальника Департамента и Управление развития туризма и музейной деятельности. Такая децентрализация функций не способствует слаженной и продуктивной работе.

. Информационной открытостью Департамента культуры и туризма Вологодской области для населения полностью удовлетворены только 3% населения (согласно данным проведенного опроса в рамках исследования). Настораживает тот факт, что «не удовлетворены» и «затруднились ответить» 45% опрошенных жителей региона.

. Показатель осведомленности граждан о деятельности Департамента культуры и тузима Вологодской области в 2015 г., согласно данным проведенного опроса, составил всего 2%. Так же в рамках проекта «Команда Губернатора: Ваша оценка» за 2015 г. Департамент получил только 3,61 балла из 5 возможных.

В целях улучшения взаимодействия Департамента культуры и туризма Вологодской области со СМИ разработаны и экономически обоснованы следующие мероприятия:

. Создание службы по связям с общественностью в Департаменте культуры и туризма Вологодской области позволит сформировать благоприятный имидж Вологодской области не только на территории региона, но и в области, активизируя всесторонние обмены в сферах культуры, искусства и туризма.

. Совершенствование имиджа Департамента культуры и туризма Вологодской области позволит улучшить информированность региона о событиях в сфере культуры, искусства, музейной деятельности, экономический эффект составит 1593,8 тыс.руб.

. Применение современных инструментов для оценки эффективности взаимодействия со СМИ. Данный анализ оценки рекламно-информационной эффективности печатных изданий целесообразно учитывать при разработке планов работ с печатными СМИ.

Предложенные мероприятия будут способствовать улучшению имиджа Департамента, повышению осведомлённости граждан и как следствие увеличению привлекательности Вологодской области для туристов и жителей региона в целом.

Список использованных источников

1.   Абрамов, Р. Н Связи с общественностью / Р.Н. Абрамов. — Москва: Кно Рус, 2014. — 272 c.

2.       Антипов, К.В. Паблик рилейшн. / К.В. Антипов, Ю.К. -Москва: Дашков и К., 2012. — 55 4с.

.        Блажнов, Е.А. Паблик рилейшнз / Е.А. Блажнов. — Москва: Прогресс, 2014. — 386с.

.        Болдырев, И. Имидж власти и роль средств массовой информации // Приднестровье ХХI век. — Тирасполь. — 2011. — № 32. — С. 4.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

.        Боталова, Д.Б. Информационная открытость власти как новая стратегия противодействия коррупции// Вопросы управления. — 2011.- №2 (15).- С. 27-32.

.        Буари, Ф.А. Паблик Рилейшнз или стратегия доверия / Ф.А. Буари. — Москва: Инфра-М, 2015. 502с.

.        Варакута С. А. Связи с общественностью: учебник / С.А. Варакута. — Москва: Инфра-М, 2013. — 208 c.

.        Васильева, М. М. Связи с общественностью в органах власти: учебник / М. М. Васильева [и др.]. — Москва: Издательство Юрайт, 2014. — 495 с.

.        Вертакова, Ю.В. Связи с общественностью / Ю.В. Вертакова. — Москва; ООО «ТНТ» — Москва, 2014. — 316 c.

.        ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджемнта качества. Требования. — Введ. 01.11.2015.- Москва: Стандартинформ, 2015- 19 с.

.        ГОСТ Р 56036-2014. Менеджмент качества. Руководящие указания по организации мониторинга удовлетворенности потребителей. — Введ. 01.04.2015. — Москва: Стандартинформ, 2015 — 12с.

.        Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью / Э.В. Кондратьев. — Москва; Академический Проект, 2014. — 512 c.

.        Кондратьев, Э.В. Связи с общественностью: учебное пособие для высшей школы / Э.В. Кондратьев. — Москва: Академический Проект, 2012. — 352 с.

.        Марков, А.А. Теория и практика связей с общественностью: учеб. Пособие / А.А. Марков. — Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2011. — 163 с.

.        Марков, А.А. Связи с общественностью в органах власти. Учебник / А.А. Марков.- Москва: ИНФРА-М, 2014. — 190 с.

.        Папкова, О. В. Связи с общественностью / О.В. Папкова. — Москва: Академия — Москва, 2014. — 112 c.

.        Рассел, Д. Связи с общественностью / Д. Рассел. — Москва: КНОРУС, 2013. — 459 c.

.        Синяева, И. М. Реклама и связи с общественностью / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова, Д.А. Жильцов. — Москва: Юрайт, 2013. — 560 c.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

19. 1Спатарь, А. В. Изучение практики существующей оценки деятельности исполнительной власти субъектов РФ / А. В. Спатарь // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 156-159.

20. Тендит, К.Н. Организация работы отделов связей с общественностью: учеб. пособие / К.Н. Тендит. — Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. — 96 с.

21.     Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: теория и практика. / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. — Москва: Изд-во «Дело», 2011. — 618 с.

.        Чумиков А.Н., Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. — Москва: ИНФРА- М, 2013.

23. Шарков, Ф. И. Реклама и связи с общественностью / Ф.И. Шарков. — Москва: Деловая книга, 2014. — 304 c.

.     Шамарова, Г.М. Эффективное местное самоуправление — основа успешного развития экономики муниципального образования // Журнал экономической теории. — 2013. — № 1. — С.169-179.

25.     Широков, А.Н. Муниципальное управление: взаимодействие с органами государственной власти»// Государство и право. — 2013. — №6. — С.12-18.

26. Департамент культуры и туризма Вологодской области — официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://depcult35.ru/ru/.

.     Публичный доклад о результатах деятельности Департамента культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://okuvshinnikov.ru/ files /ocenka/ osipovskij.pdf

28.     Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области на 2015 — 2020 годы — Государственная программа Вологодской области от 27 октября 2014 г. №961 (с изменениями и дополнениями от 11.01.2016 г.) [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/423862174

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

938

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке