Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Коммуникативно-грамматическая организация жанра портретного очерка (на материале очерков исторических личностей в газете ‘Культура’)»

Стилевые и функционально-коммуникативные характеристики очерка являются основополагающими при изучении жанров публицистики в современном лингвистическом процессе. «Каждая стилевая разновидность языка вызывается к жизни функциональной целесообразностью»[1]. В современной журналистике автоматически моделируется многообразие жанров, которое воспринимается читателем как должное[2].

Написание диплома за 10 дней

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические вопросы изучения структурных и грамматических особенностей портретного очерка как жанра художественно-публицистического текста

1.1Аспекты исследования жанра портретного очерка в отечественном языкознании

1.2Инструменты исследования жанра портретного очерка в коммуникативной грамматике

Глава 2. Композиционно-синтаксический анализ газетного портретного очерка

2.1Тактика организации жанра портретного очерка в выборе синтаксических конструкций

2.2Тактика организации жанра портретного очерка в выборе форм таксисных предикатов

2.3Тактика регистровой организации текста портретного очерка

Заключение

Библиография

Приложение

портретный очерк коммуникативный грамматический

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Введение

Стилевые и функционально-коммуникативные характеристики очерка являются основополагающими при изучении жанров публицистики в современном лингвистическом процессе. «Каждая стилевая разновидность языка вызывается к жизни функциональной целесообразностью»[1]. В современной журналистике автоматически моделируется многообразие жанров, которое воспринимается читателем как должное[2].

Как синтезированный жанр, очерк объединяет в себе публицистическое и художественное творчество. Примерами такого единства могут служить и работы литературных и публицистических жанров в творчестве А. Чехова, М. Горького, В. Солоухина и др. В стилистике вопросом жанрового разнообразия публицистики занимаются многие современные ученые: А.А. Тертычный, К.А. Бобков, М.Н. Ким и другие. Такое масштабное изучение жанровой проблемы связано с тем, что из года в год понятие того или иного жанра меняется из-за популяризации каких-либо определенных тем и проблем общества.

В современной лингвистике исследователи отмечают увеличение публикаций в жанре очерка на просторах как бумажных, так и сетевых изданий. Всё чаще появляются «биографические» журналы нового типа, то есть издания, основанные на концепции «биографизма» и обладающие сходными характеристиками. В связи с этим растёт актуальность исследования очерка на предмет единства форм и традиций написания текста.

В русской публицистике очерк имеет довольно интересную историю, которая начинается еще в XVIII веке. В XIX веке очерк становится одним из основных жанров в литературе; появляется очерк «Физиология Петербурга» Н.А. Некрасова, который впервые показал социальные типы людей и демократического героя как такового. Физиологический (портретный) очерк оказал влияние на творчество таких писателей, как, например, И.С.Тургенев («Записки охотника») и Ф.М.Достоевский («Бедные люди»).

Очерки конца XIX века расширяют свое социальное содержание и обретают более широкий уровень обобщения. Помимо социального героя, в произведениях авторов (Г.И.Успенский, Ф.М.Решетников, Н.Г.Помяловский) возникают целые социальные слои, отображающие, например, проблемы крестьянского народа. В советской литературе с наступлением 20-30-х гг. ХХ века отличительной чертой очерков становится документальность. В этом жанре работают такие авторы, как М.Горький, М.Кольцов, И.Ильф и Е.Петров. Большое влияние на очеркистов оказывает Вторая мировая война. С середины 50-х гг. XX в. масштабная популяризация очерка в публицистике позволила показать его значительные жанровые отличия от особенностей малых художественных форм. В середине 90-х годов после небольшого превосходства аналитических жанров вновь возникает интерес к экспрессивной журналистской манере изложения. Значительную роль в становлении очерка как публицистического жанра играли общественно- политические события и герои, причастные к ним.

В портретном очерке главным объектом является личность, имеющая вес в обществе. Зачастую это описание достижений спортсменов, общественных и политических деятелей, героев, имеющих отношение к социальным и нравственным проблемам. Самое главное, что журналист должен показать в портретном очерке, — это жизненные приоритеты, цели, «смысл жизни» героя.

Использование различных синтаксических конструкций, таксисных предикатов и коммуникативная организация портретных очерков являются важными модусными средствами при создании художественно-публицистических очерков, т.к. они составляют тактические приёмы, помогающие автору в достижении стратегических задач создания текста.

Объектом исследования в работе являются тексты газетных портретных очерков исторических личностей. Предметом исследования является коммуникативно-грамматическая организация жанра портретного очерка.

Цель исследования — изучение особенностей коммуникативно- грамматической организации жанра портретного очерка.

Цель исследования определила следующие конкретные задачи:

1)изучить научную литературу и обосновать выбранную в работе теоретическую базу исследования;

2)изучить тактику организации жанра портретного очерка в выборе синтаксических конструкций;

3)выявить композиционно-синтаксические особенности текста портретного очерка в использовании форм таксисных предикатов и речевых регистров.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Новизна работы заключается в том, что портретный очерк как художественно-публицистический жанр не являлся объектом специального изучения в аспекте коммуникативной грамматики. Исследованию подвергались очерки в целом, в частности в работе Т.А.Беневоленской «Композиция газетного очерка».

Материал исследования — двадцать два портретных очерка исторических личностей из газеты «Культура» (период 2013 — 2017 гг.).

Основные методы исследования — описательный и количественно- статический.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его результаты в практике вузовского преподавания курсов функциональной стилистики, лингвистического анализа текста, при разработке спецкурсов и спецсеминаров.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержащего перспективы исследования.

Глава 1. Теоретические вопросы изучения коммуникативно-грамматических особенностей портретного очерка как жанра художественно-публицистического текста

.1 Аспекты исследования жанра портретного очерка в отечественном языкознании

«Очерк — оперативный художественно-публицистический жанр, точно изображающий социально важные факты, явления и типичных представителей определенных социальных групп общества, сочетающий качества художественной литературы и социологического, социально- экономического и философского исследования»[3].

Выделяют следующие типы очерка:

-по признаку наличия/отсутствия художественного вымысла: документальный (основанный на реальных событиях, с реальными действующими лицами) и беллетристический (описывающий типичную ситуацию, но с вымышленным действием и персонажами);

-по способу исследования действительности: портретный (типичный представитель среды), путевой (движение через определенную среду и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок, царящих в определенном обществе или социальной группе).

-по социально-тематическому признаку: деревенский, производственный, военный и т. д.

Современная лингвистика, в частности функциональная стилистика, большое внимание уделяет изучению жанров, связанных с описанием личностных качеств героев или исторического периода их жизни. С наступлением XXI века публицистика и средства массовой коммуникации в целом претерпевают значительные изменения: теперь в центре внимания большинства телевизионных передач оказываются определенные личности (современники или исторические); в журналах и газетах, шире- в медиадискурсе — всё чаще появляются портретные очерки.

Портретный очерк — это жанр публицистики, предметом которого является личность. Основная цель портретного очерка — передача читателю определенного отношения к герою, а также позиционирование героя в том или ином направлении жизни. Попутно поясним также понятие, отражающее выбранную тематику исследуемых в работе очерков: историческая личность — это человек, деятельность которого оказывает влияние на ход и исход крупных исторических событий.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Исследовательскую базу для изучения жанра портретного очерка создали гуманитарные науки. В разных аспектах изображение человека в литературе и истории изучали В. О. Ключевский, Д.С.Лихачёв, С.С.Аверинцев. Вопросами жанровой специфики очерка, в частности портретного, занимались Е.И.Журбина,М.С.Черепахов, Т.А.Беневоленская и другие. Философские истоки изучения портретного очерка можно найти в работах М.М.Бахтина, Г.О.Винокура. Как уже было сказано во введении, серьёзный вклад в изучение портретного очерка как жанра журналистики внесли работы А.А.Тертычного.

Жанр портретного очерка в лингвистике наиболее активно стал изучаться со второй половины XX века — с развитием не только функциональной стилистики, но — в интересующем нас аспекте — с развитием лингвистики текста, изучающей, что такое текст, как и для чего он устроен.

Из работ нового времени можно отметить, во-первых, статью Казаковой О.А. и Фрик Т.Б. «Жанр портретного очерка в современном медиакурсе: к постановке проблемы»[4]. Авторы обращают внимание на необходимость изучения жанра портретного очерка с учетом методологических предпосылок, а именно: 1) дискурсивного, коммуникативно-деятельного и когнитивного подходов; 2) изучение теории текста и коммуникативной лингвистики. Объектом исследования в их работе выступают поведенческие тексты, т.е. очерки, отражающие индивидуальное, историческое, социальное и т.д. поведение личности в определенную эпоху или временной культурный промежуток.

Также можно выделить статью Н.М.Ким «Портретные очерки государственных деятелей: технологии создания»[5], где портретный очерк рассматривается в двух параллелях: психологии влияния и лингвистики. В своей работе Ким М.Н. опирается на взаимосвязь психологического влияния на мнение читателя и коммуникативной организации текста. Однако очерки государственных деятелей здесь представлены текстами узкой направленности, используемыми исключительно в период предвыборных кампаний.

Очерк — самый сложный жанр публицистики. Его природу определяют три начала:

социологическое (исследование общественных отношений и проблем, рассмотрение социальных сторон деятельности личности);

-публицистическое (опора на факты, открытость авторской позиции, прямота высказываемых мнений и оценок);

-художественное (образное, конкретно-чувственное представление факта или проблемы).

Наиболее масштабными исследованиями очерка вообще и портретного очерка в частности, на наш взгляд, остаются работы Т.А.Беневоленской «О языке и стиле газетного очерка» (М., 1973), «Композиция газетного очерка» (М., 1975), «Портрет современника: очерк в газете» (1983). Остановимся на основных положениях из этих работ, значимых для выбранного нами аспекта исследования.

Т.А.Беневоленская рассматривает механизмы воздействия на композицию очерка прежде всего двух его важных составляющих начал — публицистического и художественного.

На структуру публицистического материала влияют такие его характеристики, как документальность, политическая острота, злободневность материала. Например, в документальном очерке сохраняется фактическая сторона дела — время, происходившие события, имена их участников. «В газетном очерке — это не только точные названия, цифры, но и

-зачастую — зрительное изображение — фото, которое, давая читателю еще одни точные «координаты» героя, еще более связывают свободу творческой фантазии автора. Все это создает особый режим работы, особые принципы типизации, требует специфической композиционно-стилистической структуры. Такой структуры, которая выстояла бы перед натиском точных фактов, цифр, сведений о герое или событии», — отмечает Т.А.Беневоленская.[6] Важной характеристикой очерка является полифоничность его композиции, под которой понимается пестрота композиционного рисунка, внутренняя неоднородность каждого отдельного материала и разнообразие композиционных структур и приемов в различных видах очерков, у разных авторов, при решении разных творческих задач. Очерк — наиболее свободный, нерегламентированный по своему построению жанр, связанный с использованием разных строительных материалов, композиционных средств и приемов, причём не только из публицистики, но и других родов словесного творчества: беллетристики, науки.

Важнейшие компоненты и средства его композиции — сюжет, сценки, эпизоды, группировку образов, пейзаж, портрет, монологи — окрашивает воздействующий, пропагандистский характер очерка, авторское «я» в нём. Авторское «я» играет особую структурообразующую роль, цементирует, соединяет воедино все элементы текста. Автор «незримо режиссирует описанием, развитием действия»[7], отвечает «за количество и качество отдельных сцен, за порядок появления их в очерке и взаимную их сцепляемость», «организует композицию очерка»[8]. Этим авторское «я» в жанре очерка отличается от собственно жанров художественной прозы: в повести, рассказе, романе действуют герои, а автор чаще всего ходит по страницам книг незримо и неслышно, словно невидимка, в очерке же автор сам идет в атаку, он — главное действующее лицо, «публицистический герой»[9]. А «публицистический герой», в свою очередь, очень отзывчив и на другие свойства и требования публицистики — политическую остроту, включенность в сегодняшнюю, сиюминутную жизнь, актуальность публицистического произведения.

Нельзя не отметить также, что на структуру публицистического материала влияет рациональная основа публицистики, её исследовательское, аналитическое начало. Очеркист использует целый ряд приемов и методов научного исследования, внимание к точным фактам, строгую систему аргументации, доказательств и выводов, логику суждений. Отсюда и необходимость использования определенных композиционных приёмов, таких как «открытость» композиции, четкость причинно-следственных связей и линий, особый тип сюжета (как движение мысли, ход исследования), непосредственное вторжение в текст автора-исследователя, который прямо заявляет читателю о причинах, целях и средствах своего поиска, дает программу исследования.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Другая составляющая очерка — его художественное начало — влияет на композиционно-стилистическую структуру этого жанра в том смысле, что помогает рассказать о событии, явлении, человеке при помощи «формы жизни», воссоздаёт целостную картину действительности, в которой есть индивидуальное, неповторимое и типическое, общезначимое.

В этом случае автор очерка неизбежно прибегает к элементам условности, ведь в очерке нет места анализу тончайших душевных нюансов человека, нет композиционных форм и приёмов, помогающих передать читателю колорит обстановки, детали, подробности. В очерке важен фактор краткости, поэтому к нему относится требование строить произведение как цепь картинок (в связи с характеристикой художественной стороны очерка уместно вспомнить совет М.Горького: «Если Вы литературой займетесь, — не рассказывайте, а пишите картинками <…> Сделайте эти картинки как звенья в цепи. Картинами, картинами пишите!».[10]

Например, в повести или романе экспозиция и завязка могут занимать десятки страниц, а очерк сразу, без всякой подготовки вводит читателя в суть проблемы, явления, судьбы человека. Одним из распространенных приёмов является так называемое репортажное начало: сценка, эпизод, небольшая сюжетная картинка, в которых используется особая глагольная форма настоящего описания (или настоящего репортажа), сразу вводят читателя в суть описываемых событий, проблемы, характера героя. Это завязка особого рода, т.к. она входит составной частью в развитие действия и кульминацию, сливается с ними.

С требованием краткости связана и проблема «монтажной техники» в очерке: недостаток места побуждает автора очерка продумывать сочетание между собой крупного и мелкого, первого и второго планов, решать, как при помощи монтажа уплотнить, сократить или, наоборот, растянуть время, перебросить внимание читателя во времени и пространстве. Таким образом, можно выделить такой важный признак очерка, как пунктирное, эскизное, отрывочное изложение, которое строится по законам ассоциативного мышления. Авторское «я» здесь оказывается вновь важно как режиссёр и дирижёр событий, фактов, выстраивающий их в определенном порядке и в определенной смысловой связи.

Учитывая названные структурные особенности очерка, Т.А.Беневоленская выделяет три композиционных формы, соответствующих типам связей в окружающей действительности:

1)хроникальное построение материала (описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности);

2)структуры, основанные на логике причинно-следственных связей (очерк- исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или каком-либо отрезке жизни героя «во времени», а все повествование строится по принципу не временной, а логической последовательности, как движение мысли, система положений, система выводов и доказательств);

3)свободная, эссеистская форма построения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. Эта форма наиболее распространена в практике газетного очерка. Она, как правило, совмещает в себе элементы обоих предыдущих типов и характеризуется наибольшей полифоничностью, многогранностью, пестротой употребляемых композиционных приемов и средств[11].

Подчеркнём, что к этому типу относится большинство портретных очерковых зарисовок. На описании портретного очерка мы заострим особое внимание, т.к. данный тип является объектом изучения в данной работе. Как уже отмечено во введении, главным объектом портретного очерка является личность, имеющая вес в обществе, а стратегическая задача автора портретного очерка — выявить жизненные приоритеты, цели, «смысл жизни» героя. Главное для читательского ума то, как эти цели отстаиваются, с какими жизненными перипетиями боролся и борется человек, чтобы достичь успеха и стать таким, каковым он является сейчас. Путем рисования борьбы, действий и поступков автором портретного очерка создается характер героя.

Как правило, в сюжете портретного очерка заложена неординарная ситуация, которую своими знаниями и опытом, отвагой и трудолюбием преодолевает герой. Именно при обнаружении подобных условий автору текста наиболее проще создать интересный и захватывающий материал. При отсутствии таковых создание портретного очерка усложняется.

Создание хорошего портретного очерка подразумевает под собой художественный анализ героя с обязательным обращением автора в нравственной и духовной сторонам личности. Отсутствия подобного отступления может говорит о потребности аудиторию не в «моралистах» своего времени, а, наоборот, в необходимости большего количества материала в неординарный и эпатирующих публику личности. Таким образом, наравне с филологическими умениями автор текста должен воспитывать в себе психологические навыки, чтобы иметь возможность «видеть» интересы общественности. Сам же художественный анализ помогает автору очистить образ героя от поверхностных, присущих каждому человеку, случайных вещей, а также предоставляет возможность сделать его более типичным и индивидуальным.

Создание портретного очерка имеет различные цели: экономические, политические, различные профессиональные и иные. Портретные очерки имеют большую значимость для создания как положительного образа героя, так и, наоборот, для ухудшения репутации. Особой популярностью пользуются портретные очерки во время предвыборных гонок как в положительном, так и в негативном ключе. В таких случаях в портретных очерках происходит гиперболизация различных качеств героя. Цель такого метода — повышение узнаваемости, т.к. не все избиратели в полной мере могут быть проинформированы о партийной идеологии ил же избирательной программе. В таких случаях портретные очерки становятся главным методов в повышении или в понижении популярности среди того или иного кандидата.

В следующем параграфе мы рассмотрим отмеченные характеристики очерка, в частности портретного очерка, сквозь призму коммуникативной грамматики, методологическая база которой является основой нашего исследования. Имеются в виду следующие характеристики:

авторское «я» как субъект модуса, определяющий способ рассказывания;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.2 Инструменты исследования жанра портретного очерка в коммуникативной грамматике

В центре концепции коммуникативной грамматики — направления, утверждающегося в работах Г.А.Золотовой и её учеников, — человек как субъект речевой деятельности. Отсюда определение основного инструмента коммуникативной грамматики: выявление позиции говорящего в отборе речевых ресурсов и организации текста. «Этой позицией определяются различия коммуникативных типов текста, речи, типов предложений, функциональные характеристики языковых средств разных уровней»12.

Рассмотрим фрагмент очерка о Борисе Годунове, иллюстрирующий, что тексты, повествующие о прошлых событиях, не обходятся только формами прошедшего времени:

Сам Борис Федорович располагал поддержкой приказного аппарата, некоторых кланов родовитой знати, а также Церкви в лице патриарха Иова, чья помощь оказалась ключевой. Именно Иов высказался в пользу венчания Бориса на царство. Затем был созван Земский собор, на который прибыли представители из разных городов и областей. Собор от имени «всей земли» поддержал кандидатуру Годунова. Сторонники Бориса Федоровича работали на протяжении всего периода «выборов», как современные PR-специалисты, ни на день не теряя контроля над ситуацией.

В феврале 1598 года Борис Федорович дает согласие стать государем московским. Он ведет себя как щедрый и милостивый монарх. Радеет о просвещении, отсылая подданных на учебу в Европу.

На протяжении всего царствования Борис Федорович старается ладить со служилой аристократией. Годуновы помнят: они не в десятке и даже не в двадцатке самых знатных. Но все, кто знатнее, обдумывают вопрос:

«Почему Годуновы, а не мы»? Отсюда недалеко и до другого: «Нельзя ли это исправить»? (Д.Володихин. Борис и раньше был не прав?)

В этом фрагменте встречаются глагольные формы и прошедшего, и настоящего времени. Различие форм относит называемые действия и состояния не к «моменту речи», но соотносит их между собой как последовательные или одновременные, то есть находящиеся в таксисной связи. Следовательно, выбор форм и их комбинации в тексте обусловлены представлением говорящего о соотношении времени события и времени его восприятия: «…точка отсчёта времени не фиксирована моментом порождения текста, она подвижна и может перемещаться по воле говорящего, как его наблюдательный пункт, в разных направлениях по отношению к оси событий, занимая позицию, синхронную происходящему там, где он мысленно помещает себя в хронотоп актуализируемых картин и событий, восстанавливаемых памятью либо рисуемых воображением, фантазией.[13]

В объёме текстового времени взаимодействуют три линии:

-линия календарного времени, однонаправленного и необратимого, внешнего по отношению к тексту;

-линия событийного времени (имеются в виду события, составляющие содержание текста) — это творческая, креативная категория, которая создаётся соотношением со следующей, перцептивной линией времени;

-линия перцептивного времени, которая выражает позицию автора во времени и пространстве по отношению к событиям текста: автор может инверсировать порядок изложения, описать место действия с более высокой точки обзора, оставить прочерк в незначительных для сюжета отрезках событийного времени или вообще сообщить не о событиях, а о мыслях, вызванных по этому поводу. Примечательно, что трактовка роли автора текста в этом случае опирается на тот же образ, который использован в работах Т.А.Беневоленской (см.предыдущий параграф настоящей главы):

«Роль говорящего можно сравнить с ролю кинооператора, стремящегося запечатлеть изображаемое с разных точек зрения, а вместе с тем с ролью режиссёра, отбирающего и монтирующего кадры»[14].

Текстовый фрагмент (композитив) может существовать лишь в единстве объективного и субъективного значений: диктума(сообщаемого факта, отражающего действительность) и модуса(говорящего, т.е. субъекта сообщения, выражающего отношение к действительности).

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

По самому способу получения информации в зависимости от коммуникативных намерений автора существуют несколько модусных рамок:

·Перцептивная: — я вижу, слышу и т.д.

·Ментальная: я знаю, что…

·Волюнтивная: хочу, чтобы…, нужно, чтобы…

·Реактивная: приятно, неприятно, удивительно и т.д.

Значения модусных рамок соотносятся с коммуникативными типами речи — регистрами.

Единицами речи, выступающими в целостном тексте, являются фрагменты, блоки — носители определенных коммуникативных и регистровых функций. Соединение таких блоков (композитивов) дает возможность автору выстроить композицию текста. Объем таких фрагментов может варьироваться, но стоит отметить, что каждый из них несет в себе определённое текстовое временное значение. Минимальный размер композитива — самостоятельная предикативная или полупредикативная единица: или целое самостоятельное предложение, или таксисная единица (причастие, деепричастие, сравнительные обороты, инфинитивные обороты).

В разграничении регистровых композитивов важно учитывать типы текстового времени:

-актуальное время — время сюжетных событий, в пределах которого события принадлежат «здесь» и «сейчас» наблюдателя, т.е. время события совпадает с временем сообщения о нём;

-узуальное время — время информативного фона (характеристик, описаний места, природы, авторских рассуждений на отвлечённые темы и т.д.); узуальным временем называют повторяющиеся действия во времени или действия привычного характера;

-гномическое время — время обобщённое, которое обозначает «вечные», переходящие из эпохи в эпоху представления о мире.

Типы текстового времени помогают проследит разные ступени абстракции — от конкретно-наблюдаемого к универсальному обобщению и, следовательно, являются критериальным признаком того или иного регистра

-определенной текстовой модели отображения действительности, обусловленной точкой зрения говорящего. Назовём эти критерии:

1)«способ познания мира (перцептивный или ментальный);

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

2)уровень обобщения изображаемого (конкретно-единичные, референтные предметы, действия, явления противостоят обобщенным, нереферентным);

3)пространственно-временная позиция говорящего (соприсутствующий наблюдатель или рациональный, мыслящий, знающий, оценивающий субъект; в этом случае учитывается большая или меньшая дистанцированность от рассказываемого);

4)характер отображаемой в тексте действительности (динамика действия, процесса противостоит статике качества, отношения);

5)коммуникативные намерения говорящего (сообщение о наблюдаемом; сообщение об осмысляемом; волеизъявление — побуждение к действию, обращение, вопрос; непосредственная эмоционально- оценочная реакция на речевую ситуацию)»[15]

Динамика перемещения автора во времени и пространстве, его позиция в тексте говорит о смене регистровых отрезков, т.е. отделении границы между частями текста, сменяющимися композиционными фрагментами. Таким образом, регистровое разделение текста зависит от динамики или статики изображения явлений, сенсорного или ментального восприятия, коммуникативных задач и языковых средств при них.

К коммуникативным регистрам речи относят: репродуктивный, информативный, генеритивный, волюнтивный и реактивный. Репродуктивный (или изобразительный) регистр характеризуется прямым восприятием событий; задача этого регистра, по мнению Г.А.Золотовой, «в воспроизведении, репродуцировании средствами языка фрагментов, картин, событий действительности как непосредственно воспринимаемых органами чувств говорящего, наблюдателя, локализованных в едином с ним хронотопе (реально или в воображении)»[16]:

В консерватории ещё никого не было. Впереди сидел только какой-то поп или дьякон, да на хорах было несколько студентов. Репин посмотрел на часы и ринулся на кафедру — читать (К.Чуковский. Илья Репин).

В текстах данного коммуникативного регистра говорящий погружён в хронотоп событий. Репродуктивный регистр делится на два подтипа: репродуктивно-повествовательный и репродуктивно-описательный. Репродуктивно-повествовательный тип характерен для текстов, в которых развитие сюжета выражается в использовании предикатов, обозначающих последовательно сменяющие друг друга действия. Репродуктивно- описательному типу, напротив, свойственны нединамические предикаты, которые обозначают длительные процессы (имперфективные) или перфективные (состояние, качество, количество или местонахождение).

«Коммуникативная функция блоков информативного регистра состоит в сообщении об известных говорящему явлениях действительности в отвлечении их от конкретно-временной длительности и от пространственной отнесенности к субъекту речи»[17]:

Каждую свободную минуту он [Репин] старался учиться, приобретать новые и новые знания. На восьмидесятом году своей жизни снова взялся за французский язык, который изучал когда-то в юности. Впрочем, отчасти это произошло оттого, что он романтически влюбился в соседку- француженку, ибо, подобно Гёте, подобно нашим Фету и Тютчеву, был и в старости влюбчив, как юноша (К.Чуковский. Илья Репин).

Таким образом, информативный регистр заключает в себе различные знания, оценки или события повторяющегося характера. В рамках информативного регистра существуют подтипы: Информативно- повествовательный, информативно — описательный и информативно- обобщающий. В информативно-повествовательном подтипе называются многократно наблюдаемые действия в пределах повторяющейся ситуации (имперфективы) или ситуации, обозначающие отвлеченные сообщения о событиях, которые доступны наблюдению (аористивы). Информативно- описательному подтипу свойственно употребление перфективов — предикатов состояния — и употребление имперфективных форм.

Информативно-обобщающий подтип заключает в себе сообщения, которые представляют логические связи между понятиями и явлениями на уровне их специального, научного осмысления. «Для этого типа характерна нейтрализация аористивных и имперфективных функций, употребление настоящего расширенного, гномического времени, вне прикрепленности к определенному моменту или отрезку сюжетного движения…».[18] Чаще всего это тексты научного стиля:

Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели, основанные на лучевых представлениях полей рассеяния, и модели, базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. К этому типу моделей относится модель локальных источников рассеяния. (Разевиг В. В. Моделирование процесса регистрации радиоголограмм объектов сложной формы радиолокаторами малой и сверхмалой дальности).

Главная функция генеритивного регистра — «обобщение, осмысление информации, соотнесение ее с жизненным опытом, с универсальными законами мироустройства, с фондом знаний, проецирование ее на общечеловеческое время за темпоральными рамками данного текста».[19] Данный регистр характеризуется отвлеченностью от конкретного времени. Генеритивный регистр — это вневременной опыт, который присущ каждому человеку:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Толстой Л.Н. Анна Каренина).

Главная задача волюнтивного регистра — волеизъявление говорящего. В волюнтивном регистре обычно реализуются реплики диалога. К основной функции волюнтивного регистра относят побуждение к действию:

-Вы позволите Дмитрию прийти благодарить вас? — спросила Елена свою мать, как только та немного успокоилась.

-Подожди, душа моя, не могу я теперь видеть нашего разлучника…Перед отъездом успеем (Тургенев И.С. Накануне)

В реактивном регистре обычно используются реплики персонажей, выражающие эмоциональные переживания, реакцию на речевую или неречевую ситуацию общения. Реплики реактивного регистра часто бывают я восклицательными или вопросительными:

-А! Вот вы куда забрались! — раздался в это мгновение голос Василия Ивановича […]

-А! вот вы как! — начал было Павел Петрович и вдруг воскликнул: — Посмотрите, что ваш глупец Петр наделал! Ведь брат сюда скачет!(Тургенев И.С. Отцы и дети).

Главную роль в формировании структурно-коммуникативной организации текста с грамматической точки зрения играют видо-временные формы предикатов и их функции (композиционно-синтаксические). Носителями композиционно-синтаксических функций предикатов могут служить не только формы глаголов, но и различные средства языка, состоящие, как было отмечено, в таксисной связи, соотносящей события как параллельные или последовательные.

Ф

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

881

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке