Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Особенности обратной связи в детской периодике (на примере журнала ‘Костер’)»

На современном этапе развития общества СМИ являются одним из важнейших участников социальных отношений. Массовая коммуникация стремится к установлению тесной взаимосвязи с аудиторией. Одним из средств установления взаимоотношений между СМИ и аудиторией является обратная связь. Она позволяет не только узнать интересы и потребности аудитории, но и помогает контролировать эффективность работы редакции.

Написание диплома за 10 дней

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества СМИ являются одним из важнейших участников социальных отношений. Массовая коммуникация стремится к установлению тесной взаимосвязи с аудиторией. Одним из средств установления взаимоотношений между СМИ и аудиторией является обратная связь. Она позволяет не только узнать интересы и потребности аудитории, но и помогает контролировать эффективность работы редакции.

Обратная связь между аудиторией и СМИ существовала в России уже давно, в советские годы она пользовалась большой популярностью, но существовала преимущественно в письменной форме. Письма зрителей и слушателей зачитывались в эфире, письма читателей публиковались в газете. Неотъемлемой частью любой редакции был отдел писем, обязанностью сотрудников которого было дать ответ на каждое послание. В современном мире каналов для обратной связи намного больше. Аудитория может взаимодействовать со СМИ через телефонную связь, электронную почту или официальные сайты, а также в социальных сетях.

Актуальность изучения обратной связи в детской периодике обусловлена рядом факторов. Во-первых, обратная связь является важнейшим элементом любого коммуникативного процесса, но многие ученые сходятся во мнении, что, несмотря на то, что каналов для обратной связи становится все больше, редакции многих СМИ зачастую отказываются от установления тесной взаимосвязи со своей аудиторией, что приводит к негативным последствиям. Во-вторых, детская пресса участвует в воспитании подрастающего поколения, поэтому ей особенно необходим тесный контакт со своей аудиторией. От того, как выстроены взаимоотношения между редакцией СМИ и читателями, зависит уровень доверия аудитории к изданию. Журнал «Костер» в качестве исследуемого материала был взят неслучайно. Журнал существует на медиарынке уже более 80 лет, поэтому на его примере можно проследить, как менялась обратная связь в детской периодике с течением времени.

Тема функционирования обратной связи в СМИ становится все более популярной, так как журналистика стремится к конвергенции, что дает больше возможностей для получения обратной связи. Различные исследования посвящены функционированию обратной связи в тех или иных средствах массовой информации, но практически отсутствуют комплексные монографические исследования, отражающие особенности обратной связи в детских периодических изданиях. Новизна нашей работы заключается в том, что мы рассматриваем различные аспекты функционирования обратной связи на примере одного журнала за все время его развития (начало ХХ в. — начало ХХI в.), и таким образом можем проследить динамику развития обратной связи в этом издании.

Цель исследования — изучить обратную связь в журнале «Костер» и выявить ее особенности на каждом этапе развития журнала.

Поставленная цель реализуется через следующие задачи:

изучить определение понятия «обратная связь» и ее формы в журналистике

описать историю журнала «Костер» и выделить основные периоды его развития

рассмотреть особенности обратной связи в журнале «Костер» на различных этапах его развития.

Объектом изучения являются материалы, опубликованные в журнале

«Костер», которые отражают обратную связь. Предметом изучения являются особенности функционирования обратной связи, ее формы и виды в журнале

«Костер».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В рамках исследования были изучены номера журнала «Костер» за всю историю его существования (1936-2017 гг.), а также официальный сайт и официальная страница журнала в социальной сети «ВКонтакте». Основными методами изучения обратной связи в журнале «Костер» стали дискурсивный анализ и контент-анализ, описательный метод стал основным для изучения истории журнала.

Теоретической основой изучения обратной связи в СМИ являются научные работы Т.Д. Орловой, В.Ф. Олешко, С.Г. Корконосенко, Е.В. Прохорова, Л.А. Рукавишникова и др. При изучении и описании истории детской журналистики мы опирались на работы Н.Л. Колесовой и М.И. Алексеевой, С.Г. Антоновой, И. Фомичевой, А.П. Гостомыслова и др.

Структура работы представлена следующим образом: Введение, Глава 1, Глава 2, Заключение, Приложение. В первой главе представлен теоретический материал, касающийся изучения явления обратной связи, ее видов, форм и функций. В первом параграфе рассматриваются и анализируются различные определения обратной связи, выделяются ее функции. Во втором и третьем параграфе дается классификация форм и видов традиционного взаимодействия аудитории со СМИ. Отдельный параграф посвящен осмыслению эпистолярной формы обратной связи как одной из самых популярных форм взаимодействия СМИ и аудитории. В последнем параграфе первой главы описана история развития детской журналистики в России и функционирование обратной связи в изданиях для детей.

Во второй главе исследуется периодическое издание «Костер», формы и виды обратной связи, которые представлены в журнале. В первом параграфе отражена история журнала «Костер», выделены 5 основных этапов развития журнала: первый этап (1936-1940гг.), второй этап (1941-1946), третий этап (1956-1991), четвертый этап (1992-2000) и пятый этап (2001-2017). Второй параграф посвящен формам и видам обратной связи, которые использовала редакция в разные периоды развития. В ходе анализа номеров журнала было выявлено, что наиболее популярными формами обратной связи на всех этапах развития журнала были эпистолярная и соавторская. Особенности соавторской формы обратной связи в журнале отражены в третьем параграфе. Особое внимание уделяется письмам читателей, которые печатались на страницах журнала в разные годы, их тематике и проблематике. Анализу эпистолярной формы обратной связи посвящены последние три параграфа практической части, где отражены типы писем, поступающих в редакцию, их описание в содержательном и коммуникативном аспекте.

ГЛАВА 1. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СМИ И АУДИТОРИИ

1.1 Понятие обратной связи в журналистике

Впервые понятие обратной связи появилось в кибернетике. Под обратной связью в кибернетике понимают механизм сосуществования и выживания элементов системы, без которого она теряет способность к внутренней координации и саморегулированию [Корконосенко, с.102].

Коммуникация, как система отношений, направлена на установление взаимопонимания и имеет двустороннюю природу. В теории журналистики различаются два потока информации. С одной стороны действует прямая связь (передача информации от СМИ аудитории), с другой стороны — обратная связь (осуществляется прием информации от аудитории).

Нельзя недооценивать значение обратной связи для процесса коммуникации. Без обратной связи у отправителя сообщения отсутствует какая- либо возможность узнать, состоялся ли процесс коммуникации [Богомолова, с. 12].

Для изучения обратной связи в СМИ необходимо обратиться к ее определению в рамках гуманитарных дисциплин. В теории коммуникации понятие «обратная связь» относится к ответу получателя на сообщение — кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д. От того, насколько адекватна реакция, развиты умения слушать и обеспечивать обратную связь с отправителем, зависят правильность восприятия и понимания информации, эффективность коммуникации [Основы теории коммуникации].

С.А. Захарова дает такое определение обратной связи в массовых коммуникациях: «обратная связь — это реакция аудитории на то или иное воздействие субъекта социального управления в виде результатов социологических исследований, интерактивных опросов, писем, звонков в редакцию, сообщений в Интернет и других видов. Такая инициированная субъектом или объектом управления обратная связь оказывает обратное воздействие на коммуникатора» [Захарова, с. 13].

Обратная связь — это реакция получателя на сообщение источника. Источник может учесть обратную связь при изменении последующих сообщений. Таким образом, обратная связь делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом [Богомолова, с. 90].

Л.А. Рукавишников, рассматривавший обратную связь точки зрения содержания, понимал ее «как реакцию на полученную информацию, как саму обратную информацию и как канал поступления сигналов, предложений, критических замечаний в адрес редакции» [Рукавишников, с.16].

Таким образом, большинство исследователей сходятся во мнении, что обратная связь представляет собой реакцию на журналистский материал и является эффективным способом оценки работы СМИ. Но, так как определение обратной связи, которое дает Л.А. Рукавишников, более широкое, в своем исследовании мы будем пользоваться им. Под обратной связью мы подразумеваем не только реакцию читателей на информацию, полученную из СМИ, но и различные материалы, приходящие в редакцию от аудитории.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Понятие «обратная связь» тесно связано с интерактивностью. Под интерактивностью понимают способность человека влиять на содержимое и направленность СМИ, возможность общаться с другими слушателями, свободно высказывая свое мнение. Необходимо различать интерактивность и обратную связь. Основное отличие этих явлений заключается в том, что при интерактивном общении читатель и СМИ объединены не только общей темой, но и временем. При обратной связи в печатном издании участники коммуникации разделены пространством и временем, поэтому общение является дистантным и носит опосредованный характер.

А.А. Грабельников, изучая природу обратной связи, выделил несколько причин обращения аудитории в редакцию:

а) стремление к общественному признанию, самовыражению;

б) сообщение редакции и всей аудитории новых и общественно- значимых фактов, привлечение к ним общественного внимания;

в) желание поделится своими мыслями, чувствами, переживаниями по интересующей проблеме, высказать свое мнение;

г) стремление воздействовать с помощью СМИ на работу других общественных организаций;

д) желание высказать свое мнение, отношение к работе редакции;

е) стремление получить от редакции или ее сотрудников какую-либо информацию;

ж) желание установить общение с журналистами как с заочными собеседниками [Грабельников, с. 256 ].

Т.Д. Орлова отмечает, что после распада СССР в связи с изменением экономического положения многие СМИ сократили средства, выделяемые на изучение своей аудитории, и отказались от использования тех или иных форм обратной связи. Многие формы исчезли полностью или трансформировались. Так, многие редакции отказались от работы с почтой читателей, опираясь на статью 42 Закона РФ «О средствах массовой информации»: «Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение. Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею письмо» [Закон РФ «О СМИ. от 27.12.1991]. В результате отказа работы с читательской почтой уровень доверия населения к СМИ упал [Орлова, с. 15]. Исследователи приходят к выводу, что во многих средствах массовой информации — особенно это касается печатных изданий — такое явление, как обратная связь, практически утрачено [Бигаева, с.4]. Понимая значимость обратной связи для успешного существования издания, редакции многих СМИ пытаются воссоздать те или иные формы обратной связи и наладить контакт с аудиторией, однако в большинстве случаев это не удается. «Редакции бы и рады вступить в переписку, да не с кем. Они отвадили читателей обращаться к редакции как к «другу», «советчику» [Олешко, с. 53].

На современном этапе развития общества обратную связь считают одной из основных составляющих коммерческого успеха, отказ от которой создает для редакции «определенные сложности как в социально-психологической, так и в экономической сфере деятельности» [Курочкина, с. 3].

Таким образом, существуют различные определения обратной связи в журналистике: одни исследователи под обратной связью понимают только отклик на журналистский материал или работу издания, другие — подразумевают всю информацию, поступающую от аудитории. Такая информация позволяет поучить не только отзыв и мнение относительно работы редакции, но и характеристики аудитории, ее настроения, запросы. Исследователи СМИ неоднократно подчеркивают значимость обратной связи для современных средств массовой информации. От того, насколько эффективна обратная связь, зависит отношение и доверие аудитории к СМИ, коммерческий успех издания. Сегодня редакции многих СМИ стараются выстроить тесный контакт с аудиторией, утраченный в конце ХХ века, однако не всем это удается.

1.2 Формы и виды обратной связи в СМИ

Обратная связь является коммуникативным процессом. Поэтому, изучая ее, имеет смысл говорить о таких составляющих коммуникативного акта, как субъект, аудитория, передаваемая информация, коммуникативные барьеры и каналы для передачи сообщения. Особую роль в получении обратной связи играют именно каналы передачи сообщения.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Изучая каналы, с помощью которых редакция может получать информацию от аудитории, С.Г. Корконосенко выделяет следующие формы обратной связи: эпистолярная, мгновенная, соавторская, тестирующая, консультативная, экспертная и исследовательская.

Эпистолярная форма представляет собой отклик от аудитории с помощью писем и звонков. Это самая распространенная форма обратной связи. С помощью данной форы связи редакция получает от аудитории не только критические замечания и предложения, но и узнает мнения и настроения своей аудитории. Мгновенная обратная связь чаще всего происходит на радио и телевидении. Осуществляется с помощью прямых включений, звонков в эфир. В газетной практике подобную функцию выполняют беседы с читателем по горячему телефону. Соавторская фора обратной связи подразумевает привлечение аудитории к созданию контента. Материалы могут быть выполнены как в соавторстве с профессиональными журналистами, так и полностью принадлежать зрителю или читателю. Тестирующей формой называется взаимодействие редакции с аудиторией с помощью анкет, интервью и опросов. Полученные данные позволяют определить позицию аудитории, степень заинтересованности не только целиком в издании, но и в определенных рубриках, передачах. Под консультативной формой обратной связи понимают обсуждение продукции редакции в ходе читательских и зрительских конференций, дней открытого письма. Экспертная форма представляет собой изучение обзоров работы издания, исследовательских и научно-критических материалов о журналистской практике, мнения специалистов-экспертов. Исследовательская форма обратной связи осуществляется с помощью рейтинговых замеров динамики реальной аудитории изданий или программ, углубленное изучение состояния аудитории [Корконосенко, с.136].

Т.Д. Орлова, опираясь на цели обращения аудитории в редакцию, выделяет следующие формы обратной связи:

экспертиза (отзывы о работе редакции, о материале, публикуемом на страницах издания и т.д.),

диалог (мнения читателей по предложенной теме),

соавторство (привлечение читательского актива к созданию контента) [Орлова, с.314].

В работах, посвященных функционированию обратной связи в журналистике, исследователи чаще всего опираются на классификацию С.Г.

Корконосенко, так как она более широкая и отражает не только каналы и цели обращения, но и функции, которые выполняет та или иная форма обратной связи. Ни одна из форм обратной связи не может заменить другую. Только комплексное использование различных форм обратной связи может создать эффективный и непрерывный контакт СМИ со своей аудиторией [Шишкин, с.11].

Исследователи медиа выделяют различные виды обратной связи в зависимости от условий возникновения, наличия оценки и характера воздействия. С точки зрения условий возникновения, обратная связь может быть естественной или специально организованной. Естественная обратная связь чаще всего отражает мнение аудитории о работе редакции, о материалах, публикуемых в издании. С помощью специально организованной обратной связи редакция узнает характеристики своей аудитории, ее настроения, интересы и мнения по какой-либо теме. Для организации такой обратной связи редакция использует различные методы: анкетирование, открытые вопросы, просьбы поделиться мнением по каким-либо вопросам.

По характеру воздействия выделяют два вида специально организованной обратной связи: положительную и отрицательную [Бигаева, с. 5]. Если обратная связь способствует усилению влияния СМИ и увеличению аудитории, тогда она считается положительной, и наоборот, если эффективность СМИ снижается, тогда такая обратная связь будет отрицательной.

Понимая обратную связь как отклик на журналистскую работу, С.А. Захарова подразделяет ее на оценочную и безоценочную. Оценочная обратная предполагает наличие собственного мнения, своей точки зрения по какому-либо вопросу.

При оценочной обратной связи аудитория сообщает редакции свое мнение о работе издания, отношение к нему. В таком виде обратной связи присутствуют выражения, показывающие, что оценка субъективна. Это может выражаться через слова «по-моему», «мне кажется» и т.д. По характеру оценки обратная связь может быть как позитивной так и негативной. В первом случае выполняется функция поддержки, во втором — корректирующая. Именно негативная обратная связь, несмотря на семантические особенности выражения, считается наиболее эффективным видом для контроля и регулирования редакционной политики [Бигаева, с.4]. Безоценочная обратная связь не подразумевает выражения отношения к обсуждаемой теме или предмету. Это могут быть предложения, просьбы или вопросы к редакции.

Таким образом, для успешного функционирования СМИ необходимо чтобы были задействованы оба вида обратной связи: и естественная, и специально-организованная. Только комплексное использование этих двух видов позволяет редакции не только получить о своей работе, но и всесторонне изучить аудиторию, узнать ее запросы и потребности.

1.3 Письмо в редакцию как форма обратной связи

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Самой популярной формой взаимодействия аудитории печатных СМИ с редакцией является эпистолярная, каналом для которой являются письма в редакцию. Письмо в редакцию — это публицистическое выступление, которое либо является откликом на материал, который был опубликован в издании, либо поднимает актуальную общественно значимую проблему.

Письмо в редакцию может быть описано как коммуникативный акт, которому присуще наличие цели коммуникации, участников, каналов передачи сообщения и коммуникативных барьеров.

Письму в редакцию свойственны два типа общения: информативный и фатический. При информативном типе общения сообщение всегда целенаправленно. Основная топовая интенция таких писем — сообщить о чем- либо. Фатический тип общения подразумевает, что собеседники заинтересованы в общении как таковом. Р.О. Якобсон описал это как «общение ради общения» [Китайгородская, Розанова, с.195].

С точки зрения расположения коммуникативных партнеров жанр письма в газету является дистантным, как и все виды общения через письменные тексты. Как эпистолярному жанру письму присуще такое важное качество, как непосредственное обращение автора к адресату. Адресат — это индивид (группа индивидов), в отношении которого у говорящего имеются прямые или очевидные цели и которому адресовано прямое обращение [Чеснокова, с. 13].

Существуют различные классификации адресатов. Например, в классификации, представленной А.А. Тертычным, выделяется два типа адресата: конкретный человек (редактор, политик, литератор и др.) и социальная группа или население в целом.

В работе Е. А. Никишиной представлена другая классификация. По мнению автора, адресат может быть массовым, (читательская аудитория в целом), формальным (редактор газеты, журнала, куда пришло письмо), целевом (конкретный человек, известная личность) [Никишина, с. 4]. Однако, в любом случае, получателем письма, опубликованного на страницах периодического издания, является массовая аудитория. Под ней понимают всех потребителей массовой информации, которая распространяется по каналам СМИ. К массовой аудитории относятся читатели газет, журналов, слушатели радио, телезрители, пользователи сети Интернет и т.д. [Князев, с. 10].

Несомненна значимость письма как формы обратной связи, поскольку публикация писем читателей является формой выражения общественного мнения. Мнение о тех или иных событиях подается не от лица журналиста, а от аудитории. В письмах звучит «голос читателя». Исследователи отмечают, что количество писем свидетельствует о высоком уровне доверия читателя к СМИ, в то время как отказ редакции от публикации писем снижает уровень доверия читателя к СМИ [Гуревич, с. 14].

Обратимся к характеристике писем в редакцию с точки зрения их содержания. Виды таких писем весьма разнообразны, поэтому их подразделяют на несколько групп:

письма, готовые к опубликованию

письма, с просьбой помощи

письма, предполагающие воздействие через СМИ на другие институты общества

запросы на информацию познавательного характера

обращение к авторитетному лицу, с целью узнать мнение по какому-либо вопросу [Грабельников, с.6].

А.И. Акропов выделяет еще несколько видов писем, поступающих в редакцию: письмо-жалоба, письмо-благодарность, письмо, содержащее постановку проблемы [Акропов, с.9].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Существует два основных варианта использования писем читателей редакцией. Пришедшие в редакцию письма от аудитории могут быть как опубликованы, так и не появится на страницах издания. Для публикации необходимо, чтобы текст обладал необходимыми качествами: актуальность, общественная значимость, соответствие проблемно-тематическому направлению издания [Грабельников, с.6].

СМИ могут печатать подборки писем с комментариями или без них. Отбор писем для подборки может быть как тематическим, проблемным, демографическим, географическим и др. Могут публиковаться письма, которые пришли в редакцию за определенный период времени (неделю, месяц и т.д.). Еще один вариант использования писем — публикация аналитического обзора, который готовится журналистами на определенную тему, в таком случае письма приводятся только методом цитирования. Письмо, поступившее в редакцию, может выступать в качестве информационного повода или предлога для написания статьи. При таком варианте использования оно приводится в тексте в качестве эпиграфа или текст письма вводится в статью журналистом: «К нам в редакцию поступило письмо…»

Неопубликованные письма также играют большую роль: они сообщают о фактах, мнениях, содержат информацию, на основе которой редакция может судить об эффективности своей работы.

С.М. Гуревич отмечал, что «отказ от публикации писем читателей и других форм использования редакционной почты приводит к самым отрицательным последствиям — потери связей журналистов с читательской аудиторией, ухудшению имиджа издания» [Гуревич, с.16].

Существует множество подходов к изучению типологии писем в редакцию как жанра журналистики. Одни ученые рассматривают лингвистические особенности писем. Так, в работах А. К. Контрочук рассматриваются композиционные особенности писем, О.В. Гусева рассматривает письма, с точки зрения функционирования фразеологии в них, Т.В. Вольская рассматривает проблемы взаимодействия просторечий и литературного языка. Не на лингвистическом уровне письма в редакцию рассматривали В.В.Алексеев, Н.Н. Козлова, В.В Кабанов, в этих работах внимание уделялось психологическим и социологическим особенностям писем, поступающих в редакции СМИ.

Таким образом, наиболее популярной формой обратной связи является эпистолярная. Цели обращения читателя в редакцию различны: одни пишут исходя из желания поделится своими мыслями с редакцией и другими читателями, другие — получить какую-либо информацию. Опираясь на цели обращения исследователи выделяют различные типы писем, присылаемых в редакцию: письма-жалобы, письма-запросы, письма-мнения, письма-просьбы помощи и т.д.

1.4 Обратная связь в печатных периодических изданиях для детей

Детская журналистика — это достаточно сложная и своеобразная часть средств массовой информации. С одной стороны, это издания и программы, контент которых зависит от возрастных и психологических особенностей аудитории, с другой — журналистика для детей является частью педагогики, выполняет образовательную и воспитательную функцию. Для того, чтобы говорить об особенностях обратной связи в детской периодике необходимо изучить не только то, как обратная связь представлена сегодня, но и становление и развитие различных ее форм и видов.

Изучению истории детской журналистики посвящены работы Н.Л. Колесовой, М.И. Алексеевой, С.Г. Антоновой, И. Фомичевой, А.П. Гостомыслова и др.

История становления детской периодической печати в России началась во второй половине XVIII века с выходом журнала «Детское чтение для сердца и разума» под редакцией Н. Новикова. Журнал выходил раз в неделю в качестве приложения к газете «Московские ведомости».

В первые годы XIX века изданий для детей было не много. В 20-х гг. начался поиск нового типа детского издания. В это время в среде детской журналистики велись споры о том, какими должны быть издания для подрастающего поколения. Например, С.Н. Глинка, выпускающий журнал

«Новое детское чтение» (1819-1824), считал, что «детскую литературу и детскую журналистику следует считать самобытным и полноценным явлением, аналогичным от «взрослых» произведений и изданий» [Гостомыслов, с.15]. Сторонники этой идеи выступали за упрощение языка материалов, наличие иллюстраций на страницах журналов, особой жанровой структуры.

Д.А. Валуев со своими единомышленниками, напротив, стремились к тому, чтобы детская пресса больше походила на журналы и газеты для взрослых. В его «Библиотеке для воспитания» (1943-1946 гг..) отсутствовал развлекательный отдел, иллюстративные материалы. Статьи в основном посвящены истории страны, биографии российских ученых, памятникам [Колесова, с. 45].

Этот период играет большую роль в становлении детской журналистики: именно в первой половине XIX века происходит дифференциация аудитории по полу и возрасту, выстраивается система рубрик, появляются иллюстрации.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Вторая половина XIX века по праву считается расцветом детской журналистики. На фоне дискуссий о судьбах школы и воспитания появляются новые журналы. В 1860-е годы детские журналы появлялись ежегодно, часто их создавали люди, которые были тесно связаны с образованием и воспитанием детей. Исследователи СМИ называют временем становления профессионального детского журнала [Руденко, с 131].

Из основных достижений детской журналистики Л.Н. Колесова, исследователь в данной области, выделяет следующие: увеличение количества детских изданий (XVII век — 2, первая половина XIX века — 32, вторая половина — 70), дифференциация по возрастам, специализация по тематике, интересам. Начинают формироваться черты детского журнала как издания: периодичность, рубрицированность, единообразие оформления, установка на общение с читателем [Колесова, с. 54].

В 1851 году в Петербурге создается первый серьезный научно- популярный «Журнал для детей». Журнал отражал всеобщий интерес к науке, публиковал материалы по географии, физике, астрономии, естествознанию.

Большое влияние на детскую журналистику оказал журнал «Детское чтение» (1869-1906), первым редактором которого был А.Н. Острогорский. Это было одно из самых массовых детских изданий, просуществовавшее более тридцати лет. Журнал продолжал просветительские традиции первого детского журнала в России «Детское чтение для сердца и разума».

Журнал стремился воспитывать уважение к труду и к деятельности, направленной «на пользу ближнего», подчеркивал значимость просветительства. Журнал «Детское чтение» утверждал мысль о том, что при воспитании чувства любви к человеку нельзя обходить темные стороны жизни, и, показав последние, нужно научить бороться с ними. Многие исследователи называют «Детское чтение» научно-популярным журналом. На его страницах публиковались материалы по естествознанию, биологии, микробиологии, физиологии и анатомии человека, геологии и метеорологии, астрономии и т.д. Довольно часто помещались статьи о новых достижениях естественных наук («Новейшие наблюдения над муравьями», «Путешествия и наблюдения профессора Брема»). Некоторые вопросы естествознания, такие как физиология и анатомия человека, гигиена ставились в детской литературе впервые. Несмотря на то, что редакции детских изданий старались учитывать психологические особенности своей аудитории, взаимодействия между ними не происходило [Кулакова, с. 38].

В Советском Союзе уделялось большое внимание идеологическому воспитанию детей. Коммунисты видели в детской журналистике и детской литературе мощное орудие пропаганды, стремились с самого юного возраста взять воспитание ребенка под общественный и идеологический контроль [Алексеева, с .134].

Первым советским детским изданием является журнал «Северное сияние», выходивший с 1919 года в Ленинграде и Москве. Его создателем стал М. Горький, который подчеркивал, что «ребенок должен быть всесторонне просвещен, у него должна быть воспитана непоколебимая вера в людей, вера в свои силы и способности». Очень часто авторами стихов и рассказов были сами читатели журнала. Журнал стал одним из первых изданий, которые активно использовали соавторскую форму обратной связи с читателем [Руденко, с. 27].

Особое место в детской журналистике занимают пионерские журналы. В 1922 году, с момента создания пионерской организации, начинается эпоха пионерских журналов: общественно-политических, научно-популярных, литературно-художественных и развлекательных. В 1924 году появляется

«Пионер», самый популярный журнал для детей того времени. Основная задача пионерских журналов — коммунистическое воспитание, которое основывалось на любви к своей стране [Александров, с. 153].

Именно тогда становится популярным литературно-художественный тип издания, который участвует в эстетическом воспитании, прививает любовь к чтению. В 20-30-е гг. редакции детских журналов и газет осваивают методы и формы взаимодействия с аудиторией. Пионерские издания уделяли особое внимание организации процесса обратной связи. Устойчивая обратная связь помогала узнавать и контролировать настроения читателей, поддерживать их заинтересованность в издании. Большую роль в развитии форм обратной связи в детских изданиях сыграла газета «Пионерская правда», которая выходит с 1925 г. С первых лет существования редакция газеты создавала различные клубы и движения («Клуб мотористов», «Автомоделистов» и т.д.). Это была новая форма работы с читателем для детского издания: редакция печатала отчеты и рассказы о работе в пионерских отрядах [Колесова, с. 23].

Детская пресса 60-80-х годов была стабильной системой, новые издания появлялись не часто. Журналы полностью охватывали детскую аудиторию: для самых маленьких выходил журнал «Веселые картинки», для младших школьников — «Мурзилка», детям среднего школьного возраста были адресованы «Пионер» и «Костер», старшеклассникам — «Ровесник». В это время практически во всех детских изданиях налажен процесс взаимодействия редакции со своей аудиторией. Дети присылают в редакцию свои письма, творческие работы. Это позволяет вести разговор между аудиторией и редакцией на равных, что создает атмосферу доверия [Алексеева, 43]. Также уделяется большое внимание развлекательной составляющей изданий. Так, детская периодика использует шарады, кроссворды, задачи. Успешная работа с аудиторией среднего школьного возраста оказывается невозможной без организационно-массовой работы. Конкурсы, движения, экспедиции, читательские конференции, организации юнкоровских отрядов и др.

После распада СССР на российский медиарынок приходит много зарубежных журналов, появляются различные аналоги западных журналов. Многие «советские» журналы не выдерживают конкуренции и закрываются. Редакции изданий, которые смогли сохраниться в условиях конкуренции, вынуждены искать новые способы сохранения и привлечения аудитории. Существенно меняется тематика изданий для детей. С этого времени в детских изданиях развлекательный контент преобладает над познавательным [Колесова, с. 34]. С помощью обратной связи редакции пытаются привлечь внимание читателей к изданию, при этом меньше уделяют внимания изучению характеристик и потребностей своей аудитории.

На современном этапе развития журналистика является важным элементов системы воспитания подрастающего поколения. Детская печать активно взаимодействует с другими средствами массовой информации (телевидение, радио). Исследователи сходятся во мнении, что сегодня детская журналистика стремится к тем традициям, которых придерживалась в советские годы: участв

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

992

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке