Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Этико-правовое регулирование в сфере здравоохранения»

Актуальность избранной дипломной работы заключается во все возрастающем значении, которое приобретает сочетание правового и морально-этического регулирования в сфере оказания медицинской помощи.

Введение

Актуальность избранной дипломной работы заключается во все возрастающем значении, которое приобретает сочетание правового и морально-этического регулирования в сфере оказания медицинской помощи.

Здоровье человека — это важнейшая социальная ценность. Его состояние, по данным социологических исследований на 50% определяется образом жизни, на 20% — экологическими, на 20% — биологическими (наследственными) факторами, и лишь на 10% — медициной. Но на эти десять процентов приходятся наиболее болезненные ситуации в жизни людей, когда человек испытывает страдания. Именно поэтому так велико гармонизирующее влияние медицины.

Правовые нормы в области оказания медицинской помощи должны приниматься с учетом общественного мнения. При этом необходимо учитывать отношение к решению возникающих проблем не только государственных должностных лиц и рядовых граждан, но и профессионального сообщества (руководителей медицинских учреждений, врачей, медицинских сестер, фармацевтов). Только это даст возможность создать надежную правовую и этическую основу для применения новых лекарственных средств и методов лечения, обеспечить легитимность и поддержку со стороны населения таких острых и дискуссионных операций, как искусственное оплодотворение, пересадка органов, эвтаназия и т.д.

При этом надо учитывать, сколько усилий понадобилось специалистам-медикам, чтобы донести до социума, казалось бы очевидные вещи: что психические расстройства не пороки, а болезни. И что они требуют не наказания, а лечения. А ВИЧ — инфицированные люди не должны быть изгоями.

На сегодняшний день мораль и право, являются двумя формами социального регулирования, регламентирующая медицинскую деятельность. Несмотря на это, правовое регулирование отличается от морального регулирования человеческих отношений. Право — реализуется через законы. Например, судебные решения или постановления правительства. А моральное регулирование реализуется на уровне сознания и мнения общества. Решая непростые задачи по удовлетворению спроса населения на качественную медицинскую помощь, современные системы здравоохранения действуют в рамках жесткого ограничения ресурсов и в сложных демографических, общественно-политических и социально-экономических условиях. Среди наиболее серьезных вызовов, стоящих перед мировыми системами здравоохранения, выделяется проблема беспрецедентно высокого, по сравнению с другими сферами человеческой деятельности, уровня риска причинения вреда здоровью пациентов при оказании медицинской помощи. По оценкам экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), в настоящее время каждый десятый пациент в мире страдает от неблагоприятных событий и последствий медицинских ошибок. Древняя заповедь «Primum non nocere» («прежде всего не навреди») и в двадцать первом веке остается весьма актуальной, предупреждая о тонкой грани между благотворными и небезопасными эффектами медицинских средств диагностики и лечения. Особенностью нынешнего состояния проблемы является быстрое изменение ситуации в сфере угроз безопасности медицинской помощи. В условиях постоянного усложнения медицинских технологий, непрерывного усовершенствования форм и методов оказания помощи, стремительного внедрения в медицинскую практику последних достижений науки и техники появляются новые, ранее не известные угрозы безопасности.

Объект исследования — общественные отношения, возникающие в ходе этико-правового регулирования в сфере здравоохранения.

Предмет исследования — этические и правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с оказанием врачебной помощи, медицинская и юридическая литература по данной проблематике, материалы правоприменительной практики.

Цель написания данной курсовой работы — выявление содержания и особенностей этико-правового регулирования в сфере здравоохранения.

Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:

. рассмотреть теоретические аспекты этико-правового регулирования в сфере здравоохранения;

. изучить и обобщить результаты имеющихся научных исследований по рассматриваемой теме; определить степень ее разработанности;

. исследовать сложившиеся в юридической литературе научные концепции и основные точки зрения на этико-правовые аспекты оказания медицинской помощи;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

. рассмотреть практику применения этико-правовых норм во врачебной деятельности;

. на основе анализа собранных материалов оценить степень разработанности этико-правовых актов, регулирующих данную область общественных отношений, выявить недостатки и противоречивые положения по исследуемой теме;

. выработать предложения и рекомендации по совершенствованию разрешения проблем изучаемой проблематики.

Методологическую основу исследования составили как общенаучный диалектический метод познания общественных явлений и процессов, так и частнонаучные методы, такие как сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, исторический, статистический метод, системный подход, правовой анализ международных и отечественных нормативно — правовых актов, сравнительно — правовой анализ общепринятых международных документов, национального законодательства Российской Федерации и зарубежных стран, практику применения данных норм.

К этико-правовому регулированию в сфере здравоохранения обращается все больше исследователей. Наиболее известными авторами в данной сфере являются В.Р. Поттер, В.К. Дадабаев, М.С. Абдуллаходжаева, В.П. Демихов, А.С. Серебрековский.

Новизна представленной дипломной работы заключается в том, что автор впервые предпринял попытку комплексного изучения указанной темы, обобщил и проанализировал как научную, так и публицистическую литературу, а также нормативную базу, посредством которой в настоящее время решаются проблемы биоэтики.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические основы этико-правового регулирования медицинской деятельности

.1 Понятие и содержание медицинской этики, ее взаимодействие с медицинским правом

Этика — наука, которая определяет моральные и нравственные требования поведении людей при общении друг с другом. Моральные же нормы, это как раз таки сами правила, которые нужны для поддержания приятного контакта с окружающими.

Да, конечно не существуют уголовной или административной ответственности за несоблюдение морально-этических норм. Но само порицание окружающими тоже является для нарушителя наказанием. Где бы мы не находились, будь это дома с родными, в магазине, на учебе, в общественном транспорте — мы везде взаимодействуем друг с другом. А любое взаимодействие состоит из жестов, мимики, разговора. И все эти составляющие оцениваются окружающими. Понятное дело, что никому не понравиться услышать грубость в свой адрес от продавца или почувствовать пренебрежение от окружающих.

Человек, воспитанный не будет никогда совершать нарочно действия, причиняющие дискомфорт и естественно не будет причинять боль другим людям. А будет соблюдать морально-этические нормы, которые являются особыми правилами для человека. Соблюдать такие простые правила, как: не толкаться, не разговаривать с набитым ртом, не грубить собеседнику очень просто. Все эти правила создают благоприятную атмосферу в общении. Д.А. Газизов считает, что очень важно соблюдать этические нормы, ведь в ином случае велик риск стать хамом или грубияном, а с такими людьми не хочется иметь дела. А как известно, человек существо общественное и если от него отвернуться, ему придется тяжело.

Этические нормы общения также не менее важны, ведь каждый человек испытывает потребность в диалоге с окружающими. Важный вклад в развитие этики внес немецкий философ Иммануил Кант. По его учению, человек независимо от ситуации в которой он оказался должен следовать моральным нормам. Даже если следование этическим канонам приведет к неблагоприятным для человека последствиям, он все равно должен придерживаться моральных правил.

Важным направлением профессиональной этики стала деонтология, как раздел этической науки, занимающийся проблемами человеческого долга. В деонтологической системе ценностей характер человека оценивается в первую очередь с позиции того, как он следует своим обязанностям. Характер человека в первую очередь в деонтологической системе оценивается с позиции того, как он следует своим обязанностям. Для некоторых областей человеческой деятельности, на общей теории были выработаны правила: медицины, юридической практики, социальной работы. Все эти сферы отличаются выраженной этической проблематичностью, так как в них берет ответственность за другого человека на себя. Например, одним из не соблюдаемых правил в медицинской деонтологии, является принцип разделения ответственности, когда консилиумы собираются для решения важных решений.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В рамках указанной дисциплины, выделяют одно течение, которое называется агент-центрированная деонтология. При этом подходе человек ставит свои обязательства и потребности выше чужих проблем и имеет на на это полное моральное право. Например, каждый родитель считает и ставит интересы своего ребенка выше интересов другого человека. Сторонников агент-центрированного подхода потакают в эгоизме.

Также существует учение, называемое «пороговая деонтология». Смысл данного учения заключается в том, что моральные нормы иногда при некоторых обстоятельствах можно нарушать. Естественно, такой подход вызывает большое количество споров. Например, можно ли для спасения множества человеческих жизней, пытать одного человека? Или: можно ли казнить убийцу, ведь его жизнь угрожает множеству других людей?.

Пациенто-центрированный подход касается не только медицины. Данное течение касается и деонтологию социальной работы. Как показывает практика, нельзя использовать человека за которым ухаживают во благо другого человека. Например, если ухаживать за двумя пенсионерами живущими вместе, нельзя тратить часть предназначенных денег для одного пожилого на другого человека, даже если второй требуется в них больше.

С моральной точки, адвокат в юридичской-деонтологии не может и не имеет право лгать в отношении подзащитного, независимо ни от чего, даже для спасения его жизни.

Как правило, в здравоохранении, для медицинского работника (фельдшера) это комплекс нравственных правил поведения. Например, в рабочее время в кругу пациентов или тех же коллег.

В деонтологии оценивается правильность и неправильность поведения в зависимости от следования моральным принципам, то есть от мотивации самого поведения, а не от результатов данного поведения. Врачебная деонтология», представляющая собой дисциплину раздела прикладной этики. Она изучает правила и нормы взаимодействия врача с пациентом и с коллегами. Естественно.

Считается, что все основные принципы медицинской этики принадлежат Гиппократу.

Медицинская деонтология включает в себя:

. Вопросы соблюдения врачебной тайны

. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

. Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

. Разработанные Комитетом Американской медицинской ассоциации по этическим и правовым вопросам, правила касающиеся интимных вопросов между пациентом и врачом.

В России деонтология представляет собой учение о долге человека перед другим человеком и обществом. А медицинская деонтология — учение о должном поведении медицинских работников, которые должны обеспечивать наиболее благоприятную обстановку для выздоровления больного.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Деонтология является противоположностью другого этического подхода, именуемого — консеквентализмом, смысл которого заключается в том, что моральность определяется результатом, то есть «цель оправдывает средства. Консеквенталист не будет лгать, если ложь может привести к отрицательным последствиям. Деонтологист же не будет лгать, лишь потому что, это запрещается моральными предписаниями, а сторонник традиционно этики в целом, не будет лгать, ибо ложь противна его сущности, которую он старается беречь.

Деонтология — от греческого Deontos, и переводится как «необходимое». Данный термин рассматривает вопросы, касающиеся взаимоотношений между пациентом медицинским персоналом. Например, считается, что врач должен выложиться на все сто процентов, чтобы помочь пациенту и принести ему пользу. Естественно отказаться от всех действий, которые могли бы причинить вред больному. При всем при этом, деонтология включает в себя не только общение с пациентом, но и всем медперсоналом, будь это коллеги или младший медицинский персонал. Также нельзя забывать и об общении с родственниками больного.

Если говорить более научным языком, то деонтология это раздел этики, которая включает в себя базовые принципы гуманизма: автономии, справедливости, милосердия, полноты оказания помощи. Принцип автономии означает, что врач должен уважать пациента, независимо от его личности. Это касается и правила конфиденциальности, правила представления пациенту самостоятельно решать свою судьбу. Принцип милосердия означает заботливое отношение к пациенту. Ведь каждое действие врача должно приносить пользу, а не вредить. Принцип справедливости означает, что медицинская помощь должна оказываться всем людям, нуждающимся в медицинской помощи независимо от социально положения, пола, расы и других обстоятельств. И наконец, принцип полноты оказания помощи, выражающаяся в оказании помощи в полном объеме, в котором нуждается пациент.

Однако, если приглядеться, то можно увидеть огромную разницу в подходах, когда благих целей добиваются не благими средствами, и благие намерения приводят к негативным последствиям. Эти противоречия хорошо иллюстрируют высказывания: — «цель оправдывает средства», «благими намерениями устлана дорого в ад» и «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Важность деонтологии в медицине очень велика. Ведь если медицинский персонал и врач не будут соблюдать этические принципы и нормы, то состояние пациента может ухудшиться. Существует такое понятие, как ятрогения, предполагающая физическое или эмоциональное ухудшение состояния пациента, которая была спровоцирована поведением медперсонала. Нужно помнить, что состояние пациента и так тяжелое, и он полностью доверяется врачу, прислушиваясь ко всем его словам. В этом случае, любое некорректно высказанное слово может привести к тяжелым последствиям.

К медицинским работникам медицинская этика выдвигает особые требования. Данные требования можно рассмотреть на примере сотрудников скорой помощи. Особый акцент делается на том, что должное поведение имеет огромное значение не только для потерпевшего, но и для его родственников. Работник кареты скорой помощи, должен обладать определенными качествами. Согласно кодексу работнику должны быть присущи следующие качества: повышенный уровень выносливости; высоки уровень подготовки; хорошее физическое и психическое здоровье; уравновешенность; оптимистичность; готовность принимать решения независимо от времени и обстоятельств; коммуникабельность и так далее.

Сложная и ответственная работа ложиться на плечи работы медицинских работников, но при этом они неотступно соблюдают правила и нормы, предписанные таким понятием, как деонтологическая этика. Поэтому, несмотря на дружескую обстановку в коллективе, работники сохраняют строгую иерархию. Следовательно, указания старшего бригады незамедлительно и беспрекословно должны исполняться. Естественно, даже при экстремальных ситуациях должна сохраняться данная ситуация. Если в случае исполнения приказа, он окажется неверным, то вся ответственность ложиться на плечи начальника группы. Именно так и распределяется между медицинскими работниками вся ответственность.

Карету скорой помощи всегда ждут с нетерпением. И своевременное прибытие в пункт назначение является одним из важнейших принципов медицинской деонтологии. Ведь каждая минута в ожидании и безызвестности вводит человека в ступор, увеличивая при этом моральную напряженность в группе. Причем такая реакция может наблюдаться не только у пациента, но и у его родственников, близких, друзей или семьи. Поэтому, именно от уровня подготовки и осведомленности будет зависеть состояние пациентов.

Еще одним немаловажным фактом является тот факт, что прибытия фельдшер должен не создавать суеты и неразберихи, а быть уверенным в себе и целенаправленно отдавать только точные и конкретные приказания. Врач должен своим поведением вселять уверенность и надежду. Согласно уставу, в подобных ситуациях, в момент прибытия врачей все лица, которые присутствовали, автоматически зачисляются в ранг пациентов. Медицинская этика ясно и четко выделяет тот факт, что помощь должна оказываться беспрекословно всем, кто нуждается в этой помощи. Как показывает статистика, люди, которые испытывают какие либо недомогание, по необъяснимым причинам испытывают сильный страх смерти. И поэтому, врач при оказании медикаментозной помощи должен также оказать и психологическую помощь.

Однако самым сложным моментов в медицинской практике скорой помощи остается сам выезд врачей именно на место происшествия. Естественно в таких ситуациях врач должен следовать регламенту, который устанавливает следующие действия: не вступать в пререкания с критиками. Обеспечить максимально свободное пространство. Если вид крови вызывает неадекватное поведение, то постараться пресечь истерию.

Лично я считаю, что медик в первую очередь должен оставаться человеком, и выполняя свой долг, должен максимально поддерживать пациента и стараться до последнего вздоха спасти ему жизнь. Но на практике порой бывает все наоборот. В 2015 году лично убедился в этом сам. Мою бабушку, доставили по скорой помощи с гипертоническим кризом в одну из городских больниц. Ожидая приема врача, мы с родителями стали невольными свидетелями своеобразного консилиума врача-невролога и реаниматолога по тяжелому состоянию другой пациентки. А вердик состоял из следующих фраз: «больная бесперспективная», «эта пациентка погибнет», и все это в присутствии ее родных и других пациентов. В результате этого мы с родителями отказались от госпитализации в данной больнице.

Врач должен помогать пациенту не только лечебной деятельностью, но и в морально. Это то, что пациенты от него это ждут — это внимание, забота, советы.

Для большинства медиков выражение «профессия — это образ жизни», остается неписанным законом, навсегда, из поколения в поколение.

Врач и пациент симбиоз весьма противоречивый, особенно когда у каждого своя правда, и свои аргументы. При таком соотношении можно упустить самое главное — время. Медицинская деонтология — учение о должном и долге в медицине. Можно уверенно сказать, что когда первый человек оказывал помощь своему близкому, он не ведал о науке, а сделал это из чувства сострадания, стремления облегчить боль, иначе говоря — из чувства гуманности.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, базовой основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. В целом, консеквентализм, деонтология и этика могут приводить к одинаковым действиям и оценкам, так и к разным. Этические критики полагают, что консеквентализм следует максиме «цель оправдывает средства», которая утверждает, что «если цель очень важна, то любой путь ее достижения является приемлемым». В Уголовном кодексе Российской Федерации тяжесть наказания за преступления определяется, исходя из последствий деяния, намерений и особенностей личности подсудимого (деятельное раскаяние, рецидив преступлений). Во внимание принимаются все три подхода к оценке поведения человека.

Нужно помнить, что данные правила распространяются на всю медицину в целом и при этом включает в себя индивидуальный свод правил для каждого класса врачей.

Медицинское право — это комплексная отрасль права, имеющая свой предмер правового регулирования. Главными участниками данных правоотношений в первую очередь являются медперсонал во главе с лечащим врачом; различные медицинские учреждения. Это могут быть ЛПУ, НИИ, медицинские учреждения и иные субъекты. Также могут быть медицинские организации страхования. Это сам страхователь или страхователи, государственные органы регулирования и управления в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ).

Также в медицинских правоотношениях возможно участие следующих субъектов: контролирующие организации в лице профсоюзов, общества защиты прав потребителей, антимонопольный комитет и прочих; органы выдающие лицензии и сертификаты медицинским учреждениям для занятия медицинской деятельностью; суды. Но, к сожалению, в данных положениях здравоохранения в России нет единых стандартов качества медицинской помощи, нет нормативных актов, которые бы регламентировали деятельность медицинских работников при оказании помощи. Вообще если говорить открыто, то низкое качество медицинской помощи в ОМС связано с отсутствием правового наследия, перешедшей еще с Советского союза. Поэтому на сегодняшний день у субъектов здравоохранения нет правового воспитания.

И медицинская этика и медицинское право — это регуляторы отношений в сфере врачебной деятельности. Но медицинское право — это регулятор, использующий правовые нормы, установленные и обеспечиваемые государством. Медицинская этика включает моральные нормы, установленные и обеспечиваемые корпоративным сообществом. Тем не менее, оба эти регулятора тесно взаимосвязаны. Не может быть эффективного выполнения правовых норм без их поддержки моральными нормами. С другой стороны государство в некоторых случаях берет и формализует моральные нормы в виде кодексов профессиональной этики, которые вводятся приказами и распоряжениями руководителей государственных органов. Так, приказом Генпрокурора России установлен кодекс профессиональной этики сотрудников прокуратуры, приказом Министра внутренних дел введен кодекс профессиональной этики сотрудников полиции.

В медицине существует кодекс профессиональной этики врача, одобренный Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г. и активно поддерживаемый Министерством здравоохранения. Для решения спорных и важных вопросов отрасли (применение новых методов и новых лекарств) в Минздраве РФ создан Совет по этике. Министерства и департаменты здравоохранения субъектов Российской Федерации своими приказами вводят Кодексы профессиональной этики медицин-ского работника.

В медицине деонтология является сводом правил, регламентирующим отношения между пациентом и доктором. К каждому пациенту врач должен найти индивидуальный подход и тактику отношений. При этом должны учитываться все детали: образование пациента, его культурный уровень. Естественно и тяжесть болезни больного. Одним пациентам может требоваться более мягкое отношение, другим же наоборот, требуется строгость и дисциплина, как говориться командный стиль. Но, самое главное, для успешного лечения медицинскому персоналу нужно помнить, что любому человеку важно чувствовать личную заинтересованность врача.

Биоэтика — это междисциплинарные исследования, обсуждающие и разрешающие моральные проблемы, которые появились благодаря новейшим достижениям в биомедицинской науки и практики здравоохранения. В современном мире биоэтика является специфическим социальным институтом, прогрессирующая с геометрической прогрессией. Главной задачей биоэтики является, разрешение конфликтов и снижение напряжений, возникающих между индивидом и обществом.

В 1970 году, американский медик Рансселер Поттер впервые использовал термин «биоэтика». Поттер считал, что биоэтика призвана объединять биологические науки с этикой для решения задач, связанных с выживанием человека при обеспечении ему достойного качества жизни. В то же время в США возникают две структуры — Гастингский центр (The Hastings Center) и Институт этики им. Кеннеди (The Kennedy Institute for Ethics) Джорджтаунского университета. Деятельность данных структур заключалась в изучении проблем биоэтики. Однако понимание у них существенно отличались от видений Поттера, соотносясь не столько с биологией, сколько с биомедицинскими науками и практикой здравоохранения. Первые десять лет биоэтика развивалась лишь в США. Но постепенно все сильнее стала закрепляться в других регионах мира. В основном в Западной Европе. На сегодняшний день биоэтика твердо стоит на ногах, и стала явлением глобального масштаба. Об этом свидетельствует Международная ассоциация биоэтики, созданная в 1992 году. Она же и организует каждые два года Всемирные конгрессы по биоэтике.

Врач независимо ни от чего во всех случаях должен сообщать пациенту о тяжести его состояния и потенциальных осложнениях. Единственным исключением являются люди с онкологическими заболеваниями. В их случаях необходимо любые изменения отмечать в лучшую сторону, даже не самые значительные. На мой взгляд, само информирование больного о наличии онкологического заболевания вызывает много вопросов и дискуссий. Не спорю, каждый человек имеет право знать состояние своего организма, ведь на кону его жизнь. Но с другой стороны, сам факт принятия информации о наличии того же самого рака может очень негативно сказаться на прогнозе. Ведь большинство людей более чем уверены, что онкология не лечится. Следовательно морально угасают и не хотят бороться с болезнью.

Ятрогения обычно проявляется в форме реакции или фобии. Например, канцерофобия. Внушая человеку, что ему больше не помочь, можно вызвать вегетативные дисфункции. Например, рвоту, аритмию, расстройство стула и так далее. Именно благодаря науке под названием деонтология — мы можем предотвратить развитие ятрогений или свести их появление к минимуму.

Подводя итоги, можно с уверенность сказать, что все нормы профессиональной этики в целом и медицинской этики в частности, должны в конечном итоге найти закрепление в подзаконных правовых актах министерств и ведомств. Например, во всех случаях, когда требуемое лечение пациенту превышает способности врача, доктор должен безоговорочно приглашать других врачей, которые имеют соответствующую квалификацию. Данное положение как вариант, должно быть нормативно закреплено. Ведь только тогда коллегиальный принцип принятия решений будет ярко выражать правовой характер, благодаря этому врачу будет легче принять решение опираясь не только на внутренние убеждения, но в первую очередь опираясь на закон. Кроме всего сказанного, нужно закрепить юридическую ответственность за действие или бездействие врача. В полной мере к таковым можно отнести некоторые обязанности врача, когда медицинский работник вне зависимости от личности и особенностей пациента обязан оказать последнему помощь.

Сегодня в ряде случаев все обстоит иначе. Например, не всегда иностранным гражданам, нуждающимся в срочной медицинской помощи, представляется возможным своевременно получить эту помощь. Этому способствуют многие факторы, в том числе отсутствие полиса медицинского страхования и иных документов. К сожалению из-за таких ньюансов иногда упускается самое ценное — время, что равноценно человеческой жизни. Поэтому говоря о юридической ответственности можно говорить и об уголовной. Единственным основанием привлечения к уголовной ответственности является наличие в действиях того или иного лица состава преступления. Но при определении субъективно стороны преступлении следует учитывать соблюдение этических требований.

Некоторые медицинские организации в надежде избежать ответственности прибегают к процедуре страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Хотя, данная «страховка» не несет на самом деле полной защиты, а предоставляет медицинской организации скорее мнимое ощущение собственной безнаказанности. Мне кажется, что необходимо внести запрет на такие виды «страховок», т.к. врач должен с полной ответственностью подходить к своим обязанностям, долгу. Человек, обращаясь за помощью, должен быть уверен в том, что его или близкого ему человека спасут и помогут. А медицинский работник должен быть гарантом надежды и самоотдачи до последнего вздоха пациента.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1.2 Международный опыт решения этико-правовых вопросов, возникающих при оказании медицинской помощи

В европейской медицинской этике к настоящему времени сложились, сменяя друг друга, четыре этические модели, а именно: модель Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), модель Парацельса (1493-1541 гг.), деонтологическая модель (XIX пер-вая половина XX в.). и биоэтика (60-70 гг. XX в.). Трансформации традиционной медицинской этики, приход биоэтики и другие серьезные изменения были вызваны, прежде всего, развитием биомедицинских исследований. Вслед за созданием новых технологий, порождающих множество острых проблем нравственного характера, соблюдения прав и свобод пациента, требующих юридического и морального регулирования, меняется и кодекс профессиональной этики врачей. Во Франции, к примеру, новый кодекс врачей принимается через каждые два года.

В данном контексте нельзя оставить без внимания и Гиппократа. Именно его изречения «Врач-философ подобен Богу», «Не навреди» и «Где любовь к людям, так и любовь к своему искусству» стали базовыми принципами медицинской этики. Именно этот документ и остается основой этики врача уже более двух с половиной тысячелетий. Авторитет данного документа основывается на имени «отца» медицины и медицинской этики — Гиппократа, древнегреческого врача. Именно он и установил те вечные принципы и правила врачебного искусства. Гиппократ считал, что целью медицины всегда должно быть лечение больного. Что истинному врачебному искусству можно научиться только постоянно находясь у постели больного. А истинным учителем врача является опыт. Именно Гиппократ трактовал принцип индивидуального подхода к каждому пациенту.

Гиппократ видел во врачевании искусство. А вот один из его учеников, последователей, древнегреческий врач Галей считал, что медицина является тяжелой работой и видел в ней целую науку. А вот именно уже характеристику личности врача дал Авиценна. Он считал, что врач должен словно богу иметь руки девушки, глаза сокола и сердце льва. В плоть до 1967 года клятва Гиппократа просуществовало неизменно. Где на Международном деонтологическом конгрессе в Париже, клятва была дополнена фразой: Клянусь обучаться всю жизнь».

Еще в восемнадцатом веке поднимались вопросы, связанные с проблемами взаимодействия врача и пациента. Доктор Абу-аль-Фарадж рекомендовал целителю и пациенту сотрудничать для того, чтобы победить болезнь. Он писал, что если пациент будет «держаться» за свой недуг, то врач будет вынужден сопротивляться сразу двум противникам. Если же врач и пациент будут работать заодно, то болезнь обязательно проиграет. Таким образом, деонтология — это не просто свод правил, а один из залогов успешной терапии.

В этом контексте представляют большой интерес этические представления тибетской медицины, которые в отличие от европейских моделей остаются неизменными вот уже на протяжении многих веков, и до сих пор практикуются современными тибетскими врачами. Так, основополагающие принципы поведения, правила и нормы взаимодействия врача с учителями, коллегами и пациентом всецело представлены в главе «Тантры объяснений» или второго тома «Чжудши» (XII в.). Особенность «Чжудши» заключается в том, что он представляет собой «коренной текст» (тиб. rtsa ba/ санскр. mūla), куда нельзя вносить изменения. Как правило, формулировки «коренного текста» очень лаконичные, большей частью в форме кратких стихов, рассчитанных для быстрого запоминания наизусть. На эти основные правила впоследствии составлялись подробные комментарии (тиб. grel pa/ санскр. vṛtti) и субкомментарии. Потому в тибетской медицинской традиции все остальные сочинения, написанные после появления «Чжудши», представляют собой комментарии к нему, и составляют значительную часть медицинской литературы Тибета. Важно подчеркнуть, что переводить подобный текст на другой язык в традиции рекомендуется в полном соответствии с его комментариями, поскольку без них практически нельзя адекватно понять содержание «Чжудши». И здесь с сожалением приходится признать, что данная глава русского издания «Чжудши» оставляет желать лучшего: изобилует пропусками, неточностями, вставками от переводчика, нарушением внутренней структуры главы и т.д.

Вместе с тем существуют отдельные работы, посвящённые именно данной главе «Чжудши», но они также не лишены различных погрешностей. В частности, первые части главы были в общих чертах представлены в работе немецкого исследователя Й. Шлитера, но, к сожалению, с теми же пропусками, путаницей пунктов, подпунктов. Затем можно

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

874

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке