Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Религиозный фактор в современной мировой политике»

Начало XXI века характеризуется ускоренной модернизацией, глобализационными процессами и многосторонними интеграционными объединениями в современной системе международных отношений. Существует безмерное количество факторов, влияющих на эти международные процессы, среди которых можно выделить религиозный фактор.

Содержание

Введение

Глава 1. Роль и место религии в мировой политике

.1 Роль религии в формировании локальной цивилизации

.2 Взаимодействие религии и политики

.3 Политизация религии

Глава 2. Роль религии в политической истории

.1 Религиозные конфликты в мировой политике

.2 Религиозный фактор в современных международных отношениях

Заключение

Список литературы

Введение

Начало XXI века характеризуется ускоренной модернизацией, глобализационными процессами и многосторонними интеграционными объединениями в современной системе международных отношений. Существует безмерное количество факторов, влияющих на эти международные процессы, среди которых можно выделить религиозный фактор.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Религия играла и играет большую роль в нашей жизни, вопрос лишь в том, с какой стороны рассматривать ее значение и проявление в наши дни. На сегодняшний день религия «выросла» до глобального уровня и имеет весомое место в мировой истории и политике. Одни исследователи рассматривают возрождение религии в современном мире как ответную реакцию народа на какие-либо внутриполитические процессы, другие считают, что ее используют государства для достижения собственных целей.

Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в выявлении религиозного фактора в мировой современной политической системе и анализе закономерности влияния религиозного фактора на международные отношения на протяжении мировой истории.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1.Исследовать сущность и роль религии в формировании локальной цивилизации; Проанализировать взаимодействие политики и религии; Определить понятие «политизация религии» и проанализировать ее проявление. Проанализировать влияние религиозного фактора на мировые исторические события и современные международные отношения. Объектом исследования являются факторы международных отношений.

Предметом является религиозный фактор в современной мировой политике.

В свою очередь применялись такие методы, как анализ литературы, изучение отечественной и зарубежной практики, сравнение и обобщение информации.

При изучении данной темы мы использовали многообразное количество источников. Важно отметить, что на сегодняшний день существует много зарубежных и отечественных исследователей, которые изучали и анализировали религиозный фактор в политике. Основными источниками стали работы С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций» и Б. Ерасова «Культура, религия и цивилизация на Востоке», в которых отмечается значимость религии при формировании цивилизации. Также следует обратить внимание, что многие исследователи при изучении религиозного фактора в политике акцентируют свое внимание на Ближнем Востоке, среди которых можно выделить Д. Малышеву, Ж. Корма и Б. Долгова.

Актуальность данной работы состоит в том, что последние события на международной арене несут ярко-выраженный характер религиозных процессов в мире. После окончания XX века, где главную роль в политике играли капитализм и социализм, в мировоззрении людей возрождается религиозность. В настоящее время многие говорят о возрождении такого фактора в мировой политике, как религия. Религия стала восприниматься иначе и чаще всего выступает в качестве инструмента в мировой политике. Следовательно, люди стали воспринимать и относиться к религии по-другому.

Глава 1. Роль и место религии в мировой политике

1.1Роль религии в формировании локальной цивилизации
[48]. Прежде всего, следует определить понятие «религия». Проблема определения религии состоит в рассмотрении ее с разных точек зрения и подходов исследователей всех сфер деятельности. На протяжении истории теме религии всегда придавали большое значение философы всех поколений, а также научные круги, вплоть до ее обсуждения на международных политических конференциях. Обратимся к некоторым определениям. Гегель считал, что «религия — вообще последняя и наивысшая сфера человеческого сознания, будь то мнение, воля, представление, знание или познание? она есть абсолютный результат, та область, в которую человек вступает, как в область абсолютной истины» [18]. В толковом словаре Ожегова религия определяется как «одна из форм общественного сознания — совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения» [44]. Так одни определяют религию, как веру в Бога, другие как трансцендентное явление, третьи как форму общественного сознания, четвертые как совокупность взглядов и представлений и т.д. Также некоторые считают, что религия является пережитком прошлого, и необходимо переходить к новому — модернизации общества. Таким образом, следует заключить, что нет общепринятого определения религии и не может быть в силу разного понимания и осмысления данного термина. Тем не менее мы можем ввести свое определение религии, по которому она представляется как система взглядов, ценностей и норм, основанных на вере и способствующих объединению людей для достижения истины.

Существуют различные теории, на основании которых полагают, что религия является составной частью цивилизации. У истоков теории локальных цивилизаций стоит А. Тойнби, который классифицирует цивилизации по таким критериям, как религия и территориальный признак. Он выделил 21 цивилизацию: египетская, андская, китайская, минойская, шумерская, майянская, индская, эллинская, западная, православная христианская, дальневосточная, иранская, арабская, индуистская, мексиканская, юкатанская и вавилонская. По Тойнби, географические особенности, климат, природная среда территории, на которой проживает общество, влияют на формирование цивилизации, то есть на черты характера народа и особенности мировоззрения. Еще одним представителем является С. Хантингтон, который рассматривает в своей работе «Столкновение цивилизаций» религию как один из элементов, формирующих цивилизацию, наряду с историческими и культурными особенностями народа. В ходе всей своей работы он отмечал значимость религиозного фактора в международных отношениях в качестве первопричины конфликтов между цивилизациями. Из чего можно заключить, что религия является основой формирования общественного сознания и развития общества, что впоследствии проявляется в культуре, менталитете, и ведет к становлению цивилизационной структуры в регионе. Среди отечественных представителей Б. Ерасов также полагает, что цивилизационные принципы иногда выражаются в религиозной форме и оказываются более эффективными, чтобы внедрить в общественное сознание свои самобытные варианты, единства и развития [17]. Нередко духовные лидеры государства призывали народ к сплочению и объединению для достижения общих целей. Таким образом, мы можем сделать вывод, что географические особенности какой-либо цивилизации влияют на мышление человека, общественное сознание в целом, а значит отражаются в образе жизни человека и в его поведении. Так, общественное сознание цивилизации складывается вследствие территориального расположения общества и, самое главное, религиозных процессов.

Многие исследователи отмечают, что религия не может оставаться в первоначальном варианте, так как на нее оказывают большое влияние исторические события и различные политические процессы внутри государства. Религия является «заложницей исторических, макросоциальных процессов» [49], однако сохраняются лишь те базовые установки, которые «прошли испытание» временем и заложились в общественном сознании. Согласно Б.С. Ерасову, «каждая религия приобретает в процессе своего созревания тот облик, который отвечает потребностям цивилизации, избравшей ее как основу своей духовной структуры» [17]. Так, в современном мире мы можем наблюдать, что среди всех цивилизаций, в структуре которых лежит религия, сохранились восточные религии (синская, исламская, индуистская). Другие же сейчас унифицируются, приобретая особенности западной цивилизации. Это объясняется тем, что процессы глобализации и интеграции начались на Западе и намереваются унифицировать мир по западному образцу, однако Восток на сегодняшний день старается противостоять этим процессам и сохранить свою идентичность, отвергая западную унификацию. Так, например, мусульманская цивилизация стремится противостоять Западу, желает, как бы обособиться, провозглашая в том числе свое исламское право, на основе которого приняты международные декларации среди мусульманских государств. Таким образом, на протяжении истории, религия подвергалась различным изменениям, что привело к становлению новых отдельных религиозных направлений.

Различие в религии, а значит и в цивилизационной структуре, ведет к противостоянию «нас» и «их». Это противостояние отражается в мировой политике, когда цивилизации противоборствуют между собой, сталкиваются интересами, то, о чем писал С. Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций». Сегодня мы можем как согласиться с Хантингтоном, так и отвергнуть его идеи, так как в современном мире конфликты происходят не только на стыке цивилизаций, но и внутри самой цивилизации. Государства, состоящие в одной цивилизации больше интегрированы и взаимозависимы. Они вступают в борьбу с другим государством, которое имеет идентичные взгляды, похожие интересы, стремление к лидерству в регионе. Так, мы можем сказать, что конфликт между Ираном и Японией менее вероятен, чем конфликт Ирана с Саудовской Аравией.

Несмотря на то, что многие государства отошли от проведения политики с позиции религии, сегодня религия продолжает выступать в качестве основы общественного сознания и борется за свое сохранение на общественно- политической арене посредством создания религиозных объединений и организаций, участия в решении насущных проблем общества в форме политической религии.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

Таким образом, религия рассматривается многими исследователями в качестве основы и опоры многих современных цивилизаций, несмотря на существенные изменения на протяжении истории. В настоящее время в связи с ускорением процесса глобализации и размытия границ не только государств, но и цивилизаций, все более активно проявляются религиозные настроения на международной арене с целью сохранения своего статуса в обществе и государстве.

1.1.

1.2Взаимодействие религии и политики
Сегодня несмотря на светскость практически всех государств, многие говорят о взаимообусловленности политики и религии. В основе религии лежат такие понятия как вера, чистота, нравственность, в то время как в политике — сила. Несмотря на разные составляющие, политика и религия напрямую связаны с человеком и обществом в целом, таким образом они всегда оказывают взаимовлияние друг на друга. Религия стала инструментом политики с целью оправдания некоторых действий государства, увеличения своих сторонников и т.п. Испокон веков религиозный фактор влиял на ход исторических событий, на политические процессы, как внутри государства, так и в международных отношениях, на ход мыслей и действий политических лидеров, которые впоследствии влияли на мировую политику. По мнению Б.С. Ерасова, религия

«культивирует представление об идеальном государстве» [17]. Также на сегодняшний день существует множество международных организаций, основанных на религиозных аспектах, которые охватывают несколько государств. Так, религия выходит за рамки просто мировоззрения и «личного дела» каждого и становится значительным фактором в общественных отношениях, а также и в мировой политике.

Политика государства определяет положение религии в обществе. Одни государства вовлекают религию в свою общественную и правовую жизнь, что делает религиозные процессы неразрывными с политическими. Здесь важно отметить, что среди таких государств выделяются страны Большого Ближнего Востока. Ислам является единственной государственной религией арабских государств, население которых живут по шариату. Так, общество и государство пронизаны религиозными принципами и идеями. Также существуют светские государства, которые не опираются на религию и не ставят в приоритет ни одну из религий. Эти государства не затрагивают религию в принятии определенных решений, так как считают, что религия является неприкосновенной, личным делом каждого. Среди таких государств можно отметить США и страны Западной Европы, которые борются за демократические ценности в мире. США являются государством, в котором представлено наибольшее число разных конфессий. Однако стоит также подчеркнуть то, что светскость государства не говорит о снижении роли религии в обществе и формировании нерелигиозности у людей, это говорит о придании равности всем конфессиям и установлению веротерпимости. До сегодняшнего дня в истории политики можно отметить, что религия являлась неотъемлемой частью государства и была подчинена ему, но с развитием прав и свобод человека в обществе и государстве, в том числе свобода вероисповедания, поменялось и отношение к религии. Так церковь начала отделяться от государства, а государство превращаться в светское. Это случилось во многих христианских странах, однако мусульманские государства не отделяли ислам от государства, так как ислам определял порядок жизни, нормы в государстве. Исключение — Турция. Турецкая Республика путем реформ Кемаля Ататюрка стала отходить от мусульманского уклада жизни, тяготея к западной цивилизации. Среди причин можно отметить геополитическое положение Турции между христианским Западом и мусульманским Востоком, между развитым Севером и бедным Югом (на тот момент: многие нефтяные месторождения на Ближнем Востоке были открыты в послевоенное время). Однако, Турция не стала европейским государством, она все еще находится между двумя «мирами» и стремится играть большую роль как в Европе, так и на Ближнем Востоке. Таким образом, государство определяет политику по отношению к религии в обществе, провозглашая государственную религию или светскость государства, учитывая также внешнеполитический фактор.

Религия активно участвует во внутриполитической системе государства с целью объединения общества, формирования общественного сознания путем создания различных партий, организаций. На сегодняшний день во многих государствах имеются партии, в положениях которых задействована религия. Так, например, в Германии — это Христианско-демократический союз Германии, Христианско-социальный союз в Баварии, в Индии — Бхаратия джаната парти, в арабских же государствах многие партии основаны на исламских принципах.

Примером может служить и международное религиозно-политическое движение «Братья-мусульмане», играющие большую роль в политической системе многих государств Ближнего Востока. Также тема религии всплывает в политических кругах на международной арене. Многие политики делают громкие высказывания в отношении какой-либо религии, провоцируя чувства верующих и вызывая недовольство в обществе. Так, в 2015 году Дональд Трамп, кандидат- республиканец на пост президента США, призвал закрыть въезд мусульманам на территорию США, что привлекло общественное внимание не только в США, но и во всем мире. Однако на предвыборных кампаниях Дональд Трамп активно поддерживается пресвитерианами в стране, так как он оказывает широкую

«финансовую поддержку американским пресвитерианским миссиям по всему миру» [13], следовательно, население на выборах обращает внимание также и на вероисповедание кандидата. Из чего следует то, что религия занимает важное значение в обществе и государстве по сегодняшний день.

Вовлечение религии в политические процессы впоследствии приводит к расколу религии на различные течения. Так, это произошло во время Реформации, в результате которой образовалась новая ветвь христианства — протестантизм, который опровергает некоторые принципы и идеи католицизма и выступает против индульгенций. Также, суннизм и шиизм стали еще одним примером раскола мусульманской религии в вопросе о наследовании политической власти в арабском мире. Следовательно, политика формирует новое видение роли религии в обществе, что приводит к созданию нового религиозного течения.

Религиозное многообразие в государстве приводит к различным последствиям, и эта тема будет актуальна всегда, так как религию нельзя исключить из нашей жизни. Очень важно государству вести свою политику так, чтобы не давить на религиозные группы и не поспособствовать межрелигиозной вражде. Многие государства привели себя к войнам и ужасным последствиям, как это, например, случилось в бывшей Югославии, которая являлась на тот момент перекрестком мировых цивилизаций, мостом между Западом и Востоком. Распад бывшей Югославии обусловлен не только политическими и экономическими факторами, но и религиозной нетерпимостью и разногласиями между боснийскими мусульманами, хорватами-католиками и православными сербами. В России же не было серьезных конфликтов на религиозной почве, несмотря на то, что в России представлены почти все религии, такие как православие, ислам, буддизм, иудаизм и т.д., однако в последнее время влияние средств массовой информации разжигает религиозное противостояние в государстве между православными и мусульманами. Также политические лидеры могут подвергнуться возмущениям и недовольствам со стороны общества и других политиков. Подобный случай произошел в 2016 году в Египте, где был отправлен в отставку министр юстиции Ахмед аз-Зинд за высказывание о пророке Мухаммеде. Стоит обратить внимание на высказывания М. Олбрайт о том, что «задача лидеров состоит в том, чтобы использовать во благо весть тот потенциал религии, с помощью которого людей можно объединить, и по возможности не допускать возникновения таких ситуаций, когда религия становится причиной раздора» [38].

Религия формирует общественное сознание, что является одним из важных аспектов религии для государства. Религия призывает к нравственности, морали, правильному поведению, а значит к законопослушности граждан, так, например, во всех религиях сказано, что убийство является тяжким грехом. Религиозность людей в обществе проявляется в взаимопонимании и меньшей конфликтности. Также многие отмечают, что религия — это стабильность. Действительно, меняются политические режимы, распадаются и появляются новые государства, происходят различные миграционные потоки, совершенствуются технологии, но в религии всё статично: принципы, идеи остаются по-прежнему такими же. Поэтому большинство людей после распада СССР стали более религиозными, так как именно в религии они находят спокойствие и стабильность, что не могли найти в советские времена. Из чего можно заключить значение религии как для общества, так и для государства.

Российская Федерация на сегодняшний день является светским государством, сочетающим в себе многообразие как народов, так и их культурных особенностей, и религий. Однако религии не распределены равномерно как, например, в США. Большинство россиян исповедуют христианство, но также можем выделить буддистский Дальний Восток и мусульманский Северный Кавказ. Сегодняшняя политика РФ в отношении религии детально проработана, что подтверждается Федеральным законом «о свободе совести и о религиозных объединениях» и не приводит к крупным религиозным столкновениям и ущемлении прав человека. Религиозные столкновения имели место быть как между православными и приверженцами других конфессий, так и внутри православного общества, как во время раскола Русской церкви в XVII веке. Реформа патриарха Никона, целью которой являлось «достижение единообpазия между pусской и гpеческой цеpковной пpактикой» [25], привела к расколу православных на старообрядцев и новообрядцев. Важно отметить, что до сих пор в России существуют старообрядческие общины. В современной России имеются небольшие противоречия между российскими мусульманами и христианами, но на наш взгляд они в большей мере проявляются в межэтническом разногласии. Таким образом, политика РФ в отношении религии, учитывая многонациональность государства и разнообразие культур, традиций, религии, проводится более аккуратно и тщательно.

Тем не менее, религия не всегда занимала такое положение в России, подвергаясь различным испытаниям на протяжении всей истории России. С 988 года вплоть до Октябрьской революции 1917 года духовенство всегда занимало центральное положение в государственной системе в России. Так, в XVIII веке был создан Святейший Синод, который имел статус государственного органа и решал «церковные» вопросы в Российской Империи. Так, РПЦ и государство были взаимосвязаны. Однако после революции 1917 года, религию, которая занимала столь высокое положение в государстве и обществе, отделили от государства и вовсе собирались ликвидировать. РПЦ перестала играть былую роль в обществе, а большевики тем временем старались заменить ее коммунистической идеологией и подвергали гонениям и преследованиям, что также осуждалось мировым сообществом. Во время Второй Мировой войны нацистская Германия «преподносила оккупацию как освобождение народов от «большевистского безбожного ига» [37], что привело к возрождению религиозных настроений советского общества и опасения со стороны руководства СССР касательно того, что оккупированные территории могут примкнуть к Германии. Во время войны И. Сталин пересмотрел свою политику в отношении религии, причиной также служило то, что духовенство внесло большой вклад в национальный дух армии и партизан, призвав всех объединиться и встать на защиту Родины. Таким образом, началось потепление отношений советского руководства и религии. После распада Советского Союза Россия в 1993 приняла новую Конституцию, где уже провозглашаются свобода совести и свобода вероисповедания, и что обозначает новую веху в истории религии в России.

Таким образом, светский характер современных международных отношений не ограничивает присутствие религии на государственной и международной политической арене: политические и религиозные процессы пересекаются и влияют друг на друга, как религия на политику, так и политика на религию. Религия становится объектом в руках политики, который используется вдобавок как ответ на многие вопросы людей: война и мир, положение богатых и бедных и др., на которые государство не может дать ответа. Каждая религия призывает к миру, выступает против насилия и т.д., в то время, как многие государства продолжают использовать религию для оправдания своих империалистских целей. К тому же, религия выполняет «функцию социальной интеграции и правопорядка» [17], тем самым объединяя общество в сложные внутриполитические ситуации в государстве, что можем подтвердить примером из Отечественной истории, как религия сплотила дух нации для отражения нападения нацисткой Германии.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

1.3Политизация религии религия политика международный конфликт

XX век полон многообразных и тяжелых событий, которые породили новые течения в политике, новые устои в обществе, достижения в области науки и медицины, развитие различных процессов на международной арене, изменение системы международных отношений и т.д. В XX же веке происходит и процесс политизации религий. Итак, что же такое политическая религия, и как она проявляется в современном мире.

Как уже было выше сказано, религия не может оставаться в первоначальном варианте, так как на нее оказывают большое влияние исторические события и всевозможные политические процессы в мировой истории. Следовательно, религия подвергается изменениям в соответствии с заинтересованностью государств и последними реалиями в мировой политике. Возрождение религии в политической системе приводит к ее идеологизации, которая выступает за использование политических методов для достижения религиозных целей. Так, сегодня политические лидеры иначе интерпретирует религиозные принципы и идеи, тем самым политизируя ее в более выгодном для себя виде.

В последнее время мы чаще сталкивается с таким термином как «исламский фактор в международных отношениях». Действительно, именно мусульманские страны выступают на международной арене, опираясь на ислам, таким образом отвергая западные ценности и давление с их стороны. Ислам считается первой религией, которая была задействована политизацией в наше время. Формирование политического ислама, или по-другому исламизма, отражает «стремление определенной части мусульманского общества сохранить свои исторические традиции, религию, культуру, т.е. национальную идентичность в условиях глобализации» [16]. Глобализация достигла мусульманский мир в конце XX столетия, модернизируя государства и общества согласно современным вызовам. Однако местные консерваторы выступают против нововведений и «подстраивания под западные идеалы», что может привести к потере их власти. Следовательно, возникает внутриполитическая борьба между модернистами, стремящиеся снизить роль религии во внутренней и внешней политике государства, и традиционалистами, которые борются за ее сохранение на уровне государства. Так, эти традиционалисты образовывают различные международные политические исламистские движения с целью сохранения укоренившегося за века образа жизни. Сейчас исламисты в первую очередь проникают в такие государства с политической нестабильностью с целью полного подрыва власти в государстве и установления своего режима. Так, события арабской весны поспособствовали усилению радикализации в регионе и активности исламистских политических движений, стремящихся заполнить вакуум власти в арабских государствах. Таким образом, политический ислам — это не религия, это не ислам в «чистом виде», это инструмент современной политики, используемый для отторжения западных ценностей и сохранения своего мусульманского общественного уклада жизни.

Реже мы встречаем понятие политического христианства, и даже можем задуматься, существует ли вообще такое понятие и можем ли его применять относительно политики христианских стран в современном мире. Несомненно, христианство также играет важную роль в системе международных отношений. Эта религия стала фундаментом западной цивилизации и стала толчком для многих международных процессов, следовательно, христианские ценности — западные, также можно отметить, что практически все западные государства светские. В современном мире многие отождествляют западные ценности с демократическими, чего не делают с мусульманскими. Однако сегодня мы встречаем вполне демократические государства с соблюдением всех прав человека, где большую часть населения составляют мусульмане. Примером таких государств в современном мире являются страны Юго-Восточной Азии — Индонезия, Малайзия, Бруней и т.д.

В христианстве существуют три основных течения — католицизм, протестантизм и православие.

Наиболее распространенной формой является политический католицизм. Политический католицизм, можем определить, как осуществление политической и пропагандистской деятельности Папы Римского, главы католицизма, на международной арене. Несомненно, Папа вносит значительный вклад в международную жизнь в качестве главы католической церкви. Папа Римский всегда выступает против войн, конфликтов и старается участвовать в мирном урегулировании какого-либо конфликта. Также он имеет четкую позицию относительно происходящих в мире событий и влияет на общественное мнение мирового общества. Так, например, сегодняшний Папа Римский — Франциск выступал на заседании Генассамблее ООН, посвященному 70-летию ООН, где он осудил войны в Ираке, Сирии, Ливии, Украине и других государствах, где страдает местное население, и отметил, что «интересы людей должны стоять выше узких интересов, даже если эти интересы имеют право на существование» [51]. Также он совершил пасторские визиты в Израиль, Иорданию, Турцию, Южную Корею, Филиппины, США, Кению, Уганду, ЦАР, ряд европейских и латиноамериканских стран, что говорит о разносторонности Папы, который не ограничивается визитами в государства, где преимущественную часть общества составляют католики, так как основными целями этих визитов являются улучшение отношений с православными, снижение напряженности в «горячих точках мира», решение проблем религиозных меньшинств, ущемленных в правах в тех или иных государствах. Так, Папа Римский является основной фигурой политического католицизма.

В остальных христианских течениях нет такого духовного лидера, как в католицизме, что и объясняет практически полное отсутствие на мировой арене политического православия и политического протестантизма.

В отличие от Папы Римского Патриарх Московский и Всея Руси, глава Русской Православной Церкви, практически не выделяется такой же всесторонней деятельностью. Настоящий Патриарх Кирилл мало вовлечен в мировую политику, несмотря на это он высказывается по поводу мировых событий, например, таких как, война в Сирии, ситуация в Украине. Также он активно участвует и во внутренней политике, выступает с речами с целью поддержки некоторых государственных деятелей и общества в целом. Одним из последних обсуждаемых заявлений Патриарха стало заявление о правах человека в современном мире: «Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни», где возмущение было вызвано словосочетанием «ересь человекопоклонничества» [50]. Однако он считает, что в наше время права человека, которые являются естественными и даны нам с рождения, превосходят религиозные ценности и защищаются определенными органами, что значит утверждение человека выше Бога. Так, он призвал защищать православие, чтобы избежать подобных случаев, где у власти стоят нерелигиозные и грешные люди, но защищающие права и свободны человека. Сегодня также политическое православие представлено в таких международных организациях, как «Православная Европа», «Союз православных женщин», «Межпарламентская Ассамблея Православия» и т.д. Как мы видим, многие организации нацелены на политическое объединение государств и обществ.

Протестантство наиболее богато различными течениями и ответвлениями, среди которых встречаются лютеранство, кальвинизм, баптизм, англиканство и др. Однако уровень вовлеченности в политику низок, здесь так же существуют различные организации, защищающие интересы протестантов, среди которых можно отметить Протестантский мейнстрим, играющий значительную роль в жизни протестантов в США. Протестантский мейнстрим представляет интересы протестантских церквей в США, которые выражают озабоченность социальными проблемами в государстве.

Таким образом, мы не можем применять понятие «политическое христианство», поскольку как такого цельного феномена в современном мире пока не существует, но существуют такие отдельные направления в христианстве, как политический католицизм, политическое православие и политический протестантизм, которые готовы объединиться с целью решить глобальные проблемы и современные конфликты. Так, например, важное значение в истории христианства имеет эпохальная встреча в 2016 году представителей православия и католицизма — Папы Римского и Патриарха Всея Руси, в ходе которой приняли совместную декларацию. В данной декларации учтены многие насущные проблемы и вызовы современного мира. Сегодня государства на Западе больше провозглашают не христианские принципы, а демократические идеи, выступают за светскость в политике.

Относительно третьей мировой религии — буддизма, мы не можем сказать, что она активно участвует в политических процессах в мире. На основе буддизма построены некоторые современные цивилизации Восточной Азии, но на сегодняшний день в этих государствах большую роль играет не религии, а идеологии, сформированные под влиянием буддизма. Так, например, в Китае на протяжении многих веков в качестве религии выступает философское учение конфуцианство. Вдобавок, буддизм распространялся мирным путем, в отличие от ислама и христианства, то есть исключительно по собственному желанию людей и полном принятии истинности этой религии, что также значит отсутствие намерения у буддизма стать господствующей религией. Таким образом, в буддизме как политеистической власти нет понимания «власти», а значит в политику буддизм практически не задействован.

Обобщая все выше сказанное, приходим к следующему выводу: политизация религии приводит к откату от «подлинности», «чистоты» религии, преобразовывая ее в политический инструмент. Как Егор Холмогоров отмечает:

«»политические религии» не есть настоящие религии» [49]. Сегодня религия действительно подвергается большому влиянию из вне, что корректирует ее под новые реалии и условия. Возрождение традиционной в понимании религии в последние десятилетия осложняется на фоне современных мировых процессов, что и обуславливает ее к трансформации с целью применимости в государственной системе, в которой она потеряла свои позиции на протяжении столетий. Так, если ранее государство обращалось к религии и ставило ее на передний план, то сейчас религия старается обратить на себя внимание государства.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Глава 2. Роль религии в политической истории

2.1Религиозные конфликты в мировой политике
На протяжении истории на международные отношения оказывали влияние не только династический принцип, национальный интерес и связанные с ним амбиции государства, но также и религиозный фактор. Всемирная история полна примеров сотрудничества государств и обществ по религиозному признаку, событий, конфликтов и войн на религиозной почве, которые рассматриваются некоторыми исследователями в качестве исторической закономерности, которая проявляется во многих государствах, целью которой является модернизация общества и государства и секуляризация.

Конфессиональный принцип в системе международных отношений особо отразился в истории Европы, которая тесно связана с историей христианства. Вплоть до XI века на основе христианства европейские народы стремились к созданию единого общего государства, однако раскол христианства привел к многократным столкновениям между католиками и православными в последующие столетия. В Европе Папа Римский, как глава католической церкви, играл большую роль не только в конфессиональных вопросах, но также и в политике. Помимо разногласий между католиками и православными, возник также конфликт между христианами и мусульманами. Инициатором войны против «неверных» можно назвать католическую церковь, которая первая организовала неоднократные крестовые походы и реконкисту. Были созданы специальные духовно-рыцарские ордены, которые принимали участие в вытеснении мусульман, евреев, язычников и других «неверных». Эти ордены играли также роль самостоятельных международных акторов, сотрудничая с другими государствами в разных сферах деятельности. Так, например, они сыграли важное значение в истории государств в Европе и формировании их внешнеполитического курса, а также в окатоличивании европейский государств. Некоторые ордены, созданные в средневековье, продолжают свою деятельность и в наши дни в Европе и на Ближнем Востоке с целью распространения католицизма. Среди них можно отметить наиболее известный Мальтийский Орден, который в настоящее время состоит в некоторых государствах, имеет дипломатические отношения с большинством государств и даже рассматривается как отдельное суверенное государство. Так, первые крупные религиозные конфликты были между христианином и мусульманами.

Одним из ярких событий в истории христианства является Реформация, начавшаяся в XVI веке, и результатом которой стало появление новой ветви в христианстве — протестантства, которая впоследствии привела к новому этапу в истории Европы — религиозных войн между протестантами и католиками. Протестантство в основном распространилось в северных государствах Европы, что привело к конфликтам на религиозной почве с южными государствами Европы, и на религиозной основе создавались союзы государств для ведения войны. Испания, сохранившая католичество в своем государстве, вела борьбу с протестантами из Англии и Франции, что в итоге обрела врагов в их лице в последующие годы и тем самым потеряла свою былую мощь и доминирование в Европе. В XVI веке во Франции религиозные противоречия обернулись кровопролитными войнами между католиками и протестантами, которые также во Франции назывались гугенотами. Причиной этих войн стали гонения и преследования гугенотов на территории Франции. Таким образом, появление нового христианского направления — протестантизма, привело к конфликтам с католиками, что отодвинуло войны с мусульманами на второй план.

Благодаря аугсбургскому миру 1555 г. князья Священной Римской империи получили право выбирать религию на своей территории, что привело к религиозному делению в Европе и послужило причиной Тридцатилетней войне, которая стала одним из крупных столкновений между католиками и протестантами. Впоследствии эта война фактически положила конец религиозному фактору в международных отношениях в Европе, так как затем многие государства во внешнеполитических сношениях начали ставить в приоритет не религиозный фактор, а национальный интерес.

Что касается религиозного фактора на Востоке, то здесь значительную роль сыграл ислам. На протяжении истории вплоть до XX века государством, представляющем ислам на международной арене, была Османская империя. Османская империя распространила и укоренила мусульманскую религию в Азии и на Ближнем Востоке. Что касается буддизма, то эта религия обосновалась в Восточной и Юго-Восточной Азии, которые долгое время находились под протекторатом европейских колонизаторов или же находились в «закрытом состоянии» от внешнего мира. Следовательно, выраженным характером на Востоке владел ислам.

Одним из значительных событий на Востоке начала XX века считается революция Ататюрка в Турции. Мустафа Кемаль Ататюрк провел ряд реформ в государстве во всех областях деятельности, тем самым сделав Турцию из исконно мусульманского государства в новообразованное светское государство, ориентированное на Запад. Реформы привели к полному изменению спектра жизни общества, где религиозный фактор перестал оказывать прежнее влияние на внутренние процессы государства. Одной из причин революции считается ассоциирование Турции с Османской империей, которая долгое время являлась очагом хранения и распространения ислама, и при этом рассматривалась недружественным государством Запада. Так, Кемаль Ататюрк стремился расширить связи и сотрудничество с европейскими государствами, показывая им политическую решительность и отступление от традиционной политики Османской империи. Несмотря на светскость государства в наше время, большинство населения Турции по-прежнему исповедуют ислам и живут согласно шариату и придерживаются старых традиций. Однако, эта революция стала знаковым событием в истории Турции и в истории международных отношений.

Освобождение от колониальной зависимости и автономия действий пришедшей к власти руководства привели новых независимых государств не только к политическим противоречиям, но и к обострению многолетних межконфессиональных и межэтнических разногласий, которые подавлялись веками, поэтому сегодня многие исследователи говорят о возрождении религии в международных отношениях.век можно назвать веком войн и конфликтов, в котором большую часть занимают религиозные конфликты. Одним из острых конфликтов прошлого столетия, является индо-пакистанский конфликт.

История Индии тесно связана с мусульманской религией, так как еще в X- XII вв. северную часть Индии заняли тюрки-мусульмане и контролировали большую часть Индии, распространяя ислам по всему региону. Так, можно объяснить сегодняшнее преобладание приверженцев мусульманской религии на севере Индии, в частности в районе Кашмира и Джамму. Находясь на одной территории Британской Индии под покровительством Великобритании, мусульмане и индусы не сталкивались в межрелигиозные конфликты вплоть до раздела Британской Индии по религиозному принципу на Индию и Пакистан (Восточный и Западный). Здесь не государство определяло религию на своей территории, а религия определила к какому государству присоединиться. Раздел Индии на два независимых государства привел к массовому переселению по религиозному признаку: мусульмане мигрировали в Пакистан, индусы — в Индию, и сопровождался столкновениями между ними. Так, Пакистан и Индия являются государствами, которые были образованы в результате религиозного деления общества.

В этом конфликте можно отметить роль лидера и его вероисповедание в том, как он может повлиять на ход исторических событий. Будучи индусом, Хари Сингх решил присоединить Кашмир и Джамму, где преимущественное число занимали мусульмане, к территории Индии, что вызвало возмущение Пакистана и привело к военным действиям. Конфликт трижды перерастал в индо- пакистанские войны, которые не увенчались успехом ни одной из сторон и не повлекли за собой мирного решения вопроса. Итогами войн стали неформальное разделение Кашмира и Джамму между Пакистаном и Индией, а также образование нового независимого государства на территории Восточного Пакистана — Бангладеш.

Индо-пакистанский конфликт имел международную значимость, несмотря на то, что первоначально в данном конфликте не принимали участие другие государства. Этот конфликт также не был втянут в холодную войну, несмотря на военную и финансовую помощь со стороны США и СССР обоим государствам. К тому же, Индия и Пакистан относили себя к третьей стороне биполярной системы — международной организации «Движение неприсоединения», и обязались не присоединяться ни к каким военным блокам, хотя принимали иностранную помощь в войнах против друг друга. К сожалению, роль ООН в индо-пакистанском конфликте не значительна, так как она заключалась лишь во временном прекращении огня между сторонами, но не в полном урегулировании конфликта. Следовательно, индо-пакистанский конфликт оставался в периферии основных действий великих держав и международных акторов.

Политическая обстановка в Пакистане все это время сохранялась нестабильной. Ислам является государственной религией Пакистана, однако при этом происходят постоянные стычки между представителями исламских направлений. Дополнительно усугубляют внутреннее и внешнеполитическое положение в стране террористические организации и группировки, которые время от времени совершают нападения на соседние государства, в том числе на Индию, тем самым ухудшая отношения Пакистана с этими странами. Серьезную угрозу не только в Пакистане, но и в регионе в целом также представляет исламистское движение Талибан, которое обосновалась на пакистанской территории, граничащей с Афганистаном, — Вазиристан. Так, акцент политики Пакистана перенесся из Индии в Вазиристан.

Таким образом, отношения между Индией и Пакистаном имеют нестабильный характер от подписания совместных соглашений до развертывания военных действий. По сей день продолжаются столкновения на границах между государствами, несмотря на неоднократные попытки проведения переговоров с целью мирного урегулирования конфликта и нормализации отношений между государствами. Сегодня этот конфликт усугубляется угрозой для всего мирового сообщества, так как оба государства владеют ядерным оружием и, при этом, не являются участниками международного договора о нераспространении ядерного оружия.

Одним из громких событий 2015 года стало включение Индии и Пакистана в Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС). Многие аналитики считают, что участие в одной организации позволит Индии и Пакистану наладить диалог и дальнейшие двусторонние отношения. Однако, на наш взгляд, маловероятно, что отношения между этими государствами изменятся в лучшую сторону, так как Индия и Пакистан уже состоят в одних организациях, например, таких как Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК), но никаких перемен в отношениях не наблюдалось, и только, наоборот, осложняют работу организации и принятие совместных решений. С другой стороны, потепление отношений возможно, но здесь уже сыграют свою роль Россия и Китай, которые могут надавить на Индию и Пакистан соответственно.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Индо-пакистанский конфликт можно назвать следствием безответственной и непродуманной политики Великобритании в отношении его мандатов, что привело не только к данному конфликту, но также и к арабо- израильскому. Арабо-израильский конфликт начал вырисовываться еще в начале XX века, когда начали проявляться сионистские настроения евреев с целью создания своего государства на территории Палестины, что также было одобрено великими державами и поддержано Великобританией в декларации Бальфура1. Однако Великобритания обещала, в том числе и арабам, создание независимого арабского государства на этой территории. Так, двойная политика Великобритании способствовала столкновениям интересов двух обществ за создание государства на территории Палестины.

Арабо-израильский конфликт считается одним из острых религиозных конфликтов прошлого столетия, продолжающийся по сегодняшний день. Данный конфликт сочетает многочисленные столкновения евреев и арабов на религиозной почве. Также он вовлек местные христианские общины, которые сегодня подвергаются гонениям и притеснениям, что вызывает большую обеспокоенность в мире. Арабские государства в данном регионе фактически ведут политику, направленную против Израиля. Этот конфликт вызвал всплеск религиозных настроений всего мирового сообщества, которые подавлялись в начале XX века тоталитарными режимами и последователями марксистской теории, что также говорит о религиозном возрождении.

В послевоенное время вопрос о Палестине стал одним из центральных, который требовал незамедлительного решения. Резолюция ООН № 181, согласно которой территория Палестины была разделена по этническому и религиозному признаку между арабами и евреями, была воспринята неоднозначно. Еврейское общество приняло данную резолюцию, однако арабы от нее отказались. Тем не менее, евреи смогли образовать Израиль, что сразу же ввело новое государство в продолжительные войны с арабами, длящиеся по сегодняшний день. Арабо- израильский конфликт полностью оправдывает свое название, так как Израиль ведет войны со всеми арабскими государствами региона. Данный конфликт охватывает несколько конфликтов в регионе, включая палестино-израильский, с которого все началось, и где одной из точек столкновений также является вопрос о принадлежности Иерусалима, который считается священным городом для мусульман, христиан и иудеев. Сегодня этот город до сих пор является камнем преткновения для арабов и евреев, за который раньше также боролись христиане из Европы, совершая многочисленные крестовые походы. Одним из следствий также является ускорение процесса миграции евреев в Израиль в связи с преследованиями и гонениями в мусульманских странах, ровно так же, как и эмиграция мусульман из Израиля в соседние арабские государства.

Возникновение Государства Израиль в центре ислама и в окружении арабских государств, претендующих на территорию Палестины и занимающих ее несколько столетий, привело к появлению нового игрока на международной арене и изменению сил на Ближнем Востоке. Ближний Восток всегда представлял важное геополитическое значение и привлекал не только святыми местами, но и важными торговыми путями, природными ресурсами, поэтому этот конфликт стал центром внимания и участия мировых держав, а также частью холодной войны, что привело к увеличению игроков в регионе, заинтересованных в достижении своих целей, но не в урегулировании самого конфликта. Как отмечает И. Иванов, бывший министра иностранных дел РФ: «В период между Суэцким кризисом 1956 года и операцией по освобождению Кувейта «Буря в пустыне» 1991-го регион был сферой советско-американского противостояния; Ближний Восток оказался одним из важнейших составных частей биполярного мира, ареной соперничества и ограниченного сотрудничества двух сверхдержав» [20]. Так, арабы и евреи стали марионетками в руках большой политической игры США И СССР, в которой США поддерживали Израиль, а СССР — арабские государства. В то же время арабские государства могли оказывать давление на государства, поддерживающие Израиль, посредством своей нефтяной политики, как это произошло в 1973 году и привело к крупнейшему нефтяному кризису, повлиявший на мировую экономику и финансовые системы многих государств. До сих пор, арабские государства применяют эти методы с целью демонстрации своей значимости и влияния на международную экономическую систему. В целом, в арабо- израильском конфликте было задействовано большое количество государств, среди которых Израиль, Египет, Сирия, Ливан, Иордания, Иран, Саудовская Аравия, Великобритания, Франция, СССР, США и т.д., а также различные неправительственные организации, террористические группировки и движения, которые намного превышают количество участников конфликта. Таким образом, арабо-израильский конфликт можно рассматривать не только как локальный конфликт, но также, как и международный, поскольку количество участников в нем не ограничивалось арабскими государствами и Израилем.

Арабо-израильский конфликт способствовал обострению других противоречий в регионе. Израиль также поглощен не только в конфликт с мусульманами, но также и среди направлений ислама — шиизма и суннизма. В это время образовываются террористические организации, радикальные партии, целью которых является ликвидация еврейского государства, однако на деле они только вызывали внутренние противоречия в арабских государствах. Так, например, обострились отношения маронитов и мусульман в Ливане, что привело к гражданской войне и хаосу внутриполитического положения. В ливанскую гражданскую войну также были задействованы и другие государства, в том числе Израиль, поддерживающий маронитов, и миротворческие силы Лига арабских государств (ЛАГ). Впоследствии в Ливане была сформирована партия «Хезболла», целью которой является ликвидация государства Израиль и установление исламского режима в Ливане. Так, возникновение государства Израиль сыграло значительную роль в определении дальнейшей политики арабских государств и повлияло на общественные отношения в этих государствах.

На наш взгляд, одним из методов предотвращения конфликта являлось создание во время деколонизации единого арабского государства на Ближнем Востоке, так как данный регион представляет мусульманскую цивилизацию и имеет одну историю. Сегодня бы это государство могло играть роль гаранта стабильности и безопасности в регионе и представлять единую точку зрения в мировой политике. Однако для многих держав того времени арабское государство представляло бы угрозу его лидерства в этом геополитическом регионе в экономической и военно-политической сферах, в расширении своего влияния на соседние государства в Азии и Африке. Современная ЛАГ или же

«Организация исламского сотрудничества» не выступают в качестве такого института наднациональности над государствами региона и не имеет механизм влияния на них. Сегодня идеи панарабизма также встречаются, однако на практике осуществить их будет намного сложнее, так как государства в регионе сложились как отдельные независимые государства со своими векторами внешней и внутренней политики, к тому же международное сообщество будет по-прежнему против создания большого и сильного игрока на арене Ближнего Востока. Однако данную идею стремятся реализовывать различные террористические организации, которые в последнее время становятся действительно глобальной проблемой человечества.

Сегодня существует план мирного урегулирования арабо-израильского конфликта, именуемый «Дорожной картой», целью которого является мирное сосуществование евреев и арабов на территории Палестины и последующее образование государства на арабской территории. В мирном процессе участвуют такие акторы международных отношений, как РФ, США, ООН и ЕС, которые несомненно могут повлиять на ход переговоров между сторонами и дальнейшее и урегулирование конфликта. Попытки урегулирования конфликта осложнены неподконтрольными террористическими организациями обеих сторон, которые были поддержаны и финансированы правительствами арабских государств и Израиля соответственно во второй половине XX века. Следовательно, арабо- израильский конфликт продолжает оставаться на повестке дня многих международных организаций и конференций. Так, сегодня Ближний Восток представляет арену столкновений между иудеями и мусульманами, между шиитами и суннитами, между мусульманами и христианами.

Ближний Восток является не единственным регионом, где проявляются религиозные противоречия. Современная Африка также представляет поле религиозных столкновений между христианами и мусульманами. В североафриканских государствах, где преобладающее число занимают мусульмане, ущемляются права других религиозных групп, в том числе и христиан, против которых ведется борьба террористическими организациями. Особенно проявляются религиозные столкновения в Нигерии, где соотношение численности христиан и мусульман примерно одинаковое. Ситуация в стране осложнилась возникновением на ее территории исламистской террористической организации «Боко Харам», которая недавно присягнула «Исламскому государству Ирака и Леванта» (ИГИЛ). «Боко Харам» постоянно совершает нападения на христианские общины и теракты, тем самым увеличивая поток беженцев в соседние государства. Теракты в Нигерии превосходят по количеству и масштабу теракты, совершаемые на Ближнем Востоке, что вызывают серьезные опасения африканских государств, так как при этом жертвами терактов и нападений становятся в основном женщины и дети. Одной из крупных акций террористов стало похищение свыше 250 школьниц и насильная выдача их замуж, что является грубым нарушением прав и свобод человека. Таким образом, в Африке противоборствуют две мировые религии — ислам и христианство, что приводит сегодня к серьезным последствиям. Однако африканский континент до сих пор остается регионом, не имеющий первостепенную значимость для международного сообщества, и его проблемы и внутренние конфликты не обсуждаются широко в общественности и в мировой политике. Таким образом, африканские государства также нуждаются в поддержке и помощи государств в урегулировании религиозных противостояний на континенте.

В наши дни также наблюдается влияние религиозного фактора не только на столкновения между разными религиозными группами в государстве, но и на внутреннюю политику государства. Иногда некоторые государства стараются применять принципы аугсбургского мира в практике, такие как «cujus regio, eius religio» (чья страна, того и вера), тем самым навязывая своим гражданам вероисповедание той или иной религии и ущемляя права и свободы человека. Частичным примером, может служить исламская революция Ирана, приведшая к полной исламизации общества в стране, в то время, когда в Турции в это время идет активный отход от исламского образа жизни.

На протяжении своей истории Иран всегда стремился к лидерству и признанию со стороны международного сообщества, однако политические силы в государстве видели разные пути к достижению поставленной цели. Иранская революция была спровоцирована недовольством шахским режимом и политикой, ориентированной на США и европейские государства. Шах Реза Пехлеви в 1960-1970-е годы стремился привести свое государство к процветанию и доминированию в регионе, тем самым модернизируя государство и общество в западном направлении. Тем не менее его попытка вестернизации государства привела к внутриполитическому кризису и впоследствии революции. В результате революции главой государства стал аятолла Рухолла Хомейни, который установил политический курс на формирование исламского режима в государстве. Тот факт о том, что главой государства стал духовный лидер, говорит нам о становлении политизированности религии. В 1980-е годы у иранского руководства проявились амбиции противостоять влиянию США и СССР и стать отдельной военно-политической силой, что проявляется и в настоящее время, как например, в реализации ядерной программы. В Иране началась активная исламизация всего общества и всех сфер деятельности с целью ликвидации влияния США и западных государств. Многие государства осуждали репрессивные методы внедрения ислама в жизнь общества и ущемление прав человека, а более того опасались экспорта исламской революции в другие государства, что могло бы привести к уменьшению их союзников в регионе. Как бы то ни было под воздействием иранской революции в соседних государствах начали формироваться партии и организации, стремящиеся последовать примеру Ирана и встать на исламский путь. Таким образом, Иран не встал ни на прозападный, ни на советский путь, а избрал свой собственный — исламский, что возможно стало одной из причин его лидерства среди шиитских государств на международной арене.

Сегодня религиозный фактор также играет роль в этнополитических конфликтах, как это произошло в Северной Ирландии и бывшей Югославии. Конфликт в Северной Ирландии является одним из современных противостояний между протестантами и католиками, который обострился ко второй половине XX века. Истоки конфликта уходят во времена Реформации, когда протестантство распространилось на территории Великобритании и ее колони, включая католическую Ирландию. Однако многие ирландцы отказались принимать протестантство и сохранили католицизм, что затем проявилось в данном конфликте, несмотря на его первоначальный политический характер. Религиозный фактор также повлиял на еще один конфликт в Европе — процесс распада Югославии. Националистические и сепаратистские настроения в республиках Югославии сопровождались воздействием религиозной составляющей общества, которая выглядела следующим образом: словенцы и хорваты — католики, албанцы и боснийцы — мусульмане, черногорцы и македонцы — православные. Данный конфликт стал одним из острых кровопролитных на территории Европы со времен Второй Мировой войны. Несмотря на то, что конфликт несет межэтнический характер, все же наблюдается религиозное воздействие на ход конфликта. Таким образом, в последние десятилетия набирают обороты этноконфессиональные конфликты внутри государства, которые ведут к политическим разногласиям.

Существует точка зрения, что эти конфликты и восстания в государствах объясняются закономерностью, по которой каждое государство должно встать на путь модернизации общества и государства, отходя от традиционной формы государственности. Первыми такими государствами были страны Европы, в которой в свое время прошли нидерландская освободительная, английская, французская буржуазная революции и т.д., и сейчас этот процесс дошел до стран Востока. Однако, эти государства стремятся подавить протесты «религиозной средой государств», сохраняя статус государственной религии и контролируя общество, тем самым способствуя возникновению политической религии.

Подводя итог, мы можем сказать, что религиозный фактор оказал колоссальное влияние на ход исторических событий и политику государств. Так, нами были проанализированы события и конфликты, произошедшие на религиозной почве, которые оставили исторический след в мировой политике и которые отражаются в международных отношениях по сегодняшний день. Мы пришли к заключению того, что многие государства преследуют свои скрытые цели посредством ведения международных и внутренних вооруженных конфликтов, прикрываясь борьбой за веру. Наряду с этим необходимо отметить, что территориальное разделение государства по религиозному принципу не может увенчаться успехом, что подтверждается индо-пакистанским и арабо- израильским конфликтами. Таким образом, на протяжении истории религиозный фактор является одним из основных, которые влияют на международную систему отношений между обществами и государствами.

2.2Религиозный фактор в современных международных отношениях
Многие исследователи говорят о возрождении религии в конце XX-начале XXI века в международных отношениях, объясняя современные межконфессиональные разногласия и конфликты.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В современном мире широко распространен исламский фактор в международных отношениях, который в последние десятилетия ассоциируется с религиозным фанатизмом и радикализмом некоторых исламистских организаций, групп и отдельных индивидуумов. «Исламизм — это политическое движение и идеологическое направление, но ни в коем случае не религия [41]. На Востоке к сегодняшнему дню создано большое количество различных исламистских движений, среди которых выделяется политическое движение

«Братья-мусульмане», распространенное в разных государствах и играющее большую роль в их политических системах. Также существует исламистское движение «Талибан», основанное в Афганистане и которое способствовало увеличению террористических организаций и группировок на Среднем Востоке и Азии. Так, в сегодняшнем понимании многих людей исламский фактор связан с религиозными радикалами, поскольку большинство активных террористических организаций относят себя к распространителям ислама.

Одним из глобальных вызовов международного сообщества является террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). В последнее время многие предпочитают использовать название «ДАИШ», так как не считают, что эта террористическая организация должна называться Исламским государством. Среди аргументов они выделяют тот факт, что ИГИЛ не имеет ничего общего с религией ислама, а только наоборот выставляет ее в глазах общества жестокой религией, и признание обществом создание нового государства на территории Сирии и Ирака, чего на самом деле не происходит. Как заявил президент РФ В.В. Путин: «Исламское государство» «своими кровавыми преступлениями оскверняет величайшую мировую религию — ислам. Идеологи боевиков издеваются над исламом, извращают его истинные гуманистические ценности» [10]. В последние годы ИГИЛ становится новым явлением в международных отношениях, так как эта организация имеет совершенно иную структуру, отличающуюся от «классических» террористических организаций, и, при этом, активно «афиширует свое присутствие на международной арене», не скрываясь в подпольях [27]. Так, сегодня ИГИЛ, владеющее широкой сетью террористических организаций и групп, распределенных по всему миру, представляет самую серьезную и опасную угрозу для всего международного сообщества.

К тому же, ИГИЛ является не единственной террористической организацией, помимо нее существуют и другие, например, «Аль-Каида», которая в последнее время утрачивает свои позиции.

Сегодня между террористическими организациями происходит соперничество за то же доминирование на Ближнем Востоке, за «признание» как самой опасной организации в мировом сообществе и за «всемирное признание со стороны террористов, уважение, верность и получение поддержки [11], так, можно объяснить причину, почему они берут ответственность за совершение терактов. Сейчас террористические организации борются за совершение наиболее громких и крупных терактов в мире, показывая то, что никакие территориальные границы и государства с широкой системой обеспечения безопасности не являются для них препятствием, что они подтвердили своими терактами в Париже, Брюсселе, Лондоне, Москве, Мадриде и др. К тому же, факт того, что некоторые террористические организации присягнули ИГИЛ, говорит все же о его «превосходстве» над другими террористическими организациями. Так, ИГИЛ постепенно становится главенствующей террористической организацией в мире, что вызывает большую угрозу для всего мира и становится одной из глобальных проблем первостепенной важности.

Таким образом, исламистские террористические организации вызывают страх в глазах общественности и отражают ислам в негативном свете. Несомненно, одним из крупных терактов последних десятилетий является теракт 9/11, организованный в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года террористической организацией «Аль-Каида». Данный теракт изменил мировоззрение общества и отношение к мусульманам во всем мире и привел к пересмотру внешней и внутренней политики США. Негативное отношение к мусульманам после событий 9/11 объяснялось также «отсутствием у властей внятной стратегии разъяснения населению разницы между исламистами и мусульманами» [12]. По сегодняшний день отношение к мусульманам в США остается по-прежнему нетерпимым, что также обусловлено продолжающимися терактами.

Несмотря на то, что сегодня некоторые религии преподносятся в отрицательном ключе, государства должны «сглаживать» и регулировать отношения между разными религиозными группами, не подвергая критике какую-либо религию. Негативное отношение к мусульманам сохраняется как в США, так и в Европе, что также можно объяснить последним нападением террористов на конкурс карикатуры на пророка Мухаммеда в 2015 году, который проходил в США. На наш взгляд, сами карикатуры пророка Мухаммеда является вызовом для всего мусульманского общества в мире, и реакция исламистов вовсе неудивительна. Тем не менее, данный случай с карикатурами является не единственным. Еще в 2006 году датские СМИ опубликовали карикатуры на пророка Мухаммеда, то же самое произошло во Франции в 2015 году, когда французский еженедельник «Шарли Эбдо» также опубликовал идентичные карикатуры, основываясь на свободе слова и свободе прессы. Ответом этим мероприятиям стало проведение в Иране конкурса карикатур на тему холокоста в 2006, 2015 и 2016 годах. Все это поспособствовало обострению отношений между христианами и мусульманами, а также вызывает политические скандалы между государствами Востока и Запада. Таким образом, государства должны «воспитывать» в своих обществах чувства веротерпимости и уважения к другим религиозным группам и не провоцировать межконфессиональные столкновения. Сегодня Европа является не только центром христианства, но и очагом межконфессиональных противоречий. Здесь сталкиваются ислам и христианство, разделяя общество. Большие потоки мигрантов с Ближнего Востока изменили религиозную составляющую в Европе, вызывают бурную реакцию местного населения. Так, появляются различные движения, такие как ПЕГИДА — Патриотические европейцы против исламизации Запада, «Остановим исламизацию Европы», «Лига английской обороны», что говорит нам об антиисламских настроениях части общества в Европе. Также демографические показатели показывают, что число мусульман возрастает в Европе на фоне низкой рождаемости европейского населения, ростом числа гомосексуальных пар и т.д. При этом, многие мусульмане на Западе не интегрируются в европейское общество, обособляются, не принимают западные ценности, создавая большие противоречия в обществе. Можно сказать, что еще до этого времени здесь, в Европе, были противостояния между протестантами и католиками, но сейчас они объединяются против исламизации Европы. Однако последнее избрание мэром Лондона мусульманина Садыка Хана может привести к пересмотру отношения к мусульманам в Европе. Тем не менее, и мусульманская, и западная цивилизации борются за свое выживание, сохранение своих ценностей, позиций в соответствии с вызовами современного мира.

В современных международных отношениях продолжается противоборство не только мусульман и христиан, но также шиитов и суннитов. За последние десятилетия арабские государства разделились на две группы — шиитов и суннитов, что проявляется в постоянных столкновениях между ними и ведением террористической пропаганды и информационной войны друг против друга. Лидером суннитского блока является Саудовская Аравия, шиитского — Иран. Так, можно сказать, что ведется религиозная борьба двух блоков за доминирование в регионе. Отношения Ирана и Саудовской Аравии всегда отмечались постоянными столкновениями и возмущениями касательно положения шиитов в Саудовской Аравии и суннитов в Иране, а также не менее важным — нефтяной политики обоих государств. Последняя эскалация разногласий между ними произошла в начале 2016 года, причиной которой стала казнь шиитского проповедника Нимра аль-Нимра в Саудовской Аравии, вызвавшая бурные протесты среди шиитов по всему миру. Важно отметить, что решение Саудовской Аравии касательно казни проповедника как не удивительно совпало со временем снятия международных санкций с Ирана. Освобождение от санкций помогло вернуться Иран на международную политическую арену и в мировую экономику в качестве одного из ведущих экспортеров нефти в мире, а также расширить сотрудничество во всех областях с передовыми государствами. Так, амбиции Ирана к лидерству, новая политика «поворота на Запад», а также ядерная программа — все это вызывает опасения у Саудовской Аравии, которая решила затруднить возвращение Ирана посредством втягивания его в ближневосточный конфликт с суннитами и «спровоцировать Иран на неосторожные действия» [4]. Конфликт между Ираном и Саудовской Аравией можно назвать ближневосточной холодной войной, в которой оба лидера мусульманского мира стремятся к превосходству на другим и увеличению союзников на своей стороне. Конфликт между ними также обеспокоил многие другие государства вне региона, так как он мог привести к резкому изменению ситуации на нефтяном рынке и последующей дестабилизации валютных систем государств.

Что касается «христианского фронта», то здесь католики и православные объединяются для решения современных международных проблем. В 2016 году произошла историческая встреча глав католической и русской православной церквей. Встреча Папы Римского Франциска I и Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла обусловлена увеличением случаев нарушения прав человека и количеством кровопролитных войн и терактов. На встрече обсуждались важные военно-политические события, религиозное противостояние в мире, отчаянное положение христиан на Ближнем Востоке и в Африке, нарушающее свободу вероисповедания, и о дальнейшем сотрудничестве двух церквей. Также они осудили радикально настроенных экстремистов: «Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами» [42]. Данную встречу и принятое совместное заявление можно рассматривать как попытку духовенства вернуться к бывшим позициям в мире играть значительную роль при решении международных проблем и конфликтов, так как многие отмечают, что текст является политически направленным и призывающим международное сообщество обратить внимание на христианское общество. «Главный интерес двух лидеров — том, чтобы вернуть христианство в мировую политику» [27].

Результаты проведенного нами анализа современных международных отношений и явлений позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования: религиозный фактор начинает оказывать большее влияние на международные процессы, что подтверждает тезис о возрождении религии. Однако речь не идет о религии как о социальном институте, речь идет об идеологизации общества на основе религии. Тем не менее, в современной мировой политике говорят об усилении религиозного фактора, в частности исламского, так как противостояния с мусульманами обостряются и усугубляются наличием исламистских общественно-политических движений и организаций, которые все больше представляются на политической арене в качестве акторов международных отношений. Их радикальные действия приводят к неправильному пониманию ислама и объединению христианских конфессий, что также может стать причиной современных «крестовых походов». Таким образом, религиозный фактор всегда считался барьером международного общения.

Заключение

Согласно проведенным исследованиям можно сказать, что религия играла и играет значительную роль как в общественной жизни, так и в мировой политике. Некоторые люди утверждают, что без религии мир был бы лучше, так как было бы меньше точек противоречий, споров, и что конфликты, возникшие на религиозной почве, являются наиболее острыми и кровопролитными. Однако, считается, что религия, наоборот, призывает к миру, к миру без войн. Без религии в жизни человека не было бы веры во что-то светлое и чистое. В ходе написания данной работы мы доказали тот факт, что религиозный фактор является одним из основных факторов, влияющих на развитие международных отношений.

Религия является основой цивилизации, а значит выступает в качестве движущей силы человечества, подталкивает людей на действия, объединяет в единое общество, влияет на мышление и восприятие мира, следовательно, она проявляется во многих сферах жизни, в том числе и в политике. Проявление религии в политике обусловлено множеством современных проблем и вызовов. Религия в первоначальной форме не является причиной конфликтов, так как все религии заявляют о толерантном отношении к другим конфессиям. Причинами конфликтов становятся неправильное толкование религии и «превращение» ее в политический инструмент, формируя тем самым политическую религию, призванную служить средством ведения внешней и внутренней политики государства. Среди современных явлений и процессов выделяется политизированность, которая затронула так же и религию, что приводит к становлению политических религий, играющих большую роль внутри государства и на международной арене.

История международных отношений охвачена большим разнообразием событий, произошедших на фоне религиозного противостояния. На современную мировую политику продолжает оказывать влияние религиозный фактор, вызывая все новые и усиливая застарелые конфликты между обществами и государствами. Также нестабильные государства являются «мишенью» для усиления присутствия религиозного фактора на общественно- политической арене. Вдобавок можно сказать, что конфликты, возникшие на религиозной почве, являются самыми острыми и продолжительными, так как никто не сможет изменить наше мировоззрение, мышление.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

В ходе написания данной работы, мы отметили, что религиозный фактор анализируется, исследуется и всегда учитывается при рассмотрении какого-либо вопроса многими научными деятелями и политиками. Мы полагаем, что данная тема может обсуждаться длительное время, так как все относятся к религии по- разному и имеют разное понимание картины мира, что объясняет отсутствие единого мнения по данному вопросу. Так, одной из трудностей в написании работы являлись восприятие и разный подход к религии исследователей.

Мы считаем, что тема максимально изучена и проанализирована нами. Поставленные задачи в работе решены и подтверждены примерами из мировой практики. Подводя итог, мы считаем, что религиозный фактор в современной мировой политике существует и проявляется во всех уровнях взаимоотношений между обществами, государствами и цивилизациями.

Поскольку религиозный фактор является одним из центральных и постоянных, оказывающих влияние на политику и международные процессы, мы считаем, что данная тема всегда будет актуальна при написании дальнейших исследовательских работ.

Список литературы

1.Asad T. The construction of Religion as an Anthropological Category. [Электронный ресурс]. Режим доступа: #»justify»>17.Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. (очерки общей истории) / Б.С. Ерасов. — М.: Наука. Главная редакция научной литературы, 1990. — 205 стр. Исмаилов М.Р. Мировой политический ислам: понятие, концепции, движения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Центр новостей ООН. Папа Римский выступил перед делегатами 70- й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=24519#.V0X3BPxkiUk

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1432

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке