Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Коммуникационная составляющая имиджа руководителя среднего общеобразовательного учреждения»

В контексте реформы российской системы образования, целью которой является улучшение качества обучения, необходимо внедрение новых педагогических технологий и моделей организации обучения. Что, в свою очередь, требует адекватных форм коммуникации, направленных на повышение качества обучения.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование ведущих понятий

.1 Современные социологические теории коммуникации

.2 Социологический аспект профессионального имиджа

Глава 2. Роль коммуникации в формировании и реализации имиджевого портрета руководителя

.1 Специфика руководства средним общеобразовательным учреждением

.2 Аналитический обзор социологических исследований имиджа руководителей школ

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Актуальность темы. В контексте реформы российской системы образования, целью которой является улучшение качества обучения, необходимо внедрение новых педагогических технологий и моделей организации обучения. Что, в свою очередь, требует адекватных форм коммуникации, направленных на повышение качества обучения1. Необходимость усиления внимания к проблеме обновления и повышения качества общего образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми звеньями среднего общеобразовательного учреждения.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В этих рамках понятия «имидж», «управление имиджем» становятся объектом внимания как со стороны ученых разных областей наук (разработка научных концепций и технологий), так и со стороны любого члена общества как пользователя, для создания собственного имиджа, составляющего с позиций социально-экономического и психологического подходов — нематериальный актив человека2.

В обширном перечне проблем руководства средним общеобразовательным учреждением коммуникативная составляющая руководителя образовательного учреждения чрезвычайно важна, поскольку является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Исследования в области социологии образования, в том числе менеджмента образовательных учреждений, Э. С. Бабошина, Л.Г. Викулова, Т.Ю. Давыдова и др. свидетельствуют, что именно коммуникация является основным условием существования и развития организации. Поскольку коммуникационные технологии определяют состояние внутренней среды учреждения, обеспечивая функционирование и взаимодействие сотрудников, структуры, технологии, целей и задач общеобразовательного учреждения определяя уровень и качество принятия управленческих решений. Коммуникация — основная составляющая взаимодействия организации с внешней средой1.

Весьма важна коммуникация в создании неформальных структур в процессе функционирования практически любой организации, в том числе и общеобразовательного учреждения.

Коммуникативная составляющая в деятельности руководителя среднего общеобразовательного учреждения важна как в организации информационного обмена между субъектами и объектами управления, так и в организации процессов эмоционального и интеллектуального обмена управленческой информацией. Коммуникативная составляющая в управления школой является определяющим моментом в установлении взаимосвязи между педагогами, сотрудниками и учениками общеобразовательного учреждения2.

Степень научной разработанности темы. Существенное значение для разработки проблемы роли личности руководителя в управленческом аспекте исследовались в работах В. А. Болотова, Н. Н. Булынского, В. И. Загвязинского и др.

Достаточно много исследований посвящено научно-педагогическим основам управления школой и проблеме менеджмента в муниципальном общеобразовательном учреждении.

Однако, несмотря на наличие многочисленных исследований по различным направлениям внутреннего школьного управления, по мнению специалистов в области социологии управления, в частности С. А. Иванова, О. Э. Крутова, А. В. Кучерова и др., роль личности руководителя в управлении средним общеобразовательным учреждением в современных условиях недостаточно раскрыта.

Цель исследования: рассмотреть социально значимые аспекты коммуникации в имидже руководителя среднего общеобразовательного учреждения. Задачи:

—        рассмотреть социологические теории коммуникации;

—        охарактеризовать понятие имиджа, его виды и специфику;

изучить специфику руководства средним общеобразовательным учреждением;

проанализировать социологический состав коммуникации в имидже руководителя.

Объект исследования — социальный аспект имиджа руководителя в процессе управления средним общеобразовательным учреждением.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Предмет исследования — коммуникационная составляющая имиджа руководителя среднего общеобразовательного учреждения. Теоретико — методологическую базу исследования составили:

Работы К. Ясперса, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Ч. Кули, П. Лазарсфельда, Б. Берельсона, Е.С. Рапцевича, М.И. Дьяченко, Л.А Кандыбовича, определяющих ведущие понятия теории коммуникации в рамках научных школ, к которым они принадлежали. Исследование Шепеля В.М., позволяющее выявить критерии оценки имиджа руководителя среднего общеобразовательного учреждения. Работа Д.И. Спичевой, в которой, вслед за работами специалистов в области имиджелогии (Г.Г. Почепцовым, А.В. Щербаковым и др.), рассматривается специфика формирования имиджа с точки зрения трёх уровней: личностного, поведенческого и символического. Работа Ремнева А.А. и Тумабековой А.А., демонстрирующая инновационный подход к управлению школой в современных условиях.

Эмпирическая база представлена: социологическими исследованиями, нормативно-правовыми документами, материалами СМИ, в частности:

Статистическим материалом исследования В.М. Шепеля «Критерии оценки имиджа директора школы»;

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения о муниципальном образовательном учреждении»;

Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования»;

Письмом Министерства образования и науки РФ от 13 мая 2013 г. № 08-548 «О приеме в общеобразовательные учреждения». Практическая значимость работы.

Данная работа может послужить для выработки рекомендаций и методик для усиления коммуникативной составляющей имиджа руководителя среднего общеобразовательного учреждения. А так же использоваться при дальнейшем теоретическом осмыслении данной проблемы.

Структура и содержание работы определялись на основе целей и задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. База научных источников составляет 68 единиц.

В первой главе, посвященной теоретико-методологическому обоснованию ведущих понятий, рассматриваются вопросы:

—        мультипарадигмальности понятия «коммуникации», в частности различные направления теории коммуникации, а именно: теории, рассматривающие коммуникацию как процесс (кибернетические и информационно-процессные теории); коммуникационные теории, определяющие коммуникацию как явление, создающее всевозможные знаки (семиотические и интерпретационные теории); интеракционистские теории, изучающие коммуникации на различных уровнях: в ситуациях, организациях, группах и т.д.; критические теории, основанные на наличии конфликтов и неравенства в обществе, соответственно, неравенства в процессе коммуникации;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

—        понятие имиджа, его виды, в частности профессиональный имидж как ресурс для достижения успеха в жизни; инструмент для достижения целей организации, а также своих личных профессиональных целей и, наконец, как объект управления.

Во второй главе, посвященной непосредственно предмету нашего исследования, рассматриваются вопросы:

специфических черт управления средним общеобразовательным учреждением, к которым относятся такие особенности управляющей системы, как наличие нескольких уровней управления, сочетания управления и самоуправления, довольно обширный и разнообразный круг субъектов и объектов управления;

определения функциональных обязанностей директора школы;

анализа статистических данных социологического исследования В.М. Шепеля «Критерии оценки имиджа директора школы», 2011 г., с целью определения ведущих векторов социологических исследований в рамках среднего образования, а также определения основных позиций, необходимых руководителю школы для создания эффективного имиджа.

В заключении содержатся основные положения и выводы по проделанной работе.

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование ведущих понятий

.1 Современные социологические теории коммуникации

имидж социологический коммуникация профессиональный

В современном обществе залогом успешного взаимодействия является наличие у человека коммуникативных способностей, знаний и умений, достаточных для решения коммуникативных задач. Особенно важно обладание коммуникативной компетентностью руководителям различных отраслей. В сложных ситуациях такие руководители способны найти адекватные способы решения проблем путем легкого вступления в контакт с представителями различных социальных групп, классов и даже этносов.

Теоретико-методологическое обоснование ведущих понятий теории коммуникации представлено различными научными школами:

философской (К. Ясперс, С. Кьеркегор, М. Хайдеггер);

социологической (Ч. Кули, П. Лазарсфельд, Б.Берельсон);

—        педагогической (Е.С. Рапцевич);

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

—        психологической (М.И. Дьяченко, Л.А Кандыбович) и др.

В силу того, что изучение теории коммуникации развивается в рамках различных наук, существует достаточно обширный круг определений понятия «коммуникация». Дословный перевод от лат. communicatio — обмен, связь, разговор, совещаться с кем-либо 1.

Так, проблемами вербальной коммуникации занимается лингвистика. Культурологические и бытовые особенности коммуникации как общения в этнических ареалах изучает этнография. Способствующие передаче и восприятию информации факторы, а также процессы массовой и межличностной коммуникации, специфика коммуникантов и коммуницирующих субъектов находятся в сфере интересов психологии и психолингвистики. Способы невербальной коммуникации рассматривает паралингвистика. Социальная природа языка — предмет изучения социолингвистики.

Основные направления изучения коммуникативных прoцессoв в рамках гуманитарных наук схематично представлены на рис. 1, приложения 1.

Серьёзное внимание проблемам коммуникации уделяется в различных философских школах. Так, автoры философского энциклопедического словаря вслед за К. Ясперсом определяют коммуникацию как «процесс, в котором Я действительно становится самим собой благодаря тому, что оно обнаруживает себя в другом»1. Авторы статьи особое внимание обращают на тот факт, что коммуникация может совершаться и в молчании, поясняя, ссылаясь на Кьёркегора и Хайдеггера, что «молчание образует собственную возможность речи, параллельно порождая, невозможную без определенной коммуникации, общность»2.

Социальная коммуникация, в том числе функциональные особенности общения в процессе взаимодействия представителей различных социальных групп изучает социология.

В Российской социологической энциклопедии коммуникация определяется как «акт общения между людьми, целью которого является взаимопонимание. Обмен информацией любого вида между различными системами связи. А также процесс передачи информации, включающий ситуацию, содержание информации и каналы передачи, кодирование и дешифровку, контроль, намерение, адресанта и адресата»3.

Существенное внимание проблемам коммуникации уделяют и специалисты в области педагогики, поскольку все сферы педагогической деятельности, в том числе и менеджмент в педагогике связаны с обширным кругом коммуникативных процессов.

Автор Большой современной энциклопедии по педагогике Е.С. Рапцевич, определяя понятие коммуникации пишет: «Коммуникация, понятие близкое к понятию общения, но шире по объёму <…> коммуникация может рассматриваться как смысловой аспект социального взаимодействия, ввиду того, что любое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, и наряду с физическим включает в себя и коммуникативный аспект. Причём, в отдельных актах коммуникации реализуются такие функции как управленческая, эмотивная, информативная, и др.»1.

Довольно известные специалисты в области психологии общения, в том числе в области управленческой коммуникации М.И. Дьяченко и Л.А Кандыбович, характеризуя специфику коммуникативных процессов, вводят понятие «коммуникативное ядро личности», которое определяют как «единство восприятия, отношения и поведения, проявляемое при взаимодействии с различными людьми и общностями, с которыми индивидууму приходится вступать в прямые или опосредованные какими- либо техническими средствами контакты (телефон, факс, интернет, телевидение, радио и т.д.)»2.

Представленные определения коммуникации показывают, что природа коммуникации достаточно сложна и определяется различными подходами, в частности: философскими, психологическими, языковыми, политическими и др.

Таким образом, можно заключить, что в самом широком смысле теория коммуникации — это, включающая в себя все коммуникативное знание, наука, отражающая комплекс различных дисциплин, изучающих, наряду со своим основным предметом, коммуникационные процессы.

В силу различных подходов к проблеме коммуникации, коммуникативный акт оценивается и анализируется по различным критериям в зависимости от подхода к проблеме.

Как междисциплинарная наука, теория коммуникации рассматривает лингвистические, когнитивные, логико­философские и другие аспекты коммуникации. Соответственно, коммуникативное знание носит междисциплинарный характер. В связи с чем, специалисты отмечают, что изучение теорий коммуникации затруднено в силу отсутствия их четкой классификации.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Так, например, Г.Г. Почепцов, известный специалист в области коммуникаций приводит двадцать пять моделей коммуникации, основываясь на проанализированных им работах двадцати пяти авторов1. Которые можно объединить в четыре основных направления:

1.      Различные информационно-процессные и кибернетические теории рассматривают коммуникацию как процесс.

.        Изучением коммуникации на различных уровнях: в организациях, группах, различных ситуациях занимаются интеракционистские теории.

.        Критические теории исходят из наличия в обществе неравенства и конфликтов, приводящие к господству одной группы людей над другой, что, в свою очередь, приводит к неравенству в процессе коммуникации.

Н.Р. Валитова, на основании систематизации теорий и концепций коммуникации, выделяет десять аспектов, кратко характеризующих специфику коммуникативных теорий2.

По мнению автора монографии по теории коммуникации, управляемость и целеориентированность коммуникаций на основе обратной связи показывает кибернетический аспект. Что позволяет констатировать адаптивность коммуникаторов друг к другу. Соответственно влияют на коммуникативный процесс именно позиции коммуникаторов и как наблюдателей обсуждаемых ими явлений, и сами эти явления.

Коммуникация как процесс передачи и приема информации коммуникаторами рассматривается в информационном подходе. Данный подход связывает эффективность коммуникации с оптимальным подбором и кодированием сообщений адресантом, а также точностью их восприятия приемником-реципиентом. Что требует решения проблемы устранения, как минимум минимизации технических и семантических помех.

При когнитивном подходе чрезвычайно важны как цели и намерения коммуникатора — инициатора, так и понимание сообщений принимающей стороной1.

В процесс создания и обмена знаками, смыслами, значениями превращает коммуникацию семиотический подход, в котором коммуникатор создает свои значения, зачастую существенно отличающиеся от значений другого коммуникатора. Иными словами, коммуникатор кодирует свои сообщения в соответствии со спецификой и особенностями аудитории.

Структуралистская концепция рассматривает коммуникацию через столкновения бинарных (противоположных) позиций и стоящих за ними ценностей. Причём, одна из позиций представляется истинной и прогрессивной, а другая, соответственно, ложной и отсталой. Средняя же, иногда её называют «пограничной» позиция считается аномальной. Для преодоления средней позиции используются пограничные ритуалы2.

В тоже время при спектрально-диалектическом подходе предлагается, связанный с гармоничным синтезом противоположных позиций, путь оптимизации коммуникаций, на основе принципа «золотой середины» как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельных личностей3.

В лингвистике коммуникация предстает в виде согласованных по правилам, имеющих разнообразные формы, речевых актов, например, бесед, деловых переговоров, повествований, историй, театральных драм и т.д. Поэтому, эффективность коммуникаций при данном подходе определяется как знанием правил, так и качеством их исполнения.

С оперированием имеющими ценность для личности, субъективными значениями связывает коммуникацию интерпретативный подход. Суть данного подхода в рассмотрении коммуникаторов как индивидов со своими ценностями. По мнению сторонников данного подхода, практически все коммуникации по своей сути интерпретативны. Поэтому в коммуникациях взаимодействуют именно оценки жизненных явлений1.

С интересами социальных групп и отдельных индивидов связывают коммуникацию критические теории. Сторонники критических теорий считают коммуникации, в особенности массовые, своеобразной формой насилия, подавления одними классами и группами других, утверждая, что все коммуникации идеологичны, поскольку преследуют политические и экономические цели, связанные либо с властью, либо прибылью и различными выгодами. Именно различия интересов и приводят к идеологической борьбе и информационным войнам как между социальными группами и организациями, так и целыми странами.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Феноменологический подход, а также концепции социального конструирования рассматривают коммуникацию как инструмент создания новой знаковой социальной и культурной реальности. Сточки зрения сторонников данного подхода коммуникация реализуется в конструировании самого себя и своего собственного имиджа2.

В контексте данной работы особое внимание следует обратить на теории межличностного взаимодействия, в частности теорию обмена. Сторонники данной теории вслед за Дж. Хомансом и П. Блау рассматривают социальное поведение как взаимодействие людей, которые перманентно находятся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом. Основатели данной теории Дж. Хоманс и П. Блау основывались на психологической теории бихевиоризма. Согласно которому, поведение человека подчинено основному правилу: «чем чаще социальное действие личности вознаграждается, тем чаще ока стремится производить это действие»1. Иными словами, ожидая от взаимодействия с другими нужный результат, человек стремится продолжать контакт.

Другая весьма важная теория межличностного взаимодействия — теория символического интеракционизма предложена Дж. Мидом. По Дж. Миду люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения, анализируя поступки других людей, «разгадывая» их намерения, ставя себя на место другого, принимая роль другого человека2.

С точки зрения сторонников символического интеракционизма, взаимодействие между индивидами рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого участники наблюдают, осмысливают намерения друг друга и соответственно реагируют на них. При этом главным фактором в теории межличностного взаимодействия является язык, т.е. речь3.

Люди, стремясь к достижению нужных результатов, договаривались о принятии определенного значения за определенным словом. Что и облегчило взаимодействие, позволяя интерпретировать поведение друг друга.

При необходимости практически любой участник коммуникации может приспособить свои поступки к действиям другого, скоординировать свои действия с другими людьми, обучаясь учитывать ожидания других, может более или менее верно видеть себя глазами группы.

Специалисты отмечают, что существенное влияние на поведение человека оказывают социальные ожидания, когда человек вынужден вести себя так, как требуют нормы поведения, как ожидают другие люди и общество в целом, реализуя присущие той или иной социальной роли права и обязанности1.

Под социальной ролью принято понимать относительно устойчивый шаблон поведения, включающий, выработанные в данном обществе, мысли, чувства, действия, которые необходимы для выполнения определенной социальной функции и реализации социального статуса.

Социальный статус определяется по совокупности прав и обязанностей индивида, которые бывают обусловлены положением человека в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений.

В тех случаях, когда поведение человека расходится с ожиданиями общества, при неудовлетворительном выполнении своей роли, окружающие применяют к нему различные социальные санкции.

В случае предъявления к индивиду противоположных социальных требований, возникает конфликт ролей, и тогда человек выбирает какую-то роль, или несколько ролей, игнорируя другие требования и роли. При этом человек отходит от тех, кто его недооценивает и стремится к сближению с теми, кто его ценит. Именно эти группы становятся ценными, важными, значимыми, т.е. референтными для него2.

В теории интеракционизма (Э. Гофман) межличностное взаимодействие людей рассматривается как своеобразная театральная пьеса, где люди разыгрывают роли и представление, являясь одновременно и режиссерами, и актерами. Сторонники данной теории считают её «драматургическим подходом», концепцией управления впечатлениями. Иными словами люди сами создают ситуации, с помощью которых они производят хорошее впечатление на окружающих3.

Объединяет людей выработка единых критериев, стандартов поведения людей по отношению друг к другу. Причём эти единые критерии должны быть понятны всем. Особенно важно, что практически все должны быть готовы ими пользоваться.

К таким критериям, как правило, относят: систему ценностей, деньги, закон, власть, которые определяют возможность регулировать социальные связи на основе экономических, политических, социокультурных критериев. Через нормы, ценности, стандарты поведения общество как бы устанавливает определенный набор социальных характеристик, которыми и должен обладать практически любой участник общественной жизни, независимо от индивидуальных особенностей1.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Социологические исследования подтверждают, что возникшая для регулирования отношений в обществе система ценностей, на микроуровне зачастую подчиняет себе социальные механизмы регуляции межличностных отношений2.

На основании охарактеризованных выше теорий и концепций можно констатировать, что коммуникационная деятельность является сложным комплексом функций, требующих разнообразных знаний и творческих умений.

Поскольку предметом данного исследования является коммуникационная составляющая имиджа руководителя, кратко охарактеризуем виды профессионально ориентированной коммуникации в организации.

Исходя из того, что организация представляет собой группу людей, которые координируют свою деятельность для достижения общей цели, Г.Г. Почепцов в прилагаемом к монографии глоссарии, определяет коммуникацию в организации как «…информационное взаимодействие, в которое вступают коммуниканты при выполнении своих должностных обязанностей, по совокупности каналов общения»1.

Социальная структура данного вида коммуникации схематично представлена на рис. 2, приложения 1. Основные компоненты коммуникативного акта наглядно представлены на рис. 3, приложения 1.

Организационную структуру, в свою очередь, можно рассматривать как обеспечивающую необходимый уровень эффективности, формальную сеть для сбора, передачи и обработки информации (тиражирование, анализ, хранение и обновление информации).

Причём, структура организации является формальным каналом передачи информации, установленным администрацией и должностными обязанностями сотрудников, связывая сотрудников внутри трудового коллектива как по горизонтали, так и по вертикали.

Спецификой межличностного взаимодействия в деловой среде является строгая ориентация участников коммуникации на статусно-ролевые позиции друг друга. Так, для них принципиально значима групповая и организационная принадлежность партнера, рациональный подход к проблеме совместимости, ведущие к сближению ценностные ориентации, близость мнений, интересов, поступков, оценок и т.д.

Формальная система общения в организации ограничивает поток информации среди сотрудников. Без ряда ограничений и определения соответствующих информационных каналов и типов сообщений общение в организации превратилось бы в неуправляемый процесс. Но социальные контакты могут быть и неформальными2.

Обязательными компонентами коммуникации являются адресант и адресат.

Адресант сообщения (лат. directus — прямой, управляющий)3.

По мнению специалистов в области теории коммуникации, в частности М. Ю. Коноваленко, адресантом принято считать говорящего или пишущего, который «кодирует и отправляет сообщение, доступное для декодирования, а также, инициирующее коммуникативный акт, лицо»1.

К основным характеристикам речевого поведения адресанта принято относить физиологические и биологические особенности: пол и возраст. Социальные характеристики: место рождения и место длительного пребывания, образование, профессия и т.д.2.

Наличие адресанта предполагает и наличие адресата, т.е. получателя сообщения, который может декодировать сообщение, извлечь из него информацию.. Поскольку адресант как говорящий, так и пишущий обращается к слушателю или читателю, поэтому личность адресата весьма важна в организации коммуникации.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Причём в контексте коммуникации важны такие характеристики, как возраст, пол, положение в обществе, ролевая функция, внешность и т.д. Так как, чтобы сообщение было правильно понято, именно на эти и другие параметры адресанту следует ориентировать своё сообщение.

Таким образом, практически каждый речевой акт ориентирован на конкретную модель адресата и учитывает его коммуникативные интересы.

В контексте коммуникационной составляющей имиджа руководителя чрезвычайно важен уровень коммуникативной компетентности.

Специалисты в области менеджмента, в частности Л.А. Башарина и И.В. Гришина полагают, что коммуникативная компетентность «…является необходимым условием эффективной профессиональной деятельности»3.

К наиболее важным характеристикам коммуникативной компетентности относят:

—   системную и информационную функции специалиста, умеющего провести системный анализ коммуникационных систем, что предполагает оптимизацию создания и передачи информации;

—   семиотическая функция требует умения работать со знаками, формировать и анализировать их значения;

—   дискурсная и нарративная функции требуют умения вести беседы, рассказывать и писать;

—   театрально-драматическая функция предполагает организацию события как театрализованного действия;

—   социально-конструкторская функция направлена на конструироватние благоприятной социальной и культурной среды;

—   рационально-критическая функция требует умения критически анализировать коммуникационные процессы в обществе, а также видеть идеологическую суть своей деятельности и других;

—   оптимизационная функция чрезвычайно важна, поскольку позволяет видеть коммуникационный спектр значений, одновременно требуя стремиться к поиску гармоничных оптимальных коммуникаций на основе принципа золотого сечения.

Е.Б. Перелыгина, рассматривая фенoмен имиджа как специфику интерсубъектного взаимодействия, подчёркивает, чтo кoммуникативная кoмпетентность oснoвывается на знаниях, умениях и навыках, кoтoрые включают «функции oбщения и осoбенности кoммуникативного прoцесса, виды общения и егo оснoвные характеристики, вербальные и невербальные сpедства oбщения, специфику взаимoдействия с партнерами, фoрмы и метoды делoвoго взаимoдействия, технoлoгии и приемы влияния на людей, самoпрезентацию и стратегии успеха»1.

И. Клюканов, на основании анализа коммуникативных теорий, полагает, что специфической особенностью деловой коммуникации является: «регламентированность, подчинение установленным правилам и ограничениям, что, в свою очередь, предполагает соблюдение делового и речевого этикета»1.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Основная функция делового этикета в коммуникативном акте — регламентация коммуникативного поведения.

Коммуникация практически в любой организации, бывает представлена различными видами коммуникации (рис.4, приложения 1).

Так, одним из основных видов организационной коммуникации является вертикальная коммуникация, которая, как правило, состоит из двух потоков: нисходящего и восходящего.

Нисходящий информационный поток, иными словами «прямая связь» — это информация подчиненным от руководства. Как правило, имеет форму приказов, инструкций, информации о правилах, стимулах и т. п.

Восходящий информационный поток содержит информацию к руководству от персонала. В основном, в форме отчетов о выполнении работ, рекомендаций, объяснительных, просьб или жалоб, анкетных опросов и т. п2.

Обмен информацией между людьми, находящимися на одинаковых иерархических ступенях, не связанными прямым подчинением, предполагают горизонтальные коммуникации3. К которым относится координация заданий, обмен информацией, решение различных проблем, например, разрешение конфликтных ситуаций.

Таким образом, коммуникационная деятельность является сложным комплексом функций, требующих разнообразных знаний и творческих умений, обладая которыми и грамотно ими распоряжаясь, человек обретает образ личности, без труда способной решить любую проблему путем легкого вступления в контакт с представителями различных социальных групп, классов и даже этносов.

1.2 Социологический аспект профессионального имиджа

Часть культуры делового общения составляет создание привлекательного имиджа. Без этого наивно рассчитывать на достойную репутацию в обществе. Слово «имидж» прочно вошло в наш язык, оно употребляется в разговорной речи, встречается в прессе.

Понятие имиджа Российская социологическая энциклопедия определяет как «целенаправленно формируемый при коммуникации образ лица, явления, предмета и т.д., который призван оказывать эмоционально- психологическое воздействие на кого-либо (например, имидж политического деятеля, имидж артиста)1.

В основе имиджа лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, она дополняется чертами характера, внешними данными и т.п. Центральную часть имиджа составляет продуманный внешний образ, который должен сигнализировать о профессионально ценных свойствах личности и способствовать формированию репутации.

Существует также понятие «речевой имидж», который «складывается из особенностей речи (особенность интонирования, акцент, импульсивность) и выбора роли («речевой маски» — реформатор, простой человек и др.)»2.

Имидж формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей.

Ряд авторов, в частности Е.Б. Перелыгина, Л.С. Сальникова, А.А. Осин и другие характеризуют имидж как выразительную, экспрессивную сторону образа3. В этом отношении его противопоставляют репутации как мнению, по определению Е.В. Самохвалова «выработанному рациональным путем»4.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Объективная основа имиджа связана с определением миссии, философии, стратегии и реальной деятельностью по их реализации во внутренней и внешней политике.

Иными словами, имидж — это система объективно-субъективных элементов.

В ряде работ, посвященных имиджу, имеется и научное обоснование отдельных описываемых в них практических результатов1.

В их числе работы Е.Г. Калюжной, Г. Г. Почепцова, В. М. Шепеля и ряда других авторов.

А. П. Федоркина и Р. Ф. Ромашкина характеризуют имидж как

«социально-психологическое явление, отражающее влияние на него не только сознательного, но и бессознательного компонентов психики различных социальных групп, мотивации их поведения, а также формирование образов <…>, которые затребованы сегодня народными массами»2.

Зачастую имидж определяется как стиль и форма поведения человека, притом, по большей части, внешняя сторона поведения в обществе.3

Иногда имидж определяют как набор значений, благодаря которым объект ст

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

519

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке