Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Проведение анализа конкурентоспособности торговой организации и разработка мероприятий по повышению эффективности управления ИП Семенов С. А. («СладковЪ»)»

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений — одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности современных подходов к изучению конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности и ее значение в рыночной экономике
1.2. Методика развития розничного магазина в условиях рыночной экономики
1.3. Показатели эффективности конкурентоспособности
1.4. Характеристика действующего предприятия
Глава 2. Анализ конкурентоспособности торгового предприятия ИП Семенов С. А. («СладковЪ»)
2.1. Анализ финансового состояния предприятия
2.2. SWOT — анализ деятельности ИП Семенов С. А. («СладковЪ»)
2.3. Анализ конкурентоспособности торгового предприятия ИП Семенов С. А. («СладковЪ»)
2.4. Совершенствование эффективности управления ИП Семенов С. А. («СладковЪ») на основе повышения конкурентоспособности предприятия
Заключение
Список использованных источников

Введение

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений — одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке, поэтому тема оценки конкурентоспособности организации в настоящее время особо актуальна.

В России проблемам теме оценки конкурентоспособности субъекта (предприятия, организации, товара и т. д.) стали уделять внимание только недавно, поэтому рассмотрение данной темы в работе обладает своей новизной исследования. Так, в ежегодном Послании первого российского президента “России на рубеже эпох”, на совместном заседании палат Федерального Собрания Российской Федерации, большое внимание уделено проблемам повышения конкурентоспособности нашей страны в целом. Цель любого государства может быть только одна: реальный и устойчивый рост уровня жизни своих граждан. Для этого наше государство, как и все остальные, должно поддерживать и наращивать эффективность экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции. Все текущие задачи, мы также должны решать за счет своей конкурентоспособности. Конкурентоспособная фирма способна выжить, «остаться на плаву», во времена становления рыночных отношений в нашей стране, сохранить свой товарооборот на постоянном уровне или постепенно наращивать его. Исходя из этого, основным смыслом развития экономики в стране, главной идеей нашего вхождения в мировое сообщество должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики, предприятий, фирм. Нам важно осознать, что конкурентоспособность определяется долгосрочными процессами развития, а выгода от поддержки производителей некачественных товаров может быть лишь краткосрочной. Поэтому в настоящее время исследование темы конкурентоспособности предприятия с целью его эффективного управления актуально.

Целью работы является проведение анализа конкурентоспособности торговой организации и разработка мероприятий по повышению эффективности управления ИП Семенов С. А. («СладковЪ»).

Исходя из цели работы, задачи работы следующие:

— изучить современные подходы к вопросу конкурентоспособности предприятия;

— рассмотреть методику конкурентоспособности предприятия относительно торговой организации;

— провести анализ конкурентоспособности торгового предприятия;

— разработать мероприятия по эффективному управлению торгового предприятия на основе анализа его конкурентоспособности.

Законодательной базой написания являются нормативные документы, бухгалтерская отчетность предприятия.

Методами исследования конкурентоспособности организации являются: статистический, аналитический, экономико- математический.

Объектом исследования в работе является торговая организация ИП Семенов С. А. («СладковЪ»).

Предметом изучения в данной работе является оценка конкурентоспособности организации и товаров, ею продаваемых.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Структура работы представлена следующим образом:

— во введении рассматривается актуальность темы, цели и задачи работы, методы, объект и предмет исследования;

— в первой главе работы рассматриваются особенности современных подходов к изучению конкурентоспособности предприятия;

— во второй главе работы проведен анализ конкурентоспособности торгового предприятия ИП Семенов С. А. («СладковЪ») с целью его эффективного управления;

— в заключении даны основные выводы по работе и разработаны рекомендации по дальнейшей деятельности предприятия;

— библиографический список содержит весь спектр книг по изучаемой проблеме, используемых в данной работе;

— приложения содержат бухгалтерскую отчетность предприятия и другие внутренние документы.

Работа имеет практическую значимость в плане анализа конкурентоспособности предприятия и на основе анализа разработка эффективного управления деятельностью предприятия.

Глава 1. Особенности современных подходов к изучению конкурентоспособности предприятия

1.1. Понятие конкурентоспособности и ее значение в рыночной экономике

Понятие конкуренции является сложным и многогранным. Определение наиболее известного исследователя конкуренции М. Портера: «Конкуренция – динамичный и развивающийся процесс,… непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты… В конкуренции главную роль играют инновации и перемены». Из этого определения следует, что конкуренция – динамичное состояние рыночной среды, которое заставляет ее участников совершенствовать свою продукцию и деятельность. Таким образом, М. Портер определяет конкуренцию как двигатель прогресса.

Конкурентное преимущество, рассматриваемое как совокупность свойств товара, которые создают для фирмы определенное превосходство над конкурентами (миссия, имидж, уровень культуры, качество системы менеджмента и др.), может обуславливаться различными факторами. С другой стороны, конкурентное преимущество может увеличивать рыночную силу и, тем самым, оказывать влияние на состояние экономической конъюнктуры. Интегральный показатель конкурентных преимуществ, например, товара, характеризует его потенциальную конкурентоспособность.

Понятие конкурентоспособности трактуется в литературе весьма неоднозначно. В общем виде конкурентоспособность – это свойство объекта и его сервиса, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению аналогичными объектами, представленными на данном рынке[6, c. 139].

Конкурентоспособность предприятия может быть определена как ее сравнительное преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами. Конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Принцип справедлив как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне экономики страны в целом. Исходя из него, можно утверждать, что для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в ее распоряжении ресурсов, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов.

Конкурентоспособность фирмы может быть обнаружена (оценена) только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих товары-субституты. Таким образом, конкурентоспособность фирмы – понятие относительное, которое определяется, как способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующей компанией.

Прежде чем переходить к подробному анализу и оценке конкурентоспособности предприятия необходимо выработать план действий.

Наиболее сложным является оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами. При этом возникает несколько проблем[5, c. 329]:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

  1. Выбор базовых объектов сравнения, т.е. выбор фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать определенными параметрами, чтобы такое сравнение было корректным. К таким параметрам относятся:
  • соизмеримость характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
  • соизмеримость сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
  • соизмеримость фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

2. Выбор критериев продуктивности использования ресурсов фирмы.

Продуктивность использования ресурсов предполагает наибольшую отдачу, наибольший результат, приходящийся на единицу совокупных ресурсов, которыми располагает фирма. Таким показателем обычно служит рентабельность производства. На начальных стадиях жизненного цикла, фирма может функционировать по принципу «безубыточности» или расширении доли рынка. Рентабельность производства может и не проявляться в чистом виде, а степень конкурентоспособности будет выражаться, например, в формировании благоприятного образа фирмы в глазах общественности и групп стратегического влияния.

3. Возможность сканирования (слежения) рынка.

Укрупнено этапы оценки конкурентоспособности объекта (например, товара, предприятия, отрасли и т.п.) следующие[5, c. 332]:

  • Изучение проблемы;
  • Изучение нормативно методических документов по оценке и другим смежным вопросам;
  • Изучение внешней среды и внутренней структуры объекта анализа;
  • Изучение конъюнктуры и параметров рынка;
  • Сбор исходной информации для оценки конкурентоспособности объекта;
  • Приведение информации в сопоставимый вид;
  • Разработка технологии оценки;
  • Анализ информации по факторам конкурентоспособности объекта;
  • Оценка конкурентоспособности объекта;
  • Разработка предложений по формированию программы повышения конкурентоспособности объекта.

Наиболее известные на сегодняшний день модели и методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия можно разделить на две группы: аналитические и графические методы. Данное деление на методы оценки конкурентоспособности товара и методы оценки конкурентоспособности предприятия достаточно условны, так как они во многом совпадают, меняется только объект исследования. Классификация основных методов оценки конкурентоспособности объектов представлена в табл. 1[4, c. 129].

Таблица 1. Методы оценки конкурентоспособности объектов

Конкурентоспособность анализируемого товара (услуги) желательно измерять количественно, что позволит управлять ее уровнем. Для измерения конкурентоспособности анализируемого объекта необходима качественная информация, характеризующая[2, c. 233]: 1) полезный эффект данного объекта и конкурирующих объектов за нормативный срок их службы, 2) совокупные затраты за жизненный цикл объектов.

Полезный эффект — это отдача объекта, интегральный показатель как система используемых в конкретных условиях частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность. Другими словами, полезный эффект — это совокупность свойств объекта, используемых для выполнения конкретной работы конкретным потребителем, а качество — это потенциальный эффект для нескольких групп потребителей Полезный эффект использования объекта конкретным потребителем, как правило меньше интегрального показателя качества объекта Приближение этих показателей друг к другу по величине приводит к разунификации объекта и увеличению затрат в сферах производства и восстановления. Значительный разрыв между интегральным показателем качества объекта и его полезным эффектом приводит к недоиспользованию полезных возможностей объекта, что тоже плохо. Поэтому целесообразно проектировать (разрабатывать, формировать) объект с полезным эффектом для конкретных условий, равным 0,8—0,9 интегрального показателя качества. Тогда в одних условиях будет полностью или частично использоваться набор одних потенциальных параметров объекта, в других — набор других параметров.

Полезный эффект объектов можно измерять в натуральных единицах (например, производительность однопараметрических машин и оборудования), денежном выражении либо в условных баллах (полезный эффект объектов, характеризующихся не сколькими дополняющими друг друга важнейшими параметрами). Основные методы прогнозирования полезного эффекта: нормативный, экспериментальный, параметрический, экспертный.

Полезный эффект — это одна сторона объекта-товара. Другой его стороной являются совокупные затраты за жизненный цикл объекта, которые, как правило, обязательно нужно понести, чтобы получить от объекта полезный эффект.

Конкурентоспособность объектов, по которым невозможно измерить их полезный эффект или совокупные затраты за жизненный цикл, можно определить на основе их экспериментальной проверки в конкретных условиях потребления, по результатам пробных продаж либо с применением экспертных и других методов.

На конкурентоспособность “выхода” организации оказывают влияние качество ее “входа” и качество процесса (организационного уровня производства), а также качество сервиса товара у потребителя.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1. Технические параметры, включают:

  • параметры назначения – свойства товара, определяющие области применения функций, которые он предназначен выполнять;
  • эргономические параметры, характеризующие соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций;
  • конструктивные параметры, отражающие конструктивно-технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность и т.д.);
  • эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (дизайн, упаковка).

2. Нормативные параметры. Характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.

3. Экономические параметры. Связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладка, а также все текущие эксплуатационные затраты – расходы на все виды ремонта, обучение персонала и другие.

Расчет показателей конкурентоспособности[7,c.374]

Приступая к анализу конкретных возможностей выхода проектируемого или имеющегося изделия на тот или иной рынок, фирма должна по возможности более точно дать количественную оценку конкурентоспособности своего товара.

Это выражается отношением величины технического параметра анализируемого товара к величине того же параметра, при котором элемент потребности удовлетворяется полностью (величине параметра гипотетического изделия).

qi =(P/ Pi 100) * 100%  (1)

qi – единичный параметрический показатель по i-ому параметру;

Pi – величина i-ого технического параметра для анализируемого изделия;

Pi 100 – величина i-ого параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью.

(2)

IТП – групповой показатель по техническим параметрам;

ai – удельный вес i-ого параметра в общем наборе (определяется экспертным путем);

n – общее число технических параметров, участвующих в анализе. (3)

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Полученный показатель IТП характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем выше его величина, тем полнее удовлетворяются запросы потребителя.

Данные показателя отражают степень удовлетворения потребности, однако не дают возможности оценить конкурентоспособность товара. (4)

КТ= IТП 1 / IТП 2

КТ1 – показатель конкурентоспособности первого товара по отношению ко второму товару по техническим параметрам.

Ввиду трудности определения параметра Pi 100 часто конкурентоспособность оценивается косвенным методом с помощью товара-образца. В этом случае за основу анализа берется не потребность, а товар-образец, уже пользующийся спросом и, следовательно, в какой-то мере близкий к общественным потребностям. Образец, таким образом, выступает в виде материализованных требований, которым должен соответствовать товар.(5)

qi = (P/Pi о) * 100%

может быть для отдельных показателей (травмоопасности): (6)

qi = (Pi о /Pi) * 100%

Pi о – величина i-ого параметра для выбранного образца.

Далее расчет показателя конкурентоспособности ведется аналогично.

При анализе экономических параметров учитывается, при каком уровне затрат потребность может быть удовлетворена. Стремясь добиться наилучшего соотношения уровня потребительских свойств товара и своих расходов, покупатель выбирает то изделие, по которому будет достигнуто максимум полезного эффекта на единицу затрат. (7)

IЭП= С / Со

IЭП – групповой показатель по экономическим параметрам;

С – цена потребления анализируемого товара;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Со – цена потребления товара-образца;

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности (8)

КИП = IНП·  IТП / IЭП

IНП, IТП, IЭП – групповые показатели конкурентоспособности по нормативным, техническим и экономическим параметрам.

IНП может принимать значение 1 или 0.

Интегральный показатель конкурентоспособности отражает различия между сравниваемыми товарами в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителей, связанных с приобретением и использованием товара. Если КИП < 1, анализируемое изделие уступает образцу, если КИП > 1, то оно превосходит образец по конкурентоспособности.

1.2. Методика развития розничного магазина в условиях рыночной экономики

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии – поставщики сырья, материалов и полуфабрикатов; потребители готовой продукции; конкуренты; законы и государственные органы. В связи с этим выделяют факторы прямого воздействия: поставщиков, потребителей, конкурентов и косвенного действия внешней среды: уровень развития отрасли; стабильность компаний и организаций, использующих продукцию предприятия; участие государства в заказе продукции и т.д.

Анализ внешней среды рекомендуется провести на основе модели изучения конкуренции М. Портера, которая включает в себя анализ[4, c. 342]:

  1. Существующих лидеров в отрасли на основе объема продаж в количественном или стоимостном выражении.
  2. Потенциальных конкурентов.
  3. Производители товаров-субститутов (заменителей).
  4. Потребители и поставщики

Анализ существующих конкурентов занимающихся производством аналогичной продукции рекомендуется разделить на три группы: лидеры, предприятия второго эшелона и аутсайдеры.

Выделим потенциальных конкурентов по отношению к рассматриваемому предприятию.

Так же необходимо выявить производителей товаров-субститутов, которые также будут оказывать влияние на результативность работы предприятия

Необходимо также описать основных потребителей предприятия. Важным фактором непосредственного влияния на деятельность предприятия являются поставщики. В заключение необходимо охарактеризовать текущую конкурентную позицию предприятия на рынке и динамику развития и расширения рынка.

Для оценки конкурентоспособности предприятия сначала необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода. Тогда анализ можно называть системным.

Цель системного анализа предприятия — установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров, эффективности и устойчивости функционирования фирмы.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Этапы проведения системного анализа состояния организации предлагается «привязывать» к структуре системы управления организацией:

Для проведения полноценной оценки конкурентоспособности предприятия недостаточным является оценка только уровня конкурентоспособности производимой им продукции или услуги, поэтому рекомендуется использовать метод, основанный на теории эффективной конкуренции.

Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов – ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырёх групповых показателей или критериев конкурентоспособности.

В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.

Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.

В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.

В четвёртую группу – показатели конкурентоспособности товара: качество товара, цена, уровень сервисного обслуживания и затраты на обслуживание.

Данная оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб

Для более конкретной оценки конкурентоспособности предприятия в соотношении с основными конкурентами рекомендуется выделить группы показателей оценивающие: кадровый потенциал; маркетинговую деятельность; эффективность системы менеджмента качества продукции; эффективность производственной и финансовой деятельности.

Таблица 2. Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия

Таким образом, эффективность деятельности розничного магазина зависит от конкурентоспособности товара, эффективности организации сбыта и продвижения товара, финансового положения предприятия, эффективности производственной деятельности предприятия.

1.3. Показатели эффективности конкурентоспособности

Оценка экономического эффекта от мероприятий по повышению качества входа в систему

Данная оценка ведется по предложенным мероприятиям по повышению качества сырья, материалов и полуфабрикатов. Экономический эффект от внедрения этих мероприятий проявляется:

  • У изготовителя товара – за счет повышения качества процесса, что влияет на снижение себестоимости товара вследствие сокращения остановок производства при применении качественных материалов и комплектующих, снижения производственного брака;
  • У потребителя товара – за счет повышения качества его изготовления, что позволяет производителю повысить цену товара. Так сырье, материалы и комплектующие изделия входят в текущие затраты – себестоимость товара, то затраты на повышение качества схода системы могут превысить экономию производственных затрат при применении качественных материалов и комплектующих за счет сокращения остановок производства и брака. В этом случае суммарная составляющая изменения себестоимости товара будет отрицательной.

Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по повышению качества сырья, материалов и комплектующих изделий можно рассчитать как

 

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

где Т — срок применения мероприятий;  — перерасход из-за роста себестоимости единицы товара в году t за счет приобретения более качественного сырья, материалов и комплектующих изделий (дополнительные расходы на повышение качества входа системы, поэтому со знаком минус);  — снижение себестоимости единицы товара в году t за счет повышения качества процесса при приемлемом уровне качества входа системы; Цtн — прогноз цены нового товара (после внедрения мероприятий) в году t; Цtc — то же, старого товара; Nt — прогноз объема выпуска данного товара в году t, натуральные измерители (шт. и др.); Звх — единовременные затраты (инвестиции) в повышение качества входа системы (анализ ситуации, формулирование проблемы, заключение новых договоров, разработка организационных проектов и т.п.).

Оценка экономического эффекта от мероприятия по повышению качества процесса в системе

Это мероприятия по совершенствованию технологии, организации производства, оперативного управления, повышению уровня автоматизации. В этом случае эффект достигается у потребителя за счет «переноса» высокого качества входа системы через процесс системы к ее выходу.

Эффект, получаемый потребителем за счет применения более качественного товара и соответственно более полного удовлетворения его потребностей либо выпуска с применением данного товара более качественной продукции (реализуемой по большей цене или в большем количестве за счет повышения качества товара), в условиях конкуренции автоматически распределяется между изготовителем и потребителем товара через его цену на рынке.

Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по совершенствованию технологии, организации производства, системы оперативного управления либо повышению уровня автоматизации производства (в целом — повышению качества процесса в системе) у изготовителя товара определяется по следующей формуле (расчет ведет изготовитель):

 

где i — число наименований выпускаемых фирмой товаров, на которые распространяется данное мероприятие, Цit — прогноз цены i-гo товара в году t, Cit — прогноз себестоимости единицы i-ro товара в году t, Hit — прогноз налогов и платежей по единице i-гo товара в году t, Nit — прогноз объема выпуска i-гo товара в году t, tвл — год осуществления инвестиций в мероприятия по повышению качества процесса в системе (tвлI=l ,2,… Твл,); Твл — последний год вложений, год внедрения мероприятий), Зtпр — единовременные затраты (инвестиции) на повышение качества процесса (на совершенствование технологии, организации и т. п.) в году tвл.

Оценка ожидаемого экономического эффекта от разработки и внедрения
мероприятий по повышению качества товара

Этот эффект проявляется в повышении производительности, надежности, экологичности и других показателей, и определяется по следующей формуле (расчет ведет изготовитель):

 

где tc — срок действия мероприятий по улучшению экологических и социальных показателей внешней среды (tc=l,2, …Тс); Эtсоп — сопутствующий экологический или социальный эффект в денежном выражении от использования товара повышенного качества, Зtk — единовременные затраты (инвестиции) в повышение качества товара, включая затраты на ликвидацию элементов основных производственных фондов в связи с освоением и внедрением нового товара (если при ликвидации этих элементов образуется прибыль, то она вычитается из Зк).

Оценка ожидаемого экономического эффекта от приобретения потребителем нового товара (орудия труда)

Эффект от покупки орудия труда, с помощью которого выпускается продукция определится по следующей формуле:

 

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

где Цitn — прогноз цены единицы i-й продукции, выпускаемой с применением нового товара в году t; Сitn — прогноз себестоимости единицы i-й продукции в году t; Hitn — прогноз доли налогов по единице i-й продукции в году t; Пit — прогноз полезного эффекта (производительности) нового товара по i-й продукции в году t; Зt — инвестиции на покупку единицы товара, его транспортировку, монтаж, пуск, строительство ремонтной базы, подготовку кадров для обслуживания, создание оборотного фонда запасных частей и другие единовременные затраты, включая затраты (экономию) на ликвидацию элементов старых основных производственных фондов, выводимых в связи с освоением нового товара в году их вложения tвл.

Если ввод нового товара у потребителя изменяет экологические или социальные параметры внешней среды, то они учитываются аналогично формуле (14), но при условии, что эти параметры по новому товару не хуже, чем по старому. В общем виде сопутствующий экологический или социальный эффект (в денежном выражении) от внедрения нового товара определяется по формуле:

 

где P tc — экологический или социальный показатель старого товара в году t в натуральном измерении (например, выбросы в атмосферу, почву, уровень радиоактивности, шума, вибрации и т. п.); P tн — то же, нового товара; С ptед — стоимостная оценка единицы показателя Р.

1.4. Характеристика действующего предприятия

Магазин ИП Семенов С. А. («СладковЪ») открыт в 2004 году индивидуальным предпринимателем Семеновым С. А. Магазин ИП Семенов С. А. («СладковЪ») расположен по адресу: г. Иваново, ул. Суздальская, д. 16 — А. Магазин имеет в своей продаже широкий ассортимент кондитерских изделий, и поэтому составляет серьезную конкуренцию другим магазинам и фирмам, продающим кондитерские изделия. В ассортименте продаваемой продукции магазином, насчитывается ежедневно не менее 80-90 наименований кондитерских изделий: тортов, кексов, рулетов, конфет, шоколадок и др. В ассортимент товаров, продаваемых в магазине ИП Семенов С. А. («СладковЪ»), входят следующие виды товаров:

  • Торты
  • Пироженое
  • Рулет
  • Кекс
  • Карамель
  • Шоколадные изделия
  • Леденцы
  • Печенье
  • Чипсы
  • Кукурузные палочки, хлопья, шарики
  • Детское питание
  • Кофе, чай, какао
  • Жевательная резинка

Основными конкурентами в ценовом отношении, в ассортименте, продаваемой продукции являются такие магазины как: магазины фирмы «Европульс» (ул. Сарментовой), магазин «Пеликан» (ул. Велижская), магазин «Экстра» (пл. 40 – летия Победы), Торговый Центр «Бимарт» (ул. Лежневская), магазин «Смак» (ул. Громобоя).

В магазине ИП Семенов С. А. («СладковЪ») имеется система скидок:

  • Покупателям, приобретающим продукты в магазине в выходные дни;
  • Покупателям, приобретающим товары на сумму более 500 руб. скидка 2 %.

Поставщиками товаров в магазин ИП Семенов С. А. («СладковЪ») являются ведущие отечественные производители кондитерских изделий, такие, как:

  • Фабрика им. Крупской (СПб)
  • и ряд других производителей.

Однодневный товарооборот в магазине ИП Семенов С. А. («СладковЪ») составляет в среднем 100-110 тыс. руб. Средняя заработная плата продавца в магазине составляет 13000 руб. ИП Семенов С. А. («СладковЪ») имеет склад, общей полезной площадью 326 м2, общая площадь торгового зала магазина составляет 210 м2. ИП Семенов С. А. («СладковЪ») существует на ивановском рынке сравнительно недавно, но уже сумел завоевать свою нишу, за небольшой срок он успел хорошо осведомиться о каналах связи с поставщиками. Кондитерские изделия магазина знакомы покупателям невысокими ценами и широким ассортиментом.

2.1. Анализ финансового состояния предприятия ИП Семенов С. А. («СладковЪ»)

Проведем вертикальный анализ бухгалтерского баланса. Источником проведения анализа является бухгалтерский баланс предприятия.

Таблица 3. Вертикальный анализ баланса предприятия

На основе данных таблицы 3 можно сделать вывод об увеличении стоимости имущества предприятия за рассматриваемый период на 59,5% (34412/21598,2*100%-100%).

Основную часть активов предприятия на начало 2005 г. составляют внеоборотные активы: 68,25%, а оборотные активы составляют соответственно 37,75%.

Основную часть пассивов на начало рассматриваемого периода составляют капитал и резервы — 72,06% (стр. 3). Но в дальнейшем наблюдается устойчивая тенденция к ее снижению с 67,19%(2005г) до 24,3%(2007г). Это происходит в основном за счет возрастания доли краткосрочных пассивов с 27,94% (2005г) до 75,6% (2007г).

Оборотные активы, независимо от их удельного веса в имуществе, продолжают оставаться наиболее мобильной его частью и в решающей степени определять платежеспособность и кредитоспособность предприятия. Прирост оборотных активов означает улучшение структуры имущества с финансовой точки зрения. В составе оборотных активов на начало рассматриваемого периода преобладают запасы. Но в последующем основную часть оборотных активов занимает дебиторская задолженность. Таким образом, прирост оборотных активов происходит преимущественно за счет увеличения дебиторской задолженности. Как видно из баланса, вся дебиторская задолженность со сроком погашения до 12 месяцев, следовательно, прирост оборотных средств можно расценивать как признак повышения мобильности имущества предприятия. Увеличение дебиторской задолженности может происходить в основном за счет удорожания продукции. Кроме того, в договора с некоторыми крупными оптовыми покупателями был введен пункт, по которому они могут рассчитываться за реализованную продукцию не по предоплате, а после реализации готовой продукции, т.е. отгрузка могла быть произведена в одном месяце, а оплата осуществлена в другом. Так как крупные покупатели выбирают продукцию на достаточно крупную сумму, то и их задолженность соответственно возрастает.

При таких существенных сдвигах в активе баланса необходимо определить за счет каких статей баланса оказался возможным прирост оборотных активов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

При рассмотрении структуры пассивов, можно наблюдать значительное увеличение доли займов и кредитов от 0,56 до 47,16% (строка 4).

Таким образом, основным фактором прироста оборотных активов можно назвать рост краткосрочных заемных средств.

На основе общей оценки актива баланса выявлено увеличение производственного потенциала предприятия. Произошло увеличение доли оборотных активов преимущественно за счет снижения доли внеоборотных активов, и значительного увеличения доли займов и кредитов, что можно расценивать как положительную тенденцию к улучшению финансовой деятельности.

Для общей оценки имущественного потенциала предприятия необходим также анализ динамики состава и структуры пассива баланса. Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы.

На начало 2005 г. собственные средства составляли 72,06%, а заемные -27,94%, то на конец 2007 г. ситуация имеет противоположный характер — собственные средства 24,31%, а заемные — 75,69%. Рост доли заемных средств происходит преимущественно за счет привлечения краткосрочных кредитов, т.к. доля кредиторской задолженности практически не изменяется. Важно отметить, что предприятие за весь рассматриваемый период не использует долгосрочные заемные средства, что может означать отсутствие инвестиций в производство.

Снижение доли собственных средств предприятия происходит за счет уменьшения как абсолютного значения, так и относительной доли нераспределенной прибыли с 6,06%(2005г) до 0%(2007г). В 2006 г. это уменьшение могло произойти вследствие приобретения предприятием новой производственной линии по выпуску мелкоштучных изделий, что повлекло увеличение абсолютного значения величины основных средств практически в два раза, а, следовательно, и относительной доли в валюте баланса. В 2007 г. также наблюдается снижение нераспределенной прибыли. По остальным статьям абсолютные значения практически не изменялись.

Рассматривая данные баланса, следует соотнести величину дебиторской и кредиторской задолженности предприятия. На начало рассматриваемого периода доля кредиторской задолженности значительно превосходила долю дебиторской. Такая ситуация опасна для предприятия тем, что ему необходимо заплатить больше, чем должны предприятию. Но на конец 2005 г. соотношение изменилось, дебиторская задолженность значительно возросла и превысила долю кредиторской. Поэтому погашение кредиторской задолженности можно осуществить за счет погашения дебиторами своих долгов.

Необходимо рассмотреть соотношение внеоборотных активов и собственных средств предприятия. Так как внеоборотные активы являются наименее мобильным элементом имущества, а, кроме того, составляют основной потенциал деятельности предприятия, иметь в качестве их источника покрытия заемные средства рискованно. Таким образом, внеоборотные активы должны иметь в качестве источника покрытия капитал и резервы. Это условие соблюдается лишь на начало 2005 г. В дальнейшем разница между внеоборотными активами и собственными средствами постоянно увеличивается, что значительно усиливает риск предприятия.

Проведем анализ ликвидности баланса ИП Семенов С. А. («СладковЪ») за 2005 – 2007 годы.

Таблица 4. Анализ ликвидности баланса 2005г.

Таблица 5. Анализ ликвидности баланса 2006г.

Таблица 6. Анализ ликвидности баланса 2007г.

Исходя из представленных выше таблиц, можно сделать следующие выводы.

На протяжении рассматриваемого периода баланс предприятия является неликвидным, и к концу 2007 г. ситуация ухудшается.

За весь анализируемый период не соблюдается первое неравенство, что говорит о неспособности предприятия при необходимости погасить свои срочные обязательства за счет имеющихся денежных средств. В течение данного периода разница между величиной денежных средств и кредиторской задолженности постоянно возрастает. Это происходит в основном за счет значительного роста кредиторской задолженности. Такая ситуация делает положение предприятие достаточно рискованным.

Второе неравенство соблюдается за исключением 2007 г. В 2005 и 2006 гг. предприятие способно было погашать займы и кредиты за счет дебиторской задолженности. Но к концу 2007 г. величина заемных средств значительно возросла, и погасить ее с помощью дебиторской задолженности стало невозможно. Это еще более усложнило положение предприятия. Сложившаяся ситуация говорит о низкой текущей ликвидности предприятия.

Для определения перспективной ликвидности, необходимо рассмотреть соотношение запасов (плюс НДС по приобретенным ценностям) и долгосрочных кредитов и займов. Данное предприятие на протяжении всего рассматриваемого периода не прибегало к долгосрочным заемным средствам. Следовательно, у него не возникает обязательств в долгосрочной перспективе. Отсюда также можно сделать вывод, что источником финансирования запасов является либо займы и кредиты, либо кредиторская задолженность. При рассмотрении последнего соотношения труднореализуемых активов и постоянных пассивов выявлено, что необходимое условие соблюдается только в начале 2005 г., когда внеоборотные активы полностью покрываются собственными средствами. В дальнейшем это соотношение нарушается. Можно предположить, что при недостаточности собственных средств, предприятие для финансирования внеоборотных активов прибегает к заемным средствам. Но так как долгосрочные займы и кредиты не используются, то наиболее вероятным источником вложений в необоротные активы служат краткосрочные заемные средства. Тогда для финансирования запасов используется кредиторская задолженность, что может привести к ее росту и, следовательно, к нарушению первого неравенства.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Таким образом, предприятие находится в очень рискованном положении. Во-первых, за счет того, что недостаточно собственных средств для погашения внеоборотных активов ему приходится использовать для этого краткосрочные заемные средства. А, во- вторых, то, что предприятие имеет очень низкую текущую ликвидность, т.е. не способно погасить всю кредиторскую задолженность в случае необходимости.

Считается, что у нормально функционирующего предприятия оборотные активы должны превышать краткосрочные пассивы, т.е. часть текущих активов погашает краткосрочные пассивы, другая часть погашает долгосрочные обязательства, оставшаяся идет на пополнение собственного капитала. Поэтому данному предприятию для снижения риска своего положения можно прибегнуть к использованию долгосрочных заемных средств. Это укрепит его финансовое положение и снизит риск неплатежеспособности. В таблицах 7,8, 9 проведем анализ ликвидности ИП Семенов С. А. («СладковЪ»).

Таблица 7. Анализ коэффициентов ликвидности ИП Семенов С. А. («СладковЪ») за 2005 г.

Таблица 8. Анализ коэффициентов ликвидности ИП Семенов С. А. («СладковЪ») за 2006 г.

С помощью коэффициентов ликвидности можно определить финансовые возможности предприятия для регулярного и своевременного погашения своих долговых обязательств.

Общую тенденцию состояния ликвидности предприятия можно проследить на изменении показателя чистого оборотного капитала. Расчеты показывают, что только лишь на начало 2005 г. этот показатель имеет положительное значение, т.е. когда краткосрочные обязательства могут полностью покрываться оборотными активами. Следовательно, снижение этого показателя свидетельствует об уменьшении уровня ликвидности предприятия.

Об этом же свидетельствует и коэффициент абсолютной ликвидности, который соответствует нормативному значению только на начало 2005 г. В дальнейшем данный показатель значительно снижается. Коэффициенты срочной и общей ликвидности на протяжении всего рассматриваемого периода значительно ниже нормальных ограничений.

Данные результаты свидетельствуют о низком уровне ликвидности предприятия. В случае предъявления всеми кредиторами требования о погашении долгов, предприятие не сможет удовлетворить все требования и сохранить условия для продолжения своей деятельности.

Такое положение объясняется тем, что данное предприятие является промышленным, а это, как правило, говорит о большом удельном весе запасов и малом удельном весе денежных средств. Кроме того, за рассматриваемый период происходит постоянное увеличение кредиторской задолженности, а также величины заемных средств.

Для того, чтобы повысить ликвидность предприятия необходимо либо увеличить оборотные активы при неизменной сумме краткосрочных обязательств, либо снизить краткосрочные долги. Увеличить оборотные активы можно с помощью привлечения долгосрочных займов. Это не повлечет увеличения краткосрочной задолженности, зато в оборотных активах появится дополнительный источник покрытия. Если невозможно прибегнуть к долгосрочным источникам заимствования, то можно уменьшить величину краткосрочных обязательств путем реализации части запасов и погашения данными средствами кредиторской задолженности.

Проведем анализ прибыли предприятия и резервов ее увеличения.

Источником анализа является отчет о прибылях и убытках.

Таблица 10. Структура отчета о прибылях и убытках

На основе данных таблицы 10 можно сделать следующие выводы: на протяжении рассматриваемого периода абсолютное значение выручки — нетто увеличивается на 62700,972 тыс. руб. (95915,248-33214,276= 62700,972), что связано как с увеличением объема выпускаемой продукции, так и с повышением цены на нее. Основную долю в выручке с реализации занимает себестоимость продукции. За весь период ее доля увеличилась с 78,20%(25974179/33214276 * 100%) до 86,70%(83158490/95915248 *100%). Данная тенденция неблагоприятна для предприятия, т.к. с увеличением доли затрат соответственно снижается доля прибыли от реализации продукции. В основном это произошло за счет наиболее значимых статей себестоимости -постоянного удорожания сырья и повышения заработной платы. С данной тенденцией увеличения затрат связано и снижение валовой прибыли, так как она составляет разность между выручкой и затратами.

Снижается доля коммерческих расходов. С одной стороны — это положительная тенденция, т.к. снижаются затраты, что позволяет сохранить прибыль. Но при этом необходимо проанализировать изменения качества продукта, спроса на нее и др. факторы. Уменьшение доли коммерческих расходов также связано с изменением учета транспортных услуг, оказываемых предприятием по доставке готовой продукции. В начале рассматриваемого периода счет за транспортные услуги выставлялся отдельно на фиксированную сумму за определенный тоннаж. Затем предприятие стало на коммерческие расходы относить только себестоимость перевозки продукции, что позволило уменьшить долю коммерческих расходов.

С уменьшением доли валовой прибыли соответственно снижаются и доли прибыли от продажи, прибыль до налогообложения и прибыль от обычной деятельности. Хотя необходимо рассмотреть влияние на них изменений других доходов и расходов.

Так, например, в 2007 г. у предприятия появляются проценты к уплате по долгосрочным обязательствам, хотя в балансе не отражается задолженность по долгосрочным кредитам и займам. Это может быть связно с тем, что предприятие не смогло вовремя погасить задолженность по краткосрочному кредиту и заключило договор о его пролонгации.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

На уменьшение прибыли повлияло также снижение доли прочих операционных и внереализационных доходов (строка 11,12 табл. 10), а также повышение внереализационных расходов. Однако, можно сказать, что увеличение внереализационных расходов к 2007 году компенсируется значительным снижением операционных расходов.

Увеличение показателя по стр. 14 характеризует долю прибыли, перечисляемой бюджет; рост этого показателя в динамике происходит, как правило, при увеличении ставок налогообложения. Это нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление. Данный показатель также влияет на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. На основании расчетов можно судить об уменьшении прибыли от обычной деятельности.

Следует также учитывать, что предприятие ведет свой учет по отгрузке товаров, а не по оплате. Следовательно, указанная величина прибыли не соответствует реальному ее значению, т.к. не известно все ли покупатели рассчитаются за полученную продукцию, и не возникнет ли дебиторская задолженность, которая со временем перейдет в разряд просроченной.

2.2. SWOT — анализ деятельности ИП Семенов С. А. («СладковЪ»)

Применим SWOT — анализ для установления основной стратегической цели деятельности торгового предприятия ИП Семенов С. А. («СладковЪ»).

Возможности: 5 — очень высокие, 4 — высокие, 3 — средние, 2 — низкие, 1 — очень низкие; угрозы: 5 — очень сильная, 4 — сильная, 3 — средняя, 2 — слабая, 1 — очень слабая. Сильные и слабые стороны: 5 — очень высокое значение, 4 — высокое, 3 — среднее, 2 -низкое, 1 — очень низкое.

Таблица 11. Карта SWOT деятельности

Рассчитаем общую оценку каждого из четырех параметров карты SWOT. Наибольшее влияние на деятельность исследуемого предприятия оказывают его внутренние слабые стороны (24 балла).

Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами деятельности ИП Семенов С. А. («СладковЪ») составим обобщающую матрицу SWOT.

Таблица 12. Обобщающая матрица SWOT

Перемножение факторов, представленных в карте SWOT, позволяет получить соответствующие значения в полях матрицы SWOT («Слабость и возможности», «Слабость и угрозы», «Сила и возможности», «Сила и угрозы»). Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направления развития коммерческой деятельности ИП Семенов С. А. («СладковЪ») и в рамках его выбор альтернативной стратегии развития магазинов либо их комбинации.

Результаты расчетов показали, что наибольшее значение было определено в поле «Слабость и возможности», следовательно, усилия деятельности магазинов должны быть направлены на минимизацию слабых сторон их деятельности. То есть целью деятельности должен стать рост объема продаж, который может быть достигнут, применив стратегию стабильности.

В таблице 13 укажем сильные и слабые стороны продаваемой предприятием продукции.

Таблица 13. Слабые и сильные стороны предприятия

Таблица 14. Анализ возможностей/ угроз и анализ сильных/ слабых сторон для ИП Семенов С. А. («СладковЪ»)

Средний балл по 10- бальной шкале 7,2 баллов.

Полученный средний балл 7,2 выше среднебального значения (5 баллов), следовательно, предприятие ИП Семенов С. А. («СладковЪ») имеет благоприятные возможности и прочные позиции на рынке.

2.3. Анализ конкурентоспособности торгового предприятия ИП Семенов С. А. («СладковЪ»)

Основными рынками сбыта товара являются Иваново, Москва, близлежащие области. В 2007 году произошло перераспределение доли в пользу Иваново, что объясняется близостью и знанием данного рынка сбыта.

Конкуренция на рынке на один и тот же продукт разворачивается, как правило, по цене и по качеству. Но в первую очередь, если речь идет о продуктах питания, необходимо ориентироваться на качество продукции. Качество – это и предпочтение покупателей, и успех на рынке, и как следствие высокая цена чему и соответствуют товары, продаваемые ИП Семенов С. А. («СладковЪ»).

Внутренняя среда предприятия ИП Семенов С. А. («СладковЪ») определяется также как и внешняя множеством факторов. Внутренние факторы формируются самим предприятием в процессе его деятельности.

Внешними факторами, оказывающими влияние, являются: 1) законы и постановления федеральной и местной власти, касающиеся деятельности малого предприятия; 2) работа предприятий-конкурентов; 3) поставка товаров. Одним из наиболее значительных факторов является работа предприятий-конкурентов, продающих однородные товары.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

К факторам внутренней среды можно отнести работу специалистов в магазине, общую оценку статей баланса финансово-хозяйст­венной деятельности предприятия ИП Семенов С. А. («СладковЪ»), платежеспособность и ликвидность предприятия.

К внутренним факторам производства (кроме вышеперечисленных) относят также организацию труда на предприятии.

Анализ деятельности конкурентов осуществляется: для выявления существующих и возможных товаров — конкурентов; определения настоящих и потенциальных конкурентов — производителей этих товаров: разработки прогнозов вероятной тактики и стратегии конкурентов. В результате анализа деятельности конкурентов фирма получает возможность понять, почему конкуренты действуют так, а не иначе, и выработать свою собственную стратегию.

Текущий спрос на продукты питания имеет зависимость с экономической ситуацией в стране. Это означает, что в условиях обостряющейся конкуренции магазинам будет все сложнее реализовывать свои товары. В таких условиях удержать долю рынка, а тем более расширить его чрезвычайно сложно даже для магазинов, обладающих высоким потенциалом. Поэтому правильный выбор маркетинговых стратегии и тактики становится фактором, определяющим рыночный успех предприятия ИП Семенов С. А. («СладковЪ»).

Определим характеристики и емкость рынка г. Иваново по продуктам питания:

Таблица 15. Оценочный лист перспективности рынка         

Таким образом, из табл. 15 можно сделать вывод что, при существующем положении на рынке товаров, предприятию ИП Семенов С. А. («СладковЪ») целесообразно выйти на этот рынок, но с некоторой долей риска. Но как показывает средняя оценка, возможность успеха на данном рынке все-таки есть, т. к. магазины имеют в своей продаже широкий ассортимент товаров высокого качества.

Кроме того, рынок товаров можно охарактеризовать следующим образом:

— Для продуктов питания характерна комплексность спроса, т. е. спрос на одни товары порождает спрос на другие.

— Спрос на товар сильно зависит от природно-климатических факторов, национальных и религиозных особенностей, обычаев, привычек, эстетических и психологических факторов. Эти факторы плохо измеряются, что затрудняет анализ рынка продуктов питания.

В силу того, что продукты питания стоят сравнительно дешево, их покупают значительно активно.

К внутренним факторам производства относят организацию труда в магазине. В магазине ИП Семенов С. А. («СладковЪ») внутреннее расписание следующее: Режим работы — 3 смены. Продолжительность рабочего дня — 7 часов. Продолжительность рабочей недели — 5 дней. Количество рабочих дней в году -314 дней. Работает магазин с 9.00 до 17.00 часов.

Проведем оценку маркетинговых возможностей предприятия ИП Семенов С. А. («СладковЪ»).

Рассмотрим план маркетинга для ИП Семенов С. А. («СладковЪ»), он может учитывать три вида целей: объем продаж, доля рынка и прибыльность.

Маркетинг направляет свою деятельность на создание спроса, и потому его целями являются: определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции, освоение рынков, распределение и доставка продукции потребителям и т. д.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Постановка целей маркетинга связана с детальным изучением спроса и предложения на товары, продаваемых на данный момент и на новую продукцию. Кроме того, должна быть тщательно изучена ситуация на уже освоенных предприятием рынках и на новых рынках.

Рынки состоят из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения и привычки. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка.

Продукты питания предназначены для самых разных групп потребителей, т.к. имеют большой ассортимент.

Условно потребителей можно разделить на три группы: трудоспособное население, пенсионеры, лица, не достигшие трудоспособного возраста.

В качестве оценок покупательских предпочтений для продуктов питания используются следующие показатели важности:

1) оперативность доставки;

2) культура обслуживания;

3) конкурентоспособность цен;

4)срок реализации;

5) качество продукции;

6) надежность и стабильность поставщика;

7) давние связи с поставщиком;

8) удобство способа оплаты продукции;

9) ассортимент;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

10) свежесть изделий;

11) внешний вид;

12) вкус и запах;

13) упаковка продукции.

В таблице 16 проведем сравнительный анализ экспертных оценок по продуктам питания, продаваемых двумя ведущими предприятиями города: ИП Семенов С. А. («СладковЪ») и «Главмаг».

Таблица 16. Экспертная оценка (в баллах) конкурентоспособности продуктов питания, продаваемых в ИП Семенов С. А. («СладковЪ») и «Главмаг»

Как видно из таблицы 16, конкурентные преимущества по своим качествам имеют кондитерские изделия, продаваемые ИП Семенов С. А. («СладковЪ»).

Проведем конкурентный анализ деятельности торговых предприятий на рынках г. Иваново и Ивановской области, где реализуются продукты питания, здесь уже работают следующие предприятия-конкуренты:

1) «Главмаг»

2) «Бимарт»

3) Столовые и кафе.

Представим основные характеристики конкурентов в таблице 17.

Таблица 17. Анализ конкурентов ИП Семенов С. А. («СладковЪ»)

Как видно из таблицы 17, основным конкурентом в плане цен нашему предприятию является «Главмаг». Однако, в силу большой разницы качества товара, потребительские предпочтения населения склонны к товарам ИП Семенов С. А. («СладковЪ»). В то же время такие производственные издержки ИП Семенов С. А. («СладковЪ») позволяют установить гораздо более доступные цены реализации своего товара, что будет выгодно отличать от вышеуказанного основного конкурента в ценовом отношении и выступать основным слагаемым конкурентоспособности по отношению к товарам конкурентов.

Анализ структуры товара и конкурентоспособности ИП Семенов С. А. («СладковЪ») позволяет сделать следующие выводы:

  1. Конкурентоспособность ИП Семенов С. А. («СладковЪ») низкая, примерно на 40% ниже российского уровня.
  2. В структуре оказываемых услуг по продаже продуктов примерно 20% объема товаров конкурентоспособны в г. Иваново.
  3. Для повышения конкурентоспособности ИП Семенов С. А. («СладковЪ») необходимо снимать с оказания услугу по платному сервису, повышать качество и другие показатели конкурентоспособности остальных услуг по продаже товара.

2.4. Совершенствование эффективности управления ИП Семенов С. А. («СладковЪ») на основе повышения конкурентоспособности предприятия

Мероприятия в области маркетинга

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

ИП Семенов С. А. («СладковЪ») предполагает использование следующих методов продвижения своей продукции:

1. Рекламная деятельность

1). Предприятие будет рекламировать все виды товаров с помощью рекламных листовок. Эти листовки имеют красивое оформление и информационный блок. Можно порекомендовать предприятию рекламу той продукции, которая не пользуется спросом, сосредоточив все усилия на рекламе только рентабельного ассортимента продукции.

2). Размещение рекламы в печатных изданиях, на телевидении. Но это является одним из самых дорогостоящих видов продвижения, и поэтому увеличение объема продаж за счет этого элемента комплекса маркетинга вряд ли сможет покрыть затраты, связанные с ним.

3). Кроме того, в настоящее время, очень эффективным способом размещения рекламы становится Интернет. Поэтому предприятию можно предложить создать свой баннер в сети Интернет. Это будет очень эффективно и не требует больших капитальных вложений.

2. Стимулирование сбыта

Скидки с цены товаров. При закупке определенного объема хлебобулочных изделий, а также постоянным оптовым покупателям потребителю должны предоставляться 10- процентные скидки.

3. Связь с общественностью.

ИП Семенов С. А. («СладковЪ») не сможет на первоначальном этапе использовать в качестве метода продвижения товара, т.к. эти мероприятия слишком дороги для нее. Безусловно, это предприятие в данный момент не имеет средств на спонсорство и благотворительные акции. Фирма сама не осуществляет презентации, конференции, симпозиумы опять же вследствие нехватки финансовых ресурсов.

Конечно, благоприятные отношения с общественностью играют важную роль для этой организации. Но мероприятия для их создания пока еще не могут быть профинансированы предприятием в желаемом объеме.

С помощью продвижения товары проталкивают на рынок, завоевывают покупателей, стимулируют сбыт. Мероприятия по стимулированию сбыта стоят не дешево, но без них не обойтись, а затраты, как правило, относятся к производственным затратам. Проблема данного предприятия состоит в том, что оно не знакомо с научными подходами коммуникационной политики, и зачастую его усилия не оправдываются, а затраты, вложенные в продвижение товаров, не окупаются. Организация знает, что нужно стимулировать сбыт, знает какими способами это надо делать, но не умеет правильно распределить методы продвижения во времени в зависимости от специфики и жизненного цикла своей продукции.

Кроме того, фирме необходимо осуществлять продвижение всех выпускаемых изделий зависимо от их жизненного цикла. Известно, что эффективность затрат по методам продвижения изделий на рынке различна на разных стадиях жизненного цикла. Поэтому фирма, для успешного сбыта своего товара, должна формировать стратегию продвижения, опираясь на эти научные выкладки.

Совершенствование стратегии ценообразования

Ценовая стратегия на предприятии

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

  1. Постановка задач ценообразования, определение целей ценовой стратегии
  2. Оценка ценовой эластичности спроса
  3. Определение издержек и их зависимости от объема производства
  4. Анализ цен и товаров конкурентов
  5. Выбор методов ценообразования
  6. Установление уровня окончательной цены

1. При формировании ценовой политики нужно определится с истинными целями фирмы, в том числе в области ценообразования.

Варианты целей:

  • Обеспечение выживаемости фирмы (краткосрочная цель). Применяется в условиях, если на рынке жесткая агрессивная конкуренция, большое количество производителей и продавцов или резко меняются потребности клиентов. Выживание важнее прибыли, цены ниже средне установленных.
  • Максимизация текущей прибыли (краткосрочная цель). Применяется, когда текущие финансовые показатели важнее долговременных: при расчете с кредиторами, накоплении первоначального капитала, при политике «снятие сливок».
  • Завоевание лидерства по показателю доля рынка (долговременная цель). Применяется, когда завоевание большой доли рынка позволяет рассчитывать на долговременные прибыли и низкие издержки в перспективе. Предполагает продажу продукции по невысоким ценам.
  • Завоевание лидерства по показателю качество товара (долговременная цель). Требует установления повышенной цены, покрывающей издержки на достижение высокого качества.

2. Определяется характер, тенденции и динамика спроса (жесткий, эластичный; краткосрочный, долгосрочный), зависимость между спросом и предложением, рассчитывается коэффициент ценовой эластичности спроса, анализируются условно-постоянные и условно-переменные затраты.

3. Анализируются возможности снижения издержек, а также тенденции изменении издержек в зависимости от изменения от рыночной конъюнктуры.

4. Зависит от вида конкуренции и состояния рынка. Проводится на постоянной основе через равные промежутки времени. При этом применяется анкетирование с целью определения оценки покупателями ценовой политики фирмы. Как правило, данный анализ проводится при рынке монополистической конкуренции.

5. При назначении цены учитывается три варианта:

  • Минимально возможная цена.

Определяется исходя из себестоимости.

  • Максимально возможная цена.

Определяется индивидуально, исходя из особенностей товара на аукционах и пробных продажах. В ее основе лежит наличие каких-то уникальных достоинств товара и уровень спроса на него.

  • Средняя цена.

Определяется на основе цен конкурентов и товаров заменителей.

Методы ценообразования в маркетинге:

1) установление цены на основе себестоимости (средние издержки + прибыль). Заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара, величина которой зависит от объема продаж, способа продвижения, региона реализации, скорости оборота и от вида товара.

2) обеспечение целевой прибыли (на основе анализа безубыточности). Данный метод ценообразования требует рассмотрения различных вариантов цен и их влияния на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли. В качестве ориентира целевой прибыли берется определенная сумма или процент на вложенный капитал. Предельными являются следующие пары чисел: высокая цена – минимальное количество продукции; низкая цена – очень большое количество продукции.

3) Установление цены на основе ощущаемой ценности товара (учитывает субъективное отношение покупателей к товару), попытка определить максимально высокую цену. Данный метод ценообразования относится к неценовым методам конкурентной борьбы, не учитывает издержек, а учитывает имидж фирмы и престиж товаров у потребителей. Применим для товаров престижной группы (деликатесы, предметы роскоши, украшения), а также для новых товаров при небольшом количестве конкурентов (эластичный характер спроса).

4) Установление цен по негласному соглашению между производителями (продавцами). Применяется в условиях малой эластичности спроса и олигополии.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

5) Установление цены на основе закрытых торгов. Обычно применяется в случае борьбы фирм за подряды. В подобной ситуации при назначении цены за базу берутся ожидаемые ценовые предложения конкурентов. При этом цена, как правило, ниже ожидаемых цен конкурентов. При этом она не может быть ниже себестоимости.

6. Окончательная цена устанавливается с учетом психологии восприятия потребителя (например, для товаров массового спроса используется тактика некруглых цен). Осуществляется проверка окончательной цены на соответствие ценовой политики фирмы. Учет реакции посредников, конкурентов, органов государственной власти и поставщиков на предполагаемую цену.

В целях стимулирования сбыта в некоторых случаях практикуется установление цен ниже прейскурантных, а иногда и ниже себестоимости в целях стимулирования сбыта. Это происходит в следующих случаях:

  • При распродаже устаревших модификаций товара;
  • В расчете на покупку других товаров фирмы с обычными наценками в тех же местах продажи;
  • При скидках в случае оплаты наличными;
  • При внедрении товара на рынок.

Расчет экономической эффективности мероприятий

Имея динамический ряд по товарообороту за предшествующие годы, следует выявить основную тенденцию товарооборота за достаточно длительный период времени и определить, как может развиваться в дальнейшем товарооборот, т. е. рассчитать прогноз общего объема товарооборота при сложившихся темпах роста. Такой расчет называется экстраполяцией и используется при прогнозировании товарооборота. Прежде чем производить расчеты по экстраполяции, необходимо наиболее точно определить общую тенденцию развития товарооборота математически через какое-либо уравнение:

прямой (если он растет равномерно) или кривой типа параболы второго порядка (если товарооборот растет с некоторым ускорением) и т. д.

Уравнение прямой выражается: Yt =a0 +a1 *t

Для нахождения параметров уравнения прямой решают следующую систему уравнений:

n*a0+∑t*a1=∑y

{ ∑t*a0+∑t*a1=∑y*t

n-число лет,

y- фактический объем товарооборота.

Таблица 18. Объем продаж по месяцам за 2008 год

Для выполнения общей тенденции развития в данном ряду динамики произведем сглаживание ряда с помощью скользящей средней (применив 5-ти членную среднюю); произведем аналитическое выравнивание ряда динамики по прямой линии. Составим таблицу с расчетами:

Таблица 19. Вспомогательная расчетная таблица

n*a0+∑t*a1 =∑y

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

{

∑t*a0 +∑t2*a1 =∑y*t

{ 11*а0 +66*а1 =6957

66*а0+110*а1 =44325

а0 =632,5

{ а1 =23,7

y=a0 +a1 *t

y=632,5+23,7*t

Так как а1 ›0, следовательно за данных 11 месяцев происходил постепенный рост объема реализованной продукции в среднем на 23,7 тыс. руб. в месяц.

Спрогнозируем товарооборот на декабрь 2009 года: у=1035,4 тыс. руб.

Зная показатель потенциала предприятия с помощью матрицы Мак-Кинси, определяем направление стратегии развития предприятия. В нашем случае – это центральный квадрант матрицы (средний потенциал предприятия и средняя привлекательность рынка) – Избирательность.

Перспектива развития ИП Семенов С. А. («СладковЪ») должна быть направлена на:

  • Расширение основной номенклатуры товара с учетом спроса потребителей.
  • Совершенствование торговли за счет автоматизации управления, технологического перевооружения и специализации подразделений.

Заключение

В нашей стране, в условиях рыночных отношении, предприниматели имеют равные права и возможности, но не все используют их в полной мере.

В данной работе приведены результаты исследования конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

«Любите клиента, а не товар» — писал Ф. Котлер. Обеспечение прибыльного сбыта требует напряженных коммерческих усилий и мер стимулирования.

Значение каждого конкурентного преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее.

Для оценки конкурентоспособности фирмы сначала необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода. Тогда анализ можно называть системным.

Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики в настоящее время не решается. В промышленно развитых странах действуют различные методики оценки конкурентоспособности фирм и компаний. Эти методики носят не описательный, а конкретно-экономический, количественный характер.

Конкурентоспособность анализируемого объекта (товара, услуги) желательно измерять количественно, что позволит управлять ее уровнем. Для измерения конкурентоспособности анализируемого объекта необходима качественная информация, характеризующая 1) полезный эффект данного объекта и конкурирующих объектов за нормативный срок их службы, 2) совокупные затраты за жизненный цикл объектов.

По результатам исследования предложены следующие направления для ликвидации недостатков в деятельности ИП Семенов С. А. («СладковЪ»), и соответственно уступок конкурентам, с целью обеспечения выгодного положения на рынке в условиях высокой конкуренции:

— пересмотр ценовой и ассортиментной политики;

— улучшение показателя качества обслуживания покупателей;

— выбор политики «подсматривания» за конкурентами (смена поставщиков);

— повышения уровня рекламы.

Умение приспосабливаться к требованиям потребителей, знание рынка, спроса, вкусов и желаний потребителей, формирование спроса и предложений, организация рекламы и других мероприятий стимулирования сбыта — вот перечисленные требования, которые должен учитывать владелец предприятия. Тот руководитель, который может полностью выполнить все эти требования, который может довести все показатели до самой высокой оценки, будет более конкурентоспособен, обеспечив своему предприятию более выгодное положение на рынке, с большей выгодой для себя.

При оценке комплексного показателя следует вывод о том, что конкурентный потенциал ИП Семенов С. А. («СладковЪ») средний, причем производственный потенциал находится на высоком уровне, это характеризует предприятие с хорошей стороны. Общее управление и маркетинг находятся примерно на одном уровне: маркетинговая политика в системе сервиса, распределения, продвижения услуг, сбыта, рекламы проводится на предприятии на высоком уровне высококвалифицированным специалистом – маркетологом. Особое внимание необходимо уделить развитию этих трех компонентов.

Так как а1 ›0, следовательно за 11 месяцев 2008 года происходил постепенный рост объема реализованной продукции в среднем на 23,7 тыс. руб. в месяц.

Прогноз товарооборота ИП Семенов С. А. («СладковЪ») на декабрь 2009 года:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

у=1035,4 тыс. руб.

Перспектива эффективного управления ИП Семенов С. А. («СладковЪ») должна быть направлена на:

  • Расширение основной номенклатуры товара с учетом спроса потребителей.
  • Совершенствование торговли за счет автоматизации управления, технологического перевооружения и специализации подразделений.

Список использованных источников

1. Аванесов, Ю. А. [Текст] Основы коммерции на рынке товаров и услуг. М.: «Маркетинг». 2003. – 321 с.
2. Аникеев, С. Н. [Текст] Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга». М.: Фолиум, 2002. – 438 с.
3. Аниськова, О. [Текст] Разработка стратегии деятельности предприятия торговли. // Маркетинг -2003-№3. – 532 с.
4. Багиев, Г.Л. [Текст] Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. Москва. 2001. – 297 с.
5. Баклин, Луис. [Текст] Стратегия розничной торговли и классификация потребительских товаров. Классика маркетинга / Сост.: Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Моква.— СПб.: Питер, 2001. – 431 с.
6. Батра, Раджив, Майерс Джон Дж., Аакер Дэвид А. [Текст] Рекламный менеджмент /Пер. с англ.— 5-е изд.— М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 266 с.
7. Бейкер, Майкл Дж. [Текст] Маркетинг — философия или функция. Маркетинг. /Под ред. М. Бейкер.— СПб.: Питер, 2002. – 276 с.
8. Буймова, Д. [Текст] Библия мерчандайзинга. Полезная теория в искусстве продаж//Маркетолог.— 2001.— № 6. – 318 с.
9. Ван Ватершут, У. [Текст] Маркетинг- микс. Маркетинг./Под ред. М. Бейкера.— СПб.: Питер, 2002. – 419 с.
10. Вебстер, Ф. [Текст] Изменение роли маркетинга в корпорации. Классика маркетинга./Сост.: Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Моква.— СПб.: Питер. 2001. – 521 с.
11. Волков, Ю. [Текст] Мегchandising on-linе: новый подход к древнему ремеслу//Витрина.— 2001.— № 9. – 27 с.
12. Гаджинский, А. М. [Текст] Основы логистики. — М.: ИВЦ «Маркетинг». 2003. – 399 с.
13. Гальперпн, С.Н. [Текст] Анатомия и физиология человека.— М.: Высшая школа, 1969. – 487 с.
14. Гермогенова, Л.Ю. [Текст] Как сделать рекламу магазина.— М.: РусПартнер Лтд, 1994. – 385 с.
15. Гиссин, В.И. [Текст] Управление качеством продукции: Учебн. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 363 с.
16. Гличев, А.В. [Текст] Основы управления качеством продукции. – М.: Издательство стандартов, 1998. – 522 с.
17. Говард, Д., Шет, Дж. [Текст] Теория поведения покупателя. Классика маркетинга. /Сост.: Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Моква.— СПб.: Питер, 2001. – 306 с.
18. Голубков, Е.П. [Текст] Маркетинг: стратегия, планы, структуры. Москва: Дело, 2000. – 344 с.
19. Гордон, Я. [Текст] Маркетинг партнерских отношений./Пер. с англ.; под ред. О.А. Третьяк.— СПб.: Питер, 2001. – 451 с.
20. Градов, А.П. [Текст] Организационная структура и функции службы маркетинга предприятия. /Учебное пособие; СПб., 1999. – 86 с.
21. Джоббер, Д. [Текст] Принципы и практика маркетинга: Учебное пособие./ Пер. с англ.— М.: Издательский дом «Вильямс». 2000. – 299 с.
22. Дихтль, Е., Хершген, Х. [Текст] Практический маркетинг: Учебное пособие/ Пер. с нем. А.М. Макарова. /Под ред. И.С. Минько. М.: Высшая школа. 2002. – 399 с.
23. Дорошев, В. И. [Текст] Введение в теорию маркетинга. Москва 2000. – 399 с.
24. Друкер, П. Котлер, Ф./Под общ. ред. Е.М. Пеньковой. [Текст] Основы маркетинга. Москва: Прогресс. 2002. – 531 с.
25. Залманова, М. Е. [Текст] Логистика. — Саратов, СГТУ, 2005. – 375 с.
26. Ильенкова, С.Д. и др. [Текст] Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 296 с.
27. Канаян, Кира и Рубен. [Текст] Мерчандайзинг.— М.: РИП- холдинг, 2001. – 388 с.
28. Качалов, И.В. [Текст] Влияние упаковки и торговой марки товара на выбор потребителя.//Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998.— № 6 (18). – 377 с.
29. Котлер, Ф. [Текст] Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок./Под ред. Б.А. Соловьева. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 388 с.
30. Котлер, Ф. [Текст] Маркетинг и менеджмент.— СПб.: Питер Ком, 1999.
31. Котлер, Ф. [Текст] Основы маркетинга. Москва: Прогресс, 1999. – 365 с.
32. Ламбен, Жан-Жак. [Текст] Стратегический маркетинг. Европейская инициатива. СПб.: Наука, 2003. – 418 с.
33. Леви, М., Вейтц, Б.А. [Текст] Основы розничной торговли/Пер. с англ.; Под ред. Ю.Н. Каптуревского.— СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 299 с.
34. Лоусон, Р. [Текст] Поведение потребителей. Маркетинг./Под ред. М. Бейкера. 2002. – 476 с.
35. [Текст] Маркетинг/Под ред. М. Бейкера.— СПб.: Питер, 2002. – 399 с.
36. Маркин, Р. [Текст] Управление розничной торговлей.— М.: Экономика, 1980. – 288 с.
37. [Текст] Мерчандайзинг: Управление розничными продажами.— М.: Издательство Жигулевского (ООО «Бизнес ту Бизнес Продакшн Групп «Би Би-Пи-джи»), 2002. – 374 с.
38. Мишин, В.М. [Текст] Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 428 с.
39. Николаева, М.А. [Текст] Маркетинг товаров и услуг.— М.: Деловая литература. 2001. – 543 с.
40. Новиков, О.А., Уваров С.А. [Текст] Коммерческая логистика СПБУЭФ. 2002. – 421 с.
41. Окрепилов, В.В. [Текст] Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: Экономика, 1998. – 348 с.
42. Панкратов Ю. В. [Текст] Коммерческая деятельность. М.: Экономика. 2001. – 374 с.
43. Парамонова, Т.Н. [Текст] Маркетинг в розничном торговом предприятии.— М.: МГУК, 2002. – 372 с.
44. Промышленная логистика / Под ред. профессора Б.А. Аникина. [Текст] СПб., «Политехника». 2001. – 473 с.
45. Психология ощущений и восприятия, изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. Ю.Б. [Текст] Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской.— М.: ЧеРо, 1999. – 312 с.
46. Рамазанов, И.А. [Текст] Мерчандайзинг в торговом бизнесе: Учебное пособие.— М.: Издательский дом «деловая литература», 2002. – 386 с.
47. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. 2-е изд. /Под общ. ред. проф. Брагина Л. А. М.: «ИНФРА-М», 2000. – 388с.
48. Торговое дело. Учебник. / Под ред. Брагина Л. А.,М.: ИНФРА-М, 2002. – 653 с.
49. Транспортная логистика. — М.: Бранусс, 1996. – 529 с.
50. Управление качеством продукции. Справочник. – М.: Издательство стандартов, 2004. – 387 с.
51. Уэллс, У., Бернетл, Дж., Мориарти, С. [Текст] Реклама: принципы и практика.— СПб.: Питер. 2000. – 476 с.
52. Щур, Д. П. [Текст] Основы торговли. Оптовая торговля. Настольная книга. М.: «Прогресс». 2003. – 522 с.
53. Энджел, Дж. Ф., Блекуэлл, Р.Д., Миниард, П. У. [Текст] Поведение потребителей.— СПб.: Питер Ком. 2000. – 632 с.
54. Юрчук, В.В. [Текст] Современный словарь по психологии.— Мн.: Элайда. 2000. – 373 с.
55. Яшин, С.А. [Текст] Как товар выложишь, так и продашь//Лег Пром Бизнес.— 2000.— № 3 (17). – 84 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1093

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке