Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Разработка проекта «Школа молодых родителей» в Департаменте здравоохранения Вологодской области»

В настоящее время молодая семья, как никогда прежде, нуждается в постоянном, комплексном социальном регулировании со стороны государства. Вследствие этого разработка принципов административно-управленческой деятельности в отношении молодой семьи играет важную роль в поддержке института семьи и брака. Выработка системы мер по укреплению семьи является одним из приоритетных направлений российской национальной политики.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

.1 Понятие и сущность социального проектирования

.2 Основные методики и этапы социального проектирования

.3 Примеры построения социальных проектов в области здравоохранения

.4 Нормативно-правовое обеспечение управленческой деятельности в области здравоохранения

. Анализ и оценка системы управления работы с молодыми семьями

.1 Краткая характеристика Департамента здравоохранения Вологодской области

.2 Анализ результатов деятельности Департамента здравоохранения Вологодской области

.3 Исследование работы с молодыми семьями в Департаменте здравоохранения Вологодской области

.4 Оценка эффективности работы с молодыми семьями в Департаменте здравоохранения Вологодской области

. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

.1 Направления совершенствования государственной поддержки молодых семей Вологодской области

.2 Разработка проекта «Школа молодых родителей»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время молодая семья, как никогда прежде, нуждается в постоянном, комплексном социальном регулировании со стороны государства. Вследствие этого разработка принципов административно-управленческой деятельности в отношении молодой семьи играет важную роль в поддержке института семьи и брака. Выработка системы мер по укреплению семьи является одним из приоритетных направлений российской национальной политики. Это нашло отражение в ежегодном послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ 10 мая 2006 года, в котором глава государства подробно остановился на проблемах демографии и семейной политики, предложил конкретные меры, направленные на повышение рождаемости

Анализ состояния семейной политики свидетельствует о существовании объективного противоречия между необходимостью государственной поддержки института семьи и недостаточной разработанностью концептуальной базы регулирования жизнедеятельности семьи

В сложившихся условиях проблема управления формированием семьи средствами государства и муниципального управления приобретает принципиально важное значение. Вместе с тем реализация этого управления на стадии становления рыночной экономики нуждается, на наш взгляд, в качественно новом подходе. Как указал председатель Совета Федерации С. Миронов, для оздоровления демографической ситуации необходима не только серьезная материальная поддержка материнства, но и возрождение семейных ценностей. Поэтому, кроме традиционно сложившихся экономических средств стимулирования семейного образа жизни, большое значение, на наш взгляд, имеет разработка и реализация в отношении планирования и функционирования молодой семьи политики, которую можно назвать молодежной семейной политикой. Данным понятием в диссертации определяется специфический институт, чья деятельность направлена на подготовку молодых людей к созданию крепкой и здоровой семьи Основным средством для этого является формирование у молодежи системы ценностей, благоприятных для семейного образа жизни

Во многом роль семьи в жизни человека и общества, а также направленность и эффективность семейной политики зависит от значимости семейных ценностей, места семьи в системе ценностей людей.

Объектом исследования является молодая семья.

Предмет исследования — механизмы процессов формирования и развития молодой семьи в системе управления.

Целью работы является разработка проекта «Школа молодых родителей».

Задачами работы являются:

изучить теоретические основы социального проектирования;

проанализировать и оценить работу с молодыми семьями в Департаменте здравоохранения Вологодской области;

дать направления на совершенствование систем управления с молодыми семьями.

Работа состоит из: введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

В работе использовались такие методы как типологический, сравнительный, наблюдение.

молодая семья социальный проект

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

.1 Понятие и сущность социального проектирования

Социальное проектирование — форма социального управления; научно обоснованное конструирование комплекса параметров будущего социального объекта или нового состояния существующего объекта.

Социальное управление — осознанное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или ее отдельные аспекты на основе ее закономерностей и тенденций с целью систематизации и достижения оптимальной деятельности и развития.

Социальное проектирование — это особая творческая деятельность по научно обоснованному определению альтернатив развития социальных процессов и явлений, а также по целенаправленному изменению конкретных социальных институтов [14].

По сути, социально проектировать значит заниматься подбором альтернатив и моделей будущих действий. Другими словами — это выработка механизма и форм осуществления социального прогноза.

Проектированием выступает деятельность по разработке модели, образца проектируемого или вероятного объекта, положения. Так же это особое действие, результатом которого выступает научно — теоретически и практически доказанное понятие альтернатив прогнозируемого или планируемого усовершенствования новых процессов или явлений.

Социальным проектом является комплекс документов, в которых описаны предмет, ресурсы и последовательность осуществления предусмотренной программы модернизации общества. Эффективность социального проектирования подчинена как его методам, так и учету в нем экономических проблем и экологических требований, будущих изменений в технике и технологии и т.д.

В основе социального управления, по мнению Ф. Энгельса, прослеживается потребность обучения обнаружению побочных, наиболее удаленных по времени социальных результатов действий человека. Другими словами, обретение шанса человеку познавать и регулировать эти результаты [35].

Даже К. Маркс сравнивал деятельность человека с деятельностью пчел. Но главной особенность действий человека является то, что прежде чем что -то сделать, он размышляет, анализирует несколько альтернатив выполнения и только потом разрабатывает конечный проект.

Почти все сферы жизнедеятельности людей охвачены проектированием. Оно выступает наиболее важным аспектом управленческого цикла, что помогает в реализации других функций управления. Следовательно, проектирование тесно взаимодействует со всеми остальными функциями управления. Фактически, проектированием является проявление прогностической функции управления. Оно выступает первоначальным представлением действительности, создавая модель предполагаемого процесса, явления или объекта. Эта модель создается при помощи нестандартных и творческих способов. Проектирование используется для разработки разнообразных альтернатив решения новых социальных проблем. Так же оно применяется для разработки социальных планов и программ по управлению изменения социальных явлений и процессов.

Проектирование — это непростая, созидательная деятельность, направленная на выбор лучшей альтернативы последующих действий для достижения главной цели. Оно создает образ социальной системы, которая базируется и излагает ее социальные характеристики [35].

Обычно к проектированию привлекается огромное количество самых квалифицированных специалистов. Следовательно, в процессе проектирования многое зависит от личности человека, от его знаний, навыков и умений в данной области.

Социальные институты, процессы и явления, все это выступает объектами социального проектирования. Проектирование, чаще всего, связывают с разработкой условий для результативной деятельности в любой сфере жизнедеятельности людей, в том числе и рудовой.

Таким образом, социальное проектирование обслуживает все виды человеческой деятельности. Но, лишь для комплексного подхода возможно наилучшее проектирование процессов и явлений, происходящих в обществе. Главной особенностью социального проектирования является то, что оно включает все виды общественной деятельности на разных ее уровнях: предприятие, организация, город, район, область или страна в целом.

.2 Основные методики и этапы социального проектирования

Социальное проектирование должно быть направлено на знание непредвзятых законов социального развития, а не на субъективные желания. Так же оно должно ориентироваться на такие научные методы, как использование матрицы идей, вживание в роль, методы аналогий, ассоциаций и другие [12].

Матрица идей — это совокупность идей, которые представлены в виде таблицы. В основном, такая матрица используется при ограниченных возможностях, в том случае, когда разработка проекта зависит от трудности и неотложности поставленных задач, от сроков и от различных видов необходимых ресурсов.

Вживание в роль — это исполнение роли, представляя и характеризуя нормы и ценности данной социальной группы. Другими словами — это возможность понять, что конкретно нужно для того, чтобы реализовать проект. Проектировщик изучает ситуации, в которых происходят процессы, реализуются интересы и потребности людей.

Такой метод, как метод аналогий в социальном проектировании рационален тогда, когда существует позитивный опыт результативного решения социальных проблем. Основными социальными проблемами являются такие, как рабочее место, организация, город, отдельные социальные группы населения. Популярные подходы к решению этих проблем могут стать эталоном, примером или образцом [3].

Использование ассоциаций при разработке проекта допустимо, если нужно принять совершенно новое решение. Другими словами, способы решения проблем в одной сфере показывают их решение в другой сфере жизни общества.

Данный метод, так же, может использоваться через модификацию. Это происходит тогда, когда с учетом накопленных знаний создаются методы, позволяющие видоизменять объект. Другими словами, они касаются не только его формы, но и значительно изменяют содержание.

Суть метода ассоциаций заключается, с одной стороны, в полном отказе от известных принципов деятельности какого-либо объекта. А с другой стороны заключается в замене принципов новыми исходными положениями. Это и является предметом полной реорганизации. Таким образом, данный метод совмещает в себе адаптацию, моделирование и полную реорганизацию [25].

Бывает, случаются такие жизненные ситуации, которые выставляют проблемы абсолютно непохожие на другие. В таком случае для проектирования ситуаций по их решению можно воспользоваться таким методом, как мозговой штурм или методом синектики.

В социальном проектировании выделяют 8 основных принципов:

принцип социальной компетентности (социальная компетентность заключается в деятельности в разных общественных объединениях);

принцип социальной ответственности (предполагает соблюдение общественных норм и правил);

принцип непрерывного образования населения (заключается в потребности в новых навыков и знаниях);

принцип согласования целей и интересов (предполагает создание баланса интересов и целей субъектов социального проектирования);

принцип открытости будущему (предполагает стратегическую направленность развития);

принцип освоения обществом новых ценностей и норм деятельности;

принцип саморазвития (заключается в потребности общества в саморазвитии);

принцип автономности.

Этапами социального проектирования является система приемов, методов, правил, операций, процедур по разработке социальных проектов. Самой распространенной выступает следующая схема социального проектирования, представленная на рисунке 1.1 [13].

Рисунок 1.1 — Этапы социального проектирования

Данный процесс состоит из цепочки последовательных логических действий. Первым шагом в процессе социального проектирования выступает определение наличия и сущности проблемы в проекте. Одновременно с этим уточняется время, которое необходимо для его реализации.

Следующим шагом данного процесса является формулировка цели разработки проекта. Описывается то состояние, которое необходимо достичь в итоге.

Цель выступает мотивом для начала любых человеческих действий. Залогом успеха является правильное понимание цели субъектами. Процесс формулировки цели равносилен процессу практической деятельности в мышлении.

Целеполагание содержит три основных элемента [8]:

описание необходимости (мотив);

описание методов и приемов ее удовлетворения (прогнозирование, планирование действий);

описание конечного эффекта и результатов (прямых и побочных, желаемых и не желаемых).

В каждой из поставленных целей необходимо указать самый значимый результат. Так же необходимо определить время, требующееся для достижения поставленной цели. Еще нужно определить затраты, необходимые для реализации цели и отдельно рассчитать затраты на материалы и оборудование. В последнюю очередь устанавливаем контрольные мерки, свидетельствующие о том, что цель полностью достигнута. Так же необходимо удостовериться, что деятельность, направленная на достижение цели, находится под контролем.

Существует множество различных методов формулировки цели. Одним из них является графический метод.

Необходимо уже на этапе постановки целей уточнить все противоречия между ними, чтобы избежать последующих разногласий. Другими словами, нужно уже на данной стадии проектирования предусмотреть причины противоречивости целей, а так же выбрать пути их предотвращения. Перед каждой системой выдвигается одновременно несколько целей, одна из которых определяется как главная и универсальная. На ее достижение направлена деятельность всех систем [36].

Затем анализируется информация из разных источников. Туда же входит информация, полученная из специальных научных исследований.

Далее, на основании полученных данных разрабатывается задание на проектирование. Потом уточняется, каким характеристикам оно должно соответствовать. Именно на данной стадии важную роль играют преимущественно новые идеи.

Формулирование задачи определяется как часть идеи, включающая разнообразные альтернативы. Лучше, когда эти альтернативы представлены в виде матрицы, которая предусматривает выбор наилучших решений с учетом значения разных переменных. Основными способами проверки концепции проекта выступают такие методы, как теоретический анализ и эксперимент [36].

На этапе завершения принимается решение, то есть конкретная программа действий, которая в заданных параметрах предусматривает средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Предусматриваются варианты решений, сроки, этапы и последовательность операций по их выполнения.

В настоящее время существует концепция управления проектами, которая основывается на следующих положениях:

Организация единого процесса достижения целей проекта необходима для концепции жизненного цикла проекта.

Построение единой структуры, отвечающей за все стадии проекта, основа концепции единой команды.

Концепция финансирования необходима для материального обеспечения проекта на всех его стадиях.

.3 Примеры построения социальных проектов в области здравоохранения

Проект — это совокупный единый процесс, направленный на модернизацию разных сфер человеческой жизнедеятельности. В разных странах данное понятие интерпретируется по-разному. Классификация проектов так же имеет свои особенности.

В устоявшемся смысле понятие слова проект означает, во-первых, стремление, цель, мысль. Во-вторых, представление, обозначение, толкование какого-либо объекта (или материального или нематериального). Это осуществляется либо письменно, либо на различных носителях информации.

Толкование понятия проект в западных странах значительно шире, чем в нашем государстве. В американском Институте управления проектами данное понятие трактуется как некая задача с исходными данными и целями, обуславливающими методы её решения. Но здесь не указано то, какие именно способы существуют для реализации проекта. Так же метод решения той или иной задачи определяется не всегда и, к тому же, не только целями (результатами) её решения. Можно сделать вывод о том, что проект содержит [11]:

концепцию (задачу, проблему);

способы решения (реализации);

цели (результаты).

В широком смысле проект понимается как то, что может изменить какую то часть мира или жизни. Результатами проекта могут выступать как конкретные, так и абстрактные понятия. К конкретным понятиям относятся здания, строения, сооружения и все в этом роде. А к абстрактным — знания, навыки, умения, способы, планы, прогнозы и другое. Так же проект можно рассматривать как динамическую систему. В этом случае можно выделить следующие критерии:

текущие (технология, документация и т. д.);

конечные (прибыль, продукт и т. д.).

Чаще всего проект и его результаты представляются в виде системы. Следовательно, проект сам является системой. Другими словами, проект — это совокупность взаимосвязанных частей, обеспечивающих достижение конкретных целей.

Классифицировать проекты можно по-разному. Основными признаками выступают: сроки реализации, масштабы проекта, качество реализации, место внедрения, количество использованных ресурсов. Основания классификации проектов:

устройство, совокупность проекта и предметная область, излагающие его класс;

сфера деятельности, где он применяется, определяющая его тип;

размеры проекта, количество участников, степень его взаимодействия с окружающим миром;

время реализации, определяющее его продолжительность;

уровень экономической, финансовой, организационной, технической и другой сложности.

Существуют следующие типы проектов:

организационный;

социальные;

социальные;

экономические;

технические;

смешанные.

Социальные проекты направлены на решение определенных социальных проблем. Например, это совершенствование пенсионного законодательства, социального обеспечения, ликвидация последствий социальных потрясений и природных явлений. Можно привести и другие примеры. Имеется отдельная классификация социальных проектов, однако у всех у них есть следующие общие черты:

цели намечаются в общем, однако по мере разработки, достижения определенных промежуточных результатов они корректируются, качественная и количественная оценка при этом часто бывает затруднена;

как общая продолжительность, так и сроки нельзя четко определить, поэтому они имеют вероятностный характер;

по мере необходимости выделяются ресурсы на проект, однако, в рамках возможного.

Такие проекты обладают наибольшей неопределенностью.

Для решения некоторых социальных проблем создаются социальные проекты, в рамках которых решаются различные вопросы.

Под социальным проектом понимают четко сформулированную идею относительно определённой социальной проблемы или направленную на улучшение какого-то аспекта социальной жизни. Но кроме идеи, он должен предложить ещё пути её реализации, ответив на вопросы о том, когда будет реализован, где, в каких масштабах, кто будет главной целевой группой проекта. Далее попробуем понять, что он собой представляет, пример социального проекта, который будет опубликован ниже. Также, кроме этих вопросов, необходимо решить вопрос финансирования (можно обойтись и без него, но будет сложно). Обычно путей финансирования 2: когда его финансируют участники проекта из своих собственных средств или спонсорство от субъекта с крупными финансовыми возможностями.

К социальным проектам относят предложения по реформированию системы социального обеспечения, социальной защиты, здравоохранения, преодоление последствий социальных и природных потрясений. Цели в таких проектах намечаются сразу и могут редактироваться только при достижении промежуточных результатов, чтобы иметь возможность оценивать эффективность деятельности.

Например, если говорить про социальные проекты для молодежи, примеры их реализации, они не сильно отличаются в общей массе, но некоторые особенности есть (хотя можно сказать, что они общие в той или иной мере для всех проектов).

Самая главная особенность — то, что они направлены исключительно на молодёжь и аспекты её жизни. При создании молодежного социального проекта необходимо учитывать популярные веяния, нужды, потенциальную аудиторию проекта. Следует детально описывать каждые конкретные ситуации, которые должны быть улучшены, а также все конкретные методы и их применение. Примеры школьных социальных проектов принципиально не отличаются.

Проект должен соответствовать таким условиям [34]:

Должны отсутствовать противоречия в выдвигаемых идеях и способах реализации.

Должна существовать возможность реализации в данных условиях.

Должен создаваться на научной основе с применением научного метода во время проработки каждого этапа. Можно сказать про социальные проекты для школьников, примеры их должны уметь заинтересовать этих непоседливых ребят.

Должен давать ответ на социальный заказ, который возник в обществе.

План реализации должен быть эффективным и таким, что позволит достичь цели.

Это должен быть социально-культурный проект, пример которого даже на стадии разработки сможет заинтересовать молодёжь.

Рассмотрим, что должно быть в проекте. Первоначально необходимо выбрать направление. В качестве области работы может быть выбрано здоровье, творчество, демографические вопросы, оздоровление, научная или культурная просвещенность, популяризация спорта или лучшего отношения к другим людям. После выбора направления следует определиться с целью: так, если была выбрана наука, то в качестве конкретной цели может быть популяризация радиоэлектроники, конструирования, физики, научного метода изучения, создание клуба логической мысли или астрономического кружка.

После определения целей необходимо задуматься о задачах — максимально сконцентрированных целях. Примером задач могут быть такие: привитие качеств, которые позволят трудным подросткам из группы риска обустроиться в жизни в качестве нормального гражданина, или помощь в определении места учебы/работы после окончания школы. Когда определено направление, цели и задачи, то следует обговорить план действий и сроки реализации, а также место, где все наработки будут получать жизнь. В плане действий должен содержаться максимально детализированный список действий, в котором будет указываться, что следует делать для достижения целей. Чтобы иметь лучшее представление о том, что от нас требуется, можно ознакомиться с четырьмя социальными проектами для молодежи [34].

Так же необходимо определить эффективность проекта. Оценка эффективности состоит из трех этапов:

Экспертная оценка.

Расчет показателей эффективности проекта в целом.

Определение состава участников проекта, оценка значимости каждого из них.

Эффективность проекта — степень максимизации показателей по сравнению с затратами; сопоставление затрат на выполнение работы и достигнутых показателей; сопоставление времени и усилий, способов выполнения работы.

По результатам опроса экспертов, определено, что такое эффективность социальных проектов:

Соответствие достигнутых целей поставленным целям.

Наличие результата.

Получение хорошего результата с наименьшими затратами.

Повышение эффективности проекта состоит в возможности и умении эффективно использовать человеческие, финансовые и другие различные ресурсы.

Оценка конечных результатов или эффективности проекта — один из видов оценки. В основном оценивается наличие результатов и соответствие достигнутых целей поставленным.

Далее будут идти примеры. Но хотя в них и написано, для чего они направлены (молодежь, сироты), их можно рассматривать как социальные проекты в школе. Примеры пускай будут и не очень масштабные, но позволят ознакомиться с номинальной составляющей. К работе желательно подключить школьного психолога.

. Направление: супружеские взаимоотношения молодых людей.

Цель. Уменьшить количество людей, которые разводятся после пребывания в браке, путём подготовки и разъяснения обязанностей и прав будущих супругов.

Задачи:

объяснить, что такое брак, какие обязанности и права будут у каждого из супругов;

помочь распределить будущие обязанности сейчас, чтобы потом не возникало притирок;

помочь найти причины, почему молодые люди хотят вступить в брак, и определить, понимают ли они, что он значит;

нужен поэтапный план, в котором расписаны все действия и их последовательность.

Срок реализации: бессрочно.

Место реализации: город такой-то.

. Пример социального проекта, подходящего для школы или молодежной компании.

Направление: поддержка материнства и профилактика сиротства.

Цель: оказание благотворительной помощи отказникам и несовершеннолетним сироткам, которые проходят лечение в больнице.

Задачи:

привлечение общественного внимания к данной проблеме в связи с тем, что большинство людей не проинформированы про её существование;

сбор средств, материальной помощи, игрушек и лекарств, для передачи в больницу с последующим использованием для восстановления здоровья у отказников и несовершеннолетних сирот;

привлечение средств из государственного бюджета или из благотворительных фондов для улучшения отказников или сирот, которые пребывают в лечебных медицинских учреждениях;

обращение внимания на проблему детей без родителей с целью убеждения людей усыновлять детей;

детально расписанный план, в котором описаны детали поиска средств и их передачи.

Срок реализации: 16 июня 2016 года — 7 июля 2017 года.

Место реализации: Детская областная больница города Самары.

. Пример социального проекта, подходящего для школы или молодежной компании.

Направление: социальная адаптация молодежи с врожденными недостатками и инвалидностью в университетах.

Цель: достижение социализации физически отличимых студентов.

Задачи:

содействие полноценности социализации участников проекта;

взаимодействие с организациями, которые осуществляют социальную защиту для таких людей;

помощь в социально-культурной жизни.

помощь, направленная на преодоление духовного и физического одиночества;

оказание влияния на формирование адекватного отношения в обществе к молодёжи с особенными потребностями;

создание условий, когда молодежь с особенными потребностями сможет спокойно заниматься творческой деятельностью;

реализация творческой реабилитации;

поиск, проверка и внедрение новых методов реабилитации;

детальный план.

Срок реализации: бессрочно.

Место: университет такого-то города.

Социальные проекты для школьников, примеры их реализации могут отличаться — для них можно выбрать помощь детям-инвалидам, что обучаются в обычных школах.

Таким образом, социальное проектирование — это один из способов выражения идей по вопросу изменения мира, среды вокруг с помощью постановки конкретных задач, целей, действий. Также оно описывает ресурсы, которые необходимо привлечь для реализации планов, и указывает сроки для их воплощения [34].

Изменения, которые предлагается провести в ближайшем окружении, могут предоставляться в виде:

описания на словах необходимых действий, которые нужно осуществить, чтобы произвести перемены;

расчетов, необходимых для реализации планов;

графиков, схем, чертежей и т.п.

В проектной деятельности очень важно распределение обязанностей между членами команды. Ведь понятно, что один человек, одновременно разрабатывая планы, проводя переговоры и опросы, занимаясь поисками спонсоров, не в состоянии выполнить всю работу, тем более качественно. Для этого в проектной деятельности тоже есть разделение труда, когда каждому участнику дается занятие по его способностям и по силе его возможностей.

.4 Нормативно-правовое обеспечение управленческой деятельности в области здравоохранения

Система здравоохранения РФ базируется на определённых нормативно-правовых актах, регулирующих данную сферу.

В 1948 году была принята Всеобщая Декларация прав человека, а в 1966 году был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Данные законы закрепляют право каждого человека на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.

К международным документам также относятся: Декларации Всемирной Медицинской ассамблеи: Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения (1983 г.), Лиссабонская декларация о правах пациента (1981 г.), Декларация о независимости и профессиональной свободе врача (1986 г.), Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (1994 г.) и другие.

В статье 41 Конституции Российской Федерации закрепляется право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения.

Основным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, является — ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ.

В данном законе указаны первостепенные нормы защиты здоровья людей; компетентность органов государственной власти различных уровней в области здравоохранения. Так же определена деятельность по защите здоровья матери и ребенка. Отражены вопросы репродуктивной функции семьи. Указаны основные требования к медицинской экспертизе и медицинскому освидетельствованию. К тому же, в этом законе определены критерии финансирования в области здравоохранения другие положения, касающиеся медицинской сферы.

В статье 4 Федерального закона отражены главные принципы защиты здоровья людей. Основными из них являются следующие принципы:

контроль за осуществлением компетенции людей в области защиты здоровья и соблюдение гарантий государства;

при оказании медицинской помощи, нацеленность на первенство интересов пациента;

первоочередность защиты здоровья детей;

социальная охрана граждан в случае потери здоровья;

общедоступность и качество оказания медицинской помощи;

неприемлемость отказа в оказании медицинской помощи;

значимость профилактики в сфере защиты здоровья;

сбережение врачебной тайны [20].

В общем, законодательство в области здравоохранения содержит множество различных нормативно — правовых актов. Основные из них представлены ниже.

Конституция РФ.

Федеральный закон «Закон об охране здоровья граждан» от 21.11.2011 №323-ФЗ.

Федеральный закон от 28 июня 1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах».

Федеральный закон от 08 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Федеральный закон от 17 октября 1998 г. № 157 — ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и другие.

На территории субъекта РФ в области здравоохранения действует законодательство, включающее законы и нормативно-правовые акты субъекта РФ в данной сфере.

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ

.1 Краткая характеристика Департамента здравоохранения Вологодской области

Департамент здравоохранения выступает субъектом исполнительной государственной власти Вологодской области. Он выполняет функции в сфере защиты здоровья граждан.

Департамент здравоохранения Вологодской области — это полное название учреждения.

Он расположен по адресу — г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 19

Основой, на которую опирается Департамент при исполнении своих функций, выступает законодательство РФ и разработанное положение данного учреждения. Его структура представлена на рисунке 2.1.

Об выполнении своих функций Департамент отчитывается перед Правительством области, Главой области и заместителем Главы области. Отчет предоставляется согласно разделению полномочий между членами Правительства [17].

Рисунок 2.1 — Структура Департамента Здравоохранения Вологодской области

Основной его функцией выступает создание и осуществление в рамках своих полномочий комплекса мер по защите здоровья граждан в регионе. Так же он осуществляет разработку предупредительных действий и предоставляет медицинскую и лекарственную помощь.

Ниже приведены его полномочия, которые прописаны в Положении о его деятельности:

Надзор за осуществлением существующего законодательства в сфере здоровья населения.

Исполнение, создание и воплощение в жизнь различных программ по совершенствованию местного здравоохранения, осуществление медицинской помощи. Так же программы по предоставлению медицинского образования граждан и по различным другим вопросам в сфере медицины.

Разработка совершенствования устройства и сети областной медицины, развитие видов и способов его действий.

Осуществление комплексной политики действий региональной медицины.

Регулирование действий элементов региональных и частных медицинских комплексов в сфере защиты здоровья населения.

Надзор за применением показателей качества оказания соответствующей помощи государственными и частными медицинскими организациями жителям.

Осуществление совершенствования всех форм помощи гражданам, в том числе, лекарственной и медицинской.

Осуществление действий, призванных спасать жизнь граждан и охранять их здоровье при различных опасных ситуациях, как в обычное так и в военное время.

Осуществление политики государства, касающейся предоставления лекарственных средств гражданам и медицинским учреждениям.

Регулирование действий лекарственных фирм, организаций, предприятий, находящихся в городе. Контроль не зависит от форм собственности.

Принятие участия в подсчете средств, необходимых для финансирования местного здравоохранения во время составления городского бюджета.

Осуществление, в пределах сумм и статей утвержденной городской сметы на здравоохранение, финансирования подведомственных муниципальных учреждений здравоохранения, а также контроль за их финансово — хозяйственной деятельностью.

Обеспечение материально — технического снабжения городских медицинских организаций.

Выполнение санитарно-эпидемиологического контроля, действий по предупреждению болезней и гарантии санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

Обеспечение санитарно-гигиенического обучения граждан.

Предоставление помощи в лицензировании и аккредитации в области здравоохранения.

Обеспечение доведения до граждан информации о выявленных случаях социально — важных болезней, угрожающих жизни граждан. Информирование происходит различными методами, в том числе и через СМИ.

Департамент может выполнять свои функции как самостоятельно, так и по средствам различных медицинских организаций.

Для осуществления вышеперечисленных целей Департамент Здравоохранения выполняет разные функции. Основными из них являются:

приготовление, создание и передача на приятие:

сравнений, мониторинга тенденций состояния граждан, проектов, программ, предложений, пояснений по вопросам совершенствования медицинского патронажа и лекарственных гарантий людей и медицинских учреждений, улучшения производственной и экономической деятельности подведомственных учреждений, организаций и предприятий;

проектов нормативных документов;

рекомендаций по совершенствованию сети медицинских учреждений и фармацевтических предприятий для близости медицинской и лекарственной помощи к гражданам, увеличение качества его обслуживания, поддержание экономической результативности деятельности в области здравоохранения, сети аптек и усовершенствованию их производственной базы;

предоставление организационно-методической помощи муниципальным медицинским учреждениям;

обнаружение нужды облостных медицинских организаций в лекарствах, медицинских приборах и других ресурсах. Так же осуществляет координацию действий по медицинскому снабжению;

организация осуществления комплексного и целенаправленного контроля городских и областных организаций здравоохранения, аптечных и фармацевтических фирм и организаций;

состыковка расценок на услуги, предоставляемые гражданам на платной основе, фирмам и производствам местного здравоохранения в соответствии с закрепленной системой ценообразования и контроль их исполнение;

принятие участия в деятельности областной комиссии по лицензированию и аккредитации медицинской и лекарственных действий;

организация мероприятий по охране прав и экономических интересов, как системы здравоохранения и фармацевтической сети, так и отдельных их организации и работников;

исследование и мониторинг опыта работы медицинских учреждений и фармацевтических организаций в условиях рыночной экономики;

взаимодействие с квалифицированными организациями, а также с другими социальными ассоциациями;

участие в уточнении цен на услугиздравоохранения в соответствии со статьей 24 закона РФ 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в российской федерации» [19];

организация кадрового обеспечения медицинских ассоциаций, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и аттестацию медицинских и фармацевтических работников;

ведение реестра муниципальных аптечных предприятий, муниципальных учреждений здравоохранения и учет врачей, работающих в муниципальной и частной системе здравоохранения;

координация работы по гарантии общественной безопасности и обеспечение здоровых и защищенных условий труда работников системы местного здравоохранения;

создание территориальной информационной системы и системы статистики в области здравоохранения и фармацевтической деятельности. осуществляет информационное обеспечение муниципальных учреждений здравоохранения, муниципальных аптечных предприятий, обеспечивает создание единого банка данных и единой справочное — информационной службы для учреждений системы муниципального здравоохранения.

Основными правами Департамента являются:

представление и защита интересов мерии в области медицинского обслуживания и обращения лекарственных средств,которые касаются медицинских организаций, лекарственной системы и граждан в рамках своих полномочий;

создание и внесение предложений по исполению законов по вопросам, касающимся организации и осуществления управления и местных медицинских организаций;

внесение в соответствующем порядке предложений о приостановлении или отмене нормативных актов и документов по медицинским вопросам, в случае их несоотвестствии конституции российской федерации и федеральным законам;

запрашивание у руководящего органа, предприятий и ассоциаций требуемой информацию, которая необходима для реализации полномочий Департамента;

содействие в межнациональном пособничестве в сфере защиты здоровья и лекарственного снабжения населения;

формирование междуведомственных организаций по защите здоровья и постоянно действующих комитетов по курсу профильной медицинской помощи;

разрешение местным медицинским организациям в оказании платных медицинских, фармацевтических и других услуги в соответствии с законодательством;

использование внутреннего потенциала СМИ в целях оповещения населения об опасности для их здоровья;

Структура Управления здравоохранения. Управление Здравоохранения возглавляет начальник управления.

Начальник управления и два его заместителя принимаются на должность и увольняются с должности распоряжением главы города.

Структурными подразделениями управления являются:

лечебный отдел;

фармацевтический отдел;

финансово — экономический отдел;

сектор по работе с кадрами;

производственный сектор.

Департамент несет ответственность за выполнение возложенных на него функций и полномочий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Вологодской области.

2.2 Анализ результатов деятельности Департамента здравоохранения Вологодской области

На протяжении последних лет в области наблюдается положительная динамика демографических показателей. По итогам 11 месяцев 2015 года показатель смертности от всех причин составил 14,9 на 1000 населения. Показатель рождаемости за 11 месяцев 2015 года составил 13,7 на 1000 населения. Отмечается снижение младенческой смертности, смертности от новообразований, от болезней органов дыхания. Динамика основных демографических показателей Вологодской области представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 — Динамика основных демографических показателей Вологодской области

В Вологодской области создана трехуровневая система, обеспечивающая своевременную и квалифицированную медицинскую помощь детям, как на уровне первичной медико-санитарной помощи, так и на уровне специализированной медицинской помощи.

Медицинские услуги детям предоставляются в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами и клиническими протоколами, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В деятельность медицинских организаций внедрено более 55 стандартов медицинской помощи по различным заболеваниям и более 30 клинических протоколов.

В области в последние годы благодаря реализации национального проекта «Здоровье», а также реализации мероприятий подпрограммы 4 «Охрана здоровья матери и ребенка» Государственной программы «Развитие здравоохранения Вологодской области» на 2014-2020, наблюдается позитивная демографическая ситуации, так доля детей в общей численности населения возросла и составила 19,5%.

Оказание медицинской помощи детям в области обеспечивается развитой многопрофильной сетью лечебно-профилактических учреждений.

В 2015 году более 48000 детей получили стационарную медицинскую помощь, в том числе 197 детей — высокотехнологичную медицинскую помощь по 8 профилям на базе двух областных медицинских организаций (БУЗ ВО «Вологодская областная детская клиническая больница» и БУЗ ВО «Череповецкая детская городская больница»).

В федеральные клиники в 2015 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи направлено 802 ребенка. Доступность в получении данных видов медицинской помощи высокая.

С целью приближения специализированной медицинской помощи детям, проживающим в сельской местности, организована выездная консультативная работа врачами-специалистами БУЗ ВО «Вологодская областная детская клиническая больница». За 2015 год выполнен 461 выезд, в том числе плановых — 113, экстренных — 348, проконсультировано 9220 детей, осмотрено 2953 ребенка.

С целью более качественного оказания медицинской помощи новорожденным и улучшения доступности экстренной помощи всем детям области в 2015 году департаментом здравоохранения области закуплены 2 реанимобиля для БУЗ ВО «Вологодская областная детская клиническая больница» и БУЗ ВО «Череповецкая детская городская больница» и три транспортных кювеза на общую сумму 21,0 млн. рублей.

В 2015 году проведена диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях, осмотрено 1380 человек; диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную семью или патронатную семью, осмотрено 2192 ребенка.

В области реализуется новый Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, в 2015 году осмотрено 173512 детей, что на 38,2% больше по сравнению с 2014 годом. Основные показатели приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Количество детей, прошедших медицинский осмотр при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них

 

В 2015 году в области продолжилась работа по пренатальной (дородовой) диагностике нарушений развития ребенка в первом триместре беременности. В настоящее время в медицинских организациях области работают 8 врачей ультразвуковой диагностики экспертного класса.

Охват новорожденных детей неонатальным скринингом в 2015 году составил 98%, ежегодно в области выявляется до 10 случаев наследственных заболеваний. Все дети с наследственными заболеваниями находятся под динамическим наблюдением специалистов.

Охват детей неонатальным скринингом представлен на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 — Охват детей неонатальным скринингом

В 2015 году направление пациентов на лечение бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий осуществлялось как за счет средств обязательного медицинского страхования, так и за счет средств федерального бюджета.

В 2015 году направлено на лечение бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий: за счет средств ОМС — 596 пациенток; за счет средств федерального бюджета пролечено 37 пациенток, что на 13,3% больше по сравнению с 2014 годом (в 2014 году направлено 549 пациенток). В результате работы программы по направлению на лечение бесплодия с помощью ЭКО ежегодно в области рождается более 100 детей. Количество пациенток, направленных на лечение бесплодия представлено на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 — Количество пациенток, направленных на лечение бесплодия

С целью достижения целевого показателя младенческой смертности, установленного «дорожной картой», в 2015 году департаментом здравоохранения области приняты следующие меры:

разработана и внедрена программа       мониторинга беременных высокой группы риска;

введен еженедельный мониторинг по пренатальной диагностике; введен еженедельный мониторинг числа преждевременных родов на I уровне и своевременного направления и перевода беременных на II и III уровень для родоразрешения.

Беременные женщины, у которых выявлены врожденные пороки развития плода, направляются для родоразрешения и проведения оперативного вмешательства новорожденным детям федеральные перинатальные центры.

В результате проводимой комплексной работы достигнуты позитивные изменения в состоянии здоровья детей Вологодской области:

на 4,1% снизились показатели общей заболеваемости детского населения;

уменьшился показатель инвалидности у детей на 1,7%, показатель впервые выявленной инвалидности снизился на 9,7%;

увеличилось количество детей с I и II группой здоровья (здоровые дети и дети, имеющие функциональные расстройства) на 2,2%;

уменьшилось количество детей, имеющих хронические заболевания, на 2,2%;

снизился показатель младенческой смертности на 28% и составил 5,9 на 1000 родившихся живыми за 11 месяцев 2015 года [27].

2.3 Исследование работы с молодыми семьями в Департаменте здравоохранения Вологодской области

Государственная поддержка семьи в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

самостоятельность и независимость принятия семьей решений касаемо своего развития. Экономические, правовые и иные меры государственной семейной политики способствуют развитию семьи, предоставляют семье возможность выбора вида государственной поддержки;

паритетность семей и всех членов семей в праве на государственную поддержку самостоятельно от социального положения членов семей, их национальности, места жительства и религиозного мировоззрения;

преимущество интересов каждого ребенка независимо от того, в какой семье он воспитывается. Методы государственной поддержки семьи направляются на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психологического, интеллектуального и социального развития;

равенство мужчин и женщин в разделении семейных функций, а также в предоставлении им возможностей своей реализации в трудовой сфере и общественной деятельности;

упорядоченность принятия мер по государственной поддержке семьи на федеральном и региональном уровнях; обеспечение предоставления семье закрепленных на федеральном уровне элементарных социальных гарантий и льгот, их дополнение на региональном уровне;

сотрудничество семьи и государства, классификация ответственности за семью, партнерство с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;

принятие государством ответственности по абсолютной защите семьи от бедности и необеспеченности, вызванных вынужденной миграцией, войнами и вооруженными столкновениями, происхождения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществление разграниченного подхода к даче гарантий по сохранению социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благополучия;

правопреемство и устойчивость в оказании государственной помощи семье, сохранение достигнутых и дальнейшее развитие комплекса социальных гарантий.

Основными целями государственной семейной политики выступают:

воспитание у юного поколения комплекса ценностей семейного образа жизни, надлежащего правильной модели молодой семьи;

гарантия выполнения молодой семьей, прежде всего, репродуктивной и социальных функций;

создание позитивного общественного суждения, популяризация семейного образа жизни, повышение авторитетности социального благополучной семьи;

предоставление семьям требующейся поддержки в их возникновении и устойчивом функционировании.

В большинстве случаев значимость семьи в жизни человека и общества, а также ориентация и результативность семейной политики зависит от важности семейных ценностей, места семьи в системе ценностей людей.

Семейные ценности — важнейшая часть ценностного ядра россиян. Для большинства семейные ценности приблизительно такой же масти, что и любовь, родительство, преданность, доверие, дружба, дом. Семейные ценности находят свое отражение в отношении к браку, желание семейной жизни. Важно отрицательное восприятие разводов. Большое значение должны иметь высокие репродуктивные установки. Однако, в результате преобразования общества, под влиянием ряда социальных, экономических политических факторов семейные ценности претерпевают значительные изменения. В основном, это заключается в ценности многодетности, большой многопоколенной семьи.

Ценностные ориентации современной молодежи формируются под влиянием различных аспектов, которые характерны как для России, так и для многих стран мира. Это переход многих европейских стран к современным ценностям, воздействие периода социальных изменений и смены систем ценностей на протяжении ХХ столетия, этническое и культурологическое многообразие России.

Образ семьи создается под влиянием комплекса внутренних и внешних факторов. К внутренним, по отношению к семье, факторам относятся воспитательные стратегии, система ценностей родителей и взаимоотношения в семье. А к внешним — объективные условия и аспекты, оказывающие влияние на благополучие семей.

Стоит отметить, что семья играет первенствующую роль в становлении личности и ее социализации. Так же семья необходима для воспроизводства, воспитания подрастающего поколения, поддержания и передачи духовных и нравственных ценностей. В российском традиционном обществе именно культурный аспект составлял доминанту в процессе передачи семейной традиции и воспитания новых поколений. Сохранение такого прототипа воспроизводства семейных ценностей невозможно только путем реализации социальных и экономических программ. Пока не будет учитываться духовная составляющая, не будет признана приоритетная значимость культурных, духовно-нравственных ценностей, ответственности, сохранения семейных традиций на фоне их растущей девальвации — все, даже самые радикальные экономические механизмы окажутся недейственными [31].

Также стоит указать, что семья очень важна для многих людей как в России. Часть ответивших, которые отводят существованию семьи ведущую роль в иерархии ценностей за последнее десятилетие увеличилась почти вдвое (с 34% до 64%), в основном среди лиц в возрастной группе 25-34 года и старше 65 лет. Современная молодежь очень заинтересована в поддерживании и упрочнении семейных ценностей и благосостоянии своих близких людей [36].

Наиболее значимые семейные ценности граждан существенно не изменились. Это последовало из выводов, полученных в результате проведенного исследования. На первом месте стоит денежное благосостояние, дети и жилище. На 6-месте в шкале из 13 целей, т.е. в середине ранжированного ряда, находится ценность двоих детей (у женщин и мужчин). Но многодетность не входит в число значимых жизненных приоритетов. На самом последнем месте в шкале жизненных целей стоит рождение трех детей. До этого находятся ценность свободы, независимости, стремления «делать то, что хочет» только она или он [32].

Данные показывают, что все большее количество семей откладывает рождение детей на более поздний возраст. Так в 2001-2006 гг. большая для рождаемости была в возрастной группе от 20 до 24 лет, в следующую пятилетку он стал приходится на возраст 25-29 лет. Средний возраст первого сексуального контакта снизился почти на год с 19,3 (в периоде 40-44 года) до 18,4 (в периоде 25-29 лет). Чаще всего стали рожать первенца в более раннем возрасте, сдвиг произошел почти на два с лщним года, что соответствует следующим данным — с 22,4 для женщин в возрасте 40-44 лет до 24,9 для женщин в возрасте 25-29 лет, что соответствует изменениям в структуре повозрастной рождаемости [29].

Современная молодежь не боится произвольной необеспеченности; они больше склонны иметь детей немного детей. Для современной молодежи, сформировавшейся в условиях малодетности и системы либеральных ценностей, характерны низкие репродуктивные установки. В репродуктивных установках молодежных когорт практически сформировались устойчивые представления о желаемой модели семьи, где максимальное число детей практически не превышает двух. Имеет место существенное уменьшение репродуктивных ориентаций у детей по сравнению с родителями. Так, среднее ожидаемое число детей у отцов составило 2,29, а у сыновей — 1,85, у матерей — 2,32, у дочерей 1,92 [9].

Благодаря внедрению такой программы как «материнский капитал» с 2007 года, рождаемость стала повышаться быстрыми темпами. Это привело к улучшению демографической ситуации в стране [18].

Количество рожденных детей возросло больше чем на 310 тысяч. Суммарный коэффициент рождаемости (условное среднее число детей, рожденных одной женщиной за всю жизнь) также повысился с 1,31 в 2006 г. до 1,7 в 2013 г. Однако и этот уровень намного ниже того, который, при данном соотношении полов среди родившихся (106 мальчиков на 100 девочек) и нынешнем уровне смертности в детских и репродуктивных возрастах, необходим для обеспечения хотя бы простого замещения поколений — 2,1 ребенка на одну женщину. К сожалению, лишь в 2013 году (единственном за весь рассмотренный период) в Российской Федерации не оказалось естественной убытка граждан. Существовал в тот год только естественный прирос, который был равен нулю [30].

За счет возрастания психологической функции семье, ее ценность в жизни человека остается весьма значимой. Так же семья выступает одной из причин, увеличивающие психологическую и психофизиологическую устойчивость к неблагоприятным факторам, она не только создает психоэмоциональный комфорт, но и имеет прямое отношение к состоянию здоровья человека.

Анализ изменения мотивов вступления в брак занимает важное место при изучении ценностей семьи. В традиционном обществе основным мотивом заключения браков был экономический аспект, то есть путем заключения браков своих детей семья улучшала свое материальное благосостояние. А в индустриальном обществе важными становятся такие мотивы как любовь, желание иметь близкого человека рядом с собой, то есть неэкономические мотивы. Так же стоит сказать, что так же происходит изменение общепринятых правил тяготеющих более к нейтральному взгляду на разводы, в отношении стабильности брака и поведения, связанного с сохранением или отказом от сохранения брака.

Одним из самых важнейших событий в жизни молодого человека (как юноши, так и девушки) является создание своей собственной семьи, ее дальнейшее становление и укрепление как социального субъекта. Мотивацию создания семьи в нашем современном обществе необходимо рассматривать как процесс, который побуждает молодых людей к стимуляции своей деятельности в удовлетворении своих социальных и физиологических потребностей в браке.

.4 Оценка эффективности работы с молодыми семьями в Департаменте здравоохранения Вологодской области

Среди студенческих семей Вологодской области в 2014 году было проведено социологического исследование. Всего было опрошено 514 человек. Респондентами выступили члены студенческих семей, которые обучаются в высших учебных заведениях.

Комплексный анализ института студенческой семьи был основной целью проводимого исследования. Данный анализ проводился для определения материального положения молодых семей, их мнений о государственной семейной политике и для оценки имеющегося демографического потенциала

Распределение ответов отражено в таблице 2.2.

 

В ходе опроса выяснилось, что для респондентов под пониманием семьи на лидирующем месте стоит «проявление любви к супругу, супруге» — более половины ответивших (таблица 2.2). Так же большинство студентов ответили, что семья для них является «убежищем от стрессовых влияний внешнего мира». Из проведенного исследования можно сделать вывод, что основным мотивом для создания семьи выступает психологический мотив. В современном обществе, в отличие от традиционного, люди нуждаются в любви, заботе, ласке, преданности. Только семья может помочь им удовлетворить данные потребности.

Так же каждый четвертый ответивший (26,7%) считает, что семья — это, прежде всего, «продолжение рода». Для этих респондентов наиболее значимым является социальный мотив. Молодые люди хотят завести детей и состояться как родители. Этот показатель важно учитывать при разработке и реализации демографической и семейной политики, которые направлены на повышение уровня рождаемости.

Очень мало студентов видят семью как «обузу», «помеху» (таблица 2.2).

Хотя, с другой стороны, всего лишь 6,6% опрошенных людей полагает, что семья является «местом для самореализации, самовыражения». Это подтверждает тот факт, что в современном обществе преобладает такая система ценностей, которая сориентирована на самовыражения, самореализации, достижения успеха вне своей семьи. Прежде всего это касается профессиональной деятельности. Большинство молодых людей не считают, что их жизненный и профессиональный успех зависит от взаимоотношений в семье.

Распределение ответов на вопрос: «Для чего, с Вашей точки зрения, студенты вступают в брак, заводят семью?» представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 — Распределение ответов молодых семей на вопрос: «Для чего, с Вашей точки зрения, студенты вступают в брак, заводят семью?», % к числу опрошенных

В ходе исследования выяснилось, что для современного российского общества важны именно психологические функции семьи.

В процессе опроса студентов на данный вопрос оказалось, что большинство респондентов вступают в брак для того, чтобы обрести человека обрести человека, который буде заботиться о тебе, поддержит в любой сложной жизненной ситуации. Такой ответ дали около половины опрошенных людей. Как оказалось, одиночество не очень пугает современную молодежь. Всего лишь для 3.9% респондентов мотивом вступления в брак выступает страх быть одиноким.

На втором месте стоит такой мотив вступления в брак, как желание всегда быть рядом с любимым человеком, что является очень милым и романтичным для современной молодежи. Бытовая сторона жизни интересует молодежь гораздо меньше. Так же следует отметить, что на данный момент уходит на задний план такой мотив, как постоянный сексуальный контакт. Всего 8,6% студентов ответили на данный вопрос положительно.

Проведенный нами опрос можно дополнить результатами исследования, проведенного в 2014 году институтом семьи и воспитания РАО при поддержке РГНФ.

Из всей группы молодых людей, которые были опрошены (было опрошено 229 человек в возрасте от 17 до 25 лет) не очень большая часть живет самостоятельно, отдельно от родителей и 9,1% имеет свою семью (постоянного партнера, поддерживает фактические брачные отношения). Как уже отмечалось, роль родительской семьи в формировании собственного представления о семье и семейной жизни, которое происходит достаточно рано, весьма велика. У большинства молодых людей существует идеал семьи (62,9%), около трети (27,1%) респондентов затруднились с ответом. Те, кто положительно ответил на вопрос, в большинстве своем полагают, что идеал сформировался на основе опыта семьи родителей (45,4%), а так же «собственного ощущения» (22,3%). В случае, если молодые люди позитивно оценивают брак своих родителей, он с большей долей вероятности формирует у них идеал их будущей семьи (для 74% молодых людей, оценивающих брак своих родителей как удачный, он является идеалом отношений в семье). Сохраняется значимость хороших отношений с родителями — 68,1% опрошенных молодых людей оценили важность для себя хороших отношений с родителями на 9-10 баллов из 10 возможных.

Однако будущая семейная жизнь не является ведущей темой для общения родителей и детей. В лидерах тем, которым отдают предпочтение родители при общении со своими детьми, учеба (в 72,1% семей эта тема обсуждается часто), состояние здоровья членов семьи (68,1%), будущая профессия детей (63,8%), домашние обязанности (62,4%). На тему будущей семейной жизни «часто» беседуют в 37,1% семей. Как показывают различные исследования, семья остается важным приоритетом в системе жизненных ценностей молодежи [5].

В ходе исследования в пятерке ведущих жизненных ценностей (допускалось выбрать 2-3 варианта из предложенного списка) молодых людей оказался достаточно традиционный набор: «иметь ребенка» — 26,6%, «иметь хорошее здоровье» — 26,2%, «состоять в браке» — 24,5%, материальное благополучие» — 21,0%, «быть любимым(ой)» — 16,2%.

При этом молодые люди достаточно либерально относятся к необходимости регистрации брачных отношений. Отличается отношение к обязательности регистрации брака в зависимости от его очередности. 64,2% молодых людей считает обязательным регистрацию первого брака и лишь 29,7% — повторного. Молодые люди по-разному относятся к различным формам брачных отношений. Большая часть молодежи одобряет заключение пробных браков (69,8%), около трети (30,1%) положительно относится к гражданскому браку, 53,3% — к межнациональным бракам. Распределение ответов представлено в таблице 2.4.

Таблица 2.4 — Отношение молодежи к различным формам брака (% от числа опрошенных)

 

Наряду с этим 78,2% молодых людей против заключения однополых браков (в том числе 71,6% — категорически против), 6,1% полагает, что «трудно сказать, как такая практика скажется на воспитании», 3,5% не стали отвечать на данный вопрос и 12,3% относится к однополым достаточно позитивно (4,4% не видит в такой практике ничего особенного, 1,3% в целом их одобряет и 6,6% полагает, что людям надо предоставить свободу в этом вопросе).

Исследование позволило выявить, какие характеристики семейной жизни для молодежи наиболее важны. Почти половина молодых людей полагает, что семья «это, прежде всего, большой труд и терпение в отношении друг друга». Около трети молодых людей считает, что отсутствие любви является поводом для прекращений брачных отношений. Примерно столько же считает, что семья без детей не может считаться семьей. Каждый пятый молодой россиянин полагает, что человек без семьи не может быть счастлив. Около 20% категорически настроены на обязательное соблюдение тех или иных формальностей при заключении брака (брак должен быть зарегистрирован — 21,6%, венчан в церкви — 21,8%, заключен брачный контракт — 18,3%).

Для современной молодежи характерна допустимость добровольной бездетности; проведенные исследования демонстрируют, что ее репродуктивные ориентации тяготеют к малодетной семье. Так, в ходе исследования выяснилось, что около 5% молодых людей не хочет иметь детей, не считая это необходимым в жизни. В противовес этому 43% полагает, что число детей не определяется их конкретным желанием и планированием жизни, «сколько Бог пошлет». Большая часть молодых людей, давших конкретный ответ о желаемом числе детей, хотели бы иметь двоих детей (35%). 5,7 % остановились бы на 1 ребенке, 19,7% хотели бы быть многодетными родителями (иметь 3-4 детей). Исследования демонстрируют, что в настоящее время семья занимает ведущее место среди основных жизненных ценностей молодых россиян. Предпочтение отдается семье с 2 детьми, основанной, прежде всего, на любви и взаимопонимании супругов. Для молодых людей крайне важны хорошие отношения в семье, между супругами. Вместе с тем, современная молодежь как социально-демографическая группа неоднородна. Среди молодых людей нет единого взгляда на единственно признаваемый и желаемый тип организации семейной жизни. В значительной части случаев россияне выступают традиционалистами, однако не только консервативные взгляды характеризуют молодых россиян.

Проблемы формирования культуры брачного поведения молодежи приобретают в современных условиях все большее общественное значение. В конечном результате все зависит от того, как будет вести себя молодое поколение, какими нравственными идеалами, социальными убеждениями и гражданской ответственностью будет руководствоваться в своей жизни. Одна из важнейших ценностей россиян — семейный образ жизни, его укрепление — должно рассматриваться в обществе как приоритетное направление государственной молодежной и семейной политики.

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Направления совершенствования государственной поддержки молодых семей Вологодской области

В настоящее время государственные органы стремятся обеспечить, чтобы ни мать, ни ребенок не был лишен своего права на доступ к средствам лечения болезней и восстановления здоровья, в частности, принимаются необходимые меры для:

снижения уровня смертности младенцев и детской смертности;

обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с выделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;

борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступных технологий и доставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;

предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;

обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии, среды обитания ребенка и предупреждения несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний.

Основными направлениями реализации молодежной семейной политики являются:

пропаганда семейных ценностей среди молодежи, формирование основ педагогической культуры у молодых родителей, обеспечение преемственности поколений в семье;

формирование моделей и механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления благополучной молодой семьи;

развитие форм общественного объединения молодых семей и повышение их социальной активности, развитие самопомощи и взаимопомощи в решении проблем молодой семьи;

подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи;

содействие в обеспечении жильем молодых семей, в повышении уровня их материального и социального благополучия.

В основе молодежной семейной политики должны лежать следующие принципы партнерское взаимодействие государства, общества и молодой семьи, целостность и непротиворечивость государственной политики в отношении молодой семьи, единство социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства, дифференцированный подход к различным типам семей, социальная субъектность семьи, социальная преемственность поколений, гуманизм

Мероприятия предусматривают создание на районном уровне системы поддержки молодых семей в решении ими жилищных проблем, которая включает в себя:

предоставление безвозмездных субсидий, в том числе в виде имущественной доли;

оформление долгосрочных кредитов и рассрочки платежа через НО «Фонд развития ипотечного жилищного кредитования» и кредитные организации района;

компенсацию процентной ставки по предоставленным банками кредитам на строительство или приобретение жилья;

строительство за счет бюджетных средств магистральных инженерных коммуникаций к местам массового строительства индивидуальных жилых домов, где более 70 процентов застройщиков являются молодыми семьями;

безвозмездную передачу созданным молодежным жилищным кооперативам (МЖК) объектов незавершенного жилищного строительства;

строительство социального жилья (общежитий);

предоставление малоимущим многодетным молодым семьям, состоящим в списках на улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления, жилплощади из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма.

Вологодская область формирует списки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и желающих принять участие в реализации мероприятий, кроме того определяет приоритетное направление при расходовании средств: безвозмездные субсидии, долгосрочные кредиты, строительство инженерных коммуникаций и т.д.

На основании вышеперечисленного оформляется бюджетная заявка на выделение средств областного и федерального бюджетов, и прилагаются все необходимые документы, подтверждающие наличие разработанной и утвержденной проектно-сметной документации, информация по экономическому эффекту вложения бюджетных средств.

Бюджетные средства должны быть направлены, в первую очередь, для привлечения средств молодых семей. Многодетным малообеспеченным семьям за счет бюджетных средств предполагается выделение безвозмездных субсидий или предоставление социального жилья из муниципального жилищного фонда.

Необходимо отметить, что на региональном уровне осуществляется разработка и реализация дополнительных механизмов материальной поддержки семей, способствующих повышению уровня жизни семей с детьми. К примеру, в Вологодской области, кроме пособий, установленных федеральным законодательством (пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком, единовременные выплаты в связи с беременностью и рождением ребенка), установлена единовременная выплата в размере 100 тыс. рублей при рождении (усыновлении) третьего ребенка после 1 января 2011 года [21]. Также многодетным семьям бесплатно выделяются земельные участки [16]. Другие меры социальной поддержки представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 — Меры социальной поддержки

 

.2 Разработка проекта «Школа молодых родителей»

Состояние здоровья матери и ребенка является индикатором состояния и благополучия общества в целом. По статистике, каждая вторая женщина испытывает психологические трудности после рождения ребенка, которые особенно остро проявляются в первые два года жизни малыша. Многие женщины не всегда знают, как лучше вести себя с ребенком, как чувствовать спокойствие и гармонию, как минимизировать стрессы и справляться с послеродовой депрессией. Они часто бывают тревожны и раздражительны, порой срываются на своих близких. А нездоровая психологическая атмосфера в семье очень плохо сказывается на ребенке. В наши дни возрастает количество матерей, родивших в очень раннем возрасте. По статистическим данным большинство таких случаев происходит в неблагополучных семьях. Такие молодые мамы нуждаются в специализированной помощи по уходу за новорожденным малышом.

В ходе проведенного исследования на основе статистических данных были выявлены негативные факторы по количеству прерываний беременности и показателям смертности детей в возрасте до 1 года. Данные представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 — Прерывание беременности (аборты) в Вологодской области

 

Так, за исследуемый период, при незначительном снижении (на 10,2%) числа прерываний беременности у первобеременных наблюдается рост их доли в общем количестве прерываний беременности. Не маловажен тот факт, что остаются очень высокими показатели смертности детей до года. Так в период с 2013 по 2015 год умерло 232 ребенка (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 — Показатель смертности детей до 1 года за 2013-2015 годы

Следовательно, важным и актуальным является не только вынашивание здорового ребенка, но и правильный уход за ним в первые годы жизни.

В целях улучшения данной ситуации предлагаем создать «Школу молодых родителей» на базе детской областной больницы г. Вологда.

Задачами «Школы молодых родителей» выступят:

обучение родителей с детьми 1-го года жизни основным правилам воспитания здорового ребенка — уходу, купанию, грудному вскармливанию, закаливанию, комплексам массажа и гимнастики, соблюдению режима дня, полноценному питанию;

просвещение родителей по вопросам создания гигиенических условий для полноценного роста и развития малыша, требований к игрушкам и изделиям для детей, стимуляции развития ребенка через игру;

пропаганда здорового образа жизни, формирование культуры здоровья, мотивирование родителей к личной ответственности за свое здоровье и здоровье детей, профилактика заболеваний, связанных с употреблением табака и алкоголя, психоактивных веществ;

работа с родителями по подготовке детей 2-3 года жизни к новому этапу в их жизни — поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

В ходе исследования автором был проведен опрос молодых мам о необходимости создания «Школы молодых родителей». По результатам опроса 80% молодых мам считают необходимым создание данной школы, так как по их мнению она выступит опорой и поддержкой в сложных вопросах ухода за маленьким ребенком и психологической помощью в трудных ситуациях.

Результаты опроса представлены на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 — Результаты опроса молодых родителей о необходимости создания «Школы молодых родителей»

На базе данной школы планируется работа таких врачей, как заведующий педиатрическим отделением; врач-неонатолог; участковые педиатры; иммунолог; врач ЛФК; психолог; медсестра кабинета здорового ребенка.

По предварительным расчетам затраты на организацию Школы составят 545 тыс. руб.

Затраты на реализацию проекта приведены в таблице 3.3.

Таблица 3.3 — Затраты на реализацию проекта

 

Источником финансирования будут являться средства из регионального бюджета Вологодской области.

Для реализации проекта по каждому разделу определяется план конкретных мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей проектных мероприятий.

Исполнителем будет выступать управление организацией медицинской помощи и профилактики департамента здравоохранения Вологодской области, при поддержке Администрации города Вологды, в рамках реализации стратегии — 2020 «ВОЛОГДА — КОМФОРТНЫЙ ГОРОД» (приложение 1).

Этапы реализации проекта представлены в таблице 3.4.

Таблица 3.4 — Этапы реализации проекта

 

Чтобы установить иерархически структурированное распределение работ по реализации проекта для всех задействованных в нем работников, составим иерархическую структуру работ проекта (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 — Иерархическая структура работ проекта.

Для эффективного планирования и контроля прогресса проекта разрабатывается структурная схема организации проекта (рисунок 3.4).

Рисунок 3.4 — Структурная схема организации проекта

Еще один документ, который полезно составить на фазе инициации, — план по вехам. Веха — это ключевое событие проекта. План по вехам — последовательность вех проекта с предполагаемыми датами их наступления. Он помогает высшему руководству принять решение о запуске проекта, на его основе осуществляется контроль (таблица 3.5).

Таблица 3.5 -План проекта по вехам

 

Далее составим сетевую модель проекта. Она позволяет найти минимальные сроки завершения проекта и отдельных работ, а так же определить множество критических работ, увеличение продолжительности выполнения любой из которых приводит к увеличению времени выполнения всего проекта (рисунок 3.5).

Рисунок 3.5 — Сетевая модель проекта

Поскольку при планировании проекта многие операции выполняются параллельно, существует несколько возможных путей прохождения каждого графа. Более длительные операции являются критическими.

Любая задержка срока начала или окончания выполнения этих операций приводит к задержке срока выполнения проекта в целом. Последовательность критических операций составляет критический путь проекта. Продолжительность критического пути определяет общую продолжительность проекта (рисунок 3.6).

Рисунок 3.6 — «Критический путь» проекта

Критический путь проекта составит 792 дня.

При осуществлении любого проекта всегда возникает ситуация, связанная с неопределенностью, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации проекта и связанных с ними затратах и результатах. Все участники проекта заинтересованы в том, чтобы исключить возможность провала проекта из-за таких неопределенных ситуаций. Для этого составляется матрица «вероятность/воздействие» (таблица 3.7).

Таблица 3.7 — Риски проекта (матрица вероятность/воздействие)

 

Социальная значимость проекта заключается в следующем:

Оказание специализированной помощи молодым семьям в первые годы жизни ребенка.

Обучение родителей правильному воспитанию ребенка.

Пропагандирование здорового образа жизни.

Снижение показателя младенческой смертности.

Снижение числа абортов.

Снижение числа детей — отказников.

Улучшение показателей оценки работы органов здравоохранения области.

К числу конечных результатов проекта можно отнести следующие:

создание программы обучения молодых родителей;

разработка сайта «школа молодых родителей»;

создание специализированных кабинетов для проведения занятий;

ведение информационно-справочной базы занятий для родителей;

непосредственное обучение молодых родителей.

Изменения показателей представлены в таблице 3.8.

Таблица 3.8 — Изменение показателей после реализации проекта «Школа молодых родителей»

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день «молодежный» вопрос является одним из самых актуальных для органов государственной власти РФ. Масса мероприятий органов государственной власти и местного самоуправления направлена на укрепление общественных позиций современного молодого поколения. Власть и общество осознают важность молодежных проблем и их решения для обеспечения поступательного развития России.

В настоящее время государственные органы стремятся обеспечить, чтобы ни мать, ни ребенок не был лишен своего права на доступ к средствам лечения болезней и восстановления здоровья, в частности, принимаются необходимые меры для:

снижения уровня смертности младенцев и детской смертности;

обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с выделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;

борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи;

предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды.

Необходимо отметить, что на региональном уровне осуществляется разработка и реализация дополнительных механизмов материальной поддержки семей, способствующих повышению уровня жизни семей с детьми.

В ходе проведенного исследования на основе статистических данных были выявлены негативные факторы по количеству прерываний беременности и показателям смертности детей в возрасте до 1 года. Так число прерываний беременности, включая миниаборты в 2015 году составило 11122.

Так, за исследуемый период, при незначительном снижении (на 10,2%) числа прерываний беременности у первобеременных наблюдается рост их доли в общем количестве прерываний беременности. Не маловажен тот факт, что остаются очень высокими показатели смертности детей до года. Так в период с 2013 по 2015 год умерло 232 ребенка.

Следовательно, важным и актуальным является не только вынашивание здорового ребенка, но и правильный уход за ним в первые годы жизни.

В целях улучшения данной ситуации предлагаем создать «Школу молодых родителей» на базе детской областной больницы г. Вологда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Алешина, Ю. Цикл развития семьи: исследования и проблемы /Ю. Алешина // Вестник московского университета. — 2008. — № 5. — С. 239.

.        Аналитический отчет по итогам выборочного наблюдения репродуктивных планов населения [электронный ресурс]: офиц. сайт. — Режим доступа: #»901260.files/image011.jpg»>

Рисунок 1 — Основные цели стратегии — 2020 «Вологда — комфортный город».

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

782

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке