Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «План Шлиффена. Создание, реализация, последствия»

Актуальность нашего исследования определяется тем, что как перед началом Первой мировой войны, так и сейчас, одним из важнейших элементов подготовки и ведения мировой войны является её стратегический план, который определяет стратегию, цели, способы их достижения и направления подготовки будущей войны.

Написание диплома за 10 дней

Введение

Актуальность нашего исследования определяется тем, что как перед началом Первой мировой войны, так и сейчас, одним из важнейших элементов подготовки и ведения мировой войны является её стратегический план, который определяет стратегию, цели, способы их достижения и направления подготовки будущей войны.

К концу XIX века неизбежность большой войны была очевидна. Возникали конфликты ведущих держав, стремившихся к безоговорочному отверждению своих позиций. Европейские страны наращивали своё военное могущество, шла гонка вооружений, укрепляли свои позиции по всему земному шару — это неизменно приводило к противоречиям. Первая мировая война 1914- 1918 годов, стала одной из самых масштабных и жестоких конфликтов в человеческой истории. Последствия кровавых битв этой войны имеют далеко идущие экономические, политические последствия. Так же Первая мировая война является во многом поворотной точкой в военной истории. Появление новых родов войск, средств связи, распространение автоматического оружия, дирижаблей и аэропланов, строительство новых типов кораблей заставила генералитет многих стран задуматься о том, какой будет война будущего . В конце 19- начале 20 века в военно-теоретической мысли многих штабов утвердилась идея быстротечной войны. Многие составляли свои планы, опираясь на новую идею. Но наиболее тщательно разработанным планом войны из тех, что были составлены в начале 20 века, считается План Шлиффена, начальника германского Генерального штаба, вступившего на свой пост в 1891 году. Этот известен как «План закрывающейся двери» или просто « План Шлифенна».

Задача, стоявшая тогда перед графом Альфредом, была чрезвычайно тяжелой. После заключения франко-русского соглашения 1894 года война на два стала очевидным фактом, что естественно было не желательным для Германии. При этом военные возможности Франции были сравнимы с германскими, но союзник Второго Рейха — Австро-Венгрия, без помощи, вряд ли была способна сражаться с Россией. Использование же сухопутных сил третьего союзника (на тот момент) — Италии, было затруднено по географическим соображениям. Но План Шлиффена должен был стать решением от всех проблем.

Этот план считался венцом немецкой военной мысли и даже имел ранг эдакой святыни в глазах многих немецких офицеров. По их мнению, реализация данного плана должна была на очень долгое время укрепить Германию в качестве гегемона Европы. Необходимость этого плана с точки зрения правящей Германией касты милитаристов обусловливалась незаконченностью франко-прусской войны 1870-1871 годов и борьбой на море с Англией. О причинах провала же столь грандиозного плана, можно спорить ещё очень долго.

Хронологические рамки нашей работы будут охватывать период, начиная от первичного формирования стратегии блицкрига до её использования как определяющей во время второй мировой войны, от 1870-х годов — до начала 1940-х годов. Наша работа, из вышесказанного, будет затрагивать периоды военной истории, начиная с Франко-прусской войны 1871- 1872 годов, временной промежуток до Великой войны, непосредственно сам конфликт. Также будет затронут период Второй мировой. Конечные хронологические рамки обусловлены тем, что сама идея блицкрига зародилась при Мольтке-старшем, следовательно, необходимо изучить корни вопроса, которые тогда зародились. При этом пиком развития данной тактики, во многих смыслах, являются события начальных этапов Второй мировой войны. план шлиффен военный международный

В СССР, а потом и в Российской Федерации первая мировая война долгое время не рассматривалась среди актуальных и перспективных исторических исследований. 100-летний юбилей 2014 года привёл к росту интереса среди исследователей и публицистов, всего общества к проблемам этой мировой войны.

В новейший период историографии увеличился интерес как к исследованиям различных событий, процессов этой войны, так и к истории самого изучения этой войны. Появилось большое количество публикаций, как отдельных статей, так и монографий, художественной и мемуарной литературы, историографических работ. Проблемное поле исторических исследований охватило множество тем и проблем, например: мир накануне войны; международные отношения и дипломатия в годы войны; страны -участники войны; Российская империя в Первой мировой войне; фронты первой мировой войны; итоги и последствия войны; первая мировая война в воспоминаниях, дневниках, письмах; первая мировая война в художественной литературе; первая мировая война в фотографиях и изобразительном искусстве; и другие.

В последние годы наблюдается повышенный научный интерес к Первой мировой войне, рассмотрению разных её аспектов и переоценке значения различных событий. И актуальность выбранной темы обусловливается тем, что План Шлиффена является одной из важнейших составляющих этого периода, повлиявшим не только на то, что произойдёт на 4 года самой войны, но и скажется на событиях, которые произойдут через несколько десятилетий позже. План «Закрывающейся двери», оказался значительным прорывом в военной истории. При этом, очень важен процесс формирования идеи стратегии блицкрига, от заложения основ во Франко-Прусской войне, до танковых «кулаков» Третьего Рейха. Ведь на протяжении данного периода истории, полного множества кровавых войн, Германия, играла одну из ключевых ролей. И способ решения конфликтов с многими противниками, что окружали Рейх чрезвычайно важен.

Объектом нашего исследования является Первая мировая война.

Предметом нашего исследования является разработка и использование в войне стратегического плана военного командования Германской империи -«Плана Шиффена».

Целью дипломной работы является рассмотреть условия создания Плана Шлиффена, что и кто повлиял на него. Так же необходимо рассмотреть его реализацию, ход действий, неудачу и последствия, как во время Великой войны, так и после неё.

Задачами дипломной работы в связи с указанными целью являются: проанализировать План Шлиффена и военные планы других государств, участвующих в войне и сравнить их. Так же для достижения целей работы необходимо изучить и разобрать политическую и военную обстановку в которой создавались данные планы. Далее следует изучить ход военных действий Второй мировой войны, в частности когда «план закрывающейся двери» был наиболее актуален. А в последующих этапах Великой войны выявить влиянии плана Шлиффена на её итоги. Так же следует уточнить влияние плана на последующие события двадцатого века, в частности на планы Германии перед Второй мировой войной.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

На тему Великой войны 1914-1918 годов уже написано множество значимых работ и статей. Для своей работы я использовал множество таких произведений:

В книге А.А. Строкова «Вооруженные силы и военное искусство в Первой мировой войне» освещаются вопросы войны и армии, так же рассматриваются вопросы о боевых действиях, показываются закономерности развития вооруженных сил и военного искусства на примере Великой войны 1914-1918 гг. В книге В.Ф. Новицкого «Мировая война 1914-1918 гг. Кампания 1914 года в Бельгии и Франции», являющейся одним из лучших произведений, посвящённых Первой мировой войне, представлен огромный фактический материал о событиях начального периода Великой войны. В данной работе помимо изложения хода боевых действий данного периода войны дается критический обзор этих событий и оценка их с точки зрения дальнейшего развития событий. В книге А.К. Коленковского дается очерк военных операций, разыгравшихся на всех фронтах в первый год войны 1914-1918 годов. В некоторых главах описываются действия на море, на Дальнем Востоке и в колониях. Каждая операция сопровождается разбором действий войск и командования. В заключение даются оперативные и тактические выводы из опыта маневренного периода войны. В работе М.Р. Галактионова «Париж, 1914 (Темпы операций)» подробно рассматривается битва на Марне, а так же, переход к позиционной войне. Кроме того, затрагивается вопрос влияния плана Шлиффена на дальнейшую германскую военную мысль. Труд Б. Такмана «Первый блицкриг. Август 1914» рассматривает военные действия до битвы на Марне, которая во многом является поворотной точкой в Великой войне. Данная книга даёт подробное изложение этих событий, подробным языком. Исследование Е.В. Тарле, написанное в 1927 году до сих пор является одним из лучших произведений на тему Первой мировой войны.

В данном исследовании также был использована обширная база источников. Одним из важнейших среди них являются мемуары генерал- полковника танковых войск Третьего рейха Гейнца Гудериана. Данный труд является центральным для понимания тактики блицкрига.

Также важным источником являются мемуары генерала Жозефа Жоффра, стоявшего во главе французского генерального штаба. Именно под его руководством французские солдаты отражали мощнейший натиск войск Германской империи, и именно он смог правильно организовать свои силы в битве на Марне, заставив врага отступить, тем самым фактически сведя на нет задумку Шлиффена. Мемуары были опубликованы уже после его смерти, в 1932 году. Для нашего исследования воспоминания этого полководца, непосредственного командующего Великой войны, чрезвычайно важны.

Новизна работы заключается в попытке проследить развитие новой, на тот момент, военной доктрины в условиях активного развития вооружённых сил, появления совершенно нового оружия и крайне неудобного территориального положения для Германии, предусматривающего войну на два фронта.

Методологию работы составили следующие методы анализа: хронологический и проблемно-хронологический методы, историко- системный метод, а также сравнительно-исторический и метод исторической периодизации.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.

 

Глава 1. Создание плана «Закрывающейся двери»

.1 Альфреда фон Шлиффена

Итак, перед тем, как начать разбирать сам план закрывающейся двери, нужно представить как самого Альфреда фон Шлиффена, а так же двух немецких полководцев, которые так же оказали значительное влияние на возникновение блицкрига.

Первый же из них- германский генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке.

Родился сей великий полководец 26 октября 1800 года в городе Пархим в регионе Мекленбург. Отец его был обедневшим дворянином. Он, как и многие подобные люди служил в армии, в частности у датчан. И здесь, в Дании, получал образование и его сын. В 1818 году Бернхард окончил кадетский корпус в Копенгагене. Примечателен тот факт, что по некоторым свидетельствам, этот корпус этот давал сравнительно небольшие познания, что явно контрастирует с дальнейшими великими делами Мольтке Старшего. Но вероятно, для службы в датской армии, в которой Гельмут начал служить в 1819 году, этого вполне хватало.

Однако Мольтке стремился к большему. В 1822 году он поступил на службу в более престижную прусской армии, и вскоре смог попасть в Берлинскую военную академию. Закончил её в 1826 году. Причём проявил большие способности. К окончанию академии он хорошо владел несколькими языками. Позже, между прочим, став начальником генерального штаба, то говорил уже не только на немецком и датском, но и на турецком, русском, французском, английском, итальянском языках. Именно Мольтке перевел на немецкий произведение Гиббона ,,История падения Римской империи,,. Этот одарённый полководец вообще оказался многосторонним человеком, увлекающимся военной историей, умел прекрасно писать, причем писал не только военно произведения, но и художественные- новеллы и стихи.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В 1827 году Мольтке стал начальником дивизионной школы. В 1833 году был приписан к генеральному штабу армии на постоянной основе. Его определили в топографическое бюро — одно из ведущих отделений генштаба того времени. Причём такое очевидно успешное продвижение по службе было вполне заслуженно.

Ещё одним важным моментом в жизни Мольтке Старшего для нас является 1835 год, когда он отправился на Восток, в Стамбул. Там он по просьбе султана Махмуда остался в турецкой армии в качестве инструктора, где Мольтке провёл активную деятельность по реорганизации армии. Так же принял участие в организации обороны Рущука, Силистрии, Варны и Шумлы, а так же проливов, свою работу он провёл вполне успешно. Так же в 1839 году участвовал в походе турок на Сирию. Все эти события продемонстрировали в настоящем деле, талант организатора и полководца. По возвращении в Пруссию, Гельмут занимался в основном теоретической работой. Но до 1848 года, когда он был назначен начальником отделения генерального штаба, затем начальником штаба корпуса, и в итоге был приписан к сыновьям Вильгельма в качестве их военного наставника, а в 1855 году Гельмут был назначен адъютантом непосредственно при Фридрихе Вильгельме (будущий император). Сопровождая его Монтеске побывал в России, Франции, Англии и множестве других европейских государств, где успел познакомится с военной организацией этих стран.

Все эти знания и опыт, вместе с гением Бенхарда сделали своё дело. И в дальнейшем, при нём генштаб преобразился. Естественно не сразу. Сначала пришлось потратить много сил на подготовку хороших помощников способных к эффективным самостоятельным действиям. ,,Весь генеральный штаб в 1857 году состоял из 64 офицеров, 18 из которых образовывали Большой генеральный штаб. Через десять лет штаб уже вырос до 119 офицеров, в том числе 48 — в Большом генеральном штабе. В работах последнего участвовало, кроме того, 30 причисленных к генеральному штабу молодых испытуемых офицеров. При этом офицерский состав был качественно на высоте. Мольтеске часто устраивал военные игры, как в теории на картах, так и практически, путем полевых поездок, где офицеры на месте учились руководить войсками. За 13 лет пробывания в генеральном штабе Мольтке провел 9 таких поездок.

Значительное внимание уделялось, работе своего военно-исторического отделения. Основной целью Бенхард считал ознакомить прусскую армию с новыми явлениями в современной войне, на примере недавних войн (например Гражданская война в США)многое из этого легло в основу последующих исторических трудов прусского генерального штаба, в том числе и плана Шлиффен. Все работы Мольтке в этой области отличали четкость и ясность изложения, хорошо отображёнными главными идеями.

Но тут возникли сложности из- за некоторой косностью многих генералов и их преклонением перед наполеоновскими способами ведения войны. И тут мы подходим к тому как гений Мольтке дал толчок к тому, что в последствии войдёт историю как принцип молниеносной войн. Внести что то новое в военное искусство было довольно трудно. Даже с началом Великой войны, некоторые пережитки прошлых военных доктрин остались. Но об этом позже. Мольтке, в отличии от многих, не считал , что тактика Наполеона- решение любой проблемы, к тому же, в условиях современной войны, приведёт только к ненужным потерям. Одной из главных нововведений генштаба, под руководством Мольтке Старшего стал новый план мобилизации, благодаря которому, её сроки стали гораздо меньше, чем у потенциальных противников.

Быстрая мобилизация, нуждалась в скоординированных и быстрых перебросках, войск, ресурсов, дальнейшего снабжения подразделений. Следовательно, необходимо было иметь надёжную железнодарожную сеть и телеграф. И Мольтке стал одним из первых, кто понял истинную значимость этих вещей. Началась новая эра в снабжении войск. Данный факт, чрезвычайно важен в дальнейшем, ибо в первую очередь на ЖД делал ставку Шлиффен. Развитые железные дороги позволяли быстро перебрасывать действительно огромные армии к вражеским границам. При Большом генеральном штабе была создана железнодорожная секция. А в 1859 году Мольтке удалось настоять на образовании особой железнодорожной комиссии из представителей немецких государств, что ускорило развитие этой отрасли.

Появление новых видов вооружения требовало изменения к тактике. Понимая это, Мольтке, несмотря на сопротивление старых полководцев потихоньку изменял и методы ведения боя, что соответствовали современному ведению боя. И это стоило ему не малых сил. Хотя штыковые атаки по старому стилю, плечом к плечу всё ещё происходили, в частности в войнах с Баварией и Австрией. Задачей в данной ситуации стало упор не на штык, а на ружейный огонь. Но в итоге ему удалось добиться изменений. Преимущество прусского войска тут же сказалась в войне с Австрией 1866-го года. Из-за нехватки дорожных путей в необходимых местах фронт являлся очень широким. Но тут и дали знать нововведения. Усовершенствованная связь, прекрасная прусская дальнобойная артиллерия, новые винтовки, всё это делали не нужными наступление в старом стиле «локоть к локтю». Вскоре пруссаки, не смотря на некоторые ошибки, которыми враг всё равно не смог воспользоваться, одержали безоговорочную победу в войне. После этого, в 1866 году, Мольтке, полностью доказав правоту, приобрёл огромный авторитет и стремительно продвигался к установлению своей гегемонии в делах армии. Во время франко- прусской войны, которая является пиком его триумфа, он уже был не только составителем всех планов, но и фактическим командующим армией. В войне с Францией 1870 — 1871 уже видны многие черты, той самой молниеносной войны. Сам план заключался в том, чтобы вторгнуться во Францию тремя колоннами, отбросив все французские войска к северу, отрезать их от Парижа. Мольтке полагался на более быструю мобилизацию, последующую внезапность атаки и мощь армии. План атаки был проработан, что дало свои плоды с самого начала войны. Благодаря новой системе мобилизации, а так же железным дорогам, немцы смогли достичь численного преимущества над французской армией, которая и так из- за не полной мобилизации по боеспособности уступала вражеской. Чуть ли не единственным преимуществом французов оказались более дальнобойные винтовки Шасспо, которые были дальнобойнее и мощнее немецких. Итак, бои под Вьонвилем и Гравелотом, сражение под Гравелотом, осада крепости Седан с последующим пленением императора Наполеона III. Поражение следовало за поражением, что в итоге заставило французов сдаться. Безоговорочный триумф великого полководца Мольтке.

Из описанных событий видно, что Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке заложил основу основного плана Второго рейха. улучшенный принцип мобилизации, внедрение телеграфов и железных дорог, по большей части отход от ведения боя пехотного боя времени наполеоновских войн. Но до плана Шлиффена ещё многое поменяется. Следует сказать, что этот человек заслужил огромную славу и уважение. Уже при жизни в родном городе Мольтке были возведены памятники. Деятельность Мольтке как полководца получила признание и в России. В 1870 году он был награжден орденом Святого Георгия 2 степени, а в 1876 году был избран почетным членом Николаевской академии. Гельмут фон Мольтке-старший скончался 24 апреля 1891 года, когда во время игры в карты, он без причины встал из-за карточного стола, извинился и ушел в свою комнату, где лег на постель и умер.

В 20 веке молодая Германская империя представляла с собой грозную силу. Мировая обстановка всё более осложнялась и приближала «войну, которая положит конец всем войнам». Будущие участники конфликта это прекрасно осознавали, готовились, строили планы. Одним из самых проработанных планов составленных перед войной. Но перед тем как разбирать этот план, следует упомянуть о человеке, в честь которого этот план был назван, об Альфреде фон Шлиффен.

Шлиффен родился 28 февраля 1833 в Берлине. Его отец был аристократ генерал-лейтенант Карл Йохан. По семейной традиции сын должен был стать военным. В 1854 году Шлиффен попал в 2 гвардейский уланский полк(один из элитных). Быстро дослужился до второго лейтенанта. В 1858 году он был отправлен в Объединенную военную школу из которой выходили лучшие офицеры империи. В учёбе преуспел, прошёл специальные курсы и в 1861 году в звании премьер лейтенанта был приписан к части. Уже через 2 года попал в Генштаб, а ещё через 3 года получил звание капитана Генштаба. Первый боевой опыт получил в войне против Австрии 1866 года, где был в составе штаба кавалерийского корпуса 1-й армии принца Фридриха. Принял участие в решающем сражении при Кёниггрэце (3 июля).

Во время Франко-прусской войны Шлиффен служил в штабе великого герцога Фридриха Франца II. В 1870 году был произведён в майоры. Так он и прошёл до победоносного конца этой войны. После войны принял командование 1 гвардейским уланским полков и продолжал продвигаться по армейской лестнице. В 1884 году в звании полковника (получил в 1881 году) был переведен в Генштаб, где получил должность начальника отдела, а в 1886 получил звание в генерал-майора, а ещё через 2 года и должность обер- квартирмейстера ( главный помощник начальника Генштаба Вельдерзее). Впрочем такой человек, как Шлиффен в должности обер-квартирмейстера пробыл не долго и в 1891 году о сменил Вальдерзее на посту главы немецкого генштаба. Естественно, эта должность являлось одной из самых высших в германской.

Шлиффен прекрасно сочетал в себе навыки военного практика и теоретика. Естественно, что именно он смог создать эффективный план в условиях современных ему условий. Вдохновляясь действиями Ганнибала в битве при Каннах, он теоретически обосновал стратегию быстрого разгрома врага, посредством двойного охвата, что в результате приводило к тактическому окружению. Итогом стал тот самый План Шлиффена 1905 года. Наиболее хорошо, Алфред описывает свои мысли, идеи и действия в своих работах ,,Канны,, Фридрих Великий и Наполеон, и Современная война. За 15 лет, что Альфред провёл на своей должности, настолько глубоко привнёс свои идеи в идеологию немецких стратегов, что многие офицеры боготворили его мысли и на них, в последствии, основывались действия Третьего рейха. Сам План Шлиффена, его окончательный вариант непосредственно перед войной, и реализацию мы разберём немного позже.

января 1906 г. Альфред фон Шлиффен вышел в отставку. Ходят споры, о том, что послужило причиной отставки. Официально говорилось, что это из за болезни и преклонного возраста, ведь тогда, великому стратегу было уже 73 года. Но, так же, вероятно, то что к этому причастно прусское юнкерство, недовольное некоторыми пунктами Плана, что стал главной доктриной Второго рейха. Сдав должность Гельмуту фон Мольтке, племяннику Хельмута Карла Бернхарда фон Мольтке, о котором мы уже говорили Шлиффен отправился на заслуженный покой. Уже находясь в отставке, Шлиффен получил последнее повышение, до генерал-фельдмаршала(1911 год). Через 2 года, в 1913 году, Альфред фон Шлиффен в Берлине. Его тело похоронено на Инвалидном кладбище. Сам император Вильгельм Второй лично возложил венок на его могилу. Так закончилась жизнь сего великого полководца.

Теперь же надо упомянуть о человеке, который последний оказал влияние на План Шлиффена и по мнению многих историков и военных, итоговые изменения стали роковыми для Второго рейха в ходе Первой мировой войны. Это Гельмунт фон Мольтке Младший. Он родился 25 мая 1848 года в Мекленбурге. В 1869 году связал свою жизнь с армией, поступив фаненюнкером в 86-й фузилёрный полк. ,В 1879 году закончил Военную академию в Берлине. Участвовал во Франко-прусской войне. Был адъютантом своего дяди Бенхарда Мольтке, а позже и при кайзере Вильгельме. Так же руководил первой гвардейской пехотной бригадой, 1-й гвардейской дивизией. А с 1904 года был назначен на должность генерал-квартирмейстера германского штаба. А в 1906 году заменил Альберта Шлиффена на должности начальника генштаба.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Как уже было сказано, племянник героя Франко-прусской войны Карла Бернхарда. Но к сожалению, он не мог сравнится в военном искусстве ни с Мольтке Старшим, ни с Шлиффеном. Он сам признавал, что не был одарённым полководцем и стеснялся доставшимися от известной фамилии почестей. Но тем не менее именно на его плечи, как главы германского Генштаба лёг груз первого года Великой войны.

.2 Международная ситуация и факты повлиявшие на создание плана

Итак, с личностями, что внесли свой вклад в План мы ознакомились. Один создал основу для него и для тактики блицкрига, в той форме, в которой мы знаем её сейчас. Шлиффен придал ей ясную форму, а Мольтке младшему суждено было привести этот план в действие. Но какова была международная ситуация, в которой формировался данный план. Ведь это не менее важно, чем и люди, что его творили.

Победа во Франко-прусской войне 1870-1871 дала молодой Германской империи благоприятною обстановку для её развития. Ресурсы всех объединённых под властью одного императора земель, огромная контрибуция, взысканная с побеждённой Франции, которой к тому же требовалось время на восстановление. Всё это при мудрых действиях ,,Железного канцлера,, Отто фон Бисмарка. Теперь со Вторым Рейхом считались все мировые государства.

К тому же в 1882 году был создан Тройственный союз, в который вошла, естественно Германия, Австро-венгрия и Италия. Целей было несколько. Франция после поражения в войне, начала восстанавливаться значительно быстрей, чем планировалось в Германии. Было ясно, что рано или поздно старый враг захочет взять реванш после такого сокрушительного и позорного разгрома. И в случае начала военных действий со стороны врагов, страны Союза обязались вступить в войну. Но тут следует упомянуть, что Австро- Венгрию скорей берегли для возможной войны с Россией. А недавно объединившиеся Италия, не хотела вступать в войну, если в ней будет участвовать Англия. К тому же настораживало сближение Франции с Россией, которую настораживал тот факт, что у своих границ теперь существует такое сильное государство. Хотя сближение России и Франции было обусловлено не только общими военными интересами, но и экономическими факторами. Россия с 70-х годов остро нуждалась в средствах для развития железных дорог и промышленности, а Франция, как раз нуждалась в применении своих капиталов за границей.

К тому же, так как, Германская империя была молодым государством, она опоздала к разделу колониальных владений. И во внешней политике было видно явное стремление наверстать упущенное. И это ей удалось. Было приобретено множество владений в Африке, Азии и Океании, такие как: Того, Бурунди, Камерун, В Африке, порт Циндао на полуострове Шаньдун, Новая Гвинея, Палау, Каролинские острова и прочее. Такая колониальная активность естественно не могла не вызвать враждебность главной колониальной империи- Англии. Хотя Англия и не планировала вступать в конфликт с Германией, но борьба за колонии, впоследствии стала очень важной причиной, для формирования Антанты.

В конце концов участники Тройственного союза определили свои цели: Германия хотела лишить Великобританию её морского могущества, и колоний. Так же планировалось забрать французские и португальские колоний. В восточном вопросе была поставлена цель отвоевать у России Польшу и Украину, лишить её выхода в Балтийском море, оставшуюся территорию сделать экономически зависимым от Германской империи .

Целью Австро-Венгрии, было установить свою власть на Балканах, убрав от туда влияние Российской империи. В частности, планировалось захватить Сербию и Черногорию. Так же Австро-Венгрия претендовала на некоторую польскую территорию. Недавно объединённая Италия стремилась с помощью Германии получить земли на Балканском полуострове. Турция, которая позже вступила в войну, в обмен на свою помощь требовала на территории Закавказья, что принадлежали России.

Создание Тройственного союза и его цели сильно обострило международные отношения. Одним из ,,тревожных звонков,, был таможенный кризис, который принёс всем его участникам, и итогом которого были все недовольны. Началась гонка вооружений.

Ответом на деятельность Тройственного союза была Антанта. В 1904 году Англия подписала договор с Францией. А в 1907 году и с Россией. И стремления у участников этого союза тоже были не только оборонительными.

Естественной целью Франции было взять реванш над Германией за поражение во Франко-прусской войне и вернуть потерянные территории.

Великобритания стремилась сохранить своё звание первой морской державы так как в связи с гонкой вооружений, Второй Рейх вышел на второе, после неё место по силе флота. Так же было необходимо сохранить свои колонии и по возможности приумножить их за счёт Турецких владений. Россию же в первую очередь интересовали Балканы, а также хотела иметь свободный выход через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Также ситуация сильно осложнялась жесткой конкуренцией на мировом рынке.

Таким образом Германская империя и Австро- Венгрия, благодаря своему территориальному расположению, оказались фактически в окружении (На это указывал ещё Отто фон Бисмарк) , особенно после того, как Италия перешла на сторону Антанты привлечённая большими посылами. Но это случилось только 26 апреля 1915 года. На момент составления Плана Шлиффена такого предательства никто не предвдел, да и вряд ли мог. Поэтому Альфред в своём Плане отводил ей отвлекающую роль, понимая, что союзник вряд ли окажется достаточно сильным для активных действий.

Сама же Германия к началу 20 века входит в зенит своей мощи и является сильнейшей в Тройственном союзе. Как и положено такому молодому государству, экономика развивается пугающими темпами. Машиностроение и металлургия выходят на первые места. Так же стремительно, почти с нуля развивается химическое производство и электротехнические отросли и так же в начале 20 века достигают удивительных высот. Сухопутная армия являлась сильнейшей в Европе и к началу войны обладала высоким боевым духом. Артиллерия, хорошо себя показавшая ещё в 1870-1871 годах была на высоте, особенно большие калибры. Страну покрывала развитая система железнодорожных путей, позволявшая быстро перебрасывать массы дисциплинированных, прекрасно подготовленных и вооружённых бойцов. Уже тогда даже иностранные специалисты наблюдали прекрасное техническое оснащение войск.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Так же важно обучение в мирное время. Военнообязанные в возрасте от 17 до 45 лет должны были пройти военную службу. Достигшие призывного возраста, зачислялись в ополчение и в двадцать поступали на два года в регулярную армию. А после завершения службы уходили в резерв, где дважды в год проходил военные сборы. Система призыва строилась на принципах территориального деления. Мольтке Старший в своё время начал составлять план, на случай войны на два фронта, но с того момента прошло много времени. Произошло слишком много важных изменений. Новое вооружение, железные дороги, усиление французской армии, повышение её мобилизационных способностей и создание ими мощных оборонительных укреплений. Так же свою роль играла вероятность вступление в войну Англичан.

Когда его место в германском генштабе занял Шлиффен, то сразу приступил к созданию плана, который подошёл бы к условиям современной войны. Не смотря на всю мощь Второго Рейха, он понимая всю опасность затяжной войны и стремление к быстрой войне было естественным.

Удар через восточную границу Франции, как это в своё время планировал Мольтке, был невозможным. Новые укрепления французов препятствовали этому. И взять эти укрепления в лоб было невозможно не смотря на всю мощь немецкой армии. Следующее направление- участок между Верденом и границей Люксембурга. В этом случае для левого фланга наступавших войск, явилась бы угроза со стороны Вердена, а в тылу оставалась бы Бельгия, пусть нейтральная, но всё же потенциальный враг, которому, к тому же могли помогать англичане. Оставались обход через Швейцарию и Бельгию. Первый вариант был неудобным из-за из двух условий.

1)    Местность была слишком гористой, для прохода и ведения боевых действий большой армией. Ещё трудней там приходилось артиллерии.

2)      Второй причиной был слишком длинный путь к столице Франции. В то время, как нанесение удара через Бельгию, был гораздо короче и был удобен для боевых действий.

Но нарушение нейтралитета Бельгии было опасным делом и именно после этого, Англия вступила в войну. Хоть бельгийскую армию из-за её малочисленности не брали в расчёт, но немецкое командование опасалось, что будут испорчены железные дороги в Бельгии, что может сказаться на скорости переброски войск. Поэтому, либо надо было быстро сокрушить сопротивление немногочисленных вражеских войск, либо убедить Бельгийское правительство пропустить немецкую армию, чем в предвоенное время политики Германской империи и занимались, впрочем не удачно. Так же, бельгийская армия оказалась недооценённой, впоследствии стойко сражаясь против агрессора.

.3 Конечный вариант к началу Великой войны

Непосредственно План Шлиффена против Франции был таковым. Так как её граница была слишком сильно укреплена, было решено не ввязываться в длительные осады, ожидая пока французская

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

762

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке