Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Историко-культурные особенности коррупции на государственной службе Узбекистана»

Узбекистан как наиболее закрытая страна среднеазиатского региона никогда не публиковала в открытом доступе данные об уровне коррупции на государственной службе. Несмотря на это, масштабы коррупционной активности чиновников широко известны и за пределами республики. Узбекистан входит в число стран, которые до сих пор не приняли антикоррупционный закон, не предоставляют данные международным организациям для оценки коррумпированности и крайне редко участвуют на международных форумах и заседаниях, посвященных коррупции.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Теоретико-методологические подходы к изучению коррупции

1.1.1Понятие коррупции, основные подходы к ее определению

1.1.2Классификация коррупции

1.1.3Применение теорий культурно-исторической школы к изучению коррупции

1.2Коррупция на государственной службе современного Узбекистана

1.2.1Структура государственных органов

1.2.2Организация государственной гражданской службы

1.2.3Современная коррупционная ситуация на гос. службе

1.2.4Антикоррупционная политика

ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЯ

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

2.1 Историко-культурный анализ

2.2 Глубинное интервью

2.3 Ограничения исследования

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3.1Историко-культурные факторы развития коррупции

3.2Коррупционные особенности на разных уровнях власти

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Узбекистан как наиболее закрытая страна среднеазиатского региона никогда не публиковала в открытом доступе данные об уровне коррупции на государственной службе. Несмотря на это, масштабы коррупционной активности чиновников широко известны и за пределами республики. Узбекистан входит в число стран, которые до сих пор не приняли антикоррупционный закон, не предоставляют данные международным организациям для оценки коррумпированности и крайне редко участвуют на международных форумах и заседаниях, посвященных коррупции.

По рейтингу восприятия коррупции Transparency International за 2014 год Узбекистан входит в десятку стран с критическим уровнем коррупции, разделяя 166 место с соседним Туркменистаном и Сирией [35]. Стоит отметить, что прослеживая динамику изменения показателей коррупции, положение страны с 2003 до 2010 года ухудшилось в 2 раза [35]. Но за последние 4 года позиция поднялась на 5 пунктов. Рейтинг Heritage Foundation, оценивающий степень экономической свободы в странах за 2015 год, поместил Узбекистан на 163 место из 178, оценив экономику как крайне несвободную [36]. В рейтинге, в том числе, учитывается свобода государства от коррупции, которая крайне низка (13,4), относительно соседних по строчкам стран (в среднем 20,4). Стамбульская антикоррупционная конференция отметила, что наиболее коррумпированными в стране являются правоохранительные и контролирующие органы.

При этом специфика узбекской коррупции необычна и не ограничивается объяснением слабого экономического положения, сложной политической ситуации в стране. Многовековая история сформировала определенные формы коррупции, укоренившиеся в системе государственного управления, и изменила представление населения. Последние отчеты международных организаций утверждают, что государственная служба состоит из клановых структур, которые существуют за счет длинных межуровневых коррупционных конвейеров. Низшие звенья государственных органов подчиняются высшим и платят чинам выше за предоставление иммунитета. Однако, уже около 10 лет страна постепенно выбывает из мировых рейтингов, что препятствует отслеживанию изменений коррупционной активности государственных служащих.

Актуальность работы заключается в формировании нового представления о коррупции на государственной службе Узбекистана, а также выделении комплекса историко-культурных факторов, оказавших наибольшее влияние на формирование особенной узбекской коррупции.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Объектом исследования является государственная служба Узбекистана.

Предметом исследования являются историко-культурные особенности коррупции на государственной службе Узбекистана.

Цель работы:

Сформировать новое представление о коррупции на государственной службе Узбекистана и определить ряд историко-культурных факторов, оказавших наибольшее влияние на формировании особенностей коррупции в Узбекистане.

Задачи работы:

¾Сформировать классификацию типов коррупции на основе работ нескольких авторов;

¾Дать представление о современной коррупционной ситуации по версии международных организаций и зарубежных исследователей;

¾Проанализировать историю Узбекистана на предмет коррупционной активности государственных служащих;

¾Выявить наиболее значимые историко-культурные факторы, повлиявшие на формирование узбекской коррупции до независимости;

¾Сформировать новое представление о коррупции на государственной службе, с указанием специфических особенностей коррупции на разных уровнях власти;

¾Сопоставить исторические события с преобладающими в данный период типами коррупции, выявить наиболее значимые.

Гипотезы исследования.

Гипотеза 1. Особенности коррупции, сохранившиеся в современном Узбекистане, продиктованы децентрализацией (существованием 3-х государств), клановой структурой общества и ранней оседлостью.

Гипотеза 2. Традиционная кланово-патронажная система устройства государственных органов постепенно разрушается ввиду эволюции авторитарной политической системы.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1Теоретико-методологические подходы к изучению коррупции

В главе анализируется научная литература международных и российских авторов, исследовавших коррупционное явление. В первом разделе феномен рассматривается с точки зрения различных подходов, на их основе формируются классификации, которая в дальнейшем используется при анализе эмпирической информации.

.1.1Понятие коррупции, основные подходы к ее определению

Общепризнанного определения термина «коррупция» не существует. Учитывая сложность феномена, вполне объяснимо наличие большого количества различных трактовок.

Организация Объединенных Наций дает определение, лишенное всякой конкретики, но, при этом, охватывающее все сферы влияния коррупционного явления, а также не противоречащее ни одной из существующих точек зрения: «Коррупция — сложное социальное, экономическое и культурное явление, затрагивающее все страны» [38].

В большинстве государств определение коррупции сводится лишь к взятничеству и злоупотреблению служебным положением, которые считаются мошенничеством и относятся к категории преступлений против государственной власти. Так, например, Н.А. Мелешенко определяет коррупцию как деяние должностных лиц и государственных служащих, совершенных в нарушении правовых регламентаций из корыстного или иного характера заинтересованности, повлекшие нарушение прав и свобод человека и гражданина, порядка работ органов государственной власти или местного самоуправления, причинившие ущерб охраняемым интересам общества, физическим и юридическим лицам [27].

Некоторые ученые считают некорректным рассмотрение коррупции лишь с правовой точки зрения, отмечая ее узкую направленность. Г. Мюрдаль и С. Роуз-Аккерман [31] отмечают скрытые формы и тайный характер коррупционных действий, а И. Мени полагает, что коррупция выходит за пределы простого правонарушения и права в целом [13].

Толковый социологический словарь дает следующую дефиницию: «Коррупция — это отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды» [22].

М.Ю. Попов сформировал 3 основных направления представления о сущности коррупции, рассматриваемые современными учеными [30]:

¾коррупция как правовое явление, где над административными преобладают уголовные подходы;

¾интерпретация с точки зрения искажения мировоззрения общества под влиянием социальных факторов;

¾историческая детерминация, связанная с действующими вопреки правовым нормам традициями, сильными клановыми связями и родовым протекционизмом.

Он же сформулировал одно из наиболее полных определений, которое даст возможность понять не только природу коррупции, но и связь между различными теориями ее трактовки. Это определение принято в работе в качестве базового.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

«Коррупция — асоциальное явление в жизни общества, вызванное деформациями в его социально-экономическом и политическом развитии, вследствие которых индивидуальное и массовое сознание трансформируется от общечеловеческих норм и ценностей в сторону примитивизации духовных и материальных потребностей, жизненных стандартов, что приводит к соответствующим им мировоззрению, жизненным стратегиям, социальным отношениям, поведению» [30].

В качестве основных, приняты выделять 4 подхода, рассматривающих коррупцию с точки зрения нескольких научных областей, которые явно прослеживаются уже в вышепредставленных определениях.

Первый — правовой подход, который считается традиционным, морализаторским или конвенциональным и рассматривает коррупцию в качестве злоупотребления властных полномочий в личных интересах. В широком смысле явление трактуется, как прямое использование должностным лицом прав, связанных с занимаемым служебным положением, в целях личного обогащения. Узкий смысл термина показывает причинно-следственную связь: должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду другая сторона, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны [24]. Относительно этого строятся принципы возникновения коррупционной ситуации, подразумевающие: нарушение закона или общественных норм, согласованные обоюдные действия субъектов коррупции, получение сторонами обговоренных незаконных выгод, стремление участников к сокрытию факта совершения сделки, а также их вовлеченности в данный процесс.

Определением коррупции как сугубо правовым явлением пользуются государственные органы и юридические субъекты. С позиции закона, коррупция может выступать в виде взятничества и злоупотребления служебным положением, считающихся преступлением против государственной власти. Подверженным оказывается любой человек, имеющий власть над распределением ограниченных ресурсов, которыми индивид вправе лишь распоряжаться, однако желающий также ими владеть и пользоваться, то есть обладать правом собственности и использовать ресурсы по своему усмотрению. Основным стимулом к проявлению коррупции служит возможность получения ренты (экономической прибыли), а главным сдерживающим фактором, в свою очередь, — наказание. Эксперт в области гражданского права Е. Комиссарова со ссылкой на союз авторов, занимающихся анализом коррупционного законодательства [28], утверждает, что «коррупция — это побочный продукт жизнедеятельности государственного аппарата» [27].

Второй подход — социологический, основы которого были заложены еще М. Вебером, Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом, определяет коррупцию патологическим и неизбежным явлением общества, отражающимся в дисфункции социальной системы. Л. Пеллегрини, несмотря на экономический уклон своих исследований, также склоняется к необходимости учета социологических факторов при изучении коррупции для получения результатов, не искаженных погрешностями социокультурного характера. В связи с этим автор формулирует определение коррупции как «феномена коллективного поведения безотносительных регуляторов». Н. Лефф, напротив, будучи социологом, больше склоняется к теории агентских отношений и понимает коррупцию как «экстраправовую форму использования институтов отдельными лицами или группами для получения влияния на действия бюрократии», но последствия коррупции объясняет с точки зрения своей профильной дисциплины. Так, автор пишет о развитии социальной системы ввиду распространенности коррупции и выходе понимания коррупционного поведения за рамки, обозначенные законом, поэтому приближает данное понятие к девиантному поведению. М. Олсон под коррупцией понимает некое системное общественное явление (общий дефект) и интерпретирует ее как способ измерения социальной неэффективности. Любая отрасль государственного управления, по мнению автора, может быть проанализирована на предмет качественного функционирования с помощью коррупционного индикатора [33].

Гуру социологической мысли XX века Ю. Хабермас отмечает более глубинные причины существования коррупции. Объясняя способы познания мира человеком путем ориентирование на сложившиеся в социуме порядки, а не на индивидуальное целеполагание и рациональное поведение, автор утверждает, что зародившиеся еще в античности коррупционные отношения перенимались от поколения к поколению, трансформируя воспроизводство коррупции таким же образом, каким перенимаются и совершенствуются традиции и ценности.

В итоге, социологическим принято считать взгляд на коррупцию как на взаимодействие социально укорененных субъектов [16].

Создается впечатление, что социологический подход охватывает все области, оказывающее не только прямое, но и косвенное влияние на распространение и развитие коррупции. Однако, все современные исследования указывают на попытки установления не страновых особенностей, а однородных признаков коррупционного явления внутри региона или континента и необходимости разработки универсального подхода к борьбе с проблемой [15].

Третий подход — экономический. Неоклассики экономической теории довольно хорошо изучили вопрос коррупционного феномена, определив возникающие в результате отношения как выбор рациональных агентов [23]. В качестве участников данных отношений выступают принципал (лицо, владеющее и распоряжающееся ресурсами), агент (лицо, которому делегируются полномочия по управлению частью ресурсов для достижения определенных целей) и клиент (лицо, получающее конечный продукт взаимодействия принципала и агента — общественное благо). Между принципалом и агентом заключается контракт, устанавливающий объем ресурсов и функционал действий агента. Рассматривая вышеперечисленных участников как рациональных индивидов, ученые утверждают, что каждый из контрагентов может отклониться от предписанного ему поведения, если полезность субъекта от нарушения установленных норм выше, чем следование им. Поведение, противоречащее контракту, чаще всего, присуще агенту, действующему как в одиночку (использование ресурсов принципала в личных целях), так и совместно с клиентом (неправомерная передача клиенту части ограниченных ресурсов в обмен на вознаграждение). Однако, клиент, минуя агента, может устанавливать контакт непосредственно с принципалом, хотя с этим согласны далеко не все ученые, считая отношения такого рода «захватом власти». Таким образом, экономический взгляд на коррупцию определяет ее как разновидность оппортунистического поведения агента, использующего ресурсы, выделенные принципалом, не для выполнения функций, прописанных контрактом, а для удовлетворения собственных интересов или интересов клиента за определенное вознаграждение [23].

Четвертый подход, находящийся на стыке социологической и экономической коррупционной теории, базируется на анализе ревизионисткой школы, которая рассматривала феномен как болезнь развивающихся обществ, вызванную незавершенной модернизацией и бедностью. Последователи школы Х. Абуэва [2], Д. Бейли [3] и К. Лейес [10] в своих работах утверждали, что коррупция наравне с негативными, может иметь и позитивные последствия, но лишь для стран «третьего мира», выполняя функции интеграции, развития и модернизации обществ. Позже основоположники идеи расширяют понимание коррупции в рамках данного подхода и рассматривают явление как вид социально-экономических отношений, выделяя при этом две категории — западную и восточную [15].

Западная коррупция представляет собой рынок, на котором торгуют коррупционными услугами. Низовая ступень характеризуется разовыми отношениями между участниками коррупционной сделки, а верхушечная сопровождается наличием посредников, помогающих контактировать «продавцам» и «покупателям». Когда же коррупция в государстве представлена прочно сформировавшейся системой социальных отношений, имеет место «восточная» коррупция, где основную роль играют родственные, клановые, земляческие связи и крайне сильны патрон-клиентские отношения. Политолог Г.А. Сатаров, изучая коррупционное явление, обратился к классификации человеческих отношений Зигмунда Баумана и соотнес их с развитием коррупционного взаимодействия [32]. По мнению ученого, отношения дарения характерны для восточной коррупции, в то время как отношения эквивалентного обмена регулируют рынок теневых услуг западной. В целом, усовершенствованный подход ревизионистской школы представляет идеальные модели коррупционного явления. Реальная практика отличается от теоретического изложения концентрации феномена на территориях согласно четкому этническому делению, представляя собой смесь признаков в зависимости от рассматриваемой сферы, причем коррупционные проявления зачастую выходят за рамки моделей Востока и Запада. Это послужило определенным толчком для пересмотра и расширения ранее предложенного метода. В итоге, Г. Сатаровым были выделены еще 3 культурно-политических модели коррупции: «латиноамериканская», «африканская» и «советская» [32]. В качестве признаков первой модели автор выделяет сети политического и экономического обмена, как основу стабилизации коррупции и инструментов контроля и подавления. Понятие собственности, в таком случае, достаточно размыто и неотделимо от власти, над которой доминирует капитал. Коррупционные отношения выступают в виде услуги или прямых поборов, что становится основанием преобладания бытового типа как наиболее масштабного. Африканская коррупция имеет схожие с латиноамериканской черты, выделяясь разветвленными социальными отношениями с высокой долей патриархальных связей в пределах расширенной семьи, а также клановой борьбой за власть. Советская модель, сформированная не по принципу этнокультурных особенностей, а согласно историческим этапам политического режима характеризуется дефицитом продуктов, централизованным распределением ресурсов, искаженными понятиями экономических стимулов, доминированием патрон-клиентских отношений. Однако сдерживающим фактором коррупции выступали ее моральное неприятие, и интересная особенность чиновников получать взятку в пределах негласно установленных лимитов своей должности [40].

Таким образом, существование различных подходов дает имеет как положительный, так и отрицательных эффект: с одной стороны это способствует всестороннему изучению феномена, с другой стороны ограничивает приверженников одного подхода только рамками области, в которой рассматривает феномен, а также не дает возможности формирования единого представления о коррупции, что порождает огромное количество споров среди научного сообщества, усложняет процедуру классификации.

1.1.2Классификация коррупции

Опираясь на подходы, сформировано большое количество классификаций, многие из которых имеют смежные идеи. Так как авторы классификационных схем часто не учитывают многомерности понятия, строя свои теории относительно определенного параметра, это влечет за собой частое дублирование одного и того же типа.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Распространенность рассмотренных ранее подходов, позволила научным направлениям не только определять коррупционное явления, но и подразделять его. Наиболее популярными считаются классификации, выстроенные относительно социально-правовой традиции (А.И. Гуров) или условий рыночной экономики (В.В. Лунев, В.В. Куракин).

)политическая коррупция, которая связана с осуществлением чиновниками власти, противоречащей нормам морали и законам. Главную роль здесь играет клановость отношений. Наиболее ярко проявляется на территориях с сильными родоплеменными связями и нормами права в виде традиций;

)криминальная коррупция, специализирующаяся на подкупе должностных лиц. Носит добровольный характер, ввиду получения выгоды обеими сторонами взаимодействия;

)коррупционные формы поведения, которые предполагают втягивание в криминальную деятельность определенных должностных лиц для удобства дальнейшего осуществления коррупционной деятельности. Проявляется в провокации и угрозе должностных лиц, носит длительный характер, т.е. систематическое осуществление коррупционных услуг в противовес единоразовой сделке.

В. Лунев и А. Куракин отмечали, что в условиях стремительного развития рыночных отношений, коррупция трансформировалась и перестала сводиться к примитивным видам злоупотребления и взяточничества. Лунев предложил классификацию, основанную на оценке направленности поведения служащих в различных сферах, фиксируя в качестве коррупционных действий лоббизм, протекционизм, фаворитизм [26], а Куракин дополнил виды тайными взносами на политические цели, предоставлением таможенных и налоговых льгот, совмещением государственной службы с коммерческой деятельностью и др.[25].

Социальный аспект подразумевает отличное от правового деление, опираясь на общественное мнение относительно существующих коррупционных практик поведения. Так, например, А. Хайданхаймер выделяет следующие типы коррупции [5]:

)«белая», которая подразумевает согласие с данным явлением общества. Чаще всего интегрированная в культуру, не воспринимается большей часть населения как проблема;

)«черная» коррупция подразумевает категорическое несогласие общества с существующей практикой, осуждается обществом в целом;

)«серая» коррупция является промежуточным этапом и в последствии должна перерасти в черную. При данном типе коррупционная деятельность осуждается обществом, но не в целом, а относительно некоторых государственных и общественных сфер.

Развивая идею социологического лагеря о необходимости учета культурного контекста, М. Джонстон предлагает разделить коррупцию на следующие 4 типа [9]:

)взятки чиновникам в сфере торговли;

)отношение в патронажных системах, покровительство «сверху»;

)дружба и кумовство;

)кризисная коррупция, вынуждающая предпринимателей совершать коррупционные сделки с чиновниками ввиду частых смен решений государственной власти, которые могут отрицательно сказаться на деятельности бизнеса.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Формирование вышеизложенных видов в единую классификационную систему, где компоненты не дублируются, но дополняются, позволило образовать кластер, охватывающий более широкий круг коррупционных проявлений, чем каждая структура в отдельности [23]:

¾Инвестиционная коррупция

данный тип предусматривает получение выгоды в настоящий момент лишь должностным лицом. Даритель совершает некое вложение сегодня, чтобы получить необходимую коррупционную услугу в перспективе.

¾Непотическая коррупция

данный тип предусматривает неоправданное назначение на должность родственников, друзей или других близких должностному лицу людей, а также оказание им привилегий и проявление расположения.

¾Аутогенная коррупция

данный тип предполагает выигрыш лишь одного вовлеченного в коррупционную ситуацию контрагента, который раньше других получает доступ к необходимым ресурсам или информации.

¾Поддерживающая коррупция

данный тип предполагает поддержание и защиту уже существующей коррупционной ситуации. Чаще всего желаемый результат достигается путем интриг и применения силы.

¾Институциональная коррупция

данный тип предполагает получение личной выгоды от функционирования какого-либо института (например, политических партий).

¾Политическая коррупция

данный тип предполагает отсылку к институциональному типу, который в большей степени проявляется в общественном секторе или на пересечении интересов частого и общественных секторов (например, использование политиками привилегированного доступа к ресурсам для извлечения личной выгоды от их потребления).

Перечисленные типы можно объединить в две группы: трансактивную, рассматривающую коррупцию как сделку, в которую можно включить институциональный и политический типы, и экспортивную (коррупция — вымогательство), к которой, соответственно, можно отнести оставшиеся 4 типа.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Отдельно стоит отметить тип, выделенный А. Вербиным — цивилизационная коррупция, состоящая в узаконивании некоторыми странами коррупции, путем ее официального разрешения. Исследователь рассматривает факты внесения расходов на взятки компаниями, желающими заключить контракт за границей [19]. Подобный опыт существует и в Бразилии, где взятки государственным служащим выступают в качества способа ускорения процедуры и официально оплачиваются чиновнику с получением соответствующего документа.

Более мелкие классификации опираются, например, на сферу распространения (межнациональная и государственная коррупция, превалирование в частном секторе), иерархическое положение государственных служащих (верхушечная, низовая), масштабы проявления коррупции (внутренняя, внешняя), а также степень устойчивости коррупционного действия (случайная, системная).

В статье «Проблема типологизации коррупции» Н.А. Ахметова отмечает, что при классификации стоит учитывать не только типовые, но и видовые формы коррупции [17]:

¾Административная коррупция

под данным видом понимают намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил и регулирующих положений с целью предоставления преимуществ как государственным, так и негосударственным лицам в результате незаконного и непрозрачного обеспечения личных выгод государственными чиновниками. Существование данного вида влечет за собой следующие последствия: снижение качества государственных услуг, ослабление роли закона, снижение темпов роста экономики ввиду принятия менее оптимальных, но более прибыльных решений и др.

¾Деловая коррупция

данный вид возникает в результате взаимодействия должностных лиц и бизнесменов, когда последние решают проблемы предпринимательского характера. Данный вид может возникать как на добровольной основе, так и вынужденно.

¾Бытовая коррупция

данный вид возникает в результате взаимодействия должностных лиц и граждан, когда последние решают рутинные повседневные проблемы.

Изложенные классификации отражают не только характеристику относительно «классических» проявлений коррупции, но и показывают ее дисфункциональную природу. Разрозненность приведенных мнений, которые, в отличие от определений термина коррупции, гораздо сложнее оспорить, показывают спектр форм проявления коррупционного явления. Разделение складывается согласно развитым направлениям и степени применимости на практике, что подразумевает широкое использование правовых классификаций. Несмотря на отнесение большей части культурных аспектов к разряду мелких и незначительных, в экономических и тем более в социологических типологизациях наблюдается выделение отдельных культурных надстроек.

1.1.3Применение теорий культурно-исторической школы к изучению коррупции

Несмотря на то, что в научной литературе превалирует мнение о коррупции как явлении, присущем слаборазвитым странам ввиду их экономически нестабильной ситуации, политических противоречий и сильному социальному неравенству [4], начало XXI века ознаменовано выходом с каждым годом все большего количества научных исследований, обращающих внимание не только на современную политическую, социально-экономическую ситуации, но и на историческое и культурное прошлое исследуемого региона.

Первыми о необходимости различия культурно-исторических особенностей говорили Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер, отмечая существование отличий между выстроенной историками единой линии эволюционного развития человечества и истории культур [21]. Чуть позже это привлекло внимание А. Дж. Тойнби, который также отказывается от линейной истории развития мира и выделяет 21 цивилизацию, каждая из которых имеет свою историческую шкалу развития. С. Хантингтон же предлагает наложить общую сетку исторической эволюции на локальные цивилизации, используя для этого разработанную им векторно-стадиальную модель [8]. По словам Э.А. Паина, современные ученые разработали множество моделей выделения локальных цивилизаций и определения их временного и пространственного расположения, большинство из которых несовершенны, но приводят к неизбежности определения единой системы [29].

Подобное мнение складывалось и в антропологических кругах, что повлекло за собой образование отдельного направления — диффузионизма, предполагающего развитие общества за счет распространения и заимствования культур. Первым в этом направлении начал работать Ф. Ратцель, определивший в качестве основного фактора формирования культуры географическую среду. К концу XIX века диффузионизм зарекомендовал себя как мощное научное направление, определяющего «распространение культурных явлений в некотором географическом ареале, от культур «доноров» к культурам «реципиентам», посредством различных видов контактов между представителями этнических общностей, а именно: миграций, торговли, завоеваний, путешествий, брачных отношений и т.д.» [29]. Немецкий этнограф-африканист и антрополог Л. Фробениус также был сторонником диффузионистской теории и отдавал основное место в истории культуре, в то время как человек являлся лишь ее носителем. Разработанные им локальные цивилизации именовались культурными провинциями, характеризуя совокупность материальных предметов. Ученый выделил также две первичные культуры: матриархальную (восточную) и патриархальную (западную). Свой вклад в развитие внесла и Кёльнская школа Ф. Гребнера, предполагающая необходимость сведения всего многообразия человеческой природы к однократным явлениям. Определяя единичное возникновение любого культурного феномена в одном определенном месте и объясняя его распространение среди народов мира посредством первоначального центра, Гребнер формирует культурные круги, объединяя их согласно определенным признакам с образующим субъектом внутри и перенимающими вокруг [18]. Однако, создавая концепцию, ученый руководствовался сугубо личными знаниями относительно страновых особенностей, достаточно небрежно разделяя регионы, что вызвало волну негодования со стороны ряда исследователей, отмечающих «придуманность» структуры культурных кругов. Э. Паин, например, уверен, что по сравнению с Фробениусом, идея Гребнера менее валидна существующим реалиям [29]. Позже этим вопросом занимались и венская школа В. Шмидта и гелиолетическая школа Г.Э. Смита. Интересными также являются работы Т. Хейердала, М. Херсковица и А. Кребера [6].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Интерес социологов к выделению культурных кругов начал развиваться в 40-х г. XX в. благодаря исследованиям С.Ф. Хантингтона. Окончательно принципы и характеристики деления были оформлены в 80-х годах Г. Хофстеде, который выделил пять параметров, определяющих культурные особенности различных народов: дистанцированность власти, обособленность (индивидуализм), нацеленность на достижение результата, непринятие неопределенности и стратегическое мышление. На основе этих исследований участниками проекта Globe study провели масштабное анкетирование более 17 тыс. человек из 62 стран мира для выявления культурных особенностей разных обществ. Результатом многолетней работы стало группирование 12-ти кластеров: англо-саксонского, северно-европейского, германо-европейского, латино-европейского, восточно-европейского, латиноамериканского, кластера южно-сахарской Африки, средневосточного, конфуциано-азиатского, кластера юго-восточной Азии, карибского и кластера тихоокеанских островов [12], подразумевающих единство традиций и ценностей внутри каждой группы.

Профессор Джон Хукер, в свою очередь, отметил необходимость отделения культуры, основанной на правилах (западной) от той, что базируется на взаимоотношениях (восточной) [7], подтверждая теорию Л. Фробениуса. В первом случае общество всецело полагается на верховенство закона и следование предписанным правилам, а во втором — на лицо или группу лиц, которым была делегирована власть.

При адаптации концепций культурно-исторической школы и поздних работ, опирающихся на ее теоретическую базу, к коррупционному явлению вкупе с экономическими и институционально-правовыми особенностями появляется возможность проведения комплексного анализа всех факторов, оказавших воздействие на образование и развитие феномена. Это доказывает работа американского ученого Яу М. Менса, в которой установлена зависимость между уровнем коррумпированности, степенью восприятия коррупции и выделенными проектом Globe study кластерами, а также определены основные причины возникновения отличительных характеристик феномена согласно сформированным группам [11]. Автором выявлена общность коррупционных признаков наравне с культурными особенностями внутри одного кластера, что свидетельствует о непосредственном влиянии культуры на распространенность коррупции и отношение к ней. Причем, чем ниже экономический уровень развития страны, тем сильнее представление коррупции населением в качестве нормы общественного действия для ускорения процессов и получения необходимых услуг [11]. Продолжительный рост коррупционного явления без внушительного противодействия со стороны государства или населения приводит к его укоренению и встраиванию в культуру. По словам Дж. Хукера, коррупцию необходимо рассматривать как «поведение, которое развращает», совершая подмену ценностей и подрывая культурную систему, в которой она существует [7]. Подобные Яу М. Менсу исследования проводили и испанские ученые Дж. А. Пэна Лопез, Дж. М. Санчез Сантос [14].

Религию чаще всего отделяют от культуры и рассматривают как самостоятельный элемент, оказывающий непосредственное влияние на коррупцию. Несмотря на сформировавшийся в западном обществе стереотип о том, что последователи протестантизма обладают наибольшей неприязнью к коррупции, ввиду чего ее распространенность среди членов религиозного течения незначительна, ряд ученых активно работают над разрушением подобного клише. Яу М. Менса, например, не только опроверг мнение о протестантизме как религии с сильнейшими антикоррупционными инструментами, завязанными на моральных устоях, но и доказал отсутствие различий между любыми религиозными конфессиями с точки зрения оказываемого на общество влияния в отношении коррупции. Следовательно, совершенно справедливым будет включение религиозного аспекта в число культурных факторов.

Дж. Хукер и Яу Менса, используя историко-культурный анализ, наглядно показывают возможность установлений тех различий, которые нельзя определить с помощью других подходов. Так, странам конфуциано-азиатского кластера больше остальных присущи непотизм и дарение неденежных подарков должностным лицам ввиду традиционно сложившегося уважительного, почтительного отношения к семье и государственным чиновникам, поэтому помощь одним и благодарность за оказанную услугу другим расцениваются как неписанные нормы поведения. Кластер стран к югу от Сахары обладает богатейшей культурной основой для процветания взяток государственным служащим. Несмотря на существовании на территориях этих стран сотен различных языков и культур, природа коррупции одна — традиция одаривания и фаворитизма лидеров небольших общин, которая в период колонизации, а потом и глобализации превратилась в подкуп чиновников (бывших глав общин) денежным эквивалентом ранее существовавшей подати. Сыграв на контрасте, обратимся к англо-саксонскому кластеру, где коррупция представляется в контексте организационной или корпоративной культуры. Для стран этой группы характерным видом коррупции является следствие финансовых махинаций или бухгалтерского мошенничества, которое выражается в получении доли лицами, заранее осведомленными о планируемом правонарушении. Причем, и африканский и англо-саксонский случаи, согласно указанным выше определениям, необходимо расценивать как взятку, но совершенно очевидно, что это два разных вида коррупции, которые имеют отличную друг от друга культурную составляющую, которую невозможно отследить, не использую историко-культурного подхода.

Таким образом, очевиден переход авторов от правовых и экономических подходов к социо-культурным и историческим. Узбекистан, согласно описанным выше данным входит в кластер юго-восточной Азии, имеет все черты «теплого общества», в котором преобладает сильная родственная связь, непотизм и форвардная коррупция, сильно влияние традиций и норм. Следовательно, исследование коррупции на данной территории с помощью комплекса историко-культурных факторов отразит особенности коррупции, поможет лучше понять специфику феномена в стране.

Таким образом, очевиден переход авторов от правовых и экономических подходов к социо-культурным и историческим. Узбекистан, согласно описанным выше данным входит в кластер юго-восточной Азии, имеет все черты «теплого общества», в котором преобладает сильная родственная связь, непотизм и форвардная коррупция, сильно влияние традиций и норм. Следовательно, исследование коррупции на данной территории с помощью комплекса историко-культурных факторов отразит особенности коррупции, поможет лучше понять специфику феномена.

1.2Коррупция на государственной службе современного Узбекистана

Большинство работ западных ученых и политиков рассматривают современный независимый Узбекистан, как авторитарное государство с мощным центральным правительством, которое контролирует все аспекты общественной жизни.

Для того, чтобы изучать коррупцию на государственной службе, необходимо сформировать общее представление о структуре государственных органов и организации государственной службы.

.2.1Структура государственных органов

Согласно Конституции, Узбекистан является суверенной демократической республикой. Система государственной власти основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис (законодательная палата (нижняя) и сенат (верхняя палата), осуществляющий законодательную власть. Исполнительную власть осуществляют: кабинет министров, министерства, государственные комитеты и инспекции, агентства, центры и центральные учреждения при министерствах. Представительными органами государственной власти на местах являются Кенгаши народных депутатов областей, городов и районов. Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности Кенгаша народных депутатов области, района, города обеспечивается соответствующим аппаратом хокимията. Хокимият — орган исполнительной власть на местах, возглавляемый хокимом.

Органами самоуправления граждан считаются махалли городов, поселков, кишлаков и аулов, возглавляемые аксакалами. Махалли не входят в систему органов государственной власти и осуществляют предоставленные им законодательством полномочия в пределах соответствующей территории.

Судебная система в Республике Узбекистан состоит из Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистан, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, областных, Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, межрайонных, районных, городских судов по гражданским и уголовным делам, военных и хозяйственных судов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

.2.2Организация государственной гражданской службы

Не существует общего закона о государственной гражданской службе. Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется Конституцией р. Узбекистан, постановлениями президента и кабинета министров, нормативными правовыми актами государственных органов. Отдельного документа, регламентирующего основные положения служебного контракта государственных служащих также не существует. Прописаны лишь основы общего трудового договора (контракта) в Трудовом кодексе р. Узбекистан.

Однако, содержание этих документов не отражает правовое положение государственного служащего, формирование кадрового состава и процесс поступления на гражданскую службу. Классификация должностей гражданской службы представлена в общем классификаторе основных должностей служащих и профессий рабочих. Постановление о классных чинах выпущено только в отношении работников органов и учреждений юстиции.

марта 2016 г. было издано постановление кабинета министров «Об утверждении типовых правил этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах». Правила направлены на предупреждение правонарушений, устранение причин и условий, способствующих их совершению, воспитание государственных служащих в духе высокого правового сознания, неукоснительного соблюдения Конституции, законов и других НПА. Среди прочего, постановление предусматривает разработку органами государственного управления ведомственных правил этического поведения работников и создание этической комиссии в двухмесячный срок, с учетом специфики деятельности. Однако, крайний срок уже прошел, а информации о публикации адаптированных этических правил поведения ни на сайте национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан Lex.uz, ни на официальном новостном интернет-портале Gazeta.uz не появилось.

Таким образом, несмотря на четко прописанную в Конституции структуру государственных органов, законодательно государственная служба не выделяется как особый вид деятельности, ее организация слабо регламентирована, что влечет за собой отсутствие дополнительных гарантий и привилегий (стабильный доход, прогнозируемое повышение заработной платы, денежные бонусы, социальные льготы, продвижение по службе и т.д.).

Такие пробелы в законодательстве отчасти являются причиной развития коррупционной активности государственных служащих. Все, что работники недополучают официально, они приобретают нелегальным путем: дополнительный доход обеспечивают взятки, продвижение по службе — наличие родственных и социальных связей, льготы — злоупотребление полномочиями.

.2.3Современная коррупционная ситуация на государственной службе

Рассматривая государственные структуры Узбекистана, можно отметить, что центральные и региональные власти практически полностью охвачены коррупцией. Это подтверждают данные The Heritage foundation, отметившим административную коррупцию в Узбекистане как самую высокую в среднеазиатском регионе. За счет этого процветает политическая и институциональная формы коррупции, неоспорима вовлеченность исполнительной и судебной ветвей власти, приводящих к протекционизму установленных коррупционных отношений [32].

Согласно рейтингу «несостоятельности» государств мира (Fragile States Index), который отражает способность/неспособность властей контролировать целостность территории, демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране, Узбекистан находится на 58 месте из 178 (где 178 — позиция самого устойчивого и состоятельного государства, 1 — позиция страны с самым высоким уровнем нестабильности) и находится в секции государств с уровнем стабильности ниже среднего (опасный уровень рисков). Однако, самое примечательное в рейтинге — это 12 критериев хрупкости, среди которых нам интересны 2 показателя: Уровень влияния групповых и/или клановых элит и уровень делегитимизации и криминализации государственных структур. Эти показатели не только являются самыми низкими но и характеризуют государственную службу Узбекистана как область, находящуюся под контролем военных с внедренными клановыми структурами. Все остальные социальные, экономические и политические показатели, впрочем, в среднем оцениваются в 7 баллов из 10 (где 1- отсутствие рисков, 10 — критический уровень рисков) [37].

В этом году оценка захвата государственной власти элитами и осуществление крупных коррупционных сделок оценивалось организацией Transperency International отдельно от индекса восприятия коррупции (153 место из 168). Согласно этому показателя (контроль коррупции), государственные органы Узбекистана находятся под контролем элит и ежегодно переживают осуществление крупных коррупционных операций [35].

% предпринимателей, ведущие деятельность на территории Узбекистана, вынуждены давать взятки чиновникам. Согласно рейтингу TRACE Matrix, использующему новую методику расчета коррупционных рисков, Узбекистан находится на 194 месте из 197 [34].

Большинство авторов утверждают, что механизм распространения коррупции в стране связан именно с неограниченностью власти, и бедностью относительно других стран СНГ.

Однако, на сегодняшний день, Узбекистан занимает 4 место в мире по производству хлопка и второе — по экспорту. Республика, в отличие от пограничных государств обладает большими залежами природных ресурсов (4 место в мире по запасам золота, 7- по добыче урана и природного газа); развито бахчеводство и скотоводство и т.д.

Следовательно, логичнее сделать вывод о распространения коррупции не из-за бедности страны, а наоборот, бедность населения из-за коррупции.

С начала независимости правительство не принимает во внимание производственные возможности республики. Определенная еще И.В. Сталиным аграрная направленность страны до сих пор не сместилась в сторону индустриальной. Поэтому те, кто во время формирования узбекской независимости успел получить доступ к ресурсам, все еще пользуется своими привилегиями, так как прибыльные отрасли остались теми же.

.2.4Антикоррупционная политика

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Первый значительный законодательный шаг в борьбе с коррупцией был предпринят в 2008 г. Тогда республика присоединилась к конвенции ООН против коррупции, которая предполагает принятие и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней [1].

Само же понятие «антикоррупционная политика Узбекистана» довольно размытое, не подкрепленное законами и программами, направленными на решение именно этой проблемы. Меры по борьбе с коррупцией присутствуют в НПА различных министерств и ведомств (чаще всего в НПА государственных органов юстиции) в качестве задач соответствующего государственного органа.

В 2014 году было создано главное управление по надзору за исполнением законодательства, в функции которого среди прочего входит и предупреждение коррупции [39]. Летом 2015 года создана межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции, но отчетов о результатах проделанной работы пока нет [39].

Сейчас Узбекистан принимает активное участие в программе ОЭСР «Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией», которая осуществляет поддержку стран-членов в их усилиях по предотвращению и борьбе против коррупции, обмену информацией, разработке хорошей практики и координации донорской помощи в форме региональных встреч и семинаров, программ взаимного обучения и специализированных тематических проектов [39]. Узбекистан является участником программы с 2010 г. Тогда же комиссии ОЭСР был впервые предоставлен проект антикоррупционного закона, который все еще не принят. Несмотря на это, в конце 2014 г. прошла волна преобразований, в связи с которым был утвержден Комплексный план практических действий по осуществлению антикоррупционных мероприятий на 2015 г., включающий мероприятия по антикоррупционной политике и некоторым аспектам предупреждения коррупции, (опросы, исследование общественного мнения, разработка и внедрение НПА о конкурсном отборе на государственную службу, внедрение этических кодексов, совершенствование процесса государственных закупок, усиление мер по информированию населения об электронном правительстве и т.д.). В отчете ОЭСР говориться, что Узбекистан успешно исполняет мероприятия, указанные в плане 2015 года, однако из всех изложенных мер, мне удалось найти законодательное подтверждение проведения только мероприятия по исследованию общественного мнения (итоги исследования отношения населения к коррупции не представлены в открытом доступе) и разработки рекомендаций для формирования правил этического поведения государственных служащих. Даже на сайте национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан нет упоминания об антикоррупционном плане.

В отчете ОЭСР также упоминается о том, что более 50 министерств и ведомств разработали и утвердили отраслевые мероприятия по предупреждению коррупции. Эти сведения подтверждаются анализом НПА.

В целом, можно отметить, что борьба с коррупцией на государственной службе началась сравнительно недавно, поэтому больших успехов еще не добилась. Однако, для данного исследование это скорее является плюсом, потому что представляется возможность оценить налаженные коррупционных приемы и схемы, формировавшиеся с начала независимости и уже укоренившиеся, но еще не успевших трансформироваться к новой антикоррупционной политике.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реформирование государственной службы и формирование антикоррупционной политики в Узбекистане практически не взаимосвязаны, несмотря на значительно высокие показатели коррупции в государственном секторе по оценкам мировых рейтингов. Организация государственной службы, в целом, находится на начальной стадии, существует много законодательных пробелов, что дает дополнительные возможности развития и поддержания коррупции. Антикоррупционная политика также находится в стадии разработки. Однако, благодаря ряду новых НПА, борьба с коррупцией теперь является не только задачей ведомств, а отдельного независимого комитета. Благодаря участию в Стамбульском плане действий по борьбе с коррупцией, ощущается явный прогресс как минимум на законодательном уровне, но практические результаты преобразований пока наблюдаются.

ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЯ

Суть исследования заключалась в выявлении узбекских коррупционных особенностей, определении их зависимости от историко-культурных факторов. Было важно выяснить, какие из коррупционных форм укоренились и стали частью современных процессов на государственной службе, какие не прижились или перестали использоваться, и что на это повлияло. Следовательно, необходимо было определить коррупционную ситуацию Узбекистана в исторической перспективе. Для этого были применены 2 метода:

¾историко-культурный анализ;

¾глубинное интервью.

Глава состоит из трех частей, в которых подробно описываются примененные исследовательские методы и ограничения исследования, связанные с политической ситуацией в стране, жесткой цензурой и сензитивностью респондентов.

2.1 Историко-культурный анализ

В качестве основы анализа будет использован подход культурно-исторической школы. Политическая, экономическая и социальная среда различных периодов становления и развития административно-территориальных образований на территории современного Узбекистана формирует комплекс исторических факторов. Сферы образования, науки, искусства, религии, а также совокупность обычаев и традиций составляет основу культурных факторов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Данные.

В качестве исходных данных были приняты описательные тексты истории Узбекистана с древнейших времен до периода приобретения независимости. Анализируемый исторический период лежит в промежутке от 4 тыс. до н.э. до конца 80-х г. XX в.

Способ анализа.

Для того, чтобы установить существование коррупции в определенный исторический период, будет использована классификация, представленная выше. С помощью признаков, характеризующих тот или иной коррупционный тип, формируются вывод о преобладании во власти коррупционной активности и ее характере. Это поможет также продемонстрировать эволюцию коррупции. Затем выделяются исторические и культурные факторы, оказавшие наиболее сильное влияние на формирование коррупции.

2.2 Глубинное интервью

Второй метод заключается в проведении глубинных интервью, которые позволили определить коррупционную ситуацию на государственной службе современного Узбекистана. Помимо формирования представления о нынешней коррупционной активности государственных служащих, проверяется также наличие особенностей, выявленных историко-культурным анализом. Важно определить, какие особенности укоренились, вошли в привычку, перестали восприниматься как форма коррупционного поведения.

Генеральная совокупность.

Лица, постоянно проживающие в Узбекистане и являющиеся представителями государственных органов, органов управления граждан, частного и некоммерческого сектора.

Выборка.

Невероятностная выборка методом снежного кома. Предполагаемое количество интервьюируемых — 32 человека. Итоговое количество интервьюируемых — 19 человек.

Интервью — гайд (приложение 1).

Гайд включает в себя 3 секции по 3 вопроса в каждом:

Общее представление респондента о коррупции на государственной службе

.Что вы понимаете под коррупцией? Назовите основные, на ваш взгляд, формы проявления феномена.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

.Считаете ли вы проявлением коррупционного поведения дарение подарков государственным служащим, помощь в продвижении по службе своих родственников и знакомых?

.Какие события (экономические, политические, культурные, исторические) влияют на коррупционную активность?

Общее представление о коррумпированности государственных органов Узбекистана.

.Охарактеризуйте коррупционную ситуацию на государственной службе Узбекистана.

.Какие государственные органы сильнее всего подвержены коррупции.

.Каковы основные различия коррупции на разных уровнях власти (махалля, город, область, министерства и выше).

Субъективное восприятие коррупции в государственных органах.

.Учитывая все, сказанное Вами выше, Ваше отношение к коррупции на государственной службе Узбекистана скорее положительное, отрицательное или нейтральное?

.Обратили ли Вы внимание на снижение коррупционной активности на государственных органах за последние пару лет? В чем это проявлялось?

.Предположим, в стране прошла жесткая чистка чиновников-коррупционеров и полностью искоренили всевозможные проявления коррупции. При этом качество оказываемых населению и бизнесу государственных услуг не изменилось. Не изменились и условия трудового договора государственных служащих (прежний уровень заработной платы, отсутствие льгот и т.д.). На ваш взгляд, появится ли коррупция опять? Как быстро, в каких формах? Кто будет инициатором (чиновники, бизнес, население)?

2.3 Ограничения исследования

На протяжении проведения эмпирической части, возникал ряд трудностей. Первое, что необходимо отметить — это существование жесткой системы контроля за всеми сферами жизни, в том числе частной: цензура прессы и масс-медиа, ограничение свободного доступа к интернет-ресурсам, мессенджерам, программам и приложениям связи через всемирную сеть, прослушивание разговоров граждан и отслеживание переписок.

В связи с такой ситуацией в стране, многие респонденты отказывались давать интервью. В итоге, вместо предполагавшейся изначально стихийной выборки, уже прошедшие интервью респонденты помогали найти следующих интервьюируемых, готовых ответить на вопросы. Таким образом, отсутствует случайность выбора, при этом знакомые между собой респонденты с высокой степенью вероятности могут придерживаться общего мнения, что может ограничить результаты.

Помимо этого, большинство респондентов были против записи разговоров на диктофон, использования распространенных средств онлайн общения. Все интервьюируемые требовали конфиденциальности персональных данных. В связи с этим, в работе не будет указано никаких имен, должностей, занимаемых респондентами, наименований некоммерческих и частных организаций. 6 респондентов предпочли общение через мессенджеры путем засекреченных сообщений. Абсолютно все респонденты отказывались обсуждать тему коррупции по телефону, с помощью электронной почты, видео и аудио сообщений. Только 3 из 19 респондентов согласились на аудиозапись. Оставшиеся 11 интервью, проводившиеся в формате личной встречи, фиксировались в виде стенографии ввиду сензитивности респондентов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

 

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Это завершающая глава, в которой представлены результаты проводимых исследований. Она состоит из двух частей, в которых описываются основные полученные данные в соответствии с применяемым методом и устанавливается связь между историческим развитием коррупции и ее существующим воплощением на государственной службе Узбекистана.

3.1Историко-культурные факторы развития коррупции

Анализ всей исторической цепочки развития коррупционного явления, позволил выделить ряд социально-экономических и политических факторов, повлиявших на становление тех или иных особенностей коррупции (приложение 2). Были обнаружены те проявления феномена, которые не просто существовали на протяжении десятков веков, но и бурно развивались при благоприятных условиях:

¾Превышение полномочий путем использование привилегированного доступа к ограниченным ресурсам;

¾Выстраивание прочной сети коррупционных конвейеров;

¾Проявление всех черт форвардной коррупции;

¾Протекционизм существующих коррупционных схем и части вовлеченных в них лиц;

¾Вымогательство;

¾Взятничество;

¾Дарение;

¾Непотизм.

При этом удалось выявить, какие историко-культурные факторы влияли на формирование того или иного вида коррупции больше всего. Таким образом, формирование особой узбекской коррупции началось еще в IV веке, когда население полностью перешло на оседлый образ жизни и образовалось первое государство. Закрепление за родоплеменными группами одной территории сразу привело к зарождению аутогенной коррупции, то есть те, кому досталось более выгодное территориальное расположение земельной собственности (а это всегда были чиновники, потому что им выдавали земельные наделы согласно чину), ограничивали доступ к общественной собственности другим жителям и устанавливали правила пользования ресурсом (были очереди, но тот, кто платил, мог их избежать). Росло вымогательство, росло и предложение со стороны населения. Тогда дарение было крайне популярной формой взятки, причем зарождается даже форвардная коррупция (дехкане отдавали часть собранного урожая владельцу земли, чтобы повзрослев, их сын мог арендовать тот же участок). Так старое поколение среднего и низшего класса учит младшее поколение давать взятки, которые облачаются в форму благодарности.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

К VII в. реформирование государственной службы вообще оставляет региональных наместников на полном попечении населения и законодательно закрепляет преемственность постов. Резко увеличивается сумма налоговых сборов, растет произвол, вымогательство начинает достигать невероятных масштабов. Спрос на взятки растет, но из-за непосильных налогов предложение падает. Следствием становятся многочисленные восстания кяризов (безземельных работников), поэтому государство вынужденно пресечь произвол феодалов для предупреждения будущих народных волнений. Однако, содержание феодалов все еще затратно для государства, поэтому выпускается указ правителя о поощрении государством выражение благодарности местному наместнику дехканами и кяризами. Таким образом, взятка закрепляется законодательно и встраивается в систему традиций. Указ существует недолгое время, а вот привычка у населения сохранилась до сих пор.

Сегодня население воспринимает коррупцию на гражданской службе как неотъемлемую часть государственной системы управления. 15 из 19 опрошенных отметили, что с учетом такого низкого качества предоставления услуг, взятка — это не подкуп должностного лица ради достижения личных целей, а своего рода плата за улучшения качества процедуры и ее ускорения. При этом 10 из 19 при ответе на вопрос упоминали, что зачастую приносят подарки государственным служащим уже после выполненной ими работы в качестве благодарности, поэтому взяткой это считаться не могут. Однако, на поясняющий вопрос: «Как Вы считаете, рассчитывает ли государственный служащий, что после выполненной им услуги, он получит от Вас благодарность в виде какой-то материальной ценности?» каждый из респондентов ответил утвердительно. Получается, что чиновники не только готовы брать взятки, а население готово их давать, каждая из сторон заранее знает о намерениях друг друга и считает это частью культурной нормы.

Захват Средней Азии арабами принес на территорию исламскую религию, которая, казалось бы, должна была радикально поменять отношение к коррупции. Однако, согласно анализу коррупционной активности на государственной службе и во время насаждения религии и спустя 3 века после ее полной адаптации, с коррупцией не только не боролись, скорее давали ей волю. Конечно, первые десятилетия после захвата коррупционная активность была гораздо ниже, но это связано исключительно с потерей местной знатью своих государственных постов, а не с благотворным влиянием ислама или трансформацией традиций. Стоит отметить и то, что в периоды ослабления религии (правление Амира Тимура, автономии Российской Империи, ССР) коррупционные предпочтения служителей общества не менялись.

В современном Узбекистане религия играет важную роль в жизни общества и к соблюдению основной части канонов относятся достаточно серьезно, однако на коррупцию это не распространяется. Несмотря на серьезную пропаганду антикоррупционного поведения со стороны мечетей в последние несколько лет, респонденты признали, что значительного влияния это не оказывает.

Меньшее но все же значимое влияние на коррупцию оказывали завоевания территории Узбекистана и формирование новой власти, ввиду которых происходила смена политического режима. Это приводили к тому, что местные чиновники лишались доступа к ограниченным ресурсам, следовательно, и части дохода. Поэтому в такие времена наблюдался бурный рост вымогательства, однако это не побуждало население платить чиновникам больше. При этом нарушение стабильной жизни государственных служащих в условиях таких сильных перемен рушит налаженные коррупционные конвейеры, государственные служащие разных уровней власти перестают сотрудничать. Приоритеты смещаются от коллективных в сторону индивидуалистичных. Этот процесс можно наблюдать с образованием государства Эфталитов и присоединением узбекских ханств к Российском Империи.

По словам респондентов, такая же ситуация сложилась при распаде СССР, когда началась полная реструктуризация государственной системы. Однако, если описанные выше захватнические кампании приводили к улучшению состояния узбекской экономики, то независимость Узбекистан встретил с крайне низкими экономическими показателями. История показывает, что во всех случаях повышения экономического благосостояния структура коррупции в государственных органах практически не менялась, не наблюлся даже рост предложения взяток. А вот при экономическом спаде, например во времена захвата части Средней Азии Арабским Халифатом и борьбы за престол Амира Тимура, ответом на высокий спрос становится рост предложения, причем взятки приобретают форму подарков.

Представители бизнеса отмечают, что в 90-е годы именно дарение стало основным средством ведения переговоров с органами власти. При этом, применение подарков в качестве основного средства подкупа объясняется низкой ценностью разменной валюты. В качестве подарка чиновникам одного ведомства чаще всего предлагали доступ к ограниченным ресурсам другого или к ресурсам частных фирм.

Еще одной особенностью узбекской коррупции является ее клановость, сформировавшаяся по территориальному признаку. На мой взгляд, кланы начали развиваться в конце XVI века, когда образовалось 3 крупных центра, ставших потом столицами трех независимых государств: Коканд, Бухара и Хива. Постоянная междоусобная война, традиция преемственности власти и закрытые круги доверенных лиц постепенно укрепляют коррупционную иерархическую структуру, которая с учетом возрастающего влияния, начинает выходить за пределы дворца и вовлекает все большее количество государственных служащих. Растет влияние, ширятся коррупционные конвейеры, крепнут связи между членами группы, а преемственность мест и общая территория формируют основу кланов. Однако проявлять себя кланы начинают только с приходом Российской империи, то есть в период смены власти. коррупция узбекистан государственный

Такая же ситуация, согласно мнению интервьюируемых, происходила при формировании независимого Узбекистана. Кланы, потерявшие значительное количество позиций в представительных органов в связи с широко известным «делом красного узбека», вновь приобрели большое влияние, так как наблюдалась смена политического режима и сильный экономический упадок (сплочение ради выживания). При советской власти члены узбекских кланов являлись больше земляками, чем родственниками, и выстраивали структуру внутри своего объединения согласно обладаемому социальному статусу. Деление государственных должностей происходило в зависимости от клановой принадлежности и самой позиции клана. Если лидеры клана не имели должностей, приближенных к генеральному секретарю, то едва ли более незначительны члены этого же клана могли рассчитывать на место государственного служащего в столице. Поэтому высокие должности занимали обычно представители одного клана. Однако после скандала с Рашидовым и налаженными им коррупционными конвейерами, на должности назначали представителей партии из Москвы или местных, но только после тщательного отбора Кремлем. Распад СССР привел к полному реформированию государственной системы и чиновники занялись переделом сферы влияния, в процессе которого необходима сильная поддержка, причем на разных уровнях власти. Таким образом, уже к 5-ти летнему юбилею независимости вся государственная структура состояла из кланов, которые налаживали коррупционные цепочки. Каждое ведомство совершает коррупционные сделки только под строгим надзором вышестоящего органа, при этом часть вырученных средств непосредственно идет наверх. Чаще всего исполнителю/главному фигуранту коррупционного процесса достает лишь малая часть того, что было получено коррупционным путем. Несмотря на это, у каждого мелкого государственного служащего есть надежная защита. Развивается невероятный протекционизм.

3.2 Коррупционные особенности на разных уровнях власти

С началом нового века узбекская государственная система стабилизируется: все позиции и сферы влияния уже распределены, коррупционные конвейеры сформированы. В стране намечается экономический рост. Согласно таблице, это приведет к стабилизации коррупционной ситуации. Респонденты это подтверждают. Коррупционные цепочки функционируют, снизу вверх идет поток денежных средств, существует гарантия защиты «низов верхами». Однако, государство не предпринимает никаких попыток борьбы с коррупцией, а следовательно год за годом отпадет необходимость в протекционизме. Более мелкие чиновники уже не чувствуют угрозы, поэтому начинают утаивать часть дохода от коррупционных сделок. Межведомственные и межотраслевые связи государственных служащих, вовлеченных в коррупционный процесс, начинают ослабевать. Государственные должности раздаются не согласно принципу преданности клану, а согласно принципу преданности начальнику. Непотизм достигает невероятных масштабов. Все отрасли государственной службы становятся закрытыми группами, формирующимися на основе расширенной семьи. Система становится все более закрытой для посторонних. Таким образом, каждый уровень государственной власти дистанцировался от вышестоящего органа и начал осуществлять самостоятельную коррупционную деятельность, формируются микрокланы. Строгая иерархическая структура начинает рушится, происходит атомизация отраслевых и территориальных органов государственной власти.

Согласно мнению респондентов, на данный момент каждый орган государственной власти самостоятельно осуществляет свои коррупционные действия, но и ответственность за них несет тоже самостоятельно. При этом, на каждом уровне власти сформировались свои коррупционные механизмы и традиционные формы взяточничества. В связи с этим рассмотрим каждый из уровней отдельно. Стоит отметить, что невозможно устновить четкие временные рамки наступивших изменений, поэтому далее будет использована формулировка «раньше», подразумевающая ситуацию, сложившуюся в течение 10-13 лет после независимости и «сейчас», подразумевающая положение органов государственной власти и коррупционной активности за последние 5 лет.

Хокимияты (уровень областей и городов).

Долгое время хокимияты городов были не только формально подчинены хокимиятам областей, но и проводили все коррупционные сделки совместно. Раньше задачей хокимов городов был поиск или создание коррупционной возможности и налаживание контакта с потенциальным взяткодателем. Затем хокимы городов передавали дело в руки хокимов областей для заключения сделки и получали небольшой процент. При этом хокимият областей тесно сотрудничал с правоохранительными органами для обеспечения полной безопасности и сохранности своей коррупционной активности. Была и отдельная схема переизбрания. Хоким назначается на должность Кенгашем — советом народных депутатов. Раньше в период избирательной компании, если Хоким области добивался повторного срока для себя, то и для тех, кто является частью коррупционного механизма, своеобразная spoil system. Наблюдалось следующее распределение полномочий: городской хокимият выполняет мелкую незначительную работу, получает меньше, но находится под протекторатом. Хокимият области обеспечивает защиту, заключает сделки, гарантирует стабильность и продолжительный срок службы на государственной должности.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

С одной стороны, хокимияты областей остались в более выигрышной позиции, т.к. до сих пор находятся под защитой коррумпированных правоохранительных органов, с другой же, они лишились основного дохода и способа привлечения взяткодателей.

Министерства и ведомства.

С началом независимости коррупционные механизмы не отличались от вышеописанных. Ведомства находились в полной зависимости от министерств. Однако, стоит сказать, что государственные служащие министерств полностью оторваны от работы с населением и бизнесом, следовательно для них доход, получаемых с помощью коррупционных сделок ведомств был более значим, чем для хокимиятов областей.

Сегодня ведомственные организации, обладающие большим кругом полномочий также значительно отделились от возглавляемых их министерств. Коррупционная деятельность закрытая, действует только в рамках полномочий ведомства. В коррупционную сделку вовлечены одно или более физических/юридических лиц и не менее двух государственных служащих ведомств. Инициаторами сделки могут являться оба контрагента. В зависимости от степени сложности осуществлении сделки, ее масштабов, статуса организации и объема вовлечения денежных средств, переговоры могут осуществлять как непосредственно с руководителем ведомства, так и с руководителем структурного подразделения вне зависимости от того, на каком уровне производятся переговоры. В качестве примера, рассмотрим процесс коррупционной сделки в налоговой службе Узбекистана.

Исходные данные: есть крупная промышленная компания, которая уклонялась от налогов путем занижения прибыли с помощью бухгалтерских манипуляций. Команда аналитиков из налоговой службы это замечает.

Законодательный исход: за подделку финансовой отчетности и неуплаты налогов, полагаются назначение серьезных санкций.

Коррупционный исход: одна из сторон может предложить решить возникшую проблемы другим способом. Если главный инспектор, прикрепленный к проверяемому объекту, не может решить проблему сам, то рекомендует служащего рангом выше, к которому стоит обратиться. После того, как стороны договариваются, налоговая служба помогает компании решить проблему, не привлекая при этом сотрудников посторонних ведомств (прокуратуру в этом случае). Распределение вознаграждения, полученного от сделки также распределяется только внутри ведомства. Таким образом, клановая структура формируется из цепочки государственных служащих, которые образуют свой независимый от других государственных органов коррупционный конвейер. Эта кланово-корпоративная структура предусматривает иерархию, закрытость, преданность, совместную работу, протекционизм.

Министерства перестали получать доход ввиду эмансипации ведомств. Сформировать похожую на ведомственную коррупционную цепочку не получается, потому все служащие примерно одного ранга, что не дает возможности образования иерархии. Значительно осложняется поиск коррупционных возможностей. Ввиду этого в высших эшелонах власти наблюдает простой принцип сотрудничества и временной кооперации. «Когда речь идет о больших деньгах, никому нет дела до кланов и преданности. Все думают только о личной выгоде» — поясняет один из респондентов. На этом уровне сохраняется разве что память о клановой традиции, которая помогла быстро сформировать мощное доверительное правительство. Самые высокие должности всех ветвей власти на сегодняшний день занимают люди, которые получили свою должность благодаря клановым связям, но сумели удержаться на них благодаря своим навыкам, умениям, специализации, образованию. В связи с потерей авторитета и практической необходимости защиты высшими государственными органами, ее представители теряют и часть дохода, которая ранее была своего рода «данью», собранной со всех нижестоящих уровней. Когда поток нелегальных денежных средств перестал поступать в министерства, уменьшилась роль преданности. Представители министерств начинают осваивать новую область — бизнес. Особенно к 2012 году наблюдается сильное укрупнение капиталов министров. По словам одного из респондентов: «Они [главы министерств — прим. авт.] тогда практически весь бизнес держали. Они и дочка [о старшей дочери президента И.А. Каримова — прим. авт.]. Сейчас их меньше стало: кого прикрыли, а кто не поделил чего между собой».

Отдельно стоит отметить, что за последние пару лет в стране были произведены масштабные чистки чиновников-коррупционеров, и сформировавшаяся система начала показывать свою нерентабельность. Возможно предложить, что в такой ситуации доверие к кланам должно было восстановиться и система неизбежно вернулась бы к строгому единому коррупционному конвейеру. Однако, как показывает история, активизация кланов происходит только при смене политических режимов и продолжающийся после серии арестов процесс распада это еще раз доказывает.

Таким образом, государственная система Узбекистана находится в переходной стадии, происходит эволюция коррупционного явления. Наблюдается обособление каждой властной группы друг от друга, прослеживается их закрытый характер и формирование новых коррупционных механизмов. Неизбежна все большая атомизация государственных органов, которая сформировалась на основе некомпетентности власти, потере авторитета и неспособности удержать выстроенную авторитарную вертикаль.

ВЫВОДЫ

Рассмотрев коррупционную активность Узбекистана в исторической перспективе и сравнив ее с коррупцией на современной государственной службе Узбекистана можно сделать несколько важных выводов.

Первое, что удалось выяснить, это причины зарождения коррупционного феномена и ряд факторов которые на это повлияли. Одним из решающих моментов стал переход на оседлый образ жизни, что дало возможность развитию аутогенной коррупции и дарению. Огромное значение оказали обычаи и традиции, с помощью которых произошла «подмена понятий», дарение перестало ассоциироваться у населения со взяткой и стало воспринимается как часть культурной нормы. А вот религия, несмотря на утверждения многих иностранных авторов, на развитие коррупции не оказала практически никакого влияния.

Дарение, непотизм, протекционизм и проявление форвардной коррупции присущи и современному Узбекистану. Следовательно, историко-культурными факторами, сформировавшими укоренившиеся виды коррупции можно назвать клановую структуру, экономический спад, политический режим и переход на оседлость.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Кланы начали формироваться в результаты образования нескольких крупных центров и продолжили развиваться на фоне закрытости и необходимости объединения. При потере значимости клановых структур, их восстановление происходит только при смене политического режима по принципу «сплочение ради выживания».

Коррупция на государственной службе современного Узбекистана значительно эволюционировала. Абсолютно очевидно, что идет процесс разрушения и атомизации строгой иерархической клановой структуры, обособляются территориальные и ведомственные органы государственной власти. Это происходит вследствие неспособности авторитарной власти управлять государственной структурой, построенной на подчинении, преданности и лояльности. Происходит перекос в сторону прагматизма. Теряет значение клановость. Непотизм и протекционизм теперь распространяются только на закрытую группу конкретного государственного органа.

Хокимиятам областей и министерствам приходится искать новые коррупционные возможности, так как доход от нижестоящих органов власти к ним больше не поступает. Хокимиятам городов и ведомствам, в свою очередь, необходимо искать способы защиты от разворачивающейся антикоррупционной программы страны.

Можно утверждать, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута, гипотезы подтверждены.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Закон р. Узбекистан о присоединении к Конвенции ООН против коррупции от 24.06.2016 [Электронный ресурс] Доступ: #»justify»>

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Гайд глубинного интервью

Тема: Коррупция на государственной службе Узбекистана

Инструкция интервьюеру: необходимо проинтервьюировать представителей государственных органов, бизнеса и общества. Общее количество человек должно оставлять не менее 15 человек. Возрастных ограничений нет. Ведение общего бюджета не обязательно. Интервью с каждым респондентом проводится отдельно. Для того, чтобы ответы заранее НЕ согласовывались, необходимо выбирать незнакомых между собой респондентов.

Вступление (5-10 минут):

Добрый день! Давайте познакомимся. Меня зовут ____________________. Я провожу социологическое исследование, цель которого состоит в изучении коррупции на государственной службе Узбекистана. Мне важно понять, какова современная ситуация с коррупционной активностью чиновников и как различаются коррупционные механизмы разных сфер государственной власти.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Меня НЕ интересуют имена вовлеченных в коррупционные процессы граждан и суммы незаконных сделок.

Все данные будут анализироваться в обобщенном виде, без указания конкретных имен.

Я буду задавать Вам вопросы, а вы отвечать на них. Правильных и неправильных ответов быть не может, меня интересует именно Ваше мнение, опыт и осведомленность. Поэтому большая просьба высказывать именно свое мнение, даже если оно различается, по Вашим представлениям, с общепринятым.

Если Вы не против, я буду записывать нашу беседу на диктофон. При Вашем отказе ответы будут фиксироваться мной в качестве стенограммы. Если Вас не устраивают эти виды беседы, я готова рассмотреть Ваши предложения.

Список вопросов:

Общее представление респондента о коррупции на государственной службе

.Что вы понимаете под коррупцией? Назовите основные, на ваш взгляд, формы проявления феномена.

.Считаете ли вы проявлением коррупционного поведения дарение подарков государственным служащим, помощь в продвижении по службе своих родственников и знакомых?

.Какие события (экономические, политические, культурные, исторические) влияют на коррупционную активность?

Общее представление о коррумпированности государственных органов Узбекистана.

.Охарактеризуйте коррупционную ситуацию на государственной службе Узбекистана.

.Какие государственные органы сильнее всего подвержены коррупции.

.Каковы основные различия коррупции на разных уровнях власти (махалля, город, область, министерства и выше).

Субъективное восприятие коррупции в государственных органах.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

.Учитывая все, сказанное Вами выше, Ваше отношение к коррупции на государственной службе Узбекистана скорее положительное, отрицательное или нейтральное?

.Обратили ли Вы внимание на снижение коррупционной активности на государственных органах за последние пару лет? В чем это проявлялось?

.Предположим, в стране прошла жесткая чистка чиновников-коррупционеров и полностью искоренили всевозможные проявления коррупции. При этом качество оказываемых населению и бизнесу государственных услуг не изменилось. Не изменились и условия трудового договора государственных служащих (прежний уровень заработной платы, отсутствие льгот и т.д.). На ваш взгляд, появится ли коррупция опять? Как быстро, в каких формах? Кто будет инициатором (чиновники, бизнес, население)?

Приложение 2 Влияние историко-культурных факторов на развитие коррупцииКоррупционные формыПривилегированный доступ к ресурсуВымогательствоВзятничествоДарениеНепотизмКоррупционные конвейерыПротекционизм коррупцииФорвардная коррупцияИсторико-культурные факторыСмена политического режимаОграничение доступаТребуют большеПредлагают большеНе влияетПотеря местРазрушениеПотеря защитыНе влияетЭкономический упадокНе влияетТребуют большеНе влияетПодарки преобладают над валютойНе влияетСокращаютсяУсилениеНе влияетЭкономический ростНе влияетНе влияетПредлагают большеНе влияетНе влияетСтабилизацияНе влияетНе влияетУсиление роли религииНе влияетНе влияетНе влияетПодарки преобладают над валютойЗаполнение должностейНе влияетНе влияетНе влияетОслабление роли религииНе влияетНе влияетНе влияетНе влияетНе влияетНе влияетНе влияетНе влияетОседлостьРасширение доступаТребуют большеПредлагают большеНе влияетНе влияетРасширениеУсилениеРазвиваетсяКлановая структура обществаРасширение доступаТребуют большеПредлагают большеПодарки преобладают над валютойЗаполнение должностейСтабилизацияУсилениеРазвивается

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

573

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке