СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
.1 Факторы развития туризма в России
.2 Факторы развития туризма в Вологодской области
. ТУРИЗМ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
.1 Состояние, проблемы и перспективы развития туризма в Вологодской области
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
.2 Показатели развития туризма
. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
.1 Инфраструктура туризма
.2 Анализ динамики развития туризма
ЗАКЛЮЧЕИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
В современном мире индустрия туризма является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей экономики. Доходы от туризма составляют до 30% бюджетов экономически развитых стран и до 80% — многих небольших государств, не имеющих других значимых источников. Кроме прямого экономического эффекта, выражающегося в увеличении доходов граждан и бюджетов всех уровней, создании новых рабочих мест, туристская отрасль оказывает общее стимулирующее воздействие на другие отрасли экономики — торговлю, строительство, связь, транспорт, промышленность и сельское хозяйство, индустрию развлечений, бытового обслуживания и общественного питания.
Выбранная тема весьма актуальна, ведь в настоящее время важным приоритетом государственной туристской политики является устойчивое развитие туризма, обеспечивающее стабильность национальной экономики, рациональное использование природных ресурсов, повышение благосостояния населения, сохранение этнического и культурного многообразия российского общества.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ динамики развития туризма в Вологодской области в целом и муниципальных образованиях, исследование проблем и тенденций развития.
Предметом — анализ состояния, проблем и перспектив развития туризма в Вологодской области.
Для выполнения поставленных задач используются следующие методы: анализ, обобщение, сравнение, картографический метод.
1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
Понятие туризм известно каждому, ведь каждый из нас совершал поездки куда-либо или проводил отпуск вдалеке от дома. Туризм — сравнительно молодое явление, но корни его уходят в древность. Во все времена путешественники и первопроходцы пересекали материки и океаны. И лишь недавно о туризме заговорили как о специфической форме деятельности людей. Туризм — это временные выезды людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность, отличающуюся от места проживания, на срок более чем 24 часа, но не более 6 месяцев в течение года для отдыха, оздоровительных, познавательных, спортивных и других туристских целях, без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемом месте.
Выделяют четыре вида туризма:
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
туризм — вид деятельности с предоставлением различного рода туристских услуг и продукта туристского спроса иностранным туристам на территории Российской Федерации и предоставлением туристских услуг и продукта туристского спроса за рубежом.
Выездной туризм — перемещения лиц, которые постоянно проживают в Российской Федерации в другую страну.
Въездной туризм — перемещения в пределах государства лиц, которые не проживают постоянно на территории данного государства.
— выезд граждан какой-либо страны из постоянного места жительства в пределах национальных границ данной страны для отдыха, оздоровительных, познавательных, спортивных и других туристских целях.
Туристическая индустрия это одна из наиболее динамичных отраслей, быстро развивающихся в мировом хозяйстве. Туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. В настоящее время туризм является самой рентабельной сферой мирового хозяйства [1].
туризм воздействует на социальную, культурную и экологическую среду. Поэтому неслучайно интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом.
Прежде чем проводить анализ развития туризма в какой-либо стране необходимо выделить определенные позиции, которые влияют на туризм в целом и тормозят его развитие.
Развитие туризма в целом зависит от комплекса условий: природно- географических, историко-политических, социально-экономических, демографических, сложившиеся в обществе и факторов, которые их определяют.
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Факторы развития рынка туристических услуг принято делить на внешние и внутренние [23].
Внешние (экзогенные) факторы влияют на туризм посредством демографических и социальных изменений; экономического и финансового развития; изменений политического и правового регулирования; технологических изменений; торгового развития; транспортной инфраструктуры и безопасности путешествий. К внешним факторам можно отнести географическое положение региона, политические отношения между странами, международное разделение труда, уровень цен на международном рынке и в разных странах и т.п.
Определяющими являются внутренние факторы развития рынка туристических услуг. Среди них — природно-географические особенности и климатические условия страны, наличие и качество природных ресурсов и возможность их удобного использования, экономическая ситуация в стране, внутренняя политика страны, политическая стабильность, уровень развития производительных сил, структура и уровень благосостояния населения, возможность получение льгот и скидок на туристические услуги за счет государства и общественных организаций, предприятий и учреждений, состояние развития туристической инфраструктуры, транспортных сетей, уровень жизни в обществе, уровень населения.
С точки зрения влияния на туристическую деятельность все факторы делятся на факторы привлечения (побуждают к путешествию — природные, культурные и социальные условия в стране, где формируются туристические потоки) и факторы дифференциации спроса (влияют на выбор места путешествия — туристические ресурсы, развитие инфраструктуры , уровень социально-экономического развития страны).
С точки зрения механизма влияния на развитие туризма можно определить факторы объективные, уже сформированы историческим развитием общества, и такие, целенаправленно регулируют именно туристическую деятельность — факторы первой группы. Ко второй относятся государственная политика в туризме, наличие и содержание туристического законодательства, туристическое образование в обществе и т.п.
Факторы, влияющие на развитие туризма, разнообразны и многогранны. Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и страны в мировом туризме, и наоборот, нежелательные факторы снижают туристический поток.
Основные факторы, влияющие на развитие туризма, можно разделить на две группы: статические и динамические [23].
§ статичные, имеющие неизменное во времени значение. В эту группу в первую очередь входит — потенциал территории, выражающийся в количестве и качестве природных и культурно- исторических ресурсов;
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
§ динамичные — политические, социально-демографические, финансово-экономические, материально-технические. Следует отметить и изменение стереотипа жизни человека со статичного на , причем данное явление имеет массовый характер.
Природно-климатические факторы — туристов привлекают богатые и разнообразные природно-рекреационные ресурсы, изрезанность береговой линии и наличие большого числа бухт, заливов, внутренних морей, километры морских пляжей, густая речная сеть, мозаичносгь ландшафтов и сочетание на соседних территориях прибрежных и горных пейзажей.
Культурно-исторические факторы — это разнообразные исторические и архитектурные памятники, высокий уровень духовной и материальной культуры, мозаичность национального и конфессионального состава населения, высокий уровень образования, давние традиции культурных и иных связей как в пределах региона, так и с другими крупными регионами мира.
Привлекательность мест отдыха определяется в первую очередь именно этими факторами. Не случайно южные регионы с теплым климатом имеют положительное сальдо по статье «туризм/поездки», в то время как во всех северных странах, даже в богатых странах Скандинавии, сальдо отрицательное. Значение историко-культурных ресурсов увеличивается с ростом уровня образования и познавательной потребности людей.
Фактор географического положения выступает во всех своих разновидностях: физико-географического положения, от которого зависит набор природно-рекреационных ресурсов; экономико-географического положения, особенно по отношению к главным туристским рынкам; транспортно-географического положения, удобство которого крайне привлекательно для туристов, геополитического положения, поскольку близость к очагам международного напряжения и тем более военных конфликтов служит для туристов едва ли не главной «отпугивающей» причиной.
Политическая обстановка в стране определяет все другие динамические факторы. Кризисы, политическая нестабильность, милитаризация экономики, ужесточение туристских формальностей, скачки курса валюты и т.п. — это следствия политики государства.
Важным политическим фактором является проводимая государством политика в области межгосударственных и межправительственных соглашений по сотрудничеству в сфере туризма и других международных экономических связей.
Специальная политика государства в отношении туризма проявляется в установлении норм туристской деятельности, планировании, рекламе, контроле над туризмом через административные органы.
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Политика в области туризма тесно связана с политическим режимом страны и определяет три уровня вмешательства государства:
§ полное вмешательство — устанавливают государства тоталитарного типа, где нет демократических свобод, не проявляется инициатива частного сектора. Государство монополизирует все функции туристской деятельности;
§ частичное вмешательство — отмечается в большинстве демократических стран, характеризуемых активной экономической деятельностью.
Государство через организационные структуры вмешивается в большей или меньшей степени в порядок осуществления туристской деятельности и проводит за ней контроль, оставляя частному сектору свободу создания предприятий в сфере услуг, базирующихся на рыночной экономике; малого вмешательства — характерен для политических режимов, которые практически не вмешиваются в туристскую деятельность, отдавая инициативу в этой области частному сектору, действующему на конкурентном рынке.
Социально-демографические факторы- это такие показатели, как возраст, занятость, наличие одиноких людей, бездетных пар, возрастные тенденции к вступлению в брак, возраст, расширение социального состава туристов, уровень образования, культуры, эстетические требования населения, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, соотношение материальных и духовных потребностей в обществе, урбанизация и так далее [12].
Финансово-экономические факторы -это экономическая ситуация в стране, финансовая стабильность, уровень доходов населения, доля средств, выделяемых обществом на туристские расходы, цены на товары и т.п.
Материально-технические факторы характеризуют состояние и возможности базы туристской индустрии — средств размещения, питания, транспорта, рекреационной сферы, торговли и др.
Специфическая особенность транспортных связей — характер, так как они превращают мир в единое пространство. Для международного туризма наиболее важно обеспечить связи между разноуровневыми средствами перемещения, чтобы туристские путешествия не имели остановок и разрывов в транспортном сообщении. Важнейшими характеристиками транспортной инфраструктуры становятся скорость передвижения, уровень безопасности транспортных средств.
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Особое место в туристской отрасли занимают предприятия размещения и питания. От уровня гостиничного и ресторанного сервиса во многом зависит привлекательность региона для туристов. Но индустрия туризма, особенно предприятия размещения и питания, подвержена колебаниям спроса на туристские услуги в течение года (сезонность), что приводит к росту затрат на содержание предприятий размещения и питания и удорожанию их услуг [4].
К важнейшим факторам, которые обуславливают развитие туризма рубежом относят:
— Поддержка со стороны государственных органов (опыт разных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой);
— Рост общественного богатства;
— Сокращение рабочего времени;
— Урбанизация (концентрация населения в городах, отрыв от природы вызывает необходимость проведения свободного времени вне зон постоянного проживания);
— Уровень общественного сознания.
По мнению западных специалистов, основными факторами, определяющими привлекательность туристского региона, являются: доступность региона, его природа и климат, отношение местного населения к приезжему; инфраструктура региона, уровень цен, состояние розничной торговли; спортивные, рекреационные и образовательные возможности; культурные и социальные характеристики. Последний фактор, в свою очередь, привлекает туристов по следующим причинам: работа, национальная одежда, архитектура, ремесла, история, язык, религия, образование, традиции, отдых, живопись, музыка, гастрономия [21].
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Совокупность факторов определяет возникновение и характер поведенческих особенностей потребителей туристических услуг, которые могут быть выражены такими показателями, как:
— Частотность туризма;
— Предпочтения в выборе туристического центра и география туризма;
— Форма организации тура, предпочитаемого;
— Представление туриста о цене тура;
— Представление о торговой марке турфирмы;
— Коммуникативное поведение туриста;
Еще одним видом факторов, влияющих на развитие рынка туристических услуг является личностно-поведенческие факторы. Cреди всех факторов, влияющих на развитие туризма, личностно-поведенческие факторы играют ведущую роль в современном мире. Они состоят из мотивов, которые обеспечивают желания потребителей путешествовать, при этом соответствовать требованиям туриста. Анализируя роль психологических факторов в формировании рынка туристических услуг доказано, что только немного туристов приезжают снова в те места, где они уже были ранее, исключая случаи присутствия экономических, лечебно-профилактических или сентиментальных мотивов. По мере роста доходов человек начинает отдавать предпочтение психологическим мотивам при выборе нового путешествия. Мнение о качестве потребленного туристического продукта формируется через некоторое время после поездки, поскольку до поездки потребитель может только смоделировать свои ожидания на основе имеющейся информации. Поэтому важность ситуации заключается и в том, что представление о продукте порождает у потребителя определенные ожидания, и если они не оправданы реальным качеством продукта, потребитель легко в нем разочаровывается. Целью туризма является рациональная организация свободного времени потребителя. Соответственно этому, развитие туризма может быть обусловлен наличием двух основных моментов: свободного времени и финансовых средств для его рациональной организации.
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Таким образом, на развитие туризма влияют как позитивные, так и негативные факторы, связанные с политической, законодательно-правовой и социально-экономической ситуацией в стране и в мире [12]. К положительным факторам развития рынка туристических услуг относят:
— Стабильность и открытость политики и экономики;
— Рост общественного богатства и доходов населения;
— Сокращение рабочего и увеличение свободного времени;
— Развитие транспорта, средств коммуникаций и информационных технологий;
— Усиление урбанизации;
— Построение интеллектуального общества;
— Поощрение национальных и иностранных инвестиций в развитие индустрии туризма;
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
— Укрепление позиций России на мировом туристическом рынке;
— Упрощение и гармонизация налогового, валютного, таможенного, пограничного и других форм регулирования;
— Стимулирование туризма для детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и малообеспеченных семей путем предоставления льгот;
— Содействие развитию индустрии приоритетной туристической деятельности.
К негативным факторам развития рынка туристических услуг относят:
— Напряженность в международных отношениях;
— Нестабильность политики и закрытость экономики;
— Стагнация экономики и падения благосостояния населения;
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
— Неустроенность туристических ресурсов;
— Неразвитость индустрии туризма;
— Нерациональное использование культурно — исторической и культовой наследия и окружающей среды;
— Низкий уровень доходов населения и недостаток свободного времени;
— Загрязнение окружающей среды и экологическая опасность;
— Недооценка роли туризма в интеллектуализации общества;
— Отсутствие эффективных стимулов инвестирования развития индустрии туризма;
— Недооценка роли туристического бизнеса в наполнении бюджета.
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Указанные факторы влияния на развитие туризма должны определять цели государственного регулирования и приоритетные направления развития туристического бизнеса [10].
1.2 Факторы развития туризма в России
Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое — огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах — нетронутая, дикая природа.
Территория России простирается с запада на восток на 10 тыс. км и почти на 3 тыс. км от северных арктических широт до южных субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма [1].
Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного туризма способствуют некоторые социальные факторы. Это высокая покупная способность иностранных валют, обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристическом отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также в города, закрытые ранее для иностранных туристов.
Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются деловой и охотничий, и гастрономический виды туризма. Популярен также отдых.
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, пока занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. Пока, к сожалению, доля туристического бизнеса составляет менее 1% ВВП России, однако его доля постоянно растет [20].
Функции государственного управления и межотраслевой координации в сфере туризма, возложены на Департамент туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Этот же орган является центральным в Системе сертификации туристских услуг и услуг средств размещения.
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
На сегодняшний день в РФ работает 4,25 тысячи туроператоров. При этом 1,8 тысячи агентств работают в сфере внутреннего туризма. Количество агентств, работающих в сфере международного туризма во въездном и в выездном направлениях, составляет 976 и 1,46 тысячи соответственно [22].
С 1 июня 2007 года вступил в силу закон о финансовых гарантиях туристической деятельности. Он отменил механизм лицензирования туроператорской деятельности. Вместо него введены финансовые гарантии, которые туроператор должен предоставлять клиентам. Для компаний, занимающихся въездным и выездным туризмом сумма фингарантий составляет 10 млн. рублей. Для компаний, занимающихся внутренним туризмом, сумма финансовых гарантий составляет 500 тыс. рублей. В случае некачественного предоставления услуги турист может обратиться в страховую компанию с требованием о выплате компенсации.
Всего в Российской Федерации насчитывается 9,1 тыс. курортно- туристических средств размещения общей численностью номеров 472 тыс. и вместимостью 1100 тыс.мест, из них около 40% приходится на средства размещения гостиничного типа. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составляет 42% [20]. В настоящее время наибольшая загрузка характера для гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, а также санаторно-курортных учреждений Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской области. Значительная часть материально-технической базы указанных средств размещения нуждается в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции. Следует особо отметить, что большая часть гостиниц страны не обеспечена удобствами в соответствии с минимальными требованиями к комфорту проживания.
При зарубежном туризме россиян наибольшей популярностью пользовались Турция, Египет и Китай. При этом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается стойкое снижение численности выезжающих за рубеж россиян практически по всем популярным ранее туристическим направлениям. Наибольшее снижение объемов туристопотока наблюдается при поездках в Китай (на 59%) и страны Юго-Восточной Азии (на 35-40%). Традиционные маршруты стали также меньше привлекать туристов из России: в целом на 15-20% снизилось число поездок в Грецию, Египет, Испанию, ОАЭ, Турцию, Тунис, а в Хорватию — на 42% [20].
Вместе с тем, в 2009 году россияне стали активно осваивать европейские и некоторые экзотические страны, а также США. Увеличилось количество туристов, выезжающих в Израиль (на 63%), Швейцарию (на 26%), Корею (на 24%), Нидерланды (на 21%), Филиппины (на 108%), а также Германию, Болгарию, Великобританию (на 7-10%).
Наибольшие количество иностранных туристов, посетивших Россию с туристическими целями в первом полугодии 2009 года, приехало из Германии, Финляндии, США, Великобритании, Италии и Франции.
По оценкам специалистов Всемирной туристической организации, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристическими и частными целями не соответствует её туристическому потенциалу, составляя 7,4 млн. чел [11].
фактор, влияющий на развитие туризма в России, это фактор материально-технической обеспеченности, который проявляется в туризме через предприятия туризма.
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Предприятия туризма — это такие организации, которые обеспечивают возможность путешествий и их комфортабельность. К предприятиям туризма относятся:
• туристические агентства и туристические операторы
• транспортные компании
• средства размещения
• предприятия общественного питания
• экскурсионные предприятия и гиды и др.
Деятельность туристических операторов включает в себя разработку и формирование туристического продукта, а деятельность туристических агентств — продвижение и реализацию готового туристического продукта туристу.
Неотъемлемой частью тура являются средства размещения (гостиницы, санатории, пансионаты и др.). Еще одной важной составляющей тура является организация питания, реализующаяся через предприятия общественного питания (рестораны, кафе, столовые и др.). Не обойтись и без транспортных компаний (авиакомпании, автотранспортные, железнодорожные, водные). Другой важной составляющей является культурная программа и организация развлечения туристов. ВРоссии так или иначе развиваются предприятия туризма. Но существует ряд проблем, например, дороговизна отдыха в собственной стране. Это касается как высоких цен на проживание в гостиницах и пансионатах, так и дорогой авиаперевозке. И этими проблемами умело пользуются зарубежные операторы, выпуская на российский рынок огромное количество предложений недорого отдыха в странах Греции, Италии, Испании, где уровень сервиса как правило превосходит тот, что могут предложить курорты Краснодарского края, причем цены из-за жесточайшей конкуренции туроператоров порой кричаще низкие.
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Решение данной проблемы может заключаться в пересмотре тарифов на внутренние авиаперевозки. А также формирование турпакетов по образу создание зарубежных туров, что должно удешевить в целом стоимость тура.
Решение это задачи крайне актуально, т.к. рынок туризма будет расти, соответственно будет происходить и пополнение бюджета страны.
Вторая проблема — это слабая законодательная база. После отмены лицензирования на рынке появилось много новых туристических агентств, которые повлекли за собой необоснованные скидки для закрепления на рынке. Непрофессиональные агентства — это бич российского туризма [17].
Один способов решения данной проблемы — это создание саморегулирующей организации. С другой стороны законодательно закрепить работу турагентств только по прямым договорам от туроператоров.
Третья проблема — неразвитая инфраструктура в стране. Нехватка недорогих гостиниц в России, плохая инфраструктура отпугивает иностранцев от посещения нашей страны. Бюджет страны мог значительно пополниться за счет туризма. Но дальше Москвы и Санкт-Петербурга иностранные туристы практически не выезжают. Алтай, Байкал, Дальний Восток — красивейшие территории нашей страны могут поразить своим великолепием любого туриста.
Очень важно активизировать при поддержке экспертов мировой туриндустрии процесс формирования современного российского турпродукта, ориентированного и на российских, и на зарубежных туристов. Необходимо расширение ассортимента столичных туристских и экскурсионных программ, оптимизацию событийного календаря, развитие туристской инфраструктуры, взаимодействия гостиниц, туроператоров, турагентов и музеев [12].
Препятствием для роста турпотока в Россию остается визовая проблема. Несмотря ни на что, в стране активно развивается материально-техническая база, которая бы смогла снизить влияние негативных факторов и сформировать туристический уровень сервиса для привлечения как иностранных туристов, так и инвесторов в туристическую индустрию России.
1.3 Факторы развития туризма в Вологодской области
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
— округ занимает одно из наиболее выгодных положений в России с точки зрения развития туризма, так как обладает уникальным сочетанием благоприятных природно-климатических условий и крупнейших объектов культурного наследия. Общие объемы въездного туризма в округ в 2006 году оцениваются европейскими экспертами в 12,8 млн человек, 56% из которых составляют россияне. По данным исследования, проведенного Агентством социальной информации Санкт- Петербурга, Вологодская область названа областью с «бизнес-специализацией». Среди регионов Северо-Западного федерального округа Вологодская область занимала в 2006 году 7 место как по совокупному доходу от туризма в расчете на душу населения, так и по доле доходов от туризма в объеме ВРП. Доля региона в общем совокупном доходе от туризма составляла 11,8% [9].
Туризм является одним из приоритетных направлений развития экономики в Вологодской области наряду с металлургией, лесопромышленным комплексом и машиностроением. Это во многом обусловлено факторами, перечисленными ниже.
Во-первых, природно-географическими условиями. Вологодский край географически широко (протяженность с севера на юг — 385 км, с запада на восток — 650 км) и экономически выгодно расположен на севере Европейской части России, между 58 и 62 градусами северной широты, на путях из Москвы в Архангельск и из Санкт-Петербурга на Урал и в Сибирь. Богатства области с её уникальным северным ландшафтом, лесами, озерами и реками, имеют огромное значение для лечебно-оздоровительного, приключенческого и спортивного туризма [2].
Во-вторых, Вологодская область обладает уникальным культурно- историческим потенциалом. Здесь огромное количество памятников русской истории и культуры. Основные центры размещения этих памятников — г. Вологда, Кирилло-Белозерская зона, Великоустюгская и Тотемско- Верховажская зоны, г. Устюжна и г. Вытегра.
В-третьих, в Вологодской области сохраняются и получают дальнейшее развитие народные промыслы, ремесла и традиции — плетение кружев, чернение по серебру, резьбу и роспись по бересте, устное творчество, ярмарки и т.д.
В-четвертых, регион обладает экологически чистыми природными зонами, что оставляет возможность для развития экологического туризма. На территории области находятся памятники природы: часть Дарвинского государственного заповедника в Череповецком районе и национальнеый парк «Русский Север» в Кирилловском районе.
В-пятых, Вологодская область известна многими выдающимися людьми — землепроходцами С. Дежневым, Е. Хабаровым, В. Атласовым, В. Поярковым, И. Кусковым. Также в области бывали поэты, среди которых К. Батюшков, Н. Рубцов, А. Яшин, художники В. Верещагин, В. Корбаков, -физиолог Н. Введенский, Маршал Советского Союза И. Конев, летчик-космонавт П. Беляев и другие [3].
По туристскому потенциалу регион занимает 11 место в РФ. В структуре валового регионального продукта доля туризма составила в 2006 году 3,3%. Численность работников, занятых туристской деятельностью, составила в 2006 году 1,9% общей численности трудоспособного населения. Основная доля в объеме туристских услуг в Вологодской области приходится на малое предпринимательство, так как оно наиболее легко адаптируется к изменяющимся условиям. Эта доля составляет 93,4%.
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Туристская инфраструктура в области развита недостаточно, что является существенным минусом для развития туризма. Однако, благодаря развитию и расширению туристского бизнеса она модернизируется. Увеличение туристского потока и средней продолжительности пребывания в области положительно сказывается на росте числа средств размещения.
Неотъемлемой частью туристской инфраструктуры является сфера общественного питания, которая переживает динамичное развитие. Соответственно, выросли такие показатели как количество посадочных мест и общий оборот предприятий общественного питания. Во многом туристская привлекательность региона зависит от развития транспортной комплекс включает в себя и речной транспорт.
Первое место по значимости занимает транспорт. Он соединяет районы области с Москвой, Санкт-Петербургом, Мурманской, Архангельской областями, Республикой Коми и Уралом. Хорошие предпосылки для развития имеет транспорт, обладающий рядом преимуществ: скоростью, маневренностью, высокой проходимостью, возможностью остановки в любом месте. Всё это благотворно сказывается на развитии внутреннего туризма. Роль воздушного транспорта, несмотря на наличие 4 аэропортов, незначительна, так как даже самый используемый Великоустюгский аэропорт не способен принимать воздушные суда современного уровня. В свою очередь транспорт имеет огромное значение для развития туризма в области. На сегодняшний день достигнут максимум по возможностям приема туристов в причалах сел Ирма, Горицы, городов Вологда, Череповец и Вытегра.
В целях развития туризма в области проводятся различные мероприятия, такие как [16]:
— ежегодная межрегиональная выставка «Ворота Севера. Туризм. Культура. Сервис»;
— туристский потенциал региона представляется на международных туристских выставках-ярмарках INTOURMARKET, INWETEX, MITT и других.
Данные факты свидетельствуют о том, что область постепенно выходит на рынок. Успешно реализуются двухсторонние долгосрочные соглашения о сотрудничестве с такими регионами как Лапландия (Финляндия), Прешовская область (Словакия), Цзилинь (Китай), Оулу (Франция) и рядом других.
Главной проблемой туристской инфраструктуры в Вологодской области является несоответствие мировым стандартам средств размещения и недостаток мест в комплекс области в 2007 году включал 103 коллективных средства размещения. Кроме трех гостиниц все средства размещения не имеют категории звездности, не все объекты размещения сертифицированы.
Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Система общественного питания также не соответствует современным требованиям. Несмотря на бурное развитие данного сектора услуг, только в Вологде и Череповце имеются рестораны и другие пункты питания, более или менее отвечающие современным стандартам туристского обслуживания.
Вместе с тем важной проблемой остается уровень развития инфраструктуры придорожного сервиса, отсутствие надлежащего обслуживания, несоблюдение санитарно-гигиенических норм и многое другое.
Еще одна проблема — уровень развития индустрии развлечений. Наибольшее количество зрелищно-развлекательных объектов сосредоточено в Вологде и Череповце. В регионе проходит до