Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда: историко-антропологический подход»

Изучая историю войн, исследователи традиционно обращают внимание, прежде всего на статистику, технические и людские ресурсы, природные условия и т.д. В рамках антропологического поворота в исторической науке 1960-х гг. произошел отказ от макроисторического подхода. Историки обратились к изучению человека в истории, его повседневных практик.

Введение

Актуальность темы исследования. Изучая историю войн, исследователи традиционно обращают внимание, прежде всего на статистику, технические и людские ресурсы, природные условия и т.д. В рамках антропологического поворота в исторической науке 1960-х гг. произошел отказ от макроисторического подхода. Историки обратились к изучению человека в истории, его повседневных практик. Особый исследовательский интерес в рамках исторической антропологии представляют стратегии выживания людей, оказавшихся в экстремальных условиях. Применение данного подхода к изучению жизненного опыта блокадников позволит расширить имеющиеся представления о природе трудового и бытового героизма ленинградцев.

Помимо научного, необходимо отметить повышенный общественный интерес к событиям Великой Отечественной войны в последние годы. В средствах массовой информации регулярно появляются различные материалы, в том числе дискуссионного содержания. В обсуждениях принимают активное участие различные слои населения.

Для школ и дошкольных учреждений разработана программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС». Она рассчитана на распространение информации в рамках уроков и внеклассной работы, через взаимодействие учителей с родителями. В рамках этой программы рассматриваются военные подвиги и примеры героических поступков, в том числе и блокадников Ленинграда. Большое внимание уделяется воспитанию определенных ценностей, заложенных в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемых от поколения к поколению. Именно преемственность, пример старших играет огромную роль в воспитании детей. В целях воспитания патриотических ценностей организуются встречи с блокадниками Ленинграда в разных городах. Одним из таких примеров является региональная общественная организация «Ассоциация историков блокады и битвы за Ленинград в годы Второй мировой войны», которая существует с 1992 года. Ассоциация работает в Санкт-Петербурге, ее цель — сохранить и увековечить память героического подвига защитников Ленинграда для подрастающих поколений. Состав участников организации очень широк: это и ученые, и ветераны войны и труда, связанные с историей блокады и битвы за Ленинград.

«Ассоциация» ведет активную просветительскую работу, проводит научно- практические конференции, принимает участие в изданиях новых документов.

Таким образом, обращение к изучению повседневных практик жителей блокадного Ленинграда сохраняет свою актуальность и в настоящее время благодаря необходимости воссоздания подлинной истории Великой Отечественной войны и воспитания на ее образах подрастающих поколений.

Научная новизна исследования заключается в попытке выявить стратегии выживания жителей блокадного города, понять, как на бытовом уровне людям удавалось выживать в экстремальных условиях вопреки биологическим законам, как изменялось их самосознание, моральные нормы.

Цель работы — исследовать повседневные практики горожан и состояние городского хозяйства в период блокады Ленинграда.

Достижение настоящей цели планируется за счет решения ряда задач:

1)изучить основные периоды блокады Ленинграда;

2)оценить эффективность функционирования городского хозяйства в период блокады;

3)на основе анализа воспоминаний блокадников и имеющейся научной литературы выявить характерные повседневные практики горожан и стратегии выживания в условиях блокады города.

Объект исследования — блокада Ленинграда (8 сентября 1941 — 27 января 1944 гг.).

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Предмет исследования — повседневная жизнь блокадного Ленинграда.

Хронологические рамки исследования охватывают период от 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. Нижняя граница обусловлена объявлением блокадного положения Ленинграда, верхняя — снятием блокады. Территориальные границы исследования охватывают Ленинград и Ленинградскую область.

Методология исследования основана на совмещении общих и специально исторических методов. Изучение истории повседневности включается в методологию антропологического подхода. Исследователь М.М. Кром в своей работе «Историческая антропология»1 отмечает, что у истории повседневности существует потребность в концептуализации. В данном исследовании мы исходим из понятия, сформулированного П. Бергером и Т. Лукманом: «Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира». Таким образом, субъективные представления людей, отражающие одну и ту же реальность, составляют картину действительности, акцентируя внимание на самых важных и волнующих деталях.

Работа основана на принципах научной междисциплинарности. Наряду с методами собственно историческими, для выявления стратегий поведения, изучения морального облика использованы теоретические наработки и методы социальной психологии.

Ключевым методом анализа в настоящем исследовании является метод субъективного анализа в изучении образа жизни — исследование жизни людей через призму ценностей культуры и быта исторической эпохи.

Среди специальных методов использованы историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный методы.

Историко-генетический метод позволил проследить причины и следствия производимых военных операций при обороне Ленинграда. Помог отразить военное положение города.

Историко-сравнительный метод позволил сопоставить воспоминания разных людей и выявить часто упоминаемые события и явления, способные отражать объективную реальность, через призму субъективности.

Историко-системный метод позволил рассмотреть, как функционировал город во время блокады, показать Ленинград как городскую систему.

Историко-антропологический подход, положенный в основу работы, при изучении городского хозяйства дополнен методологическими принципами новой локальной истории, сформулированными в отечественной историографии в работах Н.М. Дмитриенко2:

-выявление локального, т.е. специфического, характерного только для данной местности, уникального опыта;

-ограниченность изучаемого объекта территориальными границами местности;

-фундаментальные фактологические основания исследования, способствующие предельной детализации изучаемого объекта;

-исследовательское внимание к источникам личного характера;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

-комплексный анализ специфики региона;

-включение локального опыта в общегосударственный.

Степень изученности темы. Историография изучаемой темы представлена работами как советского, так и современного периодов в отечественной и зарубежной историографии. С течением времени выделились основные направления в изучении данной темы:

1)повседневная жизни горожан в период блокады, стратегии выживания;

2)оборона города;

3)функционирование городского хозяйства в условиях блокады.

Отечественная историография блокады развивалась в рамках изучения истории Великой Отечественной войны.

Историографию темы можно условно разделить на несколько ключевых периодов:

) 1950 — 1960-е гг.

) 1960 — 1980-е гг.

) 1990 — 2000-е гг.

Начальный период изучения пришелся на время хрущевской

«оттепели», когда появилась возможность публиковать документы и освещать вопросы блокады, после продолжительного затишья, связанного с

«Ленинградским делом», изучение блокады возобновилось в начале 1960-х годов. Одна из первых крупных работ отечественных историков — это монография А. В. Карасева «Ленинградцы в годы блокады», изданная в 1959 году. В работе подробно рассмотрена оборона города, особенно формирование народного ополчения. Именно этот труд задал основные направления изучению блокады. Освещая события на фронте, автор большое внимание уделяет жизни города и работе городских властей, обеспечивающих нужды горожан и армии. Подробно рассматриваются условия жизни, влияние голода и отсутствия отопления на производительность труда. А.В. Карасев впервые поднял вопрос о некомпетентности руководства города в вопросах использования продовольственных запасов в начале блокады. Упоминая работы предшественников, автор обращает внимание на недостаточную изученность темы в связи с «закрытостью» информации: «По ряду причин в этих работах авторы не имели возможности с достаточной полнотой излагать фактическую сторону, приводить подробные цифровые данные, анализировать события, вскрывать причины и следствия ошибок и неудач». Несмотря на то, что в работе был упущен из внимания ряд важных аспектов городской жизни (например, образование и работа школ во время блокады), в целом, он может быть признан одним из основополагающих трудов по изучаемой теме. А. Р. Дзенискевич в своем исследовании также отмечал, что историография обороны Ленинграда в годы войны отличалась крайней односторонностью в подборке материала и освещении событий5. Как и его предшественник, Дзенискевич вплотную занимался освещением истории народного ополчения города: от этимологии самого понятия до конкретных примеров складывания добровольческих батальонов. На основе тщательного анализа проблем формирования, обучения, вооружения ополчения, подбора кадров командиров, автор смог оценить реальный вклад ополчения в победу над врагом. По его подсчетам, из числа всех пришедших в армию в 1941 г., не менее половины были добровольцами, что говорит о массовом патриотизме, высоком уровне подготовки военной подготовки. Рассматривая в хронологическом порядке развитие, перестройку промышленности и переориентацию рабочих на военный лад, автор приходит к выводу, что основным вкладом в победу стало непрерывное наращивание производства, обеспечивающего нужды обороны города.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Не менее важным трудом начального этапа изучения блокады стала монография Н.Д. Худяковой «Вся страна с Ленинградом». В своей работе автор использовала доступные в тот период документы — законодательные источники и воспоминания. Концепция исследования выдержана в духе оценок того времени: на первый план выдвигается деятельность партии и комсомола в организации помощи блокадному городу. Впервые подробно описывается схема сбора и раздачи подарков для защитников Ленинграда и история создания фонда помощи для города.

В 1960-е — 1980-е гг. в изучении блокады происходит прорыв: выходит работа А. Адамовича и Д. Гранина «Блокадная книга». Историки использовали метод устного опроса, что позволило собрать первый сборник воспоминаний очевидцев. Несмотря на запреты цензуры, книга дошла до обычных читателей. Долгое время она была под запретом, сначала выпускалась только частями, полный вариант Ленинград увидел только в 1986 году. Книга примечательна стилем написания, в ней нет «сухого» повествования, она наполнена жизнью, переживаниями и сомнениями. Необходимо ли нам знать подробности этой ужасной катастрофы? Алесь Адамович и Даниил Гранин постоянно спрашивали себя и читателей об этом на страницах своей книги.

В зарубежной историографии важно выделить несколько работ. Определенную ценность имеет одна из ранних работ о блокаде — монография историка, американского журналиста Гаррисона Солсбери «900 дней. Блокада Ленинграда», изданная в 1969 году. Несмотря на год издания, ее можно считать прогрессивной. В монографии использовались интервью с ленинградцами, включая беседы с некоторыми руководителями города. Солсбери рассказывает о настроениях горожан в разные периоды блокады, в отечественной историографии подобные попытки делаются только в более поздних работах.

Другой американский историк, Л. Гуре, в своей работе рассуждает над вопросом о том, почему ленинградцы не подняли бунт, не грабили магазины и не просили сдать город. Он считал, что причина тому — дисциплина и сознание долга горожанами, сильнейший страх перед «полицейским аппаратом» .

В годы перестройки и после распада Советского Союза, особенно в 1990-х годах, интерес историков нашей страны подпитывался открывшимися перспективами, а именно возможностью использовать ранее засекреченные документы, миновать жесткую цензуру и осветить ранее закрытые темы.

В это время можно увидеть не только работы «новоиспеченных» историков, но и работы тех авторов, которые раньше были стеснены жесткими рамками, а теперь могли пересмотреть, дополнить, изменить свои концепции. Один из таких историков, писавший о коммуникации города и о средствах связи с блокированным Ленинградом, — В.М. Ковальчук. В 1975 г. вышла его монография «Ленинград и Большая земля», позднее, в 1984 г., работа «Дорога победы осажденного Ленинграда» и самая поздняя работа 2001 года — «Магистрали мужества». В первой работе 1975 года издания практически все внимание уделяется изучению Ладожского озера и сообщению через него. Вторая работа 1984 года, благодаря появлению доступа к ранее недоступным архивным документам, содержала подробное исследование железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны, ее строительства, эксплуатации, обороны, тогда как вопрос навигации был отодвинут на второй план, несмотря та аналогичное расширение источниковой базы. Третья работа «Магистрали мужества», опубликованная в 2001 г., осветила все основные направления снабжения: и водные, и наземные. Дополнения и исправления, добавленные благодаря использованию новых архивных документов, позволили автору более подробно и точно осветить цифровые показатели в своих работах, дополнить списки награжденных за снабжение города.

Среди современных историков-специалистов по истории блокадного Ленинграда важно выделить С.В. Ярова. В работах «Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941-1942 гг.» и «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда», автор раскрывает тему повседневного быта и морального облика жителей Ленинграда в годы войны. Его работы отличаются прямотой, открытостью, отсутствием страха говорить о том, какой была повседневность блокадников, как менялись их моральные нормы, что отличает его от работ прошлого столетия. Необходимость таких открытых, не скрывающих откровенные подробности нелегкой жизни работ, оцениваются неоднозначно — именно из-за «прямого» повествования. Работы читать тяжело, даже подготовленному человеку. Сам Яров отмечает, как сильно он изменился после написания своих блокадных работ: «И у меня в голове вот эти документы, вот этот подвал, вся эта история. И их никак не выгонишь. Они там поселились и живут. Причем именно трагичные истории сильнее всего отпечатываются в памяти. Не какие-то там торжественные, не салют, не парад, а болезненные. И я как будто вижу это своими глазами». С.В. Яров в своих работах пытается определить стратегии выживания в блокадном городе, подробно рассматривая весь комплекс повседневных практик: от поведения в очередях до семейных, человеческих отношений.

Монография А.В. Зотовой «Экономика блокады» освещает экономические аспекты блокадной жизни. Исследование отличает подробное описание работы городских учреждений, выявление закономерностей и удивительных парадоксов жизни блокадного Ленинграда. Благодаря работе не только в российских, но и зарубежных архивах, А.В. Зотова смогла наиболее полно описать экономическое состояние города. Ключевое заключение автора сводится к тому, что опыт блокадников позволяет сформировать модель экономической деятельности в условиях ограниченности ресурсов.

Среди работ, освещающих жизнь на фронте, можно выделить монографию Даниила Альшица «За нами был наш гордый город» . Автор не только повествует о военных подвигах, но и дополняет работу своими дневниковыми записями, воспоминаниями, стихами. Как и многие, Альшиц преследует цель дать правдивые оценки событиям прошлых лет. Один из разделов книги представляет собой хронику блокады, написанною стихами поэтов того времени. Стихи, созданные более чем двадцатью поэтами, включая автора монографии, ярко освещают самые важные события и переживания города и его жителей, а уникальная последовательность дает возможность эмоционально приблизиться и прочувствовать смену настроений в то роковое время среди жителей города.

Монография М.И. Фролова о мифах, легендах и реальности блокады, основана на обширной документальной базе российских и немецких архивов. В своем исследовании автор, основываясь на письмах и иных документах, показывает, что оборона Ленинграда шла полным ходом и говорить о том, что Гитлер просто не хотел брать Ленинград, ошибочно. А основной целью Гитлера в отношении Ленинграда являлось его полное разрушение. Освещая позицию Финляндии, Фролов указывает на ее особую заинтересованность в ожесточенной войне против СССР для захвата Ленинграда и продвижения вглубь страны, с целью овладеть Северной Карелией.

Последние годы тематические конференции, посвященные изучению блокады и обороны города, проводятся регулярно. Их масштаб, количество участников говорят о степени актуальности изучения этой проблемы для современной исторической науки. Одна из первых подобных дискуссий прошла в 1995 г., по ее итогам вышел в свет сборник статей «Блокада рассекреченная», основательно дополненный публикацией документов. Впервые несколько десятков профессиональных историков, исследующих битву за Ленинград и блокаду, собрались на дискуссию «за круглым столом» для обстоятельного обсуждения прежде всего малоизвестных фактов, скрывавшихся ранее в засекреченных фондах архивов.

Сборник статей и воспоминаний «Радио. Блокада. Ленинград» — это работа преподавателей и студентов Санкт-Петербургского университета. Одна из ключевых тем сборника — изучение отражения блокады в искусстве. При анализе существующих кинокартин, авторы пришли к выводу, что действительно качественной и исторически верной, передающей атмосферу блокадной жизни, киноленты еще нет.

Среди последних тематических конференций необходимо отметить работу конференции «Искусство непокоренного Ленинграда в дни блокады». Статьи освещают состояние различных культурных объектов, рассказывают об их работе, одновременно публикуются воспоминания очевидцев.

Существует ряд исследований в сфере медицины. Работа коллектива авторов «Ленинградская блокада. Медицинские проблемы» повествует об жизнедеятельности в экстремальных условиях и болезнях, сопутствующих блокадной жизни. В издании приводятся примеры сокращения размеров внутренних органов, в первую очередь желудка и органов, задействованных в пищеварении, в результате постоянного голодания. В работе приводятся данные об использовавшихся в тот период методах лечения, включавшие диетотерапию и медикаментозные способы. Примечательно, что читателю так же предлагается взгляд и оценки медицинской практики военных лет современных медиков.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Исследование В.Б. Симоненко и С.В. Могаевой посвящено открытиям в области биологии и медицины в годы блокады. Благодаря анализу опубликованных данных, исследователи смогли высчитать приблизительные показатели о количестве жертв в черте Ленинграда: умерло 1,4 млн. человек, что равняется почти 56% от общего, довоенного числа населения, а всю блокаду смогли пережить только 11% от общего числа горожан. В работе рассматриваются труды по медицине блокадного города, говорится о защитных реакциях организма в экстремальных условиях, приводятся цифровые данные по различным показателям. Анализируются показатели здоровья блокадников спустя многие годы после окончания войны.

Непохожей на другие медицинские работы стала монография Светланы Магаевой о психосоматических аспектах блокады. Книга состоит из трех глав, первая из которых посвящена жизни 49 блокадников, в последующих главах анализируется психологические состояния и мотивации, поддерживающие людей в тяжелое время. Автор составляет свою периодизацию блокады, связанную с психоэмоциональными переживаниями и влиянием внешней обстановки, состоянием здоровья.

В последние годы вышло много работ, рассчитанных на широкий круг читателей, для распространения знаний, особенно среди подрастающего поколения. В одной из них, «Блокада Ленинграда. Выстояли и победили 1941

1944», представлены основные события блокады. Используя множество фотографий военной техники, памятников, мемориалов и укреплений, автор показывает, какой ценой советская армия достигла победы. В книге рассматриваются «символы» блокады, так, например, обсуждается реальное значение Невского пяточка в стратегии обороны Ленинграда.

Еще одна работа, ориентированная на подростков — « …И победили человек и город — была подготовлена детьми и внуками блокадников. Ученики и представители десяти школ Петроградского района составили уникальные экскурсионные маршруты, имеющие идентичный старт и окончание. На страницах книги можно увидеть фотографии, рисунки, исторические справки, которые сопутствуют экскурсионному рассказу. Цель экскурсий: актуализация исторических знаний у подростков, общение с ветеранами, практика краеведческой работы, патриотическое воспитание школьников. Наполненные воспоминаниями, историями о школьных зданиях, заводах и их работниках, экскурсии, могут использоваться учителями среднеобразовательных учреждений.

О детях пишет и Валерий Селиванов в своей работе «Стояли как солдаты». Монография содержит иллюстрации, фотографии, цитаты из дневников, повествующих о жизни детей в блокадном Ленинграде. Представлена полная информация о жизни школьников. Автор обратил особое внимание на вопрос о содержании детей-сирот и больных, создании специальной комиссии по устройству детей и открытии детских домов. Еще одной отличительной чертой исследования стало обращение внимания к работе дворца пионеров и жизни пионеров в блокаду.

Одной из важнейших работ последних лет можно считать «Библиографию публикаций мемуаров ленинградских блокадников», составленную Светланой Магаевой. В работе представлено множество дневников, монографий, писем, тематических сборников, книг-альбомов, публикаций в сборниках и периодических изданиях. В библиографию вошли наименования более 1100 публикаций мемуаров жителей блокадного Ленинграда. Эта работа стала важным событием в изучении повседневной жизни блокированного Ленинграда.

Источниковую базу исследования составили письменные документы. В работе использовались такие виды письменных источников как директивно-законодательная, делопроизводственная документация, материалы периодической печати, публицистические произведения, источники личного происхождения. Видовое разнообразие привлеченных источников позволяет добиться релевантности полученных выводов.

Директивно-законодательные источники представлены официальными декретами и постановлениями советского правительства и коммунистической партии в отношении г. Ленинград и фронта. Важнейшие постановления СНК СССР, и ЦК РКП (б) в настоящее время опубликованы в различных документальных сборниках.

Корпус делопроизводственной документации — это доклады и отчёты по городскому хозяйствованию, деловая переписка, статистические данные по состоянию осажденного города.

Периодическая печать: статьи, рецензии, заметки, интервью, содержащие важную информацию по состоянию Ленинграда в военное время.

Наиболее важной частью источниковой базы дипломной работы являются материалы личного характера: письма, воспоминания, мемуары блокадников, зафиксированные в сборниках или опубликованные как самостоятельные работы.

Одним из самых ранних сборников документов стал труд «900 героических дней», позднее вышел «Ленинград в осаде». В них представлен обширный корпус материалов о готовившейся блокаде города, его обороне, состоянии войск, жизни горожан, приводятся данные о потерях. Сборник «Ленинградцы на волжских берегах» посвящен эвакуации и жизни ленинградских детей в Ярославской области. В сборнике представлены благодарственные письма, приказы, статистика по эвакуации и реэвакуации. Ход битвы за Ленинград и условия жизни города реконструируются с помощью ранее засекреченных материалов в издании, опубликованном под редакцией Н.Л. Волковского. В сборнике представлены планы операций, личные переговоры командующих, решения ставки ВГК, директивы и др., в том числе личная переписка И.В. Сталина с командующими фронтами и руководством города. Составители отобрали почти пять сотен документов из различных фондов и архивов.

В последние годы были изданы такие сборники как «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти», «Ленинградцы. Блокадные дневники», «900 блокадных дней. Сборник воспоминаний». Эти издания объединяет одна характерная черта — огромный пласт собранных воспоминаний очевидцев блокады и их родственников.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Сборник «Блокада, Воспоминания очевидцев» отличается от аналогичных работ подборкой документов, детально раскрывающих мельчайшие подробности городских будней Ленинграда в 1941 — 1944 гг., вплоть до погодных сводок.

Одной из важных работ, вышедших в последние годы, является сборник памяти В.М. Ковальчука. Сборник содержит статьи, показывающие состояние обороны, положение на фронте и в блокадном городе, уровень пропаганды среди политработников, количество разовых продовольственных выдачей. В книге представлены не только статьи, но и документальные публикации.

Работа «Блокада Ленинграда. Дни и годы», включает в себя более трехсот иллюстраций, документы, выписки из дневников и отрывки воспоминаний, исторические очерки. Множество фотографий, плакатов, рисунков и карт помогают в изучении быта блокадного города. В работе описывается хронологическая последовательность блокады, повседневная жизнь города. Рубрика «Слово очевидцу» позволила проиллюстрировать события подлинными воспоминаниями жителей города.

Своеобразной летописью блокады стала «Книга Памяти», которая выпускалась, начиная с 1966 года. Последний, 35 том, вышел в 2006 году. Книга содержит 629157 имен тех, кто пал жертвой сурового времени. Поименный список содержит в себе информацию о годе рождении, адресе проживании, дате смерти и данные о месте захоронении, если такие данные известны. Пополнение базы данных продолжается до сих пор.

Среди первых работ современников и участников событий важно выделить книгу участника обороны Д. В. Павлова «Ленинград в блокаде». Так как сам автор до января 1942 г. занимал пост уполномоченного Государственного Комитета Обороны по продовольственному снабжению войск Ленинградского фронта и населения Ленинграда, он подробно освещает продовольственное положение в блокадном Ленинграде.

Интерес представляет документально-историческая повесть Михаила Боброва, рассказывающая о жизни и деятельности верхолазов, высотников, которым пришлось заниматься маскировкой особо важных объектов города. В книге представлены некоторые документы, воспоминания, иллюстрации и схемы, дополняющие рассказ. Альпинисты-маскировщики, укрывающие золотые доминанты города, были истощены морально и физически наравне с другими блокадниками, но ни на шаг не отступали от своей тяжелой и опасной миссии по сохранению культурно-значимых объектов. Краткие биографии альпинистов и привлечение дневников, личных фото-архивов, делает работу привлекательной для изучения повседневности блокады.

Работа скульптора Виктора Новикова, пережившего блокаду в детстве, сопровождается множеством иллюстраций, с изображением города, его уставшими, голодными жителями, обстрелами и повседневными хлопотами. Каждое изображение относится к определенному событию и имеет описание. Так на страницах можно увидеть и самый большой налет на Кронштадт, 21 сентября 1941 года, и отдых солдат перед наступлением, и события, произошедшие в семье автора: получение похоронки, болезнь и приход врача и т.д. Помимо изображений, книга содержит воспоминания Виктора Новикова, содержащие много информации о событиях города, поведении горожан, приобретенных навыках и тяготах. Так, одна из выделенных автором особенность блокадного человека, это умение по звуку распознавать вес летящего снаряда.

Одно из наиболее известных воспоминаний — дневник Юры Рябинкина, отрывки из которого приводятся в «Блокадной книге» Адамовича и Гранина. Он уникален своей открытостью и честностью, 16-ти летний мальчик Юра правдиво описывает блокадные будни. Откровенным является и дневник Елены Мухиной, однако ей было свойственно подмечать гораздо чаще положительное и человечное, нежели низкое и подлое.

Сами блокадники писали автобиографические книги о своей жизни и о жизни своих знакомых, рассказывали о том, что пережили, и как блокада повлияла на их жизни. К таковым относятся воспоминания Е.А. Скрябиной «Годы скитаний. Из дневника одной ленинградки» и А.Н. Болдырева «Осадная запись». Елена Скрябина откровенно рассказывает о 6-ти месяцах жизни в блокадном Ленинграде, об эвакуации в Пятигорск и Бендорф.

Александр Николаевич Болдырев публикует свой дневник, который вел во время блокады.

Значительная часть воспоминаний опубликована родственниками блокадников. Среди подобных работ необходимо отметить воспоминания о блокаде В.М. Глинки, впервые опубликованные его внуком в 2006 году. Рукопись, датированная 1979 годом, была подготовлена Владиславом Михайловичем, но не успела выйти в свет при его жизни; она отличается непредвзятостью и стремлением обнажить то, о чем многие молчат. Уникальность этой работы состоит и в том, что В.М. Глинка был работником Эрмитажа, в своих воспоминаниях он часто упоминает о судьбе музея, его работниках, о плачевном положении интеллигенции в целом.

Воспоминания Ольги Плюсниной-Сат «Блокадный Ленинград» были опубликованы ее дочерью. Блокада пришлась на подростковый возраст Ольги, 7 сентября 1941 года ей исполнилось 11 лет. Читая ее записи, можно представить жизнь подростка, оказавшегося в блокадном Ленинграде. Часто на страницах книги можно встретить описание отношения Ольги и ее друзей к умершим блокадникам, их равнодушие и даже интерес к трупам, которым они присваивали различные категории собственного сочинения, обыскивали их на предмет карточек, совершали прогулки по кладбищам, разглядывая надгробия, и даже находили смешными некоторые останки — все это трудно принять современному человеку, живущему в мирное время, но четко демонстрирует моральные девиации в сознании людей, произошедшие вследствие постоянной нужды и горя.

Нередко публикуются воспоминания ленинградцев, которые пережили блокаду в детские годы. Одна из таких работ — «Наша Блокада», написанная Татьяной Львовной Модзалевской о своей семье. Книга наполнена подробным описанием жизни детей в эвакуации, особенностях поддержания связи с оставшимися в городской черте родителями. Отрывки из писем, телеграмм, документов и дневников раскрывают основные черты блокадной повседневности. Одна из особенностей работы: описание жизни новорожденного в блокаду ребенка, сестры Татьяны, Людмилы, обреченной на смерть, как и множество других рожденных в это тяжелейшее время.

В воспоминаниях В.Л. Обухова представлены рассуждения по главным вопросам блокады: возможно ли было избежать блокирования города, нужно ли было сдать город, анализируется освещение блокады в отечественной и зарубежной литературе, изученной блокадником, рассказывается и об отношении к личности И.В. Сталина в его семье. Обухов пережил блокаду в самом раннем возрасте, в июне 1942 г. ему исполнилось 4 года, этим обуславливается превалирование анализа над личными воспоминаниями.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Воспоминания генерал-лейтенанта в отставке Бориса Тарасова также касаются детства, пришедшегося на блокадное время. В силу профессии мемуариста в книге представлена информация о жизни военных городков до начала войны, упоминается советско-финская война и, безусловно, оборона Ленинграда. В семье автора было четверо детей, и для беременной матери он стал главной опорой. Помимо описания блокадных будней в Ленинграде, Борис Тарасов повествует о жизни в эвакуации и о поездки в Германию в послевоенное время.

Большой научный интерес представляет работа «Ленинградская блокада. Израненное детство». Авторы книги не только описали свой собственный жизненный опыт, но и проанализировали психологические портреты почти восьмидесяти детей, переживших блокаду, и благодаря этому сформировали представление об особенностях характера блокадного ребенка. Выделяя основные черты характера, присущие блокадным детям, авторы выделяют эмоциональную сдержанность, нетерпимость ко лжи и эгоизму, повышенное самообладание, обостренное чувство долга перед близкими людьми, высокую психологическую выносливость и силу воли. Авторы предлагают вниманию читателей имена детей, удостоенных наград за подвиги по обороне Ленинграда и имеющих знаки почета.

Одна из блокадниц, Людмила Пожедаева, пережила блокаду в возрасте семи лет, в шестнадцатилетнем возрасте решила написать мемуары, так как вокруг стала появляться недостоверная информация о блокадной жизни и быте. Книга наполнена рисунками, стихами собственного сочинения на тему блокады и рассказами о блокадных днях. Как и многи

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

848

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке