Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Дизайн поэтического сборника «Времена года»

В наше время, несмотря на интенсивное развитие электронной техники (телевизоров, персональных компьютеров, планшетных компьютеров, смартфонов и т. п.), а также Интернета, книга не теряет своей актуальности. При этом в связи с усиливающейся ролью визуального восприятия особую важность приобретает иллюстративная составляющая книжных изданий. Эта тенденция обусловлена исторически: еще во времена поздней античности иллюстрация стала весьма значимым атрибутом рукописных книг, а в дальнейшем получила наибольшее распространение именно как элемент полиграфического искусства.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы иллюстрации

.1 Понятие иллюстрации

.2 Художественные и технические приемы иллюстрирования в разные века

.3 Знаменитые художники-иллюстраторы

Выводы по первой главе

Глава 2. Книга: структура и методы печати

.1 Значение книги

.2 Конструкция книги и ее основные элементы

.3 Технологии печати книг

Выводы по второй главе

Глава 3. Основные требования к дизайну и верстке книги для детей

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

.1 Зрительное восприятие

.2 Модели цветового восприятия

Выводы по третьей главе

Глава 4. Разработка дизайна книги

.1 Техническое требование к верстке

.2 Этапы разработки проекта

.3 Выбор цветовой палитры

.4 Выбор шрифта

.5 Графика и работа с изображениям

.6 Визуализация поэтического сборника

Выводы по четвертой главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

В наше время, несмотря на интенсивное развитие электронной техники (телевизоров, персональных компьютеров, планшетных компьютеров, смартфонов и т. п.), а также Интернета, книга не теряет своей актуальности. При этом в связи с усиливающейся ролью визуального восприятия особую важность приобретает иллюстративная составляющая книжных изданий. Эта тенденция обусловлена исторически: еще во времена поздней античности иллюстрация стала весьма значимым атрибутом рукописных книг, а в дальнейшем получила наибольшее распространение именно как элемент полиграфического искусства.

Сегодня красочные иллюстрированные издания востребованы, в первую очередь, у маленьких читателей — ведь именно с помощью такой подачи информации у ребенка появляется замечательная возможность лучше узнать мир.

Целью дипломной работы является разработка поэтического сборника « Времена года».

Задачами дипломной работы является изучение книжной полиграфии с иллюстративными элементами. Изучение понятия иллюстраций, структуры метода печати, технические требования к верстке. Необходимо исследовать принципы изобразительного искусства в книжной продукции.

Объектом исследования является детская полиграфия . В теоретической части будут рассмотрены такие вопросы как восприятие цветовых моделей человеком и зрительное восприятие.

В практической части необходимо на основе исследования создать свое собственное иллюстрированное многостраничное издание на тему поэтического сборника «Времена года».

Актуальность исследования обусловлена тем, что проект будет интересен не только детской аудитории, но и подросткам, и взрослым. Также затрагивается вопрос восприятия цветовой гаммы на литературный материал.

Глава 1. Теоретические основы иллюстрации

1.1 Понятие иллюстрации

Иллюстрацией называется изобразительное истолкование литературного и научного произведения. Иллюстрация находится в смысловом и художественном единстве с текстом, непосредственно участвует в его чтении и, что немаловажно — в его уяснении различными категориями читателей. Выступая как составная часть книжной графики, она дополняется декоративными элементами оформления (заставками, концовками, инициалами), которые также могут составлять образный комментарий к тексту. Специфика иллюстрации в детской книге заключается в том, что она должна быть приспособлена к детскому восприятию, быть наглядной, иметь познавательный характер, не теряя, однако, полностью своих развлекательных свойств. При этом нельзя рассматривать иллюстрацию, предназначенную для детей, в отрыве от общих направлений развития книжной графики, существовавших в разные времена стилей и авторских художественных приемов.

Первые иллюстрированные печатные издания появились в XV веке, с возникновением типографского делав Западной Европе. Этими книгами были Библия и букварь. Конечно, в те времена еще не существовало специализированной детской литературы, а потому и не выпускались детские книги с иллюстрациями. Однако уже в XVII веке вышел в свет учебник знаменитого педагога Яна Амоса Коменского «Мир чувственных вещей в картинках». Появилась возможность преподавать детям основы научных знаний, используя книжные иллюстрации.

В России традиция иллюстрированной учебной книги, изданной типографским способом, восходит к XVI веку. В качестве примера можно привести вышедшую в 1596 году «Грамматику словенскую» Лаврентия Зизания, содержащую ряд гравюр. «Азбука» 1637 года также была проиллюстрирована гравюрами, изображающими школьную жизнь тех времен. Стоит отметить, что данный иллюстративный материал и по сей день не потерял своей актуальности.

Одним из самых значительных русских лицевых изданий XVII века был лицевой «Букварь» Кариона Истомина, выпущенный в 1694 году. Можно сказать, что это уникальное произведение полиграфического искусства, настоящая живописная энциклопедия, которая не могла не привлечь внимания юных читателей. В ней исключительно гармонично подобраны иллюстрации, выполненные в технике гравюры, при этом все они строго соответствуют текстам книги.

Известны также иллюстрированные «Азбука» и «Прописи», относящиеся к XVIII столетию. И здесь иллюстрации имели, в первую очередь, учебно-познавательный характер.

В XVIII веке в Европе у маленьких читателей появилась, наконец, замечательная возможность читать не только специальную учебную литературу, разглядывая при этом картинки. К концу этого столетия в Германии появились две иллюстрированные книги, изданные для детей. Это были энциклопедии выдающегося немецкого педагога Иоганна Бернхарда Базедова «Первоначальное обучение» и «Книжки-картинки для детей» (вып. 1-12) писателя и переводчика Фридриха Иоганна Юстина Бертуха. Постепенно книга начала принимать такой, в каком мы привыкли ее видеть в наши дни, а чтение стало излюбленным семейным занятием, представлявшим интерес для людей всех возрастов. В XIX веке книжка-картинка стала любимым чтением детей 3-7 лет, многие из которых еще только учились разбирать буквы.

Начало XX века было отмечено новыми явлениями и процессами в культуре, общественной жизни и экономике, бурным развитием технического прогресса. В XX веке, в особенности, в первой его половине, мир был потрясен грандиозными событиями, изменившими ход мировой истории. Во многом под влиянием этих потрясений, под влиянием войн и революций произошел перелом в развитии всех сфер человеческой деятельности. Огромные, масштабнейшие перемены произошли в мировом искусстве. Так, в литературе появились новые художественные направления, развились новые стихотворные формы, и это не обошло стороной детскую книгу. Пришло время иллюстратору переосмысливать подход к работе с детскими книгами, каждая из которых теперь приобрела собственную цветовую и пространственную композицию, подчинялась своим законам образной выразительности и соответствовала определенному читательскому восприятию. Художники сделались не просто авторами своих иллюстраций — они приняли активное участие в создании стихов для малышей, рассказов, маленьких поэм и сказок. Можно с уверенностью говорить о том, что именно искусство иллюстрации послужило мощным толчком для развития и популяризации детской литературы XX века.

Если рассматривать лучшие иллюстрированные детские издания XIX-XX веков, можно отметить глубокое проникновение во внутренний мир ребенка, характерное для работавших над этими книгами художников, всецелое соответствие их иллюстраций основным идеям, вложенным авторами в свои произведения, их неординарный творческий подход. Такие издания свидетельствуют о высоком профессионализме и художественном уровне мастеров книжной иллюстрации. Вместе с тем, наряду с прекрасно подготовленными детскими книгами в этот период встречаются и совершенно противоположные им по качеству издания, содержащие невзрачные, серые, не наполненные цветом скучные картинки, которые никогда не заинтересуют маленького читателя.

Каким же целям служат иллюстрированные детские издания?

Иллюстрации необходимы, в первую очередь, для того чтобы максимально расширить восприятие детьми текста, они также способствуют более глубокому переживанию прочитанного материала. Все это развивает эмоциональную сферу личности ребенка. Например, в плане восприятия книги маленькими читателями очень важно начинать ее не с текста, а с ярких красочных картинок. Иногда и первоначальный замысел книги связан с графическими или живописными работами художников. Так, художник- иллюстратор В.В. Лебедев нарисовал сценки на темы цирковой жизни, к которым уже потом С.Я. Маршак написал стихи.

Иллюстратор книги берет на себя огромную ответственность: он подобно поэту как бы пишет стихи, но пользуется не языком слов, а, будучи художником, использует свой, визуальный язык подачи информации, ибо перед ним стоит задача графической интерпретации текста. Иллюстрирование — это своего рода рассматривание внутреннего мира литературного произведения, возможность лучше о нем рассказать и лучше его понять — с помощью фантазии и зрительных образов художника.

В познавательной книге рисунок несет в себе дополняющие функции, наряду с текстом объясняя систему знаний. Хорошо проиллюстрированный учебный текст дает ребенку возможность лучше усвоить содержащуюся в нем информацию.

В качестве примера можно привести детскую энциклопедию Роберта Ротенберга «Расти здоровым», где на 588 страницах расположено 516 рисунков. Их функции разнообразны. Они образно объясняют ребенку ход последовательных действий, раскрывают содержание текста в целом или их фрагменты, поясняют текст, они помогают познакомиться ребенку с новой информацией. На страницах книги можно увидеть известных и любимых многими детьми герoев мультфильмов Уолта Диснея. Это дружные Чипп и Дейл, смешной утенок Дональд, знаменитый ушастый Микки Маус и неуклюжий слоненок Дамбо.

Рис. 1. Иллюстрации к энциклопедии «Расти большой»

Преимуществ такого подхода к иллюстрированию текста множество. Ребенку достаточно тяжело читать и воспринимать большое количество научного текста, порой ему просто необходимо переключить свое внимание на яркие изображения, разбавив текст позитивными иллюстрациями, да и еще такими, на которых он может видеть любимых героев из мультфильмов. Маленький читатель всегда будет с легкостью и большим энтузиазмом воспринимать сведения, изложенные в таких изданиях.

Важно отметить, что сами герои мультфильмов на страницах подобных книг становятся читателями, подавая детям пример поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Отличительным моментом является то, что в подписях к таким иллюстрациям поясняются ключевые моменты текста, что не только воздействует на ум ребенка, но и усиливает его внимание к излагаемому материалу, объединяя положительные эмоции с умственной сосредоточенностью.

1.2 Художественные и технические приемы иллюстрирования в разные века

Одними из первых дошедших до нас иллюстраций являются древнеегипетские папирусные миниатюры. Известны иллюминованные листы и свитки папируса, содержащие магические заклинания и гимны Древнего Египта. На страницах учебных пособий или в крупнейших музеях мира можно полюбоваться на это древнейшее искусство великого народа. Впоследствии, через несколько веков после появления нового материала, — пергамента, техника иллюстрирования постепенно распространилась и на пергаментные кодексы.

Иллюстрации, нарисованные на пергаменте, известны и в составе древнерусских рукописных книг. ВXI веке такие рисунки к рукописям создавались в единичном экземпляре. Конечно, они стоили очень больших денег, были недоступными для большинства грамотного населения Руси. При создании подобных иллюстраций использовались высококачественные краски, они украшались драгоценным металлом. Древнерусские мастера книжной миниатюры создавали настоящие шедевры — выдающиеся произведения искусства.

Уже к концу XIV века в Европе развивается ксилография и гравюра. В те времена использовались различные методы гравирования текста. Эта удобная и доступная техника широко употреблялась, производственный процесс был не сложен: доски смазывали черной краской, бумага прижималась к доске. Однако отрицательная сторона такой печати состояла том, что для тиснения иллюстраций, так же, как и для печати текста, использовалась краска одного цвета, в основном, черная.

Но спустя небольшое количество времени, в середине XV века, в Германии изобретают новый способ печати, изобретатель типографского станка И. Гутенберг создает металлические буквы, которыми можно было набирать слова. Если посмотреть на историю становления книгопечатания, можно увидеть, что до конца XVIII века оно не испытывало существенных изменений, между тем как сами иллюстрации совершенствовались в своем исполнении и изобразительной подаче.

В 1798 году появляется более дешевый и удобный способ печати — литографический. С помощью нового изобретения рисунки приобрели более детализированный вид. В это время появляется еще одно важное изобретение — торцово-тоновая репродукционная гравюра. Она была настолько популярна, что использовалась вплоть до начала XX века. В середине XIX века появились первые фотоаппараты. Фотоискусство затронуло и печать. Начинает выпускаться иллюстрация с помощью фотомеханических процессов. Так зародилась цинкография — изготовление фотографическим путем цинковых клише для типографской печати,(Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка) а также автотипия — получение рисунка с помощью полутонов.

Как мы уже отмечали, в России история детской иллюстрации началась по сути с книги «Букварь» Кариона Истомина. Это учебное пособие гравировалось на меди.

Страницы «Букваря» в изобилии украшены буквицами, изображениями животных, растений, различных предметов, персонажей Священного Писания и мифологии, например, звездочета, держащего в руках баночку с чернилами и раскрытую книгу. Этот «Букварь» можно смело назвать настоящим кладом иллюстративного материала.

Рис. 2.«Букварь» Кариона Истомина

В XIX веке в связи с развитием технического прогресса появились новые возможности создания и печати иллюстраций. В технике графического изображения стали использоваться такие материалы, как акварель, масло, гуашь, карандаш и др. У художников появилось намного больше возможностей передавать свои творческие замыслы с помощью новых методов нанесения иллюстраций на лист. В качестве примера можно привести иллюстрации к детской книге «Усатый полосатый», которые художник А.П. Пластов выполнил с помощью цветных карандашей, как нельзя лучше передающих мягкую шерстку главного героя.

Рис. 3. Обложка к сказке С. Я. Маршака «Усатый полосатый»

Конечно же, выбор того, с помощью какого материала, какой цветовой гаммой и в какой технике исполнять рисунок, напрямую зависит от художественного направления и стиля литературного произведения. В конце XIX века к иллюстрированию детских книг приобщились великие русские живописцы. Необыкновенная красота, мастерство, глубина мысли и мастерство их работы и по сей день радуют новые поколения. Такие живописцы, как И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. Н. Нестеров, А. М. Васнецов создавали выразительные, яркие, запоминающиеся изображения для детей. Именно с этого времени детская книга полностью отделяется от взрослой и становится отдельным объектом творческой деятельности. Она приобретает особую структуру и индивидуальный облик. Отличительной особенностью детской книги становится большое количество иллюстративного материала, подробное раскрытие с его помощью темы литературного произведения, яркая колористика. Эти признаки и сегодня является характерными для профессионально исполненной детской книжной иллюстрации.

Для того чтобы передать идею, замысел произведения, художник использует не только цвет, он также работает над формой изображаемых людей или предметов, в зависимости от поставленной задачи применяет технику пятна, продумывает линию, показывающую формы и границы предмета, применяет метод светотени, что позволяет ему передать расположение объекта в композиционном листе.

Наконец, важнейшим моментом в работе иллюстратора является четкое понимание его роли создателя изображение.

Художник-иллюстратор должен работать, руководствуясь не собственным произволом, а опираясь на литературное произведение. Его роль заключается в том, чтобы преобразить, сделать наглядным то, о чем рассказывается в книге.

«Художник — активный толкователь литературного произведения, он может спорить с автором, предлагать свой, совсем неожиданный вариант истолкования, но он обязан иллюстрировать идеи произведения, переводить их на пластический язык изобразительного искусства. Только в этом случае иллюстрация имеет смысл». [№7, стр. 61].

Выдающийся отечественный график и иллюстратор книг В. А. Фаворский писал: «Художник становится и соавтором, который, не искажая первоначального замысла, обязан сделать произведение более прекрасным, гармоничным, доступным еще большему числу людей».[№18, стр. 48]

Действительно, и сам Фаворский своими работами блестяще доказал, как можно приблизить к современному читателю такие великолепные образцы духовного и художественного наследия человечества, как книги Священного Писания («Книга Руфь») или древнерусское эпическое сказание — «Слово о полку Игореве».

Рис 3а. Битва князя Игоря с половцами. Гравюра на дереве В. А. Фаворского

Чтобы точнее понять авторский замысел литературного произведения, художнику нужно прочувствовать, как бы пережить то, что пережил и автор. Художник должен быть подобен актеру, вживающемуся в роль, которую ему предстоит играть. И чем глубже иллюстратор погрузится в замысел автора, тем лучше получится у него передать созданные им образы.

1.3 Знаменитые художники-иллюстраторы

Большая ответственность возлагается на художника при создании иллюстрации, ведь зачастую именно от его работы зависит успешная продажа тиража издания.

Художник с помощью иллюстраций развивает в маленьком читателе фантазию, помогает участвовать в приключениях, о которых повествуется в тексте литературного произведения, облагораживает ум, сердце и душу. Вспомним некоторых наиболее известных русских и зарубежных художников, которые внесли значительный вклад в искусство детской книги.

Одним из выдающихся иллюстраторов был Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Благодаря оригинальности и своеобразию графики он приобрел широкую популярность среди читателей. Большого формата книга толщиной в тонкую тетрадь проиллюстрирована большими и красочными рисунками. Здесь он является не только автором красочных иллюстраций, но и эмблем, разработчиком новой гарнитуры шрифта, разнообразных декоративных элементов для обложки, орнаментальных украшений и инициалов. В 1901-1903 годах в свет выходит ряд его известных работ, наполненных яркими иллюстрациями. Это издания русских народных сказок: «Царевна-лягушка», «Василиса-Прекрасная», «Белая уточка» и. др. Также художник проиллюстрировал сказки А. С. Пушкина («Сказку о золотом петушке», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о царе Салтане»).

Одна из характерная особенностей творчества Билибина, за которую его книги так любили читатели, это иронический пафос в изображении литературных персонажей. Такой подход тесно соприкасается с отечественным фольклором, ведь ирония и юмор весьма характерны для русского народного творчества. Билибинус одинаковой легкостью удавалось изображать злых и добрых, веселых и грустных героев. Эти персонажи, когда мы были детьми, привлекали к себе особое внимание: они учили нас совершать добрые дела, презирать зло и несправедливость.

Рис. 4. Иллюстрация И. Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина

Одним из выдающихся русских художников XIX-XX веков был Виктор Михайлович Васнецов (18481926). Он был одним из немногих иллюстраторов, который сумел раздвинуть привычные рамки жанра сказки и показать красочный мир волшебных историй. Васнецов широко использовал живопись для иллюстрирования литературного материала. Известны его иллюстрации к былинам, русским народным сказкам, стихотворениям русских поэтов, произведениям других литературных и фольклорных жанров.

«Стремление к русской поэтической старине, к былинам глубоко лежало в натуре Васнецова, лежало там с детских лет, ещё на родине, в Вятке», — писал о нем критик В. В. Стасов. Благодаря живописным иллюстрациям Васнецова русская сказка начинает восприниматься в новом художественном ракурсе, тем не менее, вполне соответствующем отечественной фольклорной традиции.

Васнецов предоставил нам уникальную возможность быть очевидцами прошлого. Даже сегодня, когда прошло уже почти сто лет со дня смерти художника, его полотна радуют миллионы людей, они наполнены русским духом, они живут как бы вне времени. Детство художника прошло в вятском селе, среди живописных пейзажей, и с самого детства он был пропитан любовью ко всему русскому. Васнецов любил историю своего народа, внимательно и глубоко изучал русский фольклор. Уже в самом начале творческого пути художник создал ряд иллюстративных материалов к сказкам «Конек-Горбунок» и «Жар-птица», а в дальнейшемнаписал множество картин посвященных фольклорным темам, среди которых — «Витязь на распутье», «Три богатыря».

В одной из самых его знаменитых картин «Иван-Царевич на сером волке» (сейчас на нее можно полюбоваться, посетив Государственную Третьяковскую галерею) художник прекрасно передал состояние души главных героев. Он взял от народа самое прекрасное: его простоту и естественность.

Рис. 5. Картина В. М. Васнецова «Иван-Царевич на сером волке»

Одна из самых трогательных картин В. М. Васнецова — «Аленушка» (на нее также можно посмотреть, посетив Государственную Третьяковскую галерею). Эта картина писалась в знаменитом живописном селе Абрамцеве, где долгие годы жил Васнецов. Образ Аленушки сложился у художника под впечатлением от общения с простой девушкой-крестьянкой, печальный вид которой поразил и восхитил его. Эта картина наполнена печалью, общий колорит картины, ее природа и сама героиня — олицетворение самой русской жизни.

Другой художник, носивший фамилию Васнецов, — Юрий Алексеевич (1900-1973), дальний родственник Виктора Михайловича, также оставил свой след в истории детской книги. Он был создателем целых галерей героев произведений детской литературы. Художник иллюстрировал фольклорные песни, прибаутки, сказки Льва Толстого, Самуила Маршака, Петра Ершова. Познакомившись с иллюстрациями Ю. А. Васнецова, можно отметить его огромную любовь к русскому пейзажу. Его фантастические и сказочные поля, леса, речушки — все это по-настоящему завораживает читателя. Лучшие работы Ю. М. Васнецова, которые произвели большое впечатление на читателей, это иллюстрации к сказкам «Теремок», «Три медведя», «Конек-горбунок».

Рис. 6. Иллюстрация к сказке Ю. М. Васнецова «Теремок»

Выдающимся немецким иллюстратором был Мориц фон Швинд (1804- 1871). Он создавал так называемые «монументальные иллюстрации» по мотивам сказок. Сегодня эти огромные полотна висят на стенах мюнхенской Старой Пинакотеки. Наиболее известен цикл его работ «Золушка», состоящий из одиннадцати акварелей. Также художник создал иллюстрации к таким сказкам, как «Прекрасная Мелузина», «Семь воронов и верная сестрица», «Семеро швабов», «Кот в сапогах», ряд больших художественных полотен, которые можно увидеть в залах мюнхенской Старой Пинакотеки.

Одним из знаменитейших французских иллюстраторов был Гюстав Доре. Ему удавалось передавать в своих иллюстрациях легкость штриховки, но в то же время и напряженную линию, обогащая при этом произведения разнообразными художественными образами. Этот художник считается одним из самых плодовитых и популярных иллюстраторов XIX века. Всемирную известность ему принесли циклы иллюстраций к Библии, роману Сервантеса «Дон Кихот», «Божественной комедии» Данте, а также цикл, получивший название «Иллюстрированный Рабле».

Рис. 7. Иллюстрация Гюстава Доре к роману Сервантеса «Дон Кихот»

Не менее известен шведский художник Йон Бауэр (1882-1918), прославившийся своими иллюстрациями, созданными по мотивам скандинавских сказок. Каждое Рождество в Швеции выставлялись его работы. Это именно его заслуга: сочетать лесные пейзажи с изображением мифологических персонажей, гномов, троллей, эльфов. Одни из самых знаменитых иллюстраций художника были созданы к сказке «Среди эльфов и троллей».

Рис. 8. Иллюстрация Йона Бауэра к сказке «Среди эльфов и троллей»

Замечательным иллюстратором был французский художник Гранвиль (его настоящее имя Жерар Жан-Иньяс Исидор) (1803-1847). Он создавал серии забавных иллюстраций, придавая животным человеческие повадки. Его творческая деятельность не ограничивалась иллюстрированием книг, художник занимался также рисунком, живописью, карикатурой. Он оказал большое стилистическое внимание на развитие и совершенствование полиграфического жанра книжек-картинок для детей. Гранвиль рисовал изображения к басням Лафонтена (1837), «Приключениям Гулливера» Дж. Свифта (1839-1843).

Рис. 9. Иллюстрация Гранвиля к роману Дж. Свифта «Приключения Гулливера»

Английская художница Кейт Гринуэй (1846-1901) прославилась своими иллюстрациями к книге «Под окном», которая имела большой успех у детейв викторианской Англии. Наиболее известными работами Кейт Гринуэй стали рисунки к изданию средневековой немецкой легенды о Гаммельнском крысолове, а также к изданиям английских народных сказок («Сказки матушки Гусыни»).

Рис. 9. Иллюстрация к английской народной сказке «Матушка Гусыня»

Не остались незамеченными художниками и всеми нами любимые сказки про Мумми-Тролля. Их автор,ТувеЯнссон (1914-2001), была одновременно и художником-иллюстратором, она сама сочинила и проиллюстрировала своипроизведения.

Среди современных отечественных художников-иллюстраторов следует отметить О. В. Боловинцеву (р. 1958), получившую известность благодаря иллюстрациям сказок с арабским сюжетом.

Выводы по первой главе

Иллюстратор выполняет важную функцию в иллюстративном издании. Он выступает в роли визуального писателя или рассказчика после автора литературного произведения. Иллюстратор может опираясь на свой художественный опыт, предлагать свои художественные варианты оформления, но он обязан подчиняться автору литературного произведения и изображать дословно то что описано в текст. Художник должен растолковать читателю задумку писателя, это является важным моментом особенно в детской литературе, где маленькому читателю сложно воспринимать информацию.

Глава 2. Книга: структура и методы печати

2.1 Значение книги

Книга сопровождает нас в жизни, начиная с младенческого возраста. Можно сказать, что книга является нашим подлинным учителем жизни. Каждый возраст в жизни человека — это новый этап, который требует терпения, смелости и тяги к новым знаниям. И книга нам в этом помощник. С самого раннего возраста малыш рассматривает иллюстрации, знакомясь с окружающим миром. Знания, полученные таким путем, помогут ребенку легче ориентироваться в мире, полном трудностей. Это могут быть картинки, объясняющие малышу, какие продукты полезно есть, а какие нет, или на какой свет надо переходить дорогу. Затем ребенок подрастает, и книг вокруг него становится гораздо больше. Ведь он уже посещает школу, и каждый день усваивает новые знания.

Книга дает возможность передавать знания из поколения в поколение. Книги могут быть художественными, историческими, научными, но в любом случае они сохраняют знания человечества с тем, чтобы ими могли воспользоваться самые разные специалисты, например, инженеры, математики, художники. А для читателя-неспециалиста книга (в первую очередь это, конечно, художественное произведение), является не только и не столько кладезем знаний, сколько источником истинного эстетического наслаждения. Воистину, книга сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Рис. 10.Разворот Библии, которая была напечатана на первом печатном станке, созданном Иоганном Гутенбергом

2.2 Конструкция книги и ее основные элементы

Название слова «книга» пришло к нам из церковнославянского языка Церковнославянское слово «кънигы»в переводе означает «грамота» или «письмо». Книгой называют непериодическое издание, она состоит из скрепленного с одной стороны и обрезанного с трех сторон книжного блока, переплетной крышки или обложки, в которую заключен блок, и форзацев, служащих для скрепления блока с переплетной крышкой. Также книгой может называться брошюра. Брошюра — это издание объемом не более 48 страниц.Чаще всего брошюра имеет мягкую обложку, ее книжный блок обрезан с трех сторон и скреплен на месте сгиба.Брошюра вмещает значительно большее количество информации, чем листовка или буклет. Выполненная на хорошей бумаге, полноцветная и аккуратно переплетенная брошюра по внешнему виду вполне может соперничать с иными глянцевыми журналами, являясь при этом значительно менее дорогим изданием.

Рис.11.Элементы книги

Основные элементы книги: обложка, переплет, форзацы, фронтиспис, титульный лист, предисловие, послесловие, содержание, словарь, иллюстрации.

Каждая книга состоит из нескольких частей.

Книжный блок состоит из листов, на которых производится печать, далее их подбирают по нужной нумерации и складывают (фальцуют) в тетрадь. Корешок является местом сгиба и скрепления листов.

Рис.12.Книжный блок

Длиной и высотой блока называется расстояние между верхним и нижним обрезом. Объем книжного блока — от первого листа первой тетради до последнего листа последней тетради, именуется толщиной блока. Когда в типографии изготавливают тетради для блока, их получают с помощью фальцовки листов-оттисков. На каждом из таких листов имеются определенные обозначения, которые облегчают выполнение последующих технологических операций. В зависимости от желаемого числа сгибов листа при фальцовке (1, 2, 3, 4) на нем размещают определенное число полос (4, 8, 16, 32).

Запечатанное место издания называется полосой. У каждой полосы имеется свой порядковый номер, который называется колонцифрой и в готовой книге обозначается номером страницы.

Рис.13. Дополнительные печатные элементы книжного блока

Для правильного проведения брошюровочно-переплетных работ каждый лист (тетрадь книжного блока) снабжен дополнительными печатными элементами. Так, элемент«сигнатура» обозначает порядковый номер листа (тетради). Главная сигнатура ставится на первой странице листа для фальцовки (кроме первого листа) и располагается в его левом нижнем углу. Дополнительная сигнатура ставится на третьей странице листа, также под текстом. Она повторяет главную и обозначается цифрой со звездочкой. Рядом с главной сигнатурой ставится норма — фамилия автора, название книги или номер заказа, что дает возможность контролировать, не попали ли в данное издание тетради из другого заказа. На корешковую часть наносятся специальные контрольные метки: п

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1044

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке