Повышение уровня физической подготовленности, укрепление здоровья школьников- одна из основных задач современного образования. Легкая атлетика играет важнейшую роль в системе физического воспитания школьников, отмечается в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО).

Введение

Повышение уровня физической подготовленности, укрепление здоровья школьников- одна из основных задач современного образования. Легкая атлетика играет важнейшую роль в системе физического воспитания школьников, отмечается в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО). Легкая атлетика — наиболее массивный вид спорта. Он объединяет распространенные и жизненно важные движения, такие как: ходьба, бег, прыжки, метания. А это способствует всестороннему физическому развитию человека. Основу легкой атлетики составляют пять видов: бег, прыжки, ходьба, метания и многоборья. Всего видов спорта насчитывается — 56, проводимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 15, проводимых в помещении [32, 15].

Влияние уроков легкой атлетикой на уровень физической подготовленности учащихся подтверждено многими исследованиями как в нашей стране, так и за рубежом В. М. Зациорским [18], С. Вайцеховским [6], Д. Харре [40] и рядом других ученых.

Многообразие форм проведения уроков физической культуры в школе помогают выбрать педагогу наиболее интересные из них, построить свою работу разнообразно, вовлекая в занятия легкой атлетикой большое количество учеников. Трудно не согласиться с высказыванием тренера по легкой атлетике А. Ф. Бойко: «Физические упражнения должны приносить не только ощутимую пользу, но и доставлять детям радость». Этого можно добиться, по нашему мнению, следуя дидактическим принципам обучения, тщательно отбирая различные методы и приемы обучения.

По словам В. Ляха «На уроках легкой атлетики учитель должен использовать комплекс методов — словесных, наглядных, практических. Ошибка педагогов в том, что приоритет отдается использованию практических методов, совершенствование двигательных навыков начинается до того, как с помощью словесных инструкций, рассказа и подробного объяснения, начинается сам процесс тренировки» [23, 42].

Учителю необходимо понимать, что отработке легкоатлетических двигательных навыков, повышению уровня физической подготовленности учащихся способствует в большей степени метод упражнения. Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Такая разносторонняя физическая подготовка особенно необходима в юном возрасте. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях содействует повышению функциональных возможностей организма, обеспечивает высокую работоспособность. Легкоатлетические упражнения более доступны и просты, чем упражнения других видов физической культуры и здоровья. Их можно использовать в воспитании детей любого возраста и степени физического развития [5, 41].

В связи с актуальностью проблемы нами определена тема исследования «Повышение уровня физической подготовленности учащихся старших классов на уроках легкой атлетики».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Проблема исследования: каковы методы повышения уровня физической подготовленности учащихся старших классов на уроках легкой атлетики?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методы повышения уровня физической подготовленности учащихся старших классов на уроках легкой атлетики.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках легкой атлетики.

Предмет исследования: методы повышения уровня физической подготовленности учащихся старших классов на уроках легкой атлетики.

Задачи исследования:

.Изучить состояние проблемы в научной и научно-методической литературе и охарактеризовать физическое развитие учащихся старших классов.

. Дать содержательную характеристику урока лёгкой атлетики.

. Охарактеризовать методы повышения уровня физической подготовленности учащихся старших классов на уроках легкой атлетики.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.Проанализировать уровень физической подготовленности старшеклассников.

.Разработать и апробировать методы повышения физической подготовленности старшеклассников на уроках легкой атлетики.

Гипотеза исследования: если на уроках легкой атлетики использовать в комплексе словесные, наглядные и практические методы, позволяющие детализировать понимание школьниками техники легкоатлетического вида деятельности и отрабатывать ее, то уровень физической подготовленности школьников повысится.

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно- методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, методы математико- статистической обработки экспериментальных данных.

База исследования: муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Заринская основная общеобразовательная школа» Домбаровского района Оренбургской области.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель и задачи, методы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические аспекты повышения уровня физической подготовленности учащихся старших классов на уроках легкой атлетики» нами анализируется характеристика физического развития учащихся старших классов, рассматривается характеристика методов повышения уровня физической подготовленности учащихся старших классов на уроках легкой атлетики, раскрываются методы повышения физической подготовленности учащихся на уроках по легкой атлетике.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Во второй главе «Экспериментальное изучение повышения уровня физической подготовленности учащихся старших классов на уроках легкой атлетики» описывается содержание, и анализируются результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении представлены основные выводы исследования, намечены направления и перспективы, дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем дипломной работы составляет 56 страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы, график. Список литературы включает 43 наименования.

Глава 1. Теоретические аспекты повышения уровня физической подготовленности учащихся старших классов на уроках легкой атлетики

1.1 Характеристика физического развития учащихся старших классов

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в умеренном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. В костной ткани продолжается процесс окостенения большой части скелета, который в основном полностью завершается в юношеском возрасте, резкое увеличение длины тела. Рост трубчатых костей в длину замедляется, а в ширину усиливается [8, 46].

В юношеском возрасте увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные его особенности, достигается гармоничные пропорции. Гармоничное развитие отмечается у 85-95% школьников. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц левой и правой половины тела. Именно в этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц [19, 61].

Незавершенный процесс окостенения позвоночника может привести у юношей к различным его повреждениям при больших нагрузках. Окончательно процесс окостенения скелета завершается к 25-летнему возрасту. У девушек наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, чем у юношей, туловище относительно длиннее, а ноги короче, заметно отстает в развитии плечевой пояс, плечи у них уже, а таз шире, центр тяжести расположен ниже.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Легкие, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция, жизненная емкость легких, и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. Поэтому функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются, гораздо ниже [28, 43].

Величина объема сердца у 15-17 летних юношей равняется в среднем 720 мл., на 10-15% больше по объему и массе, чем у девушек, пульс реже на 6-8 ударов в минуту, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и высокое кровяное давление. У девушек усиленная дифференцировка сердечной мышц происходит примерно 2 годами раньше. Они дышат чаще и не так глубоко, как юноши, жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.

Линейные размеры сердца к 15-17 годам увеличиваются в три раза в сравнении с размерами новорожденных. Для укрепления сердечнососудистой системы важное значение имеет разносторонняя физическая подготовка, регулярность и систематичность занятий физическими упражнениями [3, 25].

В возрасте 8-18 лет значительно изменяется длина и толщина мышечных волокон. Происходит созревание быстрых утомляемых гликолитических мышечных волокон и с окончанием переходного периода устанавливается индивидуальный тип соотношения медленных и быстрых волокон в скелетных мышцах. Показатели мышечной силы у девушек меньше, так как мышцы тоньше. В них много прослоек жировой ткани.

Уступая юношам в силе, девушки превосходят их в точности и координации движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные движения. В старшем школьном возрасте завершается формирование у подростка присущего ему морфотипа: астеник — с узкими пропорциями тела, гиперстеник — с широкими пропорциями тела и промежуточный тип мезоморф [6, 16].

Неправильное соотношение тонуса симметричных мышц приводит к функциональным нарушениям осанки. Качества двигательной деятельности и уровень физического развития организма зависит от стадии полового созревания. Чем более высокая стадия полового созревания у подростка, тем выше его физические возможности и спортивные достижения.

При физической нагрузке потребление кислорода возрастают в среднем в 15-20 раз. Одновременно усиливается вентиляция и ткани организма получают необходимое количество кислорода, а из организма выводится углекислый газ. Показателями работоспособности органов дыхания являются дыхательный объем, частота дыхания, жизненная емкость легких, легочная вентиляция, кислородный запрос, потребление кислорода, кислородный долг и др. Различают внешнее и внутриклеточное дыхание. Внешним дыханием называется обмен воздухом между окружающей средой и легкими, внутриклеточным — обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела.

В возрасте 15-17 лет в результате урежения ЧСС и увеличения длины сосудов, особенно у высокорослых юношей, происходит замедление кругооборота крови. Время кругооборота крови в среднем школьном возрасте -19 с, а у старших школьников достигает взрослых значений -20-23 с. [4, 38].

С возрастом происходят изменения и в дыхательной системе: с ростом тела увеличивается потребность в кислороде и органы дыхания работают напряженно. Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, более продолжительным становится выдох, снижается чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избытку углекислого газа. Совершенствуется регуляция дыхания, в том числе произвольная регуляция при осуществлении речевой функции. Экономизируются дыхательные реакции на нагрузки. Максимальная легочная вентиляция в 15-17 лет составляет 61 литр в минуту [4, 48].

К 15-17 годам развитие дыхательных функций в основном завершается. Однако возможности дыхательной системы даже в юношеском возрасте оказываются все еще ниже, чем у взрослого человека. В 17-летнем возрасте реакции дыхания на нагрузки еще менее экономичны, недостаточна выносливость дыхательных мышц. Прекращение прироста функциональных показателей дыхания происходят в женском организме в возрасте 17-18 лет, в мужском — в возрасте 19-20 лет [28, 27].

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса полового созревания. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10-12 см и тяжелее на 5-8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.

Продолжаются изменения в эндокринной системе. В связи с этим происходит формирование фигуры по женскому и мужскому типу под действием половых гормонов

— у девочек в 16-18 лет заканчивается рост скелета;

у мальчиков в 14-15 лет завершается изменение голоса, в 17-21 год рост скелета останавливается [37, 60].

Дисгармония в эндокринной системе вызывают нестабильность реакций в эмоциональной и психической сфере подростков. Отмечается несогласованность морфологического и функционального развития отдельных органов и систем. Происходит отставание скорости роста сердца от темпов удлинения тела, отставание роста просвета сосудов от повышения мощности сокращений миокарда, отставание на 1 -2 года роста туловища в длину от удлинения конечностей. Эти изменения вызывают временное нарушение координации движений, снижают умственную и физическую работоспособность. Снижение работоспособности связано также с повышением энерготрат при увеличении размеров тела, что снижает возможность энергообеспечения мышечной работы в организме подростка.

Система органов пищеварения функционирует активно. Пищеварительные соки выделяются примерно в таком же объеме, как у взрослого человека. Отлично развита перистальтическая функция. Однако типичными для данного возраста являются заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, дуодениты, язвенная болезнь.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Иммунная система развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практически не болеет. Но при физических нагрузках в системе крови у детей среднего и старшего школьного возраста часто возникает миогенный лейкоцитоз. Большие мышечные нагрузки вызывают неадекватные реакции крови у подростков — они снижают иммунитет организма. При этом в крови наблюдается угнетение активности и снижение количества Т-лимфоцитов, уменьшается количество иммунного белка гамма-интерферона, появляется феномен исчезающих антител [37, 64].

Заканчиваются физические изменения в организме, следствием чего является большая психическая и эмоциональная нагрузка, он еще не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, — средний и старший школьник быстрее утомляется. На этом фоне типичны подростковые недомогания: головокружения и головные боли, вызванные пониженным тонусом сосудов головного мозга — вегетососудистой дистонией [4, 50].

В 15-17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу [39, 37].

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и диффренцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности [36, 18].

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании [29, 51].

Таким образом, юношеский возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах, завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма.

бег выносливость сила гибкость

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

1.2 Содержательная характеристика урока лёгкой атлетики

Содержательная сторона урока легкой атлетики определяется программой по физическому воспитанию, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы. Урок по легкой атлетике слагается из многих взаимосвязанных компонентов, которые и определяют его содержание.

Основными принципами урока являются [8, 61]:

­    постоянная реализация основного педагогического закона — единство обучения и воспитания;

­    продуманный и рациональный подбор учебного материала;

­    знание техники и методики обучения различных видов легкой атлетики, умение самому продемонстрировать легкоатлетические упражнения;

­    учет возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся;

­    развивать и совершенствовать физические качества, учитывая периоды их сенситивного развития;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

­    постоянно способствовать развитию функционального состояния учащихся;

­    использовать индивидуальные и групповые формы занятия;

­    предусматривать рабочую плотность таким образом, чтобы интенсивность нагрузок не превышала ЧСС 150 уд./мин.;

­    планировать ситуации, которые помогли бы учащимся использовать навыки легкоатлетических упражнений в повседневной жизни.

Программный материал для учащихся начальной школы предусматривает обучение простейшим формам ходьбы, бега, прыжков и метаний: прямолинейный бег, прыжок в длину способом согнув ноги и в высоту способом «перешагивание», метание малого мяча. Постепенно с каждым учебным годом легкоатлетический материал программы расширяется и усложняется. В 5-8-м классах учащиеся получают необходимые навыки в спринтерском, эстафетном и кроссовом беге, в прыжках в длину способами прогнувшись и «ножницами», в высоту — перекидным. Они практикуются в преодолении полосы препятствий. В 9-11-м классах учащиеся совершенствуются в беге, в применении избранных способов прыжков и метаний, знакомятся с основами барьерного бега. Занятия легкой атлетикой по своему характеру приближаются к спортивной тренировке. Так же как и другие разделы программы, раздел легкой атлетики в каждом году обучения содержит теоретические сведения, навыки и умения, материал для развития двигательных качеств и требования к учащимся.

Характер и преимущественная направленность поставленных задач, выбор средств и методов обучения, методические приемы организации учащихся, а также этап обучения определяют тип легкоатлетического урока в общеобразовательной школе.

В зависимости от вышеуказанных условий уроки подразделяются на вводные, учебные, совершенствования и закрепления усвоенного материала, тренировочные, проверки усвоения определенных знаний, умений и навыков, а также уровня физической и технической подготовленности, контрольные, смешанного типа, учебно-тренировочные [28, 33].

Каждый урок физической культуры и здоровья, в том числе и легкой атлетики, состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения.

Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, которая соответствует заключительной части урока.

Подготовительная часть длится 8-10 мин. Основная цель — функционально подготовить организм учащихся к выполнению упражнений, запланированных в основной части урока.

Исходя из этого, в подготовительной части решаются следующие методические задачи [29]:

обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие;

активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;

обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);

обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений) [29, 215].

Иными словами, подготовительная часть — это разминка. Но если разминка легкоатлета на учебно-тренировочном занятии продолжается 30-40 мин., то на школьном уроке — всего 8-10 мин.

Необходимо очень хорошо подготовить организм к предстоящей нагрузке. Это сложная задача, и решение ее зависит, прежде всего, от педагогического мастерства учителя, уровня его общих и специальных знаний. Для достижения необходимого эффекта упражнения в разминке должны быть тщательно подобраны в соответствии с тремя основными принципами [8, 81]. Во-первых, с таким расчетом, чтобы они постепенно вовлекали в работу вначале мелкие, а затем все более крупные мышцы и мышечные группы; во-вторых, разминочные упражнения не должны быть очень интенсивными, в противном случае наступит утомление, что затруднит выполнение упражнений в основной части урока; в-третьих, в разминке должна быть такая последовательность, чтобы ОРУ постепенно уступали место движениям, близким по структуре и характеру упражнениям основной части урока [8, 86].

В эту часть урока необходимо включать различные построения, перестроения, уделять особое внимание осанке, а также четкому выполнению всех команд.

В содержание подготовительной части входят [19, 53]:

начальная организация занимающихся (построение, сообщение задач урока, строевые упражнения, упражнения на внимание);

различные варианты ходьбы, бега;

общеразвивающие и подготовительные упражнения (выполняемые на месте, в движении, без предметов, с предметами).

При составлении комплекса упражнений для подготовительной части урока следует помнить, что подбор упражнений и их чередование зависят от задач, для решения которых составляется комплекс, а также от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся. В комплекс следует включать доступные занимающимся упражнения для всех групп мышц.

Как правило, упражнения выполняются на счет 2, 4 и 8 [28, 50]:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

а) после предварительного показа и объяснения преподавателя;

б) одновременно с показом и объяснением преподавателя;

в) только по показу;

г) только по объяснению.

Число упражнений в комплексе обычно не превышает 8-10.

При проведении общеразвивающих упражнений для активизации внимания занимающихся и повышения их эмоционального состояния рекомендуется использовать [28, 54]:

хлопки руками;

выполнение упражнений с закрытыми глазами;

выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений (поз) на счет до 5-7;

выполнение упражнений в различном темпе;

выполнение упражнений с постепенным увеличением амплитуды движения;

выполнение одного и того же упражнения из различных исходных положений.

При выполнении упражнений рекомендуется ставить перед занимающимися конкретное задание. Например, во время наклона вперед коснуться пола всей ладонью или при выполнении поворота туловища направо из стойки ноги врозь правой рукой коснуться левой пятки, и наоборот.

Для повышения интереса занимающихся к выполнению общеразвивающих упражнений и более успешного решения задач подготовительной части урока рекомендуется применять разнообразные способы проведения этих упражнений [9, 30].

Раздельный способ характеризуется тем, что после выполнения каждого упражнения комплекса делается пауза. При этом способе занимающиеся точнее выполняют движения, преподавателю легче их контролировать.

Поточный способ заключается в том, что весь комплекс упражнений выполняется непрерывно, без остановок, причем конечное положение предыдущего упражнения является исходным для последующего.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Выполнение упражнений в парах.

Выполнение упражнений с предметами (гимнастическими палками, скакалками, набивными мячами, с гимнастической скамейкой, на гимнастической стенке и т.д.).

Выполнение упражнений в движении.

Целесообразно включать упражнения, которые имеют эмоциональную окраску, использовать музыкальное сопровождение. Характерно, что в подготовительную часть урока надо включать упражнения, которые не вызывают затруднения в их выполнении [1, 5-16].

Для успешного решения задач подготовительной части урока учителю необходимо:

правильно выбирать место для показа упражнений;

в нужном темпе и удобном для просмотра ракурсе показывать упражнения;

кратко и точно называть показываемые упражнения;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

правильно, своевременно и достаточно громко подавать команды;

помогать учащимся зеркальным показом, осуществлять подсказки и подсчеты;

добиваться точного и синхронного выполнения упражнений;

исправлять по ходу выполнения упражнений ошибки, допущенные учащимися [12, 47].

При проведении подготовительной части урока учителю необходимо так подобрать упражнения, чтобы они:

начинались из разных исходных положений (различных стоек, седов, положений лежа, упоров и положений рук);

имели разную направленность, кинематические и динамические характеристики (различные группы мышц, направления, амплитуду, темп и характер выполнения);

содержали в одном цикле от двух до восьми движений [10, 17].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Для старшеклассников необходимо в большом объеме включать упражнения для развития выносливости, силы, гибкости, скоростных качеств. Необходимо и соблюдать следующее условие — упражнения подготовительной части не должны вызывать утомления.

Во всех случаях подготовительную часть урока лучше начинать с ускоряющейся ходьбы и медленного бега в течение 1,5-3 мин. Затем следует упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног. После этого идут специальные упражнения. Например, если в основной части урока планируются прыжки в длину с разбега, то в разминку необходимо включить упражнения, воздействующие, прежде всего, на мышечно-связочный аппарат, стопы, голени и бедра [9, 52]:

бег с высоким подниманием бедра на месте в быстром темпе и с продвижением вперед;

подскоки вверх, отталкиваясь одной и двумя ногами;

прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и др.

В отдельных случаях, когда в основной части урока запланировано повторение пройденного материала или повышение уровня общефизической подготовленности учащихся, подготовительная часть может быть проведена в виде подвижной игры (в младших классах) или спортивной (в старших классах) [24, 63].

Основная часть длится обычно 25-30 мин. В течение этого времени решаются задачи повышения уровня общей и физической подготовленности учащихся, а также обучения и совершенствования техники выполнения того или иного легкоатлетического упражнения.

В содержание основной части урока входят:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

разучивание новых двигательных действий;

закрепление и совершенствование усвоенных ранее двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера;

развитие физических качеств;

воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств;

формирование специальных знаний [6, 58-60].

Целесообразно так строить основную часть легкоатлетического урока, чтобы первыми шли упражнения по обучению технике и ее совершенствованию — новый материал. После этого должны идти упражнения на развитие координационных способностей, затем на развитие силовых и скоростно-силовых способностей и последними — на развитие выносливости. Этого принципа надо придерживаться при проведении всех уроков, в задачи которых входит развитие физических качеств, но при проведении легкоатлетического урока особенно [16, 37].

Например, если основной задачей урока является совершенствование техники спринтерского бега, то упражнения могут быть подобраны в такой последовательности:

Имитационные упражнения на отработку низкого старта и бега по дистанции: выполнение отдельных элементов старта с помощью партнера; семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра в наклоне, упираясь руками в стену, и др.

-3 ускорения с низкого старта по 20-40 м и 2-3 ускорения с ходу по 20-30 мин.

Различные прыжки и прыжковые упражнения: прыжки в длину, тройной и пятерной прыжки с места, выпрыгивание вверх из низкого приседа и др.

-3 пробежки по 120-150 м в три четверти силы [27, 25].

Отдых между упражнениями — спокойная ходьба на 200-300 м.

В процессе обучения двигательным действиям преподавателю следует:

избегать однообразия в манере ведения урока, в подборе средств и методов обучения;

использовать разнообразные методы оценки: одобрение, поощрение, замечание, порицание. При этом необходимо соблюдать справедливость и объективность, чувство меры и такта;

индивидуально исправлять ошибки, указывая причину их возникновения, и придерживаться требований: учить всех и отдельно каждого;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

формировать у учащихся умения самостоятельного выполнения физических упражнений [25, 72].

Для становления навыков в процессе обучения необходимо выполнять правильные движения с повторением не менее 8-10 раз, а при закреплении уже изученного движения — в пределах 20-30 раз.

В основной части урока предусматривается высокий уровень физических нагрузок и максимально использовать все имеющиеся условия для повышения эффективности обучения и воспитания. Необходимо четко соблюдать методическую последовательность в освоении видов легкой атлетики [32, 17].

Подбор и использование упражнений для обучения и закрепления техники видов необходимо осуществлять по трем группам:

общеподготовительные;

подводящие, состоящие из имитационных и специальных;

основные (целостное выполнение упражнений).

Упражнения целесообразно чередовать между собой, решая одновременно задачу сопряженного обучения технике с развитием необходимых двигательных качеств [40, 18].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Заключительная часть урока длится 3-5 мин. и необходима, во-первых, для постепенного снижения острого воздействия нагрузки и, во-вторых, для подведения основных итогов урока. Для решения первой задачи наиболее рационально использовать медленный бег с переключением на ходьбу, а также различные дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

В соответствии с этой целью решается ряд методических задач [33, 57]:

снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж);

регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках);

сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».

Умелое подведение итогов урока с подчеркиванием успехов как отличившихся, так и отстающих учеников повышает их интерес к занятиям.