Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Мир детства викторианской Англии»

Актуальность исследования. История детства уже становилась предметом исторического исследования, не утратила она своей актуальности и сегодня. В настоящее время проблема изучения феномена детства связана с теми вызовами, с которыми столкнулась современная цивилизация: нарастание военной угрозы, способной разрушить мир ребенка, проблемы голода и эпидемий, уносящих огромное количество человеческих жизней и, прежде всего, жизнь самых юных представителей человеческой популяции, многочисленные внутренние проблемы государств — проблема социальной нестабильности, реформирования образования и многие другие.

Написание диплома за 10 дней

Оглавление

Введение

Глава 1. Детство как категория исследования

.1 Период детства как объект изучения различных наук

.2 Восприятие детства и его эволюция в XIX в.

Глава 2. Дети в социальном измерении викторианской эпохи

.1 Социальная структура викторианского общества и условия жизни различных категорий населения

.2 Проблема рождаемости и детской смертности в викторианской Англии

.3 Индустриальная революция и детский труд

Глава 3. Повседневная жизнь ребенка в викторианскую эпоху

.1 Ребенок в семье

.2 Детская одежда

.3 Книги для детей

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.4 Детские игрушки

Глава 4. Образование для детей

.1 Роль государства в реформировании системы образования в XIX в.

.2 Образовательные организации Британии XIX века

.3 Отношение к обучению и школе

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. История детства уже становилась предметом исторического исследования, не утратила она своей актуальности и сегодня. В настоящее время проблема изучения феномена детства связана с теми вызовами, с которыми столкнулась современная цивилизация: нарастание военной угрозы, способной разрушить мир ребенка, проблемы голода и эпидемий, уносящих огромное количество человеческих жизней и, прежде всего, жизнь самых юных представителей человеческой популяции, многочисленные внутренние проблемы государств — проблема социальной нестабильности, реформирования образования и многие другие. В обществе активно обсуждаются вопросы: как воспитывать детей, какова природа ребенка («ангелы» они или «монстры»), о заботах, которые ложатся на плечи детей и родителей в связи с коммерциализацией всех сфер общественной жизни. Чтобы разобраться в этих вопросах, люди обращаются к прошлому, к опыту, который накопило человечество.

В данном контексте определенный интерес вызывает изучение представлений о детстве в викторианскую эпоху, повседневная жизнь ребенка в XIX столетии. викторианский детский рождаемость обучение

Объектом данного дипломного исследования является — детство в викторианской Англии. Предметом выступают различные аспекты жизни ребенка в исследуемый период: социальный и юридический статус, система воспитания и образования, восприятие детства в литературе и искусстве, повседневная жизнь детей.

Цель работы — исследование феномена детства в викторианском обществе и его изменение на протяжении XIX века.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих исследовательских задач:

-рассмотреть подходы к изучению феномена детства, сформировавшиеся в различных науках на современном этапе;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

-проанализировать представления о детстве как особом периоде в жизни человека, сложившиеся в викторианскую эпоху;

-изучить влияние экономических и социальных условий на положение ребенка в викторианском обществе,

-охарактеризовать различные стороны повседневной жизни детей викторианской Англии;

-рассмотреть особенности развития ребенка в семье и в образовательных учреждения Великобритании в XIX в.

Источниковая база исследования представлена различными категориями источников. По типам их можно разделить на письменные, вещественные, изобразительные (в том числе, сделанные с помощью технических средств фиксации) и фонодокументы.

Среди письменных источников официального происхождения нами были использованы законодательные акты XIX в., касавшиеся реформ oбразовательной сферы (закон о школах грамоты 1840 г., закон о начальном образовании 1870 г., закон о начальном образовании 1880 г., закон о бесплатном образовании 1891 г., закон о начальном образовании и посещении школы 1893 г., закон о начальном образовании детей-инвалидов, Школьный закон 1897 г.), фабричные законы (Об ограничении рабочего дня 1841 г., 10-часовой закон 1847 г., Фабричный закон 1874 г.), законы в области здравоохранения (Закон об общественном здоровье 1848 г.,

Санитарный закон 1866 г.), документы парламентских комиссий 1 и дебатов 2,

материалы статистики 3. В процессе исследования нами привлекались материалы периодической печати, на страницах которой размещались публицистические статьи («Жертва современному Вавилону» У. Стэда в журнале «The Pall Mall Magazine»), объявления благотворительных организаций (например, в газете «The Illustrated London News»). Источники личного происхождения в исследовании представлены воспоминаниями современников (У.Бутс «В трущобах Лондона»4), научно- публицистическими произведениями (У. Стэд «Дело Луизы Армстронг»5).

Особую категорию источников составили произведения художественной литературы. В этой группе присутствуют произведения для детей (достаточно вспомнить, например, «Историю Англии для детей» Ч. Диккенса). Льюис Кэрролл 6, Баллантайн и Анна Сьюэлл писали в основном для детей, но у них были и взрослые читатели. Энтони Хоуп и Роберт Луис Стивенсон писали в основном для взрослых, но их приключенческие романы теперь обычно относят к детской литературе.

Также для восприятия образа ребенка в XIX в. важны произведения «Оливер Твист» и «Большие надежды» Ч. Диккенса, «Джейн Эйр» Ш. Бронте.

К вещественным источникам, использованным в данной работе, можно отнести предметы материальной культуры (предметы быта, одежды, игрушки), которые открывают дополнительные возможности для изучения истории детства 7.

Среди изобразительных источников стоит упомянуть произведения живописи, фотографии, викторианские открытки, иллюстрации к книгам, различные изображения детей на страницах периодической печати.

Фонодокументы представлены аудиозаписями песен, посвященных детям (в частности, «The Little Hero», «Cherry Ripe»).

Историографическую основу исследования составили работы как отечественных, так и зарубежных специалистов.

Основополагающим трудом для «истории детства» является книга Ф. Арьеса «L’enfant et la vie familiale sous l’ancien régime» (1960), название которой переводится как «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке»8. Арьес убеждает читателей, что детство имеет историю: с течением времени в разных культурах идеи о детстве и опыте существования ребенка менялись. Как все историки этого направления, он обращается к личному опыту, в его случае чувство торможения, подавления, тесно связанного с семьей, является основой изучения детства во Франции середины XII в. Арьес проследил изменение положения детей и то, как их исключили из мира несемейных взрослых. Почти все работы последующих историков детства были связаны с разработками Арьеса, его исследовательская практика затронула множество аспектов: он изучал изменения концепций детства во времени и в разных культурах, обращение взрослых с детьми и опыт детства.

Английская версия книги Арьеса содержит известное высказывание, что «в средневековом обществе идеи детства не существовало». Слово идея было по сути переводом французского sentiment (фр. общ. чувство; ощущение; сознание; понимание; чувствительность; сантименты; любовь), которое передает другое значение этого слова.

Арьес поставил задачу, которая оказалась чересчур сложной для историков. Он предположил, что в одной книге можно написать о концепциях детства, о взаимоотношениях детей и взрослых и об опыте самого ребенка. Большинство историков ограничились одной из задач, и соответственно ограничивали себя в отборе источников исследования.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В октябре 2003 г. прошла конференция «Детство: Всемирная история», в университете Калифорнии (Беркли). Эта конференция предоставила возможность ученым всего мира поделиться результатами своих исследований в области истории детства. На этом круглом столе британские ученые-историки, историки искусства и литературы и историки культуры обсуждали различные аспекты истории детства и представления об этом периоде жизни самими детьми Викторианского периода.

Первый из подходов предполагает, что главный вопрос связан не с условиями жизни людей, а с идеями, возникающими вокруг понятия «детство», с тем статусом, который имеет «детство» в разных культурах: где- то оно олицетворяет собой невинность, надежду, наивность, где-то недееспособность, или зло, или воплощенную ностальгию по прошлому. Расширение этого подхода заключается в том, чтобы посмотреть, как культурные конструкции воздействуют на жизнь детей.

Ученые, начальная точка исследований которых условия бедности детей, стремятся осуществлять исследования в рамках семейного подхода. Эта область исследования подразделяется на много составных частей, в зависимости от того, чем заинтересовался исследователь — антропологией или неоклассической экономикой. В первом случае, акцент делается на модель родственных связей и роли ребенка в семье или по отношению к другим членам семьи, в другом случае — на желание семьи увеличить благосостояние. Дети иногда игнорируются в исследованиях «семейной стратегии» — акцент делается на принятие решений взрослыми и нормы взрослого мира. Но подход «семейной стратегии» дает потенциальную возможность историку оценить различия в роли детей во времени и культуре — и сделать это на уровне всего общества, а не элиты.

Различия в подходах отражаются в использовании различных категорий источников. Интересующиеся концепциями детства и ежедневной жизнью детей обращаются к литературе, дневникам и автобиографиям, визуальным образам детей, материальной культуре и сборникам письменных материалов. Историки, работающие в рамках «семейной стратегии», предпочитаются источники, количественные по своему характеру, их подход обычно включает в себя модель поведения человека и семьи.

Детство — это поле, где историки являются не единственными исследователями. Ученые гуманитарии: социологи, антропологи, психологи, психоаналитики, демографы — все могут претендовать на собственные подходы в исследованиях. Поэтому в исследовании наряду с историческими трудами использовались работы психологов и социологов.

Историков детства можно условно разделить на две группы: основной интерес первых — представления о детстве на протяжении истории, и вторые, которые исследуют, каково это быть ребенком в определенном месте в определенное время. Для примера можно привести имена ученых, по- разному подходивших к решению поставленной проблемы: Каролин Стидман 9 и Анна Дэвин 10. Стидман в исследовании затрагивает убеждения, желания и фантазии взрослых, которые выражаются в образе ребенка, она не пытается вообще описать детских переживаний. В то время как Дэвин от лица детей характеризует изменения представлений о детстве.

Заслуга Дэвин в том, что она описала общую обстановку в поздневикторианском Лондоне, в которой жили дети рабочего класса: семья, которая не соответствовала представлениям среднего класса; частая смена дома; экономические взлеты и падения; соседи; школы; и приобретающие все большее значение — контакты с благотворителями и государством. Акцент сделан на сирот, беспризорников, малолетних преступников, а также воспитанников работных домов, промышленных и реформаторских школ. А. Дэвин обращает внимание на увеличение роли государства в семейной жизни людей, например, введение обязательного школьного образования. Х. Шор 11 использует интервью с юными преступниками для того, чтобы охарактеризовать преступную «карьеру» мальчиков (девочек среди них было мало). Многие из них начали (и часто по-прежнему продолжают) свою преступную карьеру с хищения предметов, необходимых для выживания в суровых условиях. Луиза Джексон 12, используя протоколы судебных заседаний, показывает, что задолго до основания Национального общества по предотвращению жестокого обращения с детьми существовала культура, которая принесла тяжелые последствия для общественных нравов. Она описывает людей, которые злоупотребляли благорасположением молодых девушек, не являясь членами их семей. Также она показывает, что существовало представление, будто пострадавший ребенок мог дурно повлиять на других детей.

С. Хизорн 13 проанализировал книги, которые наиболее широко использовались в начальных школах викторианской Англии, и нашел доказательства, что «почти систематический процесс строительства национальной идентичности был начат в период с 1880 по 1914 год. У людей, связанных с государственными или благотворительными учреждениями, возникало беспокойство о будущем нации и империи, и приходило понимание, что необходимо прививать национальные ценности детям».

Детский труд — неизбежная тема для историков викторианского детства. К. Нардинелли 14 утверждал, что родители считали разумным отправлять детей работать на заводах. К. Таттл 15 утверждает, что работодателям нужны были дети в качестве работников по разным соображениям, как по техническим (первые машины были сделаны низкими и маленькими, и более подходили для детей), так и по меркантильным — как более дешевая рабочая сила. С. Хоррелл и Д. Хэмфри 16 исследовали семейные бюджеты за период 1787-1872 гг., чтобы отследить возраст начала трудовой дейтельности детей, а также взносы, сделанные детьми в семейный доход. Они также приводят доказательства того, что в период промышленной революции детский труд был наиболее интенсивным и распространенным. М. Лавалетт 17 показывает, что дети к концу XIX в. по-прежнему работали, хотя официальная статистика показывала снижение детского труда; дети стояли в стороне от центральных отраслей, работая преимущественно в сфере услуг: курьерская доставка была работой для мальчиков, сфера бытового обслуживания — для девочек.

Д. Сазерленд 18 исследовала народное школьное обучение. Позднее эту тему дополнили Д. Херт 19, Т. Лакер 20 и Ф. Гарднер 21. Джонатан Роуз 22 в своей работе отмечает, что школа не была адом, как это часто изображали, и дети на самом деле охотно шли в школу.

Джон Тош 23 в своей работе доказывает, что в период 1830-1880 гг. для людей среднего класса семья являлась важной составляющей жизни.

Роберт Вудс и Никола Шелтон 24 исследовали вопросы детской смертности.

В своем исследовании мы, в значительной степени, опирались на работы Х. Каннигхема, профессора из Кента, чьим профессиональным интересом является история детства Великобритании.

Много информации по интересующей проблеме удалось обнаружить на научных сайтах, посвященных изучаемому периоду. Один из самых богатых в историографическом плане — проект Джорджа Лэндо «Victorian Web»25. Здесь собраны исследования ученых со всего мира Англии, США, Японии и др., посвященные викторианскому обществу, и достаточно обширный материал по истории детства. Также полезные сведения можно почерпнуть с ресурса «Британская библиотека»26, где есть раздел посвященный викторианству.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Отечественная историография по теме предпринятого дипломного исследования, к сожалению, достаточно бедна. Полной и обширной монографии, посвященной истории детства в викторианскую эпоху, пока не создано. Однако, выходят статьи, объектом исследования которых является мир детства викторианской Англии. Речь идет, прежде всего, о публикациях в Вестниках Пермского и Ярославского университетов, где были созданы научные центры по исследованию викторианского периода 27.

Информацию о викторианском детстве можно найти также в книгах таких авторов, как Т. Диттрич 28 и Е. Коути 29. Коути также занимается ведением блога, где исследует различные аспекты викторианского общества (#»justify»>

Глава 1. Детство как категория исследования

.1 Период детства как объект изучения различных наук

История детства как самостоятельная дисциплина сформировалась и получила развитие в XX веке. Именно в это время ширится движение за защиту прав детей.

Феномен «детства» является интересным объектом для изучения. Разобраться в нем мы можем в том случае, когда будем понимать развитие общества в целом: его производительных сил, политическую характеристику и особенности духовной культуры. Однако история детства является одним из направлений исследований истории повседневности. Чем это обусловлено? Когда мы характеризуем детство, нам следует охарактеризовать, какой образ жизни вела именно эта социальная группа. И задачей исследования не является простая сумма (вывод) исследованных траекторий жизни детей. Говоря о феномене детства, о мире детства нам необходимо обратиться к тому, что окружало ребенка. Также мы не можем говорить о детях, полностью игнорируя мир взрослых.

Детство выступает в качестве объекта исследования в рамках педагогической науки и возрастной психологии. Среди выдающихся отечественных ученых, работавших в этом направлении, можно назвать: Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, среди зарубежных — М. Монтессори, Ж. Пмаже, А.А. Фрейд и др.

Тема детства привлекает к себе пристальное внимание социологов, в своих трудах они затрагивали теории социализации и вопросы функционирования общества. Наибольший вклад в этом направлении внесли следующие ученые: Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ф. Гиддингс, Дж. Мид, Г. Парсонса и др. Свои концепции социализации детей представили видные российские ученые: Г.М. Андреева, А.И. Ковалева, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Б.Т. Лихачев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, В.А. Ядов и др.

Восприятие детства в культурах различных народов исследовали: М. Мид, И.С. Кон и др.30

Общество является динамичной системой, поэтому восприятие детства не является стабильным и фиксированным. По мере развития общества меняется его политическая структура, экономические взаимоотношения и, конечно же, это влечет за собой изменения в сфере духовной. Нас интересует восприятие детства. Каким образом взрослые воспринимали детей и как с ними обращались.

Жизнь человека является предметом изучения различных наук. Биология определяет понятие детства очень конкретно: особь либо половозрелая, либо — нет. Соответственно, если индивид не является половозрелым, он не может считаться взрослым, значит он ребенок. Однако излишне биологизированный подход нельзя применять ни к человеку, ни к обществу. Мы можем обратиться к внутреннему миру человека, обратимся к психологии. Психология апеллирует к своеобразию восприятию детского мира, об отличии высшей нервной деятельности, которая свойственна взрослому и ребенку. 31

Однако мы говорим не о становлении конкретного человека, на основе одного человека, мы не сможем охарактеризовать мир детства полностью. Соответственно, мы выходим на понятие детство как социальной категории. По каким критериям мы сможем определить, к какой социальной группе относится индивид? С периода жизни людей в общине обрядом инициации во взрослую жизнь служило вступление в брак, создание собственной семьи. Если говорить о более позднем времени, то критерием взрослости выступает выстраивание траектории и стратегии жизни, самостоятельное распоряжение заработком.

1.2 Восприятие детства и его эволюция в XIX в.

В Средние века в Европе существовала модель этапов жизни, которая определяла, когда детство начинается и заканчивается. В аристократической среде появление ребенка являлось значительным событием, родители начинали строить планы на замужество (женитьбу), которые были бы полезны семье. День рождения не являлся определяющим, праздновали именины, в праздник святого, в честь которого был назван ребенок. Церковь и обычное право в некоторых ситуациях рассматривали детей как взрослых 32. Образование детей происходило в семье, и дети перенимали все те знания и умения, которыми владели их родители, что продолжалось до XIX века. При основных соборах существовали образовательные программы для небольшого числа мальчиков-подростков, которых готовили к службе (сану священника). Первые университеты начали появляться в XI-XII веках, Оксфорд был открыт в 1167 году. Студенты поступали туда в возрасте 13 лет и оставались в течение 6-12 лет.33

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Передача социальных норм в Елизаветинскую эпоху в Англии по-прежнему остается прерогативой семьи. Дома дети усваивают основы этикета — правильные манеры и уважение к другим 34. Некоторые мальчики обучаются в школах грамоты, которые готовили священников.35

В XVII веке произошло изменение отношения к детям, и понятие «детство» открывается в Европе. 36 Взрослые чаще видят детей, видят в них невинных существ, которым необходима защита, а также обучение взрослых.

Тон в это время задавал Джон Локк, он выдвинул теорию «чистой доски» («Опыт человеческого разумения», 1690). По его мнению, разум человека при рождении является чистым листом без правил для обработки информации, и что они формируются благодаря чувственным переживаниям. Из этого следует, что разум ребенка при рождении — пуст, и задача родителей — привить ребенку правильные понятия. Локк отмечал важность развивать детям разум, как легкую приятную книгу, не использовать силу, чтобы заставить. «Незаметно для детей, ознакомить их с буквами и научить читать, пользуясь методом, при котором они находили бы в этом только развлечение и, играя, усваивали бы то, чему других детей учат с помощью розги». 37

Рост среднего класса в период раннего капитализма в протестантских странах (преимущественно в Голландии и Англии) привел к изменениям в семье, в отношении к детям. Религия пуританства выдвигает на первый план индивидуальное спасение и заботу о духовной жизни детей. Распространяется мнение, что дети обладают правами, что включает в себя права бедных детей на пропитание, членство в обществе, образовании и профессиональной подготовки. Акты помощи бедным Елизаветинской Англии обязали каждый приход заботиться о бедных детях района. 38

Представление о детстве, близкое к современному, возникает во время Просвещения и течения романтизма. Жан Жак Руссо изобразил романтическое отношение к детям в известном романе «Эмиль» (1762). Продолжая идеи Д. Локка, Руссо описал детство как убежище, которое оберегает от опасностей и трудностей взрослой жизни.

Также это отношение проявляется в искусстве — художественных изображений детей, которые все чаще появляются на полотнах. И это уже не «маленькие взрослые», а физически и морально изображаются как символ невинности. Английский художник Джошуа Рейнольдс демонстрирует новое просвещенное отношений к детям. Картина «Эпоха невинности» (1788), которая подчеркивает невинность и естественную благодать ребенка, стала любима публикой.

Век просвещения с его культом разума, теория Локка о «чистой доске» привели к тому, что в XVIII веке стали появляться детские учебники, более доступные для понимания, литературные произведения (стихи, рассказы, новеллы и др.) которые были ориентированы на ребенка. Книги развивали навыки чтения, письма и рисования.

Образование детей становилось институциональным, и благодаря этому доступным более широкой группе детей. Церкви и государству были необходимы грамотные служащие. Небольшие местные школы, где дети учились читать и писать, были организованы благотворителями. Дети представителей элит (аристократии и буржуазии) получали образование в закрытых школах грамоты (гимназиях) и университетах.39

Индустриализация, происходящая в Англии, увеличивает разрыв между возвышенными романтическими идеалами и реальностью: растет масштаб эксплуатации детей на рабочем месте. В доиндустриальную эпоху дети также были включены в работу со взрослыми, но они в основном помогали родителям в хозяйстве или в ремесле. К концу XVIII века дети были вовлечены в работу на производстве, в шахтах и в качеств трубочистов 40, и работа их продолжалась столько времени, сколько и у взрослых (до 14-16 часов), была связана опасна для жизни, приводила к травмам и деформациям, низко оплачивалась.41 В Англии и Шотландии в 1788 две трети рабочих из 143 на водяных мельницах хлопкового производства являются детьми.42 Одна треть из бедных семей в XIX веке в Великобритании остались без кормильца в результате смерти или его ухода из семьи, и дети были вынуждены искать работу.

Для понимания отношения к детям в XIX веке, необходимо обратиться к викторианской морали. Они представляла собой строгий кодекс поведения, при этом нетерпимости к его нарушениям и преступлениям; сексуальных ограничениях и сильной этике. В этот период люди, принадлежавшие к высшему и среднему классам, придерживались строгих ценностей, среди которых были следующие: чувство долга и трудолюбие; респектабельность: смесь морали, строгости и приспособления к общественным стандартам (обладание хорошими манерами, владение хорошим домом, регулярное посещение церкви и благотворительность), именно она отделяла средний класс от низшего; благотворительность и филантропия: занятие, привлекавшие многих состоятельных людей, особенно женщин. Правила поведения и мораль были очень жёсткими, и их нарушения сильно осуждались. В семьях и учебных заведениях были чрезвычайно распространены тяжкие телесные наказания. Такие явления, как жеманство и излишняя умеренность, подавление считаются важными и очень распространёнными чертами Викторианской эпохи. Так, в английском языке слово «Victorian» до сих пор является синонимом слов «ханжеский», «лицемерный».43

Противоречие между тяжелыми условиями, в которых работали дети, и возвышенный образ ребенка привело к кампании по защите детей от трудовой эксплуатации. Наступление началось в 30-х гг. XIX века на тяжелые условия детского труда, особенно после публикации произведений Чарльза Диккенса.44 Результатом явились Фабричные законы, которые были инициированы богатыми филантропами (напр., лорд Шефтсбери), который представил Билли в Парламент для смягчения условий работы для детей.

В 1833 году он представил билль в Палате Общин, в нем было зафиксировано, что дети, работающие на хлопковых и шерстяных фабриках, должны достигнуть возраста девяти лет (и старше), ни один человек до восемнадцати лет не должен работать более 10 часов в день или 8 часов в субботу; никто до 25 лет не должен работать по ночам. Юридическое вмешательство повысило защиту детства, несмотря на преобладание политики невмешательства («Laissez-faire») государства в экономику. Закон 1856 г. разрешал детский труд от 9 лет до 60 часов в неделю. В 1901 году возраст для детского труда был увеличен до 12 лет.45

Отношение к детям, наиболее близкое современному появилось к концу XIX века. Викторианский средний и высший класс подчеркивали важность семьи и неприкосновенность ребенка, — отношение, которое остается доминирующим в западных обществах до сих пор. 46 Это можно проследить в изменении литературных жанров. Вместо книг дидактического (нравоучительного и морализаторского) характера авторы начинают писать произведения юмористические, ориентированные на детей, направленные на фантазию ребенка.

Во второй половине века дети всей Европе начинают ходить в школу, и это постепенно отдаляет детей и работу. Появляются современные методы государственного регулирования образования, вводится обязательное посещение школ, подготовку учительских кадров.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Товары XIX века позволяют взглянуть на детство с другой стороны — как время удовольствия и счастья. На заводах изготавливаются куклы и кукольные дома для девочек, организуются спортивные мероприятия для мальчиков.

Подводя итог сказанному выше, необходимо отметить, что детство стало объектом изучения исторической науки в XX веке, сначала из истории повседневности выделилось отдельное направление — история семьи, а затем и история детства. Историки, специализирующие на разных периодах истории детства, предлагают свои подходы и методы исследования, опираясь на разные типы источников. Тенденции последних десятилетий — это рассмотрений детства на протяжении всей истории и в глобальном масштабе. Восприятие детства меняется на разных периодах человеческого развития, и связано это прежде всего с развитием экономических отношений. Изменения, произошедшие в XIX в. в Англии, связаны с промышленным переворотом и ресурсами, оказавшимися в распоряжении этой страны, появившимися благодаря наличию колоний и доминионов. Так же на отношение к детям влияют идеологические конструкции, которые доминируют в обществе. Восприятие детства викторианской эпохи сочетало в себе христианское представление о ребенке, испытало на себе влияние романтизма XVIII века, когда ребенок начал отождествляться с чистым и невинным существом. Но более всего на восприятие детей в XIX веке оказала влияние викторианская мораль, которая диктовала свои идеалы: нужно иметь чувство долга и быть трудолюбивым, добиваться общественного признания, демонстрировать патриотизм.

Глава 2. Дети в социальном измерении викторианской эпохи

.1 Социальная структура викторианского общества и условия жизни различных категорий населения

Дети являются особой группой по возрастному признаку. Однако говорить о викторианском детстве вне социального контекста невозможно. Специфику викторианского общества отражают глубокие контрасты между социальными классами, и образ жизни их представителей существенно отличается друг от друга. Образ жизни детей не является исключением. Соответственно характеризовать детство викторианской Англии необходимо, подробно изучив социальную структуру викторианского общества.

Социальная структура викторианской Англии представляет собой сложную иерархическую лестницу. Основной социальной единицей индустриального общества становится класс. Это комплексное понятие, используемое с конца XVIII в. и имеющее разные значения. Классы отличаются по таким критериям, как обладание властью, авторитетом, богатством, основная деятельность и условия жизни, образом жизни, вращением (скоростью) жизни, образованием, принадлежностью к религии.

На верхушке социальной иерархии находился высший класс. Это члены королевской семьи, старая родовая аристократия и успешные в торговле и производстве джентри, включавшиеся в высший класс. Представители не занимались трудом «руками». Они обладали политической властью — в их интересах принимались законы, которые были направлены на улучшение их финансового положения. Однако и эта социальная группа не является однородной. К высшему классу викторианского общества можно отнести королевский семьи (члены королевской семьи и «владыки духовные»), средний высший класс (крупные должностные лица, бароны и светские члены Палаты Общин), низший высший класс (богатейшие в стране джентльмены и мужчины, имеющие масштабное производство, которым не владели.

Восприятие детства высшим классом является романтизированным и возвышенным. Представители этого класса стремились огородить своих детей от опасности и запечатлеть своих наследников в памяти: заказывали портреты, покупали игрушки, книги, нанимали гувернеров, чтобы дети были образованными. Кроме того, мальчики обучались в паблик скул, и университетах, доступ в которые имели лишь дети аристократов. Именно там происходило формировавшие сознания высшего класса и подготовка к политической карьере.

Контроль рождения не был широко распространен, но небольшое количество пар использовали средства контрацепции. Рождение ребенка было опасным делом, и многие женщины умирали. Многие дети умирали от детских болезней.47 У королевы Виктории было 9 детей. Ее детей звали Эдвард, Альфред, Артур, Леопольд, Виктория, Алиса, Хелена, Луис и Беатрис. Королеская семья была примером для других.

Богатые семьи жили в больших домах, в которых были специальные комнаты для детей, называемые детскими. Обычно они располагались в верхней части дома. Маленькие дет ели, играли и спали в детских. За детьми присматривали няни. Она водила детей на прогулку или в зоопарк. Некоторые дети из богатых семей видели родителей только утром и вечером, и были под присмотром в основном няни и других слуг. Многие викторианские дети должны были быть не видимы и не слышимы.48

Ниже находился появившийся в XIX веке средний класс. Не имел политического голоса, поэтому на протяжении XIX века добивался расширения избирательного права, чтобы принимать участие в политической жизни страны. Активно агитировали за увеличение электората — движение чартизма — и как его следствие Избирательный акты на протяжении. Также в результате их агитации произошла отменена Хлебных законов 1846. К этому классу относились люди, которые получали жалование за сою работу. В образе жизни средний класс подражал высшему классу. Стремились к тому, чтобы их дети получали образование, как и дети высших классов. Однако обучались их дети, как правило, в других учебных заведениях, отдельно от детей аристократии.

Следом находится рабочий класс, который появляется так же, как и средний, в начале XIX века. Он был исключен из политического процесса, и находился в антагонистическ

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

812

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке