Введение

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Исследование проблемы эффективности организации имеет множество направлений. Существует множество работ, в которых анализируется влияние различных факторов на эффективность деятельности организации. Среди этих факторов есть как внутренние характеристики компании, так и внешние факторы. Одно из таких направлений посвящено анализу влияния интеллектуального капитала на эффективность предприятия.

В данной работе исследуется более узкое понятие — понятие организационного капитала — и его роль в деятельности фирмы.

Актуальность работы с практической точки зрения обусловлена тем, что полученные результаты исследования могут способствовать выбору стратегии, направленной на повышение эффективности компании.

Предмет исследования — механизм влияния характеристик организационного капитала компании на эффективность ее деятельности.

Объект исследования — российские предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере услуг, занимающиеся торговлей, обрабатывающим производством или строительством.

Цель работы — выявить наличие и характер влияния составляющих организационного капитала на показатели эффективности деятельности фирмы.

Основная часть работы разделена на две чаcти: теоретическую и эмпирическую.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В теоретической части с помощью анализа предыдущих исследований рассматриваются понятия эффективности организации и организационного капитала. Теоретическая часть включает в себя две главы, в которых освещаются основные теоретические и эмпирические литературные исследования.

Эмпирическая часть исследования основывается на базе данных межстранового проекта BEEPS Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. В эмпирическую часть включены главы, описывающие данные и метод эмпирического исследования, а также его результаты.

Глава 1. Литературный обзор теоретических исследований

Исследования, посвященные темам, связанным с понятием организационного капитала встречаются как у российских, так и у зарубежных авторов. Понятие организационного капитала во множестве работ рассматривается вместе с понятием интеллектуального капитала. Таким образом, чтобы изучать понятие организационного капитала, следует рассмотреть основные подходы к изучению интеллектуального капитала.

Впервые понятие «интеллектуальный капитал» в значении «интеллектуальная деятельность» ввел в 1969 году Джон Кеннет Гэлбрейт в работе «Новое индустриальное общество».

Темы, связанные с изучением интеллектуального капитала, получили свое развитиев исследованиях девяностых годов двадцатого века и сегодня составляют теоретическую основу этого понятия. Так, в 1991 году Томас Стюарт в статье «Сила интеллекта: как интеллектуальный капитал становится наиболее ценным активом Америки»дает определение, согласно которому интеллектуальный капитал — это совокупность таких знаний как патенты, процессы, технологии, навыки и опыт, а также информация о клиентах и поставщиках.

В своих дальнейших работах Томас Стюарт продолжает рассматривать тему интеллектуального капитала и в работе «Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций» приводит структуру интеллектуального капитала, разделяя его на три части:человеческий, потребительский (или клиентский) и организационный (или структурный).Схематически структура интеллектуально капитала представлена Стюартом так, как показано на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура интеллектуального капитала по Стюарту.

Источник: Стюарт, 2007.

Человеческий капитал, согласно Стюарту, включает в себя то, что непосредственно связано с сотрудниками организации: их знания, умения, навыки, творческие способности, моральные ценности. Организационный капитал Стюарт определяет как организационные способности компании: способ организовать человеческий капитал, чтобы производить товары и услуги. К организационному капиталу автор относит патенты, бренды и товарные знаки, программное обеспечение, а также организационную структуру компании. Под потребительским капиталом понимается капитал, сформированный в результате взаимоотношений с клиентами, например, история отношений, информация о предпочтениях потребителя.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Другой способ определения и классификации понятия интеллектуального капитала предложил шведский исследователь ЛейфЭдвинссон. В работе «Корпоративная долгота: Навигация в экономике, основанной на знаниях» автор определяет интеллектуальный капитал как «способность компании трансформировать знания и нематериальные активы в факторы, которые создают соответствующую стоимость».Согласно Эдвинссону, интеллектуальный капитал вместе с финансовым капиталом, формируют рыночную стоимость компании. Интеллектуальный капитал, в свою очередь, делится на человеческий и структурный.Структурный капитал состоит из клиентского и организационного капиталов. Наконец, организационный капитал делится на две части: инновационный капитал и процессный капитал. К инновационному капиталу Эдвинссон относит то, что отражает инновационную деятельность фирмы, например, патенты, лицензии, торговые марки. К процессному-то, что связано с инфраструктурой компании: информационные технологии, процессы производства, практики управления бизнесом. Схематично структуру по Эдвинссону можно представить так, как показано на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура интеллектуального капитала по Эдвинссону.

Источник: Эдвинссон, 2005.

Таким образом, в двух теориях есть следующие различия. Так, в терминологии Стюарта организационный и структурный капитал не отличаются, а Эдвинссон, в свою очередь, разделяет эти понятия. По теории Эдвинссона, организационный капитал вместе с клиентским капиталом являются частью структурного. Кроме того, Эдвинссон, в отличие от Стюарта, выделяет еще два вида организационного капитала: инновационный и процессный.

Организационный капитал по Эдвинссону — та часть интеллектуального капитала, которая позволяет максимизировать человеческий потенциал. В то же время, согласно теории Эдвинссона, организационный капитал позволяет превращать знания, имеющиеся в компании, в устойчивый источник роста.Эдвинссон также отмечает, что организационный капитал принадлежит компании и остается в ней даже после того, как сотрудники уходят домой после рабочего дня.

О полной принадлежности предприятию организационного капитала говорится также в учебнике «Управление знаниями в инновационной экономике» под редакциейчлена-корреспондента Российской академии наук Бориса ЗахаровичаМильнера.

Другой способ определения понятия организационного капитала и представления егоструктуры предлагают Роберт Каплан и Дэвид Нортон.Роберт Каплан — профессор Гарвардской школы бизнеса, специалист в области стратегического менеджмента. Дэвид Нортон — бизнес-теоретик и консультант и президент фирмы Balanced Scorecard Collaborative. Р.Каплан и Д.Нортон являются создателями Сбалансированной системы показателей (Balanced scorecard — BSC) — системы управления компанией, основанной на оценке эффективности ее деятельности с помощью измерения показателей ключевых аспектов деятельности фирмы, например, финансовых, менеджериальных, производственных.Р.Каплан и Д.Нортон связывают понятие организационного капитала спроведением изменений:

«Организационный капитал: способность предприятия мобилизовать и поддерживать процесс изменений, необходимых для реализации стратегии».

По Р.Каплану и Д.Нортону организационный капитал — одна из частей нематериальных активов предприятия, вместе с человеческим капиталом и информационным капиталом.К человеческому капиталу авторы относят навыки, знания, умения, таланты сотрудников, а, в свою очередь, к информационному — технологии, системы, аналитику, базы данных.

Ученые разделяют организационный капитал на пять составляющих: корпоративная культура, работа в команде, стратегическое соответствие и лидерство.Под корпоративной культурой Р.Каплан и Д.Нортон понимают миссию и ценности фирмы, под работой в команде — обмен опытом между участниками команды, под стратегическим соответствием -совпадение целей каждого сотрудника с общей стратегической целью компании, наконец, под лидерством — наличие лидера на каждом уровне организационной структуры компании, необходимое для мобилизации фирмы для реализации ее стратегии.

Еще один подход к определению понятия организационного капитала представляют исследователи из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской ФедерацииАлександр Лукич Гапоненко и ТамараМихайловнаОрлова в книге «Управление знаниями: как превратить знания в капитал». Авторы связывают понятие организационного капитала с требованиями рынка: организационный капитал — это организационные возможности фирмы удовлетворять требованиям рынка. Мнение авторов о составляющих организационного капитала совпадает с теорией Стюарта: к ним А.Л.Гапоненко и Т.М.Орлова также относят технологии, техническое и программное обеспечение, организационную структуру фирмы, патенты.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Определить структуру организационного капитала стремится JolantaJurczak в своей работе «IntellectualCapitalMeasurementMethods», опубликованной в 2008 году в журнале Economicsandorganizationofenterprise. Опираясь на предыдущие исследования L.Edvinsson, M.S.Maloneи G.Roos, S.Pike, L.Fernstrom, автор представляет следующую структуру организационного капитала:

Рисунок 3. Структура организационного капитала.

Источник: Jurczak, 2008.

Автор показывает деление организационного капитала на пять составляющих: интеллектуальная собственность, структурный капитал, капитал бизнес-процессов, рыночный капитал и капитал развития.

Глава 2. Литературный обзор эмпирических исследований

Один из подходов к определению организационного капитала предполагает, что организационный капитал необходим для обеспечения максимально эффективного использования человеческого капитала, а именно для эффективного взаимодействия работников предприятия. Этот подход вызвал ряд эмпирических исследований, в которых организационный капитал включает в себя компоненты, связанные с человеческим капиталом: workforcetraining, employeevoice, andworkdesign.Как отмечают сотрудники Национального бюро экономических исследований (NBER) SandraE. Black и LisaM. Lynch, несмотря на то, что эти понятия часто упоминаются в контексте человеческого капитала, они являются важными составляющими организационного капитала.

Так, workforcetraining- это совместное решение сотрудника и управления фирмы инвестировать, после того как контракт на сотрудничество уже заключен. Авторы отмечают, что потребность в обучении может быть вызвана изменением способа организации работы (например, введением рабочих команд). Кроме того, эффективность обучения будет разной в фирмах с разной организационной структурой.

Под employeevoice авторы подразумевают такие организационные структуры, которые дают сотрудникам возможность участвовать в принятии решений. Если у сотрудников есть такая возможность, то управление компании может использовать знания сотрудников и повышать эффективность.

Наконец, workdesign — это способ организации работы, включающий в себя, например, использование информационных технологий в процессе работы предприятия. Так, введение новых средств связи будет повышать уровень коммуникации между сотрудниками фирмы, а также упрощать процесс контроля со стороны управляющего персонала.

Рассмотрим подробнее работы, которые посвящены исследованию связи между организационным капиталом и эффективностью фирмы.

Однойизтакихработявляетсястатья1997 годаCasey Ichniowski, Kathryn Shaw и GiovannaPrennushi«The Effects of Human Resource Management Practices on Productivity: A Study of Steel Finishing Lines»,опубликованнаявжурналеAmerican Economic Review.C.Ichniowski — исследователь из Колумбийского университета, а K.Shaw и G.Prennushi-из университета Карнеги-Меллон. Авторы собирали данные по двадцати шестизаводам по производству стали. Исследователи рассматривали два типа практик управления персоналом: новые и традиционные. К новым практикам управления персоналом авторы относят рабочиекоманды, гибкие рабочие задания, гарантию занятости, обучение различным специальностям, поощрительную систему оплаты труда. К традиционным -узкую специализацию, строгие правила работы, почасовую оплату труда со строгим контролем со стороны начальства. В качестве зависимой переменной использовалась производительность труда как показатель эффективности. C.Ichniowski, K.Shaw и G.Prennushi пришли к выводу, что применение инновационных практик создает больший рост производительности труда, чем применение традиционных практик.

Две статьи на подобную тему были написаны авторами SandraE. Black, LisaM. Lynch и опубликованы в журналах ReviewofEconomicsandStatistics в 2001 году и TheEconomicJournal в 2004 году.В отличие от работы Ichniowski, Shaw и Prennushi, в этих двух статьях авторы используют выборку, охватывающую разные группы предприятий США. В качестве показателя эффективности также используется производительность труда. Авторы показывают, что некоторые особенности управления персоналом оказывают положительное влияние на эффективность фирмы. К ним относятся использование компьютеров неуправляющим персоналом, наличие выплат, зависящих от прибыли фирмы, переоборудование рабочих мест.

Ряд работ проверяет наличие связи между интеллектуальным капиталом компании и результатами ее деятельности. Эти работы можно разделить по двум направлениям.

Направление 1.В первом случае авторы измеряют интеллектуальный капитал и проверяют его влияние на результаты деятельности компании. В этих исследованиях авторы используют такой метод измерения интеллектуального капитала как ValueAddedIntellectual Coefficient (VAIC) — интеллектуальный коэффициент добавленной стоимости.VAIC рассчитывается как сумма двух коэффициентов: эффективности интеллектуального капитала (сумма эффективности использования человеческого и структурного капитала) и эффективности использования задействованного капитала (отношение добавленной стоимости к инвестированному капиталу). Эффективность человеческого капитала определяется как отношение добавленной стоимости к затратам на труд, а эффективность структурного — как отношение разности между добавленной стоимостью и человеческим капиталом к добавленной стоимости.Многие работы этого направления выполнены по данным для экономически развитых регионов Азии: Гонконг, Сингапур, Тайвань. К ним относятся: Chen, Cheng и Hwang (2005), Tseng и Goo (2005), Shiu (2006), Tan, Plowman и Hancock (2007), Chan (2009).Высокий интерес исследователей именно к этим регионам может быть обусловлен тем, что для экономики данных стран характерен высокий уровень развития индустрии информационных технологий, для которой особенно важнароль интеллектуального капитала. Тем не менее, есть и исследования по Европе: Puntilla (2009), по Австралии: Laing, Dunn и Hughes-Lucas (2010), по России: Быкова и Молодчик (2011), по Южной Африке:Firerи Willams (2003) и межстрановое: Pulic (2000).

Направление 2.Во втором случае авторы выделяют составляющие интеллектуального капитала и проверяют их влияние на результаты деятельности компании. Для данной работы наибольший интерес представляет этот тип исследований: в них можно увидеть результаты, относящиеся именно к тем составляющим интеллектуального капитала, которые являются частью организационного.

Одной из таких работ является статья 2005 года, выполненная тайваньскими исследователями Wen-YingWangиChingfuChang.Исследование проводится на данных informationtechnology (IT)-фирм Тайваня. Авторы разделяют интеллектуальный капитал на четыре составляющих: человеческий, инновационный, процессный и клиентский. Среди этих элементов, опираясь на теорию Эдвинссона, к организационному можно отнести два: инновационный и процессный. Исследователи строят три модели, с помощью которых проверяют три типа влияния составляющих интеллектуального капитала на эффективность фирмы. Первый тип — прямое воздействие каждого из элементов интеллектуального капитала на эффективность компании. Второй и третий тип — непрямое воздействие. Во втором типе рассматривается непрямое влияние человеческого капитала на эффективность через инновационный, процессный и клиентский капитал. В третьем случае авторы исследуют непрямое влияние человеческого капитала через инновационный и процессный, инновационного — через процессный и клиентский, процессного — через клиентский и прямое влияние клиентского на эффективность фирмы. Наглядно проверяемые типы влияния представлены на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Концептуальная основа воздействия элементов интеллектуального капитала на эффективность компании.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Источник: WangandChang, 2005.

организационный капитал интеллектуальный

Переменные, относящиеся к инновационному капиталу, включали в себя различные показатели Research&Development(R&D)активности фирмы. Например, плотность R&D, рассчитанная как отношение затрат на R&D к выручке за год. Также использовались переменные, рассчитанные как отношение чистой прибыли к затратам на R&D, отношение числа R&D сотрудников к общему числу сотрудников.

В качестве переменных, относящихся к процессному капиталу, использовались следующие. Производительность на сотрудника (отношение выручки фирмы к общему числу сотрудников), добавленная стоимость на сотрудника (отношение чистой прибыли к общему числу сотрудников), возраст фирмы, организационная стабильность (отношение среднего числа лет работы в компании одного сотрудника к возрасту компании), текущая оборачиваемость капитала (отношение выручки к средним текущим активам), а также два показателя с административными издержками (отношение величины административных издержек к величине продаж или к числу сотрудников).

Результаты регрессионного анализа показали, что все элементы, кроме человеческого капитала оказывают прямое воздействие. Но подтвердилось позитивное влияние человеческого капитала на элементы организационного (инновационный и процессный), а также их позитивное влияние на клиентский и позитивное влияние клиентского на эффективность компании. Таким образом, авторы показали наличие положительного воздействия элементов организационного капитала на эффективность предприятия.

К другим работам этого направления можно отнести:Bontis, Keow и Richardson (2000),Tseng и Goo 2005, Huang и Liu (2005), Subramaniam и Youndt (2005), Байбурина и Головко (2008).

Пока не достигнут консенсус в вопросах определения понятия и структуры организационного капитала: существуют различные подходы. Но тем не менее, у различных подходов есть общие черты: например, понятие организационного капитала принято рассматривать вместе с понятием интеллектуального. Вопросы, связанные с организационным капиталом, стали изучать относительно недавно, и на сегодняшний момент это направление научной мысли не теряет свою актуальность и продолжает развиваться как в теоретическом, так и в эмпирическом плане.

Глава 3. Данные

Характеристика

В эмпирической части работы используются данные межстранового совместного проекта Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития (BEEPS), представляющие собой результаты опросов более пятнадцати тысяч компаний в тридцати странах Восточной Европы и Центральной Азии.Эконометрическое исследование проводится для российских предприятий, число которых в общей выборке составляет четыре тысячи двести.В выборку включаются предприятия, не являющиеся компаниями финансового сектора, государственными учреждениями, компаниями из сектора первичной обработки.

Опросы BEEPS осуществляются с 1999 года, и на сегодняшний момент проведено пять раундов:I (1999 — 2000 годы), II (2002 год), III (2005 год), IV (2008-2009 годы) и V (2012-2014).

Данные представлены в двух видах: кросс-секционная выборка и панельные данные. В этом исследовании использовать панельные данные не удалось: в панельных данных, полученных по результатам двух последних раундов (четвертого и пятого), всего сто двадцать восемь российских компаний принимало участие в обоих раундах. Пропущенные значения в некоторых используемых переменных сокращают выборку еще сильнее. Поэтому исследование проводилось на основе последнего, пятого, раунда.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Преимущества и недостатки

Следует отметить некоторые недостатки этой базы данных. Так как данные собираются с помощью опросов, существует возможность нежелания руководства компании давать точные и правдивые ответы. Так как опрос не является официальным документом (в отличие, например, от финансовой отчетности), его результаты могут быть не так точны.

Ограничения для данной работы.Для данного исследования основным недостатком стала нехватка данных, отражающих финансовое положение фирмы. Так, например, нет данных о величине прибыли, о величине активов, необходимых для расчета показателей рентабельности, которые, в свою очередь, традиционно применяются для анализа эффективности деятельности предприятия.

Необходимо указать также и преимущества данных, полученных в результате опросов, а также отметить некоторые недостатки данных из официальной отчетности.

Официальная отчетность также может представлять недостоверную информацию. Такая недостоверность может быть вызвана целым рядом искажений, например, систематическими искажениями или искажениями, связанными с определением границ объекта наблюдения.К систематическим искажениям относятся намеренные искажения данных, в которых заинтересованы собственники и управление компании. Сегодня в первую очередь это относится к занижению показателей прибыли с целью снижения налоговых выплат. Также могут возникать и искажения, связанные с определением границ объекта наблюдения. Эти искажения вызваны тем, что отчетность составляется для юридического лица. В реальности же деятельность предприятия может осуществляться несколькими юридическими лицами, информацию о которых не всегда можно получить.

Официальная отчетность обладает также и другими двумя недостатками:

. Невозможность включения вопросов исследователя.Официальная отчетность должна быть представлена в определенной форме. Если эта форма не содержит необходимых данных, то нет никакой возможности задать ряд вопросов составителю отчетности.

. Невозможность проведения институционального анализа. Официальная отчетность не предоставляет информации о взаимоотношениях экономических агентов, о процессе управления компанией.

Данные, полученные в результате опросов, позволяют уйти от этих двух недостатков.Они включают в себя ответы на широкий спектр вопросов, причем ответы на некоторые вопросы невозможно получить из других источников.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Преимущества для данной работы.Для данного исследования главным преимуществом базы BEEPSстало наличие показателей организационного капитала. Есть возможность выделить составляющие организационного капитала: как показатели процессного капитала, так и показатели инновационного. Среди показателей процессного капитала есть как переменные, отражающие использование информационных технологий, так и переменные, являющиеся показателями организациитруда. Пятый раунд BEEPSвключает в себя отдельный инновационный модуль, что позволяет проверить влияние не только факта внедрения инноваций, но и включить в модель переменные, отражающие вид инноваций.

Литературный обзор работ, выполненных ранее по данным BEEPS

С помощью данных BEEPS был реализован ряд работ, посвященных исследованию результатов деятельности предприятия. Некоторые из этих работ рассмотрены ниже.

Статья исследователей из Международного университета Флориды AyaS. Chacar, SokolCelo и YannickThams«ThePerformanceofMultinationalAffiliatesversusDomesticFirms» посвящена сравнению эффективности двух типов фирм: мультинациональных и отечественных.За мультинациональные компании авторы принимают компании с «иностранной принадлежностью» и «международной ориентацией». В качестве компаний с иностранной принадлежностью в статье рассматриваются компании, самый крупный акционер которых является иностранной фирмой, а в качестве компаний с международной ориентацией — те, самый крупный акционер которых является иностранной фирмой и/или которые были созданы как совместное предприятие с иностранной фирмой.

В качестве зависимой переменной использовался индикатор эффективности фирмы, измеренный как процентный рост продаж за три года.

Результаты, полученные авторами, показывают, что мультинациональные компании превосходят отечественные по показателю эффективности, причем чем старше фирма, тем этот эффект становится слабее.

В работе «CorruptionandProductivityFirm-levelEvidencefromtheBEEPSSurvey» авторы DonatoDeRosa, Nishaal GooroochurnиHolgerGörg исследуют влияние коррупции на производительность фирмы.D. DeRosa является сотрудником Всемирного банка, N. Gooroochurn — исследователь из Лондонского университета Метрополитен, аH. Görg — из Кильского института мировой экономики и Кильского университета.

В качестве зависимой переменной авторы рассматривают общий объем продаж как показатель производительности фирмы. В роли независимых переменных выступают переменные, отражающие затраты на оборудование, труд, сырье и другое, размер (число сотрудников), возраст, наличие экспорта, Research&Development, наличие иностранного собственника, а также переменные, отражающие уровень коррупции (неформальные подарки, индекс коррупции по странам). Авторы рассматривают два понятия: bribetaxи timetax. Bribetax — это взятки, которые фирма дает, чтобы осуществлять свою деятельность. Timetax — время, которое тратит фирма, чтобы пройти все бюрократические процедуры.

Результаты эконометрического анализа показали, что негативное влияние оказывает только bribetax, в то время как коэффициент при переменной timetax оказался незначимым. Кроме того, авторы показали, что негативное влияние bribetax на производительность фирмы более значительное для стран, где коррупция более распространена и правовая база слабее.

Еще одно исследование, посвященное изучению эффективности деятельности компании и выполненное по данным BEEPS — работа 2011 года авторов SimonCommanderи JanSvejnar.Статья «Buisness Environment, Exports, Ownership, and Firm Performance»была опубликована в журнале«The Review of Economics and Statistics». SimonCommander — исследователь из Европейского банка реконструкции и развития, Института экономики труда и IE BusinessSchool.JanSvejnar — исследователь из Мичиганского университета, Центра экономических исследований и высшего образования, Института экономики труда..Commanderи J.Svejnar проверяют влияние различных факторов на эффективность компании с помощью панельных данных,полученных в результате опросов второго (2002 год) и третьего (2005 год) раундов BEEPS. В качестве зависимой переменной авторы используют логарифм величины продаж компании. Независимые переменные можно разделить на три группы: бизнес-среда, экспорт и собственность. В качестве показателей бизнес среды используются переменные, отражающие число конкурентов (бинарная переменная, принимающая значение 1, если у фирмы больше трех конкурентов), а также ограничения (доступ к финансам, налоговые ставки, таможенное законодательство, лицзензирование, трудовое законодательство, макроэкономическая нестабильность, коррупция, преступность, инфраструктура). В качестве показателей экспорта авторы используют величину экспорта в процентах от продаж и изменение величины экспорта за трехлетний период. Собственность представлена дамми-переменными, отражающими форму собственности: приватизационная, частная, государственная, иностранная и другая. Были включены также такие характеристики предприятия как число сотрудников, образование сотрудников, возраст фирмы.

Результаты эконометрического анализа, основанного на использовании дополненной функции Кобба-Дугласа, показали, что форма собственности оказывает влияние на эффективность: наличие иностранной собственности оказывает положительное влияние, а наличие частной отечественной — отрицательное. Наличие более трех конкурентов оказывает позитивное влияние. Экспортная ориентация оказывает положительное влияние, но только в тех моделях, в которых не включались переменные собственности. Авторы не обнаружили связи между переменными, отражающими ограничения, и эффективностью предприятия.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Есть и российские исследования, выполненные с помощью данных BEEPSи посвященные изучению влияния различных факторов на результаты деятельности организации.

Так, исследователи из Санкт-Петербургского государственного университета Галина Викторовна Широкова и Шаталов Александр Игоревич в статье «Факторы роста российских предпринимательских фирм: результаты эмпирического анализа» рассматривают влияние как внешних, так и внутриорганизационных факторов на изменение объема продаж за три года. Изменение объема продаж рассматривается как показатель роста компании.Статья была опубликована в журнале «Вестник Санкт-Петербургского университета» в 2009 году.

Таким образом, воцениваемой авторами модели множественной линейной регрессии зависимая переменная — изменение объема продаж за три года, а независимые — двенадцать различных факторов, условно разделенных на четыре группы: условия внешней среды, внутренние организационные изменения, рост через слияния и поглощения, а также возраст и размер в качестве контрольных переменных.

Результаты оценивания показали, что три фактора (один внешний и два внутриорганизационных) оказывают прямое влияние на рост выручки предприятия: «враждебность внешней среды», «внедрение системы менеджмента качества» и «реструктуризация компании». Следует отметить, что такие показатели как «степень конкуренции», «слияние с другой компанией» и «поглощение другой компании» оказались незначимыми в модели авторов.

Другая работа была также опубликована в журнале «Вестник Санкт-Петербургского университета» и тоже выполнена Галиной Викторовной Широковой, но в соавторстве с другим исследователем — Юлией Евгеньевной Быстровой. В статье «Организационные изменения в молодых российских предпринимательских фирмах как фактор успешности», опубликованной в 2014 году, авторы анализируют взаимосвязь между организационными изменениями, применяемыми российскими компаниями, и результатами деятельности рассматриваемых компаний.

В роли зависимой переменной выступает логарифм объема продаж на единицу рабочей силы как показатель успешности фирмы. В свою очередь, независимыми являются переменные, отражающие один из двух видов организационных изменений: технологические организационные изменения или административные организационные изменения. Эти переменные являются бинарными и принимают значение 1, если изменения проводились хотя бы один раз за три года. В качестве контрольных переменных использовались: размер фирмы (интервальная переменная, принимающая разные значения в зависимости от числа сотрудников), опыт управляющего (число лет, которые топ-менеджер работал в соответствующем секторе), отраслевые бинарные переменные.

Эмпирический анализ проводился с помощью оценивания модели множественной линейной регрессии. Результаты анализа показали, что проведение технологических изменений в основном негативно сказывается на результатах деятельности компании, в то время как административные изменения оказывают положительное влияние на показатель успешности предприятия.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Краткое описание работ представлено в таблице 1.

Таблица 1. Работы, посвященные исследованию результатов деятельности предприятия, выполненные с помощью данных BEEPS.

Источник: выполнено автором.

 

Глава 4. Методология эмпирического анализа: переменные, гипотезы и модель

Переменные

Зависимые переменные.

Традиционно для анализа влияния различных факторов на эффективность предприятия в качестве зависимой переменной в модели используются показатели прибыли и показатели, рассчитанные на их основе. Но, как уже отмечалось выше, в выборке, используемой в этой работе, нет таких данных. С другой стороны, есть исследования, в которых для оценки эффективности компании используются показатели выручки, а также показатели, производные от них. Среди таких показателей есть рост продаж за три года, логарифм объема продаж и логарифм объема продаж на единицу рабочей силы.

В данной работе используются три зависимые переменные: показатели, рассчитанный на основе выручки и показатель производительности труда, рассчитанный на основе валовой добавленной стоимости. Работы, в которых использовались показатели производные от выручки, подробнее описаны выше. Показатель производительности труда я выбрала, опираясь на работу 2005 года исследователей из Национального исследовательского университета«Высшая школа экономики»Татьяны Григорьевны Долгопятовой и Ольги Михайловны Уваровой.

В статье «Эволюция отношений собственности в российской промышленности: факторы, тенденции и влияние на деятельность предприятий» авторы анализируют влияние форм собственности и структур акционерного капитала на деятельность компании: на эффективность и на инвестиционную активность предприятия.

Т.Г.Долгопятова и О.М.Уварова используют данные, представляющие собой выборку примерно 1300 средних и крупных российских компаний.

В качестве зависимой переменной авторы используют показатель производительности труда, который представляет собой отношение валовой добавленной стоимости к числу занятых. Также используется зависимая переменная отражающая динамику показателя производительности туда.

К независимым переменным относятся: показатели структуры акционерного капитала (доля акций в руках различных групп акционеров: органы власти, сотрудники предприятия, коммерческие нефинансовые организации, кредитно-финансовые организации, некоммерческие организации, физические лица, иностранные инвесторы) и показатели инвестиционной активности фирмы. Также используется ряд контрольных независимых переменных: дамми-переменные отражающие отраслевую принадлежность, размер, регион и организационно-правовую форму предприятия.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Авторы показали, что существует положительное влияние доли собственности коммерческих нефинансовых организаций на производительность труда. Было также обнаружено положительное влияние факта базирования компании в Москве и отрицательное — в Республике Дагестан и в Ивановской области. Но результаты регрессионного анализа не подтвердили наличие влияния доли акций в руках сотрудников и доли акций в руках внешних акционеров на показатели эффективности предприятия.

В данной работе в качестве первой зависимой переменной используется показатель производительности труда, рассчитанный как отношение валовой добавленной стоимости на конец фискального года к числу сотрудников компании на конец фискального года. Валовая добавленная стоимость вычислена как разность между выручкой от продаж и стоимостью товаров и услуг, которые приобрела фирма у других компаний для производства собственной продукции.

Вторая зависимая переменная представляет собой логарифм величины продаж компании за последний фискальный год. Этот показатель не является наилучшим для оценки эффективности компании, но тем не менее используется в данной работе по двум причинам. Во-первых, он использовался в предыдущих исследованиях. Во-вторых, как отмечалось выше, используемые данные не позволяют построить классические показатели эффективности.

В качестве третьей зависимой переменной используется показатель, рассчитанный как отношение величины продаж к числу сотрудников предприятия.

Независимые переменные.

Выбор независимых переменных для модели основывался, во-первых, на предыдущих исследованиях, во-вторых, на понятии и структуре организационного капитала. Структура организационного капитала определялась в соответствии с теорией Эдвинссона, описанной выше. Таким образом, все независимые переменные в данной работе можно разделить на три категории:

. Контрольные,

. Переменные, отражающие особенности процессного капитала,

. Переменные, отражающие особенности инновационного капитала.

Контрольные.

К контрольным независимым переменным относятся следующие характеристики компании: отраслевая принадлежность, размер, возраст.

Для определения отраслевой принадлежности все предприятия были распределены по четырем большим группам, в зависимости от сферы их деятельности: торговля, предоставление услуг, строительство и обрабатывающие производства. В группу «торговля» вошли компании, которые занимаются оптовой и розничной торговлей. В группу «предоставление услуг» были включены фирмы, занимающиеся обслуживанием транспортных средств, предоставляющие услуги транспорта, почты, связи и телекоммуникаций, а также предприятия, занимающиеся ресторанным и гостиничным бизнесом и осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий. К группе «строительство» были определены компании, занимающиеся непосредственно строительством. Наконец, среди компаний группы «обрабатывающие производства» есть те, которые занимаются производством пищи, текстиля, бумаги, металлических, пластиковых и резиновых изделий, электроники, химикатов, печатных изданий и другие.

Размер компании определялся в соответствии с числом сотрудников. К малым предприятиям отнесены те, число сотрудников которых не превышает девятнадцать человек. К средним — от двадцати до девяносто девяти сотрудников.К крупным — от ста сотрудников и выше.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Расчет возраста основывался на дате официальной регистрации компании.

Процессный капитал.

К переменным, отражающим особенности процессного капитала, были отнесены дамми-переменные, подтверждающие или опровергающие наличие международных сертификатов качества, использование сотрудниками электронной почты и доступа в Интернет в процессе деятельности компании, наличие собственного веб-сайта, привлечение внешнего аудитора для контроля финансовой отчетности и проведение тренингов для постоянных сотрудников фирмы.

Инновационный капитал.

Особенности инновационного капитала компании отражены с помощью ряда дамми-переменных, являющихся индикаторами инновационной активности фирмы. К ним относятся, например, введение новых практик управления персоналом, выпуск нового продукта или услуги, финансирование научно-исследовательской деятельности внутри предприятия и другие.

Подробное описание переменных представлено в таблице 2.

Таблица 2. Описание используемых переменных.

Источник: составлено автором.

 

Описательные статистики переменных и структура выборки

Как отмечалось ранее, все предприятия были объединены в четыре группы, в зависимости от сферы их деятельности. Структура выборки в зависимости от отрасли представлена на рисунке 5.

Рисунок 5. Распределение предприятий по отраслям.

Источник: составлено автором.

Рисунок 5 показывает, что распределение предприятий по отраслям неравномерное: две отрасли, «Торговля» и «Обрабатывающие производства», включают в себя более семидесяти процентов всех фирм, а еще в две отрасли — «Предоставление услуг» и «Строительство» — включены только пятнадцать и девять процентов компаний соответственно.

На рисунке 6 представлено распределение предприятий в зависимости от размера.

Рисунок 6. Распределение предприятий по размерам.

Источник: составлено автором.

На рисунке 6 показано, что выборка смещена в сторону средних предприятий — на эту категорию приходится пятьдесят пять процентов всех компаний. Доля малых предприятий меньше — тридцать пять процентов. В свою очередь, только десять процентов всех фирм — крупные.

Таблица 3 показывает, какая доля предприятий обладает определенной составляющей организационного капитала. В ячейках таблицы указан процент положительных ответов на соответствующий вопрос.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Таблица 3. Наличие составляющих организационного капитала, общая выборка.

Источник: составлено автором.

 

Среди показателей процессного капитала выделяются два, обладающие наибольшими долями — использование электронной почты и Интернета, а также наименьшей долей — сертификат качества имеют только одиннадцать процентов всех компаний.

Наличие показателей инновационного капитала практически одинаково у всех предприятий: примерно четверть компаний используют новые методы производства, управления, маркетинга, выпускают новые продукты или услуги. Исключение составляет показатель финансирования научно-исследовательской деятельности: только одиннадцать процентов предприятий совершают отчисления на исследования.

В таблице 4 представлены описательные статистики переменных.

Таблица 4. Описательные статистики количественных переменных, общая выборка.

Источник: расчетыавтора.

 

Как видно из описательных статистик, число наблюдений показателя производительности труда составляет всего 173 наблюдения.Это приводит к тому, что в моделях с зависимой переменной lPTзначительно сокращается число наблюдений. Также следует отметить, что наблюдается большая разница между минимальными и максимальными значениями переменных.

Описание гипотез и моделей исследования

Для анализа влияния организационного капитала на эффективность компании проверяется шесть гипотез: по две гипотезы для каждой зависимой переменной.

Гипотезы для анализа влияния характеристик организационного капитала на производительность труда.

Гипотеза 1а. Такие характеристики процессного капитала как наличие сертификатов качества, использование электронной почты и Интернета в процессе деятельности, наличие собственного веб-сайта, привлечение внешнего аудитора для контроля отчетности, наличие тренингов для персонала оказывают положительное влияние на производительность труда.

Гипотеза 1б. Такие характеристики инновационного капитала как производство нового продукта или услуги, использование новых методов производства, введение новых практик управления персоналом, использование новых маркетинговых методов, а также наличие затрат на научно-исследовательскую деятельность оказывают положительное влияние на производительность труда.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Гипотезы для анализа влияния характеристик организационного капитала на величину продаж.

Гипотеза 2а.Такие характеристики процессного капитала как наличие сертификатов качества, использование электронной почты и Интернета в процессе деятельности, наличие собственного веб-сайта, привлечение внешнего аудитора для контроля отчетности, наличие тренингов для персонала оказывают положительное влияние на величину продаж.

Гипотеза 2б.Такие характеристики инновационного капитала как производство нового продукта или услуги, использование новых методов производства, введение новых практик управления персоналом, использование новых маркетинговых методов, а также наличие затрат на научно-исследовательскую деятельность оказывают положительное влияние на величину продаж.

Гипотезы для анализа влияния характеристик организационного капитала на отношение величины продаж к числу сотрудников.

Гипотеза 3а.Такие характеристики процессного капитала как наличие сертификатов качества, использование электронной почты и Интернета в процессе деятельности, наличие собственного веб-сайта, привлечение внешнего аудитора для контроля отчетности, наличие тренингов для персонала оказывают положительное влияние на отношение величины продаж к числу сотрудников.

Гипотеза 3б.Такие характеристики инновационного капитала как производство нового продукта или услуги, использование новых методов производства, введение новых практик управления персоналом, использование новых маркетинговых методов, а также наличие затрат на научно-исследовательскую деятельность оказывают положительное влияние на отношение величины продаж к числу сотрудников.

Для анализа влияния особенностей организационного капитала компании на эффективность ее деятельности было построено четыре вида регрессий логарифмически-линейной формы. Первый вид включает в себя только контрольные переменные (Модель К). Второй вид — контрольные и показатели процессного капитала (Модель КП). Третий вид — контрольные и показатели инновационного капитала (Модель КИ). Наконец, модель четвертого вида включает в себя все переменные (Модель КПИ).

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Все четыре вида регрессий строились для каждой из трех зависимых переменных: логарифм показателя производительности труда, логарифм величины продаж, логарифм отношения величины продаж к числу сотрудников.

Оценка моделей проводилась с помощью метода наименьших квадратов в программе Stata 13.

Глава 5. Результаты эмпирического анализа

Исследование по всей выборке.

Результаты оценивания каждой из четырех моделей представлены тремя таблицами: для каждой из трех зависимых переменных. Первое число в ячейке — коэффициент при переменной, а в скобках указано p-value, позволяющее установить наличие или отсутствие значимости. Значимые коэффициенты выделены цветом: зеленым для положительного характера влияния и розовым — для отрицательного.Наличие в ячейке обозначения *** означает значимость коэффициента на однопроцентном уровне значимости, ** — на пятипроцентном, * — на десятипроцентном.

Результаты оценивания моделей, в которыхзависимая переменная — логарифм показателя производительности труда, представлены в таблице 5.

Таблица 5. Результаты оценивания регрессии, зависимая переменная — lPT.

Источник: расчеты автора.

 

Как видно из результатов, показанных в таблице 4, нет отличий в значимости коэффициентов между моделями с включением не всех переменных и моделями с полным набором переменных. Меняется значимость модели в целом: Модель К и Модель КП статистически значимы на пятипроцентном уровне, а Модель КИ и Модель КПИ — на однопроцентном. Модель, в которую включены только контрольные переменные, объясняет только девять процентов вариации независимой переменной, но с включением дополнительных переменных объясняющая способность модели существенно возрастает. Так, в Модели КПИ удалось достичь объяснения двадцати процентов вариации переменной.

Из структурных характеристик предприятия оказался значимым только размер фирмы: для малых предприятий характерны меньшие значения производительности труда. Возраст и отрасль компании оказались незначимы.

Из показателей процессного капитала значимыми оказались два: наличие сертификата качества и наличие собственного веб-сайта. Оба показателя оказывают положительное влияние на производительность труда.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В свою очередь, из показателей инновационного капитала, значимым оказался коэффициент только при переменной, отражающей использование предприятием в течение последних трех лет новых практик организации и управления персоналом. Эта переменная также оказывает положительное влияние на производительность труда.

Результаты оценивания моделей, в которых зависимая переменная — логарифм отношения величины продаж к числу сотрудников, представлены в таблице 6.

Таблица 6. Результаты оценивания регрессии, зависимая переменная — lSpE.

Источник: расчеты автора.

 

Объяснительная способность моделей с зависимой переменной lSpE достаточно слабая — от одиннадцати до четырнадцати процентов. Но в целом все модели статистически значимы на любом уровне значимости (Prob>F: 0,0000).

Результаты, отраженные в таблице 5, показывают, что во всех моделях отрицательное влияние на отношение продаж к числу сотрудников оказывает возраст фирмы, ее принадлежность к малым предприятиям и в трех моделях из четырех — к отрасли «Обрабатывающие производства». Принадлежность компании к крупным предприятиям и к отрасли «Торговля», напротив, оказывает позитивное влияние.

Среди показателей процессного капитала оказывающими положительное влияние оказались переменные «Email», «Website», «Audit». Среди показателей инновационного- «NewMan», а также в модели без включения переменных процессного капитала — «NewMark» и «RD». Незначимыми ни в одной из моделей оказались переменные, отражающие наличие сертификата качества, использования Интернета, проведения тренингов а также предложения новых продуктов или услуг.

Единственной значимой переменной, оказывающей негативное влияние на зависимую переменную стала переменная, отражающая внедрение новых методов производства за последние три года.

Результаты оценивания моделей, в которых зависимая переменная — логарифм продаж, представлены в таблице 7.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Таблица 7. Результаты оценивания регрессии, зависимая переменная — lSales.

Источник: расчеты автора.

 

Результаты моделей, построенных для зависимой переменной lSales, показывают сильную значимость всех контрольных переменных. Также значимы все переменные процесного капитала — все они положительно влияют на величину продаж.

Значимыми показателями инновационного капитала оказались три переменные из пяти: применение новых организационных практик, финансирование научно-исследовательской деятельности и предложение новых продуктов или услуг. Коэффициенты при каждой из этих переменных имеют знак «+».

Использование новых методов производства и новых маркетинговых методов не оказывают влияния на величину продаж.

Для всех моделей был проведен тест на мультиколлинеарность. Результаты теста показали, что все значенияVIFне превышают четырех, что позволяет сделать вывод об отсутствии мультиколлинеарности.

Отраслевое исследование.

Как отмечалось ранее, показатель выручки предприятия является не лучшим показателем эффективности компании. В первую очередь, это связано с тем, что величина выручки может сильно различаться в зависимости от характера деятельности фирмы, что показано в таблице 9. Для того, чтобы этот показатель стал более релевантным, было построено еще по три дополнительных модели, для каждой из четырех отраслей деятельности. Зависимые переменные — lSalesи lSpE. Для переменной, отражающей производительность труда, было проверено наличие расхождений в результатах в зависимости от выборки: результаты регрессий, построенных по общей выборке, совпадали с результатами регрессий, построенных по отдельным отраслям. Поэтому в работе для показателя производительности труда приведены только результаты регрессий, построенных по общей выборке. Это позволило сравнивать между собой предприятия только одной отрасли.

Таблица 8 показывает в разрезе по отраслям, какая доля предприятий обладает определенной составляющей организационного капитала. В ячейках таблицы указан процент положительных ответов на соответствующий вопрос.

Чаще всего утвердительные ответы дают предприятия, занимающиеся обрабатывающим производством, а реже всего — торговлей. Большая доля утвердительных ответов на вопросы о составляющих процессного капитала приходится на вопросы об использовании электронной почты и Интернета. Среди показателей инновационного капитала наименьшую долю в любой отрасли показывает переменная, отражающая финансирование научно-исследовательской деятельности.

Таблица 8. Наличие составляющих организационного капитала, сравнение по отраслям.

Источник: расчеты автора.

 

Таблица 9.Средние значения показателей выручки для каждой отрасли.

Источник: расчеты автора.

 

Таблица 9 показывает, что средние показатели величины продаж не существенно различаются в отраслях «Торговля» и «Строительство». Отрасль «Услуги» обладает наименьшим средним значением выручки среди всех отраслей. В отрасли «Обрабатывающие производства» среднее значение выручки значительно превышает значения этого показателя в других отраслях. В свою очередь, средние значения показателя отношения величины продаж к числу сотрудников не сильно различается в отраслях «Строительство», «Услуги» и «Обрабатывающие производства», но в отрасли «Торговля» среднее значение этого показателя превышает средние значения в других отраслях в несколько раз.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Результаты оценивания моделей с зависимыми переменнымиlSalesи lSpEдля отраслей «Торговля», «Строительство», «Предоставление услуг» и «Обрабатывающие производства»представлены в таблице 10.Как и в предыдущих таблицах, коэффициенты, значимые и оказывающие положительное влияние, выделены зеленым цветом, а отрицательное — розовым.Способ обозначения уровня значимости также сохранился: наличие в ячейке обозначения *** означает значимость коэффициента на однопроцентном уровне значимости, ** — на пятипроцентном, * — на десятипроцентном.

 

Этот этап исследования показал следующие результаты.

Как и в случае общей выборки, в случае проведения анализа для конкретных отраслей не наблюдается большого количества отличий в значимости коэффициентов между моделями с включением не всех переменных и моделямис полным набором переменных. В связи с этим, в таблице 8 приведены результаты только для модели КПИ, а результаты для всех моделей представлены в приложении 1.

В моделях с любой зависимой переменной, построенных для любой отрасли, оказался значимым размер фирмы: маленький размер оказывает негативное влияние на выручку, а большой — позитивное.

Показатель возраста в моделях с зависимой переменной lSalesоказался незначимым для всех отраслей, кроме отрасли «Обрабатывающие производства». Для этой отрасли возраст компании оказывает положительное влияние на величину ее продаж. В моделях же с зависимой переменной lSpE, напротив, наблюдается обратная зависимость обясняемой переменной от возраста предприятия.

Наличие международного сертификата качества в моделях с зависимой переменной lSales оказывает положительное влияние на величину продаж в компаниях, занимающихся строительством и обрабатывающим производством, в то время как для отраслей «Торговля» и «Предоставление услуг» этот коэффициент оказался незначимым.В моделях с зависимой переменной lSpEналичие международного сертификата качества положительно влияет только для предприятий строительной отрасли.

Использование электронной почты в процессе деятельности и проведение тренингов для сотрудников оказывают положительное влияние на выручку предприятий, занимающихся торговлей и предоставлением услуг. Этот результат характерен как для моделей с показателем величины продаж, так и с другой объясняемой переменной.

Наличие веб-сайта не оказывает влияния на величину продаж только торговых компаний, в то время как в остальных отраслях этот показатель оказывает позитивное влияние.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В свою очередь, использование Интернета позитивно влияет на продажи компаний, занимающихся предоставлением услуг, и не оказывает значимого влияния на отношение продаж к числу сотрудников ни в одной отрасли.

Среди показателей инновационного капитала наблюдается позитивное влияние использования новых практик организации и управления персоналом (для отраслей «Торговля» и «Обрабатывающие производства»). Также позитивно влияет выпуск нового продукта или услуги в отрасли «Обрабатывающие производства». Показатель финансирования научно-исследовательской деятельности значим только в отрасли «Предоставление услуг»: он оказывает положительное влияние на величину продаж.

Единственный не подтвердившийся ожидаемый характер влияния наблюдается у показателя «использование новых методов производства или предоставления услуг». Он значим только для отрасли «Обрабатывающие производства» в моделях как с объясняемой переменной lSales, так и с lSpE. Нои в том, и в другом случае оказывает не ожидаемое положительное влияние, а отрицательное.

Новые маркетинговые методы не влияютна величину продаж ни в одной отрасли, но оказывают положительное влияние на зависимую переменную lSpEв отраслях «Торговля» и «Обрабатывающие производства».

Как и ранее, для моделей был проведен тест на мультиколлинеарность, подтвердивший отсутствие мультиколлинеарности.

Глава 6. Оценка результатов

 

Результаты, полученные в результате построения моделей по выборке без разделения предприятий на отрасли, показали наличие влияния многих составляющих организационного капитала на показатели эффективности. Но так как показатели выручки более релевантны для отраслевого анализа, интерпретация полученных результатов для переменных lSalesи lSpE будет проводиться по результатам отраслевого анализа. Результаты моделей, где зависимая переменная — показатель производительности труда, будут интерпретироваться для случая общей выборки.

Показатель производительности труда.

Полученные результаты в отношении значимых переменных не противоречат логике и проверяемым гипотезам: значимые переменные оказывают позитивное влияние на производительность труда. Нохотя характер влияния у значимых переменных подтвердился, лишь немногие переменные оказались значимыми. Это позволяет подтвердить гипотезы 1а и 1б только частично: характер и наличие влияния для некоторых независимых переменных подтвердился, а для некоторых — нет.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Одна из значимых переменных — переменная, отражающая наличие международного сертификата качества. Позитивное влияние этого фактора на показатель производительности труда можно объяснить тем, что сертификат качества выдается только тем компаниям, система качества которых соответствует всем требованиям. Для того, чтобы получить сертификат качества, компания не только достигает необходимых результатов, но и продолжает их поддерживать: в течение всего срока действия сертификата проводятся проверки внешним аудитором для решения о подтверждении или приостановлении сертификата качества.

Другая переменная, оказывающая положительное влияние на производительность труда, — наличие веб-сайта. Этот результат можно объяснить тем, что наличие веб-сайта позволяет экономить время сотрудников для выполнения других задач. Так, например, информация, размещенная на веб-сайте предприятия, может снимать ряд вопросов у клиента и он не станет звонить в компанию, чтобы задать тот или иной вопрос (например, график работы магазина или информация о наличии продукции). Кроме того, ряд компаний реализует свою продукцию с помощью веб-сайтов, уменьшая время на обработку заказа сотрудником.

Еще одна значимая переменная — переменная, отражающая использование новых практик управления персоналом. Положительный характер влияния этой переменной на производительность труда — ожидаемый результат: новые практики управления персоналом могут сделать организацию труда более эффективной.

Показатели величины продаж и отношения величины продаж к числу сотрудников.

Есть некоторые различия в значимости коэффициентов между моделями с зависимой переменной, отражающей величину продаж и зависимой переменной, отражающей отношение величины продаж к числу сотрудников. Но есть некоторые переменные, которые показывают одинаковый результат как относительно наличия, так и относительно характера влияния на обе объясняемые переменные.

Среди структурных переменных такими переменными стали показатели размера фирмы. Как отмечалось ранее, во всех отраслях принадлежность фирмы к малым предприятиям оказывает негативное влияние, а к крупным — позитивное. Это очевидный, согласующийся с логикой результат, который подтверждает адекватность моделей.

Среди показателей процессного капитала такими переменными стали следующие:

. Наличие международного сертификата качества, для отрасли «Строительство».

Типичный продукт в этой отрасли — это дорогостоящий продукт длительного пользования. Поэтому потребитель особенно тщательно подходит к выбору продукта и должен быть уверен в надежности продавца. Наличие международного сертификата качества повышает уровень доверия покупателя и стимулирует продажи строительной компании.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

. Использование электронной почты, для отраслей «Торговля» и «Обрабатывающее производство».

Возможно, что причиной значимости этой переменной для отрасли «Торговля» стало следующее. Повышение продаж этой отрасли часто стимулируется с помощью специальных акций. Информацию об акциях можно размещать на веб-сайте, но гораздо меньшее число потребителей посещают веб-сайты продавца, чем проверяют свою электронную почту (особенно это актуально для розничных продаж). Поэтому стимулирующие акции приносят больший эффект, если информацию о них рассылать по электронной почте. Для отрасли «Строительство» способ стимулирования продаж с помощью акций не характерен: как отмечалось ранее, типичный продукт в этой отрасли — это дорогостоящий продукт длительного пользования, и наличие акции не сможет побудить покупателя приобрести этот продукт. Во-первых, потребителю может не требоваться продукт совсем. И если недорогой продукт потребитель может приобрести и без надобности, то дорогостоящий — нет. Во-вторых, покупатель скорее будет оценивать все характеристики продукта, а не только привлекательность акции. Для отрасли «Предоставление услуг» метод стимулирования продаж с помощью акций применяется, но, возможно, незначимость показателя для этой отрасли объясняется тем, что российские потребители привыкли при выборе услуг в большой степени опираться на отзывы, а не на привлекательные условия.

Положительное влияние использования электронной почты в отрасли «Обрабатывающие производства» можно интерпретировать следующим образом. Во-первых, продукция этой отрасли может приобретаться дистанционно, что не характерно для отрасли «Строительство». Во-вторых, для осуществления дистанционных продаж могут использоваться такие средства связи как телефон или электронная почта. Именно электронная почта обеспечивает удобство проведения операции: этот вид связи, в отличие от телефонных звонков, позволяет отправлять документы (например, счет на оплату) необходимые для совершения сделки. Это позволяет покупателю приобретать товары, даже не встречаясь с продавцом. Возможно, что по этой причине использование электронной почты не оказывает влияние на показатели выручки в отрасли «Услуги». В этой отрасли чаще всего для совершения сделки продавцу и покупателю необходимо встретиться, что делает необязательным наличие возможности, например, заключать договор дистанционно. А для осуществления распространенной в этой сфере процедуры бронирования часто достаточно разговора, которыйудобнее организовать, воспользовавшись телефоном.

. Наличие веб-сайта, для отраслей «Строительство» и «Обрабатывающее производство».

Как уже отмечалось в первом пункте, типичный продукт в строительной отрасли — это дорогостоящий продукт длительного пользования. Поэтому для потребителяважна информация как о продукте, так и о продавце. Наличие веб-сайта, где можно разместить информацию о предприятии, повышает уверенность потребителя в надежности строительной компании.

Возможно, что причиной значимости этой переменной для отрасли «Обрабатывающие производства» стало следующее. Как уже отмечалось ранее, продукция этой отрасли может приобретаться дистанционно. Для этого компании необходимо дать информацию покупателю о наличии и характеристиках продукта, что удобно сделать с помощью веб-сайта.

. Проведение тренингов, для отрасли «Торговля».

Торговые предприятия не являются производителями. Это приводит к тому, что несколько компаний этой отрасли часто предлагают одинаковую продукцию (например, молоко торговой марки Nможет реализовываться сразу в нескольких торговых сетях). Поэтому часто для компании этой отрасли сложно обеспечивать себе конкурентное преимущество за счет предложения редкого продукта. Это делает роль организации работы сотрудников этой отрасли особенно важной. В свою очередь, проведение тренингов — один из способов улучшить организацию труда.

. Привлечение внешнего аудитора для проверки и сертификации отчетности, для отраслей «Торговля» и «Обрабатывающее производство».Ожидался результат, который показал бы наличие положительного влияния этого показателя в любой отрасли, так как привлечение внешнего аудитора позволяет точнее оценивать текущую ситуацию и лучше контролировать деятельность предприятия. Возможно, что показатель значим только для двух отраслей, так как учет деятельности компаний именно в этих отраслях особенно сложен и может содержать большее количество ошибок и неточностей. К сожалению, проверить это предположение достаточно затруднительно.

Среди показателей инновационного капитала такими переменными стали следующие:

. Использование новых методов производства или предоставления услуг, для отрасли «Обрабатывающее производство».

Это единственная независимая переменная, оказывающая негативное влияние на показатели выручки. Возможно, что для достижения позитивного эффекта не хватило времени: в вопросе спрашивалось об использовании новых методов производства в течение трех последних лет. Вероятно, что введение новых методов производства — сложный процесс, положительный результат от реализации которого следует ждать более трех лет.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

. Использование новых практик управления персоналом, для отрасли «Торговля».

Интерпретация значимости этого показателя основывается на той же логике, что и интерпретация значимости переменной, отражающей проведение тренингов: организация работы персонала особенно важна в тех отраслях, где непросто предложить редкий продукт.

. Выпуск нового продукта или услуги, для отрасли «Обрабатывающее производство».Это ожидаемый результат: выпуск новых продуктов позволяет расширять рынок сбыта, следовательно, повышать показатели выручки. Но, опираясь на это обоснование, логично предположить, что эта переменная должна быть значима и в отрасли «Предоставление услуг». Но эта переменная не оказывает влияния на показатели выручки предприятий, осуществляющих деятельность в сфере услуг.Этот факт можно интерпретировать так же, как незначимость использования электронной почты: возможно, что российские потребители привыкли опираться на отзывы при выборе поставщика услуг, а к новым услугам относятся с осторожностью.

Так же, как и для показателя производительности труда, гипотезы 2а и 2б, 3а и 3б подтверждаются только частично: характер и наличие влияния для некоторых независимых переменных подтвердился, а для некоторых — нет.

Заключение

Итак, было проведено исследование анализа влияния особенностей организационного капитала компании на три различных показателя эффективности.

По результатам исследования можно с уверенностью сказать, что в целом наблюдается наличие влияния особенностей организационного капитала на показатели эффективности деятельности компании. Кроме того, влияние оказывают характеристики обеих составляющих организационного капитала: процессного капитала и инновационного капитала. Также можно утверждать, что в большинстве случаев влияние имеет положительный характер.

Наличие и характер значимости различается в зависимости от объясняемых переменных и отраслей, в которых предприятие осуществляет свою деятельность.

Результаты показали, что сравнительно большими показателями производительности труда обладают компании, которые имеют международный сертификат качества и собственный веб-сайт, а также применяли в течение последних трех лет новые методы управления персоналом.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В свою очередь, сравнительно большими показателями выручки среди строительных компаний обладают те, которые имеют международный сертификат качества, а также те, которые имеют веб-сайт. Среди торговых предприятий — использующие электронную почту, проводящие тренинги для сотрудников, привлекающие внешнего аудитора для проверки отчетности, а также применившие за последние три года новые практики управления персоналом. Среди компаний, занимающихся предоставлением услуг, было выявлено влияние составляющих организационного капитала только на один показатель выручки — на величину продаж. Наконец, среди компаний, занимающихся обрабатывающим производством, сравнительно большими показателями выручки обладают те, которые используют электронную почту, имеют веб-сайт, привлекают внешнего аудитора для проверки отчетности, а также выпускают новые продукты.

В целом модели обладают невысокой объясняющей способностью: максимальное значение коэффициента детерминации составило 0,49 для модели с зависимой переменной lSales, 0,17 — для lSpEи 0,20 — для показателя производительности труда. Это говорит о том, что вариация объясняемых переменных зависит еще и от других факторов, лежащих вне построенных моделей. Это ожидаемый результат: хотя и наблюдается влияние отдельных факторов, эффективность предприятия не может зависеть полностью только от этих элементов. Этот результат, а также ограничения, с которыми пришлось столкнуться в данной работе, создают простор для дальнейших исследований в этом направлении.

Список литературы

Монографии и учебная литература

1. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями: как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008.

. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество / Пер. с англ. — М.: «Прогресс», 1969.

. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.

. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Пер. с англ. — М.: Поколение, 2007.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

. Управление знаниями в инновационной экономике: Учебник / Под ред. Б.З. Мильнера. — М.: Экономика, 2009.

. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота: Навигация в экономике, основанной на знаниях / Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2005.

8. Edvinsson L., Malone M.S. Intellectual Capital. Realizing Your Company’s True Value by Finding Its Hidden Roots. — N.Y.: Harper Business, a Division of Harper Collins Publishers, 1997.

9. Roos G., Pike S., Fernstrom L. Managing Intellectual Capital In Practice. — N.Y.: Butterworth Heinemann, 2005.

Периодические издания

1. Башкирова О.В. Роль организационного капитала в структуре управления современной корпорации // Вестник ИЭ РАН. 2011. №3. С.127-138.

.Байбурина Э.Р., Головко Т.В. Эмпирическое исследование интеллектуальной стоимости крупных российских компаний и факторов ее роста // Корпоративные финансы. 2008. №2 (6). С. 5-19.

. Быкова А.А., Молодчик М.А. Влияние интеллектуального капитала на результаты деятельности компании // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2011. Вып. 2. С. 27-55.

. Долгопятова Т.Г., Томашук И.О. Управление российскими предприятиями с иностранными собственниками: эмпирический анализ // Российский журнал менеджмента. 2013. №4. С. 3-30.

. Долгопятова Т.Г., Уварова О.М. Эволюция отношений собственности в российской промышленности: факторы, тенденции и влияние на деятельность предприятий // НИУ ВШЭ. Серия WP1 «Институциональные проблемы российской экономики». 2005. №5.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

. ДолгопятоваТ.Г.Эмпирическиеобследованияпредприятий:методыи практика // ЭкономическийжурналВШЭ. 2008. № 1. С. 76-105.

. Широкова Г.В., Быстрова Ю.Е. Организационные изменения в молодых российских предпринимательских фирмах как фактор успешности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2014. Вып. 2.

. Широкова Г.В., Шаталов А.И. Факторы роста российских предпринимательских фирм: результаты эмпирического анализа // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2009. Вып. 2.

. Black S.E., & Lynch L. Measuring organizational capital in the new economy // University of Chicago Press. 2005. №6. P. 205-236.

.Bontis N., Keow W., Richardson S. Intellectual Capital and Business Performance in Malaysian Industries // Journal of Intellectual Capital. 2000. Vol. 1. №1. P. 85-100.

11. Chacar A.S., Celo S., Thams Y. The Performance of Multinational Affiliates versus Domestic Firms // Journal of Management Policy and Practice. 2010. Vol. 11.№4.Р. 47-59.

Приложение 1

Результаты оценивания моделей КП, КИ и КПИ.

 

 

Приложение 2

Результаты проведения тестов на мультиколлинеарность.

. Общая выборка. Зависимая переменная — lPT, модель КПИ

 

. Общая выборка. Зависимая переменная — lSales, модель КПИ