Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Процессуальный порядок усыновления в Российской Федерации»

Конституция России от 12 декабря 1993 г. не только гарантировала права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым тезисам и нормам международного права (ст. 17) но и закрепила расположение о том, что материнство, отцовство и детство, семья находятся под охраной государства (ст. 38) которое создает общественно-экономические и правовые предпосылки для необходимого становления, воспитания и образования детей. процессуальный усыновление сирота законодательный.

Введение

Конституция России от 12 декабря 1993 г. не только гарантировала права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым тезисам и нормам международного права (ст. 17) но и закрепила расположение о том, что материнство, отцовство и детство, семья находятся под охраной государства (ст. 38) которое создает общественно-экономические и правовые предпосылки для необходимого становления, воспитания и образования детей. процессуальный усыновление сирота законодательный.

Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г., вступивший в силу с 1 марта 1996 г., определил судебный порядок усыновления (удочерения) детей (ст. 125). Федеральным законом от 21 августа 1996 г. в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г. была введена глава 29-1 «Установление усыновления (удочерения) детей». С 1 февраля 2003 г. судебный порядок усыновления детей регламентируется главой 29 данного кодекса.

Судебный порядок усыновления детей соответствует Конституции РФ, общепринятым тезисам и нормам международного права, международным договорам России, мировой практике усыновления детей и в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, является гарантией соблюдения его прав и законных интересов.

В последние годы задаче охраны прав ребенка мировое сообщество уделяет все большее внимание. Интересы детей носят особый характер, ввиду того, что затрагивают интересы государства, родителей, самого ребенка. Цели государства, достижению которых подчинена его деятельность, находят свое выражение в направлениях и осуществлении государственной деятельности.

В нашей стране за последнее десятилетие принято много нормативных правовых актов, регулирующих вопросы усыновления (как в совокупности, так и его отдельных аспектов), основой которого являются международные нормы и эталоны. Но все также нормативно-правовое регламентирование института усыновления не лишено недостатков. Законодатель отдает себе отчет в том, что для решения задач с детьми, оставшимися без попечения родителей, следует руководствоваться в первую очередь нормами морали, согласно которым усыновление детей считается явлением положительным, от того что ребенок в этом случае становится полноправным членом семьи. Это получило закрепление в п. 1 ст. 124 СК РФ: усыновление — приоритетная форма устройства ребенка в семью.

Актуальность избранной темы обусловлена возрастающей полемикой, касательно необходимости использования такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семью, как усыновление. Довольно зачастую за последнее время сообщается об участившихся случаях смерти детей из России за рубежом. Такие случаи не могут не вызывать возмущения социума.

Право в этой области продолжает прогрессировать. Тема усыновления детей на сегодняшний день одна из самых востребованных, об этом свидетельствует не только обширно обговариваемые на страницах печати и в иных средствах массовой информации вопросы усыновления, но и существенные новеллы права в указанной сфере.

Цели и задачи работы. Целью дипломной работы является рассмотрение вопроса о регулировании усыновления на территории России, обзор проблемных вопросов теории и практики усыновления, поиск допустимых решений возникших проблемных казусов. внесение фактических рекомендаций по последующему улучшению семейного и гражданского права, правоприменительной практики.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач работы:

. Исследовать особенности становления института усыновления в России;

. Изучать особенности правового регулирования усыновления в нашей стране;

. Выявить особенности нормативного регулирования усыновления детей отечественными гражданами и зарубежными гражданами;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

. Изучить опыт российского региона, на примере Оренбургской области в становлении института усыновления

Объектом дипломной работы являются отношения по поводу усыновления (удочерения) детей.

Предметом выступает общность правовых норм семейного, гражданского права, регулирующих усыновление (удочерение) детей, правоприменительной практики, достижений современной науки в сфере гражданского, семейного права.

Методологическую основу настоящей работы составляют принятые в российской науке методы и формы научного знания: диалектический, историко-правовой, системный.

Теоретическую основу дипломного проекта составляют современные достижения правовой науки в области всеобщей теории права, конституционного, гражданского, семейного права. Основой исследовательской части работы послужили труды советских и современных отечественных и зарубежных ученых-философов, цивилистов, экспертов семейного права.

Нормативную базу дипломного проекта составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, федеральные законы, указы Президента Русской Федерации, постановления правительства России, а также иные нормативные акты, постановления Конституционного Суда РФ.

Структурно дипломная работа состоит из введения, 3 глав, поделенных на параграфы, заключения, библиографического списка, приложений.

 

Глава 1. Институт усыновления в отечественном праве

.1 Этапы становления законодательного регулирования усыновления в России

О существовании самого понятия усыновления было известно с ранних времен. Историю его становления мы можем рассмотреть с римского периода. Рассмотрение истории римского права дает нам возможность сделать вывод о том, что наравне с усыновлением предусматривались и иные формы устройства ребенка в семью.

Так, римскому праву, наравне с усыновлением, было характерно и так называемое узаконение, которое относилось к одному из неестественных методов происхождения отцовской власти. Узаконение (legitimatio) допускалось лишь относительно liberi naturales, т.е. детей, рожденных в конкубинате. Узаконивать дозволено было лишь только своих собственных детей.

Помимо того, отцовская власть могла быть установлена не только над детьми, рожденными в браке, но и над чужими детьми путем усыновления. Существовало два вида усыновления. 1-й вид усыновления производился публично в народном собрании, с участием как усыновителя, так и усыновляемого. В данном случае усыновителем и усыновленным могли быть только лица, которые имели право участвовать в народном собрании. К числу таких лиц не принадлежали женщины и малолетние, а следственно, они не могли быть усыновителями и усыновленными. Помимо того, предъявлялись установленные требования к кандидатам в усыновители. Эти требования сводились к общим требованиям: между усыновителем и усыновленным неукоснительно должна быть разница в возрасте, составляющая 18 лет, усыновителем мог быть лишь то лицо, кто сам является «лицом своего права», потому что из «лиц чужого права» независимым был лишь глава семьи, так как отцовская власть принадлежала только ему.

Впоследствии, как все обстоятельства были исследованы, и было установлено, что кандидаты отвечают каждому требованиям, народному собранию, как исключительному законодательному органу в Риме, предлагалось разрешить вопрос об усыновлении. При положительном решении процедура усыновления считалась «законом».

Говоря об институте установления усыновления в России и странах постсоветского пространства, вызывает серьезный интерес история его становления в нашей стране. Он занимает значительное место во всех правовых системах. Он также признавался и в России, изменяясь под влиянием времени и разнообразных фактических обстоятельств.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Усыновление как «неестественное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. После того как на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось Церковью посредством издания специального акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось специальным церковным ритуалом «сынотворенья». С целью придания усыновлению законной силы, оно подлежало заявлению епархиальным архиереем при соблюдении определенного строгого церковного ритуала. Эти требования к порядку усыновления были установлены нормами византийского права, под воздействием которых тогда находилось русское государство.

Что касается действовавшего русского обыкновенного права, то оно предусматривало самые разнообразные процедуры усыновления, сохранявшиеся в применении достаточно долгое время. Среди них в первую очередь, следует указать на такие необычные как: ритуал фальшивого рождения, представлявший собой имитацию родов; женитьба на вдове брата; фактический прием усыновляемого в дом; специальный договорный акт между усыновителем и усыновляемым.

Затем, на протяжении многих веков, что характерно и для общей правотворческой практики того времени, правила, касающиеся усыновления, не подвергались значительным изменениям. Вместе с тем, все большее значение стало приобретать предписание. В период преобразований императора Петра I и времени царствования императрицы Екатерины II усыновлению как таковому намеренно внимания фактически не уделялось, особых законов, посвященных усыновлению не издавалось. Лишь в порядке строгого исключения Екатерина позволила двум братьям-графам усыновить старшего внука их умершей сестры. Сходственного рода разрешение послужило в будущем основанием для других усыновлений с согласия императрицы в индивидуально определенном случае.

В результате, право, посвященное усыновлению, стало прогрессировать лишь в начале XIX в., когда 11 октября 1803 г. возник императорский Указ, дающий разрешение бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба».

Лишь с середины XIX в. стали возникать правила, оказавшие существенное влияние на усыновление, и в их числе те, что дозволяли приемным родителям усыновлять не только сирот. Впрочем, если родители ребенка были живы, неукоснительно требовалось их согласие на усыновление ребенка. Позднее возникла целая серия указов, подробно регламентирующих порядок усыновления. Среди них можно назвать Свод законов гражданских и Устав гражданского судопроизводства, отличающихся особенно детальной регламентацией положений об усыновлении. Так, ст. 145 Свода законов гражданских закрепляла указание: «…лицам всех состояний, без отличия пола (помимо тех, кои по сану своему обречены на безбрачие), если они не имеют собственных законных либо узаконенных детей, дозволяется усыновлять своих воспитанников, приемышей и чужих детей». Данное расположение было введено с основной целью — оградить права родных детей.

Статьей 150 Свода законов гражданских указывалось о необходимости согласия на усыновление второго мужа. Ряд требований, предъявляемых к усыновителю, содержит статья 146 Свода законов. Аналогично современному праву, вводился определенный возрастной ценз. Так, не могли быть усыновителями лица моложе 30 лет, как не имеющие нужного жизненного навыка. Усыновитель обязательно должен быть старше усыновляемого не менее чем на18 лет, иметь полную дееспособность. В итоге усыновления усыновленный отныне считался вступившим с усыновителем в ближайшую родную связь. А следовательно, приобретал все права, принимал на себя все обязанности, относящиеся к законным детям усыновителя.

Помимо перечисленных условий при усыновлении были свойственны и иные, характерные и для современного права (согласие родителей усыновляемого, его опекунов либо попечителей, а также несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет). При этом, согласие на усыновление могло быть выражено в нескольких вариантах — как в специальной подписке, в прошении на имя суда, так и в ином документе, исходящем от имени заявителя.

Следует отметить, что Свод законов, впитавший в себя многовековой навык отечественной и зарубежной правовой культуры прошлого, главенствующее внимание уделял тезису сословности. Именно по этому критерию различали три основных вида усыновления: усыновление дворянами, усыновление лицами податных состояний, усыновление иноземцами. Для разного вида усыновления законодательно были предусмотрены специфичные правила, также закреплялись всеобщие требования усыновления как материального, так и формального права.

Если говорить о процедуре усыновления, то в данном случае она заключалась в оформлении свободы его участников: усыновить и стать усыновленным. При этом свобода в физическом смысле должна была иметь радикальный характер: ни под условием, ни на определенный срок усыновление устанавливать было нельзя, потому что, это бы противоречило самой природе усыновления — восполнить неимение детей.

Право того времени предписывало судебным органам проводить лишь формальную проверку соблюдения условий усыновления, не касаясь, характерной римскому и романскому праву, проверки материально-нравственной личности усыновителя и полезности усыновления для усыновляемого. Касательно передачи фамилии усыновленному отечественное право предусматривало некоторые особенности. Согласно статье 152 Свода, передача фамилии усыновителя усыновленному ребенку ограничивалась особыми нюансами. Так, передача фамилии не допускалась, если усыновленный имеет права на более крупное состояние, нежели усыновитель, а передача этих прав усыновленному наследственным дворянином допустима была только с Высочайшего разрешения императора. Помимо того, усыновленный имел право на соответствующее воспитания от усыновителя. Однако, закон предусматривал, что усыновленный ребенок и после усыновления не порывает юридической связи со своими родителями. Таким образом, кровное родство юридически не прекращалось. Основания прекращения отношений, вытекающих из усыновления были аналогичны основаниям, по которым прекращалась родительская власть: гибель усыновителя либо лишение его всех прав состояния.

Очередной страницей в истории развития института усыновления является 1-й семейный кодекс России послеоктябрьского периода — Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятый 16 сентября 1918 г. Первый крупный документ советской власти, регулировавший семейные отношения не предусматривал усыновления как такового. Его нормы регулировали правовое расположение лиц, на тот момент усыновивших либо усыновленных, то есть относился к уже свершенным фактам. Теперь они всецело приравнивались к родственникам по происхождению. Впрочем, в последующем не допускалось усыновления ни своих незаконнорожденных детей, ни чужих.

Основным мотивом отсутствия правового регулирования отношений по усыновлению, по мнению историков, было желание не допустить малейший намек на проявление эксплуатации труда несовершеннолетних детей. К тому же отпала задача передачи имущества от усыновителя-наследодателя к усыновленному, от того, что перестал существовать как таковой институт наследования. В связи с этим примечательно суждение В.Г. Глухаревой. Она пишет, что первые декреты советской власти в области семейного отношений («О гражданском браке» и «О расторжении брака») и сам Кодекс уравнивали в правах детей, рожденных вне брака и в зарегистрированном браке. Поэтому не было смысла в усыновлении своих же собственных детей. Основой семьи сознается действительное происхождение. Никакого отличия между родством внебрачным и брачным не устанавливается. Впрочем, с течением времени надобность в усыновлении не исчезла, а наоборот лишь обострилась. Данная необходимость объяснялась как соображениями экономическими — надобностью в дополнительной рабочей силе, так и ростом числа беспризорных детей, утративших собственную семью, родителей из-за общественно-экономических потрясений, которые затронули все сферы жизни и все слои советских людей. Проблему устройства массы осиротевших детей, кочующих по всей стране в поисках крова и пищи, новые власти пытались решить посредством организации разных детских учреждений. Историк права В.В. Кустова в статье «Актуальные задачи установления усыновления в русском праве» отмечает, что большое распространение получили «случаи фактического принятия детей в семью без соответствующего юридического оформления, предпринимались попытки применять хотя бы косвенно, аналогичные правовые институты для закрепления фактически возникших отношений усыновления. И, невзирая на отсутствие правовой регламентации в суды поступали заявления с просьбой об усыновлении». Поэтому осиротевших детей под всевозможными предлогами продолжали брать в новую семью, применяя основным образом правила, касающиеся опеки (попечительства). Данная сфера семейных правоотношений продолжала оставаться не регламентированной. Потребность в возрождении института усыновления становилась все больше явственной. По этой причине перед принятием нового, второго по счету, Семейного кодекса появился Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Им была изъята глава «Об усыновленных» и внесена новая — «Усыновление». В результате, опять вводилось легальное усыновление.

В этом же году был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке, который уделял усыновлению относительно немного внимания. Его предписания в этой части либо имели неконкретный, обычный характер, либо содержали особенности, продиктованные специфическими требованиями времени. Закреплялся административный, а не судебный порядок для усыновления: органы опеки и попечительства своим постановлением производили усыновление, которое должно было быть зарегистрировано в органах ЗАГСа.

В следующем этапе развития института усыновления, необходимо выделить то, что к числу особенно острых относился вопрос о вероятности усыновления без согласия родителей. В своих общих чертах семейное право в 30-х и 40-х гг. характеризуется усилением роли семьи. Принимается огромное число нормативных актов, регулирующих правовой статус детей в семье, а также детей, оставшихся без попечения родителей.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Особую остроту вопрос об институте усыновления приобрел во время Великой Отечественной войны, явившись одной из форм борьбы с детской беспризорностью и своеобразным видом замены родителей детям, лишившимся их. Одним из нормативных актов, посвященных этому вопросу, была Инструкция Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР и НКЮ, утвержденная СНК РСФСР 8 апреля 1943 г. «О патронировании, опеке и усыновлении детей» . В ней отмечалось, что орган, ведающий усыновлением, обязан убедиться, что у лицо, желающее усыновить ребенка, имеет все необходимое для его воспитания. В связи с этим усыновлению должно было предшествовать обследование общественно-бытовых условий усыновляемого и возможного усыновителя. В этом же году Президиум Высокого Совета СССР издает Указ «Об усыновлении». Его важность заключалась в том, что с этого момента допускается вероятность присвоения усыновляемому, по просьбе усыновителя, фамилии и отчества по имени усыновителя, и внесение его в актовые книги о рождении в качестве родителя усыновляемого. Данная новелла соответствовала как интересам усыновляемого, так и усыновителя. Законодательное регулирование усыновления в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. существенно облегчило судьбу тех, кто утратил родителей, и стало новым символом проявления советского патриотизма и гуманности.

Дальнейший этап становления института усыновления был связан с принятием в 1969 г. Кодекса о браке и семье РСФСР, в который впервые была включена XII глава — «Об усыновлении». В отличии от предшественников, Кодекс довольно детально и досконально урегулировал отношения, связанные с усыновлением. И для большей ясности в вопросе усыновления наравне с термином «усыновление» в текст Кодекса был включен абсолютно новый термин — «удочерение». Тем самым законодательно закреплялась вероятность усыновления детей обоего пола. До 1996 г. нормативная база, касающаяся усыновления, разрабатывалась крайне внимательно. Были приняты такие документы, как Инструкция «О порядке передачи детей и подростков на усыновление, под опеку (попечительство) и их медицинском обеспечении»; Инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних от 28 марта 1991 г. и ряд других документов.

Особой заслугой отечественного законодателя по совершенствованию института усыновления в России явилось то, что СК РФ 1996 г. был опять введен судебный порядок установления усыновления. В СК РФ и ГПК РСФСР, а после этого и новом Гражданском процессуальном кодексе детально регламентирована процедура рассмотрения дел об усыновлении (удочерении).

Детальная регламентация прав и обязанностей субъектов отношений в области усыновления достигается, главным образом, своевременным реагированием семейного права на метаморфозы общественной среды и потребностей социума и необходимостью внесения тех либо иных изменений в современное право. В России становление института усыновления прошло немало этапов. С течением времени под влиянием многих факторов он изменялся и модифицировался. И подтвердил важность существования усыновления как отдельного правового института, проверенного временем, обусловленного реалиями сегодняшнего дня.

.2 Понятие и значение усыновления, как приоритетной формы устройства детей-сирот

Общеизвестно, что при отсутствии родителей заменяющие их лица исполняют заботу над ребенком, а при их отсутствии ребенок автоматически попадает в категорию лиц, утративших родительское заботу. Утрата родительского попечения относится к широкому по содержанию определению. К категории детей, утративших заботу родителей, относятся несовершеннолетние, у которых родителей нет (умерли, погибли), сюда же относятся и дети, лишившиеся родительского попечения в силу признания родителей безвестно отсутствующими или недееспособными.

В данных случаях неимение родительской заботы является следствием событий объективного характера, благодаря чему вопрос о семейно-правовой ответственности не появляется, так как отсутствует состав «семейного» преступления. Кроме обстоятельств объективного плана, утраты родительского попечения, есть и субъективные предпосылки (в частности, уклонение родителей от исполнения своих родительских прав в отношении малыша, их пристрастность к спиртным напиткам и наркотическим веществами и др.).

Но так или иначе несовершеннолетний одинаково нуждается в законной охране. Такие предпосылки обусловили возникновение в научном обиходе нового понятия «социальное сиротство». Суть явления, обозначаемого этим выражением, содержится в отсутствии у детей, имеющих живых родителей, соответствующего попечения со стороны этих родителей. Так, в Волгоградской области каждый год свыше 1 тыс. детей переживают репрессивную процедуру потери родительских прав их родителей. Известно, что показатель лишения родительских прав — это главный итог результативности системы профилактики, так как детское соцсиротство считается последней ступенью детской безнадзорности. Несмотря на используемые меры, количество таковых детей в области не уменьшается. В 2012 г. выявлено 2, 4 тыс. несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, из них 1265 были отобраны у родителей по решению суда о лишении их родительских прав и ограничении в родительских правах, в том числе в отношении 667 несовершеннолетних лишены или ограничены в родительских правах оба или единый родитель.

В остальных субъектах РФ ситуация подобная. Например, в Ивановской области, которая относится к социально и экономически неблагополучному региону, выявлено 7,2 тыс. несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Эта цифра свидетельствует о численности несовершеннолетних, официально выявленных и взятых на учет в органах опеки и попечительства, т. е. временно не имеющих определенного правового статуса. При этом численность несовершеннолетних, включенных в ситуации скрытого общественного сиротства, превосходит указанную цифру во множество раз. Так, в 2013 г. свыше, чем 48 тыс. несовершеннолетних проживали в семьях «группы риска». А в Тульской области каждый год выявляется более 2 тысяч таковых несовершеннолетних.

В настоящее время общественное сиротство получило новые проявления: несовершеннолетние по вине родителей лишаются жилища и превращаются в бомжей; денежные трудности плохо сказываются на деятельности детских учреждений и общих условиях присутствия в них несовершеннолетних. По сведениям Генеральной прокуратуры РФ, финансирование таких учреждений очень ограничено и ограничено 40% от потребности, не хватает средств на кормление несовершеннолетних; в отдельных регионах эта сумма выражается в 8 — 15 руб. в день на малыша.

Более такого, практически 60 тыс. выпускников данных учреждений не обеспечены жильем. В итоге они фактически не имеют шансов приступить к самостоятельной жизни, устроиться на работу, образовать семью. Почти половина выпускников интернатных учреждений ведет асоциальный образ жизни или попадает в криминальную среду . По сведениям МВД РФ, более четверти выпускников детдомов оказываются местах лишения свободы. При этом вырастает количество несовершеннолетних, какие уходят не только из семьи, но и из детских учреждений.

В сложившейся обстановке как правительство, так и общество обязаны выступитьгарантом общественной защищенности несовершеннолетних, брать на себя обязательство обеспечения им условий для обычной жизни, учебы, профподготовки и привыкания к общественной среде. Основой решения настоящей трудности является юридическое закрепление системы мер, правовых гарантий, направленных на оказание поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и охраны их прав. Для этого нужны современные способы, реализуемые, к примеру, методом организации в России структуры Уполномоченного по правам детей.

Идея организации в РФ такой структуры обусловлена сложным положением несовершеннолетних в сообществе, острой необходимостью охраны их прав и интересов.

Государственная соцполитика ориентирована на то, чтобы закреплять в сознании общественности идею о необходимости устройства ребенка-сироты не в государственное заведение ( детский дом или школу-интернат), как это было до этого, а в семьи тех людей, какие могли бы помочь малышу, заняться его обучением, посодействовать справиться с жизненными трудностями.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Нашему государству потребовалось более 10 лет для такого, чтобы мысль, заложенная в Конвенции о правах несовершеннолетних, стала воплощаться в жизнь. Согласно ст. 123 СК РФ, » несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии данной реальности в учреждения для детей-сирот или несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, всех типов…».

Поэтому семейные формы устройства стали ощущать государственную поддержку. В этом заинтересованность не только общества в целом( на строительство и содержание специальных детских учреждений уходят немалые средства), но и соответствует интересам самих несовершеннолетних. Известно, что семья является натуральной средой обитания малыша, благодаря чему при выборе формы устройства малыша, оставшегося без родительского попечения, в первую степень предпринимаются попытки к устройству его конкретно в семью.

Анализ статистических данных об устройстве выявленных несовершеннолетних за 5 лет указывает, что соответствие численности несовершеннолетних, переданных в семьи людей, остается фактически постоянным. В детские дома, как правило, направляется от 25 до 30% выявленных несовершеннолетних, а в семьи людей — до 70% несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

За последние 3 года органами власти всех уровней были приняты и реализованы решения, позволившие сформировать различные формы домашнего устройства детей-сирот и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, уменьшить их количество в интернатных учреждениях.

На семейные формы устройства в 2014 году в семьи россиян было передано 62 972 несовершеннолетних, из них 6 616 несовершеннолетних — на усыновление, 56 356 несовершеннолетних — под опеку( попечительство), в том числе 23 464 несовершеннолетних — на возмездную форму опеки( попечительства). Под предварительную опеку в 2014 году было передано 20 176 несовершеннолетних за 2014 год; на конец 2014 года под предварительной опекой находилось 6 914 несовершеннолетних.

При этом на протяжении 4 последних лет прослеживается рост количества несовершеннолетних, переданных на воспитание в семьи людей, по сравнению с количеством выявленных в течении года несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. В 2011 и в 2012 году направлено в семьи было на 17, 8% меньше несовершеннолетних, чем выявлено, тогда как уже в 2013 году разница составила 8%, а в 2014 году количество несовершеннолетних, устроенных в семьи на 3, 8% превысило количество выявленных несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В семейном праве РФ устанавливаются институты, направленные на обеспечение охраны интересов детей. В этом ряду важное место занимают структуры, призванные гарантировать охрану прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие передачу этих несовершеннолетних на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. В российских регионах бурно развиваются новейшие формы устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, приняты особые законы.

Так, в Иркутской области используется соцпатронат, в рамках которого исполняется работа по изменению мотивационной сферы родителей, их ориентации на добровольное возвращение к обычной жизни и социально полезному поведению. В Калининградской, Белгородской областях патронат развивается как особая форма устройства. Однако остальные семейные формы устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, развиваются значительно медленнее. В частности, не приобретает должного развития приемная семья, только 4440 семей, из них практически половина образована в Самарской области. В Москве создано только 9 приемных семей.

Предусмотренные законодательством формы домашнего устройства, наравне с единственной целью гарантии заботы о ребенке, преследуют и иные самостоятельные цели. К их числу относятся: удовлетворение чувства материнства, отцовства, приобретение материальной выгоды за труд в приемных семьях, исполнение функций представителя в отношении опекаемого малыша. При выборе формы для охраны интересов конкретного несовершеннолетнего нужно учесть ряд нюансов, таковых как фактор утраты родительского попечения, состояния физиологического и духовного развития несовершеннолетнего, присутствие лица, желающего брать малыша в семью на воспитание.

Вместе с тем предпочтительность какой-нибудь формы устройства определяется с учетом современных достижений в области детской психологии, физиологии, особенностей развития несовершеннолетнего, специфики и способностей охраны детства в детском учреждении или семье.

Всем известно, что общение родителей и несовершеннолетних остается одной из самых глубочайших и насущных потребностей человека. Это эмоциональный фундамент семьи. Ребенку необходима защищенность, которую он может приобрести в семье. Иметь родителей для малыша это в первую очередь защита, привязанность, эмоциональное развитие, культура.

Как верно высказался австрийский педагог Х. Райнпрехт, «порядочная супружеская пара является для малыша источником ценностной ориентации, без родителей процесс поэтапного формирования личности затруднен». Исследования в разных областях познаний (медицине, психологии, социологии) наглядно демонстрируют, какую гигантскую роль в умственном, психическом, нравственном и физиологическом развитии личности играет родительская забота и внимание о ребенке. Так, изучение развития малышей в стенках детского учреждения позволило сделать заключение о том, что у несовершеннолетних, воспитываемых в таких учреждениях, т. е. имеющих существенно более возможностей для контактов, чем у тех, какие живут в семьях, явно ниже способность к эмоциональному контакту с иными детьми.

Этот феномен объясняется тем, что персонал нередко относится к собственным ученикам равнодушно и не проявляет к ним особого интереса как к личностям. Подобного рода закономерность «обезличивает «несовершеннолетних, они не имеют шансов соответствующим образом совершенствовать свои возможности к синтонии (т.е. способности распознавать эмоции), которая лишь совместно с ощущением «созвучия» с ними остальных людей создает взаимный эмоциональный контакт.

Таким образом, введение в семью, по практически всегда лучше, чем воспитание малыша в детском учр

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

731

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке