Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Порядок формирования доходов и расходов местного бюджета и организация их исполнения на примере Вологодского муниципального района»

Основной задачей любого демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. Реализация поставленной цели, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан, другими словами — муниципальных образованиях.

Написание диплома за 10 дней

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей любого демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. Реализация поставленной цели, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан, другими словами — муниципальных образованиях.

Исходя из этого, важнейшим вопросом в настоящее время является улучшение формирования и исполнения средств местных бюджетов, так как они являются фундаментом всей бюджетной системы страны, средства местных бюджетов в большей мере направлены на решение задач социальной направленности и безусловное соблюдение социальных норм и гарантий. К компетенции местных органов власти относится решение многих вопросов в области здравоохранения, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства. Осуществление социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль региональных и местных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина региональных финансов растет и во многих странах составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.

Через региональные и местные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств, для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

За счет средств местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что местные бюджеты играют важную роль в местных финансах, которые охватывают экономические отношения посредствам чего местные органы управления перераспределяют и используют в соответствии с возложенными на них функции часть общественного продукта в денежной форме.

Основной целью выпускной квалификационной работы является изучение порядка формирования доходов и расходов местного бюджета и организация их исполнения на примере Вологодского муниципального района.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

ознакомиться с понятием и сущностью местных бюджетов;

произвести оценку социально — экономического развития муниципального образования Вологодский район;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

определить основные приоритеты реализации муниципальной политики в ключевых сферах функционирования муниципального образования;

проанализировать состояние доходов и расходов бюджета Вологодского муниципального района;

изучить порядок исполнения бюджета Вологодского муниципального района;

предложить мероприятия, направленные на совершенствование формирования доходов и расходов в целях повышения уровня социально-экономического развития Вологодского муниципального района.

В качестве объекта исследования в данной работе выступает муниципальное образование — Вологодский район.

Предметом исследования является бюджет муниципального образования Вологодского района.

При написании работы использованы методы анализа, исследования, сравнения, описания, табличный, графический, монографии и др.

В качестве информационной базы для написания работы выступает Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления администрации Вологодского района, учебные издания, а также научные публикации и периодические издания.

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

.1 Сущность, функции и значение местных бюджетов

Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы[24].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В бюджетной системе страны местные бюджеты — самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. Их содержание и роль изменяются по мере совершенствования вертикальной структуры органов власти, расширения полномочий органов местного самоуправления, а также других изменений в государственном и бюджетном устройстве страны. Так, становление федеративного государства в России, придание регионам (республикам в составе РФ, краям, областям, городам) статуса субъектов Федерации потребовало пересмотра полномочий органов власти разного уровня.

В начале 90-х гг. XX века изменилось само понятие «местный бюджет», произошло сужение его территориальных границ до уровня городов, районов, поселков и сельских поселений. Но одновременно происходящие процессы государственного реформирования сопровождались усилением территориальной направленности развития экономики, смещением акцента на низовые звенья управления.

Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения [13].

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в том, что они формируют денежные фонды, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти, распределяют и используют эти фонды между отраслями народного хозяйства, контролируют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, организацией и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением который осуществляется органом местного самоуправления самостоятельно.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Главной ролью местных бюджетов является создание финансовой базы для органов местного самоуправления. Действующий в настоящее время механизм формирования доходов местных бюджетов не обеспечивает в полной мере реализацию принципа их самостоятельности, так как существенны ограничения налоговых полномочий органов местного самоуправления, и как следствие сохраняется проблема по несбалансированности местных бюджетов в части обеспечения доходными полномочиями их расходных обязательств. Местные бюджеты должны обладать широким влиянием, охватывающим все составляющие циклы воспроизводственного процесса на данной территории, высокой степенью действенности и гибкости, служить экономическим рычагом управления на муниципальном уровне [15].

Муниципальное образование, не располагающее какими-либо существенными собственными источниками доходов, не может быть самостоятельным. В обмен на получение финансовой помощи из вышестоящих бюджетов органы местного самоуправления вынуждены изменять свою политику в сфере решения вопросов местного значения в соответствии с указаниями органов государственной власти. Это лишает муниципальные образования возможности самостоятельного финансового планирования даже на краткосрочную перспективу.

Нынешнее напряженное состояние местных бюджетов свидетельствует о необходимости реального укрепления доходной базы местных бюджетов, расширения их собственной финансово-экономической базы, совершенствования межбюджетных отношений, основанного на реализации принципов бюджетного федерализма.

Решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления исключительно за счет средств местных бюджетов и от того, в какой степени доходная часть местных бюджетов обеспечивает решение этих вопросов, зависит жизнеспособность конкретного муниципального образования, его самостоятельность, развитие всех инфраструктур поселения, что обеспечивает определенную стабильность для жителей муниципального образования.

Благодаря местным бюджетам общественные фонды потребления распределяются между группами населения. В основном за счет средств местных бюджетов финансируется развитие отраслей местной промышленности и коммунального хозяйства, а также и социальная сфера.

Местные бюджеты являются каналом для проведения общегосударственных экономических и социальных задач, через них распределяются государственные средства на развитие социальной инфраструктуры общества [8].

Таким образом, роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим:

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: “Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью” (ст.130). И далее в Конституции сказано: “Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения”.

Главная роль местных бюджетов — создание финансовой базы.

Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства. С помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития муниципальных образований по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения [13].

Имея, в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

1.2 Правовые основы формирования местного бюджета

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

бюджет вологодский муниципальный

Местный бюджет — бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Местные бюджеты в Российской Федерации функционируют на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и на местном уровне.

К нормативно-правовым актам федерального уровня относятся Конституция Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Налоговый кодекс и Решения представительных органов власти муниципального образования.

Органы местного самоуправления муниципального образования не являются органами государственной власти, следовательно, и средства муниципальных бюджетов не относятся к государственным финансам. Бюджеты муниципальных образований являются частью бюджетной системы РФ. Каждое муниципальное образование в Российской Федерации имеет собственный бюджет.

Неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения [1].

Местные бюджеты имеют определенную специфику, связанную в основном с положением самих муниципальных образований. Суть в том, что муниципалитеты служат определенным звеном управления и вместе с тем не принадлежат к государственной системе управления, а являются независимыми. Местные бюджеты, с одной стороны, независимы, а с другой — подчинены не только федеральному, но и региональному бюджету. Кроме того, в соответствии с законодательством на территории одного крупного муниципального образования могут образовываться и другие муниципалитеты, более мелкие. В результате таких процессов местные бюджеты попадают еще в более специфичное положение, когда они вынуждены строить взаимоотношения не только с вышестоящими бюджетами, но и с бюджетами других муниципальных образований.

К местным бюджетам в России относятся бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования [9].

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 15 БК РФ).

Средства местных бюджетов находятся в собственности муниципального образования, что закреплено ст. 49 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Бюджет муниципального образования — основа финансовых ресурсов местного самоуправления. Самостоятельность бюджета муниципального образования обеспечивается достаточным уровнем собственных доходов, правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетными полномочиями органов местного самоуправления, правом использования по своему усмотрению доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, правом на компенсацию дополнительных расходов (потерь доходов), возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти [9].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями — утвержденный органом местного самоуправления поселения план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией поселения осуществлять в данном населенном пункте (другой территории), входящем (входящей) в состав территории поселения, отдельные функции местной администрации.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и упомянутым Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) в органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

Консолидированный бюджет муниципального образования — это свод бюджетов на территории муниципального образования.

Консолидированный бюджет муниципального района — это бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Консолидированный бюджет используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета муниципального образования конкретного типа. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей местных бюджетов [9].

Таким образом, анализ положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления в финансовой сфере позволяет распределить их на две группы:

общие, регулирующие основы организационно-финансовой деятельности органов муниципальной власти (уставы муниципальных образований, положения о структуре финансовых органов местного самоуправления);

специальные, регулирующие правоотношения в бюджетно-налоговой сфере (положения о местных бюджетах; постановления, положения и решения, касающиеся вопросов местного налогообложения и т.п.).

С юридической точки зрения местный бюджет представляет собой правовой акт, в форме решений представительных органов местного самоуправления. С помощью этого реализуется принцип демократизма в бюджетной и управленческой деятельности. Такие решения могут быть представлены отчетами об исполнении бюджета, сводными бюджетными росписями. Если выделить понятие местного бюджета как экономическую категорию, то его сущность проявляется в формировании денежных фондов, предназначенных для осуществления местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Составление проектов местных бюджетов, утверждения и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией.

Представительный орган местного самоуправления принимает решения о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в порядке, установленном уставом муниципального образования [13].

1.3 Проблемы функционирования местных бюджетов в Российской Федерации

Развитие местного самоуправления практически связано с решением вопросов местного значения, организацией территориального управления и социально-экономического развития сообществ. К предметам ведения местного самоуправления относится комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.

Развитие муниципального образования осуществляется главным образом за счет такого источника финансирования как местный бюджет. Однако в настоящее время, когда социально-экономическое положение многих российских городов оставляет желать лучшего, все чаще возникает вопрос о привлечении дополнительных финансовых ресурсов в экономику муниципальных образований.

Бюджет развития призван аккумулировать инвестиционные средства, в целях поддержания процессов социально-экономического развития. Главная цель бюджета развития — корректирующие воздействие на структуру реального сектора экономики муниципального образования.

Бюджет муниципального образования и бюджета развития — разные по своей сущности и целевой направленности. Бюджет, как таковой, всегда содержит в своих функциональных разделах капитальные расходы инвестиционной и инновационной направленности. Поэтому бюджет развития должен быть самостоятельным.

Стратегическая система управления муниципальными финансовыми потоками призвана обеспечить стабильное развитие муниципального образования и усилить экономическую самостоятельность.

На сегодняшний день одной из проблем муниципального образования является отсутствие целостной методики управления имеющимися в их распоряжении финансовыми ресурсами, обеспечивающей достижение стратегических задач и непосредственное выполнение функций, возложенных на них законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

На данный момент система составления бюджета развития работает по принципу — доходы определяют расходы. Если снижается доходная часть, то урезаются, прежде всего, отдельные статьи финансирования программ развития.

Бюджет развития — сбалансированная совокупность заемных средств, выделяемых из бюджета муниципального образования на инвестиционные цели [13].

Основные проблемы, связанные с реформированием муниципальных финансов в процессе реализации Федерального закона № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», можно объединить в три блока:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

проблемы, связанные с формированием доходов и исполнением расходных обязательств муниципальных образований;

проблемы определения минимальных социальных стандартов;

проблемы, связанные с применением новой модели межбюджетных отношений.

Наличие данных проблем не позволяет органам местной власти в полной мере влиять на развитие местной экономики, и, кроме того, создает сложности при разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований. Рассмотрим отдельно каждый из указанных блоков проблем.

. Проблемы, связанные с формированием доходов и исполнением расходных обязательств муниципальных образований.

Практика реализации Федерального закона № 131-ФЗ показала, что доходная база местного самоуправления не обеспечивает выполнение обязательств по решению вопросов местного значения. Таким образом, главная цель реформы остается невыполненной.

В новых условиях функционирования отмечается тенденция к сокращению собственных доходов большинства местных бюджетов. При этом основной причиной сокращения собственных доходов бюджетов городов является значительное снижение нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц, а также исключение из доходных источников местных бюджетов налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций. Фактически при этом утрачивается связь между доходами местных бюджетов и деятельностью градообразующих предприятий, расположенных в городах.

В соответствии с законодательством, к местным налогам отнесены только два налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, с 1 января 2006 г. введена новая система налогообложения земельным налогом. Налогооблагаемой базой служит кадастровая стоимость земельных участков, а исчисление суммы земельного налога производится в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков [16].

Между тем, оценочная стоимость земли за последние годы существенно изменилась (выросла рыночная цена земли, появились новые транспортные магистрали, улучшилась инфраструктура и т.д.). Вследствие этого кадастровая стоимость земли, определенная ранее, не отражает реальную стоимость земли сегодня. Поэтому необходима переоценка стоимости земель. Однако проведение такой работы требует значительных материальных, финансовых, трудовых и иных затрат, которыми большинство муниципальных образований не располагают.

Наряду с земельным налогом в бюджеты муниципалитетов зачисляется и налог на имущество физических лиц. Для получения данного налога в полном объеме органы местного самоуправления должны провести полную инвентаризацию всех объектов налогообложения (жилых домов, квартир, дач и гаражей), создать реестр объектов налогообложения, определить их собственников-плательщиков налога, затем установить конкретные ставки налога в зависимости от инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Помимо местных налогов, за бюджетами городских округов и муниципальных районов законодательно закреплен стабильный доходный источник — единый налог на вмененный доход.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Этот налог является одним из важнейших инструментов регулирования занятости населения, обеспечения соответствующего уровня оплаты труда, легализации доходов и, как следствие, увеличения поступлений в бюджет и по налогу на доходы физических лиц.

Между тем, роль местных налогов в формировании доходов бюджетов часто является незначительной, а расходы на администрирование данных налогов иногда оказываются сопоставимыми с величиной фактических поступлений по этим видам доходов в муниципальные бюджеты.

Иными словами, собственные налоговые доходы могут покрыть лишь малую часть расходных обязательств местных бюджетов, а их характер не позволяет использовать эти налоги в качестве инструмента экономического регулирования [18].

Важной новацией Федерального закона № 131-ФЗ стало закрепление на постоянной основе для всех уровней бюджетной системы нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов. В частности, законом определено, что нормативы отчислений по налогу на доходы физических лиц устанавливаются на неограниченный срок органами власти субъекта РФ и должны быть не ниже 30 % для городских округов, 20 % — для муниципальных районов и 10 % — для поселений.

Кроме того, в соответствии с законом, 10 % налога на доходы физических лиц, зачисляемого в консолидированный бюджет субъекта Федерации, должно обязательно поступать в бюджеты муниципальных образований на основе распределения по единым или дифференцированным нормативам, причем в равном размере для всех муниципальных образований вне зависимости от уровня их бюджетной обеспеченности.

Между тем, именно налог на доходы физических лиц (НДФЛ) до начала реализации Федерального закона № 131-ФЗ являлся самым крупным источником доходов всех местных бюджетов. По некоторым подсчетам около 60 % налоговых доходов местных бюджетов составляли поступления от НДФЛ.

Однако действующее в настоящее время распределение НДФЛ в бюджеты поселений (10 %), бюджеты муниципальных районов (20 %) и бюджеты городских округов (30 %) не обеспечивает достаточного поступления средств по этому налогу в местные бюджеты.

В тоже время, в местные бюджеты прекратились отчисления от других видов регулирующих налогов и сборов, таких, как налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций, что также повлияло на общее снижение собственных доходов бюджетов муниципальных образований.

Новые принципы формирования доходной базы местных бюджетов коснулись и такого важного источника поступлений, как доходы от использования муниципального имущества [18].

Согласно требованиям Федерального закона № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, соответствующее следующим трем критериям:

имущество, необходимое для решения закрепленных за каждым типом муниципальных образований вопросов местного значения;

имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих и работников муниципальных предприятий и учреждений.

Прежде всего, в собственности муниципальных образований должно находиться то имущество, которое необходимо для решения закрепленных за ними вопросов местного значения. Таким образом, основополагающий подход при формировании муниципальной собственности — соответствие состава имущества муниципальных образований и перечня вопросов местного значения.

Имущество, которое не соответствует ни одному из вышеперечисленных критериев, подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Иными словами, имущество, предназначенное для коммерческого использования (извлечения прибыли), должно быть передано другим собственникам [12].

Вместе с тем, доходы от использования муниципальной собственности составляет до 30 % доходов бюджетов городов, где развиты арендные отношения. Однако в случае приватизации муниципальных помещений арендная плата будет заменена налогом на имущество соответствующих организаций, который согласно Бюджетному кодексу является региональным, и будет зачисляться в бюджеты субъектов Федерации. Тем самым из местных бюджетов изымается крупный источник доходов.

Существует также множество вопросов по поводу того, как местные бюджеты будут выполнять свои расходные обязательства.

Реформой местного самоуправления предусматривается разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

С вступлением в силу Федерального закона № 122-ФЗ произошло масштабное разграничение полномочий по 150 федеральным законам, и на уровень местного самоуправления передано достаточно большое число новых полномочий. В частности Федеральным законом № 199-ФЗ за органами местного самоуправления закреплены следующие полномочия:

мобилизационная подготовка;

гражданская оборона;

аварийно-спасательная служба;

организация вопросов местных курортов;

ряд вопросов, связанных с лесопользованием;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого предпринимательства [10].

Таким образом, у органов местного самоуправления появились новые расходные обязательства.

Однако в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета. То есть расходные обязательства местных бюджетов, связанные с решением вопросов местного значения, должны обеспечиваться собственными доходами, а не средствами финансовой помощи [9].

Причем если делегирование субъектам РФ ряда федеральных полномочий происходит с предоставлением субвенций на осуществление этих полномочий, то закрепление за местными бюджетами новых полномочий зачастую происходит при отсутствии механизма их финансового обеспечения. То есть, сохраняется практика передачи расходных полномочий местным бюджетами без предоставления соответствующих субвенций на их финансирование.

. Проблемы определения минимальных социальных стандартов. Кардинально меняется схема определения расходов местных бюджетов. Бюджетные обязательства каждого уровня власти и применительно к каждой бюджетной услуге распадаются на 3 функции:

а) нормативно-правовое регулирование, т.е. определение социальных стандартов и нормативов бюджетных расходов,

б) финансирование,

в) собственно предоставление услуги.

Идеальной является ситуация, при которой все три функции по конкретной услуге осуществляет один и тот же уровень власти. Поэтому вместо единых государственных минимальных социальных стандартов появляются три уровня социальных стандартов: федеральные, региональные, муниципальные. По вопросам местного значения органы местного самоуправления осуществляют все 3 функции. При делегировании полномочий должен соблюдаться принцип, согласно которому тот уровень власти, который осуществляет нормативно-правовое регулирование, должен осуществлять и финансирование. Т.е. передавать на местный уровень можно только исполнение государственных полномочий, но не их финансирование.

Для передаваемых государственных полномочий нормативы их финансирования определяют федеральные органы или органы государственной власти субъектов РФ на основе федеральных или региональных социальных стандартов. Для вопросов местного значения Федеральный закон № 131-ФЗ определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения [11].

Таким образом, вместо единых государственных минимальных социальных стандартов возникает их многоуровневая система: федеральные, региональные, муниципальные. Каждый уровень, устанавливая те или иные стандарты и нормативы, одновременно принимает на себя ответственность за их финансирование.

Само понятие и содержание муниципальных социальных стандартов вызывает много вопросов у практиков и требует специального обсуждения. В частности, отсутствует единая методика определения социальных стандартов, программное обеспечение для их применения и т.д.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

. Проблемы, связанные с применением новой модели межбюджетных отношений.

Федеральным законом № 131-ФЗ существенно расширены права субъектов РФ в формировании политики межбюджетных отношений. Так, субъект РФ наделен большой степенью свободы в:

формировании концепции межбюджетного регулирования и распределения средств между различными формами финансовой помощи;

установлении единых нормативов налоговых отчислений в местные бюджеты;

выборе между вариантами выравнивания;

делегировании полномочий по расчету и перераспределению дотаций поселениям из регионального фонда финансовой поддержки поселений муниципальным районам;

разработке методики расчета дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений;

разработке методики расчета дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

разработка методик распределения прочих фондов [24].

Однако система межбюджетного регулирования, сформированная субъектом РФ, на практике может во многом ущемлять интересы муниципальных образований, не оставляя им стимулов для развития собственного экономического потенциала.

Вместе с тем, законом предусмотрена возможность полной или частичной замены размера дотаций, предоставляемых поселениям и муниципальным районам (городским округам) из регионального фонда финансовой поддержки поселений и регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), дополнительными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов. Таким образом, субъекту РФ предлагается право выбора между перечислением дотации и увеличением нормативов отчислений от налогов и сборов.

Между тем, муниципалитеты крайне заинтересованы в увеличении доли налоговых доходов. Высокий уровень финансовой автономии позволит им за счет собственных средств решать местные задачи и искать новые источники пополнения доходной части местного бюджета. В этой связи полная или частичная замена размера дотаций дополнительными нормативами отчислений от налогов и сборов предоставит муниципальным образованиям стимулы для активизации собственного экономического потенциала.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В определении доходов местных бюджетов ключевым моментом является переход от сметного (в зависимости от существующей бюджетной сети) к подушевому финансированию. С этой целью субъекты РФ, должны ежегодно устанавливать своими законами критериальный (пороговый) уровень бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя в среднем по субъекту РФ с возможностью его дифференциации для разных типов муниципальных образований и возможностью передачи муниципальным районам права установления таких уровней для поселений [24].

Различия в цене набора бюджетных услуг на одного жителя между однотипными муниципальными образованиями, вытекающие из их географического положения, плотности населения и его социально-демографического состава, учитываются через индекс бюджетных расходов (ИБР), устанавливаемый расчетом не менее чем на 5 лет. ИБР может быть больше или меньше единицы, за которую принимается средняя цена набора услуг для данного типа муниципальных образований. Величина критериального уровня устанавливается субъектом РФ на основе прогноза доходов его консолидированного бюджета с учетом трансфертов из федерального бюджета и по своей сути является региональным социальным стандартом минимальной бюджетной обеспеченности.

Муниципальные образования, имеющие собственные доходы ниже критериального уровня (с учетом ИБР), имеют право на получение дотаций из регионального или районного фонда выравнивания. При этом формула для расчета дотаций должна быть утверждена законом субъекта РФ на постоянной основе и доведена до сведения муниципальных образований. Естественно, что муниципальные образования, имеющие доходы в расчете на одного жителя на уровне или выше критериального уровня, дотаций не получают, а при доходах, превышающих более чем в два раза средний уровень доходов по субъекту РФ, вступает в силу система обратных трансфертов. При данной модели практически ликвидируется система регулирующих налогов и на порядок снижаются возможности субъектов РФ в произвольном и ежегодном пересмотре налоговых нормативов и принципов начисления дотаций местным бюджетам [30].

Далека от совершенства методика предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям из региональных фондов финансовой поддержки.

Сложившийся механизм выделения средств из бюджетов субъектов РФ для формирования бюджетов муниципальных образований основывается на остаточном принципе. При этом у муниципалитетов возникает недостаток средств для реализации своих полномочий, а также растет уровень дотационности местных бюджетов.

В целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов) субъекты РФ также наделены правом образования в составе расходов своего бюджета регионального фонда финансовой поддержки поселений и регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

При этом выравнивание осуществляется путем предоставления дотаций из этих фондов, исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов), а также финансовых возможностей органов местного самоуправления для осуществления своих полномочий по решению вопросов местного значения.

Однако в силу высокого уровня дифференциации регионов и муниципалитетов по уровню бюджетной обеспеченности, размер фондов финансовой поддержки муниципальных образований в разных субъектах РФ также будет существенно дифференцирован. Таким образом, фактический объем дотаций, передаваемый муниципалитетам из региональных фондов финансовой поддержки, попадает в зависимость от экономического потенциала региона. Соответственно, поселения и муниципальные районы (городские округа) в разных регионах РФ окажутся в неравных условиях в части обеспеченности финансовыми ресурсами для выполнения своих полномочий.

Вместе с тем, нельзя не отметить и положительные стороны новой модели межбюджетных отношений, предусмотренной Федеральным законом № 131-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ. Новая модель обеспечивает стабильность и предсказуемость доходной базы местных бюджетов, повышает степень самостоятельности органов местного самоуправления в расходовании бюджетных средств, открывает возможности для перспективного планирования социально-экономического развития территорий [30].

Между тем, процесс становления новой модели местного самоуправления в России еще не завершен. В базовый Федеральный закон № 131-ФЗ принимаются поправки, идет активное общественное обсуждение проблем его практической реализации. В ходе такого обсуждения, вырабатываются предложения и рекомендации, касающиеся определения расходных обязательств муниципалитетов, пополнения доходной базы местных бюджетов, регулирования межбюджетных отношений.

Муниципальные образования заинтересованы в поддержке государства, а государство заинтересовано в стабильной и экономически крепкой муниципальной власти. Именно в данном пересечении интересов и необходимо осуществлять реформирование самоуправляющихся структур.

Многоплановое совершенствование бюджетного устройства и бюджетного процесса необходимо направить прежде всего на радикальное повышение эффективности формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, создание благоприятных условий для повышения качества бюджетных услуг, предоставляемых населению, обеспечение результативности бюджетных расходов, переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами, повышение ответственности и самостоятельности участников бюджетного процесса [30].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, на основании данных главы 1, можно сделать вывод: местные бюджеты являются фундаментом финансовой системы РФ и играют важную роль в развитии муниципального образования и уровне жизни населения. Поэтому восполнить недостающие пробелы в формировании ресурсного потенциала муниципальных образований можно лишь за счет изменения не только количественных, но и качественных факторов, влияющих на развитие территории.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации.

Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

С точки зрения экономической теории местный бюджет следует рассматривать как «совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти».

Как правовая категория местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местные органы власти должны обеспечить комплексное развитие территории, различных сфер экономики, производственной и непроизводственной сфер.

2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТА ВОЛОГОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

.1 Организационная характеристика Вологодского муниципального района

Границы Вологодского района определяются законом Вологодской области от 6 декабря 2004 года № 1112-ОЗ с последующими изменениями: 2 февраля 2005 года, 2 июля 2008 года, 8 апреля 2009 года, 23 сентября 2010 года, 3 ноября 2010 года.

января 2006 года в составе района были созданы 23 сельских поселения. 8 апреля 2009 года некоторые сельские поселения были объединены, 3 ноября 2010 года был изменён состав 2 сельских поселений. На 21 ноября 2009 года в состав района входит 12 сельских поселений.

Кубенское сельское поселение центр — село Кубенское, расположено в 32 км от Вологды.

В состав сельского поселения входят 208 населённых пунктов, в том числе 198 деревень, 4 посёлка, 6 сёл.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Лесковское сельское поселение центр — посёлок Лесково, расположенный в 16 км от Вологды.

В состав сельского поселения входят 28 населённых пунктов, в том числе 25 деревень, 3 посёлка.

Майское сельское поселение центр — посёлок Майский, расположенный в 11 км от Вологды.

В состав сельского поселения входят 83 населённых пункта, в том числе 78 деревень, 2 жд станции, 2 посёлка, 1 село.

Марковское сельское поселение — сельское поселение в составе Вологодского района Вологодской области. Центр — посёлок Васильевское, расположенный в 23 км от Вологды.

Таблица 2.1 — Административный состав Вологодского района