Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Особенности печатной музыкальной журналистики г. Вологды»

Журналистика является достаточно изученной профессиональной областью, несмотря на то, что она постоянно меняется, так как оперативно реагирует на эволюцию общества. Но исследователи зачастую отдают своё предпочтение вопросам о новых типах и видах СМИ, политике СМИ, функциональности СМИ и т.д. Однако всё же остаются по каким-то причинам малоисследованными некоторые области журналистики. К их числу относится и музыкальная журналистика.

Написание диплома за 10 дней

Оглавление

Введение

. Музыкальная журналистика: понятийно-содержательные признаки

.1 Музыкальная журналистика и музыкальная критика

.2 Оценочность как функция музыкальной журналистики

.3 Востребованность профессиональной музыкальной журналистики. Гражданская музыкальная журналистика: жанр «музыкальный обзор»

.4 Конативная функция текстов музыкальной журналистики

. Музыкальная журналистика в текстах вологодских средств массовой информации

.1 Музыкальная журналистика на страницах газеты «Вологодские губернские ведомости» в 40-50-х гг. 19 в

.2 Музыкальная журналистика на страницах газеты «Красный Север» в 60-70-х гг. 20 в

.3 Музыкальная жизнь Вологды в начале 21 века. Обзор вологодских печатных средств массовой информации

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.4 Экспертное интервью исследователя музыкальной культуры региона Марины Геннадьевны Долгушиной

. Анализ портала «Культура в Вологодской области» как средства массовой информации транслирующего тексты музыкальной журналистики

.1 Особенности сетевого издания «Культура в Вологодской области» в типологическом аспекте

.2 Авторская позиция в музыкальной журналистике и средства её выражения на примере исследуемого портала

.3 Особенности интервью с представителями музыкальной культуры: виды заголовков, типы информационных поводов, идеостили авторов-журналистов

Заключение

Список используемых источников

Введение

Журналистика является достаточно изученной профессиональной областью, несмотря на то, что она постоянно меняется, так как оперативно реагирует на эволюцию общества. Но исследователи зачастую отдают своё предпочтение вопросам о новых типах и видах СМИ, политике СМИ, функциональности СМИ и т.д. Однако всё же остаются по каким-то причинам малоисследованными некоторые области журналистики. К их числу относится и музыкальная журналистика.

До сих пор среди исследователей нет устойчивого мнения о том, что такое музыкальная журналистика и что представляет собой её объект. В вузовских учебных пособиях эта тема опускается, и зачастую музыкальную журналистику не выделяют как особую разновидность журналистики, в отличие, например, от спортивной. Вместе с тем в области музыкальной журналистики обнаруживается очевидная специфика как объекта описания, так и набора средств и способов его характеристики. Объект музыкальной журналистики — такая сфера человеческой деятельности, как музыка, — строго определён и вместе с тем чрезвычайно разнообразен. Музыка — это целый пласт культурной жизни общества, со своими особенностями, атрибутами, представителями. Поэтому написание журналистского текста с «музыкальной» темой требует от автора не только журналистского опыта, но и знаний из области музыковедения, наличия личного опыта взаимодействия в музыкальной сфере, а также определённых личностных качеств.

Актуальность темы нашей дипломной работы, необходимость обращения к опыту печатной музыкальной журналистики г. Вологды определяется недостаточной изученностью данной сферы и в нашем регионе (нам неизвестны работы по истории вологодской музыкальной журналистики), и вообще в журналистике.

Музыкальная журналистика, как и журналистика в целом, меняется в процессе социокультурных и технических изменений в обществе. Всё большую популярность завоёвывают электронные СМИ, неформальные (неофициальные) источники информации, происходит трансформация жанров, появляются новые особенности представления информации. Изменяется и музыкальная культура. За последние десятилетия она стала более демократичной. С появлением интернета каждый музыкант-любитель имеет шанс забраться на «музыкальный Олимп», выложив видеозапись своего выступления в сеть. Появляются новые музыкальные жанры и способы исполнения произведений. Поэтому одним из самостоятельных аспектов нашего исследования становится сравнение текстов музыкальной журналистики различных эпох (XIX, XX и XXI веков) с целью обнаружения специфики журналистских текстов, посвященных музыкальной культуре региона в каждую из эпох.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Цель данной работы — определить основные тенденции развития региональной музыкальной журналистики с момента её появления и до наших дней, выявить особенности представления текстов музыкальной журналистики в печатных СМИ г.Вологды. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

1)изучить особенности музыкальной журналистики как отдельной разновидности журналистики;

2)определить лидирующие периодические текстовые СМИ г. Вологды по количеству публикаций текстов музыкальной журналистики;

3)выявить и описать корпус печатных / текстовых материалов музыкальной журналистики с учетом социокультурного контекста их написания, идейно-тематического разнообразия и жанрово-стилистической природы;

4)сделать выводы об особенностях развития музыкальной журналистики в печатных СМИ г.Вологды (по материалам середины ХIХ, середины XXи начала XXI века).

Научная гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что развитие музыкальной журналистики г. Вологды зависит от социокультурного контекста, заключающегося в степени развития музыкальной культуры и особенностей её существования.

На защиту выдвигаются следующие положения.

1)Музыкальная журналистика — это особый вид культурно- просветительской журналистики, включающий в себя совокупность текстов тематически кореллирующих с музыкальной культурой общества, опубликованных в периодических изданиях. Особенностями музыкальной журналистики являются авторский субъективизм, ограниченность идейно- тематического поля сферой музыкального искусства, особая лексика с использованием музыкальной терминологии, жанровое своеобразие.

2)Музыкальная журналистика Вологды за годы своего существования (XIX-XXI вв.) претерпела существенные изменения, пройдя путь от публикаций для избранного читателя, обладающего высоким уровнем музыкальной культуры, в XIX веке до материалов наших дней, отвечающих примитивным информационным потребностям массового читателя.

Объектом исследования выступают тексты, созданные журналистами или пресс-службами и опубликованные в СМИ г. Вологды. Анализируются только те материалы, которые можно отнести к музыкальной журналистике, а значит в этих текстах на первый план выходит идея освещения музыкальной жизни города или представлена информация обобщённого характера, касающаяся музыки как сферы искусства. Критериями выделения текстов, подлежащих исследованию, являются отношение темы и идеи публикации к области музыкального искусства, наличие в тексте прецедентных имён, использование в тексте профессиональных музыкальных терминов или оборотов речи.

Предметом изучения в дипломной работе является музыкальная журналистика региона (отдельная отрасль журналистики, созданная для удовлетворения потребностей аудитории региональных СМИ в информации о музыкальной культуре города). Под музыкальной культурой города следует понимать совокупность всех музыкальных явлений на территории Вологды, а также совокупность музыкальных субъектов и объектов. К явлениям в

музыкальной среде относятся музыкальные концерты, конкурсы, фестивали. К субъектам музыкальной культуры относятся исполнители, педагоги, композиторы. Объектами в музыкальной среде будут считаться музыкальные инструменты, тексты музыкальных произведений, инфраструктурные объекты (музыкальные школы, училища, концертные площадки).

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Мы сознательно не ограничиваем рамки обзора вологодских периодических изданий, содержащих печатные публикации, и не ограничиваемся только рассмотрением традиционных газет г.Вологды. В работе будут рассмотрены журналистские тексты, опубликованные на портале «Культура в Вологодской области», который ограничивает тематически свои публикации сферой культуры. Журналисты, работающие в данном СМИ используют те же методы и инструменты сбора, создания и публикации журналистской информации, что и в традиционных печатных СМИ. Так, стандартный контент публикации на портале включает в себя текстовый материал, который может быть подкреплён графическим изображением. Текстовый материал портала, который также является предметом исследования в данной работе, соответствует традиционным жанрообразующим характеристикам жанров печати.

Основной метод исследования — контент-анализ. Количественный контент-анализ материалов в данной работе заключается в подсчёте количества публикаций в рассматриваемых СМИ, тематически относящихся к музыкальной журналистике. Неколичественный контент-анализ в данной работе используется для фиксации определённых элементов текста, которые идентифицируются в качестве индикаторов, сигнализирующих о том, что данный материал относится к музыкальной журналистике. С помощью данного метода в тексте выделяются герои публикаций, возникающие в тексте образы- символы, употребляемые журналистом особые категории лексики, информационные поводы. Таким образов автор устанавливает интенсивность проявлений в тексте признаков объекта исследования и их значений.

Теоретическую ценность исследования определяет обращение к малоизученной сфере музыкальной журналистики, а также отсутствие на данный момент системного описания её специфики в региональной печати. Практическая значимость работы заключается в том, что её выводы и материалы могут быть использованы при разработке учебных курсов «Система современных СМИ», «История отечественной журналистики», «Региональная журналистика», а также в практике социокультурной деятельности региона.

Во введении к работе представлены её основные параметры. Первая глава рассматривает теоретические проблемы изучения феномена музыкальной журналистики: определяются её отличительные признаки и проблемы существования, сравниваются понятия «музыкальный журналист» и «музыкальный критик», приводятся примеры журналистской оценки в «музыкальном тексте». Вторая глава посвящена проблемам региональной музыкальной журналистики. В первом параграфе на материале публикаций о музыкальной жизни региона в XIX, XX и XXI веке выявляются особенности представления текстовой информации о музыкальной жизни Вологды: определяются жанровые характеристики текстов, их идейно- тематическое наполнение, выявляется их частотность, степень корреляции с реальной действительностью. Исследуются тексты изданий: «Вологодские

Губернские Ведомости»(19 век), «Красный Север» (20 век). Даётся краткий обзор газет 21 века («Хронометр», «Красный Север», «Наша Вологда» «Местная газета Вологодской области»). Второй параграф рассматривает публикации портала «Культура в Вологодской области» как медиаплощадки, специализирующейся на публикациях о культурной жизни региона. В этой части работы определяется частотность публикаций текстов о музыкальной жизни региона на портале, их тематическое и жанровое своеобразие. Выделяются особенности «музыкальных» интервью, заметки, анонса. Выясняются способы выражения авторской позиции в текстах музыкальной журналистики на примере публикаций исследуемого СМИ. Описываются идиостили авторов издания «Культура в Вологодской области». В заключении дипломной работы делаются основные выводы и намечаются перспективы продолжения исследования. Список работ состоит из 38 источников. конативный печатный текст жанровый

1. Музыкальная журналистика: понятийно-содержательные признаки

.1 Музыкальная журналистика и музыкальная критика

Известно, что одной из общепринятых выделяемых функций СМИ является «культурно-просветительская» или иначе «культурно- образовательная». При этом под «культурой» могут пониматься не только материальные блага, предметы реальной действительности, в которых выражено творческое начало, но и духовно-нравственные, эстетические ценности. Так или иначе, задачу СМИ в этой области мы чаще всего связываем с освещением тех событий из области искусства, которые наиболее значимы для общества. Это может быть презентация новой книги, концерт известного исполнителя, открытие выставки изобразительного искусства и т.д. Жанров у

«культурно-просветительской» журналистики для представления подобных новостей наблюдается большое разнообразие, если учитывать, что формы журналистского творчества в настоящее время имеют смежный характер и совмещают в себе жанры культурно-просветительской, аналитической и новостной журналистики. Это могут быть анонс, рецензия, заметка, интервью, отчёт и др. Подобно дифференциации жанров журналистского творчества существует и дифференциация культурных явлений. Так одним из самых больших пластов культурно-просветительской журналистики является музыкальная журналистика.

В большинстве вузов России не только нет отдельного направления подготовки «музыкальная журналистика», но и его не включают в состав образовательной программы при обучении на факультетах и отделениях журналистики. Лишь в некоторых специализированных крупнейших вузах можно встретить подобное направление подготовки. Например, Московская консерватория имени П.И. Чайковского, Московский Государственный Институт Музыки имени А.Г.Шнитке обучают студентов по направлениям

подготовки «Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ».

Но для того, чтобы поступить в эти учебные заведения требуются не только обширные теоретические знания из музыкальной сферы, но и творческие способности. Так, для поступления в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского необходимо пройти «профессиональное испытание», которое состоит из трёх частей. Рассмотрим только письменную часть испытания. Сольфеджио: музыкальный диктант (двухголосный) в форме периода (8-12 тактов), включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического и мажоро-минорного родства. Гармония: гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства. Музыкальная литература: абитуриент должен продемонстрировать знание основных этапов и наиболее значительных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры, знание музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища по исполнительским специальностям [1].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Устная же часть творческого испытания не менее проста и требует наличие музыкального слуха и вокальных данных у абитуриента. Похожие испытания и в Московский Государственный Институт Музыки имени А. Г. Шнитке. Без успешной сдачи профессионального испытания абитуриент не сможет обучаться в этих и подобных им специализированных музыкальных вузах. Возникает вопрос, как же быть тем, кто хочет заниматься музыкальной журналистикой, но не имеет такого серьёзного уровня подготовки, чтобы поступить в музыкальный вуз? Означает ли это, что люди, которые не оканчивали музыкальную школу или музыкальное училище не могут заниматься музыкальной журналистикой? Могут, но для этого всё же требуются творческие способности и теоретические знания.

Профессия музыкального журналиста во многом совпадает с профессией музыкального критика и заключается в анализе музыкальных произведений и их профессиональном оценивании. Отличие музыкального журналиста от музыкального критика в том, что последний занимается большим уровнем

пропаганды своей ценностной ориентации, а первому больше присуще фактологическое изложение материала. Но, безусловно, людям обеих профессий требуется утонченный вкус, нетривиальный взгляд, свежесть идей и своё собственное мнение.

Т.А. Курышева разграничивает эти две профессиональные области по иерархическому принципу. Так, музыкальная журналистика — это одна из разновидностей специализированной журналистики, принадлежит к художественной журналистике. [2] Она включает в себя совокупность любых журналистских материалов, связанных с музыкальной культурой. Иными словами, предметом музыкальной журналистики не обязательно является

«творческий объект», будь-то музыкальное исполнение, или само музыкальное произведение. Журналисты могут писать, например, о новом музыкальном оборудовании, появившемся в продаже. При этом в материале могут быть описаны новшества данной продаваемой модели, её плюсы и минусы. Чаще всего, такие статьи, отчасти являющиеся PR-средствами, можно встретить на официальных сайтах компаний, выпускающих музыкальное оборудование.

Также темой журналистского творчества может стать анонс музыкального события, презентация музыкального оборудования, отчёт с автограф-сессии музыканта или мастер-класса.

Такие материалы часто встречаются и в провинциальной журналистике.

Вот заголовки из материалов вологодских СМИ и интернет-сайтов с периодическими публикациями: анонс музыкального мероприятия: «Вологодский музыкальный колледж приглашает зрителей на концерт» [38]; отчёт с мастер-класса: «Отчет с мастер-класса по электрогитаре. Музторг-Вологда» [3]; анонс автограф-сессии: «Все желающие смогут посетить автограф-сессию с группой «Торба-на-Круче» 12 июня» [38].

Объектом же музыкальной критики является непосредственно музыкальное произведение, творческий продукт. Примером критической мысли является, например, статья Петра Поспелова, опубликованная в газете «Ведомости» [4].

Таким образом, важно понимать и разграничивать 2 смежные профессиональные области — музыкальную журналистику и музыкальную критику. Т.А. Курышева для этого даёт 2 фундаментальных понятия -«музыкально-критическая мысль» и «музыкально-критическая журналистика» [2]. Музыкально-критическая мысль — оценочный подход к музыкальному искусству во всех формах его проявления; именно она и есть «музыкальная критика» в точном смысле понятия. Музыкально-критическая журналистика — направленная на музыкальное творчество профессиональная оценочная деятельность, реализуемая в специальных текстах (письменных или устных); а также все труды, созданные в этом жанре.

Наглядный пример успешного музыкального журналиста и музыкального критика в одном лице — Артемий Троицкий. Артемий — безусловный авторитет в сфере музыкальной критики. В качестве эксперта его приглашают на радио

«Эхо Москвы», он периодически публикуется в «Новой газете». В социальной сети «Вконтакте» в группе «Артемий Троицкий» десятки музыкантов задают свои вопросы Артемию, интересуются его мнением по тем или иным вопросам.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Окончание музыкальным критиком Московского экономико-статистического института по специальности «математик-экономист» не помешало ему добиться успеха на поприще музыкальной индустрии. Но ради справедливости стоит отметить, что Артемий Троицкий всё же имеет музыкальной прошлое: работал в Институте истории искусств, был гитаристом группы «Звуки Му», один из организаторов лейбла «Generalrecords» и т.д. [5]

1.2 Оценочность как функция музыкальной журналистики

Музыкальная журналистика, как часть культурной журналистики, несёт в себе оценочную функцию, разъясняя аудитории хорошо это или плохо (этическая оценка), красиво/некрасиво (эстетическая оценка), полезно/бесполезно (функциональная оценки). Категория оценки — это совокупность разноуровневых языковых единиц, объединённых оценочной

семантикой и выражающих положительной или отрицательное отношение

автора к содержанию речи [6]. Особенностью категории оценки является её наличие практически во всех стилях и видах текста: в научном, публицистическом, художественном.

Текст музыкальной журналистики может содержать различные типы оценок. Субъективный компонент оценки выражается отношением журналиста к объекту оценки (музыкальному мероприятию, исполнителю, произведению музыки) и опирается на индивидуальные особенности восприятия субъекта (нравиться/не нравиться, одобрять/не одобрять, ценить/не ценить). Смоделируем пример субъективного компонента оценки в тексте: «Певец исполнил свои произведения на сцене, но, к сожалению, он сделал это без должного чувства патриотизма, без внутреннего переживания, без души».

Объективный компонент оценки зависит от собственных свойств предмета или явления — объекта оценки. Соответственно его основой должен стать какой-либо факт, например: «Рояль был в неудовлетворительном состоянии: одна из клавиш в верхнем регистре постоянно западала».

Исследователи разграничивают эмоциональную и рациональную оценку в зависимости от наличия в ней эмотивного компонента. Эмоциональная оценка предполагает непосредственную реакцию на объект: характеризуется экспрессивностью и обычно выражается междометием или аффективным суффиксом. Такая оценка часто встречается; когда автор делится свежими: впечатлениями об объекте оценки. Поэтому отразить мгновенную реакцию журналиста могут те СМИ, которые имеют возможность прямой трансляции с места событий: телевидение, радио, интернет. В телевизионных новостных сюжетах нередки прямые включения, когда журналист делится своими эмоциями относительно увиденного или услышанного, отражает атмосферу какого-либо события. На радио прямое включение возможно с использованием средств мобильной связи. Специфика интернет-СМИ заключается в возможности немедленной публикации коротких сообщений. Смоделируем пример эмоциональной оценки в текстах: «Это потрясающе!», «Здесь царит невероятная атмосфера праздника!», «Класс!».

Рациональная же оценка опирается на социальные стереотипы и может выражаться в любых типах СМИ, например: «Он проявил неуважение к зрителям, когда не поклонился перед тем, как уйти со сцены».

Для выражения оценочности в текстах музыкальной журналистики могут использоваться качественно-оценосительные прилагательные и существительные, средства фразеологии, экспрессивного синтаксиса и другие средства речевой выразительности: «гениальное творение», «величие», «созидательный потенциал», «золотые руки», «показуха», «прекрасно», «восхитительно» и так далее. Нередко используется и нейтральная лексика с рационально-оценочной коннотацией: «профессионализм», «смелость», «трудолюбие», «мастерство» и другие подобные лексические единицы. Как отмечает Е.А. Баженова, современная публицистика старается избегать прямых оценочных суждений и воздействует на аудиторию путём отбора фактов и их качественной характеристики [6].

как настоящая звезда.» (Лид). Таким образом, музыкальная журналистика зависит от общественного мнения.

1.3 Востребованность профессиональной музыкальной журналистики. Гражданская музыкальная журналистика: жанр «музыкальный обзор»

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

«Сейчас люди, готовые осмыслять контент серьезного уровня, не готовы платить за переосмысленный кем-то продукт», — говорит главный редактор российской версии журнала «RollingStone» Александр Кондуков в интервью «lookatme.ru» [8]. С этим трудно не согласиться, ведь в век информационных технологий и легкодоступного интернета аудитории не имеет смысла тратить время на прочтение чужих переживаний относительно той или иной музыкальной композиции, когда можно послушать практически любую композицию на специальных сервисах, таких как «Last.fm», «YouTube.ru», «Zaycev.net»и др., абсолютно бесплатно, не прилагая особых усилий. Такое явление происходит и в других областях культуры: в интернете можно посмотреть практически любой кинофильм, съёмку спектакля театра, балета, оперы и т.д. Но стали ли меньше люди в связи с высоким развитием информационных технологий ходить в театр или кино? Вот, что по этому поводу говорит А. Кондуков: «IPad не отменяет чисто тактильных качеств печатной прессы — они необходимы. Человек привык к бумаге, есть куча ситуаций, когда электронный носитель вызывает физиологический дискомфорт. О качестве я говорить уже не буду — бумага есть бумага. Ни один экран не заменит вам того удобства и качества, которое предлагает бумажный вариант. Можно транслировать изображение модели на гигантскую плазму, но это будет уже совсем другое удовольствие, несравнимое с тем, которое возникает, когда ты листаешь журнал руками» [8]. В то же время главный редактор русской версии журнала «RollingStone» отмечает, что в российской среде музыкальным медиа не выжить, если у них не будет собственного интернет-ресурса. Проблема заключается в том, что

рекламодатели не заключают договоров на продвижение своих продуктов с

музыкальными журналами. Гораздо большей популярностью пользуются издания с широкой тематикой, например, мужские или женские журналы. Таким образом, чтобы не «работать в минус», некоторые медия создают интернет-ресурсы, от которых и получают доход, в том числе — за счёт рекламы (сайт российского журнала «Афиша»).

Жанровая типология музыкальной журналистики на ассоциативном уровне часто связывается с жанром «музыкальный обзор». От названия этого жанра, видимо, происходят и названия журналистских продуктов «Музобоз» (музыкально-информационная программа Ивана Демидова), «Музыкальное обозрение» (национальная музыкальная газета о классической и современной академической музыке). Под «обзором» в словарях понимается сжатое сообщение о том, что объединено общей темой. В учебниках по журналистике мы сталкиваемся с таким понятием, как «обзор прессы». В музыкальной же журналистике предметом обзора чаще всего выступают новые альбомы, клипы, синглы.

В интернете можно найти несколько русскоязычных интернет-ресурсов, посвященных музыкальным обзорам («tumblr.com» [9], «muzobzor.ru» [10], «trll.ru» [11]). Как правило, авторы материалов — сами пользователи сайтов, или же обзоры публикуются без указания авторства. Таким образом, в большинстве случаев уровень критики больше напоминает любительский, чем профессиональный. Проанализировав данные материалы можно выделить характерные черты музыкального обзора гражданской журналистики на музыкальный альбом:

1.Объём публикации. Как правило, объём обзора не превышает 5000 знаков с пробелами. Слишком длинный текст менее привлекателен, чем короткий, ведь читателю придётся потратить ещё больше времени на его усвоение вместо того, чтобы насладиться прослушиванием треков. С другой стороны, такой небольшой объём материала не способен отразить полноценный анализ каждого трека, поэтому автору приходится подбирать общие фразы сразу к нескольким композициям и сравнивать их по аналогии.

2.Стилевые особенности. Тексты имеют явный характер разговорного стиля. Задача автора — заинтересовать читателя, чтобы он прочитал обзор до конца. Поэтому язык обзора — живой, натуральный, нередко включает в себя просторечные выражения и неологизмы.

3.Эмоциональность автора. Музыкальный обзор всегда содержит субъективную оценку. Чем ярче автор материала сможет выразить свои мысли, тем их интереснее будет читать. Поэтому в текстах обзоров очень много эпитетов, метафор, сравнений, гипербол олицетворений и других художественных средств языка.

4.Наличие исторической справки. В обзоре важно упомянуть об истории музыкальной группы или биографии исполнителя, определить значение музыкантов в музыкальной культуре и оценить то, в каком направлении развития они движутся. Возможно, что читатель раньше никогда не слышал о данном исполнителе.

5.Контекстуальность. Под контекстуальностью следует понимать обильное использование в музыкальных обзорах цитат из речей исполнителей, художественных произведений, фрагментов текстов песен и т.д. Они делают обзор более насыщенным, подкрепляют авторские суждения.

Мнения людей относительно востребованности музыкальных обзоров разделяются. Любителям музыки, зачастую авторам обзоров, интересно делиться друг с другом своими материалами, в то время как простые слушатели не всегда понимают состоятельность этого жанра творчества. Вот комментарий пользователя на одном из интернет-сайтов: «Не понимаю зачем нужны тексты к пластинкам. Мне не надо ниче читать, чтобы понять хорош трек или нет. Достаточно его послушать. Если объявил себя музыкальным журналистом, критиком и тем, кто сечет в этой теме, выбери лучшее по твоему мнению за неделю/месяц, составь список ссылок на послушать и представь свой выбор на суд читателей — а потом можно и пообсуждать в каментах, поспорить и позащищать свою точку зрения. Для большего интереса со стороны аудитории объяви конкурс — если читатель предложит в каментах че

получше и если он соберет больше согласных с его кандидатурой — дай ему приз. Вот это формат! А текст к музыке — зачем?» [12].

1.4 Конативная функция текстов музыкальной журналистики

В случае употребления в журналистском материале для массовой аудитории специальных музыкальных терминов, текст утрачивает одну из своих основных функций — конативную. Конативная функция (от лат. conatus — попытка) — ориентация на собеседника, то есть учёт автором речи особенностей усвоения информации адресатом. [6]. Это происходит потому, что среднестатистический читатель неспециализированного (не имеющего музыкальную/культурную направленность) издания не имеет музыкального образования и не готов к восприятию музыкальной терминологии. В случае же опущения в текстах музыкальной журналистики наиболее значимых понятий, текст потеряет свою профессиональную составляющую. Поэтому, кажется важным, чтобы журналисты вместе с названием какого-либо термина давали небольшую справочную информацию о нём, объясняя его значение, но, в то же время, не превращали материал в словарную статью. В этом случае текст будет иметь познавательный потенциал, а результатом его прочтения станет просвещённая аудитория. Для интерпретации музыкальных понятий журналист может пользоваться энциклопедическими музыкальными словарями (Энциклопедический словарь юного музыканта, (Медушевский В.В., Очаковская О.О. ) или Энциклопедический музыкальный словарь (ред. Г.В. Келдыш) и другие словари), в которых доступным языком объясняется их значение и в некоторых случаях даётся историческая справка — интересный материал для читателя. Можно предложить следующие способы введения в журналистский текст музыкальных терминов:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

1.С помощью сноски. Такой способ подходит для наиболее употребительных и простых понятий (басист, ударник ), а также тех, для объяснения которых требуется текст большого объёма (аппликатура, ария).

2.Текстовая иллюстрация. Данный способ возможен, когда автору удаётся проиллюстрировать определённый термин в данном контексте, например: «Он создал новую аранжировку этой песни: увеличил темп, заменил духовые инструменты на струнно-смычковые, транспонировал мелодию».

3.С помощью синонима. При музыкальном термине употребляется его общеупотребительный синоним, например: «Он создал новую аранжировку (версию/вариант) известной песни».

4.Графическая иллюстрация. Предполагает графическое изображение термина, называющего музыкальный объект или явление, если такое изображение возможно. Наиболее удачные варианты иллюстрации у терминов, которые называют музыкальные инструменты (гобой, фагот, арфа).

2. Музыкальная журналистика в текстах вологодских средств массовой информации

.1 Музыкальная журналистика на страницах газеты «Вологодские губернские ведомости» в 40-50-х гг. 19 в

Для изучения музыкальной журналистики как феномена в корпусах региональных текстов СМИ необходимо обратиться к страницам изданий прошлых столетий. Музыкальная журналистика в Вологде зарождается одновременно с первым печатным периодическим изданием региона «Вологодские губернские Ведомости» [13] ( далее — ВГВ). Газета издавалась с 1838 по 1917 год и долгое время оставалась единственным периодическим изданием в регионе. В 40-50-х годах музыкальная жизнь в городе была весьма умеренной. Обучение музыкальным специальностям велось в мужской гимназии, женском пансионе и женском училище. Воспитанники семинарии изучали духовную музыку. Субъектами музыкальной культуры в публикациях выступают: гастролирующие артисты: (известный скрипач Н. Я. Афанасьев, две пианистки — сестры В. В. и Н. В. Погожевы), хор архиерейских певчих по воскресеньям и табельным дням, городское «Обществом благородных любителей музыки», местные исполнители (госпожа Гедц, театральная актриса). Мест, где проходили концертные мероприятия было не много: Вологодский театр (построен в 1849 г.), зал Благородного клуба, зал Дворянского собрания, дома местной аристократии. В 19 веке в Вологде в музыкальной культуре большую роль играли высокообразованные представители общества, представители дворянских домов. Это семьи Межаковых, Брянчаниновых.

Владение музыкальным инструментом — признак благородного происхождения, высокой культуры. Впрочем, и аудитория газеты Вологодские губернские ведомости была соответствующей: не все умели читать и иметь возможность ходить на платные концерты. Отметим высокую образованность и компетентность авторов публикаций этого времени. Тексты о музыкальных событиях размещались в неофициальной части газеты в разделах

«Смесь», «Местные известия», «Вологодский театр». Они часто не имели

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

485

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке