Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Особенности применения и использования ‘новых медиа’ в технологиях внешнего управления»

Динамичное развитие коммуникационных технологий резко повысило темпы получения и распространения информации, что непосредственно затронуло политический аспект общества. Современность бросила новый вызов. Процессы глобализации и демократизации качественно изменили взаимоотношения общества и власти , придавая им горизонтальный характер. В данный период времени появляются новые электронные ресурсы, с помощью которых, общество напрямую может вести диалог с государственной властью и косвенно участвовать в принятии решений. Особую популярность набирает сетевая политика, использующая в качестве основного контента интернет-ресурсы, в том числе и «новые медиа».

План

Введение

. Теоретико-методологические основы изучения феномена «НОВЫХ МЕДИА»

.1 Феномен медиасферы в современной политической науке

.2 Особенности «новых медиа» как современного вида медиа-ресурсов

.3 Актуальные типологии «новых медиа»

. Применение «новых медиа» в технологиях внешнего управления

.1 «Новые медиа» как инструмент влияния на общественное мнение

.2 Практический опыт использования «новых медиа» в технологиях внешнего управления

.3 Технологии цветных революций

. Контент-анализ общественного мнения. Сеть интернет как инструмент взаимодействия в современном политическом процессе власти и общества

Заключение

Список использованной литературы 

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Введение

Актуальность исследования.

Динамичное развитие коммуникационных технологий резко повысило темпы получения и распространения информации, что непосредственно затронуло политический аспект общества. Современность бросила новый вызов. Процессы глобализации и демократизации качественно изменили взаимоотношения общества и власти , придавая им горизонтальный характер. В данный период времени появляются новые электронные ресурсы, с помощью которых, общество напрямую может вести диалог с государственной властью и косвенно участвовать в принятии решений. Особую популярность набирает сетевая политика, использующая в качестве основного контента интернет-ресурсы, в том числе и «новые медиа».

Актуализация вышеуказанных технологий открывает новые возможности для мониторинга и анализа активности граждан в политической жизни. «Новые медиа» становятся не просто популярными в обществе технологиями, но и в большей степени мощным инструментом для создания политических проблем с одной стороны, и при верном направлении, эффективным средством разрешения с другой. Все политические субъекты осуществляющие работу и на виртуальном пространстве сокращают расстояние между властью и народом, делая политический процесс открытым и доступным.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что роль «новых медиа» растет, и в соответствии с этим властью должны приниматься необходимые решения для применения технологий во внутренней политике и оптимизации диалога с обществом. Необходимо уже сегодня выстраивать новые стратегии и тактики работы в виртуальном пространстве.

Актуальность дипломной работы заключается в том, что технологии»новых медиа» постоянно развиваются, оптимизируя интернет-пространство и

делая его доступным для сетевой политики. Но в связи со скоростью развития упраздняется их функциональность, что негативно отражается на процессах информатизации общества. Малая степень изученности проблемы и делает её интересной для автора.

Объектом исследования является роль «новых медиа» в развитии технологий внешнего управления.

Предметом исследования являются особенности применения и использования «новых медиа» в технологиях внешнего управления.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение политического аспекта «новых медиа», выявление особенностей их использования и степень их влияния на современный политический процесс.

Для достижения поставленной цели дипломной работы мною были сформулированы следующие задачи:

—  рассмотреть феномен медиасферы и проанализировать её роль в политической сфере общества;

—        раскрыть понятие «новых медиа», выявить специфику данного феномена как формы политической коммуникации;

—        рассмотреть основные виды «новых медиа» и их применение;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

—        рассмотреть варианты влияния «новых медиа» на общественное мнение;

—        рассмотреть практический опыт использования «новых медиа» в технологиях внешнего управления;

—        на примере «цветных революций» рассмотреть практическую значимость «новых медиа»;

—        с помощью контент-анализа выявить отношение граждан к внутренней политике, осуществляемой государственной властью, использовав при этом интрнет-ресурсы. Степень научной разработанности.

Изучение различных концепций коммуникации в современном мире, становление информационного общества и соотношение роли власти в новой системе общественных отношений ведется достаточно давно.

Существует ряд ценных работ, посвящённых различным теоретическим аспектам рассмотрения данной тематики. Основой исследования темы дипломной работы, в первую очередь, стали научные труды следующих авторов: представители Торонтской школы коммуникативных исследований Х. Иннис и М. Маклюэн; теоретики политического процесса К. Дойч и Д.

Истон; исследователи информационного общества Д. Белл, Й. Масуда, М. Кастельс.

Особое значение уделяется трудам, посвященным исследованию индустрии культуры масс-медиа,4 изучения роли медиа как инструмента трансляции властной идеологии,5 рассмотрения процессов коммуникации.6

Важная роль в контексте изучения новых медиа отводиться авторам учебных и научных работ, а именно: С. В. Володенков, Е. Морозов, Я. Зодерквист, М. Грановеттер, А. Бард, П. Голдинг, Д. МакКуэйл, Дж. Траут.1

Кроме того, в дипломной работе были использованы материалы и публикации по исследуемой проблематике, имеющиеся в различных печатных и электронных СМИ: Анохина Н.В., Гладуэлл. М, Гочаров А., Лебедев В., Засурский И.И., Сморгунов Л.В.2

Совокупное представление, сложившиеся после анализа литературы по теме дипломного исследования, свидетельствует о том, что несмотря на обилие источников и материалов, посвященных тем или иным аспектам заявленной темы, глубоких научных исследований, оценивающих ресурс влияния социальных медиа на политический процесс или осуществляющих комплексный анализ особенностей их использования, еще недостаточно. Этот тезис также демонстрирует тот факт, что изучение данного феномена чаще носит публицистический и технический характер. Теоретико-методологическая база дипломного исследования.

Теоретическую основу дипломной работы составили исследования, посвященные информационному обществу (Д. Белл, Э. М. Кастельс, Й. Масуда), а также теоретические разработки посвященные теории политического процесса (Д. Истон, К. Дойч).

В исследовании активно использовались теории политической коммуникации (Х. Иннис, М. Маклюэн)  И разработки посвящённые «новым медиа» (С. Жижек, Е. Морозов, С.В. Володенков, Д. МакКуэйл).

В методологическом плане данная дипломная работа построена на использовании комплексной системы научных методов, включающих как общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция и индукция, которые позволили проанализировать основные понятия («новые медиа», «цветные революции», «медиасфера» «технологии внешнего управления») начиная с периода их формирования, что позволило воссоздать полную картину их становления и дать представление об основной роли в данный промежуток времени. Данные методы позволили систематизировать и упорядочивать факты и восстановить логику исследования.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Специально-научные методы исследования политологический, системный и сетевой подходы, структурно-функциональный метод, которые позволили проанализировать «новые медиа» как сложно структурированную систему, являющуюся частью политической сферы и вывить комплекс факторов, воздействующих на ее развитие.

Активно использовался и сравнительно-исторический метод, с помощью которого был сделан хронологический обзор развития медиасферы и медиатехнологий в политике, а также выявлена эволюция влияния медиа на трансформацию политического процесса.

С помощью контент — анализа было проведено исследование влияния

«новых медиа» на общественное мнение, проведенное на примере законопроектов, принятых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, касающиеся социальной тематики, что позволило дать представление о том, как относятся граждане Российской Федерации к принимаемым законом и об удовлетворенности внутренней политикой, проводимой государством. Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученный анализ может расширить представления о понятии «новых медиа» в научной среде, и в дальнейшем исследование будет полезно при изучении развивающихся технологий сети Интернет.

Результаты работы могут быть применены в политическом анализе и прогнозировании для подробного изучения технологий внешнего управления и в частности такого явления как «цветные революции».

Итоги проведенного контент-анализа будут полезны при оценке законодательной деятельности Российской Федерации и эффективности социальной политики, проводимой государством.

Новизна дипломной работы в следующем:

1)      Прослеживается динамика развития средств массовой информации от начального состояния до современного развития.

2)      Рассматриваются «цветные революции», происходившие за пятнадцать лет и способы влияния на политические процессы посредством интерактивных, виртуальных технологий.

3)      Типологизированы варианты «новых медиа» и описаны сферы их применения;

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Каждая из глав разбита на три параграфа.

1. Теоретико-методологические основы изучения феномена «НОВЫХ МЕДИА»

 

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

.1 Феномен медиасферы в современной политической науке

Развитие новых систем коммуникаций, активно протекающих в ХХ веке, потребовало новых подходов к информации. В связи с этим было создано несколько теорий, в том числе математическая К.Э. Шеннона, информационная К. Дойча, кибернетический подход Н. Винера.

Целью математической теории К.Э. Шеннона было нахождение зависимостей, позволяющих осуществить коммуникацию между полюсами технической системы.

Процесс массовой коммуникации можно представить в виде схемы, названной «цепью Шеннона»:

1.        Источник информации, производящий сообщение;

2.      Передатчик или кодировщик, преобразующий сообщение в сигналы, поддающиеся передаче;

3.      Канал как средство передачи сигнала;

4.      Декодер или ресивер, реконструирующий сообщение из сигнала;

5.      Преемник — персона или аппарат, получающий сообщение.

Эта цепь заложена в основу всех современных теорий, связанных с передачей информации. Несмотря на различные интерпретации процесса коммуникации, эта модель до сих пор остается базовой для всей современной коммуникативистики — от функционального анализа эффектов массовой коммуникации до структурной лингвистики и теории речевых актов.

Выделяют три основные характеристики массовой коммуникации, являющиеся переносом на изучение этого социального процесса технико- математической цепочки Шеннона.

1.        Канал, по которому передается информация в процессе массовой коммуникации, представляет собой сложные технологические системы производства и распространения сообщений;

2.      Отправитель сообщений всегда представляет собой организованную группу, являясь представителем социального института, который в качестве своей основной функции выполняет задачи, зачастую отличные от коммуникационных.

3.      Информация, передаваемая отправителем по определенному каналу, является результатом массового производства.1

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Несмотря на то, что принимающей стороной является индивид, он рассматривается как часть группы с присущими ей чертами.

Значительную роль в понимании современных медиа имеет канал распространения сообщений.

С помощью новейших технологий СМИ могут выпускать и тиражировать информационный продукт в больших количествах, это обуславливает их производственную специфику и уподобляет их деятельность массовому производству. Кроме того, потребители СМИ, так же как и потребители промышленных товаров, должны выбирать из предложений, имеющихся на рынке.

Главной особенностью многочисленных современных медиа является односторонний поток информации. Он обусловлен линейным характером традиционных технологий передачи информации, следствием которых является разорванность массовой коммуникации, обратная связь между этими полюсами фактически отсутствует.

Развитие новых технологий, а именно Интернета, ведет к размыванию традиционно разорванной массовой коммуникации. В связи с этим появляются неорганизованные создатели информации — блоггеры, которые в корне меняют сетевое поле.

В ХХ веке впервые упоминается о СМИ как о социальном институте с функцией производства и распространения знаний в широком смысле этого слова. Общие характеристики этого сравнительно нового института таковы:

1.        Как и большинство современных институтов, масс-медиа представляют собой институционально- организационное единство, совмещая характеристики института и их организационное оформление;

2.      Выполняют особую, только ему присущую функцию создания информационного аналога общества путем создания определенной картины мира, а также освещения функционирования других социальных институтов;

3.      Выступая как рупор общественного мнения, институт массовой коммуникации силу своего мобилизационного потенциала — способности воздействовать на большие группы людей — играет особую роль в современном политическом процессе.1

Этапы развития масс-медиа непосредственно связаны с изменениями социума.

Традиционно выделяют три этапа развития истории масс-медиа:

1.        Первый этап — это начало ХХ века и длится он до Второй мировой войны. Характеризуется безграничными возможностями влияния СМИ на человеческие убеждения и поведение. Значительную роль в формировании подобных взглядов сыграли пропагандистские успехи держав Антанты в Первой мировой войне. Пропаганда, которую Лассуэл определял как «сознательно управляемую коммуникацию», рассматривалась им как одно из

мощных орудий реализации политических целей, нередко превосходящее по результативности прямое силовое давление.

Второй этап — это 1940 г. до начала 70 — х гг.. Характеризуется незначительным влиянием масс-медиа на поведение людей. Возникает понятие «сопротивляющаяся аудитория», а разработанные теоретические представления СМИ получают общее наименование «концепции ограниченного воздействия». Особую роль играют социальные группы — дружеские, соседские, группы сверстников и т.д., которые сами представляют собой сложную сеть, имеющую собственную структуру. Эти группы являются фильтрами для информации и только будучи обработанной ими, она достигает сознания индивида. Именно в этот период были разработаны несколько концепций, вошедших в социологию СМИ: теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, «разрывов в знании», теория пользы и удовлетворения потребностей, психодинамическая модель воздействия СМИ.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2.        Третий этап — это 70-е гг. прошлого столетия. Характеризуется отказ от господствовавшей ранее структурно — функционалистской теории и переход к полипарадигмальным подходам, то есть, существованием разных методов изучения и новых тенденций. Первая из них — внимание к воздействию массмедиа на аудиторию, то есть отказ от всеобъемлющих представлений об эффектах массовой коммуникации.1

Второй тенденцией является сдвиг внимания на содержание сообщение масс-медиа.

В качестве третьей тенденции используется исследование организации СМИ с точки зрения как их внутренней структуры, так и их места в широком контексте социальной, экономической, политической организации общества.

Необходимо отметить, что несмотря на относительное ослабление в 60 — 80-е гг. внимания к изучению воздействия СМИ, исследования продолжались. В 90-е гг. внимание к ним вновь усилилось, особенно в связи с происходящими в Восточной Европе и на постсоветском пространстве крупномасштабными трансформациями, в ходе которых масс-медиа стали рассматриваться не как средства информации, а как непосредственные орудия политической и экономической борьбы.

М. Кастельс сформулировал целостную теорию, позволяющую оценить фундаментальные последствия революции в информационных технологиях на весь современный мир. Он высказывает предположение, что революция в информационной технологии полусознательно распространяла через материальную культуру обществ освободительный дух, который расцвел в движениях 60-х гг.

Возникает новая социальная структура, ассоциирующаяся с новым способом развития — информационализмом.

Информационные технологии современности являются не просто инструментом для применения, но так же процессами для развития, в силу чего в какой- то мере исчезает различие между пользователями и создателями. Таким образом, данная ситуация позволяет держать под контролем технологию, например, это произошло в случае с Интернетом. Из этого следует новое соотношение между социальными процессами создания и обработки символов и способностью производить и распределять товары и услуги. Уникальность этого явления в том, что человеческая мысль прямо является производительной силой, а не просто определенным элементом производственной системы.

Главным отличием информационно-технологической революции по сравнению с ее предшественниками состоит в том, что если прежние технологические революции ограничивались территориальными рамками, то информационные технологии стремительно охватывают пространство всей планеты. Это означает » немедленное применение к своему собственному

развитию технологий, которые она (технологическая революция) создает связывая мир через информационную технологию»1.

Кастельс считает, что информационное общество возникает «когда наблюдается структурная реорганизация в производственных отношениях, отношениях власти и отношениях опыта. Эти преобразования приводят к одинаково значительным модификациям общественных форм пространства и времени и к возникновению новой культуры».

Главной политической ареной теперь становятся средства массовой информации, но они политически безответственны. Но на данный момент политические партии исчезают как субъект исторических изменений, теряя свою классовую основу и обретая функции управления в борьбе против противоречий общества.

Новая система коммуникации, усовершенствования до уровня понимания её каждым индивидом в частности, теперь интегрирует в глобальном масштабе производство и распространение слов, звуков и изображений в современную культуру и приспосабливает их персональным вкусам и настроениям индивидов3.

Социальные изменения так же претерпевают трансформацию. Гендерные отношения стали конфликтной сферой, а это означает глобальный пересмотр межличностных связей между мужчинами, женщинами и детьми. Современные политические системы переживают кризис легитимности и полностью зависят от освещения в средствах массовой коммуникации, что постепенно изолирует их от граждан. Узкую направленность приобретают общественные движения. В данных условиях глобальные сети являются источником направления таких важных решений как отключение или подключение индивидов, групп, районов к информационному потоку.

1.2 Особенности «новых медиа» как современного вида медиа-ресурсов

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Начнем с того, что определим понятие медиа, которое происходит от латинских слов medium (среда, посредник) и media (медиумы), однако в современной политической науке значение данного термина трансформировалось, теперь оно скорее употребляется как аналог понятия средства массовой коммуникации.2

Медиа — средства (массовой) коммуникации технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией).3 Таким образом, можно сказать, что медиа выступают техническим каналом политической коммуникации и являются каркасом современного политического процесса.

Термин «новых медиа» достаточно широк и не совсем понятен. Сложность заключается в слове «новые», которое имеет ограничение во времени. Для того, чтобы сохранять термин «новые медиа», им нужно постоянно развиваться. С ходом истории меняются и понятия. В конце ХХ вв. «новыми» были те медиа, которые относились к компьютерным технологиям, способствовали развитию электроники и могли противопоставляться бумажным изданиям.

Возникновение «новых медиа» напрямую связано сформированием нового способа передачи информации, созданием новой реальности, организующей коллектив и индивида.1

Ныне существующее коммуникативное пространство стало значительно шире за последний десяток лет. В этой связи начали проводиться теоретические и практические исследования. Новая информационная эпоха сформировала и новые характеристики общества, что коренным образом изменило представление мира о политическом процессе. В информационную эпоху возникли и новые возможности трансформации общения, способы ведения диалога и взаимодействия власти и общества. В этом диалоге немалую роль играют медиа-ресурсы.

Какова особенность таких ресурсов? Почему именно они играют главенствующую роль в современных политических процессах?

История развития медиа-ресурсов с точки зрения эволюции политического процесса включает в себя ряд знаменательных этапов. Для данных периодов характерными чертами является использование определенного доминирующего типа средств массовой коммуникации, который обуславливает максимально эффективный способ взаимодействия государства и общества на определенном промежутке времени. Так, пресса, радио и телевидение ознаменовали в свое время новые этапы становления политико-коммуникационных процессов.

С точки зрения М. Маклюэна, книгопечатанье открыло новый этап человеческой истории под названием галактика Гутенберга, что позволило сохранять знания и передавать их следующим поколениям. Для XV века создание книгопечатного станка имело невероятное значение и произвело настоящий информационный взрыв. Далее развитие печатного слова, создание первой газеты в XIX веке в Париже неизменно способствовали распространению не только знаний, но и убеждений, политических идей и установок. В свое время пресса, а именно: газеты, журналы, листовки имели решающую роль в политическом процессе государств, еще В.И. Ленин писал о важной роли газет в пропагандистской и мобилизационной деятельности.1

Радио, будучи массовым аудиальным средством массовой информации, обладает уникальной особенностью, которая выражается во вневизуальности, то есть в качестве носителя информации выступают радиоволны, которые распространяются в пространстве. Данная черта позволяет этому виду СМИ оставаться неповторимым. Первым крупным политическим деятелем, который на регулярной основе стал использовать данный медиа-ресурс, дабы общаться с избирателями, был Ф. Рузвельт во время своей работы в качестве губернатора штата Нью-Йорк с 1928 по 1932 года.

Телевидение остается главным источником информации для значительной части современного общества. Наличие картинки и видеоряда в сочетании со звуковым сопровождением, позволяет воздействовать на эмоциональную составляющую зрителя. Как писала Н.В. Анохина3 , телевидение обладает большим потенциалом для формирования ядра политических представлений и влияет на политический выбор избирателей. Конечно, говоря о данном виде СМИ, нельзя не отметить период с 1960 по 1980 гг., когда телевидение выступало в качестве центрального медиа-канала, и являлось доминирующим средством политического воздействия. Так, в ходе основные подходы #»901197.files/image001.gif»>

Как видно из таблицы, несмотря на то, что слово «удовлетворены» употребило 96% граждан, слово «хуже» на 2% выше, что означает неудовлетворенность граждан принимаемыми в социальной сфере законами.

Таким образом, основная гипотеза нашла свое подтверждение. Из приводимой выше статистики указано, что законов по социальной тематике принимается немало, однако, их значимость для населения отнюдь не велика. Большое количество отнюдь не означает высокое качество. Недовольство граждан только подтверждает необходимость актуализировать внимание на социальной тематике и усилить контроль за исполнением уже вынесенных законов.

С помощью контент-анализа удалось показать процент недовольства граждан, использующих сеть Интернет в качестве основного источника информации, проводимой государственной властью политикой, на примере новостей, затрагивающих злободневные проблемы.

В зависимости от результативности принятых законопроектов и возрастают симпатии общества к власти. Основная гипотеза доказала это.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Для проверки первой задачи для доказательства дополнительной гипотезы было выбрано новостное агентство «РИА-новости». Для выявления отношения к государственной власти использована новость, носящая остро-

политический характер, такая как приобретение жилой площади. Новость от 22.05.2016 «Шувалов посоветовал россиянам не тянуть с покупкой квартир».1

Проанализировав комментарии граждан на интернет — странице в количестве 220 по вышеуказанной новости, программа вывела следующие таблицы:

Группа «зарплаты», которая должна показать соотношение цен и заработных плат граждан. Таким образом, исходя из таблицы, можно сделать вывод, что слово «взлетают» употребило 91% населения, а частицу «не» 58%, что указывает на то, что

Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что слово «чиновники» употреблено 91%, а слово «задрали» 57%, исходя из словаря молодежного сленга1 оно означает «надоесть» или «привести в раздражение», из чего можно сделать вывод, что отношение к чиновникам у граждан Российской Федерации в большей степени не доверительное.

Таким образом, первая задача для доказательства дополнительной гипотезы показала в большей пропорции отрицательное отношение граждан к государственной власти.

) Для выполнения второй задачи для доказательства дополнительной гипотезы были проанализированы данные с Росстата, где наглядно прослеживается динамика забастовок в Российской Федерации. Ограничения статистического учета забастовок

В России статистика забастовочного движения ведется с 1990 г., когда после событий шахтерской забастовки 1989 г., ставшей первой широкомасштабной акцией протеста, был спешно принят закон, который легализовал право на забастовку и определил порядок его реализации. При организации статистического наблюдения под забастовкой понимается «временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей в целях разрешения трудового спора». Росстат фиксирует три основных показателя: число организаций, на которых проводились забастовки, число участников и количество времени, неотработанного участниками забастовок. Сведения подает одна из сторон трудового конфликта — работодатель. При этом остановка работы легко может быть расценена менеджментом как несанкционированное отсутствие на рабочем месте, если не соблюдена формальная процедура. Поскольку прописанный в законе регламент оказался настолько сложным и запутанным, что практически любую забастовку можно квалифицировать как незаконную, в такой ситуации в ход идут различные формы забастовочных действий без прохождения надлежащих процедур, как, например, «работа по правилам»

или остановка производства, когда большое количество работников подает индивидуальные заявления об отказе от работы.2 В ряде случаев забастовка объявляется в расчете на то, что пока состоится решение суда и она будет признана незаконной, можно успеть добиться эффекта.3 Методика учета забастовок исключает фиксирование такого рода нестандартных форм конфликта. Не фиксируются также остановки работы продолжительностью менее чем одна смена. в Верховном суде России, а забастовка не может считаться нелегальной, пока нет решения Верховного суда.

Независимые мониторинги забастовочных акций ведут некоторые центры профсоюзов и других общественных организаций. Данные собираются при помощи собственных сетей — первичных региональных ячеек, но основным источником служат СМИ и новостные ленты Интернета. Понятно, что методика сбора не грешит формализацией: информация может включать совсем краткое упоминание или более-менее детальное изложение событий, отражающее взгляд автора. Независимые мониторинги отслеживают все возможные формы коллективного протеста, в том числе уличные выступления, голодовки и пр., поэтому собственно забастовки, в строгом смысле этого слова, довольно сложно вычленить из общего ряда массовых действий, сопровождающих трудовые конфликты. Информация из независимых источников, не являясь вполне релевантной для создания полной, объективной картины развития забастовочной активности, тем не менее, дает своего рода ориентир для корректировки официальной статистики (в сторону увеличения). Так, в 2007 г. по всей России было официально зарегистрировано 7, в 2008 г. — только 4 забастовки, а по данным мониторинга Института «Коллективное действие», в 2007 г. прошли как минимум 35, в 2008 г. — 27 забастовок. И, тем не менее, хотя официальные показатели забастовочной активности являются неполными, представление об общих тенденциях они дают, а имеющиеся корректировки существенно не влияют на общий вывод. Динамика забастовочного движения

Если основываться на данных Росстата, с начала 1990-х годов наблюдалось три всплеска забастовочной активности. Первый приходится на 1991-1992 гг., когда снижение реальной заработной платы в условиях инфляции привело к увеличению числа забастовок в 1991 г. примерно в 7 раз, а в 1992 г., будучи подхлестнуто освобождением цен — более чем в 20 раз по сравнению с 1990 г. Основной рост произошел за счет работников бюджетной отрасли, в других отраслях рост забастовочной активности был более умеренным — примерно в 1,5 раза. Новый подъем наблюдается в 1995 — 1998 гг., с пиком в 1997 г., когда Росстат зафиксировал максимальное за весь период число забастовок и участвующих в них работников. Этот период знаменитых шахтерских «рельсовых войн» и активных выступлений бюджетников примерно совпадает по времени с пиком невыплат заработной платы. Задолженность по заработной плате с 1995 г. росла большими темпами и начала сокращаться только к 1999 г. Вместе с этим происходило наглядное сокращение числа фиксируемых индустриальных конфликтов.

Динамика забастовочной активности по данным Росстата (1990 — 2008 гг.)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1672

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Помощь в написании работы
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Число организаций, на которых проходили забастовки  260  1755  6273  264  514  8856  8278  17007  11162  7285  817
Число организаций, на которых проходили забастовки, без организаций образования и здравоохранени я  247  405  401  263  235  296  653  685  433  106  25
Численность участников 99,5 237,7 357,6 120, 2 155, 3 489,4 663,9 887,3 530,8 238,4 30,9
забастовок (тыс. чел.)
Численность участников забастовок в среднем на одну организацию (чел.)  383  135  57  455  302