Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Ключевые слова в современной литературе по консультативной психологии: значение и употребление»

Работа посвящена анализу КС в научной и учебной литературе. Это словосочетание стало использоваться работах по педагогике, информатике, библиотечному делу, литературоведению с конца XX века, а в XXI веке выделение ключевых слов стало обязательным требованием оформления научных работ. Проблема выделения ключевых слов и их функции в тексте привлекает большое внимание исследователей, среди которых П.А. Мичков, А.С Алисултанов, Т.В. Шмелёва, Н.А. Николина, Н.П. Никольцева.

Написание диплома за 10 дней

Введение

Работа посвящена анализу КС в научной и учебной литературе. Это словосочетание стало использоваться работах по педагогике, информатике, библиотечному делу, литературоведению с конца XX века, а в XXI веке выделение ключевых слов стало обязательным требованием оформления научных работ. Проблема выделения ключевых слов и их функции в тексте привлекает большое внимание исследователей, среди которых П.А. Мичков, А.С Алисултанов, Т.В. Шмелёва, Н.А. Николина, Н.П. Никольцева. При этом изучаются не только ключевые слова, но и ключевые идеи. Рассмотрению данного вопроса посвящены исследования А. Вежбицкой («Понимание культур через посредство ключевых слов»), А.Д. Шмелева, Анны А. Зализняк, И.Б. Левонтиной («Константы и переменные русской языковой картины мира»). Но некоторые вопросы, такие как характер КС и их состав, изучены недостаточно, поэтому цель работы представляется актуальной.

Теоретическая значимость исследования: полученные данные позволяют углубить существующие представления о составе и характере ключевых слов, о принадлежности их к определённым пластам лексики.

Практическая значимость: данные исследования могут быть использованы авторами научных статей и других работ при их оформлении и составлении списка ключевых слов.

Основная цель работы — определение функции и характера КС. Эта цель предопределяет решение следующих задач:

1)Ознакомление с научной литературой в области педагогики, информатики, библиотечного дела, литературы, политики.

2)Рассмотрение КС в научных журналах (лингвистических и психологических). Это предполагает определение времени, с которого включение в журнальные статьи этого словосочетания является обязательным; с этой целью анализируются журналы по языкознанию («Вопросы языкознания», «Русский язык в школе», «Русская речь») и по психологии («Московский психотерапевтический журнал», «Психология. Журнал ВШЭ»). Использование журналов по психологии объясняется моим интересом к психологии и желанием продолжить обучение в магистратуре на кафедре психологии.

3)Определение функции КС в научных публикациях.

4)Определение характера КС (книжные слова, специальные термины, общенаучные термины, общеупотребительная лексика, слова с неясным терминологическим статусом).

5)Выявление динамики состава и характера КС с 2009 г. по 2016 г.

6)Анализ заданий в школьных учебниках, содержащих словосочетание ключевые слова (на материале учебника для 6 класса М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, 2013), составление плана урока по этой теме.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Объектом исследования являются ключевые слова.

Предмет исследования: Ключевые слова в журналах «Московский психотерапевтический журнал» (2009-2006 гг., №1-4) и «Психология. Журнал ВШЭ» (2009-2006 гг., №1-4).

В работе используются следующие методы: метод наблюдения, описательный и статистический методы.

Структура работы: введение, где определяются цели и задачи работы, три главы (первая глава — теоретическая, в ней даётся анализ литературы по этому вопросу и рассматриваются функции КС; вторая глава — практическая, где дан анализ семидесяти трёх ключевых слов: прослеживается значение по разным толковым и терминологическим словарям, определяется их принадлежность к определённому пласту лексики); в особую главу выделена методическая часть, в ней представлен план урока в 6 классе по данной теме; в работе имеются выводы и библиография.

 

Глава 1. Содержание словосочетания ключевые слова. Выделение ключевых слов, их характер и функции

.1 Словосочетание ключевые слова

.1.1 Определение словосочетания ключевые слова

Словосочетание ключевые слова не отмечено в большинстве энциклопедических, толковых и терминологических словарей, однако в некоторых он представлен, в частности в Словаре лингвистических терминов Т.В. Жеребило (ключевые слова — «субъективный лингвистический фактор текстообразования. Ключевые слова являются опорными «вехами» в порождении и восприятии текста»), в Новом словаре методических терминов и понятий. словосочетание ключевой слово текст

В соответствии с ГОСТ 7.74-96 ключевые слово является информативным словом, которое приведено к стандартной лексикографической форме и используется для координатного индексирования, т.е. такого выделения слов, которое позволит с предельной краткостью и необходимой полнотой выразить основное содержание документа (подробнее об этом — в параграфе 2 «Выделение ключевых слов»). Вероятно, первое употребление термина ключевое слово относится области информатики (информационного поиска) и определялся следующим образом: «под ключевыми словами… понимаются наиболее существенные для этой цели (поиска информации) слова и словосочетания, обладающие назывной (номинативной) функцией».

В качестве КС могут выступать общеупотребительные слова, терминологические словосочетания, фразы (в исключительных случаях), аббревиатуры, численные характеристики, хронологические данные, имена собственные.

В научных текстах термин «ключевое слово» означает, что «в любом вербальном произведении имеются слова-термины, которые являются наиболее представительными для данной тематической сферы и их набор достаточен, чтобы с некоторой аппроксимацией определить тему текста (статьи)».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В художественном тексте выделяются ключевые знаки, важные для выражения его смысла и для понимания. Они играют незаменимую роль в установлении внутритекстовых семантических связей и организации читательского восприятия. Термин ключевые слова достаточно условен, так как ключевыми могут быть как слова, так и словосочетания и предложения. Ранее употреблялись и другие обозначения, которые Николина определяет как метафорические термины: смысловые вехи текста (А.Соколов), опорные элементы (В. Одинцов), смысловые ядра (А. Лурия), которые подчеркивают роль определенных знаков прежде всего в семантической организации текста.

1.1.2 Ключевые слова в научных работах

В 1998 году в ГОСТ 7.5-98, посвящённом издательскому оформлению публикуемых материалов, появляется требование о необходимости выделения КС из текста работы:

«5.9.1 Ключевые слова выбирают из текста публикуемого материала и выделяют полиграфическими средствами.

5.9.2Ключевые слова статей (кроме передовых статей), докладов и сообщений, тезисов докладов и сообщений, кратких научных сообщений (писем в редакцию) помещают отдельной строкой непосредственно после заглавия, перед текстом публикуемого материала».

Однако в научных журналах введение рубрики «Ключевые слова» происходило неравномерно. Например, в «Психологическом журнале» КС появляются в 2006 году, в «Московском психотерапевтическом журнале» и журнале «Психология. Журнал ВШЭ», в журнале «Русский язык в школе» — в 2009 году.

В журнале «Русская речь» КС появляются в №4 2010 года, в «Вопросах языкознания» после 2010 года.

Почему научные журналы стали вводить КС как требование к оформлению статей в разные временные промежутки, установить не удалось.

1.2 Выделение ключевых слов в тексте

Архитектура автоматизированных библиотечных поисковых систем направлена на анализ и выявление статистических совпадений между заданными пользователем параметрами и данными, имеющимися в описании документа. Такими смысловыми элементами являются ключевые слова. О возрастающей роли ключевых слов говорит и тот факт, что последнее время повышаются требования к оформлению научных работ и исследований.

Правила включают в себя помимо традиционных параметров (как-то фамилия автора, название работы, нормы для оформления текста) дополнительные — аннотацию (как правило, на двух языках) и набор ключевых слов. Заметим, что набор ключевых слов составляется самим автором исследования. Отчасти это правильно — кто, как не автор, наиболее точно определит те лексические единицы, в которых как бы в концентрированном виде заключается смысл текста. Это верно и в том случае, когда требуется при описании документа в автоматизированных библиотечных системах вносить ключевые значения.

В 1975 году были сформулированы цели выделения ключевых в тексте: Первая из них и самая непосредственная — ускорение поиска нужной информации, сокращение времени и усилий потребителя, затрачиваемых на сбор необходимого материала.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Вторая связана с выявлением и уточнением современного словаря науки. Степень развитости науки в первую очередь отражается в точности её понятийного словаря, и поэтому выявление ключевых слов, по своей сути являющихся главнейшими понятиями, которыми не только оперирует автор, но с которыми связаны его исследования самым непосредственным образом, должно сыграть несомненную роль в уточнении, отборе научной терминологии.

Третья цель связана с дальнейшим развитием и совершенствованием системы информации, её машинной обработкой.

Выявление терминологического фонда, необходимого для уточнения языкового аппарата науки, определение тематических направлений для тезауруса, в которые войдут отобранные термины. Отбор их может быть произведён в результате многократной обработки содержания текстовой информации. Ключевые слова лягут в основу лексического собрания терминов.

И, наконец, ключевые слова самим фактом своего существования в информационном материале способствуют закреплению системы понятий в науке.

В настоящее время выделение ключевых слов в тексте преследует несколько иные цели. В связи с постоянным увеличение массивов информации в различных областях знаний наиболее острой становится проблема отыскания необходимых сведений, что, конечно, требует совершенствования технологий поиска информации. Таким образом, тенденция к выделению ключевых слов обусловлена прежде всего усовершенствованием процедуры индексирования, то есть выражения главного предмета или темы текста или какого-либо документа в терминах информационно-поискового языка. Благодаря индексированию появляется возможность быстро находить необходимый документ среди других. Специалистами библиотечного дела и информационных технологий вопрос улучшения технологий поиска информации решается путём совершенствования поисковых систем.

До применения компьютерных технологий систематизаторы раскрывали содержание источника посредством индексов ББК (библиотечнобиблиографической классификации) и предметных рубрик.

Сегодня к перечисленным видам аналитической обработки документа добавился ещё один вид предмашинной обработки раскрытие содержания документа посредством ключевых слов.

Однако с помощью данных методов пока ещё невозможно обеспечение строгого, точного и эффективного анализа текста вне зависимости от его тематической области. С целью выявления наиболее приемлемого способа индексирования, который бы раскрывал содержание текста, в 1995-96 годах в Российской национальной библиотеке (далее РНБ) был проведён эксперимент.

К текстам, в которых автоматически уже были определены предметные рубрики, подбирали также и список ключевых слов. Такой подход — дополнительное средство описания документа, он называется методом свободного координатного индексирования, который основывается на том, что содержание любого документа достаточно полно и точно можно представить с помощью набора КС. В отличие от индексирования с применением тезауруса, при свободном координатном индексировании КС не сравниваются с предметным словарём терминов и устоявшихся понятий и включаются в список в терминологии автора без нормализации, т.е. без включения в состав словарей терминов.

В ходе эксперимента было обнаружено, что в 80% случаев результаты индексирования ПР и КС были различны. ПР, которые давались документу, помогали определить тематику текста в целом, а КС создавали более детальный образ документа, более полно отражали тематику за счёт специфических терминов. То есть было выявлено, что, по сравнению с КС, ПР являются «обобщающим» описанием содержания текста. Тем не менее, одновременное использование обоих методов обеспечивает большую полноту и детальность индексирования. Основные выводы эксперимента, проведённого в РНБ, можно сформулировать следующим образом:

1.Ключевые слова необходимо включать в поисковый образ документа (ПОД) без нормализации, т.е. в терминологии автора.

2.Индексирование ключевыми словами следует рассматривать как дополнительное средство создания образа документа для представления побочных тем текста и, следовательно, увеличения полноты индексирования.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Сегодня многие библиотеки уже перешли на метод свободного координатного индексирования. «Как правило, на один документ составляется 10-15 ключевых слов. В РНБ присваиваются от 5 до 35 ключевых слов. Время, затраченное на индексирование одного документа может составить от 5 до 35 минут».

1.3 Принципы выделения ключевых слов в тексте

.3.1 Рекомендации к выделению ключевых слов в тексте

Ранее выборка КС была необходима для выявления словаря науки и создания тезауруса, поэтому предъявлялись строгие предписания по составлению списка КС документа. В XX веке к ключевым словам принято было относить только термины. Количество КС, присваиваемых документу обычно было от 8 до 12. Первые требования к выделению КС в тексте были сформулированы ещё в 1975 году специалистами Академии наук СССР в области педагогических наук. Эти требования были выведены на основе анализа рефератов и статей педагогической направленности и значительно отличались от тех требований, которые предъявляют к КС современные библиографы. Приведём некоторые из них:

1.Главный принцип и критерий при отборе ключевых слов (или словосочетаний) заключается, во-первых, в сохранении их научности. Во-вторых, являясь «ключом» к раскрытию содержания, они должны быть нормативными. Нормативность необходима для достижения однозначности трактовки понятий, для сохранения сложившейся системы понятий, что обеспечит ясность и доступность использования терминов потребителем.

2.Начинать выделение КС целесообразно в следующей последовательности: из общего заглавия работы, заглавий отделов, глав, затем из самого текста.

3.Слова или словосочетания, предлагаемые в качестве ключевых слов, по форме выражения смысла понятия должны подходить для информационных целей. Наиболее приемлемой для информационной обработки является назывная форма (трудовое обучение, коммунистическая детская организация, профессиональная ориентация). Количество слов в словосочетании должно соответствовать количеству слов в принятом термине.

4.Слова или словосочетания (либо их синонимы), выносимые в качестве ключа, являющиеся по своему значению одним из понятий педагогики, непременно должны быть в содержании реферата.

5.Выносить в качестве ключа следует только те понятия, которые связаны непосредственно с исследованием автора, выражают его главную суть, являются наиболее значимыми для данного исследования.

6.В список ключевых слов, прилагаемых к реферату, следует помещать новые термины или понятия, которые выводятся автором, только в том случает, когда в работе обосновывается необходимость их введения в понятийный словарь науки, если они органически связаны с проблемой исследования и вскрывают её суть.

При этом необходимо воздерживаться от засора списка ключевых слов несвойственными науке понятиями и терминами, так как это приведет к усложнению работы на последующих этапах при отборе терминов в тезаурус и усложнит поиск потребителя.

7.Большая часть работ уже в своем заглавии содержит чёткое обозначение, к какому разделу науки они принадлежат. В тех случаях, когда чётко определён раздел науки, его название следует вводить в список ключевых слов. Это облегчит в дальнейшем выделение дескрипторов. Кроме того, облегчается и обор материала для его избирательного распределения.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

8.Точность и конкретность информации во многом зависят от порядка расположения ключевых слов в списке. Правильная расстановка ключевых слов уточняет поисковый образ, создаёт определённый логический ряд и позволяет уже при первом ознакомлении с ключевыми словами в какой-то мере уловить через характер соподчинения понятий логику развития вопросов, направления в её раскрытии.

Установление правильного соотношения понятий уже на первом уровне (т.е. в процессе выделения ключевых слов) поможет в дальнейшем в определении оглавления тезауруса и в конкретном наполнении его разделов.

В настоящее время КС текста необязательно должны быть нормированы, а могут представляться в терминологии автора; количество слов в словосочетании может не соответствовать количеству слов в термине, а определяется индексатором с учётом значимости каждой языковой единицы в создании уникального образа документа; авторские термины включаются в список КС вне зависимости от того, должны ли они войти в словарь науки; стал не важен порядок ключевых слов в списке.

В ходе эксперимента, проведённого в РНБ, был выведен ряд рекомендаций к КС, с помощью которых можно максимально эффективно проводить процесс индексирования.

Специалисты не рекомендуют вносить в список КС:

1.Термины общего употребления (например: тема, проблема).

2.Служебные слова.

3.Нечастотные для данного текста слова.

Могут выступать в качестве КС:

1.Термины. Преимущественно существительные, как нарицательные, так и собственные. Прилагательные, местоимения, наречия, числительные рекомендуется употреблять только в составе словосочетаний, несмотря на то что они могут выступать в роли КС самостоятельно.

2.Термины-словосочетания (например: Чёрное море).

4.Даты, а также хронологические данные (например: 21 в., средневековье).

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

5.Численные характеристики желательно приводить со словесной формулировкой.

6.Аббревиатуры рекомендуется использовать, если сокращение используется чаще, чем полное наименование предмета (например: вуз).

Поскольку сейчас поисковый образ документа (ПОД) формируется без нормализации авторского языка, то необязательными становятся такие требования к КС как:

1.Устранение омонимии, синонимии и полисемии.

2.Использование только устойчивых словосочетаний (наличие неустойчивых словосочетаний делают ПОД более специфичным).

3.Единообразная грамматическая форма КС.

1.3.2 Характер ключевых слов

Строгих стандартов, которые закрепляли бы правила выделения КС в документе, нет. Лексический аспект КС не исследовался; главным требованием к КС является строгая определённость значения.

Ключевое слово включает в себя следующие смысловые компоненты: а) предмет, б) аспект его рассмотрения, в) область применения.

Можно отметить также некоторые рекомендации относительно формы КС.

·Ключевые слова могут быть представлены существительными (преимущественно), наречиями, прилагательными, числительными, редко глаголами. Не допускается выделять в качестве ключевых деепричастия, служебные и низкочастотные слова.

·Если словосочетание состоит из существительного и прилагательного, оно записывается в инвертированной форме. Исключения составляют:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

а) имена собственные;

б) общепринятые сокращения; в) сложные слова;

г) имена собственные, определяющие предмет.

·Существительные необходимо записывать в форме именительного падежа в единственном или множественном числе (важно однообразие), прилагательные — в форме именительного падежа мужского рода.

·Персоналии указываются полностью (с именем и отчеством).

·Если в неустойчивое словосочетание состоит из двух имен прилагательных, которые относятся к одному существительному, необходимо разбить его на два словосочетания, например: Опасное химическое оружие. — Опасное оружие. Химическое оружие. Также не сохраняются словосочетания, состоящие из двух имен существительных, например: Экономика Средней Азии. — Экономика. Средняя Азия.

·Омонимия устраняется с помощью использования квалификатора: ключ (источник) — ключ (инструмент).

Осуществляет координатное индексирование каталогизатор, который систематизирует и предметизирует документ. Ключевые слова и предметные рубрики записываются систематизатором на отдельной карточке и вкладываться в книгу. Количество КС, приписываемых документу, определяется его объемом и количеством сведений, содержащихся в нём.

1.4 Использование ключевых слов в научной, художественной и политической литературе

Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать ключевые слова, необходимо обратиться к функции этого понятия в научных и художественных текстах.

Лексика научного текста является довольно разнообразной по своему характеру и делится на общенаучную, специальную, или терминологическую, и общеупотребительную. Общеупотребительную лексику составляют служебные и некоторые знаменательные слова. Использование общеупотребительной лексики обусловлено нормой и системой языка, без нее невозможно формировать текст. Под общенаучной лексикой понимается состав слов языка, обслуживающих тексты разных научных дисциплин. Она употребляется во всех или нескольких научных областях (проблема, вопрос, частица, коэффициент и д.р.).

Любая наука отличается своим специфическим терминологическим инвентарём. Из всей этой совокупности научной терминологии в определённой ситуации, т.е. конкретном исследовании, используется только некоторое количество терминов, обозначающих понятия, непосредственно связанные с тематической направленностью данного исследования и являющиеся, таким образом, ключевыми для текста его описания.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Терминологическая лексика является наиболее информативной в научных текстах, поскольку более точно определяет их тематику и задачу. В роли научных терминов функционируют преимущественно имена существительные. Глаголы и другие части речи в функции терминов выступают относительно редко, при этом только в случаях если они не являются структурными элементами в составе терминов.

Общеупотребительная лексика используется во всех текстах относительно устойчиво и равномерно. Специальная же терминология характеризуется неустойчивостью и неравномерностью употребления в конкретных текстах. Зачастую информативно важные для каждого конкретного текста слова, т.е. в основном специальные термины, оказываются наименее частотными и наименее распространенными.

Научный текст имеет много информационных шагов, отрезков, посредством которых вводится определённая информация. Он делится на абзацы, которые оказываются семантически замкнутыми и таким образом несут в себе определённые порции информации.

Ключевые слова в информативном плане разбросаны в тексте. Но благодаря своему равномерному разбросу эти порции информации в масштабе всего текста оказываются определёнными, что, в свою очередь, делает возможным представление логически последовательно разработанной темы. Так, если в статье шесть раз повторяется слово «лошадь» или его синонимы, то мы можем заключить, что речь идет о теме, в той ли иной степени связанной с коневодством.

Рассмотрение ключевых слов в художественном тексте, имеет свою специфику, которая была определена В.В. Петровским:

«В литературных произведениях встречаются слова, которые выражают главную идею целого художественного текста. Их принято называть ключевыми. Эти слова часто выносятся в название романов и пьес, поэм и стихотворений. От них идут невидимые линии к портретам действующих лиц и пейзажам, диалогам и лирическим отступлениям. Они создают лексическое единство системы произведений, становятся существенным элементом его композиции.

Ключевые слова часто выделяются в контексте графически: курсивом, разрядкой. Они расширяют изобразительные возможности поэтической речи, увеличивают её мыслеемкость. Это средство двупланового повествования.

Ключевые слова позволяют нам глубже проникнуть в идейнохудожественную структуру произведения, яснее понять характер работы писателя над языком».

Н.А. Николина выделяет специфические признаки ключевых слов художественного текста: высокая частотность их в тексте; способность свертывать информацию, создавая минимальную модель текста; способность соотносить фактологический и концетпуальный уровни текста. Она отмечает, что первый признак не является столь важным в характеристике ключевых слов, гораздо важнее их способность отражать многомерные эстетические смыслы произведения, при этом неотъемлемым свойством данных единиц автор признаёт многозначность. Определяя позицию ключевых слов в тексте, Николина говорит о том, что часто наибольшая их концентрация — в начале текста, однако это всего лишь тенденция, а не строгая закономерность. В разных текстах КС имеют разное расположение и довольно часто функционируют как заглавия.

КС нередко выступают в роли заглавий художественных произведений. А.С. Алисултанов писал о том, что взаимоотношения между заглавием и текстом «обусловлены присущей только заголовку как особому типу именования функцией — быть «именем» информации, которую несет в себе данный отрезок коммуникации. Поэтому очень часто достаточно ознакомиться с заголовком, чтобы довольно ясно представить суть того или иного произведения». В пример автор приводит одну из философских повестей Вольтера, которая называется «Тимон, или Доказательство, что науки повредили нравы».

В заголовок необязательно выносятся наиболее часто повторяющиеся слова, а скорее слова наиболее важные с точки зрения лаконичной передачи основного содержания текста. Параметр частотности, взятый отдельно, оказывается явно недостаточным, ибо между частотой употребления слов и их информативной значимостью не существует прямо пропорциональной зависимости.

Чем точнее заголовок выражает главную идею текста, тем выше степень информативной важности заглавия как ключевого слова. Следовательно, в заголовок должны быть вынесены такие ключевые слова, которые наиболее полно передают специфику конкретного исследования.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, именование непосредственно связано с содержанием текста, оно способно в максимально сжатой форме передавать главное его содержание, а иногда и дополнять текст. Это позволяет характеризовать заголовок как разновидность ключевых слов текста.

Интересен тот факт, что ключевые слова выделяются и в политических текстах, являясь отражением «текущего момента». Т.В. Шмелёва говорит о том, что каждый «текущий момент» выдвигает в центр общественного сознания фрагмент словаря, заключающий в себе понятия наиболее значимые, обсуждаемые повсеместно — в парламенте и в очереди, на радио и в печати, на телевидении и в «трудовых коллективах». Рассматривая ключевые слова текущего момента (далее КСТМ) 90-х как специфическое языковое явление, Шмелёва выделяет их основные приметы:

1.Частотность. Резкое возрастание частотности употребления слова — одна из первых, видимых невооружённым глазом, ощущаемая практически всеми носителями языка характеристик (рынок, приватизация).

Важно отметить, что за частотностью словоупотребления могут стоять разные явления: собственно лингвистическое, то есть активизация именно слова (дистанцироваться), и внедрение, активизация в социальном сознании особой реалии, феномена, понятия (приватизация, ваучер).

2.Текстовое пространство. КСТМ пестрят заголовки газет — названия статей, рубрик. Центральность, «выдвинутость» реалии в центр общественного сознания выдвигает именующее ее слова в центральную позицию газетных текстов, которую, без сомнения, представляют собой заголовки («Свой ваучер ближе к телу»).

3.Грамматический потенциал слова (возможности формои словообразования). При продвижении слова в КСТМ наблюдается активизация всех его грамматических возможностей, что проявляется в возникновении новых форм и дериватов или их продвижении к КСТМ (рыночный, безрыночный, квазирыночный).

4.Синтагматика (сочетаемость) слова. Практически обязательный признак КСТМ — изменение или формирование сочетаемостных «привычек» слова. На этот «фактор» работают различные механизмы сочетаемости, в частности, эпитеты, за счет которых производится «эмоциональное наведение, метафорика, за которой «проглядывают» коннотации слова — вещные, стихийные, антропоморфные и т.д (рынок диктует цены, путь к рынку).

5.Парадигматика слова. Система парадигматических отношений слова переживает преобразования при выдвижении слова в состав КСТМ. Суть этих преобразований — прежде всего в формировании новых синонимических и антонимических связей. Так, слово «рынок» в новом, «ключевом» значении воспринимается как синоним капитализма и как антоним социализма, планового, «директивного» хозяйства.

6.Омонимическое употребление. Попадая в центр общественного внимания, обретая особую ценность в глазах определённой части общества, слово начинает использоваться в качестве имени собственного (омонима) различными социальными институтами («Ретро» малое предприятие).

7.Дефиниции. Склонность употребляться в высказываниях определённого смыслового типа — предложений-дефиниций, близких к словарным толкованиям (Демократия — это свобода, ограниченная рамками законности).

8.Языковая рефлексия проявляется в том, что слово оказывается объектом вкусовых оценок, его употребление сопровождается оговорками типа «как сейчас говорят…», «как сейчас принято говорить…» и т.д.

9.Языковая игра. Под языковой игрой понимаются такие случаи употребления слова, когда свободное отношение к форме речи получает эстетическое задание, причем происходит это часто путём паронимической аттракции (прихватизация).

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

При попытке выяснить примерный состав КСТМ было получено около сотни слов, которые представляют пять семантических групп: «время», «социум», «субъекты», «право», «рынок». Первые три группы — константы словаря, поскольку общество всегда с интересом обсуждает время, в котором оно живет, главных действующих лиц на политической сцене, факты социальной жизни — состояние общества, отношения человека и власти, сферы деятельности субъектов. Конкретные лексемы, как и конкретные реалии, персонажи, сменяют друг друга в составе «актуального словаря современности», однако сами группы — «время», «социум», «субъекты» — присутствуют в нём неизменно.

Две последние группы — «право» и «рынок» переменные составные словаря, они характеризуют именно текущий момент, связанный с созданием правового государства и рыночной экономики.

Изучение ключевых слов текущего момента — одна из перспектив комплексных лингвистических исследований, в результате которых заинтересованы не только лингвисты, но и исследователи социальной, политической психологии.

1.5 Выделение КС автором и компьютерными программами

В большинстве случаев в процедуре отбора ключевых слов решающее значение имеет не смысловой вес слов, а частота их появления в тексте либо фигурирование в заглавии источника или заглавиях разделов работы. Это означает, что в процессе поиска документы, в которых КС, заданные пользователем, находятся рядом, будут в приоритете, т.е. будут ранжироваться выше всех остальных документов. Таким образом, оказывается, что этот метод, на данный момент являющийся самым простым и удобным, но в конечном итоге не гарантирует полноценного результата.

П.А. Мичков, один из исследователей вопроса о выявлении КС в тексте, предлагает в процессе составления набора КС использовать дополнительные программы со специфическими функциями. Автор статьи рассматривает возможности подобного рода программы на примере сравнительного анализа набора КС, которые были составлены самими авторами статей, с результатами анализа текста при помощи программы TextAnalyst.

Программа работает следующим образом: анализируя структуру текста и статистическую информацию о количестве повторяющихся элементов (исключая из них предлоги и другие вспомогательные слова, которые, как правило, не несут в себе смысловой нагрузки), TextAnalyst формирует сеть наиболее значимых понятий, содержащихся в данном тексте. Такая сеть позволяет отбросить несущественную информацию и не только представить содержание текста в сжатом виде, но и указать смысловой вес элементов в тексте. Каждый элемент текста характеризуется числовым значением. Большее числовое значение элемента указывает на то, что данная тема в тексте является, по всей вероятности, ведущей. Меньшее числовое значение указывает на взаимосвязь определённых тем с главой. Также программа выстраивает две структуры — тематическую и семантическую. Первая указывает на наличие экстраспективных тем, в которых так или иначе возможно появление информации о главной теме. Вторая — на наличие интраспективных взаимосвязей, на смысловую связь элементов внутри текста. В качестве примера были избрана статья из журнала «Музыка и время».

После необходимой подготовки и обработки текста производится его анализ при помощи компьютерной программы. В процессе анализа текст делится на сегменты, между которыми устанавливаютс

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2213

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке