Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Дипломная работа на тему «Риторический аспект деятельности спортивного журналиста в интернет-пространстве»

Настоящая магистерская работа посвящена изучению особенностей и специфики текстовых онлайн-трансляций на российских спортивных интернет-порталах и обучению принципам работы спортивного журналиста в интернет-пространстве в рамках факультативного курса.

Введение

Настоящая магистерская работа посвящена изучению особенностей и специфики текстовых онлайн-трансляций на российских спортивных интернет-порталах и обучению принципам работы спортивного журналиста в интернет-пространстве в рамках факультативного курса.

Для нашей страны спорт является социально значимым явлением. В 2013 году в Казани прошла летняя Универсиада, а в Москве Чемпионат мира по легкой атлетике. В 2014 году в Сочи состоялись первые для нашей страны зимние Олимпийские и Паралимпийские игры, а летом там же и первый в истории российский этап автогонок «Формулы-1». В 2018 Россия готовится принять свой первый Чемпионат мира по футболу, а в 2017 голу состоится кубок Конфедераций. Спорт охватывает всю страну, от простых обывателей до профессионалов. Потребность в качественном освещении спорта в СМИ растет с каждым днем. На общедоступном телевидении спорта не так много, как хотелось бы. Каждый год на правительственном уровне поднимается вопрос о бесплатном показе футбольных матчей на общедоступном ТВ. Однако телеканалы предпочитают заполнить эфирное время различными ток- шоу, которые в нашей стране пользуются куда большей популярностью, нежели спорт. журналистика интернет спорт трансляция

Интернет-телевидение развито не на достаточно высоком уровне, с пиратством активно борются. Видеть спорт воочию простому зрителю не всегда представляется возможным.

С радиостанциями ситуация складывается еще хуже. Специализированных спортивных радиостанций в нашей стране крайне мало.

«СпортFM», «Радио Зенит» (Санкт-Петербург), «Радио Команда»(интернет- вещание). Для сравнения, в США радиостанции, основным профилем которых является спорт, есть практически в каждом штате.

Одной из немногих возможностей узнать все о соревновании, не находясь непосредственно на стадионе, является текстовая онлайн- трансляция в Интернете. В отличие от ТВ и радио, на просторах Интернета существует множество спортивных сайтов, для которых проведение текстовых онлайн-трансляций является важной частью трафика. Болельщики могут не только узнавать о происходящем на спортивной площадке, но и посмотреть составы играющих команд, статистику игры и даже подискутировать с другими читателями. За текстовой трансляцией можно следить на своем компьютере/смартфоне/гаджете в режиме-онлайн. Она доступна каждому.

Актуальность выбранной нами темы обусловлена недостаточной изученностью текстовых онлайн-репортажей спорта в Интернета.

Новизна данного исследования состоит в описании основных черт, особенностей и принципов спортивных трансляций различных интернет- порталов, а также практическом применении теоретических знаний на практике начинающими специалистами.

Концептуальной базой нашего исследования стали положения, разработанные в трудах А.А. Калмыкова и Л.А. Кохановой, М.М. Лукиной и И.Д Фомичевой, К.А. Алексеева, С.Н. Ильченко,В.В. Ворошилова, Т.Ю. Виноградовой и других.

Цель магистерской работы — определить жанр и выявить особенности текстовой трансляции в Интернете, описать основные приемы и вспомогательные средства ведения и функционирования трансляций, раскрыть ключевые методы и технологии создания репортажа, в экспериментальной части научной работы использовать все изученные теоретические основы для работы со студентами-журналистами с целью их подготовки к созданию собственного произведения.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)разработать теоретическую базу, включающую понятия, необходимые для характеристики спортивной интернет- журналистики, установить её речевые особенности;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

2)рассмотреть роль и основные функции журналиста в данном виде журналистской деятельности;

3)проанализировать и сравнить текстовые трансляции ведущих спортивных сайтов России.

4)назвать принципы и подготовить программу опытного обучения студентов-журналистов текстовым трансляциям в Сети

Материалом исследования стали ведущие спортивные интернет- порталы: текстовая трансляция футбольного матча на сайтах Sports.ru, Чемпионат.com, Sportbox.ru, Sport-Express.ru, Eurosport.ru;

В работе используются такие методы исследования, как дискурс- анализ, сравнительный и медиалингвистический анализы.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В первой главе разрабатывается теоретическая база исследования: дается определение и рассматриваются коммуникативные особенности понятия «интернет-журналистики», выявляются различия устно-письменной речи и речевой коммуникации в электронной среде, описываются жанровые особенности онлайн-трансляции, определяется роль журналиста в данном виде журналистской деятельности.

Вторая и третья главы носят практический характер. Здесь мы анализируем трансляции различных спортивных интернет-порталов, выявляем основные атрибуты, сопутствующие проведению трансляций, определяем сложности в работе журналиста. На основе полученных данных проводим сравнительный анализ. Также приводим методическую разработку, используемую для работы со студентами-журналистами.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов работы в преподавании дисциплин модуля «Спортивная журналистика».

Глава I. Общая характеристика особенностей спортивной интернет- журналистики

.1 Интернет-журналистика: определение понятия

С каждым днем число российских пользователей Интернетом очень быстро растет. По данным ВЦИОМ за последний год доля интернет- пользователей выросла с 66% (в 2014 г.) до 69% (в 2015 г.). А с 2006 года число ежедневных пользователей Интернета выросло в 10 раз (с 5 до 52 процентов) [43]. Если раньше Интернет можно было назвать своеобразным справочником текстовой информации, то сегодня качественный уровень ресурсов Всемирной паутины очень вырос [21; 5]. Для всех своих пользователей Интернет расширяет пространство восприятия, открывая при этом доступ к безграничному числу взаимодополняющих друг друга источников. Он делает доступными огромные базы данных (библиотеки, мировые научные центры и т.д.), обеспечивает личное непосредственное участие в массовой коммуникации в реальном времени: прямое общение (чат), изъявление мнения (рейтинг-опросы), облегчает самостоятельное решение личных проблем (трудоустройство, образование, творчество, и т.д.) [9; 147].

Главные мировые информационные агентства, крупные издания и издательства, специалисты в области рекламы и PR за последние годы основательно переместились во всемирную Сеть. Помимо СМИ, работающих только в Интернете, подавляющее большинство региональных и даже федеральных ежедневных газет в наши дни обязательно публикуют электронные версии своих изданий, а в разделе «СМИ» Рунета на данный момент насчитывается более 6500 сайтов [50].

Очевидным плюсом электронных версий (или газет электронного формата — с текстом, гипертекстом, цветными фотографиями, аудио и видео сопровождением) является возможность более детального изучения выбранной темы: различные статьи в газете имеют графическое обозначение о поступлении дополнительной информации, общественном резонансе [9; 148].

Сформулируем определение понятия «Интернет-журналистика».

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

Интернет [тэ,нэ], м., с прописной буквы [англ. Internetinter(national) международный + net сеть], инф. Международная компьютерная сеть, позволяющая пользователям персональных компьютеров связываться друг с другом, находясь в любой точке мира, для сообщения и приёма текстовой и изобразительной информации. Пользоваться Интернетом. Подключиться к Интернету [35].

Иначе говоря, формируется единое информационное пространство, к которому мы получаем доступ при подключении [10].

Логично, что такие условия глобализации и единого пространства, благоприятно способствуют развитию в Интернете журналистики. Сначала печать, затем радио и телевидение стали проводниками информации в широкие массы. Теперь, если не на смену, то в один ряд к ним, примкнул и Интернет.

Большая Советская Энциклопедия дает определение понятию журналистика:

«Журналистика — вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая Ж., должна иметь для аудитории социально- ориентирующее значение, формируя её общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всём многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально- политической, духовно-идеологической жизни общества» [32].

Используя данное определение, мы можем дать определение термину «интернет-журналистика»:

Интернет-журналистика — это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через Интернет как среду массовой коммуникации.

А.А. Калмыков и Л.А. Коханова в своей книге «Интернет- журналистика» дают следующее определение этому термину:

«Интернет-журналистика — это качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов могут быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница — любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова» [12; 8].

Текстовые трансляции в Интернете можно рассматривать как связность носителей информационных образов. Это гибрид текста, графики, звука, фото- и видеоматериалов.

В журналистике используются следующие формы передачи информации:

·текст — единовременно передает не очень много информации, но может использовать другие элементы (схемы, звуки и др.);

·фото — представляет запечатленные детали событий, наглядно их фиксируя;

·звук — воздействуя эмоционально, усиливает влияние текстов, фото или видеосюжетов;

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

·видеосюжеты — темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены в видеороликах; [13;30].

Современные массмедиа — это система, которая объединяет традиционные средства массовой информации, глобальные телекоммуникационные средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией и тем самым порождает виртуальные реальности информационных пространств.

Интернет и массмедиа можно рассматривать как ядро цивилизационного развития и как феномен культуры. Интернет-культура (или киберкультура) начинается тогда, когда сеть образует новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь [12; 9].

Проявляется интернет-культура по-разному. В частности, в Интернете текстовая трансляция может служить не только самостоятельной величиной. Ее уникальность по сравнению с трансляциями на телевидении или радио в том, что читатель совершенно самостоятельно может погрузиться в события не поверхностно, а глубинно. И помогает ему в этом уникальная конструкция текста в Интернете — гипертекст.

В основе Интернета и интернет-технологий лежат гипертексты и сайты, размещаемые в глобальной сети Интернет либо в локальных сетях ЭВМ. Самое простое определение гипертекста можно найти в почти любом руководстве по веб-дизайну: гипертекст — это текст, связанный ссылками с другими текстами.

Иначе говоря, гипертексты — это тексты с гиперссылками на другие гипертексты, размещенные в Интернете или локальной сети ЭВМ. В виртуальном мире время, пространство и ощущения искривляются. Изменение условий взаимодействия и коммуникации людей происходят по большей части на уровне языка. Гипертекст имеет возможность трансформироваться множество раз, может менять свое содержание, дополняться и т.д. Главная особенность гипертекста заключается в том, что он создает систему связи между отдельными документами с помощью встроенных в текст гиперссылок. Гиперссылки помогают структурировать информацию по частям. И информация получается как связанной, так и самостоятельной. А создание гипертекстового пространства требует применения мультимедийных технологий.

Словарь культуры XX века дает следующее определение гипертекста: «Гипертекст — текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов» [37].

Сила гипертекста в Интернете кроется в том, что отдельные тексты связаны между собой в единой среде, что дает возможность благодаря внутренним и внешним ссылкам изучать их не только на одном уровне, но и вглубь, что невозможно сделать в печатном варианте на бумаге. Все это открывает не только новые горизонты для создания информации медиа- производителям, но и обогащает потребителей. Первым гипертекст дает уникальную возможность повысить качество как информации (полноту и достоверность), так и самого продукта, вторым — быть самостоятельным участником и интерпретатором фактов, иметь возможность более полно изучать картину событий и пользоваться альтернативными источниками информации [18; 72].

Очевидно, что невозможно представить в наши дни негипертекстуальную журналистику эффективно существующей. В отсутствии гипертекста кроется одна из главных причин неудач сайтов, размещающих сканы своих бумажных изданий. Чем больше гипертекста в веб-издании, тем оно современнее, популярнее и успешнее [12; 190].

Если говорить непосредственно о текстовых трансляциях спорта, то эту форму интернет-журналистики невозможно представить без гипертекстов и гиперссылок. Аудитория не всегда может понять, что конкретно происходит во время матча, но она всегда может погрузиться в ситуацию. В один клик читатель может узнать все необходимое о конкретном спортсмене, от статистики в текущем матче до показателей в карьере. В частности, посмотрим структуру текстовой трансляции матча «Ювентус» — «Реал» на сайте газеты «Спорт-Экспресс» [46].

В процессе трансляции есть возможность перейти от матча в целом к конкретному игровому эпизоду в частности, посмотреть информацию не только об игроке, но и о командах-соперниках. Фактически каждое второе сообщение представленной трансляции содержит гипертекст или гиперссылку. Синим цветом подчеркнуты объекты «гиперсистемы». На ленте событий высвечиваются «иконки» футбольного мяча или карточки, куда тоже можно перейти и узнать подробности. Рядом с описанием мы найдем видео с забитым голом или опасным моментом. Некоторыми эпизодами игры можно поделиться в социальных сетях, в частности, в Твиттере.

Представить себе текстовую онлайн-трансляцию спорта без элементов гиперссылок просто невозможно. Такой текст будет «сухим» и неконкурентоспособным в интернет-пространстве.

1.2 Особенности журналистики в режиме онлайн

На сегодняшний день не вызывает сомнений, что к традиционным подсистемам СМИ, то есть газете, радио и телевидению, примкнула интернет-журналистика, или журналистика-онлайн. Преимущества такой журналистики очевидны. Она, несомненно, самая оперативная. Постоянный контакт со своей аудиторией, со своими читателями делает ее интерактивной. А возможность в любой момент вернуться к материалу, погрузиться в тему самостоятельно или даже высказаться самому (благодаря блогам, чатам и социальным сетям) делают интернет-журналистику уникальной. Сегодня к тысячам ежедневных газет и журналов, представленных во Всемирной паутине, присоединились практически все телеканалы и радиостанции. Интернет проникает во все сферы нашей деятельности и вполне претендует на звание «пятой власти» [13; 25].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Цена диплома

«Есть чисто интернетовские СМИ, они составляют жесткую конкуренцию печатным СМИ, у которых падают тиражи и рекламные доходы. В связи с этим и некоторые крупные «бумажные» издания заявляют об отказе от печатных версий и переходят на работу только в Интернете» [17;36].

Онлайн-издания печатных СМИ и вообще онлайн-журналистика предполагают постоянное обновление — информация при этом может меняться ежечасно и даже поминутно. При этом может идти речь об оперативном освещении уже не конкретного дня, а конкретных событий [13; 28].

До сих пор в интернете не стерлось различие между сетевыми изданиями «от журналистики» и журналистскими изданиями «от интернета». Первые привносят в интернет профессионализм в области слова, но используют возможности коммуникативного пространства лишь частично, оставаясь в вещательной парадигме; вторые, напротив, активно используют все новейшие формы интерактивных коммуникаций, но еще не успели выработать соответствующий этой деятельности языковый стиль и вкус. Но следует отметить, что эти два полюса интернет-журналистики неуклонно сближаются.

Всемирная паутина вносит в журналистику много нового. По мнению А.А. Калмыкова и Л.А Кохановой, интернет-журналистика на сегодняшний день является:

интерактивной;

персонально ориентированной;

инфоцентричной;

мгновенной;

масштабируемой;

гибкой;

взаимосвязанной;

экономичной.

Интерактивность

Интерактивность, или диалоговость, заложенная в основу веб- технологии, вынуждает журналистику отказываться от однонаправленных способов коммуникации. В сети творчество направлено не на абстрактную аудиторию, что позволяет получать обратную связь и узнавать реакцию читателя.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В дополнение к интерактивности, персональный подход дает возможность учитывать потребности и привычки конкретного читателя или группы читателей.

Инфоцентричность

Глубокая иерархичность информации позволяет не загружать ненужными деталями основное изложение.

Мгновенность

Скорость передачи информации читателю делает интернет- журналистику самым оперативным и менее опосредованным средством массмедиа.

Измеримость

Различные метрики, счетчики, статистика посещаемости и активности позволяют быстро и точно оценить популярность той или иной публикации и определить, какой материал вызвал интерес, а какой — нет.

Гибкость

Благодаря гибкости материал может быстро обновляться и подаваться самым замысловатым образом, а посетителям предоставляется возможность самим участвовать в процессе. Таким образом, их интерес постоянно поддерживается.

Взаимосвязанность

Она же гипертекстовость, которая может реализовать нелинейную связь различных типов информационных носителей (текста, аудио- или видеозаписи).

Экономичность

Производство и постоянное обеспечение веб-издания обходится гораздо дешевле бумажного, даже несмотря на затраты на технику, специалистов, маркетологов и проч. [12; 16-17].

К понятию онлайн-журналистики В.В. Кихтан помимо всего вышеперечисленного добавляет еще некоторые свойства: актуальность, мультимедийность, доходность. А под «масштабируемостью» понимает возможность архивирования и большой объем памяти [13; 28].

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Онлайн-журналистика объединяет в себе авторское творчество, креативность и высокую технологичность, которая позволяет журналисту оперативно и избирательно донести информацию до своего персонального читателя.

Интернет-журналистика стала полноправной частью всего медийного пространства и с каждым днем играет все большую роль. Все уважающие себя средства массовой информации имеют собственные сайты, где ведут полноценную деятельность. Более того, интернет имеет ряд преимуществ на фоне конкурентов, таких как оперативность, интерактивность, экономичность и измеримость. Еще одним из преимуществ является гипертекстовость. Она позволяет сделать материал многоуровневым и мультимедийным, а читателю дает возможность самостоятельной интерпретации информации. Но помимо технологий, у интернета есть своя культура, со своим языком и аудиторией.

.3 Специфика языка интернет-коммуникации

Как было написано выше, на сегодняшний день Интернет перестал быть только источником информации. Мгновенность связи и ее доступность позволяют Интернету быть полноценным инструментом для коммуникации [24; 23]. В Сети субъект может надеть любую, удобную для себя маску. Перед пользователем нет никаких психологических страхов. Различные социальные сети, блоги, конференции и пр. позволяют с лихвой самореализоваться и проявить собственное «я». Коммуникация становится значительно проще.

С каждым днем меняется наш язык. В Интернете, безусловно, есть свои языковые средства. Это и интернет-сленг, который переходит и в нашу повседневную жизнь, и повсеместная публицистичность стиля, и специфика эпистолярного жанра, который проявляется в электронных письмах и сообщениях.

Немаловажную роль играет вербальная и невербальная составляющая. В живом общении невербальное поведение существенно преобладает над словами. В интернет-коммуникации такого перевеса не может быть в принципе, если не сказать, что ситуация прямо противоположная. Здесь отсутствует мимика, жестикуляция, нет никаких голосовых средств. Одним из немногих путей решения этой проблемы стали так называемые «смайлики» или «скобочки». В текстовой трансляции спорта роль «смайликов» выполняют графические символы, о которых мы скажем позже.

Помимо смайликов для компенсации тембра голоса и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый «CapsLock», т.е. написание заглавными буквами, который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса [7]. Кроме того, протяжность голоса может обозначаться многократным повторением одной буквы («гооооол»), а эмоциональность компенсирует большое количество знаков препинания. В частности, восклицательных знаков («гооол!!!!!»). Особенно ярко это выражается в объекте нашего исследования, в текстовых трансляциях спорта, потому что эмоциональность — неотъемлемый атрибут спортивного журналиста. В текстовых трансляциях можно встретить совокупность всех «эмоциональных заменителей».

Особенности интернет-коммуникации несколько осложняют работу автора спортивных трансляций. Если репортер на радио и телевидении может подчеркнуть опасный момент повышением голоса или интонацией, то эмоциональность в Интернете выражается шрифтом, знаками препинания, заглавными буквами. В то же время пользователь Сети не так скован различными барьерами, в том числе психологическими. Что касается лексики, то инструментом эмоциональной выразительности в интернет- коммуникации служат междометия. По различным данным, в текстовых сообщениях междометия занимают уверенное второе место вслед за общеупотребительными словами.

Согласно толковому словарю русского языка Ожегова, в грамматике междометие — неизменяемое слово, непосредственно выражающее эмоциональную реакцию, чувство, ощущение, напр. ай, ах, ба, ого, ох, ух, фи, эх [36;348].

Междометия являются заменителями известных определенных выражений и целых предложений. Употребление междометий в качестве членов предложения, стоящих в связи с другими членами, очень редко. Эмоциональность, создаваемая междометиями, распространяется на все высказывание. Поставленное в начале отрывка, междометие придает всему высказыванию окраску, вытекающую из самого значения междометия. Поэтому междометие часто можно рассматривать как начальный сигнал аффективного, эмоционально напряженного отрезка высказывания [25].

.4 Устно-письменная речь в Интернете

По Закону «О государственном языке Российской Федерации» языком СМИ должен быть именно государственный язык, а им является только литературный русский язык [30]. Национальный русский язык гораздо шире литературного. В него входят и территориальные диалекты, и просторечия, и различные жаргоны (арго, сленг), которые в отличие от литературного языка имеют узкую распространенность, т. е. понятны не везде и не всем и не имеют письменной формы. К тому же они очень ограничены в своих функциях и пригодны лишь для бытового общения.

СМИ оказывают огромное влияние на жизнь страны и языковую компетентность населения, поэтому для журналиста важно максимально полно владеть своим инструментом — возможностями языка. При этом сле- дует знать возможности языковой системы, нормы и границы допустимого их варьирования. Журналист обязан соблюдать нормы литературного языка и помнить, что, не выходя за их пределы, он может выразить все, что хочет. При этом он должен пользоваться современным литературным языком, а не идти по легкому пути следования языковой моде [15; 27].

По мнению М.А. Кормилицыной и О.Б. Сиротиной, язык СМИ зависит еще от одного свойства СМИ — их обязательной злободневности. Передаваемая ими информация, оказываемое ими воздействие, актуальны сегодня. Старые газеты интересны только специалистам, изучающим историю страны, города, языка «того времени», поэтому журналист всегда в цейтноте. В отличие от писателей у него нет возможности долго работать над текстом: не только через год — завтра текст просто уже не будет нужен. Из-за спешки, особенно в прямом эфире, когда нет времени даже на элементарное продумывание фразы, проскальзывают явные огрехи (от непроверенной информации до оговорок). Поэтому в печатных СМИ очень велика роль выпускающего редактора, а на радио и ТВ редакторы стараются избежать прямого эфира (допущенные в прямом эфире ошибки приходится исправлять уже только в повторе, при этом, как правило, языковые огрехи не исправляются, хотя это следовало бы делать). Имеет значение и статус СМИ (правительственные, федеральные, региональные, корпоративные), место распространенности и характер учредителя и адресата — районная, сельская [15; 7-9]. В СМИ основной адресат не конкретный собеседник, а телезритель или радиослушатель, к тому же массовый. Переспросить адресанта о чем-то не всегда представляется возможным даже в интерактивных передачах. Поэтому речь журналиста для понимания всеми должна быть не только четкой, но еще и полной. Информация, передаваемая журналистом, должна быть необходимой и достаточной для понимания массовым адресатом.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Заказать диплом

В языковую компетенцию входит знание точных значений (почти все слова, кроме терминов, многозначны) и на этой основе умение выбирать самое точное слово, отбирая его из многословного синонимического ряда. Немалую роль играет и техническая составляющая. Если мы говорим о телевидении и радио — это одна форма языка. В прессе и на страницах сайтов другая.

Истории человечества известны две формы существования языка — устная и письменная. Исторически устная речь оказалась первичной. Преимущества устной речи заключаются в ее мгновенности. Письменная форма позволяет сохранять и передавать информацию через время и пространство. Долгое время устная речь могла быть только непосредственной, потом был изобретен телефон, затем радио, а в XXI в. и устная речь, и письменная, приобрели способность храниться и мгновенно передаваться на любые расстояния. В XX в. появились телевидение и фототелеграф, а в XXI все пришло время Интернета.

У обоих видов общения — устного и письменного — есть свои достоинства и недостатки. Они воспринимаются разными органами чувств, и поэтому письменная речь допускает перечитывание, а устная без помощи техники не дает возможности переслушивания. Достоинства письменной речи в том, что она хорошо хранится и передается на далекие расстояния. Кроме того, она нормативная, ее можно анализировать. Например, при столкновении с иностранным языком, устную речь мы не всегда можем моментально проанализировать. В письменной речи организации текста в сознании адресата помогают не только вербальные средства, но и графические (размер и тип шрифта, кириллица или латиница, подчеркивания) и даже цвет [15; 36]. На синхронном уровне письменная речь — это, скорее, запись устной. Устная речь гораздо быстрее письменной, что является большим достоинством, если дело касается родного языка носителей. Наконец, она гораздо богаче письменной. Среди ее средств: громкость, всевозможные интонации, особые выделения фрагментов речи голосом (например, логическое ударение и т.п.). Есть много языковых единиц, которые невозможно точно записать. Например, хмыканье записывается с помощью условного «хм», хотя на самом деле произносится нечто иное. То же касается и так называемого « эканья», которым мы заполняем паузы. Устную речь, как правило, сопровождают мимика и жесты.

Устная речь в СМИ заранее подготовлена, часто она просто читается по телесуфлеру, невидимому с экрана. Но дело не только в этом: в письменной и устной речи разные нормы порядка слов, длины фраз, разное восприятие причастий и деепричастий. Готовя текст для устного произнесения, надо продумывать и его «устный характер», иначе прозвучит не устная, а прочитанная речь, которая воспринимается только на 50%. Продумывается все, но воспроизвести все продуманное без телесуфлера, точно уложившись в положенное время, практически невозможно. Точно воспроизвести каждый элемент фразы далеко не всегда удается. Если это не прямой эфир, то возможны исправления. Вместе с тем спонтанная речь не бывает непогрешимой: то ненужный повтор слова, то неправильный падеж, то заполнитель паузы, то не очень точно или даже неудачно использованное слово. Для СМИ это, конечно, нежелательно, но отношение к таким огрехам в спонтанной речи более терпимое, чем к нарушениям в нормах ударения, употреблению нелитературных слов и форм или их сочетаний.

Пишущий журналист несет ответственность за правильное толкование текста и за соблюдение норм языка (орфографических и пунктуационных). Соблюдение лексических и грамматических норм обязательно как для говорящего, так и для пишущего. В письменной речи всегда существует риск допустить грамматическую ошибку или описаться, но эти ошибки легче воспринимать, в отличие от тех, что воспринимаются на слух (например, неправильно поставленное ударение).

Пишущий журналист более свободен в использовании возможностей языка. Во-первых, устная речь не терпит длинных предложений, поскольку оперативная память человека ограничена всего 7 ± 2 элементами. Большее количество слов в предложении может нести за собой неправильное восприятие информации. Второе ограничение касается использования причастий и деепричастий. Оба этих условия продиктованы ограниченным объемом оперативной памяти как у слушающего, так и у говорящего [15; 10].

В целом, различия устной и письменной речи понятны.

·Устная речь динамична, а письменная статична.

·Письменная форма позволяет сохранять и передавать информацию через время и пространство, устная приобрела это качество только благодаря технологиям записи и воспроизведения.

·Устная речь мгновенная, то есть между производством и восприятием устной речи нет временных пауз, в письменной речи паузы есть.

·Говорящие, как правило, общаются лицом к лицу, используя невербальные компоненты, письменную речь обогащают графические элементы.

·У письменной речи есть ряд синтаксических и грамматических особенностей, ряд разговорных слов почти никогда не употребляется в устной речи и наоборот.

·Ошибки, возникающие во время устной речи, не могут быть исправлены, в письменной речи исправляются.

Можно утверждать, что с появлением Интернета появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным, а в каком-то — устным. Воспринимается этот тип речи визуально, то есть глазами, и технически это письменная речь. Но с точки зрения структуры используемого языка это устная речь.

Нужна помощь в написании диплома?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В своей книге «Гипертекст и электронная коммуникация» Т.И.Рязанцева вводит термин «речевой коммуникации в электронной среде» и сравнивает его с традиционными формами языка.

Реализация основных коммуникативных принципов и стратегий в электронном формате речи имеет существенные особенности по сравнению с устной и письменной речью [26;222].

Электронная коммуникация обладает рядом существенных функционально-прагматических особенностей. Рассмотренные выше особенности электронного дискурса свидетельствуют, что он имеет черты как устной, так и письменной речи и является своеобразным «письмом через говорение». На его функционировании сказываются особенности коммуникативной ситуации и отношений между участниками коммуникации. В результате в электронном дискурсе происходит конвергенция устной и письменной форм речи.

Конвергенция (от латинского convergere — приближаться, сходиться) важнейший процесс, лежащий в основе современных изменений СМИ. Суть понятия «конвергенция» наилучшим образом передает термин «слияние» [19; 8]. Компьютерные технологии оказывают определенное влияние на использование языка. Сюда можно отнести:

сближение текстовой и невербальной информации за счет одновременного использования различных семиотических систем;

сближение между тематической цельностью сообщения и формальной связностью, сближение формы и содержания;

конвергенцию языков.

Электронный дискурс характеризуется особыми отношениями между участниками коммуникации, благодаря чему в нем происходит:

конвергенция коммуникативных ролей и размывание дистанции между автором и читателем;

кон

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

882

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке