Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Особенности онлайн дискурса благотворительности в России и его основные тренды»

Актуальность данного исследования обуславливается рядом причин. Во-первых, благотворительная деятельность в нашей стране имеет давние традиции, однако, после революции 1917 года процессы, связанные с благотворительной деятельностью, практически остановились. Таким образом, институт благотворительности в постсоветской России является относительно молодым и требует всесторонней поддержки.

Написание диплома за 10 дней

Введение

Актуальность данного исследования обуславливается рядом причин. Во-первых, благотворительная деятельность в нашей стране имеет давние традиции, однако, после революции 1917 года процессы, связанные с благотворительной деятельностью, практически остановились. Таким образом, институт благотворительности в постсоветской России является относительно молодым и требует всесторонней поддержки. Российской науке необходимо теоретическое обобщение знаний и представлений о процессах и событиях, связанных с благотворительностью в целом. Несмотря на то, что в последние годы был реализован ряд достаточно крупных исследовательских проектов в данной области, многие аспекты проблемы остаются неохваченными.

Во- вторых, благотворительные организации, вместе с развитием и трансформацией медиапространства постоянно наращивают свое присутствие в информационном поле. С целью привлечения своей целевой аудитории используются различные инструменты и коммуникационные платформы. По данным «Доклада о состоянии и развитии фондов в России», опубликованного Форумом Доноров за 2014 год, Интернет, сегодня, является основным источником нового контента и агрегатором информации о благотворительной деятельности, в том числе, растет присутствие и активность благотворительных организаций в социальных медиа. Однако, развитие темы благотворительности в социальных медиа до сих пор не было исследовано должным образом. Вопрос о значении и содержании публичного дискурса благотворительности в русскоязычных социальных медиа на сегодняшний день остается открытым. В данном контексте также важно сравнить онлайн дискурс и дискурс в традиционных типах медиа. Данное исследование актуально как для понимания онлайн дискурса благотворительности в целом, так и призвано ответить на вопросы практического характера.

Проблема данного исследования состоит в трансформации медийного пространства и появлении социальных медиа, которые влияют на содержание дискурса благотворительности и становятся частью коммуникационных стратегий благотворительных организаций в России.

Степень научной разработанности проблемы:

Теоретическая разработанность проблемы, в первую очередь, представлена работами философского и общего теоретического характера, в которых рассматриваются различные аспекты феномена благотворительности и возможные подходы к его изучению (Кудринская Л.А., Стрекаловская М., Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И.,Кочнова О.А). Ряд трудов посвящен истории благотворительности в России(Иксанов М.Ш., Рыбальченко М.Б., Павленок П.Д., Соболева Н.А., Панфилова Т.М, Свекровкина Е.А., Годунский Ю., Соловцов А.А.).За последние несколько лет также были реализованы крупные индустриальные исследования благотворительности, подготовленные как социологическими центрами общего профиля (ВЦИОМ, Фонд «Общественное мнение» и др.), так и аналитическими центрами благотворительных организаций и объединений (CAFРоссия, Русфонд и др.).

Вопросы репрезентации благотворительности в медиа рассматривались как отечественными, так и зарубежными учеными. Здесь можно отметить исследование ФроловойФ.И. Автор исследования ставит перед собой цель проанализировать медийный контент социально- гуманитарной тематики в нашей стране.

Еще одно исследование, которое хотелось бы особо отметить- это ежегодный «Доклад о состоянии и развитии фондов в России», подготовленный некоммерческим партнерством грантодающих организаций (НПГО) Форумом доноров. Доклад оценивает динамику развития благотворительных фондов в России в целом, а также изучает характер освещения благотворительности в СМИ. Важно отметить, однако, описанные исследования фокусируются на дискурсе благотворительности именно в традиционных медиа: телевидении, радио, печатных изданиях, и практически не уделяют внимания онлайн дискурсу данной темы. Объектом исследования является феномен благотворительности.

Субъектом- дискурс благотворительности в социальных медиа России.

Цель данной работы состоит в выявлении особенностей онлайн дискурса благотворительности в России и его основных трендов.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.Сформировать понятийный аппарат феномена благотворительности, а также проанализировать процесс его институциализации в России;

.Выявить особенности коммуникации в социальных медиадать определение онлайн дискурсу;

.Обосновать применение контент-анализа для анализа содержания мониторинга социальных медиа;

.Описать публичный онлайн дискурс благотворительности в русскоязычных социальных медиа;

.Провести сравнительный анализ дискурса благотворительности в традиционных СМИ и социальных медиа.

Таким образом, гипотеза исследования состоит в том, что дискурс благотворительности в традиционных медиа по ряду признаков отличается от дискурса благотворительности в новых медиа.

Методология исследования:

В ходе работы был задействован метод качественно-количественного контент-анализа. Анализу были подвергнуты публикации в социальных медиа, соответствующие поисковому запросу «благотворительность». Период анализа — с 01.01.2014 по 31.12.2014. Отбор публикаций был осуществлен с помощью системы мониторинга социальных медиа Wobot. На первом этапе в массив были отобраны сообщения, соответствующие поисковому запросу. На втором этапе из 506831 упоминаний на 127 ресурсах были случайным образом отобраны для дальнейшего анализа 2324уникальных публикации, которые были закодированы вручную по следующим параметрам: характер сообщения, тип освещаемого события и масштаб, доноры и благополучатели, упоминаемые персоны и благотворительные организации.

Эмпирическая база исследования:

Анализ научной литературы по данной проблематике позволил разделить исследования на несколько смысловых групп. Во- первых, это работы, рассматривающие благотворительность как социальный феномен и предпринимающие попытки охарактеризовать его природу и процесс институализации. К таким исследованиям относится, например, монография авторского коллектива ученых из Высшей Школы Экономики: И. В. Мерсияновой, Л. И. Якобсона и др.- «Потенциал и пути развития филантропии в России». Монография описывает существующие на сегодняшний день в России практики благотворительной деятельности в контексте отечественной и мировой истории вопроса. Авторы дают характеристику благотворительным практикам в России: частной и корпоративной благотворительности, а также указывают на проблемы и пути развития института.

К данной группе также можно отнести исследование М. Б. Рыбальченко и М. Ш. Иксанова «Институциализация благотворительности как социального института современного российского общества».Работа охватывает исторические и теоретические аспекты благотворительной деятельности в России. Также приводятся статистические данные, характеризующие состояние и темпы развития благотворительности, а также проводится анализ нормативно-правовой базы благотворительной деятельности.

Ковторой группе относятся работы, призванные дать определение дискурсу и описать подходы к его изучению, а также исследования, изучающие процесс трансформации медиа, особенности новых и, в частности, социальных медиа как информационной среды. Это труды таких ученых как Селезневой Л.В. «Исследования дискурса в современной лингвистике: опыт, направления, проблемы»,Темновой Е.В. «Современные подходы к изучению дискурса», ManovichL. «TheLanguageofNewMedia», Castells.M. «The Internet galaxy: Reflections on the Internet, business, and society», Kaplan A.M., Haenlein M.«Users of the world, unite! ThechallengesandopportunitiesofSocialMedia»,Дзялошинского И.М. «Интернет в системе медиапространства»,Засурского И.И. «Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Научная новизна данного исследования состоит в получении новых данных относительно онлайн дискурса благотворительности.

Положения, выносимые на защиту:

Благотворительность-это безвозмездная помощь нуждающимся, оказываемая как частными лицами, так и организациями в материальной и не материальной форме, направленная на удовлетворение частных интересов и нужд;

Для анализа онлайн дискурса может быть использован метод контент-анализ содержания мониторинга социальных медиа;

Онлайн дискурс отличается от традиционного интерактивным характером коммуникации, узкой направленностью контента, большему интересу к частной благотворительности и рядом других характеристик.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования данных исследования при построении некоммерческими организациями коммуникационной стратегии.

Теоретическая значимость исследования состоит в приращении и обобщении знаний о феномене благотворительности и дискурсе благотворительности, которые могут быть использованы в дальнейших исследованиях данной области, а также апробации использования мониторинга социальных меда в качестве инструмента анализа дискурса.

Структура работы:

Данная работа состоит из 2 основных глав:

Теоретико-методологические основания дискурса благотворительности в онлайн среде; благотворительность русскоязычный дискурс онлайн

Особенности дискурса благотворительности в русскоязычном сегменте социальных медиа.

В первой главе операционализировано понятие благотворительности, выявлены его составные элементы, изучен процесс исторического развития и институализации данного феномена. Также, описан процесс трансформации медиа, определены особенности социальных медиа как информационной среды и дано определение дискурсу.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Во второй главе обосновывается применение контент-анализа и апробируется метод мониторинга социальных медиа для анализа онлайн-дискурса.Также автором был описан дискурс благотворительности в русскоязычных социальных медиа, выявлены основные тренды, связанные с ним, а также проведена сравнительная характеристика дискурса благотворительности в социальных медиа и дискурса в традиционных медиа России.

 

1.Теоретико-методологические основания дискурса благотворительности в онлайн среде

.1 Концептуализация понятия благотворительности

Благотворительность — вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом.

КлючевскийВ.О.

Для того, чтобы проанализировать дискурс благотворительности, необходимо рассмотреть основные подходы к его пониманию, обратить внимание на этимологию слова и изучить основные этапы институционализации благотворительной деятельности в России.

Существует множество подходов к определению благотворительности. Данный концепт находится в области научных интересов философов, социологов, экономистов и других ученых. В первую очередь обратимся к его юридическому толкованию: статья 1 Федерального закона РФ от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» гласит: «под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки». Тут стоит указать, что юридическая трактовка термина описывает действия, которые формально можно отнести к «благотворительным», тогда как важно обратить внимание непосредственно на содержательную составляющую данного понятия.В связи с этим, обратимся к другим традициям определения этого концепта.

Впервые в русском языке слово «благотворительность» было употреблено Карамзиным Н.М. в «Романе о Петре и Магилене». Эквивалентом русскому слову «благотворительность» на английском языке является «charity» (доброжелательность по отношению к бедным), которое, в свою очередь, происходит от латинского «caritas» (высокая цена, достоинство, любовь).

В русском языке есть несколько подходов к определению благотворительности. Так, например, в соответствии с ЕфремовойТ.Ф.благотворительность означает:

) Оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи нуждающимся.

) Услуга, помощь, содействие, оказанные кому-либо.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Приведем также определение благотворительности российского социолога и философа Павленок П.Д.: «В узком смысле благотворительность означает оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения, в более широком смысле — безвозмездную деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы, слоя, общности, попавших в трудную жизненную ситуацию».

АпресянР.Г. определяет благотворительность как «деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся (в широком смысле слова) людям, для решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни». В качестве частных ресурсов он выделяет финансовые и материальные средства, способности и энергию людей.

Таким образом, этимология слова обращает внимание на следующие значимые признаки благотворительной деятельности:

безвозмездный характер;

осуществление ее как физическими, так и юридическими лицами;

направленность на удовлетворение индивидуальных нужд;

помощь может носить как материальный, так и не материальный характер и выполняться в различной форме.

Для того, чтобы подробнее рассмотреть понятие благотворительности, необходимо также разобрать и разграничить близкие к нему понятия и феномены. В частности, существует научная дискуссия о том, являются ли понятия «благотворительность» и «филантропия» синонимичными, или же их нужно разграничивать. В переводе с греческого «филантропия» означает «любовь к людям, человеколюбие». Приведем мнение юриста Б.Ю. Исмаилова, который занимается международными правовыми аспектами благотворительности. Так, в своей работе «Генезис правовой регламентации благотворительности, филантропии в правоприменительной практике иностранных государств» Исмаилов отмечает, что несмотря на то, что часто в литературе и определениях словарей термины «филантропия» и «благотворительность» употребляются в качестве взаимозаменяемых синонимов, специалистами, которые занимаются данной тематикой, принято различать вышеуказанные термины. Под благотворительностью принято считать прямую поддержку нуждающихся: социально-незащищенных слоев населения, больных, детей и.т.д., как со стороны частных лиц, организаций, так и со стороны государства, тогда как филантропия- более широкое и объемное понятие, которое подразумевает некий вклад в общественное благо: пожертвования жителям города (независимо от уровня благосостояния конкретного региона), строительство и реставрация памятников культуры, библиотек, церквей, музеев и тому подобная деятельность.

Благотворительность и филантропия разграничивались еще Фрэнсисом Бэконом, который считал, что стоит различать деятельность, которая в большей степени направлена на создание общего блага, чем на получение индивидуальной, частной прибыли от той, которая является целенаправленной помощью нуждающимся. Так, в «Новом Органоне» Бэкон писал: «Ведь благодеяния изобретателей могут относиться ко всему человеческому роду, а гражданские благодеяния — только к некоторым местопребываниям людей. Притом эти последние длятся лишь в пределах жизни немногих поколений, а те — почти на вечные времена».  В данном контексте, мы можем отнести науку, ее открытия, медицину, искусство и.т.п., а также социально-ориентированную деятельность бизнеса, а именно, инвестиции в вышеперечисленные и другие области к филантропии. Здесь важно, что данная деятельность в большей степени ориентируется на общественное благо, нежели на частные интересы.

Филантропия и благотворительность также отличаются в мотивационном аспекте. Если говорить о мотивах, то филантропия может основываться на любой мотивации, как альтруистический, так и корыстной. Здесь скорее важен вклад в общественное благо, признанный экспертами и обществом. Что касается благотворительности, то в отношении мотивации, она выстроена несколько иначе. В.О. Ключевский в своей работе «Добрые люди Древней Руси» писал, что благотворительностью можно считать конкретную жертву, которая совершается с целью помощи и спасения принимающего, а не для общего прогресса и, так называемого, счастья всего человечества.

Также, условное различие между понятиями благотворительности и филантропии связывают с «проектностью». В данном случае имеется в виду то, что в рамках филантропической деятельности, ее конкретного случая (проекта), постановка проблемы и способов ее решения формулируется из «видения мира, его тенденций и перспектив развития» в целом. Сегодня, благотворительность также стремиться к проектности, однако, по объективным причинам остается привязанной к конкретным жизненным случаям.

Однако, в научной дискуссии существуют точки зрения не согласные с описанной выше. В частности, Дженкс, в своей работе «Whogivestowhat?» («Кто на что дает?») писал о том, что благотворительностью является именно материальная поддержка институтов гражданского общества посредством создания общественных благ и не является помощью нуждающимся.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В то же время, Майкл Муди, профессор Университета Град Вэлли и один из авторов книги «Понимание благотворительности: ее значение и миссия», в интервью для журнала «Филантроп» подчеркивает, что «если же говорить о самом термине, то все труднее подобрать такой, который бы описал невероятно широкий круг благотворительной деятельности, начиная с неформальной, как, например, помощь детям, и заканчивая весьма формализованной, когда большие организации заняты созданием библиотек, медицинскими исследованиями, сохранением исторических зданий. Наверное, лучше создать целую концепцию, которая охватывала бы все эти столь далекие области, чтобы случайно не исключить те ветви, которые не впишутся в наше определение».

Обобщая вышесказанное филантропия- это деятельность, направленная на общественное благо. Таким образом, в данной работе понятия благотворительности и филантропии будут разграничивается по подходу, предложенному Фрэнсисом Бэконом. Область филантропии будет затрагивать деятельность, направленную на вклад или создание общественного блага, тогда как благотворительность будет рассматриваться с точки зрения целенаправленной помощи нуждающимся.

Данный контекст также в некоторой степени отражает различие между отечественным и зарубежным пониманием терминов «благотворительность» и «филантропия». В российском опыте оба термина связывались с измеримыми и конкретными пожертвованиями, за исключением такого феномена как меценатство, который получил свое развитие в конце 19- начале 20 века. То есть, представляется сложным вычислить эффект меценатства для реципиента. Так, например, затруднительно рассчитать, условно, пользу для культурного и эстетического развития общества, которую привнёс Павел Третьяков, открыв в 1856 году художественный музей Государственную Третьяковскую галерею.

Исследователи также обращают внимание на то, что в России понятие благотворительности понимается довольно узко по сравнению, например, с США. Многие россияне не относят к благотворительным действиям спонсорство или другие подобные действия, которые приносят донору материальную выгоду. Таким образом, понятие спонсорство является довольно близким благотворительности, которая подразумевает под собой финансовую или иную материальную помощь в обмен на определенные дивиденды. Однако, данные понятия стоит различать, так как благотворительность большей частью исследователей понимается как безвозмездная помощь, тогда как спонсорство основано в той или иной степени на коммерческой выгоде. Спонсорство, таким образом, по своей природе ближе к рекламе и законодательно регулируется именно ФЗ «О рекламе».

На основе проведенного анализа в данной работе под благотворительностью будет пониматься безвозмездная помощь нуждающимся, оказываемая как частными лицами, так и организациями в материальной и не материальной форме, направленная на удовлетворение частных интересов и нужд.

.2 Процесс институализации и современное состояние благотворительности в России

Традиции развития благотворительной деятельности значительно отличаются в разных странах. Следовательно, важно проследить основные этапы развития для понимания специфики осуществления благотворительной деятельности на территории нашей страны.Хронологически данные этапы можно представить следующим образом:

Рис. 1 Хронология развития благотворительной деятельности в России

Большинство исследователей связывают зарождение в России благотворительности с крещением Руси в 988 году. Владимир и его приемники: Ярослав, Владимир Мономах (1019-1125 гг.) помогали бедным, нищим и голодным и призывали, в соответствии с христианскими традициями, поступать также их приемников. Однако, стоит указать, что никакой системы оказания помощи на тот момент не существовало, а причины бедноты не выясняли. Также немаловажно, что благотворительная деятельность в основном осуществлялась под патронажем духовной власти и сама церковь активно в нее вовлекалась. Зачастую такая деятельность сосредотачивалась в церковных приходах, где благотворительность существовала в том числе в форме выдачи ссуд из казны церкви в виде различной материальной помощи. Подобные ссуды выдавались как отдельным нуждавшимся, так и целым общинам.

Роль церкви для благотворительности особенно возросла в Средние века, в голодные годы. Воспитание детей-сирот, предоставление приюта или ночлега бездомным, уход за больными- были одними из основных направлений деятельности монахов. Церковная благотворительность на Руси довольно тесно переплеталась с обычаем князей жертвовать десятину от своего дохода церкви. Однако, исследователи отмечают, что развитие благотворительности в подобном ключе способствовало развитию профессионального нищенства.

Таким образом, в период с 10-16 вв. благотворительная деятельность в России формировалась в основном по инициативе и при поддержке церкви. То есть, можно сделать вывод о том, что традиции церковной благотворительности, которые существуют сегодня, были заложены в данный период.

Таким образом, мы можем наблюдать то, что с 16 века благотворительность начинает развиваться, в основном, по инициативе и поддержке государства.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Немаловажную роль в развитии благотворительной деятельности сыграла императрица Екатерина II, в частности, учреждение ею в 1775 году Приказов общественного призрения, призванных стать основой системной организации общественного призрения. Приказы выполняли широкий перечень задач от устройства школ и приютов до организации, так называемых, работных домов. На содержание самих приказов выделялись деньги из доходов губерний. Однако, некоторые исследователи считают, что система приказов, введенная Екатериной, не была достаточно эффективной в виду ее бюрократического типа устройства, не достаточного вовлечения общества и недостатка частной инициативы.

Недостаток частной инициативы в России в некоторой степени- особенность и причина современного состояния. Мы можем наблюдать, что такое представление о благотворительной деятельности складывалось исторически, так как инициатива в основном поддерживалась государством или церковью, которая также имела большие ресурсы. Таким образом, по ряду причин, у россиян не сформировалось понимание частной помощи. Ответственность за нуждающихся в поддержке возлагается в основном на государство, а не на частных лиц. Тогда как, например, в США, традиции участия в благотворительной деятельности каждого человека очень сильны.

Недостатки системы приказов явились катализатором модернизации благотворительной системы и привлечения к ней общественных сил. Необходимо было объединить усилия государства, общественных, сословных групп, а также же частной помощи. Первые шаги в этом направлении были предприняты в годы правления Александра I. Был основан ряд благотворительных учреждений «на особых основаниях управляемых». На создание подобных учреждений во многом повлиял опыт европейских государств. В 19 веке наиболее успешно организованной считалась система, применяемая в Германии, которая подразумевала индивидуальный подход к оказанию помощи тем или иным социальным группам с предварительным изучением каждого случая. Индивидуализация, о которой идет речь в данном контексте, способствовала большему участию в благотворительной деятельности общественных учреждений, местного населения, отдельных благотворителей. Что касается правового статуса организованных в 19 веке благотворительных учреждений, то они являлись отчасти государственными, отчасти общественными. Таким образом, они на прямую не подчинялись ни одному министерству, что давало им некоторую независимость.

Также, в 19 веке в рамках общей системы благотворительных учреждений выделился их особый тип: благотворительные общества. Подобные общества подразумевали объединения лиц на добровольном основании, которые систематически осуществляли материальную помощь различным категориям нуждающихся. Также стоит отметить такую форму организации благотворительных учреждений как благотворительные заведения, которые занимались организацией помощи в стенах данного заведения.  Первым благотворительным обществом было Императорское Человеколюбивое общество, учрежденное в Санкт-Петербурге в 1802 году. Данное общество действовало на всей территории Российской империи и его целью была помощь нуждающимся по самому широкому кругу потребностей. Во второй половине 19 века, в 1867 году, было основано такое учреждение как Российское общество Красного Креста. Учреждение в России Красного Креста было связано с принятием на конгрессе в Женеве в 1864 году международной конвенции, согласно которой раненые и больные воины имели право на помощь данного учреждения, не зависимо от их национальной принадлежности. Со временем Российское общества Красного Креста (РОКК) стало выходить за рамки своих ключевых обязанностей по обеспечению помощи военным, созданием больниц и госпиталей и тому подобному. РОКК также взяла на себя помощь пострадавшим от стихийных бедствий, голода, различных эпидемий. Также, Красный крест занимался другим категориям населения, в том числе, детям и бездомным. На рубеже 19 и 20 веков РОКК существовало в виде крупной сети, состоящей из 636 различных учреждений и их подразделений.

В конце 19 века одним из наиболее активно развивающихся благотворительных учреждений было Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, которое позднее было переименовано в Попечительство о трудовой помощи. Попечительством содержались различные типы организаций, такие как: лечебница, детские сады, ночлежные дома, бесплатные столовые, конторы, содействовавшие предоставлению труда и прочие. С помощью Попечительства были открыты Ольгинские детские приюты, дававшие профессиональную трудовую подготовку детям. К 1914 году Попечительство включало в себя 700 заведений. Также, с 1897 года Попечительством стал издаваться специализированный журнал «Трудовая помощь», в котором обсуждались вопросы благотворительности и связанные с ней вопросы.

В 1894 году в Москве возникла система городских участковых попечительств о бедных. К 1987 году количество попечительств достигло 27. В состав работников попечительств входили лица, добровольно пожелавшие содействовать делу личным трудом, материальными пожертвованиями, посещением бедных и уходе за ними. Руководящий состав назначался решением Государственной Думы. Бюджет попечительства составляли ежегодные государственные субсидии, а также частные взносы и пожертвования, доходы от благотворительных мероприятий.

На тот момент практиковалось два основных способа помощи: временная и постоянная. Временная подразумевала под собой единичную помощь, например, обеспечение нуждающегося в еде, топливе, ночлеге, тогда как постоянна помощь включала в себя воспитание детей, уход за пожилыми людьми и другими категориями нетрудоспособных граждан. По словамисторика В.И. Герье, московские попечительства были «первым в России опытом организованной добровольной общественной деятельности в области благотворительности и борьбы с нуждой, — и опытом удавшимся».Также система попечительств была признана эффективной американским историком А. Линденмайером, который описал ее в своем труде. На тот момент благотворительная деятельность вышла на качественно новый уровень и тем самым привлекала к участию представителей российской интеллигенции. Около двух тысяч человек принимало участие в деятельности попечительств в качестве руководящего состава и рядовых сотрудников. Успешный опыт Москвы дал толчок к организации подобной системы в других российских городах.

Между тем, опыт дореволюционной России, не был перенят советским правительством, которое, в целом, свело на нет систему частной и общественной благотворительной деятельности. По мнению новой власти, у государства не было нужды в благотворительных ведомствах старого образца, так как социальная революция сама по себе была уже шагом на пути к социальной справедливости. Большая часть благотворительных организаций императорской России была переданы государству, многие общества ликвидированы. Из дореволюционных организаций функционировали такие как Красный Крест, Всероссийское общество глухонемых и немногие другие. Во время перестройки традиции благотворительной деятельности начали возвращаться в Россию. Был дан толчок развитию благотворительности и интереса к опыту досоветского периода.

В 90-х годах двадцатого века начались трансформации, которые подтолкнули развитие нашего России как в общественном, так и социально-культурном аспекте. Данные изменения способствовали возобновлению традиций как частной благотворительной деятельности, так и зарождению новых для нашей страны форм, в частности, корпоративной благотворительности.

Однако, некоторые трудности переходного периода сказались и на характере и формате развития благотворительной деятельности в России. В данном контексте имеются в виду некоторые особенности такого процесса как трансплантация институтов. Под трансплантацией имеется в виду процесс заимствования, воссоздания и адаптации институтов. Что касается института благотворительности, то в переходных период был трансплантирован институт, который сочетает в себе некоторые черты как англо-саксонской, так и европейской модели.

Сегодня в России для благотворительности создана правовая среда, основанная на следующих законодательных актах федерального уровня:

Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Облаготворительной деятельности и благотворительных организациях»;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О некоммерческих организациях»;

Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Обобщественных объединениях»;

Данный список можно расширить Федеральным законом от 04.11.2014 N 327-ФЗ «О меценатской деятельности» и иные законодательные акты, регулирующие финансово-экономическую и налоговую сферы деятельности.

Таким образом, Россия является страной с многолетней традицией благотворительной деятельности. Ее благотворительный сектор прошел через довольно интенсивный процесс институционализации с середины 19 века до революции 1917 года. Процесс был приостановлен на 70 лет в связи с попыткой установить государственную монополию на содействие решению социальных проблем. Однако, частная альтруистическая деятельность продолжала существовать на протяжении всего этого периода. Посткоммунистический транзит в России явился стимулом для формирования нового некоммерческого сектора, который стал дополнением недостаточно эффективному государственному сектору для удовлетворения потребностей российских граждан. Проведенный анализ исторического развития благотворительной деятельности на территории нашей страны позволяет увидеть основные этапы и традиции развития. Основные из них представлены на в Табл. 1:

Табл. 1 Основные этапы развития института благотворительности в России

.3 Современное состояние благотворительной деятельности в России

В России благотворительность является лишь развивающимся социальным институтом. Сегодня, по даннымИндекса мировой благотворительности (WorldGivingIndex), который ежегодно составляет британский благотворительным фонд CAF,Россия занимает129 место рейтинга.

Можно наблюдать, что количество россиян, де

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

842

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке