Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Некоммерческие организации в контексте современных социальных практик»

Актуальность исследования обусловлена современными социальными реалиями: быстрые темпы развития общества, его усложняющаяся структура, проблема самоидентификации, изменчивость и нелинейность социальных интеракций создают новые разнообразные социальные практики, в частности деятельность НКО, которые дают возможность людям не только решать острые социальные проблемы, но и самоактуализироваться, одновременно рефлексируя над внешним миром и вступая в широкий круг коммуникаций для достижения определенных целей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

.1 Главные характеристики и тенденции общественного развития в конце XX — начале XXI вв.

.2 Особенности формирования и функционирования современных комьюнити

.3 Феномен социальных практик

ГЛАВА II. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСОБАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННЫХ КОМЬЮНИТИ

.1 Понятие некоммерческих организаций и их характеристики

.2 Современные социальные практики некоммерческих организаций

.3 Ценностно-мотивационный аспект деятельности некоммерческих организаций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Актуальность исследования обусловлена современными социальными реалиями: быстрые темпы развития общества, его усложняющаяся структура, проблема самоидентификации, изменчивость и нелинейность социальных интеракций создают новые разнообразные социальные практики, в частности деятельность НКО, которые дают возможность людям не только решать острые социальные проблемы, но и самоактуализироваться, одновременно рефлексируя над внешним миром и вступая в широкий круг коммуникаций для достижения определенных целей.

Развитое постиндустриальное общество стран Запада с характерными для него относительно высокими показателями уровня экономического развития, социального благосостояния и политической открытости, создает условия для изменения привычных мотивационных установок, коммуникативной культуры, ценностных ориентаций человека. Согласно социологическим исследованиям, которые проводились по с 1980 по 2014 г., устойчиво возрастает стремление к неформальному участию в общественной жизни, решению социальных проблем на уровне прямой координации и сетевых связей, восприятию нематериальных благ как основного критерия качества жизни. Американский социолог и политолог Р. Инглхарт еще сорок лет назад прозорливо утверждал в своей книге «Мирная революция», что обеспечение базовых потребностей человека становится фактором становления постматериалистичного общества, в котором решающее значение в выборе модели поведения будут иметь высшие потребности, связанные с личностной самореализацией.

Нет оснований переоценивать масштаб распространения постматериалистической парадигмы в современном обществе, охваченном сложными процессами массовых миграций, межконфессиональных конфликтов, культурных противоречий. Но из года в год растет количество людей, которым присуща обостренная социальная рефлексия, поиск собственных моделей самореализации, стремление к свободной самоидентификации, в том числе, путем участия в различных некоммерческих и неправительственных организациях. Убедительным аргументом является статистика распространения таких организаций, который выступают в роли своеобразного эпицентра неформальной социальной активности. общественный комьюнити некоммерческий

Разумеется, в современном мире существует множество возможностей для самореализации человека. Но одним из наиболее простых, понятных и доступных является именно включение в волонтерскую деятельность НКО, которые уникальным образом объединяют атмосферу свободного общения с признанием роли социальной солидарности и ответственности. Этот факт и объясняет их растущую популярность на Западе. Идеология волонтерства и благотворительности, присущая НКО, не только отражает систему постматериалистических ценностей, взглядов и убеждений, но и оказывает мощный консолидирующий эффект. Она не требует от участников больше, чем они готовы предложить, не предполагает использование мобилизационных или бюрократических механизмов, но всегда ориентирована на практический результат и моральное удовлетворение.

В современном мире социально-ориентированные НКО являются влиятельной общественно-политической силой и способны решать широкий круг проблем, на которые у государства зачастую не хватает ресурсов. Становление НКО как полноценного социального института стало возможно благодаря развитости гражданского общества, в котором индивид не просто исполняет свой гражданский долг, но сознательно и свободно выражает свою позицию в общественно значимых вопросах, реализует собственную систему ценностей. Но, в отличие от многих институтов гражданского общества, НКО подразумевают высокий уровень координации и коммуникативной активности. По сути, каждая НКО становится основой для формирования определенного социального сообщества, участники которого разделяют общие ценности, идеалы, мотивы, цели, добровольно берут на себя дополнительные обязанности и занимаются деятельностью, призванной привнести позитивные изменения в окружающее социальное пространство. НКО преследуют самые разнообразные благотворительные (филантропические), просветительские, культурные цели. Они обладают разветвленной инфраструктурой, в том числе и на международной уровне. Резко выросла активность НКО в информационном пространстве. Все это позволяет предположить, что деятельность НКО превращается в особую разновидность социальных практик, имеющую принципиальное значение для развития современного общества.

Целью исследования является выявление сущностных и структурных особенностей НКО в контексте социальных практик.

Для достижения поставленной цели выполняются следующие исследовательские задачи:

-Проанализировать теоретические подходы к современному обществу и тенденциям общественного развития;

-Проанализировать теоретические и методологические подходы к изучению современных сообществ и социальных практик;

-Выявить исторические факторы, предопределившие широкое распространение некоммерческих организаций

-Определить содержание понятия «некоммерческой организации»

-Рассмотреть наиболее репрезентативные сообщества НКО

-Выделить формы и содержание социальных практик, реализуемых сообществом НКО;

-Изучить социальные системы участников НКО;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

-Определить ценностно-мотивационную матрицу сообществ;

Показать специфику социальных практик и сообществ НКО.

Объект исследования — социокультурные особенности развития некоммерческих организаций в обществе постмодерна.

Предмет исследования — сообщество и социальные практики современных НКО по изменению и воздействию на окружающую систему общественных отношений.

Хронологические рамки охватывают относительно небольшой период современной истории — с начала 2000-х гг. по настоящий момент. Но следует отметить, что обозначенная нижняя граница весьма условна, так как для лучшего понимания нынешней ситуации в сфере некоммерческих организаций, мы будем обращаться к более ранним этапам их становления и развития, а также учитывать глобальные социальные тенденции, берущие свое начало во второй половине XXв.

Рассматривая деятельность некоммерческих организаций в качестве социальных практик, необходимо опираться на предельно широкую источниковую базу, структура которой отражает специфику предмета исследования. Для решения поставленных исследовательских задач были использованы источники, относящиеся в основном к двум типам — источники официального происхождения (программы, уставы, отчеты НКО, материалы статистики) и источники личного происхождения (блоги, сетевые посты, дневники, эссе, статьи, интервью, выступления, агитационные и рекламные материалы). Такой подбор материала не случаен, ведь социальные практики реализуются посредством действий отдельных индивидов и групп, и, как любое действие, они имеют явный или скрытый смысл, мотив и цель, для выявления и анализа которых наиболее подходящими будут именно источники личного происхождения. Официальные же документы дают общую картину о концепциях, тенденциях и результатах работы данных организаций. Следует отметить, что ввиду специфики предмета исследования все источники размещены на электронных ресурсах сети Интернет.

Для исследования нами были отобраны следующие уставные и отчетные документы таких международных некоммерческих организаций как Oxfam, International rescue committee, CARE International, Human rights watch, Amnesty International, UNICEF:

-Stichting Oxfam International Constitution(в данном уставе представлено изложение миссии организации, ее целей и задач, ключевых ценностей и принципов, а также структуры, филиалов, порядок отчетности); Oxfam Annual Reports 2010-2015(приводятся данные статистики о количестве людей, которым была оказана помощь, размер затраченных средств, регионы, где наиболее активно проводится работа, количество реализованных проектов);

-International Rescue Committee Annual Reports 2012-2015(ежегодные отчеты предоставляют информацию о финансировании и его источниках, результатах деятельности в различных регионах, решенных задачах, конкретных действиях и постоянных работах, осуществляемых волонтерами и официальными членами организации — все подкреплено статистическими данными);

-CARE Annual Reports 2010-2014 (выражают миссию и взгляды организации, содержат обращения руководящих членов, стратегические планы, а также информацию о участии в решении региональных проблем и чрезвычайных случаях); CARE Facts and Figures 2003-2009(статистические данные о присутствии организации или ее партнеров в различных странах, лицах, оказывающих поддержку, описываются программы в области образования, здравоохранения, водообеспечения, сохранения природных ресурсов, а также доходах и расходах);

-Human rights watch Annual Reports 2012-2015(публикуется информация о деятельности активистов организации (журналистах, исследователях, работниках в отдаленных регионах), о наиболее крупных и успешных проектах, расходах на их осуществление и общем объеме финансирования);

-Statue of Amnesty International(уставной документ, утверждающий ключевые ценности и принципы организации, методы работы, цели, структуру и партнерские отношения, формы финансирования); Amnesty International Доклад 2015/16(фиксирует положение дел с правами человека в мире — информация распределена по регионам, в каждом из которых выделены наиболее важные проблемы и пути их решения в рамках деятельности организации), следует отметить, что это единственный документ международной некоммерческой организации официально переведенный на русский язык и детально освещающий проблемы соблюдения прав человека в РФ; Strategic plan 2016-2019(стратегические планы, содержащие практические цели и теоретические разработки, по осуществлению крупномасштабных проектов в различных регионах мира);

-UNISEF 2015 Annual Results Report(детальные ежегодные отчеты по различным сферам работы (здравоохранение, санитарная помощь, обеспечение продуктами питания и питьевой водой, образование, защита детей, гендерное равенство, гуманитарная помощь детям) с указанием достигнутых результатов, дальнейших планов решения региональных проблем и финансовой отчетностью); UNISEF Strategic plan 2014-2017(описание поэтапного и поуровневого осуществления планов, конечной целью которых является реализация прав каждого ребенка, также перечень программ и их масштабах в различных регионах).

Источники личного происхождения включают блоги организаций Oxfam, CARE International, UNICEF- персональные тексты активистов, частично или полноценно поддерживающих программы в различных отраслях — от преодоления европейского кризиса с беженцами до соблюдения международных договоров по климатическому контролю; авторские статьи, освещающие различные гуманитарные, экономические, социальные и многие другие региональные и глобальные проблемы, и более объективно, детально описывающие кризисные ситуации; лаконичные сетевые постыучастников и волонтеров данных организаций. Содержательно данные источники крайне разнообразны и информативны, а их количество трудно подсчитать, поэтому методом вероятностной (случайной) выборки нами было отобрано 10 источников, на основе которых были изучены конкретные социальные практики активистов (групп), превалирующие ценностно-мотивационные факторы и общая коммуникативная направленность текстов.

Для работы с такой комбинированной источниковой базой, а главное, для выявления сущности современных социальных практик НКО и ценностно-мотивационных аспектов сообщества, лежащих в основе практик, требуются специализированные исследовательские методы. На наш взгляд, наиболее эффективными представляются контенти интент-анализ, направленные на выявление явного и скрытого смысла текста, определение его содержательной основы и коммуникативной направленности. Такая методика позволяет выявить реальную мотивацию, цель и ценностную матрицу лица, от которого исходит обращение. Могут быть применены и некоторые методы этнометодологии, а именно метод «активного наблюдения», который подразумевает проведение опросов и анкетирования, метод устной истории, позволяющий получить необходимую и подробную информацию в режиме диалога. Большой потенциал для разработки проблематики НКО дает акторно-сетевой подход и метод анализа, при котором актор и сеть, действие и система, микрои макро-уровень не противопоставляются друг другу, а являются взаимозависимыми частями целого. Что особо важно для нашего исследования, так это особое внимание узлам сети — (акторам — индивидам и сообществам) и способам их соединения (коммуникации и взаимодействия), изучая которые, мы имеем возможность, на основе конкретных единичных фактов и текстов, моделировать целостную систему взаимосвязей и взаимодействия, характеризующую НКО как сообщество, определять потенциал их информальной институционализации в современном обществе.

В результате «антропологического поворота» социально-гуманитарных наук и, как следствие, развития их методологического аппарата и междисциплинарного синтеза, стало возможно изучение некоммерческих организаций в различных контекстах и актуализация малоизученных аспектов. Например, изучение таких традиционных вопросов, как правосубъектность, экономическая роль, институционализация и, непосредственно, деятельность НКО, приобретает совершенно новую направленность в контексте современных социально-экономических и социокультурных процессов и подходов к их исследованию. Особенности объекта и современные возможности научной методологии обеспечивают широкие перспективы и потенциал разработки данной проблематики.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Степень изученности темы. Анализ научно-исследовательской литературы позволяет нам лучше понять и актуализировать ключевые подходы, термины и проблемы, связанные с изучением некоммерческих организаций.

Несмотря на большое количество работ посвященных НКО, системное освещение в научной литературе данная проблема до сих пор не получила. Причины этого могут быть следующие: большинство работ по некоммерческим организациям сосредотачивается на узконаправленном изучении одной организации и являются единичными публикациями, что, в свою очередь, затрудняет систематизацию и обобщение релевантных выводов; многие исследования по данной теме проводятся специалистами, сотрудничающими с изучаемыми организациями, что в некоторой мере лишает их работы объективности; НКО являются комплексным и многоаспектным объектом изучения, что в совокупности с их численностью и распространенностью также усложняет систематичные обобщающие исследования.

При изучении НКО важное значение имеет социокультурный, экономический и политический контекст их формирования, развития и деятельности. Поэтому для определения данных условий и особенностей общества постмодерна, способствовавших росту некоммерческих организаций, нами была изучена научная социологическая и историческая литература. Стоит отметить работы таких ученых, ставших классиками социологии, философии, истории, как Т. Парсонс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, чьи труды послужили фундаментом для дальнейших научных исследований, также внесших значительный вклад в понимание и концептуализацию современного общества. Теории социальных систем, порядка и действия детально и концептуально разработанные учеными, позволяют анализировать и систематизировать множество, казалось бы, безосновательных и разрозненных общественных действий, явлений, патологий.

Среди более близких к современной эпохе мыслителей следует выделить П. Бурдье, Г. Гарфинкеля, Н. Луманаи их теории социальных систем, структур, норм и коммуникации, без которых уже не мыслится изучение современного социума; французских постмодернистов Ж. Бодрийара, Ж.Ф. Лиотара, Б.Латура, чьи труды ввели такие концептуализирующие понятия, как гиперреальность, симуляция, деконструкция, крах метанарратива, помогающие осознать и описать явления современного общества; и, безусловно, классиков теории поистиндустриализма Э. Гидденса, Д. Белла, Э. Тоффлера, описавших отличительные черты и процессы новой эпохи.

Изучение деятельности НКО в контексте современных социальных практик представляется весьма перспективным исследовательским направлением. В российской и зарубежной науке изучаются чаще всего политические, правовые, экономические аспекты деятельности НКО. Среди наиболее интересных отечественных научных работ следует отметить диссертации Т.А. Киреевой и С.А. Подшибякинао правосубъектности некоммерческих и неправительственных организаций в системе международных отношений; работы А.Х. Абашидзе, Д.А. Урсина, в которых описаны международно-правовые аспекты некоммерческих и неправительственных организаций в рамках отношений с ООН и получения консультативного статуса; А.И. Камынина и И.И. Коваленко, также исследовавших положение НКО в современных международных отношениях. В указанных работах делаются выводы о важной роли НКО на международной арене, их возрастающей активности, но особое внимание уделяется их правосубъектности, соответствию юридическим международным нормам, формах, видах и принципах легальной деятельности.

Исследования НКО в рамках социологической проблематики предпринимались существенно реже и, как правило, носили узкоспециализированный характер (например, статьи Д.М. Рогозина, Ю.С. Поповой, Г.Н Пряхина, Н.В. Логиновой, Н.В. Мироненко). Так, в статье Д.М. Рогозина анализируется лексика НКО, и хотя на основе данной работы, нельзя делать обобщающие выводы, она все же примечательна сочетанием проблематики и исследовательской методологии, которая оказывается крайне эффективной. Н.В. Логинова и Н.В. Мироненко рассматривают феномен волонтерства и добровольчества на уровне теории, а затем анализа конкретных проявлений в работе НКО.

Формирование предмета исследования на основе понятия социальных практик создает немалые преимущества по сравнению с такими работами.

Само понятие «социальные практики» применяется в русле самых различных исследовательских направлений и имеет немало различных трактовок. Зародившись в рамках новой социальной истории, оно было концептуализировано в 1970-е гг. в работах французского философа и социолога Пьера Бурдье. Социальные практики рассматривались как сфера целесообразных действий индивидов по преобразованию окружающего социального мира, основанных на соотнесении своего образа мыслей и поведения с индикаторами «доступного» и «недоступного». Для характеристики социальных практик в отличие от иных типов социальных действий и отношений Бурдье ввел понятие «габитус», обозначающее «приобретенную систему принципов, способных производить бесконечно большое число практик и представлений». Английский социолог Э. Гидденс предложил рассматривать социальные практики как методы и техники, способные не только формировать социальный объект, но и идентифицировать субъект деятельности. А американский социолог Г. Гарфинкель в рамках своей «этнометодологической» теории трактовал понятие социальных практик как привычное фоновое знание, выраженное в конкретной деятельности, соотносящей слова с действиями.

Разумеется, теоретическая разработка такого явления, как социальные практики, не ограничилась перечисленными подходами, но именно их можно считать опорными для современной социально-гуманитарной науки. Социальная практика представляется в их контексте как регулярная повторяемость определенных действий, воспроизводимая неким сообществом, имеющая общее смысловое основание и целеполагание, ведущее к внешним и внутренним изменениям объекта и субъекта деятельности.

Основываясь на ставших классическими работах иностранных коллег, о которых мы писали выше, отечественные ученые-социологи Т.И. Заславская, Л.Г. Ионина, Н.Н. Козлова, В.А. Луков, В.А. Луков, В.В. Волков, О.В. Хахордин, С.С. Шугальский и др. продолжали развивать проблематику «опривыченных действий». Ведущими научными школами в этой области, соответственно, являются Европейский университет в Санкт-Петербурге, в котором сегодня наиболее активно из всех развивают данную проблематику В.В. Волков и О.В. Хахордин, и Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН), где долгое время работала Т.И. Заславская, разрабатывавшая теоретические и методологические подходы социологии.

Также следует отметить научные труды Шугальского С.С. (Московский гуманитарный университет), защитившего в 2013г. кандидатскую диссертацию по социальной философии, тема которой была сформулирована, как «Социальные практики молодежи в сфере развлечений мегаполиса как социокультурная реальность», и ранее опубликовавшего статьи «Социальные практики: интерпретация понятия», «Социальные практики развлечений молодежи в ночном клубе». Среди других диссертационных исследований последних лет можно привести работы Савченко Л.А. «Повседневность — методология исследования, современная социальная реальность и практика: социально-философский анализ», посвященную общим и методологическим проблемам изучения повседневности.

Большое количество научных публикаций в рамках проблемного поля социальных практик размещено в открытом доступе. Например, статьи Дьяконова А.А. «Теория практик: социально-философский потенциал концепции», Докторовича А.Б. «Социальные действия, взаимодействия и отношения», Глушко И.В. «Осмысление феномена социальных практик и возможностей их развития», диссертация А.А.Дьякова «Социальнофилософский анализ коммуникативных оснований социальной практики». Следует отметь, что большинство работ российских ученых по социальным практикам носят теоретический, библиографический и аналитический характер, в то время как эмпирических исследований с применением теории практик крайне мало.

Что же касается ведущих специалистов в настоящее время по теориям практик в России, В.В. Волкова и О.В. Хархордина, то ими еще в 2008 г. была опубликована книга «Теория практик», рецензентом на которую стал В.С. Вахштайн (профессор факультета социальных наук МВШСЭН, ведущий специалист по «социологии вещей»). «Теория практик» была одной из целой серии книг «Прагматический поворот». В данном труде рассматриваются основные работы теоретиков прагматического поворота в социальных науках, связанного с концепцией практик и ставшего одним из главных направлений современной социальной теории.

Научная новизна и значимость данного исследования заключается в специфике проблематизации и методах изучения данной проблемы в рамках парадигмы «новой социальной истории» и теории социальных практик. Чаще всего некоммерческие организации рассматриваются как экономические институты или субъекты международного права. В социологических исследованиях НКО не менее популярная тема, но именно благодаря развитию постнеклассической методологии, в частности, акторно-сетевого анализа, интенти контент-анализа текстов, стало возможным осветить практически классическую тему в новом свете и найти источник для ее нового прочтения. В данной работе, изучая повседневные социальные действия индивидов и групп, объединенных под эгидой НКО, выделяя те элементы мышления, поведения и взаимодействия, которые на практике «опривычиваются», распространяются и, в конце концов, институционализируются, мы получаем возможность изучить НКО как особую модель современных комьюнити — динамичных, открытых сообществ, формирующих свои ценностно-мотивационные и коммуникативные матрицы в противовес патриархальным и бюрократизированным структурам, но избегая при этом протестных и асоциальных проявлений.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практике преподавания Новейшей истории зарубежных стран и специализированных учебных курсов в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Апробированная в рамках данной работы методология может быть использована при изучении актуальных социальных практик, в том числе в рамках магистерских и аспирантских диссертационных работ.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, подразделяющихся на три параграфа, заключения. К работе приложен список использованной литературы и источников.

Апробация исследования. Положения и выводы диссертационного исследования были отражены в статье, сданной для публикации в сборник научных работ «CLIO-SCIENCE: Проблемы истории и междисциплинарного синтеза. Сборник научных трудов».

 

ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

1.1 Главные характеристики и тенденции общественного развития в конце XX — начале XXI вв.

Стремление к созданию универсальной картины мира, сводящей всё многообразие действительности к единым основаниям; убеждение в доступности человеческому разуму абсолютного знания об этих основаниях; стремление к полному воплощению этого знания в действительности; убеждение, что такая реализация будет способствовать увеличению счастья людей; уверенность в поступательном, прогрессивном развитии человечества, в приоритете настоящего перед прошлым, а будущего перед настоящим — все это казалось незыблемыми постулатами общества начала XX в.Однако прогресс и развитие никогда не стоят на месте, и мир никогда не был статичен, о чем громогласно напомнили великие потрясения XX в. Также и в настоящее время мы живем в эпоху всевозможных трансформаций и перемен. Состояние футуршока уже перестало быть таким шокирующим для молодого поколения, хотя темпы радикальных изменений все нарастают.

Пытаясь описать общество нового типа, ученые и философы еще с середины XX в. давали ему разные определения, называя посткапиталистическим(Р. Дарендорф), постэкономическим(Г. Кан) и многими другими терминами. Однако наиболее употребляемыми сегодня являются теории постиндустриального(Д. Белл) и постмодернистского общества(А. Этциони). Хотя данные теории во многом схожи, например, в присвоении современному обществу таких отличительных черт, как ведущая роль знаний и информации, распространение интеллектуального труда, развитие средств информации, преобладание сферы услуг, науки и культуры над промышленностью, они все же не полностью совпадают. Так, понятие общества постмодерна кроме уже отмеченных особенностей подразумевает широкий пласт социокультурных изменений: смену мировоззренческих установок, ценностных парадигм, подходов к научному познанию, социальным практикам и т.п., которые являются не менее важными процессами относительно глобальной информатизации общества. Об этом также писал А. Тоффлер, американский социолог и философ, отмечая глобальный характер изменений, он утверждал, что в обществе «третьей волны» именно культурные процессы определяют развитие экономики.

Другими словами, постмодернистская трактовка является более широкой, так как отражает практически все сферы, подверженные изменениям. Следует отметить, как это ни парадоксально, сам термин «постмодерн» появился до образования обозначаемого им явления — в начале XX в. он был использован Р. Панвицем, немецким писателем, в работе о европейской культуре, затем в 1930-е гг. искусствоведом Ф. де Онисом как эстетическая категория для характеристики новых тенденций в искусстве и литературе, и лишь спустя полвека понятие было введено в научный оборот европейского гуманитарного знания и употреблялось в ином контексте применительно к уже наступившей качественно новой эпохе.

В различных концепциях зарождение общества постмодерна принято относить к 1940-60-м гг., времени третьей научно-технической (информационной) революции, которая характеризуется автоматизацией производства, развитием электротехники, ЭВМ, робототехники и компьютеров. Так, изначально технические открытия предопределили изменения всех сфер жизнедеятельности человека. Принято считать, что на данный момент мир находится на втором этапе НТР, который был заложен научными открытиями и изобретениями 1970-80-х гг.Для него ключевыми процессами являются электронизация, комплексная автоматизация, новые биотехнологии, чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований, прогресс инфокоммуникаций. Преобладают тенденции к демассификации и разукрупнению производства; утверждается разнообразие в типах техники, товарном ассортименте и видах услуг; намечается отход от централизованных и директивных методов управления; отказ от глобальных проектов, интегрирующих огромные массы людей и подчиняющих их универсальным идеям. В производственно-экономической сфере эстетические и культурные аспекты играют более важную роль, чем в предшествующие десятилетия, отражая потребительские запросы.

В 1960-е гг. также происходят качественные изменения и в сознании людей, их ценностных ориентациях и поведении. Данные изменения начинают отражать общие тенденции и настроения, а не частные и единичные случаи. Помимо открытий в науке и технике, показателями нового сознания и самосознания общества является появление новых форм и стилей искусства, идейных и философских течений, социально-политических событий. Например, период сексуальных революций, активных выступлений различных меньшинств и увеличение роли женщин в жизни общества заставили поднять проблемы, которые долгое время замалчивались, и пересмотреть общепринятые принципы и идеалы. Переломный момент и начало новой эпохи также показывают некоторые негативные тенденции в западном обществе, которые лишь недавно стали уменьшаться — среди них рост количества разводов, неполных семей, преступности, наркопотребления. Традиционные ценности и принятые до того гендерные и социальные роли постепенно теряют свое былое значение, так как, ввиду увеличения объемов информации, интеллектуальный труд вытесняет физический и дает возможность накопления капитала совершенно иного рода. Таким образом, весь спектр трансформаций общества именно в 1960-е гг. показывает бурное начало эпохи постмодерна.

Американский социолог и один из первых теоретиков постиндустриального общества, Д. Белл, около полувека назад утверждал, что аналогично с появлением конвейерного производства и общества потребления материальных благ, во второй половине XX в. Складывается «конвейерное» производство информации, изменяющее потребности и запросы общества. Уже в начале 1970-х гг. Д. Белл писал о таких ключевых чертах новой эпохи, как переход от производства вещей к производству услуг, причем услуг, связанных, прежде всего, со здравоохранением, образованием, исследованиями и управлением. Данная тенденция берет свое начало еще в индустриальный период, когда постепенно изменялась сама структура занятости населения, что, в свою очередь, привело к росту интеллигенции, профессионалов и «технического класса». Так, важное значение приобретает знание: «Конечно, знание необходимо для функционирования любого общества. Но отличительной чертой постиндустриального общества является характер знания, писал Белл. —

Важнейшее значение для организации решений и направления изменений приобретает центральная роль теоретического знания, предполагающего первенство теории над эмпиризмом и кодификацию знаний в абстрактных системах символов, которые … могут использоваться для интерпретации различных изменяющихся сфер опыта. Любое современное общество живет за счет инноваций и социального контроля за изменениями, оно пытается предвидеть будущее и осуществлять планирование. Именно изменение в осознании природы инноваций делает решающим теоретическое знание».

Наконец, существенной характеристикой постиндустриального общества, считал Белл, явится уже возникшая новая интеллектуальная технология, используемая в принятии управленческих решений. Интеллектуальная технология, таким образом, связана с использованием математической (статистической) или логической техники при работе с «организованной сложностью», в качестве которой могут быть рассмотрены различные, в том числе социальные, организации и системы.

Социальная дифференциация общества — важный пункт теории общества Н. Лумана, немецкого социолога, лежащий в основе трактовки общественного развития как эволюции форм дифференциации социума и изменения исторически

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

669

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке