Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Философские мотивы в песенной лирике В. Высоцкого»

Выпускная квалификационная работа посвящена философским мотивам в песенной лирике В.С.Высоцкого. Их анализ позволяет глубже понять мировосприятие автора, которое воплощается в его поэзии, и вывести осмысление его творчества на новый уровень. Высоцкого часто рассматривают только в рамках бардовской песни, что недостаточно для понимания его художественного мира.

Написание диплома за 10 дней

Оглавление

Введение

1. Место и роль поэтического творчества Высоцкого в развитии литературы конца ХХ века

1.1Лирика как род литературы. Понятие мотива как смысловой единицы текста

1.2Факторы, формирующие концепцию творчества Высоцкого

1.3Особенности лирических произведений Высоцкого. Основные мотивы его творчества

2. Доминантные философские мотивы в песенной лирике Высоцкого

.1 Мотив жизненной стойкости

.2 Мотив смерти

2.3Патриотические мотивы в творчестве В. Высоцкого

.4 Мотив любви

2.5 Мотив судьбы

Заключение

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Список литературы

Приложение

Введение

Выпускная квалификационная работа посвящена философским мотивам в песенной лирике В.С.Высоцкого. Их анализ позволяет глубже понять мировосприятие автора, которое воплощается в его поэзии, и вывести осмысление его творчества на новый уровень. Высоцкого часто рассматривают только в рамках бардовской песни, что недостаточно для понимания его художественного мира. Философские мотивы, которые часто звучат в его произведениях, позволяют воспринимать их в рамках медитативной лирики.

Творчество Высоцкого необходимо изучать в широком литературном контексте, прежде всего, в сопоставлении с поэзией 1960-1970-х годов, которая прошла путь от «громкого» выражения открытых социальных эмоций к осмыслению бытийных проблем человеческого существования.

Актуальность исследования философского содержания поэзии Высоцкого обусловлена вниманием филологической науки к философской проблематике литературы второй половины ХХ века, а также интересом современного литературоведения к эволюции творчества В.Высоцкого, связанной с отходом от канонов «бардовской» песни и движением в сторону медитативной лирики. заключается в рассмотрении лирики Высоцкого не только в рамках авторской песни, но и в более широком аспекте — в попытке выяснить какое место поэтическое творчество этого автора занимает в отечественной литературе в целом. Новизна исследования обусловлена комплексным анализом философских мотивов песенной лирики Высоцкого. : показать значимость песенного творчества Высоцкого в отечественной поэзии и в развитии медитативной лирики.

·выяснить факторы, сформировавшие мировосприятие поэта; раскрыть основные темы его поэтического творчества; рассмотреть философские мотивы в поэтических текстах Высоцкого; выделить основные приемы воплощения философского содержания в лирике Высоцкого; послужили труды Л. Я. Гинзбург «О лирике» и «О литературном герое» и Б. М. Гаспарова о литературных лейтмотивах, а также работы А. В. Кулагина, Н.М. Рудника, В.П. Скобелева, посвященные художественному миру Высоцкого. В работе используются методы имманентного анализа текста, типологический и сравнительно-сопоставительный методы.

Материалом исследования послужили сборники стихов В. Высоцкого «Нерв», «Не боялся ни слова, ни пули…», «Для остановки нет причин», «Баллады и песни», «Ловите ветер всеми парусами», «Приготовьтесь — сейчас будет грустно…».

Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, 2 глав, методической части, Заключения и списка литературы, включающей 54 наименования. Общий объем исследования 56 страниц.

1.1.Лирика как род литературы. Понятие мотива как смысловой единицы текста

Прежде чем говорить о философских мотивах в лирике Высоцкого, необходимо раскрыть содержание понятий «лирика», «философская лирика» и «мотив». Для этого необходимо обратиться к литературоведческим исследованиям. «Словарь литературоведческих терминов» С.П.Белокурова дает следующие определение термину:

Лирика — «один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и драмой), выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями». Лирические произведения занимают особую роль в литературе, т.к. именно они наиболее глубоко раскрывают внутренний мир человека, что является одной из задач литературы. Через сопоставление себя с лирическим героем читатель постигает и свой внутренний мир.

Наиболее полно понятие «лирики» раскрывается в книге Л.Гинзбург

«О лирике», где она отмечает следующий парадокс: при всей субъективности лирики, она наиболее устремлена к общему, чем эпос и драма, изображая душевную жизнь как всеобщую. Если в лирике можно увидеть характер лирического героя, то он не будет «частным» и единичным.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Лирика, по Гинзбург, это оценочное отношение лирического субъекта к вещам и событиям. Классификация лирических жанров исходит из эмоционально-оценочных установок. Изначальная суть лирики — раскрытие высокого, прекрасного, воспевание идеалов и жизненных ценностей. Но, с помощью гротеска и обличительной сатиры, лирика может раскрывать и антиценности.

В книге также отмечается, что поэтичность не всегда достигается за счет высокого слога. Поэтическими могут быть слова разговорные и даже грубые, если они обусловлены контекстом.

Одной из разновидностей лирики является философская лирика. Понятие «философской лирики» прямо связано с понятием «философии», как науки, «изучающей особую форму общественного сознания и познания мира, вырабатывающей систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни».

Таким образом, философская лирика — это разновидность рода лирики, которая пытается осмыслить вечные вопросы бытия, жизни и смерти, добра и зла, устройства мироздания и т.д. через субъективную оценку лирического героя. Для философской лирики характерны принципы углубленного психологизма, а также обращение к аллегории и использованию метафор. Причиной обращения авторов и читателей к философской лирике часто становится стремление людей постигнуть мироустройство. Философская лирика помогает сохранить моральные ценности личности, выступая посредником между реальностью и духовными потребностями человека.

Существуют следующие жанры философской лирики: сонеты, рубаи, газели, эссе, стихи элегического характера и т.д.

В своей работе я обращаюсь к таким категориям, как «образ» и «мотив». Поэтическое содержание в лирике раскрывается через систему мотивов и образов. Под мотивом в работе понимается семантическая единица текста, способная разворачиваться и внутренне преображаться, раскрывая дополнительные смыслы художественного произведения.

Понятие «мотива» раскрывается в работах Б.М.Гаспарова: «в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» — событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т.д.; единственное, что определяет мотив, — это его репродукция в тексте, так что в отличие от традиционного сюжетного повествования, где заранее более или менее определено, что можно считать дискретными компонентами («персонажами» или «событиями»), здесь не существует заданного «алфавита» — он формируется непосредственно в развертывании структуры и через структуру. В итоге любой факт теряет свою отдельность и единство, ибо в любой момент и то и другое может оказаться иллюзорным: отдельные компоненты данного факта будут повторены в других сочетаниях, и он распадется на ряд мотивов и в то же время станет неотделим от других мотивов, первоначально введенных в связи с, казалось бы, совершенно иным фактом»

Гаспаров считает, что мотив — это преображение семантического компонента, который не остается равным самому себе, при смыслообразующей работе мысли, под воздействием ассоциативных сопряжений.

В работах Б.М.Гаспарова говорится о мотивном анализе текста. Суть такого анализа в том, что его предметом является компонент сообщения, преображенный в качестве мотива, смысл которого раскрывается только в соединении с другими мотивами, которые возникают в данном контексте в процессе его осмысления. Таким образом, при интерпретации текста в ходе его аналитического осмысления, читателю открываются новые смыслы благодаря развертыванию и перестраиванию мотивов, способных создать новые конфигурации за счет слияния их между собой.

Таким образом, в этом разделе главы раскрываются теоретические понятия, применение которых поможет найти наиболее точные интерпретации смыслового целого лирического текста при дальнейшем анализе философских мотивов в поэтическом творчестве Высоцкого.

1.2Факторы, формирующие концепцию творчества Высоцкого

Лирика Высоцкого изобилует философскими представлениями. И чтобы понять философский смысл его стихов, следует сказать о мировоззрении Высоцкого. На мировоззрение любого автора влияют в основном два фактора — это эпоха, в которую жил и творил автор и его биография, то есть отпечатки каких-либо событий, произошедших с поэтом в течение его жизни. Немаловажную роль также играет и художественная литература. Поэтому в данной главе рассмотрим, какие тенденции преобладали в литературе того времени, какое отражение они нашли в творчестве Высоцкого. Обратимся также к биографии автора, чтобы проследить как именно те или иные события жизни Высоцкого повлияли на его мировосприятие.

-е годы ХХ века называют переломным моментом в литературе. Этот период характеризуется сдвигом в эстетическом осмыслении действительности — информативно-описательная беллетристика заменялась аналитической манерой. Литература 60-80-х годов развивается по социально- нравственным законам, характерным для той эпохи и отражает реалии и идеалы того периода. Это содействует расширению и обогащению жанров и стилей советской литературы. Одной из ее особенностей является тенденция к усилению философского начала, следовательно, углубление во внутренний мир человека, его взаимоотношения с миром.

Это время горячих споров о состоянии современной поэзии — о ее тенденциях и перспективах развития, а также о столкновении направлений. Появлялись разные термины, определяющие поэзию: «тихая», «громкая», «научная», «интеллектуальная», «экспериментальная». Каждое литературное течение привносило что-то новое, и стремилось к отрицанию других поэтических феноменов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Своеобразным отражением эпохи, о которой идет речь, стала авторская песня, которая противопоставлялась эстраде.

Авторская песня — это песенный жанр, где авторство текста и музыки, а также исполнение принадлежит одному лицу, при этом текст более значим, а музыкальное сопровождение служит ритмическим вспомогательным компонентом. Авторская песня начала зарождаться в середине ХХ века в студенческой среде, поэтому сначала она именовалась как «студенческая» или «туристская», в зависимости от тематики. Изначально она отличалась камерностью, то есть, песни писались для узкого круга людей, а не для широкой публики, и, исполнялись, как говорится, «за кухонным столом».

В конце 50-х годов авторская песня эволюционирует от камерности до многолюдных концертов, при этом текст песен стал выражать более глубокие настроения. Как пример можно привести Булата Окуджаву, основоположника авторской песни, не как самодеятельного явления, а как серьезного культурного направления.

В 60-е годы, авторская песня достигла своего апогея, в это время она окончательно утвердилась как самостоятельное течение в отечественном искусстве. «…С приходом таких ярких индивидуальностей, как В. Высоцкий и А. Галич, независимость движения в целом, его оппозиционность по отношению к официальному искусству стали особенно явными, а поэтика значительно обогатились».

У этого течения были как сторонники, так и противники, которые не считали его в литературе серьезным явлением. Отмечались следующие недостатки:

·ненужность музыкального дополнения к тексту, т.к. поэтическое слово самоценно; упрощенный синтаксис; ослабленная метафоричность. На что сторонники авторской песни указывают на гармонию слова и мелодии, и, предлагая углубиться в историю, вспоминают о начальном синкретизме в лирике.

Годы «оттепели» оставили след в искусстве, что, в первую очередь, отразилось в литературе раскрепощением художественного слова. Такое раскрепощение происходило в двух направлениях дополняющих друг друга — в слове, несущем правду, и в слове, обогащенном звуком, смыслом и образом. Оба этих направления прослеживаются в творчестве Высоцкого.

На творчество Высоцкого, несомненно, повлияла его биография. Родился он 25 января 1938 года. А в 1941 году, когда будущий бард был еще совсем меленьким, началась Великая Отечественная война, в которой участвовал его отец. Позже военная тематика найдет свое место в творчество поэта.

Характер у Высоцкого начал формироваться рано. По словам его отца, мальчик отличался с ранних лет добротой, что на всю жизнь осталось главной чертой его характера. Он с детства уважал старших, был ответственным и преданным в дружбе, не выносил несправедливости и равнодушия. Учился он не ровно, но хорошо. Обладал отличной памятью — мог за одно прочтение запомнить стихотворение.

Тяга к творчеству у Высоцкого появилась уже в старших классах школы. Будущий поэт отличался уже в юности широким кругозором, много читал и русскую и зарубежную литературу, интересовался историей и наукой. В школьные годы посещал драмкружок, — уже тогда у него обнаружились актерские способности.

Закончив школу, Высоцкий, по убеждению родителей, поступил в Московский инженерно-строительный институт, но довольно скоро понял, что профессия инженера — не его призвание. Любовь к творчеству способствовала его поступлению в Школу-студию при МХАТе на актерское отделение.

Окончив театральный вуз, Высоцкий начинал свою актерскую деятельность в театре имени Пушкина, затем в Театре миниатюр. Но, театром, в котором он прослужил всю оставшуюся жизнь, стал Театр на Таганке. Также актер снимался в кино и работал уже серьезно над сочинением своих песен. Работа в театре нашла отражение и в поэтическом творчестве Высоцкого, — в своих ролевых песнях он создает колоритных типизированных персонажей, лексика которых стилистически окрашена и наделена просторечными и, иногда, жаргонными выражениями.

При съемках в кино, Высоцкий обходился без каскадеров. В этом ему помогала физическая подготовленность и его разносторонние интересы: занятие боксом, верховая езда, каратэ, фехтование. Занятие этими видами спорта также оставил след в поэзии автора.

Литература, которая повлияла на творческое мировоззрение Высоцкого весьма разнообразна: в его лирики встречаются аллюзии на творчество отечественных и зарубежных классиков, звучат античная и библейская тематика, термины научной литературы, фантастические и фольклорные образы и мотивы. Также поэт использовал свои познания в искусстве, истории, спорте, философии.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

По мнению исследователей, для Высоцкого ближе всего традиции Есенина. Сравнивая этих поэтов, можно заметить, что у обоих в лирике есть:

«…и «кабацкие мотивы», и та любовь-тоска по родине, которая не покидает нигде, ни за рубежом, ни дома. У каждого свой «черный человек» и своя «Русь уходящая», и нежность к слову, и надрыв, и внутренняя песенность стиха, и — временами — неизлечимая, ничем не заливаемая тоска:

…Вдруг тоска зеленая, змеиная тоска, Изловчась, мне прыгнула на шею…»

Но, сходство прослеживается не только между авторами Высоцкий — Есенин. Герой есенинской поэмы Хлопуша также имеет общие черты с Высоцким, а именно — широта натуры и яростный темперамент. Исполняя эту роль в театре, Высоцкий как бы оставался самим собой.

В творчестве Высоцкого можно отыскать множество параллелей как с народной фольклорной традицией, так и с литературой более глубокого направления: начиная со скоморошества (шуточные песни, образность, маски и роли в песнях), и, заканчивая Пушкиным. В качестве сравнительного примера В.Огнев сопоставляет стихотворения Высоцкого «За меня невеста отрыдает честно» и Пушкина «Во глубине сибирских руд». В обоих стихах звучит надежда на свободу, но разница, по Огневу, в том лишь, что меч — символ дворянской чести, заменен на гитару — «спасительницу вольности».

В стихотворениях Высоцкого можно также заметить параллелизм с мотивами Лермонтова и Блока (подробнее в 1.3 главе моей работы).

Стоит отметить сходство мыслей Высоцкого с Достоевским: их объединяет жалость и толерантное отношение к «падшим». И тот, и другой не осуждают их, а наоборот, пытаются их глазами взглянуть на мир. В такой доброте есть что-то традиционно русское. Но, в отличие от Достоевского, который считал, что «страдание есть, а виноватых нет», Высоцкий мыслил по-другому. У него был принцип: «Если я знаю, что я есть, то знаю и то, как я должен поступить». Он считал, что человек должен чувствовать свою сопричастность и ответственность, а ответственность — это в том числе и чувство вины.

Интересен тот факт, что Высоцкого можно сравнить не только с Достоевским, но и с его персонажем — Митей Карамазовым. В книге П.Гумерова «Владимир Высоцкий: трагедия русской души» приводится цитата одного из героев романа Достоевского: «Мы натуры широкие, карамазовские…, способные вмещать всевозможные противоположности и разом созерцать обе бездны, бездну над нами, бездну высших идеалов, и бездну под нами, бездну самого низшего и зловонного падения…», и комментарий к ней: «…Эта чрезмерная широта, метание из крайности в крайность, к сожалению, присуща русской душе, и эта черта является большой ее трагедией. Владимиру Семеновичу были также очень свойственны такие крайности.».

В статье Н.Эйдельмана «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее», автор сравнивает Высоцкого с Денисом Давыдовым и Аполлоном Григорьевым. Это сравнение сформировано общностью цыганской и гусарской тематики песен, а также отголоском «отчаянности», звучащем в подтексте.

Также Высоцкого сопоставляют с Зощенко: и у того, и у другого очень яркие типы героев, а сама сатира — едкая и обличительная.

Продолжая тему параллелизма Высоцкого с другими авторами, стоит упомянуть и Булата Окуджаву. Сам Высоцкий признавался, что именно от Окуджавы он перенял способ чтения стихов под гитару. Но, называя Окуджаву духовным отцом, Высоцкий отказывается от подражания своему литературному предшественнику в смысловом плане песен. В.Аксенов замечал, что творческая особенность Окуджавы — это лиричность, у Галича — социальный портрет, а Высоцкий «написал портрет эпохи». Сравнивая Высоцкого с Окуджавой, можно привести и цитату из статьи К.Рудницкого

«Он знал, чем рискует»: «Окуджава волнует нас до глубины души, Высоцкий потрясает душу. В трогательной лирике Окуджавы мы узнаем себя, свою участь, свое миропонимание. Песни Высоцкого выполняют иную миссию. Он высказал — вслух, в голос, в крик — все, что было у всех на душе или на уме, но — чаще всего — то, что все чувствовали, однако осознать еще не смогли, не успели…».

Подводя итог этой главе, еще раз стоить сказать, что творческая концепция Высоцкого сформирована биографическими событиями, социальными факторами эпохи, а также опытом литературных предшественников.

1.3 Особенности лирических произведений Высоцкого. Основные мотивы его творчества

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Читая Высоцкого, мы постоянно открываем новые сюжеты, темы, характеры, конфликты. Его стихи — о спорте, на военную тематику, детские стихи (например, «Алиса в стране чудес»), сказочно-басенные песни, в которых угадываются социальные типы, а также песни-вариации на исторические и мифологические темы, где мудрость веков помогает распутать противоречия нашего времени. В песнях Высоцкого все темы пересекаются и дополняют друг друга, в них «есть все», поэтому его лирика была названа энциклопедией нашей жизни 60-70х годов ХХ века.

Творчество Высоцкого — это синтез актерского таланта и дара мыслителя, поэтому его стихи наполнены, с одной стороны, — многообразием характеров и типов, использованием шуточных каламбуров, а также, разговорным и просторечным лексическим набором, а с другой, — гуманизмом, использованием риторических вопросов и философичностью.

Стихи Высоцкого — это слияние лирического и сатирического. Сам Высоцкий признавался: «Я предпочитаю традицию русскую, гоголевскую — смех сквозь слезы. Хохочешь, а на душе кошки скребут». Это свойство его поэзии было отмечено и В.Аксеновым: «В сатире своей он шел прямо за Зощенко, в лирике — за Есениным».

Песни Высоцкого практически у каждого на слуху. Но, можно ли из этого сделать вывод, что они нам хорошо известны? Следует ли из этого то, что в них нельзя найти ничего нового? В одной из книг, к которой я обращалась при написании своей работы, «Владимир Высоцкий. Поэзия и проза», В. Новиков приводит в пример следующие строки стихотворения:

И я не отличался от невежд.

А если отличался — очень мало,

Занозы не оставил Будапешт,

А Прага сердце мне не разорвала.

……………………………………. И нас хотя расстрелы не косили,

Но жили мы, поднять не смея глаз, — Мы тоже дети страшных лет России, Безвременье вливало водку в нас.

Духовный максимализм и самокритика от имени всего поколения, которые читатель может найти в этих строках, входят в традицию русской поэзии. В вышеуказанной книге отмечается, что в данном стихотворении Высоцкий отсылает читателя к Блоку («Рождённые в года глухие пути не помнят своего»). Объединяет эти стихотворения тема малодушия лирического героя, который знает, что идеология власти — это «мираж», но, не веря в эту идеологию, подчиняется ей. У Блока эта тема выражается с помощью антитезы: восторженность противопоставляется немоте. Но в данном случает во внешней восторженности есть «роковая пустота», а немота — это «гул набата», который символизирует духовную веру. У Высоцкого лирический герой тоже «не верил в миражи», но, боясь опасности, «душу запирая на засов», он решает не идти против власти.

А также здесь можно услышать отголосок «Думы» Лермонтова:

…Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию презренные рабы…

Сравнивая Высоцкого с Блоком и Лермонтовым, можно отметить, что классический для русской литературы мотив у Высоцкого представлен не в каноническом стиле: подчеркивается сочетание высокого и низкого: в одном контексте встречаются такие слова как «Россия» и «безвременье» с одной стороны и «водка» — с другой.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Существует мнение, что ключ к стихам Высоцкого — это наличие в них

«прозы», т.е. повседневности и неприкрашенности в них житейских подробностей, а также повествовательной развернутости. В то время, как его современники старались творить на тему духовного возвышенным слогом, Высоцкий был демонстративно материален.

Проза в поэзии Высоцкого — его новаторство. Бессмысленно сравнивать его с другими поэтами-современниками, потому что через творчество Высоцкого принципиально обновилась русская поэзия. Определять значение этого поэта в литературе необходимо не по отдельным его стихотворениям, а по самой его исторической роли, сыгравшей в развитии поэзии. В подтверждение вышесказанных слов, можно привести образную цитату В.Новикова: «Прививка прозаичности, произведенная Высоцким, повлияла на кровообращение всей поэзии нашей, она будет еще долго и плодотворно сказываться на поисках новых творческих поколений». Любопытно, что В.И.Новиков в своей работе отмечает упадок лирического жанра поэмы в семидесятые годы: «… Наши лирики оказались похожи на того самого изображенного Высоцким конькобежца-спринтера, который быстро «спекся» на стайерской дистанции. Потому что для поэмы мало одного только самовыражения — нужны конфликты, характеры, нужно знать, чем живут другие люди, уметь их выслушать, понять, перевоплотиться в них. В общем, недостаточное содержание прозы в поэзии оборачивалось дефицитом правды.». Но, голосом Высоцкого правда звучала.

Форма стихов Высоцкого своей простотой противопоставлена содержательной глубине. Именно такая форма помогает создать доверительный настрой между автором и слушателем.

Еще одной особенностью творчества Высоцкого является его язык. Он пародирует и доводит до абсурда советские лозунги и клише, иронизирует над ними (песня «Товарищи ученые»).

Использование просторечной лексики помогает более точно раскрыть характер и социальный слой лирического героя: персонажи-маргиналы не говорят в его стихах возвышенным языком интеллигентов («не сумлевайтесь, милые» из песни «Товарищи ученые»). Языковой портрет лирического героя раскрывается не только на лексическом, но на всех лингвистических уровнях

морфологическом («развяжите полотенцы»ы» из песни нки» из «Инструкция перед поездкой за рубеж»), фразеологическом («я ж по-ихнему ни слова, ни в дугу и ни в тую» из «Инструкция перед поездкой за рубеж»), синтаксическом («в дом заходишь, как все равно в кабак» из «Что за дом притих…»). Использование диалогов, например, в песне «Диалог у телевизора», также подчеркивает связь с прозаической традицией, т.к. в поэтических текстах традиционно раскрытие темы ведется от одного лица.

Отмечается, что феномен Высоцкого в русской культуре — это способность понимать чужие взгляды, а также умение остро столкнуть две полярные позиции и за счет этого обрести новую глубину социального видения. Этот феномен заключен в наличии «второго, более глубокого, дна» стихотворений Высоцкого, в его иронии.

Высоцкий — певец своего времени, даже в «исторических» или шуточных «сказочных» песнях прослеживаются актуальные для современников вопросы, а также вечные вопросы философской тематики. Рассматривая Высоцкого в контексте отечественной литературы семидесятых годов, можно отметить именно в его творчестве многоголосие поколений и социальных слоев. Высоцкий стремился проникнуть в психологию маргиналов и разобраться в социальных причинах преступности: что толкает этих людей на отрицательные поступки. А причина, оказывается

утрата веры в справедливость и в закон.

Одна из философских идей в лирике Высоцкого — это выбор своего пути. Время «оттепели» сопровождалось крушением ранее нерушимых догм и установок. Люди той эпохи начали понимать, что им не обязательно думать и чувствовать одинаково, что каждый человек должен идти своим собственным путем, каждый человек индивидуален. Здесь можно вспомнить спортивную песню Высоцкого «Утренняя гимнастика», в которой, угадывается еще один, вовсе не спортивный смысл:

«…Красота: среди бегущих, первых нет и отстающих. Бег на месте общепримиряющий.»

В слове «красота» угадывается ирония. «Первых нет и отстающих», т.е. все делают одинаково, все равны, но этот «общепримиряющий» бег «на месте», т.е. никуда не ведущий.

Эта же идея уникальности, неповторимости и самоценности личности сформулирована и в песне Высоцкого «Чужая колея»:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

… делай, как я!

Это значит — не надо за мной.

Одна из философских тем, которая интересовала Высоцкого — тема смерти, раскрытая в его поэзии разносторонне: иногда используя серьезное настроение (песня «Памятник», «О фатальных датах и цифрах»), а иногда, она преподносится в непривычном для читателя шутливом тоне («Веселая покойницкая»).

Широкий кругозор Высоцкого и его любознательность отразились в его творчестве. В своей лирике он затрагивал даже «непоэтические» темы, одна из которых — тема науки. Например, «Товарищи ученые», «Марш физиков». А также «спортивные» песни, в которых, по словам самого автора, есть еще один пласт, более глубокий, например, «Кто за чем бежит».

Песни Высоцкого почти всегда динамичны. И эта динамика достигается не только благодаря ритмичному музыкальному сопровождению, а также за счет самого текста. Одна из тем в творчестве Высоцкого — тема дороги и движения: бег в марафоне, устремление в атаку, подъем в горы, скачка на лошадях, поездка в автомобиле, побег из лагеря, движение корабля, полет в самолете и т.д. Это постоянное движение в лирике Высоцкого близко его душевному миру, его активной натуре. Но, также, исследователями отмечается, что дорога — это метафора жизни. В качестве примера, наилучшим образом подходит песня Высоцкого «Кто за чем бежит», где «бегуны» представляют четыре различные модели жизненной установки: для кого-то в жизни важен «лакомый кусок», для кого-то — слава, для кого-то возможность что-то доказать, чтобы не отправиться на «скамью запасных», а кто-то живет «просто так, ни для чего, ни для кого».

С темой дороги в творчестве Высоцкого связаны следующие мотивы, которые выделяет А.Кулагин:

·встреча, которая оборачивается конфликтом (встреча с пришельцами из «Каждому хочется малость погреться…», встреча с Кривой да Нелегкой из песни «Две судьбы»); присутствие попутчика или напарника в пути, («Попутчик», «Песня самолета-истребителя», «Бег иноходца»); необходимость преодоления преграды («Тюменская нефть»); изменение маршрута, поворот («Москва — Одесса»); обратный счет пути («Натянутый канат»); преследование и погоня («Охота на волков»); возвращение («В холода, в холода…», «Райские яблоки»). В поэтическом творчестве Высоцкого звучат следующие вопросы философского содержания, которые приводятся в качестве примера в книге В.Новиковым «Владимир Высоцкий. Поэзия и проза»:

·Являются ли мангусты, которых объявили вредными животными за истребление всех змей, если их очеловечить, наемниками, которые понесли справедливое наказание, или они — жертвы исторического «поворота судьбы»? («Песня про мангустов») Как стоит жить? Отсиживаться на последнем ряду или пробираться в первый? («Песня про первые ряды») Правда ли то, что истинный поэт должен кончить жизнь трагически? («Песня о фатальных датах и цифрах») В чем загадка, и можно ли ее разгадать в следующих строках: «Я стою, как перед вечною загадкою, перед великою да сказачной стрною»? («Купола») Возможна ли логика, что «чистая правда» восторжествует, если проделает то же, что Ложь? Или Правда должна оставаться Правдой, даже, если это ведет ее к вечному бессилию? («Притча о Правде и Лжи»). Высоцкий в своем творчестве нередко обращался к мифологии. Иногда его стихи строятся на архетипических сюжетах. Т.Орловская в статье

«Мифология в поэзии Высоцкого» приводит в пример традиционный в мировой литературе топос «Сада», как аналогии эдема, из песни Высоцкого

«Райские яблоки». Здесь восхождение души в рай через преодоление земного описан внешне традиционно. Но в мифологический сюжет вплетается мотив свободы личности. Это ведет к отрицанию, во-первых, несвободы как реального факта, во-вторых, свободы как словесной декларации. Так, Высоцкий показывает иллюзию понимания свободы. Т.е. рай здесь показан не как эдем, а, скорее, как тюрьма, освобождение из которой — это освобождение из замкнутого круга, сформированного мифологическим сознанием. Получается, рай — это иллюзия свободы, попытка уйти от ответственности перед высшими силами. Возникает вопрос, кто же тогда свободен? Свобода — это духовная деятельность, поэтому по-настоящему свободными являются люди, связанные с этой деятельностью — поэты и философы.

Во многих песнях Высоцкого присутствуют патриотические мотивы и стилизация под русские былинные песни. Одна из таких песен, которая раскрывает любовь к родине «Как по Волге-матушке…». Сюда же можно отнести и его «сказочные» песни, в которых персонажи — русалки, лешие, домовые — это традиционные образы русского фольклора.

Кроме любви к родине, отдельно стоит сказать о любви к людям, которая также звучит в лирике Высоцкого. Сам поэт признавался, что цель искусства для него — гуманизм. В книге П.Гумерова «Владимир Высоцкий: трагедия русской души» есть утверждение, что из всех талантливых отечественных поэтов наибольшую народную признательность и любовь заслужили Пушкин, Есенин и Высоцкий. Почему именно они? Потому что они были наиболее близки к проблемам народа.

Резюмируя главу, еще раз отмечу, что Высоцкий — поэт- правдоискатель. Он боролся с иллюзиями и старался показать нашу жизнь такой, какая она есть. В своих поэтических текстах он задает риторические вопросы философской направленности, которые заставляли задуматься, при этом, не стараясь никого поучать. Высоцкий в своей поэзии использует обращается к различным мотивам, которые помогают раскрыть философский подтекст его лирики.

2. Доминантные философские мотивы в песенной лирике Высоцкого

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

.1 Мотив жизненной стойкости

Первый философский мотив, который хотелось бы рассмотреть в творчестве В. Высоцкого — мотив жизненной стойкости. Одно из стихотворений, в котором он прослеживается − «Белое безмолвие». В этом произведении я увидела два смысла — философский (о жизненной стойкости) и творческий.

Если рассматривать первый пласт стихотворения, то его темой будет проявление стойкости, мужества и силы духа в трудных жизненных условиях и о том, что стойкость имеет свое вознаграждение: через трудности закаляется характер человека.

Анализируя стихотворение, уже в самом начале можно заметить некое обобщение, которое выражается местоимениями «все» и «всё». Обобщается время «все года, и века, и эпохи подряд» т.е. всегда и «всё стремится к теплу»

все живое, такое обобщение уже подчеркивает вневременную актуальности и, следовательно, философскую направленность. Стоит заметить, что обобщение времени происходит от меньшего к большему — сначала года, затем века, а затем эпохи, — что придает особое усиление и значимость.

Далее звучит риторический вопрос: «Почему ж эти птицы на север летят, если птицам положено — только на юг?». Здесь используется антитеза: север (холод) противопоставлен югу (теплу). Из вопроса также видно, что птицы как будто нарушают какое-то правило, делают то, что им «не положено». Причем «нарушают» они его не в свою пользу, ведь «все живое стремится к теплу». То есть эти птицы противостоят стихии.

Следующая часть — рефрен как своеобразная попытка дать ответ на поставленный вопрос. Птицы пытаются противостоять стихии не для того чтобы сыскать «славу и величие», а, чтобы обрести внутреннее «птичье» счастье. Стоит отметить, что птицы — это символ свободы.

Затем дается скрытое сравнение птиц и людей, которые так же, как и птицы отправились в путь на Север, т.е. к холоду. Здесь сразу два риторических вопроса: «Что же нам не жилось, что же нам не спалось?»,

«Что нас выгнало в путь по высокой волне?», которые коррелируют с предыдущем вопросом: «Почему ж эти птицы на север летят».

В след за этим звучит ответ на поставленные вопросы: цель — увидеть северное сияние. Сияние — это символ гармонии, достижении поставленной цели, чего-то редкого («Это редко бывает — сиянья в цене»). Но из предложения «Нам сиянье пока наблюдать не пришлось», видно, что цель еще не достигнута.

В следующей строфе ключевыми словами являются «тишина», «пустота», «безмолвие», которым противопоставляется «звук» (прием антитезы). Но «звук» только еще будет впереди, т.е. он тоже является целью, «наградой за безмолвие». Здесь раскрывается название стихотворения.

«Безмолвие» — это испытание тишиной, награда за которую в дальнейшем звук, а «белое» — потому что северное, снежное, холодное.

Анализируя стихотворение далее, мы снова сталкивается с антитезой: противопоставляются цвета белый — как что-то холодное, снежное («белые сны», все другие оттенки снега занесли», «темно от такой белизны») и черный («прозреем от чёрной полоски земли»). Стоит заметить, что в этой строфе (как и в целом стихотворении) белого цвета значительно больше, чем черного, а также, что черный цвет здесь не несет чего-то негативного, этот цвет, который лирический герой жаждет увидеть. Черный цвет — не цвет «настоящего», а цвет цели, надежды, «черная полоска земли» должна показаться в будущем. Противопоставление происходит и на уровне глаголов «ослепли (прошедшее время) — прозреем (будущее время)», при этом также необходимо обратить внимание на категорию времени.

Далее снова можно увидеть антитезу: «ночи отчаяния» противопоставлены «полярному дню», и здесь тоже «полярный день» — это надежда.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В следующей строфе в глаза бросается сравнение «долгая жизнь без вранья» как «снег без грязи», т.е. что-то чистое и светлое. Примечательно, что и здесь (почти в конце стихотворения) тоже упоминаются птицы, но, если в начале читатель не знает какие именно это птицы, то уже здесь речь идет о воронье. Птицы — символ свободы, воли, а воронье — символ трусливости (имеет уже негативную окраску). Таким образом, здесь противопоставление птиц как символов.

В заключительной строфе подводится итог: в ком была вера («кто не верил в дурные пророчества») и стойкость («в снег не лег ни на миг отдохнуть»), тот в качестве награды обретет кого-то и перестанет быть одиноким.

В этом стихотворении можно раскрыть и еще один пласт, темой которого будет — преодоление преград, связанных с поэтическим творчеством.

Рассматривая это стихотворение под таким углом, можно сказать следующее: первые строчки «Все года, и века, и эпохи подряд — //Всё стремится к теплу от морозов и вьюг…», — могут быть поняты как стремление большинства авторов к одобрению читательской аудиторией и цензурой. Тогда следующие строки этой строфы: «Почему ж эти птицы на север летят, // Если птицам положено — только на юг?», — можно толковать как попытку пойти против общей системы. Применяя эти строки к биографии автора, можно отметить, что Высоцкий был принят и понят не всеми, но он не пытался угодить читательской среде, в своей поэзии он был честен и правдив, вопреки нападкам в его адрес. Здесь под риторическим вопросом скрыт смысл: «Зачем искать правду, если можно говорить то, что хочет услышать общество?» Но поэт не ищет «славы и величия», для него важны «снег без грязи», т.е. на листе бумаги должны быть только слова, отображающие правду. Особую смысловую нагрузку несет эпитет «дерзкий», подчеркивающий мысль о том, что, чтобы говорить правду, нужна смелость.

В такой интерпретации, стоит отдельно сказать о цветовой антитезе. Тогда не случайно, что «черное» описано с положительной коннотацией. Повторюсь, что черный цвет — цвет цели, это то, что будет написано на бумаге. А само название «белое безмолвие» — это чистый лист.

В таком случает слова: «Мы ослепли — темно от такой белизны, — // Но прозреем от чёрной полоски земли…» будут ключом к пониманию такого смысла — ведь от «белизны» бумаги темно, но от «черной полоски» написанного нам откроется что-то новое.

Подводя итог, можно отметить, что неслучайно мотив преодоления преград, мотив стойкости пересекается в одном стихотворении с творческим мотивом — в этом есть отражение биографии самого поэта. Высоцкий в своем творчестве всегда стремился отыскать правду, и не смотря, на то, что не всем это нравилось, он продолжал идти по своему пути, преодолевая все препятствия.

2.2 Мотив смерти

Часто в поэтическом творчестве Высоцкого звучит мотив смерти, который раскрывается неоднозначно. Чтобы проследить раскрытие этого мотива в его поэзии, необходимо обратиться к анализу таких стихотворений, как «Кони привередливые», «Веселая покойницкая», «Памятник».

Стихотворение «Кони привередливые» — одно из наиболее ярко выражающих философские мотивы. Тема его — чувство приближающейся смерти и любви к жизни лирического героя.

В стихотворении используется символика: кони — символ времени, обрыв — конец жизни. Лирический герой, понимая, что его последний час не за горами, цепляется за жизнь из последних сил, обращается к времени с просьбой остановиться, при этом понимая, что он сам же и ускоряет роковой час. Изучив жизнь самого автора, можно сказать, что стихотворение отражает автобиографические черты. Высоцкий сам часто интенсивной работой, а также повышенным эмоциональным напряжением «погонял коней» времени, приближаясь к «краю обрыва». Эта мысль находит отражение уже в первой строфе стихотворения. Уже в начале стихотворения эпитет «гибельный» задает мрачный тон, который усиливается повтором глагола «пропадаю».

Но, если в первой строфе, лирический герой сам «стегает коней», то уже в рефрене, выражающем основную мысль, он просит их не торопиться. Словами «и дожить не успел, мне допеть не успеть» подчеркивается не только физическая смерть, но и конец его творческого пути.

Далее в стихотворении усиливается трагичность словами «сгину я», в которых уже не намек, а утверждение. Метафора «меня пушинкой ураган сметет с ладони» образно выражает незначительность человеческой жизни, хрупкой как пушинка, перед смертью, властной как ураган.

В стихотворении используется религиозная терминология, связанная с мотивом смерти: Бог, ангелы, — через которую, лирический герой выражает свое горестное представление о потустороннем мире, ведь ангелы кажутся ему со «злыми голосами», а «колокольчик зашелся от рыданий».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В последнем рефрене лирический герой не просто просит продлить ему жизненный путь, здесь обращение усиливается мольбой: «умоляю вас вскачь не лететь».

От первых до последних строк стихотворения можно проследить усиление напряжения. Сначала лирический герой чувствует «с гибельным восторгом», свою скорую смерть, но не осознает еще всей трагичности. Следующий этап — осознание неизбежности смерти. И, наконец, ощущение себя уже там, «в гостях в Бога».

Высоцкому в этом стихотворении удалось очень образно и в полную силу раскрыть философскую тему трагизма неизбежности рока.

В стихотворении «Веселая покойницкая» тоже звучит мотив смерти. Но здесь смерть показана по-иному. Если «Кони привередливые» более надрывное, трагическое, здесь чувствуется неприятие смерти и желание жизни, то здесь чувствуется смирение перед неизбежностью рока.

Стихотворение «Веселая покойницкая» написано в шутливой форме с юмористическим оттенком. Но смысл песни включает в себя философский вопрос. Тема этого стихотворения заключается в осознании слабости человеческой натуры, а также, что человеческая жизнь «ничто» по сравнению со смертью, которой не избежит никто.

Уже само название заключает в себе оксюморон, в котором происходит десакрализация культурных традиций, связанных с обрядом похорон. Читатель, затрагивая тему смерти, обычно настроен на грустный элегический настрой, а здесь приводится эпитет «веселая» песня. Такой прием уже вызывает в читателе противоречивые чувства.

Стихотворение написано простым языком — автор сознательно применяет снижение стиля. Также этому способствует употребление просторечных выражений, как «гуляешь, хлебнувши винца», «бывший начальник — и тайный разбойник», «силам природы на речи плевать» и т.д.. Таким образом, смерть представлена как что-то обычное, повседневное, естественное.

Основной прием, раскрывающий смысл стихотворения — антитеза. Покойник противопоставлен живым людям. Через этот прием показана сатира на человеческие слабости. Раскрывается такой порок, как лицемерие

«Бабы по найму рыдали сквозь зубы, // Дьякон — и тот верхней ноты не брал,

// Громко фальшивили медные трубы…». Здесь «фальшивят» не только дьякон и бабы по найму, выполняющие свою «работу», но и неодушевленный предмет «медные трубы».

Следующая строфа продолжает раскрытие темы неискренности:

«Бывший начальник — и тайный разбойник — // В лоб лобызал и брезгливо плевал, // Все приложились, — а скромный покойник // Так никого и не поцеловал…». То есть, покойнику не приходится соблюдать по-фарисейски внешние традиции, которым вынуждены подчиняться живые.

В тексте раскрывается вопрос человеческой зависимости от природных и материальных обстоятельств, который выражается в словах:

«Но грянул гром — ничего не попишешь, // Силам природы на речи плевать,-

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

// Все побежали под плиты и крыши…», а также: «Можно в отдельный, а можно и в общий — // Мертвых квартирный вопрос не берет…».

В стихотворении наряду с просторечной лексикой употребляется и церковная терминология. В тексте встречаются слова: гроб, дьякон, усопший, Бог. Возвышенная и просторечная лексика сосуществует в стихотворении органично, создавая абсурдность соединения сакрального и повседневного.

Резюмируя смысл стихотворения, можно сказать, что философский мотив здесь — бесполезность человеческой бытовой суеты. Сколько бы человек не спешил все успеть, сколько бы он не добился в жизни, перед смертью все будут равны — «Как ни спеши, тебя опережает // Клейкий ярлык, как отметка на лбу…». Потому, стоит задаться вопросом: как все-таки нужно жить, гнаться за материальными ценностями и по-фарисейски относиться к духовному миру или важнее уделять внимание своему духовному развитию?

Еще одно стихотворение, где Высоцкий обращается к мотиву смерти

»Памятник», в котором не просто звучит тема смирения перед неизбежностью ухода из жизни, в нем приводится попытка представить себя физически умершим, но также здесь есть утешительная надежда на жизнь в памяти потомков. Таким образом, в стихотворении выявляется тема смерти и бессмертия.

В «Памятнике» раскрывается тема неизбежности физической смерти. Но, умирая физически, можно оставить о себе след, благодаря которому человек остается жить в сердцах потомков.

Это стихотворение можно сопоставить с одноименным стихотворением А.С.Пушкина, в котором раскрывается та же самая тема. Но, если у Пушкина тема ухода из жизни представлена в будущем времени, то у Высоцкого, мотив смерти раскрывается в настоящем времени, создавая тем самым большее напряжение.

Начинается стихотворение как бы с предыстории о том, каким лирический герой «был при жизни». Местоимение «Я», с которого начинается весь поэтический текст стоит в сильной позиции, поэтому сразу бросается в глаза в сочетании с глаголом прошедшего времени «был». Попытка представить свое физическое и душевное состояние после ухода из жизни воспроизводится от первого лица — это особенность данного текста. Человек может только наблюдать смерть со стороны и строить догадки о том, что происходит в потустороннем мире, но людям не свойственно представлять свое состояние, и тем более пытаться его выразить, оказавшись по ту сторону жизни.

В тексте просматривается антитеза жизни и смерти на примере физической перемены человека: «я при жизни был рослым ». В глаза бросается сопоставление лирического героя с героем античности Ахиллесом. Такое сопоставление, во-первых, придает больше значимости качествам лирического героя, такие, как смелость и дерзость, т.к. Образ Ахиллеса — это своеобразный символ смелости, и сравнения с этим героем нужно заслужить. Во-вторых, отсылка к античному сюжету с «ахиллесовой пятой», указывает на то, что даже полубогу не удалось обмануть физическую смерть. Таким образом, ощущение неизбежности смерти усиливается.

Особую роль в этом стихотворении играет лексика. Употребление «металлических» эпитетов, таких, как «гранитное », помогает воображению воссоздать всю безысходность: насколько на физическом уровне «крепка» смерть, и, что после смерти, надежды на воскрешение нет: «Не стряхнуть мне гранитного мяса // И не вытащить из постамента // Ахиллесову эту пяту…». Композиция стихотворения построена на пересечении строф, повествующих о прошедшем времени, когда лирический герой был жив, и о настоящем, рассказывающем о смерти. В строфах о прошлом, лирическим героем «вспоминается», что он не задумывался о смерти:

Мне такое не мнилось, не снилось, И считал я, что мне не грозило Оказаться всех мертвых мертвей

Строфы «настоящего» и «прошлого» не только пересекаются, но и противопоставляются. Смерть придала лирическому герою смирение и послушность:

Но в обычные рамки я всажен — На спор вбили,

А косую неровную сажень — Распрямили…»

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Здесь «рамки» — символ смирения (выражение «держать себя в рамках»). Еще один знак смирения — «беззубая улыбка», которую можно противопоставить «оскалу», встречающемуся во многих поэтических текстах Высоцкого. Следовательно, теперь лирический герой не может «огрызаться», стал «безопасным» и послушным.

Обращает на себя внимание предложение «И с меня, когда взял я да умер, // Живо маску посмертную сняли…». Стоит сказать, что маска — символ игры, неестественности. В данном контексте предложение, помимо прямого смысла, имеет еще и переносный: если при жизни каждому человеку приходится надевать на себя ту или иную ролевую маску, то смерть освобождает нас от всяких «ролей».

Кроме противопоставления физических жизни и смерти, в тексте также есть противопоставление физической смерти и духовной жизни. В конце стихотворения есть строки: «Из разодранных рупоров все же // Прохрипел я похоже: «Живой!»«. Его «отчаяньем сорванный голос… с намагниченных лент» — это и есть «нерукотворный памятник» лирического героя. Т.е. лирический герой жив, потому, что он находится в памяти своих современников и потомков, благодаря своему творческому вкладу в культурную жизнь страны.

Завершая анализ этого стихотворения, можно сделать главный вывод, что при раскрытии философского мотива смерти здесь затрагивается, во- первых, тема противопоставления жизни и смерти как физического явления, а, во-вторых, идея возможности продолжения жизни в памяти других людей при невозможности физического воскрешения после смерти.

Подводя итог, можно отметить, что мотив смерти у Высоцкого раскрывается с разных ракурсов. Разобрав три стихотворения, можно заключить, что стихотворения с одной тематикой звучат в разных настроениях: «Кони привередливые» — надрывное, «Веселая покойницкая» — ироничная, в «Памятнике» — звучит мотив смирения. Мотив смерти в лирике Высоцкого напрямую связан с религиозным мотивом веры в Бога.

2.3 Патриотические мотивы

Тема России, русского неоднозначного характера, народной судьбы — сквозная в творчестве Высоцкого. Патриотические мотивы раскрываются в стихотворениях «Купола», «Как по Волге-матушке».

В стихотворение «Купола» звучит тема России. Для лирического героя Россия — это загадка, он задается вопросом, каким образом в ней совмещается величие и в тоже время запустение. Здесь раскрывается вопрос взаимосвязи веры в свою родину с религиозной верой.

Таким образом, уже сама тема загадочности России построена с помощью приема антитезы. Она «великая», «голубая», «родниковая» но в тоже время она «солоно — да горько-кисло-сладкая».

Прослеживается еще одно противопоставление: четвертая строфа стихотворения начинается словами «в синем небе, колокольнями проколотом…», а шестая «грязью чавкая жирной да ржавою…». Здесь антитеза создается не только на лексическом уровне: «небо — земля (грязь)», но и на стилистическом: в первом случае — слог возвышенный, во втором случае — разговорный, грубый.

Мифологические птицы, Сирин, Гамаюн и Алконост не только отсылают читателя к райскому образу, но и объединяет в себе два мотива — религиозный и сказочный. Чтобы стало более понятно, что это за птицы, необходимо обратится к помощи мифологических словарей.

Алконост — это мифологическая райская птица с человеческим лицом. По легенде, он несет яйца и погружает их в море, делая тем самым его спокойным на 6 дней, а услышавший прекрасное пение алконоста, забывает обо всем на свете.

Сирин — это райская птица — дева, прообразом которой считается сирена. Спускаясь на землю, они зачаровывают людей своим пением. По преданию, Сирин — олицетворение несчастной души.

Гамаюн — в славянской мифологии вещая птица, посланница богов, открывающая будущее.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

С помощью обращения к «сказочным» птицам, лирический герой делает попытку понять, почему его держава такая «сонная». То есть, здесь можно задать риторический вопрос: «Почему уснула Россия: потому что мифологические птицы навлекли на нее своим пением сонное состояние или ответственность за развитие родины все-таки лежит на соотечественниках?» Таким образом, автор хочет заставить задуматься современников, что вопрос запустения великой страны кроется вовсе не в мифологических причинах.

Можно заметить, что райские птицы Сирин и Гамаюн противопоставлены. По преданию, Сирин зачаровывает людей, т.е. вводит их в заблуждение. Гамаюн же — вещает правду от лица богов. Стоит отметить, что в тексте, Сирин «радостно скалится», а Гамаюн только «подает надежду». То есть, Сирин уже справился со своей задачей, т.к. российский народ, по мнению лирического героя, как будто задурманенный, но надежда все-таки возлагается на другую мифологическую птицу — антипода. Т.к. Гамаюн — птица, наиболее приближенная к богам, то, возлагая на нее надежду, уже в этом сказочном мотиве, прослеживается более глубокий, религиозный мотив веры в Бога.

Религиозный мотив подкрепляется и церковной терминологией: купола, душа, Господь. Сюда же можно отнести и цветовую символику — голубой и золотой принято считать божественными цветами. В стихотворении можно встретить и оттенки этих цветов: «в синем ». А также число 7 («семь заветных струн») также божественное число, которое неоднократно встречается в библии (семь дней сотворения Земли, семь алтарей Ваала, семь лет Соломон строит храм в Иерусалиме и т.д.). Цветовая символика в этом стихотворении имеет большое значение, с ее помощью раскрывается идея стихотворения. Кроме «божественных» цветов, в тексте есть «медный» цвет колокола. Интересно провести параллель строф:

В синем небе, колокольнями проколотом, — Медный колокол, медный колокол —

То ль возрадовался, то ли осерчал… Купола в России кроют чистым золотом — Чтобы чаще Господь замечал…

И:

Душу, сбитую утратами да тратами, Душу, стертую перекатами, —

Если до крови лоскут истончал, — Залатаю золотыми я заплатами — Чтобы чаще Господь замечал!

Здесь сопоставляется душа лирического героя с церковным колоколом, с помощью пересечения цветовой символики: «медный» цвет колокола соотносится с цветом, истончавшей «до крови» души. Но, медный колокол, по мнению лирического героя, не замечен Богом, ведь «Купола в России кроют чистым золотом — // Чтобы чаще Господь замечал…». То же происходит и с душой. Значит, чтобы Господь заметил человеческую душу, нужно ее «залатать золотыми заплатками». Таким образом, в этом стихотворении затрагивается вопрос не только о чувствах лирического героя по отношению к родине, но и о вере в Бога. Другими словами, вопрос можно поставить так: что именно «замечает Господь» — истинную веру в душе человека или «золотую заплатку» в виде креста на душевной пустоте?

В заключении анализа этого стихотворения, можно сказать, что оно очень глубокое, философский смысл его передается с помощью синтеза религиозного и сказочного мотивов, а также с помощью приемов антитезы и параллелизма.

Стихотворение «Как по Волге-Матушке» также носит в себе философские мотивы, которые я попытаюсь раскрыть в ходе анализа. В этом поэтическом тексте используются символы, раскрытие которых способствует пониманию скрытого смысла. Обычно вода рассматривается как символ жизни, здесь конкретное географическое название Волги — истинно русской реки символизирует жизнь родной страны, т.е. историю России.

Соответственно берег — символ времени. «Правые берега пологие» — спокойный период исторического хода времени, «берега отвесные» — исторические бедствия. Тогда корабли — судьбы отдельных людей.

При такой интерпретации символов, стихотворение можно трактовать так, что история страны видела разные судьбы людей. В историческом ходе времени были спокойные времена («берега пологие»), где «камыш шевелится, поперек ломается» — это метафора спокойной жизни и естественной смерти. Но Россия видела и тяжелые времена, когда «в воды пресные лились слезы строгие». В стихотворении есть отсылка к военным событиям, на которую указывают слова: «…Волга песни слышала хлеще, чем Дубинушка, // В ней вода исхлестана пулями врагов. // И плыла по матушке наша кровь-кровинушка, // Стыла бурой пеною возле берегов.»

В стихотворении создается образ волны — символ перемены. Во- первых, сама река создает волны, а во-вторых, этот образ помогают создать антонимичные глаголы «берег стелется — берег поднимается». Образ волны раскрывает в поэтическом тексте перемены в ходе исторического времени.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Рассматривая это стихотворение в таком контексте, можно сказать, что философский смысл заключается в том, что по прошествии времени происходят только внешние перемены: изменяются города («Что-то с вами сделалось, города старинные — // Там, где стены древние, на холмах кремли…»), но человеческие судьбы остаются неизменными — корабли, как и раньше «тянут-надрываются» свой груз.

Таким образом, с помощью образов и метафор Высоцкому очень емко и четко получилось обрисовать суть исторической спирали, где философский мотив — это вопрос судьбы русского народа.

Патриотический мотив один из важнейших в творчестве Высоцкого. Раскрывая тему любви к родине, автор использует метафорические образы и символы. Патриотические мотивы в поэзии Высоцкого сосуществуют с религиозным мотивом веры в Бога, с мифологическими мотивами, а также с мотивом поиска истинных ценностей.

2.4 Мотив любви

Мотив любви к людям прослеживается не только в стихотворениях патриотической тематики. Высоцкого интересует непосредственно внутренний мир человека. Его волнует не только судьба всего народа, но и каждая отдельная личность. Ярким примером служит стихотворение «Маски».

Основные вопросы, затронутые в этом стихотворении: «Что скрывается во внутреннем мире человека? Всегда ли он проявляет свои внутренние чувства? Является ли он тем, кем пытается казаться?»

Само название стихотворения «Маски» символично. Маска — символ игры, притворства, неестественности. И уже первая строфа подводит к смыслу названия. Выражения: «как у кривых зеркал», «меня разыграли», «как на венецианском карнавале» развивают тему искусственности, чего-то ненастоящего, погружает читателя в атмосферу недоверия и фальши.

Во второй строфе используется образ замыкающегося кольца. Лирический герой не только окружен масками, но этот круг еще и «смыкается». Маски становятся все ближе к нему, и он невольно попадает в их среду. Глаголы «хватают» и «вовлекают» не только указывают на то, что слияние со средой «масок» у лирического героя происходит помимо его воли, но и на физическое воздействие «масок».

Лирический герой старается сохранить свое «я» среди окружающей его неестественности, он не желает поддаваться влиянию окружающих, но, «маски» воспринимают его как равного себе: «…моё нормальное лицо // Все, вероятно, приняли за маску…». То есть, «маски», настолько вошли в роль, что, видя перед собой человека, который пытается остаться правдивым, не верят ему, и не могут его понять.

Лирический герой не только не желает, но и не умеет притворятся: «я опять — не в такт», «наступаю на ногу партнерам». Он чувствует, что находится в противоестественной для себя среде. Да, «петарды, конфетти» — это весело и ярко, но это «всё не так» для него.

Высоцкий верил в людей и старался находить в них как можно больше хорошего. Это качество передалось в стихотворении и лирическому герою. Он хочет верить, что «…под масками зверей // У многих человеческие лица», что «Сосед мой слева — грустный арлекин, // Другой — палач, а каждый третий — дурень» — это игра, и что, на самом деле под злыми «масками» скрываются добрые человеческие натуры, что они не такие, какое впечатление производят.

Далее в стихотворении раскрывается вопрос, для чего человек скрывает себя за маской? Кто-то пытается казаться лучше, чем есть на самом деле («один — себя старался обелить»), кто-то «лицо скрывает от огласки» … Есть и такие, кто настолько вжился в роль, что даже не в силах разграничить себя от маски. Эпитет «непременная» маска усиливает ее значимость в той среде, то есть ее наличие — это норма и так должно быть. Лирический герой одновременно и участвует в происходящем и наблюдает со стороны за «масками». Он тревожится, что многие вживутся в роль и им понравится быть теми, кого они играют, забыв про свои внутренние качества.

Лирический герой не хочет терять веру в людей, в их положительные качества. В какой-то степени, он боится смотреть правде в глаза и признавать слияние масок с людьми: «Но ни одну не попрошу открыться, — // Что, если маски сброшены, а там — // Всё те же полумаски-полулица?». Стоит выделить использование приставки «полу» («наполовину»), которая раскрывает процесс слияния — это еще не полностью «маски», но они уже и не «лица». Лицо — здесь символ естественности, честности.

В следующей строфе стихотворения, вопрос о масках раскрывается еще глубже. Если до этого причина превращения человека в «маску» была раскрыта как способ подать себя лучше, чем человек является на самом деле, то далее затрагивается более серьезный вопрос: ведь «маски» надевают не только отрицательные, но и добрые «лица», которые, наоборот, пытаются выглядеть более грубыми и черствыми, спрятав свою мягкую натуру, чтоб «не разбить своё лицо о камни», ведь, «маски равнодушия у иных — // Защита от плевков и от пощёчин».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, главный прием стихотворения — антитеза «лица» и «маски» как естественного и наигранного. Кроме этих символов противопоставляются и сами «маски» по качеству: есть «лица», вжившиеся в роль «маски», и не способные выйти из образа, а есть, сознательно надевшие на себя маску равнодушия, спрятав за ней свою ранимость.

Подводя итог, отмечу, что мотив любви к человеку проходит через все творчество Высоцкого. Он не просто пытался понять, что внутри другого человека, но и делал попытку представить себя на его месте, взглянуть на мир его глазами.

2.5 Мотив судьбы

Еще один важный мотив в лирике Высоцкого — мотив судьбы, выбора своего пути. Ярче всего он раскрывается в стихотворении «Мне судьба до последней черты».

Уже в начале стихотворения раскрывается мотив судьбы. Лирический герой, подвергая все под сомнения пытается найти правду — и это он считает своей целью. Т.е. его судьба — говорить правду несмотря ни на что.

В стихотворении присутствуют религиозные мотивы («лабазники врут про ошибки Христа», «может кто-то когда-то поставит свечу»), а также мотивы, связанные с отечественной историей («триста лет под татарами», «пугачевщина, бунт и опять нищета»).

Здесь упоминается историческая фигура — Иван Калита, который сопоставляется с лирическим героем: и тот и другой были «один — против ста», убеждая и доказывая свою точку зрения, «споря до хрипоты».

Религиозный мотив в стихотворении раскрывается и через символ чаши: «Только чашу испить — не успеть на бегу». В Евангелие упоминается «чаша горя», где Иисус в своей молитве просил Бога пронести чашу мимо него. (Иисус в Гефсиманском саду. Моление о чаше.). Цель лирического героя — нести правду, именно это и есть его «чаша горя». Но, он не прости пронести чашу мимо и не отказывается ее испить, т.е. принимает свою судьбу такой, какая она есть.

Это стихотворение можно соотнести со стихотворением Б.Пастернака

«Гамлет», в котором также есть стоки о чаше: «Если только можно, Aвва Oтче, // Чашу эту мимо пронеси». Возможно, не случайно, что параллель стихотворения, где раскрывается мотив судьбы строится именно со стихотворением «Гамлет». Если обратиться к биографии Высоцкого, и вспомнить его работу в театре, интересно отметить, что именно роль Гамлета была любимой ролью Высоцкого. Он проникся этой ролью настолько, что после ее исполнения написал стихотворение «Мой Гамлет», темой которой является смысл жизни и выбор пути. Гамлет Высоцкого пришел к выводу, что не власть и не насилие должны править миром.

В том, чтобы донести правду и передать ее достойному, лирический герой видит свое предназначение:

«Что же с чашею делать?! Разбить — не могу! Потерплю — и достойного подстерегу: Передам — и не надо держаться в кругу…»

Он отказывается говорить то, что хотят слышать другие, если это не совпадает с его представлением о правде:

«Даже если сулят золотую парчу

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Или порчу грозят напустить — не хочу, — На ослабленном нерве я не зазвучу…»

Или:

«Все, что за ночь кропаю, — в чаду растопчу, Лучше голову песне своей откручу, —

Но не буду скользить словно пыль по лучу!»

Тем не менее, лирический герой боится, что не сможет или не успеет исполнить свой долг перед собой и судьбой: «Только чашу испить — не успеть на бегу, // Даже если разлить — все равно не смогу…». Но, если он сможет «испить свою чашу», тогда он сможет сказать, что жизнь его была прожита не зря, что она имела смысл, что «не все суета».

Таким образом, в стихотворении раскрывается мотив судьбы, который пересекается с религиозным мотивом, тем самым раскрывая идею предначертания рока. Судьба лирического героя — нести правду «с пеной у рта», отстаивая ее и споря со всеми.

Мотив судьбы звучит также в стихотворениях «Две судьбы» и «Песня о судьбе».

В «Песне о судьбе» звучит мотив обреченности: лирическому герою не избавиться от своей судьбы и не изменить ее. В стихотворении образное сравнение своей судьбы с псом. С одной стороны, слово «пес» стилистически-окрашенное и несет в себе негативную коннотацию, что в тексте подтверждается эпитетами «голодный», «с бешенными глазами», «с языка слюна». С другой стороны, пес считается самым верным животным, и через такое сравнение, подчеркивается сила связи судьбы с человеком.

Песня «Две судьбы» раскрывается вопрос: «Стоит ли жить, доверясь судьбе, «по течению» или судьбу можно изменить?». Лирический герой здесь «бросил руль и весла», полагаясь на судьбу.

При жизненных трудностях, лирический герой не старается разрешить проблему, пытается от нее уйти: «Тряханет ли в повороте, // Завернет в водовороте — все исправится.» Если здесь рассматривать воду как символ жизни, а течение — символ жизненного пути, то можно сказать, что такая жизнь нравится лирическому герою: «На себя в воде любуюсь — очень нравится».

Осознание того, что лирический герой живет неправильно, что во всех, происходящих с ним бедах, виноват именно он сам своим бездействием и безразличием к своей жизни, а не судьба, приходит к нему уже когда «берега утекли за лодку», т.е. время ушло.

Стоит отметить, что в стихотворении есть религиозные мотивы:

«Брось креститься, причитая, — // Не спасет тебя святая богородица». Здесь не имеется в виду отказ от веры в высшие силы, а говориться, что судьба — это не только божественное предначертание, но и путь, который человек сам для себя выбирает, т.е. синтез случайного и рационального.

В заключение отмечу, что мотив судьбы в лирике Высоцкого объединяет в себе два мотива, мотив выбора пути, который перекликается с мотивом неотвратимости рока, с религиозным мотивом предначертания, а также с мотивом поиска истинных ценностей.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Подводя итог этой главе, где на примере поэтического творчества Высоцкого было рассмотрено, каким образом раскрываются основные философские мотивы, такие как мотив выбора жизненного пути, любви к людям, любви к родине, мотив смерти, можно заключить, что песенная лирика Высоцкого нередко содержит в себе несколько смысловых пластов, раскрытие которых приводит к пониманию философских глубин его поэзии. В каждом стихотворении Высоцкого сосуществуют несколько мотивов, которые дополняют друг друга, что придает многогранность его лирике.

Заключение

В работе были раскрыты факторы, сформировавшие мировосприятие поэта: влияние исторических событий эпохи, биографические факторы, повлиявшие на развитие философских идей в творчестве Высоцкого, а также литература периода жизни автора, в частности, авторская песня.

В работе были проведены параллели Высоцкого с его литературными предшественниками, выявлены сходства и различия.

Выделены основные особенности в лирике Высоцкого:

·соединение в лирике актерского таланта и философской глубины;

·противопоставление простоты формы и содержательной глубины; языковые особенности (соединение в одном тексте высокого и низкого стиля, использование в лирике диалогов). В работе выделены основные философские темы и мотивы, звучащие в лирике Высоцкого: судьбы, смысла жизни, смерти, патриотические мотивы, мотив любви к людям, мотив переосмысления ценностей.

Таким образом, благодаря философской глубине, содержащейся в стихах Высоцкого, его поэзия оставила след в отечественной литературе.

Список литературы

1.Высоцкий В.С. Все не так: мемориальный альманах-антология/Сост. А Базилевский. — М.: Вахазар,1991- 72с.

2.Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. — СПб.: Паритет, 2005. — 314с.

3.Бестужев-Лада И. В. Открывая Высоцкого. — 3 изд. — М.: Вагант- Москва, 2001. — 315 с.

4.Влади. М. Владимир, или Прерванный полет. — М.: Прогресс, 1989. — 178с.

5.Воложин С.: Высоцкий. Я никогда не верил в миражи. Скрытый смысл.// URL: #»justify»>Приложение

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Творчество Высоцкого в школьной программе раскрыто обзорно. При написании работы я обращалась к примерной учебной программе по литературе для 11класса под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина, И.С.Збарского, В.П.Полухиной, составленной для общеобразовательного класса базового уровня (102 часа), примерной учебной программе по литературе для 11 класса базового и профильного уровней под редакцией В.Ф.Чертова (105/175 часов), а также к школьному учебнику по литературе для 11 класса под редакцией В.П.Журавлева, Л.А.Смирновой, О.Н.Михайлова, А.М.Туркова и др.

О творчестве Высоцкого в учебнике упоминается в разделе

«Бардовская песня» вместе с поэтами Б.Окуджавой, А.Галичем и другими. Каждый из этих бардов достоин отдельного рассмотрения, т.к. каждый из них внес в нашу культуру огромный вклад. В своей работе я делаю акцент на творчестве Высоцкого, т.к. он наиболее ярко и остро отобразил в своем творчестве проблемы современной ему действительности.

Стихи Высоцкого имеют глубокий смысл, но из-за недостаточного внимания школьной программы к данному автору, современное поколение плохо знакомо с его творчеством. Задача учителя литературы привить любовь и интерес к чтению, в том числе к изучению лирического материала, чтобы ученик впоследствии захотел вернуться к самостоятельному изучению произведения. Так как Высоцкий изучается в школе обзорно, этого недостаточно, чтобы увлечь учащегося данным автором.

В методической части работы, я бы хотела на примере конспекта-урока продемонстрировать вариант раскрытия творчества Высоцкого в школьной программе.

Конспект урока по литературе для 11 класса анализ философской лирики В.Высоцкого с целью осмысления художественного мира поэта; развитие у учащихся навыков самостоятельного анализа текста. развитие устной речи учащихся, логического мышления, умения видеть художественные средства и делать вывод; воспитание интереса к творчеству поэта. :

Приветствие. Давайте откроем тетради и запишем там сегодняшнее число и «Классная работа».

II.Проверка домашнего задания.

Творчество Высоцкого логично анализировать после темы «Авторская песня», поэтому вариантом предыдущего домашнего задания может быть повторение пройденного материала, а также предварительное ознакомление учеников с биографией Высоцкого. Можно 2 — 3 учеников попросить подготовить презентацию с биографией Высоцкого.

III.Ход урока:

— Давайте теперь запишем в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока

«Философская лирика в творчестве В.Высоцкого».

Прежде чем говорить о лирике конкретного поэта, давайте вспомним само определение «лирики». Для этого можно обратиться к словарю литературоведческих терминов. Скажите, а какие стихотворения Высоцкого вам уже знакомы, с какими его песнями вы сталкивались? (ответы учеников).

Хорошо. Давайте подробнее ознакомимся с его поэтическими текстами и выясним, какие из этих песен заключают в себе философский смысл?

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Ребята, как вы думаете, влияет ли биография поэта на его мировосприятие, отражается ли она в творчестве автора? (ответ «да»). Тогда давайте обратимся к биографии В.Высоцкого, остановимся на каких-то моментах его жизни. (слушаем презентацию с биографией Высоцкого, которая была задана в качестве домашнего задания).

Хорошо. Давайте теперь перейдем непосредственно к разбору стихотворений, проследим к каким темам Высоцкий обращался в своем творчестве, с помощью каких художественных средств происходит раскрытие философского содержания его стихов.

Сегодня на уроке для подробного анализа мы возьмем стихотворение

«Белое безмолвие». Сначала давайте выразительно его прочитаем. (Один из учеников читает стихотворение, как вариант можно включить аудиозапись исполнения этой песни Высоцким). -Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

*Какое настроение выражено в стихотворении? Почему вы так считаете? Какие эмоции оно у вас вызывает? Какие художественные средства и приемы вы нашли в этом стихотворении? Для чего они служат? (Сравнение «снег без грязи, как долгая жизнь без вранья», само название метафорично «белое безмолвие» — все это придает образность стихотворению). Найдите все примеры антитезы в тексте. (птицы противопоставлены воронью, черное — белому, север — юг и т.д.). Какую роль играют риторические вопросы в этом стихотворении? (заставляют читателя задуматься над философским подтекстом этого стихотворения). Какие цвета встречаются в этом стихотворении? Какой цвет преобладает? Как вы думаете, почему? (черный и белый, белый преобладает). Есть ли в стихотворении символы? Приведите пример? (птицы — символ свободы, воронье — символ трусливости). Какие звуки преобладают в стихотворении? Почему? (гласные звуки [а, о, е] помогают воссоздать образ метели. Какие ваши впечатления об этом стихотворении? Понравилось ли оно вам? Почему? Теперь подведем итог анализу этого стихотворения. Разобрав его по пунктам, какой вывод мы можем сделать? О чем это стихотворение? Какая его главная тема? (тема творчества, тема достижения цели) Почему стихотворение имеет именно такое название? (белое безмолвие как белый лист бумаги).

Обратимся еще к одному стихотворению, созвучному этому, которое называется «Горизонт». Оно тоже о творчестве, о преодолении преград. Давайте прочитаем его выразительно (можно прослушать аудиозапись). Теперь проанализируем это стихотворение. Какое настроение выражено в стихотворении? Почему вы так считаете? Какие эмоции оно у вас вызывает? Какие художественные средства и приемы вы нашли в этом стихотворении? Для чего они служат? Есть ли символы в этом стихотворении? Символом чего является «горизонт»? Почему стихотворение так называется? (горизонт — это символ чего-то недостижимого. Если темой стихотворения является тема творчества, то смысл названия в том, что как нельзя доехать до горизонта, так нельзя найти предел творческим возможностям). Можно ли сказать, что стихотворение ритмичное? Служит ли ритм для раскрытия эмоционального напряжения стихотворения? (Да). Какие ваши впечатления об этом стихотворении? Понравилось ли оно вам? Почему? — Подведем итоги уроку.

*Скажите, что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Удалось ли за сегодняшний урок глубже осмыслить творчество поэта? Удалось ли вам открыть для себя Высоцкого по-новому в ходе урока? поэтический высоцкий литература философский 1) анализ стихотворения на выбор 2) выучить одно стихотворение наизусть.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1361

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке