Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Разработка единой энергетической политики ЕС»

Вопрос обеспечения энергетической безопасности является основополагающим для каждого государства. Европейский союз, экономическое и политическое объединение 28 стран, не исключение. Несмотря на наличие успешной и координированной политики по многим направлениям, среди стран ЕС не существует общего видения касательно вопроса обеспечения энергетической безопасности.

Написание диплома за 10 дней

Оглавление

Введение

1. Становление европейской энергетической архитектуры

1.1 Теоретические подходы к рассмотрению энергобезопасности

1.2 Эволюция энергетической политики ЕС

1.3 Основные характеристики европейской энергосистемы

2. Формирование единой энергетической политики ЕС

2.1 Предпосылки создания энергетического союза ЕС

2.2 Моделирование ситуации введения единой закупочной цены на газ

2.3 Институциональный анализ вариантов проведения единой энергетической политики ЕС

3. Потенциал энергетического сотрудничества стран ЕС и формирования единой энергетической политики

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

3.1 Институциональный фактор, препятствующий формированию единой энергетической политики ЕС

3.2 Перспективы единой энергетической политики ЕС в вопросе решения энергетической безопасности

3.3 Характеристика торговых отношений с Россией и перспективы дальнейшего взаимодействия. Варианты диверсификации поставок

Заключение

Список литературы

Введение

Вопрос обеспечения энергетической безопасности является основополагающим для каждого государства. Европейский союз, экономическое и политическое объединение 28 стран, не исключение. Несмотря на наличие успешной и координированной политики по многим направлениям, среди стран ЕС не существует общего видения касательно вопроса обеспечения энергетической безопасности. Энергобаланс стран-участниц отличается своим многообразием, страны отдают приоритет различным видам энергоносителей. Несмотря на долгую историю существования ЕС, наднациональная составляющая в области проведения энергетической политики все еще достаточно слаба. На общеевропейском уровне разрабатываются общие цели и стратегии, однако в их осуществлении отсутствует координация. Таким образом, несмотря на то, что Европейский союз устанавливает единые правила в энергетической сфере на уровне Союза, на практике существует 28 национальных нормативно-правовых рамок.

Территория Евросоюза обладает относительно скудными запасами природных ресурсов, вследствие чего ЕС не в состоянии обеспечить свой внутренний спрос на энергию. Все это привело к тому, что на сегодняшний день ЕС импортирует около 53% потребляемой энергии. Энергоносители также составляют 1/5 всего импорта. Основным поставщиком энергоресурсов является Россия. В связи с этим, возникает общая для всего Евросоюза проблема зависимости от импорта. Сложившаяся ситуация усугубляется неопределенной политической обстановкой на Украине — транзитной стране. Украинский кризис наложил свой отпечаток на торгово-экономические отношения ЕС и России, ставя под угрозу как стабильность поставок, так и позитивный характер будущего взаимодействия. В связи с этим вопрос о диверсификации поставок вышел на новый уровень.

Таким образом, вопрос преодоления зависимости ЕС от импорта энергоносителей является довольно актуальным в рамках текущей экономической и политической обстановки. Исход сложившейся ситуации способен оказать значительное влияние как на энергетическую безопасность ЕС, так и на торговые отношения с Россией.

Целью моей работы является определение целесообразности разработки единой энергетической политики ЕС в области гармонизации закупочной цены на газ и устранения зависимости от импорта энергоносителей. Для этого мне необходимо выполнить ряд задач:

·        Определить основные этапы эволюции энергетической политики ЕС

·        Выявить текущие тенденции на рынке энергоресурсов

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

·        Провести сравнительный анализ сценариев развития энергетической отрасли ЕС до и после введения единой закупочной цены, обосновать выбранный вариант кооперации

·        Сделать вывод о целесообразности формирования единой политики ЕС и оценить перспективы преодоления зависимости от импорта энергоносителей

·        Дать оценку характеру торговых отношений с Россией и перспективам дальнейшего взаимодействия

В основе моей работы лежит следующая гипотеза. Для обеспечения энергобезопасности странам ЕС целесообразно участвовать в координированной политике по созданию единой системы закупочных цен на газ.

Объектом моей работы является энергетическая политика ЕС. Предмет — единая политика ЕС, направленная на преодоление энергетической зависимости. В своей работе под единой политикой ЕС я буду понимать широко обсуждаемую инициативу создания Энергетического союза ЕС. Этот амбициозный проект предполагает создание долгосрочного плана европейской энергетической и климатической политики, в том числе решающий проблему закупки природного газа путем стабилизации закупочной цены на газ.

Моя работа состоит из трех глав. Первая глава раскроет понятие «энергетическая безопасность» и основные теоретические подходы к его изучению. В содержание первой главы также входит описание эволюции энергетической политики ЕС и характеристика ее основных этапов, а также анализ текущего состояния энергетической системы ЕС. Вторая глава содержит предпосылки образования Энергетического союза и проверку целесообразности введения единых закупочных цен, а именно: сравнительный анализ двух сценариев с построением прогноза цен на газ, а также обоснование наиболее целесообразного варианта кооперации. В третьей главе я оценю потенциал энергетического сотрудничества стран ЕС и формирования единой энергетической политики.

Работа содержит такие методы исследования, как анализ монографий и статей, экономико-статистический анализ, институциональный анализ, классификация информации.

В своей работе я буду использовать следующие источники:

Нормативные и правовые положения («Основы стратегии устойчивого Энергетического Союза с перспективной политикой в области изменения климата»), стратегии, принятые на общеевропейском уровне (Стратегия ЕС 2030). Теоретические подходы к проблеме энергобезопасности, а именно неореализм и неолиберализм, рассматриваются в работах таких авторов, как Д. Моран и Д. Рассел, а также А. Брессан. Доклады международных организаций и энергетических компаний (Например, IEA и BP) содержат информацию о состоянии энергетической системы ЕС и ее основные характеристики, состоянии внутреннего рынка ЕС. Научные статьи отечественных авторов, таких как В.Н. Зуев, А.В. Деденкулов, а также А.Д. Хайтун посвящены изучению энергетической политики ЕС, европейского газового рынка и торговых отношений ЕС и России. Ряд зарубежных изданий, например, статьи специалистов Оксфордского Института энергетических исследований (Д. Бьюкен, А. Оноре), рассматривают вопрос создания единой энергетической политики и перспективы Энергетического союза.

энергетическая политика европейский союз

1. Становление европейской энергетической архитектуры

В первой главе работы будет раскрыт процесс становления европейской энергетической архитектуры, а именно эволюция европейской энергетической политики и текущие объективные характеристики энергетической системы. Но для начала я дам определение и рассмотрю теоретические подходы к основополагающему понятию данной работы — энергетическая безопасность.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

 

1.1 Теоретические подходы к рассмотрению энергобезопасности

Обеспечение энергобезопасности является одной из первостепенных задач государства. Она осуществляется посредством проведения грамотной энергетической политики.

Энергетическая политика — это комплекс проводимых правительством стратегий и программ, направленных на обеспечение энергетической безопасности государства.

Энергетическая безопасность — это надежный доступ граждан, государства и экономических агентов к энергоресурсам. Является составляющей национальной безопасности.

Говоря о рисках для энергетической безопасности стран, можно выделить пять основных групп:

·        Физические

Невозобновляемость природных ресурсов

·        Экономические

Соотношение спроса и предложение, нестабильные цены

·        Политические

Угроза терроризма, прекращение транзита

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

·        Социальные

Обеспечение равного доступа к энергоресурсам

·        Экологические

Ухудшение экологической обстановки, в силу вредных выбросов в атмосферу, аварий и так далее.

Прежде чем перейти к рассмотрению энергетической политики и энергетической системы на европейском континенте, необходимо определить основные подходы к рассмотрению энергетической безопасности. К ним относятся неореализм и неолиберализм. Тема энергобезопасности рассматривается в таки работах, как «Energy security and global politics: The militarization of resource management» Д. Морана и Д. Рассела и «The future of producer-consumer cooperation: A policy perspective» А. Брессана. Основные предпосылки этих подходов описаны в статье К.В. Трачук.

Итак, согласно сторонникам неореализма, энергетические рынки — это конкурентная территория, где борьба за доступ к определенным ресурсам может привести к серьезным конфликтам заинтересованных сторон. Особой популярностью данный подход пользовался во времена холодной войны. В то же время, представители другой школы, неолиберализма, в своих суждениях подчеркивают роль международного сотрудничества и глобального рынка.

Наибольшего внимания заслуживают работы Д. Морана, Д. Рассела и М. Клэра, раскрывающие понятие энергетическая безопасность с точки зрения неореалистов. По их мнению, ограниченный доступ к энергоресурсам и возрастающая зависимость экономик стран от нефти и газа являются важнейшими вызовами современного общества. В рамках этой теории была выработана концепция «ресурсного национализма», которая заключается в усилении роли государства в энергетической отрасли. Как правило, данная ситуация характерна для стран-экспортеров энергоресурсов. В связи с этим, на мировом рынке энергоресурсов возрастает роль компаний, находящихся под контролем государства, что влечет за собой возможность принятия тех или иных решений под воздействием политических, а не экономических факторов. «Если в 1978 г. международные компании с преобладанием частного капитала контролировали 70% нефтегазовых запасов, то теперь их доля сократилась до 20%. Более двух третей доказанных традиционных запасов контролируют государственные компании. Это явление в своей статье газета Financial Times обозначила как появление новых «Семи сестер» (в том числе Saudi Aramco (Саудовская Аравия), Газпром (Россия), CNPC (Китай), PDVSA (Венесуэла) и др.)».

Таким образом, с точки зрения неореалистов, на мировом энергетическом рынке ключевую роль играют государства, соперничающие между собой за доступ к энергоресурсам.

Абсолютно иного мнения придерживаются представители неолиберальной школы, согласно которым, глобальные рынки энергоресурсов являются своего рода площадкой для взаимодействия стран экспортеров и импортеров. Кроме того, весомую роль в этом взаимодействии играют формальные и неформальные институты, определяющие «правила игры» в обществе.

А. Брессан, представитель неолиберального подхода, выдвинул предположение о заинтересованности в кооперации стран-экспортеров и стран-импортеров энергоресурсов, причем этот процесс сопровождается усилением либерализации рынков с одной стороны, и усилением роли государства — с другой. Данная теория может быть применима в контексте кооперации стран ЕС как крупных импортеров нефти и газа.

Однако все более и более популярным становится третий подход к рассмотрению вопроса энергетической безопасности, а именно, конструктивизм, который рассматривает влияние различных факторов на проведение энергетической политики государства.

Энергетическая безопасность рассматривается с точки зрения концепции «секьюритизации», разработанной Копенгагенской школой (Б. Бузан и О. Вевер), согласно которой проведение мер в области энергетической безопасности является реакцией на внешние факторы. Так, например, эволюцию сотрудничества стран ЕС в энергетической сфере профессор К. Курзе характеризует как реакцию на применение Россией «энергетического оружия» и усиление зависимости от российского импорта.

Итак, проанализировав основные теоретические подходы к рассмотрению проблемы энергетической безопасности, я пришла к выводу, что исследование проведения единой энергетической политики ЕС в целях обеспечения энергобезопасности следует рассматривать через призму всех этих подходов, так как это позволит составить более полную картину происходящего.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Можно выделить следующие положения, отражающие идеи приведенных мною теоретических подходов к рассмотрению вопроса энергетической безопасности в ЕС:

·        Создание единой энергетической политики является необратимым процессом политической и экономической интеграции европейского региона.

·        Странам ЕС выгодна кооперация по принципу стран-импортеров

·        Существуют факторы, влияющие на проведение энергетической политики ЕС в целом, усиливающие ее наднациональную составляющую.

·        Государства европейского региона, в силу принадлежности к группе стран-импортеров, имеют общие интересы и цели.

Таким образом, подход к рассмотрению энергобезопасности является важным этапом моей работы, так как это понятие лежит в основе проводимой государством энергетической политики. Обеспечение энергетической безопасности Евросоюза является важнейшей прерогативой европейских стран, особенно, принимая во внимания последние события на политической арене, такие как украинский кризис. И действительно, на данный момент энергетическая безопасность Европы находится под угрозой. На мой взгляд, виной тому являются проводимая странами ЕС энергетическая политика и сложившаяся энергосистема, которые я детально рассмотрю в следующих пунктах главы.

1.2 Эволюция энергетической политики ЕС

Проводимая ЕС энергетическая политика — это меры, по обеспечению энергетической безопасности. Характер взаимодействия европейских стран и проводимой энергетической политики менялся на протяжении всей истории Евросоюза. По мнению В.Н. Зуева, за этот период можно четко проследить тенденцию к усилению наднациональной составляющей энергетической политики ЕС.

История европейской интеграции берет свое начало с образования Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 году. Уже тогда стали зарождаться первые шаги к становлению единой энергетической политики, регулирование энергетической сферы становилось все более многогранным.

Эволюционный путь энергетической политики ЕС целесообразно рассматривать по периодам, представленным в статье «Евросоюз: эволюция приоритетов энергетической политики» А. Деденкулова, который условно поделил путь формирования энергетической политики ЕС на 5 этапов, а именно:

·        Первый этап: первичное законодательство в области общего рынка

·        Второй этап: вторичное законодательство в области общего рынка

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

·        Третий этап: позитивная интеграция и инфраструктурный приоритет

·        Четвёртый этап: новая энергетическая парадигма и экологический приоритет

·        Пятый этап: акцент на имплементацию, безопасность энергоснабжения и «внешнее измерение”

Согласно автору, на каждом этапе доминируют разные приоритеты, определяющие дальнейших характер развития энергетической политики ЕС.

Начало первого этапа было ознаменовано созданием первичного законодательства в области общего энергетического рынка, а именно учреждением ЕОУС в 1951 году и Евратома (Европейского агентства по атомной энергии) в 1957 году. Эти соглашения заложили фундамент для дальнейшего взаимодействия европейских стран по вопросам проведения энергетической политики. Весомую роль сыграл Римский договор о европейском экономическом сообществе, положения которого распространялись и на энергетику. Однако лишь на Парижском саммите ЕС в 1972 году были сформированы первые принципы энергобезопасности, а также задано основное направление Энергетической политики ЕС — «обеспечение надёжного и бесперебойного энергоснабжения на приемлемых экономических условиях».

В 1980-х годах берет начало второй этап эволюции энергетической политики ЕС, который характеризуется проведением ряда законодательных инициатив по либерализации с целью создания единого европейского энергетического рынка. Были приняты такие документы, как Единый европейский акт (1986 г.), «Внутренний энергетический рынок» (1988 г.). Активизировалась деятельность Европейской комиссии.

Однако лишь в 1990-х годах законодательная база стала подкрепляться необходимой для функционирования энергетического рынка инфраструктурой, что и стало началом третьего этапа. В 1992 году был принят Маастрихтский договор (договор о создании ЕС), внесший огромный вклад в развитие инфраструктурного трека. Осознавая необходимость проведения дальнейших действий по развитию интеграции энергетических рынков, Еврокомиссия приняла Первую электроэнергетическую директиву (1996 г.) и Первую газовую директиву (1998 г.). Успехи Маастрихтского договора были развиты саммитом ЕС в Хэмптон-Корт в октябре 2005 г., по итогам которого начался процесс упразднения технических барьеров и развития инфраструктуры.

Саммит в Хэмптон-Корт, а далее, создание Зеленой книги (2006 г.) положили начало новому этапу истории энергетической политики ЕС. На четвертом этапе была выработана новая энергетическая парадигма, включающая в себя такие аспекты, как устойчивое развитие, конкуренция и безопасность поставок. В энергетической политике ЕС, помимо уже существующего инфраструктурного, появился новый экологический приоритет, который усилился после присоединения ЕС к Киотскому протоколу в 2005 году. Стали проводиться меры по энергосбережению и обеспечению большей энергоэффективности, началось активное развитие ВИЭ. Еврокомиссия начала реализовывать энергетические стратегии на уровне ЕС, например, Стратегия ЕС «20-20-20».

Пятый этап сдвинул акценты на такие проблемы, как безопасность энергоснабжения и надежность поставок. Это может быть связано с входом в состав ЕС ряда стран восточноевропейского блока, испытывающих серьезные проблемы с энергобезопасностью. «Будучи сильно зависимыми от ограниченного круга поставщиков, эти страны, преодолевшие болезненную трансформацию социально-экономической и политической модели развития, на момент вступления в ЕС оказались лишёнными необходимых финансовых ресурсов для обеспечения энергобезопасности в рамках предлагаемой ЕК парадигмы». Перед Европейской комиссией возникли новые вызовы, которые было необходимо решать на общеевропейском уровне. Например, в 2010 году был принят Третий энергопакет, ставший некой базой для развития регулирование европейского газового рынка.

Энергетическая политика ЕС стала включать в себя множество различных аспектов, таких как развитие инфраструктуры, экология и энергоэффективность, надежность поставок и так далее. Для наглядности, я приведу основные положения Энергетической стратегии 2030:

Цели:

·        Сокращение выбросов парникового газа на 40% по сравнению с уровнем 1990 г.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

·        Достижение не менее 27% доли возобновляемых ресурсов в потреблении энергии.

·        Увеличение экономии энергоресурсов не менее чем на 27% по сравнению с текущим сценарием.

Для достижения данных целей, Европейская комиссия намерена:

·        Реформировать Европейскую систему торговли квотами

·        Ввести новые индикаторы для конкурентоспособности и безопасности энергетической системы, такие как диверсификация поставок, межсистемные связи между странами ЕС и т.д.

·        Создать новую систему управления на основе национальных планов конкурентоспособности, безопасности и устойчивой энергетики. Это приведет к повышению прозрачности, укреплению политической сплоченности и улучшению координации в рамках ЕС.

Таким образом, энергетическая политика ЕС развивалась по трем основным направлениям: расширение внутреннего энергетического рынка (IEM), проведение климатической политики и обеспечение энергетической безопасности. Однако важным моментом является то, что эти направления не проводятся в рамках единого энергетического курса. В итоге, сложилась ситуация, когда Европейский союз устанавливает единые правила в энергетической сфере на уровне Союза, однако на практике существует 28 национальных нормативно-правовых рамок. Решение поставленных Стратегией 2030 задач и обеспечение энергобезопасности в целом требуют принятия решений и проведения стратегий на уровне ЕС. И действительно, на протяжении всей истории существования ЕС можно проследить тренд усиления наднациональной составляющей. Согласно В.Н. Зуеву, наднациональные формы регулирования являются необходимым условием успешного проведения межгосударственного регулирования в той или иной области. .

В продолжение же классификации А.В. Деденкулова, я хотела бы выделить шестой этап, а именно создание Энергетического союза ЕС.25 февраля 2015 года Европейская комиссия утвердила «Основы стратегии устойчивого Энергетического Союза с перспективной политикой в области изменения климата». Публикация этой стратегии дала новый импульс созданию предпосылок перехода к низкоуглеродной, безопасной и конкурентоспособной экономике. Большие надежды возлагаются также на решение газового вопроса, а именно разработка единой системы закупок природного газа, цены на который разнятся по направлениям восток-запад. «Предложение заключается в объединении систем Западной и Восточной Европы и создании единой системы закупок. Считается, что это позволит договариваться о выгодных ценах. Председатель Европейского совета Дональд Туск говорит, что эта система сэкономит Евросоюзу 41 млрд евро в год. »

Таким образом, формирование единой энергетической политики — это долговременный процесс, в котором явно прослеживается тренд на усиление наднациональной составляющей и роли Союза в создании и регулировании общего энергетического рынка ЕС.

1.3 Основные характеристики европейской энергосистемы

Предыдущий пункт главы был посвящен рассмотрению процесса эволюции энергетической политики ЕС. На протяжении всего существования Европейского союза можно проследить тренд на усиление наднациональной составляющей. Энергетическая политика становилась все более многогранной и стала включать в себя все больше приоритетных направлений, последнее из которых — обеспечение надежности поставок и энергетической безопасности всех стран Союза. В особенности это касается импорта природного газа. Тем не менее, для построения более полной картины европейской энергетической архитектуры на современной этапе, целесообразно перейти к рассмотрению основных характеристик европейской энергетической системы.

Европейская энергосистема включает в себя множество различных направлений развития:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

·        развитие ВИЭ и атомной энергетики

·        уменьшение доли ископаемых энергоресурсов

·        повышение энергоэффективности

·        создание единого энергетического рынка

В целом, энергетическая система ЕС разнообразна и неоднородна. Страны-члены отдают предпочтение развитию разных видов энергии — от возобновляемых источников энергии до атомной энергетики. Эти, с первого взгляда, разногласия в приоритетах, имеют большой потенциал для формирования интегрированного энергетического рынка, где АЭС в одной стране дополняют ГЭС в другой.

Рассмотрим основные характеристики энергетической системы ЕС, которые позволят сделать вывод о ее текущем состоянии.

·        Производство первичной энергии

По данным на 2013 год производство первичной энергии в ЕС-28 составило 790 млн. тонн нефтяного эквивалента (тнэ). Из них самый высокий уровень производства среди стран-членов ЕС был зафиксирован во Франции (17.1 %), за ней следуют Германия (15,3 %) и Великобритания (13.9 %) . Причем, за последние 10 лет, можно наблюдать снижение производства первичной энергии на 150 млн. тнэ по сравнению с 2003 годом. Во многом данные показатели были достигнуты за счет проведения политики повышения энергоэффективности, которая играет важную роль в разрешении вопроса зависимости от импорта. Подсчитано, что экономия энергии на 1% сокращает объемы импорта газа на 2,6%.

·        Общее энергопотребление

График 1. Динамика индексов общего энергопотребления, потребления природного газа, угля и ВИЭ, 2010 — 2014 гг (уровень 2010 года = 100%)

Источник: Евростат, BP Statistical Review 2015

Если принять 2010 год за 100%, можно заметить значительный рост доли ВИЭ в общем энергопотреблении (График 1.), в то время как нефть и газ стали терять свои позиции на европейском рынке. Несмотря на то, что на данный момент рынок ВИЭ Европы является наиболее развитым, ситуация в скором времени может измениться, в силу того, что европейский энергетический рынок является менее притягательным для инвесторов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

·        Объемы экспорта и импорта энергоресурсов

В таблице 1. Представлена информация по объемам экспорта и импорта энергоресурсов по 28ми странам ЕС. Суммарный объем импорта превышает объем экспорта почти в 45 раз. К наиболее значительным статьям импорта относятся нефтепродукты, природный газ и уголь.

Таблица 1. Экспорт и импорт энергоресурсов, ЕС-28, 2013

 

Источник: Евростат

Таким образом, ЕС является крупнейшим импортером энергоресурсов в мире. Более половины энергоресурсов приходят в ЕС со стороны, и эта доля продолжает расти. Несмотря на то, что объем импорта сырой нефти и нефтепродуктов гораздо крупнее, нежели объем импорта природного газа, особую обеспокоенность вызывают именно поставки второго. Более того, природный газ — это единственный ископаемое топливо, спрос на который растет.

·        Основные торговые партнеры

В Таблице 2. Представлены данные по основным торговым партнерам ЕС. Лидирующее место среди них занимает Россия, следом за ней — Норвегия. Торговля с остальными странами в совокупности составляет лишь 22%. Россия также является крупнейшим поставщиков нефтепродуктов.

Таблица 2. Основные торговые партнеры ЕС-28, импорт природного газа, 2013

 

Источник: Евростат

Импорт газа является весомой составляющей всего импорта энергоресурсов, более того, более 1/3 газа приходит в Европу со стороны России. Эти факторы заставляют задуматься о существовании зависимости стран ЕС от импорта газа.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

·        Энергетическая зависимость стран ЕС

Показатель «Энергетическая зависимость» показывает степень зависимости экономики от импорта энергоресурсов, необходимых для удовлетворения собственных потребностей. Рассчитывается как соотношение чистого импорта и суммы валового внутреннего потребления энергии.

График 2. Зависимость от импорта энергоресурсов

Источник: Евростат

На Графике 2. видно, что из представленных здесь европейских стран только Норвегия (которая не входит в ЕС и сама является экспортером газа), а так же в меньшей степени Эстония, Исландия и Дания не зависят от импорта энергоресурсов. Наиболее высокие показатели зафиксированы у Мальты, Ирландии, Кипра, Люксембурга, Италии и Бельгии. Показатели Германии, Греции, Венгрии, Австрии, Словакии, Литвы и Латвии также выше среднего по Европе.

Таким образом, подавляющее большинство европейских стран зависят от импорта энергоресурсов. Первое место занимает импорт сырой нефти (Таблица 3.), далее — природный газ. В период с 2003 — 2013 год уровень зависимости рос.

Таблица 3. Показатель зависимости от импорта энергоресурсов

 

Источник: Евростат

Можно заметить, что показатель зависимости от импорта природного газа за рассматриваемый период вырос сильнее всего. В связи с этим, рассмотрим ценообразование на европейском рынке природного газа.

·        Ценообразование на рынке газа

Рисунок 1. Сегментация газового рынка ЕС

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Источник: BP statistical review 2014

Говоря о формировании цен на газ, важно отметить то, что европейский газовый рынок поделён на множество отдельных рынков, закупка газа производится из разных источников по разным ценам (Рисунок 1).

Преобладают долгосрочные контракты, привязанные к ценам на нефть. Развитие спотовой торговли происходит неравномерно, если на западных рынках она довольно распространена, то на рынках восточной Европы данный вид торговли находится на начальном этапе. В силу транспортных издержек, разницы в инфраструктуре, нормативно-правовых требованиях и стандартах, цены на газ по всей Европе формируются по-разному.

Уже сейчас, в конце первой главы, можно сделать краткие выводы о состоянии европейской энергетической архитектуры. Проводимая ЕС энергетическая политика, несмотря на долгую эволюцию, все еще стоит на пути дальнейшей интеграции. Европейский союз устанавливает единые правила в энергетической сфере на уровне Союза, однако на практике существует 28 национальных нормативно-правовых рамок. Данное положение дел усложняет проведение энергетической политики на уровне ЕС и препятствует достижению высокого уровня энергетической безопасности стран-членов. Тому доказательством служит усиление зависимости от импорта энергоресурсов, среди которых особое внимание заслуживает природный газ, 1/3 поставок которого приходиться на одного поставщика — Россию.

Положительными моментами являются развитие альтернативных источников энергии, рост ВИЭ в общем энергопотреблении и повышение энергоэффективности. Однако этих мер не достаточно для обеспечения энергобезопасности стран ЕС. Создание единой политики и интегрированная энергетическая система ЕС приведут к повышению эффективности рынка путем наличия конкуренции, гармонизации цен и обеспечения надежности поставок.

2. Формирование единой энергетической политики ЕС

Данная глава содержит характеристику Энергетического союза ЕС, который представляет собой новый этап эволюции единой энергетической политики ЕС, а также описание предпосылок создания союза, его цели и направления политики. Кроме того, будет рассмотрена инициатива кооперации стран ЕС в целях создания системы единой закупочной цены на газ. Также будет проведено сопоставление двух сценариев: текущей ситуации на рынке и кооперация стран ЕС в торговле с Россией, а именно два альтернативных варианта: введение средней закупочной цены газа среди стран-членов ЕС, и создание системы скидок.

2.1 Предпосылки создания энергетического союза ЕС

В феврале 2015 года Европейская комиссия, орган исполнительной власти ЕС, приняла «Основы стратегии устойчивого Энергетического Союза с перспективной политикой в области изменения климата». Предполагается, что Энергетический союз ЕС будет обеспечивать доступ Европы к надежным, доступным и экологичными энергоресурсам. Достижение этой цели приведет к фундаментальной трансформации энергетической системы ЕС.

Энергетический союз ЕС предназначен усилить диверсификацию поставщиков и сократить зависимость от импорта энергоносителей путём создания единого европейского рынка и распространения единых институтов на уровне ЕС. Кооперация рынка должна миновать национальные барьеры и расширить границы энергетического рынка, мобилизовать всех заинтересованных лиц на достижение единого энергетического пространства.

Стратегия Энергетического союза ЕС включает в себя пять взаимодополняющих элементов:

·        Безопасность поставок

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

·        Полная интеграция внутреннего энергетического рынка ЕС

·        Энергоэффективность

·        Действия по улучшению климатической обстановки

·        Научно-исследовательская деятельность и внедрение инноваций

Необходимость проведения решительных мер не вызывает вопросов у ряда экспертов, так как на данный момент европейский рынок энергоресурсов функционирует неэффективно. Серьезной проблемой является тот факт, что Энергетический рынок Европы состоит из множества национальных рынков, в силу чего отсутствует координация.

К предпосылкам создания Энергетического союза ЕС можно отнести:

·        Слабая диверсификация поставщиков

·        Сильный разброс в закупочных ценах на энергоносители по всему ЕС

·        Отсутствие инфраструктуры, необходимой для создания эффективного энергетического рынка

·        Замедление развития возобновляемых источников энергии

Все эти факторы сигнализируют о необходимости модернизации сложившейся энергетической системы ЕС. Данная ситуация ставит ряд преград для ЕС в достижении поставленной цели — переходу к низкоуглеродной экономике. Более того, вопрос обеспечения энергобезопасности стоит как никогда остро. В связи с этим, необходимо как можно скорее совершить переход от текущей системы, для которой характерно отсутствие координации национальных политик, наличие торговых барьеров и энергетически-изолированных территорий, устаревшие бизнес модели и технологии.

Принятие положений энергетического союза предполагает начало процесса создания интегрированного энергетического рынка ЕС, с налаженной инфраструктурой, надежными поставщиками и гармоничными ценами. Изменения непосредственно затронут газовый сектор, представляющий наибольшую сферу беспокойства.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Зависимость от импорта газа растет, более того, существуют страны-члены ЕС, которые полностью зависят от одного поставщика. Гармонизация закупочных цен в рамках Энергетического союза ЕС позволит странам ЕС договариваться с поставщиками о выгодных ценах и сделать газовый рынок ЕС более конкурентоспособным.

Уязвимость стран-ЕС иллюстрируют стресс-тесты, моделирующие ситуацию прекращения поставок газа из России. Согласно полученным данным, «При остановке транзита российского газа через территорию Украины Болгария, Венгрия, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Финляндия и Прибалтика столкнутся с необходимостью сократить потребление газа на 20-60%, Польша, Румыния и Греция — на 10%. Максимальное месячное сокращение поставок может составить 100% по Болгарии, Финляндии, Боснии и Герцеговине и Македонии, 73% по Эстонии, 64% по Сербии, 59% по Литве, 35% по Венгрии, 31% по Румынии и 28% по Польше. Согласно оценке МЭА, цены на СПГ могут вырасти до 100%. «.

Наиболее серьезные дебаты вызывает вопрос инициативы введения единой системы закупочных цен на газ. Возросшая зависимость от импорта требует проведения мер по ее устранению. Особое беспокойство вызывает ситуация сложившаяся в торговых отношениях с Россией. Так, по мнению А.Д. Хайтуна, «Одной из самых чувствительных сфер во взаимоотношения Российской Федерации и Евросоюза были и остаются отношения по поводу экспорта российских энергоносителей и в первую очередь природного газа».

Россия является крупнейшим экспортером энергоресурсов в Европу, более того некоторые страны-члены такие как Македония и Болгария полностью зависят от поставок газа из России. Увеличивающаяся с каждым годом зависимость от российского газа, введение санкций против России и украинский кризис ставят необходимость решения данного вопроса на первое место. Ведь в текущей геополитической ситуации такое положение дел может существенно повлиять на безопасность поставок и энергетическую безопасность стран в целом.

Таким образом, дальнейшее рассмотрение газового вопроса я продолжу в рамках торговли России со странами ЕС. Возможна ли кооперация стран ЕС в торговле с Россией? Возможно ли введение единой закупочной цены на газ, и будет ли это выгодно странам ЕС? Ответы на эти вопросы я постараюсь дать в следующем пункте моей работы.

2.2 Моделирование ситуации введения единой закупочной цены на газ

Создание Энергетического союза ЕС является логическим продолжением длительного процесса интеграции европейского энергетического рынка. Однако, несмотря на то, что цели и направления деятельности Энергосоюза ЕС весьма понятны, сложно сказать насколько успешна окажется данная инициатива на практике.

Одной из задач Энергетического Союза ЕС является устранение зависимости от импорта энергоносителей. На данном этапе своей работы я проанализирую, на примере торговли с Россией, возможные методы гармонизации закупочной цены на газ между странами ЕС. Выбор этой страны не случаен, Россия является крупнейшим торговым партнером ЕС и занимает первое место среди импортеров энергоресурсов. Как известно, на данный момент не существует единой цены на российский газ, страны ЕС по-своему договариваются о выгодных ценах, кому-то это удается, а кому-то — нет (График 3).

График 3. Индивидуальные цены

Источник: Составлено автором на основании данных газеты «Известия»

В то же время, цена за российский газ на границе с Германией, которую принято считать средней ценой, в 2013 году составляла порядка $400 за 1 тысячу куб. м. , что является более выгодной ценой для ряда европейских стран. Возникает ситуация близкая к такому понятию, как «дилемма заключенного» — классическому вопросу институциональной экономики.

Таблица 4. Дилемма заключенного

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

 

Смысл дилеммы заключается в том, что если в игре имеется равновесие по Нэшу, оно не обязательно ведет к исходам, эффективным по Парето. Игроки выбирают стратегию («признаться», «признаться»), в то время как им обоим было бы выгоднее выбрать стратегию («отрицать», «отрицать»). Такая ситуация возникает из-за отсутствия координации между участниками игры. Так и в нашем случае, интересным является вопрос, приведет ли кооперация стран ЕС к исходу эффективному по Парето.

Я рассмотрю следующий вариант кооперации: введение единой закупочной цены между странами ЕС, равной цене на границе с Германией.

Для начала я дам характеристику динамике торговых отношений Европы и России. Обратимся к Графику 4., который иллюстрирует зависимость цены российского газа от цены на нефть. Согласно прогнозу, цены на газ повторяют динамику цен на нефть с небольшим временным лагом.

График 4. Зависимость цены газа от цены на нефть

Источник: Прогноз построен автором на основании статистики IMF и Fred Economic Data

Контракты на поставку российского газа устроены таким образом, что цена газа индексируется в соответствии с ценой корзины нефти. Таким образом, выявив тенденцию к спаду, дадим прогноз цен на российский газ на ближайшие 10 лет. Построим линию тренда (График 5.), коэффициент детерминации (R2) которой равен 0,9, что говорит о высокой достоверности прогноза.

График 5. Прогноз динамики цен на газ, 2010-2015 гг. (горизонтальная ось: 1 деление=1 месяц)

Источник: Прогноз построен автором на основании статистики IMF, Fred Economic Data

Итак, согласно прогнозу, средняя цена на российский газ будет падать.

Теперь посмотрим динамику цен на газ по отдельным странам ЕС. Газпром официально не раскрывает свои цены на газ для европейских стран, так что восстановим их, имея цену за 2013 год, опубликованные в газете «Известия». Следует отметить, что индивидуальные цены на газ для стран Европы держаться в тайне, однако цены за 2013 год находятся в открытом доступе. Таким образом, индивидуальные цены на газ посчитаны из расчета их привязки к ценам на нефть, при помощи коэффициента вверху таблицы.

В Таблицах 5. и 6. представлена динамика изменения закупочных цен пяти крупнейших импортеров и пяти стран, имеющих наименьшую долю объема поставок российского импорта.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таблица 5. Восстановленные индивидуальные цены на российский газ пяти крупнейших импортеров

 

Источник: Составлено автором на основании статистики IMF и Fred Economic Data

Таблица 6. Восстановленные индивидуальные цены на российский газ пяти стран, имеющих наименьшую долю объема поставок

 

Источник: Составлено автором на основании статистики IMF и Fred Economic Data

Закупочные цены российского газа для пяти крупнейших импортеров являются одними из самых низких по ЕС. Самый дешевый газ Россия поставляет для Великобритании. В то же время, страны, потребляющие наименьший объем газа платят за него по более высоким ценам.

Такую весомую разницу в ценах можно объяснить рядом факторов:

·        Существование системы скидок для крупных поставщиков

·        Страны с наиболее высокой ценой, такие как Босния и Герцеговина, Македония и Польша не имеют альтернативных поставщиков, а то время как, к примеру, Великобритания, страна с самой низкой закупочной ценой, имеет множество торговых возможностей.

·        Политические отношения между странами

Интересным является тот факт, что, несмотря на довольно крупные объемы поставок в Польшу (за 2015 год Польша импортировала около 9 млрд. кубометров российского газа), закупочная цена является наибольшей среди крупнейших импортеров. Объем импорта российского газа в страны ЕС за последние 5 лет в целом вырос (Таблица 7.). За рассматриваемый период можно наблюдать рост объема поставок, пик которых пришелся на 2013 год.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таблица 7. Объем реализации природного газа в Европу через «Газпром экспорт» (млрд. куб. м)

 

Источник: Газпром

Теперь рассмотрим вариант кооперации — введение единой закупочной цены на территории ЕС. Я буду рассматривать два сценария:

) Страны ЕС по отдельности торгуют с Россией и 2) Кооперация стран ЕС в торговле с Россией. Цель — доказать или опровергнуть гипотезу о том, что кооперация в данной ситуации окажется выгоднее.

Для этого проведем сравнительный анализ издержек предложенных мною выше сценариев. Обратимся к Таблице 8.

Таблица 8. Данные по импорту газа в страны ЕС за 2013 год

 

Источник: Составлено автором на основании данных с официального сайта Газпрома и IMF

С помощью этих данных, можно подсчитать затраты первого и второго сценария (Таблица 9). Выгода на уровне ЕС от введения единой средней цены на газ составляет 1 721 993 105 млрд. долл. США.

Таблица 9. Сравнение затрат первого сценария

 

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Источник: Расчеты автора

Далее, я подсчитала затраты лишь для 10 крупнейших импортеров российского газа (Таблица 10., страны, выделенные голубым цветом), за исключением Великобритании, так как цена за российский газ для Великобритании самая низкая.

Подсчитав затраты этой вариации, получаем результаты, представленные в Таблице 10. В таком случае, выгода от введения единой цены составляет уже 2 449 516 030 млрд. долл США.

Таблица 10. Сравнение затрат второго сценария

 

Источник: Расчеты автора

Однако для половины участников, а именно Австрии, Германии, Франции, Болгарии и Венгрии средняя цена на газ все так же является выше индивидуальной. Очевидно, что Газпром не согласится на снижение цен путем введения средней цены лишь для стран, в которых цена на газ является выше среднего, не потребовав что-либо взамен. Таким образом, возникает вопрос, согласятся ли страны Западной Европы на повышение цены.

Несмотря на явный приоритет для всего ЕС, маловероятно, что торговать по средней цене согласятся страны, чья закупочная цена является гораздо ниже среднего. Таким образом, введение единой закупочной цены является неэффективным по Парето для ряда европейских стран. Странам ЕС с индивидуальной ценой ниже средней гораздо выгоднее продолжать торговать на прежних условиях. Более того, введение единой закупочной цены ставит страны в неравные условия из-за их разной удаленности от поставщика. Возникнет ситуация, в которой страны Западной Европы, платившие за газ меньшую сумму, будут платить больше, нежели страны Восточной Европы, в силу затрат на транспортировку.

Кроме того, проанализировав динамику изменения индивидуальных цен, можно заметить, что вместе со снижением цены появляется тенденция к ее сглаживанию и устранению столь сильных различий. Так, если в 2013 году разница между ценами Великобритании и Македонии составляла 251$ за тысячу кубометров, то в 2016 она уменьшилась до 107$. Однако данная тенденция наблюдается лишь в условиях снижения цен на нефть.

Итак, введение единой закупочной цены на уровне ЕС представляется маловероятным в условиях сложившейся энергетической архитектуры. Страны ЕС имеют разных поставщиков, импорт газа в принципе является неконсолидированным мероприятием. Вместе со снижением цены на нефть, разница в ценах на газ постепенно сглаживается, можно наблюдать тенденцию к гармонизации цен. Тем не менее, перед Европой все также стоит важная задача — разработка единой системы по гармонизации закупочных цен и нахождению более выгодных условий для стран ЕС, испытывающих наибольшие трудности в вопросах импорта и энергетической безопасности. В следующем пункте главы я предложу возможные варианты проведения единой энергетической политики ЕС, основываясь на данных, полученных ранее.

2.3 Институциональный анализ вариантов проведения единой энергетической политики ЕС

Так как идея введения единой закупочной цены в чистом виде неприменима на практике, на мой взгляд, Европа может пойти двумя путями. Первый вариант кооперации — введение единой закупочной цены, при условии, что будет заключена компенсационная сделка, которая покроет затраты стран, чья индивидуальная цена на данный момент является ниже средней. Второй вариант — торговля по индивидуальным ценам, при условии разработки системы скидок для стран, которые не могут сами договориться с поставщиком о выгодных ценах. В обоих случаях речь идет о кооперации стран ЕС, однако в первом варианте страны будут кооперироваться и заключать сделку между собой, внутри ЕС, а во втором — сделка будет заключена между ЕС и поставщиком (в рамках данной работы — Россией).

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Неотъемлемая часть любой долгосрочной сделки, нацеленной на успех, — добросовестное исполнение обязательств обеими сторонами. Для того чтобы определить, какая форма кооперации имеет большую перспективу развития, сравним предложенные мною варианты с точки зрения вероятности возникновения оппортунистического поведения сторон, после заключения контракта. Другими словами, определим, какая из форм сделок (между странами ЕС или между ЕС и Россией) является менее подверженной возникновению такого понятия, как моральный риск.

Моральный риск (англ. Moral hazard) — термин, часто употребляемый в институциональной экономике; это форма постконтрактного оппортунизма, возникающая в условиях асимметрии информации, в результате которой одна из сторон сделки начинает вести себя оппортунистически, то есть недобросовестно по отношению ко второй стороне.

Итак, сравним наши сделки исходя из принципа вероятности возникновения морального риска между двумя сторонами. Для этого проверим наличие трех условий, необходимых для возникновения проблемы морального риска (Таблица 11.)

Таблица 11. Условия возникновения оппортунистического поведения

 

Источник: Составлено автором

Рассмотрим первый вариант кооперации. В предыдущем пункте я выяснила, что введение единой закупочной цены на газ (равной средней по Европе) принесет выгоду на уровне ЕС. В то же время, страны, с индивидуальной ценой ниже среднего попадают в невыгодное положение. Возможный выход из ситуации — заключение компенсационной сделки, согласно которой, страны преимущественно Восточной Европы должны будут доплачивать странам запада за введение невыгодных для них условий.

Такая ситуация порождает ряд вопросов. Каким образом будет определяться размер доплаты и тарифов, какой орган будет заниматься перераспределением денег и следить за выполнением обязательств? Мы наблюдаем стабилизацию цен при снижении цены на нефть, однако как установить справедливый тариф, в условиях непредсказуемой конъюнктуры рынка? Кроме того, как я уже писала ранее, высокие цены установлены в основном для стран, где Россия является единственным поставщиком. Однако, при появлении альтернатив, цена на российский газ снижается. Как вовремя отследить эти перемены, которые должны отражаться на обязательствах стран?

Для постоянного мониторинга рынка, определения доплаты и ее перераспределения будет необходимо создать единый орган, единого оператора. Однако возникает большой вопрос — насколько точно будут определены тарифы доплаты, не говоря уже о добросовестном исполнении обязательств между странами.

В конечном итоге, такая система может вызвать ряд недовольств у стран, вынужденных производить доплату. Следует отметить, что страны Восточного блока, со слабой экономикой, и без того находятся в сложной ситуации. Да, благодаря введению средней цены, они будут платить за российский газ меньше, однако за это им придется доплачивать из своего кармана.

Отсутствие корректного мониторинга и определения размера доплаты может привести к ситуации, когда страны восточной Европы будут платить больше или меньше требуемого. В таком случае, данный вариант кооперации стран так или иначе будет невыгоден той или иной стороне.

Остается второй вариант кооперации — торговля по индивидуальным ценам, при условии разработки системы скидок для стран, которые не могут сами договориться с поставщиком о выгодных ценах. То есть заключение взаимовыгодного соглашения с Россией на уровне ЕС, где, взамен предоставления скидок для определенной группы стран, что, в свою очередь, облегчит их газовое бремя, Евросоюз пойдет на те или иные шаги, представляющие для России экономическую выгоду.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Однако абстрагируемся от Евросоюза и России. Является ли сделка между двумя торговыми партнерами более надежной, нежели сделка между странами, входящими в одно интеграционное объединение?

Наличие сильного приоритета взаимовыгодного сотрудничества между торговыми партнерами, высокий уровень эффективности для обоих участников сделки — залог исполнения договоренностей. В случае Евросоюза, приоритетным является обеспечение энергетической безопасности стран-членов. Для России — это сохранение своих позиций на европейском рынке.

Соглашения и обязательства, носящие международный характер, более прозрачны и лучше подвержены мониторингу. Также система предоставления скидок определенной группе стран легче реализовать на практике, нежели введение единой закупочной цены при условии компенсационных сделок.

Таким образом, проанализировав оба варианта с точки зрения исполнения обязательств и вероятности возникновения оппортунистического поведения между сторонами, можно сделать вывод, что второй вариант кооперации является более надежным.

К рассмотрению того, каким образом можно достигнуть данной цели — создание системы, при которой страны ЕС могли бы договариваться с Россией, крупнейшим поставщиком, о выгодных ценах, я перейду в следующей главе, где подробно опишу возможный механизм образования цен, экономическую выгоду как для России, так и для ЕС, а также перспективу данного сотрудничества в вопросе обеспечения энергетической безопасности.

3. Потенциал энергетического сотрудничества стран ЕС и формирования единой энергетической политики

В данной главе будет проведен анализ потенциала энергетического сотрудничества стран ЕС. Для начала, я определю проблемы, стоящие на пути создания единого европейского рынка. Далее, я рассмотрю перспективы Энергетического союза ЕС в вопросе преодоления зависимости от импорта энергоносителей, а именно возможные механизмы гармонизации цен с учетом того, что идея введения единой закупочной цены оказалась неприемлемой для ряда стран ЕС. И в заключение, я дам характеристику торговым отношениям ЕС и России и определю их дальнейший характер.

3.1 Институциональный фактор, препятствующий формированию единой энергетической политики ЕС

Отсутствие единого энергетического рынка ЕС и координированной политики по данному направлению, ставит под угрозу энергетическую безопасность стран Европы и усугубляет проблему зависимости Евросоюза от внешних энергоносителей. К основной преграде, стоящей на пути создания единой политики ЕС, можно отнести отсутствие координации в регулировании энергетического рынка, а именно различия в формальных институтах между странами ЕС. К формальным политическим институтам я отношу правовые положения, законы и акты, регулирующие энергетическую и экологическую сферы в странах ЕС.

На мой взгляд, модернизация формальных политических институтов государств-членов в области экологии и недропользования — это необходимое условие формирования единой энергетической политики. Эти преобразования будут способствовать успешной кооперации европейских стран, что, в свою очередь, поможет решить проблемы обеспечения энергобезопасности и преодоления зависимости ЕС от импорта энергоносителей.

В область компетенции Европейской комиссии, органа исполнительной власти ЕС, входят вопросы, связанные с энергетической сферой. Тем не менее, ЕК не обладает полной законодательной властью. Решения в области энергетики принимаются как на общеевропейском, так и на национальном уровне, причем у каждой страны есть свое законодательство, требования, стандарты. Еврокомиссией были обозначены основные стратегии, выполнению которых должны придерживаться государства-члены ЕС. К ним относятся ранее упомянутые мною Стратегия «20-20-20» и Стратегия 2030. Однако наличие общих стратегий еще не обеспечивает координированного достижения целей.

Согласно Барту Ван Вурену, можно выделить три основные проблемы, препятствующие интеграции унификации формальных институтов:

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.        Вертикальная.

Доминирование личных приоритетов стран-участниц и отсутствие приверженности общим интересам ЕС

.        Горизонтальная.

Институциональная фрагментация, принципиальные разногласия и контроль над различными элементами внешней энергетической политики ЕС.

.        Предметная.

Отсутствие реального политического соглашения между странами ЕС.

Итак, страны ЕС придерживаются собственных интересов и законодательной базы в области недропользования, однако вместе с этим стремятся следовать общему направлению развития энергетической отрасли.

Тем не менее, институциональные различия порождают ряд сложностей:

·        Сложность проведения координированных действий

·        Проблемы при перемещении оборудования через границу (в силу разных стандартов)

·        Увеличение трансакционных издержек

Таким образом, для достижения координации стран ЕС необходима модернизация и стандартизация формальных правовых институтов.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

3.2 Перспективы единой энергетической политики ЕС в вопросе решения энергетической безопасности

Существует ряд преград на пути создания единой энергетической политики ЕС. Необходимо осуществить институциональные и инфраструктурные преобразования, выработать общую траекторию движения. Последнее десятилетие, общим треком был и остается экологический аспект. Экологические стратегии и цели, поставленные на уровне ЕС, способствуют интеграции самих рынков. По моему мнению, к усилению интеграции энергетической политики ЕС способна привести кооперация стран в вопросе решения зависимости от импорта энергоносителей и проведение политики в интересах всего Европейского союза.

Во второй главе работы, я сделала вывод, что создание единой закупочной цены между странами-импортерами ЕС маловероятно. Данная система является невыгодной для ряда европейских стран. Так существенное повышение цены может привести к отказу от российского газа.

Необходимо прийти к гармонизации цен тем или иным путем. Наиболее сложно обстоят дела у таких стран как Македония, Босния и Герцеговина и Польша, для которых Россия является единственным поставщиком. Решение данного вопроса требует проведения мер на уровне ЕС. Идея создания единой закупочной цены является малоприменимой на практике, однако можно провести ряд мер в рамках Энергетического союза по созданию единой системы. Например, договориться о системе скидок для стран, которые не могут сделать это сами. Однако следует учитывать тот факт, что Европе придется предложить что-то взамен.

Для начала определим список стран, имеющих самую высокую закупочную цену. К ним относятся: Македония, Босния и Герцеговина, Дания, Греция и Словения. Более того, для большинства этих стран Россия является единственным поставщиком газа.

Евросоюз, проводя единую энергетическую политику, должен заботиться обо всех странах-членах. Ведь разрешение энергетического вопроса благоприятно скажется не только на самих странах, испытывающих наибольше проблемы с поставкой газа, но и на ЕС в целом. Гармонизация цен приведет к улучшению ситуации как на энергетическом рынке ЕС, так и на экономическом развитии региона в целом. Создание единого европейского энергетического пространства должно способствовать разрешению сложившейся ситуации.

Исходя из этой предпосылки, рассмотрим возможный вариант кооперации стран ЕС в целях гармонизации закупочных цен. Итак, мое предложение заключается во введении системы скидок для стран, которые не могут сделать это сами, а именно снижение цен до определенного значения.

Проиллюстрирую один из вариантов подсчета такой цены. Разделим страны-импортеры российского газа на 3 категории (Таблица 12.). В первом столбце представлены страны, имеющие самые низкие закупочные цены. В третьем — страны с наиболее высокими ценами. Соответственно в среднем столбце находятся прочие страны, с относительно средними ценами по ЕС.

Таблица 12. Три категории стран-импортеров

 

Источник: Составлено автором на основании данных газеты «Известия»

Исключив страны с наиболее низкими и высокими ценами, найдем среднюю закупочную цену между оставшимися странами, которая составляет 445$. Соответственно эта цена является оптимальной по Парето для пяти стран, находящихся в зоне высоких цен. Так как речь идет о системе скидок, найдем процент от начальной цены (Таблица 13).

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Таблица 13. Подсчет скидок

 

Источник: Расчеты автора

Однако следует учитывать тот факт, для заключения подобной договоренности с Газпромом, Евросоюзу, в свою очередь, придется идти на те или иные уступки, предложив России что-то взамен.

Рассмотрим варианты такого сотрудничества. Оно должно быть взаимовыгодным как для России, так и для стран ЕС, договаривающихся о скидках для восточных стран фактически за свой счёт.

Первый возможный вариант, который мог бы быть интересен как для России, так и для ЕС — инвестирование в разработку новых месторождений газа. Эта инициатива актуальна для Газпрома, так как проблема истощения ресурсов природного газа в последние годы стоит перед Газпромом довольно остро. «Газовые месторождения Западной Сибири выработаны более чем наполовину, а доля трудноизвлекаемых запасов достигла 60% и продолжает расти. Для того чтобы обновить основные фонды ТЭКа, надо освоить новые районы добычи нефти и газа в Арктике. «. Таким образом, Газпром заинтересован в привлечении инвестиций со стороны ЕС. В свою очередь, подобное мероприятие имеет смысл и для Европы, так как инвестиции в новые месторождения обеспечивают гарантию поставок и устойчивое сотрудничество.

Другой вариант, который также обеспечивает Европе уверенность в завтрашнем дне — возобновление проекта по реализации газопровода, который не пролегает через территорию Украины — Южный поток. Я не рассматриваю проходящий по схожему маршруту Турецкий поток, так как для реализации данного проекта необходимо заключение договоренности с Турцией, не входящей в состав ЕС.

Рисунок 2. Южный поток, маршрут

Источник: Вести Экономика, статья: «Газпром»: «Южный поток» построят в срок

Таким образом, политические разногласия России и Украины не будут угрожать стабильности поставок (Рисунок 2.). Для России также решается вопрос с транзитом через территорию Украины. Плюс, южный поток пролегает ближе к восточным странам ЕС, проходит в непосредственной близости от Македонии, Боснии и Герцеговины, что также благоприятно скажется на формировании цены для этих стран.

Итак, я привела возможные варианты создания единой системы закупок российского газа и обосновала, как эти меры повлияют на усиление энергетической безопасности стран ЕС. В следующем пункте главы, я дам более подробную характеристику торговым отношениям ЕС и России, а также перспективам их развития.

.3 Характеристика торговых отношений с Россией и перспективы дальнейшего взаимодействия. Варианты диверсификации поставок

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Россия поставляет газ на рынки Европы уже более 40 лет. Энергетический аспект является наиважнейшим в торговле обеих стран. Примерно 82% поставок из России приходится на страны Западной Европы; 18% — на центральноевропейские государства. Несмотря на то, что Россия в лице Газпрома избрала «движение на Восток», очевидно что в ближайшие 5 лет европейски рынок газа останется для Газпрома крупнейшим. Однако кризисы 2005 и 2009 годов пошатнули уверенность Европы в надежности поставок со стороны России, как и события последних лет на границе с Украиной.

«Газпром» является довольно гибким поставщиком энергоресурсов для Европы. Да, диверсификация поставок необходима, но вместе с тем, закупка российского газа является гораздо более дешевым мероприятием, нежели альтернативные варианты. Таким образом, любые меры по диверсификации надо проводить тщательно подойдя к анализу всех «за» и «против».

Не существует такого энергоресурса, который мог бы обеспечить 100% энергобезопасность. Таким образом, единственный выход из данной ситуации — диверсификация рисков. Рассмотрим варианты диверсификации импортируемых энергоресурсов и то, какое влияние эта мера окажет на торговые отношения между Россией и ЕС.

Политика, направленная на увеличение диверсификации поставок, заключается не только в поиске альтернативных вариантов трубопроводного газа, но и отведению определенной доли рынка СПГ. «Евросоюз планирует нарастить долю СПГ на своём рынке до 30-35%. Диктуется такая стратегия не только желанием обеспечить альтернативность поставок, но и напряжённой геополитической ситуацией, связанной с обострением отношений с Россией. «.

Важным фактом является то, что сжиженный газ из США гораздо дороже российского трубопроводного. Тем не менее, уже делаются первые шаги по внедрению СПГ на европейский рынок, а именно начало поставок американского СПГ в Литву. Существует мнение, что американский газ может потеснить «Газпром» на европейском рынке. Однако объемы закупок российского газа выросли, по сравнению с прошлым годом.

Рассмотрев пример с Литвой более подробно, становится ясно, что замещение трубопроводного газа СПГ проходит не без затруднений. «На примере Литвы можно ясно убедиться, что отказ от российской газовой кабалы вызывает ещё большую энергетическую зависимость стран от других поставщиков. «. А именно, вместе с внедрением СПГ терминалов, работающих лишь на 20% от своей мощности, предприятия Литвы обязали обеспечивать четверть своих потребностей сжиженным газом. Это привело к удорожанию тарифов на электроэнергию и теплоснабжение. Тем не менее, США как никто другой заинтересованы в получении своей доли на европейском энергетическом рынке. Вашингтон проводит разные меры, по привлечению европейских потребителей. В отличие от Газпрома, который запрещает ЕС перепродавать свой газ, США не налагают запрет на такого рода деятельность.

Газ в Европу поступает и с Африканского континента. Доля импорта газа из арабских стран составляет порядка 23%. Однако поставки из этого региона нельзя назвать стабильными, вспомним недавние события «Арабской весны».

Страны ЕС развивают собственные источники энергии, такие как АЭС, ВИЭ и сланцевый газ, однако и тут есть свои оговорки. Атомные электростанции не могут обеспечить энергетическую безопасность из-за рисков, несущих техногенный характер. Вероятность террористической угрозы также делает данный вид энергии небезопасным. С точки зрения энергобезопасности, возобновляемые источники энергии куда более надежны. Однако эта отрасль требует долгосрочных вложений. Говоря о разработках сланцевого газа, несмотря на ажиотаж, возникший после сланцевой революции в США, в ближайшее время повторить успех на европейском континенте вряд ли получиться. Регулирование добычи сланцевого газа стоит на начальном этапе, для развития данной отрасли, Европе будет необходимо провести ряд мер по созданию необходимой инфраструктуры и поиску высококвалифицированных специалистов. Более того, на данный момент не существует единых нормативных рамок, регулирующих сланцевую отрасль. В силу высоких экологических издержек, инициативу добычи сланцевого газа поддерживает не так много европейских стран, что напрямую влияет на торможение развития данной отрасли. Таким образом, большие надежды, возложенные на сланцевый газ в борьбе с зависимостью от импорта, — преувеличены.

Диверсификацию проводить необходимо, это понятие лежит в основе энергетической безопасности. Вопрос обеспечения энергетической безопасности является ключевым для Европы. В то же время, согласно исполнительному директору МЭА Фатиху Биролу, Россия и дальше будет ключевым поставщиком энергоресурсов на европейском рынке.

Тем не менее, сегодняшние отношения России и Европы больше напоминают отношения двух бизнес партнеров, заинтересованных только в своей выгоде. Диалог России и Европы, проводимый в рамках единой энергетической политики, позволил бы перейти торговым отношениям двух стран на новый уровень. Развитие взаимовыгодной торговли, которая не руководствуется теми или иными политическими мотивами — модель, к которой должны стремиться эти страны.

 

Обеспечение энергетической безопасности Евросоюза является приоритетной задачей европейских стран, особенно в условиях последних событий на политической арене, таких как украинский кризис. И действительно, на данный момент энергетическая безопасность Европы находится под угрозой, обеспокоенность европейцев по поводу зависимости от импорта энергоносителей растет.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Проводимая ЕС энергетическая политика, несмотря на долгую эволюцию, является малоэффективной. Европейский союз устанавливает единые правила в энергетической сфере на уровне Союза, однако на практике существует 28 национальных нормативно-правовых рамок. Интегрированная энергетическая система ЕС приведет к повышению эффективности рынка путем наличия конкуренции, гармонизации цен и обеспечения надежности поставок.

В феврале 2015 года стали вырисовываться очертания единого энергетического курса, Европейская комиссия, орган исполнительной власти ЕС, приняла «Рамочную стратегию устойчивого Энергетического союза с дальновидной политикой в области изменения климата». Предполагается, что энергетический союз ЕС будет обеспечивать доступ Европы к надежным, доступным и экологичными энергоресурсам. Достижение этой цели приведет к фундаментальной трансформации энергетической системы ЕС. Наиболее серьезные дебаты вызывает вопрос инициативы введения единой системы закупочных цен на газ по всей Европе. Возросшая зависимость от импорта требует проведения мер по ее устранению. Особое беспокойство вызывает ситуация сложившаяся в торговых отношениях с Россией.

В связи с этим я рассмотрела инициативу введение единой закупочной цены и пришла к выводу, что данное мероприятие является неэффективным по Парето для ряда европейских стран. Странам ЕС с индивидуальной ценой ниже средней гораздо выгоднее продолжать торговать на прежних условиях. Тем не менее, перед Европой все также стоит важная задача — разработка единой системы по гармонизации закупочных цен и нахождению более выгодных условий для стран ЕС, испытывающих наибольшие трудности в вопросах импорта и энергетической безопасности.

Так как идея введения единой закупочной цены в чистом виде неприменима на практике, на мой взгляд, Европа могла бы пойти двумя путями. Первый вариант кооперации — введение единой закупочной цены, при условии, что будет заключена компенсационная сделка, которая покроет затраты стран, чья индивидуальная цена на данный момент является ниже средней. Второй вариант — торговля по индивидуальным ценам, при условии разработки системы скидок для стран, которые не могут сами договориться с поставщиком о выгодных ценах. Проанализировав оба варианта с очки зрения исполнения обязательств и вероятности возникновения оппортунистического поведения между сторонами, я пришла к выводу, что второй вариант кооперации является более надежным. Однако следует учитывать тот факт, для заключения подобной договоренности с «Газпромом», Евросоюзу, в свою очередь, придется идти на те или иные уступки, предложив России что-то взамен.

Диалог России и Европы, проводимый в рамках единой энергетической политики, позволил бы перейти торговым отношениям двух стран на новый уровень. Развитие взаимовыгодной торговли, которая не руководствуется теми или иными политическими мотивами — модель, к которой должны стремиться эти страны.

Евросоюз, проводя единую энергетическую политику, должен заботиться обо всех странах-членах. Ведь разрешение энергетического вопроса благоприятно скажется не только на самих странах, испытывающих наибольше проблемы с поставкой газа, но и на ЕС в целом. Проведение единой политики по гармонизации цен приведет к улучшению энергетической безопасности, ситуации как на энергетическом рынке ЕС, так и на экономическом развитии региона в целом.

Таким образом, проведение единой энергетической политики необходимо для обеспечения энергобезопасности стран ЕС. Однако инициатива введения единых закупочных цен в чистом виде является малоприменимой на практике. Тем не менее, Евросоюзу необходимо выработать единый механизм, единую систему формирования закупочных цен. На данном этапе, по моему мнению, наиболее целесообразным вариантом является введение системы скидок на уровне ЕС для стран, которые не могут самостоятельно договориться о выгодных ценах. Данная мера приведет к гармонизации цен, улучшению экономической обстановки как стран восточной Европы, так и ЕС в целом, а также к новым торговым возможностям ЕС и России, что ослабит проблему зависимости от импорта энергоносителей и улучшит энергетическую безопасность.

Список литературы

1.       Газовый рынок Европы: утраченные иллюзии и робкие надежды / Под ред.В.А. Кулагина, Т.А. Митровой. М.: НИУ ВШЭ-ИНЭИ РАН, 2015.86 с.

2.       Деденкулов А.В. Эволюция приоритетов энергетической политики ЕС // Современная Европа. 2015. №1. С.116-125.

.        Зуев В.Н. Формирование энергетической политики ЕС // Вестник международных организаций. 2007. №.1. С.53-63.

.        Трачук К.В. Современные исследования проблем энергетической безопасности: теоретические аспекты // Вестник МГИМО. 2013. №4 (37). С.219-225.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

.        Хайтун А.Д. Новые реалии европейского газового рынка // Современная Европа. М.: Институт Европы РАН, 2016. №1 (67). С.95-107.

.        Хайтун А.Д. Россия на европейском энергетическом рынке.Ч.I. — М.: Институт Европы РАН, 2013.146 с.

.        Больше всех в Европе «Газпрому» платят македонцы и поляки // Известия — http://izvestia.ru/news/544100 11.02.2016

.        «Газпром»: себестоимость добычи у компании в 2015 году снизится // РИА Новости — http://ria.ru/economy/20150625/1087276409.html 23.04.2016

.        Кузнецов А. «Газпром» снизит цену для Европы до минимума за 11 лет // Электронный журнал «РБК» — http://www.rbc.ru/business/23/10/2015/562a5ab29a79470e5254fc66 03.04.2016 26.04.2016

.        Переход на СПГ или дорогая геополитика вместо дешёвого газа // Война и Мир — http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/107857/ 26.04.2016

.        G20: Россия останется ключевым поставщиком энергоресурсов в Европу // Пронедра — http://pronedra.ru/gas/2015/11/15/rossiya-postavschik-energoresursov/ 26.04.2016

.        Статистика поставок // Газпром экспорт — http://www.gazpromexport.ru/statistics/ 11.02.2016

.        Энергетика // Представительство Европейского Союза в России — http://eeas. europa. eu/delegations/russia/key_eu_policies/energy/index_ru. htm 12.03.2016

.        2030 Energy Strategy // European Commission — https: // ec. europa. eu/energy/en/topics/energy-strategy/2030-energy-strategy 11.03.2016

15.     Package E. U. A Framework Strategy for a Resilient Energy Union with a Forward-Looking Climate Change Policy // Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee, the Committee of the Regions and the European Investment Bank, COM. 2015. No.80. — http://eur-lex. europa. eu/resource.html? uri=cellar: 1bd46c90-bdd4-11e4-bbe1-01aa75ed71a1.0001.03/DOC_1&format=PDF

.        Andoura S., Vinois J. A. From the European Energy Community to the Energy Union // A policy proposal for the long term, Paris: Jacques Delors Institute. 2015.

17.     Bart V. V. The New EU Energy Competence: Impact of Law on Policy. Reykjavik: University of Copenhagen. 2011.22 p.

18.     Birol F. World energy outlook 2010 // International Energy Agency. 2010. — No.1. — http://www.worldenergyoutlook.org/media/weo2010. pdf

19.     BP statistical review of world energy // London: British Petroleum. 2014.48 p. — http://www.bp.com/content/dam/bp-country/de_de/PDFs/brochures/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report. pdf

20.     Bressand A. The future of producer-consumer cooperation: a policy perspective // Global Energy Governance: The New Rules of the Game. 2010. С.269-86.

21.     Buchan D. Europe’s energy security — caught between short-term needs and long-term goals // The Oxford Institute for Energy Studies, 2014.11 p.

.        Buchan D. Europe’s Energy union plan — a reasonable start to a long journey // The Oxford Institute for Energy Studies, 2015.5 p.

.        Clare M. There will be blood: Political violence, regional warfare, and the risk of great-power conflict over contested energy resources/М. Clare // Energy security challenges for the 21st century: A reference handbook/А. Korin, G. Luft. — Westport, Praeger Publ. 2009. С.66.

24.     Dannreuther R. International Relations Theories: Energy, Minerals and Conflict // Polinares. 2010. No.8. P.1-24.162 p.

25.     Dickel R. et al. Reducing European Dependence on Russian Gas // OIES Paper NG92.2014.87 p.

.        EU Energy Governance for the Future / Slingerland S., Yearwood J., Gancheva M., Rademaekers K., Brussels: Policy Department A: Economic and Scientific Policy, European Parliament, 2015.60 p.

.        Honore A. The Outlook for Natural Gas Demand in Europe // The Oxford Institute for Energy Studies, 2014.174 p.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

.        Kurze K. The Changing Discourse of Energy Security. A new impetus for energy policy integration in the European Union? // Transatlantic Research Papers in European Studies (TraPES), 2010, no.2. P.4-17.

29.     Moran D., Russell J. Energy security and global politics: The militarization of resource management. New York, Routledge Publ., 2009.245 p.

30.     Oettinger G., Novak A. Roadmap EU-Russia Energy Cooperation until 2050 // Official Website of the European Union. 2013.

31.     Pedersen K., Behrens A., Egenhofer C. Energy Policy for Europe: Identifying the European Added-value: CEPS Task Force Report. — CEPS, 2008.51p.

.        Preparedness for a possible disruption of supplies from the East during the fall and winter of 2014/2015 // European Commission. Brussels. 2014. No 654.27 p.

33.     Stern J., Yafimava K., Rogers H. Reducing European dependence on Russian gas — distinguishing natural gas security from geopolitics // The Oxford Institute for Energy Studies, 2014.81 p.

.        The EU energy policy: Engaging with partners beyond our borders // European Commission — https: // ec. europa. eu/energy/en/topics/imports-and-secure-supplies

.        Tusk D. A real gas market in Europe is yet to be built // Poland — Bulgaria Report. 2014.4 p.

36.     Crisp J. EU dependent on Russian gas for ‘foreseeable future’, warns IEA // EurActiv — http://www.euractiv.com/section/europe-s-east/news/eu-dependent-on-russian-gas-for-foreseeable-future-warns-iea/ 11.03.2016

.        Energy price statistics // Eurostat Statistic Explained — http://ec. europa. eu/eurostat/statistics-explained/index. php/Energy_price_statistics 02.02.2016Energy production and imports // Eurostat Statistic Explained — http://ec. europa. eu/eurostat/statistics-explained/index. php/Energy_price_statistics 02.02.2016

.        Europe // Gazprom — http://www.gazprom.com/about/marketing/europe/ 26.04.2016

.        Gazprom’s Grip: Russia’s Leverage Over Europe // Radio Free Europe — http://www.rferl.org/contentinfographics/gazprom-russia-gas-leverage-europe/25441983.html 26.04.2016

.        In-depth study of European Energy Security // European Commission — https: // ec. europa. eu/energy/en/topics/imports-and-secure-supplies

.        Kerebel C. Internal energy market // European Parlament URL: http://www.europarl. europa. eu/atyourservice/en/displayFtu.html? ftuId=FTU_5.7.2.html 24.04.2016

.        Natural gas market indicators // Eurostat Statistic Explained — http://ec. europa. eu/eurostat/statistics-explained/index. php/Energy_price_statistics 02.02.2016

.        Natural gas price statistics // Eurostat Statistic Explained — http://ec. europa. eu/eurostat/statistics-explained/index. php/Energy_price_statistics 02.02.2016

.        Net Energy Import Dependency // European Environmental Agency — http://www.eea. europa. eu/data-and-maps/indicators/net-energy-import-dependency/net-energy-import-dependency-assessment-2 11.03.2016

.        Ottery Ch. Gazprom’s Russian gas exports to Europe in three graphs // Greenpeace — http://www.greenpeace.org. uk/newsdesk/energy/data/gazproms-gas-exports-europe-three-graphs 09.04.2016

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

761

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке