ВВЕДЕНИЕ
Проблема финансового обеспечения местного самоуправления сохраняет свою актуальность.
Необходимо отметить, что местное самоуправление должно базироваться на прочном финансово-экономическом фундаменте и этот фундамент в основной своей части состоит из доходов местных бюджетов, поэтому одной из острейших проблем, встающих перед органами местного самоуправления, является низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, а также сам порядок межбюджетных отношений.
Объектом исследования работы является бюджет Сокольского муниципального района, а именно его доходная часть.
Цель исследования работы — изучение порядка формирования доходов бюджета Сокольского муниципального района и организация их исполнения.
Основными задачами исследования являются:
рассмотрение теоретических основ формирования и исполнения доходов местного бюджета;
ознакомление с нормативной базой и проведение анализа порядка формирования доходов бюджета и контроля за их исполнением в Сокольском муниципальном районе;
проведение анализа структуры доходов и показателей финансовой независимости бюджета Сокольского муниципального района;
выявление основных проблем района в рамках рассматриваемой мной темы и поиск эффективных путей их решения.
Теоретической и методологической основой выпускной работы являются фундаментальные труды исследователей в области современных теорий устойчивого развития, государственного и муниципального управления, местного самоуправления, а именно методика Н.Ю. Коротиной.
В работе использовались общенаучные методы анализа, обобщения, а также метод структурного анализа.
Основными источниками информации при написании работы являются законодательные и нормативные акты.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ
.1 Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии государства
Бюджетная система является одним из наиболее важных институтов любого государства. Эффективность функционирования бюджетной системы оказывает непосредственное влияние на качество экономического роста и уровень общественного состояния. Именно этим фактором объясняется серьезное внимание, которое стало уделяться вопросам бюджетного устройства.
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.
В Российской федерации действует 22 923 муниципальных образования, видовая структура которых представлена на рисунке 1.1 [1].
Рисунок 1.1 — Структура муниципальных образований РФ в 2016 г.
Основным видом муниципальных образований в РФ является сельские поселения, составляющие 82% в общей численности органов муниципального самоуправления. Затем следуют муниципальные районы и городские поселения, на долю которых приходиться 8% и 7% соответственно. Последними идут городские округа (2%) и внутригородские муниципальные образования (1%).
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением [1].
Основная цель местного бюджета — динамичное экономическое и инвестиционное развитие муниципального образования, качественные инфраструктурные преобразования, повышение благосостояния граждан, удовлетворение социальных запросов населения, пополнение доходной базы бюджета муниципального образования.
Расходные потребности прямо или косвенно связаны с численностью и плотностью населения муниципального образования, его различных групп с родственными интересами [2].
Таблица 1.1 — Соответствие статей расходов категориям потребителей
Каждой статье расходов соответствует категория потребителей, и наоборот (таблица 1.1). Чем больше численность населения муниципального образования и ниже плотность расселения, тем, как правило, выше подушевые расходы.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определил принципы самостоятельности и сбалансированности бюджета. Следовательно, минимально необходимые расходы должны обеспечиваться доходами, а при допустимом законодательством дефиците иметь источник его покрытия. Самостоятельность органов местного самоуправления обязательно предполагает финансовую самостоятельность. Совершенствование регулирования бюджетной обеспеченности местных бюджетов, эффективность использования налогового потенциала территорий, повышение заинтересованности органов местного самоуправления в развитии доходной базы и собираемости налоговых поступлений является одним из условий финансовой стабильности регионов.
1.2 Состав и структура доходов местных бюджетов
Согласно БК РФ, доходы местного бюджета подразделяют на три группы: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 — Состав доходов местного бюджета в РФ
Согласно ст. 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации все виды налоговых доходов, поступающие в бюджеты на постоянной или кратковременной основе, признаются собственными налоговыми доходами бюджетов.
Субъектами РФ предоставлено право по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами закрепленных за региональными бюджетами в местные бюджеты. Аналогичные права установлены для муниципальных районов, которые могут передать часть своих доходов в бюджеты городских и сельских поселений.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Рассмотрим налоговые доходы и налоговые поступления в виде следующей классификации, которую для наглядности представим в виде рисунка 1.3.
Рисунок 1.3 — Состав налоговых доходов в РФ
Налоговые доходы, поступающие в местный бюджет на постоянной основе, но по которым соответствующие органы власти не имеют право управлять их отдельными элементами. К таким налоговым доходам можно отнести НДФЛ, ЕСХН, государственную пошлину. Муниципалитеты имеют возможность планировать поступления от данных налогов в собственные бюджеты, а также расходовать их, при этом не имея возможности управлять их элементами.
К налоговым доходам, поступающим полностью в местные бюджеты, независимо от их вида относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц, взимаемых на соответствующей территории, а также налог на вмененный доход. При этом соответствующие органы власти имеют возможность не только самостоятельно планировать и расходовать доходы от данных налогов, но и управлять их отдельными элементами.
За местными бюджетами также закреплены отдельные виды госпошлины, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения.
К налоговым доходам, зачисляемым в местные доходы на временной основе, относят налоговые доходы от установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов; налогов, взимаемых в связи с применением специальных режимов налогообложения. Местные органы власти имеют возможность лишь планировать направления расходования данных поступлений.
Справедливое распределение налогов и налоговых доходов по уровням бюджетной системы является важнейшим условием обеспечения финансовой самостоятельности бюджетной системы.
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 Бюджетного Кодекса РФ.
Рассмотрим структуру неналоговых доходов местных бюджетов, представив ее в виде схемы (рисунок 1.4).
Кроме неналоговых поступлений, представленных на схеме 3, также в бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 55 процентов от суммы поступлений.
Недостаточность собственной доходной базы местных бюджетов неизбежно ставит муниципальное образование и их органы в зависимость от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не позволяет им осуществлять не только долгосрочное, но и текущее планирование. Для наглядности представим структура безвозмездных поступлений в виде схемы (рисунок 1.5).
При рассмотрении рисунка 1.5 видно, что безвозмездные поступления делятся на межбюджетные трансферты и безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Под межбюджетными трансфертами понимают средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы РФ.
Виды межбюджетных трансфертов представим в виде в таблице 1.2 [3].
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Рисунок 1.4 — Структура неналоговых доходов местных бюджетов в РФ
Рисунок 1.5 — Структура безвозмездных поступлений в местный бюджет в РФ
Таблица 1.2 — Виды межбюджетных трансфертов в РФ
1.3 Проблемы сбалансированности местных бюджетов
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Особенности формирования местных бюджетов определяются государственным устройством и соответствующим административным делением. При подробном рассмотрении понятия «бюджет», можно сделать обобщенное упрощенное определение: бюджет — денежный баланс государства, региона или, в рамках рассматриваемой мною темы, муниципального образования. Также принято считать, бюджет является основным финансовым документом, который состоит из расходной и доходной части. Состав и структура доходной части подробно описаны в предыдущем параграфе. Поподробней рассмотрим расходную часть бюджета.
Расходы бюджета формируются в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями), законодательными и иными нормативными правовыми актами, заключенными договорами.
Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации [4].
С 2007 года бюджет планируется в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а с 2013 года в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» (с последующими изменениями и дополнениями), бюджет формируется не только в функциональной, но и программной структуре расходов на основе муниципальных программ, утвержденных соответствующим органом местного самоуправления.
Государственной программой является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [1].
При этом есть основные программы, которые формируются в рамках вышестоящего бюджета, такие как, например:
Развитие образования на 2013 — 2020 годы;
Социальная поддержка граждан;
Развитие здравоохранения;
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Содействие занятости населения;
Развитие физической культуры и спорта;
Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан
и др.
В связи с вышеизложенным, видно, что бюджет является социально-ориентированным и наибольшая часть принадлежит таким отраслям деятельности, как «Образование», «Культура, кинематография», «Здравоохранение», «Социальная политика», «Физическая культура и спорт», но при этом присутствуют и такие направления расходов бюджетных средств, как:
средства массовой информации;
жилищно-коммунальное хозяйство;
общегосударственные вопросы;
и др.
В процессе принятия и исполнения бюджета района большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. При этом необходимо понимать, что под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования.
При рассмотрении бюджета можно наблюдать следующие ситуации:
Профицит — превышение доходов над расходами, что в результате приводит к снижению эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.
Дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами, что приводит к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве.
Идеальный вариант — бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности привлекают источники финансирования дефицита бюджета. Основные источники финансирования дефицита представим в виде схемы (рисунок 1.6).
Рисунок 1.6 — Виды источников финансирования местного бюджета в РФ
Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:
Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
Соблюдение принципа экономии расходов: отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков [5].
Для предотвращения образования долговых обязательств муниципального образования необходимо правильно прогнозировать и планировать поступления в бюджет, и при недостаточном поступлении средств, правильно расставлять приоритеты расходования бюджетных средств, учитывая оптимизационные мероприятия. Данными вопросами занимаются отдельные органы муниципальной власти.
1.4 Управление формированием доходов бюджетов и бюджетный процесс
С момента возникновения Российской Федерации до настоящего времени в сфере бюджетного и налогового законодательства происходят постоянные изменения, направленные на совершенствование формирования финансовых ресурсов и их эффективное использование.
Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [2].
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
На основании Положения о бюджетном процессе в Сокольском муниципальном районе, утвержденному Решением Муниципального Собрания Сокольского муниципального района от 22 июля 2010 г. N 152 (с последующими изменениями и дополнениями) представим стадии бюджетного процесса в виде схемы (рисунок 1.7).
Рисунок 1.7 — Стадии бюджетного процесса в РФ
Бюджетный процесс в муниципальных образованиях осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии со следующими нормативными документами:
Бюджетным Кодексом РФ;
Устав Сокольского муниципального района (ред. от 18.02.2016);
Положением о бюджетном процессе в Сокольском муниципальном районе, утвержденному Решением Муниципального Собрания Сокольского муниципального района от 22 июля 2010 г. N 152 (с последующими изменениями и дополнениями).
Бюджетный процесс на муниципальном уровне осуществляется на общих принципах, лежащих в основе бюджетного процесса всего государства, но при этом в бюджетной деятельности муниципальных образований есть свои особенности. Главным отличием бюджетного процесса местного уровня определяют наличием принципа необходимости учета местных особенностей и традиций каждого муниципального образования.
Начальной стадией бюджетного процесса на муниципальном уровне является разработка проекта бюджета. В основе разработки проекта бюджета лежит план социально-экономического развития территории муниципального образования, разработанный в соответствии ежегодными постановлениями Правительства РФ о порядке разработки планов социально-экономического развития. Муниципалитет (администрация муниципального образования) вносит проекты плана и программ развития данной территории на утверждение представительного органа.
Самая важная задача на данном этапе — это взаимосвязь потребностей муниципального образования с доходами бюджета.
Проект местного бюджета не позднее 15 ноября текущего года выносится на рассмотрение и утверждение в представительный орган местного самоуправления. Рассматривается данный проект местного бюджета в одном чтении.
После утверждения принятый бюджет муниципального образования оформляется в форме решения представительного органа местного самоуправления и подлежит опубликованию на официальном сайте данного муниципального образования.
К одной из самых важных функции администрации муниципального образования относят исполнение бюджета.
Как правило, в администрации муниципального образования выделяются финансовые отделы, которые осуществляют исполнение бюджета, а также контроль всех стадий бюджетного процесса.
Кассовое исполнение бюджета муниципального образования осуществляет Федеральное казначейство (и его территориальные отделения).
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
По окончанию календарного (отчетного) года местная администрация составляет отчет об исполнении бюджета (местного бюджета). Данный отчет представляется для утверждения представительному органу местного самоуправления.
После рассмотрения отчета об исполнении бюджета за отчетный год, представительный орган местного самоуправления принимает решение о принятии или отклонении отчета. Принятый отчет, как и мотивы его отклонения, подлежит опубликованию в установленном в данном муниципальном образовании порядке.
Эффективность органов местного самоуправления коренным образом зависит от созданной системы управления муниципальными финансами. На муниципальном уровне участниками бюджетного процесса являются как местные органы власти, так и федеральные и региональные представительные органы. Эффективное взаимодействие структур разных уровней в рамках принципа единства бюджетной системы РФ являются актуальными в настоящий момент.
Одной из главных задач является формирование государственных структур, которые будут выполнять различные функции по управлению бюджетом на местном уровне, параллельно с федеральными и региональными органами власти.
Основная структура муниципальных органов власти представлена на схеме (рисунок 1.8).
Рисунок 1.8 — Структура муниципальных органов власти в РФ
Контрольно-счетный орган муниципального образования состоит из председателя и аппарата контрольно-счетного органа. [6].
Основные функции контрольно-счетного органа:
проведение экспертизы проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
проводит проверку отчета об исполнении бюджета;
и др.
2. АНАЛИЗ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ИСПОЛНЕНИЕМ В СОКОЛЬСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ЗА 2011-2015 ГОДЫ
.1 Социально-экономическое положение Сокольского муниципального района
Сокольский муниципальный район (далее Сокольский район или район) расположен в центральной части Вологодской области. Площадь района составляет 4165 км².
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Административным центром района является город Сокол -это один из крупных промышленных центров Вологодской области. Местоположение г. Сокола выгодное в связи с тем, что он расположен в 42 км к северу от областной столицы г. Вологды и связан автомобильными, железнодорожными и водными путями с ней, а также с г. Череповцом (179 км), с. Устье (37,2 км) и другими районными центрами.
Структуру района представим в виде схемы (рисунок 2.1)
Рисунок 2.1 — Структура Сокольского муниципального района в 2016 году
В Сокольском муниципальном районе обеспечивается устойчивое транспортное сообщение с Ленинградской, Архангельской, Мурманской и другими областями. Через район проходят три важных транспортных пути: Северная железная дорога, водная магистраль — река Сухона, автомагистраль Москва — Архангельск. Речной транспорт по реке Сухоне имеет выход через систему шлюзов в Волго-Балтийскую и Северо-Двинскую системы.
В соответствии с поручением первого заместителя главы Администрации Сокольского муниципального района М.Ю. Романова, данного на заседании актикризисного штаба 28.04.2015г., в адрес членов Межведомственной комиссии (антикризисного штаба) направляются результаты мониторинга показателей бенчмаркинга муниципальных образований области и показателей кризисности социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях области, подготовленные Департаментом стратегического планирования Вологодской области. (бенчмаркинг — в данном случае анализ (сравнение) социально-экономических показателей районов, относящихся к Вологодской области).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», район разрабатывает Стратегию социально-экономического развития Сокольского муниципального района Вологодской области (далее по тексту — Стратегия). Утверждается данная стратегия Решением Муниципального Собрания Сокольского муниципального района [7].
В соответствии с постановлением Администрации Сокольского муниципального района от 15.08.2015 №328 «Об утверждении Порядка разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Сокольского муниципального района на среднесрочный период» показатели прогноза социально-экономического развития Сокольского муниципального района на среднесрочный период 2016-2018 годов утверждаются постановлением Администрации. Также ежегодно подготавливается Паспорт района, ежемесячно ведется мониторинг основных показателей.
Стратегическая цель развития Сокольского муниципального района — достижение нового качества социально-экономического роста, обеспечивающего устойчивость и сбалансированность развития района.
Задачи социально-экономического развития района охватывают множество сфер от реального сектора экономики до взаимодействия с обществом. Решение поставленных задач обеспечивается, в первую очередь, посредством реализации муниципальных программ Сокольского района, а также иных планов мероприятий, включая «дорожные карты».
Промышленный сектор Сокольского района занимает высокое место в рейтинге Вологодской области. Основными отраслями являются: целлюлозно-бумажная промышленность, деревопереработка, пищевая промышленность, производство кирпича (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 — Отраслевая структура промышленности района.
бюджет доход государство
Используя данные Социально-экономического положения Соколького муниципального района за 2012-2015 годы и Паспорт района за 2011-2015 годы составим сводную общую таблицу, которая наглядно показывает динамику основных показателей социально-экономического развития Сокольского муниципального района за 2011- ноябрь 2015 гг. (таблица 2.1)
Таблица 2.1 — Показатели социально-экономического развития Сокольского муниципального района за 2011-2015 годы
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
За рассматриваемый период изменение численности постоянного населения имело отрицательный характер — в среднем ежегодно численность постоянного населения уменьшалась в среднем на 300 — 400 человек. Данная ситуация возникла в связи с ежегодной миграционной убылью (2011 и 2012 г. — в среднем 162 чел, а начиная с 2013 г. — 242,5чел.) и естественной убылью (при рассматривании показателя смертности и рождаемости), которая имеет тенденцию то к возрастанию (максимальное значение — 226 чел в 2014 г.), то к снижению (минимальное значение — 128 чел.).
В целом демографическая ситуация имеет тенденцию к практически стабильному ухудшению общей картины, а именно ежегодное снижение численности постоянного населения на 300 — 400 человек.
Из выше сказанного следует что и среднесписочная численность работников организаций начиная с 2013 года имеет тенденцию к уменьшению, но при этом номинальная начисленная среднемесячная заработная плата 1 работника имеет положительную динамику — за рассматриваемый период данный показатель ежегодно имел прирост > 1900 руб. Следовательно среднемесячная начисленная заработная плата по району на данный момент составляет 21 951 руб., что в 2,1 раза превышает прожиточный минимум для трудоспособного населения, который составлял 10455 руб. По сравнению с январем-ноябрем 2014 года среднемесячная заработная плата по району увеличилась на 5,9 % — что в целом неплохой показатель.
Уровень регистрируемой безработицы составил в 2015 году 1,4 % экономически активного населения против 1,7 % на начало года. В общеобластном рейтинге по уровню зарегистрированной безработицы на 1 января 2016 года Сокольский район занимает 4-7 место, в отличие от 2014 года, где Сокольский район занимал 12 место.
На конец декабря 2015 года работодателями в органы занятости населения заявлено 240 вакансий, что на 4,8 % больше соответствующего периода 2014 года. Следовательно можно сделать вывод, что на рынке труда ситуация с каждым годом улучшается.
Инвестирование в основные средства осуществляется ежегодно. Вводятся в действия жилые дома, но при этом на повестке дня остаются и сдерживают дальнейшее развитие значительное количество аварийных многоквартирных жилых домов.
Также отдельным показателем рассмотрим поступление собственных доходов: в 2015 году — составило 376 204,0 тыс. руб., при этом снижение относительно 2014 года незначительное 1,6 %. Район занимает 17 место по росту/снижению показателя. При этом по сумме поступления район уступает только Великоустюгскому району, Вологодскому, Череповецкому, г. Вологда, г. Череповец, что в целом является хорошим показателем [8].
Если брать во внимание данные Департамента стратегического развития Вологодской области, то Сокольский муниципальный район занимает ежегодную устойчивую позицию относительно других районов Вологодской области.
2.2 Участники бюджетного процесса в Сокольском муниципальном районе
В соответствии Положение о бюджетном процессе в Сокольском муниципальном районе, утвержденное решением Муниципального Собрания Сокольского муниципального района от 22 июля 2010 г. N 152 (с последующими изменениями и дополнениями) и Положением о Финансово-экономическом управлении Администрации Сокольского муниципального района, утвержденным Решением Муниципального Собрания Сокольского муниципального района от 18.02.2016 № 416 Финансово-экономическое управление Администрации Сокольского муниципального района (далее — ФЭУ СМР) осуществляет следующую деятельность в рамках своих полномочий в Сокольском муниципальном районе:
составление проект бюджета района;
представление проекта бюджета с необходимыми документами и материалами (расчетами) для внесения в представительный орган;
организует исполнение бюджета района;
устанавливает порядок составления бюджетной отчетности;
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
осуществляют иные бюджетные полномочия.
В соответствии с приказом ФЭУ СМР от 25.10.2011 № 69 «Об утверждении административного регламента исполнения финансовым управлением Сокольского муниципального района муниципальной функции по составлению проекта бюджета района (проекта бюджета района и среднесрочного финансового плана) и представлению его с необходимыми документами и материалами, в Муниципальное Собрание района», исполнение муниципальной функции осуществляется финансовым управлением района (далее — Управление), а именно отделом методологии, формирования и исполнения бюджета финансового управления, отделом анализа и контроля доходов бюджета и финансов хозяйственного комплекса и отделом учета и отчетности. Перечень должностных лиц, ответственных за исполнение муниципальной функции утверждён приложением 1 к настоящему административному регламенту.
При исполнении муниципальной функции Управлением по вопросам формирования проекта бюджета района (проекта бюджета района и среднесрочного финансового плана) осуществляется взаимодействие с:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №9 по Вологодской области;
Отделом № 14 Управления Федерального казначейства по Вологодской области;
Отделом управления областного казначейства по городу Соколу департамента финансов Вологодской области;
Сокольским городским отделом территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области;
органами местного самоуправления района — администраторами доходов и источников финансирования дефицита бюджета и главными распорядителями и получателями средств бюджета района — участниками бюджетного процесса;
органами местного самоуправления поселений, расположенных на территории Сокольского муниципального района;
органами и организациями, имеющими сведения, необходимые для исполнения муниципальной функции по составлению проекта бюджета района и основных характеристик бюджета района.
Перечень документов, предоставляемых указанными организациями в Управление для исполнения муниципальной функции, определяется ежегодным постановлением главы района о разработке прогноза социально-экономического развития района на очередной финансовый год и плановый период, проекта решения Муниципального Собрания района о бюджете района на очередной финансовый год и плановый период и ежегодным приказом Управления об утверждении Порядка и Методики планирования бюджетных ассигнований бюджета района на очередной финансовый год и плановый период.
Отдел № 14 Управления Федерального казначейства по Вологодской области осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджета района. [3].
Согласно БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (далее — ГРБС) обладает следующими бюджетными полномочиями:
«1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
) исполняет соответствующую часть бюджета;
) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;
) осуществляет иные бюджетные полномочия установленные настоящим БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.»
Перечень ГРБС бюджета района, согласно приказу Финансово-экономического управления Сокольского муниципального района от 16.12.2015 № 177 «Указания о порядке применения бюджетной классификации, относящейся к бюджету района, Порядок применения справочной информации», представлен:
Управление культуры, спорта, молодежной политики и туризма Администрации Сокольского муниципального района;
Управление социальной защиты населения Сокольского муниципального района;
Управление образования Администрации Сокольского муниципального района;
Управление промышленности, природопользования и сельского хозяйства Администрации Сокольского муниципального района;
Финансово-экономическое управление Администрации Сокольского муниципального района;
Финансово-экономическое управление Администрации Сокольского муниципального района;
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Сокольского муниципального района;
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Администрация Сокольского муниципального района;
Муниципальное Собрание Сокольского муниципального района.
Согласно Бюджетному Кодексу РФ, Главный администратор доходов бюджета (далее ГАДБ) обладает следующими бюджетными полномочиями:
«- формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.»
Главными администраторами доходов бюджета Сокольского муниципального района являются:
Администрация Сокольского муниципального района;
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Сокольского муниципального района;
Финансово-экономическое управление Администрации Сокольского муниципального района;
Администрация города Сокола;
Администрация города Кадникова;
Администрации сельских поселений
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
За городскими и сельскими поселениями в 2016 г. закреплены следующие виды (подвиды) доходов:
доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;
доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений.
Согласно приложению 5 к решению Муниципального Собрания от 17.12.2015 № 410 главными администраторами источников внутреннего финансирования дефицита бюджета района являются Финансово-экономическое управление Сокольского муниципального района Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района.
Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к ведению Муниципального Собрания Сокольского муниципального района, выработки заключений по проектам муниципальных правовых актов, а также для осуществления контроля за ранее принятыми решениями Муниципальное Собрание избирает из числа своих депутатов постоянные комиссии. Комиссии самостоятельны и подотчетны только Муниципальному Собранию. Решением Муниципального Собрания Сокольского муниципального района от 20 ноября 2008 года № 10 «Положение о комиссиях Муниципального Собрания Сокольского муниципального района» с изменениями и дополнениями для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к компетенции Муниципального Собрания, созданы три постоянно действующие комиссии:
«- Комиссия по бюджету, финансам, налогам и собственности;
Комиссия по вопросам хозяйственного, агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса;
Комиссия по социальным вопросам и вопросам местного самоуправления.»
Постоянная комиссия по бюджету, финансам, налогам и собственности осуществляет следующую деятельность:
осуществляет подготовку заключений по областным законопроектам и рассматривает проекты решений Муниципального Собрания по вопросам;
осуществляет предварительное рассмотрение проекта бюджета района на очередной финансовый год и плановый период, внесения изменений и дополнений в бюджет района текущего года;
осуществляет контроль за исполнением бюджета района;
готовит предложения Муниципальному Собранию об организации контроля за целевым расходованием средств бюджета района в пределах утвержденных ассигнований и статей расходов;
и другие вопросы.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Постоянная комиссия по вопросам хозяйственного, агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса:
готовит предложения по соответствующим разделам проекта бюджета района;
готовит проекты муниципальных правовых актов, выносимых на рассмотрение Муниципального Собрания;
вносит изменения и дополнения в ранее принятые нормативно-правовые акты Муниципального Собрания, входящие в компетенцию комиссии;
анализирует состояние жилищно-коммунального хозяйства района, готовит соответствующие предложения по реформированию ЖКХ и улучшению работы его предприятий;
рассматривает планы и программы экономического и социального развития района, участвует в осуществлении контроля за их выполнением.
рассматривает и согласует поступившие от других постоянных комиссий Муниципального Собрания замечания и предложения по планам экономического и социального развития района.
проводит анализ состояния экономического и социального развития района, городских и сельских поселений Сокольского.
Постоянная комиссия по социальным вопросам и вопросам местного самоуправления:
рассматривает планы и программы социально-экономического развития района, прогноз социально-экономического развития района;
анализирует состояние социально-экономического развития района, готовит соответствующие предложения;
рассматривает проект бюджета на очередной финансовый год и плановый период, готовит предложения и замечания по соответствующим его разделам;
готовит предложения и замечания по проектам областных законов, отнесенных к компетенции комиссии;
готовит проекты муниципальных правовых актов, выносимых на рассмотрение Муниципального Собрания, вносит изменения и дополнения в ранее принятые муниципальные правовые акты Муниципального Собрания, входящие в компетенцию комиссии;
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
рассматривает проекты муниципальных правовых актов по вопросам организации местного самоуправления в районе;
рассматривает ход и итоги выполнения решений Муниципального Собрания, находящиеся на контроле комиссии;
рассматривает вопросы, связанные с обеспечением социальных гарантий граждан;
участвует в подготовке изменений и дополнений в Устав Сокольского муниципального района;
и другие вопросы [4].»
Также, согласно решению Муниципального Собрания Сокольского муниципального района от 18.02.2016 № 427 «Об утверждении отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты Муниципального Собрания Сокольского муниципального района за 2015 год» и Положению о Контрольно-счетной палате Муниципального Собрания Сокольского муниципального района, утвержденному решением Муниципального Собрания Сокольского муниципального района от 17.11.2011 №277 (с последующими изменениями, постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля является Контрольно-счетная палата Муниципального Собрания Сокольского муниципального района (далее — Контрольно-счетная палата), которая образована Муниципальным Собранием и полностью ему подотчетна. Деятельность Контрольно-счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с истечением срока или досрочным прекращением полномочий Муниципального Собрания. Контрольно-счетная палата не обладает правами юридического лица, входит в состав Муниципального Собрания и не является органом местного самоуправления Сокольского муниципального района, при этом обладает правом правотворческой инициативы по вопросам своей деятельности.
Контрольно-счетная палата осуществляет следующие полномочия:
осуществляет контроль за исполнением бюджета Сокольского муниципального района;
проводит экспертизу проектов бюджета Сокольского муниципального района;
проводит внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета Сокольского муниципального района;
организует и осуществляет контроль за законностью, результативностью использования средств бюджета Сокольского муниципального района, а также средств, получаемых бюджетом Сокольского муниципального района из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
проводит анализ бюджетного процесса в Сокольском муниципальном районе и подготавливает предложения, направленные на его совершенствование;
подготавливает информацию о ходе исполнения бюджета Сокольского муниципального района, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представляет данную информацию в Муниципальное Собрание и главе Сокольского муниципального района;
и другие вопросы.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
2.3 Бюджетный процесс в Сокольском муниципальном районе
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в Сокольском муниципальном районе, утвержденном решением Муниципального Собрания Сокольского муниципального района от 22 июля 2010 г. N 152 (с последующими изменениями и дополнениями). (далее — Положение о бюджетном процессе), органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса Сокольского муниципального района осуществляют следующую деятельность в рамках Сокольского муниципального района:
составление и рассмотрение проекта бюджета района;
утверждение проекта бюджета района;
исполнению бюджета района;
контроль за испольнением бюджета района;
проведение внешней проверки, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
Проект бюджета района до 2016 составлялся и утверждался на три года решением Муниципального Собрания. Осенью 2015 года Президент России Владимир Путин подписал закон о принятии бюджета на один год. Согласно опубликованному на портале правовой информации документу, действие этого закона распространяется только на 2016 год. Этот шаг объясняется повышением риска надежности показателей прогноза социально-экономического развития России и точности прогнозирования параметров федерального бюджета (и бюджетов всех уровней). Подписанный президентом закон приостановил действие отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) до 1 января 2016 года [14].
В соответствии с БК РФ бюджет района был составлен и утвержден на один 2016 год решением Муниципального Собрания Сокольского муниципального района от 17.12.2015 № 410 «О бюджете Сокольского муниципального района на 2016 год».
Составление проекта бюджета Сокольского муниципального района осуществляется в соответствии с Положением о бюджетном процессе. Разработка проекта бюджета начинается не позднее чем за 7 месяцев до начала очередного финансового года.
В основу составления проекта бюджета закладываются данные прогноза социально-экономического развития Сокольского муниципального района.
Решения Муниципального Собрания Сокольского муниципального района о внесении изменений в решения о местных налогах и сборах, решения Муниципального Собрания Сокольского муниципального района, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджета Сокольского муниципального района, вступающие в силу в очередном финансовом году и плановом периоде, должны быть приняты до 1 ноября текущего финансового года, но не позднее дня внесения проекта решения о бюджете Сокольского муниципального района в Муниципальное Собрание Сокольского муниципального района [13].
«До 15 ноября текущего финансового года Финансово-экономическое управление района выполняет сводные расчеты по проекту бюджета района и завершает разработку проекта решения о бюджете, которое должно содержать основные характеристики бюджета.
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в Сокольском муниципальном районе, глава района вносит проект решения о бюджете Сокольского муниципального района на рассмотрение Муниципального Собрания Сокольского муниципального района не позднее 15 ноября текущего финансового года. Одновременно организуются публичные слушания в соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в Сокольском муниципальном районе».
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Проект решения о бюджете Сокольского муниципального района подлежит официальному опубликованию в газете «Сокольская правда» и на официальном сайте Сокольского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В течение суток со дня внесения проекта решения о бюджете в Муниципальное Собрание Сокольского муниципального района председатель Муниципального Собрания района направляет его в Контрольно-счетную палату Муниципального Собрания Сокольского муниципального района.
Контрольно-счетная палата Муниципального Собрания Сокольского муниципального района в срок до 1 декабря готовит заключение на проект решения о бюджете с указанием недостатков данного проекта в случае их выявления, с анализом изменений основных характеристик и показателей бюджета района с показателями текущего финансового года.
Заключение Контрольно-счетной палаты Муниципального Собрания Сокольского муниципального района учитывается при подготовке депутатами Муниципального Собрания Сокольского муниципального района поправок к проекту решения о бюджете района.
Внесенный проект решения о бюджете с заключением Контрольно-счетной палаты Муниципального Собрания Сокольского муниципального района направляется на рассмотрение в постоянные комиссии, а также депутатам Муниципального Собрания Сокольского муниципального района.
В двухнедельный срок с момента направления проекта решения о бюджете района с заключением Контрольно-счетной палаты Муниципального Собрания Сокольского муниципального района в постоянные комиссии, а также депутатам Муниципального Собрания Сокольского муниципального района проводятся публичные слушания проекта решения о бюджете Сокольского муниципального района в порядке, установленном решением Муниципального Собрания.
В случае возникновения несогласованных вопросов по проекту решения о бюджете Сокольского муниципального района решением председателя Муниципального Собрания Сокольского муниципального района может создаваться согласительная комиссия на паритетных началах из числа депутатов Муниципального Собрания и администрации Сокольского муниципального района.
Проект решения о бюджете рассматривается на сессии Муниципального Собрания Сокольского муниципального района.
В случае отклонения проекта решения о бюджете Муниципальное Собрание района Сокольского муниципального принимает одно из следующих решений:
) о передаче проекта решения о бюджете на согласительную комиссию для уточнения основных характеристик и показателей бюджета района;
) о возвращении проекта решения о бюджете на доработку.
В случае возвращения проекта решения о бюджете на доработку доработанный проект решения вносится в Муниципальное Собрание Сокольского муниципального района на повторное рассмотрение в течение 10 дней.
Проект решения о бюджете рассматривается Муниципальным Собранием Сокольского муниципального и утверждается в срок до 20 декабря текущего года.
Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию в течение 10 дней с момента его подписания.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
2.4 Контроль за исполнением доходов Сокольского муниципального района
Под исполнением бюджета подразумевается поступление налоговых платежей, сборов, других платежей в бюджет и распределение их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством [3]. Первым этапом исполнения бюджета по доходам является перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета.
Доходы считаются перечисленными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке или иной кредитной организации. Денежные средства считаются зачисленными в доход бюджета с момента совершения ЦБР или иной кредитной организацией, в которой открыт счет по учету доходов бюджета, операции по зачислению денежных средств на счет казначейства.
Пунктами 1 и 3 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков и плательщиков сборов уплачивать налоги и сборы. Доходная часть бюджета формируется также и за счет других источников, таких как:
средства, полученные от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества;
доходы государственных предприятий;
доходы от оказания платных услуг;
и прочие источники поступления.
Перечень источников, за счет которых формируются доходы бюджета, ежегодно устанавливается законом о бюджете на соответствующий год.
В функции казначейства входит учет всех поступающих сумм по видам налогов и платежей. По каждому платежному документу учитывается вид и сумма налога.
Кассовое обслуживание исполнения бюджета района осуществляется в соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на едином счете бюджета Сокольского муниципального района, открытом Управлением Федерального казначейства по Вологодской области. Доходы бюджета района поступают на единый счет бюджета, открытый в Федеральном казначействе (далее — ФК). По ОКАТО, указанному в платежном документе, ФК определяет в какой бюджет зачислить данное поступление. Далее распределяются в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующие доходы. Распределение и перечень регулирующих доходов строго регламентированы законом о бюджете на соответствующий год. Распределение доходов представляет собой непрерывный процесс, в результате которого ежедневно определяются суммы, подлежащие перечислению в бюджет соответствующего уровня. Распределение осуществляется путем направления органом казначейства соответствующему банку платежного поручения и списания банком средств в пределах остатка по лицевому счету.
Государство в лице соответствующих органов возвращает излишне уплаченные в бюджет суммы доходов. Возврат сумм налога осуществляется за счет средств бюджета, в который произошла переплата. Операции по возврату или зачету налогов юридическим лицам осуществляются в порядке безналичных расчетов.
Отделом анализа и контроля доходов бюджета и финансов хозяйственного комплекса ФЭУ СМР проводит следующие виды мониторинга:
) ежедневный (на примере февраля 2016 года):
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
) Ежеквартальный (еженедельный):
в форме сводной таблицы (рисунок 2.3);
в форме реестра (таблица 2.2);
Специалисты ФЭУ СМР ежедневно/еженедельно проводят работу с руководителями (ответственными исполнителями-специалистами) предприятий по вопросу своевременного перечисления налогов в бюджет и ликвидации образовавшейся задолженности предприятий перед бюджетом, уточнения причин образовавшейся задолженности.
Рисунок 2.3 — Ежеквартальный мониторинг
Таблица 2.2 — Реестр поступлений платежей в бюджет (образец)
Также ежемесячно ФЭУ СМР составляет отчет по форме 050117 «Отчет об исполнении бюджета» (согласно инструкция 191н)
Регламентированная бюджетная отчетность района составляется Финансово-экономическим управлением Администрации Сокольского муниципального района в соответствии требованиями к составлению бюджетной отчетности, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная отчетность района представляется финансовым управлением района в департамент финансов Вологодской области и главе Сокольского муниципального района. Бюджетная отчетность включает:
отчет об исполнении бюджета;
баланс исполнения бюджета района;
отчет о финансовых результатах деятельности;
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
отчет о движении денежных средств;
пояснительную записку.
Отчет об исполнении бюджета района за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается главой Сокольского муниципального района.
Годовой отчет об исполнении бюджета Сокольского муниципального района утверждается решением Муниципального Собрания Сокольского муниципального района.
Годовой отчет об исполнении бюджета Сокольского муниципального района, а также ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета района подлежат официальному опубликованию на официальном сайте Сокольского района.
Контрольно-счетная палата осуществляет внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета до его рассмотрения Муниципальным Собранием. Данная проверка включает в себя проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
Главные администраторы средств бюджета района не позднее 25 марта года, следующего за отчетным, представляют годовую отчетность в Контрольно-счетную палату Муниципального Собрания для внешней проверки.
Ежегодно не позднее 25 марта года, следующего за отчетным, глава Сокольского муниципального района представляет в Муниципальное Собрание Сокольского муниципального района для внешней проверки отчет об исполнении бюджета района за отчетный финансовый год.
В течение суток со дня внесения отчета об исполнении бюджета в Муниципальное Собрание Сокольского муниципального района данный отчет направляется для проверки в Контрольно-счетную палату Муниципального Собрания Сокольского муниципального района.
Контрольно-счетная палата Муниципального Собрания Сокольского муниципального района в месячный срок проводит подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год и составляет заключение.
Контрольно-счетная палата Муниципального Собрания Сокольского муниципального района не позднее 25 апреля года, следующего за отчетным, представляет заключение на годовой отчет об исполнении бюджета Сокольского муниципального района в Муниципальное Собрание Сокольского муниципального района с одновременным представлением в администрацию Сокольского муниципального района.
Главой Сокольского муниципального района не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, годовой отчет об исполнении бюджета Сокольского муниципального района направляется Муниципальному Собранию Сокольского муниципального района в форме проекта решения Сокольского муниципального района и одновременно обнародуется в соответствии с Положением о порядке и организации проведения публичных слушаний в Сокольском муниципальном районе.
Проект решения Муниципального Собрания об исполнении бюджета Сокольского муниципального района содержит положения об утверждении отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета района.
Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета Сокольского муниципального района Муниципальному Собранию представляются следующие документы и материалы:
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
баланс исполнения бюджета района;
отчет о финансовых результатах деятельности;
отчет о движении денежных средств;
сведения о расходовании средств резервного фонда;
сведения о предоставлении и погашении бюджетных кредитов;
сведения о состоянии муниципального долга на начало и конец отчетного финансового года;
пояснительная записка.
Проект решения Муниципального Собрания об утверждении годового отчета об исполнении бюджета Сокольского муниципального района, заключение контрольно-ревизионного отдела Муниципального Собрания на годовой отчет об исполнении бюджета Сокольского муниципального района и результаты публичных слушаний направляются на рассмотрение в постоянные комиссии и на ознакомление депутатам.
Срок рассмотрения Муниципальным Собранием Сокольского муниципального района отчета об исполнении бюджета района — один месяц.
Муниципальное Собрание Сокольского муниципального района при рассмотрении отчета об исполнении бюджета заслушивает доклад главы района, а также доклад руководителя Контрольно-счетной палаты.
По итогам рассмотрения отчета об исполнении бюджета Муниципальное Собрание Сокольского муниципального района принимает одно из следующих решений:
об утверждении отчета об исполнении бюджета района;
об отклонении отчета об исполнении бюджета района.
В случае отклонения Муниципальным Собранием Сокольского муниципального района отчета об исполнении бюджета района он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного внесения в срок, не превышающий один месяц.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Решение Муниципального Собрания Сокольского муниципального района о результатах рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета Сокольского муниципального района подлежит обнародованию.
3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ БЮДЖЕТА СОКОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЗА 2013-2015 И ПЛАНОВЫЙ 2016 ГОДЫ
.1 Формирование и структура доходов Сокольского муниципального района в 2016 году
Общий объем доходов бюджета Сокольского муниципального района (далее бюджет СМР) на 2016 год утвержден в сумме 797,3 млн. руб. При расчете объема доходов бюджета района учитывались принятые и вступающие в силу с 1 января 2016 года изменения и дополнения в нормативные правовые акты Российской Федерации, изменения в законодательстве области, регулирующие отношения, оказывающие влияние на доходы бюджета района. Формирование доходной базы бюджета района на 2016 год:
• Собственные доходы — 293,1 млн. руб.
• Безвозмездные поступления — 504,2 млн. руб.
Рассмотрим плановую структуру собственных доходов за 2016 год. На основании данных отчета об исполнении бюджета составим диаграмму (рисунок 3.1) [2].
Рисунок 3.1 — Собственные доходы бюджета Сокольского муниципального района в 2016 году
Рассмотрим методику формирования доходов от НДФЛ. Прогнозируемый фонд заработной платы — 3657,3 млн. рублей. Норматив отчислений в бюджет района в соответствии с Бюджетным кодексом:
5 % от налога, взимаемого на территориях городских поселений,
% от налога, взимаемого на территориях сельских поселений,
в соответствии с законом области «Об областном бюджете на 2016 год»- 38,48% .
Для определения налогооблагаемой базы фонд заработной платы уменьшен на сумму стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов и доходы, не подлежащие налогообложению. Прогноз поступления доходов от налога на доходы физических лиц составит — 196,9 млн. рублей. Основные налогоплательщики — ООО «Сухонский КБК», ПАО «Сокольский ЦБК», АО «С-ДОК.
Также рассмотрим методику формирования акцизов по подакцизным товарам. Норматив отчислений в бюджет района от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ — 0,3075%. Общая сумма поступлений в бюджет района акцизов на нефтепродукты составит 10,9 млн. рублей. Структура акцизов на нефтепродукты складывается следующим образом:
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
автомобильный и прямогонный бензин (64%) — 7,0 млн. рублей;
дизельное топливо (35%) — 3,8 млн. рублей;
моторные масла (1%) — 0,01млн. рублей.
Расчеты налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 2016 год произведены в соответствии с главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Норматив отчислений налога в бюджет района — 50 %. Поступление в бюджет Сокольского муниципального района составит — 21,2 млн. рублей.
В основу расчета единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности принята динамика поступления налога в 2014 и 2015 годах. Норматив отчислений налога в бюджет района — 100 %. Поступление в бюджет Сокольского муниципального района составит — 30,4 млн. рублей.
Норматив отчисления в бюджет Сокольского муниципального района от Единый сельскохозяйственный налога.:
50 % от налога, взимаемого на территориях городских поселений,
70 % от налога, взимаемого на территориях сельских поселений . Поступление ЕСХН в бюджет района составит — 56,0 тыс. рублей.
В соответствии с Бюджетным кодексом норматив отчисления в бюджет района налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения — 100%. Сумма поступлений бюджет района составит — 89,0 тыс. рублей.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в бюджет муниципального района по нормативу 100% подлежат зачислению следующие виды государственных пошлин:
по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.
Объем поступления государственной пошлины в бюджет Сокольского муниципального района составит — 7,4 млн. рублей
Арендная плата и продажа права на заключение договоров аренды за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена — 10185,0 тыс. рублей. Сдача в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления муниципальных районов и cозданных ими учреждений — 3200,0 тыс. рублей. Часть прибыли, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий созданных муниципальными районами — 15,0 тыс. рублей. Прочие поступления от использования имущества — 248,0 тыс. рублей.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Норматив отчислений в бюджет Сокольского муниципального района платы за негативное воздействие на окружающую среду. — 40 %. Поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет района составит — 660,0 тыс. рублей.
Поступление доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства в бюджет района составит — 281,0 тыс. рублей.
Доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности муниципальных районов — 3254,0 тыс. рублей. Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена — 1104,0 тыс. рублей. Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципальных районов — 173,0 тыс. рублей.
В основу расчета прогнозируемого поступления штрафов, санкций, возмещения ущерба принята динамика поступления в 2014 и 2015 году и оценка поступлений текущего года. Поступление штрафов, санкций, возмещения ущерба в бюджет Сокольского муниципального района составит — 7,1 млн. рублей.
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 — Безвозмездные поступления в бюджет СМР в 2016 г., млн.руб.
Основная часть доходов бюджета составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. (Далее рассмотрим более подробно структуру данных поступлений).
В структуре собственных доходов большая доля приходится на налоговые поступления, а именно НДФЛ. Не смотря на то, что в 2016 г. в соответствии с законом области «Об областном бюджете на 2016 год» норматив отчисления в бюджет района составляет только 38,48% (а также 5% и 13% согласно БК РФ), налоговая база НДФЛ — самая большая. (подробно рассмотрим позднее).
3.2 Анализ структуры доходов бюджета Сокольского муниципального района
На основании отчетов об исполнении бюджета за 2013,2014 и 2015 году проведем анализ исполнения доходов бюджета Сокольского муниципального района за 2013 — 2015 годы (таблица 3.2).
В 2013 году в бюджет Сокольского муниципального района поступило 981822,5 тыс. руб. при плане 1004535,7 тыс. рублей исполнение составляет — 97,7 %.
В разрезе доходных источников обеспечено выполнение плана по:
налогу на доходы физических лиц при плане 266891,6 тыс. руб. получено 266891,9 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%;
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
налогу на совокупный доход при плане 35154,7 тыс.руб. получено 35155,1 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%;
налогу на имущество организаций при плане 42961,6 тыс. руб. получено 42961,6 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%;
государственной пошлине при плане 4695,0 тыс. руб. получено 4695,1 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%;
задолженности и перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам при плане 8,8 тыс. руб. получено 8,9 тыс. руб. процент исполнения составляет 101,1% (снижение задолженности по отмененным налогам);
Таблица 3.2 — Анализ исполнения доходов бюджета Сокольского муниципального района за 2013-2015 годы, тыс. руб.
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности при плане 9 782,5 тыс. руб. получено 9 782,8 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%
плате за негативное воздействие на окружающую среду при плане 2737,9 тыс. руб. получено 2738,1 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%;
доходам от компенсации затрат бюджетов муниципальных районов при плане 8862,5 тыс. руб. получено 8862,6 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%;
доходам т продажи материальных и нематериальных активов при плане 5 792,0 тыс. руб. получено 5 792,1 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%.
штрафам, санкциям, возмещению ущерба при плане 7628,9 тыс. руб. получено 7632,2 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%.
По прочим неналоговым доходам бюджетов муниципальных районов уточнено 4,8 тыс. руб., в т.ч. невыясненные поступления 4,8 тыс. руб.
Безвозмездные поступления получены в размере фактической потребности — 597307 тыс. руб. при плане 620020,2 тыс. руб., в связи с чем исполнение составило 96,3 %.
В 2014 году в бюджет Сокольского муниципального района поступило доходов в сумме 997843,7 тыс. руб. или 97,5% от уточненного годового плана (план 1023097,8 тыс. рублей).
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
В разрезе доходных источников обеспечено выполнение плана:
по налогу на доходы физических лиц утверждены назначения в сумме 206116,6 тыс. руб. исполнение составило 206116,8 тыс. руб. или 100,0% от утвержденных назначений;
по доходам от уплаты акцизов утверждены назначения в сумме 3916,6 тыс. руб., исполнение составило 3959,0 тыс. руб. или 101,1% от утвержденных назначений;
налогу на совокупный доход при плане 26847,9 тыс.руб. получено 26848 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%;
по государственной пошлине при плане 4795,6 тыс. руб. получено 4795,7 тыс. руб., процент исполнения составляет 100,0%;
по задолженности и перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам при плане 1,3 тыс. руб. получено 1,4 тыс. руб., процент исполнения составляет 107,7%;
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности при плане 15001,3тыс. руб. получено 15 001,7 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%
по плате за негативное воздействие на окружающую среду при плане 1521,4 тыс. руб. исполнение составляет 1521,5 тыс. руб. или 100,0% от утвержденных назначений;
по доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства при плане 403,8 тыс. руб. получено 403,9 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%;
доходам т продажи материальных и нематериальных активов при плане 7 325,2 тыс. руб. получено 7 325,4 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%.
по штрафам, санкциям, возмещению ущерба при плане 7871,7 тыс. руб. получено 7872,0 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%.
прочим неналоговым доходам при плане 5,2 тыс. руб. получено 5,1 тыс. руб., процент исполнения составляет 97,2%.
Безвозмездные поступления получены в размере фактической потребности — 723993,2 тыс. руб. при плане 749291,2 тыс. руб., в связи с чем исполнение составило 96,6 %.
В 2015 году в бюджет Сокольского муниципального района поступило доходов в сумме 988 851,4 тыс. руб. или 98,6% от уточненного годового плана (план 1002 428,8 тыс. рублей).
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
В разрезе доходных источников обеспечено выполнение плана:
по налогу на доходы физических лиц утверждены назначения в сумме 208613,5 тыс. руб. исполнение составило 206559,1 тыс. руб. или 99,0% от утвержденных назначений (в основу расчета НДФЛ на 2015 год заложен фонд заработной платы в размере 3 580 851 тыс. руб., прогнозный фонд — 3 458 436 тыс. руб. снижение на 3,4%);
по доходам от уплаты акцизов утверждены назначения в сумме 4296,0 тыс. руб., исполнение составило 4208,3 тыс. руб. или 98,0% от утвержденных назначений;
налогу на совокупный доход при плане 27545,5 тыс.руб. получено 27545,6 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%;
по государственной пошлине при плане 7064,9 тыс. руб. получено 7064,9 тыс. руб., процент исполнения составляет 100,0%;
по задолженности и перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам при плане 5,1 тыс. руб. получено 5,1 тыс. руб., процент исполнения составляет 100,0%;
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности при плане 15 913,1тыс. руб. получено 15 913,1 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%
по плате за негативное воздействие на окружающую среду при плане 1729,1 тыс. руб. исполнение составляет 1729,2 тыс. руб. или 100,0% от утвержденных назначений;
по доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства при плане 260,0 тыс. руб. получено 260,0 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%;
доходам т продажи материальных и нематериальных активов при плане 6 552,4 тыс. руб. получено 6 552,5 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%.
по штрафам, санкциям, возмещению ущерба при плане 7189,7 тыс. руб. получено 7189,7 тыс. руб. процент исполнения составляет 100,0%.
прочим неналоговым доходам при плане 3,2 тыс. руб. получено 133,8 тыс. руб., процент исполнения составляет 100,0%.
Безвозмездные поступления получены в размере фактической потребности — 711690,1 тыс. руб. при плане 723256,4 тыс. руб., в связи с чем исполнение составило 98,6 %.
Теперь рассмотрим структуру доходов бюджета Сокольского муниципального района за 2013-2015 годы, преобразовав данные отчетов об исполнении бюджета за 2013,2014 и 2015 годы в таблицу 3.3.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Таблица 3.3 — Анализ структуры доходов бюджета Сокольского муниципального района за 2013-2015 годы
Как видно из таблицы 3.3 наибольший вес приходится на безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ — более 60 % от общей суммы поступлений, следующий показатель по объему поступлений — налоговые доходы — более 24 %, и малая доля поступлений приходиться на неналоговые поступления.
Также рассмотрим более подробно структуру доходов в таблице 3.4.
Следует отметить, что основным доходным источником в 2013-2015 годы являются субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и налог на доходы физических лиц.
Таблица 3.4 — Анализ структуры доходов бюджета Сокольского муниципального района за 2013-2015 годы
Проанализировав таблицу 3.4, получаем рейтинг поступления (исполнения) доходов бюджета Сокольского муниципального района в разрезе отчетных периодов.
В 2013 году наблюдаем следующую картину:
В 2014 году: