Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Образ Афганистана глазами американских СМИ»

В современном мире СМИ и интернет, ставшие для значительного числа людей практически единственным источником информации, получили колоссальную возможность оказывать воздействие на общественное сознание. Как справедливо отмечает Д.Яжук, «культура средств массовой коммуникации — это обзор мира глазами СМИ, и если мир находится вне досягаемости, вне поля зрения человека, то реальность средств массовой информации остается единственным миром человека».

Написание диплома за 10 дней

Введение

Актуальность. В современном мире СМИ и интернет, ставшие для значительного числа людей практически единственным источником информации, получили колоссальную возможность оказывать воздействие на общественное сознание. Как справедливо отмечает Д.Яжук, «культура средств массовой коммуникации — это обзор мира глазами СМИ, и если мир находится вне досягаемости, вне поля зрения человека, то реальность средств массовой информации остается единственным миром человека». Становясь, таким образом, инструментом познания, медиа формируют стереотипы и образы, а, если говорить шире, то и всю картину мира современного человека. По справедливому утверждению А.С. Ложкиной сегодня пресса от простого отражения действительности, переходит к активному ее формированию, определяя общественное сознание, ценности, поведение людей. Речь идет не только о сумме впечатлений, кругозоре и эрудиции. По емкой характеристике М. Хайдеггера, «картина мира, сущностно понятая, означает не картину, изображающую мир, а мир, понятый в смысле такой картины» . Если в качестве философского концепта понятие «картина мира» используется для «обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи», то в контексте современных социокультурных процессов ключевое значение приобретает взаимосвязь картины мира человека с опытом знаково-символического восприятия окружающей реальности, результатами «конструирования мира» как свободной, творческой, рефлексивной интерпретации своих жизненных впечатлений. В этом значении все чаще используются понятия «образ мира», «модель мира», «видение мира», отражающие специфику мироощущения людей, интегрированных в виртуальную реальность информационного общества.

Качественные изменения, произошедшие в ментальных, когнитивных и социокультурных структурах общества в последние десятилетия, позволяют рассматривать медийную картину мира как уникальный ресурс самоидентификации, социализации и коммуникации современного человека. В основе ее лежат медиаобразы, то есть «совокупность эмоциональных и рациональных представлений, основанных на информации, получаемой из СМИ», или «особый образ реальности, предъявляемый массовой аудитории медиаиндустрией». Медийная картина мира резко расширяет рамки «реальности», воспринимаемой человеком как его жизненное пространство, и в контексте которой он формирует свою мировоззренческую позицию. Но возникает противоречие, с одной стороны, медийная картина мира способна резко активизировать социальную рефлексию, придать общественному сознанию ярко выраженный дискурсивный характер. С другой стороны, медийная картина мира формируется в качестве «готового продукта» для потребителя, и ее критическое восприятие отнюдь не гарантировано.

И совершенно не удивительно, что искусственно сформированная медиареальность, насыщенная яркими и броскими образами, визуализированная с применением новейших технических достижений, воспринимается многими как единственно правильная версия происходящего. Включение в подобную виртуальную реальность ложных образов и нарочито искаженной информации уже мало кого смущает — критерием эффективности работы СМИ становится уровень прямого воздействия на массовое сознание. Знаменитые слова Уолтера Липпмана: «Новость и истина — не одно и то же» , из обличающей реплики давно превратились в констатацию очевидного факта.

Актуальность избранной темы подтверждается еще тем обстоятельством, что после известных событий в США 11 сентября 2001 г., в системе межгосударственных отношений, включая внешнеполитическую концепцию США, определился круг стран, представляющих потенциальную угрозу мировому порядку и стабильности. Афганистан, стад первым среди государств, объявленных Вашингтоном врагом не только американского, но и мирового сообщества. Его образ, сложившийся в американском общественном сознании, стал ярким примером феномена медиареальности, изучение которого позволяет лучше разобраться в современной геополитике.

Стереотипы взаимовосприятия народов мирного времени в период войн неизбежно трансформируются в «образ врага», особенно если государство оказывает целенаправленное воздействие на свое население. Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия — государства, во внутренние дела, которых было совершенно вмешательство извне под предлогом подавления террористических группировок и свержения недемократических правительств, также оказались в объективе американских СМИ, сознательно конструирующих образ врага и оправдывающих собственный образ действий. Подобное вмешательство повлекло за собой лишь еще большую дестабилизацию в ближневосточном регионе, гражданские войны, бедность, экономические проблемы, возникновение экстремистских группировок. Как ответная реакция на интервенцию, возрос поток беженцев, ставших основной проблемой современной Европы. Все эти негативные явления, являются скорее последствиями, нежели причинами американской внешней политики и ее союзников, развернувших с помощью национальных СМИ информационную войну против неугодных режимов. С этой точки зрения, круг проблем, поднимаемых в исследовании, представляет не только академический, но и практический интерес.

Реконструкция образа страны, созданного в медиа-пространстве, является эффективным инструментом для понимания реального состояния общественного мнения и выявления потенциала внешнеполитической стратегии, затрагивающей отношения с данным государством. Но, что еще более важно, изучение образа страны как «другого», в том числе в контексте дихотомических характеристик активности/пассивности, привлекательности/непривлекательности, агрессивности/неагрессивности, простоты/сложности, позволяет раскрыть важные особенности самого общества, формирующего подобные стереотипы.

Цель диссертационного исследования — проанализировать образ Афганистана в американской медийной картине мира.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить исследовательские задачи:

1.выявить сущность ключевых терминов на основании анализа научной литературы;

2.изучить роль средства массовой информации в современном обществе;

3.выявить особенности американской медийной картины мира;

4.рассмотреть общественно-политические и социокультурные факторы, повлиявшие на трансформацию образа Афганистана в американских СМИ;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

5.выявить основополагающие компоненты образа Афганистана в американской медийной картине мира:

геополитическое расположение,

национальные и культурные особенности,

государственное устройство и структура управления,

образ женщины.

Объектом исследования является образ Афганистана в американской медийной картине мира.

Предмет исследования — механизмы формирования образа «другого» средствами массовой информации.

Хронологические рамки охватывают период с 11 сентябрь 2001 года до настоящего времени. Нижняя граница связана с террористическими атаками, совершенными на территории США, после которых была объявлена война Афганистану.

Научная новизна работы заключается в изучении образа Афганистана как сконструированного «образа врага» американскими СМИ в век развития технологий воздействия на сознание людей. В основе методологии познания лежит имагология, которая получила активное развитие в эпоху глобализации и цивилизационных проблем

Методологическая основа исследования. Диссертационное исследование создано на основе, в последние годы активно развивающейся, имагологии (от лат. imago — образ, изображение) — междисциплинарном направлении, занимающейся изучением взаимовосприятия народов. Стереотипное восприятие «другой/ чужой» страны, нации, культуры является одним из ключевых элементов системы социальной самоидентификации. «Образ «чужого» рассматривается здесь как стереотип национального сознания, то есть устойчивое, эмоционально насыщенное, обобщенно-образное представление о «чужом», сформировавшееся в конкретной социально-исторической среде» . Тем самым, влияние СМИ на формирование стереотипного восприятия того или иного явления можно считать не только инструментом политической пропаганды, но и естественной формой развития самого национального самосознания, той информационно-коммуникативной «площадкой», которая обеспечивает внедрение актуальных «впечатлений» в устойчивую систему миропонимания, присущую конкретной нации.

Имагологический анализ образа Афганистана, сложившегося в американском общественном сознании под влиянием СМИ, показывает сложную взаимосвязь авто- и гетеростереотипов. Это устойчивые смысловые шаблоны, которые служат своего рода маркерами, применимыми к образу любой страны, формирующемуся в контексте дихотомии «свои — чужие».

В работе также были использованы общенаучные методы анализа и обобщения, метод системного анализа, позволившие изучить факты и явления в их взаимосвязи. В диссертации автор стремился опираться на принципы историзма и научной объективности.

Источниковая база исследования. Для решения поставленных цели и задач был использован широкий круг источников, которые можно подразделить на несколько групп: официальные документы (резолюции ООН, заявления госаппарата США и пр.); пресса; материалы тележурналистов новостных каналов США; документальные и художественные фильмы.

Наиболее информативным источником для диссертационного исследования, позволяющим проанализировать механизмы формирования образа Афганистана, стала пресса. Коммуникативная специфика периодической печати, в том числе оперативность публикации информации, адресность аудитории, возможность прочтения сообщений в удобное время, а также повторного обращения к первоисточнику, сделала ее главным инструментом формирования и распространения образа «чужого». Пресса активно формирует медиарельаность, определяя общественное сознание, ценности и поведенческие установки. Начиная с момента катастрофы и заканчивая сегодняшним днем, на страницах «Вашингтон пост», «Нью-Йорк таймс», «Тайм», «Вашингтон таймс» публиковались статьи, подчеркивающие негативные черты движения Талибан. В публикациях отмечались его связи с Аль-Каидой, международным терроризмом, опиумной торговлей.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Особый интерес представляют материалы новостных каналов крупнейших телекомпаний, таких как: ВВС, ABC news и др. Обобщение этих материалов позволяет рассмотреть роль и степень влияния масс-медиа на формирование «правильного» восприятия исторических событий и фактов. Как отмечает А. Дугин, «информационный репортаж из какой-нибудь горячей точки… должен за кратчайшее время представить географический, исторический, религиозный, экономический, культурный, этнический профиль региона, а также расставить акценты согласно узко заданной политической цели. Таким образом, профессия журналиста (в особенности тележурналиста) сближается с профессией геополитика».

Эффективность воздействия политической журналистики на массовое сознание обеспечивалась и активным использованием официальных источников информации. Так, например, обращения президента и госсекретаря США к гражданам стали наиболее важным каналом распространения официальной версии происходящих событий. Среди наиболее показательных выступлений, разъясняющих суть внешней политики США, направленной на борьбу с международным терроризмом, можно назвать обращение президента Дж. Буша- младшего к нации от 07 октября 2001 г., обращение госсекретаря К.Пауэлла от 14.09.2001 г., обращение президента США Б. Обамы о новой внешнеполитической стратегии от 27.03.2006 г. и др. Эти видеообращения корректировались и дополнялись публикуемыми материалами Конгресса США и бюллетенями пресс-секретариата Белого дома. Обращают на себя два аспекта, важных для формирования негативного восприятия Афганистана у американской интеллектуальной элиты. Во-первых, это документы предотвращающие въезд предполагаемых [курсив — Ф.А] террористов, и, во- вторых, запрещающих оказывать поддержку афганскому правительству, не способному бороться с проблемой наркотиков. В целом, такая системная работа видеоматериалов и печатного слова создавала видимость единства всей политической элиты США и верности избранному курсу.

К ним также можно добавить официальные сайты ООН и Международных сил содействую безопасности, на которых можно найти различные официальные и отчетные документы относительно ситуации в Афганистане .

Еще одним блоком источников, расширяющим представление об образе Афганистана в современном американском общественном сознании, стали художественные и документальные фильмы. К числу наиболее значимых можно отнести такие фильмы, как «Уцелевший» 2013 г., «Бегущий за ветром» 2007 г., «Львы для ягнят» 2007 г., «Афганские рыцари» 2007 г., «Братья» 2009 г., «В ад и обратно» 2011 г., «Рестрепо» 2010 г., а также документальные фильмы, например, «Взгляд изнутри — Афганский героин» телеканала National Geographic, «Афганистан: женщины-призраки» др.

Степень изученности темы. В отечественной и зарубежной науке накоплен солидный багаж исследований, прямо, или косвенно, затрагивающих существо освещенных в диссертации вопросов. Эти работы условно можно разделить на два больших блока. Первый — исследования по теории проблем взаимовосприятия представителей разных народов, социумов и культур в различные исторические эпохи. Они затрагивалась в основном в философской, культурологической и политологической литературе. Второй — исследования по истории собственно американо-афганских отношений.

Последние два десятилетия ознаменовались большим интересом в изучении образов другого/чужого в том или ином общественном сознании. Было защищено большое количество диссертаций по имагологической проблематике. Для исторической науки это сравнительно новое направление, в рамках которого в разных странах разрабатывается несколько «избранных» сюжетов. Так, в ФРГ с 1982 г. работает исследовательская группа «Вуппертальский проект по изучению представлений немцев и русских друг о друге» . В России в Институте российской истории РАН с 1994 г. проводится ежегодный междисциплинарный научный семинар «Россия и мир: проблемы взаимовосприятия», материалы которого регулярно публикуются. В рамках семинара ежегодно проводятся круглые столы и издаются сборники научных трудов. Является одним из ведущих центров российской имагологии. С 1990-х гг. стали выходить сборники статей и отдельные публикации на близкие темы в исторических журналах и альманахах, среди которых и альманах «Одиссей. Человек в истории», стали появляться первые монографические исследования.

Большой вклад в формирование нового направления внесла Е.С. Сенявская, которая в своей работе «Противники России в войнах XX века: Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества» проанализировала исследовательский потенциал исторической имагологии, определила основной инструментарий и охарактеризовала её развитие в российской науке . Все исследования по имагологии условно можно разделить на две группы, в одной «другие» рассматриваются как просто «другие», непохожие на сам познающий субъект, с такими «другими» возможен культурный контакт, познание своего соседа в процессе глобализации рассматривается как основа для дальнейшего взаимообмена в различных сферах жизни. Во второй группе исследований «других», они ставятся на позицию «чужих», и образы в основном имеют негативную окраску.

К первой группе можно отнести следующие диссертации: Попова А.А. «Формирование образа Японии в российском общественном сознании, XVII — первая четверть XX вв.», автор констатирует тот факт, что образ Японии воспринимался, прежде всего, на эстетическом и эмоциональном уровне ; Хасан Н.З. «Образ России в арабском мире», в данном исследовании рассматриваются не только СМИ, но и проводятся опросы среди арабского населения, и автор делает вывод, что Россия воспринимается положительно в контексте ее культурных, исторических и религиозных особенностей; Тен Н.В. «Образ России в современном Китае» автор показывает, каким образом на протяжении российско-китайских взаимоотношений образ России менялся от негативного до позитивного ; Арабият Р.М.Ф. Образ России в интернет- издании «Московские новости»: особенности репрезентации».

Во второй группе исследований, как уже было отмечено, «другие» являются «чужими». Прежде всего, такие исследования рассматривают противостояние Запада и Востока, России и западных стран. С.И. Лучицкая в своей книге «Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов», реконструирует образ ислама в представлении хронистов, в которых мусульмане представлены полной противоположностью христиан в негативном окрасе О.С. Якушенковой в диссертации «Образ чужого в гетеротопных пространствах фронтира» на примере образов «чужого» из различных классических произведений античности, Средних веков и Нового времени сделана попытка вычленить основные паттерны, с помощью которых можно построить обобщающий образ. Сюда же можно отнести следующие исследования: Е.Е. Коптякова «Образ Германии в российской и американской медиа-картинах мира: стереотипы и метафоры» ; Н.А.Белолипецкая «Образ Египта и египтян в британской культуре последней четверти XIX — первой четверти XX вв.: механизмы формирования» ; М.А.Семенова «Образ Арабского Востока в русском общественном сознании второй половины XIX — начала XX вв.» и др.

Формирование общественного мнения неразрывно связано со средствами массовой информации, при их изучении были рассмотрены труды крупных теоретиков ХХ века. Изучению данной проблематики посвящены труды Г. Тарда, У Липпмана, П.Бурдье, П.Шампань, Н. Луман, Ю.Хабермаса,Г. Лассвелла, Г.М. Маклюэн, Э.Ноэль-Нойман .

Для реконструкции конкретно-исторических условий формирования образа Афганистана в США автор использовал положения и выводы известных отечественных и зарубежных специалистов. Вопросами афгано-американских взаимоотношений и межгосударственной политики занимались такие исследователи как Коргун В.Г., Сергеев В.В., Иващенко А.С., Арунова М.Р., Гуревич Н.М., Теплинский Л.Б.

В трудах М.Р. Аруновой представлена эволюция почти полувековой американской политики в отношении Афганистана, проанализированы многие важные аспекты внешнеполитического курса, как в контексте американо- советского противостояния, так и в контексте постсоветского миропорядка.

Помимо этого рассмотрена роль США в процессе Женевских переговоров по урегулированию афганского конфликта, а также уделено внимание недавно зародившемуся на тот момент Движению «Талибан». Почти со схожим названием и временными рамками работа А.С. Иващенко анализирует борьбу между американской законодательной и исполнительной властями при определении политики США в отношении Афганистана. Также большое место уделено гуманитарной помощи, оказанной Соединенными Штатами и ее целям, но в отличие от работы Аруновой почти не рассмотрен феномен Движения «Талибан». Еще одним крупным исследователем Афганистана является В.Г. Коргун, трудах которого уделено значительное внимание влиянию США на внутреафганские процессы.

Исследователи Л.Б. Теплинский и А.Н. Логунов отмечали попытки Вашингтона в 40-50-е гг. вовлечь Афганистан в военно-политический блок на Среднем Востоке — СЕНТО (Организация центрального договора), который остался верен своей политике нейтралитета и получал поддержку намеченного курса со стороны Москвы, в результате чего смог укрепить свой суверенитет .

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Современные исследователи, рассматривая политику США в Афганистане, в основном делают упор на следующие проблемы: угроза терроризма, превращение Афганистан в наркогосударство, небывалый рост коррупции (В.В. Сергеев, В.Г. Коргун, В.Н. Пластун, А.Г. Зуев, М.Р. Арунова, Н.П. Савкин, С.В. Демиденко).

В.Н. Пластун, описывая операцию «Несокрушимая свобода», называет ее «нескончаемым присутствием» и, говоря о целях, указывает на проект строительства трубопровода через Афганистан, осуществлению которого препятствовала неспокойная ситуация в Афганистане, справится с которой талибы не могли. Помимо этого указывает на стремление США создать «Новый Шелковый путь» ключевым узлом в котором является Афганистан .

В.В. Сергеев отмечает, что военное присутствие в Афганистане, занимающего выгодное геополитическое положение, предоставляло США доступ к странам СНГ, Ирану и Китаю, также отмечает и стремление Вашингтона ослабить влияние России и государств Содружества. Но все же указывает на то обстоятельство, что главной задачей американского правительства являлся скорейший вывод своих войск с территории Афганистана.

О проблеме наркотиков писали В.Г. Коргун, В.Н. Пластун, В.Н.Сажин. В. Коргун, говоря о главных силах контролирующего наркобизнеса, указывает на афганских чиновников и полицейских, отмечая то, что это зачастую являлось единственным доходом населения . В.Н. Сажин указывает на небывалый рост производства наркотиков, применяемые методы борьбы с которым не приносили эффективного результата, попытки уничтожения полей встречали сопротивления местного населения.В.Н. Пластун же утверждает, что борьба с наркотиками служила лишь предлогом для установления военного присутствия, кроме того, отмечает коррумпированность госаппарата с американским присутствием, которые, выплачивая деньги полевым командирам и чиновникам «нейтрализовали» их.

В зарубежной литературе можно выделить три подхода к изучения афганской политики США: радикальный (С.Р. Галстер), консервативный (Л.Б. Паул- лада) и либеральный (Т.Т. Хаммонд, Г.С. Брадшер) . Из работ современных исследователей изучающих политику США в Афганистане были использованы труды А. Рашида, Дж. Крайла, У. Блума, У. Ф. Энгдаля., П.Д. Скотта, Б Вудворда. В работах рассматриваются, цели американской политики в Афганистане, проблема оборота наркотиков и нефтяная политика в регионе. Основной упор в работах сделан на критику политики США.

Положения выносимы на защиту.

1.В современном мире роль медиа во всех отраслях общественной жизни непрерывно растет, становится одним из важных инструментов воздействия на массы. Средства массовой информации как основной источник получения информации о происходящих событиях в мире, отражая реальность, зачастую делая это искаженно, фрагментарно, избирательно, через призму идеологических установок, определяют массовое сознание, общественные ценности, формируя, таким образом, целостную медийную картину мира.

2.Любое военное противостояние имеет идеологическое оформление, выраженное в официальной позиции высших политических и идеологических институтов и средствах массовой информации. «Образ врага», являясь частью системы официальной мотивации войны, закрепляет позиции государства в исторической памяти, как своего народа, так и мира в целом, а также в международных отношениях. Проблема восприятия «образа врага» является составляющей проблемы отношений «свой — чужой», основанной на самоидентификации социальной группы через соотнесение с «иными».

3.Восприятие Афганистана в США, отношения между которыми были заложены в 30-е гг. ХХ века, на протяжении всей своей истории часто меняло свой характер. Эта эволюция была отражением конкретной государственной политики США в отношении Афганистана. От незаинтересованности и пассивности к увеличению внимания и активных взаимоотношений, когда Афганистан был причислен к дружественным и союзным странам, поддерживающим США в противостоянии с Советским союзом, до полного ухудшения межгосударственных отношений. После терактов 9/11 США вводят свои войска на территорию Афганистана, начав антитеррористическую операцию под названием «Несокрушимая свобода», параллельно формируя негативный образ Афганистана.

4.Первые лица США были активаторами процесса «дегуманизации» образа Афганистана, который оправдывал начавшуюся военную интервенцию. Через обращения к нации и Конгрессу, законопроекты, стратегию национальной безопасности формировался понятийный аппарат образа врага. Поддержавшие эту тенденцию масс-медиа активно формировали общественную позицию.

5.Образ Афганистана в американской медийной картине мире включает в себя четыре основных блока: жестокость талибов и поддержка террористов, коррумпированность действующей власти, неспособной разобраться с проблемами общества, производство наркотиков, спонсирующих террористов и чиновников, нарушение прав и свобод женщин, ставшими одним из самым интересных эпизодов афганской войны для американского зрителя. Перечисленные компоненты являются самыми часто освещаемыми вопросами в американских СМИ, создающие негативную оценку афганского государства, обходя вниманием более важные для афганского населения вопросы такие например как образование, здравоохранение, сельское хозяйство и т.д.

Практическая значимость. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практике преподавания Новейшей истории зарубежных стран, а также специализированных учебных курсов в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения с обзором источниковой базы и научно-исследовательской литературы, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава посвящена теоретико-методологическим основаниям изучения образа «другого» в средствах массовой информации. Приведен обзор работ по проблемам общественного мнения и средств массовой информации. Рассмотрена такой феномен как медийная картина мира, как результат деятельности СМИ и ее влияние на общественное мнение. Изучен вопрос формирования образа врага в условиях военного противостояния.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Вторая глава направлена на рассмотрение истории межгосударственных контактов США и Афганистана. Представлены факторы, способствовавшие изменению представлений у представителей изучаемых народов. Третья глава посвящена непосредственному анализу образа Афганистана, как образа врага, в американской медийной картине мира в период военного конфликта. В каждом из параграфов представлены различные составляющие образа страны — национальные и культурные особенности, политическая власть и форма правление и место женщины в афганском обществе.

В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования. Апробация исследования. Положения и выводы диссертационного исследования были представлены в выступлениях на научно-исследовательском семинаре и отражены в двух статьях: первая напечатана в сборнике «Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия социальные и гуманитарные науки», вторая сдана для публикации в сборник научных работ: «CLIO-SCIENCE: Проблемы истории и междисциплинарного синтеза. Сборник научных трудов».

Глава I. Теоретико-методологические основания изучения образа «другого» в средствах массовой информации

.1 Методология изучения «образа врага» в условиях войны

Для работы с проблемой формирования «образа врага» нам необходимо раскрыть содержание основных понятий и определить инструментарий. Проблема отношения к противнику, его восприятия является частью историко- психологической проблемы «мы и они», «свой-чужой», которая имеет междисциплинарный характер, стоящей на стыке социальной и исторической психологии, а также культурологии, этнологии, конфликтологии и др. наук. Данная область выделилась в самостоятельное направление, заложившее основу междисциплинарной научной дисциплины — имагологии, зародившейся в 1950-х гг. и получившая свое развитие во Франции и Германии. На формирование имагологии оказали влияние достижения школы «Анналов», поставившей проблему «чужого в культуре».

Один из основоположников отечественной имагологии, В.А. Хорев, писал, что имагология своей задачей ставит: «..выявить истинные и ложные представления о жизни других народов, стереотипы и предубеждения, существующие в общественном сознании, их происхождение и развитие, их общественную роль и эстетическую функцию. Имагология, как это явствует из самого названия, изучает «образы», «картины» чужого мира и, стало быть, не сводится к исследованию стереотипов, которые являются «застывшим» образом, некой постоянной, идеальной моделью, не существующей в реальном мире. Однако она по необходимости занимается в первую очередь именно стереотипами — долгоживущими общественно-историческими мифами».

Сенявская Е. С., специалист истории повседневности, внесшая большой вклад в формирование нового направления, основной объект исследования имагологии определяет так: «..то, как в национальных культурах формируется «образы» «своего» и «чужого» ». Основными понятиями являются «имагема», «национальный образ», «национальные стереотипы». Концепция основывается на положении, что любая культура делится на свою и чужую, где своя воспринимается как «естественная», единственно верная, которой противопоставляется чужая. Соприкосновение и взаимодействие с другой культурой вызывает ощущение и понимание относительности ценностей, культур и самой социальной реальности. Национальные образы принимают характер стереотипов, формируемых у индивидов под влиянием культурного окружения, весьма упрощенных, устойчивых и жестких представлений.

В уже упомянутом труде УЛиппмана «Общественное мнение» впервые вводится в оборот понятие «стереотип». Отрывок из «Государства» Платона, выбранный У. Липпманом в качестве эпиграфа к работе «Общественное мнение», показывающий пещеру узников, вынужденных наблюдать лишь тени мира, но ни разу сам мир, которые не смогут представить себе, что-либо более реального, чем тени, дает нам понять, что человек отделен от реальности псевдосредой, которая наполнена предрассудками, стереотипами и упрощенными моделями. «…Доступ к информации затруднен и неопределенен… наше понимание существенно контролируется стереотипами… данные, имеющиеся в нашем распоряжении, фильтруются иллюзиями самозащиты, престижа, нравственности, пространства и способами выборочного исследования. Кроме уже упомянутых искажений, общественные мнения нагружены тем, что мы легко принимает последовательность фактов или их параллельность за причинно-следственные отношения». Исследователь допускает, что человеческие поступки основываются на неких картинах, рисуемых индивидом или заимствованных у кого-то. В данных «картинах мира» мир, в отличие от реального и беспорядочного, разделен на категории, каждой из которой присвоены ярлыки.

Этот мир не всегда соответствует действительности, недостоверен, но имеет обозримый и достаточно устойчивый характер, что позволяет ориентировать и предпринимать определенные действия. Базовые элементы такого упрощенного мира Липпманом были названы стереотипами.

Стереотипы как палка о двух концах, они имеют как положительное, так и отрицательное влияние. Они позволяют, человеку с его ограниченным личным опытом и узким жизненным пространством, опираясь на широкий опыт социума, культуры, формировать собственное представление о мире и о явлениях, с которыми он ни разу в жизни лично не сталкивался. Стереотипы позволяют экономить усилия в познании сложного и быстро меняющегося мира. Но в то же время стереотипам свойственно упрощение, а во многом и искажение реальности, опять же опираясь на ограниченность и предрассудки определенного социума. Стереотипы имеют устойчивый характер, и передаются из поколения в поколение, и зачастую воспринимаются как реальность, т.о. они отстают от социальной реальности, внося в ее восприятие определенные искажения. Лишь небольшое количество индивидов, психологически стойкие и восприимчивые, способно преодолеть стереотипы, если те противоречат действительности. Большинство же людей предпочитают не замечать существующих противоречий и сохраняют сложившиеся в их представлениях стереотипы.

Стереотипы можно различать по степени их адекватности: адекватно реальности, частично адекватно и совершенно неадекватно.

Имеется ряд факторов, от которых зависит восприятие «чужого». Диапазон восприятия широк: от любопытства до безразличия и далее — до неприятия и отторжения. Но чаще всего отношение к чужому настороженное и негативное. Объективное восприятие реальности «другого», в случае негативного контакта с ним, а в особенности, когда он угрожает «своему», значительно затруднено. «Ситуация опасности, исходящей от «чужого» угрозы и составляет тот социальный и социокультурный контекст, в котором формируется «образ врага»».

Взаимовосприятие и взаимоотношения стран и народов — очень непростое явление, в котором важное место занимает психологическая составляющая. На основе психологической закономерности «мы-они», «свои-чужие» формируется взаимовосприятие, результатом которого является формирование образа другого и отношения к нему.

Существует

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1343

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке