Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Использование жизненных стратегий современных женщин для формирования потребительского поведения»

Актуальность темы исследования. Существуют определенные гендерные стереотипы о том, как покупают женщины и как покупают мужчины. Несмотря на то, что в последние сто лет распространяется равноправие мужчин и женщин, эти стереотипы до сих пор работают, используются в современном маркетинге и позволяют разделить товары по половым признакам.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫБОРА ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЖЕНЩИН В

СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

.1 Принципы и критерии анализа жизненных стратегий женщин

1.2   Основные факторы, определяющие выбор жизненных стратегий современных женщин

1.3   Место карьеры и семьи в жизни современной женщины ГЛАВА 2. ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

2.1   Особенности женского потребительского поведения

2.2   Вторичный анализ результатов социологического исследования «Типологизация потребительского поведения на рынке женской одежды» ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН (ВЫБОР: СЕМЬЯ ИЛИ КАРЬЕРА)

3.1 Сравнительный анализ жизненных стратегий современных российских женщин (по результатам анкетирования)

3.2   Сравнительный анализ жизненных стратегий современных румынских женщин (по результатам анкетирования)

3.3   Проблемы выбора современных российских женщин между семьёй и карьерой (по результатам глубинного интервью) ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Существуют определенные гендерные стереотипы о том, как покупают женщины и как покупают мужчины. Несмотря на то, что в последние сто лет распространяется равноправие мужчин и женщин, эти стереотипы до сих пор работают, используются в современном маркетинге и позволяют разделить товары по половым признакам.

Современный маркетинг делится на мужской и женский. Женский маркетинг — это разработка товаров/услуг и их продвижение с учётом женской психологии, женских ценностей, женских потребностей и женских ожиданий, то есть с учётом выбранной ею жизненной стратегии. Сегодня товаропроизводители могут маркетинговыми средствами не только лишь пробуждать интерес женщин-потребителей, но и формировать их потребительское поведение.

Исследование выбранных женщинами жизненных стратегий, существующих ценностных установок и предпочтений является очень важным, в целом, для определения тенденций, происходящих в обществе, и, в частности, для анализа использования этих стратегий в маркетинге. Социально- структурная, экономическая трансформация общества, развитие гражданского социума, изменения в системе общественных ценностей — всё это привело к изменению условий формирования жизнеустройства женщин как одной из социальных групп российского общества. Осмысление и анализ позитивных и негативных тенденций, которые определяют условия формирования жизненных стратегий женщин, дают основание полагать, что сегодня женщины в социальной структуре общества выступают в своем новом качестве — активных субъектов общественных отношений.

Развитие общества и новые социально-экономические условия изменили строение базовых моделей жизненных стратегий, а также систему социальных ценностей, которые влияют на направленность выбора жизненных стратегий. Возросло значение гендерной социализации, влияющей на формирование жизненных стратегий. Поэтому актуализировалась потребность в проведении углубленных теоретических и комплексных эмпирических исследований.

Проблема использования жизненных стратегий современных женщин для формирования потребительского поведения актуальна в той или иной степени для любого типа общества. Линия маркетингового поведения выстраивается в зависимости от опоры на жизненные стратегии, которые определяют жизнеустройство женщин. Поэтому появилась проблема взаимосвязи жизненных стратегий, как социального феномена и формирования потребительского поведения.

В условиях модернизации современного общества и новых социально- экономических условиях изменились ценностные ориентации, которые определяют выбор жизненной стратегии современной женщины. Исследование ценностей является актуальным не только в связи с использованием их в маркетинге, но и по другим причинам. Рассмотрим их:

Во-первых, демократические процессы в современном обществе не могут протекать без хороших отношений среди различных слоёв общества, содержа внутри себя взаимоотношения между противоположными полами, то есть гендерные отношения.

Во-вторых, социально-экономические преобразования в современном обществе кроме того, что до сих пор не решили существующую проблему неравенства гендеров, так ещё и обеспечили новые противоречия в данной сфере: увеличивается гендерная асимметрия рынка труда, протекает процесс трансформации семьи как социального института, продолжается дискриминация женщин в политической, экономической и других социально значимых сферах жизнедеятельности человека.

Исследование ценностных ориентиров, анализ выбора жизненной стратегии современных женщин, а также изучение использования этих стратегий для формирования потребительского поведения являются важными теоретическими и практическими проблемами.

Когда мы анализируем женский социум, необходимо учитывать наряду с общими гендерными признаками (высокой бытовой занятостью, гендерной асимметрией в оплате труда, слабым выражением на уровне принятия государственных и политических решений, зависимостью от государственной социальной поддержки) и другие отличительные черты женских общностей, которые обусловлены вероисповеданием, образом жизни, этнической принадлежностью, культурными традициями.

Региональные факторы играют важную роль в формировании жизненной стратегии современных российских женщин. Но влияние социально- экономических обстоятельств региона на формирование и реализацию жизненных стратегий ещё недостаточно изучено.

Для определения степени адаптации женщин в социальное пространство современного социума и общественную среду регионов, необходим поиск новых подходов, которые позволят раскрыть характеристики процесса формирования жизненных стратегий и конкретизировать значимость гендерной социализации. Требуется научная рефлексия сущности, содержания и качественных характеристик данного процесса.

Учитывая объективные основания, можно предположить, что в современных социологических исследованиях должно произойти смещение фокуса научного интереса от изучения женщин как социально-уязвимой группы, объекта социальной защиты, возможности которой ограничены, к изучению особенностей жизнеустройства, определяющего степень социальной адаптации и жизненных стратегий женщин, обусловливающих гармонизацию межличностных отношений в обществе, а также формирующих потребительское поведение. Женщины с особенностями своего жизнеустройства и формирования жизненных стратегий, как основные потребители товаров и услуг, должны стать объектом особого внимания в условиях социального развития и стабилизации рыночной экономики в современном мире. Это представляет позитивное направление в исследовании современных социальных процессов на уровне женщин как одной из социальных групп общества.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Теоретическая актуальность работы обусловлена недостаточной разработанностью темы в научной литературе, что отражено в степени разработанности проблемы, а также обусловлена новизной исследования.

Вышеперечисленные факторы обусловливают актуальность темы исследования, а также необходимость комплексного изучения и научного осмысления особенностей использования жизненных стратегий современных женщин для формирования потребительского поведения.

Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, использование жизненных стратегий современных женщин для формирования потребительского поведения может быть рассмотрено с позитивной точки зрения: удовлетворения потребностей всех социальных групп. С другой стороны, может быть рассмотрено с негативной точки зрения: управление и манипуляция потребительским поведением.

Степень научной разработанности проблемы. Данная диссертация носит междисциплинарный характер. В первую очередь, нужно выделить исследования, посвящённые изучению стереотипов сознания и поведения человека в повседневной жизни.

Стереотипы являются объектом изучения таких зарубежных и отечественных социологов, как В.С. Агеева, И.В. Бестужев-Лады, Т.М. Дридзе, У. Липпмана, А.В. Меренкова, Э. Ноэль-Нойман, Р. Таджури, Т. Шибутани и др.

В процессе изучения человека и общества гендерный подход не является традиционным для отечественной социологии. Он был сформирован еще в 70- 80-е гг. XX в., а основан он на неклассическом философском дискурсе. Идеи постструктурализма и постмодернизма сыграли важную роль в становлении гендерного подхода (Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар, М.П. Фуко), философии феминизма (Ю. Кристева), этнометодологии (Г. Гарфинкель1), символического интеракционизма (Э. Гоффман), понимающей социологии (М. Вебер), социального конструктивизма (П. Бергер и Т. Лукман) и другие.

Работы знаменитых социологов Э. Гидденса и П. Бурдье, психологов Э. Маккоби2 и С. Бем, антрополога М. Мид сыграли огромную роль для понимания пола как социального конструкта.

Гендерный подход в массовом сознании основан на общих представлениях о женщине и мужчине, об их социальных ролях и выполняемых функциях в обществе, «женском» и «мужском» в культуре и об их изменяемости.

Гендерные стереотипы в западной социологии изучались на основе общих методологических подходов в нескольких концептуальных направлениях: гендерные исследования социально-психологического характера (Т. Кениг, А. Адлер, Ш. Берн, С. Бем,), антропологические и исторические исследования гендера (В.Г. Зуссман, К. Леви-Стросс), феминистские идеи и теории гендерной асимметрии (Дж. Хубер, Дж. Батлер, Дж. Хирдман, С. Де Бовуар, Г. Рубин, Л. Иригарей).

В отечественной социологии существует небольшое количество работ, которые посвящены изучению гендерных стереотипов и их специфики по сравнению с другими видами социальных стереотипов: экономическими, культурно-этническими, политическими и идеологическими (Ж. Чернова, В.Ф. Анурин, С. Ушакин, Т.В. Барчунова, А. Темкина, К.А. Богданов, И. Татарсковская, О. Воронина, А. Синельников, Е.А. Здравомыслова, Л.Л. Рыбцова, И.П. Ионин, И. Клецина, А.А. Панченко, И. Кон, Е.Омельченко, Е.Ю. Мещеркина, А.В. Меренков).

Предметная сфера научных исследований в области изучения проблем женщин начинает существенно расширяться в конце 80-х — начале 90-х гг. К числу новых и наиболее популярных тем в исследованиях женщин относятся следующие темы: «женщины в сфере управления» (Е.И. Комаров, Н. Кондакова); «женщина и предпринимательство» (А.Е. Чирикова, Г.Г. Силласте, Ю.В. Татарникова, O.K. Самарцева, А.А. Возьмитель); «женщина и переход к рыночным отношениям» (Т.Ю. Журженко, М.Е. Баскакова, Е.Б. Мезенцева), «женщина и политика» (Н.В. Иванчук, В.Н. Константинова, Т.Э. Ковалева, З.Х. Саралиева, В.А. Тишков, Л.B. Бабаева, Ю.В. Шабалина, Г.Г. Силласте, В.Н. Хандожко) и другие.

Специалисты в области психологии менеджмента А. Жарден, Дж. Виткин, М. Хеннинг и С. Картер провели глубокий анализ причин, которые мешают женщинам достигать успехов в лидерстве. Они выделили следующие причины: женщины более эмоциональны и имеют меньше склонности к риску: боязнь и сомнения заставляют их перестраховываться и откладывать не терпящие отлагательства решения; женщины гораздо чаще прибегают к сочетанию нескольких жизненных стратегий, когда работе отводится такая же существенная роль, как и семье; наконец, женщины позднее мужчин начинают заботиться о личной карьере, являются ярко выраженными носителями исполнительской психологии.

Такие учёные, как О.А. Раковская, Д.Б. Лебин, А.Е. Чирикова, И.И. Леймак, С.Г. Айвазова, М.С. Арсанукаева, Т.А. Машика и Ю.М. Лукашук рассматривали проблему профессионального становления женщин.

Проблему сочетания женщинами семейной и профессиональной ролей исследовали такие западные ученые, как Дж. Пинчбек, Э. Мирдал, Дж. Смитт, П. Джепкотт, В. Клейн.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Что касается России, здесь гендерные исследования стали развиваться с конца 80-х годов ХХ века. Начало положили работы С.Г. Айвазовой, О.А. Ворониной, Т.А. Гурко, Л.С. Егоровой, Е.Б. Мезенцевой, М.М. Малышевой, Н.Л. Пушкаревой, Н.М. Римашевской, Л.Л. Рыбцовой и других.

Но еще в 60е годы XX века начинали анализировать социальное положение советских женщин. Делали это следующие исследователи: Е.Б. Грузднева, Е.Д. Емельянова, Э.С. Чертихина, З.А.Янкова и другие.

В работах А.Г.Харчева, С.И. Голода, М.С. Мацковского, А.И. Антонова, В.М. Медковой, Е.М. Черняк3 были рассмотрены проблемы материнства, проблемы семьи, совмещение сразу нескольких из социальных ролей советскими женщинами.

Жизненный выбор современный российской женщины является предметом исследовательского интереса К.А. Абульхановой-Славской, Л.А. Беляевой, Е.С. Балабановой, Н.Ф. Наумовой, Ю.М. Резника, М.В. Удальцовой4, которые рассматривают его в контексте реализации жизненных целей и потребностей.

Труды О.В. Бондаренко, Н.И. Лапина, В.Т. Лисовского посвящены изучению трансформации ценностей в российском обществе.

Огромную значимость имеют работы Г.Г. Силласте5. В них женщина рассматривается исключительно с точки зрения гендерного подхода, а также проводится анализ такой проблемы, как дискриминация женщин в разных сферах жизни.

Тему сочетания материнства и профессиональной занятости развивали такие отечественные учёные, как Н.В. Лавриненко, В.Н. Турченко, С.И. Голод Ю.М. Лукашук, А.Г. Харчев, Т.А. Машика, Л.В. Попова, Ю.П. Тё, Л.В. Бабаева, И.Г. Жирицкая и другие.

Количество исследований по гендерной проблематике резко возрастает в 1990-е гг. Следует отметить несколько исследовательских коллективов, которые внесли наиболее весомый вклад в исследование проблем положения женщин в современной России. Для начала нужно упомянуть работы Московского центра гендерных исследований Института социально- экономических проблем народонаселения РАН (М.Ю. Арутюнян, О.А. Ворониной, З.А. Хоткиной, М.Н. Баскаковой, М.М. Малышевой и другие).

Центром внимания в своих трудах Т. Клименкова, Л. Ржаницына, Н. Пушкарева, И. Жеребкина, С. Айвазова, С. Рощина, Г. Силласте и О. Хасбулатова ставят проблемы особенностей самореализации женщин, ситуации в семье, положения женщин на рынке труда, их здоровья и репродукции, проблемы женских движений, отражение гендерной проблематики в сфере науки и образования и науки и др.

Напрямую и косвенно гендерной проблематикой занимались и крупные российские социологические центры, которые систематически проводили общероссийские обследования населения. Например, ВЦИОМ изучал социально-экономические проблемы и проблемы занятости женщин, а Фонд «Общественное мнение» исследовал политические ориентации и политическое участие женщин и др.

В 2002 году ИКСИ РАН (Институт комплексных социальных исследований РАН) организовал общероссийское исследование «Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?». В нём представлен анализ женской проблематики на широком «общественном поле» с использованием общероссийской выборки, которая предоставила возможность выявить как общие характеристики россиянок, так и специфические особенности различных групп женщин6. В исследовании представлен комплексный анализ положения, поведения и мировоззрения российских женщин, а также влияние реформ последнего десятилетия на их ценностные установки и образ жизни.

Предметом исследований в трудах М.Е. Баскаковой, З.А. Хоткиной, Е.Б. Груздевой, С.Ю. Рощиной, Т.Ю. Журженко является женская занятость в переходной экономике7. Гендерную асимметрию в сфере занятости и труда рассматривали учёные: М.Е. Баскакова, О.И. Клочко, Е.Б. Мезенцева, Е.И. Калабихина и т. д8. В работах Е.С. Балабановой, В.Ю. Мамаевой и А.Ф. Татарченко были изучены проблемы адаптации женщин к новым социально- экономическим условиям9. Также данная тематика разрабатывалась в диссертационных работах Е.Ф. Лаховой, М.М. Малышевой, Т.М. Демиденко, Т.Н. Кареловой, Н.П. Ивченковой и т. д.

В работах М.Е. Баскаковой и О.М. Здравомысловой проведены исследования изменения положения женщин и его влияние на семью.

Существенный вклад внесли отечественные социологи в изучение гендерных проблем и занимаемого положения женщины в современной России. Но динамика изменения жизненного выбора россиянок в модернизационный период недостаточно исследована и её нужно рассматривать дальше.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Практические не исследованы, с социологической точки зрения, особенности гендерных стереотипов, которые характеризуют поведение человека в процессе приобретения и потребления товаров повседневного спроса. Возможно лишь выделить несколько работ следующих авторов: А. Щюц, П. Бергер, А. Хеллер, Г. Гарфинкель, Т. Лукман, Э. Гофман, А. Лефевр, Г.Е. Зборовский, Г. Зиммель.

В отечественной социологии можно отметить работы, которые были написаны на стыке теории маркетинга и социологии, В.К. Веркмана, С. Веселова, А.Б. Гофмана, Е.В. Демидова, П.С. Завьялова, Р.Б. Ноздрева, И.Я. Рожкова, Е. Ромат, О.В. Староверовой, Л.Н. Федотовой, В.Е. Хруцкого.

Исследованию гендерных стереотипов в рекламной сфере посвящены работы С.И. Альпериной, Т. Бекмамбетова, Ю.В. Бородиной, С.А. Васильева, И.В. Грошева, Ю. Грымова, Е. Дубовской, Е.И. Кравченко, Б.П. Красовского, Ю. Саксоновой, А. Синельникова, О.В. Туркиной, Л.М. Щеглова.

Предпосылками социологического анализа экономического поведения, в целом, и, в частности, потребительского поведения являются идеи классиков социологии. М. Вебер, немецкий социолог, считается основоположником поведенческого подхода в области экономической социологии. Разработанная им теория социального действия является фундаментальной базой социологического анализа экономических процессов социума. Для М. Вебера характерен рационалистический подход к экономическому поведению. Учёный провёл детальный анализ внутреннего элемента рационального действия: цель, средства, результат, планирование и т. д.

Иная парадигма исследования экономического поведения была предложена итальянским социологом В. Парето. Он, в отличие от Вебера, помимо рациональных (логических) элементов включил в структуру социального поведения ещё и иррациональные (аффективные) элементы.

Поведенческий анализ экономических процессов далее был продолжен в структурно-функциональном подходе Т. Парсонса и его ученика Н. Смелзера. Они предложили институциональную и социально-культурную интерпретацию экономического действия как подсистемы действия социального.

Далее социологический анализ экономического поведения, включая потребительское поведение, продолжали развиваться в ряде концепций зарубежных и отечественных специалистов в середине и конце XX в.

В середине ХХ века в США становятся популярными «мотивационные исследования». Они опирались на глубокие интервью и были тесно связаны с традициями психоанализа, идущего от З. Фрейда. Но вскоре интерес к таким исследованиям несколько ослаб.

В 1960-е годы в исследованиях потребительского поведения начинают преобладать концепции, трактующие его по аналогии с информационным процессом, который связан с принятием решения касаемо выбора товара или услуги. Такое направление в анализе потребительского поведения пересекается с исследованием процессов познания в психологии.

Одним из самых крупных теоретиков потребления в западной Европе является французский социолог П. Бурдье. Он посвятил свою основную работу «Отличия: социальная критика суждений о вкусе» проблеме потребления. Также нельзя обделить вниманием концепцию «общества потребления», автором которой является француз Ж. Бодрийяр10.

Что касается России — исследование потребления и поведения потребителей можно отнести к новым направлениям, которое ещё находится на этапе институционализации. Но, всё-таки, анализ социальных аспектов потребления и его содержания имеет некоторые исторические корни в российской исследовательской практике. Социальным аспектам потребления уделяли внимание в дореволюционной России по причине анализа проблемы нищенства и бедности и нищенства, и по причине разработки вопросов социальной политики. А с советского периода, начинает отчётливо прослеживаться традиция социологических исследований потребительского поведения11. Однако, в первую очередь они проводились под знаком политической экономии, которая ставила объективные потребности ценнее субъективных мотивов.

На сегодняшний день такая традиция исследования стилей жизни остаётся за рамками производственного детерминизма12.

Огромный вклад внесли специальные исследования российских учёных: Ю.Н. Давыдовой, В.С. Автономовой, Ю.В. Весёловой, а также В.В. Радаевой13.

Немало сделано для российской экономической социологии А.А. Овсянниковым, Т.И. Заславской, Р.В. Рыбкиной, И.И. Пегай, Н.М. Римашевской14.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Для исследования проблем потребительского поведения особое значение имеют труды О.Н. Беленова, И.В. Алешиной, В.А. Скворцовой, В.И. Ильина, А.Н. Чеканского, а также H.Л. Фроловой15.

Несмотря на то, что исследование сферы услуг сегодня является очень важным, теоретическая концепция услуг не получила значимого распространения и развития в России. Скорее всего объяснение такого феномена нужно искать в главенствующей на протяжении нескольких десятилетий марксистской идеологии, которая отдавала господствующую роль материальному производству. Хотя следует подчеркнуть, что интерес к маркетингу услуг на Западе возник лишь в 60-е годы XX в., именно тогда и начинают появляться первые работы по данной теме.

Предпосылки теоретико-методологической базы данной проблематики зарождались ещё с работ классиков мировой теоретической экономики и социологии. Базовые положения теории услуг вырабатывались в трудах следующих учёных: Ж-Б. Сей, А. Смит, К. Маркс, Ф. Хайек, А. Маршалл16. А. Смит, к примеру, относил государственный аппарат и нематериальное производство к непроизводственной сфере. А К. Маркс предложил одну из самых первых классификаций услуг: он подразделил их на два вида услуг (воплощённые в товарах и неосязаемые услуги, которые существуют обособленно от исполнителя) — тем самым Маркс подчеркнул феноменальную природу услуг.

В институциональных теориях индустриального и постиндустриального общества Д. Белла, Дж.К. Гелбрейта, А.Г.Б. Фишера, О. Тоффлера были заложены основы теории перехода от экономики производства товаров к производству услуг и изменения типа потребления17. Фишер был первым, кто подразделил экономику на три сектора: первичный, вторичный, а также третичный. Животноводство, сельское хозяйство, рыболовство, охота, лесничество, добыча полезных ископаемых — все эти отрасли автор включил в первичный сектор экономики. Ко вторичному сектору Фишер отнёс строительство и перерабатывающую отрасль. Третичный сектор охватывает следующие отрасли: средства связи, транспорт, торговля, а также личные услуги. Фишер характеризовал экономику в соответствии с пропорцией трудовых сил, занятых в этих секторах. Более того, он предложил теорию, согласно которой, по мере роста доходов социума, основной объём спроса переносится к более высокому сектору экономики (сначала от первичного к вторичному, далее — к третичному)18.

Вышеупомянутую концепцию далее развивал известный социолог Д. Белл. Он описал развитие человеческого общества с помощью трёх основных стадий: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество, в соответствии со сферой деловой активности в обществе, уровнем развития технологий и положением человека в нём19. Так, добывающая отрасль, согласно Беллу, являлась главной характеристикой деловой активности в период доиндустриального общества. В то время жизнь характеризовалась игрой против природы. Уровень технологий был невысокий (если вообще возможно было рассуждать об их существовании, вероятнее всего это было практически ручное производство, а продуктивность обуславливалась климатическими и географическими факторами. А социальная жизнь заключалась в семье и ведении домашней работы.

В индустриальном обществе в роли доминирующей характеристики деловой активности выступает производство товаров. В данном периоде жизнь можно охарактеризовать как игру с природой. Что социальная, что экономическая жизнь механизированы, машины практически полностью заменяют мускульную силу, резко увеличивается производительность труда. Управление базируется на бюрократических принципах. Личность становится единицей социальной жизни. Уровень жизни человека определяют по товарам, которые он себе позволяет приобрести.

Производство услуг выступает основной характеристикой деловой активности в постиндустриальном обществе. На данном этапе жизнь заключается в игре между людьми. Ценную значимость приобретают не мощность машины или мускулы, а знания и информация. Профессионал становится центром экономической жизни. Индикаторами образа жизни человека является качество и количество услуг, которые он в состоянии себе позволить.

В разработку теории услуг важный вклад внесли также и отечественные учёные. Например, с позиций возрастания значения роли услуг как составной части народного хозяйства проблему исследовали Р.В. Рывкина, Т.И. Заславская, A.Г. Новицкий, Т.Н. Софина, Р.Ю. Попов20, как самостоятельную отрасль экономики определяют услуговую деятельность Н.И. Голик, А.В. Алексунин, Т.Я. Харичева, B.Д. Маркова21.

В работах А. Аброскина, М.А. Николаева, С.А. Курганского, В.А. Скворцова анализируется соотношение производства услуг и товаров, а также влияние этого соотношения на развитие отечественной экономики22.

Отдельные проблемы процесса функционирования рынка услуг отражены в трудах Л. Демидовой, Т.Д. Бурменко, И.Н. Иванова, О.А. Хаширова, Е.М. Песоцкой, а также в работах других российских экономистов и социологов23. Среди зарубежных учёных о данных проблемах писали: Д. Джоббер, К. Менар, Р Коуз, Р. Питер, К. Хаксевер, А. Томпсон24.

Проблема исследования заключается в недостаточности практической разработки вопроса о влиянии жизненных стратегий современных женщин на потребительское поведение в связи со значимостью данной проблемы.

Цель работы: определить влияние основных жизненных стратегий современных женщин на их потребительское поведение.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

•         Рассмотреть принципы и критерии анализа жизненных стратегий женщин.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

•        Рассмотреть факторы, определяющие выбор жизненных стратегий современных женщин.

•        Определить место семьи и карьеры в жизни современной женщины.

•        Изучить особенности женского потребительского поведения.

•        Разработать практические рекомендации по результатам вторичного анализа социологического исследования «Типологизация потребительского поведения на рынке женской одежды».

•        Провести сравнительный анализ жизненного выбора современных российских женщин на основе анкетирования.

•        Провести сравнительный анализ жизненного выбора современных румынских женщин на основе анкетирования.

•        Проанализировать основные проблемы жизненного выбора современных российских женщин на основе глубинного интервью.

Объектом исследования выступают жизненные стратегии современных женщин.

Предметом исследования является формирование потребительского поведения современных женщин в контексте их жизненных стратегий.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что жизненные стратегии современных женщин используются в маркетинге для формирования потребительского поведения.

Теоретико-методологическая база исследования. В работе используются такие методологические подходы, как символический интеракционизм, социология неофункционализма и субъектно-деятельностный подход. Основная теория, на которую опирается автор работы — феминистская социология Джудит Батлер. Методами социологических исследований являются: количественный метод — анкетирование, качественный метод — глубинное неструктурированное интервью, а также вторичный анализ результатов социологического исследования. В работе также используются общенаучные методы исследования: анализ и синтез, сравнение, обобщение, вторичный анализ данных. На их базе проведен всесторонний комплексный социологический анализ жизненных стратегий современных женщин и их использования для формирования потребительского поведения.

Обработка данных производилась с помощью программ Microsoft Word, Microsoft Excel и статистического пакета «SPSS».

Эмпирическим объектом исследования выступают современные женщины России и Румынии в возрасте от 18 до 35 лет. Эмпирической базой послужило исследование жизненных стратегий современных российских женщин (май 2016 г.); исследование проблем жизненного выбора современных российских женщин между семьёй и карьерой (май 2016 г.); исследование жизненных стратегий современных румынских женщин (октябрь 2016 г.); вторичный анализ результатов исследования «Типологизация потребительского поведения на рынке женской одежды» (апрель 2017 г.).

Научно-практическая значимость исследования связана с необходимостью исследования жизненных стратегий современных женщин и их использования при формировании потребительского поведения. Основные положения исследования могут быть использованы для разработки региональной гендерной политики, а также маркетинговой стратегии продажи товаров. Также полученная информация может быть полезна и использована в таких учебных курсах как социология, социальная психология, социальная педагогика, социальная работа, социология маркетинга, экономическая социология.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

ГЛАВА 1 посвящена теоретическим и методологическим основам проблемы выбора жизненных стратегий женщин в современном обществе. В ней на основании теоретико-методологического анализа литературы раскрываются базовые понятия, основные теории и концепции, принципы и критерии анализа жизненных стратегий женщин, выделяются основные факторы, определяющие выбор жизненных стратегий современных женщин, исследуется место карьеры и семьи в жизни современной женщины.

ГЛАВА 2 представляет собой какой теоретический, так и практический анализ проблемы формирования потребительского поведения современных женщин, используя при этом их жизненные стратегии. К теоретической части относится изучение особенностей женского потребительского поведения. В качестве эмпирического материала выступает вторичный анализ результатов социологического исследования «Типологизация потребительского поведения на рынке женской одежды». Благодаря анализу исследования автором были разработаны практические рекомендации по взаимодействию с различными типами потребителей.

ГЛАВА 3 представляет собой полностью аналитический раздел, включающий в себя три эмпирических исследования, проведённые лично автором. В результате первого исследования автору удалось определить жизненные приоритеты и ценности современных российских женщин, на их основе разработать классификацию жизненных стратегий, а также провести анализ выборов жизненной стратегии в соответствии с местом проживания женщин (мегаполис, малый город, посёлок). Второе исследование было проведено по аналогичной методике в Румынии. Полученные результаты позволили автору провести сравнительный анализ жизненных стратегий современных румынских и российских женщин. В завершении было проведение исследование, направленное на изучение проблем выбора современных российских женщин между семьёй и карьерой. На основании анализа результатов исследований поставленная проблема рассматривается на эмпирическом уровне.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫБОРА ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1      Принципы и критерии анализа жизненных стратегий женщин

Такое понятие, как «жизненная стратегия» часто используется социологической литературой в настоящее время. Рассмотрению и изучению данного понятия посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, Т.Е. и Ю.М. Резник, Е.А. Смирновой и т. д.

Л.С. Егорова и О.А. Хасбулатова и определяют жизненную стратегию — как способность к выстраиванию своей жизни, к разумному и осмысленному подходу её регулирования в соответствии с кардинальным направлением жизнедеятельности. Как правило, стратегия жизни определяется в соответствии с индивидуальными характеристиками, в соответствии с типом личности. Жизненная стратегия выступает с точки зрения способа разрешения противоречий между внутренними и внешними условиями реальной жизни, в которой внешние условия не всегда соответствуют способностям и интересам конкретной личности. Стратегический план жизни — это своеобразная форма активного осознания и конструктивной организации будущего. Он подразумевает умение расставлять приоритеты и определять принципы решения жизненных задач25.

Как считает К.А. Абульханова-Славская, стратегия жизни в широком смысле, в отличие от различных жизненных тактик — это принципиальная, реализуемая в разных жизненных обстоятельствах и условиях способность человека к соединению своей индивидуальности с ус

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1286

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке