Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Методика обучения ведению мяча у детей 16-17 лет на секционных занятиях»

Футбол — командная игра, со своими законами и правилами. В современном футболе особенно востребованы игроки, чьё индивидуальное техническое мастерство позволяет им эффективно действовать на насыщенных соперником участках поля (Раймон Копа. Футбол: полная иллюстрированная энциклопедия мирового футбола / С. Н. Шмитько. М: Росмэн-Издат, 2000. 144 с.).

ВВЕДЕНИЕ

Футбол — командная игра, со своими законами и правилами. В современном футболе особенно востребованы игроки, чьё индивидуальное техническое мастерство позволяет им эффективно действовать на насыщенных соперником участках поля (Раймон Копа. Футбол: полная иллюстрированная энциклопедия мирового футбола / С. Н. Шмитько. М: Росмэн-Издат, 2000. 144 с.).

На протяжении многолетнего процесса занятий футболом происходит совершенствование выполнения отдельных элементов технико-тактических действий, которое строится на достаточно высоком уровне развития технической подготовки.

Технические приемы это средства ведения игры. Искусное владение мячом является неотъемлемой частью всесторонней подготовки футболистов (Спортивные игры. Учебник для институтов физической культуры / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов. М: Академия, 2001. 520 с.).

Многие ведущие тренеры и специалисты по футболу отмечают недостаточно высокий уровень технической подготовленности выпускников ДЮСШ и СДЮСШОР по футболу, значительно уступающий возросшим требованиям современного футбола. Поэтому повышение спортивного мастерства футболистов неразрывно связано с улучшением качества подготовки спортивного резерва.

Одним из основных средств ведения игры в футболе является ведение мяча. Ведение мяча — очень важный технический прием, позволяющий выиграть у соперника пространство и время, создать численное преимущество, комбинировать с партнерами, наносить удар по воротам или обводить соперника для обострения игры не только в центре поля, но и в штрафной площади противника (Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет / С.М. Мосягин — Н/Н: РА «Квартал», 2012. 256 с.). Но вести мяч в любом случае надо так, чтобы не терять при этом много времени и чтобы мяч не сумел перехватить соперник (Раймон Копа. Футбол: полная иллюстрированная энциклопедия мирового футбола. С. 144).

Изучив существующие литературные данные, мы пришли к выводу, что на данный момент именно ведению мяча в футболе уделяется недостаточно внимания, поэтому мы считаем актуальным проведение исследования в этом направлении.

Цель исследования — повысить эффективность обучения ведению мяча в футболе детей 16-17 лет на секционных занятиях.

Объект исследования — обучение ведению мяча на секционных занятиях в футболе.

Предмет исследования — техника ведения мяча в футболе.

Задачи исследования:

.Изучить научно — методическую литературу по данной проблеме.

.Разработать методику обучения детей 16-17 лет ведению мяча в футболе.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

. Проверить эффективность разработанной методики в ходе педагогического эксперимента.

Гипотеза: мы предполагаем, что подобранная методика обучения ведению мяча детей 16-17 лет на секционных занятиях окажутся эффективной.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕДЕНИЯ МЯЧА И ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ФУТБОЛЕ

.1 Понятие и сущность игры в футбол и ее историческое развитие

Футбол является одним из самых массовых и популярных видов спорта. Сущность игры в футбол заключается в следующем. Футбол — игра с мячом ногами, в основе которой лежит борьба двух команд численностью по 11 человек каждая, игроки которых объединены общей целью — победой.

Футбол относится к командным видам спорта и переводится с английского football — как «ножной мяч». Основной задачей данной игры является забивание мяча в ворота соперника исключительно ногами либо иными частями корпуса (исключение являются руки) как можно большее количество раз, нежели команда соперника (Полишкис М. С. Учебник для институтов ФК «Футбол». М: Физкультура, образование и наука, 1999. 250 с.).

Если же за игровое время ни одной из команд не удается добиться преимущества, то объявляется ничья.

Игра проводится на специальном поле, которое покрыто особым синтетическим материалом или травой. Защищает ворота от забивания мяча вратарь, кроме этого, из всей команды только ему допустимо играть с помощью рук, правда только в своей штрафной зоне около ворот. Образуют помехи для игроков противоположной команды защитники, которые стремятся не дать возможность соперникам подойти к воротам с мячом и забить гол. Более стремительно и энергично ведут себя в игре нападающие, используя различные игровые действия и приемы, они стремятся запить голы противоположной команде. В центре поля должны находится полузащитники, которые в зависимости от ситуации помогают либо защитникам, либо нападающим (Харви Г.Д. Футбол для начинающих. М: «Астрель», 2001. 350 с.).

Несмотря на большие размеры ворот (732 см в длину и 244 см в высоту), забить в них мяч сложно, потому что игра ведется в основном ногами и головой; трудно совершить без помех прицельный удар по воротам в условиях концентрированной, активно играющей защиты; попаданию мяча в ворота препятствует вратарь (Смышляев А.В. Футбол: техника игры. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. 69 с.).

Футболисты должны обладать высокой двигательной активностью, так как размеры поля и особенности данной спортивной игры своеобразны, они проявляются в разнообразных формах перемещения, таких как ходьба, медленный бег, бег с ускорениями, различные прыжки и многое другое. К. Гиффорт в своей книге указывает, что в зависимости от своего амплуа футболист пробегает за матч от восьми до двенадцати километров, а объём скоростной работы составляет 1800-2200 м. (Гиффорд К. Энциклопедия футбола. М: «Астрель», 2005. 410 с.).

Основными элементами, составляющими игру в футбол, являются удары по мячу, его ведение, остановки, отбор, финты, ввод из-за боковой линии и приёмы техники игры вратаря.

Важное значение в игре имеет тактическая подготовка. Как указывает А.В. Смышляев, что при равенстве показателей физической, технической и морально-волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.

В то же время, как указывает автор, без хорошей физической подготовки невозможно достичь больших успехов, поэтому у футболистов должны быть развиты скоростные, силовые, координационные способности, а также ловкость и выносливость. Кроме этого он должен владеть способностью быстро ориентироваться в пространстве и принимать верные решения в сложных игровых ситуациях, иметь чувство коллективизма, высокие морально-волевые качества (Смышляев А.В. Футбол: техника игры. С. 69).

Футбол или отдельные его элементы часто используются представителями других видов спорта в качестве отличного средства общей физической подготовки, развития тактического мышления и волевых качеств. Эмоциональные особенности позволяют использовать игру в футбол или упражнения в технике владения мячом в качестве средства активного отдыха (Гиффорд К. Энциклопедия футбола. С. 410).

Поскольку тренировки и соревнования по футболу проходят почти круглый год, в самых различных, нередко резко меняющихся, климатических и метеорологических условиях, эти игра способствует и физической закалке. Повышению сопротивляемости организма и расширению адаптационных возможностей.

Игра в футбол может служить хорошим средством общей физической подготовки, поскольку включает в себя разнообразный бег с изменением направлений, различные прыжки, богатство самых разнообразных по структуре движений тела, удары, остановки и ведение мяча, проявление максимальной быстроты движений, тактического мышления (Козловский В.И. Юный футболист. М: Физкультура и спорт, 2004. 159 с.).

Эмоциональные особенности позволяют использовать игру в футбол или упражнения в технике владения мячом в качестве средства активного отдыха.

Точного дня рождения футбола никто не знает. Но это свидетельствует лишь тому, что история этой спортивной игры уходит своими корнями в древность, игра в мяч ногами была популярна во многих точках земли. Долгое время всех интересовал вопрос, кто же изобрел эту игру. Археологи обнаружили при раскопках в Древнем Египте не только рисунки играющих в мяч, но и сами мячи. Можно встретить источники, где авторы утверждают, что китайские воины за две тысячи лет до нашей эры любили играть ногами в мяч, а также прародителей футбола следует искать в Древнем Риме и в столь же древней Греции (Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика. Советский спорт, 2005. 288 с).

Футбол можно считать одной из древних спортивных игр, происхождение которого уходит далеко в прошлое. Знаменитый французский историк футбола Морис Нефферкорн сообщает, что настоящим предком нынешнего футбола можно следует считать «ла суль» — игру, в которой две команды играми ногами в кожаный мяч, содержанием которого были тряпки. Эта игра уже в средние века была популярна на родине Нефферкорна. Однако итальянские спортивные историки считают, что современный футбол образовался от «кальчио» — игры, распространенной в XVI веке во Флоренции. В доказательство они упоминают, что в «кальчио» играли кожаным мячом на полях размерами 100 х 50 м. Так же на острове Самофракия было обнаружено самое древнее изображение мяча, относящееся к 2500 году до н. э. На стенах гробниц Бенни-Гасана в Египте были найдены рисунки изображений мяча, а также различных моментов игры. Но, множество источников считают, что родоначальником футбола является Англия: именно там игру в мяч впервые был назван футболом (Раймон Копа. Футбол: полная иллюстрированная энциклопедия мирового футбола С. 144).

Полное название футбола произошло при его запрете. Король Эдуард III в 1349 году издал специальный указ, где обращал внимание шерифов Лондона на то, что молодежь перестала стрелять из лука, настолько полезную для молодых людей и стала увлекаться бесполезными и «беззаконными» играми в виде футбола.

Игры начинают устраивать на пустырях за городом. Участники команд старались забить мяч в заранее отмеченное место — площадку, похожую на нынешнюю штрафную. Мяч был сделан из шкуры кролика или овцы и набит тряпками.

Но со временем футболом стало интересоваться значительное количество народа. Больше начала упоминаться игра в исторических хрониках. Из-за безжалостного характера соревнований, Ричард II в 1389 г. издал следующий запретный «футбольный эдикт», в котором, в частности говорилось: «Буйное общество, играющее на улицах, производят огромный беспорядок, калечат друг друга, своими мячами колотят стекла в зданиях и наносят населению большие убытки».

Лучшие времена для футболистов настали лишь в XVII веке, когда Елизавета I в 1603 г. сняла запрет на футбол. Невзирая на это против игры в футбол выступало высшее духовенство и городские власти. Подобное положение существовало во многих городах. И не смотря на то зачастую игры заканчивались штрафами и даже тюремным заключением участников, тем не менее, в футбол играли не только в столице, но и в любом, даже самом отдаленном уголке страны (Голомазов С.В. Теория и методика футбола. Техника игры. М: СпортАкадемПресс, 2002. 476 с.).

Последующее формирование футбола на Британских островах было неукротимым. Появлялись новые команды в городках, деревнях, школах, колледжах. Быстро приближалось время, когда это беспорядочное движение обратилось в организованное — появлялись первые правила, первые клубы, первые чемпионаты. Так 26 октября 1863 г. в лондонской таверне на Грей Куин-стрит собрались представители новоиспеченных клубов, для того чтобы сформировать новые правила игры. Некто Морлейот от имени клубов Шеффилда предложил проект первого футбольного кодекса из девяти пунктов (Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика. С. 288).

Данные пункты были компромиссными: предполагали игру и ногами и руками. Однако приверженцы игры исключительно ногами, согласившись для вида продолжать яростные дискуссии, на следующем собрании — в Кембридже — сформировали собственный итоговый свод подлинно футбольных законов. Первая в мире футбольная ассоциация была образована именно в Англии в 1863 г. Появились и первые клубы футболистов. 8 декабря 1863 г. данные законы вступили в силу. Три из тринадцати параграфов безусловно запрещали игрокам касаться мяча руками в самых различных ситуациях (в том числе и вратарям). Таким образом, появился на свет сегодняшний футбол (Алексеев С.В. Обучение технике футбола. Набережные Челны: КаМГИФК, 2004. 98 с.).

А сторонники игры и руками и ногами выделились в новую ассоциацию — регбийную. Только в 1871 г. голкиперы обрели возможность играть руками в границах вратарской площадки, а еще через 31 год — на всей штрафной площади.

Англичане в 1878 г. дали полномочия гражданства судейскому свистку (первоначально арбитры подавали сигналы или школьным звонком-колокольчиком, или попросту голосом). Правда и сами судьи впервые появились на английских полях. Все без исключения спорные проблемы на заре футбольной юности улаживали капитаны команд. Англичане, по предложению мистера Броди, собственника ливерпульской фабрики по производству рыболовных снастей, в 1890 г. «облачили» в сети футбольные ворота (Голомазов С.В. Теория и методика футбола. Техника игры. С. 476).

Сегодняшний футбол в России узнали лет сто назад в портовых и индустриальных населенных пунктах. В порты его «завозили» моряки-англичане, а в промышленные центры — заграничные специалисты, которых на заводах и фабриках России трудилось достаточно большое количество. Первые русские футбольные команды возникли в Одессе, Николаеве, Петербурге и Риге, а несколько позже и в Москве. С 1872 г. берет начало история международных встреч по футболу (Коробейник А.В. Футбол. Самоучитель игры. Ростов- н/Дону: Феникс, 2000. 215 с.).

Первые официальные соревнования по футболу в нашей стране состоялись в начале века. В Петербурге футбольная лига была основана в 1901 г в Москве — в 1909-м. Еще через год-два лиги футболистов возникли и во многих других городах страны. В 1911 г. лиги Петербурга, Москвы, Харькова, Киева, Одессы, Севастополя, Николаева и Твери составили Всероссийский футбольный союз. Начало 20-х гг. ХХ века было периодом, когда англичане уже лишились прежнего преимущества во встречах с командами континента.

В 1912 году сборная России в первый раз приняла участие в Олимпийских играх. Провела их неудачно по следующим причинам: внутренний чемпионат не проводился; лучшие футболисты выбирались исключительно из сборных команд Петербурга и Москвы. Промежуток с 1918 по 1929 г. возможно охарактеризовать футболом от игры одиночек до спорта номер один. Гражданская война ни как не сказалась на футбольной жизни. В каждом дворе, в каждом закоулке мальчишки гоняли мяч. Не стоял на месте и большой футбол. Основное внимание болельщиков футбола уделялось «Спартаку». За какие-то 2-3 года «Спартак» по части массовости рядов оказался вне конкуренции. В 1924 году была сформирована сборная СССР. В том же году она провела два матча со сборной Турции и оба раза победила. «Золотыми» годами в истории советского футбола стали 1956 год и 1988 год, когда сборная команда становилась чемпионом Олимпийских игр (Раймон Копа. Футбол: полная иллюстрированная энциклопедия мирового футбола. С. 144).

Таким образом, история возникновения футбола начинается с Древнего Египта, то есть почти 4700 лет назад. Официально Родиной футбола является Англия, а в России футбол появился в XIX веке. Футбол — игра с мячом ногами, в основе которой лежит борьба двух команд, игроки которых объединены общей целью — победой. В наши дни футбол пользуется всенародным признанием. И сейчас трудно представить себе жизнь любой страны без футбольных матчей.

.2 Виды ведения мяча в футболе

Во время игры в футбол практически невозможно обойтись без такого важного действия, как ведение мяча. Ведение мяча ногой — основной прием, который состоит из сочетания бега и ударов по мячу ногой различными способами, что требует умения контролировать мяч в движении.

При ведении мяча удары могут производится внутренней и внешней частью подъема. Эти способы ведения мяча используют при прямолинейном перемещении, движении по дуге и с изменением направления. При наличии свободного пространства мяч находится впереди игрока на расстоянии 30-100 см. При плотной опеке отпускать мяч на такое расстояние опасно, он должен находиться на расстоянии 10-15 см. Удары наносятся частью стопы, расположенной чуть впереди лодыжки, туловище, голова и плечи наклонены вперед, ноги более обычного согнуты в коленях. В то же время, частые удары снижают скорость ведения мяча (Голомазов С.В. Футбол. Аналитические закономерности взятия ворот. Москва: РГАФК, 2000. 31 с.).

Г.А. Лисенчук указывает, что в современном футболе чаще всего используется ведение мяча внешней частью подъема, кроме него применяются ведение средней частью подъема, внутренней частью стопы, носком, внутренней частью подъема, бедрами и головой. Некоторые виды ведения не используются отдельно, как самостоятельное ведение и редко применяются в игре, но в сочетании с другими разновидностями ведения они бывают более эффективны, нежели более используемые виды ведения. Так автор приводит пример с ведением мяча бедром или головой, указывая на то, что это тактически нецелесообразно. Но в игре часто возникают ситуации, когда выполняется несколько ударов головой, затем прыгающий мяч подыгрывают бедром и в заключении переходят к необходимым способам ведения мяча стопой (Лисенчук Г.А. Управление подготовкой футболистов. Киев: Олимпийская литература, 2003. 260 с.).

Среди футболистов, которые лучше всех владеют мячом выделяют Олега Блохина, Владимира Гуцаева и Валерия Газзаева. Отличным дриблером в прошлые годы был Василий Трофимов: ведя мяч не глядя на него (взгляд был обращен в поле), он никогда не опаздывал с передачей. Самым знаменитым мастер-дриблер в мире считается несравнимый Гарринча. Если уж он вел мяч, то исключительно на спринтерской скорости, не оставляя его без контроля ни на мгновение. Благодаря отточенным до совершенства финтам при скоростном ведении мяча он легко обыгрывал атаковавших его соперников. В 1958 году в финальной части VI чемпионата мира за сборную Бразилии в матче со сборной СССР на месте правого крайнего нападающего выступал Гарринча. Бразильцы начали игру простой комбинацией: Вава передал мяч Пеле, а тот длинной передачей послал мяч Гарринче. Получив мяч в относительно свободной позиции, Гарринча повел его прямо на опекуна — Бориса Кузнецова. Видя, что бразилец четко контролирует мяч, наш защитник начал отступать в поисках момента для активного действия, чтобы, найдя такой момент, попытаться отобрать мяч, но выгодного для себя момента он так и не дождался. Гарринча, пройдя линию штрафной площади, неожиданно нанес удар.

При ведении мяча, необходимо поставить опорную ногу немного впереди мяча и в этот же момент замахнуться. Удар-толчок наносится, когда мяч катится мимо опорной ноги. В результате мяч полетит вперед по ходу движения футболиста. Если же надо направить мяч в сторону, необходимо ставить опорную ногу так, чтобы в момент удара-толчка она находилась за мячом (Селуянов В.Н. Футбол. Проблемы технической подготовки. М: Дивизион, 2009. 104 с.).

Рассмотрим подробнее виды ведения.

Основным является ведение мяча ногой. Под ведением мяча ногой А.В. Шамонин предполагает сочетание бега или ходьбы с ударами по мячу ногой различными способами. Выделяют несколько основных видов ведения, которые наиболее часто используются футболистами в игре. Отличаются они друг от друга способом нанесения удара ногой по мячу. При ведении средней частью подъема и носком осуществляется преимущественно прямолинейное движение. Ведение внутренней частью подъема дает возможность выполнить перемещение по дуге. Ведение внутренней стороной стопы позволяет существенно менять направление движения. Наиболее универсальным автор считает ведение внешней частью подъема, которое дает возможность выполнять прямолинейное перемещение, движение по дуге и с изменением направления (Шамонин А.В. Футбол: методика проведения занятий. М: МГСУ, 2012. 128 с.).

И.В. Швыков выделяет более универсальный вид ведения — ведение внешней частью подъема. Используя данный прием, спортсмены перемещаются по прямой, дугам и с изменением направления движения. При ведении прыгающих мячей используют удары средней частью подъема или бедром. Применяя эти два способа ведения, можно продвигаться с держанием мяча в воздухе. При выполнении приема стопу ведущей мяч ноги необходимо развернуть носком в середину. Для ведения внешней частью подъема стопа и колено поворачиваются внутрь, стопу ведущей мяч ноги необходимо развернуть носком <#»902753.files/image001.gif»> (2)

3) рассчитать среднее квадратическое отклонение разностей:

(3)

)        рассчитать стандартную ошибку разностей:

(4)

)        вычислить расчётное значение критерия:

(5)

Число степеней свободы а =n — 1

После вычисления расчетного (фактического) значения критерия , я сравнивала его с критическим (теоретическим) значением . Для этого пользовалась таблицей теоретического распределения Стьюдента, выписывая значение  соответствующее уровню значимости α и числу степеней свободы .

Если окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения t 0,05 , то различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными. И, наоборот, в случае, когда полученное t меньше граничного значения t 0,05 , считается, что различия недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер.

2. При сравнении двух выборочных средних арифметических обычно проверяется предположение, что и первая и вторая выборки не отличаются друг от друга значимо и, следовательно, относятся к одной генеральной совокупности. В этом случае используется t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок (сравнение контрольной и экспериментальной группы в начале и конце эксперимента). В этом случае бывают известны следующие статистические характеристики:

В случае если для расчетов используется следующая формула:

. (6)

Число степеней свободы

Сравнивая значения  можно получить следующие варианты: если принимается с вероятностью соответствующей выбранному уровню значимости (т.е. группы статистически не отличаются друг от друга и принадлежат одной генеральной совокупности, а наблюдаемые различия можно рассматривать как случайные); если отклоняется с вероятностью соответствующей выбранному уровню значимости и принимается альтернативная гипотеза Н (т.е. группы отличаются друг от друга, разница статистически значима).

.2 Организация исследования

Написание нашей выпускной квалификационной работы выполнялось в 3 этапа. В соответствии с поставленными задачами исследование проводилось поэтапно с 2015 по 2016 г. Каждый из этапов решал специфические задачи и имел свои особенности.ЭТАП — ТЕОРЕТИКО-ПОИСКОВЫЙ (сентябрь 2015 г. — декабрь 2015 г.).

На данном этапе выделены контрольная и экспериментальная группы, а так же отобраны методы статистического анализа результатов эксперимента. Было проведено первичное тестирование.

Так же целью данного этапа было проведение сравнительного педагогического эксперимента направленного обучение ведению мяча у детей 16-17 лет в футболе. Эксперимент проводился на базе МБУ ФОК «СЕВЕР», г. Харовск. В исследовании приняли участие 20 футболистов, из которых 10 человек составили экспериментальную группу и 10 человек контрольную группу.

Тренировочные занятия проводились три раза в неделю в течение трех месяцев, продолжительностью 90 минут.

После окончания эксперимента с целью определения эффективности педагогического эксперимента так же выполнялось повторное тестирование. ЭТАП — АНАЛИТИЧЕСКИЙ (апрель 2016 г. — май 2016 г.).

На третьем этапе мы выполняли научное оформление выпускной квалификационной работы. Строили диаграммы, обосновывали вывод по поставленным в работе задачам.

.3 Результаты исследования и их обсуждение

В начале эксперимента было проведено первичное тестирование обеих групп для определения уровня владения техникой ведения мяча в футболе, данные представлены в приложении 1, 2.

В таблице 1 и 2 представлены сравнительные результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы до эксперимента. Мы вычислили значение t-критерия Стьюдента для несвязанных выборок (сравнение контрольной и экспериментальной групп до эксперимента). При этом число степеней свободы .

Таблица 1 — Сравнительные результаты тестирования для определения владения техникой ведения мяча в футболе в тесте «Змейка» контрольной и экспериментальной группы до эксперимента

 

После метода математической обработки по t критерию Стьюдента в тесте «Змейка» получили следующие результаты: 0,05, значит результаты достоверно не различаются.

Таблица 2 — Сравнительные результаты тестирования для определения владения техникой ведения мяча в футболе в тесте «Ведение мяча, обводка четырех стоек, удар по воротам» контрольной и экспериментальной группы до эксперимента

 

После метода математической обработки по t критерию Стьюдента в тесте «Ведение мяча, обводка четырех стоек, удар по воротам» получили следующие результаты: 0,05, значит результаты достоверно не различаются.

По данным протоколов можно видеть, что по результату тестирования контрольная и экспериментальная группы существенно не отличаются, значит, подобранные группы идентичны.

Это позволило приступить к экспериментальной части исследования.

Педагогический эксперимент проводился на базе МБУ ФОК «СЕВЕР», г. Харовск. Занятия на этапе педагогического эксперимента в обеих группах проводились с очередностью три раза в неделю в течение трех месяцев (январь — март 2016), продолжительностью 1 час 30 мин.

Контрольная группа занималась по общепринятой методике. Занятия в экспериментальной группе велись по разработанным нами особенностям методики, которая подразумевала применение комплексных упражнений игрового характера для обучения ведения мяча в футболе (приложение 3).

На первом этапе происходило обучение ведению мяча шагом, далее — бегом, постоянно увеличивая скорость передвижения.

На втором этапе выполнялось ведение мяча поочередно левой и правой ногой по прямой линии, далее по дуге, «восьмеркой» и зигзагообразно между стойками. Расстояние между стойками постепенно уменьшалось, изменялся порядок их обводки, вводились дополнительные задания.

На третьем этапе выполнялись различные задания с применением ведения мяча. Проводились упражнения с ведением мяча после паса партнера, с остановками мяча по сигналу, ведение с противодействием соперника, ведение на ограниченном поле, не мешая партнерам. Проводились эстафеты: встречные с ведением мяча, встречные с обводкой препятствий, эстафеты с ведением мяча по кругу и т. д.

Основной задачей при обучении ведению мяча было достижение слитности движений. Поэтому для решения данной задачи сам процесс обучения проходил в следующей последовательности:

обучение навыкам ведения мяча по прямой;

обучение навыкам ведения мяча в парах и тройках;

обучение ведению мяча с изменением скорости движения;

обучение ведению мяча с изменением направления движения.

Непосредственно обучение мы начали, создав представление о технике ведения мяча в футболе. Для этого мы:

— сообщили предварительные сведения о ведении — его месте и значении в футболе, наиболее эффективном применении в соревновательных условиях;

создали зрительное и двигательное представление о правильных движениях ведения мяча.

Сначала ведение мяча выполнялось на небольшой скорости и без сопротивления соперника, затем с пассивным и активным соперником. После используя специальные игровые упражнения и игры происходило увеличение скорости движения, а также изменение направления движения. Нами использовались следующие игровые упражнения типа: соревнования на правильность, точность и быстроту ведения футбольного мяча.

Высокая эмоциональность игровых упражнений воспитывала у спортсменов умение контролировать свое поведение, что немаловажно при игре в футбол. Кроме того, игры способствовали развитию таких качеств как уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, чувство товарищества. Так же можно отметить, что во время проведения игровых упражнений, ребята не следят за выполнением техники ведения мяча, поэтому сразу видны допускаемые ими ошибки в технике. Это, в свою очередь, позволяло устранять их, используя индивидуальный подход.

Далее выполняли ведение мяча при сопротивлении противника. Вначале соперник дает возможность обводить себя, затем все более активно стремится отобрать мяч у ведущего. Ведения мяча с обводкой противника проводилось в таких игровых упражнениях, как «Два против трех», «Три против четырех», «Четыре против пяти» с различными заданиями (например, игрок не имеет права произвести передачу мяча, не обведя одного, двух противников и т.д.). После ведение мяча совершенствовалось в игровых упражнениях и в двусторонней игре.

Тренировочное занятие состояло из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной, заключительной.

Подготовительная часть длилась 15 минут. Главной задачей подготовительной части являлась подготовка организма футболистов к успешному решению задач основной части тренировки. Для этого использовались следующие средства:

различные виды ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие, подготовительные и подводящие упражнения;

упражнения на внимание;

раннее изученные упражнения из техники футбола с мячом и без.

Основная часть длилась 60 минут.

В основной части нами использовались следующие средства:

подготовительные, подводящие, специальные по технике и тактике упражнения;

подвижные игры и эстафеты;

учебные и двухсторонние игры в футбол.

В основной части нами применялась поточная, игровая форма занятий.

В конце основой части всегда проводились учебно-тренировочные игры для закрепления навыка ведения мяча. В конце всегда разбирали игру, ребята сами говорили, что у них получалось, что не получалось, что вызывало затруднение при ведении, какие ошибки они допускали.

В заключительной части, которая длилась 15 минут, мы использовали упражнения на расслабление с элементами дыхательной гимнастики.

Одной из основных ошибок, которые чаще всего допускали дети, был неправильный выбор ноги для ведения. При атаке противника с правой стороны, мяч необходимо вести левой ногой и наоборот. Поэтому для устранения ее применялись следующие упражнения:

ведение мяча по прямой в медленном темпе так, чтобы при каждом шаге мяч касался ноги;

ведение мяча по кругу поочередно правой и левой ногой, постепенно увеличивая скорость;

ведение мяча, постоянно меняя направление движения и скорость, ориентируясь на расставленные стойки или фишки, обращая внимание на ведущую ногу.

В конце педагогического эксперимента было проведено повторное контрольное тестирование уровня владения техникой ведения мяча в футболе детей 16-17 лет контрольной и экспериментальной групп (Приложение 4, 5).

Обработав полученные данные между контрольной и экспериментальной группами в тесте «Змейка», получили следующие результаты (таблица 3).

Таблица 3 — Сравнительные результаты тестирования для определения владения техникой ведения мяча в футболе в тесте «Змейка» контрольной и экспериментальной группы после эксперимента

 

После метода математической обработки по t критерию Стьюдента в тесте «Змейка» получили следующие результаты: 0,05, значит, наблюдается достоверность различий.

На рисунке 1 представлено среднее значение результата контрольной и экспериментальной группы в тесте «Змейка». При анализе рисунка можно видеть, что среднее значение контрольной группы составляет 16,4 секунды, а экспериментальной группы — 15,7 секунды, что на 0,7 секунды лучше.

Рисунок 1- Среднее значение результата в тесте «Змейка» контрольной и экспериментальной группы (сек.)

Обработав полученные данные между контрольной и экспериментальной группами в тесте «Ведение мяча, обводка четырех стоек, удар по воротам», получили следующие результаты (таблица 4).

Таблица 4 — Сравнительные результаты тестирования для определения владения техникой ведения мяча в футболе в тесте «Ведение мяча, обводка четырех стоек, удар по воротам» контрольной и экспериментальной группы после эксперимента

 

После метода математической обработки по t критерию Стьюдента в тесте «Ведение мяча, обводка четырех стоек, удар по воротам» получили следующие результаты: 0,05, значит, наблюдается достоверность различий.

В соответствии с рисунком 2 видим, что среднее значение результата в тесте «Ведение мяча, обводка четырех стоек, удар по воротам» в контрольной группе составляет 8,59 секунд, тогда как в экспериментальной группе этот показатель ниже и составляет 8,25 секунд.

Рисунок 2- Среднее значение результата в тесте «Ведение мяча, обводка четырех стоек, удар по воротам» контрольной и экспериментальной группы (сек.)

Это свидетельствует тому, что достоверность различий наблюдается во всех тестах.

Таким образом, можно констатировать факт эффективности применения подобранной нами методики обучения ведению мяча детей 16-17 лет на секционных занятиях.

Сравнивая полученные результаты внутри экспериментальной группы в тесте «Змейка», мы видим, что  2,26 (при р ≥ 0,05), это свидетельствует о том, что разница статистически значима, есть достоверный прирост результатов.

На рисунке 3 представлен средний результат экспериментальной группы в тесте «Змейка» до и после эксперимента. Как видно из рисунка средний результат группы к концу исследования улучшился на 0,5 секунды и составил 16,4 секунды.

Рисунок 3- Среднее значение результата в тесте «Змейка» экспериментальной группы до и после эксперимента (сек.)

Анализ результатов по тесту «Ведение мяча, обводка четырех стоек, удар по воротам» внутри экспериментальной группы показал, что достоверность различий обнаружена 2,26 (p ≥ 0,05), что свидетельствует о том, что есть прирост результатов.

Рисунок 4- Среднее значение результата в тесте «Ведение мяча, обводка четырех стоек, удар по воротам» экспериментальной группы до и после эксперимента (сек.)

При анализе рисунка 4 видно, что к концу эксперимента так же наблюдается улучшение результата в тесте. Так до исследования средний результат экспериментальной группы составлял 8,76 секунды, а после эксперимента 8,59 секунды.

Таким образом, проведенное нами исследование показало эффективность применения подобранной нами методики обучения ведению мяча детей 16-17 лет на секционных занятиях, что говорит о достоверности отличий результатов до и после эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ведение мяча — это действие, которое подразумевает перемещение с мячом без непосредственного сопротивления соперника и служит подготовкой к выполнению последующих тактико-технических действий. Ведение мяча один из основных и важных элементов футбола. Искусное владение мячом является неотъемлемой частью всесторонней подготовки футболистов. Если спортсмены будет допускать ошибки при ведении мяча, они никогда не смогут одержать победу над соперниками.

Для более успешного освоения ведения мяча в футболе детей 16-17 лет в спортивной секции, нами была разработана методика обучения. Особенностью нашей методики от традиционной стало то, что она подразумевала применение комплексных упражнений игрового характера для обучения ведению мяча в футболе. Обработав полученные данные между контрольной и экспериментальной группами в тесте «Змейка», получили следующие результаты: 0,05, значит, наблюдается достоверность различий. В тесте «Ведение мяча, обводка четырех стоек, удар по воротам», получили следующие результаты: 0,05, значит, наблюдается достоверность различий. Сравнивая полученные результаты внутри экспериментальной группы в тесте «Змейка», мы видим, что  2,26 (при р ≥ 0,05), по тесту «Ведение мяча, обводка четырех стоек, удар по воротам» внутри экспериментальной группы показал, что достоверность различий обнаружена 2,26 (p ≥ 0,05), что свидетельствует о том, что есть прирост результатов. Таким образом, проведенное нами исследование показало эффективность применения подобранной нами методики обучения ведению мяча детей 16-17 лет на секционных занятиях, что говорит о достоверности отличий результатов до и после эксперимента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Алексеев, С.В. Обучение технике футбола / С.В. Алексеев, Г.Л. Драндров, Д.Ш. Садетдинов. — Набережные Челны: КаМГИФК, 2004. — 98 с.

.        Вайн, Х. Как научиться играть в футбол / Х. Вайн — Москва: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2004. — 244 с.

.        Гиффорд, К. Энциклопедия футбола / К. Гиффорд — Москва: Издательство «Астрель», 2005. — 410 с.

.        Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. — Москва: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. — 272с.

.        Голомазов, С. В. Футбол. Аналитические закономерности взятия ворот. Научно-методическое издание. Выпуск 14. / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва — Москва: РГАФК, 2000. — 31 с.

.        Голомазов, С.В. Теория и методика футбола. Техника игры. / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва — Москва: СпортАкадемПресс, 2002. — 476 с.

.        Ильин, Е.Л. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры / Е.Л. Ильин — Санкт Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. — 486 с.

.        Козловский, В.И. Юный футболист / В.И. Козловский. — Москва: Физкультура и спорт, 2004. — 159 с.

.        Коробейник, А.В. Футбол. Самоучитель игры / А.В. Коробейник. — Ростов- на-Дону: Феникс, 2000. — 215 с.

.        Крисфилд, Д. В. Футбол / Д. В. Крисфилд. — Москва: ACT; Астрель, 2006. — 296 с.

.        Кудяшев, Н.Х. Техническая подготовка юных футболистов на начальном этапе обучения: дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Н. Х. Кудяшев. — Набережные Челны, 2001. — 159 с.

.        Кузнецов, А.А. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе. III этап (13-15 лет) / А.А. Кузнецов — Москва: Олимпия, Человек, 2007. — 312 с.

.        Лисенчук, Г.А. Управление подготовкой футболистов / Г.А. Лисенчук — Киев: Олимпийская литература, 2003. — 260 с.

.        Любимова, З.В. Возрастная физиология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина.- Москва: Гуманит. Изд. центр Владос, 2003. — 325 с.

.        Монаков, Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика / Г.В. Монаков. — Советский спорт, 2005. — 288 с.

.        Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. — Москва: ВЛАДОС, 2003. — 688 с.

.        Обреимова, Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. — Москва: Академия, 2000. — 248 с.

.        Освоение техники игры в футбол на начальном этапе обучения Методические указания по физвоспитанию / сост. Н.О. Богатко — Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2003.- 40 с.

.        Полишкис, М.С. Учебник для институтов ФК «Футбол» / М. С. Полишкис, В.А. Выжгин. — Москва: Физкультура, образование и наука, 1999. — 250 с.

.        Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет / под. ред. С.М. Мосягин — Нижний Новгород: РА «Квартал», 2012. — 256 с.

.        Раймон Копа. Футбол: полная иллюстрированная энциклопедия мирового футбола / под. ред. С. Н. Шмитько. — Москва: Росмэн-Издат, 2000. — 144 с.

.        Селуянов, В.Н. Футбол. Проблемы технической подготовки / В.Н. Селуянов, М.А. Шестаков, С.К. Диас, М.М. Ферейра. — Москва: Дивизион, 2009. — 104 с.

.        Смышляев, А.В. Футбол: техника игры: учебно-методическое пособие / А.В. Смышляев, Е.Э. Степанов, Э.Р. Франк. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. — 69 с.

.        Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. — Москва: Тетра — Спорт, 2001. — 520 с.

.        Спортивные игры. Учебник для институтов физической культуры / под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М. Портнова — Москва: Академия, 2001. — 520 с.

.        Суворов, В.Я. Техническая подготовка юных футболистов на основе структуры соревновательной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / В.Я. Суворов — Нижний Новгород, 2005. — 370 с.

.        Сухобский, А.В. Начальная техническая подготовка юных футболистов / А. В. Сухобский, С. С. Огородников // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 851-855.

.        Харви, Г.Д. Футбол для начинающих / Г.Д. Харви, Р.Р. Дангворт, Д.С. Миллер. — Москва: Издательство «Астрель», 2001. — 350 с.

.        Шамардин, A.M. Функциональная подготовка футболистов: учебное пособие / А.М. Шамардин, И.М. Солопов, А.М. Исмаилов. — Волгоград: ВГАФК, 2000. — 152 с.

.        Шамонин, А.В. Футбол: методика проведения занятий: учебно-методическое пособие / А.В. Шамонин. — Москва: МГСУ, 2012. — 128 с.

.        Швыков, И.А. Футбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР / И.А. Швыков, А.А. Сучилин, С.М. Андреев. — Москва: Терра-Спорт, 2000. — 124 с.

.        Шпак, В.Г. Обучение элементам футбола в школе / В.Г. Шпак // Физическая культура и здоровье. — 2003. — № 2. — С. 19-20.

ПРИЛОЖЕНИЕ

(обязательное)

 

Таблица 1.1 — Результаты тестирования контрольной группы до эксперимента

 

Таблица 2.1 — Результаты тестирования экспериментальной группы до эксперимента

 

Методическая разработка по обучению технике ведению мяча в футболе детей 16-17 лет

 

Таблица 4.1 — Результаты тестирования контрольной группы после эксперимента

 

Таблица 5.1 — Результаты тестирования экспериментальной группы после эксперимента

Ведение мяча с изменением направления «Змейка» (сек)

Ведение мяча, обводка четырех стоек, удар по воротам (сек)

1. Романовский Кирилл

15,1

8,1

2. Низиков Сергей

15,3

8,0

3. Лукошкин Елисей

16,0

8,4

4. Лютиков Савелий

15,8

8,1

5. Петров Сергей

16,1

8,5

6. Язвин Кирилл

16,5

8,2

7. Сыщиков Виталий

15,0

8,1

8. Лобанов Антон

16,3

8,5

9. Коровин Станислав

15,1

8,6

10. Кузин Сергей

15,8

8,0

15,78,25

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1441

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке