РЕФЕРАТ
В работе 39 страниц, 1 рисунок, 4 таблицы, 21 библиографическая ссылка.
Ключевые слова: загущенные масла, каучук СКИ-3, термоэластопласты, вязкостные присадки, индекс вязкости, термоокислительная стабильность.
Данная работа посвящена изучению влияния и возможности использования синтетических каучуков и термоэластопластов в качестве вязкостных присадок к моторным маслам.
Объектами исследования в настоящей работе служили: индустриальное масло И-20А (ГОСТ 20799-88), штатная вязкостная присадка полиметакрилатная марки «Д» (ПМА-Д), (ТУ 6-01-270-74), синтетический каучук изопреновый (СКИ- 3), бутадиен-стирольный и изопрен-стирольный термоэластопласты: ИСТ-20, ДСТ- 30,продукт деструкции каучука СКИ-3. В ходе проведенной работы изучена эффективность каучуков и термоэластопластов в качестве вязкостных присадок, исследовано их загущающее действие, а также проведена оценка термоокислительной стабильности масла, загущенного исследуемыми продуктами.
Продукт деструкции каучука СКИ-3 характеризуется значительно более высокими вязкостно-температурными свойствами, чем термоэластопласты ИСТ-20 и ДСТ-30 и существенно превосходит штатную присадку ПМА-Д. Вместе с тем он ухудшает термоокислительную стабильность загущенного масла и вызывает осмоление металлических пластин. Деструктированный каучук СКИ-3, проявляющий самые высокие вязкостно-температурные свойства, нуждается в дополнительной стабилизации.
синтетический каучук термоэластопласт присадка
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Аналитический обзор
.1 Смазочные масла. Классификация. Требования к моторным маслам
.2 Способы регулирования вязкости и области применения загущенных масел
.3 Достоинства и недостатки загущенных масел. Требования к вязкостным присадкам
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
.4 Дипы вязкостных присадок
.4.1 Полимеры и сополимеры ненасыщенных углеводородов
.4.2 Гидрированные полимеры и сополимеры диенов
.4.3 Сополимеры стирола
.4.4 Полимеры и сополимеры ненасыщенных эфиров
.5 Загущающая способность вязкостных присадок и методы ее оценки
.6 Механизм действия вязкостных присадок
. Цель и задачи работы
. Экспериментальная часть
.1 Характеристика объектов исследования
.2 Приготовление масляных концентратов исходных полимеров
.3 Методы анализа
.3.1 Определение кислотных чисел
.3.2 Определение кинематической вязкости
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
.3.3 Определение индекса вязкости
.3.4 Определение термоокислительной стабильности масел
.3.5 Определение величины коррозии металла и смолообразования
.4 Эффективность каучуков в качестве вязкостных присадок
.5 Влияние каучуков на термоокислительную стабильности загущенного масла
Выводы
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Вязкостные присадки предназначены для повышения вязкости и улучшения вязкостно-температурных характеристик масел. Масла, содержащие эти присадки, сочетают в себе хорошие пусковые и антифрикционные свойства, характерные для маловязких масел при низких температурах и хорошие смазываюшие свойства высоковязких масел при высоких температурах. В связи с этим вязкостные присадки широко распространены в, так называемых, загущенных (моторных и трансмиссионных) маслах.
Загущенные масла получают путем добавления к маловязким дистиллятным маслам полимеров с высокой вязкостью и молекулярной массой от 5 тыс. и более. Загущенные масла обладают достаточной вязкостью в области положительных и отрицательных температур, они сохраняют вязкость при высоких температурах и не теряют ее при низких температурах, вследствие чего имеют эффективную смазывающую способность в широком диапазоне температур. Они обеспечивают легкий и быстрый запуск двигателя при низких температурах и устойчивый режим в условиях высокотемпературной работы двигателя. Эти масла можно использовать как всесезонные.
Вязкостными присадками чаще всего служат соединения на основе полиметакрилатов (высокомолекулярные полимеры эфиров метакриловой кислоты и алифатических спиртов), полиизобутены, сополимеры алкенов разной длины цепи, гидрированные низкомолекулярные каучуки.
В России наибольшее применение нашли полиметакрилаты, производство которых освоено отечественной промышленностью. Вместе с тем в ряде случаев лучшие результаты достигаются при использовании углеводородных полимеров. Разработаны и используются в промышленных масштабах отечественные присадки на основе сополимеров алкенов.
В настоящей работе в качестве вязкостных присадок исследованы некоторые каучуки и эластомеры. Оценены их достоинства и недостатки.
1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
1.1 Смазочные масла. классификация. требования к моторным маслам
Основным назначением смазочных масел является снижение трения и износа трущихся поверхностей. В наиболее распространенных условиях жидкостного трения смазочные свойства масла определяются его вязкостью.
Смазочные масла подразделяются на следующие виды: моторные, индустриальные, авиационные, трансмиссионные, турбинные и компрессорные. Наибольшее значение имеют моторные масла, на их долю приходится 50-60 % общего объема производства масел. Второе место по масштабам производства занимают индустриальные масла, их доля в общем производстве масел составляет около 30 %. Суммарных объем производства всех остальных масел, таким образом, имеет порядок 15 % [1].
В процессе работы моторное масло подвергается воздействию таких факторов, как высокая температура; интенсивные контакты с кислородом воздуха, и с продуктами сгорания; каталитическое воздействие металлов и сплавов; высокие удельные нагрузки в подшипниках и других узлах трения. Эти факторы, воздействуя на смазочное масло, приводят к возникновению в нем сложных физико-химических процессов, приводящих к изменению первоначальных качеств масла.
В соответствии с функциональным назначением моторные смазочные масла должны обладать следующими свойствами: заданным уровнем вязкости, высоким индексом вязкости, высокой термоокислительной устойчивостью и хорошими противокоррозионными и низкотемпературными характеристиками [2].
1.2 Способы регулирования вязкости и области применения загущенных масел
Наиболее важной и объективной характеристикой масел является их вязкость. Эта характеристика входит в обозначение моторных масел. ГОСТ 17479.1-85 классифицирует моторные масла по вязкости и эксплуатационным свойствам.
Вязкость определяет возможность и целесообразность применения масла для конкретных узлов и механизмов, а также способность обеспечения жидкостного трения, эффективность охлаждения, уплотнения узлов трения, легкости запуска двигателей и т. д.
Различают вязкость динамическую, кинематическую и условную.
Динамическая вязкость — это коэффициент внутреннего трения слоев жидкого смазочного материала, или более точно и полно — сила сопротивления двух слоев жидкого смазочного материала площадью 1 см2, находящихся на расстоянии 1 см и перемещающихся один относительно другого под действием внешней силы со скоростью 1 см/с. Единица измерения — Па с.
Кинематическая вязкость характеризует подвижность жидкости и равна отношению динамической вязкости смазочного материала к его плотности:
где ν- кинематическая вязкость, /с,μ- динамическая вязкость, Па* с
Р- плотность
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Условная вязкость (ВУ в условных градусах) — это отношение кинематической вязкости масла к вязкости воды (при ее истечении при t = 20°С).
Для смазочных масел нормируется, в основном, кинематическая вязкость. Для моторных, гидравлических и трансмиссионных масел кинематическая вязкость нормируется при 100°С, для индустриальных — при 40°С.
Вязкость масла зависит от природы и фракционного состава. Дистиллятные масла имеют низкую вязкость. Это соляровое масло, веретенное, трансформаторное, индустриальные масла И- 5А, И- 8А, И-12А и некоторые другие.
Остаточные масла, выделяемые из гудрона, характеризуются высокой вязкостью. Это масла цилиндровые, авиационные (М-20) и другие. Масло с заданной (промежуточной) вязкостью можно получить, смешивая дистиллятные и остаточные компоненты. Именно так получают на НПЗ базовые моторные масла М-8, М-11, М-14, М-16. Процесс смешивания масел называется компаундированием.
Другой важной характеристикой является индекс вязкости (ИВ). Моторные масла должны иметь такую вязкость, чтобы при высоких температурах не сильно разжижаться, а при низких, наоборот, не терять текучести. Индекс вязкости- эмпирический безразмерный показатель, характеризующий зависимость вязкости масла от температуры. Чем выше индекс вязкости, тем меньше вязкость зависит от температуры. ИВ зависит от природы масла. Наибольший ИВ имеют парафиновые и изопарафиновые углеводороды, а также моноциклические нафтены и ароматические углеводороды с длинными алкильными заместителями. Наименьший ИВ у полициклических углеводороды (нафтенов, ароматических) и смол. ИВ можно повысить путем удаления низкоиндексных компонентов с помощью процессов селективной очистки и гидрокрекинга.
Традиционные компаундирование позволяет варьировать свойства масел в довольно узких пределах. Для расширения диапазона работоспособности смазочных масел используют вязкостные присадки, представляющие собой полимеры различного строения и молекулярной массы [3].
Масла, содержащие вязкостные присадки, называют загущенными.
С использованием вязкостных присадок получают всесезонные, северные и арктические масла. Загущенные масла являются наиболее подходящей основой для получения универсальных моторных масел. Кроме моторных масел вязкостные присадки используют также для улучшения свойств трансмиссионных масел и гидрожидкостей [5].
.3 Достоинства и недостатки загущенных масел. требования к вязкостным присадкам
При использовании загущенных моторных масел достигаются следующие преимущества:
расширяются пределы работоспособности масла: маловязкое базовое масло обеспечивает смазывание двигателя при низкой температуре, полимер- при высокой
снижение вязкости масла при низких и умеренных температурах (вследствие пологой вязкостно- температурной зависимости) позволяет более эффективно использовать топливо. Экономия топлива при переходе на загущенные масла составляет 2 — 4 % от общего потребления топлива
лучшая текучесть загущенных масел при высокой температуре обеспечивает лучшее охлаждение двигателя
некоторые вязкостные присадки обладают полифункциональными свойствами. Они снижают температуру застывания масла, улучшают его моющие, противоизносные и другие свойства [6,7].
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Недостатком ряда загущенных масел является повышенная испаряемость, обусловленная присутствием маловязкого базового масла, из-за которого увеличивается расход масла. Этот недостаток устраняют, применяя основы узкого фракционного состава, синтетические масла или их смеси с нефтяными.
Кроме того, в условиях эксплуатации под влиянием высокой температуры, развивающейся в нагруженных узлах трения, возможна термическая деструкция полимерных присадок. Термическая и термоокислительная деструкция вязкостных присадок в загущенных маслах приводит к образованию отложений на поршне и осадка в масле.
Специфической особенностью вязкостных присадок является механическая деструкция под влиянием высоких нагрузок [8]
Поэтому присадки должны обладать достаточной стойкостью к механической и термоокислительной деструкции. Важными требованиями к вязкостным присадкам являются хорошая совместимость с другими присадками и малая склонность к образованию лаков и нагаров. Для получения присадок необходимо иметь дешевое и недефицитное сырье [9].
.4 Типы вязкостных присадок
По химической структуре используемые в настоящее время вязкостные присадки можно подразделить на две группы:
) углеводородные полимеры и сополимеры;
) производные ненасыщенных простых и сложных эфиров.
Представителями первой группы являются полиизобутилен (ПИБ), сополимеры этилена с пропиленом (СЭП), сополимеры α-олефинов (СПО), гидрированные сополимеры стирола с диенами (ССД), например: с бутадиеном (ССБ), алкилированные полистролы, сополимеры α-метилстирола с изобутиленом и др.
Ко второй группе относятся полимеры простых винилалкиловых эфиров (винипол), полимеры сложных эфиров акриловой и метакриловой кислот — полиакрилаты (ПА) и полиметакрилаты (ПМА).
Молекулярная масса вязкостных присадок обычно лежит в пределах 104-106. Полимеры, используемые в качестве вязкостных присадок, должны быть однородны по молекулярной массе, т. е. должны обладать узким молекулярно-массовым распределением (ММР).
.4.1 Полимеры и сополимеры ненасыщенных углеводородов
Полиизобутилен (ПИБ) является продуктом полимеризации изобутилена:
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
ПИБ широко применяется для загущения моторных, трансмиссионных и других масел. ПИБ обладает высокой загущающей способностью, но лишь незначительно повышает индекс вязкости.
К положительным качествам ПИБ следует отнести его совместимость с многими присадками, вводимыми в нефтяные масла [10].
.4.2 Гидрированные полимеры и сополимеры диенов
К этому виду присадок относятся продукты полимеризации и последующего гидрирования бутадиена-1,3 и изопрена. В качестве вязкостных присадок могут применяться полимеры бутадиена, содержащие от 40 до 86% звеньев в положении 1,2, а также сополимеры диенов с небольшим количеством двойных связей. Они сильно загущают масла, устойчивы к сдвигу [11].
К присадкам подобного типа можно отнести продукты каталитического или пиролитического гидрирования резин изношенных автомобильных шин [12].
.4.3 Сополимеры стирола
Высокоэффективной присадкой является продукт сополимеризации на катализаторах Циглера- Натта α-метилстирола (10-30%) с изобутиленом. Его молекулярная масса составляет от 2000 до 15 000. По загущающей способности и по влиянию на ИВ сополимер равноценен ПИБ. Повышение содержания α -метилстирола в сополимере способствует росту его термоокислительной и механической стабильности. По этим показателям сополимер превосходит ПИБ [13].
В настоящее время как вязкостные присадки приобрели большое значение гидрированные сополимеры стирола или алкилстиролов с бутадиеном (ССБ) или с изопреном (ССИ). Основная часть диена присоединяется к стиролу в положении 1,4. Например, сополимер стирола с бутадиеном имеет формулу:
[-]m [-СН2-СН (С6Н5) -] n
Низкомолекулярные сополимеры после насыщения двойных связей нашли широкое применение в качестве вязкостных присадок к маслам различного назначения. Эти присадки дают малое нагаро- и лакообразование в двигателях, они перспективны для применения в моторных маслах [14].
Недостатком ССИ является существенное повышение вязкости загущенного масла при низких температурах с уменьшением скорости сдвига.
.4.4 Полимеры и сополимеры ненасыщенных эфиров
Полиалкилметакрилаты и полиалкилакрилаты
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Эти вязкостные присадки представляют собой полимеры эфиров акриловой (ПА) и метакриловой (ПМА) кислот с первичными спиртами:
n
полиалкилметакрилаты,
полиалкилакрилаты .
Загущающее действие ПМА зависит от молекулярной массы, а также от длины и состава алкильных радикалов. ПМА обладают меньшим загущающим действием, чем углеводородные полимеры, однако они значительно сильнее повышают индекс вязкости масла.
ПМА являются полифункциональными присадками: они понижают температуру застывания масла (депрессорное действие) и повышают противоизносные и моющие свойства [15].
К недостаткам ПМА следует отнести их сравнительно низкую термическую и особенно механическую стабильность, что затрудняет использование полимеров в механизмах, работающих с большой нагрузкой.
1.5 Загущающая способность вязкостных присадок и методы ее оценки
Загущающая способность присадки зависит от химической природы полимера, его молекулярной массы, молекулярно-массового распределения и концентрации [16]. Загущающая способность присадки зависит также от природы масла, но в меньшей степени [17].
Зависимость вязкости загущенного масла от молекулярной массы или концентрации полимера подчиняется экспоненциальному закону [18,19, 20].
Ʋ= lgƲ0 +K1M
lgƲ= lgƲ0 + K2C
где Ʋ — кинематическая вязкость загущенного масла, мм2/с
Ʋ0 — вязкость исходного масла, мм2/с,
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
М- молекулярная масса полимера,
С- концентрация полимера, % мас.
Коэффициент загущающей способности (К) можно найти как тангенс угла наклона прямой в координатах [lgƲ/Ʋ0 = f (C)].
Определив К, можно рассчитать вязкость загущенного масла при любом содержании присадки.
Загущающая способность полимерных присадок в интервале температур 50- 100°С уменьшается в ряду:
ССИ > ПИБ > ПМА
При минус 17,8°С наибольшей загущающей способностью отличается ПИБ:
ПИБ > ССИ > ПМА
Во всех случаях углеводородные полимеры характеризуются более высокой загущающей способностью, чем полиметакрилаты.
.6 Механизм действия вязкостных присадок
Загущенные масла являются растворами высокомолекулярных соединений в дистиллятных маслах. Макромолекулы присадок по размерам в сотни раз превосходят молекулы масла, поэтому растворение полимера в масле приводит к повышению его вязкости.
Повышение индекса вязкости масел при добавлении вязкостных присадок можно объяснить следующим образом. Под влиянием колебательно-вращательных движений макромолекулы полимера принимают в растворах самые разнообразные формы. В разбавленных растворах макромолекулы менее, зависят друг от друга в своем тепловом движении, поэтому конформационный набор их весьма разнообразен. При этом вязкость разбавленных растворов вязкостных присадок мало зависит от температуры, и загущенные масла имеют высокий индекс вязкости. С увеличением концентрации вязкостных присадок в маслах расстояние между макромолекулами быстро сокращается, появляется межмолекулярное взаимодействие и набор конформаций, принимаемых макромолекулами, обедняется. Поэтому максимум значения индекса вязкости соответствует определенному значению концентрации вязкостной присадки. Дальнейшее увеличение концентрации вязкостной присадки приводит к снижению индекса вязкости загущенных масел.
Известно, что загущенные масла при высоких температурах имеют более высокую, а при отрицательных температурах более низкую вязкость в сравнении с обычными (незагущенными) маслами, т. е. сочетают в себе свойства летних и зимних масел. Это объясняется тем, что в холодном масле макромолекулы, будучи свернуты в «клубки», не изменяют его вязкости, а распрямляясь при нагревании, увеличивают вязкость загущенного масла по сравнению с базовым [21].
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Целью настоящей работы является изучение возможности использования синтетических каучуков и термоэластопластов в качестве вязкостных присадок к моторным маслам.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
) Изучить эффективность ряда каучуков и термоэластопластов в качестве вязкостных присадок, исследовать их загущающее действие
) Оценить термоокислительную стабильность масла, загущенного исследуемыми продуктами.
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Объектами исследования в настоящей работе служили:
индустриальное масло И-20А (ГОСТ 20799-88),
штатная вязкостная присадка полиметакрилатная марки «Д» (ПМА-Д), (ТУ 6-01-270-74),
синтетический каучук изопреновый (СКИ- 3),
бутадиен-стирольный и изопрен-стирольный термоэластопласты: ИСТ-20, ДСТ- 30,
продукт деструкции каучука СКИ-3.
Индустриальное масло И-20А (по современной номенклатуре И-Г-А-32) дистиллятное масло селективной очистки без присадок. Применяется в машинах и механизмах промышленного оборудования, условия работы которых не предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам, а также в качестве базовых масел для создания моторных масел и смазок с присадками. Основные характеристиками масла И-20А представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Физико-химические показатели масла И-20А (по ГОСТ 20799-88)
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Присадка ПМА-Д представляет собой раствор полиалкилметакрилата в масле И-20А. Активный компонент получают полимеризацией продуктов этерификации метакриловой кислоты первичными алифатическими спиртами С12 — С18. Массовая доля активного компонента в масле около 30 %. Присадка обладает также депрессорными свойствами.
Синтетический изопреновый каучук СКИ-3- стереорегулярный полиизопрен, содержание цис-1,4- звеньев 94-97%, структура звена цепи полимера:
Молекулярная масса 800 тыс .÷ 1500тыс. Содержит два стабилизатора: N-фенил-β- нафталин (неозон Д) и 1,4- дифенил- n- фенилендиамин (ДФФД) по 0,5% ( по массе). Основные примеси: зола — 0,2÷0,6 %, вода 0,2÷ 0,5%.
Термоэластопласты ИСТ-20, ДСТ- 30 представляют собой блоксополимеры диеновых и винилароматических углеводородов типа (АВ)n, где: А- жесткие стеклоподобные блоки термопласта полистирола (α- метилстирола), В- эластомерные блоки диена (дивинила, изопрена):
Блоки полистирола имеют атактическое строение, то есть ароматическое кольцо относительно углеводородной цепи расположено нерегулярно. Молекулярная масса блоксополимеров обычно составляет от 50000 до 200000.
ИСТ-20- изопрен — стирольный термоэластопласт, содержащий 20% (по массе) стирольных звеньев. Полиизопреновый блок содержит 70-80 % цис-1,4-, 15-25 % транс -1,4- и 3-5 % 3,4- звеньев.
ДСТ- 30- дивинил- стирольный термоэластопласт, содержащий 30% (по массе) связанного стирола. Полибутадиеновый блок имеет 40-50% цис-1,4-, 8-12% 1,2- звеньев.
Выбор ДСТ-30 и ИСТ-20 для исследования в качестве вязкостных присадок основан на их сравнительно невысокой молекулярной массе и наличии ароматических структур, повышающих их химическую и термическую стабильность.
Продукт деструкции синтетического каучука СКИ-3 получен путем деструкции каучука СКИ-3 в роторно-шнековом аппарате при температуре 200-2500С и интенсивной механической нагрузке. Деструктированный СКИ-3 представляет собой вязкую массу черного цвета, имеющую специфический запах. Средняя молекулярная масса деструктированного СКИ-3 на порядок меньше молекулярной массы исходного каучука и составляет величину порядка 100000. Деструктированный каучук хорошо растворим в масле И-20А. Предположительно в этих условиях возможно не только уменьшение молекулярной массы, но и изменение структуры полимера. Однако по данным ИК-спектроскопии и элементного анализа состав деструктированного каучука СКИ-3 соответствует составу исходного продукта.
.2 Приготовление масляных концентратов исходных полимеров
Исследуемые каучуки и термоэластопласты растворяли в масле И-20А при температуре около 100⁰С в течение 1-3 дней при перемешивании. Полученные концентраты выдерживали сутки при комнатной температуре. Содержание полимера в концентрате составляло 10-20% (по массе).
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Для получения загущенного масла в индустриальное масло И-20А вводили расчетное количество концентрата, нагревали при температуре 60-90⁰С при перемешивании в течение 2-3 часов до полного растворения, выдерживали сутки при комнатной температуре и подвергали исследованию.
.3 Методы анализа
3.3.1 Определение кислотных чисел
Кислотное число определяется как количество миллиграмм КОН, необходимое для нейтрализации свободных кислот, входящих в состав 1г исследуемого вещества. Метод основан на потенциометрическом титровании. Навеску анализируемого вещества растворяли в 40 мл смеси растворителей (толуол 50%), изопропанол (49,5%), вода (0,5%) и титровали 0,1 Н спиртовым раствором КОН до рН=11. В аналогичных условиях определяли объем спиртовой щелочи, пошедшей на нейтрализацию холостой пробы. Расчет кислотных чисел ( К.Ч.), мг КОН/ г, проводим по формуле:
К.Ч. = (V1-V2) * T* 103 / m
где V1— объем 0,1 Н спиртового раствора КОН, пошедший на титрование рабочей пробы, мл;
V2 — объем 0,1 Н спиртового раствора КОН, пошедший на титрование холостой пробы, мл;
Т- титр 0,1 Н спиртового раствора КОН, г/мл;
m- навеска исследуемого вещества, г.
.3.2 Определение кинематической вязкости
Кинематическую вязкость оценивали в соответствии с ГОСТ 33-82.
.3.3
Определение индекса вязкости
Для расчета ИВ определяли вязкость испытуемого продукта при температуре 40⁰С и при 100⁰С, затем по ГОСТ 25371-82 находили значение ИВ расчетным путем.
.3.4 Определение термоокислительной стабильности масел
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Схема установки для определения термоокислительной стабильности загущенных масел приведена на рисунке.
Окисление проводили в стеклянных реакторах барботажного типа кислородом воздуха, в которые загружали 15-30г загущенного масла.
Реакторы (15-20) помещали в алюминиевый блок-термостат (27), предварительно нагретый до заданной температуры. Температуру поддерживали с помощью терморегулятора точностью ± 1⁰ С.
Воздух из баллона (1) перед подачей в реакторы очищали в поглотительных колоннах (8) и (9) и сушили в колонне (7). Заданную скорость подачи воздуха устанавливали с помощью реометров (11).
Температура проведения эксперимента составляла 200⁰ С; расход воздуха 150 мл/мин; продолжительность окисления 15 часов.
1 — баллон с воздухом, 2 — редуктор, 3 — моностат, 4 — блок-термостат, 5 — термометр, 6 — распределительная гребенка, 7 — колонка с хлоридом кальция, 8 — колонка с силикагелем, 9 — колонка с аскаритом, 10 — капилляры, 11 — реометры, 12 — реакторы
Рисунок — Схема установки для определения термоокислительной стабильности масел
3.3.5
Определение величины коррозии металла и смолообразования
Термоокисление загущенного и чистого масла И-20А проводили в присутствии медных, стальных и алюминиевых пластинок, которые закреплялись в нижней части реактора в среде масла.
После проведения опыта пластинки выдерживались в толуоле одни сутки, затем их сушили на воздухе и определяли массу.
Величину коррозии определяли по разности массы пластинок до и после опыта и рассчитывали по формуле:
Y=( m2-m1) / S
где Y — величина коррозии, г/м2.
Если масса пластинки не уменьшалась, а возрастала, то по той же формуле определяли величину смолообразования.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
.4 Эффективность каучуков в качестве вязкостных присадок
Исследуемые каучуки растворяли в масле И-20А при температуре около 100⁰С в течение 1-3 дней при перемешивании до полного растворения. Полученные концентраты выдерживали сутки при комнатной температуре. Содержание полимера в концентрате составляло 10÷20 % (по массе). Приготовленные концентраты вводим в масло в количестве 1÷15 % (по массе), или в расчете на полимер в количестве 0,1÷3% (по массе). Смесь нагревали при температуре 60-90⁰С в течение 2-3 часов при перемешивании и выдерживали сутки при комнатной температуре.
Растворимость термоэластопластов ДСТ-30 и ИСТ-20 в индустриальном масле И-20А ограничена. Концентраты этих продуктов, содержащие 20 % термоэластопластов, представляли собой вязкие, однородные, но не прозрачные жидкости. В связи с низкой растворимостью термоэластопластов их максимальное содержание в загущенном масле составляло 1,2%.
Продукт деструкции каучука СКИ-3 хорошо растворим в масле И-20А.
Данные по кинематической вязкости загущенных масел с разным содержанием концентратов и рассчитанные значения индекса вязкости приведены в таблице 2.
Таблица 2 — Эффективность каучуков в качестве вязкостных присадок в масле И-20А
Исходное масло И-20А характеризуется вязкостью при 1000С, равной 5,59 мм2/с, и индексом вязкости 83.
Присадка ПМА-Д повышает вязкость и индекс вязкости масла. С увеличением концентрации присадки в масле с 1% до 3 % (в расчете на полимер) вязкость масла при 1000С возрастает с 5,90 до 7,84 мм2/с, а индекс вязкости увеличивается с 97 до 122.
Термоэластопласт ИСТ-20 в концентрации 0,1 % (в расчете на полимер) дает такое же повышение вязкости и индекса вязкости, как штатная присадка ПМА-Д в концентрации 1 %. Загущающая способность ИСТ-20 возрастает с увеличением его концентрации в масле значительно быстрее, чем при использовании присадки ПМА-Д: масло, содержащее 1,2 % ИСТ-20 имеет вязкость при 1000С 10,2 мм2/с, в то время как масло с 2 % ПМА- Д — всего 7,48 мм2/с. Однако ИСТ-20 существенно повышает также вязкость и при 400С, поэтому индекс вязкости растет не так быстро. Оптимальная концентрация ИСТ-20, по-видимому, составляет 0,5 — 0,6 % (в расчете на полимер). При этом вязкость и индекс вязкости загущенного масла соответствуют маслу, загущенному 2 % присадки ПМА-Д. Дальнейшее увеличение концентрации ИСТ-20 в масле не целесообразно, так как ведет к снижению индекса вязкости.
Термоэластопласт ДСТ-30 при одинаковой концентрации с ИСТ-20 немного меньше увеличивает вязкость масла. Можно, например, сравнить загущенные масла, содержащие по 0,6 % (в расчете на полимер) ИСТ-20 и ДСТ-30. Вязкость масла с ИСТ-20 составляет 7,6 мм2/с, в то время как вязкость масла с ДСТ-30 — 6,60 мм2/с. Индекс вязкости обоих масел одинаков. Однако в отличие от ИСТ-20 термоэластопласт ДСТ-30 можно добавлять в большем количестве, так как в изученном интервале концентраций (до 1,2 %) это ведет к плавному повышению вязкости и индекса вязкости.
Продукт деструкции каучука СКИ-3 при концентрации в масле 0,6 % (в расчете на полимер) влияет на вязкость и индекс вязкости аналогично термоэластопластам ИСТ-2 и ДСТ-30. Однако уже при концентрации деструктированного продукта 1,26 % показатели загущенного масла значительно превосходят показатели масла, загущенного ИСТ-20 и ДСТ-30. По вязкостно-температурным свойствам масло И-20А, загущенное 1,26 % деструктированного СКИ-3 заметно превосходит масло, содержащее присадку ПМА-Д в существенно более высокой концентрации (2%). Ввиду высокой растворимости деструктированного каучука в масле его концентрация в масле может быть повышена до 1,8 %, что ведет к дальнейшему повышению вязкости и индекса вязкости.
Таким образом, исследуемые термоэластопласты ИСТ-20, ДСТ-30 в низкой концентрации (0,1÷ 0,6 %) более эффективны как вязкостные присадки по сравнению со штатной присадкой ПМА-Д в концентрации 1 %.
Деструктированный каучук СКИ-3 по влиянию на вязкость и индекс вязкости базового масла превосходит как термоэластопласты, так и штатную присадку ПМА-Д.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
.5 Влияние каучуков на термоокислительную стабильности загущенного масла
Термоокислительная стабильность является важнейшим свойством масел различного назначения. Оценку термоокислительной стабильности загущенного масла проводили по методике, описанной в разделе 3.3.4 методом окисления в барботажном реакторе. В работе определена термоокислительная стабильность масла И-20А без присадок, а также масла И-20А загущенного выбранными каучуками и термоэластопластами. Для сравнения оценена термоокислительная стабильность масла, загущенного штатной присадкой ПМА-Д.
Полученные результаты приведены в таблице 3.
В качестве показателей термоокислительной стабильности использовали изменение кислотного числа, изменение кинематической вязкости и выход осадков, нерастворимых в изооктане.
Таблица 3- Влияние каучуков на термоокислительную стабильность масла (Условия испытаний: t=200⁰С, скорость подачи воздуха 150 мл/мин., продолжительность окисления 15 часов)
Сравнивая изменения кислотных чисел масла, загущенного термоэластопластами и штатной присадкой ПМА-Д, можно заключить, что скорость образования кислот при окислении масла, загущенного термоэластопластами ИСТ-20 и ДСТ-30, меньше, чем масла, загущенного штатной присадкой ПМА-Д. Меньше всего кислотное число меняется при окислении масла с присадкой ИСТ-20.
Кинематическая вязкость масел, загущенных термоэластопластами в результате окисления уменьшается, что говорит о частичной деструкции полимеров. В наименьшей степени меняется вязкость масла с присадкой ИСТ-20, в наибольшей — с присадкой ДСТ-30. Масло со штатной присадкой ПМА-Д по этому показателю занимает промежуточное положение.
Наименьший выход осадка, не растворимого в изооктане также наблюдается для масла, загущенного ИСТ-20.
Сравнивая показатели окисленного масла И-20А без присадок и масла, загущенного присадками ИСТ-20 и ПМА-Д, можно сделать вывод, что эти присадки практически не влияют на термоокислительную стабильность масла. Присадка ДСТ-30 ухудшает стабильность масла.
Наименьшей стабильностью к окислению характеризуется продукт деструкции каучука СКИ-3: оксидат масла, загущенного этим продуктом, отличается самым высоким значением кислотного числа и самым значительным изменением вязкости.
Базовое масло И-20А и масло, загущенное штатной присадкой ПМА-Д, вызывают незначительную коррозию металлических пластин. Термоэластопласты и деструктированный каучук приводят к осмолению металлических пластин (наблюдается увеличение их массы). Полученные результаты приведены в таблице 4.
Таблица 4 — Коррозия металлических пластин в условиях окисления загущенных масел
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Основной вывод из проведенной работы заключается в том, что деструктированный каучук СКИ-3 является эффективной вязкостной присадкой, превосходящей по вязкостно-температурным свойствам товарную присадку ПМА-Д. Вместе с тем он ухудшает термоокислительную стабильность загущенного масла и вызывает осмоление металлических пластин. Для повышения стабильности каучука, по-видимому, целесообразно провести гидрирование двойных связей или модифицировать полимер путем присоединения по двойной связи других функциональных групп.
Термоэластопласт ИСТ-20, эффективно загущающий масло в низких концентрациях и не влияющий на его термоокислительную стабильность, может быть испытан по другим показателям как вязкостная присадка к моторным маслам.
ВЫВОДЫ
) Термоэластопласты ИСТ-20 и ДСТ-30 в низких концентрациях (0,1-0,6% в расчете на полимер) повышают вязкостно-температурные свойства масла И-20А в такой же степени, как штатная присадка ПМА-Д в концентрации 2% (в расчете на полимер)
) Продукт деструкции каучука СКИ-3 характеризуется значительно более высокими вязкостно-температурными свойствами, чем термоэластопласты ИСТ-20 и ДСТ-30 и существенно превосходит штатную присадку ПМА-Д
) По влиянию на термоокислительную стабильность загущенного масла термоэластопласт ИСТ-20 идентичен штатной присадке ПМА-Д
) ДСТ-30 и деструктированный каучук СКИ снижают термоокислительную стабильность масла
) Термоэластопласт ИСТ-20 может быть рекомендован для дальнейших исследований в качестве вязкостной присадки к моторным маслам
) Деструктированный каучук СКИ, проявляющий самые высокие вязкостно-температурные свойства, нуждается в дополнительной стабилизации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Громова, В.В. Технология производства и применения товарных продуктов переработки природных энергоносителей: учебное пособие для студ. заочной формы обучения / В.В. Громова; СПБГТИ(ТУ). — СПб., 2011 — 65 c.
Бурый, Ю.В. Топливо и моторные масла для двигателей мобильной техники АПК: учебное пособие / Ю.В. Бурый. — Барнаул, 2005. — 29-30 c.
Лашхи, В.Л. Загущенные масла. Свойства и особенности применения / В.Л. Лашхи, И.Г. Фукс. Химия и технология топлив масел, 1988- № 11. -24-29 с.
Школьников, В.М. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: справочник / В.М. Школьников [и др.]; под. ред. В.М. Школьникова. — М.: Химия, 1989. — 659 с.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Каплан, С.В. Вязкостные присадки и загущенные масла/ С.В. Каплан, И.Ф. Радзевенчук. — Л.: Химия, 1982 .- 136 с.
Лашхи, В.Л. Загущенные масла. Свойства и особенности применения / В.Л. Лашхи, И.Г. Фукс. Химия и технология топлив масел, 1988- №11. — 24-29 с.
Бушуева, Т.А. Депрессорные и вязкостные свойства полиметакрилатных присадок/ Т.А. Бушуева [и др.]; Химия и технология топлив и масел, 1990-№9. — 33-34 с.
Каплан, С.В. Вязкостные присадки и загущенные масла / С.В. Каплан, И.Ф. Радзевенчук. — Л.: Химия, 1982. — 136 с.
Каплан, С.В. Вязкостные присадки и загущенные масла / С.В. Каплан, И.Ф. Радзевенчук. — Л.: Химия, 1982. — С. 5.
Каплан, С.В. Вязкостные присадки и загущенные масла / С.В. Каплан, И.Ф. Радзевенчук. — Л.: Химия, 1982. — С.6.
Каплан, С.В. Вязкостные присадки и загущенные масла / С.В. Каплан, И.Ф. Радзевенчук. — Л.: Химия, 1982. — С.10.
Патентная заявка 2357636, 2357637, 1978. — Франция
Ахмедов, А.И. Нефтехимия: учеб. пособие/ А.И. Ахмедов, А.М. Левшина, З.А. Садыков, 1979.- № 1. — 134 с.
Башкатова, С.Т. Особенности получения депрессорной присадки ДАКС-Д / С.Т. Башкатова, Ю.С.Голубенко, В.А. Винокуров. Химия и технология топлив и масел, 2001. — № 1. — С. 18-19.
Морозова, И.А. Многофункциональные полиметакрилатные присадки / И.А. Морозова, В.Д. Резников. Мир нефтепродуктов, 2002. — № 4. — С.16-17
Лашхи, В.Л. Загущенные масла. Свойства и особенности применения / В.Л. Лашхи , И.Г. Фукс . Химия и технология топлив масел, 1988. — 24-29 с.
Марчева, Е.Н. Оценка загущающей способности вязкостных присадок: науч. издание/ Е.Н. Марчева [и др.]; Химия и технология топлив и масел, 1982-№ 6. — 36-36 с.
Лашхи, В.Л. Загущенные масла. Свойства и особенности применения / В.Л. Лашхи, И.Г. Фукс. Химия и технология топлив и масел, 1988.- № 11. — 24-29 с.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Марчева, Е.Н. Оценка загущающей способности вязкостных присадок: науч. издание/ Е.Н. Марчева [и др.]; Химия и технология топлив и масел, 1982-№ 6. — 36-36 с.
Шагов, В.С. Модифицированный окисленный полиэтиленовый воск, как присадка к смазочному маслу / В.С. Шагов, М.С. Доминина. Химия и технология топлив и масел, 1992-№7. — 4-5 с.
Папок, К.К Смазочные масла. Нефтепереработка и нефтехимия/ К.К Папок, А.П. Зарубин, Т.В. Романова. — М., 1973-№3. — 144 с.