Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Основные направления развития туризма в городской агломерации»

Актуальность выпускной квалификационной работы. Развитие туристической сферы, имеющей мощный экономический эффект, занимает важное место в образовании валового внутреннего продукта, а также нацелено на повышение уровня и качества жизни населения в регионе, где активно развивается туризм.

Написание диплома за 10 дней

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты развития территориальных агломераций

.1 Агломерация как инструмент социально-экономического развития территорий

.2 Маятниковые связи в агломерации как фактор развития внутреннего туризма

.3 Туристский потенциал агломераций

.3.1 Туристский потенциал городов-ядер территориальных агломераций

.3.2 Туристский потенциал сельских территорий в агломерациях

. Анализ состояния туристической сферы

в агломерации Вологда-Череповец

.1 Общая характеристика агломерации Вологда-Череповец

.2 Исследование туристического рынка агломерации

.2.1 Рекреационно-экономическая и маркетинговая оценка туристского потенциала городов-ядер и районов агломерации Вологда-Череповец

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

.2.2 Туристско-рекреационный анализ туров «выходного дня»

в агломерации Вологда-Череповец

.2.3 Экспертный опрос как инструмент маркетингового анализа территории агломерации Вологда-Череповец

. Разработка рекомендаций по совершенствованию сферы туризма в агломерации Вологда-Череповец

.1 Разработка рекомендаций по созданию интерактивного классификатора туристических маршрутов в рамках агломерации Вологда-Череповец

.2 Формирование примерного туристического маршрута внутри агломерации Вологда-Череповец

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Актуальность выпускной квалификационной работы. Развитие туристической сферы, имеющей мощный экономический эффект, занимает важное место в образовании валового внутреннего продукта, а также нацелено на повышение уровня и качества жизни населения в регионе, где активно развивается туризм. В связи со сложившейся политической и экономической ситуацией, в частности с переориентировкой туризма на внутренний рынок, каждый регион Российской Федерации начинает активно разрабатывать туристические продукты, стремится привлечь как можно больше туристов и удовлетворить туристические потребности собственного населения.

Развитие агломераций дает большой экономический эффект для страны путем взаимодействия производственных сфер. Однако такого же эффекта можно добиться и в сфере туризма. Исходя из «Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года» от агломерации Вологда-Череповец ожидается внутри региональная капитализация ресурсов и способствование узнаваемости основных черт всей Вологодской области. Этому может способствовать отлаженное и четкое развитие туристической сферы в городской агломерации — главной точки притяжения туристов в области, путем взаимодействия субъектов и создание единого туристического пространства.

Данное развитие окажет значительное воздействие на окружающую территорию, положительно изменяя ее экономическую структуру, а также социальные аспекты жизни местного населения. Оптимальной формой туристических маршрутов могут стать туры «выходного дня», так как удовлетворяют главному условию туризма (не менее одной ночевки) и способствуют, не затрачивая значительного количества времени и средств, рекреации, удовлетворению других потребностей туристов. Отлаженная система внутреннего туризма будет способствовать развитию туристической инфраструктуры и, тем самым, содействовать дальнейшему качественному обслуживанию внешних и иностранных туристов.

В данной работе словосочетания «территориальная агломерация», «городская агломерация» и «агломерация» являются равнозначными понятиями.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Целью выпускной квалификационной работы является исследование туристского потенциала в городской агломерации и разработка рекомендаций по совершенствованию сферы туризма.

Поставленная цель работы обуславливает необходимость решения следующих задач:

—    рассмотрение основных теоретических аспектов развития городских агломераций (сущности и значения);

—       определение туристского потенциала городов-ядер и загородных территорий в агломерациях;

—       анализ состояния туристической отрасли в городской агломерации Вологда-Череповец;

—       разработка рекомендаций по совершенствованию развития сферы туризма в агломерации Вологда-Череповец.

Объектом исследования является сфера туризма в городской агломерации Вологда-Череповец. Предметом исследования — совершенствование туристической сферы в агломерации Вологда-Череповец.

В работе использованы общенаучные и частнонаучные методы исследования. К первой группе относятся: рассмотрение теоретических источников по теме работы, анализ сферы туризма в агломерации, синтез как осмысление взаимодействия туризма в городах и загородных территориях, систематизация и обобщение теоретического материала по данной теме, а также индуктивные и дедуктивные выводы.

К частнонаучным методам исследования относятся рекреационно-экономический и маркетинговый виды анализа, экспертный опрос, графический и табличный метод представления информации, SWOT-анализ сферы туризма в агломерации, моделирование.

Поставленные цель и задачи выпускной квалификационной работы вызвали необходимость обращения к нескольким группам источников: теоретическим, эмпирическим и нормативно-правовым.

Теоретические источники, освещающие общие вопросы туризма и раскрывающие сущность понятия городской агломерации, представляют собой работы следующих авторов: Е.Г. Анимица [4], М.В. Афонин [5], А.Б. Бабкин [6], Д.И. Богорад [8], А.Б. Здоров [20], В.А. Ильин [23], Л.Г. Лукьянова [34].

К эмпирической группе источников относятся привлеченные исследования таких авторов, как Ю.А. Аникина [3], А.В. Багхеева [7], Н.Ю. Власова [9], С.К. Волков [10], А.Л. Гольдберг [11], Е.Е. Горяченко [13], О.П. Грец [16], Е.С. Губанова [18], Ю. Данилова [19], Н.В. Зимина [21], Н.С. Игловская [22], А.Е. Кац [24], В.А. Колясников [26], М.Е. Комарова [27, 28], И.В. Конев [29], Г.М. Лаппо [32], А.Р. Лебедев [33], О.В. Лысикова [35], Э. Мавлютов [36], Е.Д. Маркина [37], Е.В. Матюнина [38], О.В. Мирошниченко [39], А.А. Моисеенко [40], А.А. Нещадин [42], В. Олейник [46], Е.Н. Перцик [47], Г.И. Поподько [48], Ю.С. Селяева [49], А.И. Стрельников [52], К. Хиц [54], В. Циншен [55], Е.В. Яроцкая [56].

Нормативно-правовую базу составляют: ГОСТ Р 50644-94. «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» [14], ГОСТ Р 50681-2010. «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг» [15], ФЗ «О защите прав потребителей» [43], ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [44], закон «Об основах туристской деятельности на территории Вологодской области» [45], «Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года» [51].

Цель и задачи работы обусловили следующую структуру:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

­   введение, в котором выявлена актуальность исследования, поставлены цель и задачи, определены объект и предмет, а также названы методы исследования, дан анализ использованных источников по проблеме работы, рассмотрена структура выпускной работы и указаны этапы апробации;

­   основная часть работы состоит из трех разделов:

­      в первом («Теоретические аспекты развития территориальных агломераций») раскрываются основы сущности понятия «городская агломерация», ее социально-экономическое значение, определено понятие маятниковых миграций и рассмотрен туристский потенциал городов-ядер и сельских территорий, а также их значимость в городских агломерациях;

­    во втором («Анализ состояния туристической сферы в агломерации Вологда-Череповец») представлена общая характеристика агломерации Вологда-Череповец, проведены рекреационно-экономическая и маркетинговая оценка ее туристского потенциала, проанализированы данные опроса экспертов туристической отрасли в городах Вологда и Череповец;

­    в третьем («Разработка рекомендаций по совершенствованию сферы туризма в агломерации Вологда-Череповец») представлены рекомендации по классификации туристических маршрутов и мероприятий и новый маршрут для диверсификации рынка туризма внутри агломерации;

­   заключение, в котором сделаны выводы по данной работе.

Апробация. Результаты исследования по данной теме обсуждались на следующих научных конференциях:

­   45-я студенческая научно-практическая конференция (Вологодский государственный университет, 01.03.2016);

­    Всероссийский молодежный научный форум «Молодые исследователи — регионам» (Вологодский государственный университет, 20.04.2016).
1. Теоретические аспекты развития территориальных агломераций

1.1 Агломерация как инструмент социально-экономического развития территорий

В настоящее время одно из развивающихся направлений современной урбанизации — это образование агломераций. Многие исследователи считают городские агломерации воплощением качественно иного уровня развития больших городов. В частности, Е.В. Матюнина в работе «Волгоградская агломерация в контексте социально-экономического развития региона» отмечает, что «входящие в их состав города и прочие поселения приобретают иное социальное значение, меняются сферы деятельности, образ жизни, интересы и потребности их жителей» [38].

В литературе существует несколько подходов к определению понятия «агломерация» — городское скопление, урбанизированный район, групповая система расселения, городской комплекс. По мнению французского географа М. Руже, который впервые ввел этот термин, «агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется за соседние населенные пункты» [приводится по: 29].

Рассматривая классическое определение городской агломерации можно сослаться на Д.И. Богорада: «Городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи» [8, с. 16].

В отечественной науке понятие «городская агломерация» появилось на рубеже 1970-х — 1980-х гг. не только в специализированной литературе, но и в бытовом словоупотреблении [4, с. 31].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В настоящее время термин «агломерация» в России используется довольно активно. Прежде всего, это связано с закреплением понятия в стратегических документах развития нашей страны. В утвержденной Правительством РФ «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» («Стратегии — 2020») заявлено, что «крупные агломерации должны стать частью долгосрочной стратегии развития России» [51].

Образование городских агломераций зависит от многих условий и факторов. В частности, Е.В. Матюнина выделяет следующие:

—    географические (климат, благоприятный для жизнедеятельности, удобный для строительства и размещения производств ландшафт);

—       демографические (численность населения и его плотность);

—       экономические (наличие условий организации рентабельных производств, сырьевой базы);

—       административные (действия и мероприятия органов государственной власти, способствующих развитию поселений);

—       социокультурные (виды и формы хозяйственной деятельности, традиции, особенности быта населения) [38].

Результат воздействия этих факторов — неравномерное развитие территориальных агломераций в регионах Российской Федерации. Субъект с развитой агломерацией (например, Ростовская область) может располагаться рядом с регионом, в котором агломерация не сформировалась или является потенциальной (например, Республика Калмыкия) [там же].

Выделяют модели развития городских агломераций:

—    рассеянная модель, в которой функционируют объекты, не связанные никакими хозяйственными связями;

—       моноцентрическая модель, в которой город — главный центр, в подчинении у него находятся населенные пункты и пригородные территории;

—       полицентрическая модель, когда агломерация имеет 2 и более ядра;

—    лучевая или линейная модель, которая представляет собой лучи вдоль транспортных коридоров, связанные с главным городом [приводится по: 19].

Городские агломерации значимы для образования многофункциональных районов, являющихся полностью заселенными, которые способны обеспечить образованием, коммерческими и общественными нуждами, здравоохранением, рекреацией, развлечениями, рабочими местами. При развитии таких центров, появляются условия формирования и развития других районов, тесно связанных с ними.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Ю. Данилова в статье «Городская агломерация: старое название — новое содержание» пишет, что «развитие агломераций — это задача федерального масштаба» [19]. В Российской Федерации они зафиксированы в «стратегиях социально-экономического развития федеральных округов».

«Развитие городской агломерации позволяет обеспечить рассредоточение промышленных производств, рационально разместить их по отношению к населенным пунктам, что улучшает не только экологические условия, но и условия жизнедеятельности населения в крупных городах». Городская агломерация, обладающая существенно более обширными возможностями развития — это пространство, располагающее благоприятными свойствами для интеграционных процессов [там же].

Классифицировать агломерации можно по численности населения [здесь и далее по 56]:

1.   По численности населения, проживающего в городах (тыс. жителей):

—    малые агломерации (50);

—       средние агломерации (50-120);

—       большие агломерации (120-500);

—       крупные агломерации (500-1000);

—       крупнейшие агломерации (1000-5000);

—       сверхкрупнейшие агломерации (более 5000).

2.   По численности населения, проживающего во внешней зоне городской агломерации:

—    зарождающиеся (появление городов-спутников);

—    неразвитые (доля населения во внешней зоне до 25 %);

—       развитые (процент населения во внешней зоне более 25, но менее 50);

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

—       очень развитые (доля внешнего относительно города населения более 50 %).

Чтобы называть территорию городской агломерацией, необходимо определить некоторые критерии, которые бы позволили ее идентифицировать:

1.   Наличие города-ядра (городов-ядер). Исследователи предлагают относить к потенциальным городам-ядрам, численность населения в которых более 100 тысяч человек. При этом, как утверждают ученые, «должно быть не просто наличие городов-ядер с центростремящимися территориями, но и ярко выраженная связь близлежащих территорий, тяготеющих (миграция, товарные и иные потоки) к этому городу».

2.      Население. Необходимо придавать значение не столько численности населения, а сколько плотности расселения. Предлагается соотношение пригородных территорий и центров агломераций по численности жителей в среднем 1:3 соответственно.

.        Маятниковая миграция, по крайним пунктам которой определяется граница всей агломераций и развитость территории внешней зоны. «Для этого используется метод изохрон, то есть определение зон равной временной доступности относительно городов-ядер агломерации. Данный метод базируется на выделении колец спутников вокруг ядра агломерации:

—    0,5-часовая;

—       1-часовая;

—       1,5-часовая;

—       2-часовая».

4.   Развитость городской агломерации. Институт географии РАН СССР предложил рассчитывать коэффициент развитости (Кразв), «который может быть использован для определения развитости, как формирующейся агломерации, так и уже сформировавшейся». Находится по формуле:

Кр=P(Mm+Nn

где Р — численность населения города-ядра (городов-ядер);

М — количество городов;

N — количество поселков;и n — доли населения внешней зоны в городском населении агломерации.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В том случае, когда коэффициент развитости агломерации менее 2,5, то она является наименее развитой или потенциальной.

5.   Социальные и экономические связи ядер с внешней зоной.

6.      Сформированная транспортная инфраструктура внутри агломерации. Развитие всех видов транспорта (автобусные сообщения, железнодорожное сообщение, водный, автомобильный, воздушный транспорт).

.        Наличие совместно используемой инфраструктуры (технической инфраструктуры и коммуникаций).

.        Культурные и рекреационные связи: городов-ядер с внешней зоной агломерации, между населенными пунктами внешней зоны, между городами-ядрами (в полицентрической агломерации).

Исходя из представленных признаков, под городской агломерацией понимается «группа близко расположенных городов, поселков и других населенных мест с тесными трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, а также с интенсивными маятниковыми передвижениями» [42].

А.А. Нещадин в рекомендациях по разработке стратегии «Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России» отмечает, что «процесс развития городских агломераций приводит к концентрации объектов промышленности, науки, образования, культуры и рекреации» [там же].

По мнению Н.С. Игловской, «городские агломерации в целом выступают «локомотивами» социального и экономического развития страны и ее регионов» [22].

Внутри самих же агломерациях, не только города являются толчком развития, но и пригороды (внешнее окружение) также выполняют ряд функций:

1.   Промышленная функция (распределение промышленных предприятий).

2.      Транспортная функция (в пригородной зоне проживают жители, работающие в городе, кроме того транспортные поездки реализуют культурно-бытовые и экскурсионные поездки населения).

.        Сельскохозяйственная функция («обеспечение города сельскохозяйственной плодоовощной и животноводческой продукцией»).

.        Экологическая функция (возникает в связи с перемещением промышленных предприятий в пригородную зону, с интенсивным развитием транспорта и захоронением отходов жизнедеятельности).

.        Рекреационная функция (связана с неблагоприятной экологической ситуацией в городах и увеличением нагрузки на здоровье) [23, с. 80].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Городская агломерация — это особая географическая, экономическая и социальная организация, имеющая потребность в решении общих задач. Городские агломерации, как правило, складываются исторически, как территориально, так и социально [22].

А.А. Моисеенко в статье «Формирование инновационной инфраструктуры городской агломерации (на примере Ростовской агломерации)» считает, что «формирование городских агломераций — результат процессов экономического и социального развития, в частности процесса углубления территориального разделения труда, способствует росту крупного города вместе с окружающим его ареалом. Высокая степень концентрации и диверсификации производства, наличие кадрового потенциала, тесная связь производства с научными и учебными центрами, эффективное использование производственной, социальной и инновационной инфраструктуры способствуют социально-экономическому развитию территории и росту качества жизни населения» [40].

Известно, что туризм оказывает прямое воздействие на разные сферы городской жизни. Э. Мавлютов в работе «Московская агломерация — туризм — развитие» отмечает, что «развитие туристской отрасли способно значительно

изменить среду обитания жителей города, а также внешнего окружения. Развитие туристических объектов поможет популяризировать здоровый образ жизни через активный и полноценный отдых, способствовать патриотическому воспитанию новых поколений жителей города» [36].

Признанно, что туризм содействует созданию большого количества рабочих мест в разных секторах экономики и, как следствие, росту доходов населения. Развитие туристической отрасли играет важную роль в создании положительного социального климата во внешней зоне и городах, также снимает социальную напряженность в ряде отраслей и территорий [там же].

Таким образом, агломерация — это территория с усиленными хозяйственными, культурными, бытовыми и трудовыми связями, на образование которой влияет ряд факторов и условий, среди которых: географические, демографические, экономические, административные и социокультурные факторы. Территория может называться агломерацией, если выполняется ряд условий: наличие города-ядра (с численностью населения не менее 100 тыс. человек), маятниковых миграций, социально-экономических и культурно-бытовых связей ядра с внешним окружением, совместно используемой инфраструктуры и т.д. Развитие городских агломераций позволяет обеспечивать не только рассредоточение промышленных производств и формирование промышленных связей, но и культурно-рекреационные связи, как следствие, взаимодействие в области туризма.
1.2 Маятниковые связи в агломерации как фактор развития внутреннего туризма

В работе К. Хица «Туристические миграции как элемент «глобального общественного пространства» — методологически-функциональное представление некоторых понятий» находим классификацию миграций по критерию времени:

—    переезды, связанные с длительной переменой места жительства (сезонные);

—    переезды, связанные с временным изменением места пребывания;

—       переезды, связанные с передвижением к месту работы или учебы в другую местность (ежедневно, еженедельно) — миграции маятниковые [54].

По тому же основанию О.В. Мирошниченко в работе «Международные туристические миграции как фактор интеграционных процессов…» [39] определяет следующие виды миграции:

.     Эпизодические миграции. Ими выступают деловые и туристические поездки, которые не имеют регулярного характера. По утверждению автора, значение их с переходом к рыночным отношениям значительно повысилось.

2.      Маятниковые (челночные) миграции. Предполагают собой «регулярные, ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (учебы) и обратно». Основные направления: из села, деревни — в город, из небольшого города — в крупный. Частая маятниковая миграция отмечается в пригородных зонах больших городов.

В настоящее время выделяют совершенно новые виды маятниковой миграции. Они представлены культурно-спортивными и хозяйственно-бытовыми миграциями населения.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

К культурно-спортивным маятниковым миграциям относятся непродолжительные поездки в города или другие населенные пункты, целями которых составляют посещение разнообразных культурных мероприятий и учреждений (музеев, театров, галерей, цирка, выставок, праздников и фестивалей и др.), а также многообразные спортивные мероприятия: футбольные, баскетбольные, волейбольные, хоккейные матчи, мировые чемпионаты, олимпиады, лыжные гонки и т.д.

Второй новый вид миграции — хозяйственно-бытовые — представляются в форме поездок в торговые центры и магазины за покупками в другие города [5, с. 48].

По продолжительности путешествия разделяют на следующие виды:

—    краткосрочные поездки (туры «выходного дня», или до 7 дней);

—    среднесрочные (туры общей продолжительностью 9-12 дней);

—    долгосрочные (туры продолжительностью от 15 до 30 дней) [6, с. 14].

Агломерация — это территориальное образование, в котором как и в любом другом (области, районе) необходимо налаживать внутренние туристические связи. Передвижения внутри агломерации не превышают трех часов переезда, поэтому грамотная разработка туристических маршрутов в ней позволит жителям всех населенных пунктов внешней зоны агломерации и городов-ядер быстро добраться до объектов туристского интереса. Оптимальная форма путешествия в агломерации — туры «выходного дня», как раз составляющие культурно-спортивную маятниковую миграцию.

Туры «выходного дня» чаще всего — универсальные программы: путешествия для семей, компаний друзей, корпоративные туры и т.п. Они представляют собой 2-х или 3-х-дневный отдых разнообразной направленности:

1.   Познавательный туризм. Подходит для всех возрастов и зависит только от интересов туристов. Может быть представлен стационарными (с пребыванием туристов в одной туристской дестинации) и маршрутными турами (посещение нескольких городов или населенных пунктов или дестинаций, представленное в виде маршрута).

2.      Развлекательные туры. Считаются основой туров «выходного дня». Главная их цель, конечно же, — развлечение туристов. В основном, представляются в участии в фестивалях, различных праздничных мероприятиях, посещение тематических парков, аттракционов и т.д. Часто комбинируются с другими видами путешествий [34, с. 15].

Выделяют две разновидности развлекательных туров:

—    периодические, или разовые туры, которые организуются на всевозможные праздники, во время каникул, на фестивали, могут быть приурочены к разовым событиям;

—    регулярные, или постоянные поездки в места развлечений (тематические парки, казино и др.).

.     Экологические туры. Таковыми могут определяться как небольшие познавательные туры, так и регулярные экологические программы в национальных парках или заповедниках.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

4.      Деловой туризм. Поездки с деловыми целями существуют давно и имеют достаточно большую популярность в современном мире.

Для туров «выходного дня», как и для любого другого путешествия важно полное комплексное обслуживание, включающее:

—    программу обслуживания;

—       проживание;

—       питание;

—       досуговые, развлекательные услуги;

—       экскурсионное обслуживание;

—       транспортные и бытовые услуги и др. [34, с. 21].

Таким образом, маятниковые миграции — ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (учебы) и обратно, приобретают новые виды: культурно-спортивные и хозяйственно-бытовые поездки. Оптимальная форма путешествия внутри городской агломерации — это туры «выходного дня», которые составляют культурно-спортивный вид маятниковой миграции. Они могут быть различной направленности (познавательные, развлекательные, экологические, деловые и др.) и способствовать развитию инфраструктуры туризма в регионе.

1.3 Туристский потенциал агломераций

1.3.1 Туристский потенциал городов-ядер территориальных агломераций

Города, обладающие богатой историей и культурой, являющиеся центрами туризма или имеющие потенциал для этого, подразделяются на несколько моделей:

1.   Исторический и культурный центр. В такой модели города представляют собой место сосредоточения историко-культурных объектов или известный центр курортного туризма.

2.      Экономический центр. При развитии города по такой модели важным является развитая экономика, хорошо развитая инфраструктура, современные технологии жизни города. Важной задачей является быстрое развитие экономики и повышение качества и уровня жизни населения.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

.        Комплексный центр. В такой модели город — это объединение центра культуры, экономики и политики, образования и науки какого-либо региона [55].

Города являются центрами притяжения туристов. Они знамениты выдающимися историческими событиями, деятелями общественной и культурной жизни, различными культурными, религиозными объектами. Также в городах систематически проводятся научные конференции, семинары, популярны выставки и фестивали, что способствует развитию делового и событийного туризма [46].

Далее рассмотрим основные направления туризма в городах.

1.   Индустриальный туризм. В настоящее время это направление туризма, зародившееся в Англии и во Франции в 60-х годах двадцатого века, является довольно популярным во многих странах и регионах мира. Не только для туристов, но и для местных жителей объекты промышленной и индустриальной культуры имеют высокую степень аттрактивности.

Считается, что город и туризм неразделимы — «культурные, природные и индустриальные объекты и ландшафты, фасады, витрины, баннеры и многое другое интересует современного туриста» [35].

Объектами индустриального туризма считают производственные предприятия (заводы, шахты), склады и хранилища сырья и ресурсов, а также готовой продукции, электростанции, действующие или заброшенные порты, железнодорожные вокзалы, аэровокзалы и прочие объекты транспортных предприятий.

О.В. Лысикова в работе «Индустриальный туризм в городском пространстве: кейс-стади Саратова» считает, что «индустриальный туризм как автономный вид туризма практикуется не часто. Как правило, он развивается в синтезе с такими видами туризма как культурно-познавательный, событийный, музейный, этнический, экспедиционный, экстремальный. Зачастую становясь символами городов, объекты индустриального наследия, привлекают большое количество туристов» [35].

2.   Культурно-образовательный туризм. Включает в себя различные виды обучения с познавательными и культурными экскурсионными программами. В настоящие дни этот вид туризма становится все более популярным во многих странах мира [33].

3.      Деловой туризм. Данный вид туризма играет большую роль, особенно в крупных городах. Он охватывает поездки по профессиональным или служебным делам, без получения доходов в месте пребывания. Деловой туризм содержит: конгрессно-выставочный туризм, бизнес-поездки и инсентив-туры.

Конгрессно-выставочный вид делового туризма — участие и посещение конгрессов, ярмарок, выставок, конференций и других подобных мероприятий. Цели участия в таких мероприятиях различны. Ученые, врачи, бизнесмены, деятели туризма и культуры, других отраслей (легкая и тяжелая промышленность, строительство, сельское хозяйство и т. д.) с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, получают новую информацию, общаются с коллегами, обмениваются опытом и мнениями, проводят переговоры, отвлекаясь от привычной обстановки и приобщаются к предлагаемой культурной программе.

Инсентив-туризм — поездки, которые предоставляет руководство компании своим сотрудникам, поощряя их за работу [6, с. 64-65].

4.   Спортивный туризм. Настоящий вид туризма предполагает проведение спортивных мероприятий или присутствие в качестве зрителей в какой-либо местности. Его, подразделяют на профессиональный спортивный и любительский спортивный туризм [там же, с. 12-13].

5.      Познавательный (экскурсионный) туризм. Содержит поездки с целью ознакомления с достопримечательностями (природными или историко-культурными), музеями или театрами, а также традициями народов в той или иной местности. Поездка может содержать наряду с познавательными целями и рекреационные [там же, с. 111].

.        Религиозный туризм. Данный вид туризма основывается на потребностях людей разных конфессий и верований. Он имеет две главных разновидности: паломнические туры (отдельно выделяется духовно-паломническое направление в нем) и религиозные туры, состоящие в экскурсионно-познавательной направленности.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Христианское паломничество, например, основывается на молитвенном общении, сборе пожертвований на восстановление храмов или других религиозных объектов, а также поклонении христианским святыням. Такие маршруты длятся чаще всего более одного дня. Экскурсионные же религиозные туры чаще осуществляются за один день. Важными факторами путешествий с религиозными и паломническими целями являются временные рамки, в течение которых отмечаются религиозные и государственные праздники [там же, с. 6].

7.   Событийный туризм. В современном мире набирает большую популярность. Основная цель поездки обычно приурочена к какому-либо событию, празднику. Это достаточно перспективное и быстро развивающееся направление туризма, которое включает в себя:

—    национальные праздники и фестивали;

—       фестивали музыки, театра и кино;

—       театрализованные шоу;

—       гастрономические фестивали;

—       модные показы, выставки моды;

—       фестивали и выставки цветов;

—       аукционы;

—       спортивные события [там же, с. 123].

Особенность событийного туризма — постоянное появление новых мероприятий, праздников и фестивалей, многие из которые из случайных, одноразовых переходят в разряд регулярных и массовых, собирающих большое количество туристов. Особенно прочное место в событийном календаре занимают Олимпийские игры, которые собирают самое большое количество участников и зрителей [там же, с. 124].

В настоящее время наблюдается очевидное разграничение между туризмом ориентированным на урбанизированные территории и на поездки в сельскую местность, на природу. Исследователи и теоретики приходят к выводу, что в настоящее время сосуществуют и самостоятельно развиваются как индустриальный, или промышленный, так и сельский, или аграрный вид туризма.

Подводя итог, скажем, что города могут быть комплексными (взаимодействие культуры, экономики, политики, науки), историко-культурными или экономическими центрами. Туризм в городах представлен многообразием видов, основными из которых являются: индустриальный (промышленный), культурно-образовательный (обучающий), деловой (конгрессно-выставочный, бизнес-поездки, инсентив-туры), спортивный, познавательный

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

945

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке