Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Лингвистические средства и способы воплощения речевой рефлексии (на материале романа Айрис Мердок ‘Море, море’)»

Речевая рефлексия является феноменом, неотрывно сопровождающим человека в ходе антропогенеза; феноменом, занимающим сегодня одно из центральных положений не только в лингвистической парадигме знаний, а также в парадигме других научных областей: психологической, философской, педагогической, социологической и т.д.; феноменом фундаментальным, без существования которого казалась бы едва вероятной возможность адекватного восприятия речи, ее интерпретация, коммуникантами.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН РЕЧЕВОЙ РЕФЛЕКСИИ С ПОЗИЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ

1.1 Осмысление речевой рефлексии философией и психологией. Психолингвистическое истолкование рефлексии

1.2 Речевая рефлексия с позиции современного лингвистического знания и смежных с языкознанием наук (теории вербальной коммуникации и т.д.). Структура и функции речевой рефлексии

1.3 Авторское рефлексирование в словесно-художественных произведениях разных жанров

ГЛАВА 2. АВТОРСКОЕ РЕФЛЕКСИРОВАНИЕ В РОМАНЕ АЙРИС МЕРДОК «МОРЕ, МОРЕ»

2.1 Место романа «Море, море» в творчестве А. Мёрдок. Субъективированность авторского повествования как основа психологизма романа

2.2 Своеобразие композиции произведения

2.3 Синкретичность жанровой принадлежности романа А. Мёрдок «Море море»

2.4 Языковые средства и способы воплощения рефлексирования главного героя романа А. Мердок «море, море»

2.4.1 Реализация средств и способов передачи рефлексирования на синтаксическом уровне

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Речевая рефлексия является феноменом, неотрывно сопровождающим человека в ходе антропогенеза; феноменом, занимающим сегодня одно из центральных положений не только в лингвистической парадигме знаний, а также в парадигме других научных областей: психологической, философской, педагогической, социологической и т.д.; феноменом фундаментальным, без существования которого казалась бы едва вероятной возможность адекватного восприятия речи, ее интерпретация, коммуникантами.

Однако, возможность неадекватного восприятия речи и неверной интерпретации коммуникативных «шумов» в современном коммуникативном пространстве является одной из основных проблем (хотя, безусловно, не единственная), решение которой неизбежно подводит нас к изучению явления речевой рефлексии. В вербально-коммуникативном пространстве речевая рефлексия реализует себя в том числе как одно из важнейших положений когнитивистики в качестве средства, направленного на выявление способов взаимодействия речи и мышления, а также — в рамках проблематики психолингвистики и нейролингвистики — в качестве явления, через конечную форму которого представляется возможным говорить о своего рода языковой матрице, языковой картине мира как отдельного носителя языка, так и общества в целом, а значит и о вероятных тенденциях развития последнего.

Таким образом, речевая рефлексия объединяет платформы различных научных дисциплин, прежде всего — стыковых, междисциплинарных, для наиболее многоаспектного и более глубокого осмысления коммуникативной и лингвистических компетенций языковой личности, что и обуславливает актуальность предпринятого исследования.

Особого внимания заслуживает изучение собственно механизма, а также функционирования феномена речевой рефлексии — явления, от качества которого в значительной степени зависит эффективность коммуникативного взаимодействия.

Методологической базой для проведения исследования стали труды Л. С. Выготского, Р. О. Якобсона, В. А. Масловой, И. Г. Вепревой, Т. Я. Шмелевой, Ю. Н. Караулова.

Таким образом, целью дипломной работы является анализ лингвистических средств, способов организации языкового материала, воплощающих в прозаическом дискурсе речевую рефлексию персональной и авторской речи, в произведении британской писательницы Айрис Мёрдок Море, море (т.е. средств и способов, передающих процесс рефлексирования коммуникантов при осуществлении в разных формах процесса вербальной коммуникации).

В соответствии с обозначенной целью задачами дипломной работы являются:

          ознакомление с теоретическим фондом лингвистических знаний по исследуемой проблеме;

       рассмотрение организации речевой рефлексии с позиции многоуровневой системы языка;

       анализ функционального аспекта организации речевой рефлексии, в том числе обусловливающих его экстралингвистических факторов;

       психолингвистическая интерпретация рефлексии

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

       выявление и анализ основных средств и способов воплощения речевой рефлексии в речи персонажей

Материал исследования словесно-художественный дискурс романа Айрис Мердок «Море, море».

Объект нашего исследования природа и функционирование речевой рефлексии как проявление метаязыкового сознания, реализуемого в персонажной и авторской речи в романе Айрис Мердок «Море, море».

Предмет исследования метаязыковые высказывания в художественном авторском и персонажном дискурсах в романе Айрис Мердок Море, море.

В       ходе данного исследования мы использовали общенаучные и лингвистические методы, в число которых входит синтез и обобщение теоретических знаний, психолингвистическая интерпретация речевой рефлексии, когнитивный, филологический анализы метаязыка.

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН РЕЧЕВОЙ РЕФЛЕКСИИ С ПОЗИЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Основополагающими признаками языковой личности являются языковое сознание, проявляющееся в форме языковой картины мира, и языковое самосознание, приобретающего форму языковой (речевой) рефлексии. Языковое самосознание выступает в качестве необходимого фактора, влияющего на возможности адаптации личности в обществе, на возможности адекватного соотношения внутренней картины мира со внешней, то есть в качестве рычага, позволяющего здраво оценивать себя, мир вокруг нас, и себя в мире вокруг нас.

История изучения данного явления неразрывно связана с развитием представлений человека о себе. Тем не менее и в современный период для данной научной дефиниции характерна неопределенность понятийного статуса, и в том числе в системе лингвистических терминов, что в первую очередь вызвано значительной вариативностью подходов к исследованию проблемы рефлексии (рефлексирования).

1.1 Осмысление речевой рефлексии философией и психологией. Психолингвистическое истолкование рефлексии

Определение термина рефлексия, а также постановка проблемы рефлексии уходит корнями к истокам европейской философии. Уже семь мудрецов в виде нравоучительных изречений или гражданских законов, которые они же осуществляли в греческих государствах, по замечаниям Гегеля [13; 141.], высказали свое постижение явления рефлексии, обозначив зарождение ее этической формы: Фалес — быстрее всего — ум, ибо он обегает все, Мудрее всего

время, ибо оно раскрывает все, Познай самого себя [18; 65 ]; Солон — Ничего слишком [18; 73], Ум твой вожатый [18;. 72]; Хилон — Добродетель человека в том, чтобы рассуждением достигать видение будущего [18;. 75]; Питтак — Знай всему пору [18; 78]; Клеобул — Лучшее — мера, Больше слушать, чем говорить, язык держать в благоречии [18; 83].

Первоначально, философские осмысления складываются лишь вокруг определенных категорий, которые впоследствии складываются воедино. Осмысляется сама рефлексивная позиция.

Гераклит утверждал, что рефлексия выполняет мировоззренческую и методологическую функции. Он также подвергал критике способ философствования некоторых мыслителей: Многознание уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея [27; 279]. Гераклит впервые начинает утверждать о диалектическом единстве противоположностей — единое во многом (основная мысль Гераклита, при которой единство заключается в логосе, поддерживающем мировой порядок и логосе — постигающем действительность разума) [27].

Впоследствии Парменид критикует гераклитовский принцип единства, переходя к анализу бытия как такового, различая четко мысли и мыслимого и утверждая, что разум находится вне связи с чувственным восприятием: Пусть не принудит тебя накопленный опыт привычки зренье свое утруждать, язык и нечеткие уши. Разумом ты разреши труднейшую эту задачу [27; 294].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, ранний этап становления понятия рефлексия, характеризуется различением мыслимого, и тех форм, в которых мыслимое мыслится: мыслящего и предмета мысли [15; 301].

Впервые явно проблему рефлексии в истории европейской философии формирует Сократ в своих принципах Я знаю, что ничего не знаю и Познай самого себя [21; 335].

Платоновские диалоги являются организованным актом рефлексии собеседника с Сократом. В них рефлексия выступает методом решения мировоззренческих проблем при помощи вопросов и ответов на них.

Следуя за Платоном, Аристотель определяет рефлексию как мышление, направленное на себя. Основной принцип: новое содержится в старом. Для Аристотеля рефлексивная деятельность разума — инструмент, при помощи которого производится переработка уже полученного опыта, переосмысление, систематизация.

Таким образом, уже в эпоху Древней Греции реализуются в полной мере конструктивные возможности разума. Все это оказало огромное влияние в процессе определения понятия рефлексия.

В       Средневековье сократовский принцип обоснования рефлексии теологизируется Августином, при котором самопознание и богопознание сближаются и часто переходят друг в друга [26; 599-600]. Фома Аквинский описывал рефлексию как специфическую способность ума, при помощи которой становится возможным постижение универсального и понимание формы [28; 836-837].

Само понятие рефлексии в науку вводит Р. Декарт в эпоху Нового времени: Когда… взрослый человек ощущает что-либо и одновременно воспринимает, что он не ощущал этого раннее, это второе восприятие я называю рефлексией [16; 565].

Таким образом, философия внесла неоценимо большой вклад в становление понятия рефлексии и в осмысление такого процесса.

Помимо влияния философии, на формирование понимания рефлексии также оказало влияние другое научное знание — психология, в пределах которой было сформировано отдельное направление — интроспективная психология. Термин интроспекция вообще впервые был рассмотрен в трудах Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни [16].

В последующем Джон Локк развивает идею интроспекции, подразделяя ее на внутреннюю, или рефлексию, к которой относятся мышление, сомнение, вера, рассуждение, познание, желания, и внешнюю, к которой причисляются наши внешние чувства, оказывающие влияние на объекты внешнего мира, в результате чего мы получаем впечатления, идеи о внешних вещах [17; 129].

В отечественной психологии проблема рефлексии затрагивалась почти каждым автором. Вследствие такой заинтересованности соотечественниками, сегодня складываются традиции исследования рефлексирования в различных областях психологии:

          Выготский Л. С. утверждал, что новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании [12; 352].

       Являясь автором концепции субъектно-деятельностного подхода, Рубинштейн С. Л. подчеркивал, что возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя [26; 48].

          Пономарев Я. А. считал рефлексию одной из главных характеристик творчества [24].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

       Согласно Карпову А. В., рефлексия — это одновременно и уникальное свойство, присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания [19; -57].

Как результат высокой вариативности подходов в рамках данной науки возникла тенденция классифицировать процесс рефлексии по признаку функций, которые она выполняет, и по области ее научного исследования. Так, например, в работах Карпова А. В., Семенова И. Н. и Степанова С. Ю. выделяются:

 кооперативная рефлексия — обеспечивает согласованную совместную деятельность;

 коммуникативная рефлексия — понимание «действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению» [20; 35];

          личностная рефлексия — анализ внутренней картины мира;

       интеллектуальная рефлексия — соотнесение собственной деятельности и предметной ситуации.

.2 Речевая рефлексия с позиции современного лингвистического знания и смежных с языкознанием наук (теории вербальной коммуникации т.д.). Структура и функции речевой рефлексии

В исследовательских целях необходимо определить понятие рефлексии с позиций собственно лингвистики, в частности коммуникативной лингвистики (теории и практики коммуникации). Это понятие вошло в обиход лингвистической науки достаточно недавно, поэтому не всегда является зафиксированным в справочной литературе. Энциклопедический словарь-справочник определяет языковую рефлексию как осознание, осмысление, собственного языкового поведения и языковой жизни общества, а также устройства языка и его отдельных языковых фактов; определяет особый тип отношения к языку, предполагающий осмысленное пользование им, языковые наблюдения, соотношения своих оценок с другими, нормой, узусом. <…> Языковая рефлексия может пониматься и более широко — как рефлексия по отношения ко всему, что имеет какое-либо отношение к языку и его использованию [32].

В основе лингвистического понимания рефлексии лежит деятельностный подход к языку В. фон Гумбольдта, теория внутренней речи Выготского Л. С., а также теория понимания Богина Г. И. Проблема соотношения мышления и рефлексии — одна из центральных проблем лингвистической концепции В. фон Гумбольдта, различающего мыслящего и предмет мысли: Чувственное обозначение единств, с которыми связаны определенные фрагменты мышления для противопоставления их как частей другим частям большого целого, как объектов субъектам, называется в широчайшем смысле слова языком [15; 400].

Рефлексия понимается как явление, неразрывно связанное с такими понятиями как языковое сознание, метаязыковое сознание, метаязык, метаязыковая функция, метаязыковая деятельность. Взаимосвязь данных понятий подробно рассматривается в работах Арутюновой Н. Д., Бахтина М. М., Булыгиной Т. В., Вежбицкой А., Виноградова В. В., Гака В. Г., Шмелевой Т. В., Якобсона Р. О. и др.

Лингвистический подход к рефлексии подразумевает разноаспектное изучение понимания данного термина, в том числе выделение, в зависимости от области применения, разных видов метаязыковой рефлексии, а также описание средств ее выражения в письменных и устных текстах.

В настоящее время дискуссионным является вопрос о соотношении языковой и речевой рефлексии; с нашей точки зрения, эти понятия необходимо разграничивать (аналогично понятиям язык и речь): языковая рефлексия понимается нами как зафиксированный в лингвистических категориях процесс рефлексирования в отвлечении от конкретной речевой ситуации, а следовательно — в отличении от конкретного носителя (носителей) языка, это те лингвистические формулы — слова, выражения, типы конструкций, которые в принципе выражают отношение коммуниканта к своей речи, т.е. его рефлексирование; под речевой рефлексией мы понимаем те же лингвистические средства и способы, но извлеченные непосредственно из коммуникативно-речевого образования (текста), во всем их многообразии, связности друг с другом и с элементами индивидуального стиля общения носителя языка (языковой личности), если такие обнаруживаются (как правило, присутствие индивидуально-стилистических элементов предопределяется статусом языковой личности, уровнем ее компетентности — языковой, речевой и коммуникативной).

Речевая рефлексия выполняет определенные функции. Функции языкового сознания осуществляются через те же механизмы, благодаря которым осуществляются функции самого языка. Ейгер Г. В. приводил следующие функции:

          отражательная функция (создает языковую картину мира);

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

       оценочная функция;

       ориентировочно-селективная (выбор языковых средств в соответствии с коммуникативным заданием);

       интерпретационная;

       регулятивно-управляющая.

.3 Авторское рефлексирование в словесно-художественных произведениях разных жанров

Под авторской рефлексией (рефлексией автора) мы понимаем такую разновидность рефлексии, которая находит выражение в разных формах (эксплицированных и имплицитных, «охватывающих» разные по объёму и эстетической значимости фрагменты художественного произведения и т. д.) писательской оценки изображаемого в произведении.

В     этом случае при анализе каких бы то ни было проявлений авторской рефлексии принципиальную роль играет такая эстетическая категория, как образ автора, концентрирующая в себе все нюансы разворачивающегося в прозаической художественной структуре повествования.

Образ автора — концепция, разработанная В. В. Виноградовым в рамках монографии «О теории художественной речи». Проблема образа автора также затрагивалась в трудах Г. О. Винокура, Б. М. Эйхенбаума до ее раскрытия В. В. Виноградовым. Образ автора по В. В. Виноградову — связующая и организующая текст категория — воплощение идеи произведения, способом реализации которой служат речевые средства, движение стиля автора: Образ автора — это та цементирующая сила, которая связывает все стилевые средства в цельную словесно-художественную систему. Образ автора — это внутренний стержень, вокруг которого группируется вся стилистическая система произведения [14; 92].

Образ автора, по мнению Г. А. Гуковского, это воплощение того сознания, той точки зрения, которая определяет весь состав изображаемого в произведении, т.е. отбор явлений действительности, попадающих в поле зрения читателя и образующих и образную силу, и идейную направленность произведения [14].

Авторская рефлексия обнаруживается на различных уровнях художественного произведения (лексико-семантическом, стилистическом и др.), вплоть до самых «глобальных» — как, например, композиционный уровень.

«В композиции художественного произведения динамически развертывающееся изображение мира раскрывается в смене и чередовании разных форм и типов речи, разных стилей, синтезируемых в «образе автора» и его создающих. Именно в своеобразии речевой структуры образа автора глубже и ярче всего выражается стилистическое единство сложного композиционного художественного речевого целого». В. В. Виноградов [14].

Иначе говоря, композиция является такой категорией, через фокус которой реализуется идейное содержание произведения.

Таким образом, образ автора …с одной стороны, является организующим началом языкового построения художественного целого, с другой стороны, в языке же находит свое выражение [14; 252-253]; именно зафиксированные с помощью средств языка различные способы «участия» автора в разворачивающемся повествовании и могут являться предметом анализа при выявлении форм рефлексирования создателя художественного произведения при организации разворачивающегося повествования.

Необходимо принимать во внимание, что способы авторской рефлексии воплощения находятся в определённой зависимости от принадлежности произведения к тому или иному литературному роду и жанру.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Так, в эпических и лиро-эпических произведениях авторская рефлексия особенно ярко проявляется через речь автора-повествователя, лирические отступления автора, а также развитие сюжета.

В зависимости от жанра, в рамках которого ведется повествование, автору необходимо использовать соответствующие стилистические приемы и соответствующий стиль языка, характерный для такого жанра.

Однако, рефлексирование относительно способов передачи и воплощения образа, как зеркала идеологии самого автора — не единственная сторона авторской рефлексии. Автор может выступать не только в качестве теоретика своего творчества — часто отступления автора, его рассуждения становятся главной темой произведения. Это своеобразный диалог, в процессе которого автор разрабатывает свои основные концепты, метафоры, символы.

В прозаических художественных произведениях одним из факторов, предопределяющих конкретные средства и способы воплощения авторской рефлексии, является избранный писателем тип повествования, который в значительной степени обусловливает и характер композиции словесно-художественной структуры. В прозаическом произведении выделяют два основных типа повествования: объективированное и субъективированное.

Объективированное повествование — повествование, при котором автор старается избегать какой-либо оценки происходящего. Такое повествование наиболее характерно для повествования в третьем лице. Третье лицо в таком случае выступает в качестве рассказчика, основными чертами которого является относительная полнота в передаче внутреннего мира других персонажей, а также в описании окружающей среды — т.е. высокая степень объективности.

Также формой повествования от третьего лица считается сказовая форма, или сказ — повествование рассказчика, которое и по точке видения, и по языковым особенностям намеренно отделено и удалено от «авторского стиля», точнее — от некоей «средней литературной нормы» своего времени [14; 292].

Для повествования в первом лице, в режиме которого нарратором является рассказчик, характерен субъективированный тип повествования. Рассказчик субъективен в оценке мотивов действий других персонажей. Для него свойственна неполнота сведений, которыми он располагает. Такой тип рассказчика выражает скрытые (т.е. недоступные наблюдателю) чувства и мысли, содержит различные формы рефлексии, тем самым приближаясь к дневниковой форме повествования.

Повествование от первого лица также предполагает создание особого стиля рассказчика, с особым выбором лексики и другими языковыми особенностями. Часто предоставляется возможным наблюдать помимо авторского повествования от первого лица, в том числе повествование самого персонажа. Явление смещения сферы сознания автора в сферу сознания персонажа называется субъективацией авторского текста.

Субъективация авторского текста это «смещение точки видения из авторской сферы в сферу одного из персонажей, субъекта» [14; 272]. Такой способ изложения позволяет автору сделать повествование более достоверным, в результате чего впечатление от изображаемых событий «транслируется» читателю непосредственно, словно бы в процессе непосредственного общения с автором и его персонажами.

Для осуществления субъективации авторского текста существуют приемы языкового изображения: речевые (прямая речь, внутренняя речь и др.) и композиционные (формы представления, изобразительные формы) [14; 276].

Итак, использование автором тех или иных приемов для передачи определенной идеи неизбежно приводит к формированию определенного идеостиля автора, движущей силой которого выступает авторская рефлексия, позволяющая автору анализировать способы реализации его образа.

ГЛАВА 2. АВТОРСКОЕ РЕФЛЕКСИРОВАНИЕ В РОМАНЕ АЙРИС МЕРДОК «МОРЕ, МОРЕ»

2.1 Место романа «Море, море» в творчестве А. Мёрдок. Субъективированность авторского повествования как основа психологизма романа

Начиная рассмотрение лингвистических средств, при помощи которых осуществляется рефлексия, нам, прежде всего, хотелось бы рассказать о месте произведения в творчестве Айрис Мёрдок и его понимании критиками.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Основными темами её произведений являются добро и зло, сексуальные отношения, мораль и сила бессознательного.

Романы А. Мёрдок — в плане особенного внимания к внутреннему миру человека, что закономерно углубляет психологизм литературных произведений — наследуют традиции выдающихся мастеров словесного творчества различных национальных культур: Достоевского, Л. Н. Толстого, Джорджа Элиота,

Вильяма Шекспира и многих других: She admits that Dostoevsky’s work, which exhibits the struggle between good and evil, influenced and inspired her writing. The grand vision of Tolstoy is especially evident in her later works, which have variety of detail and veracity in character [2; 4]. К творчеству Шекспира Мёрдок всегда проявляла повышенный интерес — например, писательница нередко метафорически «отсылает» своих героев к героям шекспировских пьес, «соединяя» их во времени и пространстве; в произведениях А. Мёрдок нередки резкие повороты в судьбах и поведении.

Роман Море, море — не исключение. Образец психологической прозы, созданный в 1978, роман подарил Айрис Букеровскую премию: «The Sea, The Sea» was published in 1978 and won the Booker Prize that year. It is Murdoch’s only Booker Prize-winning novel, although her books were nominated many times [7; 122].

Как и для всех романов Мёрдок, для романа Море, море характерен глубокий символизм, без раскрытия которого сложно адекватно интерпретировать текст. Именно этот роман, являясь 18 по счету романом, ознаменовал зрелый период становления творчества Мёрдок.

В отличие от ранних работ, для которых преимущественно характерен лиризм — писательница ценит в человеке романтику мечты, его непокорность, стремление к прекрасному (Under the Net, 1954), для поздних работ основной чертой становится драматизм и его сильное преобладание над лиризмом. Однако, являясь произведением позднего творчества, роман Море, море не исчерпывается наличием конфликтов и преодолением героями жизненных трудностей, с которыми имеет возможность столкнуться любой из читателей Мёрдок — на передний план выдвигается социальная и философско-этическая проблема, через которую реализуется поздний интерес автора к философии существования (экзистенциализм) и философии бессознательного (фрейдизм), прообразом которой становится море, то бушующее, разбивающееся волнами о скалы, то безмятежное — подобно человеческим страстям — ставшее главной метафорой произведения: The sea’s endless changelessness, its very great beauty and its dreadfulness, its unvarying indifference to beings who view it from the shore, and the way it remains itself through its infinite changes — these things make it a natural symbol of the inexhaustibility of life [8; 69].

Море, подобно человеческому бессознательному, неподконтрольно — его невозможно преодолеть, переплыть. Айрис Мёрдок в романе Море, море предлагает своему персонажу либо научиться видеть мир, какой он есть, либо жить в мире иллюзий — в несуществующем мире своих страстей: Murdoch’s representation of (…) consciousness is her most sustained attempt at illustrating eros, the constant tension between the Freudian ‘id’ and the Platonic anamnesis, or the pull between the benighted vision of our personal fantasies or listening to an ‘unconscious knowledge’ which draws us towards seeing the world as it is.

Такая тенденция к объяснению духовных явлений работой сознания, наличие, как следствие, умозаключений объясняют психологизм романа, одной из особенностей которого является субъективация авторского текста.

Субъективация авторского текста это смещение точки видения из авторской сферы в сферу одного из персонажей, субъекта [14; 272]. Такой способ изложения позволяет автору сделать повествование более достоверным, в результате чего впечатление от изображаемых событий «транслируется» читателю непосредственно, словно бы в процессе непосредственного общения с автором и его персонажами.

В романе Море, море повествование ведётся от лица главного героя Чарльза Эрроуби, по сути совместившего в себе роли автора, рассказчика (автора-рассказчика) и персонажа; при этом основной формой повествования являются конструкции с внутренней речью. Это полностью соответствует тем характерным признакам, которые отличают субъективированному типу повествования: Возможность замены форм третьего лица форами первого лица переходом к «прямому эмоциональному выражению» персонажа — основной признак внутренней речи [14; 280].

Внутренняя речь в художественном произведении может оформляться различными синтаксическими конструкциями и композиционными формами, которые, безусловно, заслуживают более подробного рассмотрения, однако очевидно, что присутствие различных форм внутренней речи: внутреннего диалога, внутреннего монолога и т. д.- характеризует главного героя как личность, постоянно эмоционально и интеллектуально рефлексирующую, жизнь которой заполнена переживаниями и вниманием к внутреннему миру — как к собственному, так и всех окружающих.

.2 Своеобразие композиции произведения

Другой особенностью романа является его композиционное устройство — (от лат. Composition — сложение, состав, compono — слагать, составлять) — построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении [39; 153]; строение произведения, соотношение и взаимное расположение частей. К. романа, картины, симфонии, книги [38; 288].

Композиция является ничем иным, как следствием закономерностей действительности и сознания автора, его мировоззрения, а также таких идейно-эстетических задач, который ставит перед собой сам автор. Видение мира автором и осознание явлений мира, а также отношений между явлениями, определяют принципы построения прозаического текста: Как писатель воспринимает и осознает жизнь, так он показывает и формирует ее в своих произведениях [39; 154].

Художественное произведение являет собой стройное, органическое сплетение между собой характеров, событий, проблем и идей. Каждому литературному течению характерны только ему присущие черты и принципы организации композиции. Так, например, вследствие выделения классицистами типологических черт человека, отбрасывая какие-либо индивидуальные, определяется статичность и однолинейность его художественного воплощения в отличие от реалистов, которые, воссоздавая конкретно-исторического человека, изображают его в развитии со всеми ему присущими противоположностями.

Композиционный строй может различаться в зависимости от принадлежности течения к эпохе в связи с изменением отношения к нему: Например, плутовской роман эпохи Возрождения по принципу «нитки с бусами», т. е. композиционно распадается на серию новелл, связанных историей одного героя. Этот композиционный прием используется и позднее, в эпоху Просвещения (у Дефо, Смоллета) [39; 154].

Однако композиционное устройство романа Море, море с учетом сказанного выше не типично для оформления романа и, несомненно, наделено определенными функциями, установить которые важно и для понимания психологических особенностей произведения. Роман состоит из Предыстории, шести Историй и Постскриптума («Жизнь продолжается»).

Предыстория то, что предшествует чему-либо (какому-либо времени, явлению, событию) [37; 564]. Prehistory (before history from the Latin word for before, præ, and Greek ιστορία) — the events or conditions leading up to a particular occurrence or phenomenon [#»901579.files/image001.gif»>

all by yourself in the moonlight. I found this very droll and made the mistake of trying to amuse my parents by repeating it. (It ain’t no fun sitting ‘neath the trees, giving yourself a hug and giving yourself a squeeze.)

            It is so bright now over the rocks that I could read by it. Only, oddly enough, I note that I have had no impulse to read since I have been here. A good sign. Writing seems to have replaced reading. Yet also, I seem to be constantly putting off the moment when I begin to give a formal account of myself. (‘I was born at the turn of the century in the town of ——’ or whatever.)

b)              Вставные вопросительные и восклицательные конструкции, а также слова, передающие отношения автора к высказанному, его эмоции

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

            I have been cleaning and tidying up the house. What an extraordinary satisfaction there is in cleaning things! (Does the satisfaction depend on ownership?

I suspect so.)

            Of course there is no need to separate ‘memoir’ from ‘diary’ or ‘philosophical journal’. I can tell you, reader, about my past life and about my ‘world-view’ also, as I ramble along. Why not? It can all come out naturally as I reflect. Thus unanxiously (for am I not now leaving anxiety behind?) I shall discover my ‘literary form’. In any case, why decide now?

            I waited in the church for more than an hour. I walked up and down. I read all the memorial tablets carefully. I smelt the roses. I read pieces of the horrible new prayer book (no wonder the churches are empty).

       He returned at last bearing the errant table ostentatiously raised with one arm ab

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

628

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке