СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
.1 Мышление как познавательный процесс
.2 Развитие мышления у дошкольников
.3 Основные методы развития мышления в дошкольном возрасте
.4 Познавательно-исследовательская деятельность как метод развития мышления у дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАССМОТРЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
.1 Методы и методики исследования
.2 Организация проведения констатирующего эксперимента
.3 Формирующий эксперимент по развитию мышления дошкольников с помощью познавательно — исследовательской деятельности
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
.4 Организация проведения контрольного эксперимента
.5 Целевые ориентиры ФГОС ДО НОД в познавательно-исследовательской деятельности
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современный Федеральный государственный образовательный стандарт[1] к воспитательным, образовательным и развивающим задачам в дошкольном образовании предполагает особое внимание к формированию у детей инициативности, самостоятельности, познавательной активности.
Основная характеристика развития дошкольника — стремление к самостоятельному развитию. Дошкольник должен получать естественным путем важную информацию об окружающем мире, людях, законах общественной жизни и объектах природы [4;28].
Исследовательская деятельность выступает на первый план при ознакомлении ребенка с окружающим миром. В ходе реализации программ дошкольного воспитания во главу угла ставятся активность, любознательность и желание познания.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников — естественное состояние детей, которое выражается в целенаправленности мыслей и действий, сосредоточенности, стремлении высказывать свое мнение, проводить сравнение полученной информации, чем создает условия для психического развития, плавно переходя в саморазвитие [2;34].
Познавательное развитие по ФГОС в ДОО предполагает использование экспериментов и опытов, являющихся новым направлением работы с воспитанниками детских садов. Детское экспериментирование — это важный процесс самообразования детей. Оно направленно на познание свойств предметов и явлений природы через их непосредственное восприятие и помогает дошкольникам лучше запоминать произведенные действия и получаемые результаты[5;26].
Дошкольники предпочитают эксперименты, в которых просматриваются причинно-следственные связи. Кроме того, в это время происходит активное интеллектуальное развитие <#»908740.files/image001.gif»>
Рис. 1- Серия картинок Методики «Что лишнее?»
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Время решения задачи — 3 минуты. Интерпретация результатов:
баллов (очень высокий) — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньше чем 1 мин., назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
-9 баллов (высокий) — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
-7 баллов (средний) — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
-5 баллов (средний) — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. мин.
-3 балла (низкий) — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 0-1 балл (очень низкий) — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
. Методика «Последовательные картинки» [Борисова Е.М.]:
Цель — исследование способности устанавливать причины следственной связи, понимать последовательность событий.
Перед ребенком на столе кладут четыре картинки (в произвольном порядке) и дают рассмотреть их в течение 20-30 сек. (см. рис. 2).
Рис. 2- Картинки по Методике «Последовательные картинки»
Инструкция: «Все эти картинки про одного мальчика. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом».
Если ребенок не начинает работу, уточняют: «Что сначала делал мальчик? Положи эту картинку сюда, первой»; «А что потом?». После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Интерпретация результатов:
Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Также они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого до развернутого рассказа.
Дети умственно отсталые справляются с этим заданием к 7-8 годам. В 5-6 лет они ограничиваются называнием отдельных картинок («Мальчик», «Кушает») с помощью наводящих вопросов. Последовательности изображенных на картинках действий они не устанавливают. Помощь не используют.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображенных событий. При раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах и затрудняются в составлении развернутого рассказа.
. Методика «Нелепицы» [Торохова Г.Н.]:
Цель — оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях, отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.
Сначала ребенку показывают картинку (см. рис.3).
Рис. 3- Картинка по Методике «Нелепицы»
В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными.
Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Время экспозиции картинки и выполнения задачи — 3 минуты. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Интерпретация результатов:
баллов (очень высокий) — если за отведенное время (3 мин) ребенок заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел объяснить, что не так, и сказать, как на самом деле должно быть.
-9 баллов (высокий) — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
-7 баллов (средний) — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
-5 баллов (средний) — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
-3 балла (низкий) — за отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
-1 балл (очень низкий) — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
2.2 Организация проведения констатирующего эксперимента
На констатирующем этапе было проведено исследование уровня интеллектуального мышления старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп.
Перед проведением исследования с детьми был проведен инструктаж о ходе выполнения задания по каждой из методик. По окончанию выполнения заданий был проведен анализ результатов исследования.
На основании проведенного исследования были получены следующие результаты:
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Результаты исследования старших дошкольников экспериментальной группы по Методике «Что лишнее?» представлены на рис. 4.
Рисунок 4 — Результаты исследования старших дошкольников экспериментальной группы по Методике «Что лишнее?» в % соотношении.
По результатам исследования процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения у старших дошкольников контрольной группы, нужно отметить следующее:
7 протестированных дошкольников (47%) показали средний результат;
6 дошкольников плохо справились с заданием и продемонстрировали низкий результат (40%);
2 старших дошкольников (13%) отлично справились с заданием и показали высокий результат;
Из полученных результатов следует, что у старших дошкольников экспериментальной группы преобладает средний и низкий уровни развития процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.
Результаты исследования старших дошкольников контрольной группы по Методике «Что лишнее?» представлены на рис. 5.
Рисунок 5 — Результаты исследования старших дошкольников контрольной группы по Методике «Что лишнее?» в % соотношении.
7 протестированных дошкольников (47%) показали средний результат;
5 старших дошкольников (33%) отлично справились с заданием и показали высокий результат;
3 дошкольников плохо справились с заданием и продемонстрировали низкий результат (20%).
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Как видно из рис. 5, у старших дошкольников контрольной группы преобладает преимущественно средний и высокий уровни развития образно- логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.
Результаты исследования старших дошкольников экспериментальной группы по Методике «Последовательные картинки» приведены и на рис. 6.
Рисунок 6 — Результаты исследования старших дошкольников экспериментальной группы по Методике «Последовательные картинки» в % соотношении
Из анализа данных, представленных в табл. 2.3, следует:
большинство детей показало средний уровень- 8 чел.(54%);
5 детей показало низкий уровень (33%);
2 детей имеют высокий уровень (13%).
Как видно из рис. 6, у старших дошкольников экспериментальной группы преобладает преимущественно средний и низкий уровни развития мышления.
Результаты исследования старших дошкольников контрольной группы по Методике «Последовательные картинки» приведены на рис. 7.
Рис. 7 — Результаты исследования старших дошкольников контрольной группы по Методике «Последовательные картинки» в % соотношении
Из анализа данных, следует:
6 детей показало высокий уровень- 6 чел.(40%);
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
6 детей показало средний уровень (40%);
3 детей имеют низкий уровень (20%).
Как видно из рис. 7, у старших дошкольников контрольной группы преобладает преимущественно высокий и средний уровни развития мышления.
Результаты исследования старших дошкольников экспериментальной группы по Методике «Нелепицы» представлены на рис. 8.
Из анализа данных, следует:
11 детей показало средний уровень(73%);
4 детей показало низкий уровень (27%).
Как видно из рис. 8, у старших дошкольников экспериментальной группы преобладает преимущественно средний и низкий уровни развития мышления.
Рисунок 8 — Результаты исследования старших дошкольников экспериментальной группы по Методике «Нелепицы» в % соотношении
Следует отметить, что высокий уровень не показал ни один ребенок.
Результаты исследования старших дошкольников контрольной группы по Методике «Нелепицы» представлены на рис. 9.
Рисунок 9 — Результаты исследования старших дошкольников контрольной группы по Методике «Нелепицы» в % соотношении
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Из анализа данных, следует:
12 детей показало средний уровень(80%);
3 детей показало низкий уровень (20%).
Как видно из рис. 9, у старших дошкольников контрольной группы преобладает преимущественно средний и низкий уровни развития мышления.
Следует отметить, что высокий уровень не показал ни один ребенок.
На основании полученных, на констатирующем этапе, данных по всем методикам, был проведен сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп.
Результаты сравнительного анализа экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе представлены на рис.10.
Рисунок 10 — Результаты сравнительного анализа экспериментальной и контрольной групп по всем методикам на констатирующем этапе в % соотношении (ср. зн.)
Из рисунка 10 следует:
показатели высокого уровня развития мышления в контрольной группе больше, чем в экспериментальной на 15,6%;
показатели среднего уровня развития мышления в контрольной группе меньше, чем в экспериментальной на 2,3%;
показатели низкого уровня развития мышления в контрольной группе меньше, чем в экспериментальной на 13,3%.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Таким образом, на основании проведенного констатирующего этапа исследования, можно сделать вывод о том, что интеллектуальное мышление старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп имеет преимущественно средний уровень развития.
Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп показал, что в целом, уровень развития мышления детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе выше, чем в экспериментальной.
2.3 Формирующий эксперимент по развитию мышления дошкольников с помощью познавательно исследовательской деятельности
Определить причины низкого уровня развития мышления у старших дошкольников — приоритетная задача специалистов. На основании проведённого диагностического обследования специалисты разрабатывают систему занятий с детьми.
Игры-эксперименты для детей старшего дошкольного возраста должны формировать знания об окружающем мире и свойствах разных веществ, с которыми будут взаимодействовать малыши (вода, песок и так далее). С этой целью детский сад, практикующий инновационное обучение, обязательно должен быть оснащен соответствующими материалами [19;27].
На основании полученных, по результатам исследования, данных, были подобраны занятия по детскому экспериментированию и апробированы в условиях обучения опытам
Создание проблемной ситуации — главная задача воспитателя в коррекционной работе. Поиск оптимального способа решения задачи зависит от творческого потенциала воспитателя.
Применяя разнообразные приемы формирования познавательной активности у своих воспитанников, педагог воздействует в первую очередь на эмоционально-волевую сферу детей. Воспитатель заботится о том, чтобы при получении новых знаний дети испытывали ощущение удовлетворения, удовольствия, радости.
Созданная воспитателем проблемная ситуация — это возможность вызвать у детей чувство восхищения, неумения, удивления. Креативность, творческая самостоятельность дошкольника, гибкость, эвристичность мышления являются признаками умения изобретать и желания творить. Работая над проектом, ребенок получает от своей деятельности удовольствие, испытывает положительные эмоции. Только в таком случае можно будет говорить о полноценном интеллектуальном развитии, развитии творческого потенциала дошкольника и формировании гармоничной личности.
Детям интересно все, что их окружает, они готовы изучать что угодно, проводя опыты и эксперименты с предметами и веществами. Задача педагога — систематизировать их знания. Это значит, что занятия должны быть системными, тематическими.
Педагог детского сада, применяющий экспериментирование, развивает у своих воспитанников умение самостоятельно ставить цель, искать пути ее достижения, анализировать полученный результат. Он должен пройти вместе с ребятами сложную цепочку, началом которой будет простое наблюдение, а результатом — активное участие в решении проблемы. Благодаря новым знаниям, получаемым в ходе такой совместной работы, ребенок узнает новые характеристики изучаемого объекта, учится ставить вопросы, искать на них ответы[24;148].
В начале каждого занятия воспитатель выдвигает гипотезу, которая является вариантом проблемного обучения. У ребенка возникает необходимость решать определенную задачу, он концентрирует свое внимание, память, гораздо быстрее адаптируется к повседневной жизни и повышает уровень интеллектуального развития[42;134].
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
В процессе коррекционной работы дети часто задают вопросы абсолютно разные по структуре: «Почему шуба не греет?»; «Почему растение пьет воду, а она из него не вытекает?»; «Почему у домашней курицы есть крылья, но она не улетает?»; «Почему земля круглая?». Те проблемы, которые выдвигают дети, воспитатель записывает или запоминает, а на занятиях адресует их всей группе[43;208].
Воспитатель должен направлять детей на поиск ответа на вопрос, уделить внимание именно противоречию, чтобы в сознании ребенка зафиксировалось правильное решение. Педагог преднамеренно формулирует противоречия между научными фактами, которые известны ребенку, и жизненными ситуациями.
При самостоятельной формулировке гипотезы дошкольники учатся ставить цели занятия, искать варианты и формы исследований. При создании любых проблемных ситуаций взрослые намеренно побуждают детей выдвигать гипотезы, учат их формулировать выводы. Ребенок не боится ошибиться, ведь он уверен в том, что его инициатива не будет наказана, а, напротив, каждое высказывание ребенка обязательно будет поощрено воспитателем. Решать самостоятельно проблемы, не опасаясь ошибок, — это и есть конечная задача проблемного дошкольного образования[42;136].
В разное время года детское экспериментирование значительно отличается друг от друга. Зимой нельзя играть в песочнице, а осенью — со снегом[50;126].
В связи с этим, все эксперименты, проводимые с детьми, были систематизированы и разделены между собой по месяцам. Это позволило сформировать наиболее подходящие подходы к игровым процессам, учитывая все особенности того или иного месяца.
В самом начале года (сентябрь-октябрь) проходят занятия, связанные с изучением песка, глины и их свойств. Такие занятия учат ребят замечать даже самые маленькие особенности и малозаметные предметы. Работа с песком и глиной помогает анализировать и обобщать те или иные свойства.
Проводить подобное экспериментирование можно как на улице, так и в стенах детского садика.
Для этого понадобятся разные предметы, которые можно легко найти. Необходимо набрать достаточно чистого сухого песка и подготовить глубокий лоток для него. Также понадобятся маленькие лоточки — подойдут тарелки, блюдца. Нужно подготовить песочные часы, <#»908740.files/image011.gif»>
Рисунок 11 — Результаты исследования старших дошкольников экспериментальной группы по Методике «Что лишнее?» на контрольном этапе в % соотношении
По результатам исследования процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения у старших дошкольников, нужно отметить следующее:
7 старших дошкольников (47%) отлично справились с заданием и показали высокий результат;
6 дошкольников (40%) показали средний результат;
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
2 дошкольника плохо справились с заданием и продемонстрировали низкий результат (13%).
Как видно из рис. 11, у старших дошкольников экспериментальной группы преобладает преимущественно высокий и средний уровни развития мышления.
Результаты исследования старших дошкольников контрольной группы по Методике «Что лишнее?» представлены на рис.12.
Рисунок 12 — Результаты исследования старших дошкольников контрольной группы по Методике «Что лишнее?» на контрольном этапе в % соотношении
По результатам исследования процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения у старших дошкольников, нужно отметить следующее:
10 старших дошкольников (67%) отлично справились с заданием и показали высокий результат;
5 дошкольников (33%) показали средний результат.
Как видно из рис. 12, у старших дошкольников экспериментальной группы преобладает преимущественно высокий уровень развития мышления.
Также следует отметить, что низкий уровень развития мышления не было зафиксировано ни у одного из старших дошкольников.
Результаты исследования экспериментальной группы по Методике «Последовательные картинки» приведены на рис. 13
Рисунок 13 — Результаты исследования в экспериментальной группе по Методике «Последовательные картинки» на контрольном этапе
Из анализа данных, следует:
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
7 детей показало высокий уровень (47%);
7 детей показали средний уровень (47%);
1 ребенок показал низкий уровень (6%).
Как видно из рис. 13, у старших дошкольников экспериментальной группы преобладает преимущественно высокий и средний уровни развития мышления.
Результаты исследования контрольной группы по Методике «Последовательные картинки» приведены на рис. 14 .
Из анализа данных, следует:
9 детей показало высокий уровень (60%);
7 детей показали средний уровень (27%);
2 ребенок показал низкий уровень (13%).
Как видно из рис. 14, у старших дошкольников контрольной группы преобладает преимущественно высокий уровень развития мышления.
Рисунок 14 — Результаты исследования в контрольной группе по Методике «Последовательные картинки» на контрольном этапе
Результаты исследования старших дошкольников экспериментальной группы по Методике «Нелепицы» представлены на рис.15.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Рисунок 15 — Результаты исследования в контрольной группе по Методике «Последовательные картинки» на контрольном этапе в % соотношении
Из анализа данных, представленных результаты распределились следующим образом:
10 детей показало высокий уровень (67%);
4 детей показало низкий уровень (27%);
1 ребенок показал средний уровень (6%).
Как видно из рис. 15, у старших дошкольников контрольной группы преобладает преимущественно высокий уровень развития мышления.
Результаты исследования старших дошкольников контрольной группы по Методике «Нелепицы» представлены на рис.16.
Рисунок 16 — Результаты исследования в контрольной группе по Методике «Последовательные картинки» на контрольном этапе в % соотношении
Из анализа данных, представленных результаты распределились следующим образом:
8 детей показало высокий уровень (53%);
4 детей показало средний уровень (27%);
3 детей показали низкий уровень (20%).
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Как видно из рис. 16, у старших дошкольников контрольной группы преобладает преимущественно высокий уровень развития мышления.
Для того, чтобы проследить динамику развития мышления, был проведен сравнительный анализ двух групп (экспериментальной и контрольной) на контрольном этапе и отдельно на констатирующем и контрольном этапах.
Результаты сравнительного анализа экспериментальной и контрольной групп по всем методикам на контрольном этапе (ср. зн.) представлены на рис.17.
Рисунок 17 — Результаты сравнительного анализа экспериментальной и контрольной групп по всем методикам на контрольном этапе в % соотношении (ср. зн.)
Результаты сравнительного анализа экспериментальной и контрольной групп по всем методикам на констатирующем и контрольном этапах (ср. зн.) представлены на рис.: 18,19.
Рисунок 18 — Результаты сравнительного анализа экспериментальной группы по всем методикам на констатирующем и контрольном этапах в % соотношении (ср. зн.)
Рисунок 19 — Результаты сравнительного анализа контрольной группы по всем методикам на констатирующем и контрольном этапах в % соотношении (ср. зн.)
Из результатов сравнительного анализа экспериментальной группы по всем методикам на констатирующем и контрольном этапах в % соотношении (ср. зн.) (см. рис. 18), следует:
на контрольном этапе показатели высокого уровня мышления выше на 42,6%, чем на констатирующее этапе;
на контрольном этапе показатели среднего уровня ниже на 20%, чем на констатирующем этапе;
на контрольном этапе показатели низкого уровня ниже на 25,3%, чем на констатирующем этапе.
Из результатов сравнительного анализа контрольной группы по всем методикам на констатирующем и контрольном этапах в % соотношении (ср. зн.) (см. рис. 19), следует:
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
на контрольном этапе показатели высокого уровня мышления выше на 35,7%, чем на констатирующее этапе;
на контрольном этапе показатели среднего уровня ниже на 27%, чем на констатирующем этапе;
на контрольном этапе показатели низкого уровня ниже на 9%, чем на констатирующем этапе.
На основании полученных, из сравнительного анализа, данных по всем методикам, был проведен сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе. Из рисунка 17 следует:
показатели высокого уровня развития мышления в контрольной группе выше, чем в экспериментальной на 8,7 %;
показатели среднего уровня развития мышления в контрольной группе ниже, чем в экспериментальной на 8%;
показатели низкого уровня развития мышления в контрольной группе выше, чем в экспериментальной на 2,7%.
Таким образом, на основании проведенного, на констатирующем этапе, исследования, можно сделать вывод о том, что интеллектуальное мышление старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп имеет преимущественно высокий уровень развития.
Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе показал, что в целом, уровень развития мышления детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе выше, чем в экспериментальной на 8,7%.
2.5 Целевые ориентиры ФГОС ДО НОД в познавательно- исследовательской деятельности
На основании проведенного исследования были выделены целевые ориентиры ФГОС ДО НОД в познавательно-исследовательской деятельности:
. Развивающие занятия для дошкольников проводятся с подгруппой и индивидуально, в зависимости от выявленной проблемы. В подгруппы объединяют нескольких детей с одной проблемой развития[18;137].
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
. Занятия с детьми, имеющими недостатки в интеллектуальном развитии, проводятся 1-2 раза в неделю, длительность занятий не должна превышать установленные временные нормы[8;328].
. Психологи рекомендуют планировать коррекционно-развивающее занятие для старших дошкольников в первой половине дня, в период с 10.00 до 12.00. Это время считается наиболее продуктивным для стимулирования интеллектуальных функций мозга, а также для усиленных занятий умственным трудом. При этом стоит учитывать также и день недели, отведённый для коррекционных занятий.
Понедельник абсолютно не подходит для усиленных умственных нагрузок, так как этот день считается днём врабатывания, и потенциал мозговой деятельности невелик.
Во вторник и среду мозговая активность стабилизируется, поэтому занятия, проведённые в эти дни, отличаются высокой продуктивностью.
Четверг, по мнению педагога-новатора Шаталова, — так называемая «энергетическая яма». Коррекционно-развивающее занятие по компенсированию недостатков в интеллектуальной сфере на этот день планировать и проводить категорически не рекомендуется.
Соответственно, пятница отличается новым подъёмом продуктивной активности мозга и подходит для умственных занятий. Следовательно, правильным выбором для проведения коррекции недостатков интеллектуальных функций у детей будут вторник, среда и пятница.
В том случае, если ребенку в силу его особенностей занятия требуются ежедневно, в понедельник и четверг следует проводить несложные игровые упражнения[29;412].
. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая, педагоги в обязательном порядке включают в свои занятия игровые моменты и элементы[32;374].
. Тематическое планирование подразумевает поэтапное составление расписания занятий с указанием тематики. Коррекционные мероприятия строятся также по этому принципу, при этом план занятий составляется заранее. В обязательном порядке учитываются ожидаемые результаты коррекционного воздействия, для этого в конце занятия планируется проведение рефлексии или обратной связи.
. План-конспект занятия для дошкольников составляют по следующему принципу:
) Приветствие.
) Вводная часть.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
) Игровой момент, подведение к основной части занятия.
) Коррекционные или развивающие упражнения-игры.
) Закрепление, игровой момент.
) Рефлексия и обратная связь.
. Обязательно организовывать перерывы между занятиями, продолжительность которых — не менее 10 минут. Во время занятия также делаются перерывы для того, чтобы провести физкультминутку.
9. Для выполнения поставленного плана выбираются эффективные и действенные методики по обучению детей. Обязательно учитываются индивидуальные занятия с каждым ребенком, в зависимости от его конкретных особенностей. А также обязательным пунктом является работа с <http://fb.ru/article/52595/kak-provoditsya-rabota-s-roditelyami-v-shkole> родителями <http://fb.ru/article/52595/kak-provoditsya-rabota-s-roditelyami-v-shkole> детей.
. В работе с детьми в первой половине дня планируют проведение физических упражнений, групповые и, по необходимости, индивидуальные занятия. Обязательно проводят в это время дидактические и экспериментальные игры, чтение книг и наблюдение за природой.
Вторая половина дня включает в себя закрепление навыков, сюжетно- ролевые игры, индивидуальные разговоры с детьми. Вечером по необходимости проводится работа с родителями воспитанников[52;290].
. Уголок экспериментирования в ДОУ должен состоять из предметов и материалов, которые используются в процессе занятия. Актуальны иллюстрации: схемы опытов, описание и изображение свойств и качеств исследуемых объектов. Экспозиция не должна быть статичной: дети быстро теряют интерес к тому, что постоянно на виду. Наиболее приемлемым вариантом станет тематическая выставка к каждому занятию.
. Уголок экспериментирования в группе должен включать:
) Тара. Все, в чем хранятся материалы, реактивы и образцы. В большинстве своём баночки, коробочки и бутылочки должны состоять из пластика. Возможно использование деревянных и металлических емкостей. Стеклянных же следует избегать из-за повышенной травмоопасности. Дети могут разбить хрупкие баночки и порезаться осколками. В те дни, когда объектом исследования будет именно стекло, все предметы из этого материала должны демонстрироваться дошкольникам только в присутствии педагога.
) Коллекция природных материалов. Здесь можно использовать все, что нас окружает. Крупы, образцы грунта: песок, глина, лесная или садовая почва, гравий, ракушки, камни интересных форм и расцветок, шишки, гербарии или сухоцветы, а также живые комнатные цветы. Кроме растений стоит показать детям и животных: хомяка в клетке, рыбок в аквариуме — за ними интересно понаблюдать, их можно покормить и узнать много нового.
) Коллекция бумаги, тканей, фольги и других интересных фактур.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
) Полотенца, салфетки, фартуки и косынки, клеенки или тканевые скатерти для покрытия столов при проведении опытов.
) Тематическая литература, иллюстрации, зарисовки проводимых экспериментов и мн. др.
. Каждый педагог во время работы постоянно изучает своих воспитанников. Такая работа должна вестись на постоянной основе и систематически. Для этого документация воспитателя детского сада включает в себя карты по записи полученных знаний, навыков и умений каждого малыша. В конце каждого года составляется таблица, согласно которой видно усвоение программы ребенком, его недочеты и успехи.
. Ввиду того, что сейчас вводятся в образовательные учреждения государственные стандарты, то и документация воспитателя ДОУ (планы, конспекты) в соответствии с ФГОС является необходимым звеном работы [56;109]. Также документация воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС предполагает наличие всех данных о родителях детей.
Без правильно оформленных планов, схем, заполненных сведений невозможно правильно, грамотно, а главное, не в ущерб детям проводить воспитательную работу в детском саду.
Перед каждым учебным годом воспитатель совместно со старшим воспитателем составляют план обучения и мероприятий, проводимых в группе. Он основывается на целях, задачах, поставленных перед данной возрастной группой. <http://fb.ru/article/259403/vozrastnyie-gruppyi-detskiy-podrostkovyiy-pojiloy-vozrast>
15. Родителям необходимо тесно сотрудничать с воспитателем, поскольку цели образования должны быть едины. Родителей знакомят с задачами и целями программы, проводимой в саду, рассказывают о жизни детей, и расспрашивают о поведении малышей дома. Помимо бесед, ФГОС ДОУ предполагают обязательное проведение собраний, привлечение родителей к жизни группы, консультирование мам и пап по вопросам воспитания и обучения, а также проведение вечеров досуга и встреч, рассказывая на них о том, что должен знать и уметь ребенок в данном возрасте.
Помощь родителей может заключаться, например, в том, что папы могут сделать стенд для календаря природы, а мамы — оформить цветник, создать огород на окне.
Экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста можно провести, например, в совместном с родителями походе. Данные мероприятия проходят всегда весело и способствуют сплочению, а кроме того, детям можно наглядно продемонстрировать бережное отношение к природе через личный пример.
Кроме того, занятие может быть открытым, то есть проведено совместно с родителями. В данном случае воспитатель показывает выдвигаемые учебной программой требования к детям. А ребята с большим удовольствием могут похвастаться родителям своими успехами в данной области знаний.
. Диагностические работы следует проводить два раза в год. В начале учебного года и в конце. Такая методика помогает педагогу вовремя наметить необходимую работу и корректировать планы на новый учебный год.
. Воспитатель в детском саду — ключевая фигура. От его грамотности, компетенции, а главное — любви и веры в детей, зависит весь микроклимат группы и состояние каждого ребенка в отдельности. Поэтому, педагог должен постоянно совершенствоваться и повышать уровень своей компетенции [41;213].
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Таким образом, после проведения формирующего этапа была проведена повторная диагностика развития мышления старших дошкольников.
По результатам констатирующего и контрольного этапов был проведен сравнительный анализ полученных данных по всем методикам.
Из результатов сравнительного анализа следует, что на контрольном этапе преобладает высокий уровень развития мыслительных операций, в отличие от констатирующего, где преобладал преимущественно средний уровень. Таким образом, на основе теоретического анализа литературы было организованно и проведено исследование уровня интеллектуального мышления старших дошкольников.
На основании проведенного констатирующего этапа исследования, можно сделать вывод о том, что интеллектуальное мышление старших дошкольников имеет преимущественно средний уровень развития.
По результатам исследования на формирующем этапе были подобраны занятия по детскому экспериментированию и апробированы в условиях обучения опытам.
После проведения формирующего этапа была проведена повторная диагностика развития мышления старших дошкольников по тем же методикам и в тех же условиях, что и на констатирующем этапе.
По результатам констатирующего и контрольного этапов был проведен сравнительный анализ полученных данных по всем методикам. Из результатов сравнительного анализа следует, что на контрольном этапе преобладает высокий уровень развития мыслительных операций, в отличие от констатирующего, где преобладал преимущественно средний уровень.
Также в ходе проведенного исследования были разработаны рекомендации по развивающим занятиям для более эффективного развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
На основании полученных данных, можно утверждать, что гипотеза нашла свое подтверждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование показало, что мышление является познавательным процессом, <http://www.syl.ru/article/84669/poznavatelnyie-protsessyi-pamyat> свойственный интеллекту. Его уникальность состоит в восприятии внешней информации и преобразовании ее в сознании. Это высший процесс познания окружающей действительности, субъективное восприятие объективной реальности.
Взаимодействия бессознательной и сознательной сфер, а также переходы мышления из первого состояния во второе и наоборот достаточно сложны. В результате взаимодействия сознания и бессознательного всегда приходит решение задачи. Для этого важно развивать целенаправленность мышления. Решение иногда приходит и как побочный продукт главной цели. Взаимодействие осознанного и неосознанного — это связь прямого и побочного продуктов мыслительных действий. Неосознанное так же влияет на человека и его действия, хотя и не остается в сознании, не выражается через речь. Неосознанный результат мышления образуется под влиянием тех же образов, явлений, но он не является важным для достижения цели.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
Благодаря мышлению, ребенок может изучить недоступные для органов чувств объекты и явления. Выделяет мыслительную деятельность среди других процессов познания такое свойство, как обобщенное отражение окружающего мира.
Потребности, интересы ребенка, его цели запускают мыслительные операции, что свойственно человеческой личности, а не просто мозгу. Совершенствование мышления всегда определяется активным стремлением развивать интеллект и желанием использовать свои способности.
Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления познавательной деятельности является дошкольный период. Поэтому максимально эффективно экспериментирование в ДОУ. В этом возрасте исследование — естественный для ребенка процесс. Он изучает все, что происходит вокруг, но чаще всего это происходит бессистемно. Специально подготовленные занятия по экспериментированию в ДОО позволяют расширить представления ребенка об окружающем мире, заинтересовать его тем, с чем бы он, возможно, не столкнулся в быту.
На основе теоретического анализа литературы было организованно и проведено исследование уровня интеллектуального мышления старших дошкольников.
На основании проведенного констатирующего этапа исследования, можно сделать вывод о том, что интеллектуальное мышление старших дошкольников имеет преимущественно средний уровень развития.
По результатам исследования на формирующем этапе были подобраны занятия по детскому экспериментированию и апробированы в условиях обучения опытам.
Все эксперименты, проводимые с детьми, систематизированы и разделены между собой по месяцам, что позволило сформировать наиболее подходящие подходы к игровым процессам.
После проведения формирующего этапа была проведена повторная диагностика развития мышления старших дошкольников по тем же методикам и в тех же условиях, что и на констатирующем этапе.
По результатам констатирующего и контрольного этапов был проведен сравнительный анализ полученных данных по всем методикам.
Из результатов сравнительного анализа следует, что на контрольном этапе преобладает высокий уровень развития мыслительных операций, в отличие от констатирующего, где преобладал преимущественно средний уровень. Также в ходе проведенного исследования были разработаны рекомендации по коррекционно-развивающим занятиям для более эффективного развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
На основании полученных данных, можно утверждать, что гипотеза нашла свое подтверждение: познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» //»Российская газета», N 303, 31.12.2012.
. Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательско- исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. -346 с.
. Антонова Н. А. Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20 // Молодой ученый. — 2014. — №4. — 916 с.
. Боно Эдвард Де. Учите своего ребенка мыслить / Эдвард Де Боно. — М.: Попурри, 2008. — 331 с.
. Борисова Е. М. Раннее экспериментирование детей // Молодой ученый.
2016. — 751 с.
. Вахрушева Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Н.Вахрушева.- М.: Форум, 2014.- 467 с.
. Веракса Н. В., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для детей 4-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. -380с.
. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособ. для студ. высших педагогич. учебных заведений/ Сост. Н.В. Дубравина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2007. — 467 с.
. Выготский Л. С. «Мышление и речь» // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1992 — 312 с.
. Выготский Л.С. Лекции по психологии. — СПб.: Союз, 1997. — 144 с.
. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Под. ред. В.В. Давыдова.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
М.: Педагогика. — Пресс, 1996. — 536 с.
. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2007. — 418 с.
. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.- М., 1981.- 289 с.
. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы. М., 2000. — М. — 339 с.
. Детская психология. Люблинская А. А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. изд. пер. и доп. М.,
«Просвещение», 2010 г.- 327 с.
. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова [и др.], — М.: изд-во «Юрайт», 2012. — 328 с.
. Дубровина И., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. — М.,1998- 324 с.
. Дыбина О. В. «Ребенок в мире поиска». М., 2005-257с.
. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005-192с.
. Жуйкова Т.П. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментирования/ Т.П. Жуйкова, К.А.Шустрова / Молодой ученый.- 2015. — 924 с.
. Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей /А.З. Зак. — М. 1996. — 316 с.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
. Зимняя И. А. Педагогическая психология — М.: Издательская корпорация «Логос», 2010.- 384 с.
. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 329 с.
. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004. — 286 с.
. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.- М.: Сфера, 2005. — 423 с.
. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004-156с.
. Ильясова К. К. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста// Молодой ученый. — 2015. — 335 с.
. Исматуллаева Г. Э. Развитие памяти у детей дошкольного возраста. — М., 2015. — 644 с.
. Кириллова И. М. Экспериментальная деятельность в детском саду
//Педагогическое мастерство: материалы VIII Международной научной конференции (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — 321 с.
. Кукушкина А. С. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном комплексе // Молодой ученый. — 2016. — 350 с.
. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2х тт. М., 1983.- 413 с.
. Макаренко Л. В. Развитие познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования // Проблема обеспечения качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 17-18 окт. 2013 г., [г. Орел]. — М., 2013. — 193 с.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
. Малкова М. С. Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста
//Педагогическое мастерство: материалы V международной научной конференции (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М., 2014. — 171 с.
. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий./ Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград: Учитель, 2012. — 333 с.
. Микерина, А. С. К вопросу познавательного развития детей дошкольного возраста / А. С. Микерина // Современная высшая школа: инновационный аспект. — Челябинск, 2011. — 234 с.
. Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 2004- 326 с.
. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. Т.2. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000- 312 с.
. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ (Выпуск 1). — Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. — 238 с.
. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ (Выпуск 2). — Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013-240 с.
. Новоселова О. А. Взаимодействие дошкольной организации с родителями детей в условиях ФГОС ДО // М., 2016. — 164 с.
. Организация экспериментальной деятельности дошкольников./ Под.ред.Л. Н. Прохорововй М., 2008. — 284 с.
. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под ред. Прохоровой Л. Н. — М.: АРКТИ, 2003. — 326 с.
. Панеш Б. Х. Развитие познавательной активности дошкольников посредством организации экспериментирования с природными объектами
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
// Концепт. — 2015. — 312 с.
. Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. — СПб.,
«Детство-пресс», 2006. — 324 с.
. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: Союз. 1997.- 256 с.
. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Знание. 1977- 276 с.
. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду./ Н. В. Нищева. — СПб.: ООО «Издательство
«Детство Пресс», 2013. — 304с.
. Проньшина Е. Н., Ландышева Е. М. Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы V
Международной научной конференции (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — 187 с.
. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. Методические рекомендации. Методические рекомендации для работников ДО / Л. Н. Прохорова. — М.: АРКТИ, 2011. -126 с.
. Прохорова Л.Н., Кузнецова Н.В. и др. «Экологическое воспитание дошкольников»: Практическое пособие. — М.: Аркти, 2003. — 316 с.
. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие. Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Проспект, 2013-320с.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
. Психология развития. Под ред. Марцинковской Т.Д. М, 2001.- 269 с.
. Пудова Н. В. Экспериментируем в детском саду и дома с малышом//Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Международной научной конференции (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — 192 с.
. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005. — 184 с.
. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.- 172 с.
. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания — Ярославль: Академия развития, 2002. — 348 с.
. Семенов И.Н. Тенденции психологического изучения развития мышления и познавательной активности.//Гуманизация образования. — №1, 1995- 298 с.
. Серышева Е. А. Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016.- 436 с.
. Силина Е. Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — 342 с.
. Слизкова Е. В., Соколова Л. А. Игра как средство развития внимания детей дошкольного возраста // Молодой ученый., 2016.- 107 с.
. Соколенко Т. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность
//Молодой ученый. — 2014. — 626 с.
. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. — СПб., 2000. — 315 с.
Нужна помощь в написании диплома?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.
. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 288 с.
. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 1996.- 279 с.
. Торохова Г. Н. Формирование познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность в математическом развитии// Психология и педагогика: методика и проблемы практики применения. — 2011. — 245 с.
. Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: Детство-Пресс, 2008.- 322 с.
. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- СПб.: Детство-Пресс, 2013. -128 с.
. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 1997- 386 с.
. Хрестоматия по обшей психологии: Психология мышления.- М, 1981.- 447 с.
. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд./ Д. Б. Эльконин. — М.: гуманит. центр ВЛАДОС, 2009. — 360 с.