Значение равновесия и вестибулярной устойчивости для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов, они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления равновесия и вестибулярной устойчивости.

ВВЕДЕНИЕ

Значение равновесия и вестибулярной устойчивости для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов, они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления равновесия и вестибулярной устойчивости. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.

Понятие «равновесие» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под равновесием следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.

В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на равновесие. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития вестибулярных способностей.

Ведущую роль в трактовке равновесия отводят вестибулярным функциям центральной нервной системы.

Вестибулярная устойчивость обеспечивает экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития вестибулярной устойчивости — гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Поэтому вестибулярная устойчивость в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания.

Объект исследования: процесс физического воспитания.

Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития вестибулярной устойчивости и равновесия у детей младшего школьного возраста.

Цель: Изучение влияния игровой деятельности на формирование вестибулярной устойчивости и равновесия у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Задачи:

Раскрыть сущность, значение, классификацию координационных способностей в управлении движениями и биомеханические аспекты сохранения равновесия тела человеком.

Рассмотреть особенности развития детей младшего школьного возраста.

Изучить основы развития способности к равновесию, средства и методы формирования вестибулярной устойчивости и равновесия у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Выявить уровень развития вестибулярной устойчивости и равновесия у младших школьников.

Подобрать игры и игровые упражнения и разработать серию занятий подтверждающих их эффективность в формировании вестибулярной устойчивости и равновесия.

Проанализировать эффективность проведенной работы.

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:

.Анализ и обобщение литературных источников по изучаемой проблеме;

. Контрольные испытания;

.Педагогическое наблюдение;

. Первичная математическая обработка;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

. Сравнительный анализ.

Теоретико-методологической базой исследования являются: фундаментальные положения теории физической культуры и спорта Л. П. Матвеев, Ж. К. Холодов, В. Н. Платонов; теория развития координационных способностей в школьном возрасте (В.И. Лях, А.Г. Карпеев).

Практическая значимость работы заключается в том, что проведённые нами исследования могут быть использованы учителями начальных классов ведущих уроки физической культуры, учителям физкультуры для формирования вестибулярной устойчивости и равновесия у детей младшего начального возраста.

Базой исследования является, «Талицкая МАОУ СОШ№4» 2 класс.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, с обозначенной в нем актуальностью и проблемой, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И РАВНОВЕСИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Сущность, значение и классификация координационных способностей в управлении движениями

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф. Лестгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи [20].

Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:

. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

. Только сформированные координационные способности — необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей — гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Поэтому, помимо физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков. Так как этот возраст, особенно младший школьный является наиболее благоприятным в этом отношении.

Классификация координационных способностей.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие. Координационные способности включают в себя: пространственную ориентировку, точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам, статическое и динамическое равновесие [1].

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, то есть наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) [28].

Координационные движения еще называют: сноровкой, ловкостью, статокинетической устойчивость. Статокинетическая устойчивость — устойчивость к сохранению равновесия позы и движений, зависит от координации мышечных движений и устойчивости вестибулярного аппарата. Афферентные сигналы к вестибулярному центру поступают от рецепторов глаз, желудка, мышц и рецептивных полей вестибулярного аппарата, которые позволяют определить положение тела в пространстве и координировать движения различных мышечных групп.

Статическая устойчивость необходима в прицельных упражнениях: стрельбе из винтовки, ружья, пистолета, лука, метании мяча в цель, сохранении позы в гимнастике и так далее.

Динамическая устойчивость проявляется в движении, в особенности при меняющейся ситуации, например, в игре (футбол, баскетбол, хоккей и другие). К динамической устойчивости относят способность противостоять укачиванию[4].

Для эффективного формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека. Отсюда и вытекает необходимость классификации координационных способностей.

Применительно к детскому спорту и физической культуре в школе можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями:

способность к реагированию;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

ориентационная способность;

ритмическая способность;

способность к равновесию;

вестибулярная способность (статокинетическая);

дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения;

Способность к реагированию: позволяет быстро и точно выполнить целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал всем телом или его частью (рукой, ногой, туловищем).

Ориентационная способность: возможность индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.

Ритмическая способность: способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Способность к равновесию: сохранение устойчивости позы (равновесия) в тех либо иных статических положениях тела (в стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, во время выполнения акробатических упражнений, в борьбе с партнером) [17].

Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость: способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов).

Дифференцированная способность: при воспитании способности дифференцировать различные параметры, следует использовать такие методические приемы, как включение зрительного анализатора, задание на точность, «сближаемые» и «контрастные» задания.

1.1.1 Понятие и виды «вестибулярной устойчивости»

Прежде, чем обозначить понятие вестибулярной устойчивости, стоит сказать об их важности в развитии человека.

Другой крупный советский теоретик в области физического воспитания Г.Н. Сатиров утверждал, что «не овладев комплексом прочно сформировавшихся двигательных умений и качеств», нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями», то естьнельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять своими движениями.

Вестибулярная устойчивость — это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

Понятием «вестибулярная устойчивость» ученые начали широко пользоваться в последние 25 — 30 лет для более конкретной интерпретации одного из двигательных качеств — ловкости. В подавляющем большинстве учебников, учебных пособий, монографий и статей до настоящего времени можно прочесть, что ловкость составляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями и, во-вторых, способность быстро перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки. Последнюю способность иногда рассматривают как способность к моторной адаптации, проявляющейся в относительно стандартных и неожиданных, быстро изменяющихся ситуациях.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Такое представление оказалось, однако, не соответствующим огромному числу фактов, встречаемых в практике и полученных экспериментальным путем. Способность быстро обучаться, известная еще с 20-х годов, на самом деле оказалась весьма специфической. Иначе говоря, выяснилось, что человек, быстрее других обучающийся одним движениям (например, акробатическим или гимнастическим), в других случаях (скажем, при освоении технико-тактических, спортивно-игровых действий) может быть в числе последних.

Начиная с 30-х годов исследователи смогли доказать неправомерность сведения ловкости только к нескольким способностям. В результате на сегодняшний день насчитывают от 2-3 общих до 5-7 специальных и специфических проявляемых вестибулярной устойчивостью, таких как:

вестибулярная устойчивость больших мышечных групп всего тела;

общее равновесие;

равновесие со зрительным контролем и без него;

равновесие на предмете;

уравновешивание предметов;

быстрота перестройки двигательной деятельности.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Среди равновесия называют также способность к пространственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность произвольно расслаблять мышцы.

Такое положение привело к тому, что вместо термина «ловкость» ввели в науку и практику термин «вестибулярная устойчивость», стали говорить о системе (совокупности) таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их оценке и развитию.

Однако термин вестибулярная устойчивость не является общепринятым, объединяющим вышеназванные способности в систему связанных понятий. В публикациях отечественных и зарубежных ученых можно встретить самые разнообразные термины и понятия как более общего («ловкость», «координация движений», «способность управлять движениями», «общее равновесие»), так и более узкого плана («координация движений верхних конечностей», «мелкая моторика», «динамическое равновесие», «согласование движений», «изменение ритма», «способность точно воспроизводить движения», «прыжковая ловкость» и другие)[9].

Большое число терминов и понятий, с помощью которых пытаются объяснить индивидуальные различия, встречающиеся при управлении и регуляции различных двигательных действий, с одной стороны, указывает на сложность и разнообразие равновесия проявлений человека, а с другой — свидетельствует о неупорядоченности терминологического и понятийного аппарата, используемого для этой цели. Всё это, несомненно, осложняет понимание данного явления и создает для учителя определенные трудности при формировании равновесия детей в практике физического воспитания.

Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного анализатора. В связи с этим различают статическое и динамическое равновесие. Статическое равновесие проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например: стойка на руках), динамическое равновесие — при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например: передвижение лыжника). Статическое равновесие совершенствуется усложнением биомеханической структуры упражнения и изменением психофункционального состояния школьников. Первое достигается за счет поз, при которых центр тяжести тела изменяет свое расположение по отношению к точке опоры, и удерживания заданных поз длительное время. Второе — создание психической трудности сохранения равновесия путем повышения высоты опоры, изменение угла ее наклона, а так же временным «выключением» зрительного анализатора. Совершенствование динамического равновесия осуществляется преимущественно с помощью упражнений циклического характера: ходьбы или бега по беговой дорожке с изменяющейся шириной или по подвижной опоре [5].

Еще вестибулярную устойчивость называют как статокинетическая устойчивость, то есть способность точно, стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений, — важная специфическая координационных способностей. Учащийся, отличающийся высокой статокинетической устойчивостью, способен сохранять стабильными пространственную ориентацию, функцию равновесия и в целом работоспособность при активных и пассивных перемещениях в пространстве. И, наоборот, у человека, не отличающегося такой способностью, после достаточно сильных раздражений вестибулярного аппарата значительно снижаются показатели координации, в частности точность движений.

Данная способность имеет большое значение в повседневной жизни (езда на различных видах транспорта и другие), во многих видах спорта (спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, на батуте, акробатика, водные лыжи), в трудовой деятельности (авиация, космонавтика).

Улучшение вестибулярной (статокинетической) устойчивости на уроках физической культуры и в процессе занятий спортом должно идти посредством повышения общей физической подготовленности и разностороннего развития координационных способностей путем систематического применения упражнений, воздействующих на функции вестибулярного анализатора. Среди них следует назвать аналитические координационные упражнения:

) наклоны головы вперед, назад, в стороны: стоя на месте, в ходьбе и беге, в прыжках;

) повороты: в ходьбе, в беге, в прыжках (на заданное и максимальное количество градусов, серийные);

) вращения: в ходьбе, беге, прыжках;

) акробатические упражнения (всевозможные кувырки, перекаты, в том числе с закрытыми глазами);

) отдельные гимнастические упражнения на снарядах, предъявляющие повышенные требования к вестибулярному анализатору;

) стойки на неустойчивой опоре.

Синтетические координационные упражнения, совершенствующие статокинетическую устойчивость, могут включать:

) два и более вышеперечисленных заданий, например:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

а) из исходного положения наклон вперед, 1-2 поворота, кувырок на мате, встать, выпрямиться, повторить то же (в зависимости от возраста и подготовленности можно выполнять до 10 поворотов и 10 кувырков)

б) то же, но после этого постараться удержать равновесие, стоя на месте (статическое), или точно пройти по прямой (динамическое);

) сочетание аналитических координационных упражнений на статокинетическую устойчивость со всевозможными другими упражнениями на координационные способности (например, несколько кувырков подряд в сочетании с бросками на меткость, точность или с заданиями на равновесие и так далее);

) отдельные аналитические координационные упражнения на статокинетическую устойчивость во всевозможных полосах препятствий, в круговой тренировке, эстафетах[8].

Для направленного совершенствования функций вестибулярного аппарата применяются также упражнения с вращениями, выполняемые на различных снарядах (на подкидной доске, батуте, трамплине) или с помощью специальных вращательных тренажеров (самодвижущиеся допинги, подвесные колеса, центрифуги, кресла, в том числе электровращающиеся).

Виды вестибулярной устойчивости:

Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфические и общие.

Специальные относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различают:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

во всевозможных циклических (ходьба, бег, ползание, лазание, плавание); локомоции на приспособлениях: коньки, велосипед, гребля и ациклических двигательных действиях (прыжки);

в нелокомоторных движениях тела в пространстве;

в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указывания, прикосновения, укола, обвода контура);

в движениях перемещения вещей в пространстве;

в движениях прицеливания; в подражательных и копирующих движениях;

в действиях подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой).

В приведенную систематизацию не вошло еще ряд групп, которые относятся к трудовым действиям и бытовым операциям. Это так называемая вертикальная классификация вестибулярной устойчивости.

К наиболее важным из специфических, или частных (горизонтальная классификация) относятся: способность к ориентированию в пространстве, равновесие, ритм, способности к воспроизведению, дифференцированию, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений, способности к реагированию, быстроте перестроения двигательной деятельности, способности к согласованию движений, произвольное мышечное напряжение и статокинетическую устойчивость[23].

Каждая способность не является однородной, а имеет сложную структуру. В способности к равновесию выделяют статическое, динамическое равновесие и уравновешивание предметов. До 15 и более элементарных способностей различают в способности к дифференцированию (воспроизведение, дифференцирование, оценка и отмеривание пространственных, временных и силовых параметров движений). Сложной структурой отличаются способность к реагированию (выбора, предвидения, переключения), способность к ритму (воспроизведения, изменения ритма) и другие способности.

Методы вестибулярной устойчивости:

Наиболее эффективным методом воспитания ловкости является игровой метод с дополнительными заданиями и без них. Игровой метод с дополнительными заданиями предусматривает выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и тому подобное. Например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача, как можно больше детей «запятнать» за 3 мин, или «запятнать» с помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи ученик должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации. Например: при игре в баскетбол во время атаки школьник должен сам прогнозировать возможность возникновения той или иной двигательной задачи, а следовательно, и ее решения посредством того или иного двигательного действия (бросать ли мяч по кольцу, или отдать его партнеру, или создать трудности передвижению соперника)[21].

физический школьный вестибулярный устойчивость

1.1.2 Понятие и виды равновесия

Одним из важных координационных качеств является равновесие-способность ориентироваться в пространстве и времени при выполнении различных двигательных действий. Определенный уровень развития этого качества обеспечивает устойчивость тела в статических и динамических позах.

Сохранение равновесия определяется взаимодействием тела земной гравитации. Чем успешнее человек преодолевает силу гравитации, тем устойчивее его положение. Наиболее известным способом преодоление гравитации является приближение общего центра тяжести тела к опоре, например: присесть, чтобы повысить устойчивость тела на узкой опоре. Другой способ преодоления сил гравитации — рациональное расположение частей тела. Например, ходьба по узкой рейке требует больших усилий для сохранения равновесия, чем ходьба по полу. Однако устойчивость можно повысить за счет изменения положения рук. Так, если развести руки в стороны, то происходит более равномерное распределение тяжести тела над порой, что требует меньшего напряжения.

Сохранение равновесия имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Практически все двигательные действия: (ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля) связаны с сохранением равновесия тела. Снижение степени его проявления является серьезным сигналом нарушения двигательной функции, а, следовательно, ухудшение здоровья, поэтому постоянная работа по развитию равновесия является необходимым условием укрепления физического состояния[24].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Двигательная деятельность во многом определяется также уровнем развития быстроты и выносливости. Выполнение многих двигательных актов (бег, ходьба, плавание) требует не только значительно силовых затрат в течение определенного времени, но и различной скорости. Следовательно, высокий уровень развития всех физических качеств является необходимым условием для успешного выполнения различных упражнений. Важным фактором, обуславливающим развитие равновесия, является степень проявления координационных качеств.

Для сохранения равновесия требуется хорошая ориентация в пространственных, временных из силовых параметров движения, быстрое принятие рационального положения тела, правильный выбор исходного и конечного положения.Чем выше уровень развития координационных качеств, тем устойчивее положение тела, как статистических, так и в динамических позах.

Привычка к сохранению равновесия тела во время ходьбы эксплуатируется на другие виды деятельности: бег езда на велосипеде греблю и так далее. Сохранение устойчивого положения тела имеет большое значение для удержания статических и динамических поз, а также в движениях, связанных с перемещением различных тяжестей.

При недостаточной устойчивости тела и слабом мышечном тонусе происходит деформация осанки, что негативно сказывается на состоянии здоровья.

Удержание равновесия связано с развитием подвижности в суставах. На устойчивость тела существенное влияние оказывает рациональное расположение частей тела над опорой. Чем выше подвижность в суставах, тем легче это рационально осуществить. Кроме того, достаточно высокая подвижность в суставах позволяет, в случае необходимости, быстро изменить высоту общего центра тяжести тела, приблизив его к опоре, и сохранить равновесие.

На развитие равновесия в определенной мере влияет степень проявления ловкости. Достаточно высокий уровень мышечной и внутримышечной координации помогает сохранить довольно устойчивое положение тела. Поэтому совершенствование координации должно быть длительным и постоянным. С этой целью рекомендуется выполнять различные перекаты (вперед, назад, в одну и в другую сторону, доступные акробатические упражнения горки, стойки на лопатках, на голове и руках).

Методика развитие способности к равновесию у детей младшего школьного возраста.

Одними из важных аспектов в изучении данной проблемы являются исследование особенностей развития способности к равновесию и тренировка в разные периоды жизни человека и, в частности, у детей.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Известно, что функция равновесия у детей совершенствуется с возрастом [14]. Принято считать, что сенситивным периодом в развитии способности к равновесию у детей является возраст от 7 до 12 лет, а к 13-14 годам показатели устойчивости тела достигают величин, свойственных взрослому человеку. Известно, что функция равновесия у детей совершенствуется с возрастом.

Специальной тренировкой можно улучшить функциональные возможности органов и систем равновесия тела человека. Однако наибольший эффект её выявлен в период морфологического созревания ведущих в механизме регуляции равновесия тела анализаторов (вестибулярного, зрительного и двигательного). Такая своевременность позволит достигнуть высокого уровня их развития в последующие годы жизни человека.

В качестве основных средств развития способности к равновесию у детей, кроме упражнений предусмотренных программой (1-2 класса), должны использоваться специальные двигательные задания с избирательным и комплексным воздействием на функции вестибулярного, зрительного и двигательного анализаторов.

Наряду с бурными морфологическими и функциональными перестройками, происходящими в организме 7-летнего ребенка, налицо дисгармония между его физическим и нервно-психическим развитием.

Таким образом, возникает потребность в создании методики специальной подготовки детей 7 лет при условии всестороннего и гармонического их развития. Реализация такого подхода к целенаправленному развитию функций равновесия гарантируют успешность освоения детьми 7-летнего возраста азов акробатической подготовки, и является существенным дополнением к комплексу мероприятий по подготовке их к систематическому обучению в общеобразовательной школе[13].

1.2 Биомеханические аспекты сохранения равновесия тела человеком

Многие исследователи отмечают, что деление «равновесия» на статические и динамические формы чисто условно, так как тело человека никогда не находится в строгой статике. Это обуславливается процессами дыхания, циркуляцией крови, перистальтикой кишечника, сердцебиением, перераспределением мышечного тонуса и другими процессами, ведущими к перемещению масс тела человека, что, в свою очередь, отражается в изменении амплитуды и частоты колебаний его общего центра масс (ОЦМ)[18].

Как известно, положение физического тела характеризуется:

. Позой (иначе говоря, формой);

. Местом;

. Ориентацией;

Кроме этого, на любое тело (живой или не живой природы), находящееся на Земле, действуют различные по характеру и направлению силы (внешние и внутренние; статические и динамические; укрепляющие и замедляющие).

При анализе равновесия тела человека необходимо учитывать следующие обязательства:

. Площадь фактической опоры всегда больше площади эффективной опоры (то есть зоны, в которой можно восстанавливать и удерживать равновесие). Мягкие ткани и недостаточно сильные мышцы неспособны уравновесить нагрузку, и опрокидывание будет раньше, чем линия силы тяжести пересечет край опорной поверхности;

. Тело человека при действии на него опрокидывающих сил чаще всего не сохраняет позы, а лишь изменяет свою конфигурацию вследствие перемещения звеньев опорно-двигательного аппарата [10].

Элементами устойчивости тела (системы тел) принято считать: время фиксации позы, амплитуду, частоту и период колебаний ОЦМ.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Многочисленными исследованиями доказано, что существует обратная зависимость между показателями размаха колебаний ОЦМ тела и функцией равновесия у человека[10].

На локализацию ОЦМ тела человека влияют следующие факторы:

. Пол (у женщин ОЦМ тела ниже, чем у мужчин, а значит и показатели равновесия лучше);

. Возраст (к примеру, впервые 5 лет жизни у ребенка относительная высота ОЦМ тела выше, чем у взрослых — до 10-15%, и, следовательно, хуже показатели функции равновесия);

. Спортивная специализация (у спортсменов со значительной гипертрофией мышц нижних конечностей ОЦМ тела находится ниже, например, у футболистов и конькобежцев);

. Особенности конституции тела и многие другие.

В связи с этим ряд авторов Стрелец В.Г., Карпеев А.С., утверждают, что показатели равновесия тела косвенно отражают психофизиологическое состояние человека и его уровень состояния общей в частности, физической и умственной работоспособности.

Подводя итог обзору литературы по освещению вопросов биомеханических аспектов сохранения человеком статического и динамического равновесия, необходимо отметить, что общим для этих форм двигательной деятельности является комплексная работа одних и тех же анализаторов и, в первую очередь вестибулярного, зрительного и двигательного[18].

Важная роль в осуществлении оперативной коррекции движений человека, в том числе и в актах поддержания равновесия тела, несомненно, принадлежит двигательному анализатору. При сохранении равновесия тела участвует почти вся скелетная мускулатура. Рецепторы, находящиеся в мышцах, (мышечные веретена), сухожилиях, участвуют в восприятии положения и движения конечностей тела. Равновесие тела человека осуществляется сложным рефлекторным взаимодействия комплекса анализаторов, ведущими в котором является вестибулярный, зрительный и двигательный. Доминирующее значение может принадлежать то одному, то другому из них в зависимости от конкретных форм пространственного анализа. Например, при выключении зрительного контроля повышается роль вестибулярного и двигательного анализаторов в функции равновесия.

Одной из важных специфических координационных способностей является вестибулярная (статокинетическая ) устойчивость — способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов и так далее).

Данная способность имеет большое значение в повседневной жизни.

1.3 Особенности развития детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст ребенка — это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практичес